Советы психолога если ребенок не хочет учиться

Что делать, если ребенок не хочет учиться?

Многие родители ассоциируют успешность ребенка во взрослой жизни с его достижениями в учебе еще со школьной скамьи. Поэтому неудивительно, что мамы и папы настойчиво заставляют своих детей учиться. Однако не все дети стремятся стать отличниками, у большинства тяга к знаниям и выполнению домашних заданий отсутствует напрочь.

По каким причинам у ребенка нет интереса к учебе и что делать?

Выбранное родителями направление не соответствует тому, чему хочет учиться ребенок. Часто взрослые берут на себя ответственность и определяют жизненный путь чада самостоятельно, считая, что делают лучше. Но ребенок, у которого есть явные склонности к творческим профессиям: рисованию или музыке, просто зачахнет в гимназии с математическим уклоном.

Родители слишком усердно заставляют учиться

Рассчитывая на то, что чем больше времени ребенок будет проводить за уроками, тем больших высот достигнет, взрослые часто загружают ребенка по полной программе. Помимо идеального выполнения домашних заданий, школьнику приходится посещать еще огромное количество дополнительных секций и кружков. В результате он просто не успевает отдохнуть.

Есть надежное средство, помогающее привлечь любовь в свою жизнь. Эту историю о своем семейном счастье рассказала обычная учительница из небольшого города.

Когда ребенок находится в состоянии хронической усталости, требовать от него проявлять желание к учебе просто глупо.

Отсутствие самостоятельности

Если ребенок с первых классов привык к тому, что все его задания проверяют, а в их выполнении помогают, то когда он становится старше, он может запросто отказаться делать что-либо вообще без помощи взрослых. В таких случаях необходимо выработать правильную систему мотивации с учетом интересов ребенка.

Отношения с одноклассниками и учителями

Родители не всегда знают во всех подробностях, какая атмосфера царит в классе у детей. Достаточно вспомнить годы своей учебы, чтобы понять, с каким количеством проблем может сталкиваться ежедневно ребенок.

Конфликты с ровесниками и учителями – серьезная причина, по которой он может отказываться посещать школу. Необходимо наладить отношения с ребенком, искренне поговорить с ним, чтобы узнать, что именно с ним происходит и приложить все усилия, чтобы разрешить конфликтную ситуацию при ее наличии.

Еще одной весомой причиной, на которую родители не всегда обращают внимание, а подчас и усугубляют своей требовательностью, является нездоровая обстановка в семье.

Постоянные ссоры между взрослыми всегда оказывают воздействие на психику ребенка – он становится нервным, раздражительным. Ему становится не до учебы.

Нередко после конфликта с партнером, родители могут переносить свои не выплеснутые эмоции на ребенка. Такая ситуация говорит не о том, что ребенок не хочет учиться, а о наличии проблем у самих взрослых. Не вмешивайте ребенка в свои отношения, старайтесь ничего не выяснять при нем.

Если ребенок попал в окружение, где дети не хотят учиться, то и сам он стремиться к этому не будет. Обычно очень сложно заставить ребенка отстраниться от такой компании – там весело и нет никаких проблем. Поэтому важно найти правильную альтернативу такому времяпрепровождению, чтобы ребенок сам сделал выбор, отказавшись от плохой компании в пользу того, что будет помогать ему развиваться.

Наличие комплексов, которые не позволяют ребенку нормально чувствовать себя в школе и общаться с ровесниками могут стать причиной отказа посещать уроки. Это могут быть какие-то заболевания, дефекты речи.

Здесь внимание необходимо уделить устранению причины комплекса, поговорить в школе с учителем, чтобы он, по возможности, оказывал ребенку поддержку. В некоторых случаях может потребоваться помощь детского психолога.

Есть дети, которые не могут усидеть на месте. На них бесполезно кричать и ругаться – они такие по своей природе. Поэтому все, что могут сделать родители – занять своего ребенка по максимуму, чтобы “дебоширить” у него просто не оставалось сил.

Итак, первое, что нужно сделать – узнать по какой причине ребенок не хочет уделять учебе достаточное количество времени. Если это удалось, то справиться с задачей будет намного проще.

Если вы хотите, чтобы ребенок прислушивался к вам, важно научиться создавать и сохранять дружескую атмосферу в отношениях с ним.

  • Не сравнивайте своего ребенка с другими. По каким-то предметам он успевает лучше, по каким-то отстает, но родители, как правило, отмечают только недостатки, считая успехи нормой. Больше хвалите его и меньше ругайте.
  • Рассказывайте ему истории из своей жизни, интересуйтесь, что произошло нового, чем он обрадован, а что его огорчило. Ребенок должен видеть искренний интерес к своей жизни, а также понимать, что ситуации, с которыми он сталкивается – не уникальны, вы решали те же самые проблемы, будучи в его возрасте.
  • Всегда находите время, чтобы отвлечься от своих дел, если вы нужны ребенку. В конце концов, про любое незавершенное дело можно сказать – “Ну и что? Это решаемо”. Но сказать то же самое, когда ребенок перестанет обращаться к вам за помощью, вы уже не сможете.
  • Комментарий психолога:

    (Комментарий психолога к этой статье пока отсутствует.)

    psysovet24.ru

    Что делать если ребенок не хочет учиться

    Каждая мама согласится, что случаи с нежеланием ее ребенка идти в школу и учиться бывали много раз. Причины этой проблемы могут скрываться в различных ситуациях. При этом методы их решения в каждой семье собственные. Если вы не знаете, что делать, когда ребенок не хочет учиться, то данный материал поможет правильно разобраться в ситуации.

    Оснований для нежелания учиться у детей может быть большое количество:

  • Сложный процесс обучения. Такая проблема часто возникает, когда родители либо отдают ребенка слишком рано в школу, либо ведут его учиться в лицей или гимназию. Это может привести к тому, что уровень развития ребенка не будет успевать за нагрузками в школьной программе и, как следствие, учеба будет отталкивать и вызывать только негативные эмоции.
  • Несамостоятельность ребенка. Часто родители вынуждены работать с раннего утра до поздней ночи и проконтролировать выполнение домашнего задания дома нет возможности. В такой ситуации, ребенок предоставлен сам себе и занимается всем, но только не уроками.
  • Неблагоприятная атмосфера в семье. Конфликты между родителями, а также гиперопека или гипоопека, может вызвать нежелание у ребенка посещать школьные занятия.
  • Комплексы. Они могут развиваться у ребенка с раннего детства и преследовать его на протяжении всей жизни. Корректировать комплексы у ребенка сможет только специалист, используя психологическими методами. Родителям обязательно необходимо следить за своим чадом и его поведением.

    Таким образом, причин, когда ребенок совсем не хочет учиться может быть много и важно понять, какая из них касается именно вашего ребенка. Когда причина определена, то необходимо сразу же браться за решение этой проблемы.

    Чтобы помочь собственному ребенку, родители должны выполнять простые правила:

    • Трезво оценивайте способности ребенка. Перед тем, как отдать ребенка в первый класс либо перевести его из привычной государственной школы учебные заведения нового типа, воспользуйтесь советами психологов. Также найдите квалифицированного специалиста, который проведет дошкольное тестирование и даст оценку базовым знаниям вашего ребенка.

    woman-l.ru

    Как помочь ребенку преодолеть нежелание учиться — советы и хитрости от школьного психолога

    Если ребенок не хочет учиться, и вы ищете советы психолога – это хороший знак. Вы заинтересованы в поиске решения, осознаете наличие проблемы, готовы к рассмотрению вариантов и к активным действиям.

    Обучение – важная часть жизни любого человека, позволяющая лучше встроиться в существующую систему, занять достойное место. Если ребенок отказывается думать, плохо занимается – он не видит смысла в обучении. Задача родителей – показать значимость образования, необходимость обучения и предоставить значимые доказательства. Создайте правильный информационный фон.

    Показывайте фильмы и сериалы, демонстрирующие важность науки, демонстрирующие успех ученых. Смотрите фильмы вместе с ребенком, комментируйте и обсуждайте, продемонстрируйте качество вашего собственного образования. Вдохновите ребенка на достижения.

    Родители – безусловный пример для подражания. Нежелание учиться в классе не доказывает, что ребенок ленится. Возможно, ребенок полагает, что для реального успеха нужно учиться совсем другим вещам. Причины, по которым ребенок не хочет учиться, находятся в информационном поле, которое окружает ребенка. Родители часто недооценивают рациональность ребенка.

    Почему ребенка нужно мотивировать и стимулировать к обучению

    Потому что польза учебы неочевидна. Людей, которых интересует чистое знание, готовых учиться без дополнительной мотивации, просто ради удовольствия поглощать новый материал, анализировать, сопоставлять, на Земле менее 1%.

    Для всех остальных нужна мотивация, наглядная агитация и стимул развития.

  • Похвала, поддержка, одобрение, взаимодействие.
  • Нацеленность на результат – решай задачу, и пойдем запускать вертолет.
  • Разумная помощь. Не решайте за ребенка его задание, найдите в интернете разъяснение решения и просмотрите его вместе. Трудиться ребенок должен сам.
  • Наглядная агитация о пользе знаний. Улица Сезам для маленьких, сериалы Стар трек, Светлячок – для детей постарше.
  • Плата за хорошие отметки. Ничего страшного, но ребенок будет требовать все больше, сравнивать успехи других школьников, их оценки, и подарки родителей.
  • Сравнение с другими детьми, не в пользу собственного ребенка. Не стоит провоцировать зависть и ненависть к преувеличенным успехам других детей. Отрицательная мотивация может дать негативный эффект.
  • Отсутствие завтрака и режима дня влияет на успеваемость

    Нередко причина, почему ребенку не дается учеба, является неправильный завтрак или его отсутствие. Банальный голод, отсутствие питания нервных клеток, не позволяют ребенку нормально учиться.

    Сердобольные родители позволяют ребенку поспать подольше, затем он отказывается от завтрака, в полусонном состоянии отправляется в школу, ничего не понимает на первых уроках, расстраивается, отказывается от завтрака в школе.

    По дороге домой упрашивает купить шоколадный батончик, и уже в 8-9 лет получает предрасположенность к гастриту, ожирению, начинаются проблемы с нервной системой.

    Кормите детей перед школой полноценным завтраком – овсянка, как источник энергии, бутерброд из белого хлеба со сливочным маслом надолго обеспечит нервную систему полезными веществами. Научите ребенка есть ложку красной икры или ломтик красной рыбы – в этих продуктах содержатся аминокислоты, питающие мозг. Кружка сладкого чая или какао поможет быстрее проснуться и полностью избавиться от сна.

    Не нарушайте режим, обязательно делайте с ребенком зарядку. Здоровый и правильно позавтракавший ребенок обязательно станет одним из лучших учеников – улучшается мозговое кровоснабжение, клетки насыщены кислородом, в результате новый материал усваивается легко и без особых усилий. Когда учеба дается легко, на нее тратится меньше времени, ребенок меньше устает и охотно учится.

    Реальные проблемы, которые мешают хорошо учиться

    1. Неравномерная подготовка учеников. Существует определенный учебный план, в соответствии с которым все дети должны обладать минимальным объемом знаний. Дети, не располагающие необходимым объемом, не знающие азбуку в первом классе, получают максимальное внимание и помощь учителя. В это время дети с хорошей подготовкой сидят и скучают. Какие выводы сделает ребенок? Совершенно очевидно, что можно не учиться, в этом случае тебе помогут учителя, окружат заботой и вниманием. Слишком много знаний ведет к пренебрежению и невниманию. Во 2 класс ребенок пойдет с четким пониманием ситуации, и может начать избегать учебы.
    2. Проблемы педагогического состава – равнодушие, недостаток времени, нехватка преподавателей. Никогда не обсуждайте преподавателей при детях. Это приведет к усилению потока жалоб на «плохого» учителя . Во взрослой жизни ребенок неминуемо столкнется с необходимостью находить общий язык и договариваться с разными людьми. Совсем неплохо, если необходимый навык ребенок начнет получать в раннем возрасте. Учитель абсолютно не заинтересован в конфликте. Но и игнорировать вызывающее поведение ребенка в переполненном классе не может.
    3. Частая смена школ. Уделите внимание выбору школы сразу. Смена школы, класса, адаптация – это всегда стресс. Не факт, что ребенок лучше освоится на новом месте. Скорее, он захочет сменить школу снова – вдруг найдется такая, которая будет совсем как детский сад? Не меняйте школу без острой необходимости.
    4. Ошибки родителей и хитрости детей

      Ребенок, окруженный безусловной любовью, от которого ничего не требуют дома, испытывает в школе стресс. Совсем недавно его хвалили за красивую улыбку и ясные глазоньки, ложка каши, которую он скушал, вызывала всеобщий восторг. Внезапно он оказывается во враждебной и агрессивной среде, где его ругают, если он не выучил цифры, не выполнил задание.

      Ребенок воспринимает ситуацию, как ненормальную, не хочет идти в школу, делать уроки. Почему нельзя остаться дома, где так хорошо, никто ничего не требует, все хвалят и любят?

      Выход придется искать всей семьей, просто перестать хвалить нельзя, ведь ребенок подумает, что он испортился, его разлюбили. Проблема решается подбором хорошей школы, в которой ребенку будет интересно. Ребенку придется объяснять, что он вырос и теперь совсем взрослый, а взрослых хвалить за румяные щечки не принято и даже невежливо.

      Уход ребенка в болезнь. Когда ребенку тяжело дается учеба, он находит лазейку обратно в детство. Оказывается, что если простудиться и остаться дома, можно снова наслаждаться повышенным вниманием родителей, играть целый день. Может быть, родители, волнующиеся за малыша, принесут много вкусностей и новые игрушки. Дети достаточно сообразительны, чтобы повторять этот трюк снова и снова, уже намеренно.

      Решение простое – не отказываться от горьких лекарств. Детские сладкие микстуры – для совсем малышей, взрослым они не помогают. Не поощряйте болезнь, не покупайте новых игрушек в эти дни и не заваливайте ребенка деликатесами, как бы сильно вам этого не хотелось.

      Расскажите, что хотели бы пойти погулять в парк, но больным нельзя.

      Ничего не получается. Школа ориентирована на результат. Нужно предъявить не только старание и усердие, но и верный ответ, правильное решение. Усилия без результата имеют отрицательную оценку. Для ребенка это шок. Придется объяснять, что в жизни действительно важен результат. Что если мама варила кашу, но так и не сварила, пошла в магазин, но свернула по пути – это не полезные действия, без результата.

      Отсутствие уважения. Невозможно добиться успеха, если родители отрицают важность образования, насмехаются над преподавателями или требуют обслуживания, как будто учителя – это персонал или прислуга. Не стоит недооценивать проницательность и сообразительность детей. Ребенок не захочет потратить много сил и времени, чтобы стать слугой. Учиться у слуг он также не будет. Дети, которые хотят в школе реализовать амбиции родителей, обречены на проблемы.

      Хитрости и уловки родителей

      Хорошо рассуждать о пользе образования, сидя в просторной профессорской квартире, имея средства на репетиторов, хорошую школу, знакомства в вузе. Все наглядно, понятно, не вызывает лишних вопросов.

      Большинство не располагает такими возможностями. Психология позволяет использовать простую, но очень полезную манипуляцию. Больше всего на свете ваш ребенок хочет вас порадовать. Поэтому простая фраза «учись хорошенько, мальчик, вырастешь большим и умным, станешь работать на хорошей работе, купишь маме мерседес, как в телевизоре» действует гораздо лучше, чем обещание что-то купить за хорошую учебу.

      Ребенок чувствует свою значимость , важность, он будет учиться, чтобы помочь родителям, стать еще более значимым, заслужить уважение.

      Наглядно покажите научные достижения. Вспомните и отыщите в интернете математические, простые химические и физические фокусы. Подготовьте научные шоу на ДР и другие праздники – не как фокусы, а с пояснением процессов. Детям интересно собирать простые электрические цепи, делать раствор для гигантских мыльных пузырей, намагничивать расческу и цеплять на нее кусочки бумаги, примагничивать струю воды и так далее.

      Продемонстрируйте доступность мира науки для детей.

      Как помочь ребенку хорошо подготовиться к школе

    5. Уделяйте внимание раннему обучению. Не обязательно наседать на младенца с требованиями. Просто позвольте знаковым системам войти в жизнь ребенка. Он научится их распознавать, сопоставлять с тем, что видит на улице. Оклейте комнату ребенка красочными плакатами с алфавитом, цифрами, можете повесить даже таблицу Менделеева. Когда сын или дочка начнет ходить в школу, учебные пособия будут вызывать приятное чувство узнавания. Уже в 1 год ребенок в состоянии разбирать и узнавать буквы.
    6. Читайте вслух. Читайте вслух вывески на улице, детские книжки перед сном, читайте на иностранном языке, если ребенок слишком долго не засыпает. Вывески – это важно. Многие родители игнорируют информационные системы. Родители указывают на машины, людей, предметы, деревья, но полностью исключают из своего поля зрения надписи. Если вы читаете, подражая вам, ребенок начнет читать сам. В 5 лет, до школы, дети свободно читают, если окружающие взрослые тоже читают. Учиться грамоте в 7 лет, в школе – сильный стресс.
    7. Позаботьтесь о дошкольном окружении. Выбирайте садик с хорошими образовательными программами, чтобы начальная школа не стала чем-то совсем новым, непонятным, требующим слишком больших усилий.
    8. Смотрите вместе образовательные программы. Подберите, которые нравятся не только ребенку, но и вам.
    9. Ограничьте количество телевизора и рекламы. В рекламе показаны люди, которым не нужно учиться для успеха и счастья. Дети интуитивно пытаются подобрать легкий путь.
    10. Внимательно подходите к выбору школы. Менять школу сложнее, чем сразу подобрать подходящую. Обращайте внимание на профильные предметы и уровень их преподавания, возможность внеклассных занятий. Если преподаватели ведут кружки авиамоделирования или усиленную подготовку к олимпиадам – это показывает высокий уровень вовлеченности. Если учителя увлечены, они сумеют увлечь и ребенка. Важно наличие школьной формы или общий единый стиль одежды учеников. Школы, в которых ученикам придется «отвечать за шмот» не позволят сосредоточиться на учебном процессе. Дисциплина, запрет на гаджеты в школе, сходный уровень учеников по подготовке – важные моменты, на которые необходимо обратить внимание.
    11. nivin.ru

      4 способа усадить ребенка за уроки без нервов: гениальные советы психолога

      Петя, кончай маяться дурью, пора за уроки садиться.

      — Сейчас, я еще немного поиграю…

      — Петя, ну что это за игра — бегать за кошкой! — в голосе матери слышится раздражение. — Тебе же не три года, а почти десять!

      — Так я бы в компьютер поиграл, — живо откликается вихрастый, конопатый Петя. — Да ты мне не разрешаешь!

      — Компьютер — это тебе вредно для глаз! — наставительно говорит мать. — Доктор в поликлинике сказал: не больше получаса в день. И в Интернете я тоже читала…

      — А я полчаса! Вот полчаса, и всё! — лукавая Петина мордочка становится по-кошачьи умильной (тесное общение с кошкой явно не проходит даром). — Мамочка, можно?

      — Сначала нужно сделать уроки.

      — Тогда я еще поиграю…

      — Хватит тянуть резину! — уже почти выходит из себя мать. — Так можно опять до вечера проваландаться! Сел, сделал — и занимайся потом чем хочешь! Хоть рисуй, хоть книжку читай, хоть модель собирай, которую папа тебе купил…

      — А она не собирается…

      — Да ты и не пробовал толком! Начал и бросил, как и всё, что ты делаешь!

      — У меня правда не получается! Она сложная, я хочу, чтоб папа мне помог…

      — Я, может быть, тоже хочу, чтобы папа мне помог, да где он? Где? — повышает голос мать. — Вот чтобы он вспомнил, что у него есть сын, и тебе сказал наконец по-мужски, что сначала надо дело сделать, а уже потом… Садись за уроки, я тебе сказала!

      — Мам, а можно я творожок сначала съем, а потом уже сразу… Что-то есть хочется…

      — Уроки! — орет мать. — Ты полтора часа назад обедал! Бери учебники и садись за стол, я тебе сказала! Иначе я не знаю, что с тобой сделаю…

      — Сейчас, сейчас, только водички попью… и в туалет схожу…

      — Ну что, ты сделал упражнение? Еще не переписал? Да чего там переписывать, там же восемь строчек всего. Почему у тебя опять машинки на столе?! (машинки летят в угол). Сколько раз можно говорить: игра — игрой, а уроки — уроками! Что же мне, над тобой безотлучно стоять, как в первом классе?! Как будто у меня своих дел нет…

      — Ага, — кивает Петя. — Ты постой, пожалуй. А какую букву тут вставить?

      — Ты сам должен знать! Мы с тобой позавчера полдня правило учили.

      — А ты вспомни. Или пролистай параграф и в учебнике прочти.

      — Ты мне лучше скажи, и всё.

      От безмятежности сыновьей физиономии у матери начинают трястись руки. Она сдерживается из последних сил, так как знает, что орать на детей — непедагогично.

      — Ты что, ответы в этих примерах с потолка писал?

      — Да как же ты решал, если у тебя пять плюс три получается четыре?!

      — А… Это я не заметил…

      — Да я не знаю, как ее решать. Давай вместе.

      — А ты вообще пробовал? Или в окно смотрел и с кошкой играл?

      — Конечно, пробовал, — с обидой возражает Петя. — Сто раз.

      — Покажи листочек, где ты решения писал.

      — А я в уме пробовал…

      — А что вам по английскому задали? Почему у тебя ничего не записано?

      — Ничего не задали.

      — Так не бывает. Нас Марья Петровна специально на собрании предупреждала: я даю задание на дом на каждом уроке!

      — А в этот раз не задала. Потому что у нее голова болела.

      — С чего это вдруг?

      — А у нее собака на прогулке сбежала… Беленькая такая… С хвостиком…

      — Прекрати мне врать! — визжит мать. — Раз не записал задание, садись и делай подряд все задания к этому уроку!

      — Не буду я, нам не задавали!

      — Будешь, я сказала!

      — Не буду! — Петя швыряет тетрадь, вслед летит учебник. Мать хватает его за плечи и трясет с каким-то почти нечленораздельным злобным бормотанием, в котором угадываются слова: «уроки», «работа», «школа», «дворник» и «твой отец».

      Потом оба плачут в разных комнатах. Потом мирятся. На следующий день всё повторяется сначала.

      Именно с этой проблемой ко мне приходит почти четверть моих клиентов.

      Ребенок уже в младших классах не хочет учиться. Не усадить за уроки. Если все-таки усаживается, все время отвлекается и всё делает тяп-ляп.

      Ему вечно ничего не задано. На приготовление уроков тратится страшно много времени, и в результате ребенок не успевает погулять, поиграть, сходить в какой-то кружок, заняться еще чем-нибудь полезным и интересным.

      Вот схема, которую я использую в этих случаях.

      Ищу в медицинской карточке с самого начала, есть ли (была ли) какая-нибудь неврология. Буквы ПЭП, ППЦНС или еще что-нибудь в этом роде.

      Выясняю у родителей, что у нас с честолюбием. Отдельно — у ребенка (переживает он хоть немного за ошибки и двойки, или ему совершенно все равно) и отдельно — у самих родителей (сколько раз в неделю они рассказывают ребенку, что учеба — это его работа и кем и как он должен стать путем тщательного приготовления уроков).

      Подробно расспрашиваю, кто и как отвечает за это самое приготовление уроков. (Хотите верьте, хотите нет, но в тех семьях, где все пущено на «самотек», проблем с уроками, как правило, и нет. Хотя, конечно, есть другие.)

      Как могу, объясняю родителям, что это именно им (и учителям) нужно, чтобы ребенок-младшеклассник готовил уроки. Ему самому это низачем не нужно. Вообще. Он бы поиграл лучше. Взрослая мотивация («Я должен сейчас сделать неинтересное это, чтобы потом, несколько лет спустя…») появляется у детей никак не раньше пятнадцати лет. Детская мотивация («Хочу быть хорошим, чтобы мама/Марья Петровна похвалила») обычно исчерпывает себя к 9–10 годам. Иногда, если ее очень эксплуатируют, — раньше.

      Тренируем волю. Если соответствующие неврологические буквы в карточке обнаружились, стало быть, у ребенка собственные волевые механизмы слегка (или даже сильно) ослаблены, и родителю всяко придется над ним некоторое время «зависать» — по показаниям, вроде таблеток. Иногда просто достаточно держать руку у ребятенка на голове, на макушечке — и он в этом положении за двадцать минут все задания (как правило, небольшие) благополучно сделает. А вот надеяться, что он их все в школе запишет, не стоит ни разу. Поэтому нужно сразу завести альтернативный канал информации. Вы сами знаете, что вашему ребенку задали, — и хорошо. Но волевые механизмы нужно развивать и тренировать, иначе они так никогда и не заработают. Поэтому регулярно (например, раз в месяц) следует немного «отползать» со словами: «О, сын мой (дочь моя)! Может, ты уже стал так могуч, взросл, умен и т.д., что сможешь сам переписать упражнение? А задания к нему сделаем вместе. Сможешь сам встать в школу по будильнику. Сможешь решить столбик примеров?». Если не получилось: «Ну что ж, пока недостаточно могуч. Попробуем еще раз через месяц». Если получилось — ура!

      Проводим эксперимент. Если тревожных букв в медицинской карточке нет, а ребенок вроде бы честолюбив, можно провести эксперимент. «Отползти» много существеннее, чем описано в предыдущем пункте, и дать ребенку «взвеситься» на весах бытия: «Что могу я сам?». Если нахватает двоек и даже пару раз в школу опоздает — ничего страшного.Тут что важно? Это эксперимент, не мстительный («Вот я тебе сейчас покажу, что ты без меня. »), а дружелюбный («А вот давайте посмотрим…»). Ребенка никто ни за что не ругает, но вот малейшие успехи поощряют и закрепляют за ним в пользование: «Отлично, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять! Это была моя ошибка. Но как я рада, что все выяснилось!». Надо помнить: никакие теоретические «договоры» с младшими школьниками не работают, только практика.

      Ищем альтернативу. Если нет ни медицинских букв, ни честолюбия (у ребенка), то надо школу пока оставить, учиться как есть и искать ресурс вовне — то, что ребенку интересно и что у него получается. Для каждого что-то такое есть. Если ребенок где-то будет комфортен и успешен, то школе от этих щедрот тоже достанется — от грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть ответственнее.

      Меняем установки. Если у ребенка есть буквы, а у родителей — честолюбие («дворовая школа — это не для нас, только гимназия с усиленной математикой!»), то ребенка оставляем в покое и работаем с родителями.

      Таков тот алгоритм, который обычно предлагаю родителям «Пети» я сама. Но среди наших читателей есть еще и педагоги, и психологи. Может быть, они захотят что-то оспорить или, наоборот, добавить или уточнить? Ведь проблема более чем распространенная, и их опыт наверняка многим пойдет на пользу.

      www.vospitaj.com

      Почему ребенок не хочет учиться: рекомендации психологов

      Нежелание выполнять свои обязанности в той или иной степени посещает каждого человека неоднократно на протяжении всей жизни. И чем чаще он преодолевает его, переступая через «не хочу», тем легче даются ему все последующие ситуации, когда нужно действовать, но нет желания, сил, способностей.

      Школа — первое испытание в жизни человека. Дух еще не закален трудностями, воля неразвита, прежде от него не требовали ничего такого крупномасштабного. Поэтому это очень распространенное явление, когда ребенок не хочет учиться. Выражаться это может как в нежелании посещать школу (тайные прогулы, истерики перед выходом из дома), так и в низкой успеваемости. Стоит бить тревогу, когда такое отношение к школе становится стойким, длится долгое время и не поддается корректировке со стороны родителей и учителей ни кнутом, ни пряником. Исправить положение можно всего за месяц.

      К поступлению в школу ребенок 6 лет должен иметь достаточно развитую речь, интерес к познавательной деятельности. Малыш в таком возрасте любопытен, задает вопросы, любит чтение не только сказок, но и познавательной литературы, умеет выделять основную мысль на картинках и в небольших текстах, охотно выполняет умственные задания. Он достаточно усидчив и внимателен, контролирует собственное поведение на занятиях в группе сверстников.

      В 7 лет ребенок идет в школу. Сразу проявляются все достоинства и недостатки его развития и обучения в дошкольном периоде, но не стоит перегружать его дополнительными занятиями и строгим контролем. Следует помогать первокласснику правильно организовывать учебную деятельность и активный отдых, чаще напоминать о том, что он еще не сделал, предлагать свою помощь в выполнении домашних заданий, мягко указывать на ошибки. Очень важно в этот период не сформировать у ученика представление об учебе как о чем-то ненужном и скучном.

      Очень важным в жизни человека является период 8-9 лет: он уже уверенный в себе ученик, переживший трудный период вхождения в школьную жизнь. Он почувствовал вкус к общественной жизни и понимает, что отношение к нему окружающих зависит от того, как он себя ведет, как учится. Мнение родителей он обязательно будет сравнивать с мнением других людей — сверстников, учителей — и не всегда соглашаться с ним. Ждет отношения к себе как к равному. Поэтому общение с ним со стороны родителей обязано быть особенно деликатным, иначе можно потерять доверие ребенка.

      10-11 лет — период, предшествующий периоду полового созревания. Дети достаточно самостоятельны в учебной и бытовой деятельности, способны к самооценке, к усвоению и воспроизведению большого объема информации. Гормональное развитие делает детей этого возраста неуравновешенными, вспыльчивыми, что приводит к конфликтам в школе и дома. Девочки значительно опережают мальчиков в физическом развитии.

      12 лет — трудный период для самих детей и их родителей. Дети открывают все новые и новые аспекты окружающей действительности и очень критично к ней настроены. Появляются первые мысли о своем будущем, о том, как его построить. Неизбежно психологическое дистанцирование от родителей и все большее ориентирование на компанию сверстников. Родителям очень важно сохранять мудрое спокойствие, понимание внутреннего мира подростка. Спокойное реагирование на раздражение со стороны ребенка, краткий точный совет, обсуждение на равных школьных и семейных проблем, совместный досуг, творческая деятельность помогут сохранить доверительные дружеские отношения.

      Подростковый возраст — 13-15 лет — очень трудный период в жизни детей и родителей. Бурное гормональное развитие ухудшает состояние здоровья подростка, снижаются память, внимание, способность запоминать информацию. Потребность в признании извне толкает его на стремление быть независимым, испытать все на собственном опыте, не доверяя чужому. Авторитет теряют те взрослые, которые стараются удержать подростка «в ежовых рукавицах», а не путем разумного и терпеливого общения. Родители жалуются, что подросший сын или дочь ничего не хочет, дерзит по любому поводу, отказывается ходить в школу, выдвигает нереальные и глупые идеи относительно своего будущего жизнеустройства.

      Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе: из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость. К тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости, поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично. В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя и родителей для него уже не имеет веса. Первая любовь протекает бурно и с шекспировскими страстями, что бывает чревато тяжкими трагическими последствиями.

      doctorfeel.net

      13 способов, как заставить ребенка учиться. Практические советы психолога

      У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

      Выяснить причину – 50% успеха

      13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

      Нужно ли заставлять чадо учиться?

      Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

      Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

      Выяснить причину – 50% успеха

      Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

      1) Нет желания и стимула к учебе

      Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

      Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

      Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

      На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

      Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

      У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

      Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

      3) Сопротивление давлению

      Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

      4) Заниженная самооценка, неверие в себя

      Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

      5) Слишком много контроля и помощи

      Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

      Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

      Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

      Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

      6) Нужно давать отдых

      Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой. Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

      Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

      Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

      Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

      Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

      Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы можно прочитать в этой статье.

      Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

      13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

      Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.

      Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.

      Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.

      Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.

      Не дарите подарки за учебу

      Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.

      Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе

      Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.

      Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей.

      Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.

      Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора

      Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса

      Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.

      Помогите увидеть позитивные изменения

      Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.

      Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.

      Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.

      Разделите переживания

      Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.

      Укажите на хорошие качества ребенка

      Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.

      Учитывайте желания и стремления самого ребенка

      Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

      Стоит ли заставлять чадо учиться?

      Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

      Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

      Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

      Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

      psyconsult24.ru

      Советы психолога если ребенок не хочет учиться

      Возможно, вы тоже столкнулись с этой проблемой: ребенок пошел первый раз в первый класс, но уже после первых месяцев учебы его трудно заставить сделать домашнее задание, а в школу он идет неохотно. Да и оценки день ото дня становятся все хуже. Скажете – лентяй? Не спешите с выводами. Лень – далеко не главная из возможных причин утраты интереса к обучению. Тогда в чем же дело?

      Школа – очень сложный этап для ребенка. В один момент на него обрушивается поток информации, и одновременно резко возрастает уровень требований со стороны взрослых. В геометрической прогрессии возрастает количество деятельности, требующей концентрации внимания, и при этом уменьшается время, которое ребенок может спокойно потратить на любимые занятия и прогулки. Адаптироваться к статусу школьника сложно, и это может занять много времени. А снижение оценок – лишь один из побочных эффектов этого процесса.

      Между прочим, очень часто родители завышают значение школьных оценок своего чада, сосредотачиваясь на них и не видя, что оценки – лишь самая верхушка айсберга. Такая подмена понятий может очень пагубно отразиться и на дальнейшем обучении ребенка, и на его самооценке. Подчас помочь может только детский психолог.

      Итак, ребенок не хочет учиться. Не следует уделять чрезмерного внимания оценкам – они не всегда отражают фактический уровень знаний. Чтобы увидеть это, достаточно вспомнить свои школьные годы. Причины же трудностей с обучением могут быть самые разные. Давайте рассмотрим их по порядку.

      Причина первая: ребенок не справляется с новым объемом нагрузок на мыслительный аппарат. Если вы заметили, что ребенок быстро утомляется при выполнении заданий, его внимание рассеивается и отвлекается, ему бывает трудно усидеть на месте – скорее всего причина его проблем именно в этом. Чего нельзя делать? Ни в коем случае нельзя заставлять сделать задание за «один присест», ругать за несообразительность и рассеянность, ставить ультиматумы по типу «Встанешь из-за стола, только когда все будет готово». Таким отношением вы привьете ребенку отвращение к школьным, а особенно домашним занятиям, ударите по его самооценке. Что нужно сделать? Первым делом – помочь ребенку организовать выполнение домашних заданий так, чтобы периоды интенсивного умственного труда (минут 15-20) чередовались с паузами, во время которых ребенок может отдохнуть и размяться. Даже в школе учителя устраивают среди урока физкультминутки.

      Причина вторая: страх перед новым уровнем ответственности. Чаще всего выражается фразой: «А вдруг я получу двойку?» Дети, боящиеся плохой оценки, учатся очень старательно, но часто не хотят идти в школу, расстраиваются из-за малейшей ошибки (иногда вплоть до истерики). Если вы заметили за ребенком такой страх, значит, он, как и вы, слишком много внимания уделяет оценкам. Нередко такой страх «подогревается» в семье – если источником его стали не вы, обязательно выясните, кто. Нередко страх перед оценками ребенку внушает бабушка. Заметив этот страх, ни в коем случае нельзя пускать дело на самотек – итогом может стать серьезный невроз и даже психосоматическое заболевание. Первым делом, ограничьте общение ребенка с человеком, внушающим, что только пятерка (или 12 по современной системе) это хорошо. Вторым делом поговорите по душам и постарайтесь убедить чадо в том, что вы будете любить его независимо от оценок, что приобретенные знания гораздо важнее пятерки в дневнике, что невозможно научиться чему-то, не допустив ни одной ошибки. Если это не помогло – необходима помощь детского психолога.

      Причина третья: какие-то предметы даются хуже других. Уже в первых классах у ребенка проявляются индивидуальные особенности мышления. У кого-то сильно развито образное мышление, кому-то легко даются задачки по математике, кто-то увлекся естествознанием, а кому по душе книжки. Если вы заметили, что ребенку не дается какой-то предмет – постарайтесь помочь, но будьте готовы к тому, что в дальнейшем ваш сын или дочь никогда не будет блистать в этой области знаний. Зато, несомненно, у вашего чада есть и талант, который, если ему помочь, даст результат не только в виде хороших оценок, но и в выборе рода деятельности во взрослой жизни. Главное – помнить, что ребенок не может быть одинаково хорош во всех предметах, и смириться с этим.

      Причина четвертая: ребенку физически трудно учиться. Удивлены? А все именно так, ребенку бывает чисто физически тяжело учиться. Западные психологи выделили патологическое состояние, называемое труднообучаемостью. В среде обычных людей нередко такого ребенка называют «тормозом». Проблема заключается в том, что усвоение новых знаний у труднообучаемого ребенка происходит медленнее, чем у обычного, или же имеются особенности, затрудняющие этот процесс (например, слабая память). На выполнение простого задания у труднообучаемого ребенка может уйти много времени. Однако следует очень хорошо помнить – труднообучаемость не имеет абсолютно ничего общего с задержкой в развитии, проблемы у таких детей возникают только в школьном обучении! Что делать? Лучший выход – договориться о дополнительных индивидуальных занятиях, а также обратиться к детскому психологу: на почве труднообучаемости у ребенка часто возникают личностные проблемы.

      Среди других причин нежелания учиться, можно назвать и отсутствие взаимопонимания с учителем (что для ребенка чрезвычайно важно, особенно в младших классах), и проблемы в общении со сверстниками, и даже такие, на первый взгляд, малозначимые факторы, как то, что ребенка посадили за последнюю парту. И самым последним фактором в целом ряде является то, на что родители жалуются в первую очередь: лень. Заметьте! Лень – один из последних факторов, но именно его родители чаще всего приписывают детям. Это парадокс, жертвой которого, возможно, являетесь и вы. Чтобы избежать его, достаточно о нем помнить. А главное – уметь понимать своего ребенка, и тогда в вашей жизни не останется места для подобных парадоксов!

      www.my-psiholog.org.ua