Самооценка достижений учащихся

Портфолио учащегося- оценка и самооценка достижений учащегося

Портфолио обучающегося начальной школы соответствует требованиям ФГОС второго поколения и является одним из инструментов оценки и сомооценки достижений обучающегося начальных классов. Работа по созданию портфолио включает в себя совместную работу обучающегося, родителей, классного руководителя, психолога, логопеда, библиотекаря, учителей-предметников. Работа по созданию портфолио обучающегося рассчитана для обучающихся 1-4 класса и имеет продолжение в старших классах.

Просмотр содержимого документа

«Портфолио учащегося- оценка и самооценка достижений учащегося»

Портфолио личностных достижений учащегося – педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся

отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.

изучение и раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка интересов, склонностей, способностей учащихся;

развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату;

содействие успешной социализации учащихся.

Участники работы над Портфолио и распределение обязанностей между ними.

Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. Одним из основных условий составления Портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между всеми участниками.

Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой.

Аккуратно в соответствии с принятыми временными периодами ведет в портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно.

Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы, отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; по желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие общей структуре и правилам оформления портфолио), отражающие его индивидуальность.

Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию

При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям и т.д.)

Помогают ребенку в оформлении портфолио в соответствии с принятой структурой

Постоянно осуществляют контроль за пополнением соответствующих разделов портфолио.

Совместно с ребенком отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.

Участвуют в заполнении соответствующих разделов портфолио; несут ответственность за информацию, размещаемую в портфолио.

Обязанности классного руководителя:

Направляет всю работу учащихся по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям; объясняет правила ведения и заполнения Портфолио.

Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: учащимися-родителями-учителями-предметниками-педагогами дополнительного образования-администрацией, обеспечивает постоянное сотрудничество и взаимодействие.

Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио учащихся.

Заполняет соответствующие разделы Портфолио, несёт ответственность за достоверность информации, представленной им в Портфолио.

Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.

Готовит итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.).

Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

Учителя-предметники тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют классному руководителю всю необходимую информацию об успехах и достижениях учащихся по предметам, предметным неделям, предметно-направленным конкурсам и т.д., несут ответственность за предоставленную информацию; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Потрфолио.

Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)

Проводят экспертизу представленных работ по предмету и предметно-направленным конкурсам и пишут рецензии, отзывы на них.

Обязанности педагогов дополнительного образования и других педагогов, осуществляющих воспитательную работу с младшими школьниками.

Педагоги дополнительного образования, тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют ему всю необходимую информацию о достижениях учащихся по своим направлениям деятельности; несут ответственность за достоверность представленной информации.

Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.).

Совместно с учащимся отслеживают и оценивают динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его образовательную и творческую активность и самостоятельность.

Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы школы в рамках ФГОС.

Структура и содержание Портфолио

Титульный лист Портфолио содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.

Портфолио имеет следующие разделы:

Раздел "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"

итоговые отметки по предметам базисного учебного плана;

контрольные, диагностические работы, мониторинги;

сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности.

Раздел "Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности"

сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, праздники, социальные акции и т.д.)

сведения об участии в школьных, районных, городских и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.);

сведения об участии в проектной деятельности, в том числе участие в интернет-проектах.

Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.

В этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.

отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей);

рецензии на работы учащихся;

вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах.

Раздел "Мир моих увлечений"

Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.

Портфолио, как инновационный продукт, носит системный характер. В образовательном процессе он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.

сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

kopilkaurokov.ru

Оценивание учебных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы.doc

Оценивание учебных достижений учащихся на уроках русского языка и

Современное образование предусматривает комплексный подход к оценке и

использование разнообразных методов и форм оценивания. Акцент делается

на оценку индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения

основной общеобразовательной программы основного общего образования по

В новой системе оценивания предлагаются следующие уровни достижения

Базовый уровень достижений – решение простой типовой задачи, подобной

тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные

умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо

всем. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения

обучения на следующей ступени образования, но не по профильному

направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка

«удовлетворительно» (или отметка «3»).

Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня.

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по

новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в

новой, непривычной ситуации. Повышенный уровень достижения

планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»).

Высокий уровень достижений планируемых результатов, оценка «отлично»

(отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда

потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые

самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует

исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам ­ сверх

школьных требований. Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить

Пониженный уровень достижений ­ оценка «неудовлетворительно» (отметка

«2»). Нет достижения базового уровня. Пониженный уровень достижений

свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том,

что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые

осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные

пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует

выполнять задания, но допускает ошибки.

Низкий уровень достижений ­ оценка «плохо» (отметка «1») Низкий уровень

освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только

отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее

обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик

выполняет задание, но неправильно. В современной системе оценивания

Оценивание по критериям включает в себя критерии выполнения основных

видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических

проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей

тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений:

предметных и метапредметных.

В работе я применяю оценочные листы. На каждый раздел темы учащимся

выдается оценочный лист, в котором прописана тема урока по разделу, сроки

его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данной теме,

формы работы, которые могут быть использованы во время изучения данной

темы. Основная цель оценочных листов – выделение основных умений,

формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их

сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные

листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их

оценку учителем. Оценочный лист служит способом фиксации оценок по

работам, оцениваемых в этом разделе. В зависимости от вида работы, до или

после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После

проверки работы я выставляю свою оценку, таким образом, оценочный лист

является дополнительным и более подробным источником информации о

достижениях или проблемах учащегося. Такой вид контроля одобряется

Для учителя инструментом фиксации результатов оценивания является

классный журнал, у меня есть еще один, собственный, или рабочий журнал

учителя. У каждого преподавателя своя система работы с личным журналом:

кто­то выставляет неудовлетворительные оценки только в него, а по

накоплении определенного количества оценок, выставляет одну «2» в

классный журнал, кто­то выставляет в него баллы, накопленные учениками, а

потом преобразовывает эти баллы в отметки в классном журнале. В рабочем

журнале я фиксирую все баллы и оценки. При этом неудовлетворительные

оценки ученик может исправить в течение недели. В классный журнал вношу

результаты основных видов работ (самостоятельные, тестовые задания,

творческие работы и т.д.),в соответствии с планированием, в том числе

отработанных и исправленных. Результаты итоговых контрольных работ не

исправляются. Рабочий журнал, таким образом, позволяет проследить

динамику развития планируемых результатов обучения школьников по

русскому языку и литературе.

На уроках (в зависимости от изучаемого материала) я применяю систему

накопительных баллов, т.е. оценка накапливается в течение всего урока.

Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три

правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще

2 балла, за замеченную и объясненную ошибку – 2 балла и т.д. Это

увеличивает работоспособность класса, так как каждому хочется получить

положительную оценку, кроме того, такой прием дает шанс отстающим

получить хорошую оценку.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно

дополняющие друг друга метапредметные и предметные письменные и устные

работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и

самооценка, наблюдения, развернутая оценка, диагностика самоконтроля.

Особое место среди них занимают комплексные проверочные работы.

Комплексная проверочная работа. Результативность ее выполнения

устанавливается по уровневой системе. Описание уровней раскрывает знания

и умения, необходимые для выполнения работы. Тем самым у каждого

ученика выявляются зоны усвоения и неусвоения, что позволит грамотно

построить его дальнейшее обучение. В случае необходимости уровни легко

соотносятся с балльной системой оценивания: 4 уровень – 5 баллов, 3 уровень

– 4, 2 уровень – 3, 1 уровень – 2.

На уроках даётся возможность детям эмоционально оценить прошедший урок.

Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов.

На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию

на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. В

рамках урока обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свои результаты

по «Алгоритму самооценки»: 1.Какова была цель задания ( задачи)? 2.Удалось

получить результаты (решить, ответить)? 3.Правильно или с ошибками?

4.Самостоятельно или с чей­то помощью? 5.Какую себе поставишь отметку?.

6.Почему? 7. Каков был уровень задания?

Самооценка и взаимооценка ­ важнейшие составляющие оценочной

деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на

уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать,

делать выводы, стремиться работать лучше. Перед началом взаимопроверки

каждый учащийся дает самооценку своей работе. Значит, учащийся должен: ?

иметь представление о цели учебной деятельности; ? иметь представление о

познавательных результатах своей учебной деятельности; ? представлять

способы достижения поставленных целей, решения задач; ? планировать свою

деятельность, предвидеть ее результат; ? понимать, что самооценка нужна для

того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно,

более эффективным. Такая оценочная деятельность предполагает включение

каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого

используются: ­оценочные карты, цель которых – научить адекватно

оценивать себя и других; ­краткие записи – обоснования оценки в виде

похвалы, одобрения, пожелания; ­развернутый ответ у доски по какому­либо

вопросу; ученик по желанию вызывается к доске, класс получает задание по

окончании ответа дать рецензию ответа по заданному алгоритму. Чтобы

эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать

достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля —

оценочный лист. Причем стоит отметить, что оценочный лист — довольно

оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях

и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы

критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и

мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания,

ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной

работе, по окончанию изучения темы.

Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так

как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и

самостоятельно организовывать учебно­познавательную деятельность в

соответствии со своими возможностями. Смысл данной работы —

сформировать у детей способность понимать и выбирать критерии

оценивания, давать содержательную оценку тому или иному способу действий

и полученному результату, уметь оценивать себя, пользуясь разными

шкалами. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь

тогда можно воспитать относительно адекватную самооценку. Задача учителя

на протяжении всего этапа обучения контролировать достижение учащимися

znanio.ru

УЧЕТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ

В статье рассматривается проблема развития самооценки младших школьников в учебной деятельности во взаимосвязи с факторами, способствующими формированию адекватной самооценки, в частности, с успешностью в обучении; выявлено влияние учебных достижений учащихся начальных классов на развитие самооценки; представлены формы учета учебных достижений.

Предварительный просмотр:

Наталья Геннадьевна Каменкова,

Валентина Михайловна Синельникова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

УЧЕТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ

Ключевые слова: самооценка, младший школьник, учебная деятельность, учебные достижения, формы учета учебных достижений.

Целью модернизации современной системы образования является формирование личности, соответствующей потребностям общества. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), главным образом, ориентирован на формирование личностных компетенций учащихся. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам обучения [1], метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, поскольку рефлексия и самооценка, как способность к осмыслению, осознанию, соотнесению с нормой и оценке своих действий, выработке стратегии собственного поведения, играют существенную роль в становлении индивидуальных свойств и особенностей ребенка. Поэтому умение оценить свои действия сегодня рассматривается как результат обучении [2].

В то же время, практика показывает низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, примерно 10% детей обладают умениями самооценивания в учебной деятельности [3]. Поэтому в свете реализации требований Стандарта проблема формирования адекватной самооценки учащихся начальных классов представляется актуальной, а задача ее становления в процессе обучения носит фундаментальный характер.

Исследованию проблемы развития самоценки в учебной деятельности младших школьников всегда уделялось большое внимание (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Захарова , И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Санникова, Г.А. Цукерман и др). Самооценка рассматривается исследователями как «важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира» [4]. Ее развитие связывается с младшим школьным возрастом: Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – «обобщенное, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе» [5].

Исследуя проблему развития самооценки младшего школьника, необходимо иметь представление о возможных границах его достижения. Выделяют несколько уровней развития самооценки: процессуально-ситуативный, качественно ситуативный, качественно-консервативный и качественно- динамический. Применительно к младшему школьному возрасту используется классификация, разработанная А.И. Липкиной: завышенная самооценка; адекватная самооценка; заниженная самооценка; низкая самооценка; резко заниженная самооценка [6]. Говоря о данном периоде и особенностях формирования самооценки младшего школьника, необходимо учитывать факторы, оказывающие на нее доминирующее влияние. К таким факторам, прежде всего, относится успешность учебной деятельности: формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста напрямую зависит от его успеваемости [7]. Для того чтобы у учащихся вырабатывалось правильное отношение к учебной деятельности, нужно саму деятельность строить так, чтобы у ребенка сформировалось адекватное представление о себе и своих возможностях, умение всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности. Поэтому перед нами встала проблема поиска путей и средств, способствующих развитию адекватной самооценки учащихся начальных классов на основе направленности образовательного процесса на формирование личности, соответствующей потребностям общества.

Поскольку важным фактором формирования адекватной самооценки является успешность учебной деятельности, мы обратились к рассмотрению данного понятия. В словаре С.И. Ожегова слово успех трактуется «как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности» [8]. Если говорить о процессе обучения младшего школьника, то успешность трактуется как некое достижение «ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса» [9].

В современной педагогической науке и практике существует два основных подхода к проблеме достижений учащихся.

Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований [10].

В течение десятилетий, несмотря на декларируемые цели гармонического развития личности, в отечественной системе образования доминировал первый, традиционный, подход к оценке достижений учащихся.

Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирования личностных образований.

В исследовании по установлению взаимосвязи учета учебных достижений и развития самооценки младших школьников мы будем опираться на принципы развития самооценки, разработанные Г.А. Цукерман [11]:

  • Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
  • Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленных самими детьми.
  • Содержательное оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
  • Поскольку проблема нашего исследования связана с понятием учета учебных достижений, мы поставили перед собой цель провести анализ существующих на сегодняшний день форм учета учебных достижений учащихся. Это мониторинг учебных достижений, портфолио, рейтинговая оценка достижений.

    Рассмотрим более детально каждую из названных форм.

    Уже несколько лет в системе Российского образования существует и успешно используется документ – Европейский портфель или портфолио. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру.

    В нашей стране, говоря о портфеле или о папке индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеется в виду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. Обзор современной зарубежной литературы, посвящённый портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования.

    Тема портфолио связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются различные виды портфолио, различаются между собой как по целям, которые они себе ставят, так и способы работы с ними.

    Рассмотрим еще одну форму учета учебных достижений учащихся — мониторинг учебных достижении. Мониторинг — это организованное системное наблюдение за каким – либо процессом, отслеживание его хода по определенным показателям [12].

    Мониторинг в образовательной сфере – явление достаточно сложное. Он используется в различных областях и с различными целями.

    С точки зрения педагогики, мониторинг – поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка и прогноз состояния учебно-воспитательного процесса [13].

    Мониторинг личностных достижений учащихся позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития, увидеть в комплексе личностный рост каждого моего ребёнка относительно самого себя в разных сферах: обучение, воспитание, развитие и т.д.

    Балльно-рейтинговая система оценивания также может быть отнесена к формам учета учебных достижений. Понятием «рейтинг» (от английского «to rate» – оценивать и «rating» – оценка, оценивание) пользуются достаточно давно в различных отраслях человеческой деятельности. Говоря о рейтинге как форме организации контроля и оценивания уровня знаний, обычно имеют в виду рейтинговую систему. Существует различные подходы к её пониманию.

    Балльно-рейтинговая система имеет ряд достоинств как для ученика, так и для учителя. В целом, она позволяет осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, производить дифференциацию и использовать другие возможности организации и управления. В настоящее время существует множество балльно-рейтинговых систем, которые используются для выявления уровня знаний учащихся. Каждая из них построена на различных критериях оценивания, которые зависят как от специфики преподаваемого предмета, так и от образовательного учреждения в целом [14].

    Итак, анализируя понятие самооценки и факторы, влияющие на развитие самооценки младшего школьника, мы выявили ее взаимосвязь с успеваемость ребенка, успешностью учебной деятельности, определяющейся учебными достижениями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки.

    nsportal.ru

    Технология оценки уровня учебных достижений учащихся начальной школы

    Одной из целей федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в котором участвует школа №1935, является организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. При этом мы исходим из анализа недостатков традиционной, пятибалльной системы оценивания, основными из которых являются:

    • невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика;
    • повышение тревожности детей;
    • искажение учебной мотивации;
    • искажение детской самооценки.

    Поэтому одну из задач в реформировании системы школьного оценивания мы видим в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и более эффективно формировать знания и навыки.

    Безотметочное обучение в начальной школе мы рассматриваем в контексте проблемы контрольно-оценочной деятельности, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников. Для этого ставятся следующие задачи:

  • выработать единую оценочную политику на уровне школы в целом;
  • конкретизировать объекты и критерии, формы и средства контрольно-оценочной деятельности, согласовать их с педагогами, администрацией, родителями, а также между взрослыми и самими учащимися;
  • организовать подготовку учителей и администрации школы, провести работу с родителями, которые имеют представление только о пятибалльной системе оценивания;
  • обеспечить переход от оценивания в начальной школе к традиционной системе оценивания в основной школе;
  • Для решения этих задач в школе создана рабочая группа, разрабатывается план опытно-экспериментальной работы по постепенному переходу на новые принципы безотметочного обучения, в основу которых положены работы Г.А. Цукерман и Ш.А. Амонашвили.

    В работе по созданию безотметочной системы оценивания мы опираемся на следующие принципы:

    1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Этот принцип отрабатывается уже в рамках адаптационного этапа обучения первоклассников в курсе “Введение в школьную жизнь”.
    2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться. Уже в 1 классе ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
    3. Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умений самоконтроля. На ранних этапах обучения контрольные действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребенка. Несовпадение этих оценок создает условия для постановки специальной задачи для учащихся – контроля своих действий. Предусматриваются особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
    4. Оцениваться должна, прежде всего, динамика школьной успешности учащихся относительно самих себя.
    5. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.
    6. Для итоговой аттестации учащихся используется накопительная система оценок. (При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы.)

      Индивидуальный дневник учащегося заменяется «учебным портфолио»– портфелем ученика. Это индивидуальная папка, в которой в оценочных листах на вертикальных шкалах отмечаются достижения по учебным предметам. (На первой шкале отмечается уровень определенного знания и умения самим учащимся (самооценка); на второй шкале – оценка учителем.) В рубриках «Мои достижения» накапливаются работы учащихся, отражающие динамику их учебных достижений.

      В рубрике «Гипотезы. Открытия» дети формулируют свои догадки, предположения, решения проблем, поставленных самими учащимися, учителями, родителями и др.

      В рубрике «Послания наставника» накапливаются письма учителя ученику и его родителям, где рассказывается только о положительных сторонах школьной жизни ребенка, а все проблемы и трудности выражаются в виде дружеских советов.

      psyhoinfo.ru

      "Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников"

      Изменения в содержании современного образования — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появлении идеи безотметочного обучения.

      Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем уже определили и сформулировали некоторые общие подходы к ее построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации.

      Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, для которых существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой ученической работы могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

      Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений. Каждое, из которых имеет свой критерий оценивания.

      Содержательное самооценивание непрерывно от умения контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

      Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки.

      Оценка высших достижений является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам, поэтому вопрос о введении высших достижений должен решаться осторожно и индивидуально. Рассмотрим принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А.Цукерман:

      1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

      Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания), особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Не выбираются те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

      2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться.

      Уже в 1 классе ребенок должен уметь видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

      3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.

      Ребенок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию приучает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения различные у всех. При этом выполнение “обязательного минимума” обеспечивается, но не является основной задачей в обучении.

      4. Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

      На первых этапах обучения контрольные действия производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребенка. Несовпадение этих оценок создает условия для постановки специальной задачи для учащихся – контроля своих действий. Кроме этого необходимо постепенно вводить особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

      5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.

      При таком подходе отношение уровня притязаний и уровня достижений становится специальным предметом учителя.

      6. Оцениваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

      При обучении необходимо вводить средства, позволяющие самому ребенку и родителям прослеживать динамику успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки.

      7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.

      Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.

      8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система.

      Данный принцип оценивания связан прежде всего с освоением западной технологии “учебное портфолио”. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определенных информативных технологий.

      Таким образом, мы не отбираем у учащихся два основных действия (контроль и оценку), без которых учебной деятельности не будет, а постепенно от класса к классу формируем как необходимые условия учебной деятельности. Субъектность оценки требует ответственности ученика за правильность используемых критериев и адекватность своей оценки осваевомому общему способу.

      Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины усвоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале, которая фактически редуцирована до3-балльной. К тому же по традиции учащийся не владеет “инструментом” (критериями) контроля и оценки. Наша задача последовательно и системно вести работу на формирование учащимися “своего инструмента” для контроля и оценки своих действий и способствовать при этом его развитию.

      Для того чтобы проследить за уровнем развития учащихся проведем стартовую оценку подготовки учащихся (Приложение 1). Результаты такой оценки можно отметить с помощью “лесенки достижений”, поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки. По ходу изучения учебного материала индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек. Регулярно в течение учебного дня в тетрадях или дневниках на трехуровневых линеечках крестиком дети отмечают уровень и качество своих достижений учебного и не учебного характера, фиксируют свое отношение к учебной деятельности и окружающему миру. Учитель помогает детям установить зависимость уровней разных критериев оценки.

      Для самооценки своего умения учиться были взяты мотивация, учебные действия и некоторые личностные качества. Приведем пример:

      Освоение важнейших новых знаний и умений по каждой линии развития (обычно они указаны в конце программы в качестве требований) регистрируется в индивидуальных дневниках достижений учащихся, куда вносятся стартовые результаты и текущие. Освоенные навыки дети и учитель отмечают с помощью упоминавшихся линеечек. Учитель составляет сводный лист, где также зафиксированы результаты продвижения каждого ребенка, для того чтобы планировать свою работу, направленную на развитие каждого ученика. При переходе учащегося в другой класс или другую школу, учитель вкладывает “Лист индивидуальных достижений” (Приложение 2), заверенный печатью образовательного учреждения в личное дело.

      Тематический и итоговый контроль может быть в форме тестовой работы каждой теме. Вместо положительных и отрицательных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:

      1-2 балла – необходимый уровень;

      3-4 балла – базовый уровень;

      5-6 баллов – максимальный уровень.

      По результатам баллов успешности он получает зачет. Каждая тема ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не следует ограничивать. Учащийся должен иметь возможность доработать свои ошибки.

      В течение года запланированы 3 — 5 обязательных для всех контрольных (проверочных) работ. В них ученики должны выполнить задания по всем линиям развития данного предмета (знания, умения, навыки). В задании каждой линии присутствует выбор уровня сложности: необходимый, базовый, максимальный.

      Дневник, “Лист индивидуальных достижений” составляют “Портфолио документов”. Различные творческие работы (рисунки, сочинения, поделки) – “Портфолио работ”.

      Таким образом, по результатам оценивания к концу года мы получаем: график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отраженный в дневнике достижений), рейтинг (по проверочным работам) по каждой линии развития. Дневник индивидуальных достижений и Листы учета и контроля дают учителю всю необходимую информацию: как идет процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и в целом класс поставленных задач, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Они позволяют осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причем гораздо более информативную, чем это позволяют отметки. Такая схема трудоемка, но она лучше отвечает задачам личностно-ориентированного образования.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Системы оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

      1. Метод оценивания по пятибалльной шкале

      2. Рейтинговая система оценивания — индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений, который характеризует каждого ученика. Для составления рейтинга используется язык цифр, что в какой-то мере исключает влияние личности учителя, то есть отметка более объективна. В основе системы лежит получение баллов за правильное выполнение двигательных действий и тестовых заданий в форме зачета исходя из 5 баллов:

      Рейтинговая технология методически точно оценивается каждое упражнение соответствующим числом баллов, и устанавливается рейтинг, соответствующий тому или иному уровню выполнения упражнения. Эти баллы рейтинга переводятся в привычные оценки «5», «4», «3», «2», «1». При подведении итогов, учитывается сумма всех баллов. Эта процедура позволяет отойти от использования субъективно – экспертного оценивания знаний, умений, навыков учащихся. Важным моментом рейтинговой системы является то, что дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности учащегося определенным числом баллов, оказывается мотивационное влияние на необходимую сторону работы учащегося.

      2. Мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей.

      3. Контрольно-оценочная система по физической культуре, основанная на накопительном принципе.Новизна заключается в следующем:

      во-первых, перенос основных оценочных действий и ответственности за формирование оценки на обучающихся, тем самым, обеспечивая их оценочную самостоятельность и развитие рефлексивных умений и навыков. Обучающийся самостоятельно «строит (проектируeт)» свою оценку, что способствует развитию его проектных умений;

      во-вторых, учёт в суммарной оценке по физической культуре результатов внеурочной физкультурой деятельности и иных объектов, ранее не учитывающихся в процессе оценивания.

      4. Метод компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ). Методология заключается в отслеживании сформированности критериев, предъявляемых ФГОС второго поколения.

      5. Методы оценки техники владения двигательными действиями

      Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.

      Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.

      Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.

      Комбинированный метод, при котором учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.

      Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой группы учащихся или класса в целом.

      6. Интегральная система оценивания двигательных действий учащихся младших классов, которая включала в себя три основные составляющие: 50-ти балльная шкала оценки результатов контрольно-педагогических тестов; 10-ти балльная оценка техники выполнения гимнастических упражнений и результаты тестирования теоретических знаний учащихся. В конце четверти при окончательном подсчете набранных баллов за выполнение всех контрольно-педагогических тестов выставляется итоговая четвертная отметка. В случае определения недостаточно высокой суммы, ученику предлагалось ответить на теоретические вопросы в виде тестов для получения более высокого балла.

      Педагог, не отказываясь от выставления традиционных оценок, которые основываются на нормативах, регламентированных программно-методическими документами, использует знаковую систему индивидуального оценивания работы на каждом уроке конкретного ученика.

      9. Система «Портфолио» достижений обучающегося

      sites.google.com

      4.2. Самооценка в учебно-воспитательном процессе

      Оценочный компонент занимает ведущее место в любой деятельности, в том числе, учебно-познавательной деятельности школьника. Внешняя контрольно-оценочная деятельность (учителя) и внутренняя контрольно-оценочная деятельность ученика (самооценка) взаимосвязаны. Самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. «Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамичнее во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении» 1 .

      На протяжении обучения оценочная позиция школьника меняется. Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей. Во втором классе он может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. По окончании начальной школы учащиеся должны уметь оценивать себя сами, анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя. Владение навыками самооценивания становится условием успешности адаптации во взрослом мире.

      Выделены основные психолого-педагогические условия, способствующие формированию самооценки:

      Культура общения взрослых с ребенком;

      Формирование учебной самостоятельности младшего школьника;

      Создание ситуаций успеха в обучении;

      Разнообразие методов и форм учебной работы;

      Обучение школьников приемам самоконтроля, самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;

      Педагогическая поддержка родителей.

      Способствуют становлению самооценочного компонента такие приемы организации деятельности, как работа в парах, в творческих группах, индивидуальная работа с учеником и родителями, самостоятельная работа школьника. Сохраняет свое значение внешняя оценка, которая, прежде всего, направлена на научение учащихся приемам и методам взаимоконтроля и самоконтроля, а также на формирование у них потребности и привычки к самоконтролю.

      Процедура самооценки должна быть специально организованна учителем. Наиболее важными являются следующие правила деятельности педагога. Следует помнить, что самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Педагог обеспечивает отбор (разработку) критериев (эталонов) оценивания. Педагог создает комфортную для ученика психологическую среду. Педагог помогает осознать и принять учащимися эталоны и критерии оценки. Педагог обучат учеников сравнивать с критериями (эталонами) свои результаты и делать выводы, составлять с учетом результатов самооценки программу дальнейших действий.

      Необходимо помнить, что способности учащихся к самоконтролю и самооценке не могут развиваться независимо от остальных свойств и качеств личности. Эти способности связаны, прежде всего, с развитием интеллектуальной сферы и в целом интеллектуальных способностей, поскольку речь идет об осмыслении имеющейся информации о себе и людях, формировании «умозаключения» относительно себя и других. Кроме того, способности к самоконтролю и самооценке обуславливаются и развитием мотивационной сферы ребенка, так как опираются на потребность в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованность в высоких оценках окружающими его достоинств и достижений в деятельности.

      studfiles.net