Карта самооценка предметно-развивающей среды

Карта анализа развивающей предметно-пространственной среды группового помещения

Карта анализа развивающей предметно-пространственной среды группового помещения

Документ представляет собой разработанную карту анализа РППС, что позволит провести оценку готовности к новому учебному году, организовать тематическую проверку или оценить профессиональную деятельность педагога в рамках предстоящей аттестации.

Критерии разработаны с учетом требований ФГОС ДО, ранжирование по баллам способствует выявлению уровня состояния образовательной среды группового помещения.

Карта анализа развивающей предметно-пространственной среды группового помещения

Назначение РППС — создание целостной системы материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

1 Безопасность помещения (температурный режим, освещение, соответствие оборудования и игровых материалов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

2 Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям (чистота, подбор мебели и оборудования по росту детей)

3 Психологическая комфортность пребывания детей в группе (отсутствие стрессообразующих факторов, доброжелательность атмосферы, возможность общения, отдыха и уединения)

4 Исправность и сохранность материалов и оборудования

5 Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности

6 Эстетичность и привлекательность оформления, игровых пособий и оборудования (единство стиля, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.)

7 Соответствие возрастным особенностям детей

8 Наличие разграниченных уголков / центров развития (с обязательным символом-маркером)

9 Оснащение уголков / центров развития (разнообразие материалов, оборудования, инвентаря для обеспечения детям игровой, познавательной, творческой и двигательной активности)

IV Реализация образовательного потенциала пространства

10 Наличие информационного поля для ознакомления детей с содержанием тематической недели (иллюстративный материал)

11 Реализация содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

12 Создание условий для познавательной активности (расширение представлений об окружающем мире, экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, сенсорное развитие и пр.)

13 Создание условий для двигательной активности детей (развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и упражнениях)

14 Создание условий для творческой деятельности детей (конструирование из различных материалов, изобразительная и музыкальная деятельность, ознакомление с литературой)

V Гибкость, трансформируемость, полифункциональность

15 Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей)

16 Неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители

17 Универсальность игрового оборудования для различного использования в зависимости от образовательной ситуации (средообразующие модули, мебель-игрушки, ширмы, палатки и т. п.)

18 Учет гендерных (половых различий) и индивидуальных особенностей детей

19 Учет национально-культурных, климатических условий

20 Обеспечение личностно-ориентированного и социально-эмоционального взаимодействия в совместной со сверстниками и взрослыми деятельности

21 Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной деятельности

22 Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей

23 Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей

24 Зонирование помещения (соответствие пространства группового помещения соотношению: активная зона – 50%, спокойная зона – 20%, рабочая зона – 30%)

VII Условия для взаимодействия с родителями (законными представителями)

25 Эстетичность оформления информационных стендов для родителей, удобство для восприятия (чтения) информации

26 Актуальность и достоверность содержания информационных материалов (соответствие возрасту детей, учет запросов родителей)

27 Периодическая сменяемость информационных материалов

28 Обязательное наличие следующей информации:

блок «Здоровье»: режим дня, меню, лист здоровья, консультации о сохранении и укреплении здоровья воспитанников;

блок «Воспитательно-образовательная работа»:

— обзор возрастных особенностей ребенка,

— программные задачи воспитания и образования дошкольников (планируемые результаты освоения программы,

— планирование организованной образовательной деятельности (сетка занятий,

— информация о содержании тематической недели (название недели, цель, содержание работы,

— наличие файлов для хранения папок-портфолио для творческих работ детей, оборудованное место для организации выставки детских работ из пластилина;

блок «Развлечения, досуговая деятельность»: размещение информации о предстоящих праздниках, приглашений к участию в конкурсах, фоторепортажи с различных мероприятий, рекомендации по подготовке к праздникам (разучивание стихотворного, музыкального репертуара, подготовка костюмов)

3 балла – соответствует критерию полностью;

2 балла – соответствует частично;

1 балл – не соответствует критерию.

28 — 46 баллов — низкий уровень;

47 – 65 баллов — средний уровень;

66 – 84 баллов — высокий уровень.

«Алгоритм построения предметно-пространственной среды и технологическая карта». ППС – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих.

Карта целевого контроля по закаливанию «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Вопросы целевого контроля: 1. График проветривания на каждую комнату. 2. «Дорожки здоровья» 3. Схема «Закаливающие процедуры» 4. Алгоритм.

Оформление предметно пространственной развивающей среды. Уголок «Уединение» Оформление предметно пространственной развивающей среды по ФГОС всегда не просто. Особенно когда площадь игровой группы маленькая, а наполняемость.

Организация предметно-пространственной развивающей среды С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: •повышение профессионального уровня педагога; •создание условий для качественной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста[/b].

Проект предметно-пространственной развивающей среды Актуальность темы Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды Существуют принципы создания среды развития в группе, ориентированной на ребенка, которых следует придерживаться педагогам, реализующим.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды Аннотация Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Она будет интересна тем, кто работает над проектированием.

www.maam.ru

Тема 5.ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.Назначение и цели организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения .

2.Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения .

3.Требования к формированию предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание — это все. Персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста — это обычная капуста, получившая позднее высшее образование. МаркТвен

1. Что такое развивающая предметно-пространственная среда?

2.Раскройте значение и содержание принципов построения развивающей предметно-пространственной среды.

3.Определите значение развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольников.

4.На какие зоны с учетом активности детей можно разделить группу.

5. Охарактеризуйте требования к предметному содержанию развивающей среды дошкольного учреждения.

Задания для самостоятельной работы:

Провести осмотр и дать общий анализ построения развивающей среды в ДОУ.Проанализировать реализацию одного их принципов построения развивающей среды в ДОУ.

При посещении ДОУ студенты разбиваются на группы по 5-6 человек. Посещают одну из групп дошкольного учреждения, осматривают ее, выявляя реализацию принципов организации развивающей среды в ДОУ.

Делают подробный анализ реализации одного из принципов организации развивающей среды.Общая экскурсия по ДОУ, осмотр помещений, анализ реализации принципа комплексирования и гибкого зонирования в ДОУ в целом.

Карта «Самооценка предметно-развивающей среды»

Выполнено (5 баллов за каждый пункт показателя, отмеченный звездочкой)

Частично выполнено (3 балла за каждый пункт показателя, отмеченный звездочкой)

Не выполнено (0 баллов за каждый пункт показателя, отмеченный звездочкой)

Соответствие развивающей среды группы возрастным особенностям: Разработана модель РППС, в соответствии тематического планирования ДОУ. младший возраст: присуще целенаправленность детской деятельности, целеполагание .средний возраст: интерес к знаковой системе, выходы за пределы действительности.старший дошкольный возраст: формируется произвольность психических процессов .

Соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности (50%); сектор спокойной деятельности (20%); рабочий сектор (30%):

Групповое пространство разграничено по секторам; Игровые и спортивные центры периодически меняются; Соответствие оборудования и материалов санитарно — эпидемиологическим нормам и правилам: Игровое оборудование отвечает требованиям техники безопасности; Игровое оборудование (игрушки) соответствует психолого-педагогическим и эстетическим требованиям;

Отсутствие в спальных комнатах мест для хранения методических материалов.

Соответствие оборудования и материалов эстетическим требованиям: Единство стиля в оформлении группы; Цветовая гамма группы соответствует требованиям эстетики и обеспечения психологического комфорта ребенка;

Маркировка мебели в соответствии СанПин, укрепление предметов интерьера.

Наличие карт расстановки мебели для НОД и приема пищи, с учетом маркировки СанПин. Присутствие в оформлении интерьера ДОУ продуктов детской деятельности;

Наличие материалов и оборудования для организации и проведения прогулки: Наличие предметов и оборудования для двигательной активности на прогулке, организации сюжетных игр, деятельности с песком (снегом), трудовой деятельности по сезону. Оборудованы места для хранения выносного материала;

Имеются картотеки проведения прогулок по сезонам с перечнем материалов и оборудования для организации и проведения прогулки.

Организация в ДОУ мониторинга предметно-развивающей среды: Имеется план обновления ПРС на учебный год по результатам мониторинга на начало года. Наличие типов игрового оборудования для учебно-материального обеспечения: Имеется достаточное количество игрового оборудования в соответствии с контингентом детей: Оборудование для продуктивной деятельности (материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования). Оборудование для конструирования (строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумага разной фактуры и цвета, а также природные и бросовые материалы.) Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в реальном времени, (сенсорный материал, природные объекты для исследования их свойств и качеств) образно-символический материал (специальные наглядные пособия, репрезентующими детям мир вещей и событий);

Материалы и оборудование для физического развития, в том числе двигательной активности: (оборудование для ходьбы, бега и равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания, лазания, ОРУ);Материалы и оборудование для познавательно-речевого развития;

Материалы и оборудование для социально-личностного развития;

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития. В достаточном количестве представлены объекты для познавательно-исследовательской деятельности;

Учет полоролевой специфики в организации ПРС группового пространства;

Соблюдение принципов -информативность -вариативность -полифункциональность -педагогическая целесообразность –трансформируемость.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение:Наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт кабинета , др.)

Создание информационного пространства для родителей:Содержание информационных материалов для родителей, эстетика оформления, наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

Итого количество баллов: Итоговый результат:

1. Бабунова Т.М. Создание предметно-развивающей среды. //Сб.Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 128 с.

3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. — М.: Федеральный институт развития образования, 2014. — 96 с.

4. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. — Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.

5. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 1993.- 102с.

6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. –192 с.

lektsii.org

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно — развивающей среды.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:

— В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;

— Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;

— Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;

— Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.

Анализируя материалы веб-семинара от 18.12.2013 года “Корректировка Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования “Радуга” и выступления Е.В. Соловьевой мы признаем, что необходимо провести конкретизацию целей создания развивающей среды по возрастным группам и образовательным областям ФГОС.

На основе анализа изучения опыта создания предметно-развивающей среды ДОУ, работающих по образовательной программе “Радуга” мы еще раз утвердились в мысли о том, что необходим переход на зонирование среды в соответствии с образовательными областями ФГОС. Однако наиболее серьезное внимание необходимо обратить на зону, реализующую образовательную область социально-коммуникативное развитие, потому что в программе “Радуга” в основе лежит общение и свободный ребенок, и в этих группах детям должна быть предоставлена свобода передвижения и свобода общения. Мы пришли к выводу, что необходимо включить в модель уголки общения в каждой возрастной группе, и обратить внимание на такие моменты как зона общения с любимой игрушкой, зона общения с другом.

Анализируя имеющиеся подходы к построению предметно-развивающей среды ДОУ, мы выяснили, что многие авторы работали над данной проблемой в девяностые годы XX века. С внедрением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования начались перемены, которые требует от педагогов коренных изменений в подходах к теории и практики создания предметно-развивающей среды на современном этапе.

Таким образом, перед нами стал вопрос о необходимости разработки модели предметно-развивающей среды с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и программы “Радуга”.

На основе анализа литературы и диссертационных работ мы изучили различные подходы к моделированию предметно – развивающей среды, далее сделаем попытку разработать модель предметно-развивающей среды с учетом всех образовательных областей ФГОС и в соответствии с целью определяемой программой “Радуга”.

В основу построения модели предметно-развивающей среды нами положен системный подход. При проектировании модели предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на принципы системного подхода, который требовал: целостности, иерархичности строения, структуризации.

Проектирование модели осуществляется в три этапа.

  • Первый этап – анализ модели. Действия по изучению объекта исследования, получение модели. Основное содержание деятельности на этом этапе: вычленение модели, формулировка цели и задач, представление модели в виде компонентов, изучение связи между ними.
  • Второй этап – компоновка модели. Процесс создания модели приобретет необходимое единство, целостность, при объединении отдельных компонентов. Этап завершится, когда будет окончательно разработана модель предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Третий этап – проверка состоятельности модели. Достижения точности описания модели и ее эффективного внедрения. Данный этап связан с представлением модели коллегам и частичной ее апробацией.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дорожная карта по развивающей предметно-пространственной среде ДОО на 2017-2018г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Алёнка» комбинированного вида г.о.Звенигород

Дорожная карта по сопровождению реализации инвариантной модели развивающей предметно-пространственной среды в детском саду и семье в соответствии с требованиями Стандарта

№ п\пМероприятия Дата проведения Ответственный

«Нормативно-правовое и аналитическое обеспечение»

1 Круглый стол для педагогов «Методические рекомендации для педагогов по оптимизации условий развития ребенка дошкольного возраста на основе инвариантной модели развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Московской области» 05.09.2017г. Зам по УВР Банкова Н.А. Протокол совещания

3 Проведение общего родительского собрания «Переход ДОО к внедрению и реализации инвариантной модели развивающей предметно-пространственной среды в детском саду и семье в соответствии с требованиями Стандарта»

14.09.2017г. Заведующий МАДОУ Семенова Е.Н. Размещение на сайте ДОО для родителей письма Министерства образования РФ от 15.03.2004г.№03-51-46 ин/14-03

4 Групповые родительские собрания «Обсуждение вопросов по повышению эффективности образовательной деятельности с детьми в семье и детском саду путём создания развивающей предметно-пространственной среды» 14.09.2017г. Воспитатели групп Протоколы родительских собраний

5 Оперативный контроль «Анализа состояния групповых помещений с учётом выполнения при их оснащении гигиенических, педагогических и эстетических требований» На начало учебного года

Сентябрь-май Зам по УВР Банкова Н.А. Карта анализа предметно-пространственной среды групп.

9 Разработка Положения о проведении работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО и семьях воспитанников до 15 сентября Заведующий МАДОУ Семенова Е.Н.

Зам по УВР Банкова Н.А. Приказ об утверждении Положения

6 Организация работы по повышению квалификации педагогических работников по реализации требований Стандарта к предметно-развивающей среды Сентябрь-май Зам по УВР Банкова Н.А. План повышения квалификации, копии удостоверений педагогических сотрудников.

7 Оперативный контроль «Состояния предметно-пространственной среды в группах в соответствии с гигиеническими, педагогическими, эстетическими требованиями и требованиями Стандарта » Сентябрь-май Медицинская сестра Винецкая Л.С. Карта анализа предметно-пространственной среды групп, в конце каждого месяца.

8 Работа с молодыми специалистами «Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями Стандарта» Сентябрь-май Зам по УВР Банкова Н.А. Конспекты и протоколы консультаций

2 Совещание творческой группы:

«Оформление информационных стендов для родителей»

«Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста»

«Разработка перечня игрового материала к каждой образовательной области» Первое заседание 18.09.2017г.

1 раз в месяц в течении уч.годаЧлены творческой группы:

Михайличенко М.Н. Конспекты и протоколы совещаний

Организация выставки методической литературы и пособий по созданию РППС Октябрь Зам по УВР Банкова Н.А. Фотоотчёт

«Совместная деятельность педагога с детьми с учётом требований ФГОС ДО»

«Предоставление детям младшего возраста право выбора в совместной деятельности с педагогом» Октябрь

Ноябрь Зам по УВР Банкова Н.А. Конспекты и протоколы консультаций

Смотр-конкурс «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО» Декабрь Воспитатели, члены жюри:

Боброва О.А. Положение о конкурсе, итоги конкурса

Презентация «Наш детский сад!» Январь Зам по УВР Банкова Н.А. Презентация, размещённая на сайте ДОО

Оформление коридоров и холлов дошкольного учреждения: познавательно-развивающие стенды и стенды достижения творчества воспитанников. Сентябрь-май Воспитатели групп Размещение на сайте ДОО («Детское творчество»)

10 Обеспечение обновления материально-технической базы и дидактическими материалами дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями Стандарта к развивающей предметно-пространственной среде Сентябрь-май Заведующий МАДОУ Семенова Е.Н.

11 Публичный доклад заведующего информации с оценкой эффективности взаимодействия детского сада с родителями по реализации требований Стандарта к организации развивающей предметно-пространственной среды (по количеству родителей, вовлечённых в эту работа). Май Заведующий МАДОУ Семенова Е.Н.

Презентация, размещённая на сайте ДОО

Размер файла: 17 kB Загрузок: 0

profhelp.net

Карта самооценка предметно-развивающей среды

Требования к организации предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста в свете ФГТ.

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГТ программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

В оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить:

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы

7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

sites.google.com

Предметно развивающая среда кабинета начальных классов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по теме: «Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов»

Цель – условия предметно-развивающей среды кабинета начальных классов

Задачи: Определить источники информации Определить форму отчета Установить критерии оценки результата Форма: презентация

Оформление кабинета начальных классов: В кабинете должны быть: декоративные элементы и методические материалы, но они не должны отвлекать ученика от уроков; использованы умеренно яркие пастельные тона, не перегружающие зрение детей; созданы условия для комфортного обучения детей, где ребенок может обучаться, отдыхать.

Информационно-развивающая среда состоит из следующих зон: Учебная Игровая Информационная Зеленая Санитарно-гигиеническая

Учебная зона В учебной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер, мобильный ТВ, видео-магнитофон, книжные шкафы. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, где предметы должны быть друг от друга на определенном требованиями расстоянии.

Игровая зона В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета.

Информационная зона Информационная зона должна содержать следующую информацию: для родителей, о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности, данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.), символика страны, области, района и т.д.

Зеленая зона Зеленая зона должна содержать: многообразие декоративных цветов. Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Так же зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах(название, семейство и т.д.)

Санитарно-гигиеническая зона Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета(ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей.

Требования к кабинету начальных классов Кабинет должен отвечать всем санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям. В кабинете должно быть хорошее освещение и положительное состояние мебели. Размеры проходов, расстояние между предметами, между рядами двухместных столов не менее 60 см, от столов до стены от 50 см до 70 см, от первой парты до доски не менее 2/4 -2/7 м, наибольшая удаленность ученика от доски 860 см, высота доски от пола 80-90 см.

Номер материала: ДБ-071288

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

infourok.ru

Особенности предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации (стр. 1 из 9)

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.

Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства. Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды.

Гораздо менее разработанной в современной теории и практике является проблема организации предметно-развивающей среды в ДОУ, особенно в группах раннего развития, что показал анализ литературных источников, практической деятельности педагогов-психологов и специалистов дошкольного образования.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Реуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Однако проблема разработки развивающей среды в группах раннего развития рассмотрена недостаточным образом.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Мы считаем, что значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Наша модель оформления групп младшего возраста базируется на двух простых идеях:

– детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

– для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили темудипломной работы: «Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста».

Цель работы: охарактеризовать содержание стратегии и тактики построения развивающей предметной среды для игровой деятельности в группах раннего развития ДОУ.

Объект исследования: предметно-развивающая среда групп раннего развития.

Предмет исследования: игровая деятельность ребенка раннего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп раннего развития ДОУ.

дошкольный игровой образовательный

1. Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста

1.1 Понятие «развивающая среда» , принципы организации предметно-развивающей среды

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле – это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т.е. социальная культура общества.

Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка – «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества». Поясним это положение.

Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов, а также различных видов деятельности человека. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности.

Например, бытового или художественного характера – мыло необходимо для мытья, а карандаш – для рисования. Аналогично – для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все – он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.

Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.

Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, – ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем.

mirznanii.com