Заниженная высокая самооценка

Проблема и способы преодоления заниженной самооценки

В статье рассматривается феномен заниженной самооценки: общее понятие, причины и способы коррекции мнения человека о себе самом.

Что значит заниженная самооценка ^

Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно сначала рассмотреть общее понятие о самооценке.

Итак, у человека есть два представления о себе – «я» реальное и «я» идеальное. Реальное «я» – это мнение человека о самом себе настоящем, о том, какой он есть. «Я» идеальное – это то, каким бы ему хотелось быть.

Самооценка характеризует удовлетворенность человека своим движением от реального «я» к идеальному. Если самооценка высокая, то человек близок к своему личностному идеалу, а когда низкая, то бесконечно от него далек.

Самооценка может быть: адекватной и неадекватной. Адекватная оценка человеком самого себя может быть высокой, средней или низкой.

Такая самооценка не является для человека проблемой, если он трезво оценивает себя, т.е. знает свои сильные и слабые стороны и нацелен на гармонизацию своей личности и приближение к идеальному «я».

Психология рассматривает как проблему только завышенную или заниженную самооценку и считает ее неадекватной.

В нашей статье мы оставим в стороне завышенную самооценку и сосредоточимся на заниженном мнении человека о своей персоне и рассмотрим его основные причины, признаки и поговорим о том, как бороться с заниженной самооценкой.

В фокусе нашего внимания будут:

Самооценка мужчины складывается из нескольких факторов:

  • Социальный статус. Для современного мужчины важно, какое положение он занимает в обществе, насколько он востребован. Мужчина намного болезненнее женщины переживает отсутствие работы и невозможность реализоваться в социуме, он сильно страдает от невозможности применить себя. Естественно, что это влияет на его самооценку.
  • Компетентность или уровень профессионализма. Если мужчина чувствует себя специалистом, когда дело у него спорится, то это благотворно влияет на его самооценку. В противном случае, когда человек так ничего и не добился на профессиональном поприще, или он работает не по специальности, то оценка его падает.
  • Соотношение удач и неудач. Так же очень важный фактор, влияющий на самооценку человека. От соотношения побед и поражений в жизни каждого человека зависит его мнение о себе самом.
  • Мнение окружающих. Если мужчина тщеславен и жаден до комплиментов, восторгов и славы, то он будет зависеть от общественного мнения. От того, что о нем говорят другие люди.
  • Успешность мужчины на любовном фронте. Параметр последний в списке, но не последний по значению. По некоторым мужчинам, для которых внимание женщин важнее карьеры, признания окружающих и даже материальных благ, больнее всего бьют именно неудачи на любовном фронте, а невозможность создать крепкую и гармоничную семью сильно сказывается на самооценке.
  • Самооценка женщины складывается из тех же блоков, что и у мужчины, но их соотношение немного другое:

  • Успешность женщины на любовном фронте. Плохо или хорошо, но у большинства женщин самооценка напрямую зависит от их успешности на рынке невест. Девушки очень расстраиваются, когда из парней на них никто не смотрит.
  • Социальный статус (семейное положение). Для большинства девушек социальный статус замыкается на их семейном положении. И девушка, которой уже за 20, 25, 30, но она еще не замужем, тяжело переживает свое одиночество, и самооценка, соответственно, падает.
  • Мнение окружающих. Поверхностны девушки или глубоки, так или иначе, больше мужчин зависят от мнения окружающих. И даже если женщины самостоятельны, цельны и стремятся к профессиональной и личной самореализации, они все равно трепетно прислушиваются к шепоту других людей о себе.
  • Компетентность или уровень профессионализма. Для тех женщин, для которых свет клином не сошелся на мужчинах, семье и детях, также очень важна профессиональная самореализация, и они очень расстраиваются, когда общество пытается им навязать гендерную и социальную роль «матери», «жены» или «любовницы» и похоронить их в этих рамках.
  • Соотношение удач и неудач. Наименее женщины зависимы от побед и поражений, потому что они значительно гибче мужчин в психологическом плане. Как бы ни было плохо, они все равно смогут справиться со всеми проблемами.
  • Таким образом, причины понижения самооценки как у мужчины, так и у женщины вырастают из несоответствия между тем, что есть и тем, чего человеку хочется, т.е. между «я» реальным и «я» идеальным.

    Повинны в дисгармонии могут быть как один из заявленных выше параметров, так и их группа. Вариации несовпадений настолько многообразны, что их невозможно даже сосчитать.

    Ведущими потребностями подростка (возрастной период от 11 до 17 лет) выступают:

    Причем подросток должен быть принят и понят прежде всего своей референтной группой, т.е. друзьями, для него это очень важно. Родители и родственники в этот отрезок времени для подростка далеко не на первом месте, но было бы неплохо, если родители тоже в это время будут окружать ребенка теплом и пониманием.

    Соответственно, если указанные потребности не удовлетворяются, то самооценка человека пойдет резко вниз.

    С детьми еще проще, чем с подростками. В маленьких детях как в зеркале отражаются отношения в семье. Разумеется, на самооценку ребенка влияют также такие факторы, как:

    • количество детей в семье;
    • достаток семьи;
    • положение ребенка в семье (старший, средний, младший).

    Как стать хорошей женой и хозяйкой? Советы психологов и опытных жен читай в статье.

    Главный симптом заниженной самооценки – это неуверенность в себе и своих силах. Неуверенность и страх накрывают все возрастные группы, только выражается это у каждой группы по-разному:

  • Мужчины и женщины не берут на себя ответственность (на работе или в любовных отношениях). Они боятся, «как бы чего не вышло». Неуверенность бросает огромную тень на всю их жизнь: работа, семья и жизненные перспективы оказываются под большим вопросом. В обществе сейчас больше всего ценится эффективность человека, а неуверенность снижает быстродействие и оставляет как женщину, так и мужчину за бортом личных и социальных свершений.
  • Дети и подростки. Заниженная самооценка и ее спутница неуверенность делает детей малоподвижными и замкнутыми, а подростков нелюдимыми и агрессивными.
  • Что делать с собственной неуверенностью ^

    Человек, который только вступил в этот мир, сам ничего не может сделать со своей неуверенностью. Он не в силах от нее избавиться самостоятельно. Родители, прежде всего, должны задуматься об отношениях, царящих в семье. Если ребенок ушел в глухую оборону и не рассказывает о своих проблемах, то его можно отвести к психологу.

    Уровень уверенности у ребенка можно повысить, если в семье восторжествует любовь, взаимное уважение, и маленький человек будет погружен в атмосферу всеобщего доверия.

    Парень или девушка уже не так зависимы от родителей. Они могут самостоятельно поднять уровень уверенности в себе. Есть два пути:

    1. Компенсация. Допустим, у человека есть комплекс – он физически слаб. Но вместо того чтобы «умирать» в тренажерном зале парень (или девушка) идет в кружок рисования или пения и «выбивается в люди» с помощью вновь приобретенных умений.
    2. Гиперкомпенсация. У парня не хватает физической силы, и он не хочет искать легких путей, а идет прямиком в спортзал и там наращивает мышечную массу (случай Арнольда Шварценеггера) или в секцию кикбоксинга (случай Жан-Клода Ван Дамма). И тем самым убивает сразу двух зайцев: с одной стороны, становится сильнее, а с другой стороны, заслуживает уважение сверстников.
    3. Компенсация и гиперкомпенсация существуют друг от друга независимо и никак морально не окрашены. Каждый человек выбирает тот путь, который близок именно ему.

      Компенсация и гиперкомпенсация сходны лишь в одном – это коррекция, которая предполагает мощнейшую внутреннюю работу человека.

      Для мужчины единственный путь повысить самооценку – это учиться. Современный мир предполагает постоянное самосовершенствование. Если человек не хочет развиваться, то он быстро отстает и, соответственно, самооценка падает по объективным причинам.

      Если же мужчину парализует низкая самооценка, и он не может решиться действовать, даже несмотря на то, что он многое может, многое умеет, то ему нужно обратиться к психологу, чтобы получить необходимый заряд уверенности, занять волю.

      Самостоятельные техники работы с сознанием малоэффективны, тем более тогда, когда у человека нет привычки к внутренней работе.

      Расчет здесь очень простой: мужчина учится, повышает квалификацию и профессионализм, добивается успеха, идет вперед, повышает социальный статус, заслуживает уважения окружающих, любовь женщин и зависть других мужчин. Все, он победитель.

      Женщине можно порекомендовать то же самое, что и мужчине: «учиться, учиться и еще раз учиться» – как завещал великий Ленин.

      Чтобы повысить самооценку женщине нужно из себя действительно что-то представлять. Сейчас нельзя быть просто «матерью», «женой» и «любовницей». Вернее, можно, конечно, но такие женщины не конкурентно способны и тотально зависимы от мужчин, что не очень хорошо, прежде всего, для самих представительниц прекрасного пола.

      У женщин есть прекрасное преимущество – они могут быть беспечными и владеть техникой самообмана, они способны впрыскивать себе инъекцию уверенности, не обращаясь к психологам и психотехникам.

      Как? Очень просто: новые знакомства, новая одежда и уход за собой. Если женщина поймет, что она красива и желанна, и это убеждение закрепится парой побед на любовном фронте, то самооценка резко повысится.

      Таким образом, заниженная самооценка страшна, прежде всего, неуверенностью в себе. Победить неуверенность можно разными способами, и для каждого человека есть свой индивидуальный рецепт обретения силы.

      Каковы критерии самооценки? Читай тут.

      Чем может быть вызвана низкая самооценка у женщины? Причины узнай из статьи.

      Тем не менее можно обобщить выше сказанное и сформировать несколько емких правил для женщин, мужчин, подростков и детей:

    4. Взрослые мужчины и женщины могут победить неуверенность в себе, только постоянно самосовершенствуясь. Для этого необходимо трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, не бояться и не скрывать их от своего внутреннего взора. Нужно сделать обучение в глобальном смысле своей главной жизненной деятельностью. Чем больше люди будут знать, тем больше успеха им будет сопутствовать в жизни. Конечно, есть и ограниченные люди, которые совершенно не страдают от низкой самооценки, но это не то, к чему следует стремиться.
    5. Подросткам может помочь компенсация или гиперкомпенсация. Например, мальчик слаб и тщедушен. Его обижают в школе, но он не стенает, не плачет, а идет учиться играть на гитаре, и вот через два-три года, он уже любимец девушек и кумир парней – это компенсация. Или другой вариант: все тот же парень вместо музыкальной школы идет в секцию карате, и вот через несколько лет он уже гроза школы – это гиперкомпенсация.
    6. Маленькие дети зависимы от родителей, поэтому рекомендации скорее вторым: больше любить, больше проводить времени со своим ребенком. В семье должна царить атмосфера любви, заботы и понимания между всеми членами семьи, и тогда у ребенка будет высокая самооценка.
    7. Следует помнить также и то, что самооценка – это характеристика относительная и все время плавающая. Кроме того, низкое, высокое или среднее мнение о самом себе ничего не гарантирует, это только инструмент.

      Есть хорошие профессионалы с общей низкой самооценкой, но они добиваются в жизни большего, чем самодовольные неучи. И тем не менее себя лучше уважать, любить и постоянно работать над собой.

      Видео: Проблема низкой самооценки

      Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

      Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

      gopsy.ru

      Самооценка: низкая, высокая или… никакая?

      Как определить, что такое самооценка? В свое время известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, представив ее в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе — ожидания, внутренние требования, притязания. Соответственно, чем выше требования к себе, тем больших успехов нужно добиваться, чтобы чувствовать себя хорошо. В свою очередь, снижение уровня притязаний может снизить зависимость от успеха.

      Само слово «самооценка» отсылает нас к теме оценивания себя. Это оценивание, как правило, носит условный характер, то есть зависит от видимых достижений. Оно уходит корнями в природу так называемой условной любви, предъявляемой ребенку с детства. Заниженная или завышенная самооценка — две стороны одной медали, свидетельствующие о сильной зависимости от внешних оценок и приводящие к формированию у человека невроза. И даже если самооценка «нормальная», можно обнаружить значимое переживание «достаточно ли я хорош?», так как имеет место дефицит ценности себя.

      Фокус внимания на себе, модель оценочного отношения к себе, а значит, такого же оценочного отношения к другим и, соответственно, переживания по поводу того, как меня оценивают другие, — неизбежные спутники полюса самооценки, где все друг друга как-то оценивают. Другой человек становится важен не сам по себе, а через призму того, как он ко мне относится (как меня оценивает), выполняемое дело становится ценным прямо пропорционально тому, поднимает ли оно мою самооценку и т.п.

      В некотором смысле можно сказать, что низкой и высокой самооценке противоположна не высокая или низкая соответственно, а «никакая» самооценка, когда мы в принципе уходим от идеи оценивания себя к безусловному принятию и ощущению самоценности. То есть оппозицией становятся не низкая и высокая самооценка, а самооценка, где есть оценивание, с одной стороны, и самоценность, где есть безоценочное принятие, с другой.

      Психолог Ольга Красникова так говорит о самоценности: «Самоценность — это ощущение ценности собственной личности, собственной жизни, причем это ощущение не связано с достижениями человека, это безусловная ценность души живой. Это безусловная ценность личности, созданной Богом. Это не то, что человек должен добиваться или каким-то образом заслуживать. Самоценность — это то, что дано человеку изначально и не зависит ни от каких условий». Вслед за выдающимся психотерапевтом Вирджинией Сатир мы можем сказать, что если человек восстановит ощущение собственной ценности, то он сможет разрешить большинство проблем в собственной жизни, ведь многие из них имеют корни именно в дефиците ценности себя — хотя это не всегда осознается.

      Один из самых ярких примеров проблем подобного рода — отношения человека с другими людьми. Дефицит самоценности затрудняет возможность отношений любви как отношений, в которых есть безусловная ценность другого человека самого по себе. Иными словами, можно сказать, что пока не полюбишь себя, не примешь себя таким, какой ты есть, не сможешь полюбить других.

      Когда больная самооценка — добродетель

      Еще одной важной стороной человеческой жизни, на которую сильно влияет искаженная самооценка, являются отношения человека с Богом, духовная жизнь личности. Среди христиан, не так давно пришедших в Церковь, сложилось убеждение, что верующему любить себя — грех, а плохо думать о себе — хорошо. Это убеждение опирается на значимое для христианской традиции понятие смирения. Но насколько верна подобная интерпретация понятия «смирение»? Не является ли оно ошибочным? Попробуем разобраться.

      По отношению практически к любой проблеме в себе или своей жизни человек может занять одну из двух противоположных позиций: либо признать, что проблема есть, либо считать, что ее нет, все в порядке, более того, то, что с ним происходит — хорошо, полезно, благо. Первый путь может иметь ряд не очень приятных последствий: если проблема есть, то придется искать способы ее решения, что-то менять, а это может быть трудно и страшно, придется жить с этим признанием проблемы, и это может быть достаточно болезненно, может ударить по самооценке. Куда приятнее думать, что у тебя все хорошо. Благодаря механизмам психологических защит (вытеснение, сопротивление) человеку может быть трудно увидеть некую правду о себе. И тогда очень удобно переназвать то, что с тобой происходит, ценностно окрашенными словами из социально одобряемого дискурса. В этом случае мы будем иметь дело с феноменом подмены — убежденности в истинности своих искаженных представлений.

      На мой взгляд, именно это происходит с христианами, когда они начинают мыслить о собственной низкой самооценке как о смирении. В таком случае низкая самооценка переходит из разряда психологических проблем в разряд важнейших христианских добродетелей, с которой надо не что-то делать, а за которую надо благодарить как за ценный дар.

      Восприятие избирательно. Церковное наследие богато и многообразно: в нем есть слова как о греховности человека, так и о великой и неисчерпаемой милости Божией к нему. Человеку с дефицитом ценности себя достаточно легко и выгодно сфокусироваться на таких текстах святых отцов и других авторитетных авторов, где о человеке говорится как о сосуде греха, полном болезненных страстей, и игнорировать тексты, где говорится о милосердии и любви Бога к человеку.

      А раз человек таков, то ему нельзя доверять, потому что все в нем искажено грехом и имеет страстную природу, все — тьма, и нет в человеке никакого света. Такая позиция может легко интериоризироваться (присваиваться, переходить из внешнего во внутренний план), так как соответствует самоощущению. Таким образом дефицит самоценности трансформируется в подмену, когда верующий переназывает имеющиеся у себя проявления болезненной самооценки «смирением» и находит «подтверждение» правильности своего убеждения в авторитетных текстах. Логика верующего здесь примерно такова: если уж святые видели бесчисленность своих грехов и считали себя великими грешниками, то раз я чувствую себя хуже всех, ничтожеством, то я на правильном духовном пути, ведь тем самым я подражаю святым в смирении и самоуничижении.

      Психологические выгоды такой подмены связаны с успокоением, что со мной все хорошо, ведь я на верном духовном пути. Таким парадоксальным образом решается та же психологическая задача улучшения отношения к себе. Иными словами, раньше я мучился, что я такой плохой, а теперь я знаю, что чувствовать себя плохим духовно полезно и правильно, это не невроз, а подражание святым. Качели качнуло в другую сторону: то я был очень плохой, а теперь я, на самом деле, очень хороший, потому что чувствую себя плохим. Хитрый психологический перевертыш, построенный, однако, все на той же модели оценивания себя и не приближающий к самоценности, а в пределе ведущий к усилению личностной невротизации и духовно небезопасный (духовно опытные люди называют этот феномен «самоуничижением паче гордости»).

      Может возникнуть вопрос о различении подлинного смирения, того самого, исходя из которого святые говорили о бесчисленности своих грехов (вспомним, к примеру, преподобного Петра Дамаскина, писавшего во второй половине XII века: «Первый признак здравия души есть видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской»), и ложного псевдосмирения, подмены, описанной выше.

      Трудно однозначно сформулировать критерий, поскольку очень непросто подходить к духовному феномену с психологическим инструментарием. Однако можно сказать, что смирение связано с самоценностью и не приводит к развитию личностной невротизации. Смирение — от слов «мир» и «мера». Смиренного человека можно описать как человека мирного, то есть имеющего мир в душе, и знающего свою меру (видящего свои грехи и слабости), однако не впадающего в отчаяние по этому поводу. Трезвое видение себя (без страха встречи с собой настоящим) сочетается с внутренним спокойствием во многом благодаря диалогическому предстоянию перед Лицом безусловно любящего Ты. Смирение сочетается с безусловным принятием себя и других в противоположность болезненной оценочности, проявляющейся в том числе в осуждении себя и других.

      Повторю, для меня как психолога очевидно: то, как я отношусь к себе, я проецирую на отношение к другим людям и к Богу. Опасность дефицита самоценности и описанной выше подмены состоит в том, что она мешает выйти в отношения любви (безусловного принятия) и тем самым затрудняет встречу с Богом. А зацикленность на себе (плохом, на грехах) мешает децентрации, в том числе переносу фокуса с себя на Бога.

      Основные психологические причины дефицита ценности себя связаны, в первую очередь, с дефицитом безусловного принятия в детстве. Также можно выделить такие причины, как невротическое чувство вины, непрощение / непринятие себя. Еще один слой причин лежит в поле проблемы идентичности: кто я — исчадие ада, сосуд греха или любимый ребенок Бога?

      Мне трудно дать какой-то удовлетворительный ответ на вопрос: что делать, чтобы повысить самоценность, чтобы принять, простить, полюбить себя? Как психолог, я, конечно, могу рекомендовать психотерапию, особенно групповые формы. Из опыта вижу, как люди меняются в процессе терапии, как отношения в группе помогают принимать себя и других.

      Легко сказать: полюби себя, прими себя, осознай, что ты драгоценность в глазах Бога — и будет тебе счастье. Это долгий и непростой процесс, а не волевой акт. Однако мы можем просить Бога о Встрече с Его Любовью, можем стараться переносить фокус внимания с себя на Него и на других людей, меньше циклиться на себе, в том числе на своих грехах, стараться искать Свет, а не копаться в своем душевном мусоре бесконечно, тем более, что от наших копаний душа чище не станет.

      Можем вспоминать опыт, когда нас кто-то по-настоящему любил: может быть, этого было очень мало в жизни, но если было хоть раз — это уже очень ценно и на это можно опереться. Может быть, это была бабушка, которую я толком и не помню, но знаю, что она меня очень любила и хотела, чтобы я состоялся во всей полноте, желала мне счастья для меня, а не такого, как она считает нужным… Может быть, это был какой-то важный человек, которого я встретил когда-то и который только посмотрел на меня, но это был такой взгляд, который просто поднимает тебя из небытия в бытие, возвышает твое достоинство и вселяет желание жить. Могут быть какие-то крупицы опыта любви — любви безусловной, просто потому, что ты есть — стоит опираться на них в своем отношении к себе.

      И, конечно, стоит вглядываться в Христа, вслушиваться в Евангелие, пытаясь отложить свои искаженные представления в сторону и увидеть Его Самого, Его подлинное отношение ко мне, которое, будучи полным бесконечной любви, может исцелять.

      pravlife.org

      Самооценка и смирение

      Обратившись ко взглядам психологии на нормы самооценки, мы узнаем, что психически здоровый человек всегда оценивает свои способности немного «выше среднего». С точки зрения психологии, это является необходимым признаком здоровой психики, поэтому так и называется – здоровая самооценка. О необходимости соблюдения этого условия нам приходилось слышать и от православных психологов. На вопрос о том, как же это условие согласовать с необходимой для нашего спасения добродетелью смирения, они лишь недоуменно разводили руками. Заниженная самооценка влечет за собой шлейф из комплексов неполноценности, депрессивные состояния и, как следствие, психические отклонения, алкоголизм, наркоманию и суицид.

      Но как принять это положение, будучи православным человеком? Ведь согласно святым отцам, без смиренномудрия остается недостижимой не только святость, но и спасение вообще. Именно смирение является необходимым основанием христианского совершенства, так что, по выражению преподобного Амвросия Оптинского, христианское совершенствование есть, прежде всего, совершенствование в смирении, «то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей» [1] . О том же учат все святые отцы, согласно которым для спасения необходимо уничижение, заключающееся в том, чтобы «быть ниже бессловесных» [2] .

      Святые – это образцовые люди и в смысле психического здоровья

      Получается, что, с точки зрения психологии, любой христианский святой, да и просто христианин, стремящийся к духовному совершенству, является психически нездоровым. Для верующего человека это положение неприемлемо. Конечно, здесь можно вспомнить призыв апостола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 18–19). Но всё же у апостола идет речь о выборе между жизнью по Евангелию и по законам падшего мира, а не о психическом здоровье. Что же касается психики, то святые – это образцовые люди и в смысле психического здоровья. С православной точки зрения, все мы в той или иной степени душевнобольные, и лишь приближение к Богу, а, следовательно, и к святости несет душевное оздоровление. Известно, например, что один психиатр отзывался об отце Иоанне Кронштадтском как о психически абсолютно здоровом человеке.

      Православное решение этой проблемы можно представить следующим образом.

      Для человека в обычном состоянии, которое в святоотеческой терминологии называется нижеестественным, но большинством из нас воспринимается как естественное, является нормой стремление к комфорту, покою, гарантиям. С психологической точки зрения некая умеренная положительная самооценка является наиболее комфортной. С одной стороны, я не ангел и не идеал, что тоже не слишком комфортно и довольно обременительно, поскольку ответственно, с другой – я лучше многих явно порочных людей. Такая самооценка дает человеку чувство уверенности в себе, возможность с оптимизмом смотреть на жизнь, строить планы и т.д. И наоборот, заниженная самооценка ведет к потере радости и смысла жизни, ко всем отрицательным последствиям, о которых было упомянуто выше.

      На первый взгляд, христианская установка на смирение должна напрямую вести к следствиям такого рода. Да и как, казалось бы, может быть иначе? Если ты считаешь себя «в чувстве сердца хуже и ниже всех людей» и ставишь «ниже бессловесных», признаешь себя по своим грехам достойным всяческих наказаний и вечных мук или даже, как известный сапожник из Александрии, полагаешь, что «все спасутся, один я погибну», то чего можно от тебя ожидать, кроме пребывания в состоянии глубокой депрессии?

      Тем не менее в христианах, и прежде всего в лучших из них, мы этого как раз и не находим. Они полны энергии, бодры и не только радостны сами, но способны утешить и зарядить своей радостью других.

      Объяснение этому можно найти в продолжении приведенной выше святоотеческой фразы, а именно: уничижение заключается в том, чтобы «быть ниже бессловесных и знать, что они неподсудны» [3] . Эту фразу можно растолковать следующим образом: «По своей греховной жизни я пал ниже скотов, но, поскольку скоты не подлежат суду Божию, я надеюсь, что Господь по Своему милосердию не осудит и меня ничтожного».

      Вера в милосердного и любящего Бога держит “на плаву”, не дает раствориться в бездне отчаяния при виде своей греховности

      Вера в милосердного и любящего Бога и Отца держит человека «на плаву», не дает ему раствориться в бездне отчаяния, разверзающейся в душе от созерцания собственной греховности.

      Этот рецепт духовного роста (то есть видение своих грехов и надежда на спасение лишь по Божией милости) универсален, и его придерживались все православные святые. Вышеупомянутый Оптинский старец Амвросий, при том что полагал христианское совершенствование как возрастание в смирении, на вопрос: «Как жить?» – давал вполне жизнерадостный ответ: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение» [4] .

      Тот же смысл мы находим в Божественном ответе на мольбу почти уже отчаявшегося в надежде на Божие снисхождение преподобного Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» [5] .

      Покаяние, «печаль по Бозе», плачь о своих грехах являются необходимым «фоном» жизни христианина. Познание своих грехов и страстей святые отцы объявляли выше многих добродетелей, выше дара чудотворения и способности видеть ангелов. «Восчувствовавший грехи свои, – писал преподобный Исаак Сирин, – лучше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых… Кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу миру своим лицезрением. Кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившихся видеть ангелов» [6] .

      Основная трудность здесь заключается в том, что видение своих грехов не является лишь неким интеллектуальным актом, только признанием своей греховности. Видение грехов влечет за собой мучительное и даже, выражаясь современным языком, шоковое состояние, в которое входит человек, когда Господь открывает ему явным образом, по выражению святителя Филарета (Дроздова), «бездну его собственного ничтожества» [7] . Без живой веры в Бога, без Божественной помощи эти состояния невыносимы для человека, и прежде всего для человеческой психики.

      То есть самоуничижение и самоосуждение не только мучительны, но и гибельны для человека, если не уравновешены верой и надеждой на безграничное Божие милосердие. Человеку, пережившему испытание осознанием собственной ничтожности, это испытание, по слову апостола, «доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12: 11). Но для человека, не имеющего искренней веры, оно губительно. Надо думать, что Господь и не открывает нам нашей греховности прежде всего по причине слабости нашей веры, а когда открывает, то делает это постепенно, чтобы печальная картина истинного состояния наших душ не бросила нас в пучину отчаяния.

      Святитель Николай Сербский так писал об этом: «Покаяние есть боль от самообмана, которым грешный человек долго себя убаюкивал, долго-предолго, а именно – до того момента, пока не почувствовал боль от самообмана. Но сама эта боль ведет к отчаянию и самоубийству, если с нею не связан стыд и страх Божий. Лишь тогда эта боль от самообмана не гибельна, но целительна» [8] .

      Если мы посмотрим внимательно на свои привычные жизненные реакции, то в подавляющем большинстве случаев будем вынуждены со скорбью признать, что в стандартных ситуациях мы привыкли убегать в комфортную нишу собственной положительности. Это является своего рода защитной реакцией нашей психики на внешние раздражители. Что бы с нами ни произошло и что бы мы ни сделали, главной нашей задачей остается сохранение чувства внутреннего комфорта, чувства собственной «хорошести». Поэтому первой нашей реакцией в любых непростых ситуациях является попытка самооправдания: «Это не я», – или: «Я не виноват», – или: «Я это сделал, потому что…» – и дальше обыкновенно излагается цепь событий, приведших к неприятным последствиям или даже ко греховному поступку. Цель же этого изложения проста: показать свою невиновность или хотя бы то, что иначе поступить было невозможно.

      Все эти дурные наклонности являются следствием той самой «здоровой самооценки», которая представляется образцом в психологии. Если я человек хороший, что называется, по определению, то, следовательно, я и поступаю хорошо. Если же факты говорят об обратном, то следует эти факты так истолковать, чтобы не потерять своего привычного «лица» или просто вычеркнуть из памяти.

      К сожалению, нередко наше обращение к Богу не влечет за собой изменения этой привычной реакции на события. В этом случае мы даже в молитве, благодарении и славословии Бога остаемся на ступени всё той же «здоровой самооценки», как это описывается в евангельской притче о мытаре и фарисее. Ведь фарисей – это не какое-то невиданное заморское чудовище. Фарисей – это каждый из нас, превозносящийся своими действительными или мнимыми добродетелями и старающийся оправдать себя в любой ситуации.

      “Отца Фарисея? – переспросил он и широким жестом указал: – Да вот, пожалуйста, любого выбирай!”

      В Оптиной пустыни передается из уст в уста следующий случай. Одной старушке паломнице нужен был эконом монастыря отец Досифей. Увидев у ворот монастыря Оптинского благочинного, она обратилась к нему со своим вопросом, но, несколько спутавшись, изменила имя искомого отца: «Как мне найти отца Фарисея?» – обратилась она к благочинному. «Отца Фарисея? – переспросил тот и, не растерявшись, тут же широким жестом указал в направлении группы стоящих рядом монахов: – Да вот, пожалуйста, любого выбирай!»

      Получается, к сожалению, что фарисейство – это обычное наше состояние, и борьба с ним чрезвычайно тяжела ввиду того, что является борьбой с самим собой, со стремлениями нашей падшей природы, которые на бытийном уровне воспринимаются нами как жизненно необходимые.

      Тем не менее Господь сказал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). Праведность фарисеев выражается в превозношении своими добродетелями. Праведность христиан заключается в смирении при совершении добродетелей: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).

      Впрочем, если сравнивать значение для спасения добродетели и смирения, то смирение способно спасти человека без добрых дел, но добрые дела без смирения не спасут. Преподобный Макарий Оптинский говорил: «Святые отцы учат нас, что без сего сокровища всё наше богатство добродетелей ничтожно; и оно (смирение) одно сильно ходатайствовать о нас ко Господу, без дел, и простит наши согрешения; а дела без него не принесут никакой пользы (Добротолюбие. Каллиста и Игнатия глава 43; Исаак Сирин. Слово 46; святой Иоанн Лествичник. Степень 23)» [9] .

      То есть, как бы ни была травматична для нашей психики низкая самооценка, она необходима нам для спасения. В противном случае мы обречены на лишение Небесного Царства вместе с фарисеями. Как нам пережить и сделать привычной эту низкую самооценку, не повредившись психически, – это уже другой вопрос.

      И всё же трудность и опасность задачи не умаляют ее необходимости: «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 14). Подвизаясь на пути смирения, мы можем повредить своему здоровью. Но пребывая в состоянии комфортной самооценки, мы непременно погибнем.

      Евангелист Лука донес до нас притчу Христову о царе, готовящемся к войне, и о человеке, который планирует построить башню (см.: Лк. 14: 28–32). Каждый из них приводится как пример расчетливости в своем деле. Тем не менее здесь нет выбора в самом действии: «Господь не думает внушать мысль отказаться от намерения: башня должна быть построена, царь должен быть готов к войне. Притчи показывают трудность дела. Трудность превышает человеческие силы… Выхода нет. По человечеству. Он открыт в любви Божией» [10] .

      Господь предупреждает нас: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33). Но что может быть более трудным для человека, чем отказаться от своего собственного положительного образа, лелеемого в сердце?

      Путь самоуничижения нельзя преодолеть человеческими силами, но иного пути спасения не существует

      Путь самоуничижения нельзя преодолеть человеческими силами, но иного пути спасения не существует. Поэтому, как бы ни было это тяжело, но «здоровой самооценки» христианину приходится избегать как смертельно опасной болезни.

      Что же касается вопроса достижимости человеком состояния смирения, при котором мысли о собственной греховности не парализуют, а, наоборот, прибавляют человеку сил в устремленности к Богу, то здесь нам ничего не остается, как только понадеяться на свидетельство Евангелия: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10: 27).

      [1] Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Издание Свято-Трицкой Сергиевой Лавры, 1992. Ч. 1. С. 99.

      [2] Древний патерик. М., 1991. С. 286.

      [4] Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. 1. С. 97.

      [5] [Софроний (Сахаров), архимандрит.] Старец Силуан. М., 1991. С. 41.

      [6] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. С. 175.

      [7] Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слово в день обретения мощей иже во святых отца нашего Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца, и по случаю возвращения к московской пастве // http://www.stsl.ru/lib/book13/chap197.htm.

      [10] Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 93.

      www.pravoslavie.ru

      Что такое высокая самооценка?

      Дата публикации 09 июня 2016 . Опубликовано в Характер

      Часто приходится слышать, что у кого-то низкая или высокая самооценка. Что это значит? Самооценка человека представляет собой собирательный образ, вмещающий в себя все его представления о самом себе. Главная особенность этого образа в том, что он внутренний. Самое интересное в том, что от характеристик этого образа зависит не только отношение к самому себе, но и то, как к человеку будут относиться другие люди.

      Когда психологи проводили исследование внутренних образов себя у людей, то выяснились некоторые закономерности, связанные как с формой, так и с содержанием самооценки.

      Люди, низко оценивающие себя и свои возможности, видели себя мысленно маленькими, серыми и далеко расположенными. Их внутренний образ был настолько невзрачным и непривлекательным, что они хотели отодвинуть его как можно дальше.

      Наоборот, обладатели высокой самооценки представляли себя на мысленном экране большими, яркими, динамичными, улыбающимися. Они были готовы наслаждаться собой еще и еще. Неудивительно, что успешные люди часто вешают у себя дома свой портрет и периодически просто любуются им. И это нисколько не проявление эгоизма. Человек, высоко ценящий себя, не станет стесняться своего образа где бы то ни было, например, на стене своего дома или кабинета.

      Содержание самооценки

      Однако одной только формы будет недостаточно, чтобы понять, что собой представляет самооценка. Содержание этого образа представляет собой то значение, которое придается тому или иному качеству или способности.

      Например, профессор или академик может считать себя недостаточно интеллектуальным несмотря на различные титулы и регалии. И обратный пример, когда человек совершенно не смущается тем, что находится не в ладах с грамотностью письменной или устной речи.

      Зачастую люди обесценивают свои достоинства и навыки, которыми обладают. Они считают имеющиеся знания и способности не такими уж и важными. Даже когда кто-то начинает их хвалить или благодарить, люди с низкой самооценкой смущаются и не могут принять благодарность или похвалу должным образом. Отсюда складывается и особое отношение окружающих к ним – зачем в очередной раз высказывать им добрые слова, если они снова будут отмахиваться и говорить «не стоит».

      Сила внутреннего образа

      Известны интересные факты, когда, например, люди делали себе пластические операции в надежде обрести новое лицо и, соответственно, новую жизнь. Но результат их не устраивал. Мужчины и женщины, обретшие красоту и пропорциональность форм своего тела, по-прежнему считали себя уродливыми и безобразными.

      Причина такого парадоксального восприятия заключалась в том, что внутренний образ себя у людей, сделавших пластические операции, оставался старым, некрасивым и ужасным. Прежнее отражение себя в зеркале стало настолько неотъемлемой частью их внутреннего представления, что изменения в физическом теле никак не могли повлиять на это.

      Как изменить самооценку?

      Удивителен тот факт, что самооценка имеет мало общего с силой воли. Сколько бы кто-то ни говорил себе, что высоко ценит себя, результат этого будет невысок. Лишь изменение внутреннего образа, делание его большим, ярким, динамичным может дать настоящий и заметный эффект.

      Кроме этого, стоит произвести «инвентаризацию» своих сильных и слабых качеств. Сильные стороны следует знать, принять и прекратить все возможные попытки их обесценивания. Слабые качества представляют собой область ближайшего развития. Возможно, стоит поставить себе задачу полностью избавиться от них или свести их влияние на свою жизнь к минимуму. Как ни странно, но умение признавать свои слабости характеризует именно сильного человека с высокой самооценкой.

      vitamarg.com

      Самооценка – это оценка человеком себя: своих качеств, ресурсов, возможностей и своего места в обществе. Она формирует, прежде всего, требовательность к себе, качество контактов с окружающими людьми и собственное отношение, как к победам, так и к поражениям. Каждый из нас, взаимодействуя с окружающим миром, вольно или невольно проводит сравнения себя с другими людьми, собственные поступки и достижения с поступками и достижениями окружения – социума в целом.

      Наша самооценка зависит от того, как другие люди воспринимают и оценивают нас. Естественно, чтобы выстроить с окружающими людьми нормальные отношения, мы стремимся быть хорошими для них. Ведь от позитивных отношений во многом зависит и наше здоровье, и наша карьера. При этом очень важно осознавать: как сильно мы стараемся стать хорошими для других и как это влияет на наши собственные интересы. Нередко, в попытках стать хорошими для кого-то, можно перестать быть самим собой.

      Высокая самооценка даёт веру в себя, помогает достигать поставленных целей в различных областях своей жизни, позволяет развивать такие необходимые качества как предприимчивость, гибкость, обучаемость, инициативность. Высокая самооценка, по сути, является неотъемлемым атрибутом счастливых и успешных людей, не зависимо от рода их деятельности.

      На своих консультациях, при анализе ситуации, я часто сталкиваюсь с двумя основными типами мотивации моих клиентов. Это стремление к достижению успеха и желание избежать неудачи. Я замечал, что люди, придерживающиеся первого типа мотивации, менее зациклены на трудностях, готовы рисковать, полны творческих идей. Для них мнение социума не является решающим и не влияет на их высокую самооценку. А вот люди, стремящиеся, прежде всего, избежать поражений, как правило, очень осторожны, не склонны даже к минимальному риску. В окружающей действительности они часто находят подтверждение своим опасениям и тревогам. Сама жизнь для них как одно тяжёлое препятствие. Конечно, такое восприятие окружения, самооценку не повышает.

      Низкая (заниженная) самооценка

      Как правило, под низкой (заниженной) самооценкой подразумевается плохое суждение о себе, невысокое мнение о собственных возможностях и способностях. Причины этого достаточно разнообразны. Чаще всего это негативные самовнушения и негативное внушение окружения. В формирование низкой самооценки большую лепту, к сожалению, зачастую вносят родители в детстве ребёнка. С одной стороны это внушения ребёнку его никчёмности: «Из тебя ничего не получится. Ты просто глупый. Ты не сделал это задание? Да ты хуже всех!» С другой стороны, родители просто связывают своё дитя путами долженствования: «Ты должен быть лучшим в классе, чтобы твоему отцу не было стыдно. Ты должна всегда быть аккуратной и опрятной. Ты должна быть честной» На ребёнка ложится непосильный груз – ему постоянно приходится подстраиваться и соответствовать образу идеального «Я». И, когда он не в силах соответствовать этому идеальному образу, он начинает себя чувствовать неумехой-неудачником.

      Взрослея, мы получаем уже изрядную долю негатива от внешней оценки социума. Очень часто взрослые люди укрепляют низкую самооценку, придавая слишком огромное значение какому-либо событию, или уверяют себя, что сравнение с другими – не в их пользу. Они не принимают во внимание, что временные неудачи – это естественный атрибут любого человека, а их индивидуальные качества не уступают качествам других людей.

      Главное не в том, насколько самооценка высока или низка, а прежде всего, насколько она адекватна. Высокая самооценка – это не главная ценность, если она не отвечает реальной картине происходящего. В какой-то ситуации, самооценка может быть низкой. И это вполне нормально, если человек отдаёт себе отчёт, что в данной области его способности ограничены. Ведь просто невозможно быть компетентным во всём и везде.

      Самое важное, когда ко мне на психологическую консультацию обращается человек с проблемой самовосприятия, это выяснить, что именно он оценивает как высокое или низкое и как это отражается на его образе жизни и на его отношении к самому себе. Каждый человек субъективен. Также субъективна и его оценка. Работая над повышением самооценки, я направляю своё внимание, прежде всего на два направления. Первое – выявление и анализ собственных ресурсов, реальных и потенциальных возможностей, скрытых резервов и различных способностей моего гостя. Второе – помощь в поиске тех областей, где ему выгодно и целесообразно продвигаться и развиваться для повышения самооценки.

      Существует широко известная формула расчёта самооценки. Это дробь: в числителе – наши успехи, в знаменателе – наши цели. И, следовательно, чтобы повысить самооценку, необходимо либо увеличить собственные достижения, либо снизить свои притязания. На первый взгляд, всё вполне логично. Но, на практике, семейный психолог, зачастую сталкивается с иной картиной. Люди с высокой самооценкой, как правило, ставят перед собой большие задачи и стремятся к большим достижениям. Локальная неудача не выбивает их из колеи и не влияет каким-то образом на размер их собственной оценки. И совсем другое дело – люди с заниженной самооценкой. Часто их цели, как и притязания не велики. Вы часто встречали людей с заниженной самооценкой, стремящихся к великим успехам? Так что вышеприведённая формула мне кажется не такой однозначной. Кроме достижений и притязаний существуют и другие привходящие факторы, прояснить которые мы можем с Вами на консультации.

      olegbogdanovich.ru

      Заниженная высокая самооценка

      Чтобы женщина достигла тех же высот в самореализации, что и мужчина, ей надо быть в 5 раз талантливее и в 10 раз трудолюбивее его. Традиционно на высокие посты охотнее берут мужчин, чем женщин. На одних и тех же должностях мужчины по всему миру получают зарплаты на 30-60% больше, поскольку традиционно считаются кормильцами семей. Хотя это ещё очень большой филисофский вопрос – кто кормилец – мужчина или женщина.

      Всякого, кто встаёт на защиту прав женщины, мужчины назовут феминистом. Кстати, в ряду феминистов, помимо знаменитой Жорж Санд, появился Януш Леон Вишневский, создатель шедевральной книги «Зачем нужны мужчины?» Автор приводит цифры, от которых женская самооценка растёт на глазах «от противного»; мужчины составляют подавляющее большинство среди преступников: 85% убийств и 70% самоубийств (!). При этом, даже если женщина идёт на убийство, во многих случаях это связано с защитой детей от нападения мужчин. Большая часть женских преступлений совершается в «критические» дни. Женоненавистники по этому поводу говорят, что все женщины истерички по причине менструаций. А вот военная академия Вест-Пойнт провела исследования выносливости, по которым женщины ничуть не уступают мужчинам. При этом у 10% женщин испытания пришлись именно на критические дни, и никто из них не жаловался. Любая медсестра в поликлинике подтвердит, что при взятии крови из вены множество мужчин падает в обморок, иногда им достаточно увидеть крошечную капельку своей крови или только иглу. Мужчины в 3 раза чаще попадают в зависимость от алкоголя, никотина и наркотиков. Практически 100% наркодилеров – также мужчины. Самооценка мужчин всегда довольно высока. Даже к своим телесным изъянам (вроде узких плеч и большого отвисшего живота) мужчины относятся снисходительно.

      Мужчины любят свои тела, в отличие от женщин, которые выращивают собственные комплексы по поводу горбинки на носу или полноватых бёдер. Представляю, что скажут мужчины, если процитировать им данные анатомический измерений. Женский мозг весит меньше мужского. Это в своё время дало Полю Брока (открыл центр речи в мозге человека) заявить, что женщины должны быть глупее. Всё дело в том, что мужчины как особи весят больше, поэтому отношение массы мозга к массе тела у женщин намного (!) выше, чем у мужчин. Проще говоря, процентное соотношение мозг/масса тела – в пользу женщин однозначно! Женщины более любознательны и несравнимо больше читают, учатся на различных курсах, тогда как мужчина убеждён: он и так всё знает. Почти все золотые медали и красные дипломы -у женщин, а почти все Нобелевские премии – у мужчин. Причина такая: женщина во взрослом возрасте тратит в среднем 17 лет на работу по дому (стирка, уборка, готовка, принести, подать и т. п.) и минимум по 3-5 лет на каждого ребёнка (выносить, родить, поставить на ноги, выходить при всех детских болезнях). Мужчина в это время реализуется в карьере и творчестве.

      Женская самооценка не должна проходить мимо того факта, что у женщин тоньше слух, обоняние о лучше осязание и способность к обучению.

      umapalata.ru

      Тест «Ваша самооценка» (10 вопросов)

      да собственно совпадает))

      что-то закралось сомнение — а не подсуживают ли уважаемые товарищи-держатели этого сайта своими результатами, дабы создать у нас приятное впечатление о себе самом. Сейчас пройду этот тест еще раз и отвечу совершенно иначе — посмотреть, изменятся ли результаты — потом опять отпишусь в комментариях

      не, отказываюсь от своих сомнений. Новый результат порадовал совершенно новыми ответами. К тому же автор теста потрудился неприятную информацию облечь в приятную оболочку, убедить «несовершенную» личность стремиться ввысь. Спасибо, дорогие психологи, тест написан не «от лукавого» — вы потрудились,молодцы! 🙂

      Спасибо за советы! Я воспользуюсь ими.

      девочка с не высокой самооценкой

      хотелось бы верить. если так то я вылечена

      Да классный тест, мне понравился))

      Да, кажется это и вправду про меня! Хороший тестик=)

      Тест пишет, что я обективна. Ноя знаю , что у меня занижена самооценка

      Думала иначе, а результат обнадёживает

      я не согласна. результаты теста говорят о том, что я не страдаю от неуверенности в себе, а это противоречит истине:(

      похоже на меня я думал о себе что у меня ниская самооценка теперь буду думать что достаточна обьективная

      хотелось бы верить в данный результат

      Когда мои друзья сказали что у меня занижинна самооценка я была в панике,а теперь понимаю что паниковать было не к чему)))

      Я согласна с ответом,большое спасибо)))

      да да,скромность-мой порок. но как избавиться от неё я не знаю.

      спасибо за ответ, я очень собой довольна. но если бы в жизни все так просто было, не было бы некаких забот.

      Согласна с ответом,только как бы исправить это.

      А я думала что у меня самолценка ниже?!

      А я думала что у меня самооценка ниже?! Приятно!

      Результат порадовал, значит надо продолжать жить в том же темпе и ключе! Спасибо!

      Тоже закралась мысль, как у Хомы неверующего)))

      эта все правда но мне все же нужен совет дате мне совет дайте мне совет

      апрбирован ли тест?

      откуда тест ? кто составитель? валидность?

      приятно. иногда прочитать про себя хорошее)

      прикольно!)))правда я не требую нечего от людей!=)

      не особо про меня но правильно

      Да, я такая. ))))) Спасибо психологам за тест, в данный момент полученный результат очень поднял мне настроение и саммоценку.)))))

      тут все тесты — сплошная правда)

      Не объективный тест, я старалась отвечать наиболее неуверенно. однако мне написал «Такая самооценка — самый оптимальный вариант»

      в-принципе про меня)

      Можно сказать что в точку процентов так на 50

      я даже не ожидала

      Ну раз тест так показал — значит это про меня

      все равно не совсем уверена,что это точно про меня.

      отлично) абсолютная правда)

      абсолютная правда, да точно так и есть))))

      вот нифига подобного ребят,у меня она низкая,а не «самый лучший вариант»

      У меня самооценка низкая! а тут у вас все оптимально. хах, а ведь сегодня мой День Рождения.

      очень интересно, спасибо огромное за такой сайт))) не знаю как самооценку, но настроение позитивное)

      Я требовательная к себе и к окружающим, к окружающим более снисходительна, а не наоборот.

      Супер! спасибо создателю;)

      Супер кул пипал хавает )))))))

      нормальный такой тест)))

      Классный тест , но не совпало.Я не довольна собой.Совершенно.У меня полная неуверенность в себе и куча комплексов

      неправда. у меня врят ли оптимальная самооценка. но то что я себя объективно оцениванию — правда

      Вы достаточно объективны в оценке своих способностей и возможностей и при этом любите себя. Такая самооценка — самый оптимальный вариант. Вы живете в полном согласии с собой и не страдаете от неуверенности в себе. Наверное, именно в этом, в первую очередь, заключается секрет вашей способности найти выход из самых тупиковых ситуаций, с чем бы они ни были связаны — от взаимоотношений с другими людьми до личных проблем. Поскольку вы не впадаете в крайности и не склонны к самолюбованию и самодовольству, то люди общаются с вами с удовольствием, радуясь встрече с вами

      хммм. хороший результат

      Действительно, это про меня. Иногда не знаешь, что ответить на повышенный тон руководителя, особенно, если нет навыков на новой работе, все копиьбся внутри и выливается потом в конфликт, позтому частенько приходится менять место работы. Мне непонятно, почему люди по-доброму не могут реагировать на промахи других, обязательно надо показать свое превосходство, даже если сам неособенно умен, я бы так не поступила.

      Странно. У меня явно проблемы с самооценкой, особенно исходя из комментариев моего любимого, а тест пишет, что все в порядке. Очень странно!

      не совсем правда, но могу согласится со многим

      Интересно и правильно, читать советы которые следуют за тестом, зачем лишний раз акцентировать свою обнаженную самооценку, Возлюби ближнего как самого себя! Всем успехов.

      Самый оптимальный вариант . Приятно еще раз узнать про себя , особенно утром в воскресенье.Жизнь прекрасна.

      Да ,по моему это про меня.

      Этот ответ мне по нраву. Прямо таки меня описывает! И моя подруга с этим согласна.

      В принципе я и так знал, что я полное ничтожество))) тест только подтвердил это!

      даа у меня точно завышена и где то занижена

      davayte vce raduytes. Za chto vi tak sebya ne lyubite. vcyo v vashix rukax. jizn korotka. slava.

      Спасибо, всё правда.

      Получила совершенно противоположный результат! Разочарована в тесте

      «Такая самооценка-оптимальный вариант»

      ну не знаю, не знаю. я вот считаю, что моя самооценка оставляет желать лучшего, т.к. я очень зажатый и неуверенный в себе человек. стараюсь поднять самооценку, но слишком увернной в себе тоже не очень то хорошо..

      короче, почитайте книги по психологии, пообщайтесь с незнакомыми людьми, попробуйте завести диалог со случайным прохожим, и будьте более раскрепощенными, но не вульгарными! УДАЧИ ВСЕМ!

      В принципе у вас высокая самооценка.

      К сожалению с результатом не согласен.

      Вы живете в полном согласии с собой и не страдаете от неуверенности в себе.

      Даже такого простого у меня нет((

      Странно может быть просто не там копаю хмм.

      вточности про меня буду чет менять в жизни

      В принципе у вас высокая самооценка, и во многом она имеет вполне реальные основания. Однако что-то в себе вы переоцениваете, а что-то, наоборот, несправедливо занижаете. СОГЛАСНА! ТАК И ЕСТЬ)

      здоровский тест.в десяточку.

      неправда. Написано, что я объективно себя оцениваю, но на самом деле у меня очень заниженная самооценка((

      Подскажите, по каким критериям и какой технологии придумываются тесты? Это прикладная психология или НЛП или просто люди с большим жизненным опытом делятся своими мыслями вслух ?

      И вроде бы да, и вроде бы нет, ожидала большего.

      Да они наговаривают.

      А мне какраз все наоборот казалось, что никому не хочеться со мной общаться и вообще я зажатая и необщительная.

      psylist.net