Как повысить низкую самооценку у ребенка

Как повысить самооценку у ребенка: полезные советы

Ребенок, который уверен в себе, многого достигает в жизни. Очень важно привить ребенку некоторые качества, которые помогут ему выжить в этом сложном мире, где конкуренция на рынке специалистов очень высока. Важно не заставить ребенка выучить то или иное правило, нужно его объяснить, чтобы малыш понял суть. Важно не зубрить то, что задают в школе, а учиться самостоятельно искать информацию, отвечать на возникшие вопросы, нужно научить ребенка самообразованию. Но главнее всего привить малышу чувство уважения к себе, веру в свои силы, понятие, что малыш может сделать что-то лучше всех.

Существует два вида воспитания и родители, как правило, редко ищут золотую середину. Если вы будете постоянно ребенка одергивать, говорить, что у него ничего не получится, выполнять за него всю работу, то малыш рано или поздно поверит в ваши слова. Он поймет, что у него действительно ничего не получится, особенно если это не удалось с первого раза. А если мама терпеливо предлагает ребенку повторить попытку в чем-то важном, ребенок вырастет, и во взрослой жизни его не будут пугать неудачи, он будет стремиться к цели снова и снова. В этой статье поговорим о самооценке — каким образом она закладывается, как вовремя распознать низкую самооценку ребенка и что с этим делать.

Почему у ребенка низкая самооценка

Самооценка очень важна в жизни человека, и не только на его профессиональном поприще. Ребенок, который долюблен своими родителями, будет адекватно оценивать свою внешность, ценить свое здоровье, достоинство и честь. Такая девочка в будущем никогда не позволит себя ударить в семье, мальчик не допустит унижения. Взращивая в ребенке высокую самооценку, вы помогаете выбирать в жизни только лучшее, начиная от профессии, заканчивая статусом жизни. Вы учите малыша не довольствоваться малым, достигать большего. Но в некоторых случаях мы сами, собственными руками и словами снижаем самооценку ребенка ниже плинтуса. Вот несколько типичных ошибок родителей, которые делают малыша неуверенным в себе и своих силах.

  1. «Ты не сможешь!». Совсем неправильно, если мама пытается всегда все сделать за ребенка. Если она открывает ему сок, боясь, что малыш прольется, делает за него домашнее задание, опасаясь за правильность его выполнения, подавляет все стремления самостоятельности. Нужно понять, что ребенок растет, и мама не всегда сможет быть рядом. Придет момент, когда малышу придется двигаться вперед самому. И для этого он должен иметь опыт – открывания сока, выполнения домашних заданий, выбора профессии и т.д.
  2. «А Петя лучше!». Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – соседом, одноклассником или старшим братом. Все дети индивидуальные, кто-то преуспевает в физическом развитии, кто-то успешен в учебе, ну а кто-то просто хорошо рисует. Когда вы говорите – «А вот Маша за контрольную по математике пятерку получила, а ты, как обычно, тройку принес», вы унижаете ребенка. Да, тройка за контрольную работу неприятна, но ведь это не конец света. Может быть, ваш сын или дочь станет великим художником, зачем вообще эта математика нужна? Ваша задача не достичь высоких отметок, а помочь малышу выбрать направление в жизни, подтолкнуть его при необходимости, дать ему возможность выбора. И в этом родительском предназначении нет никакого сравнения с другими детьми.
  3. «Ты ужасный ребенок!». Еще одна частая и распространенная ошибка – это порицание не поступка, а личности. Вы знаете, как израильские мамы относятся к своим детям? Они говорят своим чадам, что они самые умные, красивые и успешные. Они не говорят ребенку «Ты плохой», они говорят «Как ты, такой хороший, мог совершить такой плохой поступок?». Может быть, поэтому среди евреев очень много успешных врачей, адвокатов, предпринимателей?
  4. «Сиди и не высовывайся – будь как все!». Самооценка у ребенка может падать, если малышу рекомендуют модель поведения, которая была передана нам от родителей, бабушек и дедушек. Можно сказать, что это пережиток советских времен, когда все были едины, и выделяться из толпы было ошибкой. Сегодня время сильных, инициативных и амбициозных. Не пресекайте на корню желания и стремления вашего ребенка. Если мальчику нравится танцевать бальные танцы, не противьтесь его природе, возможно, он станет чемпионом в этом виде спорта? Верьте в своего ребенка, поощряйте его активность в общественной и личной жизни.
  5. Равнодушие. Как часто малыш что-то пытается сделать сам, а мама в суете рабочих будней не замечает нарисованного портрета или говорит мимолетное «Молодец». Вы должны ценить старания ребенка, проявлять к его таланту интерес, поддерживать малыша. Ведь вы – его главный зритель и слушатель. Если мама остается равнодушной, стремления ребенка быстро угасают.
  6. Придирки к внешности. Бывает так, что самооценка у ребенка может рухнуть в один момент, если вы пройдетесь по внешности ребенка. Ведь родители – главные люди в жизни ребенка, их слова воспринимаются беспрекословной правдой. Не говорите дочке – «Ты потолстела, тебе надо меньше есть», а скажите «Я купила два абонемента в спортзал, давай ходить вместе?». Замечания родителей по поводу внешности нередко перерастают в серьезные комплексы, которые переходят во взрослую жизнь.
  7. Излишняя строгость. Если ребенка наказывают по любому поводу из-за малейшей ошибки и оплошности, чадо лишний раз просто побоится сделать лишний шаг, чтобы не допустить очередную ошибку. Из таких детей вырастают неуверенные в себе взрослые.

Некоторые родители, не реализовав себя в прошлом, пытаются «отыграться» на детях. Мама, так и не став уверенной бизнесвумен, старается вырастить такого человека из дочери, активно отдавая ее на уроки экономики и бизнес-планирования. Важно понимать, что ребенок – это не Вы, у него совсем другие таланты и предпочтения. И дочка получает гораздо больше удовольствия от танцев в балете. В конечном итоге, не позволив своему чаду заняться любимым делом, вы можете добиться плачевного результата. Девочка не сможет заниматься бизнесом, потому что не любит предпринимательство и ничего в нем не смыслит. И мечта танцевать на сцене Большого так и останется мечтой, потому что мама вовремя не придала значение желаниям девочки и не отдала ребенка учиться в этом направлении. В итоге – неустроенный человек с поломанными крыльями. Понятно, что родители не желают ребенку зла, однако старайтесь в своих амбициях все-таки прислушаться к желаниям маленького человека.

Повышаем самооценку у ребенка

Вот несколько простых советов, которые помогут вам повысить самооценку у дочери или сына.

Хвалите ребенка! Но не за красивую фигуру или модный портфель, а за поступки. Получил хорошую оценку, перевел бабушку через дорогу, помог другу, заступился за сестренку – все это достойно вашего внимания.

  1. Делитесь мыслями. Чтобы малыш почувствовал себя значимым и взрослым, нужно советоваться с ним – о маршруте поездки, о подарках, которые вы повезете бабушке и т.д. Спросите у ребенка мнения в том или ином вопросе. И пусть ответ очевиден, дайте чаду самому принять решение. Ну и, конечно, следуйте этому решению, иначе значимость детского мнения будет потеряна.
  2. Просите о помощи. Перестаньте говорить себе, что малыш еще мал и ничего не умеет. Поверьте, ребенок в 7 лет спокойно может помыть посуду или пришить пуговицу, а в 12 – приготовить что-то простое на ужин. Просто доверьтесь и поймите, что ребенок растет, он уже многое умеет, дайте малышу продемонстрировать свои способности.
  3. Отдайте на спорт. Многие мамы мальчиков жалуются на то, что их сын не может постоять за себя. Не стоит растить из ребенка агрессора, но вот учить дать отпор все-таки стоит. Для этого отдайте ребенка на любой вид спорта, лучше в единоборства. У малыша повысится самооценка, он поймет, что может многое. Однако в этом случае нужно четко объяснить ребенку, что в обычной жизни не стоит демонстрировать свою силу и, тем более, бить первым.
  4. Переживайте неудачи вместе. Многие дети очень болезненно воспринимают проигрыши и неудачи. Важно объяснить ребенку, что без них невозможно побед. Что любое достижение складывается из множества попыток и расколов. Этим вы учите ребенка быть уверенным в своих силах, достигать цели, даже если предыдущие попытки были неудачными.
  5. Внушайте ребенку, что он умный и талантливый. Отправляя чадо в школу, говорите ему, что у него все получится, он получит за диктант пятерку и обязательно сдаст все нормативы по физкультуре. Дети на ментальном уровне улавливают установки, данные родителями. И если вы говорите «Ты такой же неудачник, как твой отец» и «у тебя ничего не получится», не удивляйтесь, что произойдет именно так, как вы сказали.
  6. Верьте в ребенка. Дети очень тонко чувствуют правду и ложь. Верьте в своего ребенка на соревнованиях, даже если вам кажется, что он слабее остальных. Скажите малышу, что сила – не главный его козырь, но у него есть ловкость и выносливость, это обязательно принесет победу. Искренне верьте в своего ребенка, и он сможет поверить в себя сам.
  7. Помогайте с умом. Не нужно подсказывать ребенку правильное решение задачи, как и оставлять его наедине со всеми заданиями. Важно найти золотую середину и придерживаться правила – помогать, только если ребенок просит. Дайте сыну возможность самостоятельно решить задачу по физике или какую-то проблему в жизни. Вмешивайтесь только в том случае, если вас об этом попросили.
  8. Поговорите о внешности. Во многих случаях самооценка ребенка страдает из-за недостатков во внешности. Нередко это перерастает в серьезный комплекс, который переходит во взрослую жизнь. Поговорите с ребенком по душам – что его беспокоит, возможно, его даже дразнят сверстники за какой-то недостаток. Помогите своему ребенку исправить ситуацию, если это возможно. Кривые зубы можно выровнять, поставив брекеты, торчащие ушки у девочки можно спрятать за длинными прическами, очки заменить контактными линзами, а лишний вес исправить правильным питанием и занятиями спортом. Если же малыша беспокоит то, что исправить нельзя, помогите его полюбить себя в любом виде. Убедите мальчика, что низкий рост – не проблема, все обаятельные голливудские актеры имеют рост ниже среднего. Скажите девочке-подростку, что маленькая грудь – это не самая большая трагедия в жизни, наоборот, фигура с маленькой грудью смотрится аккуратно и точено. К тому же, она не обвиснет к старости! Ищите положительные качества, убеждайте ребенка в том, что он действительно красив, даже с некоторыми своими особенностями.
  9. Эти простые советы помогут вам вырастить уверенного в себе и своих силах ребенка.

    Хвалите, но не переборщите!

    В погоне за сильным и волевым характером ребенка можно по ошибке вырастить самовлюбленного нарцисса, который считает, что он лучше всех. Не переборщите и не допустите этого. Несмотря на то, что вы хвалите ребенка за его поступки, нужно ставить его на одну ступень с другими детьми. Если ребенок находится в коллективе, не стоит выделять его и разрешать то, что запрещено другим деткам. Можно делать ребенку комплименты, но похвала за внешность не должна быть слишком частой. Ребенок должен четко знать границы дозволенного – что допустимо, а за что могут и наказать.

    Ребенок должен понимать, что он – не центр вселенной и даже не глава семьи. Он ребенок, а значит, должен прислушиваться к мнению взрослых. В идеале, малыш не должен воспитываться в семье один, иначе признаки эгоизма выкорчевать из сложившейся личности будет довольно сложно. Научите ребенка уважать других людей и их потребности. Объясните дочери или сыну, что к людям нужно относиться так, как бы он хотел, чтобы относились к нему.

    Самооценка ребенка закладывается в семье. И от этого зависит будущая жизнь человека, в которой он будет сталкиваться с большим количеством людей и ситуаций. В наших силах подготовить чадо к внешнему миру, убедить его в своей значимости и ценности. Большинство успешных людей достигли высот только потому, что они не знали, что это невозможно. Любите своего ребенка, прислушивайтесь к нему, подарите ему крылья и дайте возможность быть самостоятельным. И тогда он засияет всеми гранями, как большой сверкающий бриллиант!

    howtogetrid.ru

    Как повысить самооценку ребенку: советы родителям

    Начиная с садика и на протяжении всей жизни, самооценка играет важную роль для каждого человека. Это так называемый фундамент личности и его успеха. Как же родителям повысить самооценку ребенку, чтобы он стал уверенным в себе?

    Чем ребенку грозит заниженная самооценка

    Маленькому ребенку заниженная самооценка может мешать овладевать новыми навыками и умениями, а также наладить контакты с ровесниками. Дело в том, что потерпев неудачи несколько раз подряд, малыши будут бояться браться за что-то новое. Поэтому такие дети могут даже отставать от сверстников в развитии.

    У подростка проблема заниженной самооценки имеет более масштабные результаты и даже может привести к расстройствам психики и душевным страданиям. Бывали случаи, когда по причине очень низкой самооценки подростки кончали жизнь самоубийством, обосновывая свой поступок так: «Я никому не нужен», «меня никто не любит», «я — ничтожество».

    Но самое страшное то, что в отличие от взрослых, у которых на формирование самооценки влияет множество факторов, у детей чаще всего это качество формируют сами родители. Поэтому с раннего детства нужно начинать действовать очень осторожно.

    Признаки заниженной самооценки у ребенка

    1. Из-за боязни быть высмеянным и отвергнутым малыш не хочет контактировать с другими детьми.

    2. Ребенок ведет себя беспокойно, часто нервничает и паникует.

    3. Когда берется за что-то новое — сразу прогнозирует свою неудачу, поэтому часто даже отказывается от действия.

    4. Достигнутый успех в каком-то деле он считает скорее случайностью и мимолетной удачей, нежели результатом своего упорного труда.

    5. Ребенок полностью зависит от мнения других, старается практически во всем их копировать.

    Конечно, есть много различных методик-опросников, которые позволяют определить низкую самооценку, но многие из признаков можно заметить просто благодаря наблюдениям за своим отпрыском. Например, можно использовать один из самых популярных тестов — «10 ступенек».

    Попросите ребенка нарисовать ступеньки или гору, а затем объясните, что внизу находятся самые плохие дети, а вверху — очень хорошие. Далее пусть ваш сын или дочь нарисуют себя на той ступеньке, на которой они видят свое место. Понятно, что дети с заниженной самооценкой нарисуют себя внизу, а с завышенной –- на верху ступенек.

    Как повысить самооценку ребенка

    Чтобы ваш ребенок не страдал заниженной самооценкой, нужно с раннего детства работать над ее повышением. Для этого важно принять во внимание несколько важных правил.

    1. Старайтесь никогда не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Часто бывает, что родители ставят сыну или дочке в пример соседских детей, их друзей или одноклассников, указывая на успехи чужих отпрысков, и в то же время на недостатки своего. Это большая ошибка многих мам и пап — ребенка можно и нужно сравнивать только с самим собой, при этом всегда отмечать его успехи. Например: «Еще месяц назад ты читал гораздо хуже, а сейчас очень хорошо».

    Очень распространено, когда родители сравнивают детей с их братьями и сестрами. Это чревато еще одной серьезной проблемой — ревностью, которая порождает ненависть и конфликты.

    2 . Указывайте ребенку на его преимущества и достоинства, чтобы он сам понял, в чем его сильная сторона. Например, если он в какой-то области откровенно слаб, найдите то занятие, которое у него получается лучше всех, и постоянно об этом напоминайте. Если у ребенка есть явные недостатки — помогите ему от них избавиться. Например, если у девочки излишний вес, и она страдает от насмешек одноклассников, ее можно записать на танцы.

    3. Избегайте физических наказаний, которые могут не только унизить ребенка, но и поспособствовать тому, что из спокойного мальчика или девочки вырастет агрессивный, и неуверенный в себе человек. Поэтому если обстоятельства сложились таким образом, что ребенка нужно наказать за какой-то проступок — применяйте словесные меры воздействия или на некоторое время лишите его каких-то привилегий: сладостей, просмотра телевизора, игры на компьютере, покупки новой игрушки. И еще — забудьте о крике, говорить с ребенком нужно спокойно и уверенно.

    4. Никогда не называйте ребенка плохим. Просто давайте определенную оценку его конкретному действию. Тем более, нельзя вешать ярлыки по типу «какой ты глупый», «дурак» и так далее. Запомните фразу капитана Врунгеля: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

    5. Хвалите своего ребенка, то также очень осторожно, чтобы самооценка с заниженной со временем не превратилась на завышенную. Если родители постоянно восторгаются поступками и поведением своего малыша, то это однозначно повлияет на его мнение о себе — и, как показывает статистика, зачастую не в лучшую сторону.

    Поощряйте ребенка, когда он действительно этого заслужил. Например, если застелил постель или сложил свои вещи. При этом не стоит слишком акцентировать на этом внимание, достаточно всего лишь сказать «спасибо» или «молодец». Особого внимания заслуживают поступки, которые ребенок делает по собственной инициативе — они уж никак не должны остаться незамеченными.

    6. Займите правильную позицию относительно ребенка. Не ставьте его в жесткие рамки — нужно, чтобы он имел в семье свои права и обязанности, а родители прислушивались к его мнению, иногда даже признавая свои ошибки.

    7. Чаще говорите своему ребенку слова любви, обнимайте и целуйте его.

    8. Если в каком-то деле у ребенка случилась неудача, поддержите его и попробуйте помочь. Например, вместе разделите задание на части и помогайте друг другу реализовать каждый из пунктов. Ни в коем случае не критикуйте — ищите способы повысить навыки и способности отпрыска. Так, если сын или дочь не успевают в учебе по одному из предметов, можно нанять репетитора.

    Может у вас есть свои рекомендации, как повысить самооценку ребенку?

    megapoisk.com

    Самооценка у ребенка дошкольного возраста

    Человек, который высоко ценит себя, может свернуть горы. Веру в себя нужно прививать детям с пеленок. Но как?… Только доброй волей родителей.

    Самооценка у ребенка

    Чем на самом деле является самооценка (или же чувство собственного достоинства)? Стойкое убеждение, что мы можем, мы способны удовлетворить жизненные потребности. Она основана на твердой вере в свои способности. Основным компонентом высокой самооценки является убеждение, что мы имеем право быть счастливыми в этой жизни. Человек с низкой самооценкой культивирует вредные привычки, принимает как должное неудовлетворительную работу, является агрессивным или отстраненным от общества, бойкотирует успехи других людей, не принимает жизненные трудности и панически боится перемен.

    Каждый психолог, педагог, психиатр, врач или диетолог начинает терапию только после того, как диагностирует самооценку пациента, потому что именно она несет ответственность практически за все его жизненные проблемы. Именно поэтому нужно сделать все, чтобы ребенок имел стабильную, высокую самооценку. Ничего лучшего родители ему дать не могут. Когда ребенок имеет чувство собственного достоинства, то это можно увидеть сразу, во всех областях его деятельности – даже во внешности. Итак, самоуверенный ребенок:

    v часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми.

    v любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими.

    v охотно принимает новые вызовы, не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим, или во время конкуренции.

    v открыт для новых идей, не боится быть другим, не реагирует агрессивно, когда кто-то думает иначе, интересуется другими.

    v является творческим и имеет веру в собственные способности.

    v не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни.

    Как повысить самооценку у ребенка

    Высокая самооценка приводит к естественной самоуверенности, так как ребенок не видит причин не уважать других и их потребности (к примеру, для самоутверждения). В проблемных ситуациях он не ищет виновных, но решает вопросы. Поэтому так важно во время воспитания ребенка внушить ему постулат «Сила – в тебе самом». Это лучшая подготовка к полноценной жизни.

    Родители, или целый мир

    Катание на лыжах, плавание, кулинария, пользование компьютером, решение задач по химии – всему этому вашего малыша могут научить другие люди, но только от вас, родителей, зависит формирование его самооценки. В этой области никто вас не заменит. Поскольку убеждение касательно самого себя формируется с самого детства, путем простой корреляции понятий: «Как меня видят родители, так видит и целый мир. Если я важен для них, то я так же важен для всех».

    Как убедить ребенка в его «важности»? Недостаточно будет время от времени говорить ему, что он хороший, любимый и уникальный, хотя делать это – конечно же – необходимо. Информацию о том, что ребенок любим, он должен получать главным образом через наше поведение. Показать ребенку свою любовь очень легко. Ласковый жест, улыбка, поглаживание по головке, быстрая реакция на его плач, искреннее желание быть с ним, демонстрация радости от каждой минуты, проведенной вместе. Эти очевидные и неоспоримые доказательства любви малыш воспринимает уже с первых месяцев жизни.

    Самооценка детей дошкольного возраста

    Но с детьми старшего возраста нужно стараться еще больше:

    Во-первых, будьте доступны. Отсутствие родителей в жизни ребенка отбирает у него ощущение собственной силы. Чтобы избежать этого, обязательно жертвуйте малышу свое время. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.

    Во-вторых, относитесь к делам малыша с уважением. Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не поглядывайте время от времени в телевизор. Не путайте имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет, чем активно живет. Ведь если кто-то для вас важен, то вы будете интересоваться его делами – точно так же нужно поступать и по отношению к малышу.

    Помогите ребенку преодолеть низкую самооценку. Если он грустит потому, что кто-то оказался лучше его, то предложите ему тренироваться и работать над собой, чтобы через год или два быть таким же. Покажите, что для успеха нужно прикладывать усилия.

    Конструктивные сообщения помогающие повысить самооценку ребенка

    Для выработки основания высокой самооценки необходимо поощрять ребенка на каждом шагу. Покажите ему, что верите в его рассудительность и жизненную мудрость. Если он принес со школы единицу – спросите, не хочет ли он ее исправить. Потерял свои ключи – что будет теперь делать, где их искать? Выпачкал куртку – подскажите посмотреть на этикетке информацию, на какую температуру ставить стиральную машинку. Поссорился с товарищем – спросите, как собирается с ним мириться. Такой тип поведения называется «конструктивной коммуникацией», то есть такой, которая не провоцирует чувства вины (в отличие от обвинений: «Ты ничего не умеешь беречь!», «Такая дорогая куртка!», «С тобой невозможно нормально общаться, поэтому вы постоянно и ссоритесь»).

    Конструктивные сообщения не снимают с ребенка ответственности за свою жизнь, чем часто грешат родители: «Давай я позвоню его маме, и ты извинишься» или «Дай я сама красиво подпишу твою тетрадь». Они дают возможность просто поставить перед ребенком вопрос: «У тебя есть проблема, но ты можешь решить ее, если только захочешь».

    Сигнал о том, что что-то не так

    «Не умею», «Не знаю» и «Не могу». Если ребенок так реагирует на новые задания, даже не ознакомившись с ними и не предприняв попытку выполнить их, то это знак, что его самооценка не является нормальной. Он недооценивает собственные способности и возможности. Что же делать? Конечно же, не хватит просто сказать: «Ты сможешь это сделать», потому что он вам просто не поверит. Не заставляйте его также насильно, чтобы он делал что-то вопреки своему желанию. Необходимо вернуться к первоисточнику его низкой самооценки.

    Подумайте, как вы оцениваете свое чадо. Мы слишком часто забываем, что чувство собственного достоинства малыша формируется под влиянием отношения к нему родителей. Если оцениваете его критически, считаете, что он недостаточно умный, мудрый или способный, то он это чувствует. Мудрый родитель всегда начинает, прежде всего, с себя.

    Оцените свой уровень самооценки. Неуверенные в своей силе люди обычно воспитывают неуверенных детей. Если у вас самих есть множество комплексов, то вам никогда не удастся доказать ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример. Поэтому поставьте перед собой вопросы: любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите эффективно воспитать своего малыша, то займитесь сначала преодолением собственных комплексов.

    В статье я предлагаю вам познакомиться с 2 играми, которые помогут определить какой тип самооценки у вашего ребенка. Игры и тесты позволят сформировать и поддерживать у вашего чада адекватный уровень самооценки.

    Тест «Десять ступенек» (для деток от 3,5 лет)

    Возьмите лист бумаги, нарисуйте или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Показывая ее ребенку, объясняйте, что нижняя ступенька предназначена для самых плохих (злых, плохих, завистливых и т.п.) деток, вторая ступенька предназначена для лучших деток, следующая третья — еще лучших и так далее. Когда вы дойдете до самой верхней ступеньки, то скажите своему чаду, что на ней стоят самые- самые лучшие (отважные, умные, хорошие, добрые, послушные ) мальчики и девочки. Также стоить обратить ваше внимание на то, чтобы ребенок понял правильно расположение деток на ступеньках, об этом нужно его переспрашивать.

    Когда малыш усвоил все ступеньки, спросите: на какой ступеньке он хотел бы стоять? Дайте ему ручку или карандаш и пусть он сам себя нарисует на ней. Таким образом, вы выполнили задание, теперь дело выводов.

    1. Если ваше чадо ставит себя на 1 -ую, 2-ую или 3-ю ступеньки снизу, посему у него заниженная самооценка.

    2. Если на 4-ую, 5-ую, 6-ую, 7-ую, то средняя (адекватная).

    3. Если он поставил себя на 8-ую, 9-ую и 10-ую, то его самооценка завышена.

    Стоит помнить: что самооценка у детей дошкольного возраста считается завышенной, когда ребенок постоянно ставит себя на 10-ую, самую высокую ступень.

    Благодаря этой знаменитой игре, вы можете получить дополнительную информацию о самооценке ребенка.

    Скажите ребенку, чтобы он придумал себе имя, вымышленное или оставить свое. Затем спросите, причину по которой ему нравится или не нравится его собственное имя, а также почему бы он хотел, чтобы его назвали по-другому. Это простая игра может дать вам дополнительную информацию о самооценке чада. Отказ от своего имени может означать, что ребенок не совсем доволен собой или хочет желать быть лучше, чем он есть в данный момент.

    Предложите ребенку ситуации, в которых он изображает самого себя. Эти ситуации могут быть различными, как придуманными, так и взятыми из реальной жизни. Другие роли игры выполняют одни из членов семьи или другие дети. Будет полезно меняться ролями. Вот примеры ситуаций:

    • Ребенок участвовал в соревновании (например, по шахматам) и занял 1-ое место, а его лучший друг оказался в конце турнирной таблицы. Он очень расстроился и огорчился. Помоги ему успокоиться.
    • Сестра принесла 3 карамельки, себе тебе и брату. Как ты поступишь, как поделишь их? Почему?
    • Детки в детском саду играют в очень интересную игру, ты опоздал, а игра уже началась. Попроси их, чтобы они приняли тебя в игру. Какие будут твои действия, если детки не захотят принять тебя? («Проигрывание ситуаций» поможет вашему чаду постараться освоить некоторые эффективные способы поведения и использовать их в своей жизни.)
    • Дорогие родители! Постарайтесь быть внимательными к своим деткам, всегда поощряйте и хвалите их, старайтесь проводить больше времени вместе, тем самым вы поможете им стать самыми счастливыми, наполняя жизнь ваших деток яркими красками.

      style-beauti.com

      Детская самооценка. Как ее повысить

      Как повысить самооценку у ребенка

      Из чего складывается детская самооценка и как ее повысить.

      Вы не задумывались над вопросом, почему некоторые дети получают многое от жизни — дружбу сверстников, симпатию педагогов, одаренность, а другим достаются лишь насмешки? Забитый ребенок — это человечек, потерявший веру в себя. Уровень самооценки ребенка полностью зависит от его родителей.

      Уверенные в себе дети с раннего возраста достигают больших успехов. Детская самооценка складывается из ряда мелочей: негативных и положительных оценок родителей и близких родственников, мнения педагогов, воспитателей, а также и совершенно незнакомых людей. Слова, брошенные невзначай, могут нанести ощутимый вред или, напротив, пользу для самооценки маленькой личности.

      Как определить, переживает ли ваш ребенок из-за низкой самооценки? Психологи выявляют этот факт на основании ряда внутренних установок ребенка, которые выражаются в его поступках или словах.

      Прислушайтесь к тому, что говорит ребенок о себе. Если вы заметили, что он считает себя плохим, глупым, ленивым, это тревожный признак. Дети с заниженной самооценкой уверены, что не имеют права совершать ошибки. Если ребенок каждый раз спрашивает у родителей, как они относятся к его поступкам, нравится ли им то, что он делает, это должно вас насторожить. Каким образом формируются подобные установки? В некоторых случаях на самооценку оказывает влияние генетика, но чаще — личный опыт ребенка, его неудачи и достижения, ведь достигнув высоты один раз в каком-либо мероприятии, малыш будет думать, что и в будущем у него все благополучно сложится. Не менее важен для самооценки ребенка пример родителей. Не секрет, что малыши часто копируют своих мам и пап, заимствуя у них не только манеру поведения, но и тип мыслей. Как научить ребенка уверенности?

      Всегда и везде хвалите ребенка, потому что похвала — это залог уверенности в себе. Опасны фразы, которые говорят о недостатках ребенка. В любой момент он может поверить в их смысл, убедить себя в собственной неполноценности. Слова одобрения, сказанные родителями, помогут ребенку поверить в то, что все у него получится. Они будут стимулом к действию, дадут малышу возможность осваивать новые горизонты, знакомиться с окружающим пространством. Но, нужно помнить, что не следует впадать в крайности. Если хвалить ребенка по любому пустяку — вскоре эти фразы станут восприниматься формально. Если каждый поступок ребенка будет вызывать у вас массу позитивных эмоций, он перестанет вам верить. Любое доброе слово нужно заслужить! Не забывайте и про критику. Поясните ребенку, где он допустил ошибку, и как следовало поступить.

      otebe.info

      Низкая самооценка у ребенка — последствия

      Как помочь ребенку с низкой самооценкой?

      Самое интересное, что дети никогда не рождаются с низкой самооценкой. Они себя не оценивают, а просто живут, приспосабливаясь к миру или же пытаясь приспособить мир к себе. Оценивать и сравнивать начинают родители с «доброй» подачи нормативов – медицинских, педагогических и психологических. И тут же следом возникает эмоция – либо гордости и восхищения своим «продвинутым» чадом, либо досады на отстающего и страха за его будущее. Эмоция рождает действие, часто суетливое: скорее-скорее начинаем заниматься, развиваться, питаться и т.д. чтобы догнать, или наоборот – раз уж мы такие ранние, то заглянем-ка мы дальше в нормативы, что там пишут про более старший возраст? Чуть позже к сравнению и анализу малыша приступает общество — детский сад и школа. Иногда бестактностью и прямолинейностью взрослых и жестокостью сверстников довершают расшатанное равновесие. Если с обществом ничего не поделаешь и это вполне нормально, то дома, в семье вполне можно сделать «прививку» против низкой самооценки, которая как раз и поможет адекватно и с достоинством принимать неприятные царапины внешнего мира, а иногда и противостоять каким-то его проявлениям.

      Низкая самооценка — штука опасная, особенно в детстве. Опаснее даже, чем завышенная, в этом-то случае жизнь неминуемо скорректирует процесс, правда, порой весьма болезненно. А недооценивая себя, не принимая самого себя, как единицу мироздания, маленький человек включает программу самоуничтожения. Которая медленно, но верно раскачивает баланс. Низкая самооценка — это почва для страхов всей видов и мастей, замкнутости, неспособности видеть хорошее в людях и в себе, неумения радоваться. Это зародыш зависти, ревности, озлобленности и уныния. В подростковом возрасте в самый неожиданный момент всё это может прорваться в такой шторм, что и обломки собрать будет непросто.

      Ни в коем случае не хочу пугать, но на память приходит яркий пример из литературы — «Преступление и наказание». Тихий омут стал неуправляемым. А мотив помните? Доказать себе и всем, что «право имею», что я не «тварь дрожащая», а человек. Это, конечно, крайне болезненное проявление, вывороченное наизнанку и совершенно неадекватное, но в зерне, в основе всё та же проблема с самооценкой.

      Что делать, если у ребёнка низкая самооценка? Работать над собой прежде всего родителям. «Истинное воспитание ребёнка – это воспитание самих себя», — Ш. Амонашвили. И это действительно так.

      Учимся безусловной любви. Вроде бы всё понятно – принимаем и любим. Это не сложно, ведь речь идёт о родном ребёнке, о своей кровиночке. Но невелик шаг от безусловной любви к культу и попустительству, часто эти дорожки путаются. Безусловная любовь – родник питающий и дающий возможность и свободу расти и развиваться. Она не слепа, она способна направлять и останавливать, если нарушаются законы любви и нравственности. Безусловная любовь не раздражается, не досадует, не обижается.

      У каждого из нас есть какие-то недостатки. Учимся сами (и тем самым учим детей) воспринимать их как бы со стороны: да, они (недостатки) мои, но они – не я. Они не прилипают ко мне намертво, всё можно изменить при желании.

      Учимся видеть свою неповторимость и уникальность. Пусть есть миллионы людей с похожей внешностью и схожим характером, с такими же радостями и мечтами, проблемами и вопросами. Пусть многие из них талантливее в чём-то во сто крат. Но сочетание всех этих качеств, их пропорции – это уникально в каждом человеке, другого такого человека нет нигде! Это ли не чудо? А рядом с нами такие же неповторимые и уникальные люди.

      Похвала. Хвалим своего ребёнка от души, а точнее – из души. Ищем и находим хорошее. Похвала должна рождать радость и доверие, быть стимулом для дальнейшего движения, а не точкой в каком-либо действии. Она должна быть искренней, в этом деле подвох чувствуется очень тонко и воспринимается очень остро. А чтобы похвала была не «понарошку», жизненные задачи у ребёнка должны быть по силам, но на потолке его сегодняшних возможностей. Конечно, не всегда есть возможность «фильтровать» эти самые задачи, иногда жизнь предлагает их совсем не по возрасту. Но это уже другая тема.

      Когда-то давно попалось на глаза сравнение жизни с симфонией. Весь мир играет эту многоголосую оркестровую симфонию, а жизнь каждого существа – это нота. Короткая или длинная, тихая или пронзительная, высокая или низкая. Она нужна миру именно такая, какая она есть! И нет в этой симфонии ненужных или не важных нот. Казалось бы, попробуй услышать свой голос в этом Произведении – может быть, в этом и смысл жизни, и счастье?

      klub-drug.ru

      Как повысить низкую самооценку?

      Добрый день. Недавно на этом сайте я случайно прочитала вопрос Елены, которая встречается с женатым мужчиной. Психолог посоветовала ей повысить самооценку. У меня нет проблем с женатыми мужчинами, но, наверно, тоже есть проблема с низкой самооценкой. И эта проблема также тянется из детства. Недавно я почитала статью «Как правильно хвалить ребенка», стала вспоминать разные ситуации из своего детства и с ужасом поняла, что мои родители не хвалили меня никогда и ни за что. Вообще ни разу за все детство! Зато ругали и наказывали постоянно, за малейшую ошибку. Родители часто давали мне какие-то задания, при этом еще в раннем детстве я поняла, что ругать меня будут в любом случае. Если не сделаю – за то, что не сделала, если сделаю, за то, что сделала «не так».

      При этом меня часто критиковали в присутствии посторонних. Самое грустное, что мама (отец умер) продолжает это делать до сих пор. Приведу конкретный пример. Я работаю в химической лаборатории, где нужно носить белый халат. Когда я приношу его домой постирать, она может показать его соседке и при этом громко пожаловаться, что у нее такая неряха-дочь, в таком грязном халате ходит по лаборатории.

      А сколько обидных замечаний мне пришлось выслушать от мамы, когда я училась в пединституте. По ее представлениям, учитель – это идеал во всем, так как на него ориентируется подрастающее поколение. Я же представляю собой скопище пороков, и поэтому не имею права учиться в педагогическом ВУЗе. Когда она сердилась на меня, то все время кричала: «Вот я поеду к Юрию Николаевичу (это наш декан), расскажу ему, какая ты неряха и лентяйка, и он сразу же отчислит тебя!»

      В отношении моей будущей семейной жизни она тоже делала негативные прогнозы: «Ни один мужчина не захочет взять в жены такую косорукую лентяйку, как ты!» В общем-то, так и получилось, ни один и не захотел… Правда, один «поклонник» у меня все-таки был. Одна из первых фраз, которые он мне сказал при знакомстве: «Марина, вам не идет ваша прическа!» Далее последовало замечание про «тяжелую неуклюжую походку», потом про лишний вес, потом про то, что я не так одеваюсь… К моему огромному удивлению, он все-таки сделал мне предложение, несмотря на массу недостатков, которые я имела в его глазах. Но когда я представила, что он будет жить у нас в доме, и они с мамой будут изводить меня упреками вдвоем, я поняла, что в этом случае сойду с ума, и отказала. Когда родственники узнали об отказе, они устроили мне грандиозный скандал. С их точки зрения, раз у меня нет других женихов, я должна была соглашаться на любое предложение, а не «выкрутасничать». Теперь к длинному списку моих ошибок добавилась еще одна: «Эта негодяйка отказала хорошему мужчине!»

      Одна знакомая мне посоветовала уехать от родственников, снять квартиру и жить отдельно. Но это для меня нереально, так как на съемную квартиру нужны немалые средства, а у меня и с деньгами проблемы. Работа есть, и я стараюсь ее делать как можно лучше и в срок, но низкая самооценка и здесь мешает. Я даже не пыталась участвовать в конкурсах для молодых сотрудников, так как в душе мне всегда казалось, что я недостойна никаких премий и наград. Что мои коллеги Юля/ Таня/ Ира все знают и умеют гораздо лучше, чем я. В результате у меня низкая должность и мизерная зарплата.

      Наверно, мне необходимо повысить самооценку, но сделать это очень сложно. Ведь я привыкла считать себя плохой, уже больше 30-ти лет живу с таким ощущением. В Интернете есть множество книг на эту тему, но человеку, никогда не изучавшему психологию, очень сложно в них разобраться. Тем более, в некоторых из них женщинам для повышения самооценки предлагают поярче накрасить губы и подушиться хорошими духами. Мне кажется, что это все несерьезно. Хотелось бы почитать более серьезные книги или статьи. Надеюсь, что психологи мне что-нибудь посоветуют.

      Автор вопроса: Марина Возраст: 31

      На вопрос отвечает психолог Санжиев Александр Игоревич.

      Здравствуйте, Марина. Возможно вам и правда было бы полезно немного изменить отношение к себе. Можно советовать множество великолепных книг и статей, но самое главное это начать что-либо делать. Наше прошлое определяет то какие мы сейчас, а то что мы делаем сейчас создаёт нас в будущем. Так создадим же то будущее, которое мы хотим.

      Внимание человека захватывает только небольшую часть происходящего. Но дело в том, что у одного человека это одни моменты, а у другого совсем другие. Так, например, рассказ об одном и том же отдыхе может сильно отличаться, в зависимости от того, кто рассказывает. У человека есть фильтры, которые диктуют на что ему обратить внимание. И один из фильтров это направленность внимания на негативные или позитивные жизненные события. И в данный момент у вас преобладает фильтр направленный на негативные события.

      Я бы не говорил об этом если бы это нельзя было бы изменить, это тренируемый навык. Поэтому важно научиться акцентировать внимание на позитиве. Для этого возьмите тетрадь, разделите её на три колонки. В первой напишите дату, во второй, то чему вы сегодня порадовались, а в третей продолжите фразу «я собой горжусь за …». В первый день у вас получится найти всего несколько моментов, и возможно, это будет довольно сложно. Но вскоре вы начнёте замечать, как у вас получается всё лучше и лучше, и наконец вы поймёте, что делаете это с лёгкостью.

      Так же если говорить о самооценке, то можно затронуть понятие персонификации себя, то есть тот образ себя, который возникает у вас в воображении. Он возникает на каком-то расстоянии, определённого размера, может быть разной освещённости и т.д. И тут действует одно очень важное правило, изменение в персонификациях неизбежно приводит к изменению реального отношения к себе. Для этого нужно представить свой образ, отследить его во всех подробностях. А затем сделать его чуть больше реального размера, поставить его прямо перед собой на расстоянии 1,5-2 метра, а также сделать его светлым. Проделывать это упражнение нужно каждый день не меньше трёх недель. А дополнительно в ситуациях особой неуверенности, например, перед тем как пойти к начальнику, делать это упражнение дополнительно и свой образ можно делать гораздо больше.

      Конечно стоит поменять и ваше отношение к событиям прошлого. Для этого вам нужно будит вспомнить 10 негативных событий из прошлого и 20 позитивных. После этого вы представляете себя в «волшебной галереи вашей жизни», а волшебная она потому что картины в ней расположены особым образом. Негативные расположены по краям галереи, и вы в этих картинах видите себя. А позитивные расположены прямо перед вами, как голограммы, в которые вы можете войти и оказаться в тех событиях. И вам нужно будит не спеша пройтись по этой галереи, рассматривая картины.

      И по поводу, того что вы не проявляете свою активность. Очень важно не хвататься сразу за что-то очень сложное. Начните с проявления какой-нибудь очень незначительной активности, с того что для вас легко, но продолжайте делать это регулярно, затем сделайте что-то более сложное и тоже регулярно и так далее. И в какой-то момент вы с удивлением заметите, что с лёгкостью проявляете активность.

      Если вы делаете то, что делали всегда, то вы и получите то, что всегда получали. Если то, что вы получаете вас не устраивает, сделайте что-нибудь другое. Так создайте же своё будущее!

      psycabi.net

      Завышенная и низкая самооценка у ребёнка

      Под самооценкой подразумевается мнение человека о самом себе, восприятие личностью своих качеств и возможностей, а также понимание своего места в обществе, среди других людей.

      При неправильной самооценке формируется перекос в одну или другую сторону: недолюбленные, неуверенные в себе дети имеют заниженную самооценку, «перехваленные» малыши – завышенную. И в том, и в другом случае возникают психологические проблемы – внутренние переживания, трудности в общении с окружающими.

      ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ

      Дети начинают оценивать себя и других людей с подачи родителей, которые, в свою очередь, опираются на принятые в обществе нормы – физиологические, медицинские, психологические и др.

      Красивого или смышленого ребенка часто захваливают, постоянно напоминая ему о его выдающихся качествах – это первая предпосылка к завышенной самооценке. Медлительного малыша могут часто попрекать: «Вот твой старший брат был быстрым, сообразительным, а ты ничего не можешь» – такое отношение формирует неуверенность в собственных силах и, соответственно, низкую самооценку.

    • Привычка сравнивать ребенка с собой («а я в твои годы…») или с другими детьми – одна из причин формирования неадекватного восприятия самого себя. Каждый маленький человечек – индивидуальность, личность, не похожая ни на кого другого, – родителям необходимо всегда помнить об этом.
    • Не менее важна адекватная оценка действий малыша. Чтобы в будущем не задаваться вопросом, как поднять низкую самооценку ребёнка, не забывайте похвалить его за реальные достижения. Но не раздавайте похвалы незаслуженно или «авансом», объективно оценивайте и хорошие, и плохие поступки.
    • Воспитывайте в детях уважение к самому себе и к окружающим людям. Тактично объясняйте, что все люди разные, и каждый по-своему прекрасен.
    • Освободите ребенка от чрезмерной опеки, так вы дадите малышу возможность попробовать свои силы, проявить себя, научиться достигать своих целей и справляться со своими ошибками.
    • ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА У РЕБЕНКА – ЧТО ДЕЛАТЬ?

      На первый взгляд может показаться, что завышенная оценка – это не так уж плохо. Такой ребенок (а в будущем и взрослый человек) знает себе цену, руководствуется только своими принципами, не страдает от несправедливой критики, смело берется за серьезные проекты и т.п.

      Однако есть и обратная сторона медали: необоснованно завышенная самооценка оборачивается для ребенка частыми конфликтами с окружающими. Для людей с завышенной самооценкой характерны эгоистичность, гордыня, самоуверенность, снисходительное отношение к другим. Такие дети остро переживают неудачи, тяжело сходятся со сверстниками, часто переоценивают свои возможности и берут на себя непосильные задания. Все это нередко порождает различные психологические комплексы и приводит к одиночеству.

      КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКУ?

      Многих родителей справедливо волнует вопрос, как повысить самооценку ребенку – заниженная самооценка несёт с собой ещё больше проблем, чем завышенная. Чаще всего низкая самооценка связана с какими-то физическими внешними дефектами или неправильным воспитанием.

      Дети с низкой самооценкой отличаются повышенной мнительностью и ранимостью, они боятся браться за любую работу, поскольку заранее уверены, что не смогут с ней справиться. Их настроение часто меняется, они не уверены в себе, большинство проблем кажется им неразрешимыми. Кроме того, такие дети очень болезненно реагируют на критику.

      Повзрослев, дети с низкой самооценкой ведут себя по-разному: одни просто замыкаются в себе, другие пытаются как-то приспособиться к окружающему миру. Подчас за маской грубого высокомерного подростка прячется ребенок с заниженной самооценкой – так дети пытаются защититься и самоутвердиться.

      Как поднять низкую самооценку ребёнка, подскажет опытный психолог, к которому следует обратиться, если вы замечаете, что ваши дети:

      • плаксивы;
      • малообщительны;
      • излишне самокритичны;
      • часто необоснованно жалуются на свое здоровье и отношение к ним окружающих;
      • часто ведут себя агрессивно без какой-либо видимой на то причины.

      На фоне заниженной самооценки у ребенка могут развиваться различные фобии и страхи, навязчивые неврозы, а иногда и психосоматические расстройства, например, нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Коррекция неадекватной самооценки иногда требует профессиональной помощи психологов, психоневрологов, психиатров. Специалисты проводят специальные упражнения, игры и тренинги, в некоторых случаях рекомендован прием успокаивающих препаратов, нормализирующих работу нервной системы, таких как Тенотен детский.

      Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

      Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

      Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

      Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

      Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

      Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

      Приступы мигрени у детей

      Приступы мигрени у детей

      Примерно 10% людей страдает от мигрени

      Ребенок не хочет гулять

      Ребенок не хочет гулять

      Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

      www.tenoten-deti.ru