Как формируется самооценка ребенка

Как формируется самооценка ребенка

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Давайте разберемся в том, что же такое самооценка. Если сказать совсем просто , это оценивание себя. Если попробовать развернуть определение, самооценка — это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку. В процессе жизни она может меняться. Иногда кардинальным образом, а иногда оставаться примерно на одной стадии. Путем работы над собой можно самому самостоятельно повысить самооценку.

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку ? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее — поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков. Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка. Помните: ребенок хороший, поступок плохой.

В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

Младший школьный возраст

Старший подростковый возраст

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует». Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности. Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается. Но Катя медалистка, и ей помогают учителя . Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он. Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить. Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально. Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Этот пункт включает довольно широкий спектр. Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности. Давайте разбираться по порядку.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость. Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание. Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка : когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой. Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут. Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле. Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Давайте послабления, делитесь своими заслугами и достижениями. Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Итак, основные моменты в формировании здоровой самооценки ребенка — личный пример, адекватные требования, много поддержки и похвала по делу. Именно от самооценки зависит уверенность в себе, успешность в жизни, легкость в общении с людьми и способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и отстаивать свои границы. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, но у него нет потребности постоянно конкурировать. Он умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.

1000sovetov.ru

Формирование самооценки

Какие факторы влияют на формирование самооценки? Как вырастить ребенка с правильным, адекватным восприятием себя? На эти вопросы отвечает детский психолог и психотерапевт Наталья ДМИТРИШЕНА.

Самооценка — это субъективный взгляд человека на самого себя. Она, как зеркало, может либо говорить правду о нас, либо искажать наше «Я», как зеркало кривое. От самооценки зависит наш успех и то, насколько нам комфортно идти по жизни.

Ракурс: В каком возрасте формируется самооценка и какие факторы на нее влияют?

Н.Дмитришена: Самооценка ребенка начинает формироваться еще в утробе матери. Между будущей мамой и малышом возникает эмоциональная связь, и еще не рожденный малыш чувствует переживания матери, желанность своего появления. Поэтому очень важно, в каком психологическом климате вынашивается ребенок. На приеме я всегда задаю вопрос родителям: желанный ли это ребенок? Любовь, с которой мама вынашивает свое чадо, и мысли, связанные с его появлением, оказывают важное влияние на развивающуюся психику плода, на так называемую клеточную память, формируя основные качества личности, которые сохраняются в течение всей последующей жизни.

А ведь ситуации бывают разные: будущие мамы часто нервничают, переживая, выйдут ли замуж за отца ребенка. Бывают ситуации, когда мужчина вообще отказывается от отцовства и женщина находится в отчаянии. О какой гармонии можно говорить в этом случае? Естественно, этот негатив передается малышу, который не чувствует себя любимым и желанным. Поэтому молодым парам, которые начинают жить вместе, очень важно понимать это и осознанно подходить к появлению ребенка в семье.

Когда малыш появляется на свет, очень важно, как относятся к нему его близкие. Естественно, маленький человечек еще не умеет анализировать, сопоставлять, но он чувствует. Ребенок на подсознательном (бессознательном) уровне начинает понимать: если обо мне хорошо заботятся — значит, я хороший. Если о ребенке забыли (не покормили вовремя, он долго плачет, мама редко уделяет ему внимание), у него возникает чувство, что он плохой и ненужный. Самоооценка — это то, как я себя оцениваю, субъективный взгляд на себя. Человек может сам себя оценить, исходя из того, как его оценивают другие. В первую очередь, это наши родители и близкие.

«Если ты думаешь, что можешь, — ты прав, если ты думаешь, что не можешь, — ты тоже прав».

Для формирования адекватной самооценки очень важны похвала и критика. Советую родителям отслеживать, сколько раз в день они хвалят своего ребенка, а сколько критикуют (или, скорее, указывают на ошибки). И если критики больше, чем похвалы, то какая может быть самооценка у вашего сына или дочери? То есть похвала должна превалировать, но хвалить нужно правильно — за конкретные дела и поступки. Маленьких детей можно идентифицировать с сильными, ресурсными сторонами родителей, бабушек и дедушек, ведь дети очень любят подражать взрослым. Например: «Ты такой же сильный, как папа»; «Ты такой же умный, как мама»; «Ты такая же мудрая, как бабушка»; «Ты такой смышленый, как дедушка». Семья, весь род очень важны для ребенка. И даже если окружение не очень благополучное, можно найти в родовом дереве ветку, где были интересные и самодостаточные родственники.

При похвале избегайте превосходных степеней (ты самый лучший и т. д.) и не сравнивайте дочь или сына с другими детьми. Старайтесь замечать успехи ребенка в динамике, например: «Ты молодец, что сегодня быстрее, чем вчера, сделал домашнее задание по математике».

Критикуя ребенка, никогда не переходите на его личность, правильнее критиковать его поступки. Например, не стоит говорить: «Ты ужасный крикун, у меня болит от тебя голова!», вместо этого: «Пожалуйста, говори тише, я не слышу папу по телефону». Чтобы ребенок не обиделся и позитивно отнесся к критике, лучше малыша сначала похвалить.

Для формирования высокой самооценки я бы советовала делать акцент на сильных сторонах ребенка. Не нужно ругать детей, если они приносят из школы не такие высокие оценки, как ожидают от них родители. Ребенок может быть не силен в математике, но отлично знать иностранный язык или быть замечательным спортсменом, музыкантом. Кто сказал, что математика важнее?

Наша самооценка может меняться в течение жизни в ту или иную сторону. Поэтому очень важна уверенность, фундамент, построенный родителями. И если даже окружение может нас как-то критиковать, но есть стержень, внутреннее удовлетворение и знание, что я — самодостаточный, мудрый, умный, я могу с этим справиться, эта критика не окажет негативного влияния.

Ракурс: Влияет ли самооценка родителей на детей?

Н.Дмитришена: Конечно. Ведь если родитель в себя не верит, то что он может дать ребенку? Здесь очень важен личный пример. Ведь если мама все время находится в депрессии, а папа постоянно агрессивен, то ребенок думает, что если он вместе с ними живет, то они раздражаются из-за него. Родители не такие, как у всех, значит, я тоже ущербный. Если у ребенка самооценка хромает, родители в первую очередь должны посмотреть на себя, чтобы помочь ребенку в дальнейшем быть успешным.

В любом возрасте можно повысить свою субъективную оценку, конечно, если человек этого хочет. Работая над собой, родители помогают своему ребенку жить в дальнейшем успешной взрослой жизнью.

Главное — внутренняя удовлетворенность тем, чего достигаете.

Завышенная самооценка, самолюбование, несоответствие своих способностей своим представлениям о себе чаще встречаются у детей состоятельынх родителей. Здесь уже нужно разбираться, что это — гордыня, раздутое эго? Ребенок чувствует себя всемогущим, потому что родители выглядят всемогущими. Завышенная самооценка у детей, чьи родители, например, не занимаются серьезным бизнесом, встречается реже.

Для формирования правильной самооценки очень важно то, как мы справляемся с трудностями. Нужно учить детей, что бывают и еще будут в жизни поражения, но нужно уметь превращать их в опыт. И в этом случае самооценка усиливается. Ведь теория, которую мы черпаем извне, например, из книг, теорией и остается. Человеку нужна практика. Нужно всегда задавать вопрос: чему меня учит этот опыт? Для чего мне дана была эта ситуация? Например, для того, чтобы я научился внимательности, был более сильным.

Самооценка часто падает в школе. Ведь когда ребенок идет в первый класс, считается, что родители тоже идут в школу. Они очень хотят быть хорошими и правильными, чтобы их хвалили. И когда случается, что учительница жалуется на ребенка, родитель начинает злиться. Злится-то он на себя, но это негативное чувство вымещает на своем ребенке, который и является объектом негативной оценки преподавателя.

Получается, что родитель переходит на сторону учителя. В итоге двое взрослых — родитель и учитель, начинают нападать на школьника. Разве может в таком случае идти речь о нормальной самооценке?

Родителям нужно помнить, что они — самые близкие для ребенка люди. И вдруг они становятся «предателями», а ведь должны были понять, как ребенку нелегко выслушивать при всем классе о том, что он двоечник, непослушный и неусидчивый. Это главная ошибка родителей. Всегда, в любой ситуации родители должны быть на стороне ребенка. И если учитель ругает вашего школьника, нужно сказать: да, может быть, вы в чем-то правы, что он получил двойку, но мы вчера с ним занимались, старались, мы еще подтянем. Знаете, он молодец, он занял первое место на соревнованиях по легкой атлетике и т. д. Ребенка нужно похвалить, ведь его уже поругали, а необходим баланс.

Родители, не забывайте повторять детям, что вы их любите! Многие считают это лишним, ведь это и так понятно. Но это может быть очевидным для вас, взрослых, но не для ребенка. Очень важно обнимать, целовать, гладить детей по голове (не зря там находится темечко). Психологи советуют делать это минимум восемь раз в день. Почему восемь? Видимо, как символ бесконечности, бесконечной любви к ребенку. Очень важно, как именно вы говорите сыну (дочери) о своей любви к нему. Слова не должны быть дежурной фразой, пусть они идут от души: «Доченька (сыночек), я тебя очень-очень люблю. Иногда мама может сердиться, но я все равно тебя люблю». Обязательно должны быть ритуалы: утром и перед сном. Для детей ночь — это что-то неизвестное, а неведомое порождает страхи. Но если есть поддержка родителей, спокойствие, малыш подержался за руку мамы, папа почитал сказку, ребенок чувствует эту силу любви и поддержку.

Как проверить самооценку? Тесты не дают полной и достоверной информации. В зависимости от настроения, ситуации дети (да и взрослые) могут давать разные ответы на одни и те же вопросы. Я, например, использую проективные методики. И порой нужно встретиться несколько раз, чтобы определить, все ли в порядке с самооценкой. Ходить к психологу — вещь полезная, и не обязательно делать это только при наличии проблемы. Иногда это необходимо для профилактики, чтобы получить ответы на какие-то вопросы, а может быть, убедиться, что вы все делаете правильно. В свою очередь, это повышает самооценку родителей, а соответственно, и детей.

racurs.ua

30 Ноя Как формируется самооценка ребенка

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Возрастные особенности формирования самооценки

Давайте разберемся в том, что же такое самооценка. Если сказать совсем просто, это оценивание себя. Если попробовать развернуть определение, самооценка — это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку. В процессе жизни она может меняться. Иногда кардинальным образом, а иногда оставаться примерно на одной стадии. Путем работы над собой можно самому самостоятельно повысить самооценку.

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.

Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве играет реакция взрослого. Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ребенок делает не так уверенно, как его сверстники, влияние будет негативным. Чрезмерная похвала также будет способствовать нездоровой самооценке, которую необходимо постоянно подпитывать извне.

Возрастные особенности формирования самооценки

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее — поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков. Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка. Помните: ребенок хороший, поступок плохой.

В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную. Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости. Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

Младший подростковый возраст

В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами. Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль.

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует». Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности. Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается. Но Катя медалистка, и ей помогают учителя. Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он. Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить. Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально. Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость. Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание. Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка: когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой. Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут. Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха. Не стоит отдавать негибкого ребенка на гимнастику, а того, что не любит рисовать, в художественную студию. Идите за интересами ребенка. Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком, который знает себе цену.

Итак, основные моменты в формировании здоровой самооценки ребенка — личный пример, адекватные требования, много поддержки и похвала по делу. Именно от самооценки зависит уверенность в себе, успешность в жизни, легкость в общении с людьми и способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и отстаивать свои границы. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, но у него нет потребности постоянно конкурировать. Он умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.

В то же самое время стоит помнить, что в детстве самооценка зависит напрямую от взрослого и является достаточно нестабильной вплоть до подросткового возраста, где она постепенно выравнивается.

Не стоит бояться сделать неловкое движение, но стоит помнить, что в семье закладывается база самооценки. Взрослый человек способен повысить самооценку при помощи собственной активности, через достижения, общение с поддерживающими людьми и с помощью самоанализа.

sad-madagascar.ru

Самосознание ребенка – важная ступенька в развитии Личности

Как формируется самосознание ребенка — важная тема, в которой каждому родителю следует разобраться. Это одна из важнейших ступеней психического развития детей. Самосознание ребенка заключается в осознании себя как Личности в трех ее составляющих: физическом, духовном и общественном проявлениях.

Ребенок растет, становится все более самостоятельным, познает мир, учится взаимодействовать с другими людьми. «Пуповина», которая так крепко связывала маленького ребенка с матерью, постепенно ослабевает. Ребенок года от года все активнее осваивает окружающий мир вещей, действий и отношений.

Рассмотрим стадии развития самосознания ребенка:

Имя собственное является тем кристалликом Личности, от которого зависит, как осознает человек собственную сущность. Сейчас мы задумываемся о значении имен, которые даем своим детям, хотим, чтобы имя было благозвучно. И это хорошо, потому что осознание чувства собственного достоинства начинается с того момента, когда мы называем ребенка по имени. Важно, какое отношение к своему имени формируется у малыша, нравится ему свое имя или нет.

Притязание на признание у детей начинается тоже с самого раннего возраста. Будучи еще совсем маленьким, он начинает претендовать на то, что одобряется другими людьми. Например, если он видит, что папе нравится после работы читать газету, он будет стараться сам принести ее для отца. Или стремится помочь маме мыть посуду, вытирать пыль. И здесь мы видим не только проявление любви к родителям, но и желание малыша заявить о себе, показать, что «он может!», проявляется его потребность повлиять на события. Притязание на признание нужно поддерживать, благодаря ему, дети легко и быстро развиваются и обучаются. Напротив, дети с низким уровнем притязаний (часто те, кому родители «бьют по рукам») растут пассивными, инертными, плохо адаптируются впоследствии к постоянно меняющимся условиям жизни.

Половая принадлежность у детей устанавливается рано. Уже в раннем дошкольном возрасте усваиваются поведенческие формы и ценности своего пола: «Кто я – мальчик или девочка?». Это называется половая идентификация, она входит в структуру Личности человека (подробнее об этапах формирования полового самосознания читайте в следующей статье).

Психологическое время Личности – способность соотносить себя настоящего с собой и событиями в прошлом и будущем.Первый шаг – это осознание себя: «Я – Миша. Я — большой». Многих родителей дети мучают вопросом: «А где я был, когда еще не родился?». Размышляя о будущем, дети строят планы, кем они будут, какая у них будет семья и т.п. Нужно отметить, что и воспоминания о том, «как я был маленьким» и рассуждения о будущем – они всегда позитивны у детей. Очень важно вместе с ребенком строить эти позитивные установки: «Конечно, ты будешь хорошим…, будешь любить маму и папу…, станешь космонавтом…, сделаешь так, чтобы на Земле не было войны…». Эти благие намерения для ребенка – не пустые фантазии, а формирование положительной самооценки и настрой на позитивное отношение к жизни в целом.

Долг и права регулирует отношения ребенка с людьми, его окружающими, а в последствии, и с окружающей его действительностью. Формирование «что такое хорошо и что такое плохо» закладывает нравственные основы личности. Ребенок учится адекватно взаимодействовать с окружением. Учитывая при этом не только свои желания, но нормы и ценности общества, в котором живет.

Вот такие особенности развития самосознания ребенка надо учитывать родителям в воспитании. В круговороте повседневных хлопот видеть главное – растущую рядом Личность.

www.kraskizhizni.com

Самооценка женщины после 40 лет

В средствах масс-медиа, в разговорах среди подруг, которым больше 35, в собственных мыслях и даже на баночках с кремом есть эта неуловимая граница – 40+ . Как будто кто-то провел черту – вот здесь было до сорока, а там… там начинается что-то такое, в связи с чем первые чувства — это тревога и беспокойство. И мысли о том, что успела, что создала, чего достигла, а о чем уже можно сожалеть. И еще впервые замечаешь, что жизнь – конечная штука, и ты уже, скоро подойдешь к ее вершине, и что же там дальше?

И психология женщин такова, что потом более пристально всматриваешься в свое отражение в зеркале, и замечаешь морщинки, которых не было лет пять назад. И осознаешь, что необходимо более тщательно следить за собой, выбирать еду, от которой не будет лишних кило. Что нужно заботиться о себе, чтобы сохранить себя как можно дольше красивой, здоровой, и ,конечно же, счастливой, не смотря на то, что 40 +. Это — как высокая температура, поднявшаяся за критическую отметку, после которой нужно быть более внимательной к себе.

При этом из многих постов психологов звучат вполне разумные рекомендации о том, как поднять самооценку женщине – обычно их определенное число. Например, 10 причин, чтобы женщине выглядеть потрясающе после 40 лет, или 12 лайфхаков, которые помогут в КОРНЕ изменить вашу жизнь, или 14 характерных ошибок, которые …. И так далее, и все просчитано, и уже другими людьми определено, что же делать женщине, которой исполнилось больше 40 лет.

Когда читаю советы под номерами, я замечаю, что раздражаюсь, как будто должна начать менять себя немедленно. Я точно знаю, что никому ничего не должна.

И хочу рассказать о том, как я ощущаю себя, будучи женщиной после 40 лет.

Что же такое самооценка?

Самооценка — это то, как я себя вижу, ощущаю, чувствую, что я думаю о себе. В этот момент я сравниваю себя с каким-то внутренним эталоном или индикатором. Если мое представление о себе совпадает с эталоном, то моя самооценка высокая, и я чувствую себя «в порядке». Если не совпадает – то самооценка снижается.

Что происходит с человеком при высокой и низкой самооценке?

Когда я «не в порядке», то испытываю диапазон сложных чувств. Эти чувства разные в зависимости от расположения эталонного индикатора. Например, когда эталонный индикатор внутри меня, я сравниваю себя с собой в подобной ситуации. И тогда буду испытывать сопереживание к себе, сочувствие и желание позаботиться о себе. Однако, может быть по-другому: эталонный индикатор расположен вовне. Тогда я начинаю опираться на мнение других людей и делаю его первостепенным для себя. А мои чувства – это раздражение, досада, недовольство собой. Вплоть до чувства стыда и вины..

Как формируется самооценка?

Самооценка не появляется сама по себе. Она постепенно создается в процессе роста и развития ребенка, когда он взаимодействует со значимыми для него фигурами – родителями и близкими. Эти люди находятся с малышом в тесных отношениях. Самооценка формируется с самого рождения.

Внутри маленького человечка, который только встретился с миром и не осознает свои границы, нет такого понятия, как оценка себя. Ребенок воспринимает окружающее при помощи ощущений. У него есть различные потребности – в еде, в получении телесного контакта, во сне, в безопасности, которые он тоже не очень понимает. И близкие люди, чаще всего, мама, путем угадывания удовлетворяют эти потребности. Заплакал малыш, мама предполагает, что, может он хочет кушать, кормит его, и ребенок успокаивается. У него, на лице появляется улыбка, тело расслабляется. Значит потребность, которую угадывала мама, выбрана правильно. Если малыш вновь начинает плакать, то мама снова пытается догадаться, что ему нужно. И так, методом подбора и взаимодействия, мама начинает понимать, чего же хочет малыш. А малыш, в свою очередь, начинает осознавать, чего он может хотеть, и как получить то, что хочешь.

В тот период, когда ребенок осознает свои потребности и учится их удовлетворять, близкий ему человек каким-то образом реагирует на его поведение. И своими реакциями он способствует формированию самооценки ребенка. Ребенок опирается на реакции взрослого, и внутри него начинает создаваться оценка себя.

Какая бывает самооценка?

Есть два вида самооценки – с внешним и внутренним фокусом.

На площадке играет трехлетняя девочка Катя. К ней подходит ее соседка по играм и просит куклу. Малышка не хочет отдавать свою игрушку и плачет, прижимая ее к груди. Лицо сердитое и испуганное. Родители девочки говорят ей примерно следующее: «Ну что ты такая жадная. Делиться надо, или с тобой никто дружить не будет!» Невольно они оценивают ребенка, присваивая ему оценку «жадный». В этот момент на их лицах могут отражаться разные чувства – недовольство, досада, сердитость. Девочка видит такую реакцию родителей, слышит их слова и получает послание от них: «Сейчас ты плохая, жадной быть плохо». Дети нуждаются, как в воздухе, в любви и принятии близких людей. И для того, чтобы получить эту любовь, девочка в какой-то момент перестанет слушать себя и понимать, что же она действительно хочет. Она отдаст игрушку другой девочке, и взамен получит любовь мамы. Любовь, которая ей так важна, она получит ценой того, что откажется от того, чего она истинно хочет. А хотела она всего лишь в играть своей куклой и иметь право отказать своей соседке по играм. И при этом получать принятие своих родителей вне зависимости от того, делится ли она игрушками или нет.

Со временем эта девочка станет еще меньше слышать себя, и выберет отказываться от своих желаний ради получения любви от близких. Она начнет опираться на внешние оценки — сперва своих родителей, а потом других значимых для нее лиц.

Вот другой пример: рядом на площадке играет девочка, у которой очень тревожная мама. И, тревожась, она сравнивает своего ребенка с другими детьми. Такие мамы часто задают себе беспокойные вопросы о развитии своих детей: почему их дочка не пошла в 9 месяцев, как это написано в журналах? Почему ей уже год, а она до сих пор сосет грудь, а у другой подружки малышка «сама» отказалась от груди в 6 месяцев. Ага, сама взяла и отказалась, так и сказала, мол, мама, дорогая, я отказываюсь от груди! У тревожных мам внутри формируется не очень уверенное отношение к своим детям. И маленькому ребенку сложно получать поддержку. Дети таких родителей, вырастая, не имеют опыта получения уверенности и не обладают навыком опоры на свое внутреннее мнение. Эти дети начинают искать опору вовне — делая для себя особо значимым мнение других людей.

Так формируется самооценка со внешним фокусом и опорой вовне.

И девочка, став красивой и привлекательной девушкой, будет зависеть от мнений окружающих людей. Кто-то сказал, что ей не идет купленное платье, и девушка уже считает, что прав человек, а не она. Она не слышит себя, присваивает сторонние оценки себе и начинает чувствовать себя согласно чужих оценок.

Малышка Рита играет на площадке с куклой, к ней подходит ее подружка и требует дать ей игрушку. Родители подружки тоже присоединяются к этим просьбам, мол, дай поиграть, ты же не одна, ты уже наигралась наверно?

Девочка прижимает куклу к себе, на ее лице волнение, испуг, сердитость и страх. Она смотрит на свою маму и видит ее спокойный уверенный взгляд. Мама спрашивает девочку: «Моя хорошая, что случилось?»

Девочка начинает плакать и говорить сквозь слезы: «Она хочет поиграть моей куклой! а я не хочу ей давать. Это моя кукла. Я не хочу ей давать. »

Мамин взгляд продолжает оставаться ласковым и заботливым: «Моя хорошая, и сердишься сейчас и плачешь! Ты можешь сказать своей подружке, что ты хочешь играть сама». Мама обнимает девочку и прижимает ее к себе: «Все в порядке, моя хорошая, все в порядке».

«Да, это моя кукла, и я хочу ей играть!», — говорит девочка соседке по играм. – я буду ей играть не дам ее тебе!». Слезы постепенно уменьшаются. Девочка смотрит на маму и улыбается. Мама улыбается в ответ. Соседка по играм находит другое занятие. Мама соседской девочки недовольна, но не смеет возразить такой уверенности.

Здесь мама помогает малышке осознать, чего она хочет, и находится рядом с ней в тот момент, когда та злится и рыдает. Мама позволяет ей проявлять разные чувства, вплоть до гнева и ненависти и остается рядом. Тогда у ребенка появляется уверенность, что с его чувствами считаются, что эти чувства ценны и важны. А вместе с ними ценно и важно то, что ребенок хочет в данный момент. И ребенок еще яснее начинает осознавать свои потребности , а также приобретает навык слушать себя и опираться на свои ощущения. Это формирование адекватной самооценки..

И когда подросшая девушка придет в магазин выбирать себе платье, и какая-нибудь доброжелательная тетенька, проходя мимо, отпустит замечание по поводу платья, девушка вряд ли будет опираться на мнение постороннего. У нее хорошее ощущение себя. Она знает, чего она хочет, и как то, что она хочет, получить.

Так складывается внутренний фокус самооценки.

Как возрастные изменения после 40 лет могут влиять на самооценку?

Наши девушки, Катя и Рита, которые играли в детстве в одной песочнице, жили-поживали, строили отношения, даже родили своих детей, встречали свои дни рождения, и вот им уже сорок.

Неизбежные моменты, с которыми встречается сорокалетняя женщина – это снижение упругости кожи и вероятность быстрого набора веса вследствие снижения обмена веществ.

Есть еще много других изменений, но вернемся к нашим героиням.

Им за сорок, они стоят перед зеркалом и видят на у себя новые морщины.

Попробуем заглянуть, что же происходит с первой из них, с Катей, той, которая отдала свою куклу, хотя и не хотела этого.

Ее мысли: у меня появились морщины, я становлюсь старой, а у моей подружки Риты морщин меньше, значит я выгляжу хуже, чем она. И вряд ли я кому-то смогу понравиться, это катастрофа, я ничего не могу изменить, все пропало. .

Ее Чувства: зависть к подружке, недовольство собой,

Ее Мысли о себе: Это катастрофа, я хуже, чем Рита, я плохая, я должна измениться, немедленно. Катя ругает себя при помощи фигуры внутреннего критика.

В конечном итоге – неудовлетворенность собой, снижение настроения, восприятие себя условно «хуже», чем окружающие люди. И далее чувство стыда от того, что я хуже чем другие.

С таким набором чувств, как недовольство, зависть, стыд и общим ощущением себя хуже, чем мир, очень сложно получать удовлетворение от жизни.

Результат: восприятие себя необъективное, преувеличенное в отрицательном направлении, туннельное, основанное на внешних факторах,. Видение себя часто не соответствует действительности . Так работает внешний фокус оценки себя.

А это вторая женщина, Рита. Она оставила себе куклу, так как хотела.

Ее мысли: у меня появились морщины. Их стало больше, чем год назад. Особенно это заметно между бровей.

Ее чувства: сожаление, что так со мной происходит, легкая досада от того, что есть возрастные изменения, сочувствие к себе, умиление от того, что с этими новыми морщинами я могу выглядеть по-другому.

Ее мысли о себе: да, у меня есть новые морщины, мне это не очень нравится, и я могу выбирать, хочу ли я что-то делать с этими морщинами — идти к косметологу, или оставить как есть. От того, что у меня морщины, я не становлюсь хуже. Да, мне непривычно, и даже страшно от того, что я меняюсь, но это не катастрофа. Я просто немного другая. И я себе продолжаю нравиться, и я в порядке.

Результат: я объективно отношусь к изменениям в себе и, если захочу, то смогу предпринять действия для того, чтобы выглядеть лучше. Рита точно чувствует себя более довольной и удовлетворенной. Так работает внутренний фокус оценки себя.

Наша самооценка зависит от того, куда направлен ее фокус. Если фокус вовне – самооценка будет колебаться, неустойчивое состояние, нет ясного понимания, чего я хочу по-настоящему.

Если фокус внутрь — большая автономность и внутренняя стабильность, больше возможностей осознать, чего хочу и способов удовлетворения своих потребностей.

Что делать, если самооценка снижается? Как повысить самооценку женщине ,советы.

Если по каким-то причинам женщина после 40 начинает замечать, что ее мнение о себе снижается, то для начала:

  1. Заметить, куда направлен фокус самооценки.
  2. Скорее всего, он сместился изнутри наружу. И если фокус самооценки вовне — для начала просто осознать этот факт.

  3. Далее рекомендуется работать над тем, чтобы усилить внутренний фокус самооценки. В этом может помочь работа с психологом или психотерапевтом в направлении формирования фигуры внутреннего стабильного заботливого взрослого, чтобы опираться на свое собственное мнение.
  4. Рекомендации для самостоятельного повышения самооценки у женщины. Как это делается?

    Помните о том, что здесь тоже нужна тренировка. Новые навыки требуют повторения и закрепления.

    Начнем с упражнения, которое рекомендуется делать каждый день.

    Выделите в течение дня 15 минут. Хорошо, если в этот момент у вас есть возможность уединиться, и создать для себя тихую спокойную среду. Положите рядом с собой блокнот и ручку. Осознайте свое тело, ощутите его постепенно от макушки до пяток. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, ощутите свое дыхание. И задайте себе вопрос: «Чего я хочу в настоящий момент?». Старайтесь не придумывать специальные правильные ответы. Осознавайте даже мелкие свои хотения. Отвечая на вопрос, записывайте, то что вы хотите, в блокнот. Хорошо будет, если вы напишете не менее пяти пунктов того, что вы хотите сейчас. Отложите блокнот. Еще раз ощутите ваше тело как бы сканируя его внутренним взором сверху вниз, и в процессе сканирования вспоминайте то, что вы написали. Замечайте свои ощущения. Если есть возможность осуществить хоть одно из написанных «хотений», сделайте это в течение дня.

    Таким образом, вы разовьете у себя способность к более точному осознанию того, чего вы хотите.

    Далее выполняйте следующие рекомендации:

  5. Внимательно относитесь к себе, своему телу, его сигналам. Например, дайте своевременный отдых, если есть усталость, не игнорируйте её, а используйте как сигнал. Спросите себя, для чего мне усталость? Что хочет при помощи неё получить моё тело? Помните, в здоровом отдохнувшем теле здоровый дух.
  6. Слушайте себя, осознавайте разницу между тем, где действительно хотите, а где должны. Если речь идёт о долге, задайте себе вопрос, что я получаю, если делаю то, что должна. Если в результате есть потери для вас, то лучшим выходом было бы пересмотреть свое желание, или если все же есть необходимость выполнить должное, то предусмотрите, как вам потом восстановить эти потери, чем компенсировать душевные и телесные затраты.
  7. Сохраняйте баланс между затратами сил и отдыхом, неважно, физический это труд, или интеллектуальный. Если есть равновесие, то вы яснее сумеете ощутить себя и устойчивое состояние станет более крепким и долговременным. В таком состоянии вы будете воспринимать себя в положительном ключе. А если возникнут различные трудности, то вы легче сможете найти варианты их успешного решения.
  8. Замечайте каждый день то, что сделали хорошего для себя, хвалите себя за мелочи, благодарите себя. Заведите хвалебный дневник. Это позволит укрепить ту часть личности, которая даёт вам видение себя с успешной стороны. Часто мы много делаем для других, для работодателя, детей, и так увлечены отдачей себя, что забываем о том, что ещё есть важный процесс, как давать себя себе самой.
  9. Учитесь просить о помощи других людей. Это сохраняет ваши силы увеличивает вашу сеть социальных контактов, что удовлетворяет важную потребность в принятии, в желании быть понятой. Если вы замечаете, что не можете справиться с трудной эмоциональной ситуацией, обращайте за помощью к специалистам по душевному здоровью – психологам и психотерапевтам.
  10. Пусть в вашей жизни будет человек, или несколько, с которыми у вас близкие доверительные отношения. Дорожите этими отношениями, укрепляйте в них искренность.
  11. Будьте объективной в собственном видении себя.

Если делать упражнения регулярно и слушать себя, то ваша самооценка значительно вырастет, а удовлетворения жизнью станет больше. И жизнь заиграет яркими красками.

womenza40.ru

Низкая самооценка у ребенка: кто виноват и что делать?

Проблема низкой самооценки, к сожалению, знакома многим людям. Если ваш ребенок не любит фотографироваться, смотреть на себя в зеркало и до ужаса боится публичных выступлений, то, возможно, она близка и ему. Мы взяли интервью у психолога, специалиста центра «12 коллегий» Юлианы Исаковой и выяснили: неуверенность в себе – приговор или зона развития.

— Низкая самооценка у подростка – это нормально или с ней нужно сразу обращаться к психологу?

— Вопрос степени. Вообще, переживания, связанные с самооценкой, типичны для подростка и их можно считать особенностью возраста. Один день подросток думает, что у него все прекрасно, он талантлив и хорош собой. Но уже завтра без каких-либо объективных факторов самооценка может измениться на диаметрально противоположную. Он решит, что он неудачник, особенно если ему кто-то что-то сказал или прокомментировал его действия.

В целом, переживания из-за своих особенностей нормальны, но нужно обращать внимание на уровень серьезности этой проблемы и если она мешает подростку в его повседневной жизни, то можно обратиться к специалисту.

— Есть ли грань, после которой точно надо обращаться к психологу?

— Есть несколько колокольчиков: общается ли он с другими детьми или проводит все свободное время в одиночестве? Как реагирует на изменения? Если он пошел в новую секцию, поехал в новый лагерь, поведение изменилось? Что у него со здоровьем? Часто ли болит голова и живот? Пропускает ли он по этой причине школу?

— Самооценка у подростка неустойчивая?

— Да, все верно. Она ситуативна, изменчива и во многом зависит от слов окружающих.

— Как формируется самооценка у ребенка и что на нее влияет?

— Процесс развития ребенка и формирования самооценки делится на два периода: дошкольный и школьный. До школы ребенок ориентирован на значимых взрослых, и его самооценка напрямую зависит от их слов и обратной связи. Ребенок пока мало сталкивается со сверстниками и не до конца понимает: что у нечего получается хорошо, а что не очень. Поэтому считается нормальным, если ребенок приходит в школу с несколько завышенной самооценкой – это не проблема, а особенность возраста.

Потом, когда ребенок идет в начальную школу, он начинает сравнивать себя с другими, получает отзывы от сверстников и учителей, его самооценка несколько понижается и становится адекватной, ведь теперь она основана на опыте. В этот момент формируется отношение к себе и своей деятельности, поэтому очень важно, какой «заряд» дает учитель младших классов: критикует или, наоборот, хвалит детей.

— Что делать родителю, чтобы у ребенка была адекватная самооценка?

— Есть несколько базовых правил. Во-первых, когда обсуждаете деятельность ребенка, сравнивайте его результаты с его предыдущим опытом, а не с другими детьми, братьями или сестрами, собой или еще кем-то. Сравнение всегда должно происходить с ним же в прошлом. «На этой неделе у тебя две тройки, а на прошлой было четыре. Ты молодец и постарался».

Во-вторых, не используйте обобщения и критикуйте не ребенка, а его поступок. Когда родители раздражены, они часто используют формулировки: «Какой ты у меня невнимательный, все теряешь» или «Какой ты неряха: все разбросал». Дети запоминают такие оценки и считают, что они правдивы.

Есть принцип обратной связи, при котором в общении с ребенком, вы обращаете внимание не на промахи, а на успехи. К примеру, вы учите его писать буквы. Он написал весь алфавит, часть букв получилась хорошо, часть – не очень. Что обычно делают родители? Указывают на неудачные буквы и просят их переписать. А можно спросить: «Какие буквы получились лучше всех и тебе больше всего нравятся?». Вместе выберите их с ребенком и потом предложите остальные написать столь же аккуратно.

— Корректно ли говорить ребенку, что он лучше всех? Или это тоже сравнение?

— Дошкольнику — корректно, а школьник уже способен отличить реалистичную оценку от фантастической. Если оценка нереалистична, у него может возникнуть ощущение обмана, поэтому лучше использовать сравнения только с его прошлыми результатами.

— Низкая самооценка поддается корректировке?

— К счастью, это не приговор, с ней можно работать и улучшать в любом возрасте: школьном, подростковом и взрослом. Она успешно корректируется.

— Чаще всего происходит комплексная работа. Во-первых, необходимо научить родителей давать положительные оценки и правильно реагировать на успехи и неудачи, чтобы ребенок чувствовал поддержку. Затем ребенок приходит на индивидуальные консультации или групповые тренинги. Групповая работа полезна еще тем, у кого есть сложности в общении с другими ребятами.

— Ребенок переживает из-за внешности – что делать?

— Из-за внешности в основном переживают подростки – еще одна характеристика возраста. Тело быстро меняется, они перестают узнавать себя в зеркале и им нужно время, чтобы принять новый образ.

Но если изменения или некоторые особенности переживаются ребенком болезненно, то важно понять: проблема реальная или он себе ее придумал. Если реальная, к примеру, акне, то стоит вместе обратиться к врачу за консультацией и поддержать ребенка на пути к выздоровлению. Если проблема надуманная, подумайте об индивидуальной консультации с психологом.

— Что делать, если ребенок переживает из-за интеллектуальных способностей или спорта?

— Здесь работает принцип компенсации. Не получается в одной сфере – ищем ту, в которой получится. Важную роль играют примеры компенсации родителей, друзей и знакомых. Помните речь Стива Джобса о том, как трудности продвигали его к гораздо большим успехам? Такие истории мотивируют искать «свои» сферы, развиваться и добиваться результата.

— Стоит ли требовать от ребенка гармоничного развития во всех областях или лучше дать возможность заниматься тем, что нравится и получается?

— На первом этапе лучше дать развиваться в том, что нравится, особенно если есть вопросы к самооценке. Ребенку важно почувствовать эйфорию от успеха и реализации возможностей. На следующих этапах в качестве вызова и новой ступеньки можно предлагать задачи из других сфер.

Также надо учитывать тип нервной системы ребенка. Люди с некоторыми типами нервной системы не выносят однотипную продолжительную деятельность, зато с радостью принимаются за новые задачи. Это тоже стоит учитывать.

— Завышенная самооценка тоже связана с неуверенностью в себе?

— Завышенная самооценка, чаще всего, — это маскировка заниженной. Часто агрессивное, вызывающее и хамоватое поведение подростка означает неуверенность в том, как же он на самом деле выглядит. Это корректируется на групповых занятиях.

— Несколько слов на прощание подросткам и их родителям, для которых тема самооценки актуальна…

— Среди подростков часто принято вести себя позитивно. Показывать, что у них все здорово и нет переживаний. Пока они вместе на такой волне, каждому кажется, что только у него есть проблемы, а жизнь остальных легка и беззаботна. Одна из задач тренинга – честно поговорить о том, что они такие не одни и других те же самые проблемы. Важно понять, что ты не уникален в своих переживаниях и ты можешь с ними справиться.

Юлиана Исакова — психолог-консультант, специалист центра «12 коллегий», закончила факультет психологии СПбГУ по специальности «Общая психология».

С 2008 Юлиана ведет тренинги, развивающие занятия и индивидуальные консультации для детей в возрасте 6-13 лет, а также проводит диагностику детей и подростков.

Прошла дополнительную подготовку по следующим курсам:

  • Специальный курс «Посредничество в разрешении конфликтов» (21 час, СПбГУ, факультет психологии) 2008 г;
  • Специальный курс «Технология практической групповой работы» (36 часов, СПбГУ, факультет психологии) 2009 г.;
  • Методический семинар-тренинг «Арт-терапия эмоциональных нарушений и кризисных состояний у детей и подростков» (24 часа, «Иматон») 2011 г.;
  • Повышение квалификации по программе «Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции» (72 часа, «Иматон») 2012 г и др.

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «12 коллегий», где работает Юлиана:

incamp.ru