Тренинги на развитие самооценки

Тренинги на развитие самооценки

Нынешние подростки — это поколение людей, которые воспитываются в условиях стремительного развития информационных технологий, в веке информации. Последствием этого становится неумение и нежелание детей к межличностному общению в живую. Их картина мира формируется в режиме онлайн, чтобы поговорить с друзьями достаточно зайти в социальную сеть, чтобы познакомиться с кем-то, можно написать кому-то в чат, чтобы выразить свои эмоции достаточно поставить смайлик.

К сожалению, в городе Харькове не так много достойных развивающих программ для детей подросткового возраста. Все курсы для детей и подростков, которые есть в Харькове в основном имеют каникулярный формат или проводятся от случая к случаю. Но особенность подросткового возраста состоит в том, что осознанность ребёнка ещё не на должном уровне. Потому результаты от подобных курсов не высоки. Именно поэтому мы создали длительную обучающую программу, которая рассчитана на два курса. Один курс длится в течении учебного года, с сентября по конец мая.

Школа Лидерства для подростков 12-16 лет — это уникальная, авторская программа, которая разработана совместно с профессиональными психологами и коучами, направленная на развитие лидерского потенциала ребенка.

В программе Школы Лидерства используется Коучинговый подход, который мягко, ненавязчиво влияет на развитие осознанности подростка.

Мы смело заявляем, что из всех курсов для подростков, представленных в Харькове, Школа Лидерства — является наиболее эффективной. Это лучший выбор, который подтверждают многочисленные отзывы ребят и их родителей!

Подростковый возраст — это ответственный момент в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте формируется картина мира человека, что может повлиять на жизненный успех.
ПРОГРАММА ШКОЛЫ ЛИДЕРСТВА

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ОСНОВЫВАЕТСЯ:

  1. на развитии коммуникативных навыков детей и подростков
  2. на формировании осознанности подростка
  3. на развитии эмоционального интеллекта ребёнка

Это три кита, на которых базируется формирование будущего лидера.

Курс Школа Лидерства создан для тех,

кто занимается развитием своего ребёнка и задается такими вопросами:

  • Как развить уверенность в себе подростка.
  • Как научить ребёнка ораторскому искусству и мастерству общения.
  • Как повысить самооценку.
  • Как сделать ребёнка счастливым и многогранным.
  • Как развить осознанность ребёнка.
  • Как научить ребёнка обращаться с финансами.
  • Как научить подростка самоорганизации и самоконтролю.
  • Как научить ребёнка управлять временем.
  • Как повысить мотивацию подростка.
  • Как оторвать ребёнка от компьютера.
  • Как научить ребёнка дружить и работать в команде.
  • Как научить подростка управлять конфликтами.
  • Как развить лидерский характер подростка.
  • Как проходят занятия и видеоотзывы участников можно посмотреть перейдя по ссылке.

    ЛУЧШИЕ КУРСЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСТВА.

    Программа курса Школа Лидерства для подростков

    включает в себя такие темы тренингов:

    • «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ — СЕКРЕТ ЛИДЕРСТВА». Курсы для подростков, которые включают 12 занятий по 2 часа, направленных на развитие навыка публичных выступлений, умение уверенно вести себя на сцене, избавление от страха перед публичными выступлениями, развитие техники речи, дикции, интонационной гибкости, избавление от слов-паразитов, умение структурировано подавать информацию, развитие красноречия, умение убеждать и эффективно спорить, умение аргументировать и вести полемику, правильно задавать вопросы и управлять эмоциональным состоянием собеседника, умение рассказывать истории, импровизировать в речи и вести «малый» разговор. Это полный курс тренингов по ораторскому искусству и мастерству общения, который включает в себя элементы конфликтологии, правила работы с агрессией и умение управлять эмоциями.
    • «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ, КАК НАВЫК УСПЕШНОГО ЛИДЕРА». Курсы для подростков, которые включают 5 занятий по 2 часа, направленых на развитие навыка ведения переговоров. Подросток учится договариваться, отстаивать свою позицию, анализировать личность собеседника, учится подстраиваться под собеседника, умело управлять своими эмоциями. Дети изучают типологию личности, особенности каждого типа людей и учатся наиболее эффективно договариваться с собеседником.
    • «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ». Курсы для детей и подростков, которые включают 4 тренинга по 2 часа, направленные на развитие осознанности и профессиональной ориентации подростков. На этих тренингах дети расширяют представления о своих способностях, о своих личных достоинствах и недостатках, о своих склонностях и профессиональном потенциале.
    • «САМОПОЗНАНИЕ и ОСОЗНАННОСТЬ, КАК ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИДЕРСТВА». Курс Школа Лидерства включает 4 тренинга по 2 часа, направленных на развитие осознанности ребёнка, понимание себя, своих ценностей. Тренинги направлены на анализ своих личных ресурсов, умение понимать себя, анализ своего типа личности со всеми его достоинствами и недостатками. Это курсы для подростков, на которых дети задают себе вопросы о том, как они выглядят в глазах других людей и что влияет на такое мнение окружающих, как осознанно формировать свой личный бренд, что влияет на ощущение внутренней гармонии. Тренинги по развитию осознанности способствуют пониманию и принятию ребёнком своего внутреннего «Я».
    • «ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ — УСЛОВИЕ ЛИДЕРСТВА». Тренинги для подростков, которые состоят из 6 занятий по 2 часа, направленных на развитие конструктивной самооценки подростков. В тренингах используется коучинговые технологии, которые помогают участникам поверить в собственные силы и повысить уверенность в себе.
    • «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИДЕРСТВА». Тренинги для подростков, состоящие из 4 занятий по 2 часа. Эти тренинги направлены на развитие понимания детей такой сложной категории, как деньги, денежные обороты, ценность денег и роль денег в жизни каждого человека. В результате тренинга дети научатся ценить и управлять своими материальными ресурсами и узнают, как формировать свой личный бюджет.
    • «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — ВАЖНЫЙ НАВЫК ЛИДЕРСТВА». В курсе Школа Лидерства предусмотрены 3 занятия на целеполагание. Эти тренинги направлены на обучение подростков эффективной постановке целей. Такие занятия увеличивают мотивацию подростков, способствуют развитию самоконтроля и самодисциплины.
    • «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ, КАК ОДНА ИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИДЕРСТВА». Тренинги для подростков, которые состоят из 2 занятий по 2 часа. Эти тренинги направлены на развитие навыка управления временем, умение планировать свои действия, умение выделять дела, направленные на дальнейшее развитие и личный успех подростков.
    • Школа лидерства для подростков — это единственная программа в Харькове, которая рассчитана на длительный период.

      Дети занимаются один учебный год, 1раз в неделю. Продолжительность занятия — 2 часа. Это дает возможность все полученные знания превратить в навык.

      Занятия по развитию подростка проходят в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала.

      Цена: одно занятие -150 грн.

      При оплате за месяц (4 занятия) — 480 грн.

      РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА — ЛУЧШАЯ ИНВЕСТИЦИЯ В НАШЕ БУДУЩЕЕ.

      ТРЕНИНГИ В ШКОЛЕ ЛИДЕРСТВА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПОМОГУТ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ СТАТЬ УСПЕШНОЙ, ПРОАКТИВНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.

      На курсе Школа Лидерства для детей и подростков в Харькове не учат быть всегда первым и вести за собой других людей. Все тренинги в Школе Лидерства направлены на развитие лидерского характера подростков, а именно развитие основных лидерских компетенций: уверенности, коммуникабельности, ответственности за свою жизнь, самоорганизации, критическому мышлению, умению работать в команде, осознанности, принятию себя со всеми своими особенностями.

      Результаты обучения на курсе Школа Лидерства для подростков:

      Во-первых: дети становятся более уверенными в себе, участники осознают свою уникальность особенность, грамотно анализируют свои недостатки и преимущества и умеют с этим «работать». Дети умеют анализировать свои личные ресурсы, что придаёт им уверенности в себе.

      Во-вторых: подростки знают типы личности и это помогает им понимать самих себя и окружающих людей. Участники знают, как общаться с разными типами людей и эффективнее разрешают конфликтные ситуации. Подростки изучают конфликтологию, что помогает им находить общий язык с учителями и сверстниками.

      В-третьих: участники умеют выступать публично, структурировано доносить информацию, управлять аудиторией и убеждать, эффективно аргументировать, вести дебаты и полемику.

      В-четвёртых: осознанность подростков достигает высокого уровня, они становятся проактивными, готовыми брать ответственность за свою жизнь на себя. Дети лучше понимают себя, знают свои ценности, свои особенности. Это поможет подростку лучше ориентироваться в выборе будущей профессии.

      В-пятых: подростки получают много информации по навыкам управления денежными и временными ресурсами. Такие тренинги мотивируют их, помогают ставить амбициозные цели и делать все возможное, чтобы достичь их.

      ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ КУРСОВ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ НА КАНАЛЕ В ЮТЮБ по запросу «тренинги Елена Березовская».

      Мой сын (13 лет) ходит на эти курсы 3 месяца. Уговаривала пойти на первые два занятия.. сейчас не я напоминаю, что нужно сходить, а он мне. Вижу, что есть явный прогресс в умении общаться, доказывать аргументовано и спокойно свою точку зрения. В общем, с сентября мы к вам опять. Отдельное спасибо Елене и Марии.

      Каждый урок был очень интересным,хорошая компания,много чему научился.Спасибо Елене!Советую всем!

      Анечка, буду рада видеть на втором курсе Школы Лидерства)))

      Елена,спасибо вам огромное, эти курсы дали мне очень многое,а так же воспоминания.Каждые занятия были очень запоминающиеся.Ваши курсы очень пригодились мне) Я стала более уверенной, и теперь не боюсь большой аудитории.

      leader-school.com

      Ценность любого человека – его знания, опыт, компетентность, заинтересованность, воспитаность. Только профессионалы своего дела могут обеспечить эффективность работы и стабильность развития. Таких специалистов можно переманить, присмотреть на стороне, но наилучшими способами получения новых знаний и успешной их реализация на практике является подбор тренингов как профессиональных, так и для развития личности.

      Выбор тренингов разнообразный. Представленные на ресурсе занятия помогают расширить кругозор, познать себя, поверить в свои силы. Подбор семинаров необходимой тематики дает неоценимые знания и возможность примерять на себя новые модели поведения. Представленное на проекте расписание тренингов и семинаров удобно тем, что можно выбрать из обширного количества бизнес-тренингов необходимый именно вам.

      В чем преимущества таких занятий? Они создаются с целью проработок различных тем с участниками небольшой группы, что дает возможность помочь кому-либо или получить ответы на интересующие вопросы. Это великолепная возможность увидеть возникшую проблему «чужими глазами». Календарь тренингов постоянно обновляется новыми темами, актуальными на данный момент.

      Те, кто хоть раз посещал такие занятия, убедились на собственном опыте, насколько тренинги способствуют поднятию бизнеса, повышению самооценки и помогают завязать полезные знакомства. Тем более, что выбор семинаров представлен самыми различными направлениями обучения. Календарь семинаров составлен таким образом, чтобы можно было подобрать заранее интересующие мероприятие в нужном городе. В нем указано расписание тренингов с датой и временем их проведения.

      Преимущества тренингов, представленных на портале «Топ-тренинги»:

      • профессиональный топовый состав опытных тренеров;
      • индивидуальные программы;
      • обучаться начать можно в любое удобное время, просмотрев расписание семинаров;

      В рамках тренингов вы сможете решить все вопросы, начиная с нулевого обучения и заканчивая составлением плана маркетинга. Следите за расписанием тренингов по Москве и принимайте в них участие!

      xn—-ftbfmb1abdjlsd.xn--p1ai

      Психологические игры и упражнения на развитие внимания и самоконтроля

      Упражнение на развитие внимания “Пальцы”

      Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность —5—15 минут.

      Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения. Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем. Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

      Упражнение на развитие внимания “Муха”

      Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“Вверх!”, “Вниз!”, “Вправо!” или “Влево!”) “муха” перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение “мухи” — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп!” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала.

      “Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

      Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение “Муха” может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

      В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся “мухой” приводит обычно к напряжению и усталости. Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру. Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа “на измор” оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.

      Важной характеристикой внимания является его объем — широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

      Упражнение на развитие внимания “Фокусировка”

      Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего “Тело!” участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде “Рука!” — на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки — по команде “Кисть!”, на указательном пальце правой руки — по команде “Палец!” и, наконец, на кончике пальца — по команде “Кончик пальца!”. Команды подаются с интервалом 10—120 секунд.

      Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как им это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем. Кроме того, “фокусировка” позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.

      Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение. Легкость переключения у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.

      Упражнение на развитие внимания “Селектор”

      Выбирается один из участников игры — “приемник”. Остальная группа — “передатчики” — занята тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. “Приемник” держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый “передатчик”, Если ему слишком сложно услышать тот или иной “передатчик”, он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того как “приемник” достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится “передатчиком”. В ходе игры жезл совершает полный круг.

      Упражнения 1—4 позволяют участникам на практике ознакомиться с основными характеристиками своего собственного внимания. В ходе занятий ведущему важно не только оценить эффективность работы участников, но и понять, каким образом им удалось решить поставленную задачу. Во время обсуждений становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания. При повторном исполнении упражнений следует поощрять обмен техниками.

      Упражнение на развитие внимания и самоконтроля “Лентяй и труженик”

      Участникам следует удобно расположиться в креслах. Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение. По команде “Начали!” участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходят упражнения “Пальцы” и “Фокусировка”), сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда “Стоп!”. После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.

      Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения — расслабленный и напряженный. Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми. Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени.

      Упражнение на развитие внимания и самоконтроля Упражнение “Дыхание”

      Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде “Начали!” мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5—15 минут по команде “Стоп!” прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

      Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения. А дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать. Подобно тому как желание исполнить движение на соревнованиях “как можно лучше” приводит к разрушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата. Это действенный способ, но не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все. Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле “углубись в процесс и забудь о результате”. Упражнение “Дыхание” ставит участника перед парадоксом, разрешение которого лежит за пределами привычных психических стереотипов. По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.

      www.mirrosta.ru

      Тренинги по повышению самооценки: технология RPT

      Время идет, и люди с годами меняются: одни становятся успешными, влиятельными, сильными, а другими – слабыми, депрессивными и ощущают себя неудачниками. Все плохие изменения происходят исключительно из-за плохой самооценки.

      Плохую самооценку победить непросто. Ведь она прочно укореняется какими-то событиями, например, позорным увольнением с работы или какой-то неприятной ситуацией, во время которой человек переживает жуткий стресс. Необходимо иметь твердую почву под ногами, хороших близких, прочное финансовое положение. Но если всего этого нет? К большой радости современных людей, изменение личности сегодня возможно при помощи специальных тренингов. Профессиональные психологи позволяют за некоторое количество сеансов полностью избавиться от разных фобий, страхов и мешающих комплексов.

      Наука не стоит на месте, и за последние годы появилось достаточно средств, которые позволяют потерянному и избитому страданиями человеку найти себя и встать на правильный путь. После нескольких месяцев человек чувствует себя намного лучше, находит работу, у него появляются новые связи и друзья. Однако существующие психологические тренинги дают только временный эффект. А это значит, что через год или два депрессивное состояние может вернуться. Естественно, можно найти своего психолога и регулярно его посещать. Но все дело в том, что на таких сеансах можно окончательно потерять веру в себя и еще более осознать собственную слабость.

      К счастью, существует новая методика мгновенных превращений, о которой можно прочитать здесь. Данная методика называется RPT и позволяет не только мгновенно поменять свою личность и избавиться от старых психологических проблем, но и никогда не возвращаться к ним снова. Среди личностных тренингов на сегодняшний день RPT является наиболее эффективным методом. Примечательно, что данным методом часто пользуются не только люди в сложных жизненных ситуациях, но и весьма известные и успешные личности, которые вдруг почувствовали, что их успеху может что-то помешать. Пожалуй, никогда эзотерика не была столь эффективной и не позволяла лечить не только психологические болезни, но и физические недостатки.

      Кстати, очень многие люди избегают тренингов, считая их неэффективными. А когда все же решаются пойти, время оказывается упущенным, и многие возможности, к сожалению, тоже уже нереально использовать. Тем не менее, лучше начать работать над собой поздно, чем никогда.

      Статья предоставлена RPTцентром «Легкость Бытия»

      www.personal-trening.com

      Влияние тренинговых упражнений на развитие самооценки подростков

      Индивидные и личностные характеристики подростка. Самооценка личности как психологический феномен. Социально-психологический тренинг как средство развития. Экспериментальные исследования показателей самооценки личности, их характеристика и динамика.

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение?

      Вопросы: По какому критерию вы выбирали человека? Какие трудности возникали? Почему?

      Вопросы для обратной связи: Возникали ли у вас сложности? Что было сложнее: загадывать действие, изображать его или отгадывать? Почему?

      Развиваются способности: принимать во внимание чужое поведение и отвечать на едва заметные перемены в чужом поведении. Переходить из одной ситуации в другую, взаимодействуя с другими участниками.

      Анализ: Определяется степень внимательности группы; развивается у каждого участника наблюдательность; возрастает некоторая доверительность друг к другу; развивается умение чувствовать другого человека.

      Вопросы: Было ли тебе сложно? Какие ощущения возникали? Что чувствуешь сейчас?

      В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

      Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение« (всем участникам тренинга раздается список).

      Задание: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли. Дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот. Ваша задача — классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас. Список:

      Зеркало для бритья.

      Пятигаллоновая канистра с водой.

      1 коробка с армейским рационом США.

      Карты Тихого океана.

      Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной).

      Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.

      Маленький транзисторный радиоприемник.

      Репелленты, отпугивающий акул.

      20 кв. футов непрозрачного пластика.

      1 л рома (80 градусов).

      15 футов нейлонового каната.

      2 коробки шоколада.

      После выполнения задания в группах необходимо провести обсуждение процесса принятия решения: какие виды поведения мешали или помогали процессу достижения согласия; кто участвовал, а кто нет; кто оказывал большее влияние и почему; какова была атмосфера в группе во время дискуссии; оптимально ли использовались возможности группы; какие действия предпринимали участники группы для «протаскивания» своих мнений.

      Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Значит, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

      1. Зеркало для бритья (средство сигнализации морским и воздушным спасателям).

      2. Канистра нефтегазовой смеси (сигнализация — может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой вне плота и будет плыть по воде, привлекая спасателей)

      3. Канистра с водой (утоление жажды).

      4. Коробка с армейским рационом (основная пища).

      5.20 кв. футов непрозрачного пластика (сбор дождевой воды, обеспечение и защита от стихии).

      6.2 коробки шоколада (резервный запас пищи).

      7. Рыболовная снасть (оценивается ниже, чем шоколад, так как нет уверенности, что вы поймаете рыбу).

      8. Нейлоновый канат (можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт).

      9. Плавательная подушка (это спас, средство за бортом).

      10. Репелленты от акул (отпугивание).

      11. Ром (содержит 80% алкоголя, что достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, использовать в других целях (в данном случае внутрь) вызывает обезвоживание).

      12. Приемник (имеет малую ценность, так как нет передатчика).

      13. Карты Тихого океана (бесполезны без доп. навигационных приборов, важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели).

      14. Противомоскитная сетка (в Тихом океане москитов нет).

      Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддерживания жизни (пища, вода) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же, в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек этот период может прожить без воды и пищи.

      Приветствие, оценка настроения.

      Задание: Члены группы садятся по кругу: у каждого должны быть на готове бумага и карандаш.

      1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна — нет.

      2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что — нет. При этом все мнения должны обосновываться.

      3. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимает со стороны.

      Рефлексия эмоционального состояния

      Приветствие, оценка настроения

      Участники по кругу говорят о своем самочувствии, настроении в данный момент. Обсуждают неудачи и успехи при выполнении тех или иных упражнений. Высказывают свое мнение, выражают свое эмоциональное состояние.

      Приветствие, оценка настроения

      Техника безопасности: Исходное положение у стоящих в кругу — правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки вытянуты вперед. Человека ловят на ладони. От группы требуется большое внимание и аккуратность, иначе человеку можно сильно навредить. Если в группе есть совсем слабый человек, то можно, либо поставить его между двумя сильными, либо поставить сзади него более сильного человека, который просунет руки ему под плечи и будет его дублировать (при этом важно не обидеть самого этого человека).

      Вопросы для обратной связи: Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)?

      Тренинг направлен на преодоление тактильного барьера.

      Подведение итогов тренинга, прощание.

      Размещено на Allbest.ru

      Самооценка личности подростка как предмет психологии развития, общая характеристика и определение уровня притязаний. Организация, анализ результатов эмпирического исследования особенностей самооценки личности подростков, влияние на нее уровня притязаний.

      Анализ теоретических подходов к подростковому возрасту. Психологические подходы к пониманию сущности самооценки. Роль межличностных взаимоотношений в развитие личности подростка. Влияние социометрического статуса на степень позитивности самооценки.

      Понятие и виды самооценки, этапы ее развития. Психологическая характеристика подросткового возраста. Общая характеристика методик изучения адекватной самооценки личности и рекомендации для педагогов. Влияние самооценки на формирование личности подростка.

      Психологические особенности личности старшеклассников. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси по заранее заданным качествам. Корреляционный анализ показателей самооценки и уровня притязаний. Анализ и интерпретация результатов исследования.

      Понятие самооценки. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Характеристика методик определения самооценки личности. Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по Будасси.

      Особенности личности подростка, основные этапы ее формирования и роль эмоций в данном процессе. Понятие самооценки в современной психологии. Уровень притязаний как характеристика личности. Изучение соотношений самооценки и уровня притязаний подростков.

      Социальный интеллект как условие развития самооценки в подростковом возрасте. Самооценка как эмоциональный компонент самосознания и как психологический феномен. Выявление самооценки подростков. Анализ полученных результатов эмпирического исследования.

      Психологическая характеристика подросткового возраста. Экспериментальное исследование и диагностика самооценки в структуре личности делинквентных подростков. Разработка психокоррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки.

      Самооценка как психологический феномен. Особенности проявления самооценки в период средней взрослости. Организация исследования влияния самооценки на коммуникативную компетентность сотрудников. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

      Формирование личности подростка в семье. Особенности семейных отношений, необходимых для нормального развития ребенка. Анализ влияния семейного неблагополучия на формирование самооценки подростков. Методы и методики исследования самооценки школьников.

      knowledge.allbest.ru

      «Я другая!». Курс повышения самооценки

      В жизни женщины так много ситуаций, когда хочется опустить руки и сказать «жизнь кончена», «я несчастна». Иногда мы сами того не замечая, запускаем себя и теряем привычное сияние, задорную улыбку, лёгкое настроение. Почему это происходит сказать сложно. Но с уверенностью могу утверждать одно, с этим нужно бороться.

      Есть два типа женщин: те, которые воспринимают трудности как наказание за прошлые грехи и ошибки, а есть те для которых эти трудности всего лишь очередное испытание на прочность и возможность стать сильнее. Если вы относитесь ко второму типу, то будьте уверены, что вы уже на пути к успеху, главное не сдаваться.

      А для первого типа вполне подойдёт маленький курс самолечения или поднятия самооценки. Здесь нет ничего сложного, главное полюбить себя.

      Просыпаясь рано утром, на вас наверняка наваливается груда печальных мыслей и череда не решаемых проблем, вы нехотя поднимаетесь с кровати и без лишнего энтузиазма идёте варить кофе, а очередной пасмурный день окончательно портит вам и без того убитое настроение. Стоп! Вспомните, что вашу жизнь вы выбираете себе сами, начните день по-другому, например, с утренней зарядке, включите приятную музыку или вообще смените сигнал на будильнике. Возьмите за привычку вставать пораньше и приводить себя в порядок, не отходите от зеркала пока вы не поймёте, что вы красавица, и все мужчины будут лежать у ваших ног. Сделайте вашим лучшим попутчиком музыку. Куда бы вы не отправились на работу или в гости звуки приятной музыки всегда лучше, чем шум дороги. Вечером включите фильм, который вы так давно хотели посмотреть, но всё никак не хватало времени.

      Измениться сразу, не получиться, но это не должно вас останавливать. На второй день можно попробовать сесть на диету и совсем неважно, какая у вас фигура, просто начните употреблять здоровую пищу, побольше фруктов, поменьше мяса и сладкого. Включите в свой дневной рацион зелёный чай, поверьте – это поистине божественный напиток, который делает женщину красивой и здоровой. А главное посейте в голове мысль «Теперь я другая!» и постоянно напоминайте себе об этом. Поменьше смотрите телевизор и читайте журналы. Сходите вечером на прогулку, подышите свежим воздухом. На ночь выпейте стакан горячего молока с медом, и тогда спать вы будете как младенец.

      Измените что-нибудь в своём домашнем интерьере, пусть это будет какая-нибудь приятная мелочь, например яркая картинка над компьютером, которая будет отвлекать вас от грустных мыслей. Посмотрите вокруг, постарайтесь увидеть то, что раньше вы никогда не замечали. Наверняка, у вас на работе появился симпатичный сотрудник, может самое время влюбиться. Ведь не зря говорят, что женщина должна быть в постоянном состоянии влюблённости. И не обязательно сгорать от страсти и умирать от горя, достаточно просто слегка влюбиться и тогда вы сами не заметите, как преобразитесь: на лице появиться новый макияж, на голове манящие кудри, а ноготки покроются изящным маникюром.

      Проведите этот день на природе. Возьмите с собой друзей и отправляйтесь туда, где нет людей, а лишь шум воды и деревьев. Только в окружении природы и её красоты начинаешь понимать, что жизнь дана, чтобы улыбаться и быть счастливой.

      Выходной день проведите дома, только не стоит заливаться в подушку слезами и вспоминать все свои прошлые неудачи. Лучше включите громкую музыку и танцуйте. Танец – это то, естественное, что не отнять у человека ни при каких обстоятельствах, и только он способен излечить от стрессов и плохих мыслей. Не стесняйтесь, вас никто не видит, и вы можете делать это у себя дома под собственную музыку, так как требует этого ваше тело.

      Выплеснув отрицательные эмоции вы сами поймёте как на самом деле легко и просто жить ради удовольствия. И вообще почаще улыбайтесь, тогда любые невзгоды и неприятности будут обходить вас стороной.

      Статья предоставлена Интернет-магазином Видеокурсов и Видеоуроков

      www.personal-trening.com

      Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Фатуллаева, Аят Тамирлановна

      Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фатуллаева, Аят Тамирлановна

      Глава I. САМООЦЕНКА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

      1.1 .Самооценка как психолого-педагогическая категория.

      1.2.Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения.

      1.3.Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников.

      1.4. Педагогические возможности формирования самооценки школьника в процессе учебной деятельности.

      Выводы к первой главе.

      Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

      2.1. Этнопсихологические особенности самооценки.

      2.2. Диагностика сформированное™ адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.

      2.3. Исследование возрастной динамики самооценки.

      2.4. Содержание и методика эксперимента по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.

      Выводы ко второй главе.

      Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте»

      Актуальность исследования. В последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в педагогике общепризнанной. В настоящее время системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок.

      Личность развивается самостоятельно, задача же школы — сделать это самотворчество прогрессивным, раскрыть перед учащимся широкое поле возможных достижений, которое часто не открывается самим учащимся в силу ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний о самом себе и окружающем мире, неосвоенности всего богатства культуры и т.п.

      Самооценка понимается как необходимый элемент развития самосознания, как применение оценок, некой общественной меры к собственному «Я». В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать процесс самооценки , саморазвития и самоутверждения личности, нацеленных на содействие расцвету возможностей человека во всех его проявлениях, на изменение мотивационного отношения личности к делу, самой себе, другим людям.

      Разработке проблемы самосознания посвящено большое количество исследований в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Эти исследования’ ведутся в разных направлениях, среди которых можно выделить такие как: изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Л.И.Божович, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн и др.), самосознание как социально-психологическая и философская» проблема существования* и развития личности (И.С.Кон, В.В.Столин, А.Г.Спиркин, И.ИЛеснокова и др.).

      Проблема самооценки личности в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г.Ананьев, Ю.К. Бабанский , П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И.

      Божович , Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер,

      A.Р.Лурия, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина и др).

      Вместе с тем, хотя в педагогической литературе научных работ с исследованием феномена "само" достаточно много (в частности самореализация , самосознание, самовыражение, саморегуляция, самораскрытие, самоопределение , самоосуществление (И.Ф.Исаев, М.И. Ситникова, А.В. Беляева , И.С. Якиманская, А.И. Кочетов и др.). Проблема формирования самооценки личности, несмотря на ее важность и актуальность, недостаточно разработана как самостоятельная область исследования.

      Многие авторы в своих экспериментальных работах, изучая особенности развития отдельных характеристик самооценки, не соотносят их с основными её структурными единицами. Так, в работах М.И.Лисиной, А.И. Сильвестру ,

      B.В. Столина , С.Р. Пантелеева, С.Р.Якобсон и др. подчеркивается, что следует отказаться от характеристики адекватности самооценки, указывается, что вызывает сомнение сама возможность адекватного определения и познания себя и другого. Наряду с данным положением в современных психолого-педагогических исследованиях значительное место отводится экспериментальному изучению адекватности самооценки (Т.Ю. Андрущенко , Г.И. Кат-рич, А.И. Липкина, И.А. Слободнюк и др.). Понятие устойчивости самооценки также во многих работах наполняется различным содержанием, требующим дальнейшего уточнения и соотнесения его со структурой самооценки.

      Самооценка, как соотношение своего поведения с требованиями окружающих, со своими представлениями об этих требованиях к себе «Я — образа», или « социальное ожидание », управление поведением личности, способствует ее формированию.

      Актуальность темы исследования также связана- с тем, что на фоне большого числа исследований самооценки личности в целом, проблема самооценки как личностного становления в младшем школьном возрасте, особенно с психолого-педагогической позиций, мало привлекала внимание исследователей.

      В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу проблемы формирования самооценки в младшем школьном возрасте, это работы Л.М. Фридмана , JI.B. Ковинько, Е.Е. Даниловой, А.А. Люблинской , Е.И. Рогова, Г.М. Бреслава, К.М. Гуревича , Р. Бернса. Самооценка, являясь звеном «Я — концепции», входит в структуру личности в качестве оценочного компонента. Самооценка представляет собой сложное психологическое образование и не может быть изолирована от всех других проявлений психической жизни человека.

      Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

      В отечественных исследованиях (Б.Г. Ананьев , Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова , А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин , И:Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др.) и исследованиях зарубежных авторов (Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Шпрангер, Р. Берне, В. Сатир и другие) достаточно широко освещена проблема самооценки как структурного элемента самосознания.

      Формирование самооценки помогает учащимся правильно оценить, свои учебные достижения, способности, возможности, достоинства и недостатки, содействует саморегуляции учебной деятельности. Школьник по-разному производит самооценку своей учебной деятельности в зависимости от применения учителем разнообразных методов, форм и средств контроля.

      Однако существует противоречие между объективной потребностью» современного общества в выпускнике общеобразовательной школы, обладающем адекватной самооценкой , и недостаточной* теоретической и практической разработанностью проблемы формирования самооценки у школьников .

      Данное противоречие обусловлено несоответствием между • необходимостью совершенствования системы диагностирования уровней сформированности самооценки школьника и несовершенством существующей диагностики самооценки;

      • имеющимся уровнем притязаний школьника и его реальными возможностями в области учебной деятельности.

      В связи с вышеизложенным проблема исследования состоит в поиске оптимальных путей и средств эффективного формирования самооценки школьников в процессе контроля их учебной деятельности.

      Важность решения поставленной проблемы доказывает необходимость, поиска возможных путей формирования самооценки школьника и определяет тему исследования: "Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте".

      Объект исследования — самооценка младших школьников в учебно -воспитательном процессе.

      Предмет исследования — процесс формирования самооценки младшего школьника

      Цель исследования состоит в разработке и обосновании системы оптимальных средств и условий, формирующих самооценку младшего школьника.

      В основу исследования была положена гипотеза о том, что:

      — развитие самооценки в младшем школьном будет возрасте осуществляться в процессе становления субъектности в учебной деятельности и в межличностном взаимодействии.

      — этнопсихолого-педагогической особенностью развития самооценки детей младшего школьного возраста дагестанских национальностей, будет безусловная ориентировка на авторитетное мнение старших и соответствие поведения требованиям-старших;

      — формирование самооценки младших школьников будет успешным, если обосновать педагогическую систему, обеспечивающую достижение каждым учеником адекватной устойчивой самооценки;

      — эффективное функционирование педагогической системы формирования самооценки в младшем школьном возрасте обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий, что порождает у них стремление систематически анализировать и оценивать собственные достижения.

      Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

      1. Изучить и проанализировать в теории и на практике состояние проблемы формирования самооценки, раскрыть сущностные характеристики самооценки младших школьников.

      2. Изучить динамику развития самооценки в младшем школьном возрасте в процессе становления у учащихся субъектных качеств.

      3. Выявить общие и этнопсихолого-педагогические особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста в Дагестане.

      4. Теоретически обосновать педагогическую систему формирования самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности. Выявить и обосновать комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий эффективное функционирование данной системы.

      Методологическую основу исследования составляют:

      — теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский , ВЛТ. Беспалько, И.В. Кларин, В.В. Краевский , B.C. Леднев и др.);

      — выводы о стимулировании и мотивизации деятельности (Л.Н. Бушуева, Л.Ю. Гордин , З.И. Равкин, В.Г. Пряникова, В.Н. Тарасюк , Г.И. Щукина, Т.И. Шаманова, В.А. Яковлев и др.);

      -теории личностно-ориентированного и этнорегионального подходов (И.А. Арабов, Л.Ф. Греханкина , И.Н. Сиземская, Л.Н. Жарова, А.С. Белкин , Е.В. Бондаревская, Д.М. Маллаев, Ш.А. Мирзоев , A.M. Магомедов и др). Теоретическую основу исследования составляют:

      — динамические концепции личности, раскрывающие зависимость развития личности от меры ее собственной активности, положения теории самоутверждения и "Я" концепции, а также личностно-ориентированного подхода Кон И.С., Зейгарник Б.В., Берне Р.,

      -общенаучные и прикладные достижения педагогики . На философском уровне значимыми оказались положения и выводы, которые разработаны в исследованиях Ш.А. Амоношвили , Ю.К. Бабанского, C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева , И.С. Кона, А. Адлера, К. Левина, Е.П. Никитина , Н.Е. Харламен-ковой, Г.А. Цукермана и др.

      — содержание этнической педагогики и методические основы реализации на родных традиций в воспитании детей (Т. Атаев, А.Х. Гафур , З.Р. Кадырова, Д.М. Маллаев, Ш.А. Мирзоев , A.M. Магомедов и др).

      Методы и база исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использовался комплекс методов:

      — теоретические методы: теоретический анализ и синтез (историографический, моделирование, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный и др.); обобщение опыта; эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное, включенное, самонаблюдение ), диагностирование (тестирование, оценивание), экспериментальный ( констатирующий , формирующий эксперименты), праксиметрический (изучение школьной документации и результатов деятельности учащихся); статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, шкалирование, педагогическое измерение.

      На первом этапе (2004 — 2005 гг.) поисково-подготовительном -проводился- анализ научной литературы с целью установления^ научной разработанности проблемы исследования, изучались современные педагогические технологии, инициирующие активность учащихся, анализировался передовой опыт практической работы педагогов-новаторов, определялись научно-теоретические подходы и общая концепция исследования, разрабатывалась логика эксперимента с целью выявления наиболее эффективных педагогических условии для самооценки личности младшего школьника.

      На втором этапе (2005 — 2006 гг.) — экспериментальном -осуществлялись проверка и уточнение рабочей гипотезы, целей и задач исследования, разрабатывались технологии организации условии для самооценки младшего школьника в учебно-воспитательной деятельности, проведенный констатирующий эксперимент способствовал обоснованию актуальности исследуемой проблемы. Формирующий эксперимент позволил проверить эффективность разработанных технологий.

      На третьем этапе (2006-2008 гг.) — обобщающем — уточнялись некоторые положения исследования, проводился анализ опытно -экспериментальной работы, разрабатывались практические рекомендации, оформлялась рукопись диссертации.

      Исследование проводилось на базе школы — интерната №2 г. Дербента, а также в школах №11, №8 в 2004 — 2008 гг. В исследовании участвовали учащиеся начальных классов. Общее количество испытуемых составило 159 человек. В формирующем эксперименте приняло участие 75 человек.

      Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью теоретических положений, применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, экспериментальной проверкой гипотезы и положительной апробацией результатов, основных положений и выводов исследования в реальной школьной практике. Научная новизна заключается в следующем:

      — уточнены характеристики понятия « самооценка »;

      — выявлены и обоснованы функции самооценки младших школьников;

      — разработана и апробирована педагогическая система формирования самооценки младших школьников, осуществление которой позволяет сформировать адекватную самооценку;

      — определен и экспериментально обоснован необходимый комплекс психолого-педагогических условий формирования самооценки младших школьников, обеспечивающий эффективное функционирование педагогической системы;

      Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что в ней проанализированы и систематизированы основные идеи зарубежных и отечественных ученых о природе самооценки, факторах, влияющих на ее формирование, и механизмах, лежащих в основе формирования адекватной самооценки; выявлено влияние становления субъектности в младшем школьном возрасте на развитие самооценки; разработаны педагогические условия реализации процесса формирования адекватной самооценки. 1

      Практическая значимость состоит в том, что подобранный в процессе исследования комплекс методик диагностики эмоционально-личностной сферы может быть использован в работе школьной психолого-педагогической службы, в педагогическом консультировании. Составленная система психодиагностических ( анкеты , тесты) диагностик может успешно применяться учителями, психологами, преподавателями педвузов, студентами с целью, оценки уровня формирования самооценки школьников в учебно-воспитательном процессе.

      Основные положения, выносимые на защиту: 1 Характерологические особенности эмоционально-личностной сферы младшего школьника, выражающегося тревожностью, уровнем притязаний, рефлексией и самоотчетом.

      2. Динамика развития самооценки, определяемая формированием субъектности в младшем школьном возрасте и проявляемая в приобретении реалистичности, осознанности , обоснованности, дифференцированности.

      3. Этнопедагогические и этнопсихологические особенности младших школьников (послушание, соблюдение этических норм и правил, взаимоуважение и почитание старших) влияющие на формирование самооценки младших школьников в дагестанской поликультурной среде.

      4. Педагогическая система формирования самооценки младших школьников, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного , процессуального, диагностического.

      5. Критерии и показатели самооценки младших школьников, расширяющие и меняющие в связи с возрастом и определяющие статус ребенка в коллективе.

      Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикации научных статей и тезисов выступлений на семинарах и конференциях различного уровня, ежегодных научно-методических конференциях преподавателей и студентов ДГПУ (2003-2007 гг.)

      Основные положения, результаты экспериментального исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и теоретической педагогики ДГПУ в г. Махачкале и кафедры педагогики филиала ДГПУ в г. Дербенте в 2007 году.

      Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, насчитывающей 168 литературных истрчников. Работа иллюстрирована 13 таблицами. Весь материал, используемый в экспериментах, дается в приложении.

      Заключение диссертации по теме «Психология — Социальная (общественная) психология — Личность как социально-психологическое явление — Формирование, самоутверждение, самовоспитания личности — Формирование, самоутверждение, самовоспитания личности детей», Фатуллаева, Аят Тамирлановна

      Выводы по второй главе

      1. Анализ зарубежных и отечественных исследований развития личности в этнокультурной среде, показал, что большинством исследователей признается важная роль этнокультуры в процессе развития человека.

      2. В ходе исследования, мы пришли к выводам, что на развитие самооценки влияют такие этнокультурные особенности среды, как психическая зависимость человека от социальной группы, наличие фиксированной системы межчеловеческих связей и отношений, безусловная авторитетность старших.

      3. Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил выделить группы детей младшего школьного возраста 1 с различной степенью адекватностью самооценки учебной деятельности: адекватная высокая, завышенная высокая, заниженная средняя, адекватная средняя, завышенная средняя, заниженная низкая, адекватная низкая.

      4. Исследование особенностей возрастной динамики самооценки детей младшего школьного возраста позволило сформулировать нам, что:

      — становление самооценки связано с формированием субъектных качеств: инициативности, целеполагания, рефлексивности;

      — становление субъектности в общении со сверстником в большей сте пени зависит от особенностей эмоционально-личностной сферы: тревожности, уровня притязаний, высоты самооценки.

      5. Динамика развития самооценки, определяемая ростом субъектности, проявляется в приобретении реалистичности, осознанности , обоснованности, дифференцированности.

      6. В развитии структурных составляющих самооценки наиболее чувствительными к переходу в следующий класс оказываются оценки своего умственного потенциала и умения дружить, при этом изменения в реальных самооценках выступают более ярко, чем в ожидаемых. г

      7. С возрастом связи между стилем родительского отношения и самооценкой локализуются преимущественно в ожидаемых оценках с позиции мамы, папы, учителя, друга. Это объясняется эмансипацией собственных самооценок от оценок окружения.

      8. В ходе констатирующего эксперимента были определены критерии и показатели самооценки школьников , выявлены уровни сформированности самооценки: очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в образовательном процессе средней школы методы формирования са1 мооценки школьников применяются не систематично. Вследствие этого, у школьников экспериментальной и контрольной групп отсутствовали навыки применения самооценки в учебной деятельности, навыки самоанализа , самокритики, рефлексии. Самооценка большинства учеников указанных групп находилась на низком и очень низком уровнях. Полученные данные подтвердили необходимость применения педагогической системы формирования самооценки школьника на формирующем эксперименте.

      9., На формирующем эксперименте была внедрена педагогическая система формирования самооценки младшего школьника, содержащая в себе следующие компоненты: целевой, содержательный , процессуальный, диагностический. Формирующий эксперимент содержал в себе пять этапов. Данные, полученные на каждом этапе формирующего эксперимента, указывали на качественные и количественные изменения уровня самооценки школьников.

      10. В целом, с нашей точки зрения, результаты исследования показали правомерность указанных ранее педагогических условий формирова-, ния адекватной самооценки учебной деятельности младших школьников.

      Формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком особенностей отношения к нему родителей , учителей, сверстников. Самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, первым делом родителей, учителей. Вместе с тем по одному только характеру объективно сложившейся ситуации и родительского отношения нельзя однозначно предсказать, как это отразится во внутреннем мире ребенка .

      Следует особо подчеркнуть, что самооценка , независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

      Любое эмоциональное отношение и методы воздействия, направленные на ребенка, приобретают свой смысл только в его психологических реакциях. Каждый ребенок стремится определить свое место в семье, в школе выбирая путь к этому так, чтобы постичь ощущение общности и реализовать ^ стремление к собственной значимости и самоуважению.

      У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая- в сторону неадекватного завышения или занижения.

      Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в. дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется.крайне редко: Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку , несомненно.

      Изучение природы межличностных отношении-непростая задача.Особенно сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе мы попытались решить ряд достаточно важных задач.

      В работе показано, что в младшем школьном возрасте развитие самооценки осуществляется в процессе становления субъектных качеств в учебной деятельности и в межличностном взаимодействии: целеполагания , инициативности, рефлексивности. Становление субъектности в межличностном взаимодействии со сверстником в большей степени зависит от особенностей эмоционально-личностной сферы.

      Важными в работе являются результаты исследования влияния на ста! новление самооценки особенностей сферы общения с взрослым и сверстником. Экспериментально показано, что на протяжении обучения в младшей школе меняются и расширяются самооценочные основания, определяющие статус ребенка в коллективе. С возрастом связи между самооценкой и стилем родительского отношения начинают локализовываться преимущественно в ожидаемых оценках с позиции близкого взрослого. Это можно объяснить эмансипацией собственных самооценок от оценок окружения.

      В нашем исследовании мы проследили развитие особенностей самооценки, детерминируемых спецификой этнокультурной среды. Этнокультург ная среда, как составляющая социальной среды, определяет развитие личности, в том числе и развитие ее регуляторных процессов.

      Основываясь на данных В.К. Шабельникова , А.Т. Малаевой, Ш.Б. Алиевой, A.M. Магомедова , Ш.А. Мирзоева о специфике формирования личности в системе традиционной культуры, мы считаем, что на развитие самооценки будут влиять такие этнокультурные особенности среды, как психическая зависимость человека от социальной группы, наличие фиксированной системы межчеловеческих связей и отношений, безусловная авторитетность старших. Особенностью самооценки сельского подростка является большая, нежели у городского сверстника, самостоятельность в оценке, обусловленная; на наш взгляд, значительным кругом обязанностей по- ведению домашнего хозяйства, и высокой занятостью в сельскохозяйственном производстве.

      Настоящее исследование базируется на идее о том, что школьный коллектив и семьи учащихся под руководством педагогов могут эффективно взаимодействовать со школьниками с целью формирования адекватной самооценки младших школьников, если будет выполнен ряд условий. Обсуждению последних и посвящено данное исследование.

      В своем исследовании для нас было важно проследить влияние самооценки (для этого мы рассмотрели и этнопсихологические особенности, и динамику самооценки в младшем школьном возрасте и т.д.) на весь ход педагогического процесса. Такое изучение дает возможность исследовать личность как целостность. Т.е. мы использовали психологические аспекты (понятие, диагностику и т.д.) как инструмент для достижения педагогической цели.

      Таким образом, важно было найти интегрированный подход к проблеме

      Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.

      1. Процесс формирования адекватной самооценки младших школьников, представляет собой важнейший этап в становлении личности школьника.

      2. Анализ состояния проблемы формирования адекватной самооценки учебной деятельности младших школьников позволил выявить компоненты самооценки. Классификация самооценки позволяет учитывать сколь эта самооценка высока, т. к. этот показатель напрямую связан с самоуважением школьника. Диагностический эксперимент показал численное соотношение учеников с адекватной и неадекватной самооценками , зависимость адекватности самооценки от ее высоты, успешности учебной деятельности.

      3. Субъектом формирования самооценки учебной деятельности младших школьников является, не отдельный учитель, а весь школьный коллектив, представленный учителями, учащимися, и семьями младших школьников. Основным" условием и средством научной организации процесса-формирования адекватной самооценки учебной деятельности младших школьников является построение в образовательном процессе педагогически управляемой системы, направленной на формирование самооценки учебной деятельности ребенка.

      4. Разработанная на основе структурной схемы взаимосвязи и взаимозависимости процессов контроля, самоконтроля , оценки, самооценки и специфики оценочной деятельности, формирования самооценочной деятельности в зависимости от разнообразных форм и методов контроля, педагогическая система формирования самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности, содержащая в себе следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический способствует формированию адекватной самооценки младшего школьника;

      5. В ходе проведенного исследования на основе критериев и показателей самооценки школьников определены пять этапов реализации педагогической системы, уровни сформированности самооценки.

      6. Эффективность формирования адекватной самооценки учебной деятельности младших школьников обеспечивается следующей совокупностью педагогических условий:

      1) учитель включает учеников в систематический и последовательный процесс взаимодействия по анализу и оценке достижений в учебной деятель1 ности одноклассников и своих собственных, вооружая знаниями и умениями использования критериев оценочной деятельности;

      2) учитель опирается на традиции гуманистического образования, поддерживает положительное эмоциональное состояние у учащихся в процессе самооценивания учебной деятельности оказанием своевременной .помощи (совет, консультация и т.д.).

      7. Программа формирования адекватной самооценки учебной деятельности младших школьников1 отражает зависимость между соответствующими педагогическими условиями и уровнем сформированности самооценки. Опредеi лена очередность следующих этапов: адаптационно-ориентировочного, ре-продуктивно-оценочного, рефлексивно-оценочного.

      Выявленный комплекс психолого-педагогических условий opir зации контроля в процессе обучения и обеспечения рефлексии субъектов, тельности, обеспечивает формирование адекватной самооценки мла; школьников.

      Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего»лее глубокого изучения самооценки младшего школьника при условш^^иг дС полнительного изучения особенностей соответствующего возраста исгсЕ^^—1?уе мых. Они также дают материал для работы как непосредственно в исс ванной группе, так и в других, подобных группах школьного младшего возраста. I г

      Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фатуллаева, Аят Тамирлановна, 2009 год

      1. Абульханова Славская К.^^ч^— Деятельность и психология личности. Mi, 1980.

      2. Авдеева Н.Н., Мещерякова Елагина М.Г. Развитие образа себя в ходе общения со взрослыми^ ^ сверстниками в раннем возрасте// Психология воздействия: npo6jx-^^tr?vt:E>1 те0рИИ и практики; под ред. А.А. Бо-далева, Г.А. Ковалева : М.: СССР, 1989 -с. 55-63.

      3. Алексеева Н. Н. Влияние csl2m:oоценки на способность разрешения конфликтной ситуации. Авторе**^». канд. дисс : Л., 1983, с. 15.

      4. Амонашвили Ш.А. Лсгихолого-педагогические особенности оценки как компонента ^З^^чебной деятельности. // Вопр. псих. №4: 1975, с. 77-86

      5. Ананьев Б.Г. Психология 1Х’ :. мы сознания; материалы симпозиума: Март- апрель 1966 Отв. В.М. Банщиков. М. Наука, 1966 228-239 с.

      144. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических текстов: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. — 412 с.

      145. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.159. , Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. 1997. 87-114 с.

      146. Шабельников В.К. Биосферная детерминация в развитии психологии народов // Национальные процессы в Казахстане: Пути и способы их регулирования. А-Ата, 1992, 71-74 с.

      147. Шек Г.Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Елец, 2001.14 с.

      148. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. -М., 2000.

      149. Щур В.Г. методика изучения представлений ребенка об отношенияхк нему других людей.// Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982- 108-114 с. 164. Щуркова Н.Е. Система воспитания и практическая работа педагога . М., 2003.

      150. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. -М.Воронеж, 1995,-140с.

      151. Юлдашева СМ. Особенности проявления самооценки учащимися подростками .// Вопросы психологии, 1966, № 4, 87-93 с.

      152. Юферева Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников. \\ Автореф. канд. дисс. 1987, 17 с.

      153. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Вопросы педагогики. 1995.гi

      В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

      www.dissercat.com