Роль самооценки в развитии личности

Значение самооценки в развитии личности

Становление личности – одна из труднейших загадок. Личность формируется под воздействием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность (игра, учение, труд). Качества личности формируются (либо развиваются) на основе механизмов, среди которых можно выделить уровень притязаний, Я-образ и самооценку. Я-образ связан с формированием идеала, самоконтроля, личных форм поведения и других составляющих системы саморегуляции, а так же с формированием самоуважения, уровня притязаний и инициативы. Американский психолог Р.Бернс считал, что Я-образ связан с формированием трудолюбия, способности к самовыражению [ 2] . причины быстрой эякуляции

Важным механизмом формирования волевых черт характера является соотношение между уровнем притязаний, под которым понимается "сложившийся в прошлом опыте индивида уровень сложности целей, к достижению которых он стремится, и реальными результатами"[3,46]. Если этот уровень оказывается недостигнутым, то индивид переживает неуспех и может снизить этот уровень или же совершать новые попытки, чтобы поддержать прежний уровень. Если эта цель достигается, то индивид может претендовать на достижение более сложных целей. Если нет – то может сформироваться "психология неудачника". Этот механизм лежит в основе формирования уверенности в своих силах (или неуверенности) и настойчивости (или стремления избегать трудностей).

Самооценка определяет развитие притязаний человека, таких особенностей характера, как уверенность и неуверенность в своих силах. Самооценка связана с одной из центральных потребностей – в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Он все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, все, что делает человек для себя, он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

К. Марксу высказал справедливую мысль о том, что человек смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку[8]. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного "Я" есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям: все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. В период активного формирования личности в роли такой референтной группы выступают одноклассники и учитель. Мнение педагога (педагогическая оценка) является одним из существенных мотивов, ориенти-рующих и стимулирующих деятельность учащихся. Согласно Ананьеву, воздействие оценки на развитие учащихся осуществляется в следующих направлениях:

Болезнь является вещественной альтернативой нормы и здоровья. Болезнь – это качественно новое состояние организма и личности человека, возникающее в результате воздействия внутренних и внешних патогенных факторов, нарушающих структурно-функциональное состояние организма и проявляющихся в нарушении вида специфической деятельности человек .

В Брянской области идет процесс реализации «Концепции реформы ЖКХ в Российской Федерации» в условиях изменения законодательной и нормативной базы». Стратегическая цель Концепции — обеспечение комфортности проживания граждан в жилищном фонде Брянской области, повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-ком .

Акцентуациихарактера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности было выделено две степени .

www.toppsychologia.ru

Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна, Карпова Людмила Григорьевна

В данной статье раскрываются психологическая сущность самооценки и творческих способностей , их структура, основные показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, на основе корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь между самооценкой и показателями развития творческих способностей детей.

THE ROLE OF SELF-ASSESSMENT IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In given article the psychological essence of a self-estimation and creative abilities , their structure, the basic indicators of development of creative abilities of children of younger school age reveals, on the basis of the correlation analysis the interrelation between a self-estimation and indicators of development of creative abilities of children is traced.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна, Карпова Людмила Григорьевна,

Текст научной работы на тему «Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников»

?УДК 159.99 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.24.129

Омский государственный педагогический университет

Л. Г. Карпова, Е. П. Щербаков, Омская гуманитарная академия

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В данной статье раскрываются психологическая сущность самооценки и творческих способностей, их структура, основные показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, на основе корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь между самооценкой и показателями развития творческих способностей детей.

Ключевые слова: самооценка, творческие способности, структурные компоненты творческих способностей, младшие школьники.

В становлении и развитии личности велика роль самооценки как осознание себя, своей деятельности, как важное звено внутренней регуляции своего поведения. «Умение оценить свои возможности наряду с умением "примеривать" свои силы к задачам и требованиям окружающей среды делает самооценку важным фактором в формировании личности», — отмечает Е. И. Савонько [6, с. 107].

Роль самооценки в развитии личности подчёркивается в многочисленных зарубежных исследованиях. Так, А. Адлер рассматривает самооценку как стремление человека к совершенству, К. Роджерс — как стремление к росту, А. Маслоу — как стремление к самоактуализации.

Отечественные учёные (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Столин, И. И. Чеснокова и др.), рассматривая самооценку как компонент самосознания личности, трактуют её как стержень процесса самосознания личности, его интегрирующее начало, показатель индивидуального уровня его развития. Так, по мнению И. С. Кона, самооценка — это «компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков» [4, с. 71].

Под самооценкой в психологии понимается ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [5, с. 343].

Самооценка, являясь ядром самосознания личности, позволяет человеку оценивать самого себя, свои физически силы, умственные способности, своё отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе, а также свои поступки, мотивы и цели своего поведения. Можно согласиться с Е. И. Савонько, который считает, что количество детей, ориентированных на самооценку, увеличивается с возрастом, а количество детей, ориентированных на оценку, уменьшается [6].

Самооценка как психологический феномен имеет определённые особенности, структуру и функции.

Что можно отнести к отличительным чертам самооценки?

Во-первых, самооценка, являясь структурным компонентом самосознания личности, выступает побудителем деятельности человека.

Во-вторых, самооценка может быть общей и частной (парциальной). Общая самооценка, являясь показателем меры уверенности личности в себе или силы «Я», связана с развитием у индивида волевых качеств и эмоциональной стабильности. Она отражает степень развития у индивида самоуважения, принятия себя, то есть позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу «Я». Частная самооценка отражает оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств: поступков, действий, отношений, способностей, физических данных и личностных особенностей [1].

В-третьих, отличительными чертами самооценки являются эмоциональность, адекватность, устойчивость.

Эмоциональный компонент самооценки интерпретируется психологами чаще всего в терминах «принятие-непринятие себя», «удовлетворённость-неудовлетворённость собой» [7]. Эти оппозиции связываются с переживаниями успеха или неуспеха при реализации целей и задач, которые человек ставит перед собой. Успех, как правило, вызывает у человека чувство гордости, удовлетворённости собой. Неуспех порождает чувство недовольства собой, раздражение.

Адекватность самооценки рассматривается как её соответствие реальным проявлениям качеств субъекта или экспертным оценкам. При адекватной самооценке субъект правильно соотносит

свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели.

Неадекватно завышенная самооценка приводит, как правило, к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. У него возникает идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может привести к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности, к развитию у человека комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказу от инициативы, безразличию, самообвинению и тревожности. Такие люди часто слишком критичны к себе.

Чрезмерно высокая или чрезмерно низкая самооценка нарушают процесс управления человеком своим поведением, что особенно заметно в общении, где лица с завышенной или заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов, возникающих в первом случае из-за пренебрежительного отношения к другим людям, во втором — из-за чрезмерной критичности этих людей, постоянно указывающих на недостатки и промахи как свои, так и других.

Можно предположить, что при адекватной самооценке в большей степени происходит более продуктивное развитие личности.

Ещё одной отличительной чертой самооценки является её устойчивость, когда оценка поддерживается внутренними детерминантами: позицией личности в отношении к себе, самоконцепцией, сложившимися принципами самоактуализации и эмансипирована от случайных успехов-неуспехов.

Особенностью самооценки является также её полифункциональность. Так, исследователь А. В. Захарова выделяет следующие функции самооценки: актуальную (оценка и коррекция исполнительных действий по ходу развертывания деятельности, поступка), ретроспективную (оценка субъектом достигнутого уровня развития, итогов деятельности, последствий поступков), прогностическую (оценка субъектом своих возможностей) и регулятивную (регуляция поведения человека) [2].

Данные функции самооценки позволяют человеку всесторонне проанализировать свою деятельность и поступки, соотнести их с требованиями морали, принятыми в обществе, и в случае несоответствия скорректировать их.

Следует заметить, что самооценка в младшем школьном возрасте находится в стадии формирования, но её отличительные особенности в большинстве своём присущи и детям этой возрастной группы.

Следует согласиться с А. В. Захаровой, которая считает, что недостаточные знания ребёнка о себе ведут к уязвимости младшего школьника перед внешними отрицательными оценками, что может блокировать активность ребёнка в различных видах деятельности и негативно влиять на его отношение к себе. При работе со школьниками А. В. Захарова считает необходимым обучение детей самостоятельной и аргументированной оценке своих возможностей, умений и личных качеств, как с собственной точки зрения, так и с точки зрения других людей [2, 3].

Таким образом, оценка себя помогает младшему школьнику мобилизовать собственные силы и реализовать скрытые возможности, свой творческий потенциал, что способствует развитию творческих способностей.

Под творческими способностями обычно понимают индивидуально-психологические особенности человека, отличающие его от других людей, возникающие на основе творческих задатков и определяющие успешность овладения человеком различными видами деятельности, носящими творческий характер.

Как и многие психологические феномены, творческие способности имеют свою структуру. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, где рассматриваются различные структуры творческих способностей, а также из нашего понимания данного феномена, можно выделить следующие компоненты творческих способностей: когнитивный, эмоциональный и мотивационный.

Когнитивный компонент включает в себя знания, умения и навыки, помогающие младшему школьнику реализовываться в различных видах деятельности и решать нестандартные задачи.

Эмоциональный компонент творческих способностей отражает отношение младших школьников к выполняемой им деятельности, склонность ребёнка эмоционально проявлять себя в процессе выполнения нестандартных заданий, выражать те или иные эмоции.

Мотивационный компонент творческих способностей представляет собой систему побудителей, включающую мотивы, интересы, потребности. В качестве основной составляющей данного компонента выступают мотивы — внутренние побудители младшего школьника к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности в творчестве.

Изменение этих компонентов при целенаправленной работе с младшими школьниками влечёт за собой изменение и творческих способностей в целом.

Акцентируя внимание на структуре творческих способностей, можно определить последние как интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, эмоциональный и моти-вационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер.

Развитие творческих способностей младших школьников — это динамический процесс, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности творческой направленности.

Исходя из определения творческих способностей, их структуры, возрастных особенностей младших школьников, мы выделили следующие показатели развития творческих способностей младших школьников: оригинальность (способность младшего школьника давать нестандартные ответы), абстрактность названия (способность трансформации образной информации в словесную), беглость (способность выражать большое количество идей) творческого мышления; невербальное воображение (создание новых образов), наглядно-образное мышление (оперирование различными образами и представлениями при решении задач), эмоциональное отношение к творческому учителю (положительные или отрицательные эмоции в процессе взаимодействия школьника с учителем), проявление эмоциональных переживаний в творческой деятельности (эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в творческую деятельность) и творческую мотивацию (внутренние побудители к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности в творчестве).

На основе данных показателей были определены уровни развития творческих способностей младших школьников: средний, который был присущ 41 ребёнку (54 %), низкий, присущий 23 детям (30 %) и высокий, отмеченный у 12 детей (16 %).

Дети с высоким уровнем развития творческих способностей демонстрировали положительное отношение к различным видам деятельности, проявляли творческую активность, стремились думать и рассуждать. Они легко усваивали новые знания, проявляли интерес к творческому учителю, стремились к преобразованию и созданию нового на основе полученных знаний, имеющегося опыта как самостоятельно, так и совместно с одноклассниками.

Школьники со средним уровнем развития творческих способностей также демонстрировали положительное отношение к различным видам деятельности. Они самостоятельно решали типовые задачи, проявляли интерес к новому материалу и творческим заданиям, творческому учителю, но при этом интерес был ситуативный, они испытывали потребность в одобрении со стороны учителя. У этих детей преобладали социальные мотивы: общение, стремление соответствовать новой социальной роли, мотив долга и ответственности.

Младшие школьники с низким уровнем развития творческих способностей характеризовались отрицательным или безразличным отношением к творческой деятельности, новый материал они усваивали фрагментарно, к творческим заданиям и творческому учителю не проявляли интереса, нуждались в постоянном одобрении, демонстрировали стремление соответствовать новой социальной роли и стремление избежать неприятности.

Далее мы определили уровни самооценки младших школьников. Из 76 детей, участвовавших в эксперименте, большая часть школьников имеет завышенную самооценку — 58 %, что согласуется с возрастными особенностями детей, у 25 % детей была выявлена адекватная самооценка, что свидетельствует о тенденции выравнивания самооценки у младших школьников по сравнению с дошкольниками, и у 17 % школьников отмечена заниженная самооценка, что может быть связано с индивидуальными особенностями этих детей: застенчивостью, тревожностью, неуверенностью в себе.

Нас интересовал вопрос: влияет ли самооценка на развитие творческих способностей младших школьников?

С этой целью был проведён корреляционный анализ. С помощью линейной корреляции Пирсона были выявлены корреляционные связи между показателями самооценки и показателями творческих способностей младших школьников. Обратимся к анализу полученных результатов (см. таблицу).

Матрица корреляции показателей самооценки и показателей компонентов творческих способностей младших школьников экспериментальной и контрольной групп

Самооценка Показатели компонентов творческих способностей

То Тб Тн НВ НОМ М ЭП Э

Завышенная 0,234** 0,430** 0,562** 0,537** 0,477** 0,659** 0,573** 0,489**

Адекватная 0,427** 0,456** 0,454** 0,364* 0,278 0,461** 0 ,481** 0,378*

Заниженная 0,044 0,142 0,178 0,155 0,102 0,321* 0,474** 0,331*

Условные обозначения: показатели когнитивного компонента: То — оригинальность, Тб — беглость, Тн — абстрактность названия, НВ — невербальное воображение, НОМ — наглядно-образное мышление, М — творческая мотивация, ЭП — эмоциональные переживания в творческой деятельности, Э — эмоциональное отношение к творческому учителю.

Примечание: * — корреляция значима при р< 0,05; ** — корреляция значима при р< 0,01.

Как видно из таблицы, значимые корреляционные связи выявлены по всем показателям компонентов творческих способностей и завышенной самооценкой школьников, что может свидетельствовать о том, что это вселяет уверенность ребёнка в собственных силах и возможность справиться с любой деятельностью, носящей творческий характер. Эти дети демонстрировали творческие способности в изобразительном искусстве, представляя оригинальные рисунки, оригинальное решение различного рода задач. Практически такой же уровень творческих способностей демонстрировали дети с адекватной самооценкой. Что касается детей с заниженной самооценкой, то, как видно из таблицы, значимых корреляционных связей между заниженной самооценкой и показателями компонентов творческих способностей выявлено всего три. Это говорит о том, что заниженная самооценка оказывает влияние на развитие только отдельных компонентов творческих способностей, в частности творческой мотивации, являющейся побудителем к творческой деятельности, а также эмоционального компонента творческих способностей, показателями которого выступают эмоциональные переживания ребёнка в ходе творческой деятельности и эмоциональное отношение к творческому учителю. Дети с заниженной самооценкой раскрывали свой творческий потенциал только при создании эмоционально положительной атмосферы, при доброжелательном отношении к ним учителя. В этом случае они создавали достаточно интересные, нестандартно выполненные продукты своей творческой деятельности. В случае же напряжённой атмосферы занятий эти дети либо не справлялись с заданиями, либо выполняли их стандартным способом, не привнося творческое начало.

1. Захарова, А. В. Генезис самооценки : дис. . д-ра психол. наук / А. В. Захарова. — М., 1989. — 346 с.

2. Захарова, А. В. Как формировать самооценку школьника / А. В. Захарова, М. Э. Боцманова // Начальная школа. — 1992. — № 3. — С 58-65.

3. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / А. В. Захарова // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 6-14.

4. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. — М. : Политиздат, 1978. — 367 с.

5. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.

6. Савонько, Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста / Е. И. Савонько // Вопросы психологии. — 1969. — № 4. — С. 107-116.

7. Соколова, Е. Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е. Т. Соколова, И. И. Чеснокова // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 100-117.

L. N. Antilogova, Omsk state pedagogical University L. G. Karpova, E. P. Shcherbakov, Omsk humanitarian Academy

THE ROLE OF SELF-ASSESSMENT IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES

OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In given article the psychological essence of a self-estimation and creative abilities, their structure, the basic indicators of development of creative abilities of children of younger school age reveals, on the basis of the correlation analysis the interrelation between a self-estimation and indicators of development of creative abilities of children is traced.

Keywords: a self-estimation, creative abilities, structural components of creative abilities, younger schoolboys.

1. Zaharova A. V. Genezis samoocenki. PhD dissertation [The Genesis of the self-assessment]. Moscow, 1989,

2. Zaharova A. V., Botcmanova M. E\ How to build self-esteem of the student. NachaVnaia shkola. 1992, no. 3, pp. 58-65.

3. Zaharova A. V. Structural-dynamic model of self-esteem. Voprosy"psihologii, 1989, no. 1, pp. 6-14.

4. Kon I. S. Otkrytie «Ia» [Discovery of the self]. Politizdat, 1978, 367 p.

5. PsihologicheskiV slovars [Dictionary of psychology] Ed. by V.P. Zinchenko, B.G. Meshcheriakova. Moscow. Pedagogika-Press, 1996, 440 p.

6. Savonko E. I. Evaluation and self-assessment as the motives of students of different age. Voprosy' psihologii, 1969, no. 4, pp. 107-116.

7. Sokolova E.T., Chesnokova I.I. The dependence of the self-esteem of the adolescent from the attitude of the parents. Voprosys psihologii. 1986, no. 2, pp. 100-117.

© Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова, Е. П. Щербаков, 2016

Лариса Николаевна Антилогова, доктор психологических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.

Людмила Григорьевна Карпова, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия. Евгений Павлович Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

С. Н. Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

В. А. Шамис, кандидат психологических наук, доцент, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск.

cyberleninka.ru

Роль оценки и самооценки в развитии личности младшего школьника

Роль оценки и самооценки в развитии личности младшего школьника

В связи с введением в школу нового стандарта образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов младших школьников. Вместо оценки знаний, умений и навыков необходимо оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

В настоящее время в начальной школе принята безотметочная система обучения. Вкратце напомним историю ее возникновения.

Школьная отметка была и остается главным критерием работы ученика. В то же время существующая система оценивания несовершенна и может иметь негативное влияние на ребенка, которое выражается, например, в следующем:

1) дети живут под страхом двойки, что формирует ярко выраженную отрицательную эмоциональную реакцию как на отдельные школьные предметы, так и на учебу в целом. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.

2) школьная отметка часто выполняет функцию наказания;

3) она непосредственно влияет и на становление самооценки.

Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

Под давлением этих причин было решено, что на определенном этапе (пока ребенок не осознает, как и за что ему ставят именно эту отметку) целесообразнее будет перейти на безотметочную систему оценивания, но учитель при этом должен постоянно отслеживать и контролировать достижения ученика.

Считается, что безотметочное обучение:

– сохраняет интерес к учению, снижает психологический дискомфорт, тревожность;

– создает возможность для формирования у учащихся оценочной самостоятельности;

– позволяет судить о действительном уровне знаний и определять индивидуальную траекторию развития учащегося.

Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания: цветочки, звездочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке. Пока первоклассники только учатся чтению, письму и счету, отметка больше оценивает процесс учения, а не результат.

Особо следует отметить, что оцениванию на уроках не подлежат личные качества ребенка (темп работы, особенности внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Психологи не рекомендуют произносить такие фразы, как:

— Я тысячу раз говорила тебе…

— Сколько раз надо повторять…

— О чем ты только думаешь…

— Неужели тебе трудно запомнить.

При безотметочном обучении используются такие средства, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой – не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», портфолио. Достижения ребенка сравниваются с его же собственными достижениями, а не с результатами его одноклассников. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей.

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Большое значение имеет в формировании самооценки роль семьи. Если в семье родители прислушиваются к детям, к ним относятся с уважением, когда их мнения расходятся, родители рассматривают ребенка как личность, заслуживающую внимание, интерес и уважение, то у такого ребенка развивается адекватная самооценка. А дети с заниженной самооценкой встречаются в распавшихся семьях или там где родители живут в разладе и тогда общая самооценка ребенка ущербна или если ее благополучию что-то угрожает, то включаются мощные защитные механизмы, действующие на бессознательном уровне.

По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека. Начинает она формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей и продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.

Наиболее сензитивным периодом развития самооценки является- младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Многие авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка». С «самооценкой» тесно связано понятие «рефлексия». Если ребенок не побоится раскрыться, то он и не побоится оценить самого себя, свои возможности и способности.

В процессе рефлексии происходит самопознание, саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль личности, она помогает вырабатываться важным общечеловеческим качествам: самокритичности, самопринятию, восприимчивости к другой личности или мнению, что позволяет развивать адекватную самооценку учащихся.

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.

Для выявления уровня развития самооценки у учащихся можно предложить методику — диагностику самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, ум, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, умелые руки, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях (равных 10см) отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

Из выше сказанного можно выделить факторы учебной деятельности школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка: влияние школьной оценки, чувство компетентности, влияние семейного воспитания, появление и влияние рефлексии. Самооценка — результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования. Поэтому при развитии адекватной самооценки необходимо учитывать все факторы.

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать./ Ю.П.Азаров. — М., 1997.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.

4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал № 2 2000.

5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение./ П.Ф. Лесгафт — М.. 1991.

infourok.ru

Роль самооценки в развитии личности школьника

Для группы учащихся с низкой самооценкой в качестве общих с идеалом указаны такие черты, как мечтательность (50%), а также заботливость, отзывчивость и сострадательность (25%). Чертой, общей с антиидеалом, для 50% респондентов является капризность. Еще были указаны несдержанность, медлительность, уступчивость, завистливость, нервозность (25%). Такие черты, как уступчивость, мечтательность могут свидетельствовать о робости, неуверенности в своих силах, отказе от инициативы. У 50% подростков из этой группы коэффициент по отрицательному множеству равен нулю, что свидетельствует об очень низком уровне критичности.

Также нами были собраны данные об успеваемости учащихся по основным предметам:

На основании этих данных мы разделили испытуемых на группы по успеваемости: отличники (6,6%), среднесильные (33,3%), среднеслабые (33,3%) и слабые (26,7%).

В группу отличников вошел только 1 учащийся. У него высокая самооценка и очень низкий уровень критичности (0,08).

В среднесильной группе у 60% респондентов завышенная самооценка и низкий уровень критичности; у 40% — адекватно высокая оценка.

В среднеслабой группе у 20% испытуемых неадекватно завышенная самооценка, у 20% — высокая оценка, а у 60% учащихся наблюдается заниженная самооценка и низкий уровень критичности (коэффициент по положительному множеству 0,16).

Для подростков из слабой группы характерна следующее распределение оценок: у 50% — завышенная самооценка с низким уровнем критичности, у 25% учащихся — адекватная оценка с низким уровнем критичности, и у оставшихся 25% группы наблюдается неадекватно низкая самооценка с уровнем критичности равным нулю.

Проанализировав данные об успеваемости, мы увидели, что уровень успешности у девочек выше, чем у мальчиков (5.8 и 5.1 соответственно). Это показывает, что девочки в младшем подростковом возрасте более серьезны и ответственны в учении, нежели мальчики.

На основании этих данных были построены таблица и график показателей уровня самооценки и уровня успешности (среднее арифметическое суммы оценок по трем учебным предметам).

2.3 Обсуждение результатов

Показатели самооценки и успешности совпадают (или расположены максимально близко) у 7 испытуемых из 15 (около 46,7% респондентов). Этот факт может свидетельствовать о том, что мнение подростков о себе совпадает с тем, что они в действительности собой представляют. Они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе. Их самооценка адекватна.

Уровень самооценки выше уровня успешности у 3 подростков (20%), что свидетельствует о неадекватно завышенной самооценке. При неадекватно завышенной самооценке у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела.

Уровень успешности выше уровня самооценки у 5 испытуемых (33,3%). У этих подростков неадекватно заниженная самооценка. Они оценивают себя ниже своих реальных возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

На основании этих данных можно сделать вывод, что, чем ближе линии коэффициентов самооценки и успешности, тем более адекватная (высокая или низкая) самооценка у учащегося.

Некоторая завышенная самооценка, по-видимому, имеет положительное значение для формирования личности. Можно предположить, что именно это побуждает некоторых учащихся к улучшению собственных результатов, к постановке новых целей. Поэтому не всякую завышенную самооценку следует считать неадекватной. Необходимо учитывать не только наличие у учащегося соответствующих знаний, умений и навыков, но и его потенциальные возможности (способности, волю).

При определенных условиях завышенная самооценка может влиять на формирование личности отрицательно. Такое влияние она может оказывать на тех учащихся, у которых ограничены возможности улучшения своих достижений и недостаточно развиты волевые качества [4,92].

Из приведенных выше данных видно, что на признаки того, как подростки оценивают свои личные качества, заметно различаются между собой, несмотря на присущую им тенденцию стремления к общему идеалу. Поэтому, крайне важно при воспитании учитывать их самооценку.

Преобладание у большинства испытуемых завышенной самооценки характерно для младших подростков, что подтверждается литературными данными. Завышенная самооценка более характерна для девочек.

Для мальчиков в среднем характерна адекватная оценка, и низкий уровень критичности.

Уровень успешности у девочек выше, чем у мальчиков. Это показывает, что девочки в младшем подростковом возрасте более серьезны и ответственны в учении, нежели мальчики.

2.5 Психолого-педагогические рекомендации по использованию самооценки в учебно-воспитательной работе с учащимися

Формирование и развитие позитивной самооценки ребенка — это одна из главных задач учителя. Поэтому педагогически процесс необходимо построить так, чтобы он способствовал развитию личности учащегося.

Одним из важных педагогических условий формирования у школьников высокой и обоснованной самооценки является расширение круга его деятельности. Благодаря этому увеличиваются возможности для достижения новых успехов. Используя компенсаторные действия учащегося, педагог может поднять его самооценку и связанный с ней уровень притязаний в других видах деятельности.

В формировании новой самооценки большая роль принадлежит осознанию школьниками своих достижений, наблюдениям за успехами товарищей. Многие старшеклассники уже осознали роль того или иного отношения к делу, свою ответственность за успехи в этом деле. Следовательно, это обстоятельство может быть использовано при формировании активной самооценки (например, через стимулирование активности ученика, более критического отношения к себе и другими способами) [4,101].

Одним из свойств самооценки является ее перенос с одной деятельности на другую. Это свойство может и должно быть использовано в целях поднятия притязаний школьника в том виде деятельности, где у учащегося невысокие достижения. Решение этой задачи облегчается тем, что многие школьники дифференцированно относятся к оценке своих возможностей в различных видах деятельности, стремятся к компенсации, то есть возмещению низких результатов в одной деятельности более высокими достижениями в другой.

Эффективным является сравнение ребенка с другими и с самим собой (текущие его достижения сравниваются с предыдущими). Сравнение успехов учащегося с успехами или неуспехами другого, равного ему по возможностям (способностям), но достигшего в учении других результатов за счет старательности, дисциплинированности, вызывает с его стороны дополнительные старания, стимулирует его работу над самим собой. Менее эффективно сопоставление результатов ученика с результатами хорошо успевающих. Между тем, этот вид сравнения используется учителями чаще всего[4,96].

Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой нами гипотезой, можно сказать, что гипотеза подтвердилась. Основываясь на материале эксперимента, мы предполагаем, что у отличников и хорошо успевающих учеников самооценка оказывает положительное влияние на формирование личности. У плохо успевающих самооценка влияния не оказывает, и это свидетельствует о негативном отношении к учению.

Также было отмечено, что большинство испытуемых (младшие подростки) имеет высокую или завышенную самооценку. Этот факт говорит о том, что при определенных обстоятельствах она имеет положительное значение.

О побудительной роли немного завышенной самооценки свидетельствуют многие случаи, когда отстающий школьник улучшает свою успеваемость, а хорошо успевающий становится отличником. Ведь во всех этих случаях у учащегося обязательно должно быть желание стать лучше, чем было до сих пор. Если бы завышенная самооценка играла только отрицательную роль в формировании личности, она бы не встречалась так часто, как это имело место в эксперименте (у 46,7% учащихся).

Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимость между уровнем самооценки и уровнем успешности учащихся: близость этих показателей говорит об адекватной оценке, и чем больше различие в показателях, тем более неадекватна оценка.

Итак, подводя итог, можно сказать, что самооценка – это отношение индивидуума к себе, видение себя. Она складывается под влиянием множества факторов, и поддается коррекции при профессиональном подходе.

Ананьев Б.Г. "Избранные психологические труды" т.2. Москва,1980

Бернс Р. "Развитие Я-концепции и воспитание". Москва, 1986

Иващенко Ф.И. "Психология воспитания школьников" . Минск,1996

Иващенко Ф.И. "Психология трудового воспитания", Минск 1981

Липкина А.И. "Самооценка личности школьника" Москва 1976

Липкина А.И., Рыбак Л.А., "Критичность и самооценка в учебной деятельности"., Москва, 1968

Мухина В.С. "Возрастная психология". Москва, 2002

Практические занятия по психологии. Под ред А.И. Петровского, Москва, 1972

xreferat.com

Роль самооценки и мотивации в развитии конфликтной личности Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Корчагина Н. Г.

Конфликт является неизбежным и объективно существующим явлением любой формы жизнедеятельности, начиная от жизни животных и сложившимися феноменами психического бытия человека, утверждает автор статьи. Жизнь любого человека конфликтогенна, так как конкуренция содержится в природе самого человека, осуществляющего свою деятельность не изолированно, а в сообществе с другими людьми. До настоящего времени в психологии ведутся дискуссии о роли конфликтов в развитии общества и каждого человека в нем. В результате было сформировано два диаметрально противоположных взгляда, а именно: 1) конфликты всегда вредны и от них необходимо избавляться или избегать их; 2) конфликт это сложное социально-психологическое явление, которое в определенных обстоятельствах может иметь прогрессивное и положительное значение.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Корчагина Н. Г.,

Текст научной работы на тему «Роль самооценки и мотивации в развитии конфликтной личности»

IV: Педагогика. Психология

2008. Вып. 2(9), С. 141-149

Роль самооценки и мотивации

В РАЗВИТИИ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ Корчагина Н.Г.

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания (ПиПНОиДВ) Северо-Восточного государственного университета

Конфликт является неизбежным и объективно существующим явлением любой формы жизнедеятельности, начиная от жизни животных и сложившимися феноменами психического бытия человека, утверждает автор статьи. Жизнь любого человека конфликто-генна, так как конкуренция содержится в природе самого человека, осуществляющего свою деятельность не изолированно, а в сообществе с другими людьми. До настоящего времени в психологии ведутся дискуссии о роли конфликтов в развитии общества и каждого человека в нем. В результате было сформировано два диаметрально противоположных взгляда, а именно: 1) конфликты всегда вредны и от них необходимо избавляться или избегать их; 2) конфликт — это сложное социально-психологическое явление, которое в определенных обстоятельствах может иметь прогрессивное и положительное значение.

Хорошо известно, что жизнь человека сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. В исторической и художественной литературе описано большое количество конфликтных ситуаций, различающихся по силе и последствиям для людей, форме и содержанию. По данным социологов, за пять тысяч лет человечество участвовало приблизительно в пятнадцати тысячах локальных и общих войн. Из этого следует, что вся история цивилизации пронизана социальными противоречиями.

Несмотря на свою огромную значимость в развитии человеческого общества, причины формирования конфликтных ситуаций и механизмы, определяющие поведение людей в этих ситуациях, в науке изучены недостаточно. До настоящего времени в психологии ведутся дискуссии о роли конфликтов в развитии общества и каждого человека в нем. В результате было сформировано два диаметрально противоположных взгляда, а именно: 1) конфликты всегда вредны и от них необходимо избавляться или избегать их; 2) конфликт — это сложное социально-психологическое явление, которое в определенных обстоятельствах может иметь прогрессивное и положительное значение.

Конфликт является неизбежным и объективно существующим явлением любой формы жизнедеятельности, начиная от жизни животных и сложившимися феноменами психического бытия человека. Жизнь любого человека

конфликтогенна, так как конкуренция содержится в природе самого человека, осуществляющего свою деятельность не изолированно, а в сообществе с другими людьми1. Конкуренция и соперничество — это древнейшие формы поведения человека. Они помогают лучше познать и понять себя, сравнить свои возможности и результаты деятельности с возможностями и достижениями других людей2.

Социология и психология описывают конфликты и поведение человека в них, опираясь на следующие позиции. Конфликт — это частный случай социальной ситуации, имеющий свои нормы и законы. Эта позиция представлена в работах К. Левина.

Второе направление исследований конфликтного поведения исходит от признания специфики личности, выступающей ведущей причиной конфликтов (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский Е.С. Романова, Л.Р. Гребенникова и др.).

Понятие «конфликтная личность» существует в психологической литературе давно. Можно сослаться на известную работу Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенникова (1996), где приводятся некоторые характеристики конфликтной личности. Одна из них связана с особенностями социального поведения, которое в разной степени относится к девиантному поведению, то есть отклоняющемуся от принятой в данной социокультурной среде норме.

Вторая характеристика лежит в иной плоскости — здоровья физического и нервно-психического. В медицинской практике накоплено достаточно много наблюдений, согласно которым дети и подростки с девиантным поведением имеют различные психосоматические заболевания. Их развитие, так или иначе, усугубляется нарушением в поведении (А.И. Захаров, С.А. Кулаков и др.).

Степень конфликтности личности определяет специфика ее самооценки, которая складывается в течение всей жизни. Наиболее интенсивное ее формирование приходится на дошкольное детство и подростковый возраст3. Психологи предполагают, что сенситивной фазой формирования самооценки является период кризиса (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Э. Эриксон). В этот период проявляются основные противоречия между новыми возможностями и потребностями ребенка и старой системой отношений со взрослыми.

В зависимости от разрешения этого противоречия и закладываются либо адекватная, либо неадекватная самооценка, которая с трудом поддается коррекции и изменениям.

Успешное разрешение кризисных отношений ребенка со значимыми взрослыми лежит в основе формирования адекватной самооценки. При сохранении взрослыми своего неадекватного отношения к ребенку складывается искаженная самооценка в двух различных формах: неадекватная завышенная или неадекватная заниженная.

Все частичные и незначительные нарушения адекватности в системе самооценок лежат в основе внутренних противоречий и, как следствие, — внутренних конфликтов. Что, в свою очередь, порождает неуверенность в себе и тревогу за

1 См.: Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.

2 См.: Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.

3 Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1986.

свои возможности. Это характерно и для вполне благополучно социализированных людей с хорошей самоориентацией.

Неадекватные самооценки гораздо более конфликтогенны. Каждый вариант по-своему формирует повышенную склонность к конфликту на основе специфических противоречий.

Неадекватная завышенная самооценка порождает противоречия между знаниями о реальных достижениях и ожиданиями субъекта деятельности. В процессе социального развития формируются специальные механизмы, снижающие остроту этого противоречия. Но при поддержке близкими завышенных амбиций все неудачи, имеющиеся у подобной личности, объясняются плохими средовы-ми условиями или противодействиями окружающих. На основе внешних конфликтов, характерных для подросткового возраста, складывается подозрительный, тревожный характер с разной степенью агрессивности человека.

У агрессивного индивида неудовольствие своими неудачами и неуспехами порождает стремление заранее обезопасить себя от возможных поражений по известной схеме: нападение — лучшее средство защиты. Это приводит к высокой конфликтной готовности, к возражениям и критике с выходом на внешний конфликт.

У личности, не имеющей врожденной склонности к агрессивным формам поведения, завышенная неадекватная самооценка углубляет внутренние конфликты, которые при отсутствии психологической или педагогической коррекции могут привести к развитию акцентуаций характера или невроза, то есть патологических форм формирования личности.

Другой путь развития наблюдается и при неадекватной заниженной самооценке. В зависимости от конкретных индивидуально-типологических особенностей человека и средовых условий возможными итогами неадекватной самооценки с постоянным чувством неполноценности являются либо невротический вариант личности, либо психосоматические расстройства.

По мнению последователей З. Фрейда, источником внутренних конфликтов являются внешние конфликты в первых фазах онтогенетического развития. Согласно психоаналитической концепции, первые нерешенные детские конфликты глубоко погружаются в подсознательное, формируя базу для тревожности и страхов, которые затем могут действовать с уровня плохо осознаваемых механизмов всю жизнь человека.

В формировании внутренних конфликтов совершенно очевидна роль взрослых, которые являются ведущими партнерами в общении детей любого возраста. От степени тактичности и доброжелательности значимых взрослых (ближайших родственников и близких, с которыми ребенок встречается ежедневно или наиболее часто) зависит то, в какой мере неизбежны запреты на импульсивные действия ребенка, и в какой степени принуждение ребенка к социально приемлемым способам поведения (по существу совпадающие с принятыми в обществе ролями) воспринимаются им без протеста и без страха перед агрессией взрослых4.

4 См., напр.: Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2001.

Если воспитательные действия взрослого не стимулируют проявление мотиваций активно или пассивно-оборонительного поведения, то вероятно уменьшение степени риска формирования внутренних конфликтов, так как внешние конфликты не возникают.

Серьезным источником внутренних конфликтов могут стать противоречия взрослых в оценках поступков ребенка, что, в конечном счете, приводит к формированию противоречивой системы самооценок. Хорошо известен в медицинской психологии факт, связывающий формирование невротической личности с условиями противоречивых стилей воспитания в семье, когда один из родителей потакает слабостям ребенка, а другой за это же наказывает.

По мере взросления ребенка возрастает его социализация благодаря общению со сверстниками: в образовательном учреждении, в семье, с братьями и сестрами или во дворе. Однако это становится еще одним источником серьезных внешних конфликтов, которые влияют на развитие ребенка.

Внешние конфликты ребенка со сверстниками, как правило, возникают либо на основе прагматических мотивов, когда необходимо отстоять свою территорию, игрушку, значимый предмет, либо на базе мотивации самоутверждения в ситуации претензий на лидерскую позицию. Не имея необходимого опыта решения этих жизненно важных задач, ребенок в ситуации внешнего конфликта очень легко переходит на методы прямого воздействия на партнеров. В детской психологии известен факт, что конфликты детей, особенно в возрасте от 8 до 10 лет, являются типичным способом разрешения споров (как между девочками, так и между мальчиками).

В конфликте всегда есть победитель и побежденный. И для одних, и для других исходы этих конфликтов совершенно различны, как и различно их влияние на дальнейшее развитие личности. Победители закрепляют этот способ как возможность успешного решения своих проблем. У побежденных, вследствие полученного негативного социального опыта, формируются внутренние конфликты между обычными для детского возраста желаниями и страхом (тревогой — в более позднем возрасте) перед неспособностью реализовать свои желания.

Как крайние варианты не хорош ни тот, ни другой. Каждый ребенок в столкновении с интересами других детей должен иметь опыт и победы, и проигрыша. В этом случае крайне важно педагогическое вмешательство. Умный взрослый, наблюдая конфликты детей, не прерывает и не блокирует развитие ситуации до тех пор, пока она не становится опасной для кого-нибудь из детей. От взрослого наблюдателя требуется постконфликтное взаимодействие с детьми. В его силах компенсировать горечь проигрыша с помощью благожелательных, спокойных разъяснений причин неуспеха. Подобный разбор ссоры направлен и на выявление справедливости неудачи у побежденного, и на формирование самокритичности у победителя.

Педагогическая тактика по отношению к детям в этих ситуациях многова-риантна и требует от взрослого не только знаний, но и хорошо развитого нравственного чувства. Большинство же, оказавшись в положении рефери, легко становятся на позицию карателя, стремящегося ни в коем случае не допустить прямого столкновения интересов детей. Тем самым они наносят непоправимый

урон в формировании личности ребенка. Практика конфликтного поведения очень важна для каждого ребенка, так как только с опытом может возникнуть навык. И если еще в дошкольном возрасте ребенок не пройдет стадию первых своих социальных конфликтов, то отсутствие этого опыта приведет к развитию различных акцентуаций характера или неврозу.

Развитие внутренних конфликтов в процессе становления человека, проходит не линейно, а имеет ряд всплесков своих проявлений. Так же неравномерен характер социального развития человека, описанный в нескольких хорошо известных научных системах (концепции 3. Фрейда, Э. Эриксона).

Л.С. Выготский создал свою типологию кризисов психического развития человека, в которой подчеркивал особое значение социальной ситуации в развитии и формировании новообразованной личности. Специально не рассматривая психологические основания внутренних конфликтов, Л.С. Выготский в социальной ситуации развития вскрывал причины положительного, прогрессивного развития личности, основанные на необходимости взрослых изменить систему отношений и оценок поведения изменяющегося ребенка.

Социальная ситуация развития наиболее полно влияет на формирование личности ребенка именно в периоды кризисов, когда несоответствие возможностей ребенка, его притязаний и санкций на самореализацию этих возможностей со стороны близких взрослых порождает внешние конфликты, а затем, в случае неуспеха решения этих конфликтов, переводит их во внутренние конфликты.

Таким образом, формирование личности человека проходит ряд кризисных зон, в которых обостряются внешние конфликты и, как следствие этого процесса, формируются качественно новые внутренние конфликты. Возможно, что фазы интенсивного формирования внешних и внутренних конфликтов в процессе развития человека не совпадают по времени. Делать по этому поводу какие-либо определенные заключения не представляется возможным из-за отсутствия необходимого фактического материала.

Безусловная значимость формирования адекватной самооценки ребенка сегодня хорошо осознается и педагогами, и психологами. Существующие в педагогике методы игровой коррекции дают возможность точно моделировать ситуацию.

Взрослый человек интегрирует последствия всех внешних конфликтов в своем социальном опыте и обладает набором внутренних конфликтов, которые, как и в детстве, как правило, им не осознаются. Сочетание внешних и внутренних конфликтов создает почву для конфликтного поведения, и каждый человек является в той или иной степени конфликтной личностью.

Конфликтная личность взрослого также характеризуется отклонениями в поведении. Например, в психологической и медицинской литературе описан тип личности, чье поведение характеризуется преобладанием определенных аномалий, высокой ответственностью и профессиональными амбициями. Человек этого типа поведения, как правило, претендует на лидерскую позицию в коллективе и в связи с этой ролью вынужден часто участвовать в разнообразных конфликтах, которые могут иметь для индивида отрицательный исход (Гришина Н.В. и др.)5.

5 См.: Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния. Л., 1981.

Человек с большим числом нерешенных или неосознаваемых внутренних конфликтов с высокой частотой внешних конфликтов редко бывает здоров. Можно утверждать, что высококонфликтная личность — это несчастный человек, постоянно вынужденный обороняться от реальных противников в лице своих партнеров по личному и профессиональному общению, либо от части своего собственного «я». Это приводит к растрате жизненных сил и невозможности полноценной самореализации. Данная практическая проблема на Западе имеет свое решение в виде создания самостоятельного института психотерапевтов и психоаналитиков, приходящих на помощь каждому, кто не может справиться со своими реальными или вымышленными проблемами.

Совершенно иная ситуация наблюдается в России, где в менталитете народа отсутствует признание такого понятия, как конфликт. Отрицание реальности конфликта не снижает его объективной значимости и присутствия в жизни россиян. Резкое возрастание числа больных алкоголизмом и наркоманией в России в период острейшего социально-экономического кризиса, который естественным образом служит почвой для разнообразнейших внешних и внутренних конфликтов, говорит о необходимости профессионального вмешательства в снятии конфликта.

Высказывается предположение о том, что специфические черты, определяющие высокую конфликтность личности, зависят от конкретной системы мотивации, на реализацию которой действуют социальные задачи и сопротивление со стороны общества. Специфические потребности вынуждают человека либо открыто вступать в конфронтацию со своим окружением в форме внешнего конфликта, или сдерживать открытое проявление своих потребностей, переводить всю ситуацию на внутренний интрапсихический уровень и создавать, таким образом, внутренние конфликты.

Исходя из истории развития социума, можно указать на самые конфликтогенные потребности и желания, которые подвергались репрессиям почти всеми социальными институтами цивилизации. Наиболее конфликтогенной с этой точки зрения является мотивация активно-оборонительного поведения, заставляющая человека прибегать к физическому, моральному и вербальному насилию для защиты своей жизни и своего «я».

В ситуации внешнего конфликта агрессивные формы поведения отнюдь не редки. Известно, что перенос раздражения, неудовольствия, огорчения или злости на партнера по общению часто служит провокацией для развития внешнего конфликта.

Эмоциональная экспрессия мотивации активно-оборонительного поведения трудно контролируется с помощью воли. И выступает последним толчком для вскрытия уже имеющихся противоречий, которых у агрессивной личности достаточно много. Следовательно, можно ожидать, что доминирование мотивации активно-оборонительного поведения формирует высокую готовность к внешним конфликтам и является внутренней причиной высокой конфликтности личности.

Менее конфликтогенной, но часто выступающей в виде конечной причины является мотивация самоутверждения. Люди с доминирующей мотивацией

самоутверждения отличаются обостренным чувством самолюбия, обидчивости и подозрительности ко всем, в ком можно усмотреть соперника. Естественно, что человек, стремящийся во всех случаях жизни установить свое первенство и превосходство, порождает достаточно большое количество конфликтных ситуаций, так как далеко не всегда превосходство такого человека будет бесспорно признаваться.

Из социальных мотиваций достаточно конфликтогенной может быть и мотивация достижения цели в случаях, когда цели личности расходятся с целями группы и последняя оказывает сопротивление реализации цели подобной личности. У личности, попавшей в подобную ситуацию, существует выбор отказа от своей цели или выхода на открытый конфликт. Конкретное решение в этой сложной проблеме будет определяться системой личностных свойств и обстоятельствами, сопровождающими развитие событий.

Довольно часто в профессиональной деятельности личности приходится иметь дело с трудностями в реализации профессиональных задач и целей. Успех в достижении поставленных целей определяется выраженностью мотивации достижения цели, которая и толкает человека на внешний конфликт с теми, кто не позволяет или мешает решению задач. Психологи считают, что подобные конфликты не только не опасны и не вредны, но и необходимы для развития профессиональных умений выходить, из противоречивых ситуаций, не нанося вреда окружающим и способствуя не только собственному росту, но и развитию партнеров по профессиональному общению.

Жизненная практика каждого подсказывает, что в процессе личностного и эмоционально значимого общения также довольно часто возникают конфликты. Хорошо известно, что семейные отношения зачастую чреваты конфликтами и проблемами, разрешение которых зависит от психологии конфликтующих, прежде всего от системы ценностей и стремлений сохранить отношения в ущерб своим амбициям и претензиям.

Семейные и дружеские отношения обязательно проходят проверку на прочность с помощью конфликтов и ссор. Возникающие конфликты далеко не всегда разрешаются без ущерба для партнеров и не всегда отношения сохраняются. А если развивающийся конфликт втягивает в свою орбиту других участников, то ситуация обостряется и становится критической. Такой расширенный, уже групповой конфликт вряд ли будет способствовать сохранению мира в семье или дружбы между друзьями. Об этом свидетельствует возрастающий процент разводов во всех развитых странах, в том числе и в России.

Причин этой печальной статистики много. В их число входят и социальноэкономические проблемы, и состояние нервно-психического здоровья супругов и их детей, а также возрастающие стрессы из-за ускоряющегося темпа жизни. Не последнее место занимает отсутствие культуры поведения в конфликте.

Таким образом, завершая рассмотрение значения мотиваций в развитии конфликта и поведение в нем конкретной личности, можно утверждать, что среди множества потребностей человека только четыре определяют высокую конфликтность (если они являются доминирующими в мотивационной системе). Этими конфликтогенными потребностями могут быть:

— мотивации активно-оборонительного поведения;

В случае парного соединения этих мотиваций в иерархической системе потребностей их конфликтогенность возрастает.

Итак, заключая изложение самых известных в настоящее время сведений о природе развития конфликта, о вкладе индивидуально-психологических особенностей человека в содержание конфликтов и способах поведения в конфликтной ситуации, можно сделать следующие выводы:

1. Конфликт является реальным и объективным проявлением противоречий, существующих постоянно в жизни людей, так как без противоречий и, следовательно, без конфликтов невозможно развитие ни отдельного человека, ни групп людей, ни общества в целом. Конфликт является острой фазой разрешения противоречий через реальные действия людей. Социальные и личностные ситуации до конфликта и после него принципиально различаются. Причем до разрешения конфликта предсказание исхода возможно только с известной долей вероятности, так как развитие ситуации в разрешении противоречий характеризуется неопределенностью и не может быть точно предсказано. Наличие конфликта придает развитию социума и индивида необратимый и направленный характер.

2. Большинство конфликтов можно отнести либо к межперсональным внешним конфликтам, которые проявляются в прямом столкновении интересов, ценностей, мнений и оценок взаимодействующих людей, либо к интраперсо-нальным конфликтам, развивающимся благодаря наличию противоречивых желаний и мотиваций самой личности. В последнем случае конфликт выглядит как борьба мотивов, осложняющих принятие однозначных решений. В поведении это может проявляться как нерешительность и колебания перед началом конкретных действий.

Внутренние конфликты — это отражение в жизни взрослого человека неудачно решенных внешних конфликтов ребенка. Взрослея, человек набирает определенное число конкретных внутренних конфликтов, которые им не осознаются. Это создает фундамент для разнообразных внутренних противоречий. Следовательно, внутренние конфликты личности, проявляясь в социальных отношениях, лежат в основе внешних конфликтов и определяют стиль поведения человека в конфликтной ситуации.

3. Каждый человек имеет определенный набор тактик поведения в конфликтной ситуации. Экспериментальные данные (Е.С. Романова, Л.Р. Гребенникова) подтвердили, что существует определенная избирательность тактик в выборе стиля решения внешних конфликтов. Наиболее частым стилем (по результатам теста Томаса) был компромисс и избегание. Соперничество — наименее популярный стиль.

4. Каждый человек имеет свою меру конфликтности, которая определяется набором мотиваций, характером доминирующей мотивации. Наиболее конфликтогенной является мотивация активно-оборонительного поведения, затем

самоутверждения. Кроме того, определенную специфику степени конфликтности придает характер самооценки человека: неадекватная самооценка порождает внешние и внутренние конфликты.

Self-evaluation and Motivation in Development of Conflict Personality

Conflicts are objectively inevitable in any life, from animal life to the existing phenomena of human psychic reality — argues the author. Any man’s life is fraught with conflicts as rivalry is an organic part of human nature, taking into consideration that people do not act in isolation but together with other people. Up to now there have been discussions about the role of conflicts in the develoment of society and its individuals. As a result, there have been formed two diametrically opopsed views, namely: 1) conflicts are always harmful and must be either avoided or settled; 2) conflicts are a complicated social and psychological phenomenon that might under certain circumsatances be of both progressive and positive importance.

cyberleninka.ru