Группы для женщин психология

Читать онлайн «Практическая психология для женщин» автора Василина Веда — RuLit — Страница 1

Практическая психология для женщин

БЫТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЙ ДРУГИХ.

Библиотека Василины «Орден Истинных Женщин»

Если Вы пока не замужем. Впрочем не важно, замужем Вы или нет. Скажем иначе: если Вы хотите обрести среди своих друзей популярность самой привлекательной и очаровательной женщины, если Вы вдруг действительно захотите увеличить свое обаяние и сексуальную притягательность, если Вы просто хотите всегда нравиться окружающим людям и получать их симпатии легко как цветы, как нечто само собой разумеющееся — не откладывайте эту книгу, возьмите ее с собой, следуйте ее советам, и с Вами начнут происходить удивительные и чудесные изменения.

Глава 1 Начальная.

Когда то я была самой несчастной женщиной на свете.

Мне казалось, что этот мир устроен не для меня. И я ужасно страдала. В голове постоянно возникало очень много вопросов о том, как следует правильно жить: чтобы так не мучаться, что бы нравиться всем вокруг, что бы все меня понимали.

Но никто не мог дать мне нужных ответов.

И вот тогда я решила изучать то, что показалось мне самым главным на свете — психологию.

С тех пор прошло много лет. Были зимы, и падал снег. Снег сменялся весенними дождями. И приходило лето. Мы, студенты, весело танцевали под июльским солнцем, искрящимся от пляжных брызг. Так уходила молодость. Так шла жизнь. Так приходила зрелость.

Время стремительно летело, но никогда в дальнейшем я не пожалела о том, что стала женским психологом и мне ни разу не хотелось изменить профессию. К тому же с годами для меня открылась вера в Высшие Силы Космоса. Благодаря ей я научилась подчиняться стройным законам Бытия. Я поняла и спокойно приняла свое место в этом Мире, и может быть, поэтому все мои беды ушли в прошлое?

Я давно забыла о том, что называла себя «несчастной неудачницей» или «ходячим недоразумением». Я изменилась благодаря своим знаниям и стала абсолютно счастливой. Мне много лет, но я и сейчас молода и полна сил. Я радуюсь жизни. Я еще люблю и я все еще любима. У меня есть все, что мне очень хочется. И многого в судьбе я добилась сама.

Но самое главное — я живу на белом свете и по-прежнему верю яркому солнцу! Я верю летнему дождю. Я верю белому снегу. Я верю в мой завтрашний день. Я верю в то, что Женщина — самое совершенное создание Творца!

И я — счастливая женщина!

Но моя работа — она никогда не дает мне забываться.

К сожалению, каждый день приходиться видеть, сколько еще женщин вокруг так и не нашедших себя. Ежедневно, год за годом, ко мне обращаются те женщины, которых изводят непонятные им трудности, нерешенные жизненные проблемы. Они нервничают, они растеряны, они ищут необходимого совета или подсказки, возможности избавиться от неприятностей. Они пытаются найти, нащупать в темноте тот путь, который когда-то так мучительно искала я сама. И каждый день, с утра до вечера, искренне пытаюсь помочь им. Я работаю с ними в тиши кабинета, читаю лекции, пишу статьи. Но невозможно объять необъятное.

Однажды ко мне пришли три молодые женщины. Среди них была одна из моих прежних пациенток, которую мне не так давно довелось «вытаскивать» из тоскливого нежелания жить. Сегодня она жизнерадостно улыбнулась и сказала:

* Знакомьтесь девочки, это самый волшебный доктор на свете! * Мы принесли вам подарок, который обсуждали три ночи подряд. Повесьте

его на самое видное место. Пусть все учатся на моих ошибках.

И женщина протянула мне красиво оформленный плакат, на котором было написано:

— Table start————————————————————* Не рассчитывай на жалость окружающих — это расслабляет собственные силы. * Будь сильной и будь приветливой — это нравиться людям. * Наличие тебя в этом мире — не повод для любви и внимания. | — Table end—————————————————————

«Наивно, конечно», — подумала я. Но вслух выразила свою благодарность.

А потом они обратились с просьбой: «Нельзя ли провести какие-нибудь занятия одновременно для всех нас?»

Так организовалась наша первая группа. Через неделю в ней

было уже девять человек, через месяц — сорок пять. Спустя полгода

этих женщин трудно было узнать — они стали менее раздражительны, расстались со многими комплексами. Теперь это были красивые, гордые, уверенные в себе, очень приветливые и интересные в общении женщины. Каждая научилась пользоваться своей популярностью и авторитетом в среде окружающих людей. Некоторые успешно вышли замуж и оказались вполне счастливы.

Они сами стали называть себя Истинными Женщинами, а наши семинары «Орденом Истинных Женщин».

Когда желающих записаться в группу стало больше, чем реально можно было принять, когда мы стали сталкиваться со вздохами, слезами и сожалением по поводу отказа, мне дали добрый совет:

«А Вы напишите книгу для всех женщин. Понятную, умную книгу, в которой будет все, чему Вы нас учили».

Сначала я посмеялась, сказав, что из меня писатель «никакой». Но события вдруг стали складываться каким-то странным и необъяснимым образом так, что мне, волей-неволей, пришлось взяться за перо.

Я просто поняла, что видимо и впрямь — пришло время. Время этой книги. И тогда раз сам Космос оказывает мне поддержку и благожелание. Ну что ж? Тогда добро пожаловать!

ОРДЕН ИСТИННЫХ ЖЕНЩИН

Глава 2 «Добро пожаловать» по русски!

Учтем, что это написано в России и для Российских женщин. Со всеми особенностями «русской загадочной души».

Как не крути, а американки или англичанки, или француженки — другие. С другой психологией.

Они по-другому живут, по-другому едят, пьют, влюбляются, выходят замуж.

Их никогда никто не воспевал за то, что они «коня на скаку остановят» или «в горящую избу войдут».

Как-то так исторически сложилось, что у них для этого есть мужчины.

У нас все чуть-чуть иначе.

Например, советы популярнейшей американки Луизы Хей, рекомендующей по утрам оставить машину в гараже и налегке пробежаться по парку, не одевая плеера и наушников — мне, россиянке, читать смешно.

Луиза Хей тут не причем — она писала не для россиянок. Она понятия не имеет о тридцати градусном морозе, сугробах в парке и наличии отсутствия собственного авто у большинства российских «сударынь». Но ее советы для «возрастных» женщин, не имеющих мужей, переключиться не лесбианскую ориентацию — тут уж извините, популярная миссис Хей, — пусть ваши добрые пожелания останутся в вашей Америке! А я, как россиянка, как женский психолог, — я приложу столько усилий, сколько сумею, для того чтобы как можно меньше наших российских женщин от отчаяния бросились в эту лесбийскую любовь. Я — постараюсь!

Я хочу по русски: что бы вы, наши здешние, российские могли и «коня на скаку». раз уж так предписано, и — на балу в хрустальных туфельках быть привлекательней других.

Так что эта книга — она для тебя, для россиянки. И поэтому добро пожаловать по русски. Добро пожаловать в наш Российский «Орден Истинных Женщин»!

Глава 3 Несколько советов о том, как извлечь наибольшую

пользу из этой книги.

Закон гласит: «количество переходит в качество». Применительно к книгам он означает, что если читать много и долго — обязательно поумнеешь. Но правда жизни говорит, что «быть умным» — совсем не одно и то же, что быть успешным. В жизни эти понятия перепутались. И совершенно напрасно: знать еще не значит «уметь», а вот «уметь» — это всегда «знать».

Если ты хочешь извлечь из этой книги действительную пользу, помни, — узнать о том, что в ней говориться, слишком мало для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Не просто читай ее — проживи вместе с ней, притронься ко всем элементам ее содержания и воплоти их в своей реальной жизни.

www.rulit.me

15. Социальная психология больших групп

Основные теоретические проблемы психологии больших групп.

Виды больших социальных групп.

Структура психологии больших оциальных групп.

Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др ).

Социальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Исследованием больших социальных групп, их психологических особенностей занимались прежде всего марксистски ориентированные исследователи, исключая, может быть, изучение толпы, паники. В отечественной психологии привлекали внимание исследователей ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп.

1. Для всех больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах:

Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.

Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции больших групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.

В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.

Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

Однако эти общие черты нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность больших групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности.

2. Следующая проблема, которая была поставлена выше, – это проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей.

Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее. Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С.Выготский: только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы. Фиксация этого типичного – весьма сложная задача.

3. Здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Нельзя сказать, что эти методы вообще неизвестны социальной психологии: если вспомнить предложения В.Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для познания «психологии народов», то станет ясным, что на заре своего возникновения социальная психология обращалась к проблеме использования таких методов.

Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обязательно различные культуры, но и различные социальные группы.

При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа, корреляционного исследования.

Кроме названных методов исследования, при изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем.

Естественно, при изучении больших групп возникают проблемы, неизбежные при анализе объектов, требующих комплексного подхода, а большие группы именно являются таким объектом. Не случайно поэтому, что область исследования психологических характеристик больших групп является наиболее «социологической» частью социальной психологии,

Г. М. Андреева «большие» в количественном отношении образования людей разделяет на два вида:

случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория,

социальные группы в точном значении слова, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп (по Герману Германовичу Дилигенскому, российский политолог). Основанием служат объективные социальные связи.

Первый тип — объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Класс, как большую группу, характеризует место, детерминированное общественным разделением труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.

К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.

В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки.

Среди всего многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой социальные классы, при анализе психологии которых социальная психология в особенно большой степени сопряжена с определенным социологическим подходом.сам термин «класс» имеет различное содержание для американских и европейских исследователей. Для европейцев, идентификация с классом часто сопряжена с определением политической принадлежности. Для американской культуры вообще нехарактерно оперирование понятиями «рабочий класс», «буржуазия» и т.п., но гораздо привычнее термины «средний класс», «низший класс» и т.п. Это связано с тем, что в социологических теориях социальная структура описывается при помощи такого понятия, как «социоэкономический статус», а не «социальный класс». Естественно, что это не может не сказаться на различиях в трактовке структуры психологии класса.

Другим примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии.

Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она описывает определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов.

Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики.

В целом, можно выделить две части общественной психологии:

— динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее входят потребности, интересы, настроения — все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»;

— более устойчивые образования — психический склад.

Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – идеология отдельных общностей, идеология общества в целом.

Общественное мнение представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.

Общественное мнение проявляется в ряде функций:

1) регулирует и предписывает определенное поведение; 2) выражает и отражает оценки событий и фактов.

Характерная черта общественного мнения состоит в том, что любое событие, явление, попавшее в его фокус, рассматривается прежде всего с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. с точки зрения оценки. Следовательно, отражение действительности в общественном мнении носит преимущественно оценочный характер. Социальная оценка, выражающая одобрение или осуждение, складывается на основе элементов знания, которые выступают в форме информированности людей, которая дает возможность более или менее аргументированно отстаивать точку зрения, выраженную в общественном мнении.

Формирование общественного мнения обусловлено прежде всего наличием общественного интереса. Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и преднамеренно. Его деформация приводит к неправильным стереотипам, оценкам поведения, созданию преступной субкультуры, установлению негативных традиций, искажению моральных ценностей, иначе говоря, к одобрению того, что аморально, и неодобрению того, что соответствует нормам морали и права.

Эффективность формирования общественного мнения здесь во много определяется и деятельностью массово-информационных, пропагандистских источников по выработке социальных установок, которые теснейшим образом связаны с процессом функционирования общественного мнения.

Различные этапы формирования общественного мнения характеризуются как спецификой элементов содержания распространяемой информации, так и формами, способами подачи ее на газетной полосе, в радио- и телепередаче.

В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что общественное мнение подвержено воздействию и манипулированию. Поэтому оно далеко не всегда адекватно отражает объективную ситуацию в области политики, экономики и общества. Общественное мнение, выступая совместно с настроением, образует умонастроение.

Б. А. Душков: Ментальность, менталитет — общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-то сообщества.

Менталитет, по его мнению, сложная многоуровневая и многомерная система образов и представлений архетипов сознания, обнаруживающихся в видах жизнедеятельности личности, социумов и детерминируемых этноестественно-историческими процессами.

отражает уровень сознания и интеллекта его носителей

Менталитет необходимо учитывать при подготовке рекламных компаний, PR — акций и в остальной маркетинговой деятельности. Понятие менталитета связано с учениями и «духе народа», активно разрабатываемыми европейскими философами XVIII-XIX вв. Но оно отражено и в сознании самих народов » что русскому здорово, то немцу — смерть», «авось да небось» и т. д. Иначе говоря, представители каждого народа осознают своеобразие собственного образа мира, видения жизни

Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: — потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; — потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.

Интересы социальных групп — это такое социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.

Каждый социальный институт соответствует интересам конкретной социальной группы и служит их удовлетворению. Этим и определяются отношения между социальными группами: интересы одних социальных групп далеко не всегда согласуются с интересами других. Но и нельзя сбрасывать его со счетов и подменять проблему объективного конфликта интересов разных социальных групп желанием построить человеческие отношения на основе общечеловеческих ценностей.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Массовое настроение — это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Характерной особенностью массовых настроений является способность в самый незначительный срок, почти мгновенно переходить от одного состояния к другому, а также перерастать в антиобщественные действия.

Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов. Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от одного лица или группы, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица другому.

Следует иметь в виду два решающих условия, составляющих в совокупности основную причину возникновения и распространения слухов

1. Неудовлетворенный интерес аудитории к некоторой теме. Самое нелепое сообщение может быть переданным дальше, если оно вызывает интерес. Множество смехотворных ситуаций подобного рода можно обнаружить как в практических исследованиях, наблюдениях, так и в художественной литературе. При наличии исчерпывающей и неподлежащей сомнению информации о теме вероятность возникновения слуха, касающегося данной темы, стремится к нулю.

2. Отсюда второе условие — дефицит надежной информации.Самые точные сведения, полученные изисточника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного для данной аудитории источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов.

Циркулированиеслухов облегчает межличностные контакты, как бы дает им дополнительный импульс, и поэтому косвенным условием возникновения слухов становится депривация потребности в общении.

Устная передача «неофициальных» сведений подчеркивает подчас социально психологический статус передающего, престижную близость к источнику, поэтому распространению слухов способствует неудовлетворенная потребность индивидов в социально-психологическом самоутверждении.

Циркулирование слухов, в том числе даже пугающих, как оказалось, способно в некоторых случаях снижать эмоциональное напряжение в большой группе (через идентификацию по аналогии «всем плохо»), а значит, эмоциональное напряжение само по себе служит дополнительным фактом возникновения слухов.

В то же время невыносимой для людей может стать эмоционально обедненная, длительно лишенная значимых событий обстановка, при которой потребность во впечатлениях реализуется за счет циркулирования слухов.

Итак, мнения и настроения как социально-психологические; явления играют большую роль в поведении общностей. Они являются регуляторами их поведения.

Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.

Устойчивые образования — психический склад. Этот компонент раскрыт лишь для одного вида больших групп – для наций. Психический склад обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Из традиций других научных дисциплин – истории, философии, культурологии – можно почерпнуть большой материал относительно проявлений различных черт социального характера, особенно в поворотные эпохи исторического развития, но в собственно социально-психологической литературе проблема эта занимает весьма скромное место.

studfiles.net

2. Развитие группы. Общие качества группы.

3. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Я выбрал эту тему потому , что эта тема более приемлима мне в том плане , что мне приходится буквально каждый день общатся нетолько с личностями но и с группами людей , а также раскрытие этой темы поможет мне в дольнейшем общатся с группами людей при работе инженером либо при службе в армии , в офицерской должности.

Цель работы : Отобразить всю глубину общественной значимости , совместной деятельности группы людей.

1. Группы: их виды, размеры, структура.

«Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».* С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные — К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это — семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы — большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, — это вторичная группа. А одна команда — первичная группа.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология, с. 194»:

Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют объект исследования в социальной психологии.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы — диады и группы — триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

· различные этнические группы;

· возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти. “Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы — до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.

Непосредственно общие качества группы:

1.Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция).

2.Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3.Референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов.

4.Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

5.Интрагрупповая активность — мера активизации групповой составлящих ее личностей.

6.Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

· направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

· организованность — реальная способность группы к самоуправлению;

· эмоциональность — межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

· интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

·волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д.. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех.* По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социльно-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.

Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Немаловажные факторы, задающие весь строй психологических характеристик определенных групп людей: характер общественных

изменений, преобразований, непосредственное участие в революционных движениях, сложные процессы формирования общественного мнения.

Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней(моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:

1. Диффузная группа — в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

2. Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

3. Корпорация — взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

4. Коллектив — взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.

До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны — установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны — изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.

Как признание этого факта — термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой ( Современная зарубежная СПС — с. 197).

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в группах.

+ — положительное в личности и межличностных отношениях

— — отрицательное в личности и межличностных отношениях

? — поворот отношений в любую сторону

Это пример взаимоотношений в микрогруппе — диаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.

По этой причине более представительной моделью отношений является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе триаде. Их возможные варианты:

Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» — Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214

Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае — группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

1. внегрупповые (физические и социальные)

2. внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

3. внеличностные (однородность — разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)

4. внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки)

Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.

1. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985.

2. Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1979.

4. Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М.: Политиздат. 1975.

5. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 1991.

6. Вопросы психологии. 1971, № 9

* Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М. Просвещение, 1991, с.161.

* Г.М. Андреева Социальная психология, М. 1974, с.195.

prioslav.ru

Психология материнства

Детская психология, рекомендации и поддержка для мам

12.02 — 3.03 Группа психологической поддержки для мам

Если декрет из долгожданного отпуска и радости общения с ребенком превратился для вас в заточение, из которого хочется сбежать – приглашаем вас в нашу группу для мам!

  • Чувствуете себя плохой матерью и корите себя за это?
  • Испытываете отчаяние и раздражение, воспитывая ребенка?
  • Устали от нескончаемого «дня сурка»?
  • Срываетесь на ребенке и/или муже, а потом занимаетесь самоедством?
  • Не знаете где черпать силы и ресурс.
  • Наша группа для женщин, которые:

    — недавно стали мамами, а поэтому имеют еще так много тревог и переживаний сделать что-то «не так»;

    — не имеют помощи в воспитании ребенка и чувствуют, что силы заканчиваются;

    — изо всех сил стараются быть «идеальной мамой» и каждый намек на свое несовершенство воспринимают очень болезненно;

    — давно в декрете и чувствуют, что потеряли себя в материнстве;

    — очень любят своего ребенка, и поэтому хотят научить его как это – заботиться о себе

    «Мама, которой физически или душевно плохо … — это не хорошая самоотверженная мать, а нарушитель техники безопасности».

    Вас ожидает 3 недели поддержки, которая включает:

  • 3 вебинара на актуальные темы;
  • 3 живых встречи в женском кругу (для живого формата);
  • действенные пошаговые рекомендации для предотвращения эмоционального выгорания в декрете;
  • мотивационные статьи, видео и обсуждения про материнство;
  • ресурсные упражнения и задания, которые помогут разобраться со своими чувствами;
  • медитации и визуализации для физического и душевного восстановления;
  • дневник самонаблюдений и чек-листы для самоанализа;
  • арт-терапевтические техники для познания и наполнения себя;
  • экологичное общение и обмен личным опытом в закрытой группе в Facebook;
  • обратная связь по домашним заданиям от ведущей группы.

Возможны два формата участия:

  • живой формат (вебинары + онлайн сопровождение + живые встречи);
  • онлайн формат (вебинары + онлайн сопровождение)
  • Неделя І «Эмоциональное выгорание в декрете: как не превратить материнство в клетку, из которой хочется сбежать?»

    Вебинар: Почему современным мамам так сложно в декрете? Неконтролируемый стресс и эмоциональное выгорание у матерей. «Психологическая затроганность». Способы самопомощи для профилактики истощения.

    Онлайн-сопровождение: Упражнение для определения жизненного баланса; арт-терапевтичекая практика для восполнения ресурса; методика диагностики распределения семейных ролей; список ресурсных заданий.

    Живая группа: Знакомство; общение; обсуждение тревог и проблем материнства; работа с метафорическими картами: исследуем свои ресурсные материнские качества.

    Неделя ІІ «Раздражение-гнев-вина: как маме выйти из замкнутого круга эмоционального истощения?»

    Вебинар: Негативные эмоции в отношении ребенка: нормально ли это? Почему мы злимся на детей? Чувство вины у мамы: как не истязать себя? Учимся извлекать пользу из своих состояний.

    Онлайн-сопровождение: Упражнения, помогающие совладать с раздражением и гневом; способы развития эмоционального интеллекта; дневник самонаблюдений; чек-листы для самоанализа.

    Живая группа: Общение; арт-терапевтические упражнения и глубинные практики, которые помогут напитать своего «внутреннего ребенка» и повзоимодействовать с «внутренним родителем».

    Неделя ІІІ «Идеальная мама vs горе-мать: как обрести баланс?»

    Вебинар: Материнский перфекционизм: почему и что с этим делать? Как мы становимся мамами? Родительский невроз современности. Достаточно хорошая мать – идеальный подарок ребенку от неидеальной матери.

    Онлайн-сопровождение: Телесные практики самопомощи; чек-листы для самоанализа; арт-терапевтическая техника, позволяющая отыскать свои скрытые ресурсы.

    Живая группа: Общение; упражнения, направленные на принятия себя и работу с чувством материнской вины; ресурсная практики, позволяющие прочесть послания своего женского рода и напитаться энергией поколений; завершение работы группы: подарки, итоги.

    про женщин. Все время нашей трехнедельной работы будет посвящено именно женскому ресурсу. Тут не будет ни слова про детей. Материнство начинается с женщины.

    про поддержку. Тут не будет нравоучений и поучений о том, как быть правильной мамой. Мы исходим из того, что каждая мама – делает все возможное, чтобы быть хорошей для своего ребенка. И мы будем напитываться поддержкой, чтобы у вас был ресурс быть таковой.

    про принятие. Принятие того факта, что материнство – это навсегда. И что в родительстве есть не только счастье и радость. Наша группа про принятие себя – разной, несовершенной, живой.

    Стоимость участия: 1500 грн — живой формат; 900 грн — онлайн-формат.

    Даты и время: продолжительность — три недели; старт группы 12 февраля, каждый понедельник с 10.00 до 12.00 вебинары (доступны будут в записи), каждую субботу с 17 февраля, 10.00-13.00 — встречи живой группы.

    После участия в группе Вы посмотрите на материнство и себя в нем совершенно иначе!

    Присоединяйтесь к нашему женскому пространству, чтобы подарить своим деткам хорошую мать!)

    КОЛИЧЕСТВО МЕСТ ОГРАНИЧЕНО! РЕГИСТРАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА!

    Более подробная информация по телефону: 050-947-33-42 Анастасия

    family-psy.pro