Самооценка что формирует личность

Тест Самооценки М. Соренсен

Самооценка — это феноменальное и загадочное человеческое свойство, возникающее и бессознательно формирующееся в процессе взросления и формирования личности. Она характеризует собственное восприятие человеком самого себя, своих качеств, возможностей, своего места среди других людей, своей полезности и ценности.

Здоровая самооценка проявляется в Чувстве собственного достоинства. Именно самооценка выступает основным регулятором взаимоотношений человека с другими людьми, его поведения, устремлений, его выбора и решений. .

Здоровая, адекватная Самооценка — один из основных показателей зрелой личности. Но она не складывается сама по себе, а зависит от множества различных факторов, большинство из которых закладываются еще в раннем детстве — в семье, школе.

Что такое Низкая самооценка?

К сожалению далеко не всегда взрослые — учителя, да и родители уделяют должное внимание состоянию самооценки ребенка, учитывают ее в своих взаимоотношениях с ним. При этом большинство родителей искренне стараются быть хорошими родителями, но, к сожалению, часто полагаются на опыт собственного детства и свою интуицию. При этом многие из них просто повторяют ошибки собственных родителей.

В результате у человека может сформироваться недоверие к собственным силам и возможностям, тревожность, нерешительность, зависимость от внешних оценок и чужих мнений. Такую самооценку принято считать заниженной.

Заниженная самооценка — это не альтернативное значение ее завышенному уровню, как это может показаться на первый взгляд, а сложный устойчивый симптомокомплекс, негативно влияющий на здоровье и жизнь человека.

Вот некоторые симптомы, позволяющие предположить наличие низкой самооценки:

— В вашем поведении есть признаки «обреченного поведения»;

— Вы склонны доверять не тем людям или, уступая им, делать неправильный выбор;

— Вы не удовлетворены своими отношениями с другими людьми;

— Вы считаете себя чрезмерно чувствитель(ным/ой) ;

— Вы часто чувствуете подавленность, обреченность, или отчаяние;

— Вы чувствуете тревожность и беспокойство в новых, незнакомых ситуациях;

— Вы опасаетесь, что не сможете ответить на заданный вопрос, или правильно поступить в возникшей ситуации;

— Вы чувствуете, что вам не хватает уверенности и сноровки, чтобы делать то, что большинство других людей делает без усилий;

— Вы чувствуете себя скованно, дискомфортно в присутствии других людей;

— Вы склонны воздерживаться от публичного высказывания своего мнения, даже в кругу близких друзей и знакомых;

— Вы чувствуете себя несчастным, обделенным;

— Вы часто сравниваете себя с другими, чтобы оценить свой успех или отношение к вам;

— Вы часто чувствуете себя неуверенно и небезопасно.

Д-р Мэрилин Соренсен о Низкой самооценке

Она пишет: «Низкая самооценка является результатом иррационального, предвзятого и искаженного представления о себе, которое затрагивает интерпретации, восприятие, выводы и убеждения данного лица о самом себе в сравнении с другими. Низкая самооценка проявляется в очень критическом отношении к себе, неуверенности и трудности в принятии решений».

Подобное мышление формирует эмоции и чувства, заставляющие человека испытывать сомнения и тревоги, беспокойство и страх в новых, незнакомых ситуациях результатов которых он не может предвидеть. Например, человек ходит на работу, которую он ненавидит, или продолжает отношения, которые являются разрушительными, потому что он сомневается в своей способности изменить что-либо к лучшему.

Боясь выглядеть глупо, человек может стремиться избегать нового опыта, новых отношений и, тем самым, препятствует собственному росту и развитию.

В результате этого страха и тревоги человека с низкой самооценкой будут преследовать приступы тревоги и паники, которые являются атаками на его самооценку, побуждая его к мыслям о том, что он, наверное, сделал или сказал что-то неуместное, чего бы никто другой не сказал, или не сделал.

Когда люди с низкой самооценкой считают, что они неадекватны и неприятны для других, или недостойны и непривлекательны, или некомпетентны, то они могут отказываться от новых возможностей и соглашаться на меньшее, чем они заслуживают, могут отказаться от мечты, утратить цели, продолжают поддерживать вредные и бесполезные отношения, и жить с обреченностью приговоренного узника на протяжении многих лет, или всей жизни.

Люди с низкой самооценкой считают, что другие видят их недостатки и промахи, и поэтому относятся к ним критично. Например, если женщина с низкой самооценкой считает, что ее волосы в беспорядке, то она будет убеждена, что все окружающие видят это и думают так же. Или, если человек считает себя непривлекательным, он будет уверен, что и другие не воспринимают его иначе.

Когда и как формируется низкая самооценка?

Низкая самооценка формируется в детстве, когда человек еще только формирует первоначальное представление о себе, как человеке. Этот процесс начинается с рождения и может продолжаться до 8-ми, или 12-ти лет.

Низкая самооценка образуется в результате раннего опыта ребенка. Если ребенок окружен любовью и заботой, поддержкой и помощью родителей, получает позитивное внимание, обучается полезным навыкам, пользуется соразмерной с возрастом свободой выбора, чувствует свою значимость и ценность в семье, взаимодействует с родителями и другими людьми, то он, скорее всего, приобретет здоровую самооценку.

Напротив, если с ребенком обращаются плохо, жестко дисциплинируют, чрезмерно критикуют, подавляют, высмеивают, унижают, лишают поддержки, оставляют одного на длительное время, то он, почти наверняка, его самооценка будет низкой.

Другими факторами, которые могут негативно влиять на развитие самооценки, являются вербальное, сексуальное, эмоциональное и физическое насилие, глубокие эмоциональные переживания, болезнь ребенка или родителя, препятствующая естественному развитию ребенка.

Вот некоторые условия, препятствующие формированию здоровой самооценки ребенка:

— Родители отказались от ребенка;

— Ребенок растет с осознанием своей незначительности и некомпетентности;

— Игнорируются чувства ребенка;

— Ребенок подвергается унижению, принуждению, или насилию;

— Основные потребности ребенка не находят удовлетворения;

— Ребенок подвергается чрезмерной критике, или насмешкам;

— Ребенок испытывает недостаток поддержки, ободрения, или помощи;

— Ребенок, или кто-то из его ближайшего окружения, тяжело болен;

— Ребенок часто остается один на длительное время;

— Ребенок не обучен основным жизненным навыкам;

— Ребенок никогда не слышал слов: "Я тебя люблю!"

— Ребенок редко слышит похвалу за достижения.

Кто страдает от низкой самооценки?

Низкая самооценка является серьезным расстройством, затрагивающим миллионы людей, разрушающим отношения, парализующим страхом невозможности достижения полноценной жизни, обделяющим и опустошающим жизнь.

Низкая самооценка часто рассматривается как женская проблема, но это не так. И мужчины, и женщины страдают от низкой самооценки. Многие мужчины, как и женщины, страдают от низкой самооценки, но не решаются в этом признаться.

Низкая самооценка поражает людей независимо от их возраста, этнической культуры и национальности, профессии, религии, благосостояния, политических взглядов, или образования. Общее количество людей, страдающих от низкой самооценки, неуклонно возрастает, и большинство этих людей не получает необходимого лечения.

Как лечить низкую самооценку?

К сожалению, врачей не учат значению низкой самооценки, ее влиянию на здоровье и жизнь человека.

Человек не может просто "поднять" свою самооценку и превратить ее в здоровую. Для этого человек должен изменить свой привычный и устоявшийся взгляд на самого себя, он должен трансформировать свое мышление и свое отношение к окружающему миру, что является очень не простой задачей, где невозможно обойтись без внешней помощи..

К сожалению многие люди даже не знают о существовании такого расстройства, или недооценивают его влияния и последствий, как и большинство терапевтов, которые дезинформированы о низкой самооценке и не учитывают ее присутствия, и поэтому не могут эффективно помочь пациенту.

д-р Соренсен считает, что низкая самооценка, должна быть включена в руководства по диагностике болезней, которыми пользуются врачи для определения диагнозов. Вместо этого низкая самооценка приводится лишь в качестве симптомов более чем 30-ти заболеваний, которые д-р Соренсен считает в большинстве случаев вторичными. Она утверждает, что низкая самооценка является расстройством, а не симптомом.

Можно ли определить низкую самооценку другого человека?

Нельзя с уверенностью сказать, что у того, или иного человека низкая самооценка, потому что многие люди, имеющие низкую самооценку, научились умело скрывать свои чувства и контролировать их, демонстрируя совсем не то, что они чувствуют в действительности. Такая мимикрия помогает им маскироваться и защищать свое реальное эмоциональное состояние. «В самом деле, многие очень успешные в карьере люди, занимающие ответственные посты в действительности страдают от низкой самооценки, но только их близкие догадываются об этом», — утверждает д-р М. Соренсен.

Как измерить свою самооценку?

Идея тестирования собственной Самооценки кому-то может показаться немного странной, поскольку большинство людей считают, что они и так все про себя знают. Кроме того, люди с низкой Самооценкой догадываются, что у них есть некоторые проблема, а лишнее тому подтверждение не имеет смысла.

Вместе с тем, даже если у вас есть довольно хорошее представление об уровне вашей самооценки, выполнение теста может оказаться вам полезным по целому ряду причин:

— Это позволит вам измерить уровень вашей Самооценки и зафиксировать условную «точку отсчета», относительно которой сможете измерять прогресс, периодически повторяя данный тест

— Это покажет ваши сильные и слабые стороны, что может оказаться весьма полезным в вашей работе над собой и в принятии важных решений..

— Это может придать вам уверенности, поскольку знание и подтверждение собственных преимуществ- это отличный способ дальнейшего личностного роста.

Воспользуйтесь интерактивным Тестом Самооценки Соренсен на этой странице. Скачайте его и откройте на своем компьютере. Так никто не сможет узнать ваши ответы.

www.xn--80aim3aeec.xn--p1ai

Низкая самооценка у ребенка. Борьба за личность!

Дети это наше отражение. И не смотря на это, индивидуальности им не занимать. Часто они могут отличаться от нас именно в том, в чем мы бы хотели иметь сходство. В процессе взросления существует несколько периодов, когда дети ведут себя нетипично, странно, непонятно для родителей. В такие минуты папы и мамы озадачены поведением своих чад, они ломают голову над своими собственными ошибками в адрес своих детей, предполагая, что проблема заключается в неправильном воспитании.

Действительно, бывает и такое, когда воспитательный процесс далек от подобающего, и как результат у детей психологические травмы и неверное восприятие себя в мире или мира в себе. Но чаще всего, странные периоды детского и подросткового возраста находят свое объяснение именно в переходном возрасте. Обществу, не посвященному в специализированные научные факты и теории, этот период знаком как скачек из возраста ребенка в возраст подростка, именно к 13-15 годам. Очень часто именно с этим нежным возрастом ассоциируется такая проблема, как низкая самооценка у ребенка. И вот когда наступает момент осознания родителями этой проблемы у своего чада, тут уж главное не исключать никакие причины, до полного выяснения ситуации. Переходный возраст дело не шуточное.

Низкая самооценка у ребенка. Борьба за личность!

Что самое ценное в жизни у человека?! Конечно, семья. Материальные ценности сегодня есть, а завтра их нет. Самое главное богатство в жизни это близкие люди, которые окружают нас на протяжении всей жизни. И вот именно в семье, зарождается юная личность. Когда у родителей двое или трое детей, между ними всегда существует некая конкуренция. Как следствие возможная низкая самооценка на фоне более успешных, идеальных, востребованных братьев или сестер. Не допустить эту детскую травму в силах, как родителей, так и других членов семьи. Общение и внимание в необходимом количестве по отношению к ребенку, это главное доказательство его значимости и индивидуальности для всей семьи.

Наверняка, все мы замечаем, на примерах развития других детей, как на них отражается любовь и забота близких людей. Если отец это не только вечерний персонаж «ПапаТут», но и пример для подражания; мама не только сторож, вечно контролирующий хорошую успеваемость, но и заботливый и внимательный друг; а бабушка это самый идеальный сообщник для секретных дел – то и ребенок имеет все шансы на сильный характер и успешную судьбу. В семье, где ребенок окружен любовь и уверенностью в собственной нужности и значимости, нет места для низкой самооценки и комплексов.

При первых же звоночках, указывающих на внешнее давление на ребенка, следует предпринимать решительные меры. Детский сад и школа это учреждения, в которых человек впервые может узнать, что такое социум, и прочувствовать на себе его влияние и давление. Одногодки, или просто дети, по неволе или специально, могут иметь влияние и давление на вашего ребенка. Низкая самооценка, комплексы всякого рода, а также страхи могут очень быстро возникнуть в голове подростка, а вот избавится от них, будет намного сложнее. Детей нужно воспитывать не только в семье, но и знать обо всем происходящем с ними вне стен дома. Будьте внимательны к любым рассказам, эмоциям или переменам настроения вашего ребенка, ни в коем случае не недооценивайте серьезность какой либо темы или переживания.

Что формирует наше сознание? Наш образ жизни и люди, которые нас окружают! У детей в этом плане все так же, как и у взрослых. Если вы хотите видеть своего ребенка успешным и амбициозным человеком, то хорошенечко поработайте над его теперешним и настоящим. Займите все его свободное время интересными хобби. Спорт, наука, развлечения, все это позволит ребенку общаться с такими же детьми, стремящимися к добрым, светлым и полезным познаниям. Излишнее свободное время в безделье не дадут ребенку никакой пользы, и тем более не подарят возможность открыть себя в чем-то индивидуальном, интересном и высокоинтеллектуальном. Умные, всеобще развитые люди всегда заняты делом, дети не исключение. Пусть ваш ребенок найдет себе друзей на секции карате или бальных танцев. Когда ребенку есть чем гордиться, есть в чем себя проявить и что показать, это будет способствовать его высокой самооценке.

xvatit.com

I. САМОСОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Понятие о внутренней позиции школьника. Определенный уровень развития самосознания в дошкольном возрасте—один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. До­школьник осознает себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т. е. у него появляется пере­живание себя как существа социального. Этот уровень разви­тия самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования—внутренней позиции школьника .(Л.. И. Божович). Стремление к позиции школьни­ка характеризует личность ребенка в целом, определяя его по­ведение, деятельность и систему отношений к действительности и самому себе.

На пороге школьной жизни у дошкольника возникает стрем­ление удовлетворить свои возросшие потребности не в игровом, воображаемом, а в реальном плане. Таким реальным планом .для него становится обучение в школе.

Развитие самопознания’младших школьников. Самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличив от игровой, является целенаправленной, результатив­ной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающи­ми и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит н его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятель­ности, ребенок познает себя, у него складываются представле­ния о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, на­выки саморегуляцин.

Представления о себе—основа самооценки младших школь­ников. Исследования показали, что представления о себе тесно связаны с отношением к себе, т. е. с самооценкой. Было выяв­лено три группы детей по степени сформированности унихпредставлений о себе.

К первой группе относятся учащиеся, у которых пред­ставление о себе относительно адекватно и устойчиво. В содер­жание представлений входят многие, а главное, сложные и обобщенные качества личности. .Дети этой группы характери­зуются умением анализировать свои поступки, вычленятьихмотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориен­тируются на знании о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Вторая группа учащихся характеризуется тем, что пред­ставления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Число осознаваемых ими собственных качеств мало. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Кроме того, они требуют особого руководства по формированию навыков само­контроля.

Для третьей группы учащихся характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления загля­нуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустой­чиво, самооценка неадекватная, т. е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности и силы.

Представления о себе в младшем школьном возрасте фор­мируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школь­ники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Про-

исходит обогащение психологического словаря, оценки и само­оценки дифференцируются.

Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку (теперь уже не только «черно-белую»).

В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах, появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к опре­деленной группе, полу, вычленить свои индивидуальные каче­ства, свое отличие от остальных.

Особенно большое влияние на развитие самопознания ока­зывает школьная оценка успеваемости. Изучение мотивов по­лучения оценок у учащихся I—III классов показало, что эти мотивы могут быть внешними («Хочу, чтобы ставили оценки. Мама посмотрит, что 5 или 4, и пустит гулять»,—говорит пер­воклассник. «Хочу, чтобы ставили оценки, потому что, когда я получаю пятерку, мама и бабушка радуются и говорят:

«Какой ты у нас хороший!»—объясняет второклассник) и внутренними («Я хочу, чтобы были оценки, потому что мне ин­тересно знать, что я заслужил — пятерку или двойку», — пишет третьеклассник). Внешние мотивы обнаруживают стремление детей к тому, чтобы обеспечить себе хорошее отношение со стороны близких. Эти мотивы характерны для учащихся пер­вых и вторых классов. Учащиеся третьих и четвертых классов хотят получать оценки не толы<о для того, чтобы порадовать маму или бабушку и обеспечить их хорошее отношение к себе, но и для того, чтобы самому иметь более четкое представле­ние о своих успехах и о пробелах в знаниях.

Этот переход от внешних мотивов к внутренним свидетель­ствует о возрастающей потребности ребенка в познании самого себя, потребности иметь более достоверное представление о са­мом себе. Учителю следует всячески поддерживать такую внут­реннюю мотивацию.

Особенности самооценки младших школьников. Исследова­ния показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сюрону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется краппе редко.’ Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю пози­цию личности, становится мотивом поведения, влияет на фор­мирование определенных качеств личности.

Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бод­ры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они

обычно с интересом и самостоятельно ‘ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возмож­ностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или беруг задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснован­ными и менее категоричными.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются актив­ностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде дея­тельности.

Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это—оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возмож­ностей и способностей.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школь­ников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не ме­няя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем,Ч10 все равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоцени­вают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко прояв­ляется в их планах на будущее.

«Через 15 лет мне будет уже 25 лет. Я очень бы хотела быть учительницей. Приходить по утрам в класс, давать дик­танты, сочинения, а вечером проверять тетради. (Пауза.) Мне хочется быть доброй и отзывчивой, но я не буду такой, потому что грублю старшим, не помогаю по дому. Мне хочется быть внимательной и доброй, но я не могу. Внутри у меня что-то плохое. Думаю хорошо, а делаю плохо. Как будто назло. Мне жалко маму, я иногда, когда нагрублю ей, плачу и ненавижу себя, а потом опять поступаю плохо. В школе у меня подруг нет. Когда меня вызывают, то краснею и бледнею, хотя уроч знаю, но все равно волнуюсь. Поэтому я не знаю, сумею ли быть учительницей»,.— говорит третьеклассница. Учится девоч­ка хорошо. Однако как неуверенно, с какими мучительными сомнениями, колебаниями она говорит о своем настоящем, а тем более о будущем!

Характерной особенностью детей с заниженной самооцен­кой является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нор­мальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех

своих начинаниях и делах они ждут только неудачи.Очень ра­нимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки.

Сосредоточенность на себе, собственных 1рудностях, неуспе­хах затрудняет их общение с детьми и взрослыми. И в то же время Э1И деги очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Педагогу можно рекомендовать следующий подход к таким детям. Следует прежде всего переключить их внимание с са­мого себя на дело. Сначала можно использовать прием гаран­тированного успеха в тон сфере, в которой ребенок чувствует себя более уверенно. Это наиболее эффективно во внеклассной работе, где страх неудачи не так уж силен, а удача видна все­му коллективу. Кроме того, внеклассная работа позволяет не­явно для ребенка организовать специальную деятельность именно вокруг его интереса, обеспечив ему тем самым высокий статус в этой деятельности. В дальнейшем, по мере роста уве­ренности в себе, этот статус будет «работать» на ребенка и в других сферах, повышая его самооценку. Полезно также орга­низовать специальные кружки по обучению школьников спосо­бам общения*.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои воз­можности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно нс по силам. После неус­пеха продолжают настаивать па своем или тут же переключа­ются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижно­сти. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.

Если младшему школьнику (I, II класс), который обычно получает хорошие отметки, но переоценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству рабо­ту, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в ра­боте другого найдет массу недостатков: «Он эту букву непра­вильно написал. Он вышел за строчку. Здесь у него исправ­ление. Он не очень аккуратно написал, не старался» и т. п.

Основной акцент в планах на будущее эти дети делают на внешней стороне деятельности.

«Я представляю себя высоким, ростом в два метра Я буду широко­плечим. Я сконструирую новую машину п полечу со своим другом на Марс. Мы с ним сделаем планетоход п будем ездить на нем по Марсу и фото­графировать все Потом мы прилетим обратно. О нас будут писать в га­зетах и возле будут наши портреты» (I класс).

«Я буду высокая, стройная, умная девушка. Я буд) учиться в теат­ральном институте, а когда закончу институт, то буду играть в театре. А еще я буду поэтессой. У меня \’же сейчас есть рифмы Мне очень нра­вится быть актрисой и поэтессой Я еще и рисую Один раз я нарисовала та­кую красивую бабочку (в действительности, как внясчплось. она рисовать не умеет: хорошо рисует ее подруга), и мама сказала, что я буду ч’дож-

‘ Более подробно см в кн.: Аникеева Ч. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.

ницей. Это очень хорошо. У меня тогда будут картины, и я буду устраи­вать выставки. Все придут и будут удивляться, а в особенности мои по­други, которые сейчас со мной учатся. Они вспомнят, что я с ними учи­лась» (II класс).

Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуве­ренность—эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

Исследование Л. С. Славиной’ показало, что устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень при­тязаний. При этом у младшего школьника возникает потреб­ность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Если уровень притязаний не может быть удовлетворен, так как расходится с возможностями ребенка, то у него возникают острые аффективные переживания, вызывающие некоторые от­рицательные формы поведения: упрямство, негативизм, обидчи­вость, агрессивность и пр.

Экспериментальная перестройка неадекватной самооценки обнаружила, что высокая неадекватная самооценка сопротив­ляется перестройке и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает в свое сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоя­тельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неус­пех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку (например, дома) или когда он обладает какими-то способно­стями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.

Если у ребенка не успела возникнуть устойчивая завышен­ная самооценка, если в процессе изучения детей выяснились источники, породившие и поддерживающие неадекватную само­оценку ребенка, то самооценку удается изменить, сняв одно­временно и аффективные переживания, и привести поведение к норме 2 .

Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе об­щения, самооценка младшего школьника может стать устой­чивым свойством личности и оказывать влияние на возникно­вение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ре­бенка.

Учебная деятельность и формирование самооценки. Доми­нирующая роль учебнои_ деятельности,__в формигюв а нии^само оценки определяется тем, что’именно она"(учебная"

деятель-ность) ‘ формирует предпосылки отвлеченного теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии. До

‘ См.: Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. * Си. характеристику Жени в указанной книге Л. С. Славиной.

овладения научными понятиями дети сознательно обобщают лишь наглядные данные, непосредственно воспринимаемые при­знаки предмета и не умеют сопоставлять и обобщать свои суж­дения о нем.

Развитие понятийных форм мышления обусловливает воз­никновение к концу младшего школьного возраста способности школьника к самонаблюдению, к анализу и соотнесению с предметной ситуацией своих собственных способов деятель­ности.

Все дети считают, что они могут лучше учиться, что им про­сто не удается реализовать свои возможности в учении Одна­ко только в III классе дети осознают, что, кроме внешних об­стоятельств, существуют еще и внутренние, связанные с особенностями их личности, причины, которые этому препят­ствуют.

Учебная деятельность^ как общественно оцениваемая, домн-дирует в формировании самооценки. Оценивая знания, учитель Оля о-в р ем е н н о оценивает личность, ее возчожности и ме-‘сто_ср_едч других. __ Именно так воспринимаются оценки детьми. ‘Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старатель­ных или нрстаргггельных и т. д. По данным А. И. Лнпкиной, уже во II классе у отлично успевающих детей формируется завышенная самооценка, пренебрежительное отношение ко всем тем, кто не отличник. Это особенно отчетливо обнаружилось, когда эти дети должны были предсказать результаты решения "их одноклассниками задачи, не имеющей никакого отношения к __учебной деятельности. Задача состояла в том, чтобы из куби­ков составить орнамент по картинке. Отличники и здесь пред­сказывали себе самую высокую оценку, а отстающим отказыва­ли в возможности "решить и эту задачу: «Не сделает—двоеч­ница». В действительности оказалось, что

все слабоуспевающие "справились с этим заданием не хуже, чем дети с хорошей и отличной успеваемостью.

У слабоуспевающих школьников формируется, как прави­ло, заниженная самооценка. Именно у них развивается неуве­ренность в себе, тревожность^, робость, они плохо себя чувст­вуют среди одноклассников, настороженно относятся к взрос­лым. Таковы данные, которые говорят о том, что влияние успе­ваемости школьников на их самооценку несомненно.

Но это влияние поддается изменению, коррекции. В иссле­довании Б. В. Абдрахмановой 1 , проводимом под руководством А. И. Липкиной, психолого-педагогический эксперимент состо­ял в следующем. В одном классе каждого ребенка сравнива­ли только с ним самим. Успехи или неудачи ребенка не сопо-

lektsii.org

Самооценка личности, являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка — это оценивание личности самого себя.

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

vseopsycho.ru

Самооценка что формирует личность

Самооценка личности, являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка — это оценивание личности самого себя.

Формирование самооценки личности

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни. Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми. Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Изучение самооценки личности

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Уровни самооценки личности

Для определения самооценки школьников начальной школы используют методику «Лесенку». Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав. Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя. Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

psihomed.com