Все о самооценке в психологии

Минск. «Все о самооценке и любви к себе». Публичная консультация

«Любой конфликт в семье, на работе, в любви и дружбе – это лишь отражение вашего внутреннего конфликта. И я уверен, что разбираться надо не с окружающими – разбираться надо с собой и своей головой. И, победив неврозы, зажить с радостью».

Впервые в Минске выступит известный психолог Михаил Лабковский.

Специалист с 30-летним стажем, практик, теле— и радиоведущий, эксперт в семейной психологии ответит на вопросы, поделится опытом и даст практические советы.

Уникальный формат: открытая консультация.

Никаких длинных монологов спикера, канонического текста и домашних заготовок.

Основная часть времени – это коммуникация с аудиторией.

Зрители смогут задать вопросы (в микрофон или в записках) и получить ответы прямо в зале!

Эта встреча для вас, если:

— вы часто не слышите себя, и не можете понять своих истинных желаний. Чего хотите вы, а не от вас?

— порой вам сложно разобраться с самим собой и зажить так, как хочется, потому что всем вокруг сразу станет плохо.

— сомневаетесь в себе и поддаетесь внутреннему критику

— уверены в собственным несовершенстве, непрерывно ищете и находите в себе недочеты.

— вы считаете, что любовь нужно заслужить.

— чувствуете в себе тревожность, невроз, перманентное чувство вины и обиды, неопределенность.

— сталкиваетесь с ущербными партнерами и попадаете в нездоровые отношения.

От здоровой самооценки и любви к себе зависит всё – карьера, отношения, самочувствие, жизненные результаты. Но и повлиять на нее может многое — невнимание родителей, несчастная любовь, неадекватный начальник, неудачный брак.

Давайте меняться и поэтапно отпускать все это.

Длительность встречи: 2 часа.

Направление разговора всегда зависит в том числе и от вас!

Дата: 14 мая 2017г.

Где: Конгресс-холл гостиницы «Президент-Отель», г.Минск, ул.Кирова, 18

labkovskiy.ru

11 лет. Всё о возрасте 11 лет. Психология, физиология в 11 лет.

В возрасте 11 лет человек стремится к самоутверждению в обществе и признанию среди окружающих, хочет завоевать уважение сверстников. Он принимает советы посторонних людей, игнорируя наставления родителей и отдаляясь от семьи. К концу этого периода человек определяет границу своих возможностей и может предвидеть в далекой перспективе последствия своих поступков.

Появляется интерес к противоположному полу. В основном это простое любопытство, вызванное различиями в поведении и характере. Но под влиянием информации платоническое любопытство может перерасти в сексуальное.

В этот период ухудшается поведение: ребенок на многое реагирует агрессивно, хамит, не принимает родительского контроля. Они упрямы в отношении приятых решений, но неудачи в делах разочаровывают и часто становятся причиной изменения направления деятельности. Все неудачи воспринимаются болезненно. Причем создается впечатление, что ребенок наслаждается своим несовершенством и неспособностью выполнить что-то. Несмотря на агрессивность, в 11 лет появляется очень много страхов, которые приводят к возникновению комплексов и низкой самооценке. Особенно это свойственно девочкам, которые переживают половое созревание.

Нравственный облик ребёнка ещё не оформлен. Этот период называется кризисным в условиях современной системы обучения. Школьник привыкает к своему статусу ученика и воспринимает его просто как обязанность. Теряется интерес к учёбе. Она начинает тяготить человека. Чем хуже ребёнок учится, тем меньше его интересует учёба.

Девочки в этом возрасте гораздо выше своих одногодок мужского пола. У многих девочек в 11 лет начинается менструация, которая будет стабилизироваться в течение 1-1,5 лет. Увеличиваются наружные половые губы, вырастают волосы в области паха и в подмышках, а грудь приобретает округлую форму, бедра становятся полнее. Она все еще быстро растет. Кожа становится жирной, часто появляются прыщи. Возникает запах пота, который ребенок может не чувствовать.

У мальчиков начинают расти волосы на лобке, проявляется пигментация мошонки, увеличивается предстательная железа, меняется форма гортани.

В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Укрепляется позвоночник, ускоряется обмен веществ.

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (10-14 лет) составляет 7283 тысяч человек. Из них мальчиков – 3721 тыс. человек, девочек– 3562 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2006 или 2007

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

2008 — 17 февраля. Независимость от Сербии провозгласило Косово.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

2014 — 7-23 февраля. В Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

vozrastinfo.ru

Нарциссизм – это свойство характера, которое заключается в чрезмерной самовлюбленности и завышенной самооценке, абсолютно не соответствующей действительности. Нарциссизм, как термин произошел от имени героя древнегреческого мифа о Нарциссе. Он был прекрасен собой и отверг любящую его нимфу Эхо, за что был наказан. Нарцисса обрекли на любовь к своему отражению в озерной глади.

Нарциссизм проявляется в характерном интимном поведении. Как утверждал З.Фрейд, все дети в раннем периоде переживают сильное чувство самовлюбленности. При гармоничном и правильном развитии личности детей это не наносит им абсолютно никакого вреда. Термин нарциссизм Фрейд окончательно ввел в психологию при создании своей теории психоанализа.

Основной причиной возникновения нарциссизма считают раннюю оценку действий детей родителями, а в дальнейшем ребенок уже сам начинает себя оценивать. Добившись любого, даже самого минимального успеха, происходит привязка к оценке – я хороший. В дальнейшем вся жизнь такого ребенка будет настроена на получение успеха. Среди людей, страдающих нарциссизмом, довольно много очень успешных личностей.

Еще одной причиной нарциссизма считают недостаток в детском возрасте материнской нежности и любви. Поэтому ребенок любыми путями старается компенсировать такой дефицит. Он формирует свое «Я», воображая себя вселенским центром, при этом идеализируя родителей. В неблагоприятных случаях у детей развивается расстройство личности, характеризующееся убежденностью в персональном величии, высокой чувствительностью к критике в свой адрес, внутренней пустотой. Такая убежденность в величии не имеет под собой никаких оснований. При отсутствии признания со стороны окружающих, чрезмерная самоуверенность индивида как следствие ошибочной самооценки превращается в чувство неполноценности, ведущее к появлению различных фобий и комплексов.

Часто родители стараются добиться от ребенка, что бы он стал таким, каким они хотят его видеть, при этом отвергая свойственные ребенку личностные качества и не обращая внимания на его потребности. Т.е. таких детей любят только тогда, когда они успешны и обесценивают их личность за промахи, даже самые несущественные. Как следствие у ребенка постепенно развивается так называемый нарциссический пузырь. Он начинает воспринимать себя через призму раздутого самомнения, демонстрируя себя грандиозной личностью и позиционируя себя как великого человека. Таким путем он старается получить любовь. Однако сам не понимает, что завоевав любовь таким способом, любить будут не его как личность, а всего лишь его внешнюю оболочку.

Основными признаками нарциссизма принято считать отрицательно выраженные сомнения, которые указывают на тщеславие, самовлюбленность и чрезмерный эгоизм. Относительно такой личности говорят о наличие нарциссической акцентуации характера. Если применять данное понятие к социальному коллективу, то нарциссизм – это либо явно выраженное безразличие к проблемам других субъектов, либо элитарность.

Обычно общение с нарциссом ничего кроме неприятия, холода и опустошения не вызывает. Людям общаться с нарциссами некомфортно, они стараются избежать такого общения. Однако нарциссу доставляет удовольствие, он любит на фоне «серой» массы заниматься самолюбованием.

Наряду с перечисленными признаками различают также и здоровые признаки нарциссизма, позволяющие субъектам оставаться успешными и гармоничными, обладать здоровыми амбициями, устремлением к успешности, радоваться успехам, получать удовольствие и удовлетворение от творческих процессов и в целом достигать положительных результатов.

Также к основным признакам нарциссизма относят идеализацию и мгновенное обесценивание. Самое интересное заключается в том, что для обесценивания ближнего никаких особых аргументов нарциссу не требуется. Аналогично происходит и с идеализацией. Однако идеализированный субъект при более близком общении оказывается также со своими недостатками, и поэтому мгновенно обесценивается нарциссом. После этого нарциссы опять пускаются в поиск предметов для идеализации, чтобы впоследствии точно также обесценить его.

Нарциссизм можно считать личностной дисфункцией, приводящей к расстройствам личности, которые выражаются в исключительной самовлюбленности.

Нарциссизм Фрейд оценивал как некоторую неотъемлемую часть каждого субъекта.

Мужской нарциссизм проявляется в попытках добиться собственной значимости в глазах окружающих. При этом, добившись карьерного роста и материального обогащения, они удовлетворяют свои амбиции. Однако получив желаемое, радость у них длится пять минут, а затем наступает чувство опустошения. Вследствие чего стремления растут, и нарциссы начинают желать большего.

В возрасте до 35 лет растущие стремления не волнуют нарцисса, так как существуют задачи, потихоньку реализуемые им. Поэтому он не видит смысла страдать. Однако по достижению им возраста 35 лет, он начинает понимать, что счастья нет. Мужчины, страдающие таким нарциссизмом, неспособны выстраивать здоровые отношения с окружающими людьми, они разрушают семейные отношения, при этом заставляя детей страдать от своих эмоций. И вот только после этого, нарциссы-мужчины начинают осознавать, что хотят понимания и тепла.

Женский нарциссизм проявляется в амбициозности, трудности в понимании собственных детей, стремлении к великому, неумении ценить радость и простоту. Такие женщины заставляют детей учиться с особым рвением и отвечать всем их ожиданиям, между ними нет взаимопонимания, тепла, только горечь в отношениях.

Женщина-нарцисс понимает на подсознательном уровне, что у нее нет глубокой связи с ребенком, и в этом она винит себя, однако все равно потом срывается на ребенке помимо своего желания.

Женщина-нарцисс будет выбирать себе мужчину заботливого, который будет ее утешать, однако уважать его она не будет, так как считает тряпкой.

Если нарциссы составляют супружескую пару, то между ними появляется борьба соревновательного характера. Они будут соревноваться абсолютно во всем – в критике, красноречивости, язвительности. Такие отношения не будут длительными.

Нарциссизм в психологии

Нарцисс – это психологический тип, который характеризуется трудностью в общении, проблемами в личной жизни. Такого человека довольно тяжело любить и с ним тяжело дружить, проблематично сотрудничать.

Человеку с нарциссическим типом личности ни в коем случае нельзя говорить, что он обыкновенный. Так как в этом случае его ущербное чувство самоуважения будет травмировано и последует незамедлительная агрессивная реакция.

У нарциссов нарушена самоидентификация в результате травмированного собственного «Я». Особенностью нарциссического типа личности является то, что в нем генетически заложенное «Я» под воздействием определенных условий осталось в зародышевом состоянии, а вместо него сформировалась навязанное извне «Я» ложное.

Конечно, все люди развивают свою индивидуальность под воздействием внешних обстоятельств жизни. Под влиянием неправильного, чрезмерно жесткого воспитания может сформироваться трансформированное «Я», но это не будет нарциссизмом.

Для появления нарциссического типа личности необходима более мягкая среда. Нарцисс характеризуется наличием у него следующих ведущих аффектов: стыд за несоответствие реального и внешнего, зависть к окружающим его людям, которые репрезентативно цельны. Хотя сам нарцисс никогда не признается в таких чувствах. Он будет говорить, что это ему завидуют и поэтому пытаются всячески очернить его и напакостить. Это окружающие должны стыдиться своего поведения. Однако осознанные либо не осознанные сильные эмоции (аффекты) зависти и стыда для него настолько некомфортны и обладают губительным действием для его самооценки, что нарциссу для ее поддержания на имеющемся уровне следует защищаться. Характерной защитой для нарцисса будет идеализация и обесценивание. При этом ему для обесценивания близких не требуется никаких убедительных аргументов.

В терминологии «Я-психологии» нарцисс беспощадно использует и опустошает свои сэлф-объекты. Т.е. для нарциссов такие объекты не являются подпиткой, как в норме, а заменяют «основное питание». Для такой личности характерен специфический «нарциссический голод». Это связано с тем, что внутри нарцисс чувствует пустоту.

Итак, основными особенностями нарциссического типа личности являются: ощущения опустошенности в душе, чувства зависти, фальши и стыда, или полярные переживания — самодостаточность, превосходство, тщеславие. О. Кернберг объяснял такие полярности в качестве противоположных состояний в «Я» восприятии. Т.е. нарцисс воспринимает собственное «Я» либо с позиции чего-то грандиозного, либо – ничтожного.

Многие нарциссы могут вызывать желания соперничества с ними или восхищение. Однако общим в объяснении феномена нарциссически организованных индивидов является патология их Я-концепции, которая проявляется в слабости, самообесценивании и ничтожности.

Весь субъективный опыт нарциссических личностей насыщен чувством стыда. Стыд ощущается из-за того, что нарциссу кажется, будто он со стороны выглядит ничтожным или плохим. Чувствительность к унижению и ощущению стыда, которая проявляется в любой трудной ситуации, свидетельствует о неприятии собственного сэлф.

Нарциссический человек предъявляет к себе завышенные требования и не допускает для себя никаких слабостей или ошибок. Большинство психологов полагают, что наиболее свойственным для нарциссов является не столько стыд, сколько боязнь ощутить стыд, который ведет к вытеснению последнего. Именно поэтому осознание нарциссом собственного стыда и является первым шагом в терапии на пути в осознании своего истинного сэлф.

Стремление осуждать других и себя также является еще одной характерной чертой нарциссической личности. В основе такого стремления лежит неосознаваемая зависть. Если нарцисс начинает ощущать недостаток в чем-либо или ему кажется, что у других все есть, чего ему не хватает, то он может попробовать разрушить все то, что имеют другие, путем критики или выражая сожаление, презрение. Но, с другой точки зрения, зависть может стать чувством, которое обладает большим ресурсом. Осознание нарциссической личностью собственной зависти может высвободить заблокированную энергию и способно преодолеть астению. Также зависть является базисом осознаваемой либо неосознаваемой конкуренции, которая характерна для них.

Еще одной чертой, характерной для нарциссов, является разочарование. Нарциссические личности стараются изо всех сил избегать разочарования. Это означает, что они пытаются не привязываться и не очаровываться. Данная особенность – это следствие раннего эмоционального разрыва, которая приводит к развитию механизма опережающего отвержения. Эта защитная реакция может возникать вследствие восприятия близких отношений в качестве потенциально травматических. Поэтому, обычно, они разрывают любые отношения до того, как такие отношения переходят в стадию близких.

Перфекционизм является родственной защитной реакцией, которую проявляют нарциссы. Они сами определяют перед собой нереалистичные цели и идеалы. В том случае, при котором результат достигнут, нарцисс начинает уважать себя за достижение. Это и есть грандиозный исход. В тех же случаях, когда замыслы нарцисса проваливаются, он начинает чувствовать себя дефективным, а не обычным человеком, которому присущи слабости. Это будет депрессивным исходом. Потребность в совершенстве выражается в систематической критике других или самого себя, а также в неумении получать удовольствие при любых обстоятельствах, влияющих на двойственность человеческого существования.

Поэтому, О. Кернберг в своих трудах описывал типичные состояния полярности для нарциссической личности – грандиозное или истощенное восприятие своего «Я». Эти полярности являются единственным потенциалом для организации внутреннего опыта для нарциссов. Благодаря перфекционизму нарциссы сторонятся действий и чувств, приводящих к осознанию своей собственной несостоятельности как личности, или реальной зависимости от окружающих.

Состояние, когда грандиозное восприятие собственного «Я» вырастает из конфликта агрессивных и либидинозных компонентов, называется патологический нарциссизм. Он характеризуется во взрослом состоянии потребностью в величие и всемогуществе и проявляется в нарциссической ярости, агрессивностью, конфликтностью и защитными механизмами в таких обстоятельствах, при которых нарциссические потребности личности не удовлетворяются.

О. Кернберг более подробно рассматривал патологический нарциссизм. И как следствие своей теории выделил три типа нарциссизма: патологический нарциссизм, нормальные инфантильный и зрелый нарциссизм.

Патологический нарциссизм – это отражение грандиозного «Я» восприятия и самоидеализации. Люди патологического типа нарциссизма характеризуются презрительным отношениям к окружающим и склонностью постоянно проявлять собственное превосходство, достижения при отсутствии интереса к другим и эмпатии.

Э. Моррисон утверждал, что для взрослой личности присутствие в чертах характера некоторой доли здорового нарциссизма позволяет уравновесить удовлетворение своих стремлений и потребностей в отношении к окружающим.

Нарциссические личности, вырастая, часто обращаются к психотерапевтической помощи, практикуют медитации и йогу, занимаются экстремальными видами спорта. Люди хотят найти свое «Я» посредство ощущения, пропуская через себя различные духовные практики. Естественно это помогает, так как дает возможности для понимания себя и своего «Я».

Задачей нарциссических личностей является распознавание того, что спрятано у них в глубине. А в глубине прячется невозможность признания себя обыденным и простым человеком. Для нарциссов самым страшным является оказаться таким как все или посредственной личностью, а не оказаться плохим человеком.

Сегодня стопроцентных методов, гарантирующих излечение от нарциссизма, не существует. Это связано с тем, что для излечения необходимы совместные усилия врача и пациента. Однако существует ряд приемов, которые при их регулярном применении способны эффективно повысить качество жизни пациента и подавлять обострения нарциссизма.

Не все пациенты готовы принять, что у них есть нарциссическое расстройство личности. Поэтому людям о нарциссизме следует говорить осторожно, желательно вначале им доходчиво объяснить, что же такое нарциссизм. Эффективнее будет ознакомить пациента с нарциссическим расстройством на примере других личностей.

Считается, что нарциссизм является наследственным заболеванием. Т.е. в его окружении всегда есть значимый взрослый с сильной составляющей нарциссизма, с которым у пациента довольно сложные и часто травмирующие отношения. В этом случает, более эффективной терапией будет работа, направленная на проработку отношений со значимым взрослым. Перед пациентом ставится задача осознать, как проявляется нарциссизм у его родственника и попытаться трансформировать свои реакции на нарциссические манипуляции родственника, научиться контролировать и управлять такими манипуляциями.

Научившись различать проявления нарциссизма у других и обучившись методами их управления, пациент получает возможность совершить аналогичные действия и по отношению к своему нарциссизму.

Эффективными методами в лечении нарциссизма принято считать гештальт терапию и транзактный анализ. Медикаментозная терапия применяется для симптоматического лечения, например, симптомов дистресса.

Полностью излечить от нарциссизма невозможно, но можно уменьшить до нулевой отметки его проявления.

В современное психологической и психиатрической науке существует ряд специфичных методик, определяющих нарциссическое расстройство личности. Среди таких методик различают клинико-психологическую методику на определение нарциссизма. Она представляет собой опросник, состоящий из 163 утверждений. Ответы на них формируются по шкалам Ликкерта. Т.е. испытуемый должен выразить свою степень согласия либо не согласия по каждому утверждению. В результате данного исследования можно получить информацию по 18 шкалам, выяснить нарциссический коэффициент и подсчитать общий уровень функционирования сэлф–системы.

Согласно современным теориям личности, система нарциссической регуляции является не менее необходимой для здорового функционирования психики, чем система регуляции инстинктов. Нарциссическая регуляция – это поддержание аффективного баланса по отношению к чувствам внутренней стабильности, уверенности в себе, персональной ценности, хорошего самочувствия. Т.е. имеется ввиду, поддержание равновесия по отношению чувства самого себя и собственного сэлф. В психологии термин «сэлф» отражает целостность личности, его биологическое и психическое единство, представляет собой регуляторный элемент, который является стержневым компонентом личности, включающий в себя мышление, интеллект, восприятие и др.

Главным симптомом нарциссического расстройства личности служит нестабильность чувства собственной ценности, для сбалансирования которого индивид вынужден применять компенсаторные механизмы, такие как идеализация или отрицание, идеи могущества, регрессия и др.

Данная клинико-психологическая методика позволяет измерить индекс функционирования сэлф-системы, который показывает степень силы личности у разных представителей взрослого населения: у здоровых личностей и у лиц, страдающих неврозами, психосоматическими заболеваниями, психозами и пр.

Противопоказаниями для применения этой методики является наличие либо выраженной депрессивной, либо острой психотической симптоматики.

vseopsycho.ru

6.Понятие о личности в психологии. Самооценка, уровень притязаний. Аффект неадекватности. Активность личности. Потребности и мотивы, их иерархия.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что требует разноуровневого психологического анализа.

Б. Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть Индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.

Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т. д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т. д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

Психология учитывает, что Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как Совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Самооценка, уровень притязаний. Аффект неадекватности.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

-регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора

-защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности Термин “уровень притязаний” был введен в школе известного немецкого психолога К.Левина. Причиной появления концепта послужил один из феноменов, найденных в опытах Т.Дембо. В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым предлагали очень сложные или просто нерешаемые задачи, обнаружилось, что если поставленная цель слишком трудна для индивида, он намечает некоторую “более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам”. Вот эту промежуточную цель Т.Дембо и назвала уровнем притязаний (anspruchsniveau) данного момента, обозначив тем самым спонтанный переход субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на пути решения основной задачи.

Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний, обеспечившее одновременно и построение экспериментальной техники его оценки, и определенное содержательное раскрытие нового понятия, принадлежит Ф.Хоппе. Он сохраняет то значение термина, в котором его использовала Т.Дембо, — значение минутной реальности в целеобразовании — однако Ф.Хоппе открывает возможность широкой трактовки концепта “ уровень притязаний” в качестве психологического понятия. Подразумеваемая под ним “совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям” субъекта, Ф.Хоппе интерпретирует уровень притязаний в общем виде как цель последующего действия.

Понятие “уровень притязаний” в дальнейшем встречается в работе Дж. Фрэнка, где оно трактуется как широко охватывающие цели личности, включающие ее взгляд на себя. М.Юкнат называет это образование самосознанием. К.Левин говорит об учете субъектом своих возможностей при прогнозировании вероятности достижения цели. С точки зрения Б.В.Зейгарник, во всех случаях речь идет о самооценке, и такая редакция является наиболее точной, ибо Дж.Фрэнк, обобщая обширные исследования уровня притязаний в интервале между 1930-1940 г.г. прямо указывает, что анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку. Аналогичный взгляд на уровень притязаний дают Дж.Гарднер, П.Сирс, Ю.Роттер, А.Гилински, И.Стейнер, в определенном смысле — Р.Мейли и Я.Рейковский, той же логики придерживается Х.Хекхаузен и многие другие зарубежные исследователи. Резюмируя мнение большинства, В.Гошек пишет, что уровень притязаний представляет собой самооценку, косвенно выраженную посредством требований к качеству собственной деятельности.

Уровень притязаний и самооценка

С 30-х годов именно такой ракурс анализа уровня притязаний — его изучение в составе проблемы самооценки — приобретает наибольшую устойчивость в отечественной литературе. Связь притязаний и самооценки подчеркивает Б.В.Зейгарник, указывая, в частности, на занижение уровня притязаний при низкой самооценке. По данным Е.А.Серебряковой, неясные представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Стабильная самооценка продуцирует сформированный уровень притязаний, мало подверженный ситуационным влияниям успеха и столь же резко падают после неудачи. Стабильная самооценка продуцирует сформированный уровень притязаний, мало подверженный ситуационным влияниям успеха и неудачи. Это соотношение подтверждает В.М.Блейхер. В.С.Мерлин, анализируя динамику уровня притязаний, находит, что она определяется характеристиками самооценки.

Тесную взаимосвязь двух конструктов отмечают очень многие авторы и такое представление оказывается настолько неколебимым, что сами термины “самооценка” и “уровень притязаний” иногда употребляются синонимично, а тест на притязания часто рассматривается как прямой самооценочный индикатор, по параметрам которого проводится классификация видов самооценки. Нередко оба конструкта объединяют в одно стержневое образование личности, где на первый план выдвигается либо уровень притязаний, самооценка же выступает как одна из его сторон, либо доминирует самооценка, а уровень притязаний считается ее выражением — это более принятая точка зрения.

При всей устойчивости изложенного представления, надо отметить, что формула: уровень притязаний — показатель или часть самооценки субъекта — не единственный способ интерпретации притязаний в качестве характеристики личности. Другой следует из анализа уровня притязаний в составе проблемы мотивации достижения.

Полагают, что к понятию уровня притязаний следует прибегать при исследовании стремления индивида к цели, когда ему представлена задача, результат которой может быть измерен на шкале достижений, уровень притязаний собственно и представляет конкретную цель достижения.

Главную роль здесь играет направление мотивации, т.е. преобладание надежды на успех или страх неудачи. Непосредственным индикатором индивидуальной мотивации достижения служит величина целевого отклонения, поскольку установлено, что люди, ориентированные на успех, избирают цели, расположенные умеренно выше их наличного результата, так что при усилии он непременно оказывается достигнутым, лица, озабоченные возможностью неудачи, намечают цели в экстремальных зонах, так что успех либо сразу исключается, либо становится обеспеченным. Целевое отклонение, будучи относительно стабильной особенностью целеуказания субъекта, является важнейшим индексом индивидуальной мотивации достижения. Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в какой-либо деятельности.

Для аффекта неадекватности характерно игнорирование неудач, попытки неуклюжего самооправдания либо дискредитация самих целей деятельности.

Человек в состоянии аффекта неадекватности становится обидчивым, подозрительным, раздражительным, склонным к негативизму и агрессивным реакциям. Длительное состояние аффекта неадекватности приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера.

За счет психокоррекционных мероприятий по гармонизации жизненных целей и ценностей в большинстве случаев удается устранить проявления аффекта неадекватности.

Активность личности. Потребности и мотивы, их иерархия.

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма

studfiles.net

Вопрос 35. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера, их классификация.

Понятие о характере

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. сНага^ег — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.

В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно определяется целостной системой отношений.

В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по при¬вычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмо¬циональные черты характера относятся к форме.

«В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Снмптомокомилексы — системы взаимосвязанных психических свойств.

1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость от¬зывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

2. Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответ¬ственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовест¬ность, безответственность, пассивность).

3. Черты, показывающие, как человек относится к самому се¬бе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им — самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам

(аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обра¬щение с вещами)» .

«В зависимости от того или другого строения характера чело¬век проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся:

а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);

б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);

в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).»

Более четко можно определить основные синтетические свой¬ства положительного характера. «Среди них выделяются следую¬щие:

— Моральная воспитанность характера. Она характеризует че¬ловека со стороны направленности и формы поведения.

— Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонно¬сти стремлении и увлечений человека, разнообразии деятельности такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

— Цельность характера. Это единство психического склада человека, согласованность его отношений к различным сторонам действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и инте¬ресах, единство слова и дела.

— Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения, которое во всех случаях соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, основной направленности, составляющей смысл жизни и деятель¬ности личности. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет себя вести в тех или других условиях жизни.

— Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, это способность страстно увлекать¬ся и развивать большое напряжение сил при встрече с трудно¬стями и препятствиями, это умение преодолевать их.

— Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взгля¬дов и принятых решений.

— Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности н активности, выработанная ровность поведения» .

Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспи¬тания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотива¬цией, которая зависит от психических процессов и состояний.

Итак, характер — это совокупность индивидуально-своеобраз¬ных свойств личности, определяющихся ее отношениями и прояв¬ляющихся в типичных для данной личности способах деятель¬ности.

В характере каждого человека надо видеть единство устойчи¬вых и динамических свойств.

«Характер может маскировать один из врожденных проявле¬нии, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей» .

Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечат¬лений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связен в коре головного мозга.

Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаи¬модействия личности и среды.

Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимнке, а также накла¬дывает печать на внешний облик личности и отражается в типи¬ческой позе.

Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.

Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества.

Характер — это целостное образование, система свойств лнчностн, находящихся в определенных отношениях друг к другу.

«В структуре характера выделяют содержание и форму Со¬держание характера отражает общественные воздействия влия¬ния, составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения» .

На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент.

Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.

Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им — леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком» . Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка — это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность — одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами». По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек — это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться .. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

studfiles.net

Любовь и секс, все о психологии мужчин и женщин.

13 записей предложить новость

Второе место занимают места, которые могут показаться вам весьма обычными, но всё же, в опросе молодых людей и девушек они имели место быть. Лифт высотного дома может быть вашим гнездышком, если вы заранее позаботитесь о закрытии к нему доступа. Нажимать на заветную кнопочку «стоп» не стоит, лучше поместите на дверях лифта объявление о ремонтных работах – сработает сто процентов. Далее в списке славы числится туалет общественного места – кинотеатра, торгового центра, театра, дома культуры и так далее. Вам решать, подходит ли столь злачное место для любви. Завершает список серебреных призеров – примерочная комната в магазине, лучше в торговом центре, где большое скопление покупателей. Наберите побольше одежды и примеряйте ее на все лады.

Следующее забавное место интимной встречи – мусорный бак. Странные предпочтения, конечно, даже не представляется возможным попасть в такое райское местечко, но всё же, вариант был и его надо отметить.

Но вся проблема заключается в том, что не всякая женщина желает открыто говорить своему мужу, чего она хочет от секса. В Германии – свободном государстве – около 60% женщин, невзирая на года, находят данную центральную проблему табу и не хотят о ней не разговаривать с собственным партнером.

Женщина ожидала от мужчины особых проявлений… однако они так и не наступили. Нереализованные желания могут загубить супружескую жизнь. Раскрой свои карты и получи удовольствие от секса. Запрещаться прятать друг от друга ощущение полового неудовлетворения. Это приводит к розыску иного партнера. Вы обязаны уметь принести наслаждение не только лишь мужчине, но так же и себе. В сексе не должно быть абсолютно никаких воспрещений и никаких секретов.

Как на вкус, так и на расцветку. Ни один представитель сильного пола не сумеет устоять перед полными, насыщенными сияющими губками, обработанными ярко-красной помадой или же ярким блеском. Не забывайте, что перед отправлением на свидание гораздо лучше всего использовать стойкие средства, они не оставляют отпечатков страсти на его щеках или же одежде. Что касается блесков, то гораздо лучше их подбирать со вкусом и запахом шоколада, ванили, карамели, арбуза плюс всякий раз поражайте любимого, тогда уже уж он наверняка не забудет ваши насыщенные и вкусные поцелуи.

6 – Красный цвет.

У шампанского множество положительных сторон перед иными “солидными” напитками. Первая, непрочный бокал в изящной дамской руке выглядит просто великолепно. Второе, шампанское вы можете употреблять не опасаясь, что оно не «сделает» ваши глаза в красных оттенках. Третья, шампанское – воистину сексуальный

vk.com