Что такое неустойчивая самооценка

Что такое самооценка?

Самооценка играет важную роль в нашей жизни, определяя, чего мы ждем от себя и от окружающих, и чего мы в конечном итоге сможем добиться. Что такое самооценка, какая она бывает и из чего складывается — на эти и другие вопросы вам поможет ответить эта статья.

Самооценка, как видно из названия, отражает ваше отношение к самому себе, показывая, каким вы себя видите своим внутренним взором, как оцениваете свои способности, достижения, какое место отводите себе в обществе и в жизни в целом. Самооценка тесно связана с таким понятием, как уровень притязаний, т.е. то, чего мы хотим добиться и на что рассчитываем. Чем выше самооценка, тем больших достижений мы ждем от себя, тем на более сложные задачи замахиваемся, и тем больших результатов, в конечном итоге достигаем.

Самооценка может быть заниженной, адекватной и завышенной.

Заниженная самооценка означает, что мы не вполне объективно оцениваем себя и свои способности, преуменьшая их значимость. Люди с заниженной самооценкой часто объясняют свои достижения удачно сложившимися обстоятельствами, сводя роль собственных усилий до минимума. По их словам, в их успехе «виноват» друг, вовремя пришедший на помощь, удача, которая помогла вытащить нужный билет, учитель, научивший их какому-то особому приему. В общем, все, кто угодно, только не они сами.

Да, так говорят и люди, желающие казаться скромными. Отличие в том, что люди с заниженной самооценкой искренне верят в незначимость собственных усилий. Кстати, такие люди совсем не умеют принимать комплименты. Они стесняются, краснеют, оправдываются, пытаются доказать, что сказанное об их достоинствах явно преувеличено, даже могут высказывать недоверие и демонстрировать агрессивное неприятие. В общем, какова бы не была форма их реакции, суть ее одна — они не принимают комплимент на свой счет, относя его на склонность говорящего заблуждаться или преувеличивать.

Адекватная самооценка — отражает умение человека воспринимать себя и свои достижения с достаточной степенью объективности. Это отнюдь не значит, что такой человек всегда абсолютно уверен в себе и своих силах. У него тоже бывают взлеты и падения, но в целом, если спросить его, доволен ли он собой, то ответ его будет положительным. Такой человек не будет стремиться достигнуть намеченной цели любой ценой. Его также сложно бывает заставить совершить необдуманные поступки путем провокации.

Помните, как поступал герой фильма «Назад, в будущее», когда ему говорили «Слабо тебе?». Он тут же пытался доказать, что не слабо и постоянно попадал в какие-то передряги. Так вот, человеку, имеющему адекватную самооценку не нужно никому ничего доказывать. Он знает себе цену и оценивает себя по своей собственной шкале, отметая все напускное и ненужное.

Да, человеку с адекватной самооценкой также важно мнение окружающих, но воспринимает он его лишь как еще один фактор, но отнюдь не самый значимый. И рассматривает он это мнение в общей совокупности и временной перспективе. Т.е. он не делает выводы по одному неосторожно сказанному слову, а собирает информацию из нескольких источников и за какой-то период времени. Конечно, делает он это не целенаправленно и не вполне осознанно, но, тем не менее, постоянно.

Это как с погодой, мы всегда знаем, какая сейчас погода, хотя редко об этом задумываемся целенаправленно. И если летом температура резко упала, мы ведь не делаем вывод, что уже наступает осень? Точно также и человек по резкому порицанию своих поступков со стороны других не делает вывод, что он плох в целом, но понимает, что что-то он сделал неправильно, чем и вызвал неприятие окружающих.

Человек же с заниженной самооценкой в подобной ситуации сделает вывод, что он плох сам по себе. Он подумает, что он плохой человек, а не то, что он ошибся, поступил неправильно, и это вполне можно исправить при желании. Т.е. его восприятие критики будет более генерализованным, обобщенным.

А еще такие люди «коллекционируют» свои неудачи, мысленно постоянно к ним возвращаясь, рассматривая их еще и еще раз с разных сторон. Часто говорят себе: «Ах если бы…» При этом, как правило, они не делают выводов на будущее, и вновь попадая в подобную ситуацию, могут совершать те же ошибки. А что касается успехов, то они не замечаются ими, как случайные, не вписывающиеся в их картину себя.

Завышенная самооценка подразумевает склонность человека преувеличивать собственные способности и достижения, часто преуменьшая при этом способности других, хотя последнее и не обязательно. Человек с завышенной самооценкой не склонен замечать роль посторонних факторов, приведших его к успеху. Как правило, он считает, что всеми достижениями в своей жизни обязан лишь себе самому, в то время как его неудачи — результат стечения обстоятельств или злой воли других людей.

И вообще, он склонен отбрасывать свои неудачи и оплошности, как нечто несущественное, не имеющее к нему никакого отношения. Он очень плохо реагирует на критику, агрессивно отстаивая свои позиции. Да, критику никто не любит. Но люди с завышенной самооценкой ее совсем не приемлют, почти свято веря в собственную непогрешимость. Им просто жизненно необходимо быть всегда правыми! А все потому, что где-то глубоко в душе они вовсе не так уж уверены в собственном превосходстве.

Завышенная самооценка часто является компенсаторной реакцией на базовое чувство собственной неполноценности. Подробнее об этом читайте в моей статье Комплекс неполноценности.

Теперь скажу несколько слов о том, из чего складывается самооценка. Она включает собственно оценку себя самого, оценку окружающих, как некий эталон и отправную точку для оценки себя, и, наконец, ожидаемую оценку, т.е то, как мы думаем, нас оценивают другие. Эти компоненты могут находиться в разном отношении друг к другу.

Так, мы можем низко оценивать других людей, но высоко ценить себя и ожидать от других того же. А можем высоко ценить себя, но не ждать, что наше окружение сможет по достоинству оценить наши таланты. Можем также высоко ценя себя и свое окружение, полагая что оно не достаточно объективно в оценке наших достоинств и т.д. В общем, вариантов может быть множество. Возможно, я еще затрону эту тему в своих следующих статьях. Так что, если вам это интересно, пишите, комментируйте, буду рада обратной любой связи.

Итак, мы ответили на вопрос, что такое самооценка и чем она нам «грозит», а в следующих статьях мы рассмотрим, что нужно сделать, чтобы улучшить или стабилизировать свою самооценку.

Быстро оценить свою самооценку вы можете пройти на страничке: Тест самооценки.

psyholog-praktik.ru

Кто и что влияет на самооценку подростка

Кто и что влияет на самооценку подростка. Итак самооценка- это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков. Самооценка подростка зависит от понимания родителями его достоинств. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов. Подростки с низкой самооценкой чрезвычайно застенчивы. Самооценка и успеваемость тесно связаны с собой, поэтому неуверенные подростки часто отстают в учебе и не развивают себя. Самооценка.

«Дисциплина» — Технологическая дисциплина. Заполните пропуски. Специальная дисциплина. Внутренняя дисциплина. Порядок поведения людей. Заполните таблицу. Военнослужащий. Военная дисциплина. Специальные дисциплины. Внешняя дисциплина. Общеобязательная дисциплина. Нарушение дисциплины. Особенности специальных дисциплин. Последствия нарушения дисциплины. Несоблюдение специальной дисциплины. Что такое дисциплина. Подберите пары по смыслу.

«Зачем люди общаются» — Особенности общения и отношения к людям. Каковы цели общения и зачем людям общение. Уметь понимать человека. Зачем люди общаются? Что такое общение? Что происходит с людьми в ходе общения? Взаимные ,деловые и дружеские отношения людей. Зачем людям общение? С первого взгляда , с первого чувства. Отношения к людям. С чего начинается общение? Ставить себя на место товарища. Что можно назвать средствами общения и что важно в общении?

«Самооценка подростка» — Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материального положения родителей. Задания. Кто и что влияет на самооценку подростка. Самовнушение- я уверен в себе. Поговорим о себе. Задумаемся. Понятие самооценки. Чувства- ? эмоции- ? Самоободрение, юмор. Характер- ? способности-? Итак образ я в юности еще не устоялся. Самовоспитание. Методы. Мы узнали о себе очень много. Самооценка. Завышенная самооценка приводит к конфликтам- приводит к появлению обидчивости, подозрительности, и агрессивности.

«Значение и происхождение фамилий» — Методы исследования. Способы образования украинских фамилий. Фамилии, имеющие несколько версий происхождений. Фамилии, связанные с социальным происхождением. Фамилии, образованные от названия растений. Фамилии образованы с помощью специальных суффиксов. Классификация русских фамилий. Принципы исследования. Фамилии, образованные от личных прозвищ. Европейские фамилии. Классификация украинских фамилий.

«Самооценка личности подростка» — Роль самооценки. Представление об основных понятиях урока. Оценка результатов тестирования. Правильная самооценка. Характер. Самооценка подростка. Причина «идеальности». Чувства и эмоции. Самооценка. Сумма баллов. Правила.

«Самооценка человека» — Самооценка. Кто и что влияет на самооценку подростка. Предмет исследования. Цель исследования. Когда вы оцениваете другого человека, что для вас важно. Понятие самооценки. Человек и общество. У девочек самооценка выше чем у мальчиков. План. Гипотеза. Низкая самооценка подростка. Самовоспитание. На чем преимущественно оценивается ваша самооценка.

Всего в теме «Психология 7 класс» 7 презентаций

5klass.net

Что такое неустойчивая самооценка

Друзья ! Вступайте в мою группу ВКонтакте https://vk.com/ 7chakr_ru чтобы узнавать НОВОСТИ первыми

Самопознание, самооценка

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей , осмысление самого себя . Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь . Формируется постепенно по мере отражения , как внешнего мира , так и познания самого себя . Самопознание присуще только человеку .

Если объяснить языком простых , обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь . Т.е. кто я? Зачем живу ? Есть ли идеальная работа для меня , идеальная семья , идеальный партнер по жизни , идеальный мир и идеальная жизнь для меня ? Почему меня не любят ? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе , или с родителями и т.д.

Самопознание зарождается и развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.

• анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;

• самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним — наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события;

• самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).

Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром.

Узнать ВСЁ о своей ауре и о своей биоэнергетике — заказать Диагностику Ауры.

Задать свои вопросы Вы можете по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Узнать какие практические тренинги и вебинары пройдут в ближайшее время, и записаться на них можно здесь: анонсы мероприятий.

Для ищущих и действительно серьезно интересующихся биоэнергетикой мы создали специальную бесплатную рассылку — «Биоэнергетика +». Это реальные обучающие материалы по Биоэнергетике, Целительству и Практической Магии. Это, по сути, тайные и уникальные знания. Они эксклюзивны и более нигде не публикуются…. Подписаться на рассылку: «Биоэнергетика +»

Приобрести магические и энерго – информационные продукты можно здесь: МАГАЗИН

7chakr.ru

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

Материалы для помощи страдающим алкоголизмом

Методические материалы центра

Определение самооценки. Внутренняя и внешняя самооценка. Факторы формирования самооценки. Завышенная, заниженная, адекватная самооценка. Связь внутренней и внешней самооценки. Работа над самооценкой.

Самооценка – это выработанное в течении жизни отношение к и представление о себе. Чем выше самооценка, тем лучше человек относиться к своей личности. И чем ниже самооценка – тем хуже человек относиться к своей личности.

Самооценка формируется на уровне подсознания и плохо поддается изменению с помощью сознательного пересмотра.

Самооценку можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя самооценка – это глубинное, чаще всего неосознаваемое, истинное отношение к себе. Внутренняя самооценка – это отношение к себе «в принципе», я «Ок» или «Не Ок», хороший или плохой, достойный или никчемный и т.д.

Основная часть внутренней самооценки формируется в раннем детстве (до 3-лет), а затем «корректируется» дальнейшей жизнью.

Факторы, формирующие самооценку: 1.) отношение других; 2.) собственные удачи-неудачи (свой опыт); 3.) прямое собственное формирование самооценки.

Уровни внутренней самооценки: 1.) я – ничто (Я ничтожество, никчемный, никто, мразь и т.д.); 2.) я плохой (неудачник, недотепа, дурак, слабак, неполноценный, дебил и т.д.); 3.) я – нормальный; 4.) я – хороший (умный, способный, красивый и т.д.); 5.) Я – «образ и подобие», осознание своей безусловной ценности, неповторимости и т.д.

Внешняя самооценка – это та самооценка, которую человек демонстрирует себе и другим. Внешняя самооценка – это больше ситуационное отношение к себе – я способный или неудачник, я сильный или слабый и т.д.

При низкой внутренней самооценке могут быть два варианта внешней:

1.) Завышенная компенсационная внешняя самооценка (пытается компенсировать заниженную внутреннюю самооценку завышенной внешней). При этом человек завышает свои жизненные планки, стремиться к идеалам, пытается поднять себя в глазах других. При завышенной внешней самооценке человек берется за то, что не в силах сделать, оценивает свои способности выше, чем они есть на самом деле, демонстрирует себя другим лучшим, чем он есть на самом деле – представления о собственной грандиозности.

«Я должен быть лучшим (сознательная внешняя самооценка), чтобы не быть плохим (подсознательная внутренняя самооценка)» Вторую часть фразы человек обычно не осознает.

2.) Заниженная избегающая внешняя самооценка (внешняя самооценка прямое отображение низкой внутренней самооценка). При этом человек занижает свои жизненные планки, ни к чему не стремиться, относится к другим с позиции Жертвы. При заниженной внешней самооценке человек не берется за то, что в силах сделать, оценивает свои способности ниже, чем они есть на самом деле, демонстрирует себя другим худшим, чем он есть на самом деле – представления о собственной никчемности.

«Я ничего не стою (сознательная внешняя самооценка), так как я плохой (подсознательная внутренняя самооценка)». Вторую часть фразы человек обычно не осознает.

У зависимых в течении жизни (а чаще всего заложена с самого детства) формируется низкая внутренняя самооценка. Зависимые в глубине душе относятся к себе плохо, считают себя в своей основе плохими никчемными.

Низкая неосознаваемая внутренняя самооценка у зависимых может проявляться во внешней самооценке: завышенной, заниженной, а чаще всего в скачках между завышенной и заниженной самооценкой (колебаниях от чувства собственной грандиозности до чувства собственной никчемности). В отношении зависимости завышенная самооценка может «говорить»: «Я смогу проконтролировать!», «Я справлюсь сам (мне не нужна помощь)!». Заниженная самооценка может «говорить»: «У меня ничего не получится!», «Я уже конченный, и мне остается только спиться (сколоться)!», «Мне ничего не поможет!». Как завышенная, так и заниженная внешняя самооценка блокирует выздоровление и обращение за помощью.

Здоровой самооценкой является высокая внутренняя самооценка и адекватная внешняя. Причем чем более личностно зрелый человек, тем более высокая у него внутренняя самооценка – тем более позитивно он к себе относится.

При высокой внутренней самооценке человеку нет необходимости компенсировать ее с помощью завышенной внешней. При этом человек адекватно относится к своим силам, ему нет необходимости завышать свои планки для компенсации внутренней ущербности. Он берется за то, что может сделать, не берется за то, что не может; он не ищет излишнего принятия других и не боится отвержения; он делает то, что ему необходимо, а не то, требуется для поднятия самооценки или что не делает из-за страха неудачи; он может быть таким как есть, а не казаться.

Способы повышения внутренней самооценки: прощать себя за ошибки (составить список «неправильных» поступков в жизни, и составить план по прощению себя за каждый из них); вести дневник достоинств; вести дневник своих успехов и т.д.

Способы создания адекватной внешней самооценки: получать обратную связь; проводить анализ проделанной работы и корректировать последующие планы; проводить самоанализ.

Я должен быть лучшим (завышенная сознательная внешняя самооценка), чтобы не быть плохим (низкая подсознательная внутренняя самооценка)»

«Я ничего не стою (заниженная сознательная внешняя самооценка), так как я плохой (низкая подсознательная внутренняя самооценка)».

«Я могу быть таким как есть (адекватная сознательная внешняя самооценка), так как я в принципе хороший (высокая подсознательная внутренняя самооценка).

Задание для темы «Самооценка»:

1. Как ваше употребление повлияло на самооценку. Для этого вспомните и опишите свою самооценку до начала употребления и в конце употребления и сравните эти самооценки. Что будет с вашей самооценкой, если вы продолжите употребление? Какой бы вы хотели видеть свою самооценку (опишите, какой может стать ваша самооценка через несколько лет вследствие удачного выздоровления)? Что вы готовы конкретно делать сегодня для исцеления вашей самооценки?

2. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы переоценивали свои силы по контролю употребления. К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?

3. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы переоценивали свои силы в разных областях жизни (не связанных с употреблением). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?

4. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы недооценивали свои силы в способностях прекратить употребление (я не перенесу кумар, я не смогу бросить, мне ничего не поможет и т.д.). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?

5. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы недооценивали свои силы в разных областях жизни (не связанных с употреблением). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?

6. Начните вести дневник достоинств. Для этого разбейте достоинства на несколько сфер (например – ум, труд, ответственность, активность, контакт с людьми, творчество, жизнелюбие, здоровье). В каждой из сфер запишите по 5 способностей, которые у вас уже развиты (помните, что как минимум 5 способностей в каждой из этих сфер развиты у любого человека, просто он их может не хотеть замечать). При планировании недели в одной из сфер выбирайте какую способность вы бы хотели на этой неделе тренировать и поставьте ее развитие за цель (составьте план, как и где вы бы могли ее ежедневно тренировать). По окончании недели добавляйте эту способность в список ваших достоинств.

7. Заведите дневник своих успехов. В него записывайте, каких успехов вы добились за день, неделю, месяц, три месяца, полгода, год.

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/

Рекомендуемые материалы по теме:

Другие лекции из раздела видеокурс психолога

www.sensecenter.com.ua