О и мотков самооценка

Методика «самооценка личности» (О. И. Мотков) (модификация методики Б. А. Сосновского. См.: Сосновский Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979, с. 87-91)

(модификация методики Б.А. Сосновского.

См.: Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.

М.: Просвещение, 1979, с. 87-91)

Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.

Адекватность самооценки – это степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма — внутреннего программиста и регулятора жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности.

Обычно адекватность определяется путем соотнесения самооценки реального состояния личности с оценкой этих же качеств у некоей идеальной личности. Возможно и определение реальной выраженности качеств испытуемых с помощью экспертных оценок степени наличия этих качеств со стороны людей, хорошо знающих респондентов.

В варианте методики Б.А. Сосновского испытуемому предлагается список из 30 слов, определяющих некоторые качества личности. Опрашиваемый сначала должен ранжировать их по степени ценности, ориентируясь на свой идеал личности (ставя на 1 место наиболее ценное качество, затем на 2 место — чуть менее ценное, и т.д.). Затем он ранжирует эти качества по степени их выраженности у себя (на 1 место ставится наиболее выраженное качество, на 2 – чуть менее выраженное, и т.д.). Т.е. таким образом испытуемый оценивает свое РЕАЛЬНОЕ Я. Третий раз он ранжирует эти качества, оценивая их по степени проявления, демонстрации для других людей (Я ДЛЯ ДРУГИХ). Далее подсчитываются коэффициенты ранговой корреляции между получившимися тремя рядами рангов.

В представленном здесь варианте № 2 методики испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, которые входят, по моему мнению, в характеристику «идеальной» личности (большинство из этих качеств не совпадает с «качествами личности» из списка Б.А. Сосновского, так как некоторые характеристики в его списке не являются, строго говоря, качествами личности, например, «знания», «умения», и, кроме того, предложенные им качества с трудом поддаются классификации).

24 качества личности группируются в следующие ФАКТОРЫ : нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия, общая самооценка позитивности развития личности.

Так как в этом списке представлены только положительные качества личности, то, при их оценке испытуемым по единой 5-балльной шкале, максимальную выраженность всех этих качеств можно считать полным самоотождествлением опрашиваемого с идеальной личностью, что будет указывать на явно завышенную самооценку, на наличие амбиций и отсутствие самокритичности.

Таким образом, открывается возможность изучения адекватности самооценки не по тесноте связи между рядами проранжированных качеств по критериям идеала Я, реального Я и Я для других, а по другому, более точному показателю общей выраженности самооценки позитивных качеств личности, который не требует от испытуемого проведения процедуры насильственного размещения (ранжирования) в общем-то примерно одинаково значимых и примерно равноценных качеств личности в ряд по убыванию их ценности. Такая процедура ранжирования достаточно искусственна и искажает реальное положение дел в личности опрашиваемых.

Мою гипотезу легко проверить, попросив испытуемых сначала оценить выраженность каждого из 24 качеств у себя на данный ближайший год жизни (выраженность реального Я), а затем – оценить выраженность этих качеств у некоей абстрактной идеальной личности (выраженность идеальной ЛИЧНОСТИ). Если у идеальной личности выраженность большинства качеств будет приближаться к 5 баллам, то, следовательно, эти примерно рядоположны по своей значимости и ценности, и их не имеет смысла ранжировать.

Конечно, и в новой процедуре оценки выраженности своих качеств по 5-балльной шкале есть свои минусы, как в любой методике, требующей от испытуемого самооценки качеств. Возможен крен в самооценках в сторону социальной и личностной желательности. Однако при введении, в ходе анализа результатов по методике, уровня псевдовысокой, завышенной и потому неадекватной самооценки, и последующем размещении таких данных ниже высокого, но адекватного уровня выраженности самооценки личности, такие случаи «злостных» ответов в сторону социальной желательности будут автоматически учитываться и соответственно оцениваться по стандартизированной методике определения уровня выраженности результатов.

Исходя из опыта работы с методиками, в которых самооценка личностных особенностей производится по 5-балльной шкале, псевдовысоким уровнем выраженности самооценки является диапазон от 4,51-4,71 балла до максимальной границы 5,00 баллов.

Говорить о низком уровне выраженности самооценки личностных качеств как о неадекватно заниженном уровне развития личности гораздо сложнее. Такая самооценка, конечно, не желательна, но может быть вместе с тем достаточно реалистичной, адекватной самооценкой. Здесь следует провести анализ ответов по каждому пункту списка качеств. Если по всем пунктам даны низкие самооценки, то это действительно может говорить о заниженной и неадекватной самооценке, так как человек априори не может быть «плохим» по всем личностным параметрам. Нужно искать причины таких тотально низких, неадекватно обобщенных, одинаковых по стилю, ответов (возможно, депрессивное состояние, самобичевание после сильной неудачи, и т.п.). Если же часть ответов все-таки на среднем или даже высоком уровне, а часть – на очень низком, что в итоге может дать усредненный общий низкий уровень, то в этом случае, при дифференцированных по уровню ответах, низкий конечный уровень самооценки будет адекватным, реалистичным отражением положения дел в собственной епархии личности.

Методика может использоваться испытуемыми, начиная с 12 лет. При объяснении некоторых понятий – и с более молодого возраста.

БЛАНК методики «самооценка личности» (О.И. Мотков)

Место работы (учебы)……………………… Дата обследования …………….

Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств, составляющих приводимый ниже Список. Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте один ответ из пяти возможных, представленных в Шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого качества соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне. Сохранение тайны ваших ответов – профессиональный долг экспериментатора.

refdb.ru

В современном мире все большее значение приобретают проблемы становления регулятивных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Центральное место среди факторов, которые обуславливают формирование механизмов саморегуляции, занимает самооценка, детерминирующая направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге предел его достижений.

Вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности в достаточной степени исследованы в трудах отечественных и зарубежных специалистов: Е.Т. Соколова, А.В. Петровский, Р. Бернс. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам 4 В психологии самооценка представлена как главное личностное образование и важнейший компонент «Я -концепции».Адекватная самооценка – необходимый психологический фактор формирования зрелой личности, который играет значимую роль в становлении ее индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

В последнее время вопросы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самоуважения, устойчивости личности занимают важное место в проблематике психологии личности. Подобные явления достаточно сложны и неоднозначны для научного познания, успех их изучения во многом зависит от степени совершенства применяемых методов исследования. Интерес человека к изучению особенностей своей личности – самооценке, темпераменту, интеллекту, эмоциональным состояниям и так далее – повлек за собой появление множества методик исследования личности, в частности методик исследования самооценки.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки заключается в определенном творческом отношении к собственной личности – в стремлении измениться, совершенствовать себя, и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта. Самооценка является сложным образованием человеческой психики, которое возникающим на основе обобщающей работы процессов самосознания, которое проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Именно по этой причине в течение жизни самооценка имеет свойство изменяться. Если личность находится в постоянном развитии, соответственно будут меняться и ее представления о себе и отношение к себе.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка несомненно оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на развитие его личности. Это субъективное личностное образование нашей психики. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми, а также она непосредственно связана с уровнем притязаний личности.

Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей

studopedia.ru

О. И. Мотков, Т. А. Огнева

Методика «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»

Методика предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы.

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре совершения психологических процессов, а не о культуре психологических знаний.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор 7Психологическая культура личности (все вопросы методики).

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

Данная методика – модификация одноименной методики О.И. Моткова (Мотков О.И. Психологическая культура личности/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9; http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm). В ней, во-первых, с учетом возрастных особенностей детей, изменены формулировки пунктов, но с сохранением их запроектированного психологического содержания. Пункты даны в виде вопросов, что упрощает их понимание. Во-вторых, для облегчения работы школьников с методикой, учитывается только реальное проявление признаков психологической культуры в поведении, без необходимости оценивать силу своих стремлений к ней (т.е. собираются данные только по шкале Б первоначальной методики).

В то же время сохранены 5-балльная шкала возможных ответов, изучаемые показатели психологической культуры, ключ и способ обработки первичных данных.

БЛАНК методики «Психологическая культура личности»

Инструкция: Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Свой ответ выбирайте из пяти предложенных возможных ответов. Справа от каждого вопроса ставьте галочку в той колонке с цифрой, которой соответствует ваш ответ.

Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________

Дата рождения___________________________ Пол__________________________

Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки?

Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо?

Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия?

Охотно ли ты осваиваешь новые игры?

Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел?

Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев?

Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав?

Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками?

Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях?

Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно?

Всегда ли ты выполняешь свои обещания?

Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий?

Знаешь ли ты, кем хочешь стать в будущем?

Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие?

Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение?

Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности?

Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения?

Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол?

Виды культурно-психологических проявлений

Психологическая культура в целом

Изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, и общей психологической культуры учащихся в целом.

1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения — Ср I, Cp II, . . Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем — вида II, и так далее.

Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк — т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры — суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу. Это – главный показатель методики.

2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры (Г I, Г II, Г III, . ) и обобщенный показатель уровень гармоничности психологической культуры личности в целом (Гпк).

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик

Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов

3-и классы Каширы, Ж,

3-и классы Каширы, М,

3 класс сельской школы МО, 15 чел.

3 класс сел. школы МО, + успев-ие, 8 ч. (4ж+4м)

3 класс сел. школы МО, — успев-ие, 7ч. (3ж+4м)

Все 78 уч-ся школ МО и Москвы

Примечания: данные собраны студентками Института психологии им. Л.С. Выготского и факультета документоведения РГГУ Е.И. Халаим (Кашира, декабрь 2004), Р.А. Саммель (Москва, 2006) и Н.Н. Григорьевской (Чурилковская сельская школа МО, 2005).

Ж – девочки; М – мальчики. + успев-ие – хорошоуспевающие ученики 3 класса сельской школы; — успев-ие – слабоуспевающие ученики 3 класса сельской школы.

По данным таблицы 2 видно, что наименьшая самооценка психологической культуры личности наблюдается у школьников 3 класса сельской школы МО (3,23 балла). Причем очень важно, что их средний общий балл складывается из резко различных средних хорошоуспевающих и слабоуспевающих учащихся (соответственно 3,60 и 2,82 б.). Наиболее низкие данные у слабоуспевающих по таким характеристикам как «психическая саморегуляция», «самоорганизованность» и «саморазвитие». Они являются показателями уровня самоуправления своим поведением, уровня произвольности его построения. Другими словами — показателями качества работы оперативного блока личности (Субъекта), а в нейрофизиологическом плане – качества функционирования лобных долей головного мозга и некоторых подкорковых ядер. Все это сказывается и на эффективности учебной деятельности, ведет к получению плохих оценок. Причем особенности системы самоорганизации и саморегуляции личности школьника играют большую роль в разнообразных сферах его жизни, чем уровень интеллекта и знаний.

Самооценка психологической культуры снижается и из-за получения частых низких учебных оценок. Т.е. на нее влияют как внутренние трудности (слабый уровень самоуправления), так и внешние факторы (оценки педагога). А ведь каждый ребенок стихийно стремится к достаточно высокой общей самооценке. Отсюда можно сделать несколько практических выводов. Педагогам нужно направлять усилия в первую очередь на развитие у детей личностных особенностей – опыта хорошей самоорганизации и саморегуляции в учебной деятельности, в общении, в творчестве, позитивных отношений к себе и к окружающим. Этому может помочь освоение учителями простейших тренингов дыхания, движений, общения и т.п.

Исследование связи психологической культуры (ПКб) с выраженностью реактивной и личностной тревожности (РТ и ЛТ по тесту Спилбергера) у 12 служащих зрелого возраста (средний возраст 45 лет) показало, что чем ниже реактивная и личностная тревожность испытуемых, тем выше их психологическая культура личности (ранговые корреляции соответственно: r = 0,729; p

docs.likenul.com

Методика «самооценка личности» (О.И. Мотков)

В варианте методики Б.А. Сосновского испытуемому предлагается список из 30 слов, определяющих некоторые качества личности. Опрашиваемый сначала должен ранжировать их по степени ценности, ориентируясь на свой идеал личности (ставя на 1 место наиболее ценное качество, затем на 2 место — чуть менее ценное, и т.д.). Затем он ранжирует эти качества по степени их выраженности у себя (на 1 место ставится наиболее выраженное качество, на 2 – чуть менее выраженное, и т.д.). Т.е. таким образом испытуемый оценивает свое РЕАЛЬНОЕ Я. Третий раз он ранжирует эти качества, оценивая их по степени проявления, демонстрации для других людей (Я ДЛЯ ДРУГИХ). Далее подсчитываются коэффициенты ранговой корреляции между получившимися тремя рядами рангов.

БЛАНК методики « самооценка личности » (О.И. Мотков)

^ СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Воспитанность (уважение к людям)

Инициативность (выдвижение идей)

Отзывчивость (сочувствие, помощь другому)

Оптимизм, жизнерадостность (вера в лучшее)

Покладистый характер (легкий, гибкий, идущий на сотрудничество и компромисс)

Разумность ( учет реальной ситуации)

Самокритичность (способность видеть у себя и плюсы, и минусы)

Самостоятельность (чаще — опора на себя)

Увлеченность чем-то интересным

Чувство меры (в желаниях, в поведении)

Гармоничность (согласие с собой и с внешним миром)

Примечание : В варианте 1 методики было 22 пункта — без двух последних.

Подсчитываем среднее арифметическое всех ответов испытуемого: определяем общую сумму баллов и делим ее на число пунктов методики, т.е. на 24. Получаем показатель общей самооценки позитивности развития личности.

Определяем показатели выраженности самооценки отдельных факторов личности , т.е. специфических групп качеств с помощью Ключа. Суммируем баллы по данной категории и делим сумму на число пунктов – получаем среднее арифметическое (сохранять не менее двух знаков после запятой). Это число и выражает самооценку своих качеств по данной категории личности. Таким образом подсчитываем средние по каждому фактору №№ 1 — 6.

^ ФАКТОРЫ (АСПЕКТЫ) ЛИЧНОСТИ

Самостоятельность и чувство реальности

Общая самооценка позитивных аспектов личности

все пункты 1 — 24

Примечание: В варианте 1 методики сами изучаемые факторы были такими же, как и в варианте 2. Но по фактору 3 «Самостоятельность» в Ключе были следующие №№ пунктов: 12, 13, 14 и 18; по фактору 5 «Гармоничность» — №№ 11, 19, 20 и 22.

Соотносим получившиеся результаты с табличными уровнями самооценки (табл. 1) и определяем уровни выраженности Общей самооценки и ее отдельных факторов.

Наиболее оптимальным, гармоничным является высокий уровень их выраженности. Психологически здоровый человек имеет такой уровень Общей самооценки выраженности позитивных аспектов и качеств личности. При этом на высоком уровне обязательно должны быть выражены Нравственность, Воля, Самостоятельность и Гармоничность, а в юношеском возрасте – и Экстраверсия.

^ Таблица 1. Примерные уровни выраженности Общей самооценки личности и отдельных ее факторов (при средних в группе по фактору в районе 3,30 баллов: 3,2 ? Хср ? 3,4)

Примечания: При ранжировании данных по фактору Общей самооценки с учетом уровня их выраженности результаты псевдовысокого уровня следует ставить сразу после рангов данных высокого уровня. Затем идут ранги данных соответственно среднего и низкого уровней. Перевод средних баллов в проценты не обязателен.

Далее рассмотрим результаты, полученные по варианту 1 методики «Самооценка личности» и другим методикам, в выполненной под моим руководством дипломной работе студентки Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Е.В. Строгановой «Социально-психологические детерминанты самооценки старшеклассников».

Таблица 2. ^ Средние данные по методикам «Самооценка личности», вар. 1 и «Экспертная оценка личности» (Экспертные оценки давались 40 матерями учащихся по тем же вопросам и по той же 5-балльной шкале ответов. 8 и 10 классы — по 20 чел., Строганова Е.В., Москва, 2003)

Общая с-ка (Общая оценка)

Эти данные позволяют увидеть возрастные различия в самооценке, а также в ее адекватности у подростков 8 класса и у старшеклассников юношеского возраста. В среднем самооценка подростков несколько выше, чем таковая у 10-классников, особенно по показателям «самостоятельность» и «экстраверсия» (U-различия не значимы). Максимумы в 8 классе – «самостоятельность» и «экстраверсия», в 10 классе – «воля» и «креативность». Минимумы – в обоих классах это «гармоничность».

В 8 классе из 7 корреляций самооценок личностных факторов

Нрав-сть и Самостоятельность

Нрав-сть и Креативность

Нрав-сть и Гармоничность

^ Нрав-сть и Экстраверсия

^ Нрав-сть и Общая самооценка

Воля и Нравственность

^ Воля и Самостоятельность

Воля и Креативность

^ Воля и Гармоничность

Воля и Экстраверсия

^ Воля и Общая самооценка

Самостоятельность и Нравственность

^ Самостоятельность и Воля

Самостоятельность и Креативность

^ Самостоятельность и Гармоничность

^ Самостоятельность и Экстраверсия

^ Самостоятельность и Общая самооценка

Креативность и Нравственность

^ Креативность и Воля

Креативность и Самостоятельность

^ Креативность и Гаромничность

^ Креативность и Экстраверсия

^ Креативность и Общая самооценка

Гармоничность и Нравственность

^ Гармоничность и Воля

Гармоничность и Самостоятельность

^ Гармоничность и Креативность

^ Гармоничность и Экстраверсия

^ Гармоничность и Общая самооценка

Экстраверсия и Нравственность

^ Экстраверсия и Воля

Экстраверсия и Самостоятельность

^ Экстраверсия и Креативность

^ Экстраверсия и Гармоничность

^ Экстраверсия и Общая самооценка

Общая самооценка и Нравственность

Общая самооценка и Воля

Общая самооценка и Самостоят-сть

Общая самооценка и Креативность

Общая самооценка и Гармоничность

Общая самооценка и Экстраверсия

Примечание: Цветом выделены значимые корреляции, жирно – связи с общей самооценкой.

Таблица 5. ^ Значимые ранговые корреляции между самооценками гармоничности, общей позитивности личности и оценками своей школьной тревожности, стилей руководства педагога и семейного воспитания учащихся 8 и 10 классов (40 чел.) в методиках “Наш руководитель», «Моя семья», Тест школьной тревожности Филлипса

Гармоничность и Сотруднич. стиль педагога

Гармоничность и Умение сотрудничать пед-га

Гармоничность и Гуманные методы воздействия педагога

Общая самооц-ка и Сотруднич. стиль педагога

Общая самооц-ка и Умение сотруд-чать пед-га

Гармоничность и Поощрение самос-сти в семье

Общая самооц-ка и Поощрение самос-сти в семье

Общая самооц-ка и Поддержка учителей в семье

Общая самооц-ка и Теплота отношений в семье

Гармоничность и Переживание социал. стресса

Общая самооц-ка и Общая тревожность в школе

Общая самооц-ка и Переживание социал. Стресса

Общая самооценка и Фрустрация потребности в успехе

Общая самооценка и Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

^ Самооценка Гармоничности личности тесно связана с выраженностью Сотрудничающего стиля классного руководителя (педагога)в целом и его составляющими – Умением сотрудничать и Гуманностью методов воздействия (от р=0,001 до 0,02). Так же она значимо отрицательно связана с Переживанием социального стресса в школе (r=-0,327; 0,04) и на уровне тенденции – положительно с Поощрением самостоятельности в семье(r=0,283; 0,076). Общая самооценка личности еще более значимо связана с этими и другими факторами стилей педагогического руководства и семейного воспитания, с психическим состоянием учащихся в школе.

^ Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М . Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В . Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, 1998, 144 с.

Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 – 384 с.

^ 8. ДЖАГИТЯН Л.А., НОВИЧКОВА М.В. Влияние оценки окружающих на самооценку

^ 9. ДЖЕМС У. Личность/Психология самосознания. Хрест. Ред.-

ЕГОРОВА М.С. Генетика поведения: психологический аспект . М .: Socio Logos, 1995

^ ЕГОРОВА М.С. Исслед-ие темперамента в возрастной генетике поведения / Малых С.Б. (ред.) Генетика поведения: количественный анализ психол. и психофизиол. признаков в онтогенезе. М., 1995. С. 59-71

Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998

зелигман м.э.п. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день . М.: Вече, 1997, 432 с. (С. 318 — Оптимистичная жизнь. С. 407 – Гибкий оптимизм… С. 426 – оптимизм с открытыми глазами. Мы должны иметь возможность пользоваться в случае необходимости острым чувством реальности пессимизма, но так, чтобы не позволить втянуть нас в его черную тень. Т ест на уровень оптимизма — с. 56, для взрослых — 48 вопросов. Тест на депрессию Л. Радлофф — 20 вопросов. Теория приобретенной беспомощности. Когнитивные Психотерапии А. Эллиса и А.Т. Бека, Д. Вольпе. Тест на оптимизм для детей от 8 до 13 лет — CASQ «Вопросник для оценки стиля у детей» — 48 ?. Техника CAVE — Анализ содержания словесных объяснений. Модель НМП — Неприятность. Мнение. Последствия )

КЛАЙН П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев, 1994; 285 с.

Митавская В.В. Психол. особенности больных с соматоформной патологией (иссл-ие качества жизни, психол. благополучия и личност. особенностей)». Диплом. работа. М.: ИП РГГУ,2002. Рук. Т.Д. Шевеленкова (Шкалы психол. благополучия SF-36 – К.Д. Рифф, 84?; Опросник структуры характера и темперамента Клонинжера – 125?; Методика оценки воздействия болезни и симптомов МОБиС – круги на листе Я-болезнь, Я-семья, Я-работа; Опросник здоровья – 11?) (Качество жизни как субъективная оценка степени удовлетворенности жизнью… у больных снижено. Снижены пок-ли психол. благополучия. Нет целей на будущее. Чувствуют себя неспособными изменить самостоятельно свою жизнь. Трудно быть открытыми, проявлять симпатию…Негативное отношение к миру других людей. На 1 месте – болезнь. Повышенные осторожность. робость, конформизм, тревожность, предусмотрительность…У соматических больных на 1 месте – работа и семья. C. 65 — …чем ниже пок-ли по шкале здоровья, тем ниже пок-ли автономии, контроля над окруж. средой, самопринятия, личност. роста и позитивных отношений с окружающими. С. 65-66 — …чем ниже пок-ль общего здоровья, тем больше выражены у чел. чувство стагнации (ниже личностный рост), отсутствие интереса к жизни, неспособность изменять прежние установки и способы поведения под влиянием нового опыта, отсутствие целей и планов на будущее)

^ Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практ. пос. М., 1993 — 97 с. (методики изучения базовой и прижизненно образующейся личности, самооценки способностей, изучения памяти, внимания, пространственного воображения, мышления – Игра «5» и др. , Задачи на пространст-венное воображение, матрицы Равена)

^ Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности /В кн. « LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути». Сост., ред. А.А. Кроник. М.:Прогресс-Культура, 1993, с. 107-114 (Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», его связи с САН и др. тестами)

^ ПЛОМИН Р. Среда и гены. Что определяет поведение? /Детство идеальное и настоящее: сб. работ совр.западных ученых. Ред. Е.Р. Слободская. Новосибирск: Сиб. Хронограф, 1994; с. 71 – 89

^ Практическая психодиагностика ./ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998, (с. 457-464 -методика СПА диагностики Соц.-Психол. Адаптации Роджерса-Даймонда. Пок-ли: Адаптивность — Дезадаптивность, Лживость, Принятие себя- Непринятие себя, Принятие других — Непринятие других, Эмоцион. комфорт — Эмоц. дискомфорт, Внутр. контроль — Внешний контроль, Доминирование — Ведомость, Эскапизм. Здесь же: с. 171-173 — Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана; c . 121 — EPQ ( PEN ) Айзенка; с. 17 – тест САН; с. 59 — шкала самооценки Спилбергера-Ханина; с. 92 – тест Люшера; с. 141 – тест ТФАР Айзенка; с.240 – тест Кеттела; с. 288 – тест УСК Д. Роттера; с. 418 – методика Рене Жиля; с. 436 – методика PARI Шеффер и Белла; с. 451 – тест Варга и Стодина; с. 470 – тест Томаса; с. 492 – Психогеом. тест Деллингер, и др.)

^ ПРИХОЖАН А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе . М.: Сфера, 1997

^ ПСИХОЛОГИЯ подростка . Хрест. Сост. Фролов Ю.И. М.: МГУ-РПА, 1997

^ 29. СОКОЛОВА И.С. Темперамент и гармоничность . Гендерный аспект. Курс. Работа, 2 к. д\о ИП РГГУ. Руков-ль О.И. Мотков. М., 2003

Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979, с. 87-91 – методика изучения самооценки)

^ Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека». М.:Пед.ОР,1998, 112 с. (Бурдон, память, креативность, УП – проба Шварцландера, самооценка по А.Ц. Пуни )

Хрестоматия по возрастной психологии. Ред. Фельдштейн Д.И. . М.: МПА, 1994

rudocs.exdat.com

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Конспект урока по психологии:

Жиркова Мария 545 (возр)

Чевачина А.В., ассистент кафедры

возрастной и педагогической психологии

Тема урока: Самооценка

Дата проведения: 16.11.10.

Тип урока: урок- сообщение нового материала

Цель урока: исследование самооценки, ее влияния на личность и общение.

сформировать понятие о самооценке и ее видах;

показать влияние самооценки на процесс общения;

определить самооценку учащихся;

способствовать формированию адекватной самооценки;

Раздаточный материал: Методика личностного дифференциала

Методы: словесные, частично-поисковые, элементы тренинга, метод создания занимательности.

Связь отношения к себе с отношением к другим людям

Виды самооценки и их влияние на процесс общения

Выводы по итогам урока

2. Сегодня мы поговорим о самооценке.

Для начала скажите мне, как вы понимаете термин самооценка?

-отношение к себе,

-оценка своих возможностей,

-оценка достоинств и недостатков.

Отлично, молодцы, все эти ответы верны. Давайте запишем определение:

Самооценка — оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

3. Давайте подумаем: Как связано отношение к себе с отношением к другим людям?

-самооценка напрямую зависит от мнения окружающих,

-связано с отношением близких.

Действительно, к аждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.

Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга , образуя замкнутый круг: самооценка — отношение к другим — самооценка.

Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее в других людях, хорошо к ним относится и в ответ получает такое же отношение, что повышает его мнение о себе и уверенность в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением о себе не видит ничего достойного в других людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, очередной раз убеждая его в своей неумелости.

4. Давайте определим свою самооценку и выполним Упражнение «Шкала самооценки». В тетради начертите 7 одинаковых горизонтальных отрезков длиной 12-15 см, один под другим на расстоянии 2 см. Отметьте у отрезков начало, конец и середину. Подпишите название каждого отрезка: «здоровье», «счастье», «привлекательность», «удача», «возможности», «ум», «уважение людей». Представьте, что на первом отрезке — «здоровье» — выстроились все живущие на Земле люди: начиная от самых нездоровых (начало отрезка слева) и до самых здоровых (конец отрезка справа). Нужно отметить точкой себя, где вы находитесь .. Затем отметить свое местоположение на других отрезках:

— от самых несчастных до самых счастливых,

— от непривлекательных до самых привлекательных,

— от неудачников до самых удачливых,

— от тех, кто мало что может сделать в силу недостатка сил и возможностей до тех, кто может добиться своей цели,

— от глупых до самых умных,

— от тех, кто ничего не значит в глазах окружающих людей до уважаемых всеми личностей.

Потом другим цветом на каждой шкале отметьте, где бы вы хотели быть . Таким образом, мы получили свою реальную и идеальную (желаемую) самооценку.

Посмотрите на свои результаты. Известно, что самооценка может быть:

— заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);

— завышенной (из-за надуманной переоценки себя);

— адекватной (нормальной ) , соответствующей реальному представлению о себе.

Большинство людей с адекватной самооценкой располагают себя во второй половине отрезка. Люди с заниженной самооценкой «не дотягивают» до половины. Завышенная самооценка проявляется в расположении себя близко к концу или на конце отрезка. Если черточки разных цветов находятся далеко друг от друга — значит разница между реальным и желаемым представлением о себе велика. По-видимому, ты недостаточно знаешь себя и свои возможности, предъявляешь к себе завышенные требования или не нравишься сам себе. Следует постараться лучше узнать, какой ты на самом деле и принять себя со всеми своими достоинствами и недостатками, возможностями и ограничениями, желаниями и стремлениями. Другого такого как ты — не было и не будет. Поэтому люби и цени себя. Как и каждый человек, ты можешь ошибаться — это свойственно человеческой природе. Но осуждать можно только поступки человека, личность же его всегда и безусловно ценна и хороша (хотя бы для него самого).

5. У каждого человека должно быть свое устойчивое мнение о себе — базовая самооценка. Это отношение к себе, источником которого является сам человек. Оно не меняется сиюминутно под влиянием оценок окружающих людей. Желательно, чтобы базовая самооценка была позитивной: «Я — хороший». Тогда и на других людей у человека будет установка: «Вы — хорошие». Бывают случаи искаженной самооценки, влияющей на оценку окружающих:

— «Я — хороший, Ты — плохой»;

— «Я — плохой, Ты — хороший»;

— «Я — плохой, Ты — плохой (все вокруг — плохие)».

А сейчас представьте, как будет общаться человек в каждом из вариантов искаженной самооценки. С какими трудностями в общении он столкнется? Я прошу выйти 3 пары и разыграть это перед классом. Можно взять ситуацию взаимодействия людей в общественном транспортe.

6. Запишем краткую характеристику видов самооценок.

1. Адекватная самооценка — личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

2. Неадекватно завышенная самооценка — у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

3. Заниженная самооценка — человек неуверен в себе и не может реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

8. Сейчас мы выполним упражнение, которое поможет нам сделать свою самооценку более адекватной: заниженную — повысить, а завышенную — «подправить» в соответствии с реальными достижениями.

Упражнение «Мои сильные стороны ». У каждого из нас есть достоинства, то что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Другое название этого упражнения — «Точка опоры»: в трудной жизненной ситуации нам помогает выстоять наша внутренняя опора: наши сильные стороны, привычки, интересные дела. Такая опора есть у каждого из нас! В течение 5 минут составьте такой список. Не умаляйте своих хороших качеств.

А теперь объединитесь в группы по 3-4 чел. и обсудите свои записи. Каждый прочитает свой список и прокомментирует его. Слушатели могут задавать вопросы или просить разъяснения, а также дополнять ваш список другими замеченными ими достоинствами. Запрещается критиковать! Вы не обязаны объяснять, почему считаете что-либо своим достоинством, точкой опоры — достаточно того, что вы сами в этом уверены.

А теперь обсудим, скажите как повлияло данное упражнение на вашу самооценку? Какие чувства вы испытывали, когда рассказывали и выслушивали обратную связь?

-я не знал, что во мне видят так много хорошего, очень было приятно

— самооценка была высокой по результатам теста, сейчас после того, как меня расспросили о моих качествах, я стала более адекватно к себе относиться, так как многое переоценивала.

— я призадумался о своих хороших качествах и нашел их больше, чем ожидал

9. Сечас мы исследуем нашу самооценку и представление о себе с помощью еще одного теста.

Методика личностного дифференциала. Перед вами таблица с качествами. Оцените степень проявления у себя этих качеств. Обведите или зачеркните соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака. Цифра «3» означает высокую степень выраженности признака, «2» — среднюю и «1» — низкую. Выбранной цифре надо присвоить знак «+» или «-» — соответственно тому, из правой или из левой колонки взята цифра. Например, если мне соответствует средняя степень общительности, то я записываю «+2», низкой степени враждебности соответствует «-1» и т. д. . Выбранные баллы записывают в три столбика:

— О (оценка): ответы на пункты 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19;

— С (сила): пункты 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20;

— А (активность): пункты 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Считаем баллы по каждому столбику, складывая положительные значения и вычитая затем отрицательные. Записываем итоговую оценку для каждого фактора (О, С и А) и степень его проявления: от 3 до 8 баллов — низкая, от 9 до 15 — средняя, от 16 до 21 — высокая.

— Оценки О характеризуют уровень самоуважения и самопринятия. Высокие значения говорят о том, что человек принимает себя как личность, удовлетворен собой, считает себя носителем положительных качеств, соответствующих нормам общества. Низкие значения указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.

— Оценки С свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим человеком. Высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

— Оценки А интерпретируются как степень активности, экстраверсии-интроверсии. Высокие значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность. Низкие — на определенную пассивность, замкнутость, спокойные эмоциональные реакции. Если большинство значений со знаком «+» — это говорит об экстраверсии, множество значений со знаком «-» — об интровертированности человека.

10. Запишите домашнее задание . На следующем занятии Мы будем отгадывать личность человека по описанию его личностных черт. На отдельном листе напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д.. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания вы сдадите, а потом, зачитывая их, класс будет отгадывать кто этот человек.

11.Таким образом, мы сегодня рассмотрели понятие самооценки, познакомились с видами, увидели ее влияние на общение, определили свою самооценку и научились ее корректировать. Сегодня все были активны, мне очень понравилась ваша работа на уроке.

www.studmed.ru

О.И.Мотков. Автобиография познания и творчества

Мотков, Олег Иванович — российский психолог, кандидат психологических наук, доцент Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

1. Детские и юношеские предпосылки

Родился 17 октября 1948 года в Москве под знаком Весы, стихия – Воздух, простор.

Левша по руке и ноге, старший брат, отец четырёх детей.

Мне примерно 8-9 месяцев. Лето. Сижу в траве. Ощущение чуда от колышущихся цветов, голубого неба и плывущих облаков, пролетающих бабочек. С детства живу с чувством восхищения природой. С этого, скорее всего, и началось интуитивное познание громады и красоты Мира. Я был слитен с маревом зелени, голубизны и летящих точек. Сидел и смотрел на Мир, а Мир смотрел на меня и потихоньку раскрывал своё богатство и разнообразие. Позже эта любовь к дикой природе вылилась в регулярные прогулки по паркам и Подмосковью, в самодеятельные путешествия по Кавказу, Памиро-Алаю (Фанам, Дугобе, Матче), Северному Тянь-Шаню и Памиру (см. фото на сайтах foto.mail.ru и vkontakte.ru), в фотографирование преимущественно пейзажей.

Стимулирующими причинами моего саморазвития, вероятно, были подростковый возраст, бурление половых гормонов, и операция по удалению наростов, полипов в носу где-то в 15 лет. Произошла сильная активизация снизу, из подкорки, всей коры больших полушарий мозга (а сейчас становится всё более ясно, что именно подкорка является ядром личности, а кора является лишь обслуживающим сервисным механизмом, который ей подчиняется) и ствола мозга, отвечающего за осознание в оперативном поле любой актуальной информации. Увеличился и приток воздуха в мозг, что привело к расширению объёма и силы осознания и анализа любых впечатлений. Возможно, повлияла и семейная ситуация. Когда мне было 14 лет, у мамы от нашего отчима родился сын. Чувство некоторой дистанции, отдаления от матери и стало дополнительным внутренним стимулом к самостоятельному построению своей жизни, к тому, чтобы опираться во всём в первую очередь на себя, и обо всём думать своей головой.

Именно в 15 лет, когда учился в 9 классе с биологическим профилем школы № 5 на Ленинском проспекте (сейчас это школа № 16), у меня произошёл важный скачок в развитии – неожиданно ярко осознал, что ничего толком не знаю и не понимаю. Что такое это дерево, эти облака, и что такое я? Не понимаю главного – сути вещей, устройства Мира. Как бы вышел из полуспячки. Хотя в школе мы с 9 класса писали паракурсовые работы, проходили летом практику в биологических институтах Академии наук СССР и на биофаке МГУ. Но система обязательных, без выбора, школьных предметов и гонка по темам без серьёзного их продумывания тяготила и вызывала внутреннее неприятие.

Итак, с этого ошеломляющего инсайта — удивления Миром и своим тотальным его непониманием – и начался период более осознанного познания Мира и самого себя. И продолжается до сих пор. Поначалу, ещё с детства, это было больше малоосознаваемое глубокое созерцание, вглядывание, а не делание. Делание началось в 10 и 11 классах. Стал писать стихи, больше фотографировать, читать книги о теории относительности Эйнштейна и космологии, об эволюции живого и о генетике (некоторые стихотворения есть здесь: stihi.ru, www.tovievich.ru/friend/44.htm и в моем сборнике «Жизнь – это поэзия». М.: Самиздат, 1999 – 100 экз.). Начал строить свою философию устройства Мира. Понял, что основной единицей Природы является целостный предмет, а не материя и форма. Мы лишь благодаря особенностям нашего мышления абстрагируем, выделяем из предметов эти его, всегда существующие нераздельно, составляющие. И вопрос о первичности-вторичности материи и сознания просто нелеп, так как Вселенная вечна и бесконечна, и всегда есть при таком общем рассмотрении одновременно и то, и это, и только отдельные предметы конечны, как, например, мы с вами (см. обобщающую статью: МОТКОВ О.И. Размышления об общих законах устройства Мира и человеческом предназначении. М., 2002 в Интернете: www.psychology-online.net. Также в книге автора «Природа личности: сущность, структура и развитие». М., 2007).

Поэтому возможны во времени лишь более ранние целостные предметы и предметы более поздние. Об этом говорил учителю на уроках по обществоведению. Одноклассники радовались – в это время можно было спокойно переписываться, играть в морской бой и т.п.

В 11 классе весной 1966 года с братом Сергеем и друзьями сделали рукописный литературный журнал «Алтарь» с нашими рассказиками и стихами, картинками к ним. После создания своей «философии» как-то сам собой возник вопрос: как в мозгу образуются мысли, теоретические обобщения? Решил сначала поступать после окончания школы на биофак МГУ, на нейрофизиологию, чтобы на уровне мозга разобраться с этой проблемой. Мама же хотела, чтобы я шёл на факультет журналистики МГУ на фоторепортёра – неплохо снимал и хорошо писал сочинения, на факультете были её знакомые. Узнал, что открывается новый факультет психологии, и решил твёрдо идти на него, так как представлял психологию как нечто среднее, включающее обобщённый философский взгляд и биологию. Я не был отличником, но верил в себя, романтично представляя, что мне по жизни помогает идти моя звезда. Как теперь понимаю, этой «звездой» являлось сильное внутреннее начало, моя «самость», изначальная безотчётная вера в себя и в лучшее. Эта вера была подкреплена похвалой учителя физики из ФИАНа в 10 классе, когда неожиданно для самого себя доказал неизвестным ему способом задачу о ходе лучей в разделе «Оптика». Так же репетитор (а пришлось сдавать и физику!) говорил маме, что у меня есть способности к теоретической физике.

Таким образом, мои познавательные интересы вызревали и актуализировались изнутри, спонтанно, и мне не раз приходилось принимать решения наперекор «социальным» влияниям близких и дальних людей. Социальная среда могла лишь подстегнуть внутренние стремления к поиску ответов на возникающие вопросы и веру в себя, могла способствовать их укреплению, но отнюдь не возникновению.

2. На факультете психологии МГУ и в Психологическом институте РАО

В 1966 году поступил на факультет психологии МГУ, сначала на вечернее, а со 2-ого курса – на дневное отделение. Курсовые работы писал на кафедре общей психологии по особенностям мышления у обычных людей и у диспетчеров. Мне нравилась атмосфера свободного высказывания мыслей на семинарах (что, конечно, не приветствовалось на политических марксистско-ленинских предметах). Интересовался в это время больше тем, как в целом организованы процессы мышления и творчества, и что такое сознание. На семинарах и консультациях спорил с А.Р. Лурия, Ю.Б. Гиппенрейтер и др. преподавателями по вопросам сущности сознания и личности, наличия личности и мышления у животных, выступая против традиционных, идеологизированных, подходов. Предлагал свои решения. Последнюю курсовую и диплом делал под руководством доктора психологических наук В.Н. Пушкина. На 5-ом курсе параллельно учёбе работал психологом в Центре научной организации труда Минпромстроя СССР по практической теме «Профессиональный подбор строительных диспетчеров» (по этой же теме был защищён диплом и в соавторстве с братом Сергеем была написана коллективная ведомственная монография).

После окончания факультета психологии МГУ стал работать младшим научным сотрудником в лаборатории эвристики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне – Психологический институт РАО) под руководством Вениамина Ноевича Пушкина. (замечательный очерк о нём, написанный сотрудницей нашей лаборатории Г.В. Шавыриной, опубликованный в редкой книге «Психологи Москвы»). Поначалу это была научная экспериментальная и теоретическая работа в области оперативного и творческого мышления. В.Н. Пушкин чутко уловил особенности моего независимого, свободолюбивого характера и позволял заниматься тем, к чему влекла внутренняя логика познания. На передний план для меня постепенно стали выходить вопросы внутренней целостной организации мышления. Через несколько лет кропотливого и длительного, многошагового анализа понял, что процессы мышления всегда подчиняются системе центральной организации и регуляции поведения. Пришло осознание, что именно эта система и является собственно личностью. Такие же аспекты психики, как интеллект и способности, к личности не относятся. Это скорее исполнительное оснащение, психологические средства психического аппарата, личности, впрочем, как и все познавательные и психомоторные процессы, как речь и сознание. Экспериментально доказал, что успешность решения сложных, субъективно трудных, пространственно-комбинаторных задач «игры 5» во многом зависит от черт характера и доминирующих состояний личности, а не от уровня оперативного мышления испытуемых. Ярче выступило для меня в то время и понимание наличия в структуре личности двух сфер: «ситуативной личности» и «ядерной личности». Эти выводы были отражены в кандидатской диссертации «Соотношение личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности в условиях психического стресса» (Москва, НИИ ОПП АПН СССР, науч. рук-ль В.Н. Пушкин, 1978. Автореферат см. на сайте psychology.rsuh.ru или в РГБ). Впервые в СССР в диссертации по психологии был использован «буржуазный, американский» тест MMPI, адаптированный Л.Н. Собчик для русскоговорящей нормы (её название – тест СМИЛ), а также авторская «Стрессогенная методика игры 5» и др. для изучения динамики общей и ситуативной целенаправленности мышления в лёгких и неожиданно возникающих трудных задачах.

В это же время я участвовал в «ботанических» экспериментах В.Н. Пушкина по взаимодействию человека с растением (нецветущей бегонией). «После установления факта информационного воздействия человека на растение сотрудником нашей лаборатории О.И. Мотковым была проведена серия экспериментов, в которой испытуемыми были люди, занимающиеся специальной тренировкой способности сосредотачиваться и произвольно управлять своими вегетативными функциями. Опыты показали, что субъекты, достигшие высокого уровня управления работой вегетативных систем организма, способны вызывать реакции растений без гипноза» (Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М,: СП Соваминко, 1989 – 280 с. См.: Часть 2, глава 1 (ПУШКИН В.Н.) «Биоинформационный контакт человек-растение» С. 89. psychology.rsuh.ru.doc & my.mail.ru.html). Испытуемыми были студенты театрального института, занимающиеся систематически йогой. Растения регулярно реагировали (что фиксировалось с помощью электродов на их листьях) на изменение состояния испытуемых в процессе переживания ими воображаемых очень неприятных или приятных событий, происходивших с этими растениями.

В 1979 году ушёл из жизни наш В.Н. Пушкин. Ему было всего 48 лет. Через пару лет по злобным доносам на Институт был совершён наезд проверяющих из ЦК КПСС. В.В. Давыдова исключили из партии и убрали с поста директора. В нашей лаборатории быстро сменилось несколько заведующих. Последним оказался А.М. Матюшкин. Мы взбунтовались и написали открытое обращение руководству Института с требованием убрать его из заведующих. Вскоре он по указке партийных бонз стал директором НИИ ОПП АПН СССР! В итоге лаборатория эвристики перестала существовать, её расформировали. Мне пришлось в 1983 году уйти из Института.

После успешной защиты кандидатской диссертации, в Большой аудитории под лампами в стиле модерн, висящими там с 1914 года, я переключился на изучение процессов целеполагания, а также связи различных аспектов личности с уровнем интеллектуальной активности и креативности. Постановка цели рассматривалась мною широко как стремление изменить наличное состояние «Я» в данной ситуации и достичь желаемого состояния «Я». Т.е. Ситуативная цель всегда незримо включает в себя и состояние более устойчивого «Я» человека. Она является личностным средством «Я», конкретизацией пути его изменения. Осуществление ситуативной цели изменяет и какой-то кусочек нашего «Я». Одним из изучаемых аспектов личности был социальный статус испытуемого в паре друзей. Оказалось, что лица с более низким статусом проявляют достоверно более высокую интеллектуальную активность в ходе решения задач игры 5, чем их более высокостатусные друзья. Важно, что это внутреннее их стремление, а не навязываемое извне.

Кроме того, передо мною встал вопрос, как жить дальше? Сел и подумал – какие мечты ещё не осуществил, но хотел бы осуществить. Мечтал летать и путешествовать! С этого момента, с 1979 года, стал организовывать и проводить самодеятельные походы в горах увеличивающейся сложности, ходить в горный клуб. Впоследствии выполнил норму мастера спорта по горному туризму. В горах много снимал пейзажей, вёл дневники походов, писал стихи, медитировал. Постепенно становился актуальным и вопрос о том, как лучше строить свою жизнь. Видел, что многие мои близкие и друзья живут стереотипно и тяжело, особенно не пытаясь вырваться из пут привычной жизни. Внутри росло чувство протеста и несогласия с таким тупиковым состоянием и пораженческой позицией. Т.е. всё отчётливее вырисовывалась проблема гармоничной личности и «хорошей» жизни. Что это такое? Возможна ли целенаправленная самогармонизация своей личности и жизни? Что этому мешает? Существуют ли общие законы такой самогармонизации? Начал 2-3 раза в неделю самостоятельно заниматься хатха-йогой, так как понял, что гармоничный образ жизни — одна из основ «хорошей жизни».

3. В Институте развития личности РАО и в Центре развития дополнительного образования Московской области

С 1984 года работал в качестве старшего научного сотрудника в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (позже — Институт развития личности РАО). Занимался вопросами диагностики и развития личности учащихся в трудовой и в туристско-краеведческой деятельности под руководством доктора пед. наук В.И. Петровой и вместе с доктором пед. наук А.А. Остапцом. Для этих целей были разработаны беседы, анкеты, специальные методики – «Самоанализ личности», «Нравственно-трудовая характеристика школьника», «Вопросник молодого туриста-краеведа» и др. Результаты этих исследований содержатся в нескольких коллективных монографиях, сборниках и статьях (Мотков О.И. Изучение результатов воспитания школьников в трудовой деятельности / Кол. моногр. «Воспитание всесторонне развитой личности школьника в процессе трудовой деятельности». Ред. В.И. Петрова, В.И. Кожокарь. Гл. 2, с. 30-69. Кишинев: Штиинца, 1989, и др).

Позже, в лаборатории психологии жизненного самоопределения (заведовал ею тонкий и глубокий психолог Ю.А. Миславский), изучал особенности, гармоничность осуществления и развитие личностного потенциала подростков и старшеклассников московских школ и школы в Горках Ленинских. Интересной темой было также исследование специфики самоактуализации у школьников и студентов-философов (см. статью в книге: Мотков О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие. М.: Воскресенская типография, 2007 – 248 с., в журнале «Магистр». 1995, № 6, с. 84-95, а также здесь: О парадоксах процесса самоактуализации личности). В этот период мною был создан пакет методик для изучения уровня гармоничности различных аспектов личности – «Базовые стремления», «Образ жизни», «Психологическая культура личности», «Личностная биография», «Культурологические тенденции», «Жизненное предназначение» , и др. Затем, в середине 90-х, они были стандартизированы: определены их надёжность, конструктная валидность, внутренняя консистентность и нормативные данные, связь друг с другом и с близкими по теоретическому конструкту тестами (см. методики в газете «Школьный психолог»: 1988 — №№ 21-22, 35, 36, 38; 1999 — № 15, также на сайтах: psychology.rsuh.ru, www.psychology-online.net, www.ucheba.com). Проведен и факторный анализ данных по показателям пакета методик. Эти диагностические и исследовательские инструменты всё больше используются в различных психологических исследованиях в России, включая диссертационные и дипломные работы.

В 1993 году тиражом 5 тыс. экз. вышла моя монография «Психология самопознания личности: Практ. пос.» М.: Треугольник, 1993 – 97 с. В ней, после краткого описания собственных представлений о личности, идут главы с конкретными методиками самопознания личности, творческих особенностей, организации самовоспитания, и др. Многие из размещённых в книге методик разработаны автором, в том числе перечисленные выше. В конце книги дано описание целей создания, принципов построения и особенностей методик и упражнений Экспериментальных программ развития психологической культуры личности детей и педагогов. В то время мне уже стала понятной биокультурная сущность личности и её центральное место в психике как управляющей, организующей системы. Однако содержание основных блоков личности, её целостная структура и общие принципы развития пока еще не сложились в целостный гештальт. В 1994 г. вышла моя учебная программа «Психология самопознания и гармонизации личности» для студентов философского факультета РОУ, которую там и преподавал.

В 1996 стал работать главным специалистом по психологии в Центре развития дополнительного образования МО. Здесь проводилась преимущественно практическая работа по диагностике и развитию психологической культуры и творческих проявлений у воспитанников и педагогов. Читались лекции на эту тему. На практических занятиях апробировались 9 экспресс-программ развития их психологической культуры: Пять шагов к творчеству (6 – 11 лет), Развитие творческих способностей (12 лет и старше), Самопознание личности (12 – 15 лет, 16 лет и старше), Тренинг общения и уверенности в себе (13 лет и старше), Развитие психической саморегуляции (с 12 лет), Развитие внимания, памяти и мышления (7 – 11 лет, с 12 лет), Диагностика и развитие психологических качеств руководителя ( с 15 лет). Параллельно для инструкторов горного туризма читались лекции о психологической готовности к экстремальным путешествиям. Были опубликованы статьи о психологических проблемах и главных ориентациях развития дополнительного образования детей и подростков, о развитии творчества у детей, о влиянии туристско-краеведческой деятельности на развитие личностной гармонии старшеклассников и др. (см. в журналах «Дополнительное образование»: 2000г. — № № 3, 4, 5 ; 2002г. — № 7 и № 8; на сайтах psychology.rsuh.ru, www.psychology-online.net и др.). В газете «Школьный психолог» № 7 за 1999г., посвященной проблемам левшества, размещена моя биографическая статья «За своей звездой» (см. также: psychology.rsuh.ru). В ней описаны психологические и физические особенности автора как левши.

4. В Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

С сентября 2000 года и по сей день работаю доцентом на кафедре психологии личности в Российском государственном гуманитарном университете. Разработал и преподавал десяток собственных учебных программ: по возрастной психологии, введению в профессию психолога, теориям личности в психологии, психологии личности, экспериментальной психологии, общему психологическому практикуму, психологии субъекта, гендерной психологии, психологии творчества, спецкурс по психологии гармонизации личности (см. на сайте psychology.rsuh.ru). Некоторые из них опубликованы. В демократической и доброжелательной атмосфере нашего Института никогда не пользовался готовыми учебными программами, а создавал свои.

Помимо преподавательской здесь активизировались теоретическая работа и экспериментальные исследования. Почувствовал, что созрел для того, чтобы решать большие задачи и не размениваться на мелочи. Каково реальное содержание и соотношение нечётко формулируемых у нас основных понятий психологии: психики, личности, субъекта, сознания? Каково содержание управляющих (личностных) и исполнительных процессов в психике? Какова целостная структура личности: её основные компоненты и их соотношение? Как соотносятся «Я», субъект, Ситуативная личность, и другие составляющие личности? Как все эти вещи представлены на нейрофизиологическом уровне? Хотелось внести какой-то логически обоснованный порядок в продолжающийся до сих пор хаос несвязанных между собой и неструктурированных в единую систему, во многом идеологизированных и туманных представлений. Чтобы решать серьёзно и самостоятельно эти теоретические вопросы, нужно было набраться смелости и забыть про все авторитеты, начать полагаться только на свои знания, разум и интуицию, свою логику познания.

В итоге, после длительных размышлений и множества соотнесений и анализа информации из результатов собственных экспериментальных исследований и наблюдений, психологии, нейрофизиологии, нейропсихологии, психогенетики и этологии, эволюционной психологии, психологической антропологии, у меня сложилась целостная схема главных функций и структуры психики и личности в живом организме, представление об общих закономерностях развития психики и личности человека и других живых существ. Удалось чётко определить сущность основных психологических понятий и их отличия друг от друга. Пришёл к выводу, что личность, как центральная организующая поведение и управляющая система организма, выполняет главную функцию психики и есть у любого организма, имеющего потребности (они составляют её ядро), в том числе и у одноклеточных и растений. Возможно, что именно личность является главной особенностью, главным определяющим атрибутом живого, а вовсе не обмен веществ и т.п. Конечно, такой подход, как и вообще любая теория, является более или менее правдоподобной гипотезой, удобным целостным конструктом для объяснения изучаемых нами явлений.

После ряда публикаций по этим темам на сайтах и в научных сборниках, в 2007 году в частном издательстве вышла книга: О.И. Мотков «Природа личности: сущность, структура и развитие». М.: Воскресенская типография, 2007 – 248 с., тираж 500 экз. В ней изложены обобщающие теоретические взгляды на особенности и развитие психики и личности, представлены их главные функции, содержание главных компонентов и чёткая их структура, логично разведены сущностные признаки важнейших понятий «психика», «личность», «субъект», «Я», «сознание». Аппараты «Я», обобщающие и интегрирующие все стремления личности и выражающие их эмоции, располагаются у меня на всех уровнях личности, начиная с заданного генотипом «Первичного Я» базового уровня и кончая «Оперативным Я» в блоке Субъекта. В приложении помещён ряд экспериментальных и теоретических статей: О психологическом механизме целеполагания, О парадоксах процесса самоактуализации личности (о дисгармониях самоактуализации у старшеклассников гимназии и у студентов-философов), Размышления об устройстве Мира и человеческом предназначении, Влияние туристско-краеведческой деятельности на развитие личностной гармонии старшеклассников, Преодоление экстремальных ситуаций как аспект мужской самогармонизации личности (в горных походах), О природе высших психических функций, Интегральная модель психики и личности. Книга снабжена поясняющими схемами и авторскими фотографиями. Можно приобрести в интернет-магазинах и у автора. В 2008 году эта же книга с небольшими правками, и без приложения и фото, была выпущена под названием «Личность и психика. Сущность, структура и развитие» самарским издательством Бахрах-М, тиражом 2 тыс. экз., 160 с. Посвятил её «Вениамину Ноевичу Пушкину – смелому и бескорыстному искателю истины».

Своё понимание сущности субъекта как «диспетчера» личности отдельно изложил в статье «Субъект как оперативный блок личности» / «Д.А. Ошанин и современная психология: к 100-летию со дня рожд. Д.А. Ошанина». Ред. И.В. Панов и Н.Л. Морина. Психологич. Институт РАО. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008 – 292 с. С. 210-236. (См. также: www.ucheba.com, psychology.rsuh.ru, hpsy.ru и www.portalus.ru). В продолжение разработки представления о сущности психики в 2009 написал большую статью «Функции и строение психики: свежий взгляд», в которой анализируются и критикуются различные прошлые, советские и современные взгляды на психику, предлагается авторский подход (см. на сайтах: hpsy.ru, www.ucheba.com). Вывод: главной функцией психики является созидательная (организующая) и управляющая функция; «отражение», т.е. на психологическом языке ощущение и восприятие, является также необходимым, но исполнительным аспектом психики, подчиняющимся запросам её управляющей системы – личности. Ядром личности служат три обобщённые, изначально заданные любому живому существу, потребности: в сохранении себя и сородичей, в саморазвитии, в гармоничном оптимальном функционировании. К исполнительным аппаратам психики отношу познавательные процессы, интеллект, способности, психомоторику, язык как символическую систему, механизм сознания (как поле ясного видения и более чёткого понимания здесь и теперь актуальной внешней и внутренней информации).

Стоя под душем и размышляя о том, что люди называют Богом, пришёл к интересным мыслям (см. статью «Гипотеза о том, что люди называют Богом»). Бог — это первичный организующий и управляющий центр Природы, её важная часть (по аналогии с местом и работой личности в психике). Это её управляющая программа, такая же вечная и бесконечная, как и вся Природа. Важными атрибутами устройства Мира являются, помимо тенденции к мировой гармонии, поддержание его многообразия, бесконечного развития и интересности. Они также встроены в Первичное Я Природы и модулируют его оптимизирующие действия так, чтобы не было абсолютной гармонии во Вселенной, не было абсолютной однородности и т.п. Они поддерживают определённую долю дисгармоничности в каждом отдельном предмете и в Природе в целом.

В последние годы были разработаны новые методики «Самооценка личности» (см. psychology.rsuh.ru), «Картина мира» и «Ценностные ориентации» (см.: psychology.rsuh.ru). Последняя направлена на определение у респондентов значимости и степени реализации внешних и внутренних ценностей (см.: «Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности»./ Журнал Психол. общества им. Л.С. Выготского. 2009, № 1 (3), с. 81-92. www.psychology-online.net).

Провожу экспериментальные исследования связи общего уровня гармоничности личности (определяемого по методике «Личностная биография») с особенностями темперамента и характера, самооценки, ценностей, психологического благополучия, жизненной удовлетворённости и т.п. Также по специальной методике ведётся изучение оценок важности различных признаков гармоничной личности людьми разных возрастов, пола, образования. Анализ этих данных позволит глубже понять представления людей о психологической гармонии и о её личностных и познавательных коррелятах. В настоящее время начинаю работать над новой книгой о психологии гармоничной личности и жизни. Будет представлен не только анализ научных подходов к этой сложной проблеме, но и авторские апробированные методики изучения гармоничности различных аспектов личности, а также результаты многочисленных исследований, глава о самогармонизации личности (кое-что см. psychology.rsuh.ru).

Подводя итог нашему рассказу, отмечу еще некоторые важные моменты. В целом во мне идёт подсознательный, интуитивный процесс вызревания новых познавательных интересов по логике изначальных предпочтений и характерологических акцентуаций, стремления к более глубокому пониманию всего, к упорному вытаскиванию сущностных моментов предмета, и тяги к более оптимальной жизни. Мне нравятся все времена года, чувство полёта, женщины и дети, красота во всём, литература и поэзия, искусство, музыка и архитектура, кино и театр. Люблю просто смотреть на небо, бродить по лесам и полям, фотографировать пейзажи, кататься на велике, плавать, делать иногда что-то руками, создавать новые психологические теории и методики. Считаю себя «гражданином Вселенной»: моей Родиной – всю Землю, моим народом – всё человечество. Придерживаюсь либеральных взглядов на устройство общества. Никогда не состоял ни в одной партии, так как ценю внутреннюю свободу. Верю в общие законы вечной и бесконечной Природы, которые интуитивно ощущаю в окружающем мире и в себе. Смысл жизни вижу в творческой игре. Нравственные отношения и любовь являются не конечной всеобщей целью жизни, а лишь важными условиями более гармоничного осуществления творческого процесса. Природа радуется, когда мы создаём интересный творческий продукт, так как видит в нём новое самовыражение ещё одной стороны собственной сущности. Мне близки слова ОШО: «Жизнь – это игра. Наслаждайтесь ею!».

www.psychologos.pro