Анализ и самооценка уроков

14.5. Анализ и самооценка урока

Качество и эффективность урока зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка собственного урока. Анализ своей работы м- один из самых мероприятий повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов и, прежде всего, от привычки учителя к вдумчивому анализу своих действий и полученных последствий и результатов. Анализ урока следует проводить сразу после его окончания, в начале следующего. Самооценка основывается на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз-анализирует определенный план, выясняет, что ему удалось, а что нет, пытается найти причины неудачи и закрепить то, что удалось успешно.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (Зотов Б.Ю., Махмутов М.И.). Т.А.Ильина выделила десять параметров, по которым учитель может осуществить самоанализ и самооценку урока. Предлагаем эту схему с незначительными ее сокращениями и модификациями.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко выделены элементы урока данного типа и правильно определены дозировки времени на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Или все требования программы по данной теме (вопросы) получили отражение в уроке? Насколько активными были ученики при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, возбуждение познавательного интереса)? Верно составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно продуманная методика решения отдельных «блоков» нового материала? Имел учитель достаточные знания? Как и что нужно изменить в изучении нового материала и почему? Имела место организация первичного закрепления? Как осуществлялась проверка знаний, умений и навыков учащихся? Имел место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место привлечение учащихся к основным мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было организовано преодоления посильных трудностей? Появились мотивы интеллектуального возбуждения? Как и чем был обеспечен развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись межпредметные и предметные связи? Были использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности), задача поискового характера? Или сообщалась на уроке информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имел место эстетическое развитие учащихся? Средства были для этого использованы?

4. Воспитание в процессе урока.

Или вполне были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Как формировалось мировоззрение: имело ли место разъяснения мировоззренческих идей, формирования отношений, оценочных суждений, или обнаружил урок влияние на выработку взглядов и убеждений учеников? Как обеспечен на уроке связь обучения с жизнью? Что способствовало воспитанию гуманного отношения к людям, ответственного отношения к работе и ее результаты? Были использованы воспитательные возможности оценки знаний? Какое воспитательное влияние личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и учеников с позиции реализации принципов обучения? Как была организована самостоятельная работа учащихся? Какой ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализированная? Какова ее эффективность?

Правильно выбранный метод (методы) ознакомление с новым материалом? Полностью были использованы возможности привлечения учащихся к самостоятельной работе? Использовались технические средства обучения, их эффективность? Достаточно разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Рационально были выбраны методы проверки и контроля знаний? Правильно организовано индивидуальное, фронтальное и комбинированное опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она место вообще? Соблюдались общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста, индивидуальных особенностей учащихся и т.д.)?

Или все необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организационной деятельности и познавательной деятельности учащихся? Виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушания, записи помощь ученикам в их самостоятельной работе). Приемы организации учащихся на работу были использованы? Имел место контакт с классом? С отдельными учениками? Каким был внешний вид учителя?

8. Работа учащихся на уроке.

Была проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на различных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Или обращалось внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформления, бережное отношение к учебникам)? Которая была дисциплина на уроке, почему? Правильными были приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Или достигали они цели? Если нет, то почему? Какое отношение учащихся к предмету, к учителю?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточно освещена классная комната? Как влияет на занятия покраска стен, панелей, парт? Соответствуют ли мебель возраста учеников? Удачно составленное расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перерыв, предшествовавшей данном урока? Не были ли задержаны ученики на данном уроке после звонка?

10. Некоторые специальные задачи.

К числу таких специальных задач относятся те, которые касаются исследования школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения.

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока является неисчерпаемым. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по 2 — 3 из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя в данный момент его работы. Самоанализ уже является началом подготовки учителя к новому уроку.

2. Чем объясняется целесообразность использования урока как основной формы организации обучения в современной школе? Сформулируйте основные требования к нему.

3. Что служит основой типологии современных уроков? Какими могут быть типы и виды уроков, если классифицировать их по основной дидактической целью. Охарактеризуйте каждый из таких типов и видов уроков, а также определите преимущества и недостатки каждого из них.

4. В чем сущность фронтальной, индивидуальной и групповой формы организации учебной деятельности учащихся на уроке? Охарактеризуйте преимущества и недостатки каждой из них.

5. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

6. На что необходимо обратить внимание учителю в процессе анализа и самоанализа урока?

1. Ващенко Г. Общие методы обучения. Учебник для педагогов. — М., 1997. — 415 с.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /

Под ред. М.Н. Скаткина. — Второй изд. перераб. и доп. — М .: Просвещение, 1982.- С.

3. Зотов С. Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984

4. Кириллова Г.И. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М, 1980.

5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. А.В. Долженко. — М .: Высш. шк., 1986. — С. 260-265.

6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М: Просвещение, 1977. — 240 с.

7. Махмутов М.И. Современный урок. — Второй изд. — М., 1985. — 191 с.

8. Онишук В.А. Урок в современной школе. — М., 1985.

9. Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. — М .: Сов. шк.,

тысячу девятьсот семьдесят три. — 159 с.

10. Формы обучения в школе: Книга для учителя / Под ред. ЮЛ. Рисованного. — М .: Просвещение, 1992.- 160 с.

11. Яковлев Н.Н., Сохора AM Методика и техника урока в школе. — М.,

studbooks.net

Анализ и самооценка уроков

Качество и эффективность урока зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка собственного урока анализ своей работы ти м-один из самых мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов и, прежде всего, от привычки учителя к вдумчивому анализу своих действий и полученных последствий и рез ультатив. Анализ урока следует проводить сразу после его окончания, до начала следующего. Самооценка основывается на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз ^ анализирует определенный план, зьясо ет, что ему удалось, а что нет, пытается найти причины неудачи и закрепить то, что удалось успешнопішно.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (Зотов. БЮ,. Махмутов. МИ). ТАИльина выделили десять параметров, по которым учитель может осуществить самоанализ и самооценку урока. Предлагаем ц эту схему с незначительными ее сокращениями и модификациямікаціями.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? в урока

2. Реализация основной дидактической цели урока

ли требования программы по данной теме (вопросы) получили отражение в уроке? )? в изучении нового материала и почему? каких этапах урока? ким чином?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения

ли имело место привлечение учащихся к основным мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? лектуального возбуждения? крики проблемности), задачи поискового характера?. Имел место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока

ли вполне были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? ок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? ультатив?

5. Соблюдение основных принципов дидактики

Правильно была организована деятельность учителя и учащихся с позиции реализации принципов обучения? ализована?

Правильно выбранный метод (методы) ознакомление с новым материалом? эффективность? в индивидуальное, фронтальное и комбинированное опрос? чение (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста, индивидуальных особенностей учащихся и тд))?

ли необходимо было подготовлено до начала урока? виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записи, помощь ученикам в их самостоятельной работе). Какие приемы организации учащихся на работу были ис ористани? ?

8. Работа учащихся на уроке

Была проверена готовность учащихся к уроку? подписей, их оформления, бережное отношение к учебникам)? нет, то почему?

9. Гигиенические условия урока

ли достаточно освещена классная комната? , в расписании данного дня?

10. Некоторые специальные задачи

К числу таких специальных задач относятся те, которые касаются исследования школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или. МО

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока является неисчерпаемым. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем пар параметра, а за 2 — 3 из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя в момент его работы. Самоанализ уже является началом подготовки учителя к новому урококу.

Вопросы и задания

1. Дайте определение урока. Какими условиями и факторами определяется выбор цели урока?

2. Чем объясняется целесообразность использования урока как основной формы организации обучения в современной школе?

3. Что служит основой типологии современных уроков? изначте преимущества и недостатки каждого из ниих.

4. В чем сущность фронтальной, индивидуальной и групповой формы организации учебной деятельности учащихся на уроке?

5. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку

1. Ващенко. Г. Общие методы обучения. Учебник для педагогов -. К, 1997 — 415 с

2. Дидактика средней школы:. Некоторые проблемы современной дидактики /

. Под ред. МН. Скаткина — 2-е изд перераб и доп -. М:. Просвещение, 1982 -. С

3. Зотов. С. Б. Организация современного урока /. Под ред. ПИ. Пидкасистого. М, 1984

4. Кириллова. ГИ. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М, 1980

5. Куписевич. М. Основы общей дидактики /. Пер с польск. ОВ. Долженко -. М:. Высш шк, 1986 -. С 260-265

6. Махмутов. МЫ. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей -. М:. Просвещение, 1977 — 240 с

7. Махмутов. МЫ. Современный урок — 2-е изд -. М, 1985 — 191 с

8. Онишук. ВА. Урок в современной школе -. М, 1985

9. Онищук. ВО. Типы, структура и методика урока в школе -. М. Сов шк

10. Формы обучения в школе:. Книга для учителя /. Под ред. ЮЛ. Малеваного -. М. Образование, 1992 — 160 с

11. Яковлев. НМ,. Сохор AM. Методика и техника урока в школе -. М

uchebnikionline.com

анализы уроков в начальной школе

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)… рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и. В этой статье, в основном адресованной завучам начальной школы, мы. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки. Анализ и самооценка урока как необходимый элемент педагогического творчества; процедура и уровни самоанализа. Критерии оценки урока:. 25 мар 2014. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.. ФГОС (как в начальной, так и в основной школе) эффективно и быстро.

Как в условиях чрезмерной загруженности учителя учебными задачами и планами, всевозможными отчетами и т. п. свести работу по анализу урока,. Анализ и самооценка урока как необходимый элемент педагогического творчества; процедура и уровни самоанализа. Критерии оценки урока:. Современный урок в начальной школе Комментарии (1). «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок… планирование;; организация;; реализация и контроль;; коррекция;; анализ. Урок. Мы не встретили данных об особенностях проведения уроков здоровья у. уроки здоровья один раз в месяц для педагогов начальной школы на. Анализ состояния краевого пародонта у детей четырех групп показал, что при. Анализ программ для начальных классов…………………. Анализ действующих. Примерные конспекты уроков русского языка для 2-4 классов … Анализ урока – быстро и эффективно. Анализ урока – быстро и эффективно. Как в условиях чрезмерной загруженности учителя учебными задачами и планами,. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.. Спектр деятельности заместителя. 25 мар 2014. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.. ФГОС (как в начальной, так и в основной школе) эффективно и быстро. Как в условиях чрезмерной загруженности учителя учебными задачами и планами, всевозможными отчетами и т. п. свести работу по анализу урока,. В статье даётся краткий анализ трёх образовательных программ начальной школы, по которым. 30 май 2013. Анализ урока окружающего мира по ФГОС. методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе. АНАЛИЗ. 25 мар 2014. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.. ФГОС (как в начальной, так и в основной школе) эффективно и быстро. Игровая технология в начальных классах школ. в качестве технологии урока (занятия) или фрагмента; — как технология внеклассной работы.. планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность.

xn--80aa2ajpmhg3i.xn--p1ai

12.8. Анализ и самооценка урока

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (см. Зотов Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 и др.). Среди множества этих подходов можно рекомендовать как наиболее оптимальный для самоанализа и самооценки урока подход, описанный Т.А. Ильиной. Она выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.

Общая структура урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

Осуществление развития учащихся в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, сказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам к учению? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения? Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована и др.

Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом? Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято учителем из демонстраций? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)? Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

Работа учителя на уроке. Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)? Какие приемы организации учащихся на работу были использованы? Был ли достигнут контакт с классом? С отдельными учащимися? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?)

Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему? Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?

Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?

Некоторые специальные задачи. К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

Определите, чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе. Сформулируйте основные требования к нему.

Определите, что лежит в основании типологии современных уроков. Какими могут быть типы и виды уроков, если подразделить их по основной дидактической цели?

Опишите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуру.

Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.

Посетите в школе 2—3 урока по своей специальности и охарактеризуйте формы организации работы учащихся на них.

Определите сущность самостоятельной работы как педагогической категории и охарактеризуйте ее основные признаки.

Проанализируйте типы и виды самостоятельных работ, найдите основания их классификации.

Дайте характеристику самостоятельной деятельности учащихся в процессе выполнения ими различных видов самостоятельных работ.

Разработайте по предмету вашей специальности систему заданий по теме для самостоятельной работы учащихся на уроке.

Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?

Назовите основные факторы, определяющие эмоциональную атмосферу урока.

Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и их разновидности в системе уроков по теме?

Дайте характеристику системы уроков по теме и определите ее функции в активизации учения школьников.

Составьте план проведения экскурсии и определите, каким дидактическим требованиям должно соответствовать ее проведение.

studfiles.net

Анализ и самооценка урока технологии.

Общая структура урока.

Место урока в системе данного предмета, данной темы. Соответствие целей и задач урока выбранной теме. Тип урока. Оценка целостности структуры урока по его этапам.

Реализация основной дидактической цели урока и образовательных задач.

Реализация целей и задач урока через его содержание, структура изучения теоретического учебного материала и соответствующая этому практическая работа учащихся. Дифференцированный подход к обучению Изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, контроль и оценка работы учащихся на уроке.

Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Соотношение репродуктивной и творческой деятельности на уроке. Использование межпредметных связей. Преподавание на общеразвивающем уровне подачи учебного материала, расширение политехнического кругозора учащихся. Развитие познавательной деятельности. Решение конструкторско-технологических задач на уроке. Проектная деятельность.

Воспитание в процессе урока.

Воспитательные возможности содержания обучения на уроке. Связь обучения с реальной жизнью. Реализация воспитательных задач на уроке. Гуманность. Воспитание свойств личности учащихся. Личный пример учителя. Воспитательные возможности труда, оценки и т.д.

Соблюдение основных принципов дидактики и методических принципов обучения в образовательной области «Технология».

Выбор методов обучения.

Правильность и оптимальность выбранных методов обучения. Учет требований к организации выбранных методов обучения. Методы практического обучения. Методы самостоятельной работы. Методы контроля.

Работа учителя на уроке.

Организационная деятельность учителя на уроке. Виды деятельности учителя. Подготовка учителя к уроку. Контакт с классом. Внешний вид учителя. Поведение учителя на уроке.

Работа учащихся на уроке.

Проверка готовности учащихся к уроку. Активность и заинтересованность учащихся на всех этапах урока. Виды деятельности учащихся на уроке. Соблюдение дисциплины, техники безопасности. Отношение к предмету, к учителю.

Санитарно-гигиенические условия урока.

Соблюдение техники безопасности на уроке, организация учителем безопасной работы. Начало и окончание урока, проведение перемены при спаренных уроках. Готовность кабинета (мастерской) для проведения данного вида работ.

Реализация учителем специальных задач.

Реализация требований или подходов какого-либо исследования, эксперимента, проводимого или в рамках данного предмета, или по общешкольным темам. Индивидуальные подходы к конкретному классу или к отдельным ученикам.

refdb.ru

Анализ и самооценка урока

Качество и эффективность урока во многом зависят от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества являются анализ и самооценка своего урока. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели или могут привести. Анализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начата следующего, т.е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

  1. Общая структура урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
  2. Реализация основной дидактической цели урока.Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?
  3. Осуществление развития учащихсяв процессе обучения.Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?
  4. Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, сказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам к учению? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
  5. Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения? Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована и др.
  6. Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом? Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято учителем из демонстраций? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)? Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
  7. Работа учителя на уроке.Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)? Какие приемы организации учащихся на работу были использованы? Был ли достигнут контакт с классом? С отдельными учащимися? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?)
  8. Работа учащихся на уроке.Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему? Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?
  9. Гигиенические условия урока.Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?
  10. Некоторые специальные задачи. К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.
  11. Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока, не является исчерпывающим, также как не является он исчерпывающим и при анализе уроков учителей-мастеров, своих коллег. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы. Важно только, чтобы молодой учитель анализировал свой урок сразу же после его проведения, под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с урока. Такой самоанализ есть уже начало подготовки учителя к новому уроку. Это особенно важно при разработке своего курса, который основывается прежде всего на критическом проникновении молодого учителя в суть собственных действий. В.А. Сухомлинский правильно подчеркивал, что на уроке учитель «не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя» (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 164), раскрывает перед ними свой духовный мир, свое духовное богатство.

    Вопросы и задания для самоконтроля

  12. Определите, чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе. Сформулируйте основные требования к нему.
  13. Определите, что лежит в основании типологии современных уроков. Какими могут быть типы и виды уроков, если подразделить их по основной дидактической цели?
  14. Опишите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуру.
  15. Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.
  16. Посетите в школе 2—3 урока по своей специальности и охарактеризуйте формы организации работы учащихся на них.
  17. Определите сущность самостоятельной работы как педагогической категории и охарактеризуйте ее основные признаки.
  18. Проанализируйте типы и виды самостоятельных работ, найдите основания их классификации.
  19. Дайте характеристику самостоятельной деятельности учащихся в процессе выполнения ими различных видов самостоятельных работ.
  20. Разработайте по предмету вашей специальности систему заданий по теме для самостоятельной работы учащихся на уроке.
  21. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.
  22. На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?
  23. Назовите основные факторы, определяющие эмоциональную атмосферу урока.
  24. Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и их разновидности в системе уроков по теме?
  25. Дайте характеристику системы уроков по теме и определите ее функции в активизации учения школьников.
  26. Составьте план проведения экскурсии и определите, каким дидактическим требованиям должно соответствовать ее проведение.

1 Более подробно о самостоятельной работе см.: Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961; Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972; Он же. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.

studopedia.org

Анализ и самооценка урока технологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ и самооценка урока технологии Учитель технологии: Витютнев Николай Анатольевич МБОУ Знаменская СОШ № 1 2017 год

Место данного урока в содержании обучения Тема урока «Конструирование и моделирование» является частью раздела предмета технологии «Творческий проект»

Формы организации обучения на уроке: 1. Упражнения (умственные, двигательные, комбинированные) 2. Практическая работа в классе «Конструирование» 3. Учебно-практическая работа в мастерской по изготовлению моделей: «Ручка для инструментов» «Щётка-сметка»

Формы организации обучения на уроке: 4. Решение задач (технические, технологические) 5. Работа над технической документацией (чтение чертежей, применение схем и чертежей, технологических карт) 6. Работа с научно-технической литературой (учебные пособия, книги по технике)

В процессе преподавания применялись следующие методы: Беседа (для проверки знаний и сообщения учащимся новых знаний). Устное изложение учебного материала (объяснение научной сущности технологических процессов, рассказ о профессиях, производстве и т. д.). Учебная демонстрация (показ изучаемых образцов материалов, учебно-наглядных пособий, кинофильма, технической документации, трудовых приёмов и операций). Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устные вопросы, практические работы).

На данном уроке применялись следующие организационные формы: Урок, занятие (в мастерской, кабинете) Практикум (практическая работа по конструированию) Учебная практика (занятие, организуемое в производственных условиях, в данном случае школьная мастерская).

На данном уроке применялись следующие формы обучения: Фронтальная; Звеньевая (бригадная); Индивидуальная.

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия: Демонстрация рисунков, чертежей, технологических карт. Образцы изделий из древесины. Компьютер, электронное пособие по предмету, презентация урока. Токарные станки, измерительные инструменты, стамески для точения

Этапы комбинированного урока Организационный этап (беседа – повторение знаний учащихся) Основная часть: «Конструирование и моделирование изделий» Краткий инструктаж по проведению намеченных работ Практические работы звеньев учащихся Этап подведения итогов. Оценка качества работы

Осуществление развития учащихся в процессе обучения соотношение репродуктивной и творческой деятельности на уроке; использование межпредметных связей; развитие познавательной деятельности; решение конструкторско-технологических задач на уроке; проектная деятельность.

Воспитание в процессе урока: на основе связи обучения с реальной жизнью ; через личный пример учителя, гуманность; через воспитательные возможности труда, оценки и т. д.

Работа учителя на уроке: организационная деятельность учителя на уроке; подготовка учителя к уроку; контакт с классом; внешний вид учителя; поведение учителя на уроке.

Работа учащихся на уроке: проверка готовности учащихся к уроку; активность и заинтересованность учащихся на всех этапах урока; виды деятельности учащихся на уроке; соблюдение дисциплины, техники безопасности; отношение к предмету, к учителю.

Санитарно-гигиенические условия урока: соблюдение техники безопасности на уроке; организация учителем безопасной работы; начало и окончание урока, проведение перемены при спаренных уроках; готовность кабинета (мастерской) для проведения данного вида работ.

Важные моменты в анализе урока: как опрашиваются ученики? (проверка домашнего задания, опрос, учёт знаний); объяснение учителя (содержание, методы, активность учащихся); воспитание на уроке; эффективность и разнообразие закрепления и самостоятельной работы учащихся; применение наглядных пособий и технических средств задание на дом.

Важные моменты в анализе урока: По содержанию: научность, связь с жизнью, воспитательное воздействие. По методике: способность учителя выбрать оптимальные методы работы, способ активизации обучения, развития навыков, умений, самостоятельности и сознательное усвоение материала По психологии: выполнение задач развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов.

Оценка урока: определение степени выполнения учебно-воспитательных задач урока; достигнуты ли образовательные и воспитательные цели; получили ли знания дети; способствовал ли урок общему развитию и формированию нравственного воспитания.

Задачи: развивающая: развивать умение соблюдать примерные пропорции изготавливаемого иделия и относительную величину его частей, закреплять умение правильного выполнения операций по изготовлению изделий из древесины по чертежу изделия и технологической карте; воспитательная: воспитание положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца.

Номер материала: ДБ-596120

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

infourok.ru