Я концепция в самооценке

Я-концепция и самооценка

Психологический термин "Я" в русском языке неоднозначен. С одной стороны, Я – это, как уже говорилось, результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать и переживать собственные физические и психические состояния, осознавать себя субъектом деятельности. С другой стороны, собственное Я человека является для него и объектом самопознания.

В этом случае в состав Я человека входит его самовосприятие и самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет Я-концепцию личности. Это своеобразная психология и философия собственного Я. В соответствии со своей Я-концепцией человек и осуществляет свою деятельность. Поэтому поведение человека является всегда логичным с его точки зрения, хотя оно может не казаться логичным на взгляд других людей.

Каждый из нас не только видит себя определенным образом, но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный аспект Я называется самооценкой. Далее представлена шкала, обычно используемая для измерения самооценки [239]. Выявить общую оценку, которую индивид дает себе, позволяет использование следующих положений.

1. В целом я удовлетворен собой.

2. Временами я думаю, что не являюсь хорошим вообще*.

3. Я считаю, что у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен делать разные вещи так же хорошо, как большинство других людей.

5. Я считаю, что у меня нет оснований гордиться собой*.

6. Я определенно чувствую временами свою бесполезность*.

7. Я считаю, что я достойный человек, по крайней мере, не хуже других.

8. Я хотел бы, чтобы я мог больше уважать себя*.

9. В общем, я склонен чувствовать себя неудачником*.

10. У меня позитивное отношение к себе.

Прочитайте каждое из приведенных выше положений и затем отметьте, насколько точно каждое из этих положений характеризует вас, используя приведенную в инструкции шкалу оценок:

Инструкция для подсчета баллов.

0 = крайне нехарактерно (совсем непохоже на меня);

1 = нехарактерно (довольно непохоже на меня);

2 = ни характерно, ни нехарактерно;

3 = характерно (довольно похоже на меня);

4 = очень характерно (очень похоже на меня).

Половине данных положений для самооценки баллы присвоены на противоположной основе, т.е. для них низкая оценка показывает в действительности более высокий уровень самооценки. До того как суммировать баллы, полученные при оценке указанных положений для определения вашего общего показателя самооценки, перекодируйте те, которые помечены звездочкой (*), таким образом, чтобы 0=4, 1=3, 3=1 и 4=0. Показатель вашей общей самооценки может ранжироваться от 0 до 40, при этом более высокий балл свидетельствует о более высоком уровне самооценки. Показатель выше 20 свидетельствует об общем позитивном отношении к себе, в то время как показатель ниже 20 говорит об общем негативном отношении к себе.

По данным исследований [255], люди с высокой самооценкой думают о себе хорошо, ставят перед собой соот

ветствующие цели, принимают во внимание мнения других людей для увеличения своих успехов, хорошо справляются с трудными ситуациями. Люди с низкой самооценкой не очень хорошо думают о себе, часто выбирают нереалистические цели или вообще уклоняются от каких-либо целей, с пессимизмом смотрят в будущее и враждебно реагируют на критику или другие виды негативной обратной связи.

Вдобавок к общей самооценке каждый человек имеет специфические, парциальные, оценки своих способностей в отдельных сферах. Например, какой-либо студент может иметь высокую самооценку в целом, но при этом знать, что ему трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми и он не очень музыкален. Другой студент может иметь низкую самооценку в целом, но знать, что он является хорошим вратарем факультетской футбольной команды.

Исследования показывают, что уровень самооценки личности связан с когнитивными аспектами Я-концепции [165]. Так, люди с низкой самооценкой имеют менее ясно определенную и устойчивую Я-концепцию, чем люди с высокой самооценкой. Я-концепция людей с низкой самооценкой, по-видимому, является менее сложной и менее гибкой. Имеются данные, говорящие о том, что именно уверенность в себе является причиной высокой самооценки, а не наоборот (т.е. неверно утверждение, что высокая самооценка порождает более высокий уровень уверенности в себе). Итак, можно предположить, что первым компонентом высокой самооценки является знание себя или, по меньшей мере, размышление о знании себя. Другим детерминантом уровня самооценки, по-видимому, может быть, как отмечает Франзой, способ, посредством которого индивид "организует" позитивную и негативную информацию о себе в памяти. Речь идет нс только о том, что все количество позитивной информации сравнивается с количеством негативной информации, что в целом определяет уровень самооценки. Главное здесь – каким образом это знание о себе "организовано". Некоторые индивиды проявляют тенденцию подразделять информацию о себе на отдельные позитивные и негативные категории ("Я хороший" и, наоборот, "Я нехороший"). Другие же имеют обыкновение формировать ментальные категории, которые содержат в себе смесь позитивной и негативной информации о себе. Исследования показывают, что если люди проявляют тенденцию подразделять в пределах своей Я-концепции информацию о себе на позитивную и негативную и первая чаще вспоминается, то такой когнитивный стиль повышает их самооценку и понижает уровень депрессии. У тех людей, для которых позитивные аспекты Я являются более важными, подразделение информации о себе на позитивную и негативную может быть частью процесса, способствующего исключению в конце концов негативной информации из памяти. А это, в свою очередь, удаляет такую информацию из Я-концепции. С другой стороны, людям, которым негативные аспекты Я кажутся более важными, психологически более приемлемо смешивать в своем сознании вместе позитивные и негативные аспекты Я.

studme.org

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может привести к различным как негативным, так и позитивным последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане с другими, как лучшего или худшего. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном (и тогда они понижают самооценку).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит важное место.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя – завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является мнение о завышенной самооценке подростков-делинквентов, да и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению сторонников этой точки зрения, уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции:

1. Снижение самоуважения и часто как следствие – социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

В целом надо заметить, что в современной психологии имеется определенное противоречие в данных по вопросу о завышеннсти или заниженности самооценки подростков-правонарушителей. Когда появляется такое «тупиковое» противоречие, в науке актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего противоречия.

На рассматриваемую проблему и создавшееся противоречие можно взглянуть и с иных концептуальных позиций. Можно полагать, что главное в проблеме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению подростка. Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личности. В некоторых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу). Блокирование реализации этой потребности даже рассматривается автором концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье в качестве мощного фактора, дистресса. В связи с этим он подчеркивал, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других стрессоров делает труд изнурительным и вредным. Очевидно, все сказанное справедливо для личности подростка-юноши в не меньшей степени, чем для взрослых, но даже в большей, с учетом характерного для этого возраста кризиса идентичности и острого переживания его.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей – потребность в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может пребывать постоянно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими личности подростка является адекватной самооценке или даже превосходит ее. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе. Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования, контрнормативность ценностей является характерной чертой групп подростков-делинквентов.

Однако описанный путь снятия противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. И это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей.

Данный механизм или концепция пускового механизма делинкветности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей» компании. По существу, такие попытки априори обречены на провал, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для личности – подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а может быть, в первую очередь, отторгающую его) группу. Существует, следовательно, лишь один эффективный путь решить это психологическое противоречие. Необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы другую группу – просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила бы в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Рассмотренный здесь подход объясняет и те, казалось бы, парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки личности группой. Однако в этом случае принадлежность к асоциальной группе позволяет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы – «шестерка», но для посторонних подростков – «авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков – нечленов группы.

www.e-reading.club

Я концепция в самооценке

Цель: Знакомство с понятиями « Я-концепция », « самоэф фективность ». Обучение навыкам формирования позитивной самооценки и самоэффективности.

1. Начало работы. Продолжительность — 4 минуты.

Цель: Вхождение в атмосферу группы.

Методы: Обмен чувствами.

« Ребята! У вас сейчас сложный период перехода от дет ства к взрослости. В это время с вами происходит много раз ных изменений, в том числе меняется ваше представление о самих себе, о собственной личности. Ваше впечатление о себе складывается из оценок, которые дают окружающие вас люди. Так формируется ядро вашего « Я » — « Я-концепция ». Сегодня мы поговорим о вашем отношении к себе, само оценке и навыках повышения самоэффективности ».

« Я-концепция » — совокупность представлений человека о себе самом, система его самооценок (эмоционального отношения и оцен ки различных сторон своей личности) и тех форм поведения, кото рые вызываются этими представлениями и самооценками.

На представление подростка о себе влияет то, как его восприни мают значимые для него люди — родители и сверстники. Представ ление человека о себе воздействует на всю его жизнь. Подростки, имеющие позитивную « Я-концепцию », легче преодолевают стрессы, справляются с проблемами.

Самоэффективность — степень осознания человеком эффектив ности своего поведения, умение управлять поведением и контроли ровать его для достижения определенных жизненных целей.

2. Разминка. Продолжительность — 30-60 секунд.

Цель: Расслабление, разрядка, позитивные эмоции.

Методы: Упражнение « Волчок ».

Участникам дается задание найти свободное место и вра щаться, как волчок, по часовой стрелке. Можно нараспев про износить звук « и-и-и ». Скорость вращения может быть любая, подходящая участникам группы.

Данное упражнение помогает взбодриться, снять напряже ние. Если у кого-то закружилась голова, можно предложить ему выбрать какой-либо предмет на уровне глаз и фиксировать на нем свое внимание при каждом повороте, а также снизить ско рость вращения .

3. Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.

Цель: Формирование навыка позитивного отношения к себе.

Методы: Упражнения « Безусловное принятие себя », « Все мои радости и печали ».

Упражнение « Безусловное принятие себя »

Участникам дается инструкция сказать вслух самим себе: « Я принимаю себя таким, как я есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я принимаю себя со всеми проблемами и горес тями. Я принимаю себя со всеми счастливыми моментами и радостями! »

После этого ведущий просит участников прислушаться к ощущениям, которые возникают в теле при произнесении этих слов. В какой части тела отзываются эти фразы? Легко ли их произносить? Что мешает принимать себя со всеми достоин ствами? Что помогает? ( 30 сек).

После того как участники мысленно ответили на эти вопро сы, ведущий просит повторить за ним следующую фразу: « Я прощаю себя за . и снимаю условие, которое мешает моей бе зусловной любви. Теперь я люблю себя безусловно и принимаю таким, каков я есть, со всеми достоинствами и недостатками ».

Участники обмениваются впечатлениями от упражнения.

Упражнение « Все мои радости и печали »

Ведущий просит участников представить в левой руке все свои недостатки, проблемы, горести, а в правой — достоинства, награды, радости. Какие ощущения в ваших руках? Одинако вые или какая-то из них легче, а какая-то тяжелее?

Ведущий дает инструкцию соединить ладони вместе, при слушаться к ощущениям ( 15 секунд), затем соединить только кончики пальцев и снова прислушаться к ощущениям. После упражнения группа обменивается чувствами.

Упражнения направлены на формирование позитивной са мооценки, повышение самоэффективности.

4. Разминка. Продолжительность — 15 минут.

Цель: Формирование ощущения значимости собственных слов и жестов.

Методы: Упражнения « Разговор через стекло », « Шарады », « Разговор в парах на разных дистанциях ».

Упражнение « Разговор через стекло »

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание без слов позвать в кино вторых, вторым — выяснить у первых за дание по математике. Первые номера не должны знать, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договорить ся между собой так, словно между ними толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. Затем проводится обсуж дение, смогли ли участники понять друг друга, договориться.

Один из участников изображает мимикой и жестами какую- то фразу, остальные отгадывают. Участник, угадавший фразу, становится изображающим.

Упражнение « Разговор в парах на разных дистанциях »

Участники разбиваются на пары. Им предлагается побесе довать на любую заданную тему, но при этом они сначала стоят в разных концах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Упражнения направлены на ощущения значимости соб ственных слов, жестов, на развитие межличностного взаимо действия, отработку навыков невербальной коммуникации. Количество участников может быть любым, кратным 2.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.

Цель: Знакомство с собой, формирование навыка глубоко го и позитивного отношения к своей личности.

Методы: Упражнение « Карта моей души ».

Материалы: Бумага (бланки), фломастеры.

Упражнение « Карта моей души »

Участникам дается инструкция нарисовать карту своей души, представив ее произвольным образом, например, в виде земного шара, материка, острова или чего-то еще. Необходимо дать названия объектам, находящимся на карте. Затем рисунок показывается группе, участник рассказывает о своем рисунке.

Упражнение дает возможность побыть с самим собой и на правлено на формирование « Я-концепции », более глубокого отношения друг к другу. Количество участников — 5—20 че ловек.

6. Завершение работы. Обмен впечатлениями. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Завершение занятия. Отработка навыков адекватного самоотношения, развитие самоэффективности.

Методы: Упражнение « Я есть. »

Упражнение « Я есть. »

Участники получают инструкцию громко произнести вслух « Я » и прислушаться к своим ощущениям в теле. Какие ощуще ния в теле? Где фраза отзывается в теле? Есть ли какие-то пре пятствия при ее произнесении? Что это? ( 30 секунд).

Затем ведущий дает инструкцию по очереди произнести фразы: « Я есть! Я есть (имя участника, например, Вика), Я (имя участника) есть ». После произнесения участники прислуши ваются к своим ощущениям в теле. В конце проводится обсуж дение.

putevodpav.narod.ru

1. Самосознание личности и механизмы психологической защиты.

2. Структура Я – концепции. Разработка Я – концепции В. Джеймсом,

Ч. Кули , Дж. Мидом, феноменологический подход К. Роджерса, эпигенетическая теория Э. Эриксона.

3. Развитие Я – концепции в онтогенезе.

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 450 с.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1978 №4. С.23-36.

3. Выготский Л.С. Овладение собственным поведением. Воспитаниевысших форм поведения // Собрание сочинений в 6 томах.-М.:Педагогика, 1982,- т.З.- С.273-302.

4. Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность.//Вопросы психологии ,1989, №4, С. 12-16.

5. Столин, В.В. Психология самосознания / В.В. Столин. – М.: «Прогресс», 1996. – 430 с.

1. Самосознание личности и механизмы психологической защиты.

Невозможно говорить о самосознании личности не усвоив структурных элементов сознания, среди которых В.П. Зинченко выделяет два:

бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы; рефлексивное сознание(сознание для сознания), включающее в себя:

Значение—содержание общественного сознания, усваи­ваемое человеком, — это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Самосознание личности является венцом сознания, его отражательной; порождающей (креативной) и регулятивно-оценочной или рефлексивной функциями. Последняя функция указывает на сущность бытия личности в мире, в силу чего причинно обуславливает компоненты её самосознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, мышление о нем (когнитивный компонент), 2) способы регуляции человеком своего поведения (поведенческий компонент), 3) сами процессы рефлексии и свое личностное переживание (аффективный компонент). Автор концепции самосознания личности В.В. Столин определяет бытийный слой в качестве источника и начала рефлексии, поскольку значения и смыслы рождаются именно в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, Логос не существуют только как язык, в нем объективировались формы мышления, переживания и поведения. Отсюда слово как «микрокосм сознания» (Л.С. Выготский) овладевает нами, объективирует наше поведение через использование языка в живой, действенной речи. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой путь в жизни, переживать её сущность и действенным образом к себе относиться, собственно, по Евангельски возлюбить себя самого . Главные функции самосознания — сделать для человека доступными мотивы и результаты собственных поступков, дать возможность понять, каков он есть на самом деле, а также оценить их значение соответственно личностно-генетическому (креативному) смыслу. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, самооразвитием, становлением, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил, Эго, с точки зрения психоанализа,оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация. Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и на­мерений к действию, потенциально вызывающих напряжен­ность. Однако, вытесненные в бессознательное, эти «ком­плексы» продолжают влиять на душевную жизнь и поведе­ние человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоян­ный расход энергии. Отрицание — попытка не принимать за реальность собы­тия, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях непри­ятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качест­ве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет я следовал золото­му правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликован­ным фактом, наблюдением или идеей, которые противоре­чили моим основным результатам, я незамедлительно запи­сывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи го­раздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Рационализация — нахождение приемлемых причин и объ­яснений для неприемлемых мыслей и действий. Естествен но, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и по­ступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы. Реактивные образования — поведение или чувства, проти­вопоставляемые желанию; это явная или неосознанная ин­версия желания. Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Изоляция — отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связы­вается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или иг­рушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей де­лать и говорить все, что ему самому запрещается: быть без­рассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т.п. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уро­вень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прес­синга, «выпустить пар», время от времени прибегают к раз­личным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыря­ют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят ав­томобиль и делают еще массу «глупостей». Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью суб­лимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творче­ство. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, созда­ет цивилизацию.

Таким образом, «механизмы защиты — это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внеш­них напряжений». Эти механизмы, по мнению Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротичес­кий синдром есть следствие неудавшегося защитного про­цесса. Психоневроз — проявление защиты сознательной ча­сти душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, импотен цию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Таким образом, расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

2.Структура Я – концепции. Разработка Я-концепции В. Джемсом,

Ч. Кули, Дж. Мидом, в феноменологическом подходе К. Роджерса, эпигенетической теории Э. Эриксона.

Я-концепция (англ. self-concept) — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятиевнешних факторов. Понятие Я-концепции родилось в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

studopedia.su

Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии

«Я — концепция». И самооценка личности как психологическая категория

Понятие « Я — концепции» вошло в словарь российского педагога — практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога У. Джеймса, основателя психоанализа З. Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известных отечественных психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой.

Что же такое « Я — концепция», какую роль она играет в психической жизни ребенка? «Я — концепция» — это результат, итоговый продукт работы самосознания ( Психологический словарь. — М., 1997.). «Я — концепция» — система представлений человека о самом себе, которая включает три составляющих. Первая составляющая — слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д. Вторая составляющая — самооценка, эмоционально — аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе. Третья составляющая — поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержат оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Самооценка является самой важной составляющей «Я- концепции». Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью( Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал : « Общественная оценка человека основывается у нас на его общественно полезном труде, на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» (17,с. 49).

Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку» (12,с. 62). По мнению Л.И. Божовича, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических исследований (5,с. 350). Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» (5,с. 371). Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку(2, с.68). Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми. По мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается на ряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение(28,с. 99).

В психологии существуют несколько уровней развития самооценки.

Уровни самооценки — это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.

Самооценка — результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение , самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение:

Самонаблюдение- это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение. Практическая деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности.

Самоанализ предполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа. В процессе и на основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет.

Самоотчет — это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников. Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки — это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Самоконтроль — это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности — непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.

Сравнение постоянно используется людьми в их размышлениях о себе, о оценке поступков и проявляющихся в них качеств личности. А.Я.Арет выделяет следующие виды сравнения: « тотальное, глобальное, или полное ( когда сравниваем себя с кем-то в целом, во всем), и парциальное, или частичное (когда сравниваем себя в отдельной области), презентное (сравнения себя с кем-то в современности, в данный момент) и ретроспективное (сравнение себя с кем-то в прошлом, или сравнение «сегодняшнего Я» с тем, каким мы были в прошлом, год, пять, и т.д. лет тому назад)».

— Центральной характеристикой любой личности является «Я- концепция».

— Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

— Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях.

— Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.

— Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности.

vuzlit.ru

Самооценка как компонент Я-концепции личности

Я-концепция, согласно энциклопедической литературе – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).

Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.

Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты. «Я»-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности.

Самооценка – один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования состоит в творческом отношении к собственной личности – стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

Самооценка – сложно е образование человеческой психики, она постоянно изменяется, совершенствуется. Источником оценочных представлений человека о себе являются окружающие люди, социальные реакции на появления его личности. Иными словами, не только сам о себе выносит суждение, а склонен оценивать себя так. Как, по его мнению. Его оценивают другие. На самооценку влияют достижения личности. Чем значительнее будут успехи личности. Тем выше будет ее самооценка.

Принято различать адекватную и неадекватную самооценку. Термин адекватность предполагает наличие в самооценке той или иной степени самокритичности, понимания резервов собственного развития.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то это адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводят к переоценке себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Вместе с тем подобная амбициозность ставит перед человеком более сложные задачи и претензии к достижениям. В случае успеха закрепляется уверенность человека в своих силах, появляются силы для новых достижений. Но в случае неудач, могут возникнуть разочарования, тревожность, страхи, депрессия.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе. Такой человек воспринимает свои достижения и успехи как случайные, временные, не зависящие от него самого. Любая неадекватная самооценка – завышенная или заниженная – затрудняет жизнь человека. Для развития положительного самоотношения, устойчивой положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен постоянной заботой и любовью независимо вне зависимости от того, каков он.

Постоянное проявление родительской безусловной любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимости и ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Психология располагает экспериментальными методами для выявления самооценки человека. Так, например, идеально и реальное «Я» по ряду эталонных качеств: успех, красота, ум и др. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность экспериментатору судить о том, каков «Я-образ» человека, выраженный количественно.

hr-portal.ru

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (образ «Я», Я – концепция), как система представлений о себе, конструируемая индивидом в деятельности и общении, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и т.д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания.

В структуре самосознания можно выделить три компонента:

когнитивный – это те характеристики, которые человек использует для описания различных сторон своей индивидуальности, образ своей внешности, своих качеств, социальной значимости. Чем больше своих качеств человек вычленяет и относит к своему реальному «Я», чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень самосознания;

оценочный, который отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к самому себе. Самооценка может быть низкой (заниженной), адекватной, высокой (завышенной);

поведенческий – действия и поступки, которые вызваны представлениями человека о себе.

«Образ Я» формируется уже в раннем детстве при взаимодействии индивида с другими людьми, причем определяющее значение имеют семья, сверстники, т.е. ближайшее окружение, микросоциум. Под влиянием благоприятных суждений окружающих самооценка повышается, неблагоприятных – снижается, причем нередко меняется самооценка тех качеств, которые не подвергались оценке со стороны. Похвала, полученная от авторитетной для личности группы, может способствовать повышению общего уровня притязаний этой личности.

В формировании образа «Я» имеет большое значение социальная мотивация, «обращенность к другому человеку». «Образ Я» каждого человека формируется под воздействием оценок других людей и в соответствии с заданными извне ценностными критериями. И.С.Кон отмечает, что человек осознает такие свойства, на которые кто-то или что-то обращает его внимание. Более того, чем более полно, в большем объеме характеристик раскрывается в общении другой человек, тем более полным становится представление человека о самом себе. Образ «Я» возникает в процессе коммуникации как социальный феномен и отражает сущность личности, процесс ее развития, основу творческого самовыражения.

В начале ХХ в. социолог Кули сформулировал теорию «зеркального Я». В соответствии с этой теорией, представление человека о самом себе («Образ Я») формируется под влиянием мнений окружающих его людей и включает три компонента:

1) представление о том, каким человек кажется другому человеку;

2) представление о том, как этот другой оценивает человека;

3) самооценка, чувство гордости или унижения, которые связаны с оценками других людей.

Я-концепция (образ «Я») личности включает в себя не только убеждения в том, какова личность в данный момент, но также и то, какой личность могла бы стать, какой личность видит себя в своих мечтах – возможные «Я» (богатый «Я», худой «Я», страстно любимый и любящий «Я»). Возможные «Я» заключают в себе и то, каким человек боится стать (безработный «Я», больной «Я», одинокий «Я»). Такие возможные «Я» мотивируют человека к достижению особой цели – к той жизни, к которой он стремится.

studfiles.net