Упражнения по повышению самооценки подростков

Расскажите своему ребенку о преимуществах физических упражнений

Поделиться данной статьей

Расскажите своему ребенку о преимуществах физических упражнений

дата публикации статьи

дата публикации отзыва

Польза от занятия спортом заключается не только в физическом аспекте. Ознакомьтесь с научными фактами о положительном влиянии физических упражнений на культуру тела и мотивируйте своего ребенка в занятиях спортом, используя список наших рекомендаций.

Фитнес и фактор хорошего настроения

Как часто Вы занимаетесь спортом или физической активностью, и как Вы чувствуете себя после физической нагрузки? Может быть сложно заставить себя пойти в спортзал или на пробежку, но, согласно Государственной Службе Здравоохранения, польза физических упражнений заключается в улучшении самооценки, настроения, качества сна и приобретении энергии, наряду с понижением уровня стресса.

Такое же влияние спорт оказывает и на Вашего ребенка. Ему не нужно быть капитаном спортивной команды или прима-балериной, чтобы почувствовать на себе положительное влияние физических упражнений — стоит всего лишь найти тот вид физической активности, который будет нравиться ему и будет его мотивировать.

Если Ваш ребенок занимается спортом регулярно, скорее всего, его ум и тело тоже чувствуют себя лучше, несмотря на то, влияют ли физические нагрузки на формы тела. В ряде исследований, проведенных учеными, было доказано, что регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияют на культуру тела.

Связь между физическими упражнениями и здоровой культурой тела

Опубликованный правительством Великобритации отчет о результатах кампании 2013 года под названием «Уверенность в своем теле» свидетельствует о том, что люди, занимающиеся спортом, более позитивно относятся к своему телу в сравнении с теми, кто не занимается физической активностью. Уверенность в своем теле также означает, что люди чувствуют себя более комфортно во время физических нагрузок, что, в свою очередь, положительно влияет как на физическое, так и на психологическое здоровье.

Мама Мартина говорит, что ее стремление чувствовать себя здоровой и бодрой передалось ее 15-летней дочери Люси. «Моя дочь согласна с тем, что физические упражнения и хорошее самочувствие куда более важны, чем голодание и соответствие нулевому размеру одежды», — говорит она.

Подростковый период — самое время для новых видов активности

В исследованиях, проведенных Фондом Женского Спорта и Фитнеса, говорится о том, что в подростковом возрасте девочки часто отказываются от тех видов физической активности, которые раньше им были по душе. Однако, так как именно в этот период их самооценка может быть очень хрупкой, поддержание себя в форме может придать уверенности в своем теле, которая им так необходима. Выделите преимущества регулярных занятий спортом и обсудите вместе, есть ли какая-нибудь физическая активность, которая была бы интересна Вашему ребенку. Сделайте ее частью вашего образа жизни, и если возможно, включите физические нагрузки в свой ежедневный график.

«Мы вместе посетили несколько разных занятий в спортзале и обсудили то, как приятно чувствовать себя в форме, — говорит Мартина. — Теперь Люси действительно наслаждается регулярными занятиями со своими друзьями, и недавно пробежала марафон длиною 10 км».

Наслаждайтесь пользой физических упражнений вместе

Если Ваш ребенок будет видеть, что Вы занимаетесь спортом и это оказывает на Вас положительное влияние, скорее всего, он задумается о том, чтобы самому заняться физической активностью.

Воспользуйтесь списком рекомендаций, чтобы мотивировать своего ребенка попробовать различные виды спорта, и найти тот, который ему действительно понравится. Он будет чувствовать себя лучше как физически, так и психологически, а также будет доволен своим телом.

www.dove.com

Упражнения по повышению самооценки подростков

Медитация для повышения уровня самооценки — это лучшая методика для уверенного результата, потому что вы изменяете себя изнутри. Вам потребуется лишь желание и время для проведение медитации и вера в самого себя.

1. Сядьте удобно в тихом месте, где вас никто не побеспокоит, и закройте глаза.

2. Выполните несколько глубоких дыханий, снимая напряжение со всех частей и частиц вашего тела.

3. Чтобы лучше отвлечься от ненужных мыслей, мысленно посчитайте в обратном порядке от 10 до 1 столько раз, сколько вам необходимо для глубокого расслабления.

4. Чтобы глубже расслабиться вы можете воспользоваться, например, такой аффирмацией: «с каждым разом я расслабляюсь все глубже и быстрее».

5. Вы можете представить себя в каком-то месте, где вы бывали, и которое оказывает на вас расслабляющее действие.

6. Представьте себя таким, каким вы хотите быть. Представьте идеальный образ самого себя. Удерживайте в воображении картинку в течение нескольких секунд.

7. Представьте себя звездой важного конкурса. Удерживайте в воображении картинку в течение нескольких секунд.

8. Представьте, что игроки вашей команды несут вас на руках, как героя игры. Удерживайте в воображении картинку в течение нескольких секунд.

9. Представьте, что вы находитесь на банкете в вашу честь. Выступающие произносят восхваляющие речи. Удерживайте в воображении картинку в течение нескольких секунд.

10. Увидьте себя в большом роскошном кабинете за огромным столом, на двери золотая табличка «президент компании». Удерживайте в воображении картинку в течение нескольких секунд.

11. Представьте, как огромная толпа бурлит возле кинотеатра. Идет фильм, где вы в главной роли. На рекламных щитах ваше фото и имя. Удерживайте в воображении картинку в течение нескольких секунд.

12. Завершите сеанс аффирмацией, что вы в ясном сознании и чувствуете себя более способным, чем раньше.

www.xn—-7sbqdn1awk.xn--p1ai

Повышение самооценки подростка (стр. 1 из 6)

2. Анализ методов повышения самооценки подростков 11-14 лет в работах отечественных и зарубежных исследователей___________________________________________________5-8

3. Диагностика проблемы______________________________________________________10-11

4. Способы повышения самооценки подростков 11-14 лет___________________________12-21

4.1. Действия учителя_______________________________________________________12-15

4.2. Действия родителей_____________________________________________________________16-18

4.3. Действия подростка_____________________________________________________19-20

5. Возможные результаты применяемых методов повышения самооценки подростков______21

Большое значение для заниженной самооценки подростка 11-14 лет имеет расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастного кризиса.

Фактически подросток остается еще типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание его жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подростка меняется.

Расхождение между стремлениями подростка, связанными с сознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Иногда подростки, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от ее благополучного течения и нарушающий ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения.

Проблему подростковой наркомании у нас долго замалчивали, хотя она чрезвычайно серьезна. Если говорить о здоровье подростков, начинать надо с курения. По выборочным данным ЦНИИ санитарного просвещения, среди московских школьников 11-14 лет курят 62% юношей и 16% девушек, причем каждый шестой курящий выкуривает более 20 сигарет в день, а каждый второй – от 10 до 20.

Растет и употребление наркотиков и их различных заменителей. В 1984 году органами МВД СССР было зафиксировано 75 тысяч людей, употребляющих наркотики, а в 1991 году – 123 тысячи, из них 14 тысяч несовершеннолетних. В Москве в 1996 году подростков, употребляющих наркотические вещества, было выявлено в 5 раз больше, чем в 1995 г. За 2-3 года в 5 раз увеличилось и число токсикоманов, среди которых преобладают школьники и учащиеся ПТУ.

Угрожающее значение приобретают и побеги детей из дома. В качестве причин побегов приводятся безнадзорность, ссоры с родителями, “протест школе, семье, всему образу жизни”, поиск приключений и “свободы”. Предполагается, что рост числа побегов связан с такими неблагоприятными социальными сдвигами в нашей жизни как рост числа разводов. В последнее время беглецов стало заменять “уличное племя”, к которому относят подростков, формально из дома не сбежавших, но приходящих домой лишь для ночного сна, и то не всегда. Эти подростки вовсе не считают свое положение тяжелым или трудным. Они часто происходят из внешне благополучных семей среднего достатка. Свою жизнь на улице со злоупотреблением наркотиками, сексуальной свободой, поисками пищи и места для ночлега, стычками с милицией они находят интересной и увлекательной. Отношения с родителями у них обычно бывают крайне напряженными.

Все это является способом самовыражения подростка, стремлением повысить свою самооценку. Однако единственным благополучным способом “самовыражения” подростков является повышение их самооценки в школе и в семье. Поэтому тема данной курсовой работы является очень актуальной на современном этапе.

Целью данной работы является определение способов повышения самооценки подростка 11-14 лет в школе.

Для решения этой цели мы ставим следующие задачи:

— проанализировать существующие методы повышения самооценки подростков 11-14 лет;

— определить, какие методы являются наиболее эффективными для повышения самооценки подростка;

— рассмотреть существующие методики и тесты, позволяющие проверить уровень самооценки у подростка;

— определить меры по повышению самооценки подростка в школе и семье;

— оценить результаты рассматриваемых методов.

2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА 11-14 ЛЕТ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.

Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.

Нет сомнения, что образ жизни и воспитание накладывают свой отпечаток на особенности личности человека. Следует также отметить, что, чем старше ребенок, тем больше сказывается на нем результаты его индивидуального опыта. Нет и не может быть ни одного подростка, который бы не отличался от другого; личность каждого из них уникальна и неповторима. Исследования показали, что общими для всех подростков, независимо от различий в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребности понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый “букет” психологических особенностей, специфических для подросткового кризиса.

Изучая учащихся средних школ, исследователи установили, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, в частности их интересом к их друзьям, к его успехам в учебе, их вниманием к высказыванию ребенка. Обнаружилась связь высокой самооценки у подростков 11-14 лет с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие включались теплые отношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решений на семейном совете. Исследователи выделяют три основных условия формирования у подростка высокой самооценки: 1) принятие родителями ребенка; 2) установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение; 3) предоставление ребенку свободы действий в установленных родителями границах[1] .

Обычно самооценку интерпретируют как одномерную переменную, которую складывается из множества конкретных представлений индивида о себе. Однако есть немалый смысл в том, чтобы выделить ряд универсальных аспектов самооценки на основе более общего, теоретико-личностного подхода. Это дает возможность сделать ее анализ менее зависимым от особенностей каждого индивида, опираясь на то, что, так или иначе, объединяет всех.

Двумя универсалиями, важными с точки зрения теории, так и в свете эмпирических данных, являются также власть и ценность. Первая связана с такими личностными характеристиками, как ощущение компетентности, собственной эффективности и личного влияния, вторая – с самооценкой в моральном и нравственном плане[2] . Человек, будучи существом деятельным, оценивает себя с точки зрения своей способности воздействовать на окружающий его мир. Когда уверенность в этой способности поколеблена, человек сталкивается с серьезными личностными проблемами. Другой важной основой представлений о себе и личностного склада человека является ощущение им своей моральной ценности. Многие психические нарушения, в особенности депрессивный психоз, сопровождаются потерей ощущения собственной ценности, разочарованием в себе, восприятием себя как существа низкого и отверженного. Исследования, посвященные Я-концепции, сосредоточены преимущественно на ее ценностном аспекте. Это привело к тому, что самооценка практически отождествляется с ощущением моральной самоценности, а самоощущение индивида с точки зрения его власти над окружающей действительностью ускользает от внимания исследователей.

Было установлено, что поддержка родителей значимо влияет на самооценку подростков, в то время как контроль с их стороны такого влияния не оказывает[3] .

В области изучения ситуационной изменчивости самооценки, а также влияния социальных факторов на ее формирование у представителей различных групп населения сделано еще очень мало. Исследователи ставят три основных вопроса, касающихся возможных изменений самооценки подростков в зависимости от социального контекста[4] :

1. В какой мере может изменяться самооценка подростка в зависимости от различных ситуаций: в классе, в семье, среди друзей, при общении с лицами противоположного пола и при общении со взрослыми?

mirznanii.com

Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя»

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы.

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог и учитель. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах.

Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно – развивающей программы для работы с учащимися подросткового возраста и недостаточность практической разработанности этой проблемы в рамках общеобразовательного учреждения.

1.2. Научное обоснование программы.

В современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее актуальных. Усложняющие задачи, выдвигаемые в ходе общественного развития и связанные с ними эмоциональные и физические перегрузки, последствия информационного взрыва, обострение социальных проблем, приводят к повышению влияние стрессового фактора на человеческую жизнь. Поэтому феномен тревожности становится наиболее важным проявлением развития личности.

Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния (К. Изард, 1980; Н.Д.Левитов, 1969; Р. Сарасон, 1975 и др.). Ряд исследователей вместе с тем с тем всё шире анализируют данный феномен и предлагают более глубокий анализ тревожности как личностного свойства (Р.Б. Кеттел, 1976; Ч. Спилбергер, 1980; К. Роджжерс, 1951).

Сегодня изучаются как общие вопросы тревожности: источники тревожности (Д.В. Аткинсон, О. Ранк), роль и специфика связей тревожности и мотивации личности (О.В.Дашкевич, А.М.Прихожан), так и более частные вопросы: возрастные особенности и тип акцентуации (Л.Н. Захарова, Б.И. Кочубей).

studfiles.net

Упражнения, способствующие повышению самооценки у слабоуспевающих учащихся

Упражнения, способствующие повышению самооценки у слабоуспевающих учащихся

1. Упражнение «Позитивные мысли».

Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:

позитивных мыслей о себе; симпатии к себе; способности относится к себе с юмором; Выражение гордости собой как человеком; Описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:

    Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь? Где безопасно говорить о таких вещах? Надо ли преуспевать во всем? Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам? Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?

Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.

Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.

Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»

Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.

Продолжительность упражнения 30-40 минут.

3. Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».

Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.

В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным. На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам. Продолжительность упражнения 50 минут.

4. Упражнение «Воображение успеха».

Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.

Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать.

Продолжительность упражнения 30 минут.

5. Упражнение «Поделись успехом».

Цель: повысить самооценку подростка.

Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.

Продолжительность упражнения 20 минут.

Цель: учить ребят позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.

Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть дополнен или изменен.

Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо). Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека). Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (). Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень). Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт). И после плохого урожая нужно сеять (Сенека). Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле). Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор). Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э. Хаббарт). Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови). Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги). Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс). Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).

Продолжительность упражнения 50 минут.

7. Упражнение «Еженедельный отчет».

Цель: развитие возможности анализировать и регулировать своею повседневную жизнь.

Каждому участнику выдается листок бумаги со следующими вопросами:

Какое главное событие этой недели? Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе? Что важного ты узнал о себе на этой неделе? Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю? Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя? Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений? Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий? Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?

Затем происходит коллективное обсуждение. Ребята делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения, подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.

Продолжительность упражнения 40 минут.

Самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они проходят. Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся.

pandia.ru

Повышение самооценки (НЛП методика) — часть 1

автор цикла статей по повышению самооценки:

Ян Макдермот (всемирно известный классик НЛП)

Самооценка — существенная вещь. Это нечто большее, чем уве­ренность в себе. Само слово «оценка» говорит нам о том, почему обозначаемое им понятие так важно: этимологически это слово происходит от латинского aestimare, что означает «возлагать цен­ность». [По-английски уважение — esteem, оценивать — estimate.]

Тот же корень имеет слово «оценивать». Таким образом, само­оценка есть в буквальном смысле та ценность, которую мы видим в себе.

Из чего состоит самооценка? Люди с высокой самооценкой об­ладают сильным чувством своего «я»; они нравятся себе; они спо­собны осознавать и контролировать свои внутренние состояния; наконец, они обладают четким ощущением смысла. Никто не по­лучает эти вещи при рождении от феи. Мы далее используем вы­ражение «ноу-хау» для того, чтобы акцентировать одну из основ­ных предпосылок НЛП: если кто-то может делать нечто, вы можете этому научиться. Именно об этом идет речь в данном разделе: мы показываем, что именно свойственно людям с высокой самооцен­кой, причем разделяем эти свойства на четкие и доступные эле­менты. Так что вы сможете непосредственно начать учиться обла­данию этими свойствами.

В совокупности четыре ключевых ноу-хау, которые мы здесь рассмотрим, позволяют любому человеку повысить свою само­оценку.

Некоторые люди из тех, кто обращается за коучингом, говорят, что им не хватает уверенности в себе. Как мы уже говорили, само­оценка связана с тем, насколько мы ценим себя; что касается уверенности в себе, то она относится к действиям. Уверенность в себе означает, что мы доверяем себе. Это подразумевает некую про­блему или задачу, при решении которой мы себе доверяем. Мож­но сказать более конкретно: уверенность подразумевает некий род компетентности. Мы можем быть уверены в своей способности де­лать нечто, вести себя определенным образом в определенной си­туации, справиться с определенной задачей.

Наш опыт свидетельствует о том, что трудно иметь уверенность в себе, не имея достаточно высокой самооценки.

Джо — преподавательница, чьи способности быстро увидел за­ведующий ее кафедрой. Яркая, талантливая и трудолюбивая, она прекрасно ладила с детьми, ясно и интересно подавала учебный материал. В общем, ценное приобретение для кафед­ры. По прошествии года заведующий рекомендовал ее для по­вышения. Она получила некоторые новые обязанности вместе с небольшим повышением жалованья. Через несколько лет в соседней школе освободилась должность заведующего кафед­рой, и собственный заведующий Джо стал уговаривать ее по­дать документы на этот пост. Он сказал, что, разумеется, ему не хочется терять ее, но он полагает, что она заслуживает продви­жения в карьере и что она справится с этой работой. Но Джо была попросту шокирована его предложением. По ее мнению, она была недостаточно хороша для этого. Она всегда ухитря­лась найти причины для того, чтобы отклонить похвалу. Она говорила себе, что на самом деле ее не заслуживает, что лю­бой на ее месте справился бы не хуже, что в один прекрасный день найдется кто-то, кто поймет, что на самом деле она вовсе не столь замечательна. и т. д. и т. п. Так что Джо не стала пре­тендовать на вакантное место.

Есть много людей, подобных Джо, — с низкой самооценкой, не спо­собных сделать выводы из постоянно достигаемых хороших ре­зультатов и признания со стороны окружающих. Они как бы вооб­ще не «слышат» похвалу по-настоящему. Из-за этих ее качеств Джо недоставало уверенности, которая позволила бы ей претен­довать на повышение. Подобно ей, многие люди с низкой само­оценкой систематически снижают свои шансы достижений. Они могут годами и даже в течение всей жизни недооценивать себя, чувствовать себя недостойными.

Каковы мышление и поведение людей, обладающих адекват­ной самооценкой, то есть уважающих себя? Иначе говоря, мы ста­вим все тот же фундаментальный НЛП-вопрос: «Как они делают это?»

Лиз нравилось быть такой, какой она была. Она вполне хоро­шо успевала в школе, имела массу друзей и без особых усилий со своей стороны оказалась на вполне приятной первой своей работе в оживленном офисе. Ее фирма расширялась и готови­лась переместиться в большее помещение. Лиз помогала сво­ему менеджеру готовиться к переезду, при котором требо­вались довольно сложные мероприятия для того, чтобы за ко­роткое время переместить оборудование и мебель с минималь­ными неудобствами для клиентов. Лиз не считала чем-то осо­бенным то, что ее попросили помочь с этим, хотя ее начальник выбрал именно ее не случайно, а потому, что она действовала эффективно и спокойно даже в напряженных ситуациях. За два дня до переезда менеджер Лиз слег с кишечным вирусом. Региональный менеджер предложил Лиз контролировать пе­реезд, поскольку она была посвящена во все планы. Лиз пере­вела дыхание и согласилась: в конце концов, она знала почти все, что было сделано, а если ей по-настоящему понадобится, она сможет позвонить домой своему менеджеру.

Нельзя сказать, что просто у Лиз более легкий характер, чем у Джо. Лиз более комфортно чувствовала себя с самой собой, и это озна­чало, что если ей придется в последний момент взять на себя от­ветственность, то ей легче будет в этот момент довериться себе.

Обе женщины талантливы, но если Джо имеет низкую само­оценку, то Лиз верит в себя. А вы?

Вот некоторые вопросы, которые вы можете себе задать.

? Могу ли я искренне принять комплимент, без того, чтобы сло­весно отклонить его, а также без внутреннего блокирования или корректирования?

? Есть ли у меня опасения, что в один прекрасный день кто-нибудь выведет меня на чистую воду?

? Могу ли я без колебаний назвать пять качеств, которые мне нра­вятся в себе?

? Как я реагирую (внутренне и внешне), когда мне предлагают по­пытаться сделать что-то, чего я никогда не делал (а) прежде?

? Что я говорю себе, когда собираюсь сделать что-то трудное или важное?

На что указывают ваши ответы? Что вы нравитесь себе, что вы хо­рошо думаете о себе? Или что вы не слишком счастливы быть тем человеком, которым являетесь, критически относитесь к себе и к своим способностям? Возможно, вы сочтете полезным записать свои ответы, чтобы позднее вам было с чем сравнивать.

Давайте вернемся к этим вопросам, чтобы с их помощью рас­смотреть некоторые методы НЛП, которые позволят приступить к изменениям.

romankalugin.com

Раздел I Повышение самооценки.

Цель игры: интеграция участниками группы собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку и оценку других.

Цветные карандаши или фломастеры;

Ведущий предлагает каждому члену группы сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала участника игры.

На листе бумаги рисуется овал по размеру лица участника, определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, вырезок из журналов и других материалов маска раскрашивается, оформляется.

При изготовлении маски нет каких – либо правил: участник сам должен её придумать и воплотить на бумаге. Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает» и говорит о себе. Каждой маске предоставляется время для выступления.

Что вызвало затруднения в изготовлении маски?

Чем маска отличается от тебя «настоящего»?

Упражнение «Дневник побед»

На занятиях по коррекции тревожности учащиеся ежедневно в конце каждого занятия записывают в специально заведенный «Дневник побед» всё, что удалось сделать хорошо, все свои победы в течение дня (записей должно быть не менее 5). Все плохое забывается и опускается.

После записи желающие дети принимают участие в обсуждении своих записей.

Какая победа далась очень трудно?

Что из достижений дня было добиться легче всего?

Какие из побед были замечены другими людьми (одноклассниками, учителями, классным руководителем)?

1.2 Занятие: «Ослиная шкура»

Цель игры: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими.

Оборудование: специального нет

Ведущий говорит группе: «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя наравне с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Представьте, что мы попали в заколдованный лес и бродим по нему. Пусть каждый представит, что все другие герои хуже него. Они слабее, не такие умные, не такие красивые. Только ты настоящий герой. И не просто герой. А принц или даже король волшебной страны. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задание дается 2-3 минуты.)

А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На вас теперь ослиная шкура. Её не так просто снять. А все вокруг видят вас таким и смеются над вами. Они гораздо сильнее и умнее вас. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задания дается 2-3 минуты)

Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы оказались на волшебной поляне. Найдите себе пару. Один из вас должен стать королем, а другой – ослиной шкурой. Пусть король расскажет своему партнеру, что даёт ощущение превосходства, что он чувствует в этом состоянии (задание выполняется 1-2 минуты). А теперь пусть ослиная шкура расскажет о своих чувствах (1-2 минуты)»

Какие ощущения вы испытывали, будучи королём?

Есть ли что – то неприятное в превосходстве?

Какие существуют преимущества у ослиной шкуры?

А какие недостатки?

Какие преимущества дает равноправие?

Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали себя королём? А когда ослиной шкурой?

Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)

studfiles.net