Коррекционная программа самооценка

Коррекционная программа «Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями» 1.Введение. 2.

Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии. Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии.(Бланк О. В., психолог)Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки. Самооценка — ценность, которая припи­сывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой.

Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально — психологической помощи данной категории детей.

Коррекционно — развивающая программа. профилактики и коррекции школьной неуспеваемости. младших школьников.

Программа состоит из четырёх основных блоков: диагностический, коррекционный и оценочный.

С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста. В нашей программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, была избрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфлик­тов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.).

Программа занятий по развитию внимания у младших школьников. в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы.

В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения: • сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.• сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.• сказкотерапия — процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное — создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.• сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциал | личности.• сказкотерапия — процесс экологического образования воспитания ребенка.• сказкотерапия — процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.• сказкотерапия — терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.• сказкотерапия — природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.• сказкотерапия — созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего. Цель коррекционной программы — формирование позитивной Я- концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведен- ческих реакций средствами сказкотерапии и социально — психологических игр на основе эклектического подхода.

Задачами программы являются: 1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей; 2. Формирование и закрепление саногенных состояний; 3. Обучение детей техникам конструктивного разрешения меж­личностных конфликтов; 4. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста -Я учусь владеть собой. Коррекционно-развивающая программа. «Развитие познавательной сферы младших школьников».

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний. Задачи коррекционно -развивающей программы сопровождения: выявления уровня психического развития детей младшего школьного возраста. Korrektsionna_programma_dlya_mladshih_shkolnikov.docx. 78.63 КБ.

Коррекционная программа. «Формирование коммуникативных умений. и навыков у младших школьников с ограниченными.

Тематический план занятий. Название темы. Часы. Давай познакомимся. Диагностика. Установле­ние межличностных контактов между участ

никами группы. Выработка правил группы. Мир эмодий. Снятие эмоционального напряже­ния. Научись любить себя.

Формирование позитив­ного отношения к себе. Все в моих силах. Актуализация потенциала ребенка. Вместе тесно, а врозь скучно. Обучение методам социально- приемлемого выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов. Без друзей меня чуть- чуть, а с друзьями много. Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Праздник. Заключительное занятие — рефлексия. Всего часов. 20. Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно- организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно- развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально- личностной сферы ребенка; аналитико- рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу. Тема 1. Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми.

Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей. Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», социально — психологические игры. Материалы и оборудование: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной Музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица». Занятие №1. 1. Диагностика самооценки «Лесенка».

Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Руководитель показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек — 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек. Далее ребенку предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, учитель, друг (подруга).

Упражнения для первичного знакомства. Мой сказочный герой».

Детям предлагается рассказать о себе от имени какого — либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответ­ствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок. Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться. Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.«Привет! Ты мне нравишься!» Все дети сидят в кругу.

Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противо­положные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет!

Ты мне нравишься, потому что . » и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).«Сочиняем сказку». Руководитель группы начинает историю: «Жили — были..», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет’истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.«Шустрики — мямки». Руководитель рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга.

Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем — либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия.

Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» — мямлики. Руководитель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее руководитель предлагает детям потанцевать.

celebstretch.weebly.com

Коррекционно- развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Их ранят насмешки и сравнения со сверстниками. Очень часто заниженная самооценка формируется в семье как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями.

Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Ты ещё маленький, тебе рано. Я лучше знаю, как будет лучше». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. За ним закрепляется выражение «Маменькин сыночек». Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности.

Скачать: коррекционная программа индивидуальных занятий волевая. Самостоятельный анализ результативности деятельности, самооценка . Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии. Ключевые слова: самооценка младших школьников, коррекция, модель. При разработке и реализации коррекционной программы необходимо .

В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА. Формирование знаний о самооценке личности, факторах, влияющих на ее становление, осознание .

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально — психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей дошкольного возраста. В программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, избрана сказкотерапия.

Сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости, преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Зинкевич- Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения: сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Самое важное — создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации.

В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Давай познакомимся. Диагностика. 2. Установление межличностных контактовмежду участниками группы.

Выработка правил группы. Научись любить себя. Формирование позитивного отношения к себе)4. Все в моих силах.

Вместе тесно, а врозь скучно. Обучение методам социально- приемлемоговыражения негативных эмоций,техникам конструктивного разрешения конфликтов).

САМООЦЕНКИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ. Программа разработана кандидатом психологических наук. Общая идея программы — неадекватная самооценка препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, свидетельствует о .

Без друзей меня чуть- чуть, а с друзьями много. Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми). Заключительное занятие — рефлексия. Содержание коррекционной программы.

Тема 1. Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.

Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», «Два дома», «Золотая рыбка». Игры на знакомство и положительного отношения друг к другу. Введение в сказкотерапию.

Оценка личности героев сказки)Материалы и оборудование: куклы сказочных героев, музыкальное сопровождение, бумага и карандаши. Рефлексия. По итогам каждого занятия закрашивает окно зелёным, жёлтым или красным цветом в зависимости от полученного настроения и знаний). В конце курса можно проследить динамику. Тема 2. Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально — психологические игры, прослушивание отрывков сказок с участием отрицательных героев, беседа о страхах и недостатках (лень, зависть, жадность, глупость), рисунок «Мой любимый герой в сказке», «Герой без моей симпатии». Материалы и оборудование: карточки с изображением отрицательных героев, карточки с изображением разных эмоций, записи отрывков сказок ( «Три поросёнка», «Лиса и заяц», «Вершки и корешки», «Волк и лиса»)Тема 3. Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», «Заяц- хваста», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально- психологические игры. Психогимнастика «Солнечный зайчик»Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации.

Мешок для игры «Я хороший – я плохой», жетоны. Тема 4. Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование положительных поведенческих реакций. Методы: чтение сказок ( «Дюймовочка», «Гуси- Лебеди», «Маша и медведь»), социально — психологические игры ( «Мышеловка», «Голова дракона», «Вороны и воробьи»«Соломинка»), беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка». Игра «Неоконченные предложения»Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика- семицветика» для игры «Скажите мне хорошее», бумага и карандаши, одеяло. Тема 5. Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе. Методы: чтение сказки, социально — психологические игры, беседа.

Моделирование ситуаций ( «Ты меня обидел», «Ты меня толкнул», «Ты взял моё»)Материалы и оборудование: текст сказки ( «Теремок», «Зимовье зверей») небольшие подушки для петушиных боёв. Тема 6. Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. Методы: чтение сказки ( «Рукавичка», «Про Чебурашку», «Красная шапочка») социально — психологические игры ( «Рукавички», «Царь зверей», «Капитаны»), беседа. Материалы и оборудование: текст сказки, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями.

Тема 7. Цель: подвести итог всей проделанной работе. Методики: праздник, беседа, социально — психологическая игра «Чемодан», диагностика самооценки «Лесенка», «Я и мои друзья»Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунки чемоданов для игры «Чему я научился»Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий. Литература. Андреев О. А. Тренируем свою память. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 5, 6, 7 лет.

Газета . Двигательные игры- разминки (для первоклассников, и не только),Газета . Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения. Кузнеченкова С. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья.

Полезные сказки и упражнения для родителей. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. Каралашвили. Зинкевич- Евстигнеевой. Павлова Н. Н., руденко Л. Г. Экспресс- диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов- психологов детских дошкольных образовательных учреждений.

Коррекция обучения и развития дошкольников. Коррекция и развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Дрофа, 2. 01. 0. Шевлякова И.

Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей дошкольного возраста.

Коррекционная программа индивидуальных занятий «Волевая регуляция поведения»Коррекционная программа индивидуальных занятий«Волевая регуляция поведения»Составитель: педагог- психолог Коваленко Т. Д. Пояснительная записка.

Актуальность программы. Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития девиантного поведения. Стремление к познанию, к новизне, желание взрослости и признания, боязнь отстать от сверстников – все это при неблагоприятно сложившейся ситуации может привести подростка к выработке устойчивого асоциального поведения. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других названиях («переходный», «трудный», «критический»), в которых зафиксирована сложность и важность происходящих процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее эффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 1.

Характерна для подростков полярность психики: — целеустремленность, настойчивость, импульсивность, неустойчивость; — повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; — потребность в общении и желание уединиться; — развязность в поведении и застенчивость; — романтизм и цинизм, расчетливость; — нежность, ласковость, жестокость. Отклонения в поведении подростков, связанные с неустойчивостью психики, могут привести к различным девиациям. Цель программы: Коррекция девиантного поведения подростков. Задачи : — Сформировать личностно конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях.- Ознакомить подростка с зонами риска, характерными для их возраста.

Основные методы : Беседа, мини- лекция, игры, моделирование ситуации. Адресат. Подросток «группы риска» с девиантным поведением. Предполагаемые результаты: — снижение отклонений в поведении; — усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации; — расширение репертуара просоциальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях. Данная программа состоит из серии специально организованных занятий, составлена на основе авторской программы «Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям» А.

Ф. Березина и Н. Н. Березиной. Место проведения – сенсорная комната. Адаптивная программа рассчитана на индивидуальные занятия с подростком, имеющим отклонения в поведении. Объем программы – 1. Продолжительность одного занятия – 3. Календарно- тематическое планирование.

Развитие навыка налаживания дружеских отношений. Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников.

Упр. Релаксационное упражнение. Занятие . Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения.

Игра «Значимый человек». Релаксационное упражнение. Занятие . Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми. Релаксационное упражнение. Занятие . Овладение навыками позитивного поведения. Действуй!» 4. Релаксационное упражнение. Занятие . Развитие конструктивных навыков общения.

Развитие толерантного отношения друг к другу. Как ты поступишь?». Релаксационное упражнение. Занятие . Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования. Релаксационное упражнение.

Занятие . Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования. Упр. Мини- лекция «Наши чувства и эмоции в воспитании других». Релаксационное упражнение. Занятие . Формирование основ толерантной коммуникативной культуры: — раскрытие содержания понятий «позитивное и негативное мышление»; — преодоление у воспитанников негативных мыслей о себе и окружающих людях; — овладение навыками позитивного мышления. Мини- лекция «Позитивное и негативное мышление». Сказка о том, что могут натворить темные мысли. Анализ сказки. Занятие .

Релаксационное упражнение. Занятие . Подведение итогов.

Релаксационное упражнение. Беседа по анализу занятий. Список литературы: Березин А. Ф., Березина Н. Н.

Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, . Развитие навыка налаживания дружеских отношений. Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников. Инструкция: Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь.

А можешь подумать и том, с кем только собираешься подружиться. Почему так важны в жизни хорошие друзья? Упражнение «Значимый человек».

Цель: Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения. Инструкция: Вспомни какого- нибудь человека, который играет важную роль в твоей жизни.

Это может быть человек, которого ты любишь, или человек, с которым у тебя есть проблемы. А теперь представь себе, что этот человек будет рассказывать о себе. А теперь представь себе, что этот человек будет рассказывать о себе. Пусть он опишет, что он думает или чувствует.

Запиши то, что он говорит, от первого лица, например: «Меня зовут. А теперь ты можешь записать то, что ты сам хотел бы сказать этому человеку. Возможно, ты захочешь сказать ему, что тебе в нем нравится; возможно, выскажешь какое- то свое пожелание. Возможно, тебе захочется попросить его, чтобы он что- то делал по- другому (5минут). Вопросы для обсуждения: — Какого значимого для себя человека ты выбрал?- Было ли трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе?- Хочешь ли ты чего- нибудь от этого человека?- Как тебе кажется, не хочет ли он чего- нибудь от тебя? Упражнение «Разговор со взрослыми».

Цель: Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми. Инструкция: Иногда у подростков складывается впечатление, что взрослые не хотят их понимать. Вспомните конкретную ситуацию, когда. Взрослые (Учителя, родители и др.), по- вашему мнению, не хотят вас слушать.

Теперь возьмите лист бумаги и напишите, какими словами вы можете попытаться им объяснить свою позицию. Запишите пять вариантов того, что вы могли бы им сказать (5- 1. Теперь еще раз внимательно просмотрите ваши пять вариантов разговора. Поставьте «плюс» около трех формулировок, которые, как вы чувствуете, не обидят другого человека. В противном случае поставьте «минус».

Если вы не уверены в безопасности той или иной формулировки, поставьте около нее знак вопроса. Вопросы для обсуждения: — С какими взрослыми ты хорошо ладишь, а с какими – плохо?- Бываешь ли ты слишком неуверенным или слишком дерзким?- Что ты сам можешь изменить для того, чтобы лучше ладить со взрослыми?- Как ты можешь учесть характер того или иного взрослого, чтобы бесконфликтно взаимодействовать с ним?- Насколько хорошо ты понимаешь взрослых?- В каких вещах тебе с трудом удается понять взрослых?- Представь себе, что ты сам действуешь на нервы окружающим. Как другому человеку лучше тебе об этом сказать?

Упражнение «Что, когда и кому я должен». Цель: Овладение навыками позитивного поведения. Инструкция: Иногда мы делаем то, что от нас ждут другие, даже если мы сами и несомненно хотим это делать. Например, друг приглашает тебя пойти вместе с ним в кино. А у меня в этот день нет настроения идти в кино. Надо ли мне в этом случае идти или нет?

Я чувствую, что должен это сделать, ведь это же мой друг. Но в то же время я знаю, что мне самому этого не хочется. У меня были другие планы. Я думаю, что это вам знакомо. Вспомните и опишите два- три случая, когда кто- нибудь ждал от вас того, чего вам делать не хотелось, и, несмотря на свое нежелание, вы все- таки сделали.

Возможно, это было в школе или дома, или в какой- то другой ситуации. Как вы при этом себя чувствовали? А иной раз мы не делаем того, чего ждут от нас другие. Опишите два- три случая, когда вы не сделали того, чего хотели от вас другие (друзья, родители или кто- то еще) Как вы себя чувствовали в такой ситуации? Вопросы для обсуждения: — Каким людям тебе труднее всего говорить «нет»?- Каким людям тебе легче всего говорить «нет»?- Если ты хочешь выполнить желание другого человека, говоришь ли ты ему четкое «да»?- Когда подросток должен делать то, что от него ждут, а когда не должен? Упражнение «Спасибо, мне это не нужно!»Цель: Отработка уверенного и эффективного поведения.

Ведущий предлагает ситуации, в которых подростку предлагают употребить алкоголь. Подросток под различными предлогами должен отказаться. Упражнение «Стоп! Действуй!»Ведущий предлагает ситуацию, в которой присутствует реальная опасность, связанная с алкоголем. После ознакомления с ситуацией, подросток берет карточку «Стоп!», на ней раскрываются чувства, переживание, желания, которые могут возникнуть в этой ситуации. Подросток обсуждает, сходятся ли эти переживание с его личными.

Затем берется вторая карточка «Подумай!». На ней записаны три возможные реакции. Подросток должен определить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать свои.

На листке бумаги подросток должен изложить свое решение проблемы. Упражнение «Без рук!»Цель: Развитие конструктивных навыков общения. Инструкция: Иногда мы пытаемся доказать свою правоту во что бы то ни стало. В таком споре может не быть ничего плохого, но он может превратиться и в настоящую открытую борьбу. Вспомни тот случай, когда твой спор с кем- нибудь едва ли не закончился настоящей дракой. Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя!

А может быть, вы оба готовы были драться, но что- то позволило вам избежать рукоприкладства. Дай этой истории какое- нибудь название. Вопросы для обсуждения: — Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?- Драка – это хороший способ разрешить спор?- Что ты может сделать, чтобы спор не превратился в драку?- Что ты делаешь, когда кто- нибудь оскорбляет тебя словами?- В чем различие между спором и дракой?

Упражнение «Банк переживаний». Цель: Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.

programmycomfort.weebly.com

/ коррекционная программа

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Факультет культурологии и социокультурной деятельности

Кафедра педагогики социокультурной деятельности

Коррекционная программа, направленная на раскрепощение и снятие зажимов физического и психологического характера у подростков.

Подготовила студентка 312 группы

В современной терапии выделяют собственно арт-терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, драмотерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др. Наша коррекционная программа предназначена для танцевально-двигательной терапии, которая на современном этапе является распространенной формой.

Танцева?льно-дви?гательная терапи?я (ТДТ) — это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты.

Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов: В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, Г. А. Волкова и др.

Смысл танцевальной терапии – состоит в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности. Наши физические контакты в младенчестве, свобода передвижения, которую мы ощутили, когда начали ходить, влияние наших друзей, проделанная нами работа, прожитые нами стрессы – все это накладывает свой отпечаток на нашу манеру двигаться.

Оказывается, что между последовательностью мышечных усилий (т.е. нашими движениями) и нашими психическими установками имеется очень тесная связь. Поэтому наше внутреннее психологическое состояние влияет на состояние мышц, и наоборот, любое наше движение особым образом сказывается на психике. Специфическая последовательность мышечных усилий (специально проделанные движения) может кардинально изменить внутреннее состояние человека, его состояние и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая ей соответствует. Согласно этому мы можем находить в своих движениях особенности нашего психологического мира, или же с помощью движений этот мир корректировать.

Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне.

Танцевально-двигательная терапия предлагает большое число программ для детей и родителей. Детские программы направлены на работу с детьми разных возрастов, в том числе с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержкой развития, испытывающих проблемы в учебе и т.д.

Танцевальная терапия развивает коммуникативные навыки и творческие способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах и дает мощный стимул для саморазвития и учебы.

Проводятся, как групповые, индивидуальные, развивающие занятия с детьми и с диадами ребенок-родитель, так и семейные тренинги и консультации.

Двигательные упражнения в совокупности с эмоциональным подкреплением вызывают сильное физическое высвобождение хронического напряжения, которое выходит с помощью танца и ведет к глубинным личностным изменениям.

Многие психологические исследования доказали, что действие танца на наше состояние является очень благотворным:

* Улучшается эмоциональное состояние, повышается настроение.

* Возрастает физический тонус, появляется ощущение «полноты сил».

*Вырабатывается более позитивный образ собственного тела, повышается самооценка и внутренняя сексуальность. Человек становится более раскрепощенным, уверенным в своих действиях, в своей походке, осанке, жестикуляции.

Танцевальная терапия подразумевает решение, по меньшей мере, четырех задач.

углубление осознания собственного тела и возможностей его использования. Это улучшает физическое и эмоциональное состояние личности.

вторая задача танцевальной терапии и она в большей мере относится к подросткам, состоит в усилении чувства собственного достоинства путем выработки более позитивного образа тела и повышения самооценки личности.

танцевальная терапия используется для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения.

еще одной задачей танцевальной терапии является помощь вступить в контакт с собственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенно улучшает физическое и эмоциональное состояние человека.

Все эти задачи танцевальной терапии помогает решить и то, что раньше танцетерапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же – все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации. Поэтому все больший интерес в современном обществе приобретают именно социально-психологические аспекты танцевальной терапии.

Общие цели танцевальной арт-терапии включают:

— Развитие самоосознания, самоуважения и личностной автономии.

— Установление взаимосвязи между своими мыслями, чувствами и поступками. Проработка эмоциональных блоков на телесном уровне.

— раскрепощение и развитие коммуникативных навыков.

Разработанная коррекционная программа рассчитана на 25 занятий, продолжительностью 1,5 – 2 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

Форма проведения: студийная открытая группа.

Программа разработана для подростков в возрасте 13 – 16 лет.

Количество участников: 7 – 12 человек.

Коррекция физических зажимов.

Цель: научить ребят чувствовать своё тело, снимать зажимы физического характера.

— освоить технику «напряжение — расслабление»;

— научиться управлять телом;

— улучшить эмоциональное состояние группы.

В начале занятия вся группа садится в круг на ковёр. Участники рассказывают о настроении, делятся новыми впечатлениями, событиями (по желанию). Затем арт-терапевт плавно переходит к теме познания своего тела, говорит о том, что своим телом можно и нужно управлять, что оно умеет отзываться на наши желания. После этого просит расслабить своё тело, глубоко вдохнуть несколько раз и представить то, что вызывает чувство радости у участников. После упражнения ребята должны одним словом охарактеризовать свои ощущения.

Упражнение 1. «НАПРЯЖЕНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ».

Цель: ознакомить подростков с простейшими мышечными зажимами в статичном положении.

Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Упражнение 2. «ЗАЖИМЫ ПО КРУГУ«.

Цель: ознакомить подростков с мышечными зажимами в движении. Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15-20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение — полностью расслабляют напряженный участок тела.

Упражнение 3. «Свободное тело»

Цель: снять психологический зажим и расслабить тело.

Оборудование: музыкальный центр.

Включается музыкальная композиция для релаксации. Группе нужно свободно разместиться по периметру комнаты. Затем закрыть глаза и выполнять те действия, которые называет арт-терапевт.

1 этап: для начала нужно просто качаться в такт музыки, затем постепенно активизировать все части тела, начиная с ног (ноги, туловище, руки, голова). После этого движения частей тела нужно останавливать, начиная с головы (голова, руки, туловище, ноги).

2 этап: под музыку выполнять произвольные движения тела только не стоя на месте, а двигаясь вперёд-назад.

Упражнение 4. « Отображение»

Цель: осознать творческое движение и межличностную эмпатию.

Оборудование: музыкальный центр.

Включается релаксационная музыка.

Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой — ведомым.

Затем участники встают лицом к лицу и смотрят друг другу в глаза. Один из пары начинает делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения он должен осознавать свое тело и чувства. В течение всего упражнения нужно смотреть партнеру в глаза и стараться осознавать его.

В качестве ведомого нужно отражать движения своего партнера — как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, нужно вытягивать левую. Нужно стараться ни о чем не думать. Участников «ведет» их тело. Через некоторое время нужно поменяться ролями. По окончании задания поделиться своими чувствами с партнером.

После упражнений участники садятся в круг и повторяют дыхательное упражнение, которое проводилось в начале занятия. Затем сравнивают слова «до» и «после» упражнений.

Рефлексия: обсуждение эмоционального состояния участников, что было труднее всего сделать, когда снялся психологический зажим и вы смогли управлять свободно телом и т.д. Арт-терапевт подводит итоги занятия, благодарит всех участников и прощается.

studfiles.net

Программа для подростков «Рефлексия самопонимание, самооценка, саморазвитие»

Коррекционно-развивающая программа для подростков

Автор: М. С. Титкова, педагог-психолог МОУ «СОШ п. Рахья» Всеволожского района Ленинградской области

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«РЕФЛЕКСИЯ – САМОПОНИМАНИЕ, САМООЦЕНКА, САМОРАЗВИТИЕ».

Гипертимный. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов мимики, пантомимики. Люди этого типа часто бывают инициаторами конфликтов, легкомысленны, склонны к аморальным поступкам, раздражительными, вместе с тем они очень энергичны, инициативны и оптимистичны.

Дистимный. Его характеризует низкая контактность, немногословность, пессимистичность. Люди этого типа отличаются серьёзностью, добросовестностью, справедливостью, так же пассивны, неповоротливы, часто ведут замкнутый образ жизни.

Циклоидный. Свойственна периодическая смена настроения.

Возбудимый. Этому типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Так же люди с таким типом склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной.

Застревающий. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Такой человек предъявляет повышенные требования к себе, стремится достичь высоких показателей в любом деле, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мнителен.

Педантичный. Человек с таким типом акцентуации редко вступает в конфликты и выступает в них скорее пассивной, чем активной стороной, предъявляет к окружающим много формальных требований.

Тревожный. Свойственна: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

Эмотивный. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, которых они понимают «с полуслова». Редко вступаю в конфликты, обиды носят в себе не «выплёскивая» наружу.

Демонстративный. Характеризуется лёгкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.

Экзальтированный. Свойственны: высокая контактность, словоохотливость и влюбчивость. Люди с этим типом альтруистичны. Имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств, вместе с тем подвержены паникёрству и сиюминутным настроениям.

Экстравертированный. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они редко вступают в конфликты. Обладают: способностью внимательно выслушать человека, исполнительностью. Такие люди часто подвергаются чужому влиянию, они легкомысленны и азартны.

Интровертированный. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию.

Опросник и подробная интерпретация типов описаны в книге В.В. Бойко Трудные характеры подростков (3, с.94-112).

Расширение знаний о себе и других людях.

Развитие рефлексивных навыков, самопонимание.

Повышение адаптивных способностей, уверенности в себе.

4. Развитие самонаблюдения.

Оказать помощь в рациональной и эффективной организации самостоятельной деятельности учащихся.

Совершенствовать коммуникативные умения учащихся; активизировать ценностно-смысловые аспекты личности учащихся.

Развитие рефлексивных, аналитических навыков.

Развитие критического мышления, художественного восприятия.

Важные принципы, на которые опирается коррекционо-развивающая программа:

^ Этап коррекционно-развивающей работы

rudocs.exdat.com

Коррекционная программа самооценка

Коррекционная программа. Проект «Наши особые дети». Психологическая консультация Диалог предлагает новый проект психологической помощи родителям и детям «Наши особые дети ». Информация о проекте. Мы создали этот проект, взяв за основу лучшие имеющееся в современной психологии методики и техники работы с детьми, для того, чтобы наши гиперактивные, невнимательные, непослушные дети имели возможность полноценно жить, радовать себя и других, общаться, играть, учиться, реализовывать себя.

Наши особые дети — с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), с различными нарушениями развития внимания, восприятия, воли и произвольности поведения, самоконтроля и саморегуляции, трудностей в адаптации, проявляющимися в нарушении общения, агрессивности, нарушении школьных навыков, наличием страхов, повышенной тревожности. Дать возможность нашим детям быть в обществе и получать радость от общения. Мы предлагаем к оррекционнные программы:. Коррекционная программа «Работа с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)». Психомоторная коррекция. Коррекция нарушений общения. Психологическая готовность к школьному обучению (5-6 лет).

Коррекционная программа «Работа с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Программа предназначена для детей от 4,5 до 6 лет. Общее количество занятий — 20. В программу входят 3 блока:.

Коррекционная программа. Психологическая консультация Диалог предлагает новый проект психологической помощи родителям и детям « Наши.

Авторизованная Программа по коррекционной педагогике Ступени. doc. 3- 6 месяцев, имеют различные физические и психологические отклонения. На главную · Коррекционная работа психолога в школе Программы. Программы 1, Программа уроков психологии для младших подростков (10- 12 лет).

1. Диагностический блок;. 2. Мотивационный блок;. 3. Коррекционный блок.

Цель программы — формирование социально-адаптивного поведения и обучение навыкам саморегуляции. Развитие внимания и наблюдательности;.

Дистанционные курсы и программы переподготовки по коррекционной педагогике и психологии. Коррекционные программы НЕЙРО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 С/К/ КЛАССА VII ВИДА. Коррекционные программы для детей с психологом, нейропсихологом в Калуге, коррекция гиперактивности, дефицит внимания, трудности в обучении.

Развитие мелкой моторики;. Снятия психоэмоционального напряжения;. Развитие эмоционально выразительных движений;. Развитие произвольности и самоконтроля;. Развитие координации движений;. Обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений.

Занятия проходят 2 раза в неделю индивидуально. Все занятия проходят в игровой форме. Психомоторная коррекция — это программа, которая представляет собой цикл занятий для детей 5-10 лет, имеющих те или иные проблемы адаптации в социуме. Полная коррекционная программа рассчитана на 3-6 мес. В зависимости от состояния ребенка программа может быть сокращена или увеличена.

Программа состоит из трех этапов:. стабилизации и активации энергетического потенциала организма. стабилизация сенсомоторного взаимодействия с внешним миром. стабилизации произвольной саморегуляции. Коррекция осуществляется рядом упражнений, которые можно разделить на следующие блоки:.

блок дыхательных упражнений. блок растяжек. глазодвигательные упражнения.

когнитивные методы и др. Применение тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного состояния ребёнка.

Показания для прохождения программы:. общая моторная неловкость. неустойчивость и истощаемость нервных процессов.

снижение общей работоспособности, внимания, памяти. двигательная заторможенность и расторможенность. эмоционально — волевые проблемы.

трудности формирования пространственной организации и т.

Занятия проходят 2 раза в неделю индивидуально или в мини-группах. Психологическая готовность к школьному обучению (5-6 лет). Психологическая готовность к школьному обучению — одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Данная программа предназначена для детей от 5-7 лет. Общее количество занятий — 10 (программа может быть увеличена до 15-20 занятий, если у ребенка есть ярко выраженные трудности).

Данная программа решает следующие задачи:. Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;.

Развитие познавательных процессов;. Формирование навыков общения и совместной деятельности со сверстниками и с учителем. Занятия проходят 2 раза в неделю индивидуально в интересной, игровой форме. Коррекция нарушений общения. Коррекция нарушений общения — это игровая психокоррекция детей с нарушениями общения. снизить конфликтность. снять неадекватные стереотипы поведения.

разрешить основные психологические коллизии ребенка. Цель — повышение навыков общения. Уметь общаться значит уметь говорить, слушать, участвовать в диалоге, понимать собеседника, уметь принимать других, уметь договариваться в различных ситуациях, конфликтных включительно, уметь адекватно выражать себя в общении с другими, понимать проявления других людей. Коррекционные занятия могут стать эффективным для широкого спектра детей, программа рассчитана для различных возрастов детей. Особое внимание мы уделяем детям навыки социального общения, которых снижены значительным образом — это дети с Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, ММД. Занятия проходят 2 раза в неделю индивидуально или в мини-группах.

zareshetkoi.weebly.com

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОБЛЕМЕ ВОРОВСТВА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

казенное государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

«ВОРОВСТВО В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОБЛЕМЕ ВОРОВСТВА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Цель данной коррекционной программы — коррекция асо­ циального поведения у детей и подростков. Может использоваться в качестве превентивной программы.

Данной цели соответствуют следующие задачи :

Формирование социально-компетентного, ответственно­ го поведения.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование адекватной самооценки.

Формирование просоциальной жизненной позиции.

Оказание помощи ребенку в осознании личностных ак­ туальных проблем.

Условия формирования группы. Группа формируется из де­ тей и подростков «группы риска» 6 – 11 классов. Оптимальное количество участников в группе: 6 – 8 человек.

Режим работы. Количество занятий — 5. Длительность заня­ тия – 30 – 40 минут. Частота встреч – 1 раз в неделю.

Введение (начало работы). Приветствие.

Цель: приветствие, создание особой атмосферы, обмен чувст­ вами.

Цель: объединение, сплочение группы, включение в совмест­ ную деятельность.

Работа по теме. Ролевые игры, игры-релаксации, рисование, дискуссии, упражнения, коллаж.

Рефлексия. Основой для обсуждения являются вопросы типа:

Цель: развитие рефлексии, получение обратной связи от участ­ ников группы.

«Что нового узнали сегодня?», «Что узнали о себе?», «Что больше всего запомнилось?», «Что было самым трудным?»

4. Завершение. Прощание, обмен пожеланиями.

Цель: обозначение конца занятия.

«Как я отношусь к воровству».

Оценка эффективности тренинга.

Коррекционные занятия можно считать эффективными, если достигнуты поставленные цели и задачи. В связи с этим можно вы­ делить следующие критерии эффективности:

-осмысление своей позиции по отношению к воровству;

-формирование адекватной самооценки;

-развитие коммуникативных навыков;

-формирование ответственного поведения;

-формирование просоциальной жизненной позиции.

Для оценки эффективности используются следующие методики :

1. Тест Дембо-Рубенштейна для изучения самооценки. Выполняется на первом и заключительном занятии.

2. Цветовой тест Люшера. Проводится на первом и заключительном занятии. Результаты теста позволят определить динамику эмоционального состояния участ ников, уровень тревожности.

3. Самоотчет участника. По окончании занятия каждый ребенок высказывается по схеме: что узнал нового, что понравилась, что нужно изменить. Ведущий анализирует и делает выводы.

4. Наблюдение ведущего. По окончании занятий ведущий фиксирует реакцию участников в процессе выполнения заданий, отмечает, все ли принимали участие в играх, всем ли было комфортно.

Занятие 1. Знакомство.

Цель: дать детям возможность познакомиться друг с дру­ гом, создать благоприятную атмосферу доверия для взаимодейст­ вия в группе.

1. Подготовительная часть занятия.

а) Знакомство в кругу (можно с мячом).

Дети рассаживаются по кругу. Первый называет свое имя, второй имя первого и свое и т.д. Последний называет имена всех участников, и затем свое.

б) Упражнение «Ветер дует на . »

На слова «Ветер дует на . » ребенок поднимает вверх руки и качает ими словно дерево.

«Ветер дует на . » — мальчиков

того, у кого есть брат, сестра;

того, кто боится уколов;

того, у кого есть собака;

того, кто любит мороженое;

того, кто сегодня получил двойку;

того, у кого светлые волосы и т.д.

«Зима. Выпал замечательный, лучистый, искристый снег. Во двор выскочили дети и слепили огромного снеговика, на голову по­ставили ведро, из угольков сделали глазки, а вместо носа воткнули яркую, сочную морковь.

И вот он стоит на морозе счастливый!

Но пришла весна. И первые лучи стали постепенно подтапли­ вать его. Лучи греют ему лицо, плечи, капельки постепенно стека­ ют .

И в какой-то из дней снеговик превращается в теплую лужи­ цу. Птицы пьют из этой лужи воду, а часть лужи впитывается в землю, и этой водичкой питаются корни растений, а часть под жар­ ким солнцем поднимается вверх, образуя мягкие пушистые облака. Представьте, что вы облако. Посмотрите вниз. Вы видите проплы­ вающие мимо вас дома, деревья, озера, дороги. ».

б) Упражнение «Расскажи мне о себе».

Дети сидят в кругу и каждый по очереди рассказывает о себе:

в каком классе учится:

о своем любимом предмете;

— о своих домашних животных;

— о том, какие качества ему больше всего нравятся (не нра­вится) в других.

в) «Автопортрет». Инструкция: Нарисуйте себя (в виде животного, растения, предметов, пейзажей и т.д.)

Затем рисунки выкладываются на стол. Ведущий выбирает любой «автопортрет» и предлагает остальным высказать свое мне­ ние (Что вы можете сказать об этом рисунке? А чей это на самом деле рисунок?). Автору этого рисунка предлагается ответить на во­ прос: «С чем из сказанного он согласен, а с чем нет?»

Эмоциональная и смысловая рефлексия (Что я чувствовал? Чем занимались? Что запомнилось? Что понравилось?).

Занятие 2. Как я отношусь к воровству.

Цель: выяснение отношения детей к воровству, формирова­ние социально-компетентного поведения .

1. Подготовительная часть.

а) Рефлексия прошлого занятия (Что запомнилось (понрави­ лось) вчера больше всего?)

б) Упражнение «Пожелания в кругу».

Дети по кругу передают друг другу мягкую игрушку со сло­вами пожелания.

в) Упражнение «Путаница».

Дети берутся за руки, образуя круг. Затем пытаются запутать­ ся. Ведущий должен их распутать.

а) Обсуждение пяти высказываний.

На ватмане выписаны пять высказываний. Напротив каждого нарисована какая-либо геометрическая фигура. Участникам выда­ ются конверты, в которых присутствуют эти фигуры. Предлагается выбрать те высказывания, с которым они согласны, и бросить в об­щий конверт соответствующие данным высказываниям геометри­ ческие фигуры. Затем эти фигуры закрепляются на ватмане напро­ тив высказываний. Таким образом, перед глазами — социологиче­ ский опрос. По результатам опроса проводится обсуждение.

Все люди воруют (круг).

Я никогда в жизни ничего не воровал (треугольник).

Со мной бывали случаи, когда я брал чужую вещь (квад­рат).

Я считаю, что воровство — это болезнь (ромб).

Я всегда делаю так, как поступают мои друзья (прямо­угольник).

б) Упражнение «Три вещи».

Каждому участнику выдаются 3 карточки, на которых он име­ ет право написать названия трех любимых, ценных для него пред­ метов. Ведущий несколько раз быстро проходит по кругу и у каж­ дого забирает по одной карточке, пока участники не останутся с пустыми руками. После этого проводится обсуждение. (Как вы при этом себя чувствовали?)

Предлагается продолжить рассказ.

«Жил-был на свете мальчик, самый обыкновенный, такой же как и вы. Однажды случилось так, что этот мальчик взял чужую вещь. » Закройте глаза и представьте себе, что могло случиться дальше. Напишите окончание рассказа.

Затем ведущий читает рассказы, не называя автора. Идет об­ суждение (Кто хочет что-либо сказать? Что бывает, когда человек крадет? Какие чувства испытывает?

На примере пословиц типа «На чужом несчастье счастья не построишь» и в процессе обсуждения сочинений необходимо прий­ти к тому, что так нельзя делать, это опасный путь).

Инструкция. Напишите ассоциации к слову «Кража»:

— с позиции того, кто взял;

— с позиции пострадавшего.

Обсуждение в кругу (С позиции кого было легче отвечать? Почему так отличаются ассоциации в первом и втором случае? В чем основное отличие?)

Занятие 3. Самооценка.

Цель: формирование адекватной самооценки, снятие тре­вожности, развитие коммуникативных навыков.

1. Подготовительная часть.

а) Рефлексия прошлого занятия (Вспомни, что вчера тебе больше всего понравилось, запомнилось?).

Давайте оценим на пальцах одной руки свое настроение (1 палец — очень плохое, 5 — прекрасное).

б) Упражнение «Тропинка».

Участники идут по тропинке за ведущим. После фраз «Яма!», «Кочка!», «Ручей!», «Дерево!» вся группа вместе с ведущим преодо­ левает данное препятствие.

в) Упражнение «Русло реки».

Участники выстраиваются напротив друг друга, образуя две шеренги. Стоят, плотно прижавшись друг к другу плечом. Это и есть русло, которое может быть строго прямым или произвольно извилистым. Один из участников у «истока» ручья с закрытыми гла­ зами начинает движение по «руслу», доходя до конца, становится опять частью «русла». Участвуют все по очереди.

а) Упражнение «Волшебный стул».

На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недоста­ ток не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положи­тельные стороны личности ярко представлены для глаз присутст­ вующих. Дети называют качества («умный», «нежный», «доб­рый» и т.д.) или указывают на поведенческие характеристики («он все­ гда помогает», «у него можно попросить что-то, он дает. »), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность («ко­ гда я болел, он ко мне приходил», «никто не остался убирать в клас­ се, а он остался»).

«Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы.

б) Упражнение «Войди в круг».

Участники группы берутся за руки и становятся в круг. Один из участников (по желанию) находится за кругом. Ему дается инст­ рукция: «Тебе необходимо попасть внутрь круга». Затем проводится обсуждение (Как чувствовал себя участник, который входил в круг? Как чувствовали себя остальные?)

в) Упражнение «Разговор двух друзей (подруг)».

Участники разбиваются по парам и садятся напротив друг друга. Им предлагается общаться в течение 2-3 минут. Затем веду­ щий просит развернуться спиной друг к другу и пообщаться еще 2- 3 минуты. Затем обсуждение (Как ты себя чувствовал? Как удобнее было общаться? Почему?)

3. Заключительная часть.

Эмоциональная и смысловая рефлексия.

Занятие 4. Коммуникативные навыки.

Цель: формирование адекватной самооценки, снятие тре­ вожности, развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного поведения.

а) Упражнение «Поймай дракона».

Дети выстраивают цепочку. 1-й — голова дракона, а последний — хвост. Цель: голова должна поймать хвост.

б) Упражнение «Рисунок на спине».

Дети распределяются по парам и становятся вдоль линии. Один из пары рисует на спине у другого простой рисунок или бук­ ву. Если тот отгадывает, то пара делает шаг вперед. Дети в паре ме­няются ролями. Выигрывает та пара, которая первой дойдет до ве­ дущего.

а) Упражнение «Усиленный комплимент».

Участники образуют два круга: внешний и внутренний. Стоят лицом друг к другу, образуя пары. Стоящий во внешнем круге про­износит комплименты (1-2). Слушающий (во внутреннем круге) го­ ворит в ответ: «Я знаю, а еще я . » (добавляет, усиливает компли­ мент).

б) Упражнение «Магазин одной покупки».

Ребенок в роли покупателя входит в «зал покупок», где на сто­ ле разложены «товары» — карточки, на которых написаны названия различных предметов: гитара, теннисная ракетка, шоколад «Спи­ керс», жевательная резинка, магнитофон, фотоаппарат, футбольный мяч, велосипед, золотая цепочка, джинсы, кроссовки и т.д. «Прода вец» предлагает «покупателю» выбрать одну покупку, благодарит за приобретенную вещь и просит пройти в «зал размышлений», где можно присесть (стоят 2-3 стула) и подумать о плате за товар.

На оборотной стороне каждой «карточки–товара» указана «це­ на». «Папе еще год придется ходить в старой куртке», «Маме при­ дется считать каждую копейку», «Редко сможете видеть больного друга», «Бабушка не сможет заменить старые поломанные очки», « Вам будет завидовать сосед, и у вас могут испортиться с ним от­ношения», «Мама откажется от платного бассейна для лечебных процедур» и т.д.

Приняв решение, «покупатель» переходит в «зал возврата» по­ купок и говорит «консультанту»: «Я покупаю» или «Я возвращаю».

«Консультант» пытается повлиять на решение «покупателя», приводя собственные доводы «за» или «против» покупки: «Теннис­ные ракетки так редко бывают в нашем магазине. Вы подумайте, может быть их стоит купить». «Золотая цепочка — это так красиво!». Выслушав ответ, он благодарит за покупку или сожалеет о возвра­те. В некоторых случаях ему все-таки приходится либо одобрить «возврат», либо выразить отношение к произведенному выбору: «Пожалуй, вы правы. » или «Что ж, это ваше право. ».

Сюжет проигрывается до тех пор, пока последний ребенок не выйдет из магазина. Затем проводится обсуждение (Какие мысли были у Вас во время игры?).

Занятие 5. Жизненная позиция.

Цель: формирование просоциальной жизненной позиции.

а) Упражнение «Ручеек».

б) Рефлексия прошлых занятий («Давайте вспомним, какие игры запомнились больше всего, и поиграем»).

а) Арт-терапевтическая техника «Рассказ в картинках».

Инструкция: Давайте вспомним с вами рассказ, который вы сами сочинили. Возьмите лист бумаги, краски (карандаши) и нари­ суйте «Историю кражи в картинках». (Желательно создать серию рисунков, из которых было бы видно, как поступил мальчик (де­ вочка), почему это произошло, какова была реакция взрослых, что думал и чувствовал «автор» событий). На последнем рисунке изо­ брази, как будет вести себя этот человек, если ситуация повторится. Можно нарисовать серию картинок, отражающих цепочку событий: создать своеобразный мультфильм (Самый значимый рисунок — последний, так как является результатом рефлексии какой-либо тревожащей ребенка ситуации).

Для заключительного рисунка предлагается прогностическое задание: «Как будет вести себя этот человек, если ситуация повто­рится?» (Вариант: «Нарисуй, как можно вести себя в аналогичной ситуации», «Нарисуй, как бы ты поступил в такой ситуации»).

infourok.ru