Субъекты семейного конфликта

Субъекты и участники конфликта;

Лекция № 5. Субъекты и участники конфликта, динамика уровней развития.

Тема 2. Общая теория конфликта

1. Определение уровней конфликта.

2. Основные характеристики субъектов и участников конфликта

3. Выявление и исследование интересов и целей участников конфликта

4. Выбор стратегии поведения в конфликте

Прежде, чем приступить к анализу роли и значения участников конфликтов, следует остановиться на уровнях рассмотрения самих конфликтов. Выделяют несколько уровней: психологический, социологический, политологический, геополитический.

Психологический уровень характерен для межличностного конфликта. В этом случае имеет место:

− противоборство физических лиц (от 2-х и более);

− в основе конфликта лежат личностные противоречия;

− конфликт может разрастаться до групповых масштабов, со временем могут складываться групповые противоречия.

Социологический уровень преобладает при исследовании этнических, классовых, групповых конфликтов. Здесь противоборствуют социальные группировки, а не индивидуумы;

− в основе конфликта лежат групповые противоречия;

− отстаиваются групповые, а не индивидуальные позиции;

− однако велика роль отдельных личностей (лидеров, руководителей);

− стычка 2-х и более людей может быть эпизодом конфликта.

Эти социальные конфликты отличаются:

1. Нетерпимостью и стремлением к максимальной личной вовлеченности всех своих членов в противоборство.

2. Не всегда наблюдается четкая идентификация групп.

На политологическом и геополитическом уровне рассматриваются государственные и межгосударственные конфликты. Субъекты этих конфликтов (личности, группы, государства) занимают весьма значительное социально-политическое положение и находятся в политической, а порой и экономической зависимости друг от друга. Интересы противоборствующих субъектов зачастую выходят за рамки определенной личности или какой-либо группы, а носят общенациональный, межнациональный характер.

Таким образом, участниками конфликтов могут быть как физические лица, так и разнообразные по составу и количеству социальные группы и общности. В массовых и длительных конфликтах возможны перегруппировки участников, временные коалиции, сговор и возникновение внутренних конфликтов, что ведет к усложнению конфликта и запутывает картину.

Понятия «субъект и участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.

Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.

Косвенные участники могут:

а) провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;

в) поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта», предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной или третьим участником.

Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой.

Ранг в переводе с немецкого — звание, чин, разряд, категория. В социальной конфликтологии он определяется по принципу высший – низший и предполагает позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. Авторы книги «Внимание: конфликт!» предложили следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):

1. Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы.

2. Оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие групповые интересы.

3. Оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп.

4. Высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени закона.

В реальном конфликте каждая из сторон стремится понизить ранг противника и повысить свой собственный. Например, прокурор, имеющий высокий ранг государственного обвинителя, уличенный во взятках, может перейти в ранг частного лица, преследующего свои интересы. А обвиняемый прокурором индивид — стать одной из многих жертв недобросовестного обвинителя и тем самым значительно повысить свой ранг в юридическом конфликте. Некоторые исследователи (А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев, С.В. Кудрявцев) считают, что введение в конфликтологию понятия ранги оппонентов непродуктивно. Такое мнение не вполне обосновано, так как на уровне подсознания, в своих субъективных оценках, на уровне общественного мнения участники конфликта «наделяются» определенными рангами, хотя с юридической точки зрения для этого и нет оснований.

Социальный статус – это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностьюправ и обязанностей. Статус может оказывать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте. Например, статус депутата Государственной Думы или Совета Федерации гарантирует депутатскую неприкосновенность. Статус беженца предполагает определенные политические, экономические и другие льготы. Статус матери может быть учтен при определении меры наказания за правонарушения и т. д.

Участники конфликта не представляют собой однородную массу, они более-менее структурированы и выполняют определенные социальные роли, в зависимости от собственных интересов и позиций.

Противоборствующие подстрекатели, посредники, судьи

стороны пособники, организаторы

Первые группы (1) вторые группы (2) третьи группы (3)

Схема разрастания конфликта

studopedia.su

Юридические конфликты классифицируются по различным основаниям. С точки зрения причин возникновения все конфликты можно разделить на объективные, то есть вызванные внешними обстоятельствами, и субъективные, зависящие главным образом от особенностей характера и поведения их участников. В зависимости от сфер проявления конфликты можно разделить на экономические, политические, военные, культурные, межнациональные, бытовые и т. д. Можно выделить конфликты внутригосударственного и международного характера.

Конфликты по отраслям права возможны практически в любой из отраслей права. Наиболее распространены конфликтные взаимоотношения, связанные с вопросами гражданского, трудового, семейного, финансового, административного, конституционного права. Наиболее опасны криминальные конфликты. Особую группу составляют конфликты, регулируемые нормами международного права. Могут быть конфликты и смешанного характера, которые подпадают под действие норм различных отраслей права.

Рассмотрим характерные особенности некоторых видов юридических конфликтов. Например, специфика политических конфликтов определяется не только объектом правового регулирования, но и особенностями их субъектов. Субъектами политического конфликта являются как отдельные индивиды, различные социальные группы, общности, так и их организации (политические партии, объединения, движения и т. д.). Объектом политических конфликтов выступают не только права и свободы отдельных людей, но и политические притязания и интересы целых социальных групп и общностей, в том числе политических партий и объединений.

Причинами межнациональных конфликтов могут быть как территориальные споры, так и различные межнациональные разногласия, связанные с дискриминацией граждан по национальному признаку, массовыми нарушениями прав человека и национальных меньшинств. Межнациональные конфликты чаще всего имеют политический характер и нуждаются в урегулировании не только юридическими механизмами, но и политическими путями и средствами.

Конфликты в сфере гражданских правоотношений в основном носят имущественный характер. Это — вещные правоотношения, связанные с обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления), и обязательственные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому. В некоторых случаях предметом гражданско-правового конфликта могут быть и нематериальные блага (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, право авторства). Субъектами этих споров выступают чаще всего физические и юридические лица.

Трудовой конфликт (индивидуальный или коллективный) представляет собой спор между работником (коллективом), с одной стороны, и работодателем (администрацией предприятия), с другой, по поводу применения законодательства о труде и связанных с ним трудовых правоотношений. Субъектами трудового конфликта выступают работник или коллектив предприятия и работодатель в лице администрации.

Семейно-правовые конфликты имеют особую специфику, так как связаны с личной жизнью людей. Жизнь семьи связана не только с личными взаимоотношениями супругов, родителей и детей, родственников, но и с имущественными отношениями, возникающими между ними. И те, и другие отношения могут приводить к конфликтам в семье.

Семейно-правовой конфликт можно определить как противоправное поведение супругов и других членов семьи в сфере семейных отношений (личных и имущественных) по поводу удовлетворения своих интересов. Мотивация поведения субъектов в семейных конфликтах может быть разной: и нежелание супругов жить вместе, и споры имущественного характера и т. д.

Для криминального (уголовно-правового) конфликта характерны следующие особенности. Во-первых, правовая природа криминального конфликта состоит в том, что данный конфликт связан с нарушением уголовного закона. Во-вторых, объектом криминального конфликта всегда выступают охраняемые уголовным правом общественные отношения (права и свободы человека и гражданина, государственная и общественная безопасность, общественный порядок и порядок управления, мир и безопасность человечества и т. д.).

В-третьих, объективную сторону криминального конфликта составляет действие или бездействие субъекта этих отношений. В-четвертых, в криминальном конфликте сторонами выступают, с одной стороны, лицо, совершившее преступное деяние, а с другой лицо, чьи интересы нарушены (личность, организация, общество, государство).

В-пятых, субъективная сторона криминального конфликта состоит в том, что субъект осознает противоправность своего действия (бездействия). Мотивы криминального конфликта могут быть различны. Это такие негативные явления, как месть, ревность, неприязнь, жажда обогащения и т. д. Таким образом, криминальный конфликт можно определить как преступное поведение субъекта, предусмотренное уголовным законодательством.

isfic.info

Лекция 6. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Содержание: 1. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения. 2. Особенности конфликтов между родителями и детьми. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВладимир Братухин

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ презентация

Понятие семейного конфликта и способы его разрешения.

Особенности конфликтов между родителями и детьми

Об этом и многом другом вы узнаете из презентации о конфликтах в семье!

Презентация на тему: » Лекция 6. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Содержание: 1. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения. 2. Особенности конфликтов между родителями и детьми.» — Транскрипт:

1 Лекция 6. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Содержание: 1. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения. 2. Особенности конфликтов между родителями и детьми.

2 Понятие семейного конфликта и способы его разрешения

3 Микро- и макросреда Тактика Стратегия Тактика Стратегия Конфликтное взаимодействие Субъект конфликта Мотивы, взгляды КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА ПО ОЦЕНКАМ СПЕЦИАЛИСТОВ В 80-85% СЕМЕЙ ПРОИСХОДЯТ КОНФЛИКТЫ, А В ОСТАЛЬНЫХ 15-20% ВОЗНИКАЮТ ССОРЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВОДАМ Семейные конфликты – это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов Мотивы, взгляды ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА Субъект конфликта

4 Конфликты между супругамиКонфликты между родителями и детьми Конфликты между супругами и родителями каждого из супругов Конфликты между бабушками (дедушками) и внуками СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

5 Малая социальная группа личные, в большей части психологические качества супругов и особенности внутрисемейных отношений В самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы или как социального института заложены противоречия. А конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, обнаруживает себя во взаимоотношениях и взаимодействии членов семьи. МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК (в %) рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства и др. Социальный институт влияние внешних субъективно-объективных условий: ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

6 1-й кризисный период «УЗНАВАНИЕ» Я + Я = МЫ В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов – до 30% 2-й кризисный период «ПОЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ» В этот период меньше внимания уделяется мужу, больше ребенку, повышаются физические нагрузки 5-й кризисный период В этот период усиливается эмоциональная зависимость жены с переживаниями по поводу возможных измен мужа, стремление мужа проявить себя на стороне, «пока еще не поздно» (после лет) 6-й кризисный период Связан с уходом из семьи последнего ребенка. Возникают конфликты из-за отсутствия общего дела – воспитание детей 3-й кризисный период «МОНОТОННОСТЬ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» В этот период (7-10 лет) появляется дефицит чувств, наступает насыщение друг другом 4-й кризисный период В этот период наступает новый возраст любви, перенос энергии на деятельность, обнаруживаются разные взгляды на вещи (11-17 лет – пик разводов) КРИЗИСНЫЕПЕРИОДЫ В СЕМЬЕ В СЕМЬЕ Исследования показывают, что 67% жен критикуют мужа при знакомых, а 13% — даже очень часто. И только 31% жен не критикует своих мужей.

7 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ (исходя из частоты, глубины и остроты конфликтов) КРИЗИСНАЯ СЕМЬЯ (противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи) КРИЗИСНАЯ СЕМЬЯ (противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи) НЕВРОТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ(здесь основную рольиграют не наследственныенарушения в психике супругов,а накопление воздействияпсихологических трудностейв ходе совместной жизни) НЕВРОТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ(здесь основную рольиграют не наследственныенарушения в психике супругов,а накопление воздействияпсихологических трудностейв ходе совместной жизни) КОНФЛИКТНАЯ СЕМЬЯ (между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение) КОНФЛИКТНАЯ СЕМЬЯ (между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение) ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ(характерно возникновениеособо трудных жизненныхситуаций, способныхнанести ощутимый ударстабильности брака) ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ(характерно возникновениеособо трудных жизненныхситуаций, способныхнанести ощутимый ударстабильности брака)

8 Неудовлетворенная потребность в самоутверждении Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе Эгоизм и завышенная самооценка у одного или у обоих супругов Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей или несовпадение взглядов на методы воспитания Различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи Сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов разные типы темперамента супругов и неумение учитывать тип темперамента непонимание как результат нежелания вести диалог вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия ревность, супружеская неверность или половая холодность одного из супругов В БЫТУ РАСПРОСТРАНЕНЫ «ТРИ НЕВЕЖЕСТВА»: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ СУПРУГОВ; ПОЛОВОЕ НЕВЕЖЕСТВО; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАЛОГРАМОТНОСТЬ (Ю.Рюриков)

9 СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ Весь спектр причин семейных конфликтов: взгляды на семью, потребности, ожидания, взаимоотношения, дети, работа, отдых, быт и т.д. ПРИЧИНА КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ Издержки воспитания детей; ригидность семейный отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор ПРИЧИНА КОНФЛИКТ РОДСТВЕННИКОВ Авторитарное вмешательство родственников ПРИЧИНА ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ, ИСХОДЯ ИЗ ИХ СУБЪЕКТОВ Ситуация: Галя, молодая жена, любила своего мужа, но не решалась отпускать его одного в магазин, не выпускала его одного для решения житейских проблем в доме, из-за боязни, что он задержится поболтать со смазливой соседкой. Вот так, дрожащими руками неуверенной в себе собственницы она держалась за своего мужа – Предложите решение ситуации: Решение: Заповедь «С любимыми не расставайся» неверна. Любить – значит отпускать на все четыре стороны. Но так, чтобы любимый знал: его ждут! ХОРОШО ПОДОБРАННАЯ ПАРА ТА, В КОТОРОЙ ОБА СУПРУГА ОДНОВРЕМЕННО ОЩУЩАЮТ ПОТРЕБНОСТЬ В СКАНДАЛЕ. (Ж.Ренар)

10 ЦЕННОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Наличие противоположных интересов и ценностей. ПРИЧИНА ПОЗИЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ Борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потребности в значимости «Я» одного из членов семьи ПРИЧИНА СЕКСУАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Психосексуальная несовместимость супругов ПРИЧИНА ЭМОЦИОНАЛЬН ЫЕ КОНФЛИКТЫ Неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного из членов семьи) ПРИЧИНА ХОЗЯЙСТВЕННО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ Противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи ПРИЧИНА ТИПЫСЕМЕЙНЫХКОНФЛИКТОВ, ИСХОДЯ ИЗ СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЧЕМУ БЫ И НЕ ЛЮБИТЬ СВОЮ ЖЕНУ? ЛЮБИМ ЖЕ МЫ ЧУЖИХ. (А.Дюма – сын)

11 Преждевременные извинения Отказ принимать борьбу всерьез Цепная реакция: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку Лицемерие – давать обещания, но не делать никаких попыток их выполнить Косвенное нападение (например, на кого-то или что-то дорогое для партнера, удар рикошетом) Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, попытки выйти из ситуации (лечь спать, отмалчиваться в ответ на упреки или жалобы) Нанесение удара ниже пояса (использование интимных знаний о партнере) «Подкоп» (намеренное создание у партнера чувства эмоциональной небезопасности, озабоченности и тревоги) Попытка объяснить происхождение чувств партнера Предательство (в трудной для партнера ситуации не встать на его сторону или присоединиться к нападкам на него) Выбор псевдоприспособлен- ческой тактики (притвориться, что соглашаешься с точкой зрения партнера ради кратковременного мира, и ради этого же загонять вглубь сомнения, негодования и т.п.) РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ В ХОДЕ СЕМЕЙНОГОКОНФЛИКТА ЕСЛИ БЫ СУПРУГИ НЕ ЖИЛИ ВМЕСТЕ, УДАЧНЫЕ БРАКИ ВСТРЕЧАЛИСЬ БЫ ЧАЩЕ. (Ф.Ницше)

12 Обязательно объявляйте перерывы в борьбе и заполняйте их чем-то для себя приятным Ясно определите предмет борьбы Повторяйте каждый аргумент супруга своими словами, чтобы самому проникнуться его проблемами и чтобы он услышал свои претензии со стороны Планируйте «схватку» на специально выделенное время, что бы не втягивать в борьбу окружающих Стремитесь полностью выразить свои чувства – как положительные, так и отрицательные. Не оставляйте ничего за душой, «на потом» Постарайтесь определить насколько глубоко каждый из вас прочувствовал свою «схватку» в борьбе. Это поможет понять, сколько вы можете уступить Всегда будьте готовы к новому этапу борьбы – интимная борьба более или менее непрерывна Определите, как каждый из вас может помочь другому в решении проблемы Постарайтесь оценить борьбу, сравнив новые знания, которые вы из нее вынесли, с ранами, которые она вам нанесла. Выигрывает, разумеется тот, чьи потери существенно меньше новых знаний Будьте предельно корректны, критикуя партнера, и обязательно дополняйте свою критику конструктивными предложениями по улучшению вашего партнера и вас самих КОНСТРУКТИВНЫЕ СТИЛИ В ХОДЕ СЕМЕЙНОГОКОНФЛИКТА ЛЮБЯЩАЯ ЖЕНА СДЕЛАЕТ ДЛЯ МУЖА ВСЕ, ЗА ОДНИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ: ОНА НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАНЕТ КРИТИКОВАТЬ ЕГО И ВОСПИТЫВАТЬ. (Дж.Пристли)

13 Заранее несколько отстранитесь от любимого (не заставляйте его идти на конфликт; не высказывайте обидных упреков) Попытайтесь начать откровенный разговор Устройте неожиданный маленький семейный праздник Окажите особые знаки внимания и любви СОВЕТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮСЕМЕЙНОГОКОНФЛИКТА БРАК – ЭТО ДОЛГИЙ РАЗГОВОР, ПРЕРЫВАЕМЫЙ СПОРАМИ (Р.Стивенсон)

14 Вопрос 4 Особенности конфликтов между родителями и детьми

15 В природе нет такой семьи, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями Тип внутрисемейных отношений (гармоничный и дисгармоничный) Возрастной кризис детей (кризис первого года; кризис «трех лет»; кризис 6-7 лет; кризис полового созревания; подростковый кризис лет) Личностный фактор (родителей и детей) Деструктивность семейного воспитания (разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательност ь, неадекватность действий родителей по отношению к ребенку; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение уроз, осуждений и наказаний Реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера) Реакция отказа (неподчинение требованиям родителей) Реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями)

16 Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка) Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля) Конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания) Конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния Подкрепление словесных требований родителей обстоятельствами воспитательного процесса в отношении ребенка Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий. Интерес родителей к внутреннему миру детей, их проблемам, заботам, интересам, увлечениям и состоянию

www.myshared.ru

Субъекты семейного конфликта

1.2. Предмет, объект, субъекты, функции и границы конфликта

Предмет конфликта – это объективно существующая или представляемая проблема, являющаяся причиной расхождений во взглядах и интересах оппонентов и поэтому требующая разрешения. Предметом конфликта могут стать ценности и установки, материальные ресурсы и способ их распределения, различное статусное положение и т. д.

Объектом конфликта выступает то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие” 12 . Объектом конфликта в принципе “может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов” 13 . При этом важно отметить, что объектом конфликта они становятся лишь тогда, когда попадают на пересечение интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному контролю над ним. В отдельных случаях конфликт может и не иметь явно выраженного объекта. Например, случайный прохожий делает замечание хулигану, что приводит к конфликту сторон. Здесь нет объекта конфликта, за обладание которым борются стороны. Причина же возникновения конфликта здесь – нарушение одним нравственных представлений другого, она может быть и не мотивирована.

Субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, т. е. его активные стороны. В конфликтной ситуации могут оказаться и отдельные лица, и группы лиц, и социальные группы, и другого типа общности, например формальные или неформальные организации. Кроме того, в конфликтах могут участвовать и косвенные участники. Часто присутствуют свидетели, пособники, посредники, арбитры, некоторые из которых могут иметь латентную (скрытую) форму. Например, некоторые лица могут провоцировать конфликт, вовлекая в него других участников, сами оставаясь при этом в тени. Тем не менее они фактически являются участниками конфликта.

Функции конфликта. Конфликты имеют как негативные, так и позитивные последствия. Наиболее наглядно функции конфликта раскрыты в учебнике И. Е. Ворожейкина, А. Я. Кибанова, Д. К. Захарова “Конфликтология” 14 . Воспользуясь указанной классификацией, в общем виде представим в табл. 1 позитивные и негативные стороны функций конфликтов.

Любая из функций конфликта одновременно несет и позитивную, и негативную нагрузку. Реализация отдельных позитивных моментов приводит к появлению некоторых негативных последствий.

Функции конфликтов и их последствия

Границы конфликта можно определить в пространстве и во времени. Особенно важно четкое определение пространственных границ при диагностике макросоциальных конфликтов, главным образом международных. Знание территориальных границ конфликта облегчает задачу определения его участников, позволяет принять превентивные меры. Временные границы конфликта характеризуются его началом, концом, продолжительностью.

www.e-reading.club

37. Понятие, субъекты и объекты семейного права.

Семейные правоотношения — общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления, или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

1.Субъекты — супруги, бывшие супруги, усыновители, дети, родные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки, воспитанникт, фактические воспитатели, пасынки и падчерецы, отчим и мачеха, опекуны и попечители, приемные родители и приемные дети, приемная семья.

2. Объекты — являются действия и имущество.

Действия можно разделить на две группы:

— Положительные — выбор супругами фамилии, рода занятий, места жительства и пребывания, предоставление средств на содержание детей и других членов семьи, и т. п.

— В форме воздержания – родит. не вправе совершать действия причиняющие ущерб физ-му и псих-му здоровью детей; лица, кот-м известна тайна усын-я обязаны хранить ее.

Имущество — в граж-ом праве термин имущество употребляется в 3х значениях:

— Как вещь или определенныя совокупность вещей

— Как совокупность имущественных прав конкретного лица

— Как совокупность имущественных прав и обязанностей конкретного лица

В каждом отдельном случае понятие имущество определяется с учетом содержания конкретного правоотношения и нормы права, подлежащей применению.

38. Порядок и условия заключения брака.

1.Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2.Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Порядок заключения брака

1.Производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При особых обст-х (беременности, угрозы жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2.Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3.Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Условия заключения брака

– различие (противоположность) полов.

– взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак.

– достижение брачного возраста – 18 лет. С разрешения органа местного самоуправления, в брак может вступить лицо достигшее 16 лет(при уваж. Прич). Предусматривает также возможность вступления в брак лиц моложе 16 лет, с учетом особых обстоятельств, если условия и порядок заключения брака в таких случаях установлены законами субъектов Российской Федерации. В принятых законах допускается снижение брачного возраста до четырнадцати при наличии таких особых обстоятельств, как беременность невесты и рождение ею ребенка. Требуется также согласие родителей.

Препятствиями к заключению брака являются:

— Наличие другого брака.

— Усыновление. Не могут заключить брак между собой усыновитель и усыновленный (до тех пор, пока существует усыновление), поскольку усыновленный полностью приравнивается законом к родным детям усыновителя. В то же время допускаются браки между лицами, которые в результате усыновления оказались в отношениях родственников по прямой линии или в положении братьев и сестер.

— Недееспособность лица (лиц), вступающих в брак.

studfiles.net

Субъекты (участники) конфликта

Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Это могут быть — отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается.

Субъекты — участники, стороны конфликта, это взаимно активно противоборствующие стороны социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, или же скрытно и явно поддерживающие конфликт.

Участники конфликта — основной элемент социального конфликта, ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и т.д., которые также могут выступать участниками противоборства. Таким образом, участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое множество.

Роли участников конфликта неодинаковы. Все участники конфликта ведут себя по-разному в зависимости от интересов и роли, которую они выполняют в той или иной ситуации. Ролевое поведение любого участника конфликта, в общем, вполне определено, поскольку связано не только с его собственным желанием или планом, но и с планом соперника, вынуждающими участников к конкретным действиям. Вместе с тем, возможна просто имитация участников конфликта. Иногда субъект как бы «входит в роль» неприменимой конфликтующей стороны, хотя конфликта как такового еще нет, либо уже угасает. Входя «в роль» конфликтующей стороны и многочисленные сутяжники, и склочники, обивающие пороги разных учреждений с действительными или вымышленными претензиями, для удовлетворения которых подчас вовсе не требовалось вступать в конфликтные взаимоотношения.

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта — это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.

В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом — положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта.

Ранг — позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне. Можно выделить следующие типы оппонентов, согласно рангу:

оппонент 1 ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

оппоненты 2 ранга — отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

оппонент 3 ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

оппоненты 4 ранга — государственные структуры, выступающие от имени закона.

В различных конфликтных ситуациях бывает востребован и различный потенциал участников конфликта. Так, если имеет место физическая борьба, ранг оппонентов будет определяться их мускульной силой, в экономических схватках он будет зависеть от экономического потенциала.

К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.

В реальной динамике конфликта, грань между основными и неосновными участниками, часто оказывается подвижной и относительной. Диалектика состоит в том, что в процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами. Конфликт, возникший на бытовом уровне, между двумя соседями, может, со временем, перерасти в межгрупповой конфликт между этническими общностями, в котором уже мало кто вспомнит о первоначальных субъектах. В свою очередь межгрупповой конфликт может перерасти, в международный, и тогда на авансцену выдвинутся уже другие его субъекты. Например, конфликт, возникший в 90-е годы в Югославии между косовскими албанцами и сербами, в последующем перерос в международный конфликт между Югославией и странами, входящими в НАТО, а также в войну НАТО против Югославии.

Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) — они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию. При этом результат вмешательства неосновного участника в конфликт может и не совпадать с его целями. Про такой случай говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад, или современный вариант — «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Среди косвенных участников конфликта следует выделить такие группы, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта конфликта. Они называются группами поддержки. Наглядным примером таких групп и их роли могут служить различные объединения, организации, движения, СМИ и т.д., поддерживающие того или иного кандидата в депутаты (президенты) в его предвыборной борьбе.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники: инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).

Инициаторы (зачинщики) — те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения и даже государства. Это могут быть как основные, так и неосновные участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не участвовать в нем. Человек, затеявший склоку в коллективе, может затем уйти в тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без него.

Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт — значит, продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта. Организатором может быть одна из противоборствующих сторон («теневой»), но может быть и самостоятельной фигурой.

Подстрекатель — это лицо, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать: его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами (группами).

Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности. Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер: материальная, идеологическая, нравственная, ресурсная, информационная, административная и т.д. При групповых конфликтах, особенно когда в них участвует неопределенный круг лиц, многие присутствующие люди фактически выступают как пособники основных участников — противоборствующих сил. Кто — то выкрикивает лозунги, другие угрожающе размахивают палками и бросают камни, подают различные советы, возбуждают окружающих.

Посредники (медиаторы) — третья сторона в конфликте и его косвенные участники.

Посредник — строго нейтральное лицо, третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, призванная обеспечить конструктивное обсуждение проблемы и разрешение конфликта путем достижения согласия, с помощью переговоров. Однако сам посредник не имеет полномочий принимать решение. В определенном смысле посредников можно считать участниками конфликта, особенно тех, которые пытаются не просто разобраться в причинах и обстоятельствах (что делают и судьи), но предотвратить, остановить, разрешить конфликт.

Посредничество — помощь нейтрального человека конфликтующим сторонам в целях урегулирования путем переговоров. Посредничество предусматривает регламентированную процедуру, заканчивающуюся, как правило, подписанием соглашения. Сам посредник не имеет полномочий выносить, или контролировать, какое — либо решение. Посредничество улучшает коммуникацию и подготавливает условия для выдвижения предложений.

Роль посредника — это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта посредника — это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные.

Цель посредничества — добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами. Поэтому посредник должен обладать для этого соответствующими качествами: умением вести переговоры, мудростью, специальными знаниями, культурой общения, высокими нравственными принципами. Он должен занимать также нейтральную позицию по отношению к его участникам даже в том случае, когда его личные симпатии или убеждения идут вразрез с позицией какой-либо из сторон. В противном случае одна из сторон откажется от такого посредника.

В отличие от третейского судьи, которому, принадлежит право вынесения окончательного решения, посредник таким правом не обладает. Его задача — организация и обеспечение переговоров, помощь сторонам конфликта в достижении согласия.

Группа поддержки: друзья; ближние и дальние родственники; сослуживцы. Группа поддержки может быть активной и пассивной.

studbooks.net

Понятие семейного конфликта, его особенности и классификация

Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная па супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Ее уникальность состоит в том, что, будучи полнофункциональной структурой, в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой полнофункциональный системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.

Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера.

Каковы основные особенности семейных конфликтов, без учета которых нельзя эффективно их предупреждать и конструктивно разрешать?

Во-первых, особенностью семейных конфликтов является то, что их основное содержание определяется структурой семейных отношений. С одной стороны, отношениями власти, эмоциональной близости. С другой стороны, правовыми и нравственными обязательствами. А они вытекают из основных функций семьи.

Во-вторых, разнообразие и специфичность причин возникновения семейных конфликтов.

В-третьих, особенность семейных конфликтов заключается в том, что они, как правило, протекают на повышенном эмоциональном фоне и быстро входят в стадию эскалации.

В-четвертых, они отличаются от друг их видов конфликтов весьма разнообразным спектром форм противоборства и разнообразием приемов и способов их разрешения.

В-пятых, особенности семейных конфликтов вытекают и определяются особенностями самой семьи как социального института.

В-шестых, особенностью семейных конфликтов является то, что они тесно связаны с основными этапами и кризисными периодами развития семьи.

В-седьмых, особенность семейных конфликтов заключается в том, что затяжные семейные конфликты и некоторые способы его разрешения, в частности развод, как правило, негативно сказываются на состоянии здоровья его участников. Некоторые из них вообще заканчиваются трагически. Особенно деструктивное влияние семейные конфликты оказывают на детей.

Эмоциональная близость лежит в основе внутрисемейных отношений. Уникальностью семьи как социального института является ее полифункциональность.

К основным функциям семьи относят:

— Хозяйственная функция — удовлетворение материальных потребностей членов семьи (в жилье, пище, одежде и т.д.) с учетом соотношения доходов и имущественного положения супругов

— Репродуктивно-воспитателышя функция- обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве материнстве, воспитании и самореализации в детях, осуществление социализации подрастающего поколения. Обеспечение воспроизводства населения.

— Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи в зависимости от особенностей воспитания, жизненных установок, диапазона приемлемости различных позиций, видов секса, интимной обстановки тех или иных ласк, темперамента и типа личности, возраста, состояния здоровья обоих партнеров. Необходим учет естественных различии в качественном и возрастном смыслах между моделями мужской и женской сексуальности.

— Эмоциональная функция — удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я» в симпатии, уважении и признании, эмоциональном тепле и любви, психологической защите.

— Рекреативная функция — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга и отдыха, взаимном духовном обогащении с учетом интеллектуально-культурных запросов, соотношения образовательных индексов, профилей работы супругов.

— Ценностно-ориентационнан функция — создание оптимальных условий для всестороннего развития личностей, для заботы их друг о друге, выражения единства жизненных целей и устремлений, охраны здоровья всех членов семьи.

— Функция социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто вследствие различных ограничений (возраст, болезни, автономное пребывание и др.) не обладает достаточной способностью самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными требованиями.

Со временем происходят изменения в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий и возраста ее членов. С возрастом супругов значение сексуально-эротической и репродуктивно-воспитательной функций может снижаться, но в этом случае значительно возрастает значение эмоциональной и рекреативной функции. В наше время брак рассматривается как союз, основанный в большей степени на эмоциональных связях, чем на хозяйственно-материальных.

Семейные конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетворения взаимных и индивидуальных потребностей ее членов. Выявлена закономерность: чем больше семья, чем больше взаимодействующих в ней систем, тем труднее членам семьи сотрудничать друг с другом в удовлетворении своих потребностей.

Следует также обратить внимание на то, что нарушение функций семьи затрудняют её функционирование и повышают уровень ее конфликтности.

При анализе причин семейных конфликтов важно учитывать социальные факторы микро- и макросреды. К факторам микросреды следует отнести:

— ухудшение материального положения семьи;

— чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе;

— невозможность нормального трудоустройства супругов или друг их членов семьи;

— длительное отсутствие собственного отдельного жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

Характеризуя факторы макросреды, следует подчеркнуть, что социально-экономическая стабильность в мире, в стране способствует снижению уровня внутрисемейной конфликтности. «Стабильное государство — стабильная семья, стабильная семья стабильное, динамично развивающееся государство».

Динамика семейных конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство его развитию, разрешение конфликта, эмоциональное переживание конфликта). Вместе с тем, семейные конфликты отличаются повышенной эмоциональностью, скоростью протекания каждого из этапов, быстро входят в стадию эскалации.

Осуществляя классификацию конфликтов, следует выделять ряд оснований. Исходя из этих оснований, многообразие семейных конфликтов можно свести к следующим основным типам.

Ценностные-наличие противоположных интересов, ценностей.

Позиционные — борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потребности в признании значимости «Я» одного из членов семьи.

Сексуальные — психосексуальная дисгармония супругов.

Эмоциональные — неудовлетворение потребность в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного из членов семьи).

Хозяйственно-экономические — противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи.

По степени опасности для браков:

Неопасные — возникают при наличии объективных трудностей усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва» — внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться.

Опасные — разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, принципиально пересмотром, свою линию поведения. К примеру, по отношению к родственникам отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ошибки, приемы воспитания и т.п., т.е. ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет.

Особо опасные — которые приводят к разводам.

Открытые (явные) конфликты — словесное и физическое оскорбление супругами друг друга.

Скрытые конфликты — не осознаются и временно не реализуются в поведении супругов.

Открытость и скрытность конфликта предопределяется индивидуально-психологическими особенностями членов семьи; уровнем воспитания; содержанием причин конфликта.

Актуальный конфликт выражается в ярких эмоциональных всплесках, вызванных сиюминутной причиной.

Прогрессирующий конфликт ведет к росту напряженности, когда супруги не могут адаптироваться друг к другу.

Привычный конфликт обусловлен сложившимися в семье стереотипами поведения.

Созидательные — проявляется определенное терпение друг к другу, выдержка и отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта; взаимная готовность к ведению диалога, стремление изменить сложившиеся отношения. В итоге между супругами налаживаются доброжелательные отношения, общение становится более конструктивным.

Разрушительные представляют собой физическое и духовное оскорбление, унижение. В итоге взаимное уважение, общение друг с другом превращается в обязанность, часто неприятную.

На содержание, структуру и динамику семейных конфликтов значительное влияние оказывают особенности семьи как социального института.

Рассматривая семейные конфликты как социально-психологические явления, необходимо учитывать, что их часто,в и острота значительно возрастают в кризисные периоды развития семьи.

Первый кризисный период проявляется в первый год супружеской жизни. Он, как правило, обусловлен необходимостью адаптации супругов друг к другу. Когда два «Я» должны стать одним «Мы». В первый год супружеской жизни происходит эволюция чувств влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом без прикрас. Именно на первый год жизни семьи приходится до 30% разводов.

К основным факторам, влияющим на уровень конфликтности в семье в адаптационный период, следует отнести:

— возможное разочарование супругов друг в друге, обусловленное непродолжительным периодом добрачных отношений;

— трудности в становлении ролевой структуры семьи;

— снижение уровня эмоциональности во взаимоотношениях супругов;

— возможное несовпадение ценностной иерархии молодых супругов;

— материальные и жилищные трудности;

— трудности во взаимоотношениях между молодыми супругами и родителями.

В развертывании семейных конфликтов или их предотвращений существенная роль принадлежит взаимоотношениям супругов с родителями, особенно в случае их совместного проживания. Как правило, чем хуже супруги живут друг с другом, тем чаще они ссорятся с родителями. Причем, если конфликтные взаимоотношения развиваются с родителями супруга (супруги), то в 92 случаях из 100 проявляется острая и тяжелая форма конфликтности. В случае, когда конфликтное взаимодействие развертывается через взаимоотношения с собственными родителями, напряженность конфликта резко снижается, достигая уровня острой и тяжелой формы только в 47 случаях, т.е. практически уменьшается вдвое.

Второй кризисный период связан с появлением первого ребенка. Несмотря на то, что ребенок объединяет, сплачивает молодых супругов, существует ряд факторов обусловливающих очередной всплеск уровня конфликтности. К ним относят:

— ограничение возможностей профессионального роста супруги;

— сужение привычной сферы личностно-привлекательной деятельности (увлечения, хобби и т.п.);

— снижение сексуальной активности супруги, обусловленное необходимостью ухода за ребенком;

— несовпадение взглядов супругов, их родителей по проблемам воспитания ребенка;

— необходимость перераспределения семейных обязанностей, обусловленная появлением ребенка;

— увеличение объема домашних дел, возлагаемых, как правило, на супругу.

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия и монотонности общения.

Данный период, как правило, характеризуется:

— «перенасыщением» супругов друг другом;

— острым желанием новых чувств;

— возможностью измены супругов друг другу, возникновением ревности;

— обострением противоречий по поводу воспитания детей;

— разногласиями в оценке поступков детей.

Четвёртый кризисный период — кризис «ухода из семьи последнего ребенка».

Его возникновение обусловлено:

— проблемами профессионального самоопределения детей; выбором детьми брачных партнеров, несовпадение этого выбора с мнением родителей;

— усилением монотонности и однообразия супружеского общения, притуплением эмоциональных отношений;

— усилением эмоциональной зависимости супруги И ОТ супруга-

— возможным личностным кризисом обоих или одного из супругов;

— выходом на пенсию, боязнью одиночества.

Следует подчеркнуть, что знание факторов, обуславливающих семейные кризисы, позволяет снизить уровень конфликтности семьи в целом.

Затяжные семейные конфликты и некоторые способы его разрешения, в частности развод, как правило, негативно сказываются на состоянии здоровья его участников. Некоторые из них вообще заканчиваются трагически. Особенно деструктивное влияния семейные конфликты оказывают на детей.

Люди, состоящие в браке, в меньшей степени страдают психическими расстройствами, чем те, которые никогда не состояли в браке, чем супруги, живущие раздельно, чем разведенные или овдовевшие. Развод ослабляет иммунную систему как мужчины, так и женщины. Разведенные более подвержены инфекциям, в 6 paз чаще умирают от пневмонии (посещают врачей на 30 % чаще, чем супруги, имеющие нормальную семью).

При анализе возникающих семейных конфликтов необходимо учитывать основные типы конфликтных семей.

Конфликтная семья — между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая сильные, продолжительные отрицательные эмоции. Однако брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, которые скрепляют брак. А также благодаря взаимным уступкам и компромиссам. Как правило, в таких семьях речь о разводе не ведется, супруги находят внутренние резервы для разрешения конфликтов.

Кризисная семья — в таких супружеских союзах противостояние интересов и потребностей супругов носит ярко выраженный характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые, даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссы. К кризисным семьям можно отнести семьи, которые приняли решение о разводе или находятся на его грани.

Проблемная семья — для нее характерно возникновение особо трудных жизненных ситуаций, способных нанести ощутимый удар по стабильности брака. Например, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие жилья, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. С устранением проблемы уровень конфликтности в такой семье снижается.

Невротическая семья — в ней главную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействующих психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, повышенная эмоциональность по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д. Если супруги не обращаются своевременно к психологу, то могут наступить более серьезные психические расстройства, требующие уже оказания помощи со стороны психотерапевта.

Наряду с конфликтами «супруг — супруга» наиболее распространенными являются конфликты «родители — дети». Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.

Необходимо учитывать, что семья далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.

Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей. К ним относят типы внутрисемейных отношений.

Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое превосходство. Для него характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический эффект понимания, принятия и одобрения личности ребенка. Позволяет переводить возникающие конфликты «родители дети» в конструктивное русло, снижает уровень конфликтности семьи.

В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов и детей, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции детей в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняет ся дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. Основными считаются авторитарные методы воспитания, жесткая система зачастую необоснованных запретов, что приводит к преобладанию деструктивных конфликтов. Уровень конфликтности в семье достаточно высокий.

Основной причиной родительских конфликтов, как правило, является неэффективность родительского отношения к ребенку.

Наряду с неэффективностью родительского отношения одной из причин возникновения конфликтов является использование родителями деструктивных стилей родительского воспитания.

Авторитарный (или автократический) стиль характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется четко и неприветливо, основывается на системе запретов.

Попустительский стиль проявляется в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип: «делай, что хочешь». В такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам.

Как кризисы развития семьи оказывают влияние на уровень конфликтности в супружеских взаимоотношениях, так и возрастные кризисы, переживаемые детьми, оказывают влияние на уровень конфликтности в системе взаимоотношений родители-дети.

Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фяктор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они чаще вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

Кризис первого года — период перехода от младенчества к раннему детству.

Кризис 3 лет — период перехода от раннего детства к до школьному возрасту.

Кризис 6 — 7 лет — период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Кризис 12 — 14 лет — кризис полового созревания, период не рехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту,

Кризис 15 — 17 лет — подростковый кризис.

Кроме вышеперечисленных факторов значительное влияние на уровень конфликтности в семье оказывают как личностные неблагоприятные особенности родителей, так и детей.

Необходимо учитывать, что, наряду с личностными качествами, на уровень конфликтности оказывает неблагоприятное влияние других значимых людей. Речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.

На притязания и конфликтные действия родителей дети, как правило, отвечают соответствующими реакциями.

Оппозиция — демонстративные действия негативного характера.

Отказ — неподчинение требованиям родителей.

Изоляция — стремление избежать контактов с родителями сокрытием информации и действий.

Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми детьми. Детьми, самоопределившимися в жизни, имеющими профессию, семью, живущими с родителями вместе или раздельно.

Выделяют ряд сложностей во взаимодействии родителей со взрослыми детьми.

Отсутствие контакта с детьми — непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности.

Неуважительное отношение к родителям: постоянные ссоры и конфликты по поводу и без повода.

Тревога за детей — вызванная тем, что они живут, не так как должны были бы жить, с точки зрения родителей. Часто при том родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, одиноких.

Девиаитное поведение взрослых детей — нестандартное, отклоняющееся поведение (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.).

Вмешательство в воспитание внуков — конфликты по поводу «неправильного» их воспитания.

Вмешательство в семейные дела детей — сложное, возникающие из-за стремления родителей давать советы и вмешиваться в личную и семейную жизнь своих детей.

Таким образом, мы кратко рассмотрели сущность, содержание, основные причины и специфику семейных конфликтом.

psyera.ru