Самооценка и уровень притязаний младшего школьника

САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Самооценка выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней

интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, т.е. проект его будущего.

Несмотря на несовершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности — мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование — уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи — на оценку выше всех остальных.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием. Школьный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки школьника каждые полгода. Результаты будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и обобщить результаты.

Для изучения самооценки можно использовать методику А-ИЛипкиной «Три оценки». Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят:«Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат. Для выяснения прогностической самооценки у детей начальных классов может быть использована следующая методика. Разным по успеваемости ученикам дается поочередно три задания: одно — по русскому языку, одно — по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье неучебное, например, складывание орнамента по заданным образцам. Ученикам предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос: «Сможет ли он выполнить задание, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников. Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные:

1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная,заниженная).

2. Особенности прогностической оценки учеников, имеющих разный уровень успеваемости.

3. Особенности аргументаций оценочной деятельности, ее направленность на оценку способностей к учебной деятельности или на качества личности.

4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на неучебные ситуации.

Данный анализ позволит выявить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у школьников (особенно слабоуспевающих) формирующейся у них оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у слабоуспевающих школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному по сравнению с реальными возможностями уровню притязаний.

Материалы экспериментов показывают, что в реальном учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности.

studopedia.ru

Самооценка и уровень притязания младшего школьника

Самооценка выступает механизмом формирования личности человека, она проявляется в речи, телодвижениях, мимике, уверенности, убеждениях, умении принимать решения, интересах, общении, деятельности и поступках, успехах или в неудачах. Относительно устойчивая самооценка формируется под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – близких взрослых, сверстников. А также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки её результатов. Адекватная самооценка определяет формирование у ребенка уверенности в себе и выступает основанием для развития личной полноценности. Процесс формирования самооценки напрямую зависит от работы над уровнем притязания. Виды уровня притязания обозначают также как и виды самооценки, дополнительно используют понятие «реалистичный» – «нереалистичный» взамен адекватного.

Виды самооценок определяют по следующим основаниям: адекватный (адекватный – неадекватный), уровень (высокий, средний, низкий), устойчивость (устойчивость – неустойчивость). Рекомендуемый уровень самооценки – это устойчивый адекватно-высокий (или средний). Самооценка достаточно устойчива и часто, особенно у детей, не осознанна. Уровень притязания зависит от ситуаций, от выполняемой деятельности и почти всегда осознан, но может быть неустойчивым для различных видов деятельности. Возраст, в котором самооценка становится более устойчивой — 8 лет, в подростковом возрасте ребенок может «потерять» устойчивость самооценки. Возраст, в котором появляется потребность в оценке деятельности со стороны взрослых 4 – 5 лет, потребность в самооценке — 11 лет. Возраст, когда неудовлетворенность собой в большей степени влияет на Я-образ человека – это подростковый период, когда ярко проявляется неудовлетворенность собственной внешностью. Школьник достигает больших успехов, когда уровень самооценки устойчивый адекватно высокий, а уровень притязания выше на один «шаг» (уровень), именно это соотношение создает условия для зоны ближайшего развития личности.

Коррекция самооценки требует длительной и трудоемкой работы специалистов и личности.

Задание 3. Заполните таблицу.Соотнесите способы и приемы (представленные ниже), которые в большей степени будут способствовать формированию адекватной самооценки, даже если она пока таковой не является. Запишите порядковые номера приемов в таблицу.

Особенности педагогического подхода,

studopedia.ru

Самооценка учащегося и уровень его притязаний (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО "Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова"

Кафедра педагогики и психологии

Контрольная работа по возрастной психологии

Самооценка ребенка (учащегося) и уровень его притязаний

Выполнила: Боргард Нина Анатольевна

студентка 2 курса

1. Понятие и сущность самооценки и уровня притязаний и их взаимосвязь

1.1 Самооценка: понятие, сущность, виды

1.2 Уровень притязаний личности

2. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника

2.1 Личностное развитие младшего школьника

2.2 Показатель развития самосознания младшего школьника — самооценка

2.3 Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Известно, что самооценка является тем компонентом самосознания, который включает в себя и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. В данной работе мы рассмотрим влияние различных факторов на самооценку и уровень притязаний детей младшего школьного возраста.

В книге «Психология развития и возрастная психология» Н.Н. Палагина пишет о том, что по сравнению с дошкольным возрастом школьник уже с младших классов вступает в более широкий круг социального общения, при этом социум предъявляет более строгие требования к его поведению и личностным качествам. Требования выражает учитель, родители, характер учебной деятельности, сверстники – вся социальная среда. [3]

1. Понятие и сущность самооценки и уровня притязаний и их взаимосвязь

1.1 Самооценка: понятие, сущность, виды

Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре дают следующее определение самооценке:

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи ит.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная.

Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К.Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста.

Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального.

В структуре самооценки психологами выделяют два компонента: когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение и эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение.

Самооценка выражается в двух формах – общей и частной. Самооценка может быть как более, так и менее категоричной («думаю», «наверное», «мне так кажется», «я так полагаю» и т.п.)

Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка – основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании. [2]

1.2 Уровень притязаний личности

Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф.Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф.Хоппе вводит в психологию понятие "идеальной цели" — цели, которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека; важным представляется и различение уровня задания как внешнего влияния.

В новейшем психологическом словаре Шапарь В.Б. и др. определяют уровень притязаний. Они пишут, что уровень притязаний характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций: 1) повышения притязаний, чтобы одержать максимальный успех; 2) снижения их, чтобы избежать неудачи.

Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям.

Критерий уровня развития технического мышления – это быстрота перехода от одного плана деятельности к другому – от вербально-абстрактного к наглядно-действенному и наоборот. [6]

2. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника

2.1 Личностное развитие младшего школьника

Какие возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста

необходимо знать классному руководителю, приступая к организации классного коллектива?

В шестилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни: изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые доселе неизведанные отношения. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.

Согласно отечественной психологической теории источником развития личности являются ее потребности. К шести-, семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности – в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя», в их большей осознанности и самоуправляемости. Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активностью, отражая готовность действовать без промедления. Наиболее важными для младших школьников являются мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности – дидактическими играми, учением, конструированием и т.д. в частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждая выполнять их требования), а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение), которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех.

Центральной регулирующей функцией самосознания является осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания.

2.2 Показатель развития самосознания младшего школьника — самооценка

Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. Их самооценка уже не «черно-белая». В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия. В ученическом классе могут быть выделены дети с устойчивой адекватной, завышенной и заниженной самооценками. Как правило, дети с адекватной самооценкой общительны, обладают чувством юмора, находчивы, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, любят «трудные» вопросы. Дети имеющие завышенную самооценку, характеризуются, как правило, вызывающим, высокомерным поведением, негативным отношением к успехам сверстников. Они трудно поддаются «перестройке». Третья группа детей – с заниженной самооценкой – малоактивны, неуверенны, склонны «уходить в себя».

mirznanii.com

Самооценка и уровень притязаний младшего школьника

самооценка и уровень притязаний младшего школьника

Предварительный просмотр:

Глава 1. Теоретический подход к проблеме самооценки

и уровня притязаний младшего школьника

1.1 Понятие самооценки и уровня притязаний в

1.2 Особенности самооценки и уровня притязаний

Глава 2. Исследование уровня самооценки и её влияния на успешность

обучения детей младшего школьного возраста

2.1 Описание программы и методик исследования……………….20

2.2 Описание и анализ результатов исследования………………. 23

Актуальность темы. Детство – очень короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность, которая вступает во взаимодействие с окружающей его средой. Ребенок с первых же мгновений своей жизни не изолирован от окружающей действительности, он не пассивный объект тех или иных общественных отношений, он взаимодействует с обществом, он вынужден приспосабливаться к жизни.

Ребенок должен быть счастливым. Вряд ли кто-то станет оспаривать это. Ребенок должен уметь адаптироваться и преодолевать трудности, быть открытым и доброжелательным. А для этого ему необходимо иметь положительную самооценку, позитивное представление о себе.

Линия жизни ребенка больше всего зависит от того, каким он себя представляет. Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. В том, как личность представляет свое «Я», заключается и достигается уровень зрелости в целом. Логика анализа проблем личности подвела науку к осмыслению проблемы «Я». «Я» — другими словами, субъективная целостность (само) ощущений, (само) образов, (само) оценок, на основании которой личность выделяет себя из окружающего мира, осознает как автономного и ответственного субъекта социальных взаимодействий. Проблема «Я», проблема самосознания личности – предмет серьезных дискуссий, как сегодня, так и на рубеже XIX – XX веков.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия ХХ века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и другие. Наиболее полно теоретические аспекты проблемы самооценки разработана в трудах отечественных психологов – Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, А.В.Захаровой, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, В.В. Столина, зарубежных – Р.Бернса, У.Джемса, Ч.Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса .

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.С.Рубинштейн, М.Н.Скаткин. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной , Е.И.Савонько , В.А.Горбачевой.

В конце 30-х годов XX века в психологии личности началась дифференциация направлений исследований. В результате во второй половине XX века сложилось много различных подходов и теорий личности. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности, то есть оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

Самооценка – результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному складываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки. Каждый человек ждет одобрения от других людей. Успех доказывает компетентность, а это очень важно для формирования «Я-концепции».

Актуальность темы данного исследования определяется тем, что самооценка и её влияние на успешность обучения детей младшего школьного возраста играет огромное значение в учебно-воспитательном процессе. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Целью исследовательской работы является изучение влияния уровня самооценки на успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Объект исследования — самооценка и успешность обучения детей младшего школьного возраста.

Предмет – влияние уровня самооценки на учебную деятельность детей младшего школьного возраста.

Гипотезой данной работы является предположение о том, что уровень самооценки влияет на успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач :

1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме самооценки личности и уровня притязаний с целью выявления основ ее развития.

2.Изучить понятие самооценки и уровня притязаний в психологической науке.

3.Изучить особенности самооценки и уровня притязаний у детей младшего школьного возраста.

4. Исследовать уровень самооценки младших школьников и определить её влияние на успешность обучения.

5. Проанализировать полученные результаты исследования.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы и методики.

Теоретические методы : анализ научных источников по проблеме исследования, сравнение, обобщение.

Эмпирические методы: эксперимент, опрос, тестирование, методы статистической обработки полученных результатов.

1.Изучение уровня самооценки (по методике Дембо-Рубинштейна);

2.Изучение самооценки качеств личности (по методике Л.П.Пономаренко);

Глава 1. Теоретический подход к проблеме самооценки и

уровня притязаний младшего школьника

1.1 Понятие самооценки и уровня притязаний в психологической науке

К проблеме самооценки и уровню притязаний обращались многие отечественные психологи. Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания.

Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи — наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку [5,c.21].

В западной психологии к изучению самооценки обращали взоры многие ученые. По классической концепции У.Джемса(1890) представление об актуализации идеального-Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.

Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. У А.В.Петровского уровень притязаний перекликается с Я-идеальным. Ученый считает, что «…самооценка есть результат… своего рода проекция реального «Я» на «Я» идеальное. Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний [20,c.275].

По мнению Бороздиной Л. В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности. Эксперименты последних лет раскрывают зависимость уровней самооценки и притязаний под влиянием тревожности индивида. Выделяют известную вероятность нарастания тревожности от высокой самооценки к низкой, т. е. констатируют присутствие обратной зависимости величин уровня тревожности и самооценки как некой тенденции, выявляемой лишь посредством анализа усредненных значений. А вот при сопоставлении уровня притязаний с уровнем тревожности такой связи сколько-нибудь определенно вообще подтвердить не удалось. Анализ соотношения этих трех элементов вскрывает достоверно значимое усиление уровня тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний, даже если позиция самооценки субъекта высока. Складывается впечатление, что рост хронической тревожности не случайно сопутствует рассогласованию уровней самооценки и притязаний, а формируется как реакция на это расхождение [5,c.27].

Длительное рассогласование между самооценки и уровня притязаний — это ситуация, при которой человек сам с собой не в ладу, ситуация пролонгированного внутриличностного конфликта, иногда весьма острого. Попытка выровнять его “прыжком” не всегда срабатывает, частые же, но неудачные “прыжки” способны увеличить корректируемую дистанцию, а хронический эмоциональный дискомфорт в виде переживания чувства недовольства собой, эмоциональной напряженности, беспокойства, тревожного ожидания может приобрести форму некоего патогенного фактора, соотносимого ряду психосоматических заболеваний.

Самооценка – это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков.

Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависит взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, активность человека, стремление к самосовершенствованию.

Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования, в требования человека к самому себе. При этом же, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих.

При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения [23,c.396].

Уровень притязаний человека определяется степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое).

Уровень притязаний зависит от веры человека в свои способности и проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей. Добиться этого можно либо с помощью полезных для общества действий – особых достижений в творчестве и труде – либо, не прилагая особых усилий в этих областях – экстравагантностью в одежде, прическе, стиле поведения[13, С.118].

Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности. Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определенное расхождение, стимулирующее самоусовершенствование. Уровень притязаний относится к идеалу, так как он связан с целями, которые человек стремится достичь. С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имеющимся на данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.

Самооценка играет важную роль в организации результативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношение личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Самооценка не только компонент самосознания, но и фундаментальное свойство личности, которое наряду с другими качествами характеризует ее активность, направленность. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношение личности к самовоспитанию, уровень притязаний [4,c.316].

1.2 Особенности самооценки и уровня притязаний младших школьников

Проблема возникновения и развития самооценки и уровня притязаний является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить целостное поведение в соответствии с социальными нормами [9,с.74 ]

Р.Бернс, анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения. [4,с.224.]

Достаточно очевидно, что оценка себя не существует изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

Проведенное Д.Б.Элькониным и его группой экспериментальное исследование опиралось на следующие гипотезы [26,c.145]:

1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности [24,с.32.]

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей о заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности [17,с.60. ]

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой. Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главнее – не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу [12,с.93.]

Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника. Одним из таких факторов является мнение родителей и стиль домашнего воспитания, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.

В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника. Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями [25,с 44].

Следующим фактором можно выделить наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценку учителя. Формирование учебной самостоятельности младшего школьника не возможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой являются контроль и оценка. Человек оценивает свои особенности (качества личности, способности, возможности) по отношению к определенному предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть по существу определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности – общение, игру, учение, труд. Согласно разработанной в советской психологии теории деятельности (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), развитие психики в онтогенезе связано с организацией определенных форм предметной деятельности. «При изучении самооценки необходимо выделять особенности предметной деятельности ребенка как на «первичном», так и на «вторичном» уровне, т.е. на уровне оперирования с «образом» предмета».

Структура деятельности включает ряд компонентов: мотивы, цели, условия, действия, операции. Опора при самооценке на каждый из этих компонентов способствует ее объективности. Становление содержательной и объективной самооценки должно быть связано с обращением к анализу существенных свойств предмета и способов его преобразования, т.е. выделению четких критериев для оценивания. Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, необходимо, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, формировать самооценку ребенка, используя возможности этой деятельности. Самооценка представляет собой движение к выполнению учебной задачи в целом: «да, это я умею и могу двигаться дальше» или «этот способ действия мною еще не освоен, и необходимо еще поработать над некоторыми операциями».

Согласно Л.М. Фридману, оценочный компонент занимает ведущее место в учебно-познавательной деятельности школьника. Подчеркивая ведущую роль оценки, Л.М. Фридман говорит о двух видах контрольно оценочной деятельности: внешней и внутренней. Внешняя деятельность осуществляется учителем, внутренняя – учащимися. Эти два вида деятельности непосредственно взаимосвязаны. Учитель должен учитывать результаты контрольно-оценочной деятельности учащихся при осуществлении своей аналогичной деятельности. «Учащиеся же осуществляют внутреннюю контрольно-оценочную деятельность, подражая и ориентируясь на соответствующую деятельность учителя, корректируют свою деятельность в зависимости от результатов контрольно-оценочной деятельности учителя» [10,с189.]

Оценка учителя прежде всего должна способствовать становлению объективной самооценки ребенка, поэтому важно научить младших школьников с помощью учителя вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу.

Таким образом, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. «Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамичнее во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении». Оценочный копонент становится внутренним стимулом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники своего стимулирования.

Немаловажным фактором является оценка товарищей. Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев. «Следует постоянно фиксировать внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребенка в различных видах деятельности, привлекать всех к активному наблюдению за этим поведением, формировать в детском самосознании объективные критерии оценки, привлекать детей к совместной оценке, в своей же оценке подчеркивать продвижение каждого ребенка вперед, его моральный рост».

Учителю важно помнить, что оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей. Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя. Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребенка в среднем звене школы [11,с.40]

Собственный жизненный опыт является следующим фактором, влияющим на формирование самооценки младшего школьника. Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переживания человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте [25,с.44].

nsportal.ru

Самооценка и уровень притязаний

К числу основных компонентов личности принято относить самооценку и уровень притязаний. Эти стороны личности в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей не развиты. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснить уровень развития этих качеств, то делают это чаще всего бездумно, легко изменяя свой ответ в зависимости от ситуации.

У младших умственно отсталых школьников самооценка неадекватна, правильные понятия о своих возможностях не сформированы, они еще слишком зависимы от оценок учителей и родителей, не способны критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или чрезмерно завышают, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества. Исключительно значимым в этот возрастной период является мнение взрослого. В оценке своего поведения, своих взаимоотношений с другими людьми младшие школьники подчинены оценке значимых взрослых, им важно эмоциональное приятие их учителем, которое выражается вербальными и невербальными средствами – похвалой, улыбкой, взглядом, жестами. Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка без достаточных на то оснований бывает положительной, то у последнего формируется завышенная самооценка. В том случае, когда действия ребенка вызывают раздражение, недовольство окружающих и он слышит только порицания, формируется неправомерно заниженная самооценка.

Для младших умственно отсталых учащихся характерен высокий уровень притязаний, поскольку они не могут правильно оценить свои возможности. Их планы на будущее, касающиеся предстоящей трудовой деятельности и выбора профессии, свидетельствуют об этом: "Буду летчиком, начальником, учителем" и т.п. [1]

Умственно отсталым подросткам значительно легче дать оценку своему и чужому поведению, характеру. Самооценка с возрастом становится более адекватной, что говорит о развитии личности школьников. Межличностные отношения в коллективе и самооценка в большой мере определяются успехами в учебной деятельности школьников, которым трудно адекватно оценить интеллектуальные качества.

Хорошо успевающие ученики с адекватной или несколько заниженной самооценкой своих возможностей и успехов, как правило, занимают благоприятное место в коллективе. Умственно отсталые школьники со слабой успеваемостью, переоценивающие свои возможности и проявляющие завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений, чаще всего занимают неблагоприятное положение в коллективе сверстников [2] .

В старшем подростковом возрасте у умственно отсталых школьников развивается личностная рефлексия. Они критически оценивают качества своей личности, анализируют собственные поступки, взаимоотношения с окружающими, достаточно адекватно воспринимают оценки, которые дает им педагог. При этом сохраняется инфантильность в общении с окружающими, которая выражается в несамостоятельности при принятии решений, в чрезмерной зависимости от взрослых [3] .

Самооценка не только является регулятором поведения ребенка и его взаимоотношений с окружающей средой, но и представляет важный компонент в формировании самосознания человека.

Учащимся старших классов в целом присущ более высокий уровень самосознания, хотя сохраняются определенные черты инфантильности. В результате коррекционного обучения у них проявляется умение правильно оценить и себя, и результаты своей деятельности, в том числе учебной. С возрастом оценка своих интеллектуальных возможностей становится более реалистичной. По мере взросления и расширения социального опыта у многих умственно отсталых школьников старших классов возрастает осознание собственного дефекта. У школьников с легкой степенью умственной отсталости это может приводить к грубым поведенческим расстройствам [4] .

Установлено, что чем раньше ученик специальной (коррекционной) школы включается в общественно значимую деятельность, тем быстрее идет формирование положительных сторон его личности.

Развитие адекватного отношения к учению у детей с интеллектуальной недостаточностью протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации, смены обстановки, успеха или неуспеха, степени контроля со стороны педагога [5] .

По мнению многих авторов, умственно отсталые дети как младшего, так и среднего и старшего школьного возрастов преимущественно положительно относятся к учению. Вместе с тем у некоторых учеников младших классов наблюдается индифферентное отношение к учебной деятельности, а у отдельных старшеклассников – отрицательное. Такое отношение к учению в старших классах возникает чаще всего из-за отсутствия интереса к учебной деятельности и постоянных неудач.

У большинства умственно отсталых старшеклассников наблюдается избирательное отношение к школьным предметам, хотя такие предпочтения проявляются у них значительно позже, чем в норме; у некоторых же они не формируются даже к выпускному классу.

К старшим годам обучения у учеников наблюдается предпочтение тех заданий, которые выполняются легко, но требуют определенного интеллектуального напряжения.

Среди факторов, способствующих формированию положительного отношения к учению, существенное значение имеет педагогическая оценка. Дети обычно называют любимыми те предметы, по которым имеют хорошие оценки. В младших классах оценка мало стимулирует старательность учащихся и их стремление к улучшению качества знаний, поскольку дети не всегда могут адекватно оценить свою работу или работу товарища, не понимают значения отметки. Педагогическая оценка в специальной (коррекционной) школе VIII вида становится фактором формирования положительного отношения к учению только в том случае, если учащиеся правильно понимают содержание каждой оценки и критериев оценивания.

В развитии положительного отношения умственно отсталых школьников к учению, особенно в первые школьные годы, значительная роль принадлежит учителю. К старшему подростковому возрасту школьники становятся более критичны и требовательны к личностным качествам педагога, к проявлениям его невербального поведения. Подростки ожидают от учителя внимательного и уважительного отношения к себе. Доброжелательность педагога к ученикам – одно из условий, формирующих их положительную учебную направленность.

  • [1] См.: Кузьмицкая М. И. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. М., 1974.
  • [2] См.: Нсшазбаева Ж. И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы.
  • [3] См.: Кожалиева Ч. Б. Особенности становления образа Я у умственно отсталых подростков. М., 1995.
  • [4] См.: Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация.
  • [5] См.: Ушакова И. П. Воспитание прилежания у учащихся старших классов вспомогательной школы. М., 1969.

studme.org