Самоконтроль и самооценка учащихся

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное осознание индивидом своих собственных действий, а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, страхом. Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же самоконтроль поведения, является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.

Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.

Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.

Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

• Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.

• Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.

• Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.

• Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.

• Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

• Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.

• Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.

• Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.

Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и самооценка весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

psytheater.com

Самоконтроль и самооценка учащихся

Самоконтроль в обучении — это выявление, измерение и оценивание собственных ЗУН и достигнутых результатов развития.

Самооценка в обучении — это умение соотнести достигнутый результат с эталоном и собственными возможностями.

Действию самоконтроля в обучении принадлежит особая роль, поскольку овладение этим действием «характеризуют всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс» — Эльконин Д.Б. Следовательно, для овладения учебной деятельностью он просто необходим, иначе учебную деятельность нельзя считать сфрормированной.

Приходя в 1 класс ребенок не владеет ни действиями самоконтроля, ни действиями самооценки. Эти операции расположены в зоне его ближайшего развития.

В 1-2 классах овладение самоконтролем для детей выступает как самостоятельная форма деятельности, внешняя, по отношению к основной задаче. (Ребенок считает, я написал (нарисовал, сделал) просто замечательно, а учитель пусть проверит. Ребенок закрывает и сдает тетрадь).

Поэтому учитель должен в это время специально обучать детей контролировать себя (систематически и настойчиво). Обязательными условиями формирования этих действий являются:

  • предъявление образца и действий самоконтроля;

    выделение критериев оценивания;

    постоянное побуждение к контролю своей деятельности в различных формах ( а не только голословно: проверь!).

    В результате систематической работы учителя контроль становится необходимым элементом учебной деятельности сначала по результату, а затем и в процессе деятельности.

    Установлено, что умение и желание осуществлять самоконтроль положительно стимулирует учебную деятельность.

    Ученик овладел действиями самоконтроля, если он умеет:

    сравнивать результат своей деятельности с эталоном;

    анализировать правильность (неправильность) мвыбора способа учебной деятельности и средств достижения цели;

    осуществлять поиск ошибок в чужой и своей работах, анализировать причины их появления и определять пути их устранения.

    Можно выделить следующие уровни освоения действий самоконтроля:

    ребенок самостоятельно не замечает ошибок при проверке и находит ошибки и устраняет их только при помощи взрослого или другого ученика;

    ребенок находит ошибки самостоятельно и устраняет их после окончания работы;

    ученик находит их и устраняет ошибки в момент их совершения, т.е. в процессе работы;

    ученик не допускает появления ошибки, мысленно предупреждает ее появление.

    При правильно построенной учебной работе к концу обучения в начальной школе большинство учащихся имеют 3 и 4 уровень развития самоконтроля.

    В процессе формирования действий самоконтроля как его компонент формируется самооценка. Причем связь здесь прямая: чем лучше ученик контролирует себя, тем адекватнее его самооценка. Неуспевающие школьники, страдающие завышенной или заниженной самооценкой как правило контролировать себя не умеют. Следовательно, одно из средств повышения успеваемости — обучение учащихся навыкам самоконтроля (но далеко не единственное и не главное, т.к. за неуспеваемостью скрывается целый комплекс причин ее породивших).

    sites.google.com

    60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Самоконтроль и самооценка (по Д.Б. Эльконину) – это совокупность изменений, направленных на коррекцию и совершенствование собственной учебно-познавательной деятельности учащегося и его рефлексивной позиции. Выделяется следующие комплексные умения самоконтроля и самооценки учебно-познавательной деятельности учащихся:

    1. Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.

    2. Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности.

    3. Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией.

    4. Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию.

    5. Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.

    Решение проблемы оценивания учащихся тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. По мнению А.Б. Воронцова «с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».

    Д.Б. Эльконин утверждает, что для становления адекватной самооценки ребенка в условиях безотметочного обучения мало изъять из учебного процесса отметку, необходимо изменить содержание и всех остальных компонентов образовательного процесса. Нужно понять, что это не обучение традиционного типа, из которого изъяты отметки.

    Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы; она проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее.

    Прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности школьников к оцениванию себя. Предлагать учащимся оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована. Возможны два варианта такого самооценивания:

    ученик оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;

    ученик оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки.

    В целом, ретроспективное и прогностическое само- и взаимооценивание помогает ребенку более объективно и осознанно относиться к выставленному учителем итоговому баллу. Учитель же, выставляя такие баллы, оценивает каждого ученика индивидуально, учитывая его самооценку, личные возможности и индивидуальный рост.

    61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой

    Составной частью организованного учебного процесса является контроль и оценивание. Педагогический контроль предполагает контроль педагога собственной деятельности, деятельности учащихся и ее результатов. Он помогает согласовывать, унифицировать управление процессом обучения и воспитанием учащихся, осуществлять индивидуальный подход к каждому, добиваться более тесной связи практики с теорией, ставить на научную основу практическую деятельность педагога.

    Аттестация учащихся по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» представляет собой определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ общего среднего образования. Образовательный процесс предусматривает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

    В I и II классах система контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся строится на содержательно-оценочной основе без использования цифровых отметок. Начиная с 3-го года обучения оценка результатов учебной деятельности сопровождается выставлением отметки по десятибалльной шкале. В III–IV классах учитель оценивает учащихся текущими отметками на уроках физической культуры:

    знания: а) общие теоретические сведения о медико-биологических основах и истории физкультуры и спорта; б) теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных и народных игр, соревнований; в) обеспечение безопасности физкультурных занятий;

    умения и навыки: контроль результатов освоения учащимися техники физических упражнений (комплексов). Отметка может выставляться как за законченное движение (итоговая отметка), так и за отдельные его элементы (текущая отметка);

    домашние задания, предусматривающие самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера;

    прилежание, включающее в себя отношение ученика к уроку и к учебному предмету в целом, добросовестное выполнение задания учителя, стремление к индивидуально максимальным достижениям, а также знание и соблюдение правил безопасности физкультурных занятий.

    Нельзя забывать и о формировании нравственных качеств у учащихся (сознательная дисциплина, чувство ответственности, самооценка выполняемой работы, добросовестное отношение к труду и т.п.). Итоговые четвертные отметки должны учитывать все вышеперечисленные стороны деятельности учащихся. Причем ни одна из них не должна превалировать над другими. Выставляемая при поурочном контроле отметка должна максимально отражать принцип конкретности результатов учебной деятельности учащегося, т.е. учитель в III и IV классах выставляет конкретную отметку (используя полную шкалу от 1 до 10 баллов включительно) конкретному ученику за конкретное задание на конкретном этапе обучения с учетом индивидуальных возрастно-половых особенностей школьника.

    Количество обязательных проверок результатов учебной деятельности учащихся определяется при разработке поурочного планирования учебного материала по каждому разделу программы. Рекомендуется при использовании в учебно-воспитательном процессе упражнений, имеющих количественные показатели (например, прыжок в длину, метание мяча в цель и т.п.), пользоваться рейтинговым контролем. В III–IV классах четвертная отметка выставляется по сумме промежуточных итоговых отметок, набранных учеником по каждому из четырех показателей: знания, умения и навыки, домашние задания, прилежание.

    На уроках физической культуры и здоровья на второй и третьей ступенях общего среднего образования аттестация учебных достижений учащихся осуществляется в устной и практической формах на основе десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям учебных программ учитель физической культуры проводит текущую аттестацию учащихся по разделам: «Знания», «Основы видов спорта», «Уровень физической подготовленности», «Домашние задания».

    В разделе «Знания» оцениваются общие теоретические сведения о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физической культуры, спорта и Олимпийских играх; теоретические сведения об основных видах движений; правила подвижных, народных и спортивных игр, правила соревнований по видам спорта; соблюдение правил безопасного поведения на уроках физической культуры, самостоятельных физкультурных занятиях. Контроль усвоения знаний осуществляется только в устной форме.

    В разделе «Основы видов спорта» оцениваются не только результаты, но и процесс освоения учащимися техники физических упражнений. Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы на этапах ознакомления, разучивания, закрепления, совершенствования и контроля. Отметки за результаты в учебных нормативах (бег 60, 100 м, прыжки в высоту и длину с разбега и т.д.) выставляются в данный раздел.

    Раздел «Уровень физической подготовленно­сти» предполагает использование тестовых упражнений, критерии их оценки и методики тестирования, включенных в содержание учебных программ. Наряду с итоговой отметкой за уровень физической подготовленности учащихся учитель может выставлять в классный журнал в качестве текущих отметки за результаты, выполненные в отдельных тестовых упражнениях.

    Раздел «Домашние задания» предусматривает выставление учащимся отметок за само­стоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры и спорта, закрепление и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера. Конкретные домашние задания определяет учитель физической культуры в соответствии с требованиями учебных программ.

    Текущая аттестация учащихся по формированию двигательных умений и навыков (оценка техники выполнения упражнений) определяется учителем при разработке календарно-тематического планирования. При этом количество отметок в каждой четверти в указанном разделе должно быть не менее пяти.

    В случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности по каждому из указанных разделов программы ему выставляется отметка «0» баллов. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропусков уроков по уважительным причинам в течение четверти учащийся не аттестуется. При этом таким учащимся: за четверть вносится запись «не аттестован»; аттестация за год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти.

    При невозможности оценить результаты учебной деятельности при систематических пропусках без уважительных причин как уроков, так и занятий в специальных медицинских группах или группах лечебной физической культуры, учащийся не аттестуется. При этом таким учащимся соответственно за четверть вносится запись «не аттестован(а)».

    Четвертная отметка в V–VIII классах, а также в IX–XI классах во II и III четвертях выстав­ляется по среднему баллу трех разделов учеб­ной программы «Знания», «Основы видов спорта» и «Домашнее задание». В I и IV четвер­тях в IX–XI классах к указанным разделам добавляется четвертый раздел учебной програм­мы «Уровень физической подготовленности».

    Десятибалльные шкалы оценки уровня разви­тия двигательных качеств учащихся I–XI классах опубликованы в учебных программах «Фи­зическая культура и здоровье».

    Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое от суммы отметок за все чет­верти. Аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти.

    При проведении промежуточной и итого­вой аттестации за год по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащимся, занимающимся в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической куль­туры, выставляется «зачтено».

    Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от заня­тий на уроках по учебному предмету «Физичес­кая культура и здоровье», за четверть, год со­ответственно вносится запись «освобожден(а)».

    Виды учебной деятельности учащихся, от­несенных по состоянию здоровья к подготови­тельной медицинской группе, определяются учителем физической культуры в соответствии с медицинскими показаниями. При этом из программных требований, предъявляемых к учащимся, исключаются те виды контрольных нормативов, которые им противопоказаны. Ука­занные исключения не должны влиять на ве­личину четвертной и годовой отметок

    studfiles.net

    15. Самоконтроль и самооценка

    В процессе обучения иностранному языку, как детям, так и взрослым постоянно приходится сталкиваться с такими понятиями, как самоконтроль и самооценка. И если взрослый, при желании, самостоятельно может решить свои проблемы, возникающие в период обучения, то ребенка нужно научить этому.

    Для того чтобы решить поставленную перед нами задачу мы должны сами хорошо разбираться в этом вопросе, а начать следует с того, что самоконтроль – это не совсем то, что мы с вами себе представляем. Очень часто мы путаем понятия самоконтроль и самооценка и что из них важнее. Самоконтроль – это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью, а самооценка – это всего лишь результат самоконтроля.

    И все же, что такое самоконтроль!

    Начнем с того, что человек наделен уникальной способностью, управлять своей деятельностью, т. е. совершать действия и контролировать их. Поэтому действия человека скоординированы и рациональны.

    На бытовом уровне такие действия, начиная с младенческого возраста, осваиваются через собственный опыт, через общение со средой, через воздействие семейного окружения. Так, каждый из нас не раз наблюдал как ребенок, будучи еще маленьким, но, уже приобретя определенный опыт взаимодействия со средой, сознательно не сунет руку в огонь, обойдет или перешагнет через предмет, о который он может споткнуться. Это значит, он научился внутренне контролировать свои внешние действия.

    В определенной степени таким же образом ребенок овладевает и речевой деятельностью. Так, четырехлетний малыш, например, еще не знает правил грамматики на родном языке, но достаточно правильно грамматически оформляет свою речь. Хотя ребенок специально и не заучивает слова, его речь обогащается день ото дня.

    Говоря языком науки, у него формируется внутренний механизм, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Этот внутренний механизм называется самоконтролем, и он формируется стихийно до определенного момента. Так часто происходит в реальной человеческой деятельности, особенно бытовой. Однако стихийное становление этой способности требует больших затрат времени и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым, целенаправленным, это задача, которую ставит перед собой учитель на каждом уроке.

    Развитие самоконтроля как универсальной интеллектуальной способности, осуществляется средствами всех учебных предметов, в том числе и иностранным языком. Иностранный язык, как учебный предмет, пользуется своими специфическими приемами обучения самоконтролю. Это тренировочные упражнения: лексические и грамматические, рецептивные и продуктивные.

    Некоторые методисты, так, например М.Е.Брейгина в своей статье «Самоконтроль» журнале ИЯШ №2 2002., утверждают, что плохое владение иностраннымязыком после окончания школы или другого учебного заведения, обусловлено несформированностью механизма самоконтроля. Конечно, с этим мнением можно поспорить. У каждого из нас, практикующего учителя, есть своя точка зрения о причине низких результатов в изучении иностранных языков. И все, безусловно, будут правы. Но с одним мы должны согласиться, это то, что при целенаправленном обучении иностранному языку именно мы — преподаватели должны сформировать у обучаемых навыки самоконтроля и научить пользоваться им. Для того чтобы более четко осознать эту задачу, необходимо понять, что овладение иностранным языком — это процесс, растянутый во времени, предполагающий дозирование при освоении учебного материала, управление процессом освоения, внешний контроль за освоением каждой дозы материала. Другими словами, учащиеся овладевают иностранным языком постепенно, шаг за шагом, приобретая знания, навыки, умения, продвигаясь вперед и используя опору на изученное и освоенное ранее.

    А поскольку, самоконтроль — это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью, он формируется при овладении коммуникативными умениями (говорением, чтением, письмом), и языковым материалом (грамматикой, лексикой, произношением, интонацией, орфографией).

    Стоит так же отметить что, самоконтроль в своем развитии имеет две формы реализации непроизвольную и произвольную.

    Непроизвольная формахарактеризуется тем, что в момент актуализации механизма самоконтроля сознательный компонент деятельности уходит на фоновый ypoвень, находясь как бы на страже, готовый в случае нарушения корректности речевой деятельности вступить в активную зону мыслительной деятельности учащегося.

    В то же время, самоконтроль в непроизвольной форме, менее совершенен, чем в произвольной, поскольку в учебной деятельности имеют место колебания, некоторая нестабильность в выполнении учебных действий и иногда происходит переключение на произвольный самоконтроль.

    Произвольная формасамоконтроля становится главной тогда, когда происходит первоначальное овладение правилами выполнения действий либо когда нарушается правилосообразность действий с учебным материалом.

    Произвольный самоконтроль связан с осознанностью, произвольностью внимания. Непроизвольный самоконтроль — это подсознательная деятельность.

    Для обучения иностранному языку из высказанных положений вытекает следующее: обучение самоконтролю следует начинать с опоры на произвольное внимание, ведущее к произвольному самоконтролю. Переход на уровень непроизвольного самоконтроля будет совершаться по мере свертывания внутренних умственных действий учащихся в учебной деятельности. По существу можно утверждать, что произвольный самоконтроль готовит учащихся к автоматизированным речевым действиям. Непроизвольный самоконтроль актуализирует речевые действия учащихся, когда уже имеется в наличии коммуникативная компетенция. Перед овладением следующим речевым действием опять вступает произвольный самоконтроль.

    Соотношение произвольного и непроизвольного самоконтроля регулируется сложностью учебного материала, трудностями, которые он вызывает у обучаемых, степенью адекватности приемов обучения.

    Здесь уместно напомнить, что сложность и трудность имеют разную психолингвистическую природу. Сложность материала — это объективное явление, она определяется количеством и характером состава действий, которые должен выполнить учащийся при усвоении той или иной языковой единицы. Трудность — категория субъективная, ее появление зависит от индивидуальных знаний и умений учащихся. Как правило, одна и та же языковая единица, у некоторых учащихся вызывает трудности, а другие без труда справляются с заданием.

    Учитель должен различать названные категории и научиться прогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучаемых, опираясь при этом на свой опыт и наблюдения. Они позволяют ему отметить, моменты, наиболее часто вызывающие затруднения у школьников и ведущие к ошибочным действиям. Что касается определения степени сложности языковой или речевой единицы, то преподаватель должен научиться разлагать ее на составляющие действия, тем самым, облегчая усвоение.

    Покажем на конкретном примере, как следует вычленять действия в речевой единице, предназначенной для овладения. Практически учителя иностранного языка постоянно делают это на уроках, просто не всегда мы осознаем, что это и есть формирование самоконтроля у обучающихся.

    Практическое владение иностранным языком — одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Роль языка возрастает особенно в нынешних условиях. Россия становится надежным партнером на международной арене. В системе отношений особое значение имеют связи между российскими университетами и вузами зарубежных стран. Возникают различного рода совместные проекты, программы, в процессе которых приобретаются новые теоретические знания и практический опыт.

    Успешное усвоение иностранного языка необходимо не только для установления и развития контактов между людьми и народами, но и для овладения разноплановой информацией, без которой невозможно полноценное, многогранное, личностное развитие человека.

    В бурный век развития науки, быстрого обновления информации и знаний не представляется возможным передать обучаемому все знания, умения и навыки, которыми он будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Возникает необходимость развития у студентов мотивации к накоплению знаний, и, соответственно, к последующему непрерывному процессу самообразования.

    Овладение иностранным языком требует постоянной, систематической работы обучаемых и требует не столько знаний, сколько умений. При сокращении часов, отведенных на аудиторную работу, большую значимость и необходимость для становления учебно-познавательной мотивации приобретает целенаправленная самостоятельная работа студентов во внеурочное время. Поэтому постоянной заботой преподавателя должно быть формирование и поддержание интереса студента к познанию материала, как действенного мотива его деятельности.

    Постоянный контроль со стороны преподавателя приучает студента к безответственности: его ошибки обнаруживает преподаватель, а не он сам. Изменения в проведении контроля должны связываться с повышением роли самоконтроля и самооценки студентов. Необходимо дать студенту возможность не только усваивать содержание учебного материала, но и самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою познавательную деятельность. Изучение языка невозможно без осуществления самоконтроля, так как чтобы изучить что-нибудь, надо оценить уже имеющиеся знания и понять, как их можно обогатить. По мнению многих исследователей (А.Г. Ковалев, П.И. Пи-дкасистый, А.К. Осницкий) самоконтроль является составной частью всех видов учебной и трудовой деятельности. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста — типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешно занимающихся учащихся.

    Самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы. Во время самоконтроля происходит изменение позиции студента: увеличивается доля его самостоятельности в процессе овладения знаниями по дисциплине, а также изменяются формы сотрудничества преподавателя с обучаемым. Образовательная деятельность студента становится полностью саморегулируемой.

    Формирование самоконтроля у студентов будет способствовать становлению у них адекватной самооценки своей учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, тесно связаны друг с другом.

    При самооценке студент дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения, а также решает, необходимо ли ему вносить коррективы в свой образовательный процесс.

    Для развития самоконтроля большое значение имеет осуществление проектной деятельности во время подготовки к олимпиаде, ежегодно проводимой кафедрой. Работа над проектом полностью активизирует творческую деятельность учащихся: студент анализирует и оценивает все этапы своей работы, развивает критическое и творческое мышление и профессиональный интерес.

    studfiles.net

    Самоконтроль — это оценка и осознание субъектом собственных действий, состояний и психических процессов. Развитие самоконтроля и его появление определяется требованиями общества к поведению индивида.

    Самоконтроль человека включает процессы, посредством которых индивид способен управлять поведением в противоречивых условиях социального окружения, а также собственных биологических механизмов, например, при навязчивых влечениях, зависимости от внешних влияний, подверженности импульсивным порывам. Различные источники дают разное толкование самоконтроля. Ниже перечислим некоторые из них.

    Самоконтроль — это умение подчинять разуму собственные эмоции, которое является осознанием собственного несовершенства, а также стремлением действовать, как будто человек совершенен.

    Самоконтроль — это проявление силы характера, которое помогает подавлять излишние эмоции, изживать комплексы и контролировать чувства.

    Самоконтроль — это в каждый момент готовность действовать правильно и наиболее рационально, независимо от внутреннего состояния; это пренебрежение страхом, но не проявление бесстрашия, это быстрота работы разума, но не легкомыслие.

    Самоконтроль человека является волевым качеством, которое необходимо каждому успешному индивиду, независимо, занимается ли он сельским хозяйством, или преподает в университете.

    Самоконтроль личности дает следующие преимущества: управление своими эмоциями и действиями; свобода от внешних ограничений, ощущение спокойствия, основанное на уверенности в личных силах, разуме, способностях. Внутренний самоконтроль даёт уважение в виде самоуважения, а так же уважения окружающих. Самоконтроль позволяет управлять как собой, так и людьми. Самоконтроль личности даёт терпение, помогающее преодолевать внутренние недостатки, а также внешние препятствия.

    Физический самоконтроль очень важен в повседневной жизни, особенно в экстремальных ситуациях. Большая вероятность выйти достойно при форс-мажоре у людей, которые обладают способностью к самостоятельному контролированию. Отсутствие этого умения в поведении и эмоциях вредят личности, провоцируют на нерациональные действия, туманя ее рассудок. Умение держать на контроле слова и эмоции в самых сложных ситуациях, а также искать компромиссы — это необходимое проявление самоконтроля в поведении государственных деятелей и дипломатов.

    Самоконтроль поведения в бытовых ситуациях проявляется в умении погасить ссору, не допустить эмоционального взрыва.

    Зачастую занятия спортом связаны с ограничениями по питанию, и спортсмену приходится придерживаться диеты, особого режима дня. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми этими требованиями, проявляет способность к самоконтролю.

    Самоконтроль поведения проявляется также в умении ограничивать свои потребности в соответствии с финансовыми на данный момент возможностями.

    Развитие самоконтроля

    Формирование навыков самоконтролирования перво-наперво начинается с соблюдения режима. Личность, приучившая себя соблюдать строгий режим, развивает личную способность к самоконтролю.

    Развитие самоконтроля начинается с семейного воспитания. Взрослые, подавая детям пример неконфликтности, сдержанности в общении, воспитывают в них самоконтроль и параллельно сами контролируют себя.

    Как достичь самоконтроля? Развитие самоконтроля включает самосовершенствование, выработку в себе пунктуальности, строгого исполнения взятых на себя обязательств, а также данного обещания.

    В формировании навыков самоконтролирования помогают психологические упражнения, различные тренинги и упражнения, позволяющие человеку сдерживать свои негативные эмоции и не властвовать их над разумом.

    Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

    Самоконтролирование спортсмена включает регулярное наблюдение за личным состоянием своего здоровья, а также физического развития.

    Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями не заменяет врачебного контроля, он только выступает дополнением к нему. Благодаря самоконтролю спортсмен оценивает эффективность занятий спортом, соблюдает режим тренировок, правила личной гигиены, закаливания и т.п.

    Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями помогает в анализе влияния физических нагрузок на весь организм, что позволяет правильно проводить и планировать тренировочное занятие.

    Самоконтроль физического состояния включает общедоступные простые наблюдения, учитывает субъективные показатели (настроение, сон, аппетит, потливость, желание тренироваться), а также данные объективных исследований (массу тела, ЧСС — частоту сердечных сокращений, ЧД — частоту дыхания, становую и кистевую динамометрию).

    Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями позволяет тренеру определить признаки перегрузок и откорректировать тренировочный процесс. Проведение самоконтроля предусматривает ведение дневника. Дневник дополняется характеристикой тренировочных нагрузок (килограммы, километры, продолжительность).

    Результаты самоконтроля советуют фиксировать в дневнике, чтобы потом анализировать совместно или самостоятельно с врачом или тренером. Для дневника достаточно небольшой тетради, в графах которой следует отмечать даты и показания самоконтроля.

    Дневник включает две части. Одна из них – содержание, а также характер учебно-тренировочной работы (интенсивность, объем, пульсовой режим, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой фиксируется величина нагрузки из предыдущей тренировки, а также сопровождающее ее самочувствие.

    Ведение дневника необходимо всем стажерам, студентам, аспирантам, сотрудникам, преподавателям, занимающихся физическими упражнениями, однако особенно это важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

    Дневник самоконтроля по физкультуре выполняет следующие функции:

  • помогает лучше познать себя;
    • приучает систематически следить за здоровьем;
    • позволяет выявить степень усталости, как от физической тренировки, так и от умственной работы, что позволит своевременно предупредить переутомление, а также заболевание;
    • дневник помогает определить необходимое количество времени для отдыха, а также восстановления физических и умственных сил;
    • дневник определяет, какими методами и средствами достигается при восстановлении наибольшая эффективность.
    • Отражаемые в дневнике самонаблюдения данные обычно включают 15-20 показателей, но могут быть зафиксированы и как краткие, включая до 5-8 показателей.

      Дневник самоконтроля спортсмена включает следующие показатели: ЧСС утром лежа за 15 с, разницу пульса, ЧСС утром стоя за 15 с, массу тела до тренировки, жалобы, массу тела после тренировки, самочувствие, сон, боли в мышцах, аппетит, желание тренироваться, проба Штанге (утром), потоотделение, ортостатическая проба (утром), кистевая динамометрия, настроение, функция желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения, работоспособность, нарушение спортивного режима, спортивные результаты.

      Характеристики показателей дневника:

      — самочувствие отражает деятельность и состояние всего организма; настроение и самочувствие оцениваются как плохое, удовлетворительное, хорошее;

      — работоспособность оценивается как пониженная, обычная, повышенная;

      — сон говорит о восстановлении силы и работоспособности; к норме относят быстрое засыпание и крепкий сон; долгое засыпание, плохой сон, бессонница, частые просыпания, свидетельствуют о переутомлении и сильном утомлении;

      — аппетит говорит о состоянии организма, перегрузках, недосыпаниях, недомоганиях, которые отражаются на аппетите; он бывает пониженным, нормальным, повышенным, иногда отсутствует и только хочется пить;

      — у здоровых людей желание тренироваться отмечается при нарушениях в самочувствии здоровья или перетренированности желание в тренировках исчезает или снижается;

      — частота сердечных сокращений (ЧСС) является важным объективным показателем в работе сердечно-сосудистой системы; пульс у тренированного человека в состоянии покоя значительно ниже, чем у нетренированного, его подсчитывают за 15 с, однако если отмечается нарушение ритма, то считают за одну минуту. У тренированного человека быстрее пульс восстанавливается и приходит к норме, утром у спортсмена он существенно слабее;

      — потоотделение напрямую зависит от индивидуальностей, а также функционального состояния человека, вида физической нагрузки, климатических условий; на первых тренировках потливость выше, потоотделение уменьшается по мере тренированности; потоотделение отмечают как пониженное, умеренное, большое, обильное; потоотделение зависит от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня;

      — боли способны появляться в некоторых мышечных группах, которые наиболее нагружены на тренировках, особенно после длительного перерыва, а также занимаясь на жестком грунте;

      — необходимо обратить внимание на болевые ощущения в области сердца, а также на их характер; без внимания не оставляем головокружения, головные боли, боли в правом подреберье при беге, последние свидетельствуют о заболевании печени. Все случаи спортсмен описывает в дневнике самоконтроля и потом сообщает о них врачу.

      О перетренированности спортсмена будет свидетельствовать повышенная потливость, нежелание тренироваться, боли в мышцах, бессонница. Если наблюдается потеря веса, то это может происходить по двум причинам: велика нагрузка или когда теряется белок. Белок теряется при горных тренировках, а также при недостаточном потреблении белков животного происхождения (творога, мяса, рыбы).

      Дневник самоконтроля включает характеристику тренировок, а также время их проведения (вечер, утро), спортивные результаты. Женщины фиксируют в дневнике характер и периодичность месячных.

      Тренер или спортивный врач объясняют, как правильно вести дневник, а также как оценивать показатели своего самочувствия и составляют индивидуальный план тренировочного процесса.

      Результаты необходимо записывать в дневнике систематически, так создается возможность их анализировать самостоятельно или совместно спустя определенное время с тренером и врачом.

      Контроль и самоконтроль

      Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося. Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна. Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся. Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.

      Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.

      Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы.

      Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:

      Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога — обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.

      Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:

      • внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;
    • самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;
    • контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.
    • сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.
    • Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.

      Самоконтроль выступает чертой личности, предполагающей умение контролировать себя, а также правильно свои действия оценивать. Самооценка, являясь отношением ребенка к личным возможностям, личностным качествам, результатам деятельности не заложена в нем, она только формируется и зависима от правильного воспитания, а также всей учебной деятельности. Задача учителя заключается в помощи и способствованию формирования правильной самооценки.

      Самоконтроль и самооценка взаимосвязаны между собой. Формирование у детей различных приемов самоконтроля способствует воспитанию способности к самооценке. Это необходимо учитывать, организовывая деятельность с самых первых дней обучения в школе.

      Ученики начальных классов зачастую не могут самостоятельно найти ошибки в своих работах и исправить их на основе сопоставления с образцом. Этому нужно учиться, начиная с первого класса. На уроках рекомендуют использовать взаимопроверку. Данный прием формирует не только умение контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как правдивость, честность, дисциплинированность, коллективизм.

      Беседы и наблюдения с детьми свидетельствуют о том, что взаимопроверка знаний активизирует деятельность, повышает интерес к знаниям. Начальная школа использует взаимную проверку на уроках математики и русского языка, но не очень часто.

      vseopsycho.ru