Типы самооценки младших школьников

Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Московского педагогического государственного университета, учитель высшей квалификационной категории. Автор более 70 научных и учебно-методических публикаций по проблемам обучения детей русскому языку.

Саломатина Л.С. – член Российской ассоциации дислексии. Активный участник Соловейчиковских чтений, Педагогического марафона учебных предметов (с 2002 года). Читатели газеты «Первое сентября. Начальная школа» знают её как автора интегрированного курса по развитию речи («У природы нет плохой погоды»), который был опубликован на страницах издания в 2002–2004 гг. и стал победителем конкурса «Лучшая публикация года», а также учебно-методических пособий по развитию речи «Имя существительное» и «Имя прилагательное».

Вы можете заказать материалы в печатном виде

Приоритетным для начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность обучения школьника. К общеучебным умениям относится работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы. В перечень требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу входит также умение создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.

Наш курс ставит своей целью помочь учителям начальных классов углубить свои знания о различных типах речи (текста), познакомить с разнообразными организациоными формами занятий по обучению детей созданию текстов (описания, повествования, рассуждения, смешанные типы) и методикой их проведения.

Материалы учебного курса направлены на оказание помощи педагогу в реализации требований ФГОС НОО по формированию у обучающихся универсальных учебных действий с целью достижения предметных и метапредметных результатов обучения.

xn--j1amdg6b.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

1 УДК Кривенькая Т.С. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ГГУ имени Ф. Скорины, Гомель Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она является важнейшим регулятором е? поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Д.Б. Эльконин и др.). Исследователи отмечают, что в младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника. Анализу специфики жизнедеятельности неполной семьи посвящены работы М.Ю. Арутюнян, М.П. Ган, И.Ф. Дементьевой, А.М. Демидова, О.М. Здравомысловой, Э. Ивер-Жалю, О.И. Ключко, И.С. Кона, Дж. Коулмана, Л.Г. Луняковой, Н.М. Римашевской и др. Неполная семья семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Основными причинами появления неполных семей являются: смертью одного из супругов, относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью, распадом браков [1]. Наиболее распространены неполные семьи, состоящие из матери и детей. Воспитание детей в неполных семьях обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. О негативных факторах социализации детей в неполных семьях и ее отрицательных 60

2 последствиях свидетельствуют результаты исследований И.Ф. Дементьевой, В.М. Закировой, Н.И. Ивановой, С.К. Нартовой-Бочавер, С.А. Фролова и др. Учеными отмечено, что, как правило, дети из неполных семей не отличаются адекватной самооценкой. Несмотря на разработанность общих проблем процесса социализации и становления личности младшего школьника, вопросы самооценки детей в неполной семье с ее особенностями внутрисемейного взаимодействия остаются малоизученными. Это определяет актуальность темы исследования. Цель исследования: выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста из неполных семей различного типа. Базой исследования являются учреждения общего среднего образования Железнодорожного района г. Гомеля. В исследовании приняли участие 90 учащихся 4 классов: 30 человек, проживающих в неполных семьях, образовавшихся после развода (далее НРС); 30 человек, проживающих в неполных материнских семьях (далее НМС); 30 человек, проживающих в неполных семьях, образовавшихся после смерти одного из супругов (далее НВС). Исследование проводилось с помощью следующих методов: тестирование (методика «Какой Я?», методика «Лесенка», методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), экспертное оценивание. Рассмотрим результаты исследования самооценки младших школьников из неполных семей различных типов. Анализ результатов по методике «Какой Я?» показал,0 что у 40% детей из группы НРС самооценка завышена, что противоречит исследованиям по предыдущей методике, у 47% адекватная, а у 13% занижена. В группе детей из НМС: у 47% испытуемых самооценка завышена, 43% адекватная, у 10% занижена. Несколько большее количество 61

3 учащихся младших классов с заниженной самооценкой наблюдается в группе респондентов из НВС (20%), но преобладает количество детей с адекватной и завышенной самооценкой (47% и 33% соответственно). Сходные результаты были получены по методике «Лесенка». В группе младших школьников из НРС у 43% детей самооценка завышена, у 23% адекватная, а у 33% занижена; в группе младших школьников из НМС у 53% детей самооценка завышена, у 30% адекватная, а у 17% занижена; в группе младших школьников из НВС у 30% детей самооценка завышена, у 43% адекватная, а у 27% занижена. Таким образом, у большинства испытуемых, независимо от типа неполной семьи, завышенная или адекватная самооценка. Несколько отличаются данные, полученные с помощью методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. В частности, по шкале «Способности» Большинство учащихся из НРС и НВС имеют низкий уровень самооценки по шкале «способности» (56%). Средний уровень имеют 36%, а высокий 8%. Учащиеся группы НМС имеют в основном средний уровень самооценки по шкале «способности» (85%), высокий уровень наблюдается у 5% детей и низкий у 10%. Таким образом, у большинства младших школьников из неполных семей разных типов наблюдается средняя или заниженная самооценка собственных способностей. Причем, наиболее адекватно оценивают себя по шкале «Способности», учащиеся из неполной материнской семьи. Причиной низкой самооценки могла стать, по нашим наблюдениям, излишняя требовательность родителей, проявляющаяся в постоянных одергиваниях ребенка, замечаниях по поводу любой допущенной оплошности, нотациях по причине плохих оценок в школе, сравнении с «хорошими» детьми. 62

4 Большинство учащихся из неполных семей всех трех типов имеют низкий уровень самооценки по шкале «Внешность» (76% НМС, 65% НВС и 69% НРС соотвественно). Средний уровень имеют 14% опрошенных из НМС, 25% из НВС и 11% из НРС. Высокий уровень у 10% учащихся из НМС, 10% из НВС и 20% из НРС. При этом, по шкале «Авторитет у сверстников» высокий уровень самооценки наблюдается у большинства детей из НМС 86%, средний уровень 4%, низкий уровень 10%. У младших школьников из НВС также преобладает высокий уровень самооценки по искомой шкале 59%, средний уровень 31% и низкий уровень 10%. У детей из НРС преобладают средний и низкий уровни самооценки (по 45%), высокий уровень 10%. По мнению экспертов, в качестве которых выступили классные руководители, учителя, школьные психологи и родители, у младших школьников из неполных семей преобладает средняя и низкая самооценка. Наибольшая разница в показателях оценки экспертов и самооценки школьников наблюдается в группах НРС и НВС. К факторам, влияющим на формирование самооценки младшего школьника, эксперты относят: мнение родителей, стиль домашнего воспитания; наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя. Наиболее значимым они считают влияние семьи. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую 63

5 не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника. Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: у младших школьников из неполных материнских семей преобладает завышенная самооценка, при этом они достаточно адекватно оценивают свои способности и высоко авторитет у сверстников; у младших школьников из неполных семей, образовавшихся после смерти одного из супругов, преобладает адекватная самооценка, большинство из них (59%) высоко оценивают свой авторитет у сверстников; у большинства младших школьников из неполных семей, образовавшихся в результате развода, завышенная или адекватная самооценка, при этом недостаточно адекватно оценивают свои отношения со сверстниками (45% низко и 10% высоко); у большинства младших школьников из неполных семей разных типов наблюдается средняя или заниженная самооценка собственных способностей; большинство учащихся из неполных семей всех трех типов недовольны своей внешностью, низко ее оценивают. На основании результатов исследования нами разработана программа по коррекции самооценки младших школьников из неполных семей разных типов. ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеева, Л.С. Неполная семья состояние и тенденции развития / Л.С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы С

docplayer.ru

Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.13, кандидат психологических наук Борисова, Ирина Александровна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Борисова, Ирина Александровна

Глава 1. Формирование самооценки в онтогенезе.

§ 1.1. Структура самосознания и виды самооценки.

§ 1.2. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте.

§ 1.3. Исследование имплицитной самооценки в современной психологии

§ 1.4. Поведенческие и личностные особенности детей с разным уровнем самооценки.

Глава 2. Привязанность к матери как фактор развития самооценки.

§ 2.1. Понимание привязанности в классической и современных концепциях.

§ 2.2. Привязанность к матери и общее психическое развитие ребенка.

§ 2.3. Роль привязанности в развитии самооценки.

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у детей с разными типами эмоциональной привязанности к матери.

§ 3.1. Общая характеристика исследования.

§ 3.2. Схема и методики исследования.

§ 3.3. Разработка и опробование методики исследования имплицитной самооценки.

§ 3.4. Ход и результаты исследования.

§ 3.4.1. Характеристика привязанности к матери детей младшего школьного возраста.

§ 3.4.2. Характеристика эксплицитной самооценки детей на основе методики С. Хартер « Шкала самовосприятия для детей ».

§ 3.4.3. Характеристика адекватности самооценки детей на основе экспертных оценок учителей

§ 3.4.4. Характеристика имплицитной самооценки детей на основе ассоциативного теста (ИАТ).

§ 3.4.5. Характеристика уровня притязаний.

§ 3.4.6. Анализ представлений матерей о своем ребенке.

§ 3.4.7. Общая характеристика особенностей самооценки детей с разными типами привязанности к матери.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери»

Работа посвящена изучению особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с разными типами эмоциональной привязанности к матери.

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, ключевым значением самооценки среди личностных образований, обусловливающих многие поведенческие и индивидуально-психологические особенности человека, его взаимоотношения с окружающими людьми. Однако, несмотря на значительное число исследований самооценки, современная психология скорее свидетельствует о сложности строения и детерминации этого образования, чем о достаточности накопленных знаний. Эю прямо относится к исследованию условий формирования самооценки в онтогенезе: если в младенчестве и раннем детстве убедительно показана 01р0мная роль характера общения матери с ребенком в формировании основ его личности и самосознания (Э. Эриксон , М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева), то применительно к младшему школьному возрасту эта роль во многом остается не раскрытой.

Данное исследование конкретизирует названную проблему путем привлечения понятия « эмоциональная привязанность ребенка к матери » (Дж. Боулби , М. Эйнсворт), интенсивное изучение которого в современной западной психологии обнаружило его фундаментальную связь с целым рядом важных аспектов познавательного и личностного развития детей, их общения со взрослыми и сверстниками, успешности учения и др. (Н.Н. Авдеева , Е.О. Смирнова, М. Lieberman, К. Kerns, К. Verschueren, A. Marcoen, A. Sroufe).

Вместе с тем в литературе практически отсутствуют сведения относительно особенностей самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери (надежной, изолированной и тревожно-амбивалентной).

Как известно, благодаря учебной деятельности, расширению сферы взаимоотношений (учителя, одноклассники), накоплению опыта общения и общему росту самостоятельности младшие школьники начинают более адекватно и дифференцировано оценивать себя. Какова в этот период роль эмоциональных взаимоотношений с магерью? Зависит ли от степени надежности привязанности ребенка к ма1ери ею самоотношение , т.е. уверенность в своих силах и возможностях в разных сферах (учебе, спортивных занятиях, общении со сверстниками и т.д.), уровень притязаний и восприятие других немаловажных свойс1в и качеств (например, внешней привлекательности) или этот фактор уже теряет свое значение?

Другим векюром, определившим направление нашего исследования, стало положение об уровневом строении самосознания (И.С. Кон , В.В. Столиц) и, в частности, наличии в нем не только осознаваемых (эксплицитных), но и неосознаваемых (имплицитных) компонентов. Обычно исследование самооценки у детей 01 раничивается ее осознаваемыми и вербализуемыми слоями (самонредъявлением), и, как следствие, декларируемая самооценка детей тяютеет к весьма высоким значениям. Однако 1акая самооценка далеко не всегда означает, чю дети действительно имеют о себе высокое мнение, удовлетворены собой и, следовательно, испытывают состояние эмоционально-личностного комфорта, — их неосознанные переживанш по поводу своей успешности и эмоциональное отношение к себе могут существенно расходиться с самооценкой на уровне сознания.

В последнее десятилетие в западной литературе стали появляться публикации, связанные с понятием так называемой имплицитной самооценки. Автор этой концепции Э. Гринвальд (Greenwald, Farnham, 2000; Jordan, 2003) с колле1ами полагаю!, что помимо вербализуемой, осознаваемой самооценки -эксплицитной, — также имеется и имплицитная самооценка, которая не осознается до конца индивидом и лежит в пороговой области сознания. Под имплицитной самооценкой понимается « неосознанная » оценка себя — тот образ, который присутствует у человека на менее осознаваемых уровнях и не подвернется коррекции со стороны сознания и социальных норм, как бы « импульсивное » оценивание своего Я.

Идеи о защитных искажениях самосознания, « идеализированном Я », внутренней несогласованности Я и неконгруэнтности сознания возникли в психологии достаточно давно (А. Фрейд, К. Хорни , К. Роджерс и др.), однако заслуга Э. Гринвальда в попытке создать инструмент для измерения данного конструкта — Имплицитный ассоциативный тест (IAT). В ею основе лежит идея о том, что по легкости и скорости определенных ассоциаций можно судить о дейс1вительном, « внугреннем » отношении человека к себе. Соответственно люди с высокой и имплицитной, и эксплицитной самооценкой ощущают себя позитивно не юлько на вербализуемом, но и на неосознаваемом уровне. Поскольку их Я легче ассоциируйся у них с приятным содержанием, время реакции в эгих случаях оказывается меньше, чем в тех, когда субъекч воспринимает ассоциации своего Я с не1ативными свойствами или неприятными объектами.

Применение данного метода позволяет дифференцировать людей с высокой декларируемой самооценкой на две психологически разные категории: 1) с надежной и устойчивой позитивной самооценкой и 2) с сверхчувствительной и неустойчивой самооценкой, защитной по своей природе и функции. Было показано, что у людей с защитой самооценкой существует два образа себя: на сознательном, эксплицитном уровне они считают себя успешными, любимыми, « хорошими »; тогда как на менее осознанном, имплицитном уровне их самовосприятие hochi негативный характер.

Настоящее исследование представляет собой попытку распространить этот метод на изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.

Таким образом, как теоретическая, так и практическая актуальность вопросов, поднимаемых в данном исследовании, диктуется отсутствием в современной психологии развития достоверных сведений о влиянии эмоциональных отношений с матерью на самооценку младших школьников, а 1акже необходимостью более глубокого изучения самооценки, одновременно учшывающего в ее структуре и эксплицитный, и имплицитный компоненты.

Объект исследования — сфера самосознания младших школьников.

Предмет исследования — особенности эксплицитной и имплицитной самооценки детей с различными типами эмоциональной привязанности к матери.

Целью данного исследования являлось установление качественного своеобразия самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери.

Общая гипотеза исследования состояла в том, что тип привязанности детей к матери влияет на формирование их самосознания, приводя к характерным особенностям структуры и уровня самооценки младших школьников.

В качестве частных гипотез были выдвинуты следующие предположения:

1. Дети с надежной привязанностью к матери отличаются гармоничной самооценкой, эксплицитный и имплицитный компоненты которой характеризуются высоким уровнем.

2. Дети с ненадежными тинами привязанности к ма1ери характеризуются дисгармоничностью самооценки либо низким уровнем ее компонентов.

3. Адеква1нос1ь самооценки и уровень притязаний у детей с надежной и ненадежной привязанностью различны.

4. Типы привязанности и самооценки детей связаны с характерными особенностями их поведения в ситуациях совместной деятельности и взаимодействия со сверс! никами.

Проверка гипотез предполагала следующие задачи:

1) определение шпа привязанности детей к матери;

2) исследование эксплицитного (осознаваемого и вербализуемого) компонента самооценки младших школьников на основе Шкалы самовосприятия С. Хартер;

3) определение певербализуемог о компонента самооценки младших школьников с помощью специально адаптированного варианта Имплицитного ассоциативного iecia;

4) определение характерных вариантов структуры самооценки у детей с учетом ее эксплицитного и имплицитною компонентов;

5) исследование адекватности самооценок детей с помощью экспертных оценок учителей, а также выявление характера связи мнения педагога о ребенке и самооценки последнего;

6) определение особенностей представлений матерей о своих детях,

7) исследование уровня притязаний младших школьников;

8) анализ поведенческих особенностей детей с различными типами привязанности и самооценки в ситуации общения и взаимодействия со сверстниками в коллективной шре-соревновании;

9) изучение связи типа привязанности ребенка к матери (надежного, избегающего, амбиваленшого) с качественными особенностями их самооценки (уровень и соотношение эксплицитного и имплицитного компонентов, адекватность, уровень притязаний и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. В структуре самооценки младших школьников имеются как эксплицитные, т.е. осознаваемые и вербализуемые компоненты, так и неосознаваемые (имплицитные) компоненты. Характеристика самооценки как « высокой » либо « низкой » на основе лишь ее эксплицитных компонентов недостаточна, поскольку уже в младшем школьном возрасте возможно существенное расхождение словесно декларируемой и внутренне переживаемой самооценки.

2. Эмоциональная привязанность ребенка к матери выступает в качестве фактора, оказывающего существенное влияние как на эксплицитную, так и на имплицитную самооценку детей младшего школьною возраста (однако статистическая значимость такого влияния в первом случае выше). В осознаваемой части самооценки влияние степени надежности эмоциональной привязанности особенно четко прослеживается в общем самоотношении ребенка, ei о внешней привлекательности и поведенческой компетентности. В то же время самооценка в сфере отношений со сверстниками, спортивных достижений и школьной компетентности определяется в большей степени оценками школьного окружения и объективной успешностью ребенка в названных сферах. Высокая имплицитная самооценка встречается у детей с надежной привязанностью к матери чаще, чем у детей с ненадежной привязанностью.

3. Дети с надежным типом привязанности (тип В) чаще обладают конкордантно высокой самооценкой, в которой и имплицишый, и эксплицитный компоненты характеризуются высокими значениями. Детям с ненадежными типами привязанности в большей степени свойственно наличие либо дискордантных вариантов самооценки, либо конкордантно низкой самооценки: для амбивалентной привязанности (тип С) более характерна согласованно низкая самооценка, тогда как при избегающей привязанности чаще формируется дискордантная защитно высокая самооценка.

4. Дети с надежным типом привязанности к матери и высоким уровнем самопринятия значимо чаще используют адекватные стратегии поведения в эмоционально напряженных ситуациях успеха-неуспеха, тогда как дети с ненадежной привязанностью и низкой общей самооценкой чаще придерживаются тактики « типичного неудачника » и демонстрируют неадекватный уровень притязаний.

5. Поведение детей с различными типами привязанности и самооценки имеет отличительные особенности. Дети с надежной привязанностью более активны, эмоционально включены в деятельность, открыты к новому опыту; дети с избегающим типом привязанное ш характеризуются эмоциональной 01страненностью и отсутствием навыков конструктивного общения. Общим для большинства детей с амбивалентной привязанностью является наличие повышенною уровня тревожности в ситуации неуспеха, нерешительности и конформности .

Организация исследования. На первом этапе был создан, а затем опробован вариант Имплицитного ассоциативною теста, адаптированный к возрастным особеннос1ЯМ младших школьников, а также устанавливался тип эмоциональной привязанности детей к матери.

Второй этап исследования включал изучение качественного своеобразия эксплицитной самооценки (СО) младших школьников с точки зрения ее основных свойств, выделяемых отечественными и зарубежными исследователями: уровня, структуры конкретных показателей в разных сферах (школьная успешность, популярность среди сверстников, поведенческая компетентность и др.), адекватности и уровня притязаний. Определялся уровень имплицитной самооценки детей и ее соотношение с эксплицитной СО. Специально исследовалось поведение детей с разными типами привязанности и самооценки в ситуации успеха-неуспеха. Полученные результаты анализировались в сравнительном ключе: в качестве сравниваемых групп выступали дети с разными типами эмоциональной привязанности к матери (надежным, избегающим, амбивалентным).

Научная новизна работы определяется тем, что впервые экспериментально показано наличие не только словесно декларируемого, но и неосознаваемого компонента самооценки младших школьников, а также его частое расхождение с эксплицитным компонентом. Установлено более сложное строение самооценки, чем обычно принято учитывать в исследовательской и диа1 ностической практике. Впервые продемонстрирована возможность успешного применения 8 адаптированного варианта Имплицитного ассоциативного теста у детей младшего школьного возраста.

Обнаружена связь особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с разными типами эмоциональной привязанности к матери. Показано, что в младшем школьном возрасте характер привязанности оказывает существенное влияние па самооценку детей в таких сферах, как общее самопринятие , внешняя привлекательность и компетентность в поведении. В то же время установлено, что самооценка младшею школьника в сфере учебной дея1ельности, спортивных достижений и компетентности в общении со сверстниками уже в меньшей степени подвержена влиянию привязанности.

Выявлена существенная роль ненадежной привязанности к матери и дисгармоничной самооценки детей в качестве психоло1ических условий неадекватного поведения младших школьников в эмоционально напряженных ситуациях, связанных с соревнованием и переживанием неуспеха.

Теоретическое значение работы определяется необходимостью углубленного изучения условий и механизмов формирования самооценки в онтогенезе, а также актуальное 1ью разработки дифференциальной психологии возрастного развития, в русле которой раскрываются качественно специфические варианты психическою развития, в частности, основанные на типологии видов привязанноеI и ребенка в матери.

Практическое значение работы состоит в том, что полученные в ходе исследования данные вскрывают ряд проблемных аспектов в отношениях матери и ребенка и могут быть использованы как основа для разработки комплекса мер, необходимых для коррекции возникающих трудностей с учетом выявленных особенностей взаимоотношений ма1ери и ребенка. В практике индивидуального консультирования целесообразно учитывать значение низкой имшшцшной СО, а также дискордантных видов самооценки как возможного психологического механизма формирования у детей неблагоприятных особенностей в поведении и сфере взаимоотношений.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория психического развития и возрастно-психологический подход JI.C. Выготского и его последователей, концепция развития общения М.И. Лисиной , а также теория привязанности ребенка к матери Дж. Боулби; опыт изучения проблемы самосознания и личности в отечественной и зарубежной психологии (И.С. Кон , В.В. Столиц, A.M. Прихожан, К. Хорни, К. Роджерс и др.), понятие об имплицишой самооценке Э. Гринвальда.

Методы. В pa6oie реализована стратегия констатирующего эксперимента, сравнительно возрастной метод исследования, а также методы беседы и наблюдения. В работе были использованы следующие методики: « Шкала самовосприятия для детей » С. Хартер ; « Шкала экспертных оценок для учителей и воспитателей » С. Хартер; методика оценки надежности привязанности К. Керне; опросник для оценки типов привязанности к матери; модифицированный вариант Имплицитного ассоциашвною iecia Э. Гринвальда; методика измерения уровня притязаний; методика изучения субъективных оценочных тенденций ближайшего микросоциума ребенка О.А. Белобрыкиной ; методика включенного наблюдения за поведением детей в ситуации игры-соревнования. Также были использованы меюды статистического анализа полученных данных с использованием статистическою пакеia SPSS for Windows.

Выборку составили 80 школьников 1-х и 3-х классов школы № 1273 и школы № 1745 г. Москвы. В качестве экспертов в исследовании принимали участие 3 учителя и 70 родителей школьников основной выборки.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась научно-методологической обоснованностью исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, цели, задачам и гипотезам, репрезентативностью выборки, применением аппарата математической статистики для обоснования достоверности полученных результатов (компьютерная программа SPSS. 12.00 for WINDOWS).

Апробация диссершции состоялась на заседании кафедры возрастной психоло1 ии МГУ , на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2004», первой и второй Всероссийской научной конференции « Психологические проблемы современной российской семьи » (Москва, 2003, 2005), а также на Всероссийской научно-практической конференции « Актуальные проблемы прикладной психологии » (Калуга, 2006).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 192 наименования, из них 63 на иностранных языках. Объем основного текста составляет 166 страниц. Приложение содержит тблицы данных, а также методические и статистические материалы, не вошедшие в основной текст работы.

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Борисова, Ирина Александровна

В данной работе мы обратились к вопросу о том, какой вклад вносит тот или иной тип привязанности младшего школьника к матери в формирование особенностей его самооценки. Мы исходили из того, что эмоциональная привязанность к матери не может не оказывать влияние на общее развитие личности и формирование самосознания ребенка. Данное положение можно считать твердо установленным в отношении раннего и дошкольного возраста. Доказано, что привязанность влияет на формирование общего самопринятия ребенка и развитие образа Я ребенка (Авдеева, Хаймовская , 2003; Боулби, 2003; Cassidy, 1988, 2003), на качество отношений со сверстниками (Lieberman, 1999; Tompson, 2000), на особенности поведения (Verschueren, 1999, 2001). В отличие от авторов названных исследований, мы пытались установить особенности самооценки (как состоящей из двух — эксплицитного и имплицитного -компонентов) у детей младшего школьного возраста с разными типами эмоциональной привязанности к матери.

Проведенный анализ позволил нам сформулировать следующие выводы:

1. С помощью методики Имплицитного ассоциативного теста помимо эксплицитной (осознаваемой и вербализуемой) самооценки у большей части участников исследования были установлены признаки наличия неосознаваемой имплицитной самооценки. Среди младших школьников, имеющих явные различия по уровню имплицитной (неосознаваемой) самооценки, треть детей характеризуется низкой имплицитной самооценкой, а две трети — высокой.

2. Соотношение самооценок детей на осознаваемом и неосознаваемом уровнях может быть разным: у одних детей они близки или совпадают (конкордантная структура самооценки), у других — расходятся (дискордантная структура самооценки). В целом анализ соотношений эксплицитной и имплицитной компонентов самооценки по их уровню позволил выделить четыре типа самооценки: конкордантно высокую (secure), дискордантно завышенную (или защитно высокую — defensive); дискордантно заниженную и конкордантно низкую самооценку. Кроме того, часть детей имели средние значения самооценки.

3. Установленные различия в СО свидетельствует о принципиальной недостаточности широко используемой характеристики самооценки как « высокой » либо « низкой » на основе учет лишь ее эксплицитных (вербализуемых) компонентов. Полученные результаты показывают, что уже в младшем школьном возрасте возможно существенное расхождение внешне декларируемой и внутренне (бессознательно) ощущаемой самооценки. При этом дискордашно завышенная самооценка (В/Н), вопреки словам ребенка не может считаться позитивной, поскольку носит защитный характер, а дискордантно заниженная самооценка (Н/В) скорее указывает на специфические критерии самооценивания (например, ориентация на скромность и осуждение гордости или намеренно высокая « планка » достижений), чем на негативное самоотношение , всегда переживаемое как эмоционально-личностное неблагополучие.

4. Анализ особенностей самооценки детей показал, что одним из мощных факюров, оказывающих влияние на эксплицитную самооценку младших школьников, является их привязанность к матери. Анализ отдельных параметров эксплицитной самооценки выявил, что наиболее сильное влияние привязанность к матери оказывает на такие аспекты эксплицитной самооценки, как « внешняя привлекательность », «общее самопринятие » и (на уровне статистической тенденции) « компетентность в поведении ». Уровень самопринятия детей с надежной привязанностью значимо выше общей самооценки детей с амбивалентной (р=0,024) и избегающей (р=0,048) привязанностью. Но привязанность к матери уже не выступает как столь значительный фактор в отношении других аспектов конкретной СО младших школьников. Самооценка детей в сфере школьной успешности, физических данных (спортивных способностей), а также популярности среди сверстников формируется не столько под влиянием отношения матери, сколько на основе оценок школьного окружения, а также опьна собственною оценивания объективной успешности в названных сферах.

5. Распределение имплицитной самооценки среди детей с разными типами привязанности обнаружило отличия на уровне тенденции (р=0,16): среди младших школьников с надежной привязанностью чаще встречаются дети с высокой имплицитной самооценкой и позитивным самовосприятием , чем среди детей с ненадежными типами привязанности. Более половины надежно привязанных детей обладают конкордантно высокой самооценкой, тогда как среди детей с избегающей привязанностью этот показатель равняется лишь 20%, а среди детей с амбиваленшым типом привязанности — 12,5%. Наиболее неблагоприятная картина наблюдается в группе детей с тревожно-амбивалентной привязанностью (тип С) — четверть детей характеризуются конкордантно низкой самооценкой.

6. Дети с надежным типом привязанности к матери значимо чаще (р=0,017) используют адекватные поведенческие стратегии в ситуациях успеха-неуспеха, а дети с амбивалентной и избегающей привязанностью — неадекватные сгра1егии, придерживаясь гакшки « типичного неудачника ».

7. В младшем школьном возрасте отмечается тенденция к установлению связи уровня притязаний с уровнем общего самопринятия: чем выше у детей самопринятие (а также связанная с ним удовлетворенность внешностью и поведением), тем чаще они используют адекватные стратегии поведения в ситуации успеха и неуспеха.

8. Качественный анализ показал, что поведение детей с различными типами привязанности и самооценки характеризуется определенным набором общих черт. Дети с избегающим типом привязанности, как правило, эмоционально не включаются в игру, не огорчаются в случае проигрыша команды и демонстрируют сдержанное проявление радости в ситуации успеха; для них характерно нейтральное состояние. Многие дети данной группы характеризуются отсутствием навыков конструктивного общения. Общим для большинства детей с амбивалентной привязанностью является наличие повышенного уровня тревожности в ситуации неуспеха. В ситуации выигрыша эти дети чаще приписывают заслугу успеха своему партнеру и команде в целом; в ситуации проигрыша — себе. Такое поведение свидетельствует о заниженной самооценке, неверии в свои силы и способности. В то же время адекватное поведение детей характерно для школьников с высокой общей самооценкой.

В целом результаты проведенной работы позволили нам показать, какими особенностями обладает самооценка младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери.

Перспективы настоящего исследования связаны с лонгитюдным прослеживаем динамики эксплицитного и имплицитного компонентов самооценки детей на последующих этапах онтогенеза, а также дальнейшей валидизацией и расширением сферы применения Имплицитного ассоциативного теста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Борисова, Ирина Александровна, 2007 год

1. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Дисс.канд. психол . наук. М., 2005.

2. Авдеева Н.Н. Развитие эмоционального самоощущения у ребенка первого года жизни.// Новые исследования в психологии, 1978, №2 (19).

3. Авдеева II.H. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии, 1996, № 4.

4. Авдеева I I.H. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии, 1997, №4.

5. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003.

6. Агапов В. Н. Сшновление Я-концепции личности. М., 1999.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2. М.: Педагогика, 1980.

8. Анкудинова Н.Н. Об особенностях оценки и самооценки учащихся l-x-4-x классов в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1978, № 4.

9. Архиреева Т.В. Структура образа Я у младшего школьника // Новые психологические исследования. В.Новгород, 1999.

10. Ю.Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск: ГЦРО, 2000.

11. П.Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии, 2001, № 4.

12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

13. Берцфаи Л.В., Захарова А.В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач // Вопросы психологии, 1975, №6.

14. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика . С.-Пб.: Речь, 2003.

15. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная пед. Академия, 1995.

16. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестомашя по возрастной психоло1 ии / Под ред. О.А. Карабановой и др. 4.1. М.: РПО , 1999.

17. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. Рекомендации для учителей. М., 1979.

18. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности // Вопросы психологии, 1976, № 1.

19. Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков , В.П. Зинченко. С-Пб.: Прайм-Еврознак, 2003. Статья « Самооценка », 485-486.

20. Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери // Вестник МГУ . Серия 14. Психология. 2004, № 2.

21. Борисова И.А. Самооценка и привязанноеib: перспе!аивы дальнейших исследований // Материалы международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004». М., 2004.

22. Борисова И.А. Роль эмоциональной привязанности к матери в формировании самооценки младших школьников // Материалы второй Всероссийской научной конференции « Психологические проблемы современной российской семьи ». М., 2005.

23. Борисова И.А. Самооценка детей с разными типами эмоциональной привязанности к матери // Материалы Всероссийской научно-практической конференции « Актуальные проблемы прикладной психологии ». Калуга, 2006.

24. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., РАН ИП, 1993.

25. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992, № 4.

26. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний // Вопросы психологии, 1993, № 1.

27. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1988, №1.

28. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.

29. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дисс.канд.психол.наук. Новосибирск, 2000.

30. Братусь Б.С. Психологические особенности уровня притязаний выбора целей при психопатиях // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова , 1976, № 12.

31. Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе//Вопросы психологии. 1971. №3.

32. Бурменская Г.В. Типологический подход в возрастной психологии развития // Весшик МГУ. Серия 14. Психология, 2000, № 4.

33. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьною возраста // Психологическая диагностика, 2005, № 4.

34. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Академия, 2002.

35. Бурменская Г.В., Борисова И.А., Пупырева Е.В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки // Материалы Всероссийской научной конференции « Психологические проблемы современной российской семьи » в 3-х частях. Ч.1., М.,2003.

36. Бурменская Г.В., Борисова И.А., Пупырева Е.В. Привязанность ребенка младшего школьного возраста к матери и особенности его самооценки // Ежегодник РПО, спец. выпуск, т.2. М., январь, 2006.

37. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. С-Пб.: ООО «ДиаСоф1ЮП», 2005.

38. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии, 1989, № 1.

39. Веревкина Е.В. Вклад индивидных и социальных факторов в формирование самооценки детей 6-7 лет: Автореф. дисс.канд. психол. наук. С-Пб., 2003.

40. Вопросы психологии личности дошкольника / Под ред. Л.И. Божович , Л.В. Благонадежной. М., Изд-во Академии пед.наук РСФСР , 1961.

41. Воспитание, обучение и психическое развитие. 4.2. М., 1977.

42. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983.-Т. 4.

43. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии, 2000, № 6.

44. Джемс. У. Психология. М., 1991.

45. Дилова М. Самооценка и компетентность личности // Актуальные вопросы психоло1 ии личности / Под ред. И.И. Чесноковой. М., 1988.

46. Димитров И. Т. Целостная деятельность и « образ самого себя » у дошкольников // Новые исследования в психологии, 1979, № 2 (21).

47. Елагина М.Г. Соотношение общей и конкретной самооценки у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии, 1982, № 2 (27).

48. Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Личностное развитие дошкольника на этапе кризиса 7 лет// Вопросы психологии, 1999, № 1.

49. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998.

50. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989, № 1.

51. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1980, № 4.

52. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. К проблеме формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии, 1981, № 1 (а).

53. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии, 1981, № 2 (б).

54. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии, 1983,№ 2.

55. Искольдский И.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии, 1985, №6.

56. Исследования по проблемам возрастной и педа1 oiической психологии / Под ред. М.И. Лисиной . М., 1980.

57. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консулыирования. — М., 2004.

58. Катрич Г.И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возраст:. Дисс.канд.психол.наук. М., 1994.

59. Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии, 1984, № 1.

61. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание // Новые исследования в психологии, 1984, № 4.

62. Крайг Г. Психология развития. С-Пб.: Питер, 2000.

63. Куненков С.А. Я-концепция в зарубежной психологии. М.: МОСУ , 2003.

64. Левин К. Теория поля в социальных науках. С.-Пб., Речь, 2000.

65. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: изд-во политической литературы, 1977.

66. Липкина А.И. Самооценка и формирование личности школьника // Вопросы психологии, 1973, № 12.

67. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Педагогика, 1976.

68. Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии, 1980, №1.

69. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

70. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.

71. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983.

72. Магун B.C. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности. Л., 1976.

73. Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника // Вопросы психологии, 1983, № 5.

74. Махаддинова Г.Н. Стиль воспитания и самооценка детей 8-10 лет// Семейная психология и семейная терапия, 2003, № 2.

75. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

76. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 1999.

77. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. Ред. Л.И. Божович , Л.В. Бла1 онадежной. М.: Просвещение, 1972.

78. Неймарк М.С. Психоло1ический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в pa6oie // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.

79. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. С-Пб.: Речь, 2001.

80. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. Т.З. М., Мысль, 2001.

81. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Тривола, 1996.

82. Овчинникова Т.Н. особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии, 1986, № 4.

83. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.

84. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001.

85. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Оценивая себя // Семья и школа, 1986, № 8, № 12.

86. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: НПО « Модек », 2000.

87. Прихожан A.M. .М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб: Питер, 2005.

88. Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2000.

89. Психология современною подростка / Под ред .Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.

90. Пупырева Е.В. Типы эмоциональной привязанности к матери у детей младшего школьного возраста: Дипломная работа, М.: МГУ,2003.

91. Развитие личности ребенка. Общ.ред. A.M. Фонарева. М., Прогресс, 1987.

92. Роджерс К. Консультирование и психотерапия . Новейшие подходы в области практической работы. М., изд-во Института психотерапии , 2006.

93. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.

94. Савонько Е.И. Оценка и самооценка, как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии, 1969, № 4.

95. Савонько Е. И. Возрастные особенности ориентации . // Новые исследования в психоло1 ии и возрастной физиологи, 1970, № 1.

96. Сами I ова О.В. Психологические особенности Я-концепции тревожных детей в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс.канд.психол.наук. Астрахань, 2002.

97. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: Дисс.канд.психол.наук. Кострома, 2002.

98. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопросы психологии, 1975, № 3.

99. Свердлова Г.А. Роль взаимоотношений магери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка (старший дошкольный возраст): Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1995.

100. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников//Учен. Записки Тамбовск. пед. института, 1956, вып. 10.

101. Сильвестру А.И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте // Новые исследования в психоло1ИИ, 1978, № 2 (19).

102. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии, 1995, №3.

103. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности // Вопросы психологии, 1999, № 1.

104. Соколова Е.Т., Федотова Е.О. Влияние мотивации конфликта и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1986, № 1.

105. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1986, № 2.

106. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.

107. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

108. Спиркин А.Г. Самосознание и сознание. М.: Политиздат, 1972.

109. Справочник по психоло1 ии и психиатрии детского и подросikoboi о возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. C-II6.: Питер, 2000.

110. Стеркина Р.Б. Некоторые особенности самооценки детей дошкольного возраста // Воспитание, обучение и психология развития. 4.1. М., 1977.

111. Сюлин В.В. Самосознание личноеIи. М., 1983.

112. Хаймовская Н.А. Зависимость между характером взаимодействия и особенностями привязанности ребенка к взрослому: Дисс.канд.психол.наук. М., 1998.

113. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура/ Под ред. Г.В. Бурменской , Т.В. Панфиловой. М., Изд-во « Юрист ». 1995.

114. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Смысл, 1997.

115. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: Питер, 2000.

116. Ци1 арели Ю.А. Зависимость адекватной самооценки от соотношения гностического и защитного компонентов // Теоретические и прикладные исследования саморегуляции . Казань, 1982.

117. Чернышева Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста // Весгник МГУ. Сер. 14. Психология, 1997, №3.

118. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

119. Швец И.Г. Родигельско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших школьников: Автореф. дисс.канд.наук. Ярославль, 2001.

120. Шильштейн Е.С. Уровенвая организация системы Я // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1999, № 2.

121. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2000, № 2.

122. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

123. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. и др. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967.

124. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

125. Юлдашева С.М. Особенности проявления самооценки учащихся-подростков (5-8 классы) // Вопросы психологии, 1966, № 4.

126. Яремчук М.В. Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. наук. М., 2006.

127. Ainsworth M.D.S., Blehar М.С., Waters Е., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, N.J., Erlbaum. 1978.

128. Alves-Martins M et al. Self-esteem and academic achievement among adolescents // Educational psychology, 2002, vol. 22, # 1.

129. Baumgardner A. et al To be Noticed Favorably: Links between Private Self and Public Self//Personality and social psychology bull., 1990, vol. 16, # 2.

130. Baumrind D. Parental disciplinary patterns and social competence in children // Youth and Society, 1978, vol. 9, # 3.

131. Baumrind D. The influence of parenting style on adolescent competence and substance abuse // Journal of Early Adolescence, 1991, vol. 11, # 1.

132. Bosson J. K., Brown R.P., Zeigler-hill V., Swann W.B. Selh-enhancement tendencies among people with high explicit self-esteem: the moderating role of implicit self-esteem // Self and identity, 2003, vol. 2,169-187.

133. Bosson J. K., Swann W.B., Jr. & Pennebaker J. Stalking the perfect measure of implicit self-esteem: The blind men and the elephant revisited? // Journal of Personality and Social Psychology, 2000, vol. 79, 631-643.

134. Bowker A. at al. Sports participations and self-esteem: variations as function of gender and gender role orientation // Sex roles: a journal of research, July, 2003.

135. Burton S., Mitchell P. Judging who knows best about yourself: developmental change in citing the self across middle childhood // Child development, 2003, vol. 74, #2.

136. Campbell J. at al. Self-esteem and clarity of the self-concept // Journal of personality and social psychology, 1990, vol. 59,538-549.

137. Cassidy J. Child-mother attachment and the self in six-year-olds // Child Development, 1988, Vol. 59, # 1.

138. Cassidy J. at al. Feedback seeking in children and adolescents: associations with self-perceptions, attachment representations and depression // Child development, 2003, vol. 74, # 2.

139. Cole D. at al. The development of multiple domains of child and adolescent self-concept: a cohort sequential longitudinal design // Child development, 2001, vol. 72, #6.

140. Coopersmith S. The Antecedents of Self-Esteem. San Francisco, W. H. Freeman and Co., 1967.

141. Crocker J. at al. Contingencies of self-worth in college students: theory and measurement // Journal of personality and social psychology, 2003, vol. 85, # 5.

142. Davis-Kean P.E., Sandler H.M. A meta-analysis of self-esteem for young children: a framework for future measures // Child Development, May/June 2001, Vol. 72, # 3.

143. Deci, E. L., Ryan, R. M. Human autonomy: The basis for true self-esteem. In M. Kernis (Ed.), Efficacy, agency, and self-esteem. New York: Plenum, 1995.

144. Eccles J.S. at al. Self-concepts, domain values, and self-esteem: relations and changes at early adolescence // Journal of Personality, 57:2, June, 1989.

145. Farnham S.D. at al. Implicit self-esteem. Social identity and social cognition. In D.Abrams & M. Hogg (Eds.), Oxford, UK: Blackwell, 1999.

146. Greenwald, A. G., & Banaji, M. R. Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes//Psychological Review, 1995, vol. 102, # 1.

147. Greenwald, A. G., Banaji, M. R., Rudman, L. A., Farnham, S. D., Nosek, B. A., & Mellott, D. S. A unified theory of implicit attitudes, stereotypes, self-esteem, and self-concept // Psychological Review, 2002, vol. 109, # 1.

148. Greenwald A.G., Farnham S. D. Using the implicit association test to measure self-esteem and self-concept // Journal of personality and social psychology, 2000, vol. 79, # 6.

149. Greenwald, A. G., McGhee, D. E., & Schwartz, J. K. L. Measuring individual differences in implicit cognition: The implicit association test // Journal of Personality and Social Psychology, 1998, vol. 74, # 6.

150. Greenwald, A. G., Nosek, B. A., & Banaji, M. R. Understanding and Using the Implicit Association Test: I. An Improved Scoring Algorithm // Journal of Personality and Social Psychology, 2003, vol. 85, # 2.

151. Greenwald A. G., at al. Using the Implicit Association Test to Measure Age Differences in Implicit Social Cognitions // Psychology and Aging, 2002, Vol. 17, # 3.

152. Freitag, M., Belsky, J., Grossmann, K., Grossmann, K.E., Scheuerer-Engliseh, H. Continuity in parent-child relationships from infancy to middle childhood and relations with friendship competence // Child Development, 1996, vol. 67,1437-1455.

153. Jacobs J. at al. Changes in children’s self-competence and values: gender and domain differences across grades one through twelve // Child development, 2002, vol. 73, # 2.

154. Jordan C. at al. Secure and defensive high self-esteem // Journal of personality and social psychology, 2003, vol. 85, # 5.

155. Harter S. The perceived competence scale for children // Child development, 1982, vol.53, 87-97.

156. Harter S. Manual for the self-perception profile for children. Denver: University of Denver, 1985.

157. Harter S. The development of self-representations. (In W. Damon (Series Ed.) & N. Eisenberg (Vol. Ed.), Handbook of child psychology: Vol.3. Social, emotional, and personality development (5th ed., pp. 553-617). New York: Wiley), 1998.

158. Harter, S., Stocker, C., & Robinson, N. S. The perceived directionality of the link between approval and self-worth: The liabilities of a looking glass self-orientation among young adolescents // Journal of Research on Adolescence, 1996, vol. 6, # 2.

159. Heimpel S.A. at al. Do people with low self-esteem really want to feel better? Self-esteem differences in motivation to repair negative moods // Journal of personality and social psychology, 2002, vol. 82, # 3.

160. Higgins E.T. Continuities and discontinuities in self-regulatory and self-evaluative processes: a developmental theory relating self and affect // Journal of personality 57:2, June, 1989.

161. Hughes J.N. at al. A positive view of self: risk or protection for aggressive children? // Development and Psychopathology, winter 1997, vol. 9, # 1.

162. Kernis M.H. at al. There is more to self-esteem than whether it is high or low: the importance of stability of self-esteem //Journal of personality and social psychology, 1993, vol. 65, # 6.

163. Kernis M.H. Optimal self-esteem and authenticity: separating fantasy from reality // Psychological inquiry, 2003, vol. 14, # 1.

164. Kernis M.H. at al. Fragile self-esteem in children and its associations with perceived patterns of parent-child communication. 1998 (in press).

165. Kernis, M. H., & Paradise, A. W., Whitaker, D. J., Wheatman, S. R., & Goldman, B. N. Master of one’s psychological domain? Not likely if one’s self-esteem is unstable // Personality and Social Psychology Bulletin, 2000, vol. 26,1297-1305

166. Kerns K.A. et al. Parent-child attachment and monitoring in middle childhood // Developmental psychology, 1999.

167. Kerns K. A. et al. Attachment-based assessments of parent-child relationships in middle childhood // Developmental psychology, 2000, Vol. 36, # 5.

168. Kirkpatrick L.A., Davis K.E. Attachment style, gender, and relationship stability: A longitudinal analysis//Journal of Personality and social psychology, 1994, vol. 66, #2.

169. Kirkpatrick L. A. at al. The functional domain specificity of self-esteem and the differential prediction of aggression // Journal of personality and social psychology, 2002, vol. 82, # 1.

170. Lieberman M., Doyle A.-B., Markiewicz D. Developmental patterns in security of attachment to mother and father in late childhood and early adolescence: associations with peer relations // Child Development, 1999, Vol. 70, #1.

171. Lewis M., Ramsay D. Cortisol response to embarrassment and shame // Child development, 2002, vol. 73, # 4.

172. Main, M., Kaplan, N., Cassidy, J. Security in infancy, childhood and adulthood: A move to the level of representation // Monographs of the Society for Research in Child Development, 1985, vol. 50, # 4.

173. Main, M., Weston, D.R. The quality of the toddler’s relationship to mother and father: related to conflict behavior and readiness to establish new relationships // Child Development, 1981, vol. 52, # 3.

174. Marsh H. W. Relations between global and specific domains of self: the importance of individual importance, certainty and ideals // Journal of personality and social psychology, 1993, vol. 65, # 2.

175. Mikulincer M. Adult attachment style and affect regulation: strategic variations in self-appraisals //Journal of personality and social psychology, 1998, vol. 75, # 2.

176. Pelham, B. W., & Swann, W. В., Jr. From self-conceptions to self-worth: The sources and structure of self-esteem // Journal of Personality and Social Psychology, 1989, vol.57, #4.

177. Roese N.J., Olson J.M. Self-esteem and counterfactual thinking // Journal of personality and social psychology, 1993, vol. 65, # 1.

178. Rosenberg M. Self-concept from middle childhood through adolescence. In J.Suls & A.G.Greenwald (Eds.) // Psychological perspective on the self (Vol.3), 1986.

179. Ross M. at al. It feels like yesterday: self-esteem, valence of personal past experiences and judgments of subjective distance // Journal of personality and social psychology, 2002, vol. 82, 792-803.

180. Rutland, A., Cameron, L., Milne, A. & McGeorge. Social norms and self-presentation: Children’s implicit and explicit intergroup attitudes. Child Development, 2005, vol. 76, # 2.

181. Ryan, R. M., Deci, E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 2000, vol. 55, # 1.

182. Seddikides C. Assessment enhancement and verification determinants of the self-evaluation process //Journal of personality and social psychology, 1993, vol. 65, # 2.

183. Setterlund M.B. at al. Who am I? Why am I here? Self-esteem, self-clarity, and prototype matching// Journal of personality and social psychology, 1993, vol. 65, # 4.

184. Sroufe, L.A., Fleeson, J. Attachment and the construction of relationships. In W. Hartup & Z. Rubin, Relationships and Development. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1986.

185. Tafarodi, R. W., & Swann, W. В., Jr. Two-dimensional self-esteem: Theory and measurement // Personality and Individual Differences, 2001, vol. 31, # 5.

186. Thompson R.A. Early attachment and latter development. In J. Cassidy and P.R. Shaver (Eds.), Handbook of attachment: theory, research and clinical applications. New York: Guilford, 1999.

187. Thompson R.A. The legacy of early attachments // Child Development, 2000, vol.71, #1.

188. Verschueren K., Marcoen A. Representation of self and socioemotional competence in kindergartners: differential and combined effects of attachment to mother and to father // Child Development, January/February, 1999, Vol. 70, #1.

189. Verschueren K., Buyck P., Marcoen A. Self-representations and socioemotional competence in young children a 3-year longitudinal study // Developmental Psychology, January 2001, Vol. 37, #1.

В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

www.dissercat.com