Образ тела и самооценка

Самосознание и самооценка личности. Основные тезисы

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взамимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование — понятие собственного Я.

Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.

Самопознание — сложный многоуровневый проесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.

Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после — с ходьбой, затем — с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании:

1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

2. Образ самого себя;

3. Отношение к себе и оценку себя родителями;

4. Чужую самооценку (например, родительскую);

5. Способы регуляции поведения;

6. Уровень ожиданий и притязаний.

Самопознание — проесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания — личность: и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.

С самопознанием тесно связана способность к рефлексии. То есть способность осознавать не только «что я мыслю, ощущаю, вспоминаю», но и «что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю», Я условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее.

Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов:

— «Я-реальное» и «Я-идеальное» (Роджерс, Фрейд, К.Левин);

— «Я-материальное» и «Я-социальное»; образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценка; — «Я настоящее», «Я динамическое», «Я фактическое», «Я вероятное» .

Степень рассогласованности отдельных компонентов обуславливает психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с процессами саморегуляции.

Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут:

1. мотивировать определенную деятельность (что может корениться в представлении об «идеальном Я», может быть результатом расхождения «Я настоящего» и «Я будущего»);

2. участвовать в целеобразовании;

3. воспрещать те или иные действия;

4. детерминировать отношение к окружающим;

5. влиять на развитие тех или иных черт личности.

Эксперимент с зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная и группа, которая помещается перед зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале.

Человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.

Самосознание — культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции «объективного самосознания» оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой.

Тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка.

Самооценка — результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка — непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потрености и притязания человека и его возможности.

самооценка = притязания / возможности.

Самооценка является «стержнем» саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка — на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими — впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.

Можно выделить 2 уровня саморегулирования:

1. Тактический — саморегулирование, имеющее четкие временные границы, осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта;

2. Стратегический — этот уровень скорее можно назвать самоорганизацией — процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности. Этот процесс также обеспечивает соподчинение мотивов на протяжении всей жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между индивидными и социальными мотивами и мотивами духовными, индивидуальными в пользу последних.

azps.ru

Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

В статье рассматривается «образ тела», его значение в структуре «Я концепции», связь «физического» и «социального» «Я». Исследуются особенности телесного опыта ребенка, больного детским церебральным параличом . Результаты исследования позволяют считать, что у детей, страдающих детским церебральным параличом , независимо от интеллекта, заниженная самооценка, имеется тревожность, преобладает низкое самоуважение, выраженные тенденции к регрессии и зависимости, переживание телесной неуклюжести, рассогласованности, общей физической неадекватности и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений.

IMAGE OF THE BODY AS THE COMPONENT OF "I-CONCEPT" OF THE PERSON OF CHILDREN WITH THE CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS

The paper examines the image of a body, its value in structure I concept and the relationship of physical and social I. The author studies features of bodily experience of the child sick of a children's cerebral paralysis. Results of research demonstrate that children, suffering a children's cerebral paralysis, irrespective of the intelligence, show the underestimated self-appraisal, uneasiness, the low self-esteem, the expressed tendencies to regress and dependence, emotional experience of physical awkwardness, mismatch and general physical inadequacy, as well as a lack of comprehension and reflection of their own feelings and interpersonal relations.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна,

Текст научной работы на тему «Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом»

?УДК 159.922.76-056.26 ББК 88.836 Т 41

Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой физической реабилитации Уральского государственного университета физической культуры Екатеринбургского филиала; Email: [email protected] ru

ОБРАЗ ТЕЛА КАК КОМПОНЕНТ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация. В статье рассматривается «образ тела», его значение в структуре «Я -концепции», связь «физического» и «социального» «Я». Исследуются особенности телесного опыта ребенка, больного детским церебральным параличом. Результаты исследования позволяют считать, что у детей, страдающих детским церебральным параличом, независимо от интеллекта, заниженная самооценка, имеется тревожность, преобладает низкое самоуважение, выраженные тенденции к регрессии и зависимости, переживание телесной неуклюжести, рассогласованности, общей физической неадекватности и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, образ тела как компонент «Я-концепции», методика «Автопортрет».

Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Department of Physical Rehabilitation of the Ural State University of Physical Training, the Ekaterinburg Branch; E-mail: [email protected]

IMAGE OF THE BODY AS THE COMPONENT OF “I-CONCEPT” OF THE PERSON OF CHILDREN WITH THE CHILDREN’S CEREBRAL PARALYSIS

Abstract. The paper examines “the image of a body”, its value in structure “I — concept” and the relationship of “physical” and “social” “I”. The author studies features of bodily experience of the child sick of a children's cerebral paralysis. Results of research demonstrate that children, suffering a children's cerebral paralysis, irrespective of the intelligence, show the underestimated self-appraisal, uneasiness, the low selfesteem, the expressed tendencies to regress and dependence, emotional experience of physical awkwardness, mismatch and general physical inadequacy, as well as a lack of comprehension and reflection of their own feelings and interpersonal relations.

Keywords: a children's cerebral paralysis, an image of a body as “the I-concept” component, a technique of “Self-portrait”.

Сегодня детский церебральный паралич (ДЦП) — самая распространенная причина детской инвалидности. Дети чаще всего страдают такими заболеваниями, как задержка психического развития, неврологические нарушения и врожденные аномалии. Диагноз ДЦП в различных странах может колебаться от 1 до 8 случаев примерно на 1000 населения. По последним данным в России отмечается рост случаев заболеваемости ДЦП. Всего в России около 1,5 миллиона инвалидов ДЦП. Самой распространенной сегодня степенью поражения является спастичность одной или нескольких конечностей. Диагноз ДЦП у ребенка с нормальным весом ставится чаще всего из-за каких-либо травм во время родов или в период беременности, у недоношенного ребенка риск развития ДЦП усиливается. В связи с тем, что в последние годы увеличился процент выживания недоношенных детей или детей с очень низким весом, то и диагноз ДЦП стал ставиться чаще.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы проанализировать особенности телесного

опыта ребенка, больного детским церебральным параличом, ребенка страдающего, стремящегося совладать со своим недугом, роль тела в его целостной жизненной ситуации. Бахтин М.М. отмечал, что «мы ощущаем себя укорененными в мире через свое тело» [1]. На внешний облик человека большое влияние оказывает физическое развитие. В физическом развитии большое влияние на основные составляющие внешнего облика оказывают особенности и специфика двигательной сферы. М.В. Захарова подчёркивает важность физического «Я» в жизни человека. И.С. Кон говорит о взаимосвязи «физического Я» и «социального Я». Неоспорима роль внешности в формировании самооценки, особенно начиная с подросткового возраста [2].

Многие авторы придерживаются субъектно-ориентированного подхода, когда в центре стоит живой целостный человек, болезнь же выступает важной, но не центральной его особенностью. В ситуации «болезнь» ребенок развивается в зависимости от интеллектуального уровня, реализуя по возможности на каждом возрастном этапе соответствующую ему ведущую деятельность. Телесный опыт ребенка, страдающего ДЦП, наполнен трудностями как в двигательном развитии, так и в речевом.

В психологии телесное или физическое «Я» рассматривается как одна из составляющих «Я-концепции» человека. Физический образ «Я» является неотъемлемым элементом картины мира в сознании человека и в огромной степени опосредует восприятие им социальной реальности. Психическая жизнь человека заключена в телесную оболочку, с которой находится в отношениях постоянного взаимодействия и взаимовлияния.

В исследованиях зарубежных ученых было выявлено, что физическое нарушение увеличивает склонность человека к тревоге, депрессии, низкой самооценке и неудовлетворенности своей жизнью [3].

Дети с физическими дефектами и отклонениями являются, по словам А.В. Мудрика, «наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации» [4]. Они очень болезненно переживают какой-нибудь свой физический недостаток, что приводит к возникновению чувства неполноценности, которое вызывает замкнутость, трудности в поведении. Болезнь не создает никакого склада характера, но создает, во-первых, определенные особенности динамики нервных процессов ребенка и, во-вторых, является сама по себе одним из важных условий жизни ребенка, к которому он как-то приспосабливается.

В процессе развития психика ребенка претерпевает возрастные изменения, соответственно возрастные изменения имеют место и в сфере телесности. В подростковом возрасте происходит переосмысление личностной идентичности, которая выстраивается, начиная с «вновь открываемой» телесной самоидентичности. Процессы же восприятия и принятия своего тела в подростковом возрасте происходят очень бурно: причиной являются физиологические и психологические изменения, велика роль внешнего облика в выстраивании отношений в подростковом коллективе, в формировании самооценки и самоотношения, образа «Я». Если говорить о ДЦП, то именно в этом возрасте переживание двигательного дефекта и социальной депривации становится наиболее острым.

Кон И.С. рассматривает самосознание как процесс обретения идентичности, Категориальное «Я», или «Я-концепция», образ «Я» развивается через конкретизацию идентичности по отношению к различным аспектам самого себя: телесному, социальному, личностному. Идентификация с собственным телом обычно проходит в сопровождении сложной гаммы чувств и переживаний, значимости внешности. Задача телесной идентичности заключается в том, чтобы «от отрицания себя телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования . прийти к принятию своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия».

А. Адлер, изучая особенности формирования личности в онтогенезе, показал существование тесной связи между телесным образом «Я» и самооценкой. В частности, он утверждал, что некоторые типы человеческого поведения представляют собой попытку

компенсации истинной или воображаемой ущербности тела. Так, Адлер выделял пять основных областей жизнедеятельности, в которых у человека может возникать чувство неполноценности: физическая, умственная, психологическая, социальная и экономическая. Первая может включать в себя такие явления, как недоразвитие органов, инвалидность, деформации, уродства и т.д. [5]. Адлер указывает на то, что «личность использует тело и сознание при достижении целей»: «можно было бы предположить, что для определения того, где лежат интересы ребенка, необходимо только выяснить, какой орган является дефектным. Но не все так просто. Ребенок воспринимает факт неполноценности органа не так же, как его видит внешний наблюдатель, он модифицируется исходя из существующей схемы восприятия индивида» [6]. Исходя из этого, Адлер указывает о существовании тесной связи между физическим «Я» человека и его социальным поведением: не просто наличие телесного дефекта, а, прежде всего, его восприятие как таковое (т.е. телесный образ «Я»), оказывает определяющее влияние на формирование личности и в большинстве случаев ведет к развитию стремления к превосходству над другими людьми. Под образом «Я» (в частности, физическим образом) принято понимать описательный компонент «Я-концепции» как системы всех представлений индивида о себе. Неудовлетворенность своими физическими данными, фиксация на физическом дефекте неизбежно влияют на представление о своем телесном «Я» на общий уровень самопринятия. Процесс построения физического «Я-образа» неотделим от формирования эмоционально-ценностного к нему отношения.

Р. Бернс рассматривает физическое «Я» как один из аспектов установки личности на саму себя. Телесное «Я» является интегральной составляющей каждого из 3 элементов установки — «образа Я», самооценки и поведенческих реакций — и может быть представлено в различных модальностях. На когнитивном уровне изучается телесный образ «Я» как представление о своем теле, на эмоциональном — самооценка, на динамическом — поведение человека в связи с представлением о своем теле и его самооценкой. Каждая из этих составляющих может рассматриваться как «Я-реальное», как «Я-идеальное» и как «Я-зеркальное». Фактически соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» положено в основу самооценки, понимаемой как соотношение реальных достижений индивида и его притязаний. Телесность, в отличие от эмоциональности, духовности, социального статуса является материальным объектом, что делает ее доступной непосредственному чувственному восприятию [7]. Как отмечает Т. Шибутани, «поскольку каждое человеческое существо есть органическое целое, существует неоспоримая связь между его телом и его ощущением индивидуальности» [8].

Теоретико-экспериментальные исследования ряда отечественных авторов также показывают, что одним из факторов, определяющих развитие самосознания в раннем онтогенезе, является осознание ребенком своего «Я-физического» в результате манипулирования совместно со взрослыми. В сферу осознания «Я-физического» вовлекаются вначале отдельные органы чувств и части тела. Перцептивный и двигательный опыт ребенка при сопоставлении с действиями взрослого приводит его к оценке своих рефлекторных и моторных возможностей. Через синтез отдельных представлений у него возникает первичный образ собственного тела и способность владения им в форме произвольных движений, что также свидетельствует о моменте выделения ребенком себя из того пространства, в котором он находится [9].

Для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности. В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии. Несмотря на различия в подходах к анализу природы, психологического содержания и структуры самосознания, в большинстве исследований образ тела рассматривается как важнейший компонент формирования самосознания на ранних этапах онтогенеза.

Проблема развития образа тела у детей с физическими дефектами имеет особый научно-практический интерес для поиска эффективных путей оказания психологической помощи в их личностном развитии. Образ тела рассматривается как сложное психологическое образование, включающее в себя индивидуальный опыт ощущения, восприятия и переживания тела; представления о своих внешних данных и физических качествах; установки на восприятие собственного тела; эмоционально-ценностное отношение к своему телу.

В исследованиях И.В. Поставневой выявлено, что восприятие детьми с физическими дефектами своего тела и его частей опосредуется специфическим отношением окружающих к дефекту, который имеет ребенок. Результатом таких оценок и опыта использования дефектных частей тела является формирование у ребенка установок на восприятие своего тела и отношение к нему. У значительного числа детей с физическими дефектами средней и тяжелой степени выявлена установка на восприятие своего тела как слабого, беспомощного. У всех детей с физическими дефектами, как и у их здоровых сверстников, выявлена установка на оценку своего тела как соответствующего половой идентификации мальчика или девочки:

а) на уровне психологических составляющих — низким уровнем сформированности схемы тела; негативным телесным опытом; установкой на восприятие своего тела как слабого, немощного; эмоционально-положительным отношением ко всему телу и отрицательным к дефектной части тела;

б) на феноменологическом уровне — пальцевой агнозией и нарушениями пространственной ориентации; несформированностью представлений о пластических свойствах тела человека; деформированностью представлений о размерах и форме частей тела, прежде всего, дефектных; неадекватностью оценки своих физических возможностей, несформированностью представлений о функциях дефектной части тела и возможности ее компенсации; заниженными притязаниями на признание в сфере общения и избеганием этими детьми контактов, предполагающих актуализацию переживаний, связанных с их телесными особенностями [10].

Рассматривая особенности телесности ребенка, страдающего ДЦП, в соответствии с уровнями и структурой телесности Р. Шонц предложил следующую схему уровней образа тела. Первый уровень — «схема тела», служащая основой восприятия тела как объекта в пространстве. Второй уровень — «телесное Я». Этот уровень образа тела отвечает за сохранение телесной самоидентичности. Третий уровень — «представление субъекта о своем теле». Телесное представление может не подчиняться рациональной логике, поскольку тело и его функции могут быть носителями нескольких значений и смыслов одновременно. Концепция тела, или формальное знание о теле и его функционировании, которое выражается с помощью общепринятых знаков и символов, образует четвертый уровень телесности. Отношение к своему телу, болезни распределено по всем указанным уровням. По мнению Е.Т. Соколовой, «схема тела обеспечивает представление о локализации стимулов на поверхности тела, об ориентации тела в пространстве и положении частей тела относительно друг друга. Схема тела стабильна и нарушается только при таких глубоких воздействиях, как повреждения мозга, нарушение иннервации и действие фармакологических препаратов» [11].

Калижнюк Э.С. отмечает, что среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими дефектами ведущая роль принадлежит реакции личности на дефект, осознанию физической неполноценности [12]. Трудности в удовлетворении коммуникативных потребностей из-за двигательных и речевых нарушений порождают у подростков психологическую напряженность, неудовлетворенность собой, социальнопсихологическую дезадаптацию [13]. В исследованиях Крыжко Е.В. структуры «Я-концепции» подростков с ДЦП выявлено, что наибольшую значимость в «Я-концепции» подростков с церебральным параличом имеют особенности их физического облика, отличающего их от сверстников, и выраженность напряжения и беспокойства в сфере эмоциональных проявлений. Представление о себе и самосознание подростков тесно

сопряжены с имеющимся недугом и психологической реакцией на него. Болезненное состояние, имеющее явные внешние проявления, опосредуясь через восприятие собственных физических недостатков внешности, находит свое отражение в «Я-концепции» [14].

Развитие «образа-Я» в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего «наличного» «Я», оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. В частности, отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации подростка и в последующей его жизни.

Попытки исследовать образ тела у детей с ДЦП были осуществлены нами с помощью методики «Автопортрет». В выборку вошло 90 подростков г. Екатеринбурга, имеющих нарушения интеллектуальной сферы, и 216 детей и подростков без нарушений, страдающих ДЦП. Половая принадлежность распределилась следующим образом: 70% мальчиков и 30% девочек, что соответствует в целом половому распределению мальчиков и девочек в генеральной совокупности (всех детей, больных ДЦП).

В процессе интерпретации образа тела, полученной с помощью методики «Автопортрет», изучающей бессознательные эмоциональные компоненты личности, можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом обозначены компенсации и социальные установки.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета Stati stica for Windows

11.5. В результате факторного анализа с помощью Varimax normal было задано несколько факторов. В результате переменные распределились следующим образом:

Фактор 1 «взаимосвязь семьи и выделяемого признака в рисуночном тесте». Вошли переменные: «нарушение интеллекта» (r= 0,438), «пол», «семья», «стили родительского поведения», «социальный интеллект», «восприятие внутрисемейных отношений», «выделяемый признак» представлен несколькими переменными (руки, голова, большие ноги, большие уши и нос, цвет, глаза, рот, отсутствие частей тела).

У мальчиков с нарушенным интеллектом, воспитывающихся в неполных семьях (r= -0,597), в рисуночном тесте «Автопортрет» отчетливо выражены «большие уши и нос» (r=

0,750), «раскинутые руки» (r= -0,413), «длинные пальцы» (r= -0,586), «большие ноги» (r= -0,438), «большие глаза» (r=0,447) в сочетании с «фактором познания преобразований поведения — субтест №3» (r=0,699), «фактором познания систем поведения — субтест №4» (r=0,678). Данный фактор говорит о том, что, помимо того, что дети с интеллектуальной недостаточностью неплохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми и способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками, они гиперчувствительны по отношению к общественному мнению, наблюдаются сексуальные проблемы, дети имеют физическую слабость и потребность в безопасности. В неполной семье мальчики испытывают трудности во взаимоотношениях с близким человеком, присутствует чувство враждебности в семье.

У девочек с нарушением интеллекта, воспитывающихся также в неполных семьях, присутствует взаимосвязь стилей родительского воспитания: «оптимальный эмоциональный контакт» (r=0,611), «эмоциональная дистанция с ребенком» (r=0,430) с выделяемым признаком в рисуночном тесте: «большие ноги» (r=0,416), «метафористическое

изображение» (r=0,716), «хрупкие руки» (r= -0,676), «большая голова» (r= 0,588). Это свидетельствует, что в диаде мать-дочь присутствует положительный эмоциональный контакт, но наблюдается и эмоциональная дистанция с ребенком. Девочки испытывают потребность в безопасности, недовольство своим интеллектом, физическую слабость.

У мальчиков с нарушенным интеллектом, воспитывающихся в полных семьях

выявлена взаимосвязь между «критериями признаков конкретно-личностного отношения ребенка»: отношение к матери (r= 0,577), отношение к отцу (r= 0,760), отношение к бабушке (r= 0,684), стилями родительского воспитания: «оптимальный эмоциональный контакт» (r=0,563) и выделяемым признаком в рисуночном тесте: «цвет» (r= -0,598), «схематичный рот» (r= 0,633), «отсутствие частей тела» (r= 0,689), «маленькие глаза» (r= -0,631). Мы предполагаем, что в полных семьях, воспитывающих мальчиков с ДЦП, осложненный интеллектуальной недостаточностью положительный эмоциональный контакт, доброжелательное отношение ребенка к близким людям, в то же время наблюдаем, что у ребенка наблюдается вялость в общении, самопоглощённость, рисование коричневым цветом свидетельствует о физическом отвращении к своему состоянию.

Фактор 2 «взаимосвязь социального интеллекта и выделяемого признака в рисуночном тесте». Фактор представлен следующими показателями: «пол», «сохраненный интеллект», «полная семья», «социальный интеллект», «выделяемый признак» представлен несколькими переменными (рот, руки, голова, ноги, уши и нос, цвет, глаза, отсутствие частей тела).

Мы предполагаем, что в полных семьях, воспитывающих мальчиков с ДЦП с сохранным интеллектом, наблюдается взаимозависимость социального интеллекта и выделяемого признака в рисуночном тесте. Так в рисуночном тесте дети изображают себя без ног (r= — 0,589), что говорит об отсутствии активности в социуме и концентрации внимания на своем физическом дефекте, отсутствие шеи (r= — 0,451) говорит об отсутствии контроля над телесным влечениями, отсутствие ушей (r= — 0,501) — нежелание прислушиваться к мнению других. В рисунках у мальчиков преобладают такие цвета, как зеленый (r= 0,671), что говорит о потребности в самоуважении, серый (r= 0,579) — утомлении, черный (r= 0,561) свидетельствует о страхе. В большинстве случаев мальчики изображают маленькое туловище (r= 0,685), что говорит о заниженной самооценке.

В рисунках девочек с ДЦП с сохранным интеллектом преобладает желтый цвет (r=

0,540), розовый (r= 0,431) и красный (r= 0,472). Это свидетельствует о потребности в эмоциональном общении, активности, инфантильности. Многие рисунки представлены метафоричным изображением (r= 0,597) в виде сказочного персонажа (принцессы), что говорит о заниженной самооценке.

Большинство детей изобразили свой автопортрет в нижней части листа, который занимает меньше трети листа, в рисунке присутствует выраженное нарушение симметрии, отмечается сильный нажим на карандаш.

Обобщение полученных результатов позволило сделать предположение о том, что у детей, страдающих детским церебральным параличом, независимо от интеллекта заниженная самооценка, имеется тревожность, преобладает низкое самоуважение, выраженные тенденции к регрессии и зависимости, переживание телесной неуклюжести, рассогласованности, общей физической неадекватности и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений.

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

2. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М., 1984. 335 с.

4. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Academia, 2006. 304 с.

5. Five Fields of Striving for Significanceь / Developed by H.T. Stein, Ph.D. Based on the Original Concepts of Anthony Bruck. San-Francisco: Adler Institute Home Page, 1997.

6. Мосак Г. Адлерианская психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 4. С. 61-69.

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30-66.

8. Шибутани Т. Социальная психология: пер. с англ. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 544 с.

9. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1968.

10. Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (по материалам работы с детьми 6 лет): автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1996. 17 с.

11. Соколова Е.Т., Дорожевец А.Н. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. № 4. С. 39-49.

12. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при ДЦП. Киев: Высшая школа, 1987. 309 с.

13. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: пособие для психологов и педагогов-дефектологов. М.: Просвещение, 2007. 272 с.

14. Крыжко Е.В. Влияние психологической коррекции на личность подростков с церебральным параличом // Известия Уральского отделения РАО. Приложение № 3. Образование и наука. 2007. С. 37-40.

1. Bakhtin M.M. The aesthetics of verbal creativity. М.: Iskusstvo, 1979. 424 pp.

2. Kon I.S. In search of oneself. Personality and its consciousness. М., 1984. 335 pp.

3. Breakey J.W. Body Image: The Lower-Limb Amputee // Journal of Prosthetics and Orthotics. 1997. Vol. 9. P. 58-66.

4. Mudrik A.V. Socialization of a person. М.: Academia, 2006. 304 pp.

5. Five Fields of Striving for Significanceь / Developed by H.T. Stein, Ph. D. Based on the Original

Concepts of Anthony Bruck. San-Francisco: Adler Institute Home Page, 1997.

6. Mosak G. Adlerian psychotherapy // Journal of practical psychology and psychoanalysis. 2000. №

7. Berns R. The development of I-concept and education. М., 1986. P. 30-66.

8. Shibutani Т. Social psychology: transl. from English. Rostov-on-Don: Phoenix, 1999. 544 pp.

9. Chamata P.R. On the problem of the genesis of personality’s self-consciousness // The problems of consciousness. М., 1968. 238 pp.

10. Postavneva I.V. The peculiarities of a body image of children with physical defects (on the materials of work with 6-year-old children): Dissertation abstract for the Candidate of Psychology degree. М., 1996. 17 pp.

11. Sokolova Е.Т., Dorozhevets A.N. The researches on «a body image» in foreign psychology // The

Moscow University Bulletin. Series 14. Psychology. 1985. № 4. P. 39-49.

cyberleninka.ru

Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.07, кандидат психологических наук Желателев, Денис Валерьевич

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Желателев, Денис Валерьевич

Проблема образа тела старшеклассника в современной психологии.

1.1 Психологические аспекты проблемы самосознания старшеклассников.

1.1.1 Феномен самосознания в психологии.

1.1.2 Особенности самосознания старшеклассников.

1.2.1 Понятие образа в психологии.

1.2.2 Формирование образа тела.

1.2.3 Значимость образа тела для личности старшеклассника

1.3 Восприятие и оценка педагогом личности учащегося.

1.3.1 Межличностное познание и восприятие.

1.3.2 Социальная перцепция и образ тела.

Выводы к главе 1.

Программа и методы исследования.

2.1 Программа и основные задачи исследования.

2.2 Методики изучения образа тела и личности старшеклассников.

2.3 Изучение оценки значимости образа тела педагогами.

Выводы к главе 2.

Результаты эмпирического исследования образа тела старшеклассников и оценка его значимости педагогами

3.1 Образ тела в самосознании старшеклассников.

3.1.1 Структура образа тела.

3.1.2 Образ тела и половой диморфизм.

3.1.3 Возрастные особенности образа тела.

3.2 Образ тела и личностные особенности учащихся.

3.2.1 Образ тела и самоотношение .

3.2.2 Образ тела и личностные факторы.

3.3 Оценка значимости образа тела старшеклассников педагогами.

3.3.1 Оценка педагогами значения образа тела для старшеклассников.

3.3.2 Особенности самосознания педагогов и оценка ими образа тела учащихся

3.4 Психолого-педагогические методы коррекции образа тела старшеклассников.

Выводы к главе 3.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом»

Данная работа посвящена исследованию особенностей формирования образа тела учащихся старших классов, взаимосвязи его с другими составляющими личности и взаимоотношениями с окружающими, а также оценка его педагогами.

Одна из необходимых составных частей общего знания человека о самом себе — знание о своём физическом «Я». Медицинский аспект этой проблемы достаточно полно освещён отечественной наукой, но психологи обратились к ней сравнительно недавно, в то время как в зарубежной психологии она исследуется с самых различных сторон.

В процессе формирования самосознания происходит не только становление духовного мира и мировоззрения, осознание и обогащение качеств личности, но и овладение собственным телом, дальнейшее формирование образа тела — представления об особенностях, структуре и границах его как физического объекта, представлений о его возможностях. Осознание человеком своей телесной сущности представляет собой такой же процесс, что и отражение объектов внешнего мира и других людей. Актуальность и значимость работы:

Актуальность данной работы определяется проблемой эффективного педагогического взаимодействия, сохраняющего здоровье учащихся. В последнее время все больше внимания в педагогическом процессе уделяется развитию интеллектуальной сферы ребенка, что вызвано требованиями технического развития общества. В то же время мало значения придается естественным, научно обоснованным психическим и биологическим процессам развития личности, что приводит к возрастанию влияния на эти процессы различных домыслов и бытовых стереотипов. Перекос в воспитании в сторону развития интеллекта приводит к нарушению целостности в развитии личности, что в дальнейшем сказывается на здоровье и социальной адаптации. Знание о единстве сознания и тела, основ действий по формированию положительного, адекватного реальному телу, образа тела в сознании особенно необходимы людям, которые в силу своей профессии оказывают большое влияние на развитие и воспитание личности. Дефицит знаний у педагогов и родителей о важности физического «Я» в жизни человека вызван малым количеством информации о целостности и неразрывности естественных биологических и психических процессов, ее искажением в настоящее время в обществе и отсутствием ее в профессиональной подготовке педагогов.

Поведение человека в различных ситуациях зависит от осознания своего физического облика. Особое значение приобретает правильно сформированное представление о себе в подростковом и юношеском возрасте, когда неадекватное представление о своем физическом облике может привести к расстройствам здоровья, неадекватному поведению или стать причиной комплекса неполноценности. Так как организм подростка находится в решающей стадии своего развития, физические изменения организма в период полового созревания требуют построения нового образа тела. В старшем школьном возрасте степень и адекватность осознания своего физического «Я» является одним из важных внутренних условий, которое хотя и опосредовано, но активно участвует в формировании индивидуальных особенностей личности. Образ тела и отношение к своей внешности является одним из регулирующих факторов поведения. Овладение собственным телом и перестройка образа тела происходит в повседневной практической деятельности ребенка и в процессе его взаимодействия с окружающими. Оценка педагогом образа тела старшеклассника оказывает влияние на формирование его представления о своем теле. Степень адекватности данной оценки влияет на процесс педагогического взаимодействия в целом. Методологическая основа исследования:

Теоретической и методологической основой исследования стали: 1) работы по развитию и формированию самосознания в онтогенезе человека Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Е.Н.Анкудинова,

М.И.Лисиной, Е.И.Савонько, Е.Т.Соколовой, А.И.Сильвестру, И.И.Чесноковой; 2) исследования по проблемам образа «Я» как результата процесса самосознания и его структурных компонентов А.А.Бодалева, В.Н.Козиева, В.Н.Кунициной, И.С.Кона, А.Н.Крылова, В.Н.Непомнящей, Н.Н.Обозова, В.Н.Панферова, А.Р.Петрулите, А.А.Реана, Е.Т.Соколовой, М.И.Лисиной, И.И.Чесноковой; 3) работы по изучению особенностей самосознания в подростковом возрасте Л.И.Божовича, Л.С.Выготского, И.С.Кона, В.Н.Кунициной, Е.И.Савонько, И.А.Слободянюка, А.М.Прихожан,

Д.Б.Эльконина; 4) работы по изучению самосознания в юношеском возрасте Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева,

Н.А.Волковой, И.С.Кона, В.С.Магуна, А.Р.Петрулите, Е.Ф.Рыбалко, В.Ф.Сафина; 5) теории восприятия и исследования образной сферы Л.М.Веккера, Л.С.Выготского,

A.В.Запорожеца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, С.Д.Смирнова; б) работы по формированию представления о человеке и социальной перцепции Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, С.В.Кондратьевой,

0.Г.Кукосяна, В.В.Кунициной, Л.А.Петровской, А.А.Реана,

B.Л.Ситникова; 7) исследования влияния физического облика на восприятие личности Ф.Ленарда, Э.Бланки, Л.Райтера, П.М.Якобсона, П.Экмана, Р.Плучека, С.Вандерберга, М.Маттиссона, М.Шермана, Ч.Ландис, К.Д.Шафранской, Дж.Гельма, А.Олсена, Брауна, Фишера, Г.Олпорта; 8) зарубежные исследования образа тела M.S.Calderone, S.Cleveland, S.Fisher, R.Leonard, P.Schilder, F.C.Shontz,

C.E.Orbach, J.Wilbur 9) исследования образа тела в подростковом возрасте и его нарушений Д.Н.Исаева, В.Е.Кагана, И.С.Кона, В.Н.Кунициной, А.Коссаковского, И.А.Слободянкжа, Е.Т.Соколовой, М.В.Коркиной, М.О.Мдивани, К.А.Новолянской, Р.Бернса, Фишера, Вилбура. Предмет исследования:

Образ тела в самосознании старшеклассников и оценка педагогами образа тела старшеклассников. Объект исследования:

Учащиеся 8-11 классов школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 190 человек, а также учителя школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 47 человек в возрасте от 23 до 60 лет. Гипотезы ис следов а ния:

1. Образ тела в самосознании старшеклассника — сложное структурное образование, которое имеет многоаспектную взаимосвязь с другими параметрами личности.

2. Оценка образа тела старшеклассников педагогами носит многоаспектный характер и имеет различия с реальным образом тела в самосознании старшеклассника. Цель и с следов а ния:

Выявление и анализ взаимосвязи различных элементов образа тела в самосознании старшеклассников с другими особенностями личности и сравнение их с оценками педагогов.

1. Выявить структуру, содержание и особенности формирования образа тела в самосознании учащихся старших классов.

2. Выявить взаимосвязь образа тела старшеклассников с личностными качествами, самоотношением и особенностями межличностного взаимодействия.

3. Выявить тендерные и возрастные различия в структуре, содержании и особенностях взаимосвязи с другими структурами личности образа тела старшеклассников.

4. Выявить особенности оценки образа тела старшеклассников педагогами.

5. Разработать методы выявления и диагностики образа тела в самосознании личности.

6. Разработать методы коррекции нарушений формирования образа тела.

Научная новизна исследования:

1.Разработаны авторские методики диагностики и исследования образа тела.

2.Выявлены особенности структуры и содержания образа тела старшеклассников.

3.Выявлены тендерные различия и возрастная динамика в формировании образа тела старшего подросткового возраста.

4.Выявлены взаимосвязи образа тела с другими структурами личности в старшем школьном возрасте.

5.Выявлены особенности оценки образа тела старшеклассников педагогами в педагогическом взаимодействии.

Положения выносимые на защиту:

1. Образ тела в самосознании старшеклассников имеет многоаспектную взаимосвязь с такими качествами личности как интернальность , уверенность в себе, сила «Я», смелость, мягкость, зависимость, доброжелательность, замкнутость, индивидуализм, коммуникабельность, активность, самостоятельность.

2. Оценка образа тела старшеклассников педагогами имеет различия с образом тела в самосознании старшеклассника.

3. Существуют тендерные различия качественных характеристик образа тела и его взаимосвязей с другими качествами личности.

4. Неадекватность образа тела в самосознании может влиять не только на отношение личности к себе и своему телу, но и служить самостоятельным мотивом активности в отношении собственной внешности и тела.

5. Образ тела в самосознании педагога влияет на оценку образа тела старшеклассников.

6. С возрастом неравномерно меняются как качественные, так и структурные характеристики образа тела и их взаимосвязи с другими качествами личности.

Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Результаты докладывались на научно-теоретической межвузовской конференции «III Царскосельские чтения», конференции « Организация психологической службы », научно-практической конференции « Ананьевские чтения — 99». Программа коррекции проводилась в группах студентов 1 курса факультета психологии и педагогики ЛГОУ , а также в группах детского оздоровительного лагеря и школах города. Практическая значимость работы:

— результаты исследования имеют практическое значение для целенаправленных действий по формированию положительного, адекватного реальному телу, образа тела в сознании ребенка в процессе воспитания и построения программ по физическому воспитанию в школе, ориентированные на формирование положительного образа тела;

— материалы результатов исследования рекомендованы для построения программ по подготовке и переподготовке педагогов и психологов в системе образования;

— разработаны методики исследования образа тела, которые прошли апробацию на разных группах испытуемых ;

— описаны структурные характеристики образа тела;

— разработана программа коррекции образа тела, которая рекомендована к использованию в работе с педагогами и подростками.

Структура и объем диссертации:

Диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографию (233 наименования, из них 28 на англ.яз.)^ приложение, содержит 230 страниц, 15 рисунков и 32 таблицы.

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Желателев, Денис Валерьевич

Выводы по главе 3

В результате проведённого анализа проблемы, подкреплённого данными эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Образ тела можно описать с помощью следующих характеристик, преобладающих в каждом конкретном случае в разной степени: представленность в образе тела чувственной и социальной составляющих, осознанность, идентификация, реальность, целостность, адекватность, стабильность, модальность восприятия, кроме того, образ тела имеет такие аспекты, как пол, возраст, размеры, граница образа тела.

2. В старшем подростковом возрасте, когда тело заканчивает интенсивно изменяться, расти, физическое «Я» отстает в росте, и освоение психикой новообразований тела происходит с запозданием.

3. Первостепенное значение для личности в подростковом и юношеском возрасте имеет внешняя привлекательность, это находит отражение в эмоциональной самооценке физического «Я». Оценочный компонент образа тела связан с отношением к себе и межличностными отношениями старшеклассников. Представление о собственном физическом облике, его соответствие общепринятым стандартам, низкая или высокая самооценка подростком своих физических данных может приводить к формированию определённого склада личности и в определённой степени мотивировать как поступки подростка, так и его отношение к себе и окружающим людям.

4. Существует устойчивая связь между образом тела в сознании старшеклассника и личностными особенностями. Позитивный образ тела коррелирует с такими качествами личности, как уверенность в себе, доброжелательность, замкнутость, индивидуализм, коммуникабельность, активность, самостоятельность, интернальность , смелость, зависимость. В силу гетерохронности развития личности и отдельных ее качеств с возрастом неравномерно меняются как качественные, так и структурные характеристики образа тела и их взаимосвязи с другими качествами личности.

5. Образ тела в самосознании педагога влияет на оценку образа тела учащихся и есть основания полагать наличие защитного компенсаторного механизма у педагогов с негативным образом тела, искажающим восприятие учащихся. Образ тела является важным аспектом межличностного познания в педагогическом процессе. Педагоги не всегда адекватно оценивают образ тела старшеклассников, что может приводить к различным формам нарушений взаимодействия в педагогическом процессе.

6. Существуют тендерные различия в формировании образа тела и в его взаимосвязи с другими качествами личности. У девочек-старшеклассниц отношение к себе зависит, в основном, от мнения окружающих в отношении их внешности, и девочки более сензитивны к информации о своей внешности и больше склонны к интроекции в этой области. У мальчиков-старшеклассников отношение к себе зависит не только от внешней оценки внешности, но и от чувственной составляющей образа тела.

7. На формирование образа тела большое влияние оказывают ценности социума и культурные стереотипы, которые позволяют быть более адаптированным и успешным в обществе. В силу ценностей культуры и социума, ориентированных на внешнюю деятельность, происходит отчуждение своей телесной сущности и возникает желание меньше обращать внимания на чувственные проявления своего тела, а больше на социальные нормы. Так происходит подмена биологических составляющих образа тела ценностями социума.

В работе выявлены особенности структуры образа тела учащихся старших классов, взаимосвязь образа тела с другими сторонами личности, а также оценка образа тела старшеклассников педагогами.

Объектом исследования явились учащиеся старших классов и педагоги, преподающие в старших классах.

Оценка образа тела старшеклассников педагогами в сравнении с их реальным образом тела исследовалась с целью выявления искажений субъективного восприятия физической стороны личности старшеклассников в педагогическом процессе.

В теоретической части работы: проанализированы подходы разных авторов к исследованию самосознания и образа тела, на основе которых выявлены структурные и функциональные составляющие образа тела. Исследованы особенности восприятия педагогом личности учащегося в педагогическом процессе. В экспериментальном исследовании:

— Разработаны новые диагностические методики и подходы в исследовании образа тела.

— Предложены характеристики и структурные составляющие образа тела.

— Исследованы особенности образа тела старшеклассников с учетом тендерных и возрастных различий.

Выявлены особенности взаимосвязи образа тела с личностными особенностями, отношением к собственному «Я» личности и межличностными взаимоотношениями учащихся старших классов, с учетом тендерных и возрастных различий.

Обнаружены ошибки в оценках педагогов образа тела старшеклассников, которые могут отрицательно сказываться на педагогическом процессе.

Разработана и опробована программа коррекции образа тела, а также даны практические рекомендации педагогам.

— Намечены пути для дальнейшего исследования образа тела. Итоги исследования:

Существуют особенности структуры и процесса формирования образа тела учащихся старших классов.

— Имеются различия в структуре образа тела и его места в структуре личности у мальчиков и девочек.

В разном возрасте образ тела имеет различные особенности структуры и взаимосвязи с другими качествами личности.

Образ тела оказывает значительное влияние на формирование и развитие личности, а также на поведение.

— Внешняя привлекательность имеет большую значимость для личности старшеклассника.

Ценности социума и культурные стереотипы вносят значительные искажения в формирование образа тела, что приводит к отчуждению своей телесной сущности.

Существует большой недостаток информации касающейся важности телесного аспекта в развитии личности и воспитании, и педагоги не всегда адекватно оценивают образ тела старшеклассников.

Представлены пути воспитания и коррекции нарушения образа тела.

Пути дальнейшего исследования проблемы образа тела Многогранность предмета исследования позволяет наметить дальнейшие пути разработки данной темы:

— Разработать и внедрить программу по формированию положительного, адекватного реальному телу, образа тела в сознании личности ребенка в программу подготовке педагогов и педагогов-психологов.

— Разработать программу по формированию положительного адекватного образа тела личности ребенка для школ.

— Исследование взаимосвязи образа тела и семейного воспитания.

— Исследование взаимосвязи образа тела и интеллектуальных способностей.

— Образ тела в онтогенезе личности (ранний возраст, поздний возраст).

— Тендерные особенности образа тела.

— Образ тела и вид профессиональной деятельности (спорт, восточные искусства, физическая деятельность, умственная деятельность, педагогическая и др.).

Изучение особенностей процесса формирования образа тела, без сомнения можно рассматривать, как один из этапов накопления в современной психологии и педагогике данных о целостной картине общего генезиса самосознания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Желателев, Денис Валерьевич, 1999 год

1. Алеексеев A.A. Громова Л. А.3. Алексеева А.Нл4. Ананьев Б.Г.5. Ананьев Б.Г.6. Ананьев Б.Г.7. Андреева Г.М.

2. Андреева Г.М. Богомолова H.H. Петровская Л.А.9. Ассаджиоли Р.10. БажинЕ.Ф. Эткинд A.M.11. БернЭ.12. Берне Р.

3. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С.6-9. Психогеометрия для менеджеров. — Л., 1991. — 164 с.

4. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. Дис. канд. пихол. наук. Л., 1983.- 178 с.

5. Динамическая психология и психосинтез //

6. Психосинтез: теория и практика. М., 1994. — с.5-26.

7. Цветовой тест отношений. Методическиерекомендации. С-Пб., 1993. — 21 с.

8. Введение в психотерапию и психоанализ длянепосвященных. С-Пб., 1992. — 448 с.

9. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986 422с.13. Бернштейн H.A.14. Бернштейн H.A.15. БерцфанЛ.В.16. БодалевА.А.17. БодалевА.А.18. БодалевА.А.19. БодалевА.А. Ковалев Г.А.20. Божович Л.И.21. Божович Л.И.22. Брукс Ч.23. Бурлачук Л.Ф.

10. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М.25. Бызова В.М.

11. Личность и общение. М., 1995. — 328 с. О познавательных процессах в общении. Когнитивная психология. — М., 1986. — С. 195-205. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

12. Особенности самосознания у подростков // Вопросыпсихологии №1. М., 1955. — С.98-107.

13. Чувственное осознавание . Как вернуть полнотупереживания. М.: Либрис, 1997.- 284 с.

14. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.126 с.

15. Словарь справочник по психодиагностике . — СПб., 1999.-528 с.

16. Гингер С., Гингер-Пейрон А.37. Гостев A.A.

17. Основы возрастной и конституциональной антропологии. М., 1996. — 216 с. Восприятие и основы его моделирования. — Л.: ЛГУ , 1964.- 193 с.

18. О чувственном образе как изображении // Вопросы философии №4. М., 1961.

19. Прикасаясь к телу, трогаешь душу. М., 1998. — 77 с. Собрание сочинений в 6-ти т. — М., 1982. — т.4. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Ред.: Ю.Б.Гипенрейтер, М.Б.Михалевская. — М.: МГУ , 1975. — С.275-281.

20. Формирование рефлексирующего мышления как психологический фактор развития познавательной активности студентов // Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. 4.1. М., 1977. -С.106.

21. О восприятиях вообще // Хрестоматия по ощущению и восприятию/ Ред.: Ю.Б.Гипенрейтер, М.Б.Михалевская. М.: МГУ, 1975. -С.61-87.

22. Что такое гештальт? Двадцать базовых понятий. СПб., 1996.-24с.

23. Гештальт терапия контакта. — СПб., 1999. — 287с.

24. Теория Self // Координаты «Я»: здесь и теперь. Альманах 1. СПб.: Санкт-Петербургский Институт Гештальта., 1996. — С. 8-32

25. Образная сфера личности. Психологический журнал №3. М., 1987. — С.33-42.38. Гостев А.А.39. Данилин К.Е.40. Дольто Ф.41. Дорожевец А.Н.42. Драгунова Т.В.43. Езан С.В.

26. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., ПономаренкоВ.А.45. ЗакА.З.46. Запорожец А.В.47. Запорожец А.В.48. Захаров А.И.

27. Образная сфера человека.- М., 1992. 160 с. Анализ рефлексивных структур при исследовании малых групп. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977. — С. 109126

28. На стороне подростка. СПб., 1997. — 277 с. Искажение образа физического Я у больных ожирением и нервной анорексией. Автореф. к.п.н. — М., 1986.

29. Образ в системе психической регуляции деятельности. -М., 1986.- 172с.

30. Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследование рече-мысли и рефлексии. Психология. Вып. 10. Алма-Ата, 1979. — с.6-13 Избранные психологические труды т.1. — М., 1985 — 152 с.

31. Развитие восприятия и деятельность. // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Ред.: Ю.Б.Гипенрейтер, М.Б.Михалевская. М.: МГУ, 1975. — С.197-205 Неврозы у детей и их психотерапия . — СПб.: Союз, 1998.-324с.49. Захаров А.И.

32. Зейгарник Б.В., Коркина М.В., Карева М.А.51. Зинкевич О.В.52. Зинченко В.П.53. Зинченко В.П.54. Исаев Д.Н.55. Исаев Д.Н., Каган В.Е.56. Казанкина М.Г.57. Кан-Калик В.А.58. КепнерДж.59. Кепнер Дж.60. Кепнер Дж.61. КепнерДж.62. Климов Е.А.

33. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии №2. -М., 1991. С. 15-37 От генезиса ощущений к образу мира // А.Н.Леонтьев и современная психология. — М., 1983. — с. 140-149 Психология больного ребенка. Лекции. — СПб., 1993. -75 с.

34. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1980. — 181 с.

35. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л., ЛГПИ , 1981. — 69 с. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979. — 138 с.

36. Коркина М.В., Зейгарник Б.В., Ничипоров Б.В.

37. Образ мира в разнотипных профессиях. М. МГУ, 1995.-224 с.

38. Взаимоотношение различных типов самооценки у учителя // Педагогические проблемы и способы их решения учителем. Л., 1979. — С.54-61 Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореф. дис. к.п.н.- Л., 1980. -23 с.

39. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Дис. к.п.н. Л., 1980. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М., 1984. -335 с.

40. Открытие «Я». М.: Полииздат, 1978. — 367 с. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. -255 с.

41. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. -М., 1997.-457 с.

42. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М., 1980.-256 с.

43. Синдром дисморфофобии в клинике пограничной психиатрии // Пограничные состоятия. М., 1965. Синдром дисморфомании (дисморфофобии) и психопатизация личности // Журнал невропатологии и психиатрии, вып. 8. -М., 1965.

44. Сравнительный анализ отношения к своему физическому образу в норме и у больных дисморфофобическими расстройствами // Журнал невропаталогии и психиатрии им. Корсакова. М., 1982. Вьгп.12.

45. Коркина М.В., Цивилько М.А., Зейгарник Б.В., Соколова Е.Т., Карева М.А., Дорожевец А.Н., Арсеньев А.Р.76. Коссаковский А.77. КофкаК.78. Кочетов А.И.79. Кравченко Н.Е.

46. Нарушение самовосприятия и пищевого поведения у больных с синдромом нервной анарексии // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. М., 1986. Вып. 12.80. Креславский Е.С.81. Кричевский Р.Л.

47. Крутецкий В.А., Лукин Н.С.

48. Соотношение соматического и психического развития в период полового созревания // Проблемы психического развития и социальной психологии. Тезисы докладов Международного XVIII психологического конгресса, Т.З.-М., 1966.

49. Кулешова Л.Н., Смолина А.В.86. Кун М., Макпартлэнд Т.87. Куницина В.Н.88. Куницина В.Н.89. Куницина В.Н.90. Леонтьев А.Н.91. Леонтьев А.Н.92. Леонтьев А.Н.93. Леонтьев А.Н.94. Леонтьев А.Н.

50. Образ Я» как фактор развития личности. Автореф. дис. к.п.н. — М., 1984. — 20 с.

51. К вопросу формирования образа своего тела у подростков // Вопросы психологии. №1. М., 1968. -С .90-99

52. Некоторые проблемы формирования личности и самосознания // Человек и общество №3, выпуск 4. -Л.: ЛГУ, 1969.

53. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975. -304 с. Личностный смысл и трансформация психического образа. Вестник Моск. Ун-та. Сер.14, Психология. №2. -М., 1988.-С.З-14

54. Лисина М.И., Сильвестру А.И.99. Ломов Б.Ф.1. KO ЛоуэнА.1. KU Лоуэн А.1. КЕ Лоуэн А.1. Ж Лоуэн А. Ш1. КБ Люшер М. Ю5 Магун B.C.107. Майерс Д. ЗС8 Мак-Нили Д.1. Ш Максименко Ю.Б.

55. Бондаренко Я. А. 11Q Маховер К.111 Мдивани М.О.

56. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -M.: Просвещение, 1968. — 142 с.

57. Общение, личность и психика. М., Воронеж, 1997. -316с.

58. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев, 1983.- 112 с.

59. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991. — 296 с. Биоэнергетика. — СПб.: Ювента, 1998. — 375 с. Любовь и оргазм. — М., 1998. — 428 с. Предательство тела. — Екатеринбург, 1999. — 328 с. Язык тела. — СПб.,1997. — 382 с.

60. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. / Ред. Кудряшов А.Ф. Петрозаводск, 1992.-320 с.

61. Цвет вашего характера. М., 1996. — 244 с. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов. Автореф. дис. к.п.н. — Л., 1977.-22 с.

62. Социальная психология. СПб.,1997. — 684 с. Прикосновение. Глубинная психология и телесная терапия. — М., 1999. — 140 с.

63. Использование семантики цвета в психодиагностике. Учебное пособие. Донецк. 1997. — 107 с. Проективный рисунок человека. — М.: Смысл, 1996. -158 с.

64. Исследование структуры образа физического «Я» школьников. Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1991.

65. Меграбян A.A. 1Б Меерович Р.И.134 Мерлин B.C.115 Мерлин B.C.

66. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К.

67. Никитин В.Н. 118 Новолянская К.А.119. Новолянская К.А.1. Ш Обухова Л.Ф.12L Обуховски К.122 Оклендер В.12S Олейник Л.Д.-24 с.

68. Диперсонализация. Ереван, 1962.

69. Растройства « схемы тела » при психическихзаболеваниях. Л., 1948.

70. Проблемы экспериментальной психологии личности // Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып.б.-Пермь, 1970.- с.7-212.

71. Психология индивидуальности. М., Воронеж, 1996. -272 с.

72. Планы и структуры поведения. М. 1965. — 33 с.

73. Психология телесного сознания. М., 1998, с.488. Об одной из форм затяжных паталогических реакций в пубертатном возрасте (синдром дисморфофобии) // Журнал невропаталогии и психиатрии, вып. 7. М., 1960.

74. Об одной из форм затяжных паталогических реакций в пубертатном возрасте (anorexia nervsa) у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии, т. 58. М., 1958.

75. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995-357 с.

76. Феномены восприятия // Хрестоматия по ощущению и восприятию./Ред.: Ю.Б.Гипенрейтер, М.Б.Михалевская. М.: МГУ, 1975. — с.47-57.

77. Нейропсихологический анализ нарушенийэмоционально-личностной сферы. Автореф. дис. к.п.н. -М., 1979.-23 с.126 Орлов Ю.М.127 Орлов Ю.М.128 Осгуд Ч.129 Осгуд Ч.1. Ш Ошанин Д.А131 Ошанин Д.А.132 Пайнз Д.1. Щ Пантелеев С.Р.1. Ш Панферов В.Н.1. Ш Перлз Ф.

78. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987. — 223 с.

79. Роль оперативного образа в выявлении информационного содержания сигналов // Вопросы психологии. №4. М., 1969. — С.34-50. Бессознательное использование своего тела женыциной. — СПб., Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997. — 193 с.

80. Методика исследования самоотношения . М., 1993. -32 с.

81. Внешность и личность // Социальная психология личности. Л., 1974. — С. 106-113

82. Гештальт подход и Свидетель терапии. — М., 1996. -237 с.136 Перлз Ф. 137. Перлз Ф.138 Петрулите А.Р.139 Петрулите А.Р.1. Ш Платонов К.К.

83. Ш ПономаренкоВ.А. Алешин C.B., Ворона А. А.Ш

В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

www.dissercat.com