Развитие позитивной самооценки

Глава 2. Развитие позитивной я-концепции у старших подростков

2.1. Пояснительная записка

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются

фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют

кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности.

Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само

становится объектом самосознания и, завершая структуру характера,

обеспечивает его целостность (Б.Г.Ананьев,1980,с.89). В подростковом возрасте

у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная

независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более

развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Таким образом,

постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствует

дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого

человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию

личности подростка, является регулятором поведения и деятельности. Как

показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом

возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития

и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростков, снижение

самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Ремшмидт

Настоящая программа тренинга личностного роста предназначена для работы

психолога с подростками 14 –15 лет (9 – 10 классы).

Главной целью программы является развитие позитивной Я-концепции у

Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:

1) вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых

для психологического анализа своей личности, социально-психологических

2) создание условий для включения подростков в процесс самопознания,

3) развитие адекватного понимания самого себя;

4) развитие адекватной самооценки;

5) создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

Ниже представлен тематический план занятий.

studfiles.net

Искусство согласия с собой: развитие позитивной самооценки

Жизнь доказывает, что вы никогда не можете быть лучше своего мнения о себе — то есть вашей самооценки, основанной на чувстве согласия с собой. Она имеет в основном неосознанный характер и была запрограммирована в вашем подсознании с раннего детства.

Позитивная самооценка — это не только интеллектуальное приятие своих талантов или достижений. Это личное согласие с собой. Развитие позитивной самооценки — не эгоизм. Вы просто понимаете, что являетесь истинно уникальной и достойной личностью, человеком, которому не требуется поражать других своими достижениями или благосостоянием. В сущности, постоянно хвастающийся человек проявляет один из классических симптомов негативной самооценки.

С первого взгляда многим людям вроде бы присуща позитивная самооценка. Но это не всегда так. Одна из трагедий нашего времени состоит в том, что многие лидеры, учителя, изобретатели, художники — люди, внесшие огромный вклад в развитие человечества, — страдают от низкой самооценки. Некоторые из наиболее уважаемых исторических личностей становились наркоманами, алкоголиками или даже совершали самоубийство лишь для того, чтобы избавиться от своего я», с которым они не соглашались и которое зачастую ненавидели.

Развитие позитивной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Если вы надеетесь обрести свободу, то должны серьезно подойти к этой задаче, в противном случае следует ожидать, что низкая самооценка с годами еще ухудшится, и вы пополните то трагически большое число людей, которые сейчас сидят дома и жалеют себя.

Чтобы соотнести усвоенное со схемой своего поведения, важно знать, как низкая самооценка развивается и как проявляется в других. Тогда вы сможете понять, что следует делать для продвижения вперед.

Существуют три главные причины низкой самооценки. Первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые вы заимствовали у родителей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей. Третья причина — негативное религиозное воспитание с его чрезмерным акцентом на чувстве вины и недостойности. Существует много других факторов, вызывающих низкую самооценку, но эти три являются наиболее важными.

Сильнейшим фактором, определяющим возникновение чувства вины в детстве, является низкая самооценка у наших родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери — человеку, с которым мы обычно проводим наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, все это передается детям, словно заразная болезнь, через поведение и реакции. Если родители считают себя в каком бы то ни было смысле неполноценными и подчиненными другим, то дети чувствуют себя недостойными ив результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся «фактами» опыта детей. Нижеописанное поможет вам понять, как это происходит.

Когда вы рождаетесь, размер вашего мозга не превышает одной восьмой мозга взрослого человека. К восемнадцати месяцам эта разница сокращается до одной второй, а в пятилетнем возрасте размер мозга ребенка составляет пять шестых мозга взрослого человека. Это наиболее быстро растущий орган. В течение периода быстрого роста, известного как «период накопления», ваш мозг получает основные впечатления, которые помогают сформировать схему вашего поведения. Нетрудно понять, что если в это время один из ваших родителей или оба страдают от низкой самооценки, она с легкостью усваивается впечатлительным сознанием ребенка.

Все начинается с того, когда вы совершаете свою первую ошибку и вас называют «плохой девочкой» или «плохим мальчиком». Вы превратно истолковываете эти слова и считаете «плохим» себя, в то время как в действительности «плохими» были лишь ваши поступки. Считая себя «плохой девочкой» или «плохим мальчиком», вы отождествляли себя со своими поступками и не понимали того, что они всего лишь выбранные вами средства удовлетворения первоочередных потребностей и в некоторых случаях ваш выбор ошибочен и неприемлем. Если ребенок не научится этого понимать, он будет считать себя неисправимо плохим и в нем разовьется чувство собственной недостойности и второсортности, которое будет запрограммировано в его подсознании. Это чувство будет последовательно проявляться в стыде, презрении к себе, угрызениях совести и, что хуже всего, в ощущении своей вины.

Низкая или негативная самооценка развивается и в дальнейшем при унизительном сравнении ребенка с другими. Когда родители сопоставляют ребенка с братом, сестрой и особенно с кем-нибудь вне семьи, его зачаточное чувство собственной неполноценности вырастает и крепнет. Он сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребенок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате его наполняет разрушительное чувство неполноценности. Если быродители смягчали свою критику поощряющими фразами вроде «этого не должно было случиться с таким славным мальчиком, как ты» то такую реакцию во многих случаях можно было бы предотвратить.

Другая ошибка родителей — отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребенка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей, забрасывая их такими репликами, как «ребенка должно быть видно, но не слышно» или «отец/мать лучше знает, что делать!» Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.

Вот один тревожный факт: многие родители живут опосредованно через своих детей. Решив, что их ребенок должен иметь все, к чему тайно стремились сами и чего так и не смогли достичь, они безжалостно толкают его к цели, не считаясь с пределами возможностей. Они хотят, чтобы их собственные нереализованные мечты об успехе воплотились в действительность. Разумеется, это делается за счет ребенка. Такие родители не понимают, что ребенок не может соответствовать их неразумно высоким стандартам просто потому, что он не развил — а может быть, даже не имеет — эмоциональных, умственных или физических способностей, необходимых для этого.

Внешность становится одной из причин низкой самооценки гораздо чаще, чем принято думать. Большое число детей сталкиваются с физическими, интеллектуальными и эмоциональными трудностями из-за своей необычной или ненормальной внешности. Постоянно сосредотачивая на этом внимание и убеждая себя в том, что они «слишком толстые», «слишком высокие», «слишком медлительные» и т.д., дети развивают в себе глубокое чувство неполноценности, которое впоследствии бывает трудно преодолеть.

Некоторые родители высоко ценят деньги и материальное состояние. Ребенок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. Он часто вступает в брак ради денег и платит очень дорого за то, что получает. В результате, как в поговорке, «тратит деньги, которых у него нет, на вещи, в которых не нуждается, чтобы произвести впечатление на людей, которых не знает». По мере того как материализм разрушает в ребенке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности.

Вопреки расхожему убеждению система воспитания. основанная на вознаграждении и наказании, является гарантией низкой самооценки. Ребенку нужно позволить проявлять инициативу и совершать столько ошибок, сколько необходимо для усвоения урока, не наказывая за них. Научившись на своих ошибках, ребенок скорее всего никогда их не повторит. Он поймет: что ни сделай, либо заслужишь вознаграждение, либо столкнешься с последствиями своих ошибок. И чем раньше, тем лучше.

Наиболее пагубным во взаимозависимости является то, что наша низкая самооценка переходит от одного поколения к другому. Исследования показали, что трагичная склонность ксамоубийствам наследуется. Нетрудно понять, что если низкая самооценка передается от родителей к ребенку, то в некоторых случаях ее проявления могут доходить до крайностей.

Заражая детей своим чувством неполноценности, мы стремимся заразить и всех остальных, с кем входим в контакт. Если наше положение позволяет нам влиять на других (возьмем, к примеру, учителя или проповедника), мы распространяем болезнь на тех, кто смотрит на нас как на лидеров или как на источник вдохновения. Люди интуитивно ощущают недостаток чувства собственного достоинства и неизбежно начинают перенимать часть тех качеств, которые они с нами связывают. Я давал советы сотням людей, страдавших отсутствием уверенности в себе и, как следствие, неспособным успешно ориентироваться в жизненных ситуациях. Каждый из них представлял собой результат наличия низкой самооценки, развившейся дома, в школе и/или под влиянием негативного религиозного воспитания.

Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Они могут быть описаны как средства и привычки, которые мы вырабатываем для того, чтобы ускользнуть от требований повседневной жизни. Это алиби, позволяющее нам временно избежать встречи с реальностью. Пагубная сила наших пристрастий прямо связана с чувством неполноценности и страхом перед самим собой. Мы прикрываемся своим алиби, маскируя низкую самооценку, которую не хотим показывать окружающим.

Основные склонности человека, обладающего низкой самооценкой

Жалобы и обвинения. Мы обвиняем других и жалуемся на них, поскольку отказываемся принять тот факт, что мы сами ответственны за все, что с нами происходит. Гораздо легче переложить вину на кого-то другого, чем сказать «это моя проблема» или «это я должен измениться». Человек, у которого вошло в привычку жаловаться и винить других в своих неудачах, чувствует себя неполноценным и пытается укрепить свое положение, принижая других.

Поиски виновного. Мы считаем других людей виновными в том, что они не принимают нашу систему ценностей или не соглашаются с ней. Мы компенсируем свое чувство неполноценности, пытаясь представить себя правыми, а их — неправыми. Заметьте, как часто мы обвиняем людей за то, что нам не нравится в нас самих. Осуждая их поступки, мы, в сущности, говорим: «Я не нравлюсь себе, когда такое делаю, поэтому не могу допустить, чтобы подобное поведение сошло с рук тебе». Мы стремимся порицать в окружающих именно те слабости и ошибки, в которых наиболее повинны сами, — это психологическая истина.

Потребность во внимании и одобрении. Многие люди испытывают страстную потребность во внимании и одобрении. Они не способны понять и оценить себя как достойных и полноценных индивидуумов. Это приводит к постоянной необходимости слышать, что с ними «все в порядке» и что их ценят и понимают.

Отсутствие близких друзей. У людей с низкой самооценкой, как правило, нет близких друзей. Питая неприязнь к себе, они становятся либо «одиночками», живущими отдельно от остальных, либо придерживаются противоположной схемы поведения истановятся агрессивными и напористыми, критичными и требовательными. Ни та, ни другая черта не способствует дружеским отношениям.

Агрессивная потребность побеждать. Если мы одержимы желанием всегда побеждать или быть правыми, то обычно страдаем от отчаянной потребности доказывать это всем окружающим. Мы пытаемся выставить на первый план свои достижения. Побуждение, движущее нами, — получить признание и одобрение других людей. Цель, таким образом, заключается в том, чтобы «быть лучше» соседа.

Чрезмерное потакание себе. Люди, испытывающие неприязнь к себе, не могут жить в мире с собой и обычно пытаются удовлетворить свои потребности, подменяя ориентиры. Чувствуя себя обделенными и обиженными, они стремятся к духовному и физическому «опиуму», притупляющему боль. Они переедают, принимают наркотики, пьют или чрезмерно много курят, получая временное физическое удовлетворение, притупляющее их эмоциональные муки и отчаянную потребность в самоодобрении. Чрезмерное потакание себе компенсирует чувство самоотрицания. Такое самоотношение временно оттягивает встречу с реальностью и растущей потребностью в переменах.

Неуверенность и промеделение. Низкая самооценка часто сопровождается страхом перед совершением ошибок. Сомневаясь в возможности выполнить то, чего от него ожидают другие, человек обычно не предпринимает вообще ничего или по крайней мере откладывает действие на длительный срок. Он отказывается принять решение, поскольку считает себя неспособным сделать «правильный» выбор. Другой тип личности из этой категории — поборник совершенства. Он близок по характеру вышеописанному типу, но всегда испытывает потребность быть «правым». В основе его поведения также лежит глубокая неуверенность в себе. Он настаивает на том, что выше критики, и следовательно, может считать себя «лучше» тех, кто не вписывается в его критерии совершенства.

Жалость к себе. Чувство жалости к себе, или синдром «бедный я», происходит от нашей неспособности распоряжаться своей жизнью. Мы сознательно отдаемся на милость других людей или обстоятельств. Нас то и дело подталкивают в ту илииную сторону. Мы позволяем людям расстраивать, ранить, критиковать и сердить нас, поскольку обладаем зависимым характером и любим внимание и симпатию. Многие люди радуются своим болезням, так как в слабости заключена великая сила. Ведь окружающие начинают уделять нам столь желанное внимание и готовы услужить.

referatbank.ru

Существуют три главные причины низкой самооценки. Первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые вы заимствовали у родителей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей. Третья причина — негативное религиозное воспитание с его чрезмерным акцентом на чувстве вины и недостойности.

Жизнь доказывает, что вы никогда не можете быть лучше своего мнения о себе — то есть вашей самооценки, основанной на чувстве согласия с собой. Она имеет в основном неосознанный характер и была запрограммирована в вашем подсознании с раннего детства.

Позитивная самооценка — это не только интеллектуальное приятие своих талантов или достижений. Это личное согласие с собой. Развитие позитивной самооценки — не эгоизм. Вы просто понимаете, что являетесь истинно уникальной и достойной личностью, человеком, которому не требуется поражать других своими достижениями или благосостоянием. В сущности, постоянно хвастающийся человек проявляет один из классических симптомов негативной самооценки.

С первого взгляда многим людям вроде бы присуща позитивная самооценка. Но это не всегда так. Одна из трагедий нашего времени состоит в том, что многие лидеры, учителя, изобретатели, художники — люди, внесшие огромный вклад в развитие человечества, — страдают от низкой самооценки. Некоторые из наиболее уважаемых исторических личностей становились наркоманами, алкоголиками или даже совершали самоубийство лишь для того, чтобы избавиться от своего я», с которым они не соглашались и которое зачастую ненавидели.

Развитие позитивной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Если вы надеетесь обрести свободу, то должны серьезно подойти к этой задаче, в противном случае следует ожидать, что низкая самооценка с годами еще ухудшится, и вы пополните то трагически большое число людей, которые сейчас сидят дома и жалеют себя.

Существуют три главные причины низкой самооценки. Первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые вы заимствовали у родителей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей. Третья причина — негативное религиозное воспитание с его чрезмерным акцентом на чувстве вины и недостойности. Существует много других факторов, вызывающих низкую самооценку, но эти три являются наиболее важными (с этими и многими другими причинами поможет разобраться профессиональная психологическая помощь, например, в клинике http://ddc.kiev.ua/).

Сильнейшим фактором, определяющим возникновение чувства вины в детстве, является низкая самооценка у наших родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери — человеку, с которым мы обычно проводим наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, все это передается детям, словно заразная болезнь, через поведение и реакции. Если родители считают себя в каком бы то ни было смысле неполноценными и подчиненными другим, то дети чувствуют себя недостойными ив результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся «фактами» опыта детей. Нижеописанное поможет вам понять, как это происходит.

Когда вы рождаетесь, размер вашего мозга не превышает одной восьмой мозга взрослого человека. К восемнадцати месяцам эта разница сокращается до одной второй, а в пятилетнем возрасте размер мозга ребенка составляет пять шестых мозга взрослого человека. Это наиболее быстро растущий орган. В течение периода быстрого роста, известного как «период накопления», ваш мозг получает основные впечатления, которые помогают сформировать схему вашего поведения. Нетрудно понять, что если в это время один из ваших родителей или оба страдают от низкой самооценки, она с легкостью усваивается впечатлительным сознанием ребенка.

Все начинается с того, когда вы совершаете свою первую ошибку и вас называют «плохой девочкой» или «плохим мальчиком». Вы превратно истолковываете эти слова и считаете «плохим» себя, в то время как в действительности «плохими» были лишь ваши поступки. Считая себя «плохой девочкой» или «плохим мальчиком», вы отождествляли себя со своими поступками и не понимали того, что они всего лишь выбранные вами средства удовлетворения первоочередных потребностей и в некоторых случаях ваш выбор ошибочен и неприемлем. Если ребенок не научится этого понимать, он будет считать себя неисправимо плохим и в нем разовьется чувство собственной недостойности и второсортности, которое будет запрограммировано в его подсознании. Это чувство будет последовательно проявляться в стыде, презрении к себе, угрызениях совести и, что хуже всего, в ощущении своей вины.

Низкая или негативная самооценка развивается и в дальнейшем при унизительном сравнении ребенка с другими. Когда родители сопоставляют ребенка с братом, сестрой и особенно с кем-нибудь вне семьи, его зачаточное чувство собственной неполноценности вырастает и крепнет. Он сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребенок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате его наполняет разрушительное чувство неполноценности. Если бы родители смягчали свою критику поощряющими фразами вроде «этого не должно было случиться с таким славным мальчиком, как ты» то такую реакцию во многих случаях можно было бы предотвратить.

Другая ошибка родителей — отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребенка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей, забрасывая их такими репликами, как «ребенка должно быть видно, но не слышно» или «отец/мать лучше знает, что делать!» Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.

Вот один тревожный факт: многие родители живут опосредованно через своих детей. Решив, что их ребенок должен иметь все, к чему тайно стремились сами и чего так и не смогли достичь, они безжалостно толкают его к цели, не считаясь с пределами возможностей. Они хотят, чтобы их собственные нереализованные мечты об успехе воплотились в действительность. Разумеется, это делается за счет ребенка. Такие родители не понимают, что ребенок не может соответствовать их неразумно высоким стандартам просто потому, что он не развил — а может быть, даже не имеет — эмоциональных, умственных или физических способностей, необходимых для этого.

Внешность становится одной из причин низкой самооценки гораздо чаще, чем принято думать. Большое число детей сталкиваются с физическими, интеллектуальными и эмоциональными трудностями из-за своей необычной или ненормальной внешности. Постоянно сосредотачивая на этом вниманиеи убеждая себя в том, что они «слишком толстые», «слишком высокие», «слишком медлительные» и т.д., дети развивают в себе глубокое чувство неполноценности, которое впоследствии бывает трудно преодолеть.

Некоторые родители высоко ценят деньги и материальное состояние. Ребенок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. Он часто вступает в брак ради денег и платит очень дорого за то, что получает. В результате, как в поговорке, «тратит деньги, которых у него нет, на вещи, в которых не нуждается, чтобы произвести впечатление на людей, которых не знает». По мере того как материализм разрушает в ребенке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности.

Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, они превращают своего ребенка в эмоционального калеку. Лишенный побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством, он медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно в свою очередь формирует основу для низкой самооценки.

Наиболее пагубным во взаимозависимости является то, что наша низкая самооценка переходит от одного поколения к другому. Исследования показали, что трагичная склонность к самоубийствам наследуется. Нетрудно понять, что если низкая самооценка передается от родителей к ребенку, то в некоторых случаях ее проявления могут доходить до крайностей.

Основные склонности человека, обладающего низкой самооценкой

Жалобы и обвинения. Мы обвиняем других и жалуемся на них, поскольку отказываемся принять тот факт, что мы сами ответственны за все, что с нами происходит. Гораздо легче переложить вину на кого-то другого, чем сказать «это моя проблема» или «это я должен измениться». Человек, у которого вошло в привычку жаловаться и винить других в своих неудачах, чувствует себя неполноценным и пытается укрепить свое положение, принижая других.

Поиски виновного. Мы считаем других людей виновными в том, что они не принимают нашу систему ценностей или не соглашаются с ней. Мы компенсируем свое чувство неполноценности, пытаясь представить себя правыми, а их — неправыми. Заметьте, как часто мы обвиняем людей за то, что нам не нравится в нас самих. Осуждая их поступки, мы, в сущности, говорим: «Я не нравлюсь себе, когда такое делаю, поэтому не могу допустить, чтобы подобное поведение сошло с рук тебе». Мы стремимся порицать в окружающих именно те слабости и ошибки, в которых наиболее повинны сами, — это психологическая истина.

Потребность во внимании и одобрении. Многие люди испытывают страстную потребность во внимании и одобрении. Они не способны понять и оценить себя как достойных и полноценных индивидуумов. Это приводит к постоянной необходимости слышать, что с ними «все в порядке» и что их ценят и понимают.

Отсутствие близких друзей. У людей с низкой самооценкой, как правило, нет близких друзей. Питая неприязнь к себе, они становятся либо «одиночками», живущими отдельно от остальных, либо придерживаются противоположной схемы поведения и становятся агрессивными и напористыми, критичными и требовательными. Ни та, ни другая черта не способствует дружеским отношениям.

Агрессивная потребность побеждать. Если мы одержимы желанием всегда побеждать или быть правыми, то обычно страдаем от отчаянной потребности доказывать это всем окружающим. Мы пытаемся выставить на первый план свои достижения. Побуждение, движущее нами, — получить признание и одобрение других людей. Цель, таким образом, заключается в том, чтобы «быть лучше» соседа.

Чрезмерное потакание себе. Люди, испытывающие неприязнь к себе, не могут жить в мире с собой и обычно пытаются удовлетворить свои потребности, подменяя ориентиры. Чувствуя себя обделенными и обиженными, они стремятся к духовному и физическому «опиуму», притупляющему боль. Они переедают, принимают наркотики, пьют или чрезмерно много курят, получая временное физическое удовлетворение, притупляющее их эмоциональные муки и отчаянную потребность в самоодобрении. Чрезмерное потакание себе компенсирует чувство самоотрицания. Такое самоотношение временно оттягивает встречу с реальностью и растущей потребностью в переменах.

Депрессия. Мы впадаем в депрессию, когда полностью разочаровываемся в себе и в своей способности достичь того, чего хотим от жизни. Мы чувствуем себя неполноценными и недостойными, не совершив дел, которые должны были совершить, по собственному мнению или по мнению других людей. Крушение жизненных планов и постоянное беспокойство за оправдание своих ожиданий и ожиданий окружающих приводят нас к крайне низкому уровню самооценки.

Разводы. Многие разводы являются непосредственным результатом низкой самооценки одного или обоих партнеров. Чаще всего распадаются те связи, где один партнер испытывает постоянную потребность контролировать другого, доминировать над ним или безраздельно им обладать. Постоянные поиски вины приводят к горечи и негодованию, обычно накладывающимся на глубокие чувства неполноценности, незащищенности и отчаянную потребность любить и быть любимым.

Алчность и эгоизм. Алчные и эгоистичные люди испытывают всепоглощающее чувство собственной неполноценности. Они находятся во власти своих нужд и желаний и готовы удовлетворить их любой ценой, чтобы хоть как-то скомпенсировать отсутствие собственного достоинства. У них редко находится время или желание заботиться о других, даже о тех людях, которые их любят.

Неуверенность и промеделение. Низкая самооценка часто сопровождается страхом перед совершением ошибок. Сомневаясь в возможности выполнить то, чего от него ожидают другие, человек обычно не предпринимает вообще ничего или по крайней мере откладывает действие на длительный срок. Он отказывается принять решение, поскольку считает себя неспособным сделать «правильный» выбор. Другой тип личности из этой категории — поборник совершенства. Он близок по характеру вышеописанному типу, но всегда испытывает потребность быть «правым». В основе его поведения также лежит недостаток уверенности в себе. Он настаивает на том, что выше критики, и следовательно, может считать себя «лучше» тех, кто не вписывается в его критерии совершенства.

Жалость к себе. Чувство жалости к себе, или синдром «бедный я», происходит от нашей неспособности распоряжаться своей жизнью. Мы сознательно отдаемся на милость других людей или обстоятельств. Нас то и дело подталкивают в ту или иную сторону. Мы позволяем людям расстраивать, ранить, критиковать и сердить нас, поскольку обладаем зависимым характером и любим внимание и симпатию. Многие люди радуются своим болезням, так как в слабости заключена великая сила. Ведь окружающие начинают уделять нам столь желанное внимание и готовы услужить.

Все статьи из этого источника: zhalevich.com (4)

Сообщите о статье, которую по Вашему нужно опубликовать на этом сайте.

manprogress.com

Развитие самооценки в детском возрасте (продолжение)

Выше мы попытались охарактеризовать основные стадии и механизмы формирования самооценки в детском возрасте, назвали факторы, влияющие на характер самооценки на разных возрастных этапах. Теперь выделим условия, необходимые для развития позитивной самооценки, и дальнейшей успешности ребёнка, универсальные для каждого периода развития:

  • Безусловное эмоциональное принятие ребёнка со стороны родителей (любовь и привязанность «несмотря ни на что»), симпатия, уважение, близость к ребёнку. Проявляйте внимание и уважение к мыслям и желаниям ребёнка, его фантазиям, его выбору, не критикуйте его постоянно. Будьте искренними со своими детьми. Говорите детям о своих чувствах к ним, говорите о том, что любите его, о том, какую ценность он для Вас представляет. Не забывайте обнять ребёнка, когда отправляете его в школу или детский сад. Говорите о своих разочарованиях, если Вас что-то расстраивает в нём, его поведении. Только обязательно укажите на причину возникшего чувства и помогите ребёнку сделать так, чтобы больше этого не повторилось. Тогда Ваш ребёнок не будет бояться себя, своих чувств и будет с удовольствием делиться с Вами тем, что с ним происходит, научится понимать свои чувства и выражать их словами.
  • Будьте внимательны к своему ребёнку, проводите с ним достаточно времени, организуйте свой совместный досуг так, чтобы он был продуктивным и насыщенным, интересным для обеих сторон. Заботьтесь об удовлетворении не только витальных, но и высших (духовных, социальных, познавательных) потребностей ребёнка. Помните, что лучшим подарком для ребёнка является время, проведённое вместе с Вами.
  • Постарайтесь реализовывать во взаимодействии с ребёнком демократический стиль общения, что предполагает равноправный диалог, уважение мнения каждой из сторон. Равноправная форма общения открывает путь к формированию позитивной Я-концепции ребёнка, характеризующейся высоким самопринятием и признанием самоценности Я. Предоставляйте своему ребёнку самостоятельность, право выбора, предварительно сформировав у него систему ориентиров, которая поможет ему принимать правильные решения. Научите его уважать Ваше мнение, Ваш выбор.
  • Обратите внимание на язык Вашего общения с ребёнком. Старайтесь не использовать приказы, команды, угрозы, негативные оценки, осуждения. Не навешивайте «ярлыки» на своего ребёнка, не высмеивайте его, не стремитесь чрезмерно морализировать, постоянно читать нотации. Опыт родительства может существенно расширить нашу коммуникативную компетентность, научить техникам эффективной коммуникации, эмпатического слушания, умению чувствовать, понимать и уважать своего ребёнка.
  • Если Вы используете наказания в воспитании ребёнка, то не забывайте, что негативной оценке могут подвергаться его поступки, но не его личность. Наказания всегда должны быть за что-то (при этом ребёнок должен чётко понимать причину), а поощрения просто так. Тогда Ваш ребёнок будет чувствовать свою ценность, уникальность. Никто не отменяет подарков, наград за какие-то достижения ребёнка, но никогда не стоит делать Ваше дружелюбное внимание и заботу о ребёнке лишь следствием его успехов или неуспехов. Никогда не стоит прибегать к таким неэффективным и наносящим вред психологическому здоровью ребёнка наказаниям, как физическая и вербальная агрессия, аффективные воздействия, лишение родительской любви, ограничение активности ребёнка, инициирование чувства вины. Не создавайте слишком много запретов и требований, чтобы потом не приходилось наказывать ребёнка за их нарушения. Куда проще на тот период, пока Ваш ребёнок ещё маленький, ещё не овладел своим поведением и чётко не усвоил нормы и правила поведения, убрать хрустальные статуэтки подальше от его глаз, не оставлять любимую книгу на столе. Ведь Вашему ребёнку очень интересно, что будет с фигуркой, если уронить её на пол, что будет с бумагой, если её порвать. Простые и не требующие особых усилий действия с Вашей стороны могут существенно уменьшить количество требований и запретов и избежать многих конфликтов.
  • Любые виды занятий с ребёнком должны соответствовать его возрастным возможностям. Если родители предлагают ребёнку то, что он пока не в силах сделать, у него будет постоянное ощущение неуспешности, что неизбежно отразится на его самооценке.
  • Поддерживайте ребёнка в трудные ситуации. Чувство надёжной привязанности, ощущение что в случае затруднений он никогда не останется один, к нему всегда прийдут на помощь поддерживает положительную самооценку, придаёт уверенности в своих силах, снимает тревожность. Затем Вам уже не нужно будет бежать к ребёнку во всех трудных ситуациях. Уверенный ребёнок не будет злоупотреблять Вашей помощью.
  • Уважительное отношение членов семьи друг к другу, позитивная самооценка родителей, их успешность, умение радоваться жизни, – всё это очень важные факторы развития положительного самоощущения у ребёнка. Ведь ничто так не мотивирует нас, как живой пример перед глазами.
  • Будьте особо внимательны к ребёнку и терпимы к его поведению в периоды кризисов (3 года, подростковый кризис). Иногда в эти периоды кажется, что ребёнок совершенно не слышит взрослого, делает всё назло, как будто испытывает на прочность. На самом деле за негативными симптомами кризиса всегда стоят позитивные изменения, изменение и рождение личности ребёнка. И именно в эти периоды ребёнок крайне нуждается в Вашей любви, помощи, терпении и родительской мудрости, просто выражает это такими специфическими способами.
  • Принимайте отказы ребёнка: если Ваш ребёнок не любит манную кашу, не надо пытаться изо всех сил каждое утро его накормить ей. Даже у маленького ребёнка уже есть свой вкус, свои пристрастия и предпочтения, что-то ему нравится, что-то может вызывать отторжение. Постарайтесь быть чуткими к ребёнку, учитесь отличать временные капризы от стабильных вкусов, предпочтений, уважайте его право быть собой.
  • Учите своего ребёнка дарить добро и радость другим. К таким детям, как правило, с симпатией относятся сверстники, они любимы, успешны в коллективе, детском саду, школе, что безусловно поддерживает их положительную самооценку.

Данные простые советы вполне могут помочь Вам вырастить успешного, уверенного в себе, жизнерадостного, активного ребёнка, ощутить радость родительства и полноту собственной жизни. Ведь наше будущее, как известно, в наших детях, и хорошо если это будущее является оптимистичным, полным новых перспектив и возможностей.

vprosvet.ru

Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Гапоненко Марина Николаевна

В статье рассматривается проблема развития позитивной самооценки , мотивации успеха и саморегуляции в юношеском возрасте , которые имеет решающее значение в динамике внутренней позиции формирующейся личности. Автор демонстрирует исследование особенностей развития данных психических аспектов юношей и девушек, их взаимосвязи. Раскрыты ключевые моменты развития самосознания, саморегуляции и мотивации на успех в период юношества, имеющие большое значение для выбора психолого-педагогического воздействия в образовательно-воспитательном пространстве.

PECULIARITIES OF FORMATION OF SELF-APPRAISAL, SUCCESS MOTIVATION AND SELF-CONTROL BY TEENAGERS

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Гапоненко Марина Николаевна,

Текст научной работы на тему «Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте»

?УДК 159.922.8 Гапоненко Марина Николаевна

аспирант Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, педагог-психолог

Североморского технологического колледжа [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ, МОТИВАЦИИ УСПЕХА И САМОКОНТРОЛЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Gaponenko Marina Nikolaevna

PhD student, St. Petersburg Institute of Humanities, Teaching psychologist of Severomorsk Technological College [email protected]

PECULIARITIES OF FORMATION OF SELF-APPRAISAL, SUCCESS MOTIVATION AND SELF-CONTROL BY TEENAGERS

В статье рассматривается проблема развития позитивной самооценки, мотивации успеха и саморегуляции в юношеском возрасте, которые имеет решающее значение в динамике внутренней позиции формирующейся личности. Автор демонстрирует исследование особенностей развития данных психических аспектов юношей и девушек, их взаимосвязи. Раскрыты ключевые моменты развития самосознания, саморегуляции и мотивации на успех в период юношества, имеющие большое значение для выбора психологопедагогического воздействия в образовательновоспитательном пространстве.

юношеский возраст, самооценка, мотивация успеха, самоконтроль, гендер, самоактуализация.

The article considers development of positive selfappraisal, success motivation and self discipline by teenagers, that is of crucial importance for evolution of the inner position of a forming personality. The author researches peculiarities of the psychic aspects development of the teen age boys and girls. The article observes some key periods of the development of self-consciousness, self-regulation, and success motivation at the teen age for choosing psychological and educational ways of impact during educational processes.

teen age, self-appraisal, success motivation, selfcontrol, gender, self-actualization.

Период юношества характеризуется формированием внутренней позиции, жизненных планов, достижением нового уровня развития самосознания и самоуважения; определением своего места в жизни. По мере взросления человека происходит усвоение новых форм поведения и деятельности, связанных с изменениями, происходящими в его жизни и в нем самом — в опыте, знаниях, в уровне психического развития, в характеристиках взаимодействия социализации и индивидуализации.

В целостном становлении личности неотъемлемыми составляющими являются позитивная самооценка, адекватная оценка личностного потенциала и уровня притязаний, стремление к достижениям, активность и эффективность процесса овладения разными типами компетентностей, развитая саморегуляция. А. Маслоу, описывая самоактуализирующихся людей, характеризует ценностные характеристики мотивации достижения, свойственный ей тип внутренней регуляции, важность уверенности в себе и в своих силах [1].

Развитие самооценки, стабильного образа «Я» получает свое качественное развитие в подростковом и юношеском возрасте (А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Самооценка, то есть оценка личности самого себя, своих качеств и своих возможностей, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности [2, с. 80]; обеспечивает субъектную активность в деятельности, окрашивая процесс «личностным смыслом» [3]; выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала [4]. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка становится очень важным элементом самосознания личности.

Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению. Л.Б. Шнейдер в

своей работе отмечает важность оптимистического самоубеждения относительно своих возможностей, что позволяет не ослаблять усилий, необходимых для достижения успеха [5].

Позитивный образ «Я» тесно связан с самоэффективностью и влияет на поведение и психологическую активность человека. Мотивированный на достижение успеха человек занимает более активную жизненную позицию в отличие от мотивированных на неуспех в деятельности, имеет тенденцию к постановке реальных целей и стремится к их достижению, к самореализации.

Теория мотивации достижения, основателями которой считаются Дж. Аткинсон (J.W. Atkinson), Дж. Мак-Клелланд (D. MacClelland), Х. Хекхаузен (Н. Heckhausen), наиболее полно отражает стремления человека к реализации своего потенциала, к достижению ожидаемых результатов в любом виде деятельности.

К. Роджерс выдвинул гипотезу, что все поведение человека регулируется одним объединяющим мотивом, который им был назван тенденцией к самоктуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования его внутреннего потенциала и потребность в достижениях следует трактовать как выражение тенденции к самоактуализации.

В стремлении к самоактуализации личность проявляет себя в значимом виде деятельности, берет ответственность на себя, совершенствует свой потенциал. Так, решение проблем самоопределения и самоутверждения во многом зависит от потребности в достижении личности. Субъективная вероятность успеха является побуждающей и направляющей мотивационной переменной.

Мотивация достижения успеха способствует развитию волевой регуляции поведения личности. Волевой контроль как произвольная организация ресурса человека позволяет поддерживать намерение в активном состоянии и выполнять действие независимо от возникающих препятствий. Локус контроля как составляющая самоконтроля определяет склонность человека видеть источник управления своей жизнью. Интернализация внешних мотивов ведет к внутренней мотивации и автономии через этапы интроекции и интеграции. Внутренняя мотивация является основой воли, саморегуляции.

Так, удовлетворенность или неудовлетворенность человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи взаимосвязан с уровнем самооценки. Самооценка же является одним из механизмов самосознания, а развитие самосознания «ведет за собой» развитие осознанной саморегуляции, как механизма, «посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта» [6, с. 44; 7, с. 155]. Чем выше уровень самосознания, тем больше развит у индивида самоконтроль, рефлексия.

Процесс осознания смысла собственной жизни во многом определяется процессом принятия на себя ответственности за то, как жизнь складывается. Это связано с тем, что субъективное переживание человеком наличия смысла жизни, являющееся показателем самоактуа-лизирующейся личности, обусловлено прежде всего осознанием им ответственности за результаты своей деятельности [8, с. 128].

От того как человек оценивает результаты своей деятельности, зависит постановка им новых целей, выбор перспектив и отношение к себе. Высокому уровню осознанной саморегуляции сопутствует развитие позитивных характеристик самосознания (высокое самоуважение, уверенность в своей жизненной перспективе, высокая потребность в познании, настойчивость в достижении цели, стремление к самоактуализации), а также общей интегрированности самосознания [9, с. 186].

С самоактуализацией, самоэффективностью человека тесно связаны и в значительной мере влияют на поведение и психологическую активность личности позитивная самооценка, мотивация на успех, интернальность. Мы исследовали особенности развития данных психических аспектов личности в юношеском возрасте. Выборка составила 483 человека (200 школьников; 210 обучающихся профессионального лицея; студенты института — 73 человека). Возраст испытуемых — 14-19 лет.

Динамические особенности развития позитивной самооценки, мотивации успеха и локус контроля юношей и девушек представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Динамика формирования позитивной самооценки, мотивации успеха и локализации контроля по всей выборке

14 15 16 17 18 19 F p

Самооценка 1,8 1,6 1,9 3,2 3,4 3,4 4,76 <0,001

Мотивация успеха 13 12,8 12,4 13,6 13,8 13,2 3,5 0,004

Интернальность 4,5 5,1 5,1 5,8 6,0 6,2 7,99 0

Экстернальность 4,4 4,1 4,1 3,8 3,6 3,4 3,67 0,003

Анализ полученных результатов по всей выборке позволяет сделать вывод о наличии положительной динамики самооценки, мотивации успеха и интернальности в возрастном диапазоне 14-19 лет.

Так, развитие позитивной самооценки у юношей и девушек прослеживается на протяжении

14-19 лет, с незначительным понижением в 15-летнем возрасте. Это может говорить о формировании идентичности, аспектом которого выступает стабилизация представлений о себе и сравнение собственного «Я-образа» с другими социальными образами. В 17-летнем возрасте происходит прыжок в формировании позитивной самооценки. Происходит согласованное самовосприятие индивидом своей личности, обозначаемое Эриксоном «идентичностью эго» [10, с. 221].

Подобная картина наблюдается и по результатам исследования мотивации успеха. Только снижение значений мотивации успеха наблюдается в возрасте 15 и в 19 лет. С чем могут быть связаны эти динамические особенности? Мы можем предположить наличие связи с изменением социальной ситуации развития, когда осуществляется переход в старшее звено школы и, соответственно, поступление в вуз или выход в «большую жизнь» после окончания профессионального лицея. Повышаются требования со стороны социума, растет ответственность молодых людей за свои действия и поступки. В ситуации изменения социальной ситуации развития юноши и девушки могут испытывать сомнения в себе, своих силах.

Исследование локализации контроля показало следующие результаты. В возрасте 14 лет внешний и внутренний контроль имеет одинаковое количество молодых людей, но, начиная с

15-летнего возраста, отмечено повышение интернальности и, соответственно, плавное снижение экстернальности. Следует заметить, что скачок в развитии внутреннего контроля отмечен в 15-летнем и 17-летнем возрастах. Следовательно, у 15-летних находит подтверждение появление новообразования данного возраста — стремление к независимости, свободы от внешнего контроля, которое сочетается с развитием самоконтроля, началом сознательного самовоспитания; у 17-летних — проживание кризиса идентичности, переживание психологического моратория и достижение идентичности.

Итак, на формирование позитивной самооценки, мотивации на успех, интернальности значительно влияет возраст с его кризисными, переломными моментами, с развивающимися сущностными силами самих субъектов; изменение требований, предъявляемых общественной средой при изменении социальной ситуации развития.

В нашей работе мы провели анализ взаимосвязи самооценки, мотивации успеха и локуса контроля у юношей и девушек. Результатом проведенного исследования стало выявление достаточно высокой корреляционной связи между мотивацией успеха, самооценкой и интернальным локусом контроля (см.: таблицу 2).

Таблица 2 — Величина коэффициентов корреляции между показателями мотивации успеха, самооценки и интернальности

Мотивация успеха Самооценка Интернальность

Мотивация успеха 1 0,53*** 0,33***

Самооценка 0,53*** 1 0,38***

Интернальность 0,33*** 0,38*** 1

Условные обозначения: р<0,001 ***

Таким образом, между всеми тремя показателями отмечена очень сильная положительная связь. Деятельность достижения оказывается тем более мотивированной интенсивно, чем значительнее ее ориентированность на успех, а под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности формируется самооценка и саморегуляция.

Нас интересовал вопрос наличия или отсутствия гендерных различий в развитии мотивации успеха, позитивной самооценки и интернальности испытуемых. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Гендерные особенности развития мотивации успеха, самооценки и интернальности

Девушки Юноши 1 Р

Мотивация успеха 12,83 13,272 -1,7 0,097

Самооценка 2,234 2,789 -1,8 0,08

Интернальность 5,349 5,645 -2 0,048

Экстернальность 3,982 3,758 1,8 0,07

Проведенное исследование выявило различия показателей по шкале интернальность, которые несколько выше у юношей, чем у девушек (t=-2; р=0,048), однако отметим, что эти различия находятся на грани значимости и не могут считаться яркой характеристикой.

Таким образом, анализ результатов исследования показал отсутствие гендерных различий, соответственно, основным фактором развития мотивации успеха, интернальности и самооценки является возраст.

Выводы: в юношеском возрасте, характеризующемся формированием внутренней позиции, жизненных планов, определения своего места в жизни, активно развиваются такие психологические аспекты, как самооценка, стремление к достижениям, осознанная саморегуляция, которые тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Обращают на себя внимание такие ключевые моменты развития личности, как 15-летний (переход от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту) и 17-летний возрастной период (юношеский кризис, связанный с проблемой идентичности).

1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008.

2. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб., 2008.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

4. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 6-14.

5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дисс. . докт. психол.

6. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-50.

7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

8. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.

9. Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ субъекта жизнедеятельности (теория и практика) // Мир психологии. 2008. № 4. С. 178-189.

10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

1. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. SPb., 2008.

2. Rean A.A. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya. SPb., 2008.

3. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M., 1975.

4. Zakharova A.V. Strukturno-dinamicheskaya model' samootsenki // Voprosy psikhologii. 1989. № 1. P. 6-14.

5. Shneyder L.B. Professional'naya identichnost': struktura, genezis i usloviya stanovleniya: diss. . dokt. psikhol. nauk. M.,

6. Morosanova V.I. Individual'nye osobennosti osoznannoy samoregulyatsii proizvol'noy aktivnosti cheloveka // Vestnik mos-kovskogo universiteta. Series 14. Psikhologiya. 2010. № 1. P. 36-50.

7. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. M., 1991.

8. Yanitskiy M.S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo, 2000.

9. Anisimov O.S. Tseli i tsennosti v sushchnostnom opredelenii i postroenii programm sub"ekta zhiznedeyatel'nosti (teoriya i praktika) // Mir psikhologii. 2008. № 4. P. 178-189.

10. Rays F. Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. SPb., 2000.

cyberleninka.ru