Самооценка я реальное я идеальное

Исследование самооценки личности. Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”.

В основе данной методики лежит способ ранжирования. Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно.

Обработка результатов теста

Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 — d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном.

Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку.

Низкая или заниженная самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности. В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «малоэффективно» преодолевает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают самоуверенность и отказ себе в праве на ошибки. Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания.

Развивать у себя адекватную самооценку можно на основе самопознания. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально.

В колонке №4 нужно подсчитать d2по каждому качеству. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.

Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов.

Образец бланка к тесту

И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий. Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку.

Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения.

Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека

Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности. Если можете помочь – будем признательны (только если вы на 100% уверены что данная методика есть в том источнике, который вы указываете, по возможности со страницами).

Мной по этой методике уже проведено исследование для диплома, к сожалению вопрос с автором не уточнила заранее. Тесты на самооценку можно найти в соответствующем разделе. Так же можно использовать проективные методы, рисуночные тесты и можно попробовать тест Куна “Кто Я”. Можно провести ту его часть которая касается самооценки.

В психологии также различают самооценку адекватную и неадекватную

И (идеальных) – 36 качеств, Р (реальных) – 30 качеств, по этой формуле получается 83%. А в таблице результатов до 67 у мужчин и до 69 у женщин максимально! У меня низкий уровень самооценки.( В первом варианте получилось число 31,2%, во втором R=0,0565. В институте из всей группы (а это 31 человек) у меня единственной была занижена самооценка (проверяла преподаватель-психолог).

2 показывает низкую самооценку. Даю ссылки для цитирования и облегчённого поиска данной методики: Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопр. психол.— 1977.— № 2. — С. 133—143. В последнее время вопросы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самоуважения, устойчивости личности занимают важное место в проблематике психологии личности.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. В основе «Я-концепции» лежат самооценка и уровень притязаний. В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным».

amanfertul.ru

Я-Реальное, я-Идеальное. Тест

Предлагаю вам пройти тест в конце этой статьи, для того, чтобы понять, сильно ли отличается ваше Я-реальное от вашего же идеального-Я.

А для чего это мне нужно, спросите вы? Что за интерес мне это знать?

А знать нужно хотя бы для того, чтобы понимать, где могут находиться истоки вашего внутриличностного конфликта и вовремя его выявить.

Так как большой разрыв между характеристиками Я-реального и Я-идеального – лишает вас уверенности, мотивации что-то изменять, понижает самооценку.

Согласно Карен Хорни, выдающемуся психологу 20-го века, большое расхождение между реальным и идеальным-Я нередко ведет к депрессии, внутренним конфликтам, обусловленным недостижимостью идеала.

Уровень различий между Я-реальным и Я-идеальным характеризует степень рассогласованности личности. А это почва для разочарования.

И именно откуда, в большинстве случаев растут ноги у наших внутренних конфликтов ……

Сейчас я расскажу об этом более подробно.

Итак, что же такое наше реальное и идеальное Я?

Возьмем, к примеру, человека с его реальными достижениями, достоинствами и недостатками. Его представление о себе настоящем мы условно назовем реальное Я.

И в то же время у этого же самого человека есть некий образ, идеал, к слову часто не осознаваемый, тот, кем бы он хотел быть. Назовем этот образ Я-идеальное.

Для более точного понимания Идеального образа важно осознавать то, что он содержит в себе два аспекта. Во-первых, Я-идеальное— это представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Это то, что человек больше всего ценит и к чему стремится. То есть у нас существуют вполне осознаваемые установки, связанные с представлениями о том, какими бы мы хотели или надеемся стать. Этот здоровый аспект нашего Идеального-Я необходим нам для сохранения самоуважения, он мотивирует нашу деятельность, определяет выбор социальных статусов и ролей, определяет долгосрочные цели и средства их достижения, ограничивает те или иные поступки, влияет на развитие тех или иных качеств и, следовательно, развитие личности в целом. И это позитивный и здоровый аспект Идеального образа Я.

И здесь, противоречие между нашим Реальным Я (т.е. представлениями о себе на данный момент времени) и тем, каким бы вы хотели стать -разрешается, в частности, добавлением мотивации к достижению цели. Это касается всех сфер жизни: профессиональной, личной, семейной, финансовой.

И с этим все более или менее понятно: вы — либо действуете, чтобы достигнуть желаемого либо, учитывая ресурсы на данный момент, либо снижаете притязания…

Настоящая сложность же начинается тогда, когда ваши ожидания относительно самого себя, НЕ ОСОЗНАЮТСЯ и могут создать некую жизненную программу, которая автоматически запускается в определенной ситуации, несмотря на то, что она не соответствует вашим интересам и актуальности сегодняшнего дня. И любое рассогласование поведения с программой переживается как СТЫД.

Дело в том, что когда мы растем, у нас складывается представление о том, какими мы должны «быть», чтобы нас любили и принимали, чтобы у нас было свое место в семье и в мире. В нас звучат голоса близких, голоса учителей и многих других, встретившихся в жизни значимых для нас людей. И сформированный, не осознаваемый нами «Идеальный» образ себя, например: я умный, честный, трудолюбивый, щедрый и т.д. и т.п. делает нас нетерпимыми к проявлению качеств, противоположных этому Внутреннему образу.

В то время, как «стимулятором» обиды является упорство, с каким человек отказывается принять свободу и индивидуальность другого человека, в СТЫДЕ, вы отрицаете свою свободу, отказываясь принимать себя таким, какой вы есть.

Неосознаваемый стыд является мощной преградой на пути к принятию себя со всеми «+» и «-». Эта эмоция не что иное, как неоправданные ожидания в отношении себя, своего Идеального Я образа.

Мы работаем с этим на семинаре «Рождение бабочки».

Как же формируется Я- идеальное? А формируется этот виртуальный образ с раннего детства. Изначально «фундамент» для него закладывают мать и отец или люди их замещающие: их поведение, которое ребенок копирует, их также идеалы, ценности, запреты, правила и т.д.

Затем подключается уже социум: воспитатели, учителя и т.д. Плюс мультики-ТВ-кино. В итоге в голове человека вырисовывается собирательный чудо-образ. И человек начинает стремиться этому образу подражать!!

При нормальном течении развития личности Я-идеальное со временем меняется. И это естественный процесс, в основе которого — гибкость мышление, логика, опыт. Причем степень изменения и скорость у каждого разная. И опять же, при нормальном функционировании к Я-идеальному пытается приблизиться Я-реальное. Между ними происходит постоянный «диалог». Таким образом, Я-идеальное формируется в ходе развития Я-концепции и в течение всей жизни может неоднократно меняться.

Какие кризисы могут возникнуть в связи с Я-идеальным?

Дело в том, что при рождении у человека нет такой подструктуры, как Я-идеальное и, как вы понимаете, быть не может.

Высокие требования, которые начинает предъявлять ребенку социум начинает процесс расхождение между Я-реальным и Я-идеальным. Причем вклад родителей в формирование Я-идеальное ребенка закономерный и позитивный процесс, с помощью которого, в том числе осуществляется связь и преемственность поколений. Негативным он может стать, в частности, в том случае, если предъявляемые стандарты и требования не соответствуют возможностям ребенка и не учитывают его собственных интересов и склонностей, обрекая его тем самым на неуспех, потерю самоуважения и «путаницу» в самоопределении. Позже такие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия.

Тест различий между идеальным и реальным Я Батлера-Хейга

Направлена на изучение и оценку представления о себе.

«Я – концепция» о которой мы говорили – есть, в том числе, сумма «Я – реального» и «Я –идеального». И это важный фактор формирования выбора того или иного поведения человека. Которое, в свою очередь, во многом определяет направление его деятельности, поступки и и т.д. Некоторое аспекты «Я- образа» оказываются ускользающими от сознания, не осознанными. Данный тест позволяет выявить некоторые конфликты, которые существуют.

Тест различий между идеальным и реальным «Я».

  • Первой задачей является определение в том, каким Вы видите себя. Для этого:
  • Прочтите приводимые ниже 50 утверждений, мысленно отмечая те из них, которые вы считаете наиболее характерными и наименее характерными для Вас сейчас.
  • Проставьте карандашом (это даст Вам возможность внести коррективы при изменении мнения) в первой колонке, обозначенной реальное Я, 1 балл пяти наиболее присущим Вам сегодня характеристикам Я из нижеприводимого списка.
  • В этой же колонке проставьте 5 баллов следующим пяти наименее присущим Вам сегодня характеристикам Я из нижеприводимого списка.
  • В этой же колонке проставьте 2 балла 12 не очень характерным Вам сегодня характеристикам Я.
  • В этой же колонке проставьте 4 балла 12 не совсем неприсущим Вам сегодня характеристикам.
  • Это позволит Вам избавиться от 16 не очень характерных и нехарактерных для Вас характеристик. Присвойте этим характеристикам 3 балла.
  • Еще раз вернитесь к этим характеристикам, проверив степень Вашей уверенности в вынесенных оценках. Если Ваше мнение изменилось, внесите необходимые коррективы. Проделанная работа позволяет вынести суждение о Вашем сегодняшнем образе реального Я.
    • Второй задачей является определение того, каким Вам хотелось бы видеть себя.
  • Полоской бумаги закройте колонку реальное Я со сделанными оценками, чтобы она не оказывала влияния на Ваши последующие решения.
  • Повторите шаги 1-7, но только в отношении Вашего идеального Я — того, каким бы Вы хотели стать. Поместить Ваши балльные оценки во вторую колонку «идеальное Я».
  • Третьей задачей является определение степени различия между Вашим реальным и идеальным Я. Для этого:
    1. Подсчитайте разницу между количественными выражениями вашей реальной и идеальной самостей, представленных в соответствующих колонках. Например, если в колонке реальной самости у определенной самохарактеристики стоит цифра 5, а в колонке идеальной самости — 1, то фиксируемая разница составит 4 балла.
    2. Суммируйте разницу всех 50 характеристик. Чем большая разница между реальным и идеальным Я, тем больше, по всей вероятности, будет Ваша неудовлетворенность самими собой. (Вполне очевидно, что если ваши идеальное и реальное Я не расходятся, то разница будет нулевой).
    3. Постарайтесь запомнить те характеристики, по которым разница между идеальным и реальным я составляет 4 балла. Вероятно, это именно те плоскости Вашего Я, по которым Вы наиболее не удовлетворены собой. По всей видимости они являются и теми направлениями Вашего самосовершенствования, которые требуют максимального приложения сил.
    4. beliefyouself.ru

      Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции.

      Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

      Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.

      Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции:

      Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее “мой идеал”) в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

      Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними — наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

      Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й — качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

      Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 — d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 — d2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов ? d 2 и внесите ее в формулу

      r = l — 0,00075 x ? d 2 ,

      где r — коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

      Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 — свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

      В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.

      В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «малоэффективно» преодолевает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

      Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

      Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.

      Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

      psychok.net

      Что такое Я реальное и Я идеальное?

      Приходилось ли вам когда-либо сравнивать свой реальный образ с желаемым? Вероятно, да. Идеальный образ себя нужен человеку для развития, он является важным моментом для вхождения в общество и поддержания своей самооценки на должном уровне. Я-идеальное – это набор качеств, которые человек хотел бы в себе развить, чтобы стать более успешным.

      Когда ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность, он сравнивает себя с родителями, другими детьми и взрослыми. Детям часто ставят кого-нибудь в пример, и они начинают хотеть быть похожими на этого человека. В подростковом возрасте дети становятся особо чувствительными к мнению окружающих. Им важно, как другие их оценивают. До момента взросления у каждого человека обычно накапливается набор личностных качеств, которыми он хотел бы обладать – Я-идеальное.

      Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным является основой для самооценки. Чем больше человек приближается к своему идеальному образу, тем выше становится его самооценка. В обратном случае, человек становится неуверенным в себе. В зависимости от самооценки у каждого формируется определенный уровень притязаний. Бывает так, что человек преувеличивает свои возможности и терпит поражение. Тогда самооценка становится ниже или остается на прежнем уровне. Люди с низкой самооценкой чаще всего берутся за слишком легкие задания и довольствуются малым. Однако это не приводит к развитию.

      Можно ли как-то приблизиться к своему идеалу? Прежде чем попытаться стать ближе к Я-идеальному, нужно убедиться, что оно не является результатом общественного мышления. Многие девушки начинают худеть, накачивать губы, делать пластические операции и т.д., не потому что это сделает их красивее, а потому что так делают богатые и знаменитые. В результате человек теряет свою индивидуальность, становясь похожим на куклу с конвейера.

      Я-идеальное должно быть вашим личным. Доверьтесь своей интуиции, попробуйте себя в разных сферах, чтобы понять это ваше, или навеянное общественностью. Вспомните, о чем вы мечтали в детстве, на кого равнялись, с кем сравнивали себя. В детстве люди являются такими, какие они есть. Ребенок не испорчен веяниями моды, ему безразлично, что престижно, а что – нет. Поэтому именно из детства стоит черпать ресурсы для своего саморазвития.

      Изучайте людей, которые занимаются таким же делом, которым хотели бы заняться вы. Это поможет вам понять, действительно ли вам стоит заниматься этим делом. Просмотрите их биографии и интервью, там вы найдете много интересных фактов об интересующем деле.

      Позволяйте себе быть свободным. Делайте то, чего хочется именно вам, а не то, что от вас ждут окружающие. Будьте гибким и креативным, откройте себя для новых идей. Наблюдайте за собой и за другими людьми. Позитивный пример поможет вам собраться с силами и идти к цели, несмотря ни на что. Ну и конечно цените себя таким, какой вы есть. Я-идеальное – это образ, к которому вы стремитесь, но, если пока вы не очень на него похожи, это не повод ругать обесценивать себя. Любовь и вера в себя придаст вам сил.

      Благодаря индивидуальному курсу смог наладить отношения с подчиненными. Я слишком долго шёл к этой должности, нельзя было ударить в грязь лицом.

      Решение обратиться к вам — пожалуй, лучшее за последний год в моей жизни. Ни капли не пожалела! Всем советую!

      Недавно на одном из сайтов был проведен опрос, с помощью которого хотели выяснить, есть.

      К сожалению, негативные отношения между свекровью и невесткой встречаются намного.

      После того, как вы познакомились с красивой женщиной и взяли ее номер, перед вами встает вопрос, о.

      К сожалению, в современном обществе семьи очень часто распадаются. Поэтому.

      Уже доказано, что успеваемость влияет на самооценку школьника. С возрастом.

      Многие женщины не могут вступить в здоровые отношения, так как имеют.

      Каждый человек имеет свои убеждения. Во многих из них мы можем быть настолько уверены, что даже не будем.

      Субмодальное редактирование – это психологическая техника, позволяющая справиться со страхом.

      life.alvinfixer.ru

      «Я-реальное» и «Я-идеальное»: пропасть или перспектива?

      Случалось ли вам сравнивать себя-теперешнего с собой-желаемым? Наверняка, да. Как вы это делали? По одному или по нескольким критериям? Слушали свои внутренние ощущения или спрашивали совета у окружающих? Эти размышления оставались на уровне размышлений или же вы предпринимали какие-то действия для саморазвития? Как были встречены эти изменения?

      Идеальный образ «Я» нужен нам для развития, это важный элемент вхождения в социум и прекрасный инструмент для поддержания самооценки на высоком уровне.

      Это, зачастую, набор желаемых качеств и способностей, которые мы ценим у окружающих или которые помогают нам в достижении целей.

      Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «Я», с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. Уже в подростковом возрасте мы начинаем прислушиваться к мнению окружающих и интересоваться тем, какими нас видят друзья и близкие. Как раз в этом возрасте образ я состоит из многих сфер нашего проявления. Каждый из нас в этом возрасте осознает себя личностью, частью общества.

      Давайте пройдемся по основным пунктам своего «Я»:

      — социальное «Я» (это наша способность комфортно чувствовать себя в обществе, наша смелость, самопрезентация, активность, коммуникабельность);

      — физическое «Я» (это любовь и принятие своего тела, уход за ним, забота о своем здоровье; помните, что именно здоровье, а не внешняя атрибутика, делают вас привлекательным для противоположного пола);

      — моральное «Я» (его еще называют духовным; это система наших убеждений, принципов, моральных качеств, наши честь и достоинство, культура и ценности);

      — интеллектуальное «Я» (это качества нашего интеллекта: скорость и гибкость мышления, кретивность и продуктивность).

      Лучший вариант – когда все эти стороны мы развиваем в себе гармонично. Но случается и перекос, тогда человек может замыкаться на какой-то одной сфере жизни или когда одна из этих сфер остается не сформированной. Например, ученый, у которого нет семьи, который не заботится о своей здоровье, но очень быстро решает сложнейшие математические уравнения. Или бизнесмен-самодур, который умеет налаживать отношения с окружающими, склоняя их на свою сторону, обладает прекрасным интеллектом, но при этом его оппоненты или даже партнеры оказываются обманутыми из-за того, что для него не важны средства, а значима только цель.

      Самооценка и уровень притязаний.

      А знаете ли вы, что расхождение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» и служит основой для нашей самооценки? Например, если мы максимально приближены к своему желаемому образу, то самооценка поднимается. А если, наоборот, — мы можем страдать от застенчивости, неуверенности и всячески избегать лишних испытаний и проверок. В зависимости от самооценки каждый из нас формирует для себя определенный уровень притязаний, т.е. ставит перед собой задания той сложности, которую считает для себя преодолимой. Дальше – самое интересное. Если у человека завышенная самооценка, у него высокий уровень притязаний к себе, но частенько бывает, что свои возможности преувеличены человеком и он терпит поражение. Тогда самооценка может занижаться или оставаться на прежнем уровне, но человек будет обвинять в своем фиаско обстоятельства и окружение. Или наоборот, если у человека изначально заниженная самооценка, он ставит перед собой слишком простые задания, довольствуясь малым результатом. Ведет ли такое «хождение по кругу» к развитию? Вряд ли.

      Важно захотеть что-то изменить, наблюдать за собой, своими реакциями и желаниями. Не бояться смелых желаний, но помнить, что для достижения больших целей понадобятся годы серьезного труда.

      Как приблизиться к своему Я-идеальному?

      Казалось бы, что задумываться над таким вопросом. Наглядных примеров сейчас очень много, осталось только сшить наряд, как у Леди Гага или научиться читать реп, как Тимати. Но! Очень часто «Я-идеальное» — это продукт общественного мышления, веяние моды. Например, далеко не каждой девушке идет худоба или слишком длинные ногти. Да и имплантатами в губах или в груди мало кого удивишь сейчас. Более того, многие люди, стремясь себя приукрасить, теряют свои индивидуальность и, сами того не ведая, превращаются в серую массу таких же «пестрых». К тому же, многих «звезд» шоу-бизнеса есть серьезные психологические проблемы, которые мешают им стоить искренние близкие отношения с людьми, они часто страдают трудоголизмом, перфекционизмом (стремлением сделать все наилучшим образом) или требуют ежеминутных комплиментов. Поэтому подражание внешнему образу вряд ли приведет к успеху.

      Очень важно отследить для себя – что ваше, а что нет. Кто-то доверяет интуиции, кому-то важно попробовать разные стили или занятия, чтобы определиться. Только всегда оставляйте свою «изюминку», будь то родинка на щеке или особая манера речи.

      Вспомните себя в детстве. О чем вы мечтали, к чему стремились, чем интересовались, на кого равнялись.

      Наше детство наполнено не только беззаботностью и легкостью, в нем мы являемся такими, какими должны быть. В детстве лучше налажен контакт со своим подсознанием. В эту пору многое кажется возможным. Поэтому именно из него следует черпать ресурсы для самопознания, а потом – и для саморазвития.

      Изучите людей, которые занимаются интересующим вас делом. Наверняка в их биографиях немало интересных фактов и много лет кропотливого труда. Это придаст вам уверенности, а также поможет понять, действительно ли вы готовы посвятить время этому делу.

      Подарите себе свободу. Разрешите себе быть не таким, как все. Действуйте нестандартно. Начните сейчас. Поздоровайтесь с другом не так, как обычно. Проведите свой «стандартный» день по-новому. Это придаст вам креативности и гибкости.

      Развивайте наблюдательность. Наблюдайте за собой, за людьми. Вы узнаете много интересного. Читайте – и вы найдете множество историй о том, как люди шли к своей цели. Это подарит вам надежду.

      Любите себя. Это придаст вам силы.

      И напоследок, просто задайте себе несколько вопросов:

      — Что у вас получается лучше всего?

      — Чем бы вы хотели заниматься, если бы не было никаких ограничений?

      — От каких занятий вы получаете моральное удовлетворение?

      — Чем чаще всего хочется поделиться с друзьями?

      — За какие качества вы себя уважаете?

      Ответы на эти вопросы и будут тем вашим «стержнем» для дальнейшего развития. Дерзайте! Не бойтесь!

      www.all-psy.com

      2.Тест на самооценку личности: я-реальное, я-идеальное. Методика Будасси исследования я-концепции.

      Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми.

      Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.

      Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции:

      Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними — наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

      Разность рангов D

      Квадрат разности рангов d 2

      Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й — качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

      Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 — d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 — d2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов ? d 2 и внесите ее в формулу

      r = l — 0,00075 x ? d 2 , где r — коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

      Ключ к тесту Будасси на самооценку.

      Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 — свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

      В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.

      Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

      1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и

      2) путем сравнения себя с другими людьми.

      Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

      Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая или заниженная самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

      В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «малоэффективно» преодолевает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

      Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

      Уровни выраженности показателей самооценки

      studfiles.net

      Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе.

      Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

      Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус и т. д. То есть его представления о том, каков он есть на самом деле.

      Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.

      Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

      Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом ("очкарик", "толстяк", "тощий" и т. д.).

      Я-психическое это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях) и т. д.

      Я-социальное представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

      Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

      Самооценка = успех/уровень притязаний.У. Джеймс

      Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной.

      Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности. Высокая самооценка говорит об уверенности человека в себе, своих возможностях, силах. Но важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной. Нереально высокая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

      Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты.

      Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 1447 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

      poznayka.org