Отношения у мусульман к женщине

Отношения мусульман к представителям других религий

Некоторые мусульмане думают, что немусульмане не имеют в Исламе никаких прав. Но это не так. Как сообщается в достоверном хадисе, Пророк (мир ему и благословение) говорит нам:

«Тот, кто притесняет приверженца другой религии, ущемляет, даёт непосильную работу, берёт у него что-то без его согласия, я буду его оппонентом в Судный день» (имам Абу Давуд).

???? ???? ?????? ?????????? ? ???? ??????????? ? ???? ????????? ?????? ????????? ? ???? ?????? ?????? ??????? ???????? ????? ?????? ?????? ? ??????? ????????? ?????? ????????????

Однажды с Пророком (мир ему и благословение) произошёл удивительный случай. Перед ним пронесли тело покойного иудея. Пророк (мир ему и благословение) встал, сподвижники были удивлены и сказали: «Это тело иудея». Пророк (мир ему и благословение): «А разве он не человек?» Он продолжал стоять, пока не скрылась из виду похоронная процессия. И таких примеров в жизни Пророка (мир ему и благословение) было много. Он является образцом для подражания в налаживании взаимоотношений с людьми.

Некоторые ошибочно предполагают, что хорошее отношение к немусульманам, приветливость в обращении с ними является унижением для Ислама, его разрушением и наносит урон величию Ислама. Но это абсолютно не так. Напротив, когда мусульманин проявляет дружелюбие, открытость, готовность поддержать и помочь людям независимо от их религии, именно так он показывает величие Ислама, исламской этики и нравственности.

Находясь вдали от дома, невежественные люди относятся к немусульманам плохо, воруют у них, отнимают у них что-то не по праву, оправдывая себя словами: «Это немусульмане, какое нам до них дело». Когда в мысли вторгаются низменные страсти, искажаются символы Ислама, искажается понимание Ислама, который на самом деле учит справедливости, нравственности и добродетели по отношению ко всем созданиям Всевышнего.

Один из важных принципов и положений, которому Пророк (мир ему и благословение) уделял огромное значение – форма отношений между людьми. Он недаром призывал к Исламу, когда люди были спокойны, довольны и мирно общались друг с другом, потому что понимал, что люди — как море: при бушующих волнах невозможно увидеть дно, а когда оно спокойно – можно местами разглядеть даже рельеф дна и разные оттенки цвета морской воды.

Когда курайшиты потребовали выполнить условия Худайбийского договора, ущемляющие права мусульман, Пророк (мир ему и благословение) подчинился в целях сохранения мирного сосуществования мусульман и идолопоклонников. Наблюдая за образом жизни мусульман, в том же году многие идолопоклонники добровольно приняли Ислам. Учёные говорят, что в этот период Ислам приняло больше арабов, чем на протяжении 18-19 лет. По какой же причине? Благодаря спокойствию и миру.

Отправляясь в страны, где царит спокойствие, где не идут войны, где нет проблем, не упускайте шанс показать нравственность и этические нормы Ислама, пророческие нравы. Если немусульмане, живущие в исламских странах, увидят справедливость, уважение, хорошее отношение, правдивость и надёжность их жителей, всё это будет способствовать возникновению в мире милосердия, спокойствия и укреплению веры во Всевышнего.

Ещё один пример из жизни Пророка (мир ему и благословение), показывающий, что он заботился о добрых взаимоотношениях. Пророк (мир ему и благословение) повелел одним из сподвижников изучать различные языки. Зайду ибн Сабиту он повелел изучать иврит (еврейский язык), другому сподвижнику – персидский, чтобы люди могли общаться и знакомиться. Всевышний говорит:

??????????????? ???????? ??????????? ?????????????

«О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины — Адама и Хавы — и, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом…» Коран, 49:13.

Знакомство вызывает симпатии, сближает людей, делает их единомышленниками, и является прекрасным способом для приглашения в Ислам, для ознакомления с Исламом.

Каждый из нас должен знать, что он является послом Ислама, представителем Пророка (мир ему и благословение). Нужно украшать себя нравом Пророка (мир ему и благословение), такими его качествами, как надёжность, правдивость, справедливость. Общаясь с другими, мы показываем Ислам с хорошей или плохой стороны. Проявляя плохой нрав, скверные качества характера, в общении с немусульманами, мы показываем Ислам в плохом свете. Каждый из нас делает свой выбор: быть хорошим послом Ислама или наоборот. Это останется между нами и Пророком (мир ему и благословение).

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада ас-Сакафа

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

www.islam.ru

Что дозволено мужу по отношении к жене по исламу?

Это рождает множество стереотипов и предрассудков относительно того, как строятся, например, отношения в мусульманских семьях.

Важными понятиями для всех мусульман являются «халял», «макрух» и «харам». «Халял» — это то, то дозволено, разрешено и законом, и религией. «Макрух» — это нежелательное, но и не запрещенное действие. Прямого запрета оно не имеет, но если к нему относиться легкомысленно, то это путь к греху. «Харам» — это запрещенное законом или религией действие, за которое человека ждет кара после смерти, а при жизни его могут покарать соотечественники в соответствии с законами шариата.

Отношения мужа и жены в исламе

Мусульманство не так строго запрещает развод, как, например, христианство, однако в нем довольно четко расписано то, что дозволено мужу и что ему запрещено в отношении жены. Развод в этой религии крайне не приветствуется, однако есть ситуации, при которых мужчине по исламу запрещено создавать семью, а если он ее создал, то обязан развестись по первому требованию жены. Сюда относится, например, жестокость по отношению к женщине.

Люди, далекие от ислама, считают, что отношение мужа к жене в этой религии строгое, даже жестокое, что женщина находится в добровольном рабстве сначала у отца и братьев, потом у мужа. Все это далеко не так, как кажется. Обязанности мусульманского мужа по отношению к жене столь обширны, что могут запросто конкурировать с огромным этическим кодексом, принятым в любой другой религии или культуре. Приведем лишь некоторые требования ислама к мужьям.

Муж-мусульманин обязан демонстрировать хороший характер по отношении к жене. Он должен укрощать свой дурной нрав, не изводить ее придирками и не проявлять жестокость.

Если муж приходит с работы, он должен спросить о самочувствии свою жену. И в зависимости от ее ответа действовать. Если она чувствует хорошо, ему дозволено наедине ее приласкать, обнять, поцеловать. А если вдруг она выглядит растерянной или огорченной, муж обязан расспросить ее о причинах и помочь в решение проблем.

Европейцы могут позавидовать некоторым вещам, если прочтут подробнее о том, что дозволено мужьям по отношении к жене по исламу. Вот, например, в христианских культурах не очень принято давать ложные обещания. В исламе считается, что для того, чтобы успокоить женщину, мужчине дозволено обещать ей золотые горы. Мужчина с чистой совестью и без греха может пообещать ей все, что она захочет, даже если точно знает, что выполнить это не в силах. Считается, что так как муж – единственный кормилец семьи, а жена сидит дома и воспитывает детей, то муж обязан лелеять в ней веру в лучшее.

Дома мусульманская жена вовсе не обязана ходить в чадре и парандже. Более того, мужчина обязан покупать ей лучшую одежду и самое красивое белье и украшения по первому запросу. Прятать свою красоту и сексуальность жена должна только на людях. Дома же мусульманскому мужу дозволено видеть ее во всей красе. При этом мужу не рекомендуется экономить ни на одежде, ни на питании для жены. То есть он может купить на последние деньги роскошные яства и максимально дорогие украшения, только лишь бы порадовать любимую жену. А вот скупость и скаредность мужа может в исламе считается грехом.

Большой спор возникает среди толкователей Корана и изучающих ислам религиоведов по поводу воспитания мужем своей жены. Многие уверены, что дозволено мужу по отношении к жене по исламу легкое рукоприкладство. На самом деле, муж в исламе хоть и должен воспитывать свою жену, но бить ее практически не имеет права. Женщины, которые не хранят честь семьи и не берегут ее имущество, могут быть наказаны мужем. Неблагодарность, вероломство и преступление против законов шариата муж может попытаться остановить самостоятельно, и только если ему это не удастся, тогда он обязан передать жену правосудию. Муж обязан оберегать молодую семью от сплетен, а жену – от наветов. С другой стороны, если сама жена отличается дурным нравом, любит склоки и сплетни, он должен воспитывать в ней уважение к старшим. Особенно это касается ситуаций, в которых молодая жена конфликтует с его сестрой или матерью. Для того, чтобы мир между семьей и старшими родственниками был более возможным, муж обязан хранить в тайне всю информацию о недостатках в характере и воспитании жены.

В случае семейных ссор, мужу по исламу полагается замолчать. Чтобы не раздувать конфликт, муж у дозволено хранить молчание в течение суток. Жена за это время должна прийти в себя, остыть и извиниться. Мусульмане верят, что женщина не в состоянии выдерживать молчание мужа долго, и это является для нее самым худшим наказанием. Даже самая гордая и строптивая жена способна за сутки взять себя в руки и найти мирные решения возникших недоразумений.

Большое внимание в исламе уделяется молитвам мужа за жену. Воспитанию мужем жены у мусульман придается огромное значение. Так что муж должен молиться Аллаху за любые улучшения в поведении жены, просить его о них, или благодарить, если они уже произошли. На мужчине же лежит и ответственность за несовершение греха. Считается, что женщина более порочна и слаба, а муж, как глава семьи и более сильный человек, обязан противостоять грешным мыслям жены. При этом муж не должен быть занудой, и обязан позволять жене проявлять мелкие пороки и недостатки, которые не ведут к греху. То есть он не должен к ней слишком придираться, и контролировать может лишь то поведение, которое может привести к хараму (запрещенному действию). При этом игры с женой, даже азартные, дома не считаются грехом, даже приветствуются, так как способствуют укреплению семьи, а вот выход в развлекательные заведения жене обычно запрещен, и муж должен следить за этим очень строго.

Как видно из выше сказанного, основы семейной жизни в исламе не сильно отличаются от семейных укладов приверженцев других религий. Понимание этого факта должно способствовать более мирному существованию людей разных культур и вероисповеданий рядом друг с другом.

www.allwomens.ru

Обязанности мусульман по отношению друг к другу

Хвала Аллаху, который сделал нас братьями по вере! Салават и салям Пророку Мухаммаду, завещавшему нам укрепление этого братства! Благословение его семье и всем сподвижникам!

Дорогие братья, Всевышний Аллах сделал нас братьями по вере, сделал нас из числа мусульманской уммы. В Коране говорится (смысл): «Поистине, верующие – это братья» (сура «аль-Худжурат», аят 10).

В достоверном хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении».

То, что мы братья по вере, что мы из мусульманской уммы, – это самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я для вас – что отец для детей» (Абу Давуд, Насаи, Ибн Маджа).

Родители всегда желают, чтобы между их детьми складывались хорошие отношения. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословение) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Имам Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) который передаёт слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: отвечать на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, отвечать на его зов и читать за него мольбы (дуа): «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнёт». А в хадисе, приведённом Муслимом, говорится: «Когда встретишь его (брата по вере), то приветствуй, если он попросит совета, то наставляй». В хадисе, приведённом имамом Ахмадом, говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим того, чего не желаешь себе». В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит что-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют».

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг к другу» (сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада (мир ему и благословение): когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: “О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него”. Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: “О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его”». Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо благие хулят тех, кто похуже, и наоборот.

В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В любви и милосердии друг к другу верующие подобны телу : когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и оно лишается сна».

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя подобным образом, значит, вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман, тот не из них».

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман».

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в вечной жизни.

Один из табиинов Ибн Аббас аль-Муджид сказал: «Всевышний Аллах навлечёт на обитателей Ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?» Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни». То есть нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям, за это предусмотрено большое вознаграждение. В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что он срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Теперь сверим со сказанным деяния некоторых молодых людей, которые разговаривают друг с другом, остановив свои автомашины прямо посреди дороги, или тех, кто паркует свои машины где попало, мешая другим, строит заборы, дома, будки, закрывая дорогу, мешая свободному передвижению».

Обязанностью мусульманина по отношению к другим людям является и проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим» (Табарани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен» (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защищай соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний тоже входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – один из признаков мунафиков, то есть лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Насаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы по отношению к братьям по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт» (Аль-Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более чем на 3 дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто приветствует первым» (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим после уверования (имана) признаком (основой) ума» (Табарани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно» (Аль-Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как тебе хотелось бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от Ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог один и Мухаммад – Его Посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» (Хараити).

Из обязанностей мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение» (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место, то есть каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу, авторитету.

Мусульманину следует примирять враждующих друг с другом, обиженных друг на друга мусульман. В хадисе сказано: «Рассказать вам о деянии, лучшем, чем совершение намаза, соблюдение поста или раздача милостыни? Это примирение враждующих. Обиды, вражда между мусульманами подобны лезвию, сбривающему религию» (Абу Давуд, Тирмизи).

Из этого хадиса видно, как велико вознаграждение за примирение мусульман и как велик вред от вражды, дурных отношений между мусульманами, которые лишают нас веры. Нам лучше находиться в земле, чем жить на этом свете, не имея истинной религии. Шариат разрешает даже обман ради примирения мусульман.

Долгом мусульманина перед другими мусульманами является сокрытие их недостатков. В достоверном хадисе говорится: «Кто скроет недостатки мусульман, и Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете» (Муслим).

Следует также остерегаться того, что может вызвать сомнения у мусульман. Кто совершит такое, что вызовет сомнения и дурные мысли, предположения у мусульман и тем самым подтолкнёт их к греху, и тому запишется грех за это. Когда Пророк (мир ему и благословение) разговаривал со своей женой Сафият, мимо них прошёл человек. Пророк (мир ему и благословение) подозвал его к себе и сказал: «Это моя жена Сафият». Тот сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разве стану я думать о тебе плохо?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Сатана ходит в теле человека там же, где и кровь» (Аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Также по возможности следует оказывать помощь мусульманам. В достоверном хадисе говорится: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере» (Муслим).

Из обязанностей мусульманина является оказание помощи и поддержки мусульманину, оказавшемуся в беде. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него (оказавшего помощь) несчастье на том свете» (Муслим).

Из обязанностей мусульманина перед другими людьми является исполнение их нужд. В достоверном хадисе говорится: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении, в течение двух лет» (Хаким). А за итикаф, то есть за пребывание в поклонении в мечети Пророка (мир ему и благословение), предусмотрено неописуемо большое вознаграждение.

В обязанности мусульманина также входит ходатайство и посильная помощь всем мусульманам через какого-либо начальника или чиновника, с которым у него хорошие отношения. В Коране сказано (смысл): «Кто бы ни содействовал в осуществлении доброго дела, он получит долю от этого» (сура «ан-Ниса», аят 85).

В достоверном хадисе говорится: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение» (Аль-Бухари).

Говорят также, что лучшая милостыня – это милостыня языка.

Из обязанностей мусульманина является также приветствие всех встретившихся мусульман, начало общения с ними с приветствия. Частое приветствие – из самых высокоценных деяний. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Аллахом, не вступите вы в Рай, если не будете иметь истинную веру (иман), истинную веру вы не будете иметь, пока не полюбите друг друга. Рассказать вам о деянии, совершив которое вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие средь вас».

Необходимой сунной является для мусульман и рукопожатие при встрече. В хадисе говорится: «Когда мусульманин здоровается за руку с братом своим по вере, то грехи их обоих осыпаются с них, словно листья с дерева» (Баззар).

Обязанностью мусульман является не поднимать мусульманина с места, на котором он сидит, а также освобождать место для подошедшего, уплотняя ряды сидящих. В достоверном хадисе говорится: «Пусть не поднимают одного, чтобы освободить сидячее место другому, но пусть сдвигаются плотно друг к другу для высвобождения места для него» (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульман также является защита по мере возможности тела, имущества и чести мусульманина от притеснения его другими. В хадисе говорится: «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского» (Тирмизи).

В другом же хадисе говорится: «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на том свете. А тому, кто помогает, – и Аллах поможет в обоих мирах» (Ибн Аби ад-Дунья). Если сосед или сослуживец имеет дурной нрав, мусульманину следует стараться избегать конфликтов, налаживать ровные отношения. В Коране говорится (смысл): «Отводи зло добром» (сура «аль-Муминун», аят 92).

Мусульманину также следует любить бедняков, не гневить их. В хадисе говорится: «О Айшат, полюби бедняков и приблизь их к себе, и тебя приблизит Аллах в Судный день».

Пророк (мир ему и благословение) сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): «О Абу Бакр, если ты разозлишь бедняков, то и Господь твой разгневается на тебя» (Муслим).

Мусульманину не следует подхалимничать перед богачом из-за его богатства, каким бы большим оно ни было. В хадисе говорится: «Если кто-то станет подхалимничать перед добрым богачом из-за его богатства, то религиозность (вера) его уменьшается на одну треть».

Мусульманин должен заботиться о сиротах, помогать им, привести в дом и вырастить их. В достоверном хадисе говорится: «Я и тот, кто содержит сироту, будем вместе в Раю, как эти два пальца» (Муслим).

Мусульманин должен радовать мусульманина, давать ему советы от чистого сердца. В достоверном хадисе говорится: «Религия – это доброе наставление» (Муслим).

В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих» (Табарани).

Мусульманину следует отдалиться от всего, что может разжигать вражду между мусульманами. В Коране говорится (смысл): «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое; поистине сатана желает раздора между ними» (сура «аль-Исра», аят 53).

Данный аят призывает нас, чтобы мы не давали сатане никакой возможности посеять раздор между мусульманами.

Мусульманам не подобает ссориться друг с другом. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведёт ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возводит ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).

Истину следует высказывать вежливо, благожелательно, но если тот, кому она адресована, не воспринимает её, то следует отдалиться от него, не ведя с ним спор, ибо спор порождает неприязнь и приводит сердца в смятение.

Мусульманин обязан хранить тайну другого мусульманина, не скрывать своих симпатий, высказывать отношение и любовь к тем, кто ему нравится, обращаться к Всевышнему с доброй молитвой за братьев и сестёр по вере. В хадисе говорится: «Если мусульманин обратится к Аллаху с мольбой: “О Аллах, прости грехи всем мусульманам и мусульманкам”, то Аллах прощает ему грехи по числу всех мусульман».

Мусульманину не следует завидовать другим, ибо, как говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), зависть сжигает добрые деяния, подобно тому, как огонь сжигает дрова. Поэтому, когда увидишь нечто хорошее у мусульманина, то следует просить у Аллаха увеличения ему этого блага. В таком случае тебя покидает зависть, и Аллах даёт тебе ещё большее благо, чем то, о котором ты просил для другого.

Ещё одним долгом мусульманина является посещение больного. Следует, положив руку на его голову, спросить о его состоянии, молить у Аллаха блага для него, то есть читать за него дуа. Мусульманину также следует посещать могилу мусульманина, выразить соболезнование тому, к кому пришло несчастье, учить того, кто в этом нуждается, удерживать от совершения греха того, кто это делает. Не следует враждовать с мусульманами и желать для себя того, чем владеют они. Для младших следует быть отцом, для старших – сыном, для ровесников – братом.

Кроме перечисленных, есть и другие обязанности мусульманина перед другими мусульманами. Особенно следует стараться исполнять эти обязанности по отношению к соседям, друзьям, родственникам.

Следует отметить, что мусульманин должен относиться к людям хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий, если они не вредят Исламу. Так учит нас наша религия.

Дорогие братья и сёстры по вере! Если мы, мусульмане, будем вести себя так, как этого требует от нас наша религия, будем соблюдать по отношению друг к другу перечисленные выше обязанности, то жизнь на земле станет счастливой, блаженной, нами будет доволен Аллах и возрадуется Пророк (мир ему и благословение), и мы получим высокие райские блага в вечной жизни. А если мы последуем за сатаной и станем пренебрегать этими обязанностями, то нас будут преследовать несчастья в земной жизни, на нас разгневается Аллах, опечалится Пророк (мир ему и благословение), и мы подвергнемся адским мучениям на том свете.

Да поможет Всевышний Аллах всем мусульманам вести себя так, как это повелевает нам наша религия, и сплотиться, словно единое тело, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение)! Аминь!

www.islam.ru

В Коране о женщинах. Положение женщины в Исламе и в современном мире

В 1940 году основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна сказал: «Ни одна нация не поднимется на вершину славы, если ваши женщины не будут рядом с вами. Мы — жертвы пагубных привычек. Это преступление против человечности – то, что наши женщины заключены в четырех стенах как узницы. Нигде не сказано, что наши они должны жить в таких плачевных условиях».

Спустя семьдесят лет участь мусульманских женщин во всем мире едва ли улучшилась. И первый шаг к решению любой проблемы – это ее признание.

Согласно докладу Всемирного Экономического Форума «Глобальный гендерный разрыв — 2013», в мусульманских странах существует огромный разрыв между мужчинами и женщинами в таких ключевых областях, как здравоохранение, образование, экономика и политика. Ни одна мусульманская страна не попала в десятку стран с наивысшим индексом гендерного равенства. Напротив, 9 из 10 стран, замыкающих рейтинг, — это страны мусульманского мира.

Эти низкие показатели вряд ли можно объяснить уровнем доходов: 8 мусульманских наций из 10 с наибольшей степенью гендерного неравенства относятся к странам с высокими доходами. Несмотря на колоссальные богатства, такие страны как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, так и не смогли решить проблему гендерного разрыва. Регион Ближнего Востока и Северной Африки, где практически полностью преобладают мусульманские государства, занимает последнее место, его опережают менее состоятельные страны субсахарской Африки.

Тем не менее, ситуация не безнадежна. По данным Всемирного Банка, гендерный разрыв в БВСА постепенно сокращается. Сегодня здесь в университетах можно встретить больше женщин, чем мужчин, а женская смертность во время родов ниже среднемировых показателей.

Но несмотря на прогресс в образовании и здравоохранении, женщины не имеют достаточно широких возможностей в экономической и политической жизни. Они составляют лишь четвертую часть рынка рабочей силы, тогда как в остальных странах доля женского участия на рынке труда составляет около пятидесяти процентов.

В Саудовской Аравии, Египте и Иордании по показателю занятости молодежи безработица среди женщин в два раза выше безработицы среди мужчин. Несмотря на то, что женщины имеют широкие возможности в образовании, у них очень мало шансов начать карьеру по избранной специальности. Кроме того, женщинам принадлежит только 9% мест в парламенте.

Бывший президент США Джимми Картер обвиняет в женском бесправии духовенство, как христианское, так и мусульманское. Но, бесспорно, это не единственный фактор, хотя действия или бездействие религиозных лидеров и групп действительно этому способствует.

Во всем мусульманском мире происламские деятели, секуляристы, националисты и социалисты (сознательно или соблюдая политику невмешательства) пренебрегают женским образованием, а это, вероятно, и есть важнейший фактор женского бесправия.

Конечно, упрекать можно многих, но показать пальцем мало, чтобы решить проблему. Между тем, и секуляристам, и происламским силам ничто не мешает использовать священные тексты ислама, чтобы исправить эту, без сомнения, вопиющую для всего мусульманского мира проблему.

Ислам и равенство полов

Ислам за равенство полов, несмотря на существование отдельных текстов, которые ошибочно трактуют как указание на подчиненную роль женщины в исламе. Так, 1 аят 4 суры Корана гласит:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему…»

Этот аят, а также аяты 7:189 и 42:11 однозначно утверждают, что мужчина и женщина имеют одинаковую духовную природу и созданы из единой души (нафсин вахида), и наша пара (азвайа) – это часть нас самих (мин анфусикум).

Коран гласит, что «от божественного духа» были наделены оба пола, потому что оба были созданы с одной человеческой и духовной природой:

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Коран, 15:29).

Мужчина и женщина имеют одинаковый дух, поэтому естественно, что Коран возлагает на них одинаковые религиозные и моральные обязанности. В Коране сказано:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других» (Коран, 3:195);

«А если кто сделает что-нибудь благое – будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, – то эти войдут в рай и не будут обижены и на бороздку финиковой косточки» (Коран, 4:124);

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран, 33:35).

Эти повторяющиеся обращения отдельно к мужчинам и женщинам, сегодня, возможно, не выглядят необычно, но в то время это была радикально прогрессивная идея и она впервые была явлена в Коране.

Зачем это специальное обращение к женскому полу? Чтобы сообщить патриархальным обществам, в которых проповедовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), что исполнение грандиозного замысла ислама требует одинаково справедливого отношения к мужчинам и женщинам.

Передают, что второй халиф ислама Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Клянусь Аллахом, мы не привыкли думать, что женщина что-то имеет, пока Аллах ни явил нам это в Коране, и ни наделил их тем, чем наделил».

Эти слова показывают, что послание Корана вносило кардинальные изменения в гендерные нормы арабов VI-VII веков.

Послание Корана имело радикальный преобразующий характер в плане равенства полов, по крайней мере, для первого поколения мусульман.

Первым человеком, уверовавшим в послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), была женщина – его первая жена Хадиджа. Первым мучеником за ислам тоже стала женщина, Сумайя. Две жены Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), Аиша и Умм Салама, были в числе величайших передатчиков хадисов. Многие сегодняшние мусульманские ритуалы дошли до нас благодаря сообщениям этих двух великих женщин.

Первое в мире высшее учебное заведение из действующих в наши дни – университет Карауин в Фесе, Марокко, также был основан женщиной по имени Фатима аль-Фихри.

Асма Афсаруддин в своей книге «Первые мусульмане: история и память» ((Asma Afsaruddin, The First Muslims: History and Memory) отмечает, что еще одна сподвижница Пророка (мир ему и благословение) Нусайба бин Кааб была известна своими военными навыками, участвовала в битвах при Ухуде, Хайбаре, Хунайне и Ямаме, а также она присутствовала в Худайбийе при подписании мирного договора.

Известно, что сражаясь при Ухуде она была несколько раз ранена, защищая Пророка (мир ему и благословение). Восхваляя ее храбрость, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказал, что в тот день на поле брани ей не было равных среди мужчин и женщин.

Самое священное для мусульман место на земле – Мекка – было основано женой Ибрагима (Авраама), Хаджар. Ее вера и усердие были столь же выдающимися, что и у ее прославленного мужа. Она оказалась одна в пустыне без воды, еды и крыши над головой, но с маленьким ребенком. Она договорилась с племенем Джурхум, которое хотело поселиться рядом с колодцем Зам-зам. Хаджар проявила глубокую веру, бесстрашие и независимость.

Эти примеры из ранней истории ислама показывают, что женщины участвовали во всех сферах жизни общества. Они не были исключены из общественной жизни, хотя принадлежали к культуре, которая, до прихода ислама, относилась к женщинам довольно враждебно.

Что же случилось потом?

С течением времени роль, которую мусульманские женщины приобрели в обществе, стала тускнеть под сильным влиянием местных культур, на которые распространился ислам. Кроме того, несмотря на влиятельность таких женщин как Аиша и Умм Салама, среди исламских ученых все равно преобладали мужчины – хотя были редкие исключения, например, жившая в VIII веке Рабия аль-Басри.

Мнение о месте женщины стало все дальше уходить от эгалитарных взглядов, изложенных в Коране, по которым жил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Многие современные исламские ученые утверждают, что то, что часто воспринимается как религиозная заповедь, на самом деле является историческим наследием и продуктом мужской субъективности, и мусульманское общество в этом смысле не исключение.

Неоднозначные трактовки

Многие мусульмане, чаще по незнанию, приводят в доказательство превосходства мужчин 34 аят 4 суры Корана. Однако в своей книге «Равенство полов в исламе» доктор Джамал Бадави (Jamal Badawi, Gender Equity in Islam) пишет:

«В Коране нигде не утверждается, что один пол превосходит другой. Некоторые ошибочно переводят “кивама” (Коран, 4:34) как “превосходство”, тогда как на самом деле оно подразумевает более высокую степень ответственности».

Вышеупомянутый аят 34 суры «ан-Ниса» гласит:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества».

В этом аяте возникает вопрос по поводу слова «кавамуна», которое имеет разные, противоречивые значения. Ат-Табари, живший всего через двести лет после Пророка (мир ему и благословение), объяснял отношения «кивама» как необходимое условие, позволяющее мужчине заботиться о социально-экономических потребностях жены. Поэтому обобщение этого понятия до «врожденного превосходства» мужчины над женщиной неуместно.

В Коране слово «кавамун» использовано три раза, и во всех трех случаях оно сочетается с идеей справедливости. Таким образом, «кавамун» дает мужу ограниченное определенными условиями право взять на себя руководство семьей в том случае, если он будет выполнять эту обязанность справедливо и добросовестно.

Слово «вадрибухунна», которое употребляется далее в том же аяте (Коран, 4:34), тоже не имеет однозначного толкования. Аят гласит:

«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и вадрибухунна».

Слово «вадрибухунна» происходит от трехбуквенного корня д-р-б, с помощью которого образуется множество однокоренных слов, из них 55 употребляются в Коране. Эти слова имеют разное смысловое значение, начиная с «ударять» (идриб), заканчивая «путешествовать» или «откладывать» (дарабу). Тем не менее, Мухаммад Асад переводит «вадрибухунна» как «побивайте их», Юсуф Али как «побивайте их (слегка)», Пиктхолл – «наказывайте их», Томас Клири – «шлепайте».

Ошибочность буквального прочтения священных текстов очевидна, так как это приводит к тому, что некоторые мужчины злоупотребляют такими словами как «вадрибухунна», чтобы оправдать насилие в браке.

Проблема насилия в семье стоит в мусульманских странах так же остро, как и в остальном мире. Международная Организация Здравоохранения утверждает, что насилие в отношении женщин является глобальной проблемой масштаба эпидемии. Некоторые мусульманские страны имеют в этом отношении буквально вопиющую статистику. Например, в Пакистане 80% женщин сообщают, что подвергались насилию в семье, 50% — о физическом избиении. В Египте 85% женщин сообщают о том, что подвергались сексуальным домогательствам.

Недавно один влиятельный американский имам отметил:

«На основании нескольких исследований, касающихся мусульман в Америке, нам известно, что 12-18% мусульман в Соединенных Штатах подвергаются физическому насилию, и 30-40% — эмоциональному насилию».

Эти цифры почти полностью соответствуют общенациональной статистике. Гендерные проблемы заслуживают большего внимания.

Лондонская организация «Имамы против насилия в семье» (Imams against Domestic Abuse) подготовила отчет «Прекращение избиения женщин» (The End to Hitting Women), в котором говорится:

«Ни при каких обстоятельствах и ни в каких проявлениях ислам не поощряет и не допускает [подобное] насилие против женщин».

Если слово «вадрибухунна» действительно значит избиение, то есть преступление, выходит, что с одной стороны, Коран санкционирует преступление, а с другой – говорит, что отношения между мужем и женой должны строиться на справедливости (кист) и милосердии (рахма). Подобные противоречия не вписываются в общий смысл Корана.

В арабско-английском словаре Лейна дано такое определение слова «дараба» (тот же корень, что у «вадрибухунна» — д-р-б) как «уходить». Это позволяет толковать «вадрибухунна» в ином смысле, отличном от общепринятых «бить», «ударять».

Буквальный перевод «вадрибухунна» как «избиение» противоречит ключевому смыслу послания Корана, которое несет справедливость и милосердие. Более того, применение силы никак не может быть рецептом от семейных неурядиц, поэтому рекомендация бить жену ради мира и спокойствия в семье – просто абсурд.

Кроме того, нет никаких сообщений, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) когда-либо бил своих жен, хотя он, как большинство смертных, сталкивался в супружеской жизни с разными проблемами.

Современный специалист по исламу Садия Шейх (Sadiyya Shaikh) отмечает, что такие классические ученые как Ат-Табари и Ар-Рази, рассматривали 34 аят суры «ан-Ниса» как пошаговый рецепт разрешения супружеских разногласий в условиях культуры, где процветало насилие в отношении женщин. Далее Ат-Табари указывает, что «вадрибухунна» означает нанесение удара без причинения вреда, но Ар-Рази в своем тафсире не допускает даже такого толкования. Он цитирует слова Пророка (мир ему и благословение) о том, что мужчины, избивающие жен, не лучшие из мужчин.

Ар-Рази считает, что этот аят не дает мужчинам разрешение на насилие, а ограничивает их в этом. Таким образом, аят преимущественно является отражением гендерных норм, существовавших в период ниспослания Корана, чем предписанием насчет того, как следует строить семейную жизнь современным мусульманам.

Хиджаб как камень преткновения

Необъяснимую одержимость как у консервативных мусульман, так и у многих немусульман (и правых, и левых) вызывает такая простая вещь, как платок на голове у женщины.

Консерваторы используют хиджаб (этот самый платок) как лакмусовую бумажку для определения благочестия женщины. Многие немусульмане считают его символом угнетения.

Аят Корана называет хиджаб признаком женской скромности и начинается с увещевания мужчин:

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы…» (Коран, 24:30).

Тем не менее, некоторые мужчины пренебрегают этими правилами и в довершение проблемы бесстыдно обвиняют женщин, хотя сами являются жертвами мужской нескромности.

Как и все другие аспекты ислама, хиджаб – это право женщины, с помощью которого она идентифицирует себя и выражает свою преданность Всевышнему. Это касается только Ее и Бога. Принуждать носить или не носить хиджаб недопустимо.

Самое важное в том, что касается соблюдения прав и расширения возможностей женщин, — это осознать, что им нужно дать полную свободу и возможность выбирать свой путь в жизни – без страха, запугиваний и принуждения со стороны религиозных фанатиков или ярых противников религии.

Цель ислама – углубление отношений верующих с Богом. Социальные нормы – это средства приближения к Аллаху. Пытаясь углубить эти отношения, верующие должны стремиться устранить все духовные препятствия, стоящие у них на пути. Всевышний говорит:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина» (Коран, 3:195).

«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай…» (Коран, 4:124).

Таким образом, с точки зрения Корана, пол не преграждает путь для духовных поисков. Тогда что дает мужчинам право чинить женщинам препятствия, если Бог не возлагает на них этого дополнительного бремени?

Садия Шейх приводит поучительную историю об Ибн Таймия и женщине по имени Умм Зайнаб Фатима бинт Аббас аль-Багдадия. Умм Фатима была духовным лидером, правоведом и давала людям ответы на их вопросы с точки зрения исламского права. Она училась с Ибн Таймией в Каире в XIV веке.

Однажды ибн Таймия прилюдно похвалил Умм Фатиму не только за ум и эрудицию, но и за личные качества: энтузиазм и профессионализм. Известно, что она выступала в мечети и это не давало Ибн Таймие покоя.

«Меня беспокоило, что она читает лекции в мечети, и я хотел ей запретить, пока однажды ночью не увидел во сне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и он упрекнул меня, сказав: “Эта благочестивая женщина делает хорошее дело”».

Мусульманские общества дорого платят за то, что не могут освободиться от культурных традиций, которые противоречат эгалитарной позиции ислама. Уважать достоинство женщины, присущее ей от рождения, соблюдать ее права и обеспечивать ей равные возможности для успеха необходимо во исполнение заповеди Корана:

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость» (Коран, 4:135).

Чтобы двигаться вперед, нужны равные условия, необходимо, по возможности, перестроить свои умы и сердца или принять решительные меры на государственном уровне, если отжившие культурные нормы не сдают позиций.

ВЭФ прав: «Страны и компании могут конкурировать только тогда, если они будут развивать, привлекать и сохранять лучшие таланты, и мужчин и женщин».

Решительные действия требуются не только от правительств, но и от корпораций, гражданского общества и СМИ. Соблюдение прав женщин – это мечта женщин и забота мужчин.

vkorane.info

Мусульманские законы: измена жены в исламе

Мусульманство – одна из наиболее распространенных религий в мире. Однако, что любопытно, не только иудеи, индуисты и христиане мало знают об основных положениях Корана, практика показывает, что и сами мусульмане часто бывают не осведомлены должным образом о своей же религии. Это порождает огромное количество предрассудков и стереотипов, затрагивающих отношения между мужем и женой в мусульманской семье. Например, интересный вопрос о таком понятии, как измена жены в исламе.

Основные понятия у мусульман

Очень важно знать для любого человека, изучающего ислам, что такое «макрух», «халял» и «харам». Макрух- это незапрещенное действие или поведение, но не желательное, нерекомендованное. Халял — это то, что разрешено и по закону, и по вере. А вот харам — это полный запрет и религией, и законом на определенные действия, например, такие как измена жены в исламе. За такое женщину ожидает страшная кара после смерти, а еще при жизни ее могут наказать по законам шариата.

Строгого запрета на расторжение брака нет, однако четко расписано то, что позволено мужу и что ему запрещается по отношению к жене. Такие ситуации, как жестокость мужчины по отношению к женщине, могут способствовать быстрому расторжению брака по первому же требованию супруги. С другой стороны, измена жены в исламе также дает право мужу расторгнуть брак по собственному желанию без согласия женщины.

Жестокость в мусульманской религии

Далекие от этого вероисповедания люди часто считают, что отношения к женщинам в данной религии очень строгое и даже жестокое. Можно встретить мнение, что девушка якобы находится в неком рабстве сначала у братьев и отца, а потом и у мужа. Но все это совсем не так, как кажется. Естественно, измена жены в исламе будет караться по всей строгости закона. Однако обязанности мужа по отношению к супруге очень широки.

Дома женщина не обязана пребывать в парандже и чадре. Более того, ее супруг просто обязан покупать ей самую лучшую одежду, белье и украшения. Но прятать свою сексуальность и красоту супруга должна на людях. В домашних условиях мужу позволено лицезреть ее во всей красоте.

На эту тему идет много споров среди мусульман, религиоведов и толкователей Корана. Однако в последние годы в этом вопросе пришли к консенсусу. Считается, что муж должен в какой-то мере воспитывать жену, но применять даже легкое рукоприкладство не имеет право. Хотя есть и исключения, например, измена жены в исламе. С другой стороны, в обязанности мужа входит сбережение семьи от сплетен, а супруги — от наветов. Супруг должен воспитывать в своей второй половинке уважение к себе и к старшим.

В случае возникновения конфликтов мужу полагается просто замолчать. Жена же обязана остыть и потом извиниться. Естественно, такие проблемы, как измена в исламе, могут быть решены как в пределах одной семьи, так и вынесены уже за ее пределы и отданы на суд мусульманского правосудия. Очень большое внимание уделяется обоюдным молитвам Аллаху. Муж молится за свою семью и супругу, а жена — за мужа. Особенно остро этот вопрос стоит как раз во время ссор.

www.syl.ru