Отношение девушки к семье

Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (т.Шрайбер)

1. Охотнее всего я уехал бы из дома. 2. Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю. 3. В моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями, которые меня понимают. 4. Для семьи я делаю только то, что мне поручают. 5. Если в семье возникают какие-либо проблемы, я иногда способствую их разрешению. 6. Я использую малейшую возможность, чтобы доставить радость своей семье. 7. Я стараюсь понять родителей, братьев и сестер даже тогда, когда не считаю правильным то, что они от меня требуют. 8. Если я чем-нибудь озабочен, то говорю об этом откровенно с родителями, братьями, сестрами и прошу у них совета.

Обработка и интерпретация результатов теста

Вес суждений Оценочные суждения Вопросы №5-8 Вопросы №1-4 Полностью согласен 5 1 Согласен 4 2 Не знаю 3 3 Не согласен 2 4 Совершенно не согласен 1 5 Вес высказываний № высказывания Вес высказывания 1 1,1 2 1,95 3 3 4 4 5 6 6 7 7 8 8 8,95 Подсчет производится с использованием таблиц: «Веса суждений» и «Веса высказываний». Для этого необходимо последовательно перемножить эти показатели по каждому из высказываний респондента, а потом суммировать результаты произведений. Далее необходимо расчитать Коэффициент отношения к жизни в своей семье: К = [(Сумма произведений — 40) / 140 ] * 100%. Интерпретация результатов теста Объектом пристального педагогического внимания должны стать семьи, в которых дети показали низкие оценки Отношения к жизни в своей семье. В этих случаях величина коэффициента менее 40%.

Методика «Модификация методики р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания (Яницкий м.С.)

Исследуемым необходимо выбрать, что из перечисленного на карточке они считают для себя наиболее важным (можно было указать от 1 до 3 вариантов).

Респондентам предъявлялась карточка, содержащая 9 позиций, представляющих три блока по три пункта в каждом:

Отсутствие нужды, материальный достаток.

Возможность интеллектуальной и творческой самореализации.

Сохранение сил и здоровья.

Хорошая, престижная работа.

Возможность пользоваться демократическими правами и свободами.

Сохранение порядка и стабильности в обществе.

Уважение окружающих, общественное признание.

Строительство более гуманного и терпимого общества.

Пункты 1,4,7 являются индикаторами ориентации на ценности адаптации; пункты 2,5,8 — на ценности социализации; пункты 3,6,9 — на ценности индивидуализации.

studfiles.net

Шкалы: коэффициент отношения к жизни в своей семье

Методика предназначена для диагностики отношения юношей и девушек к жизни в своей семье. Инструкция к тесту «Внимательно прочитайте каждое из высказываний и отметьте свое отношение к нему, поставив знак «+» в одной из колонок: • «полностью согласен», • «согласен», • «не знаю», • «не согласен», • «совершенно не согласен».

Обработка и интерпретация результатов теста

Вес суждений Оценочные суждения Вопросы №5-8 Вопросы №1-4 Полностью согласен 5 1 Согласен 4 2 Не знаю 3 3 Не согласен 2 4 Совершенно не согласен 1 5 Вес высказываний № высказывания Вес высказывания 1 1,1 2 1,95 3 3 4 4 5 6 6 7 7 8 8 8,95 Подсчет производится с использованием таблиц: «Веса суждений» и «Веса высказываний». Для этого необходимо последовательно перемножить эти показатели по каждому из высказываний респондента, а потом суммировать результаты произведений. Далее необходимо расчитать Коэффициент отношения к жизни в своей семье: К = [(Сумма произведений — 40) / 140 ] * 100%. Интерпретация результатов теста Объектом пристального педагогического внимания должны стать семьи, в которых дети показали низкие оценки Отношения к жизни в своей семье. В этих случаях величина коэффициента менее 40%.

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (с.С.Бубнов)

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности определяется с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах ценностей (описаны ниже по тексту). По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по шесть — бальной системе), а по горизонтали- виды ценностей.

Ценности в обобщенном виде:

Приятное времяпрепровождение, отдыха;

Высокое материальное благосостояние;

Поиск и наслаждение прекрасным;

Помощь и милосердие к другим людям;

Познание нового в мире, природе, человеке;

Высокий социальный статус и управление людьми;

Признание и уважение людей и ваяние на окружающих;

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;

Инструкция: Отвечайте по возможности быстро, долго не задумываясь над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно поставить рядом с номером вопроса.

Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

Любите ли вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?

Считаете ли вы, что любовь – определяющее чувство в жизни?

Любите ли вы читать книги о чем-то новом и неизведанном вам?

Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

Хотите ли вы, чтобы вас уважали ваши друзья за ваши личные качества?

Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам населения?

Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложиться?

Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может приносить большой материальный заработок?

Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментов, рисовать и т.п.?

Если кто – то из ваших знакомых заболел, выберете ли время, чтоб его навестить?

Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

Любите ли вы читать научно-популярные книги?

Хотели ли вы в школе стать каким-либо организатором?

Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будите ли вы переживать по этому поводу?

Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

Считаете ли вы, что необходимо каким – либо образом укреплять свое здоровье? (плавать, бегать, играть в теннис)?

Главное для вас – ваше настроение в данный момент, а что будет потом не важно?

Считаете ли вы, что главное – это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

Любите ли вы гулять по лесу, по парку?

Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?

Любовь – это чувство, которое рождается и умирает?

Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?

Власть – это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?

Хотели ли вы, чтоб у вас было больше друзей?

Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной (клуба, консультационного пункта, института)?

Много ли вы свободного времени вы хотели бы уделять общению?

Часто ли вы задумываетесь о своём здоровье?

Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?

Хотели бы вы заняться фотографией?

Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

Чувство любви для вас – это первооснова жизни или нет?

Часто ли вы задаете вопрос себе «А почему именно так?»

Хотели бы вы «делать» политику?

Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос «А уважают меня окружающие?»

Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения на работе или дома?

Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?

Катаетесь ли вы на лыжах, чтоб укрепить свое здоровье?

Часто ли вы подолгу мечтаете, лёжа с закрытыми глазами?

Главное в жизни – это делать деньги, создавать собственный бизнес?

Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

Если кто-то из ваших близких надолго заболел, будете ли вы без его обсуждений выполнять его обязанности по хозяйству?

Любите ли вы маленьких детей?

Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т.п.)?

Хотели бы вы быть похожим на кого- либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?

Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

Вы человек решительный?

Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

Нормальный отдых- это чрезвычайно важно, не так ли?

Считаете ли вы, что очень важно накопить материальные средства и передавать их детям?

Хотелось бы вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

Когда маленький ребенок плачет – это «крик о помощи»?

Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

«Во всем хочется дойти до самой сути» — это про вас?

Вы хотели бы, чтоб ваши дети стали знаменитыми людьми?

Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане как к человеку?

В общественной жизни пусть остается все, так как есть?

Общение- это лишь пустая трата времени?

Здоровье – это не самое главное в жизни, не так ли?

studfiles.net

Отношение девушки к семье

Отношения в семье охватывают взаимоотношения всех участников ранее сложившейся малой социальной группы, объединенной общим бытом и интересами. Любовь, семья, отношения между родственниками, что может быть значимее в жизни?! Однако часто взаимоотношения в супружеских парах бывают довольно неблагоприятными. Для создания крепких семейных уз и прочных отношений, комфортного микроклимата необходимо всем членам сложившейся группы двигаться в одну сторону.

Нередко проблемные аспекты и конфликтные ситуации, которые зарождаются в отношениях партнеров по браку, появляются вследствие неумения образовать здоровую связь, по причине того, что никто их ранее не научил тому, как грамотно выстраивать здоровые отношения, выходить из конфликтов, правильно взаимодействовать. Также нравственный климат и психологическая атмосфера в семейных отношениях, социальная активность семьи и структура имеют зависимость не столько от самих супругов и общих закономерностей, сколько от специфических обстоятельств, повлиявших на зарождение семьи и на ее дальнейшее функционирование.

Семья и семейные отношения

Среди обстоятельств, влияющих на жизнедеятельность семьи и благоприятные отношения в ней между ее членами, влияют уровень образованности супругов и степень их культурности, материальное положение, привитые традиции и жизненные ориентиры, место жительства, социальный статус, нравственные убеждения. От всех выше перечисленных факторов зависит стремление семьи к сплочению и консолидации, к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, движению в одном направлении, определяя тем самым специфику семейных взаимоотношений.

Семьи могут быть, в зависимости от количества членов, большими и малыми. Сегодня в современном обществе за норму считается скорее малая, чем большая семья, хотя и не во всех странах. Малая семья обычно состоит из супругов и одного или максимум двух детей. Своеобразным ядром каждой семьи являются супруги и их дети. Часто с ними совместно проживают и их родители. Каждый участник семейных отношений находится в устойчивом взаимодействии между собой и играет в семье конкретную роль, тревожится об удовлетворении интересов общества, потребностей каждого члена в отдельности или семьи в целом. Личные качественные характеристики супругов, специфика их взаимоотношений обусловливают облик семьи и направление реализации свойственных ей функций.

Коммуникативное взаимодействие обеспечивает слаженность и целеустремленность усилий партнеров с целью достижения важных для семьи приоритетов, удовлетворения индивидуальных потребностей субъектов в душевной близости с любимым. В процессе коммуникативного взаимодействия партнеры обмениваются сокровенными и важными только для них сведениями при этом, сопереживая друг другу, что ведет к лучшему пониманию друг друга, обогащению интеллектуально и духовно. Интимное общение у партнеров неразрывно взаимосвязано с духовным.

Семьей считается социально-экономическое образование, в пределах которого ведется совместный быт и бюджет, происходит приобретение или производство и потребление разного вида благ и услуг. Например, удовлетворение потребности в одежде. Данная функция семьи носит название хозяйственная. Ее осуществление является задачей, прежде всего, супругов. А глубокое овладение профессиональными знаниями и умениями супругами позволит в полной мере реализовать данную функцию.

Еще одной из ключевых функций ячейки общества является организация культурного досуга. Типичной чертой досуга считается особая атмосфера теплоты и эмоциональности, позволяющая индивиду полностью открыться и быть искренним.

Немаловажным значением обладает и воспитательная функция института семьи. Ведь в ней появляются на свет, а затем воспитываются дети.

Перечисленные функции, реализовываемые семьей, являются крайне важными и незаменимыми. Социальная группа, организовавшаяся в семью, должна проявлять одинаковую заботу обо всех ее членах – и старших, и младших.

Также различают представительскую функцию семьи, под которой подразумеваются действия в интересах и от имени семьи при контактах с друзьями, соседями, различными общественными институтами.

Брачный союз будет функционировать лучше только в случаях широкого взаимодействия супругов.

Состав функций в определенной семье может быть многообразным. Он зависит от степени сформированности и уровня развития семьи, обстоятельств ее существования. Невыполнение некоторых функций семьей может не отразиться на крепости союза только при условии того, что к конкретному виду деятельности потеряли интерес оба супруга. Если же интерес потерял только один из партнеров, а стремление второго к совместной деятельности в какой-то сфере функционирования семьи не найдет нужного отклика, появится постоянный источник конфликтов.

Семьи, как и семейные отношения, могут быть разнообразными и зависеть от множества различных факторов. Ниже представлены типы семей и семейных отношений, которые сегодня наблюдаются в обществе.

Наиболее демократичным типом семейных отношений считается партнерский способ выстраивания отношений. В такой семье отношения выстраиваются на доверии, равенстве и конструктивном общении. В партнерской семье не имеет значения, кто больше зарабатывает, бюджет все равно будет общим. Проблемы и конфликтные ситуации решаются посредством дискуссии и совместного поиска оптимальных способов выхода из ситуации. Главным отличием такой семьи является радостная атмосфера и здоровая обстановка в семействе.

Следующим, не менее распространенным типом отношений в браке, считается патриархальный тип, при котором жена, дети повинуются мужчине (мужу). Супруг является главой семейства. Он полностью отвечает за членов группы и самостоятельно принимает все решения. Роль женщины в такой семье сводится либо к ведению домашнего быта и воспитанию ребенка, либо к работе, но в сочетании с ведением быта и заботой о ребенке. Типология семейных отношений также содержит категорию под названием традиционная семья, которая отличается поддержанием тесных связей с родственниками вплоть до «седьмого колена» и подчинением старшим в семье. Фундаментом традиционной семьи являются нерушимые законы крепости отношений, ответственности и семейственности. В таких семьях, чаще всего, партнеры вступают в брачный союз один раз. Традиционные семьи не приемлют разводы. Преимуществом создания именно такой семьи считается взаимопонимание и четкое разграничение обязанностей между всеми членами группы.

Матриархальный тип семейных отношений также сегодня является довольно частым явлением. При таком типе отношений либо женщина зарабатывает больше мужчины, вследствие чего оказывает влияние на него, либо она является активисткой, любящей самостоятельно заниматься детьми, бюджетом, ремонтом, любыми другими семейными проблемами, т.е. всем, что успевает. Нередко мужчина позволяет жене доминировать в семье вследствие собственной природной лени, нежелания или неумения разрешать домашние проблемы. Также встречаются семьи, в которых жена полностью обеспечивает семью, поэтому мужчина возлагает на себя обязанности домохозяйки.

Сегодня можно выделить еще один тип семейных отношений, который является новым для общества – современная семья. Данный тип отношений зародился во второй половине 19 столетия в Европейских странах и распространился по всему миру в течение ста лет. Он характеризуется превалированием в отношениях индивидуальных желаний над общими. В таких семьях личная жизнь становится важнее, значимее, чем внутрисемейная. В современной семье интересы партнеров могут быть совершенно разными, а интимный аспект брака превалирует над другими. Дети в таких семейных союзах становятся объектами чрезмерной привязанности родителей. Отчаянное стремление супругов в современных семьях дать собственным детям все является отрицательной чертой таких отношений. Ведь это мешает детям самосовершенствоваться, им нелегко становится на ноги, так как они освобождены родителями от необходимости добывать что-то своим трудом, ограждены от любых трудностей.

Типы семей и семейных отношений могут быть всевозможными, но в каждом отдельно взятом брачном союзе существуют свои положительные аспекты и отрицательные черты.

Отношение к семье и родителям

Характеристика отношений в семье определяется несколькими факторами, обуславливающими качество взаимоотношений между родственниками. К таким факторам можно отнести: адаптацию супругов, зависимость их от родителей, тип семейных ритуалов и характер семейных обрядов, зависимость от родственников супруга или супруги, поведение при разрешении конфликтов с родственниками с одной или другой стороны, межличностные модели установления связей.

Существует тесная взаимосвязь, объединяющая адаптацию супругов и приспособляемость к родственникам с одной или другой стороны. Одни люди удовлетворены тем, что исключили новую родню из собственной семейной жизни или сами отгородились от них, а другие будут делать все возможное, чтобы укрепить связи с новой родней и выстроить взаимозависимые отношения. Эффективный уровень взаимодействия также может быть различным для супружеской пары на разных стадиях семейной жизни.

К сожалению, часто так случается, что отношение к малышу в семье затмевает все чувства к родителям. А ведь раньше для каждого индивида в детстве родители играли самую важную роль. Они были самыми дорогими, родными и любимыми людьми. Но по мере вступления во взрослую жизнь, особенно после рождения детей, утрачиваются близкие отношения с родителями. Хотя это и не означает, что родители стали для повзрослевших детей менее близкими или их стали любить меньше, но с каждой встречей все меньше времени находится для совместного провождения, а бесконечные проблемы, постоянные конфликты и недопонимания способны только усугубить ситуацию.

Хорошие отношения в семье выстроить непросто. Ведь дети и родители имеют различные взгляды, убеждения, предпочтения и вкусы. Вследствие разных мелочей зарождаются конфликты и недопонимания.

Для того чтобы отношения с родителями остались прежними, нужно постараться понять, что же стало не так, что изменилось. Следует стараться чаще радовать своих родителей, дарить им, пусть и небольшие, но подарки и не только по большим праздникам. Ведь в детстве родители баловали детей подарками не только по праздникам, но почему-то когда дети вырастают, они забывают обо всех радостных моментах, что дарили им их родители, отдаляются от них, не считаются с их мнением.

Хорошие отношения в семье к родителям не будут возможны без общения. С родителями нужно разговаривать, не жалея на это времени. Если взрослых «детей» раздражают постоянные родительские упреки и нервируют советы, то следует просто расспросить их о подробностях жизни в том возрасте, в котором сейчас находятся их повзрослевшие дети. Все люди совершают ошибки, и все родители стремятся оградить собственных детей, вне зависимости от их возраста, от любых ошибок. Поэтому не следует пренебрегать советами родителей или судить их строго. Нужно давать возможность родителям проявлять заботу о повзрослевших детях.

Социальные отношения в семье

Сложнейшим социальным образованием сегодня считается семья. Она основывается на целостном общесемейном взаимодействии общности индивидов, которые связаны узами брака и осуществляют воспроизводство потомства, преемство семейных поколений, социализацию детей.

Семья представляет собой одновременно социальный институт и некоторую малую группу. Сравнительно неизменный вид или устойчивая форма социальной практики, через которую создастся и организуется общественная жизнь, гарантируется устойчивость взаимосвязей и взаимоотношений в рубежах социальной сформированности общества, носит название социальный институт. В социологии малая группа означает малочисленный по составу социальный коллектив индивидов, участники которого объединены совместной деятельностью и устанавливают личные коммуникации между собой. Это является фундаментом, на котором зарождаются эмоциональные отношения в семье, базисом для формирования особых групповых ориентиров, ценностей, правил и норм поведения.

Семья в качестве общественного института целеустремленна на удовлетворение важнейшей человеческой потребности в воспроизведении рода. А в качестве малой группы она является фундаментом, на котором происходит становление личности, играет существенную роль в личностном развитии, социализации. Семья в качестве малого социального коллектива является своеобразным проводником правил поведения, ценностей, моральных и духовных норм, главенствующих в обществе.

Следует выделить следующие типы семейных связей, в зависимости от характерных черт супружества, особенностей родительских ролей и родства: моногамные и полигамные браки, патрилинеальные и матрилинеальные союзы, патриархальные и матриархальные супружества, гомогенные и гетерогенные браки.

Моногамные супружеские узы – это брачный союз двух людей: представительницы женского пола и представителя сильной половины человечества. Полигамный брак – это супружеский союз одного мужчины с несколькими супругами или одной фемины с несколькими мужчинами. В патрилинеальных браках наследование социального положения, имущества, фамилии происходит по отцовской линии, а в матрилинеальных семьях – ведется по матери. В патриархальных браках главой семьи является муж, а в матриархальных семьях наивысшим авторитетом считается жена. В гомогенных браках супруги представляют собой уроженцев одной социальной группы, а в гетерогенном семейном союзе муж и жена происходят родом из различных социальных сословий, каст, групп, классов.

Сегодня наиболее распространенными в нынешних урбанизированных городах считаются так называемые нуклеарные браки, в которых семья состоит из родителей и детей, другими словами – из двух поколений.

Социальные отношения в семейном союзе делятся на формальные отношения, т.е. конвенциональные, и неформальные отношения, т.е. межличностные.

Устойчивые социальные отношения, связи между участниками семейной связи, близкими родственниками, остальной родней, друзьями оказывают положительное устойчивое воздействие на душевное состояние и здоровье.

Детско-родительские отношения в семье

Здоровые детско-родительские отношения в семье содержат в себе две составляющие. Любовь является первой составляющей. Отношение к малышу в семье должно базироваться, в первую очередь, на любви к нему, а не на контроле и воспитательных методах воздействия. Ребенку необходимо ощущать, что мама и папа ощущают любовь к нему просто за то, что он существует, а не за его поведение, поступки или хорошие отметки. Любовь родителей является залогом того, что малыш вырастет с нормальным уровнем самооценки, чувством самоуважения и доверием к окружающему миру. Дети, которых просто любят, принимают себя ровно такими, какими они на самом деле являются, что имеет огромное значение во всей его последующей жизни. Ведь если войти во взрослую жизнь, считая свою личность «недостойной» или «плохой», шансы на достойную и успешную жизнь сводятся к нулю.

Второй составляющей детско-родительских отношений является свобода выбора. Предоставить ее ребенку часто намного труднее, чем любовь. Родителям довольно трудно, а порой и очень страшно, позволить малышу самому сделать выбор. Так как они всегда уверены в том, что знают лучше, как поступить, а ребенок хочет сделать по-своему только из чистого упрямства. Однако следует отграничивать свободу выбора от бесконтрольности и вседозволенности.

Даже если малыш и ощущает любовь, чрезмерный контроль со стороны папы и мамы ведет к риску развития разнообразных форм зависимостей. Безрассудная родительская любовь, усиленная тотальным контролем является гремучей смесью. Такой «коктейль» душит и не дает дышать. К подобной гиперопеке склонны женщины с повышенной тревожностью, сверхзаботливостью. Они контролируют любой шаг ребенка, каждое новое увлечение. Вследствие чего малыш может вырасти либо хрупким, и ранимым, не способным противостоять никаким жизненным трудностям или просто постарается любыми путями избежать такой любви. Характер отношений в семье, основанный на тотальном контроле, как утверждает большинство психологов, обуславливает частый побег детей из реальности в «химическую зависимость», главным образом, в наркотическую.

Контроль, помноженный на нелюбовь родителей, способен разрушить детскую личность, что в результате может привести к суициду.

Чрезмерная свобода, предоставленная ребенку, в соединении с нелюбовью предоставляет возможность для формирования детской личности, но в тоже время ведет к большому риску физической травмы. Такие отношения чаще всего наблюдаются в неблагополучных семьях, таких как семьи алкоголиков или наркоманов. В таких семейных союзах дети получают едва ли не абсолютную свободу выбора, так как они, в принципе, никому не нужны. В таких отношениях у детей существует большая вероятность погибнуть, однако наряду с этим, у детей появляется возможность вырасти самостоятельной, целеустремленной личностью.

С целью воспитательных мер в семейных отношениях родители могут обратиться к различным методам воздействия, таким как поощрение или наказание ребенка, стремление продемонстрировать модели поведения на собственном примере. Похвала родителей будет более действенной при условии, если ребенок находится с ними в теплых дружественных отношениях, и, наоборот, если взаимоотношения между участниками семенного процесса холодные и равнодушные, то похвала не будет нести практически никакого стимула для малыша. Благодаря использованию поощрительных методов воспитания, развитие малыша как личности можно либо ускорить и сделать более успешным, либо затормозить. Не стоит в процессе воспитания злоупотреблять наказанием. Его следует использовать только при условии того, что другим способом поведение ребенка изменить практически невозможно. При возникновении необходимости в наказании для приумножения воспитательного отклика наказание должно следовать непосредственно после проступка. Не следует злоупотреблять очень суровыми наказаниями, так как они могут вызвать у малыша страх и озлобленность. Дети, на которых часто кричат и которых постоянно наказывают, становятся эмоционально индифферентными, обнаруживают повышенную агрессивность.

Психология отношений в семье сводится к тому, что все случающееся с ребенком является целиком заслугой его родителей. Поэтому родители должны усвоить, что после рождения ребенка, у них есть возможность либо помочь ребенку в процессах социализации, становлении личности, обучении и др., либо, наоборот помешать. Отказ от участия в воспитании детей тоже является своеобразным вкладом в его будущее. А вот положительным он будет или плохим, покажет время.

Межличностные отношения в семье

Добиться слаженности и согласия в супружеских отношениях довольно непросто. Наиболее важным периодом в семейной жизни партнеров по праву считается начальный, когда молодые впервые сталкиваются не с любовными проблемами, а с семейно-бытовыми. Стадия притирки характеров, согласования взглядов на жизнь, установления семейного уклада — это очень сложный и важный этап во взаимоотношениях, который может вызывать как подъемы, так и спады настроений молодоженов. Данный период насыщен самыми двойственными переживаниями. Этот этап супружеской жизни запоминается молодыми на целую жизнь, и в дальнейшем отражается на судьбе семьи и супругов. Ведь в отношениях каждый из супругов открывает мир не только своего спутника жизни, но и сам в себе обнаруживает что-то новое.

Основой здоровых семейных отношений должно быть чувство любви, т.е. высший уровень эмоционально позитивного отношения индивида к индивиду. Также известна феноменальная избирательность в выборе спутника в отношениях, построенных на любви.

Психология отношений в семье в реальной жизнедеятельности субъектов является намного богаче, многообразнее и сложнее, чем то, что представляется людям до вступления в брачные отношения.

Проблема взаимоотношений между субъектами, вступившими в брак, является актуальной и одной из основополагающих тем в семейной психотерапевтической практике. В частности это относится к молодым семьям, созданным недавно, где супруги только учатся совместной жизни. Данный этап семейной жизни считается своеобразной притиркой и показателем, как в дальнейшем сложится их совместная супружеская жизнь. Период притирки характеризуется массой проблем в межличностных отношениях партнеров.

В основном, затяжные конфликты, обиды, ссоры вызывает, вначале, совместное ведение хозяйства. На этом этапе нужно научиться совместно выстраивать быт и с пониманием, терпением относится к привычкам другого. Именно с умением найти общий язык в процессе выстраивания совместного быта связано множество проблем. Ведь ранее, еще до женитьбы, партнеры вместе проводили все свободное время и наслаждались им. Они прощали друг другу небольшие недостатки друг друга, такие как непрактичность, некоторая забывчивость, рассеянность и т.д. Ранее эти качества воспринимались в качестве чуточку смешной, безобидной и милой черты характера. Теперь же это вызывает раздражение и начинает сравниваться с ненадежностью.

Трудности во взаимопонимании и межличностных отношениях между супругами часто неразрывно связаны с различием в темпераментах. Нередко проблемы в межличностном взаимодействии вызывает воздействие биологических ритмов супругов. Также от колебания биологических ритмов партнеров зависит интимная жизнь молодой семьи и ее душевный комфорт.

Эмоциональные отношения в семье представляют собой важнейший интегрирующий механизм, благодаря которому участники семейных отношений чувствуют себя единой целостностью и ощущают теплоту, поддержку друг от друга. Уменьшению фрустрирующих переживаний способствуют отношения, базирующиеся на любви и взаимной симпатии.

Как правило, эмоциональные отношения в семье последовательно проходят пять этапов. Первый этап характеризуется глубоким и страстным чувством влюбленности индивида, когда супруг(а) занимает все внимание при этом, окрашивая в радужные цвета восприятие действительности партнера. На втором этапе происходит некоторое охлаждение, которое проявляется в том, что образ супруга реже всплывает в сознании при его отсутствии, но при встрече с ним появляется сильнейший прилив позитивных эмоций, ощущения нежности и чувства любви. Третий этап характеризуется продолжением охлаждения в эмоциональных отношениях. В отсутствие супруга партнер испытывает некоторый психологический дискомфорт, однако при встрече с ним уже не вспыхивает нежность и чувство любви. Для всполоха нежного отношения и любви теперь необходим своеобразный стимул — партнер должен сделать что-либо приятное, чтобы доказать свою любовь. На данном этапе происходит привыкание. Если на этом этапе не найти взаимопонимания и не уменьшить интенсивность межличностных коммуникаций, то он перейдет в четвертый этап, который характеризуется неосознанным раздражением, вызываемым присутствием супруга. На четвертом этапе привычки или особенности характера, внешности воспринимаются не в качестве мелких недостатков, а в качестве причин для конфликтов. На пятом этапе индивид полностью находится во власти отрицательной установки. Он характеризуется тем, что супруги уже забыли все приятные поступки и слова, а все плохое выдвигается на передний план. Партнеры приходят к непониманию для чего они живут вместе. Данный период является самым тяжелым в межличностных взаимоотношениях.

Отношения супругов в семье

Как правило, характер отношений в семье, сплоченность ее членов или распад семьи, имеют зависимость от набора личностных качеств партнеров, исповедуемых ими нравственных принципов, мировоззренческих убеждений и жизненных установок. Когда идеологические убеждения или мировоззрения супругов несовместимы, семья распадается. Различие идеологий определяет неодинаковость потребностей, целей, задач, идеалов, мечтаний, следовательно, ведет к различию в поступках, поведении, итогом этого обязательно будет душевная несовместимость супругов и даже враждебность. Истинное сближение мужчины и женщины, придерживающихся различных мировоззренческих взглядов, возможно только при отказе обоих партнеров или одного из них от своих изначальных позиций.

Существенным значением для семейных отношений обладают моральные качества супругов, такие как терпимость, умение понять, внимательность, доброта, чувство такта, сострадание и др. Все эти качества делают субъекта более «пригодным» для совместной жизни в брачном союзе. И наоборот, такие качества, как беспричинная злоба, чрезмерная обидчивость, капризность, высокомерность, эгоистичность делают людей не способными к длительным отношениям и не пригодными к семейной жизни.

Также индивиды, вступающие в брачный союз, должны смотреть в одном направлении, иметь сходные взгляды на нормы нравственности и ценностные ориентиры, такие как положение мужчины и позиции женщины в браке, равенство между полами, взаимоуважение, справедливость, ответственность и долг перед семьей, обществом. Так как любое противоборство друг другу в этом плане будет только способствовать подрыву фундамента отношений.

Довольно важным ориентирующим качеством личности считается способность принимать и выполнять решения. Если данное качество у индивида отсутствует, то мировоззрение, жизненные цели и установки делаются чисто декларативными и довольно шаткими, а личность субъекта — ненадежной и инфантильной. Поведение такого индивида характеризуется импульсивностью и непредсказуемостью, вследствие чего длительное сотрудничество с ним делается невозможным.

Большим значением для личности обладает также и усвоение им правовых норм и нравственных ориентиров, регулирующих отношения в семейной жизни, роли супруга и супруги, отца и матери. Итогом усвоения таких норм будет образование чувства долга, которое совместно с волей и чувством любви подталкивает партнеров, их родителей и других участников семейных отношений в точности и неукоснительно выполнять свои обязанности.

Говоря о том, как наладить отношения в семье, укрепить ее внутренние связи, совершенствовать отношения между партнерами, нельзя недооценивать и интимные отношения супругов. Главным в физических отношениях супругов является то, что интимная близость должна удовлетворять обоих супругов.

Также для обеспечения сплоченности участников семейных отношений очень важно их умение совершенствовать хозяйственную деятельность. Партнеры не должны опасаться и избегать быта. Совместное ведение хозяйства только сплотит супругов, если не избегать его.

Любовь, семья, отношения индивидов в семье являются тем основополагающим фактором, который волнует всех, так как во многом как раз от него и зависит степень успешности и удовлетворенности жизнью.

Отношения в молодой семье

Гармоничный союз двух индивидов, согласованность эмоциональных реакций в молодой семье создаются постепенно. От развития гармонии и взаимопонимания зависит перспектива союза и дальнейшие счастливые семейные отношения. Именно поэтому особый акцент следует делать на начальном этапе формирования семейного союза, так как именно на этом этапе налаживается психологическая совместимость двух абсолютно разных людей. Это фундамент создающегося многоэтажного строения брачных отношений. От того, насколько такой фундамент окажется крепким, зависит долговечность всего строения семейной жизни.

Семья в идеале — это самые близкие люди на свете, готовые всегда поддержать друг друга и прийти на помощь, всегда в тяжелую минуту находятся рядом. Однако даже между родными людьми случаются конфликты или недопонимания.

Пожалуй, сегодня вопрос, как наладить отношения в семье, считается одним из центральных и наиболее актуальных вопросов. Эффективным методом избегания недопонимания в семейных отношениях считается способность находить взаимопонимание в любых ситуациях со своими родными. Поэтому от того, насколько дипломатично способен вести себя индивид в различных конфликтных и обычных жизненных ситуациях, настолько безоблачной будет совместная жизнь. В ходе развития семейных отношений и взросления самой семьи, в ней складывается своя неповторимая атмосфера. К сожалению, сегодня довольно часто можно встретить семьи, где главенствует дух отчуждения и атмосфера непонимания между домочадцами. Итоги таких внутрисемейных взаимоотношений могут быть абсолютно разными, начиная от распада семьи и заканчивая психосоциальными проблемами детей.

Естественно абсолютно без конфликтов жить невозможно. Нужно понимать, что конфликты бывают разными. В семейной жизни следует избегать деструктивных конфликтов. Необходимо помнить, что каждый индивид обладает плюсами и минусами, поэтому следует научиться прощать и идти на уступки.

Здоровые взаимоотношения в семье молодоженов помогут избежать распада семьи. Все возникающие проблемы следует обсуждать, пытаться найти совместное решение, а не сторониться.

К сожалению, в наше время, постепенно утрачивается ценность отношений в семье. Чтобы этого не происходило индивидам, вступающим в брак, следует осознавать причины, которые побуждают их к заключению семейного союза. Если оба супруга любят, уважают друг друга и понимают, если они готовы идти на уступки друг другу и обладают общностью интересов, то и взаимоотношения в молодой семье будут складываться благоприятно.

Характеристика отношений в семье молодоженов обуславливается психологической совместимостью партнеров, умением создавать в отношениях оптимальный нравственный микроклимат.

Проблема отношений в семье

В наше время одной из основополагающих проблем современной семьи считается резкий спад статуса семьи в качестве социального института общества, понижение ее значимости иерархии ценностных ориентиров.

Именно решение семейных проблем обычно стоит у людей на первом месте. Среди наиболее распространенных категорий проблем в семейной жизни следует выделить конфликты, проистекающие между партнерами, родителями и ребенком, сыновьями и дочерьми. Ценность отношений в семье должна быть наивысшей ценностью индивидов, образующих социальную ячейку общества.

Любовь, психологическая совместимость, духовная гармония и коммуникативное взаимодействие родителей считаются одними из главных факторов, предупреждающих затяжные конфликты, эмоциональной основой воспитания ребенка в семье. В отношениях, где супруги относятся с любовью друг к другу, отношение между детьми в семье будет дружеским и доброжелательным, базирующимся на любви и чувстве принадлежности к одной семье.

В самом начале семейной жизни первой проблемой, возникающей перед молодоженами, становится разделение обязанностей, которые в любом случае приходится выполнять. Часто у партнеров расходится представление о том, кто должен заниматься домашними обязанностями, вследствие чего на этой почве зарождаются конфликты.

Следующей проблемной ситуацией становится выработка семейных ценностей и моральных ориентиров из тех, которые действительно важны для каждого из партнеров.

В процессе решения семейных конфликтов происходит узнавание партнера с новой стороны, открытие таких его черт характера, которые ранее были не заметны.

Также после появления на свет малыша семейной жизни угрожают конфликты и проблемы. Ведь когда женщина, кроме роли жены приобретает и роль матери, ее внимание с мужа переключается на малыша, что очень сильно переживается мужчинами.

Конфликтное или остро негативное отношение между детьми в семье также провоцирует ссоры между супругами, которые не понимают, что причиной прохладного отношения у детей между собой, зачастую, являются сами родители.

psihomed.com

Отношение студентов к семье и браку Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Курбатова Л. Н.

В статье раскрываются особенности формирования социальных установок и мотивов студентов на семью и брак в условиях формационной трансформации российского общества в период с 1992 по 2008 гг. При этом учитывается характер меняющейся семейно-брачной культуры в сравнении с поколением родителей, их социально-классовой принадлежности. Определено влияние гендерных различий и типов образовательных учреждений по экономическому признаку.

Students’ attitude to family and marriage

This article is about something especial in the formation of present social installation and motives of the students on a family and a marriage, which were formed during the formational transformation of the Russian society in the pe-riod of time from 1992 to 2008. It is considered that the changes of the character of the family — marriage culture of the students are different from those of the generation of their parents, their social-class association. This essential influence is defined because of some gender differences and a number of types of educa-tional institutions, which at present time can be divided by some economic sign.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Курбатова Л. Н.,

Текст научной работы на тему «Отношение студентов к семье и браку»

?Л. Н. Курбатова, канд. социол. наук, доцент, кафедра социологии и политологии, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия, [email protected]

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СЕМЬЕ И БРАКУ

Семья как социальный институт тесно связана со всеми сферами жизни общества. В ней фиксируются многие социальные проблемы общественных отношений. Кризисные явления 1990-х затронули все социальные институты1. Институциональный кризис семьи проявился в падении рождаемости, увеличении числа разводов, появлении большого количества бездомных детей, сексуально девиантных формах поведения и т. д.

Для создания устойчивого фундамента института семьи как основополагающей формы жизни человека, важно научное исследование и распространение социологических знаний, это имеет не только познавательное, но и огромное нравственно-воспитательное значение, служит одним из средств формирования самой личности и существующих общественных отношений.

Семейно-брачные отношения — явление личное и общественное. Формирование

семьи — явление социальное, неразрывно связанное с развитием общества и изменяющееся в соответствии с его укладом в каждый исторический период.

Количество студенческих семей в 1980-е гг. резко возросло. Такая ситуация говорит о сформированной у поколения родителей позитивной установке на семью и брак, о том, что условия того времени «позволяли» молодым людям, еще будучи студентами, реализовать себя в собственной семье. Сравнительный анализ семейного положения студентов 80-х гг. XX в. и начала XXI в. фиксирует существенные изменения семейного статуса студентов (табл. 1)2.

Наблюдаются серьезные изменения в системе семейных ценностей студентов, которые произошли в 1990-е гг. В середине 1980-х гг. каждый третий студент 5-го курса имел семью, т. е. возраст, в котором студенты вступали в брак, был примерно 20-22 года. Именно этот возраст по данным

Распределение студентов государственного и негосударственного вузов по семейному положению

Семейное положение студентов ПГТУ* (%) НОУ ПГТИ** (%) Всего по массивам (%)

1984 1992 2002 2008 2002 2008 2002 2008

Холост (не замужем) 63,2 88,9 96,4 91,8 86,4 84,6 90,1 88,7

Женат (замужем) 33,0 8,4 1,2 1,2 5,1 1,0 4,3 4,5

Семейная жизнь не устроена 3,1 2,7 4.0 7,1 8,2 14,4 4,8 6,1

* ПГТУ — ГОУ ВПО Пермский государственный технический университет. ** НОУ ПГТИ — НОУ ВПО Пермский гуманитарно-технологический институт.

здравоохранения является наиболее благоприятным для рождения ребенка. Поэтому одной из проблем, ко- —

торая возникает сегодня, является изменение взглядов студентов на время организации брачных отношений. В начале XXI в. число семейных студентов составило всего 1 %. Число студен- =

тов с необустроенной семейной жизнью неуклонно возрастает. Необустроенность семейной жизни включает в себя такие группы студентов, как разведенные, состоящие в незарегистрированном браке, в одиночку воспитывающие ребенка. Установка на семью сформирована у каждого второго студента (48,3 %). Однако практически каждый третий опрошенный студент пока не испытывает желания завести семью (26,9 %), каждый пятый затруднился ответить на этот вопрос (22,5 %). Желание создать семью испытывают 58,3 % девушек и только 34,5 % юношей. В то же время каждая пятая девушка (19,8 %) и 40,7 % юношей не хотят вступать в брак. Установка на брак в оди-

Желание создать семью испытывают 58,3 % девушек и только 34,5 % юношей. В то же время каждая пятая девушка (19,8 %) и 40,7 % юношей не хотят вступать в брак.

наковой мере сформирована у студентов разных вузов по форме обучения. Следо— вательно, отношение к браку является субкультурной потребностью студенческой молодежи.

В то же время социально-классовая принадлежность отражается = в структуре семейно-брачных ценностей (табл. 2).

Положительная установка на брак ярче выражена у студентов — детей рабочих. Неопре-

деленность в этом вопросе проявилась у части студентов — выходцев из семей служащих и работников торговли, что соответствует социальному характеру этой группы.

Таким образом, формирование установки на брак — это процесс, на который оказывают влияние как социально-статусные факторы, так и принадлежность студентов к молодежной среде как группе, обладающей своей субкультурой.

За постсоветский период мотивация брака из морально-этической сферы пере-

Установки студентов в 2008 г. на брак в зависимости от пола, вуза, социального происхождения

Социальные характеристики студентов Установка на брак (%)

Хотят вступить в брак Не хотят Затруднились ответить

Всего по массиву 48,3 26,9 22,5

ПГТУ 48,2 28,0 23,8

НОУ ПГТИ 52,6 26,3 21,1

Юноши 34,5 40,7 24,8

Девушки 58,3 19,8 21,9

Социальное положение родителей:

Крестьяне 50,0 33,3 16,7

Рабочие 56,0 23,9 20,1

Интеллигенция 49,3 28,4 22,2

Работники торговли и сферы обслуживания 44,2 31,2 24,7

Коммерсанты, предприниматели, бизнесмены 51,2 27,4 21,4

Служащие 40,2 29,9 29,9

Мотивация брачных отношений студентов в 1992 г. в зависимости от пола

Мотивы Всего (%) Юноши (%) Девушки (%)

Социально-психологические 51,5 47,8 56,7

Социально-статусные 39,2 36,0 42,2

Социально-культурные 68,9 59,4 80,0

Морально-этические 27,7 25,2 31,1

Брак по расчету 4,0 5,4 2,2

Случайный брак 1,5 0,9 2,2

шла в плоскость социально-психологическую и социально-статусную. Так, в 1992 г. преобладающими мотивами в решении юношей и девушек на вступление в брак были любовь, общность интересов, физическое влечение. В то же время брак по расчету присутствовал среди студентов как мотив. Для советской студенческой семьи характерной являлась социальная однородность, так как социально-классовые противоречия не являются доминирующими, хотя и сохраняются через преломление субкультуры профессиональных групп, к которым принадлежат родители студентов (табл. 3).

Однако студенчеству свойственна определенная маргинальность (смешение культур), поэтому, с одной стороны, в процессе обучения в вузе формируется новая общность — интеллигенция, с другой стороны, внутри этой общности сохраняются особенности субкультуры конкретной социальной группы, выходцами которых являются студенты. У студентов в большей мере проявлялась схожесть социальных установок и взглядов, предопределенных равным социальным статусом молодежи данного общества. Во время исследования 1992 г. в Пермском политехническом институте обучались представители двух больших социальных групп: рабочих и интеллигенции. Отсюда приоритетность социокультурных и социально-психологических мотивов вступления в брак.

В связи с изменением социально-экономических условий российского общества меняются культура и мораль самого общества. Поэтому мотивация семейно-брач-ных отношений начинает принимать новые формы и содержание. В исследовании 2008 г. автор выделил ряд образующих признаков

мотивации современного брака, соответствующих культуре и морали рыночных социально-экономических отношений:

Социально-психологические мотивы (жить вместе с заботливым, внимательным, доверчивым и верным другом, который тебя понимает, страх остаться одиноким, случай).

Социально-статусные мотивы (желание иметь свой дом, быть самостоятельным, материально обеспечить себя, иметь статус семейного человека, освободиться от опеки родителей, пришло время для замужества/женитьбы, беременность, возможность остаться в городе, более высокий социальный, культурный и материальный статус родителей мужа/жены).

Морально-этические мотивы (желание придать интимным отношениям законный характер, однажды данное обещание, желание отомстить, наличие жилплощади у будущего мужа/жены, желание родителей).

Более половины опрошенных студентов хотели бы жить вместе с заботливым, внимательным человеком (60,9 %), верным другом, который его (ее) понимает (50,0 %), иметь свой дом, быть самостоятельным и (55,1 %) (табл. 4).

Данная мотивация незначительна, но все-таки более выражена у студентов государственного вуза и девушек.

Брак как способ обеспечения материальной свободы и свободы от опеки родителей рассматривают от 14 до 18 % студентов. Этот процент выше среди студентов негосударственного вуза. Данная ситуация легко объяснима. Материальная зависимость повышает социальную напряженность в этой группе, это выражается в стремлении студентов «вырваться» из родительской семьи,

Мотивация семейно-брачных отношений студентов в 2008 г.

Мотивы Всего (%) Юноши (%) Девушки (%) ПГТУ (%) НОУ ПГТИ (%)

Социально-психологические 45,2 45,9 46,0 47,7 42,6

Социально-статусные 46,3 44,7 46,0 44,8 47,4

Морально-этические 8,5 9,4 8,0 7,5 9,9

хотя бы за счет создания своей собственной семьи. Материальная зависимость от родителей в большей мере тяготит девушек, нежели юношей (19,1 % против 11,9 % юношей). Эта ситуация объясняется тем, что 40 % юношей стараются материально себя обеспечить за счет дополнительного приработка (против 25 % девушек). Как показало исследование, отношение родителей к дочерям носит попустительский характер. Следовательно, девушки испытывают большее давление со стороны родителей, как в материальном, так и психологическом плане.

Каждый десятый студент (10 %) вкладывает в это желание нравственно-право -вые и социально-статусные аспекты: «придать интимным отношениям законный характер», «иметь статус семейного человека», «пришло время». Данная мотивация ярче выражена у юношей, нежели у девушек, студентов негосударственного вуза.

Страх также выступает аргументом в пользу брака. Так, среди студентов, желающих вступить в брак, 7,1 % постоянно испытывают страх, каждый второй испытывает это чувство время от времени (47,5 % против 38,1 % студентов, не желающих вступать в брак). Среди тех студентов, кто не хочет вступать в брак, 12,7 % чувство страха незнакомо. Среди желающих вступить в брак 12,2 % студентов боятся остаться одинокими, 7,6 % вынуждены это сделать из-за беременности девушки. Последний аргумент выступает равнозначным фактором для заключения брака как для юношей, так и для девушек. Следовательно, юноши понимают и принимают всю ответственность за данную ситуацию и готовы к брачным отношениям.

Меркантильные интересы, такие как «остаться в городе после окончания вуза», «наличие жилплощади», «высокий матери-

альный и культурный статус родителей», не выступают ярко выраженными факторами влияния на брачные установки современных студентов.

Таким образом, можно говорить о том, что мотивация брака включает в себя комплекс социально-психологических и социально-статусных аспектов. Морально-этическая сторона выбора брачных отношений, в том аспекте, в котором она была представлена в исследовании, оказалась несостоятельной.

Социально-психологическая составляющая брачного выбора тесно связана с характером культуры любви. Среди студентов, у которых сформировано желание вступить в брак, более выражено положительное отношение к любви во всех ее проявлениях. Среди студентов, которые не настроены на брак, наоборот, больше тех, кто воспринимает любовь как обыденное чувство. Видимо, это те студенты, которые или еще не испытывали это чувство, или столкнулись с «безответной» любовью. Поэтому в определенных жизненных ситуациях молодые люди этой группы чаще ориентируются на друзей (50,8 % против 41,2 % студентов, настроенных на брак), тогда как студенты с положительной установкой на брак — на близкого, любимого человека, друга или подругу (57,6 % и 46,3 % против 27,7 % и 36,1 % соответственно по группам).

В группе студентов, не определившихся с мнением по поводу брака, присутствуют обе позиции по отношению к любви как чувству и форме общения, выражающиеся в семейно-брачных отношениях.

Именно среди этих студентов больше тех, кто рационально принимает жизненно важные решения, т. е. анализирует как саму ситуацию, так и ее последствия. Информацию для принятия таких решений они черпают как из собственного жизненного опыта, так и из жизненного опыта других. От-

ношение к любви и браку у молодежи проявляется как следствие условий первичной социализации.

Положительное влияние на этот процесс оказали в первую очередь: пример семьи родителей (65,0 %), образ жизни родителей (64,1 %), семейные отношения, которые сложились у родителей друзей (44,1 %), семейные отношения, которые были показаны в кино или о которых студенты прочитали в книгах (39,9 % и 39,2 %), друзья, их образ жизни (35,1 %).

Образование как социальный институт социализации оказался малопродуктивным средством воспитания в этом вопросе. Положительную роль учителей и преподавателей вуза отметили 20 % респондентов. Слабо выражена роль других социальных институтов в этом процессе. Только каждый десятый студент считает, что на его положительное отношение к браку оказали влияние СМИ (Интернет, тематические передачи по телевидению), а также политическая и экономическая элита страны через демонстрацию своей семейно-брачной жизни.

Отрицательную роль в процессе формирования отношения к браку и семье оказывают, по мнению студентов: примеры се-мейно-брачных отношений звезд кино- и шоу-бизнеса (47,9 %), примеры семейно-брачных отношений представителей политической и экономической элиты (34,6 %), политическая и экономическая ситуация в стране (34,2 %), тематические передачи по телевидению (31,6 %).

При этом отмечается, что у каждого пятого студента отрицательное отношение

к браку формировалось под влиянием примера семьи родителей (18,7 %). Среди студентов, которые не хотят вступать в брак, каждый второй не рассматривал пример своих родителей в качестве фактора, влияющего на формирование идеала его жизни (48,3 % против 35 % среди студентов, для которых родители являются положительным фактором влияния на их идеал образа жизни).

Следует отметить, что для юношей пример родительской семьи носит несколько более значимый характер, чем для девушек. Для девушек несколько более значимы в этом вопросе подруги, преподаватели вуза и учителя, для некоторой части юношей, наоборот, именно эти отношения отмечаются как факторы отрицательного влияния на семейно-брачные установки.

Семейно-брачные отношения требуют от человека определенных качеств личности. Именно в период первичной социализации формируются не только установки на брак и семью, но и формируются основные представления о ролевых позициях мужчины и женщины в семье.

С точки зрения оценки идеальных ролей в период новейшего времени у студентов произошли существенные изменения в представлении гендерных ролей в семье. Практически по всем позициям юноши и девушки положительно оценили качества семейного человека. Основные гендерные противоречия, где преобладает мужское начало, для современных студентов заключаются в таких социально-психологических качествах, как сдержанность и выдержка, коммуникабельность, внешний вид, тогда

Гендерное представление студентов в 1992 и 2008 гг. об идеальных и реальных качествах семейного человека

Качества Качества важны Качества важны Свойственны студентам

для мужа для жены юноши девушки юноши девушки

1992 год (%) 2008 год (%)

Чувство долга, ответственности за семью 21,3 10,9 75,3 67,4 47,6 51,5

Образованность, общая культура 11,9 6,9 79,8 78,4 67,7 68,6

Общительность, умение строить отношения с друзьями супруга(и) 7,4 12,9 61,1 55,5 45,4 63,4

Умение сдерживать свои эмоции 14,9 16,3 63,2 59,9 48,5 37,1

Умение одеваться, быть привлекательным(ой) внешне 6,0 35,2 66,8 69,3 43,7 57,7

Увлеченность своей работой, учебой 15,3 6,9 52,6 40,8 26,6 27,8

Умение вести домашнее хозяйство 8,9 41,6 68,4 67,4 34,9 49,2

Умение создать домашний уют, теплую, дружескую обстановку 7,4 46,0 67,2 74,5 43,2 67,0

Умение считаться с мнением других 11,9 11,9 66,8 71,3 54,1 56,3

Самостоятельность в принятии решений 36,6 5,5 47,0 43,1 51,1 39,9

Умение материально обеспечивать семью 68,8 5,5 78,3 84,2 39,7 14,9

Умение организовывать досуг семьи 19,8 11,9 60,7 67,7 42,4 48,7

как у студентов в 1992 г. они были в большей мере приоритетами для девушек. В отношении морально—деловых качеств приоритетными остаются такие качества, как ответственность, отношение к работе (табл. 5).

Женские приоритеты у современных девушек кардинально отличаются от тех представлений, которые были свойственны студенткам 1992 г. Особенно это проявляется в умении организовать быт и досуг, сглаживать «углы», материально обеспечивать семью, в образованности, культуре, работоспособности. Следует отметить, что у современных юношей и девушек меньше противоречий в определении гендерных ролевых позиций в семье, чем у молодежи 1992 г. Они единодушны, например, с точки зрения оценки таких качеств, необходимых в семье, как общая культура, внешняя привлекательность, бытовая приспособленность, материальная ответственность.

С точки зрения оценки своих собственных качеств семейного человека современные юноши и девушки по ряду позиций вписываются в стереотип гендерных пред-

ставлений о роли и месте мужчины и женщины в семье. Это касается в первую очередь отношения к внешности, материальному обеспечению семьи, организации быта. По другим качествам семейного человека у современных студентов уже сформировались новые формы поведения, отличные от семейной субкультуры советской молодежи.

Кризис российского общества, начавшийся в 1990-е гг., как следствие формаци-онных изменений, оказал свое влияние на институт семьи и брака. Сложности экономического и социального характера предопределили изменение времени вступления в брак студенческой молодежи, так как для создания семьи требуются не только экономические условия, но и определенная стабильность общественной жизни. В связи с этим возникают проблемы количества детей в семье и отношения к брачному контракту — новой для России форме организации брачных отношений.

Сравнительный анализ данных 1992 и 2008 гг. позволяет выявить особенности формирования установок на рождение де-

тей у молодежи разных социально-экономических форм общественного развития на момент смены формаций.

Как показывает исследование, установки современных студентов на количество детей в семье ближе по своему характеру к установкам советских семейных студентов, нежели несемейных студентов того времени (табл. 6).

Это свидетельствует о том, что современное общество уже проходит путь аккомодации в процессе социокультурной адаптации в семейно-брачных отношениях. Современные студенты по сравнению с советскими студентами выглядят прагматичными и рациональными.

Этот вывод подтверждает группа студентов, которые затруднились ответить на данный вопрос. Если в 1992 г. каждый пятый так оценивал свое отношение к этому вопросу, то в 2008 г. уже каждый десятый студент (18,6 % и 12,3 % соответственно по годам). Однако эта группа современных студентов имеет свои социальные корни. Таких студентов больше среди юношей, детей рабочих и служащих, меньше — среди девушек, детей коммерсантов, предпринимателей и бизнесменов. Подобная ситуация имеет свое социально-экономическое объяснение. Первую группу студентов (мужчины и рабочие) можно относить к группе

Более половины девушек (59,3 %) ориентированы на двух детей, тогда как среди юношей такое настроение наблюдается лишь у 43,4 %.

повышенного социального риска, так как именно эти социальные группы являются основой социально-трудовых отношений в условиях капиталистического общества и поэтому в первую очередь подвержены всем соци-= ально-экономическим катаклизмам данного общества. Именно это сегодня проявляется в условиях мирового экономического кризиса. Вторая группа (женщины и класс капиталистов) представляет собой социальные группы, которые, с одной стороны, прямо связаны с первой группой соответствующими признаками (гендерным и социально-экономическим), с другой стороны, выступают как социально-антагонистическая противоположность, так как стремятся к самостоятельности и подавлению первой. Со стороны женщин это связано с дискриминационными процессами, со стороны класса капиталистов — со стремлением сохранить свою экономическую власть в обществе. Поэтому семья и, как следствие, дети, наряду с экономическими и политическими факторами, являются социально-экономическим аргументом выживания этих социальных групп.

В характере установки на число детей в семье отражается весь спектр социокультурных и социально-экономических изменений, происходящих в нашем об-

Ориентация студентов в 1992 и 2008 гг. на количество детей в семье в зависимости от пола и социального происхождения

Установка на количество детей Всего по массиву 1992 (%) Всего М Ж К Р И РТО КПБ С

Сем. студ. Несем. студ. 2008(%)

Одного 15,9 6,8 13,2 13,2 13,5 5,6 9,4 14,5 12,8 16,5 15,8

Двух 54,5 49,2 52,3 43,4 59,3 33,3 50,7 51,4 59,0 55,3 53,3

Трех 15,9 18,9 12,8 14,0 12,6 22,2 20,3 12,7 7,7 11,8 10,0

Больше трех 5,5 4,6 4,5 4,7 4,6 11,1 4,3 6,4 5,1 3,5 2,5

Затруд. ответить 5,0 18,6 12,3 20,5 7,8 11,1 15,2 11,4 12,8 8,2 15,8

Примечание: М — юноши, Ж — девушки, К — крестьяне, Р — рабочие, И — интеллигенция, РТО — работники торговли и обслуживания, КПБ — коммерсанты, предприниматели, бизнесмены, С — служащие.

журнал научных публикаций

ществе. Более половины девушек (59,3 %) ориентированы на двух детей, тогда как среди юношей такое настроение наблюдается лишь у 43,4 %. Социально-классовая принадлежность также определила характер ориентаций в этом вопросе. Наибольшее число студентов, у которых есть установка на трех и более детей в семье, относятся к детям рабочих (25 %), крестьян (23 %) и интеллигенции (19 %). Тогда как среди представителей класса капиталистов это число составило 15 %, среди работников торговли и служащих по 12 %. Однако в этой группе больше студентов, рационально оценивающих наличие детей в семье, так как здесь доминирует установка на одного или двух детей.

Эти факты свидетельствуют о продолжающемся процессе перехода одной общественной культуры в другую с учетом фор-мационных изменений.

В то же время отношение к самим детям имеет не столько социокультурную и социально-экономическую направленность, сколько биологическую и эмоциональную окраску, составляющую сущность человека. Для студентов дети в первую очередь — это любовь и естественная потребность (41,7 %, из них 60,7 % девушек и 31,3 % юношей). Экономическая и общественная составляющие студентами практически не рассматриваются как факторы влияния на отношение к детям («возможность передать созданные семьей материальные ценности» — 0,7 %; «воспитание детей — это долг и обязанность перед обществом» — 3,0 %). Данная аргументация, естественно, носит эмоционально—чувственный характер. Студенты — сами еще почти дети, и поэтому им самим нужны любовь и привязанность родителей, они еще очень сильно зависят от родителей, их отношения к ним.

Что будет в будущем, как будут меняться представления уже взрослых, самостоятельно решающих свои жизненные потребности специалистов, бывших студентов, сегодня сложно представить, так как социально-политическая и социально-

экономическая ситуация не только в нашей стране, но и в мире неопределенна. Все это не может не сказаться на выборе формы, структуры семьи и, следовательно, отношении к детям.

Вторая проблема современной семьи — это характер предпочитаемой формы семьи и организации семейно-брачных отношений.

Основные предпочитаемые формы брака сегодня — светский брак, а также закрепление брачных отношений церковью (43,9 % и 31,4 % соответственно). Традиционная форма отношений больше устраивает детей интеллигенции и работников торговли (50,3 % и 51,4 % по соответствующим социальным группам).

Стремление к сочетанию светского и церковного брака более выражено у детей рабочих, коммерсантов и предпринимателей (38,6 % и 37,2 % по группам). Такой подход к организации брака свидетельствует, с одной стороны, о стремлении молодых людей создать более надежные, пусть даже формально, семейно-брачные отношения. Стремление оформить брачные отношения не только официально, но и подкрепить их узами церкви является проявлением особенности современной религиозной культуры молодежи. Следует отметить, что за последние годы возросло число студентов, считающих себя верующими людьми.

С появлением рыночных отношений возникла такая форма закрепления брачного союза, как брачный контракт (табл. 7).

Брачный контракт отражает характер контроля и регулирования этих отношений. В этом аспекте наглядно продемонстрированы особенности социально-гендерных и социально-классовых процессов, которые были отражены при анализе установок студентов на количество детей в семье. Отношение юношей, детей рабочих и интеллигенции к брачному контракту неоднозначно. В то же время здесь больше тех, кто видит в этом процессе нарушение семейной и брачной морали и культуры, а также меньше

Среди студентов, сегодня положительно настроенных на брак, больше тех, кто рассматривает брачный контракт как неэтичный способ заключения брака (40,7 % против 29,7 % среди тех, у кого нет желания вступать в брачный союз).

N9 4 (22) АПРЕЛЬ 201 2 журнал научных публикаций

Отношение студентов в 1996 и 2008 гг. к брачному контракту в зависимости от пола и социального происхождения

Позиция Всего по массиву (%) М Ж К Р И РТО КПБ С

Когда люди любят друг друга, «контракт» выглядит неэтичным способом заключения брака 37,7 33,7 40,7 31,9 31,3 41,0 35,0 28,0 30,5 34,7

Когда люди вступают в брак, "контракт" выступает формой защиты от непредсказуемости супружеской жизни 44,9 50,1 43,9 57,2 62,5 47,8 52,0 57,3 56,1 55,7

В условиях рынка брачный контракт является атрибутом супружества 15,8 12,0 15,4 10,9 6,3 11,2 13,0 14,7 13,4 9,6

тех, кто рассматривает этот инструмент как необходимое требование современной жизни. Данный тип организации брачных отношений более приемлем для девушек, детей класса капиталистов, служащих. В этом вопросе с ними солидарны дети крестьян. Однако последняя группа согласно своей социальной природе обладает переходным типом социального поведения, как и группа служащих. Среди студентов, сегодня положительно настроенных на брак, больше тех, кто рассматривает брачный контракт как неэтичный способ заключения брака (40,7 % против 29,7 % среди тех, у кого нет желания вступать в брачный союз).

Таким образом, можно сделать ряд выводов:

Во-первых, модель гендерных семейных ролей у современных студентов ближе по своему содержанию к либеральной форме отношений. Именно такая культура семейно-брачных ролей уже свойственна юношам и девушкам 2008 г. Однако еще сохраняются некоторые гендерные стереотипы в оценке мужских и женских приоритетов, которые являются следствием социально-экономических условий нашего общества.

Во-вторых, социально-классовые позиции и социально-классовая культура выступают важными факторами влияния на

отношение молодежи к такому важному для человека социальному институту, как семья. Можно говорить о том, что в российском обществе процесс формирования классовых противоречий находится в своей активной стадии развития и адаптации (на уровне аккомодации).

В-третьих, крайне важны в настоящее время продуманное правовое регулирование брачно-семейных отношений, своевременная информация об уровне семейных проблем, знание причин, порождающих семейные трудности, изучение факторов стабильности семьи. Брачный контракт как правовой инструмент требует более детального изучения, так как должен учитывать разные типы культур, д1

1. Материалы VII Международной научной конференции «Сорокинские чтения-2011». К 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова «Глобальная социальная турбулентность и Россия»: Сборник тезисов / Под. ред. В. И. Добренькова. — М.: Университетская книга, 2011.

2. В статье приводятся результаты социологических исследований лаборатории социологии проблем высшего образования Пермского национального исследовательского политехнического университета. Опрошено студентов: 1984 г. — 1 200 чел.; 1992 — 520 чел.; 2002 г. — 644 чел.; 2008 г. — 709 чел.

cyberleninka.ru