Методики измерения самооценки

Методика самооценки личности

Психодиагностика самосознания направлена на выявления продукта самосознания – представления о себе. Самооценка – важный фактор, в значительной мере определяющий поведение человека, направление его деятельности и общение с окружающими.

Методик самооценки личности, дающих 100% результат, пожалуй, не существует, но попытки их создания предпринимались неоднократно. Наиболее часто практикующие психологи используют методики самооценки личности, разработанные С.А. Будасси, Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, а также Л.П. Пономаренко.

Методика самооценки личности Будасси

Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, стремлением найти свое место в жизни и социуме, то есть с одной из основных потребностей человека.

Тестирование С.А. Будасси позволяет измерять самооценку в количественном выражении, основываясь на ранжировании. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. При этом качества, которые человеку свойственно приписывать самому себе, не всегда адекватны. Методика самооценки личности Будасси определяет уровень и адекватность самооценки, как соотношение между идеальным и реальным Я.

Самооценка личности происходит двумя путями:

  • Сопоставляя уровень своих желаний с реальными достижениями;
  • Сравнивая себя с другими людьми.
  • При этом она всегда субъективна, а ее показателями являются уровень и адекватность.

    Собственное отношение к себе складывается у человека под влиянием оценок окружающих людей, это распространяется на отдельные формы активности: поведение, общение, деятельность и переживания. Методика самооценки личности Будасси предполагает оценку четырех блоков качеств, каждый из которых является отражением одного из уровней активности личности. По результатам исследования самооценка может быть:

    • Оптимальной – человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей. То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой – излишней критичности к себе;
    • Неоптимальная – слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности – как несправедливо низкая.

    Данная методика самооценки личности также позволяет выявить заниженную самооценку, то есть ниже реальных возможностей человека. Это, обычно, приводит к робости, неуверенности в себе и как следствие, невозможности реализовать свои способности. Такой человек боится поставить перед собой сложные цели, ограничиваясь решением обыденных задач.

    Неадекватная самооценка нарушает процесс самоуправления и зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Человек с завышенной самооценкой провоцирует конфликт из-за пренебрежительного отношения к другим и неуважительного обращения с ним. При заниженной самооценке люди чрезмерно критичны, они требовательны к себе и не менее требовательны к другим. Из-за этого также могут возникать конфликты, так как такой человек не прощает промахов и склонен постоянно подчеркивать недостатки других, хоть и делает это из лучших побуждений.

    Данная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания.

    Только познав и оценив себя, человек может сознательно контролировать свое поведение и заниматься самовоспитанием.

    Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн

    Эта методика названа по имени двух ее авторов, Тамары Дембо и Суссаны Яковлевны Рубинштейн. Дембо разрабатывала свою методику для изучения представлений о счастье, а Рубинштейн создала ее модификацию для изучения самооценки, расширив по количеству шкал и вариантам интерпретации.

    Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн основана на непосредственной оценке по шкале ряда личных качеств, таких как характер, здоровье, способности и др. В рамках этого тестирования, обследуемые должны на вертикальных линиях отметить знаками уровень развития у них определенных качеств и притязаний, то есть какое развитие этих качеств могло бы их удовлетворить. Основными параметрами самооценки является ее высота, устойчивость и реалистичность. Эта методика самооценки личности часто используется психологами в практической работе со школьниками.

    Изучение самооценки качеств личности по методике Л.П. Пономаренко используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Эта методика направлена на определение особенностей протекания адаптационного процесса и позволяет выявить возможные проблемы ребенка.

    В ходе тестирования детям предлагается лист бумаги, на котором изображено дерево с расположенными на нем и под ним человечками. Рассмотрев внимательно дерево и человечков обследуемый должен обвести фломастером красного цвета ту фигурку, с которой он себя ассоциирует, а зеленого – человечка, на месте которого он бы хотел находиться. При этом каждая ветка дерева может быть равна личным достижениям и успехам. Каждому человечку присвоен номер. Интерпретация результатов выполнения этой методики самооценки личности проводится исходя из того, какие позиции выбирает школьник.

    www.neboleem.net

    Самосознание — открытие своего “Я”, приводящее к формированию “Я-образа”, “Я-концепции”.

    Самооценка — более или менее конкретное проявление самосознания, оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная — завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.

    Шкала самооценки личности.

    Описание задания : Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.

    Инструкция . Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя — наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:

    2) умственные способности,

    4) авторитет у сверстников,

    5) умение многое делать своими руками, умелые руки,

    7) уверенность в себе.

    На каждой линии написано, что она обозначает.

    На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

    “-” — уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.

    “X” — такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.

    Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).Например, на линии “здоровье” нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя — абсолютно здорового.

    Задание : Далее изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной точкой.

    Порядок проведения : Методика может проводиться как фронтально — с целым классом или группой учащихся, — так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.

    Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа “глупая”, “я это не способен”, отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

    Обработка результатов : Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала “здоровье” рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

    I этап: По каждой из шести шкал (“ум”, “способности”, “характер”, “авторитет у сверстников”, “умелые руки”, “внешность”, “уверенность в себе”) определяются:

    а) уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (“О”) до знака “X”;

    б) высота самооценки — от “О” до знака “-”;

    в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака “X” до “-”; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

    II этап: Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

    III этап: Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки “X” (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соответственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильно дифференцированное, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие — очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использовано вами лишь для ориентировки.

    IY этап: Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценкам или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.

    “Как у тебя с самооценкой ?”

    Очень часто — 4 балла

    Иногда — 2 балла

    Никогда — 0 баллов

    1. Я часто волнуюсь понапрасну.
    2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
    3. Я боюсь выглядеть глупцом.
    4. Я беспокоюсь за свое будущее.
    5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
    6. Как жаль, что многие не понимают меня.
    7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
    8. Люди ждут от меня очень многого.
    9. Чувствую себя скованным.
    10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
    11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
    12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
    13. Я не чувствую себя в безопасности.
    14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
    15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

    Подсчитать сумму баллов.

    30 баллов — ты недооцениваешь себя.

    10-30 баллов — правильная (адекватная) самооценка

    verabnd.ulcraft.com

    Методики измерения самооценки

    1. Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

    Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, модифицированной А. М. Прихожан (1984,1988).

    Вариант для младших школьников

    Бланк методики с 8 вертикально расположенными линиями, представляющими собой биполярные шкалы (рис. 1). Длина линии — 100 мм. Верхняя и нижняя линии отмечены черточками, середина — точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу:

    1 аккуратный — неаккуратный;

    2 умелый — неумелый;

    Методика проводится в 1 классе — индивидуально, во 2 классе — [ допускается фронтальное выполнение. Перед началом работы дается I общая инструкция.

    Инструкция (дается устно)

    «Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: «Я самый умный» или «Я не очень веселый». Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий».

    Психолог рисует на доске вертикальную линию, отмечая ее верх и низ горизонтальными черточками, а середину — заметной точкой.

    «Например, вот эта линия. Она расскажет нам, как можно оценить свое здоровье. На самом верху этой линии (ставит крестик на самом верху линии) находятся самые здоровые люди на свете. Они никогда ничем не болели, даже не чихнули ни разу. А в самом низу (ставит крестик) находятся самые больные люди на свете. Они все время болеют и болеют очень тяжелыми болезнями. Никогда не бывают здоровыми.

    Посередине (ставит крестик в середине линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.

    А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, где он нарисует свой крестик?»

    «А если человек часто болеет, и ему это надоело, и он стал укреплять свое здоровье, заниматься зарядкой, закаляться и вот уже две недели здоров. Куда он поставит крестик?»

    Психолог предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или неверным.

    «Все поняли, как можно пользоваться такими линиями, чтобы рассказать о себе?» (Отвечает на вопросы детей.)

    «А теперь я вам раздам листки, на которых нарисованы такие линии, и каждый сможет рассказать о себе так, как мы сейчас научились».

    Психолог раздает бланки, в 1 классе — с заранее подписанными фамилиями и всей необходимой информацией. Во 2 классе дети подписывают бланки сами, необходимо выделить на это специальное время и проверить правильность заполнения.

    «Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находятся самые здоровые, а в самом низу — очень больные. А как каждый из вас оценит свое здоровье? Где поставит свой крестик?»

    Психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на первой линии, подписанной «здоровый — больной».

    «Теперь вы научились оценивать себя с помощью линий.

    Посмотрите теперь на вторую линию. В самом верху написано «аккуратный», внизу — «неаккуратный». На самом верху этой линии крестик ставят самые аккуратные ребята, у которых в тетради никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка. А в самом низу — ужасные неряхи, самые неаккуратные. Где находишься ты? Посмотри внимательно на свой листок и поставь свой крестик».

    Психолог вновь проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен ли крестик на второй линии, подписанной «аккуратный-неаккуратный».

    Так последовательно заполняются все 8 линий.

    В 1 классе необходима инструкция психолога перед каждой линией. Во 2 классе обычно достаточно объяснений, сделанных на первых двух линиях, далее дети работают самостоятельно. Но ориентироваться следует на общий уровень класса.

    После завершения работы психолог собирает листы.

    Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейн: бланк для младшего школьного возраста

    Обработке подлежат результаты на шкалах 2-8. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

    По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье»)определяется высота самооценки — от «О» до знака «крестика».

    Определяется средняя мера самооценки школьника. Ее характеризует медиана показателей по всем анализируемым шкалам.

    Определяется степень дифференцированности самооценки. Ее получают, соединяя все крестики на бланке испытуемого. Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности.

    Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера самооценки и поэтому она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

    4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда пропускаются некоторые шкалы, крестики ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т.п.

    Оценка и интерпретация результатов

    ДЛя оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1, 2).

    Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средняя или высокая при умеренной степени дифференцированности.

    Таблица 1. Показатели уровня самооценки

    Таблица 2. Показатели дифференцированности самооценки

    Оценка результатов в 4-балльной шкале:

    4 балла- высокий или средний уровень самооценки при умеренной дифференцированности

    3 балла — высокий или средний уровень самооценки при слабой или сильной дифференцированности

    2 балла — все случаи очень высокой и низкой самооценки

    1 балл — ребенок не принимает задания или выполняет его формально

    Вариант для подростков и старших школьников Экспериментальный материал

    Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога (рис. 2).

    Рис.2. Методика Дембо-Рубинштейн: бланк для подростков

    Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя — на самую высокую.

    Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает.

    Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.

    После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х).

    7 вертикальных линий, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина — точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу:

    0 здоровый — больной;

    1 хороший характер — плохой характер;

    2 умный — глупый;

    3 способный — неспособный;

    4 авторитетен у сверстников — презирается сверстниками;

    5 красивый — некрасивый;

    6 уверенный в себе — не уверенный в себе.

    Методика может проводиться фронтально — с целым классом или группой учащихся — и индивидуально с каждым школьником. При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый — больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-15 мин.

    Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

    Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

    1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

    уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

    высота самооценки -от «0» до знака » «;

    величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до » «; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

    Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого всезначки » » (для определения дифференцированности самооценки)или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.

    Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

    4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т. п.

    Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки — 500 чел., девушек и юношей примерно поровну.

    Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 3, 4).

    Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степенью дифференцированности самооценки и уровня притязаний.

    Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что школьники с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижению этих целей.

    Таблица 3. Показатели самооценки и уровня притязаний

    Таблица 4. Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний

    Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

    Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию.

    В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы.

    Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания

    Данные об особенностях поведения школьника во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать их.

    Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая», «я не обязан этого делать», отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее, чем на 5 мин.) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций — сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить «не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т. п.

    Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым, но в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывает на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе.

    Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. При индивидуальном выполнении работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, при фронтальном проведении беседа обычно проводится после обработки результатов.

    При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования:

    внимательно слушать школьника;

    выдерживать паузу, не торопить школьника;

    в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (Почему ты так оценил свой ум? характер?) переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике с характеристиками, аналогичными тем, которые дал школьник и т. п.);

    задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор;

    не подсказывать «забытых» слов, выражений;

    задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;

    держаться свободно, без напряжения;

    регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с соответствующими характеристиками речи школьника;

    не давать оценочных суждений как вербальных, так и невербальных;

    эмоционально поддерживая школьника, не высказывать вместе с тем чрезмерной заинтересованности в его ответе;

    общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником.

    cito-web.yspu.org

    Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

    Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

    1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

    4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

    8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

    Методика “ Какой Я? ” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов. Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

    Выводы об уровне развития самооценки

    Протокол методики “Какой я”

    10 баллов — очень высокий

    8-9 баллов — высокий

    4-7 баллов — средний

    2-3 балла — низкий

    0-1 балл — очень низкий

    Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

    verabnd.ulcraft.com

    Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв

    Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв

    «Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

    1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

    3. Я беспокоюсь о своем будущем.

    4. Многие меня ненавидят.

    5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

    6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

    7. Я боюсь выглядеть глупцом.

    8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

    10. Я часто допускаю ошибки.

    11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

    12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

    13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

    14. Я слишком скромен.

    15. Моя жизнь бесполезна.

    16. Многие неправильного мнения обо мне.

    17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

    18. Люди ждут от меня многого.

    19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

    20. Я слегка смущаюсь.

    21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

    22. Я не чувствую себя в безопасности.

    23. Я часто понапрасну волнуюсь.

    24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

    25. Я чувствую себя скованным.

    26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

    28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

    29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    30. Как жаль, что я не так общителен.

    31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

    32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

    Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

    – с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

    – сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки . Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

    – сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

    % учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагиру ю т на замечания других и трезво оценива ю т свои действия;

    % учащихся испытывают средний уровень самооценки . Они время от времени ощуща ю т необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценива ю т себя и свои способности без достаточных на то оснований.

    % учащихся испытывают средний уровень самооценки , при котором они нередко болезненно перенос я т критические замечания в свой адрес, чаще стара ю тся подстроиться под мнение других людей, сильно страда ю т от избыточной застенчивости.

    Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

    4 – очень часто; 3 – часто; 2 – иногда; 1 – редко; 0 – никогда.»

    – с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

    – сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

    – сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

    infourok.ru

    Самооценка методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей

    Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей

    Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога представлен на рис. 1.

    По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

    уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

    высота самооценки — от «0» до знака «-»;

    величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «-»;

    в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

    Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

    Определяется средняя мера каждого из вышеперечисленных показателей у школьника. Ее характеризует медиана, вычисляемая по всем анализируемым шкалам.

    Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «-» (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.

    В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

    Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верх­ней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотрен­ные инструкцией и т. п.

    ^ Оценка и интерпретация результатов (по проведенным экспериментальным данным)

    edu.znate.ru

    Методика измерения когнитивной самооценки

    Испытуемому предъявлялся стандартный бланк с 10 вертикальными линиями, каждая длиной 10 см. Инст­рукция: «Каждый человек в большей или меньшей степени знает себя. Сейчас я хочу узнать, насколько хорошо Вы себя знаете. На листе нарисованы 10 вер­тикальных линий. Допустим, что на каждой из них расположены все люди по каким-то качествам. Вам необходимо отметить свое место на каждой из этих шкал. Я буду называть Вам признаки каждой линии, а Вы отмечайте свое место на ней так, как Вы себя знаете». Пояснялось, что на самом верху — люди с максимальной выраженностью этой характеристики, с лучшим ее качеством, внизу — с наихудшим, за­тем последовательно задавались признаки шкал ис­следовавшихся параметров, (. ) Предлагались для опенки следующие 10 параметров: память, внима­ние, воля, восприятие, эмоциональность, ум, речь, здоровье, счастье, характер.

    1. Методика измерения эмоциональной самооцен­ки.Предъявлялся стандартный бланк, содержащий от 6 до 12 шкал типа шкал Осгуда, заданных биполяр­ными антонимичными прилагательными; например:

    Обследуемому предъявлялась инструкция: «Вам необходимо разнести по шкалам слова, которые я сейчас буду называть. Каждое слоао может быть в буквальном или переносном смысле более или ме­нее хорошим, а также «чистым», «грязным», «ак­тивным» или «пассивным» и т.д. Соответственно Вашему ощущению поместите слово ближе к лево­му или правому краю каждой шкалы. Наверху над шкалами обозначена степень каждого качества, каж­дой шкалы. На основании того, как Вы чувствуете, отметьте подходящее для этого слова место на всех шкалах».

    В случайном порядке предъявлялись 10 исследуе­мых параметров. Последним всегда предъявлялось сло­во «Я».

    Результаты исследования когнитивной самооцен­ки обрабатывались путем подсчета баллов, поставлен­ных индивидом самому себе по каждому параметру из расчета 1 см равен 1 баллу (нижний полюс шкалы — О, верхний — 10 баллов). Кроме цифрового выражения, результаты имели и графическое — строился профиль самооценки испытуемого по данным параметрам пу­тем соединения поставленных им оценок на стандар­тном бланке-протоколе.

    При обработке результатов исследования эмоцио­нальной самооценки рассчитывались средние веса всех понятий по фактору оценки: сумма значений всех оце­ночных шкал делилась на их число. После этого вы­числялся сдвиг значений каждого из предъявлявшихся слов со словом «Я». Значение получаемого словосо­четания рассчитывалось по формуле:

    Затем, для сравнения с данными первой методи­ки, полученные результаты переводились в 10-балль­ную шкалу (из расчета: 10=3 единицам Осгуда). Результаты имели как цифровое, так и графическое выражение: для сопоставления с данными когнитивной самооценки они совмещались на одном графике.

    Когнитивная и эмоциональная само­оценки изучались у здоровых испытуемых (75 человек) и у 52 больных с различными по локализации поражениями мозга.

    Рис. 1. Усредненные результаты

    исследования когнитивной и

    сплошная линия — когнитивная

    «независимых судей"; / — здоровье;

    волн; V — счастье; VI — восприятие; VII — эмоциональность; VIII — ум; IX — характер; X — речь

    Изучение здоровых людей показало, что когнитив­ная и эмоциональная самооценки не совпадают, что, по-видимому, отражает наличие двух принципиально различных систем восприятия и оценки себя (табл. 1 и рис. 1). По характеру соотношений этих двух систем самооценки выделены две полярные («адекватная» и «неадекватная») группы испытуемых. В «адекватную* попали те испытуемые, у которых обе самооценки были близки к оценке «независимых судей» (усредненной оценке не менее 20 человек, знающих нашего испы­туемого в течение 3—5 лет). В «неадекватную» — те, у которых когнитивная, и, в меньшей степени, эмоци­ональная, расходились с оценкой «судей*. В целом по группе здоровых испытуемых эмоциональная само­оценка статистически достоверно ближе к оценке «су­дей» (оценивавших реальные проявления измеряемых качеств в поведении), чем когнитивная. Следует отме­тить, также, что норма характеризуется большей сгла­женностью эмоциональной самооценки. Когнитивная же могла быть либо сглаженной («адекватная» груп­па), либо — значительно дифференцированной по параметрам (Д.В.Ольшанский, 1979, 1980). У ^больных патологический очаг располагался в лобных долях мозга или существенно влиял на них, у 14 были внелобные очаги поражения. У 37 больных локализация патоло­гического процесса была уточнена на операции. У ос­тальных — с помошью диагностических процедур: вентрикулографии, ангиографии и пневмографии либо на основании клинической картины заболевания.

    Усредненные результаты исследования когни­тивной и эмоциональной самооценок и оценок «независимых» судей, усл. баллы

    Примечание. В скобках под каждым результатом при­ведены дисперсии: 1 — когнитивная; 2 — эмоциональ­ная самооценка; 3 — оценка «независимых судей».

    По особенностям когнитивной и отчасти эмоцио­нальной самооценки обследованных больных удалось разделить на три группы, соотносимые с локализаци­ей поражения. (. )

    Хотя и бесспорно, что каждый больной представ­ляет собой неповторимую индивидуальность, и наи­более адекватным является качественный анализ имеющихся у него нарушений, мы, однако, рискнули усреднить результаты больных, относящихся к отдель­ным выделенным группам (со сходной локализацией поражения). Это сделано для удобства анализа и для более демонстративного изложения совокупности ре­зультатов.

    Сравним усредненные результаты исследования когнитивной и эмоциональной самооценок по всем испытуемым всех обследованных групп (рис. 2).

    Анализ данных, полученных в I группе больных — с поражением лобных отделов доминантного полушария (или с выраженным влиянием патологического про­цесса на эти отделы) — показал, что в целом (за ис­ключением больной Кад.) когнитивная самооценка располагается ниже эмоционально-аффективной, что может говорить о большей адекватности первой и более положительной — второй, Когнитивная самооценка рез­ко различна по параметрам, что можно, по-видимо­му, расценить как нарушение целостного восприятия себя на когнитивном уровне.

    Эмоциональная самооценка в целом отражает об­щий эмоциональный фон организма. Это подтвержда­ется, например, результатами больной Кад., обшая заторможенность, адинамичность и вялость которой прямо коррелируют с резко заниженной эмоциональ­ной самооценкой (по всем параметрам она ниже сред­ней линии, 2 оценки — 0, еще 3 — меньше 3 баллов). Для большинства же обследованных характерна имен­но более высокая эмоциональная самооценка, чем ког­нитивная.

    Сравнивая результаты этой группы больных с нор­мативными данными, полученными у здоровых ис­пытуемых (Д.В.Ольшанский, 1976), можно видеть, что у больных когнитивная самооценка снижена, а эмо­циональная самооценка, напротив, несколько завы­шена. Вместе с тем по сравнению с больными других групп у данной группы больных и когнитивные и эмо­циональные оценки снижены.

    IIгруппа обследованных—- с преимущественными по­ражениями лобных отделов субдоминантного полушария — показала, что когнитивная самооценка имеет ровный, недифференцированный по параметрам характер. Она располага­ется во всех случаях ниже эмоциональ­ной, которая лежит значительно выше средней линии, приближаясь к верхним полюсам шкал. Такое высокое расположе­ние эмоциональной самооценки подтвер­ждается данными клинического наблюде­ния за этими больными: они благодушны, большей частью эйфоричны, склонны к недооценке своего состояния и дефектов. Иначе говоря, и здесь, как и в первой группе, эмоциональная самооценка со­ответствует общему эмоционально-эф­фективному фону этих больных.

    Лишь случай больной ан. стоит не­сколько особо. В клиническом наблюдении фиксировалось нарушение эмоционально­го отношения к своему заболеванию, а психиатр от­метил и некоторую анозогнозию. Исследование самооценки показало, что и эмоциональная оценка и особенно когнитивная, у нее ниже, чем у остальных членов группы. Наше обследование проводилось поз­же, чем осмотры психиатра и неиропсихолога, непос­редственно перед операцией. Видимо, в данном случае можно говорить о флюктуации синдрома и более адек­ватном отношении к себе в стрессовой ситуации — перед операцией.

    У больных этой группы когнитивная оценка себя лишь несколько выше, чем у здоровых испытуемых, а эмоциональная — значительно выше.

    Сопоставляя результаты больных всех трех групп, отметим, что больные II группы показали самую вы­сокую эмоциональную оценку себя. Их когнитивнаясамооценка по большинству параметров занимает про­межуточное между двумя другими группами положение. Обе самооценки не дифференцируются по парамет­рам, позволяя говорить о целостном положительном (или даже «сверхположительном») восприятии и оцен­ке себя.

    У последней, /// группы больных (внелобные очаги поражения) когнитивная самооценка лежит ниже эмо­циональной. Дифференциация по параметрам мень­ше, чем у I группы, но больше, чем у II. Наблюдается она в пределах, как правило, положительной (выше средней линии) части шкал. Эмоциональная самооцен­ка в целом мало дифференцирована по параметрам и приближается к верхним полюсам шкал.

    Сравнивая результаты этой группы больных с нормативными, отметим, что и когнитивная, и эмо­циональная самооценки находятся несколько выше, чем у здоровых испытуемых.

    Сопоставив результаты трех групп больных, мож­но установить, что когнитивная самооценка боль­ных III группы по большинству параметров выше, чем у остальных групп, эмоциональная же самооцен­ка приближается к таковой во II группе.

    В целом для этой группы характерна максимально высокая (по сравнению со здоровыми испытуемыми и с больными других групп) когнитивная оценка себя по большинству параметров и умеренно завы­шенная эмоциональная самооценка,

    Если оценивать три обследованные группы боль­ных по критерию адекватности их собственному со­стоянию, то картина выглядит следующим образом.

    Наибольшую адекватность когнитивной само­оценки (о полной, разумеется, речи быть не может) проявляют больные с поражением лобных отделов доминантного полушарил: им свойственны отрица­тельные, находящиеся ниже нормативных оценки себя. Несколько менее адекватно (более положитель­но) оценивают себя больные с поражением лобных отделов субдоминантного полушария. Еще более не­адекватно (еще выше) оценивают себя по ряду ха­рактеристик больные с поражением глубинных отделов субдоминантного полушария.

    Эмоциональная самооценка всех групп больных оказалась выше, чем у здоровых. В большинстве слу­чаев совпадает с эмоционально-аффективным ста­тусом данных больных (благодушием). Наиболее адекватно — т.е. низко — она располагается у боль­ных с поражением левой лобной доли. Несколько ме­нее адекватна (более положительна) эмоциональная оценка себя у больных с поражением глубинных от-

    дедов правого полушария. И максимально неадекват­на (располагаясь в непосредственной близости от положительных полюсов шкал) эмоциональная са­мооценка больных с поражением лобных отделов субдоминантного полушария.

    Интересно отметить, что такого рода эмоцио­нальная неадекватность отмечалась в нейропсихо-логическом статусе не всех больных. И хотя уже неоднократно подчеркивалось совпадение получен­ных результатов, говорящих о нарушении самооцен­ки, с теми случаями, когда в нейропсихологическом статусе отмечались подобные (или близкие) рас­стройства, необходимо указать на целый ряд случаев полного отсутствия нарушений как в эмоциональ­ной, так и в личностной сферах.

    Зги заключения несколько противоречат получен­ным результатам, но надо иметь в виду, что они, бе­зусловно, не являются окончательными. Сложность исследования таких феноменов, как личность, обуслов­лена многими обстоятельствами. Поэтому на данном этапе работы следует говорить лишь о тенденциях, о преимущественных зависимостях, выявленных в экс­периментах на больных с различной по локализации патологией головного мозга.

    1. Полученные данные подтвердили гипотезу о наличии двух систем самооценки человека. Применявшаяся для их выявления процедура обследования показала свою адекватность целям исследования.

    2. Исследование эмоциональной и когнитивной самооценок позволяет дифференцировать больных по группам, имеющим в целом гомогенную локализацию поражений.

    3. При поражениях лобной доли дминантного полушария когнитивная самооценка в целом низка и дифференцирована по параметрам. Эмоциональная лишь несколько выше, отражая, по-видимому, преобладание отрицательных эмоций у подобных больных.

    Поражения лобной доли субдоминантного полу­шария проявляются в завышении самооценок (осо­бенно эмоциональной) и в недифференцированности когнитивной оценки себя.

    Больные с поражениями глубинных отделов пра­вого полушария дают промежуточные результаты, сохраняя некоторую дифференцированность в ког­нитивной оценке себя и некоторое завышение эмо­циональных самооценок.

    lektsii.org