Самооценка творческого мышления

Развитие творческого мышления младших школьников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Макарова Юлия Вадимовна, Кузьмакова Ксения Николаевна, Троицкая Ирина Юрьевна

В статье разбираются вопросы развития творческого мышления детей в начальной школе. Описывается роль учителя в формировании творческих способностей учащихся начальных классов. Раскрываются приёмы взаимодействия учителя и учеников для развития творческого потенциала.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Макарова Юлия Вадимовна, Кузьмакова Ксения Николаевна, Троицкая Ирина Юрьевна,

Текст научной работы на тему «Развитие творческого мышления младших школьников»

?_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Макарова Юлия Вадимовна

студентка АФ ННГУ, [email protected] Кузьмакова Ксения Николаевна, студентка АФ ННГУ, г. Арзамас, Нижегородская область, РФ [email protected] Троицкая Ирина Юрьевна канд.психол. н, доцент АФ ННГУ, [email protected]

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова Творческое мышление, творческие способности, креативность.

Активный, инициативный, самостоятельный, творческий — в наши дни человек с такими чертами характера наиболее востребован во многих областях социальной деятельности. Всё чаще эти качества ценятся больше, чем знания и умения. Изменившиеся ценности общества обусловили необходимость обновления системы школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы в первую очередь ориентирован на развитие личности младшего школьника, освобождение от шаблонного мышления, активизацию творческих способностей учащихся. Всё это возможно становится возможным благодаря организации творческой образовательной среды [1].

Проблема развития творческого мышления человека в психолого-педагогической литературе давно в центре внимания, широко обсуждается и сейчас. Однако и на данный момент она остаётся и теоретически, и практически недостаточно разрешённой. Наличие большого числа различных факторов, определяющих природу и проявление качеств творческого мышления, обуславливает сложность решения проблемы. Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд и другие зарубежные психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность», рассматривая ее как мышление, связанное с созданием или открытием чего-то нового. В отечественной психологии проблема творческого мышления ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Особо хочется отметить работы И.Я. Лернер, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина. Так, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество -это ситуативно не стимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. В исследованиях В.Н. Дружинина, творческое мышление — это мышление, которое связанно с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). По Я.А. Пономареву, суть творческого мышления сводится к интеллектуальной активности и сензитивности к побочным продуктам своей деятельности. И.Я. Лернер, считает, что учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность [2].

Периоду младшего школьного возраста отводится важная роль в развитии творческого мышления, так как в этом возрасте формирование личности вступает в активную и сознательную фазу. Ребенок впервые осознает свою социальную роль, осознает особенности отношений между ним и обществом, начинает разбираться в нравственных оценках, осознавать свои действия и поступки. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то сейчас стала учеба — первая социально оцениваемая деятельность. В процессе учебной деятельности у младших школьников активно развиваются произвольная регуляция поведения,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

словесно-логическое мышление, творческое воображение, проявляется любознательность и познавательная активность. У детей 6-11 лет складываются интересы, потребности, которые становятся основой для развития творческого мышления в будущем.

Развитие творческого мышления у младших школьников — это процесс специфический. Отличительным признаком детской творческой деятельности является субъективная новизна продукта. «Открытие» ребенка для него самого может быть новым и необычным, но не может являться творчеством, так как выполняется по задуманному учителем плану. Ребенок может так же предложить решение, ранее известное, но которое он не копировал, а нашёл самостоятельно. Важно учесть и особенности возраста младших школьников: частично наглядный характер мышления, переход от непроизвольного к произвольному запоминанию, а также новообразования этого возраста — переход к опосредствованному, то есть осознанному и произвольному поведению, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении любым учебным предметом [3].

Ко всему прочему для развития творческих способностей учеников, учителю необходимо видеть личность в каждом ребенке. Первостепенная задача педагога — попытка развить творческие способности к тому, что нравится самому ребенку. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, хорошая предпосылка для творческого развития в период начального обучения. Успешность развития творческой активности зависит от того, насколько богатым и разнообразным был опыт ребенка [6].

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшей задачей развития творческого мышления младших школьников является обучение их умениям словесного описания способов решения задачи, рассказа о приемах работы, основных элементах задач, изображение и чтение ее графических изображений. Усвоить необходимый словарный запас для учащихся очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешнюю среду [4].

Практический опыт позволяет выделить наиболее эффективные приемы развития творческих способностей младших школьников: наличие разнообразных творческих упражнений и заданий в процессе обучения; привлечение учеников к коллективному выполнению заданий творческого характера; использование дидактических и сюжетно-ролевых игр и др.

Педагогами-практиками наиболее эффективными сферами развития творческих способностей младших школьников отмечаются искусство и художественная деятельность. Уроки музыки, технологии, изобразительного искусства, русского языка и литературного чтения в большей степени способствуют этому. Причем, учитывая возрастные особенности младших школьников, педагоги активно используют проведение уроков с применением разнообразных игровых ситуаций. На занятия к ребятам могут прийти герои любимых сказок, помогающие с выполнением различных заданий, которые отправятся вместе с детьми в путешествие в страну Знаний, Музыки и т.д.

Прием решения творческих задач так же требует от школьников поисковой активности, самостоятельности мышления. Например, игра с геометрическими фигурами (пластмассовыми, деревянными, или изготовленными вручную картонными). Учитель предлагает детям составить их них как можно больше разных изображений. Данное упражнение формирует у ребёнка такие качества, как продуктивность мышления и лёгкость ассоциирования. Или еще одна, игра-задача, предложенная психологом Дж. Гилфордом, найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету (камень, газета, мел и пр.). Интересным и эффективным для формирования творческого мышления у младших школьников, на наш взгляд, так же является задание, в котором детям нужно найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов (Колодец — паркет; бревно — коробка; облако — дверь; кукла — снег). Игры — способы и методы развития творческих способностей ребёнка, которыми в современном мире может воспользоваться каждый учитель.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Становление ребёнка как творческой личности возможно при применении нестандартных подходов к обучению, вовлечению его в разнообразные игры, внеклассные мероприятия и творческие вечера. В настоящее время разработано

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

множество творческих заданий, которые помогут ребёнку полностью раскрыть свой потенциал. Главной задачей современного педагога — воспитателя остаётся научить ребёнка творчески мыслить. Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2009.

2. Андреев, В.И. Жизнь как авантюра творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2010. — 188 с.

3. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников // В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, М.: Просвещение, 2008. — 196 с.

4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -240 с.

5. Троицкая И.Ю., Рогожина Е.Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования /И.Ю. Троицкая, Е.Н. Рогожина //Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Арзамас: АФ ННГУ, 2015. — С. 127-132.

© Троицкая И.Ю., Макарова Ю.В., Кузьмакова К.Н., 2016

Орлова Татьяна Александровна студентка ИГПИ им. П. П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО "ТюмГУ",

г. Ишим, РФ E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности самооценки у детей старшего подросткового возраста, теоретически и экспериментально обоснована эффективность реализации комплекса тренинговых занятий в формировании адекватной самооценки у детей данного возраста.

Самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, адекватная самооценка,

старший подростковый возраст, тренинг.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок [2, с. 23]. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Вообще, проблема личности подростка является одной из наиболее востребованных как в отечественной, так и в зарубежной психологии. К исследованию различных ее проявлений обращались ведущие отечественные и зарубежные ученые-психологи (Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, К. Юнг, Р.Б. Кеттелл, Г. Оллпорт и др.). При этом значительное внимание уделялось рассмотрению самооценки как важнейшего личностного образования.

Очень важно формировать у ребёнка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценить свои действия, так как это является основой самоконтроля и самооценки в жизни. От особенностей

cyberleninka.ru

Тест творческого мышления п. Торренса

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, — получить модель твор­ческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая — образное творческое мышление, третья — словесно-звуковое творче­ское мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных ва­риантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптиро­ванных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.

Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие «импро­визации» требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные дан­ные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмо­сферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обста­новке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

Оптимальный размер группы — 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтитель­ но индивидуальное тестирование.

Бремя выполнения фигурной формы теста — 30 минут, Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.

Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это при­водит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях — количества ответов.

Вербальное творческое мышление (методика П.Торренса)

Вербальный буклет «А»

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы полу­чился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его ис­пользовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени — сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти зада­ния позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых со­бытиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью ска­зать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?

Задание 1. Задай вопросы

Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к это­му и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик про­ставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взгля­нув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины

Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изоб­раженного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся стро­ить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия

Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображен­ного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки — слона (рис. 2). Приду­май, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки)

Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничи­вай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы

Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о кар­тонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопро­сы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возмож­ным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

studfiles.net

На нынешнем этапе развития техники и компьютерных технологий можно почти уверенно утверждать, что творческое мышление — это все те способы решения интеллектуальных задач, которые еще не освоены компьютером. Компьютер действует по заранее составленному алгоритму и раз за разом в похожих ситуациях будет действовать стандартным способом.

Предположим такую ситуацию. Человека и компьютер (точнее компьютерную программу) каждый день заставляют выполнять одно и то же действие, например сложить в уме числа от одного до тысячи и сообщить результат. Человек на следующий уже день пойдет на хитрость и сообщит сумму, которая получилась у него вчера. Если он не помнит это число, то сосчитает еще раз и больше не забудет. Компьютер же раз за разом будет осуществлять одну и ту же цепочку операций. Разумеется, хитрые программисты могут оснастить свою программу схожей возможностью: она будет просто хранить в своей базе данных соответствия «входное значение — выходное». И во второй раз уже не будет считать числа от одного до тысячи, эту сумму просто возьмет «из кэша». Но идем дальше. Пусть нашим испытуемым будет поставлена новая задача: например сосчитать сумму чисел от одного до девятисот. И человек, и машина примутся складывать эти числа. Потом будет до восьмисот, потом до 2000, потом до 1400 и т.д. Рано или поздно человек облегчит свою участь: он догадается, что сумму чисел от 1 до N, можно представить как (1+N)xN/2 (может быть, в этом ему еще помогут школьные уроки математики). Компьютер же продолжит считать все эти числа: 1+2=3, 3+3=6, 6+4=10, 10+5=15. Потом, правда, окажется, что эта формула работает только по отношению целых чисел, но и тут человек не растеряется: он от N отнимет единицу, а потом посчитает по своей формуле. В этом, в общем, и заключается вся суть творческого мышления человека: стараться выкрутиться из любой ситуации. Конечно, и компьютер можно научить считать по «хитрым формулам». Однако при каждом радикальном усложнении задачи программу придется переписывать, и это будет, скорее всего, творческим мышлением программиста, а не самой программы.

Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, в которой оказывается тем или иным образом человек. Эта проблемная ситуация в той или иной мере не удовлетворяет человека, и он тогда ставит в отношении ситуации определенную задачу. Эти задачи бывают трех видов:

— вопрос на понимание («Что это? Почему это? Как оно работает. «),

— изменение ситуации (решение проблемы в целом или какой-то ее части),

— целеполагание («Как я могу это использовать? Какие в отношении этого можно поставить тактические или стратегические задачи?»).

Человек, как установили критики бихевиоризма, не действует лишь рефлекторно по принципу «стимул — реакция». Ему недостаточно просто реагировать на изменения среды, он не решает лишь задачи второго рода (изменение ситуации). Еще он решает задачи на понимание и целеполагание, что делает его сообразительнее и непредсказуемее для окружающих.

Обычно человек плохо рефлексирует как и какого рода интеллектуальные задачи он сейчас решает. Это связано с тем, что обычно эти задачи весьма быстро сменяют друг друга.

Предположим, некто нашел в тумбочке своего стола толстую пачку денег. Сначала начнутся, очевидно, вопросы на понимание: «Как это сюда попало? Враги подкинули? Друзья? Может, просто кто-то перепутал. » Затем, скорее всего, последуют задачи на изменение ситуации: «Надо что-то делать с этой пачкой. Пойти поспрашивать чьи это деньги? Перепрятать? А куда. » Потом последуют задачи на целеполагание: «А что мне делать с этими деньгами? Купить жене (себе) шубу? А может вложить в акции? Или в отпуск съездить заграницу? Надо позвонить в турфирму. «

Жизнь человека состоит из бесконечной цепочки интеллектуальных задач, решение одной задачи порождает другую. И нет определенной последовательности в видах этих задач. В нашем примере это «понимание — изменение — целеполагание», но в других ситуациях всё может быть иначе.

Важная особенность любого творческого мышления — умение видеть альтернативы в интеллектуальных задачах и сознательный выбор одной из альтернатив. Если человек находит у себя в столе пачку денег и ему сразу ясно, как она сюда попала, то это означает одно из двух: или он на самом деле твердо это знает (может быть, кто-то обещал ему долг вернуть), или мышление его совсем не блещет оригинальностью, он привык думать по схемам (например «Бог послал»). То же самое можно сказать и про отсутствие альтернатив в изменении и целеполагании.

Человек с активным и гибким мышлением видит альтернативы там, где другие люди их могут не видеть, где другим все представляется само собой разумеющимся и очевидным. Хорошо известно, что собака облизывается при виде еды, но только И. П. Павлов увидел в этом проблему и, изучая ее, создал учение об условных рефлексах. Другой пример — множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только И. Ньютон задумался над этой проблемой и открыл гравитационное взаимодействие. До Ньютона рассуждали примерно так: «Вещи падают на землю, потому что падают, иначе быть не может. Бог решил, что вещи должны падать вниз, вот они и падают. » Ч. Дарвин, как и другие люди, наблюдал, что в природе выживает сильнейший, но только ему пришла в голову идея, что у этого обстоятельства могут быть далеко идущие последствия. Именно активное и гибкое мышление повышает вероятность того, что его обладатель сможет наткнуться на научное открытие, решить сложную производственную задачу или сделать правильный жизненный выбор.

Другое важное обстоятельство, связанное с видением альтернатив, это пребывание в постоянных сомнениях. Не ошибается и не сомневается лишь тот, кто ничего не делает и ни о чем не думает. Все остальные сомневаются, и часто эти сомнения носят весьма болезненный характер. Чем выше потребность в истине, в выходе из сложной ситуации, в постановке верной цели, тем болезненнее эти сомнения. Потребность в истине может быть не только у ученого, но и, например, у жены, которая подозревает мужа в измене, но найти доказательства того или обратного не в состоянии. А каковы муки юноши или девушки, которые выбирают себе профессию и вуз, в котором будут учиться, и тем самым решают судьбу всего остатка своей жизни, потому что так или иначе, но этот выбор очень важен! В некотором смысле творческое мышление — это не только интеллектуальный процесс или даже свойство личности, но еще и психическое состояние. И состояние довольно болезненное для многих людей. Поэтому вновь и вновь переживать «муки творчества» готовы далеко не все.

Важными особенностями творческого мышления являются аналитические и синтетические функции. При анализе человек разбивает задачу на множество подзадач. Человек с развитым творческим мышлением никогда не работает с проблемой целиком. Его способностей хватает на то, чтобы сначала получить много мелких подзадач, а потом, решив эти задачи, найти самую качественную и/или эффективную альтернативу.

Интересные эффекты в решении интеллектуальных задач иногда достигаются с помощью умелого манипулирования наглядностью и абстрактностью. Интеллектуальные задачи довольно четко делятся на наглядные (например при игре в «Тетрис») и абстрактные (то есть отвлеченные, например решение арифметической задачи). Соответственно мышление разделяется в общей психологии на наглядное и абстрактное. Наглядное иногда подразделяют на наглядно-действенное и наглядно-образное, а абстрактное называют абстрактно-логическим. Если у творчески мыслящего человека не получается решить в уме абстрактную задачу, то он может попробовать решить ее с помощью наглядных методов (нарисовать рисунок или схему, поманипулировать счетными палочками и т.д.). Соответственно и для наглядных задач можно попробовать использовать способы абстрактно-логического мышления (ввести и систематизировать понятия, продумать математические модели и т.д.).

Один из известнейших исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд рассматривал творческое мышление как синоним креативности. В своих работах он рассматривал креативность как способность человека к генерации чего-то нового, особенно в культурном аспекте: нового слова в живописи, музыке, литературе, технике, дизайне и т.п. Подняв планку для творческого мышления, Гилфорд изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:

1) оригинальность и необычность идей, стремление к интеллектуальной новизне;

2) семантическая гибкость (способность видеть объект под разными углами зрения);

3) образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны);

4) семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей).

Тема творческого мышления довольно активно исследуется многими специалистами. В ходе экспериментов было обнаружено, например, сильное влияние на творческое мышление сугубо личностных особенностей. Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон установили, что проявлению творчества мешает:

— склонность к конформизму,

— страх показаться глупым,

— страх критиковать как проявление сильной вежливости,

azps.ru

Методы развития творческого мышления и творческих способностей

Развитие творческого мышления лежит в основе формирования креативности. Это способность человека создавать новое, рождать оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблем. Согласитесь, очень полезное качество, и каждый бы хотел им обладать.

По убеждению большинства психологов, креативную личность отличают не столько способности в определенных видах деятельности (изобразительной, музыкальной, научной, педагогической и т. д.), сколько особое творческое мышление, которое необходимо развивать и активизировать в первую очередь.

Психология творческих способностей: основные принципы

Прежде чем рассматривать методы активизации творческого мышления, нужно сначала разобраться с его ролью в творческих способностях.

Психология творческих способностей – это сравнительно новая область знаний. Она в настоящее время успешно развивается, несмотря на совершенно парадоксальный факт: большинство ученых считают, что творческих способностей как таковых нет. Странно? В науке о развитии творческих способностей вообще много странного. На самом деле, все очень просто: у способностей к любой деятельности есть два уровня:

  1. Репродуктивный или воспроизводящий уровень. Он связан с освоением той или иной деятельности и выполнением заданий по образцу.
  2. Творческий уровень обеспечивает возможность создания нового, нахождения оригинальных решений и т. д. Для формирования этого уровня и необходимо развитие творческого мышления.
  3. Два уровня способностей

    Вот, например, музыкант, виртуозно исполняющий написанную композитором музыку, демонстрирует высокий, но репродуктивный уровень способностей, а сам композитор – творческий. Приготовление кулинарного шедевра по рецепту – репродуктивный уровень, а создание своего рецепта – творческий.

    Но развитие творческого мышления начинается в детстве, и это во многом спонтанный процесс, не зависящий от целенаправленного воспитания. Поэтому творческое мышление в латентном (спящем) виде есть почти у всех людей. А в любой деятельности, в той или иной степени, присутствует элемент творчества. Музыкант делает аранжировку музыки, написанной другим человеком, кулинар в уже готовый рецепт вносит свою собственную изюминку.

    Методы активизации творческого мышления: с чего начать

    Творческое мышление разные исследователи называют по-разному. Дж. Гилфорд говорил о нем, как о дивергентном, то есть «направленном в разные стороны», Э. де Боно называл это мышление нешаблонным, М. Вертгеймер – продуктивным, Я. А. Пономарев – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

    Развитие творческого мышления – необходимое условия успеха в любом виде деятельности. Но на этот процесс нужно время, а найти нужное решение проблемы бывает требуется быстро. В этом случае можно использовать методы активизации творческого мышления, ведь предрасположенность к творчеству есть практически у каждого человека.

    Основные виды активизации творческого мышления — типология

    В настоящее время разработаны разнообразные методы активизации и развития творческого мышления, которые можно разделить на несколько видов.

    Активизация творческого мышления

    1. Психологические методы. Они призваны пробудить скрытые, латентные творческие способности, имеющиеся у всех людей. К наиболее известным психологическим приемам относятся ассоциативные методы активизации творческого мышления. Они основаны на возникновении спонтанных связей с имеющейся в памяти информацией и образовании новых образов. Например, В. И. Суриков нашел «подсказку» для образа боярыни Морозовой в силуэте вороны, сидящей на снегу.
    2. Инструментальные методы. Если психологические приемы не только активизируют, но и обеспечивают развитие творческого мышления, то второй вид – это только инструменты, готовые «рецепты», позволяющие не развить творческое мышление, а найти оригинальное решение поставленной задачи. Таких методов очень много: отечественная ТРИЗ Г. Альтшуллера; метод морфологического анализа Ф. Цвикки; «Бином фантазии» Дж. Родари; «Решетка идей» Р. Вона и многие другие.
    3. Коллективные методы активизации творческого мышления. Давно замечено, что легче всего рождаются новые идеи в процессе их обсуждения с другими людьми. Да и развитие творческого мышления более эффективно в группе. Самым известным из групповых методов активизации творческого мышления является брейнстормиг или мозговой штурм.

    Использование любых методов активизации творческого мышления оказывает благотворное воздействие и на развитие творческих способностей, и на состояние психики в целом: повышается эмоциональный тонус, возникает чувство уверенности в себе и растет самооценка.

    evio-club.com

    Самооценка творческого потенциала личности

    Инструкция. Просим вас дать свои ответы на предложенные вопросы. Для этого в

    бланке ответов рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.

    1.Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен?

    в) да, но только кое в чем.

    2.Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях

    а) да, в большинстве случаев;

    в) да, в некоторых случаях.

    3.Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей вызовут значительный прогресс в

    той сфере деятельности, которую вы выбрали?

    б) откуда у меня могут быть такие идеи;

    в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.

    4.Считаете ли вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете

    что-то принципиально изменить?

    б) очень маловероятно;

    5.Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли вы в том, что дело получится?

    б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

    в) чаще уверен, чем не уверен.

    6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, в

    котором в данный момент вы некомпетентны, то есть совершенно его не знаете?

    а) да, все неизвестное привлекает меня;

    в) все зависит от самого дела и обстоятельств.

    7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание

    добиться в нем совершенства?

    б) что получается, то хорошо;

    в) если это не очень трудно, то да.

    8.Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

    б) нет, надо учиться самому главному;

    в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.

    9.Если вы терпите неудачу,

    а) то какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

    б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите нереальность;

    в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость

    10.Профессию нужно выбирать исходя из:

    а)своих возможностей и перспектив для себя;

    б)стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

    в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.

    11.Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже

    в) если местность понравилась и запомнилась, то да.

    12.Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что говорилось во время

    в) вспомню все, что мне интересно.

    13.Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы его повторить по

    слогам без ошибок, даже не зная его значения?

    в)повторю, но не совсем правильно,

    14.В свободное время вы предпочитаете:

    а) остаться наедине, поразмышлять;

    б) находиться в компании;

    в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.

    15.Если вы занимаетесь каким-то делом, то решаете прекратить его только тогда:

    а) когда дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

    б) когда вы более-менее довольны выполненным;

    в> когда дело кажется сделанным, хотя его еще можно сделать лучше. Но зачем?

    16.Когда вы одни, то вы:

    а) любите мечтать о каких-то, возможно, абстрактных вещах;

    б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

    в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.

    17.Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

    а) независимо от того, где и с кем находитесь;

    б) только наедине;

    в) только там, где тишина.

    18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:

    а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам

    б) останетесь при своем мнении, если сопротивление окажется слишком сильным.

    Начисляется по 3 балла за ответ «а», по1 баллу за ответ «б», по 2 балла за

    ответ «в». Подсчитывается общая сумма баллов.

    48 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который

    предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы сможете

    реализовать свои способности, то вам доступны самые разнообразные формы

    24 — 47 баллов. У вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть

    и барьеры. Самый опасный — это страх, особенно если вы ориентированы только на

    успех. Боязнь неудачи сковывает ваше воображение — основу творчества. Страх

    может быть и социальным -страх общественного осуждения. Любая новая идея

    проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания окружающими. Боязнь

    осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства

    сковывают вашу творческую активность, приводят к деструкции вашей творческой

    23 и менее баллов. Вы просто недооцениваете себя. Отсутствие веры в свои

    силы приводит вас к мысли, что вы не способны к творчеству, поиску нового.

    1.2.15. Оценка уровня творческого потенциала личности

    Назначение. Методика позволяет определить самооценку личностных качеств либо

    частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого

    Инструкция, По 9-балльной шкале оцените каждое из 18 утверждений. Выбранную

    оценку обведите кружочком.

    № Вопросы теста Шкала оценок 1 Как часто начатое дело вам удается довести до

    логического конца? 1, 2, 3,4, 5, 6, 7,8,9 2 Если всех людей мысленно разделить

    на логиков и эвристиков, то есть генераторов идей, то в какой степени вы

    являетесь генератором идей? 1,2,3,4,5,6,7,8,9 3 В какой степени вы относите

    себя к людям решительным? 1,2,3,4,5,6,7,8,9 4 В какой степени ваш конечный

    «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла? 1,

    2,3,4,5,6,7,8,9 5 Насколько вы способны проявить требовательность и

    настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили обещанное? 1,2,

    3,4,5,6,7,8,9 6 Как часто вам приходится выступать с критическими сведениями в

    чей-либо адрес? 1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8,9 7 Как часто решение возникающих у вас

    проблем зависит от вашей энергии и напористости? 1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8,9

    8 Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши

    инициативы и предложения? (1 балл — около 10%) 1,2,3,4,5,6,7,8,99 Как часто у

    вас бывает оптимистичное и веселое настроение? 1,2,3.4,5,6,7,8,910 Если все

    проблемы, которые вам приходилось решать за последний год, условно разделить на

    теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических? 1,

    43,4,5,8,7,8,9 11 Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы,

    убеждения? 1,2,3,4,5,6,7,8,9 12 В какой степени ваша общительность,

    коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем? 1,2,3,

    4,5,6,7,8,913 Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность

    за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на

    себя? 1,2,3,4,5,6,7,8,9 14 Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты

    удавалось воплощать в жизнь? 1,2,3,4,5,6,7,8,9 15 Как часто вам удается,

    проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих

    соперников по работе или учебе? 1,2,3,4,5,6,7,8,916 Как много людей среди ваших

    друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным? 1,

    2, 3,4, 5, 6. 7, 8,9 17 Как часто вам в жизни приходилось предпринимать нечто

    такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как

    принципиально новое дело? 1,2,3,4,5,6,7,8,9 18 Как часто вам приходилось

    коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые

    подходы в решении старых проблем? 1,2,3.4,5,6,7,8,9

    Обработка и интерпретация результатов

    На основе суммарного числа набранных баллов определите уровень вашего

    Сумма баллов Уровень творческого потенциала личности

    18-39 Очень низкий уровень

    ым образом реформировать свою жизнь или находить

    принципиально новые подходы в решении старых пр

    55-69 Ниже среднего

    70-84 Чуть ниже среднего

    100-114 Чуть выше среднего

    115-129 Выше среднего

    130-142 Высокий уровень

    143-162 Очень высокий уровень

    Таблица 1 Критерии, используемые при проведении результатов тестирования

    Фигура Количество баллов Вид рисунка 1 0 Абстрактный узор, лицо, голова

    человека, очки, птица, чайка.

    1 Брови, глаза, волна, море, норда животного, облако туча, сердце, сова, цветок,

    яблоко, человек, собака.

    2 Все остальные менее стандартные и оригинальные рисунки.

    2 0 Абстрактный узор, дерево, рогатка, цветок.

    1 Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек.

    3 0 Абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человека, лодка, корабль,

    1 Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели, морда

    животного, колеса, лук и стрелы, рыба, станки, цветы.

    4 0 Абстрактный узор, волна, море, змея, хвост, вопросительный знак.

    1 Кошка, кресло, стул, ложка, мышь, гусеница, червяк, очки, ракушка, гусь,

    лебедь, цветок, трубка для курения

    5 0 Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо человека, зонт.

    1 Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук и стрелы,

    овраг, яма, рыба, яйцо.

    2 Все остальные более оригинальные рисунки.

    6 0 Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека.

    1 Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек, цветок.

    7 0 Абстрактный узор, машина, ключ, серп.

    1 Гриб, черпак, ковш, линза, лицо человека, молоток, очки, самокат, серп и

    молот, теннисная ракетка.

    8 0 Абстрактный узор, девочка, женщина, глаза и тело человека.

    1 Буква, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, цветок, щит.

    9 0 Абстрактный узор, холм, горы, буква, уши животного.

    1 Верблюд, волк, кошка, лиса, лицо человека, собака, человек, фигура.

    2 Все ктальные более оригинальные рисунки.

    баллов Вид рисунка

    10 0 Абстрактный узор, гусь, утка, дерево, лицо человека, лиса. 1 Буратино,

    девочка, птица, цифра, человек, фигура. 2 Все остальные более оригинальные

    Таблица 2 показатели нормы креативности для разных возрастных групп

    Группа Норма креативности в баллах Средней показатель норм Учащиеся 4-8-х

    классов 5-13 9,6 Учащиеся 9-1 1-х классов 7-14 10,6 Студенты и взрослые 6-14 10,

    55 Баллы ниже нормы свидетельствуют о низком уровне креативности, выше — о

    1.Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1994.

    2.Болотова А.К., Маркова И. В. Прикладная психология. — М., 2001.

    3.Бубнова С. С. Методика диагностики ценностных ориентации личности. — М., 1995.

    4.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.

    5.Козлов В. В. Психологический практикум для студентов по специальности

    «Социальная работа*. — Ярославль, 1999.

    6.Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е, Семенова. -Л.,

    7.Методики социально-психологического исследования личности и малых групп / Сб.

    научных трудов под.ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Журавлевой. — М., 1995.

    8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред.

    Д. Я. Райгородского. -Самара, 1998.

    9.Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М.

    Борисовой. — М., 2000.

    10.Романова Е. С., Усэнова 0. И., Потемкина 0. Ф. Психологическая диагностика

    развития школьников в

    норме и патологии. — М., 1990.

    11.Социальная психология личности. Учебное пособие / Под ред. В. А, Лабунской.

    12. Фетискин Н. П., Миронова!. И. Социально-психологическая диагностика

    cyberpedia.su

    Тест творческого мышления П. Торренса [63]

    Тест творческого мышления П. Торренса [63]

    Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5–6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 1720 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, – получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.

    Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая – образное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление.

    Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

    Подготовка к тестированию

    1. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие «импровизации» в инструкциях требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные данные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

    2. Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обстановке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

    3. Оптимальный размер группы – 15–35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10–15 человек, а для дошкольников предпочтительно индивидуальное тестирование.

    4. Время выполнения фигурной формы теста – 30 минут. Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

    5. Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.

    Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это приводит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях – количества ответов.

    Вербальное творческое мышление

    Вербальный буклет «А»

    Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы получился интересный рассказ-картинка.

    Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени – сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

    Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти задания позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых событиях, их причинах и последствиях.

    Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью сказать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?

    Задание 1. Задай вопросы Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к этому и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик проставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взглянув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

    Задание 2. Отгадай причины Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изображенного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся строить догадки.

    Задание 3. Отгадай последствия Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображенного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

    Задание 4. Результаты усовершенствования

    Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки – слона (рис. 2). Придумай, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

    Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки) Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничивай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

    Задание 6. Необычные вопросы Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о картонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопросы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

    Задание 7. Давайте представим

    Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возможным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

    Изобразительное творческое мышление

    Построение образа на основе графического стимула Невербальный буклет «А»

    Субтест 1. Нарисуй картинку

    Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные карандаши.

    Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.

    С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам больше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина.

    Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.

    Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю.

    Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

    Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.

    Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5).

    Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (Если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу.

    Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий – где угодно.

    Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

    По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.

    Словесно-звуковое творческое мышление

    Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи.

    В первом тесте – «Звук и образы» – используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естественные, синтетические и музыкальные звуки).

    Второй тест – «Звукоподражание и образы» – содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естественные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации, интонационные комплексы, смоделированные на синтезаторе.

    В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что похож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.

    Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.

    psy.wikireading.ru