Отметка оценка и самооценка

Понятие оценки, отметки

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Оценка — это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме. Оценка — это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина понимают школьную оценку знаний как тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике. К.А. Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки определяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других».

По мнению Н.В. Селезнева, «педагогическая оценка выражает… интересы общества, выполняет функции значимого надзора за учащимися», т.к. «контролирует именно общество, а не учитель». Автор указывает, что наличие оценки в учебно-воспитательном процессе диктуется «потребностями общества в определенном типе личности».

Р.Ф. Кривошаповой и О.Ф. Силютиной оценка понимается как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося. Н.А. Батурин считает, что оценка — это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания. При всем многообразии трактовок сущности и роли оценки, в психолого-педагогической литературе имеет место понимание предмета оценки, во-первых, как индивидуально-личностных качеств учащегося и, во-вторых, как результатов его учебной деятельности.

Итак, оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

Оценка может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности. Главная задача оценки — установить глубину и объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке.

Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.

Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия "оценка" и "отметка" отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

В первую очередь, оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

Отметка — это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.

Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая — наказанием.

В отличие от других способов оценивания, отметки учащихся фиксируются в школьной документации — классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся — дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках.

Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. Она проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного процесса.

Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий, содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Этой задачи отметка не решает.

Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.

Оценка должна удовлетворять следующим требованиям:

— объективность — оценка не должна зависеть от того, кто ее выставляет;

— точность — оценка должна соответствовать подлинному качеству знаний обучаемого;

— доступность — оценка должна быть понятной ученику.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 82 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов как самого процесса обучения, так и оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. По А.В. Хуторскому контроль и оценка являются особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, осуществляется выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учащихся. Результаты контроля являются основой для оценивания процесса усвоения содержания учебного материала и его коррекции. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования. По Н.Ф. Талызиной оценка – это вид учебных действий и одно из общеучебных умений; выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса, что повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев.

По Е.С. Рапацевичу оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимся знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. При этом Е.С. Рапацевич выделяет в качестве самостоятельного понятие «содержательная оценка» и определяет его как процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества продвижения ученика в учении, а также для определения и принятия задач его дальнейшего продвижения. В данном случае оценка становится стимулом для школьника, так как усиливает, укрепляет, конкретизирует мотивы его учебно-познавательной деятельности. Содержательная оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другие ученики, и внутренней, когда ее дает сам себе ученик.

Под оценкой знаний, умений и навыков понимают процедуру установления степени соответствия знаний и умений учащихся программным требованиям и ознакомление учащихся с полученным результатом посредством соответствующей оценочной информации, выраженной через отметку.

В соответствии с М.В. Богуславским «… главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся; установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировки мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад».

Если В.П. Беспалько трактует оценку исключительно как процесс, деятельность, а отметку как результат данного процесса, то В.Д. Скаковский в определении понятия «оценка» указывает на его двойственную сущность – процессуальную и результирующую. «Под оценкой в образовании надо понимать установление (процесс) и выражение (результат) отношения к учебной деятельности, ее продукту и субъекту, к их значимости и соответственно определенным требованиям». Вместо понятия «оценка результатов учебной деятельности» данный автор предлагает для понятийной конкретизации использовать более точный на его взгляд термин «оценка учебных достижений» (в ходе деятельности учеников и по ее окончании). При этом, под оценкой в обучении В.Д. Скаковский подразумевает составную часть контрольно-оценочной образовательной деятельности, а понятия «оценка» и «оценочная деятельность» (процесс и результат) предлагает использовать как равнозначные. Автор справедливо отмечает, что «… для того, чтобы реформировать что-либо, нужно прежде всего иметь полное представление о сущности этого явления, его структуре и функционировании, видеть его в общей системе». Благодаря такому подходу к контрольно-оценочной деятельности учителей и учащихся становится возможным рассмотреть весь комплекс, связанных с ней проблем.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:

они должны быть «валидными» (четко соответствовать программам преподавания);

жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего);

«доступными» (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

Цель измерения в педагогике – это получение численных эквивалентов уровней знаний.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Численный эквивалент педагогического измерения – это отметка. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.

Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» ошибочно отождествляются. Разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

В первую очередь, оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление.

Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально–логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием.

На наш взгляд, диагностика результатов обучения не может быть сводима исключительно к традиционному пониманию проверки знаний, умений и навыков обучаемых. Под педагогической диагностикой следует понимать «… системный способ получения данных о результатах воздействия образовательного процесса на личность ученика, ориентированный на выявление проблем и трудностей в обучении, имеющий целью коррекцию и дальнейшее совершенствование деятельности учителя и учащихся». Если проверка знаний и умений процедурно предполагает выявление и измерение уровня и качества обученности уче­ника, то диагностика выявляет результаты обучения в теснейшей взаимосвязи с путями, способами их достижения, определяет тенденции и динамику формирования учебных достижений.

studfiles.net

Практическое занятие № 6 Педагогическая оценка и самооценка в педагогическом процессе

Цель: Сформировать у студентов-бакалавров представление о дифференцированном подходе в обучении как эффективном средстве его индивидуализации.

Занятие проводится в форме анализа видеоуроков и обсуждения педагогических ситуаций, вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-бакалаврам осмыслить влияние самооценки школьника на его познавательную деятельность; проанализировать возможности педагогической корректировки самооценок учащихся.

Опорные теоретические понятия: оценка, отметка, контроль, рефлексия, самооценка.

Вопросы для обсуждения:

Оценка и отметка в учебном процессе в их единстве и различии.

Оценивающая деятельность учителя на уроке как эталон оценивания и способ стимулирования рефлексии учащихся.

Педагогический смысл и способы организации оценочной деятельности учащихся на уроке.

Самооценка как личностное образование. Влияние самооценки школьника на его познавательную активность. Способы корректировки самооценки учащихся и стимулирования их самооценочных суждений в процессе познавательной деятельности.

Стимулирование рефлексирующей позиции учащихся на уроке. 2

Педагогическая оценка в условиях разноуровневого обучения.

1. Используя Программу наблюдения урока с точки зрения видов и способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (См. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С. 51) и опираясь на видеоматериалы уроков, проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в ходе урока.

2. Проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в письменных работах учащихся.

Осуществите содержательную оценку письменной работы ученика.

На основе просмотренных видеоматериалов выявите наиболее яркие проявления самооценки школьников в познавательной деятельности.

5. Изучите материалы, предложенные в IV разделе «Методики изучения Я-концепции и личностных особенностей школьников» (См. Учебно-методическое пособие Психолого-педагогическое образование: технологический аспект / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – С. 180-206). Используйте материалы раздела при анализе видеоматериалов.

Обсуждение педагогических ситуаций

1. … Восьмиклассник явно разочарован «тройкой», полученной за устный ответ. Свою обиду он не преминул высказать учителю: «Вы всегда занижаете мне отметки, как бы я ни отвечал». Реакция учителя: «Меня, Антон, радует твоя неудовлетворенность результатом своей работы, ты действительно можешь учиться лучше.

Давай договоримся, на следующем уроке ты получишь шанс показать свои знания. Готовься. Оценивать будут ребята и ты сам. Договорились?» Как вы расцениваете речевую реакцию учителя? Достаточна ли она конструктивна? Как бы вы сами действовали в подобной ситуации?

2. … Обучая пятиклассников сотрудничеству на уроке, учительница русского языка предложила им поменяться работами и проверить, как выполнил задание товарищ. Ребята охотно берутся за проверку, находят и исправляют ошибки. Все довольны: ведь они действуют почти так же, как учительница. Но вот работы вернулись авторам, и в классе начинаются споры: почему кто-то что-то исправил, зачеркнул и т.д.

Имеет ли смысл организовывать такую работу на уроке в 5 классе? Если да, то, как предупредить конфликты, обеспечить сотрудничество, а не конфронтацию?

3. . Учитель заранее предупредил 7-классников о предстоящей контрольной работе и сказал, что результаты ее очень важны при выставлении четвертных оценок. Идет контрольная. 15-ая минута. Учитель заметил, что ученик на второй парте списывает, пользуясь учебником.

Как будет развиваться ситуация, если учитель:

а) известен своей принципиальностью и строгостью и дети его побаиваются;

б) умеет поставить себя на место ученика;

в) всегда хвалил ученика, ставил его в пример другим;

г) знает, что за домашними заботами ученику не хватает времени, чтобы подготовиться.

Задания для углубленного изучения темы

1. Напишите мини-сочинение-размышление«Как совершенствовать проверку и оценку процесса и результатов учения».

2. На основе своего ученического опыта покажите, когда оценочная деятельность педагога укрепляла в вас чувство самооценки, а когда – подрывала веру в свои силы. На этой основе сформулируйте правила собственных оценочных взаимоотношений с учеником.

3. Подумайте над вопросами:

— В какой взаимосвязи находятся дидактические понятия «контроль» и «проверка»?

— В чем состоят особенности педагогического взаимодействия учителя с учащимися при проверке знаний?

— Когда оценки и отметки утрачивают воспитательное значение?

— участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;

— конспекты и выписки из рекомендованных материалов.

Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 2000.

2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М., 1984. – С. 11-67.

3. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности //Современная дидактика: теория – практике. – М., 1994. – Гл. 1У.

4. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000.

5. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976.

6. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1968.

7. Пидкасистый П.И. Опрос как средство обучения / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1999.

8. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.180-206.

9. Подласый, И.П. Новый курс: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М., 2005. – С. 544-570.

10. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю.Скороходова. – СПб, 2005.

11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987. – Гл. Ш.

12. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мн., 2002. – С. 229-238.

13. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М., 1985. – С. 123-152.

studfiles.net

Оценивание. Оценка и отметка. Виды. Самооценка.

Педаг. измерения и диагностика

Измерение – проведение объективного количественного сопоставления оцениваемого св-ва ученика с неким эталоном. Св-во – зун, эталон – треб. учеб. Программы.

Измерительный инструмент : контрольно-измерительные материалы и шкала для фиксации рез-ов.

Процесс пед. Измерения сост. из предмета измерения (умение делать что-то), выбора хар-к, измерительных процедур, конструирование и использование измерит. Инструментов, выбор шкалы, сбор данных , группировка…….нанесение рез-ов на шкалу, статист. Анализ, интерпретация рез-ов.

Диагностика рез-ов обуч. Р.яз. – аналитико-оценочная д-ть учителя, связ. С процедурой выявления достижений и недостатков состояния учеб.процесса на основе рез-ов обуч., установление причин дефектов и определение путей решения проблемы.

Цель – определять пробелы, подтверждать успешные рез-ты обуч., планировать последующие этапы, регулировать сложность шагов.

Ф-ии – информационная, прогностическая, оценочная, аналитическая, коррекционная.

Виды – от количества проверяемых видов д-ти – конкретная и комплексная, от объекта диагностики – тематическая, текущая, итоговая.

3 этапа: предварительный диагноз (наблюдение и анализ продуктов д-ти: диктантов, соч-ий, излож.), уточнящий (беседа, опрос, анкетирование, изучение документации), окончательный (обобщение данных с помощью метода экспертных оценок)

Контроль- выявление, измерение и оценивание ЗУ. Выявл. и измер.- проверка, цель – обратная связь, получение учителем инфы. Проверки м.б. конкурсными и учебными.

Ф-ии контроля – обучающая, развивающая (память, мышление и проч.), воспитательная (моральное воздействие оценки), управляющая, контрольно-оценочная, организующая (выработка режима)

Критерии контроля – действенность (узнавание, воспроизв., применение), понимание (репродукт. и продукт.), прочность (t от формирования до проверки) и полнота владения учеб. материалом (отсутствие пробелов, овладение).

Виды: от сроков проведения – стартовый, текущий, итоговый, по масштабу целей обучения – стратегический, тактический, оперативный, по хар-ру ЗУ – ретроспективный, предупредительный, опережающий, по частоте контроля – разовый, периодический, систематический, по ширине контролируемой области – локальный, выборочный, сплошной, по организационным формам обуч – индивид., групповой, фронтальный, по формам соц. Опосредованности – социальный, взаимо, само, по способам – письменный, устный, стандартизировнный, машинный.

Треб. к контролю – индивид.хар-р, систематичность, регулярность,разнообразие форм, всесторонность,объективность, дифференц. подход, единые требования.

Принципы – нормативность, полнота, доступность, открытость,научность, системность, систематичность, объективность, уважение учителем личного достоинства ученика, перспективность в обучении и оценке.

Средства (способы, с пом.кот. определяется рез-ть ) – тесты, устные опросы, кр.р, собеседование, диктант

Оценивание. Оценка и отметка. Виды. Самооценка.

Оценки: квалитативные (оцен.суждения), квантитативные (цифры, буквы); парциальные (предшествуют отметке, во время опроса) и оценки успешности

Ф-ии оценивания – информационная(инфа о качестве усвоения, о способностях), стимулирующая, характерообразующая

оценивание – это сравнение с 1) группой 2) нормами 3) спотенциальными возможностями 4) с затраченными усилиями.

Критерии м.б. объективными и субъективными (качество словарного запаса).

Для оценки можно использовать я-сообщение, ты-сообщение и «естественные последствия» (не сделали дз => не можем идти дальше, обсуждение сложностей, дз в 2 раза больше), нужно показывать перспективу (я верю в тебя), не трогать личность (не лентяй, а поленился), извлекать стимулы из ошибок (крутая ошибка! Есть над чем подумать), разные приёмы (властитель дум, его пример – другим наука)

Самооценка м.б. адекватной, заниженной, завышенной, отсутствовать

Самооценка м.б. сформирована учителем разными способами: обоснование оценки, ознакомление с эталонами оценивания и просьба оценить самого себя, задания разной сложности с маркировкой по уровням, побуждение учеников найти ошибки, использ-ие психологич.методик

lektsii.org

Влияние отметки и оценки на развитие личности школьника

Банщикова Елена Владимировна, МКОУ «СОШ №1» п. Куйтун, психолог, Иркутская область, Куйтунский район, посёлок Куйтун

В статье раскрыты сущность и содержание понятий «отметка» и «оценка». Также говорится о влиянии оценки на личность для каждой возрастной группы учащихся, о тесной связи между успехами, достиг-нутыми в овладении учебной деятельностью и развитием личности, о развитии реалистичной оценки у школьников.

Одной из основных задач школьного обучения, как известно, яв-ляется формирование у ученика познавательной мотивации. В школе обычно в качестве основной побудительной силы выступают оценка и отметка. Актуальность проблемы оценки деятельности учащихся на уроке не снижается и по-прежнему этот вопрос остаётся сложнейшей педагогической проблемой.

Прежде всего, необходимо уточнить понятия: "оценка" и "отметка". Слова «оценка» и «отметка» не являются тождественными. Отметка — это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика. Оценка — развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творче-ства учащегося. Отметка выводится из оценки и потому оценка должна предшествовать отметке, а не наоборот.

Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овла-дении учебной деятельностью и развитием личности. Но для каждой возрастной группы влияние оценки будет разным. Например, самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. От отношения родителей и учителей к ребенку зависит его отношение к себе (самооценка), самоуважение. Все это влияет на развитие личности.

Подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Главная ценность оценки для школьников этого возраста заключается в том, что она дает им возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, зна-чимость оценки падает.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессио-нальных намерений. Оценка значимых взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебе и учебному предме-ту и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального пути.

Кроме того, в любом возрастном периоде отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника: характера, темперамента, самооценки, коммуникативности.

Главный недостаток существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, — это их возможное травмирующее влияние на личность ребенка. Остановимся на этом подробнее. Отметка и оценка тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, тревожность, эмоциональной комфорт и благополучие, взаимоотношения с окружающими (между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем), психологический климат в классе, творчество.

Мнение педагога о ребенке часто влияет на его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от результатов своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой, никчемный. И, наоборот, при достаточно высоких отметках ребенок ощущает себя способным, — тем самым формируется позитивное само-восприятие.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. В ситуации постоянно отрица-тельного оценивания ослабевает мотив достижения успеха. Стремление к успеху сначала заменяется состоянием напряжения, а затем безразличным отношением.

Школьная тревожность также напрямую связана с оценками и отметками. У школьников часто присутствует страх не соответство-вать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед учителем. Как показывают исследования, самый большой страх в школе — это страх ситуации проверки знаний. Если ученик постоянно получает отрицательную оценку, то переживания неудачи провоцируют появление неуверенности в себе, вследствие чего снижается уровень притязаний, что препятствует формированию положительного отношения к учебной деятельности, угасает мотивация.

Значительное влияние оказывает оценка и отметка на взаимоот-ношения детей с окружающими. Отметки могут быть причиной высо-ого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта в школе и семье, а также могут послужить причиной суицида. Если неуспех стойкий и ребенок постоянно испытывает упреки, наказания, он ищет способ сохранить сложившиеся отношения и предотвратить конфликты. Такими способами могут быть прогулы, обман, списывание.

Существует также мнение, что оценки своего рода помогают проводить социальную селекцию: «удачники социализации» — отличники – поступают в университеты, получают доступ к престижным профессиям и должностям, высокой зарплате, «неудачники» скатываются на дно общества (преступники, нищие, безработные, бомжи). И часто всё начинается со школьных оценок. Вполне возможно, что неуспешный в учёбе может со временем стать и неуспешным по жизни.

Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны. Следует помнить что, отрицательная оценка – это не карательная мера, а средство, чтобы направлять и корректиро-вать учебные действия ученика. Оценка должна быть объективной, понятной ученику, понятной родителям, прозрачной, критериальной.

Психологи выделяют факторы, которые могут повлиять на объек-тивность оценивания: негативная установка, "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного. К типичным ошибкам, допускаемым при оценивании можно также отнести:

— ошибка великодушия: оценивающий склонен давать несколько завышенную оценку знакомым лицам, и предпочитает больше гово-рить о положительных свойствах и меньше о недостатках;

— ошибка контраста состоит в тенденции давать оценку людям на основании сопоставления и сравнения с другими людьми.

И всё-таки существуют ситуации, когда отрицательные отметки ставить вообще не рекомендуется: нельзя наказывать отметкой; если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуа-ция, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или стресс; если отметка спорная, то ставить нужно в пользу ребенка.

В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем, предоставляя ученику возможность отстаивать своё мнение и тактично направляя рассуждение ребёнка, учитель тем самым помогает ему формировать свою оценочную деятельность, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя.

Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе са-моценностью и стереотипом успешности. Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этой случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.

Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты: целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности, так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок — либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает; оценка не должна носить обобщающего характера; необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.

Цель оценки – создание обратной связи между учеником и учите-лем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. М.А. Чошанов ст. "Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы" М.: "Педагогика", ж. №10, 2000г.,

2. Г. Ксендзова ст. "Школьная отметка: стимулятор умения или "дамоклов меч"?" "Директор школы", ж. №5, 2000г.

3. Г.А. Цукерман ст. "Что оценивает объективная оценка?" "Пси-хологическая наука и образование" ж. №4, 1997г.

4. Г. Ксендзова ст. "Механизмы самоопределения школьника" "Директор школы", ж. №6, 2000г.

5. Оценочная деятельность учителя в современной шко-ле/Copyright © 2012 — All Rights Reserved — www.studyexperts.ru

6. Федоренко Л.Г.Аттестация в школе: после и до. СПб.: КАРО, 2003.

lomonpansion.com

Отметка оценка и самооценка

Обучаемость в широком смымле слова — это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития. В более узком смысле понимании обучаемость есть потенциальные возможности детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе; в этом плане обучаемость есть наиболее существенный критерий умственного развиия детей.

Выделяют следующие виды обучаемости: обучапемость к способам предметной деятельности, обучаемость к усвоению способов межчеловеческого взаимодействия в ходе учения.

Уровни обучаемости: обучаемость как восприимчивость к приобретению новых знаний, обучаемость как восприимчивость к усвоению новых способов учебной деятельности, обучаемость как восприимчивость к усвоению обобщенных способов рациональной организации своего учебного труда, и, наконец, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Этапы обучаемости: готовность к переходу к новым уровням учения с опорой на развернутую помощь учителя, готовность к переходу на новые уровни с опорой на незначительную помощь учителя, готовность к самостоятельному, в том числе и по своей инициативе, переходу на новые уровни учения и развития.

Качества обучаемости: обучаемость как восприимчивость к усвоению знаний может обнаруживать такие качества, как самостоятельность, осознанность, действенность.

Проявления, показатели обученности: активность ориентровки в новых условиях, интеллектуальная инициатива, восприимчивость к помощи другого человека при выполнении трудного для ученика задания, способность школьника к последующему самостоятельному решению аналогичных задач (перенос), темп продвижения ученика.

Таково психологическое содержание обучаемости. Обратимся к приемам ее выявления.

Прием «постановка в незнакомую ситуацию при неопределенной инструкции»: школьнику предлагается задание на незнакомом материале или в группе с незнакомыми сверстниками; при этом изучается активность его ориентировки в новых условиях и инициатива, выход за пределы заданной ситуации, когда ученик берет на себя большее количество задач, занимается более длительно, чем было намечено. В ситуации школы учитель может давать ученику некоторые наборы-пактеы новых задач разной трудности с инструкцией решать столько задач, сколько захочет (отметка ставится не будет); при этом фиксируется самостоятельный переход к нерегламентируемому решению новых задач.

Прием «задание повышенной трудности с дозированной помощью взрослого» также позволяет выявить готовность ученика к переходу на следующий уровень развития. Сначала учитель подбирает задачу, которую ученик без помощи взрослого решить не может ,а затем постепенно вводит аиды помощи: сначала общеподкрепляющие реплики (типа «Ты это сможешь»; «Тебе это будет нетрудно»), затем повтор вопроса, наводящие вопросы, подсказки в виде вспомогательных задач и, наконец, прямой показ начала действия. Обучаемость можно измерить количеством дозированной помощи учителя, необходимой для решения задачи, и тем самым достаточно точно установить ее уровень. После освоения решения задачи с помощью взрослого может быть предложено задание, аналогичное первому, для выяснения возможности переноса усвоенногоспособа в новые условия.

Суммарными количественными показателями обучаемости являются темп продвижения, «экономичность мышления», измеряемые количеством конкретного материала, на основе анализа которого ребенок достигает решения задач; количеством шагов (действий) к самостоятельному решению; количеством «порций помощи», на основе которого достигается решение; временем, затраченным на решение. Для выяснения темпа решения задачи школьника учитель может применить прием «сигнал»: всем учащимся дается задание на время ,например 20 мин; затем учитель через каждые 5 мин подает сигналы — ученики должны отметить то место в работе, где их каждый сигнал застал.

Обучаемость школьников, означая восприимчивость и открытость и создавая благоприятные условия перехода к новым условиям обучения, оказывает заметное влияние на уровень и характер мотивации школьников.

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т. п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы: глубокий, с привле­чением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами; твердое знание материала в пределах программных требований — четырымя; неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами; наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявле­ние непонимания сути, не владение навыком оценивается отри­цательно, отметкой «2»; отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (использует­ся очень редко). Практически четырехбалльная система не поз­воляет достаточно объктивно и дифференцированно оценить учащихся. В настоящее время в некоторых школах и вузах стали использовать 10-балльную систему, которая позволяет более точ­но оценить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика, уровень его развитости и обученности.

Несколько слов о поурочном балле. За активную учебно-позна­вательную деятельность на уроке, других формах занятий, а так­же за работу в течение длительного времени ученик получает «по­урочный балл» — положительную высокую оценку, символизи­рующую прочность его знаний, прилежание, активность, позна­вательный интерес. Но этот балл может иметь и отрицательный эффект, если используется учителем непродуманно. Ученики для наблюдения за их работой и активизации учебной деятельности определяются до начала урока. Нельзя выставлять поурочный балл только за серию ответов с места — они нередко делаются по учебнику. Намеченных учащихся надо специально опрашивать в течение урока, учитывая разные виды их деятельности.

Выражение оценки в отметках при работе с шестилетками нецелесообразно.

Однако приведенные шкалы не могут дать объективных результатов оценки практической педагогической деятельности без достаточно четкого представления педагога об оцениваемых показателях владения знаниями, умениями и навыками. В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию таких показателей, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам, что приводит к значительным сложностям в их осмыслении как педагогом, так и учащимися и, как следствие, к формальному использованию в ущерб объективности оценки.

В последнее время в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников, причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимися в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Оюоющенная система надпредметных показателей обученности может быть представлена следующим образом.

Показатель сформированности знаний:

узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений, понятий);

раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщенных понятием и их классификация);

раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием);

установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем);

характеристика действий, вытекающих из содержания понятия (описание возможных практических и интелликтуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия).

знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала, времени и др.);

установление логики взаимосвязи между фактами (выделение иерархических и ассоциативных отношений между ними);

Владение научной проблематикой:

узнавание научных проблем в контексте обучения;

формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации;

наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы.

узнавание теории (соотнесение теории с контекстом изученного материала);

раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, доказательств, выводов);

характеристика действий, осуществляемых на основе теории (представления о ее практических применениях, прогностических возможностях и др.).

Владение закономерностями и правилами:

узнавание правила, закономерности (соотнесение с контекстом изученного материала);

формулирование закономерности, правила;

раскрытие содержания правила, закономерности (характеристика сущности, условий и границ, проявления, применения);

характеристика действий, связанных с применения правила закономерности.

Владение методами и процедурами:

узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала;

раскрытие содержания метода, процедуры (характеристика действий и операций, составляющих сущность метода, процедуры и логической последовательности их применения);

характеристика условий применения метода, процедуры.

Показатель сформированности умений

построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;

моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;

выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;

самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.

Показатели сформированности навыков.

Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Но поскольку навык предполагает автоматическое действие, оценивается обычно еще и время его выполнения.

Приведенная система показателей обученности школьников может быть непосредственно использована в работе преподавателя любого предмета. Следует также отметить, что с показателями обученности следует знакомить и школьников в доступной для их понимания форме.

В итоге оценивания учащихся возникает пробема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситауция, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.

1. Социально-экономические — материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

2.Причины биопсихического характера — это наследственные особенности, черты характера.

3.Педагогические причины — результат ошибок, низкого уровня работы школы.

Средства устранения дидактических причин:

1.Педагогическая профилактика — поиск оптимальных педагогических систем.

2.Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3.Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе.

4.Воспитательное воздействие — должна вестись индивидуально планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

sites.google.com

Оценки и отметки в обучении

С вопросами проведения контроля тесно связана процедура оценки его результатов и выставление учащим­ся отметок. Напомним кратко основные положения дидак­тики в этой сфере.

Оценкой называют процесс сравнения знаний, уме­ний и навыков учащихся с эталонными, зафиксированны­ми в учебной программе. Оценка происходит в ходе про­цедуры контроля. Отметка — это условная количествен­ная мера оценки, обычно выраженная в баллах. В широ­ком обиходе часто оценки и отметки не разделяют.

Педа­гоги обычно ещё используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, одобрительное замечание, похвала, восклицание или наоборот, укоризненное замечание, на­хмуренные брови, мимика, жесты, могут даже погрозить и пальцем нерадивому ученику. В то же время отметка все­гда выставляется в баллах.

В отечественной школе практически принята 4-х балльная шкала отметок, хотя по инерции её все ещё на­зывают 5-ти балльной. За рубежом широко применяются и другие шкалы отметок. Например, на Украине недавно ввели 12-ти балльную шкалу отметок. До революции в российской школе была 6-ти балльная шкала отметок — от нуля до пяти, после революции перешли к 5-ти балльной шкале, а в современной школе даже «двойка» перестала использоваться и шкала отметок фактически стала 3-х балльной.

В таком виде отметочная шкала вовсе не стиму­лирует надлежащим образом напряженный учебный труд — более того, ведет к «психологическому заражению», ко­гда большинство учеников видят, что учиться на «4» и «5» им недостижимо, а «3» и так поставят, хоть учи, хоть не учи. Эту «истину» школьники постигают очень рано, по­этому большинство перестают учиться вовсе.

— ориентация ученика об уровне его знаний и степени соответствия нормативу;

— информирование об успехах и неудачах в учебе;

— выражение общего суждения учителя об ученике;

— стимулирование активной учебной деятельности.

Проводя оценку действий ученика, мы воздействуем на его интеллектуальную и волевую сферы, формируем качества личности. Важным результатом оценивания явля­ется формирование того или иного уровня притязаний школьника. Успех или неуспех учебной деятельности оп­ределяется не столько самооценкой ребенка, сколько оценочным воздействием учителя, учеников в классе, ро­дителей. Всё это влияет на формирование уровня притяза­ний ребенка.

Нормативный — исходя из требований образовательного стандарта и программных требований. Этим способом обычно пользуются ученые-дидакты, и только в последние годы он начинает применяться в школе. Сопоставительный — сопоставляя с действиями, знания­ми, умениями и навыками других учеников, т.е. в сравне­нии. Им чаще всего пользуются учителя и родители. Личностный — сравнивая с прошлыми действиями, зна­ниями, умениями и навыками этого же ученика в про­шлом. Этим способом в нашей школе почти не пользуются.

Исходя из требований современной гуманистической педагогики, учителю в текущей работе нужно использовать личностный способ оценивания. Такой способ позволяет контролировать продвижение каждого ученика в его раз­витии. Нормативный способ оценивания необходим для ориентирования учащихся в своих достижениях и показа эталонных образцов учебной работы.

Оценивание знаний является для дидактики сложной проблемой, тем более при изучении такого относительно нового для школы предмета, как информатика. При оце­нивании знаний необходимо иметь в виду, что оценка — это процедура измерения. Поэтому сначала требуется ре­шить, что подлежит измерению, затем выбрать инструмен­ты для этого измерения. Как отмечалось выше, наиболее адекватным инструментом для этого выступает тест. Но в подавляющем большинстве случаев оценка знаний произ­водится экспертным путем — учителем, который решает, насколько знания, умения и навыки ученика соответствуют требованиям программы и образовательного стандарта.

Критерии и нормы оценивания и выставления отме­ток являются предметом острых споров в теории и практи­ке школьного образования. Вопрос этот остается откры­тым, несмотря на определенный прогресс и наличие раз­работанных и утвержденных критериев оценки знаний учащихся общеобразовательных школ по информатике и другим учебным предметам.

При изучении информатики на базовом уровне кри­терии должны устанавливаться исходя из требований об­разовательного стандарта.

При изучении профильных курсов критериями долж­ны служить те, которые заложены в тестах Единого госу­дарственного экзамена (ЕГЭ) по информатике и ИКТ.

Интерес представляют критерии оценки выполнения учебного проекта и его публичной защиты:

— обоснованность актуальности темы проекта и пред­лагаемых решений;

— объем и полнота разработок, самостоятельность, за­конченность проекта;

— уровень творчества, проявление оригинальности при раскрытии темы;

— дизайн, стиль, соответствие стандартным требовани­ям, структура текста, качество схем, рисунков, ани­мации;

— проявление глубины и широты знаний по теме;

— качество доклада при защите проекта.

Нормы при выставлении отметок за устный опрос могут быть следующими:

«5» — за безупречный ответ, либо при наличии одной -двух мелких погрешностей;

«4» — при наличии в ответе 1-2 недочетов;

«3» — за 1-2 грубые ошибки, или многих недочетов и мелких погрешностей;

«2» — за незнание основного программного материа­ла.

Рассмотрим сущность понятий «грубая ошибка», «по­грешность», «недочет», «мелкая погрешность».

Грубой ошибкой считается полное искажение смысла понятий, определений, формулировки правил.

Погрешность — неточная формулировка понятия, правила, определения, которая свидетельствует о нечет­ком представлении их сущности.

Недочет — неправильное представление о предмете, но не влияющее в существенной степени на знание про­граммного материала.

Мелкая погрешность — случайная описка, оговорка, неточность, не искажающая смысла ответа или решения.

Более сложным является оценивание выполнения учащимися практических работ и заданий.

Психологические и педагогические требования к оценке знаний

Когда учителя оценивают работу учеников, то важ­ную, а иногда определяющую роль играет то, как они это делают. Очень часто при этом допускаются ошибки, кото­рые становятся источниками конфликтов. Это и выставле­ние завышенных или заниженных отметок, стремление избегать крайностей в оценках и т.п. Недопустимым явля­ется перенос личного отношения к ученику на оценивание его знаний — как говорит В.Ф. Шаталов, если учитель по­ставил в журнале по предмету двойку за поведение, то он должен уйти из школы.

Ученики по-разному воспринимают выставляемые отметки. Плохая отметка угнетает слабых учеников, сни­жает их настроение, учебные силы и мотивы, иногда ока­зывает даже парализующее действие. Двойка восприни­мается ими как наказание и вызывает негативные пережи­вания. Эти переживания начинаются в классе и продолжа­ются дома, приводя иногда к конфликтам в семье. В таких условиях школа для ребенка становится источником не­приятностей, отбивает охоту учиться, и он совсем опускает руки .

Самая распространенная в школе отметка «тройка» может стать для учеников источником совершенно разных переживаний. Если ученик имеет низкий уровень притяза­ний и является закоренелым «троечником», то для него полученная тройка приносит удовлетворение, сохраняет ему чувство полноценности, не мешает продолжать обу­чение и нормальное развитие, но, как правило, закрепляет безразличное отношение к учебе. Такие ученики ищут признания и уважения на стороне, сближаются с себе по­добными, занимаются учебой ровно на столько, сколько надо для спокойного существования.

Если тройка у ученика появляется эпизодически, то отношение к ней зависит от того, в каком направлении продвигается ученик — от неуспевающего в середняки или наоборот.

При высоком уровне притязаний у ученика, который учится на четыре и пять, получение тройки может вызвать острое чувство неполноценности за счёт ущемленного са­молюбия и задетого престижа. Такие отрицательные пе­реживания могут привести к срывам, нарушениям дисцип­лины.

Известен случай, когда хорошо учившийся мальчик из благо­получной семьи, получив неожиданно двойку на уроке, не пошел до­мой, а пошел в ближайший лес и построил там шалаш. Он боялся, что дома его будут ругать родители. И только голод вынудил при­дти к бабушке, где его нашли сотрудники милиции.

Получение четверки может восприниматься как сни­жение результатов, если она следует за пятеркой. А может стать обнадеживающей и окрыляющей, заявкой на после­дующие успехи в учебе, если она следует за тройкой.

Поэтому учителю очень важно аргументировать вы­ставляемые отметки таким образом, чтобы:

— учитывать возможные последствия для дальнейшей учебы ребенка и получения более высоких отметок;

— направлять детей к улучшению учебы, прилежности и совершенствованию их учебной деятельности;

— усиливать положительные учебные мотивы;

— закреплять веру учеников в свои силы и успехи в уче­бе.

Большинство оценок, выносимых учителями, являют­ся вербальными и не имеют строгих критериев, но всегда играют доминирующую роль в формировании способно­сти ученика к самооценке, ибо вербальная оценка всегда эмоционально окрашена и поэтому более доходчива.

Многие учителя считают, что ученики всегда соглас­ны с их оценками, поэтому не анализируют и не аргумен­тируют свои оценочные суждения, но из-за этого часто сталкиваются с неприятием их. Если учитель предоставля­ет ученику возможность отстаивать свое мнение, тактично его направляя, то этим он помогает ему формировать соб­ственную оценочную деятельность, способствует развитию высоких моральных качеств.

Развернутые содержательные оценки ответов, сопос­тавление успехов ученика с его старыми достижениями, эмоциональная поддержка в ходе ответа весьма положи­тельно влияют на обучение и личностное развитие детей, создают атмосферу психологического комфорта.

Самые отрицательные последствия имеют проценто­мания, использование учителем нотаций и угроз, недоб­рожелательная ирония, сравнение успеваемости и спо­собностей учеников, заведомо не равных в этом отноше­нии.

Правила выставления оценок и отметок:

— Контроль и оценка должны быть систематическими и охватывающими все важнейшие элементы знаний, умений и навыков.

— Оценка должна проводиться в сочетании личностного и нормативного способов. Применение контролирующих компьютерных программ не исключает оценки работы ученика со стороны учителя.

— Оценка и отметка должны быть гласными. Для чего можно применять ведомость открытого учета знаний (по В.Ф. Шаталову).

— Проводя контроль и оценку знаний, учитель должен стремиться к тому, чтобы его контроль постепенно за­менялся взаимо- и самоконтролем, самооценкой. Для этого следует обучать учащихся такой форме учебной работы, указывать способы контроля и оценивания.

— Давайте возможность ученикам неоднократно пере­сдавать задания с целью повышения оценки.

— Сочетайте разнообразные методы, формы и средства контроля, гибко меняйте тактику при выставлении от­меток.

Применение компьютерного тестирования позволяет выставлять более объективные отметки, а также дает уче­никам дополнительную возможность исправить отметку при повторном тестировании. Некоторые учащиеся, даже получив от компьютера отметку «пять» за 90% правильных ответов, делают повторные попытки добиться 100% вы­полнения задания.

Можно ли сравнивать детей между собой? Совре­менная педагогика и психология отмечают, что постоян­ный показ недостатков одних учеников и достоинств дру­гих, неблагоприятно сказывается на межличностных отно­шениях в классе и нравственном развитии каждого учени­ка. Лучше сравнивать отношение к учебе, добросовест­ность, старательность, ответственность, трудолюбие, а по­ощрять надо сотрудничество и взаимопомощь.

Что касается выставления отметок по информатике в начальных классах, то большинство педагогов склоняется к тому, что их не следует выставлять, по крайней мере, в первом полугодии. Лучше использовать развернутые вер­бальные оценки, применять игровые и соревновательные методы обучения, позволяющие самим ученикам опреде­лять свое место среди одноклассников. Более подробно об этом описано в разделе 4.

В заключение следует остановиться на таком момен­те, как использование отметок, которые выставляет учени­ку компьютерная контролирующая программа. Некоторая часть таких программ содержит блок оценивания, и после прохождения учеником процедуры контроля автоматиче­ски выставляет отметку. Причем, некоторые программы жёстко контролируют ещё и время на выполнение отдель­ных заданий и всей работы.

Учителю следует с осторожно­стью пользоваться отметкой, выставленной компьютером, так как её снижение может быть вызвано случайными ошибочными действиями ученика, воспринимающим ин­формацию с экрана компьютера. Сами учащиеся, как пра­вило, далеко не всегда считают объективной отметку, вы­ставляемую машиной, поэтому при любых сомнениях и возражениях со стороны ученика учителю следует деталь­но разобраться и вынести окончательное суждение.

studopedia.ru