Методика самооценка оцени себя сам

Исследование самооценки детей 7-10 лет проводят при помощи теста «Оцени себя».

Набор положительных и отрицательных качеств и шкала — вертикаль­ная линия, в верхней части которой располагаются положительные значе­ния, а в нижней — отрицательные.

Посмотри на этот листок. Здесь записаны разные качества людей — как хорошие, так и плохие. Выбери из них те, которые ты считаешь самыми хорошими и самыми плохими. А теперь попробуй оценить себя, расставив эти качества на шкале. Те черты, которые у тебя хорошо развиты, располага­ются в верхней части шкалы, а те, которые плохо развиты или отсутствуют, — в нижней.

В начале тестирования внимание детей обращают только на список оце­ниваемых качеств, из которого дети выбирают по 5-6 самых привлекатель­ных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (вы­писаны или подчеркнуты в списке), детям предлагают оценить себя и объяс­няют принцип размещения качеств на шкале. Во время работы взрослый не вмешивается в процесс оценки, может даже выйти на несколько минут из комнаты или заняться своими делами. После окончания работы ее результа­ты также не обсуждаются с детьми. Необходимая беседа, которая может быть началом коррекции, проводится только после анализа всех проведенных с ребенком личностных тестов.

При анализе результатов обращают внимание на расположение на шка­ле как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно-два качества — в нижнюю часть или близко к нулю. Если отрицательные качества расставлены близко к нулю, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно — в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует себя и видит и свои отрицательные черты.

Если ребенок все положительные качества располагает в верхней части шкалы и достаточно высоко, а отрицательные — в нижней или около нуля, его самооценка неадекватно завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствую­щие у него достоинства. Эта неадекватность может быть источником агрес сивного поведения, конфликтности ребенка, так же как тре- —г- +10 вожности или нарушения общения. Эти негативные проявле­ния связаны с тем, что образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлением о нем других людей. Такое несов­падение препятствует контактам и является причиной многих трудностей, асоциальных реакций ребенка.

Если ребенок, наоборот, располагает положительные ка­чества ближе к нулю, или, что еще хуже, в нижней части шка­лы, то независимо от того, где располагаются отрицательные качества, можно говорить о неадекватно заниженной самооцен­ке. Расположение отрицательных качеств только ухудшает (если они помещены в верхней части шкалы) или несколько улучша­ет (если они также расположены внизу) общую структуру само­оценки. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собесед­ника, особенно взрослого. Однако заниженная самооценка может быть свя­зана и с асоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ребенка настойчиво требуют выполнения каких-то обязанностей, с которы­ми он боится не справиться.

Слова, характеризующие отдельные качества личности Аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жиз­нерадостность, заботливость, застенчивость, завистливость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, меч­тательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудочность, ре­шительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

sites.google.com

Один из распространенных психологических мифов говорит о том, что основные проблемы человека в его неуверенности в себе, в низкой самооценке. Отсюда автоматически делается вывод, что для решения проблем надо повышать свою самооценку. Проведенные в США исследования показали, что повышение самооценки не ведет к успеху.

Мне кажется, что имеет смысл отойти от самой идеи высокой или низкой са-мооценки, ее не надо измерять в сантиметрах или в доходах – самооценка должна быть адекватна ситуации. Адекватная самооценка – это оценка своих возможностей в соответствии с ситуацией, в кото¬рой находится человек. Это понятие динамическое. Когда вам нужно перепрыгнуть широкую пропасть и вы считаете себя суперменом, то рискуете упасть на дно, переоценив силы. Со многими так и происходит. Они падают с вершин высокой самооценки в пропасть низкой оценки себя, вплоть до самоуничи-жения. Завышенная и заниженная самооценка – это две стороны одной медали неприятия себя. В случае неудачи сторона завышенной самооценки моментально переворачивается на сторону заниженной, а в случае успеха заниженная – очень быстро переворачивается на сторону завышенной, таким образом никогда не бывая адекватной.

Проявление неадекватной оценки самого себя на самом деле является коктейлем из страхов, вины, стыда и обиды, который зачастую нами не осознается. Возникают эти чувства, как правило, в результате психологического травмирования в возрасте шести-восьми лет. Бороться с абстракциями, называемыми чувством неуверенности в себе, можно только абстрактно. Прежде чем одолеть конкретное «чудовище», нужно назвать его по имени. Вспомним Волана-де-Морта из «Гарри Поттера», которого герои называли «Сам-Знаешь-Кто» или «Тот-Кого-Нельзя-Называть». Для магического мышления свойственно думать, что, как только ты назовешь того, кого боишься, он появится. Со страхами бороться можно, только признав их наличие и шагнув им навстречу. Надо осознать, встретиться со страхами лицом к лицу, прочувствовать каждый из них в отдельности и из этой точки начать свое развитие. Психотерапевтическая работа с причинами неадекватной самооценки – это длительный процесс.

САМООБМАН ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ

Однажды я проводил собеседование с человеком, который, как позже выяснилось, прошел тренинг развития уверенности в себе. В его глазах горел огонь мессианства, он говорил уверенно, рублеными штампами и на все знал ответ. На вопрос «Есть ли у вас какие-то слабости?» ответил: «В моем лексиконе нет такого слова». Обратите внимание на подмену: не слабости нет, а слова – человек, в надежде стать суперменом, избегает реальности. А реальности все равно, что ты мнишь из себя супермена, она догоняет и наказывает.

Основная идея пользы повышения самооценки сводится к тому, что при этом вы начинаете вести себя как человек, уже достигший определенных вершин. Но упускается из вида, что чем больше ты себя уверяешь, что уже достиг вершин, тем меньше тебе надо что-либо менять в своем поведении, которое уже «привело» (пусть даже в твоем воображении) к достижениям…

Человек с искусственно завышенной самооценкой соперничает и ставит себя на один уровень с теми, кто находится выше, не имея на то оснований. В результате подавления чувства неполноценности и зависти возникают хронические зависть и злоба, формируется мстительность.

Повышение самооценки – не путь к успеху, это, может быть, путь к катастрофе. Ошибочно считать, что люди, которые добились успеха, добились его благодаря высокой самооценке, наоборот – у людей адекватно высокая самооценка потому, что они добились успеха. В обратную сторону это умозаключение не работает.

Когда говорят о высокой/низкой самооценке, то имеется в виду, что либо происходит сравнение человека с окружающими людьми, либо оцениваются его возможности справиться с ситуацией.

То, что повышение самооценки ведет к успеху, – миф. В действительности от высокой самооценки страдает мозг.Психофизиологи из Техасского университета обнаружили, что завышенная самооценка свидетельствует о низкой активности всего головного мозга.

В эксперименте принимали участие 20 добровольцев, которые отвечали на вопросы различных тестов, а психологи следили за активностью их мозга при помощи МРТ. В ходе эксперимента выяснилось, что у обладателей завышенной самооценки активность орбитофронтальной коры была минимальна. У тех, чья самооценка зашкаливала, этот показатель был в четыре раза ниже, чем у людей, которые давали себе скромную оценку. При этом ученые не считают завышенную самооценку признаком глупости, а списывают подобные результаты тестов на стремление нервной системы работать быстро за счет надежности.

Приводится из статьи «Миф взрыва самооценки», опубликованной в журнале Scientific American Mind

Человек оценивает себя через взаимодействие с окружающим миром. Высокая самооценка должна подтверждаться обратной связью. Окружа-ющий мир подает такие сигналы человеку, которые можно интерпретировать как успех в той или иной деятельности. Если же сигналы говорят о низкой успешности, а человек интерпретирует их как высокую, то наступает когнитивный диссонанс и диссонанс в сфере чувств. Человек уверяет себя, что дела идут прекрасно, делает вид успешного человека и даже может очаровать окружающий мир, но только на короткое время. Человек живет в мире, где он «атлант, расправивший плечи», а мир посылает обратную связь, что перед ним сутулый ботаник или экзальтированный тренингами личностного роста неадекватный достигатор. Нахождение в таком состоянии длительное время, когда сигналы из окружающего мира расходятся с тем, что человек себе нафантазировал, без последствий не обойдется и может привести к неврозу. Окружающим все равно будет видна реальность, но гораздо серьезнее то, что человек, который обманывает свой мозг, свои чувства, мо¬жет заболеть. Нельзя вечно обманывать самого себя.

Для настоящих перемен имеет смысл быть в реальности, иметь адекватное самовосприятие и прислушаться к словам Арнольда Бейссера: «Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле, – быть полностью вовлеченным в настоящее. Отвергая роль агента по изменениям, мы делаем так, что значимое изменение может произойти».

Как много несбыточного обещают тем, кто ищет тренинги повышения самооценки:

1. Окружающие будут смотреть на Вас с большим уважением – как на уверенного человека.

2. К концу занятий Вы поймете, что на самом деле побеждать легко. Главное – понимать как!

3. Интересные люди будут желать общения с Вами.

4. 90% всех наших проблем растут из неуверенности, страхов и сомнений. Предлагаем Вам готовое решение. Вы разовьете уверенность в себе и навсегда избавитесь от страхов, сомнений, колебаний.

Хочется заметить, что навсегда избавлен из сомнений и колебаний только мертвый человек: страхи и сомнения – сигналы обратной связи.

Парадокс в том, что на различных тренингах «бороться» со сложным комплексом неосознаваемых чувств нам предлагают на уровне сознания, внушая себе с помощью различных мантр и заклинаний: «Я успешный и уверенный, обаятельный и привлекательный». Самооценку нельзя повысить когнитивными способами – проблемы, которые лежат в основе так называемого комплекса неполноценности, надо решать с помощью глубинной психотерапии.

На тренингах повышения самооценки пытаются применять инструменты психотерапии, но формат тренинга (его массовость) не позволяет индивидуально их использовать.

Кроме того, как правило, не ведется посттренинговое сопровождение. Многие, обретя новую веру в себя, в свою незаменимость, начинают вести себя демонстративно уверенно, достаточно высокомерно, пытаются обесценить окружающих, но в конечном итоге голого короля разоблачают. Тогда маятник «самооценки» может резко качнуться вниз. Но тренера в этот момент уже нет рядом, и клиент остается «разобранным» со своими индивидуальными проблемами.

Жаль, что нет тренингов адекватной самооценки. Я бы первым приветствовал их появление.

karpachoff.com

Методика самооценка оцени себя сам

Самооценка — сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в самооценке интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект его будущего.

Несмотря на несовершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и в учебной деятельности.

С самооценкой тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнана.

Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием.

Желательно, чтобы школьный психолог с помощью различных методик отслеживал уровень самооценки школьника каждые полгода. Итоги будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (успеха или неуспеха) различными методиками, с тем чтобы сопоставить и обобщить результаты.

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

— устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

МОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Слова, образующие отдельные качества личности:

аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Если ребенок все положительные качества помещает в верхней части шкалы достаточно высоко, а отрицательные — в нижней или около середины — его оценка неадекватно завышена. Он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствующие достоинства.

Эта неадекватность может быть источником агрессивного поведения, конфликтности, так же как и тревожности или нарушения общения. Негативные проявления связаны с тем, что образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлением о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной асоциальных реакций школьника.

Если ребенок располагает положительные черты ближе к середине, или, что еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где поставлены отрицательные качества, можно говорить о неадекватной заниженной самооценке. Расположение отрицательных качеств только ухудшает (если они находятся в верхней части шкалы) или несколько улучшает (если они помещены внизу) общую структуру самооценки.

СПРАВЛЮСЬ ИЛИ НЕТ?

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической, или априорной, самооценке еще не полученного результата. Для ее выяснения у детей начальных классов может быть использована следующая методика.

4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на учебные ситуации.

В учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от собственных объективных возможностей. Большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданиями и получает низкие отметки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности.
psy.1september.ru

Тест за самооценка „Оцени себе си по качества” (7-10 г.)

Изследването е предназначено за деца на възраст 7-10г.

Набор от положителни и отрицателни качества и скала – вертикална линия, на върха на която се разполагат положителните значения, а в основата – отрицателните.

Инструкция: „Виж този лист. Тук са записани различни качества на хора – както добри, така и не толкова добри качества. Избери от тях тези, които считаш за най-добри и за най-лоши. А сега се опитай да оцениш себе си, разполагайки тези качества по тази вертикална линия. Тези черти, които считаш, че са най-развити у теб в положителна насока, постави на върха на скалата, а тези, които не са така добре развити –в основата на скалата”.

Провеждане на теста

В началото на изследването вниманието на ученика се насочва само върху избора на качества от списъка. От него детето избира по 5-6 от най-привлекателните и от най-непривлекателните. Тези качества детето подчертава в списъка. След това на детето се предлага да се самооцени и се обяснява как да разположи качествата по скалата. По време на работа изследователят не се намесва в процеса на оценяване, дори може да напусне за няколко минути стаята или да се занимава със свои неща. След окончателното завършване на работата, резултатите не се обсъждат с детето. Необходима е беседа, която може да се яви като начало на корекции, а тя се провежда едва след анализ на проведени с детето други личностни тестове.

Анализ на резултатите

При анализа на резултатите се обръща внимание на разположението както на положителните, така и на отрицателните качества. За адекватна се приема самооценка, при която няколко положителни качества са поставени в горната част на скалата, а 1-2 качества в долната или близо до нула.

Ако отрицателните качества са разположени близко около нулата, едно от тях попада в долната част на скалата и има едно в най-горната част, може да се говори, че детето като цяло приема себе си и своя Аз-образ, но не се идеализира и вижда и свои отрицателни черти.

Ако детето разположи всички положителни качества в горната част на скалата и достатъчно високо, а отрицателните – в ниската или около нулата, неговата самооценка е неадекватна и си приписва отсъстващи достойнства. Тази неадекватност може да бъде източник на агресивно поведение, конфликтност, тревожност или нарушения в общуването. Тези негативни прояви са свързани с това, че образът, който детето създава за себе си не съвпада с представите на другите хора за него. Такова несъвпадение възпрепятства контактите с другите и се явява причина за много трудности в социалната адаптация и асоциални реакции.

Ако детето обратно, разположи положителните качества близо до нулата или в ниската част на скалата, то независимо от това, къде са разположени отрицателните качества може да се говори за неадекватно занижена самооценка. Разполагането на отрицателните качества утежняват (ако са поместени към върха на скалата) или в известен смисъл подобряват общата структура на самооценката по отношение на адекватност. За тези деца като правило са характерни тревожност, неувереност в себе си, стремеж да разполагат събеседниците си, особено възрастните, склонни са към отстъпки за тяхна сметка. Понижената самооценка може да бъде свързана и с асоциалност, агресивност, особено в онези случаи, когато от детето настойчиво се изисква да изпълни свои задължения, от които то се страхува и изпитва неувереност в справянето с тях.

kunchev.blog.bg

Очень хочется надеяться, что большинству из нас известно, что достойная самооценка человека зависит от того на сколько он сам в себя верит, на сколько искренне, честно и деликатно и бережно он относится к самому себе, к своим желаниям, чувствам, мыслям и действительно ли он сам себя по-настоящему любит и ценит.

Тема любви к самому себе очень интимна и не озвучивается в широких массовых кругах, т.к. издержки полученного нашего «советского» воспитания подразумевает любовь к ближнему, к окружающим людям, к своему делу, к руководству, но никак не к себе, единственному…

Любить, холить и лелеять самого себя не принято в нашем обществе. Пишет Александра Королёва. Очень часто это явление носит в себе даже негативный характер, когда при виде такого гармоничного человека, люди с низкой самооценкой, испытывая душевный дискомфорт, начинают злословить и сплетничать за его спиной.

Всё это предполагает и быстро подталкивает человека к тому, что нужно оставить все свои «эгоистические потребности» и идти вместе со всеми в ногу, строить «светлое будущее» несмотря ни на что…

Это прекрасная идея построения светлого будущего, без всякого сомнения, должна осуществляться, но вначале человек должен научиться любить и уважать самого себя, чтобы принести неоценимую пользу окружающему миру, быть востребованным в своих талантах и по достоинству получить признание в обществе.

Другими словами — вначале нужно сформировать в себе достойную самооценку. А как же она формируется?

Всё очень просто. Достойная, «правильная» самооценка начинается с признания в любви к самому себе, с уважения к своим достоинствам, талантам. С раскрытия своих творческих способностей и с благодарности за все эти дары, полученные от рождения и принадлежащие нам по праву.

Оглянитесь вокруг себя и посмотрите сколько людей не имеют того, что имеем мы с вами и насколько должны мы быть благодарными судьбе за такой подарок.

Творец наделил нас инструментами в виде рук и ног, которые могут функционировать в зависимости от наших целей, головы с бесценным даром — мозгом, который находит оптимальные варианты для принятия решения наших жизненных задач. Вокруг нас любящие и любимые люди всегда готовые прийти нам на помощь.

Так неужели мы не достойны всего самого лучшего уже, чтобы любить самих себя и чувствовать себя счастливыми каждый день?

К сожалению, само собой ничего не происходит, но есть одна уникальная методика — ежедневная не утомительная работа — направленная на то, чтобы у нас возникли, устоялись и закрепились чувства любви и уважения к самому себе, которые в конце концов, приведут нас к великолепному результату — сформируется наша достойная самооценка.

Чтобы сформировать у себя достойную самооценку нужно каждый день в течении сорока дней по одной минуте, каждый день увеличивая время ещё на одну минуту, концентрировать свои мысли на своих достижениях, успехах, позитивных отзывах о себе, признания в себе талантов и способностей менять свою жизнь к лучшему.

Понравилась статья — поделись в социальных сетях!

clever.zone

Овная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России»

Главная > Образовательная программа

Анкета «Оцени себя сам»

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнанна.

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

— характер аргументации самооценки:

б) любая другая аргументация;

Мои достоинства и недостатки

Исследование самооценки детей 7–10 лет можно проводить и при помощи теста «Оцени себя».

Ученикам предлагается набор положительных и отрицательных качеств и шкала — вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней — отрицательные.

В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которых они выбирают по 5–6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), ученикам предлагают оценить себя и объясняют принцип размещения качеств на шкале.

При анализе результатов важно отметить расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно-два качества — в нижнюю часть или близко к середине. Если отрицательные качества поставлены близко к середине, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно — в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует его и видит свои отрицательные черты.

Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, особенно взрослых. Однако заниженная самооценка может быть связана и с асоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ученика настойчиво требуют выполнения каких-то обязанностей, с которыми он не справляется.

Справлюсь или нет

Разным по успеваемости ученикам даются поочередно три задания: одно — по русскому языку, другое — по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье — неучебное, например, складывание орнамента по заданным образцам. Им предлагается ответить на вопрос: «Сможешь ли ты выполнить задания, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников.

Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные:

1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная, заниженная).

2. Особенности прогностической оценки этих школьников.

3. Особенности адаптационной оценочной деятельности, ее направленность — на оценку способностей к учебе или на качества личности.

Данный анализ позволяет выяснить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у слабоуспевающих школьников формирующейся оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов: с возрастом у таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов

Данная анкета разработана Н.Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ — 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:

1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но неучебные ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

1. Тебе нравится в школе?

2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) иду с радостью

б) бывает по-разному

в) чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) пошел бы в школу

в) остался бы дома

4. Тебе нравится, когда вам отменяют какие-нибудъ уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказывает о школе своим родителям и друзьям?

в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

а) мне нравится наш учитель

б) точно не знаю

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Анкета для родителей.

«Уважаемые родители! Приглашаем вас принять участие в обсуждении проблем обучения, воспитания и развития вашего ребёнка в школе. Нас очень интересует ваше мнение по этим проблемам, поэтому просим ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать. Заранее благодарим вас за участие в анкетировании.

1. Нравится ли вам школа, в которой учится ваш ребёнок (подчеркните)

— больше да, чем нет

— больше нет, чем да

2. Как относятся жители вашего села к школе? Подчеркните один из предложенных ответов:

3. Как относятся жители вашего села к учителям школы (подчеркните)?

4.С каким настроением приходит Ваш ребёнок из школы ( подчеркните)

— весёлый и жизнерадостный

— уставший, но удовлетворённый

— раздражительный, расстроенный, неудовлетворённый

5. Как вы думаете, учитывают ли в школе индивидуальные особенности вашего ребёнка (подчеркните)?

— в основном учитывают

— и да, и нет (трудно сказать)

6. Что больше всего вы цените в школе, в которой учится ваш ребёнок (напишите)? ________________________________________________

7.Что не нравится вам в школе (напишите)?__________________

8. Какие пожелания ребёнка и других членов вашей семьи не осуществляются в школе (напишите)?__________________________________

11. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка по окончании школы? Какими качествами должен обладать он, как выпускник школы (напишите) ________________________________________________________________

9. Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в школе, чтобы ваш ребёнок обладал названными качествами (напишите)? _______________________________________________________________

Портфель достижений для учеников начальной школы используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка. Для ученика это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе.

Портфель достижений «Я расту…» представляет собой некий соревновательный элемент, заставляет задуматься каждого ученика, что есть ему показать классу и окружающим, чем бы им можно было бы гордится. Портфель – это не только папка с грамотами и дипломами, а это возможность рассказать о себе интересно и грамотно, раскрыть свой творческий потенциал.

Цель проекта – фиксировать успех, причем в любой области. Повышать самооценку, и создавать позитивный настрой на будущее. К тому же, составление портфеля позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны.

Общее оформление Портфолио представляет собой папку со скоросшивателем. Все документы вкладываются в отдельные глянцевые файлы, формата А4. Для оформления работ используется обычная бумага формата А4, краски, ручки, карандаши, цветная бумага, переводные картинки, наклейки и т.д. Текст может быть написан от руки или отпечатан на компьютере, если ребенок в состоянии с этим справится.

Мой мир (содержание)

Моя общественная работа

Включает в себя личные данные ребенка. Фамилия Имя Отчество, год рождения, город проживания, возраст. Титульный лист можно украсить на свой вкус и поместить на него фотографию.

Раздел заменяет содержание. В портфеле начало каждого раздела оформляется на отдельном листе в виде презентации: название раздела и картинки, отражающей образ темы.

Вместо названия «мой мир», можно использовать «моя планета». Название символично, потому что портфель отражает именно маленькую жизнь во всех ее проявлениях, а вовсе не книжное содержание.

Здесь предлагается рассказать, что означает имя, которым нарекли дитя родители. Рассказать, какой характер имеют люди с данным именем, и согласится или не согласится с этой характеристикой. Привести примеры людей прославивших это имя. И составить небольшой рассказ о них.

Надо рассказать о маме, папе и всех тех родственниках с которыми живешь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции, какое место ты занимаешь в семье и чем помогаешь. И вообще все, что есть сказать о себе и своей семье. Возможны даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи. Прилагаются фотографии или рисунки.

Кто они, где подружились, за что ты ценишь своих друзей, какой у них характер. Раскрыть вопрос: «А какой есть друг – ты?» Фотографии друзей и совместных игр. Если друзей нет – и такое бывает, ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь.

У каждого человека есть какие-то интересы, а у детей их обычно множество, вот и описывайте с удовольствием, размещайте картинки, вырезки из журналов, фотографии, описания.

Вот и добрались до самого главного. Чему тебе радоваться дружок? Ну у кого есть грамоты и дипломы – понятно! А если нет? Тогда надо подумать… можно радоваться тому, что ты любящий сын и помогаешь маме, что научился читать, писать без помарок. Может ты сделал скворечник для птиц или у тебя пятерки по поведению, ты сам записался в библиотеку и прочитал много книг, умеешь отжиматься 10 раз или пришивать пуговицы… В общем, ребенку предлагается найти что-то в себе что позволит ему понять – все в его руках, ему есть к чему стремиться. Подумать, что же надо сделать, чтобы иметь успех в делах.

В этом разделе предлагается рассказать о том, что тебя удивило, и запомнилось больше всего в жизни. Впечатления о поездках, экскурсиях, прочитанных книжках, просмотренных фильмах и мультиках. Прилагаются фотографии, рисунки, вырезки.

Здесь собираются рисунки или фото любых рукотворных работ: лепки, рисунков, вязания, шитья, аппликаций и т.д. Помимо данных разделов, можно включить и такие:

Отдельные странички по предметам (что нравится, не нравится, мнение о предмете его нужности). Мои учителя (отношение к ним, любимые педагоги и тренера, чем вызвано уважение).

Моя общественная работа

Здесь отражаются все полезные дела, направленные не на учебу, а на поддержания класса, школы, семьи, дома. Рассказы о субботниках, школьных спектаклях, организации похода и т.д.

Личностные. Методика определения самооценки

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция. «Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней — «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц».

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта — экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья — себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

gigabaza.ru

Упражнение для повышения самооценки: Я люблю себя

Тема любви к самому себе очень интимна и не озвучивается в широких массовых кругах, т.к. издержки полученного нашего «советского» воспитания подразумевает любовь к ближнему, к окружающим людям, к своему делу, к руководству, но никак не к себе, единственному…

Любить, холить и лелеять самого себя не принято в нашем обществе. Очень часто это явление носит в себе даже негативный характер, когда при виде такого гармоничного человека, люди с низкой самооценкой, испытывая душевный дискомфорт, начинают злословить и сплетничать за его спиной.

Всё это предполагает и быстро подталкивает человека к тому, что нужно оставить все свои «эгоистические потребности» и идти вместе со всеми в ногу, строить «светлое будущее» несмотря ни на что…

Это прекрасная идея построения светлого будущего, без всякого сомнения, должна осуществляться, но вначале человек должен научиться любить и уважать самого себя, чтобы принести неоценимую пользу окружающему миру, быть востребованным в своих талантах и по достоинству получить признание в обществе.

Другими словами — вначале нужно сформировать в себе достойную самооценку. А как же она формируется?

Всё очень просто. Достойная, «правильная» самооценка начинается с признания в любви к самому себе, с уважения к своим достоинствам, талантам. С раскрытия своих творческих способностей и с благодарности за все эти дары, полученные от рождения и принадлежащие нам по праву.

Творец наделил нас инструментами в виде рук и ног, которые могут функционировать в зависимости от наших целей, головы с бесценным даром — мозгом, который находит оптимальные варианты для принятия решения наших жизненных задач. Вокруг нас любящие и любимые люди всегда готовые прийти нам на помощь.

Так неужели мы не достойны всего самого лучшего уже, чтобы любить самих себя и чувствовать себя счастливыми каждый день?

Считается, что день за днём в нашем мозгу формируются новые нейронные связи, которые влияют на наше подсознание и изменяют его. Мысли, которые устойчиво закрепляются в нашем сознании способны изменять и нашу реальность постепенно день за днём.

К сожалению, само собой ничего не происходит, но есть одна уникальная методика — ежедневная не утомительная работа — направленная на то, чтобы у нас возникли, устоялись и закрепились чувства любви и уважения к самому себе, которые в конце концов, приведут нас к великолепному результату — сформируется наша достойная самооценка.

Я люблю себя или моя достойная самооценка

Чтобы сформировать у себя достойную самооценку нужно каждый день в течение сорока дней по одной минуте, каждый день увеличивая время ещё на одну минуту, концентрировать свои мысли на своих достижениях, успехах, позитивных отзывах о себе, признания в себе талантов и способностей менять свою жизнь к лучшему.

Для повышения эффективности этих упражнений я всегда рекомендую во время занятий пить чистую воду, т.к. наш организм состоит из воды на 85%, а вода является превосходным энергоносителем и хранителем информации.

Примерно, через полтора месяца при регулярном выполнении задания человек совершенно по-новому будет ощущать себя и относиться к себе бережно, с достоинством, любовью и уважением. Это безусловно позитивно отразиться на качестве его жизни и подарит великолепную возможность встретиться с самим собой.

mistresshealth.ru