Заниженная самооценка лечение

Заниженная самооценка

Любой возраст может оказаться ареной для розыгрыша сценария «заниженная самооценка», однако корни его всегда скрываются в детстве. Нередко эта проблема мешает полноценно жить и что самое важное – самовыражаться. Человека сопровождают чрезвычайная стеснительность, неуверенность в себе, робость в решениях и поступках, завистливость на фоне яркого себялюбия, боязнь перед тем, чтобы оказаться смехотворным.

Вполне возможно, что заниженная самооценка не даст человеку никогда добиться каких-либо успехов и занять в жизни достойное положение.

Если говорить о причинах заниженной самооценки, то они укоренены в детском возрасте, когда ребенок неспособен выносить самостоятельную оценку собственным поступкам, но мнение о себе формирует на основании высказываемых суждений в рамках своего ближайшего окружения. Чаще всего речь идет о реакции на действия ребенка со стороны его родителей, об отсутствии любви к нему, ласки, о чрезмерно высоких требованиях, сопровождаемых беспрестанной критикой. В результате критика становится нормой его жизни, а самоуважение падает.

В качестве следующей причины формирования заниженной самооценки может быть рассмотрен метод воспитания, предполагающий постановку образца для подражания. Например, ребенку говорят: «Смотри, какой у тебя успешный дедушка, делай как он». На подсознательном уровне генерируется образ идеальной модели поведения, однако попытки воплотить ее в жизнь наталкиваются на препятствия реальности, в результате – отсутствие соответствия между действительностью и образцом, а оттуда – внутренний конфликт.

Болезненность в детстве, либо некие изъяны внешности, в свою очередь могут стать причиной снижения самооценки. Глумление ровесников над недостатками обязательно вызовет прогрессирование низкой самооценки. Исполнение задач, удачное или не очень, нередко на протяжении жизни становится причиной чьей-либо критики и если такую критику принимать близко к сердцу, это также будет отражаться на уровне собственной оценки.

Бывает и так, что люди из-за отсутствия опыта ставят перед собой исполнение нереальных целей за слишком короткие промежутки времени. При естественном их не достижении, такие люди ощущают проблемы ухудшения самооценки. Наблюдается потеря веры в себя и в собственные силы, прекращается борьба за мечту.

Характерной чертой, определяющей индивидуальный уровень самооценки, оказывается оценка личности со стороны окружающих. Ведь то, как относится человек сам к себе, в значительной степени отражается в отношении к нему окружающего социума. Человек, который не любит себя, вероятнее всего не завоюет и сторонней любви. Самоуничижение – прямой путь к низкой оценке в чужих глазах.

Естественным стремлением индивида с признаками заниженной самооценки будет поиск и выбор соответствующих партнеров. Поведение подобное для людей нерешительных и неуверенных в себе вполне естественно. Постоянные жалобы на жизнь и на ее неустроенность, на обстоятельства и рок беспомощности – удел людей с низкой самооценкой.

Неумение и нежелание управления собственной жизнью приводит таких людей к неуемной жалости в отношении себя. Они идут на то, чтобы окружающие ранили их, подвергали критике, даже злили и все это из-за зависимости собственного характера, из-за стремления к внешнему вниманию любой ценой. Особую радость вызывает возможность заболеть, в результате чего близкие люди проявляют к ним повышенное внимание, готовность услужить.

У людей с заниженной самооценкой наблюдается ярко выраженная склонность обвинять во всех сваливающихся на них проблемах кого угодно, только не самих себя, с возложением ответственности на обстоятельства, на случай, на других. Из-за ощущения себя неполноценной личностью у них возникает желание унижать и оскорблять окружающих. Нередко те черты, которые им не нравятся в себе, они видят в тех, кто находится рядом, обвиняя их в несуществующих грехах и осуждая за несуществующие действия и недостатки.

Проблемы заниженной самооценки проявляются не только в действиях и в оценках, но еще и во внешности. Если адекватно оценивающий себя и собственные поступки человек выглядит раскрепощенным и расслабленным, то тот, кто страдает от собственной недооценки, будет выделяться из общей массы опущенными плечами, понуренной головой, грустью в мимике, стесненностью движений. Немало скажет и манера одеваться, ведь то, как человек следит за собой, во многом говорит о его самооценке.

Если обратить внимание на реакцию относительно критических высказываний в сторону людей с низким уровнем самооценки, то каждое замечание и реплику они мгновенно принимают на собственный счет. Если же такой человек допустил ошибку и происходит разбор, из-за чего она могла произойти, конструктивизм с его стороны отсутствует, а попытка оппонента докопаться до сути ошибки воспринимается им как личное глубокое оскорбление.

Из-за проблем самооценки люди не в состоянии отмежеваться от проблемы, они склонны увязывать диссонансные ситуации с собственной личностью. Нередко хвастливость и фамильярность, излишне громкое самовыражение (смех, разговор) сопровождают общение с такими людьми, старающимися надевать различные маски, но не быть самим собой. Маски используются для сокрытия от людей собственной несостоятельности и неуверенности в собственных силах, что является попыткой компенсации отсутствия или недостатка внутреннего достоинства.

Часто индивиды, страдающие от заниженной самооценки, не имеют близких друзей. Зависимые от неприязни к самим себе, они превращаются в одиночек, выпадающих из социума, часто превращаясь в особей чрезмерно агрессивных и придирчивых, настырных и одновременно критичных. Все это отнюдь не благоприятствует формированию дружеских отношений.

Доминанта боязни совершения ошибок, склонность к беспрестанным сомнениям и колебаниям приводит к тому, что индивид прекращает какую-либо активность, либо откладывает ее на неопределенные сроки. Человек уходит от принятия решений ввиду неумения делать выбор. Так, предположим в семье, такое положение вещей может привести к разводу. Нередко распадаются браки, где у одного из партнеров имеется стойкое стремление к постоянному доминированию, контролю действий супруга.

Как избавиться от заниженной самооценки

Низкая или же преувеличенная оценка самого себя – суть фронт и аверс медали неприятия собственной личности. При маломальском неуспехе происходит немедленное преобразование завышенной самооценки в заниженную. Либо наоборот, пусть даже небольшой успех заниженную самооценку трансформирует в завышенную. В обоих случаях самооценка совершенно не соответствует действительному положению дел. Отсюда вывод – обе самооценки могут уживаться в одном человеке.

Чтобы понять, как избавиться от заниженной самооценки, необходимо выявить причины ее зарождения и выполнить их переоценку. Прежде всего, необходимо понять, что наряду с осознаваемыми недостатками имеются реальные достоинства, следует удостовериться в том, что есть действительно сильные стороны, которые могут получить высокую стороннюю оценку. Чтобы побороть проблему, следует начать получать от жизни радость и удовольствие, а для этого – выстраивать сначала несложные планы и их реализовывать, поднимая себе настроение и вызывая тем самым улыбку.

Чтобы избавиться от низкой собственной оценки стоит начать любить себя таким, как есть, со всеми недостатками и совершаемыми ошибками. Вместе с тем следует уразуметь, что, как и у всех людей, помимо недостатков имеются еще и добродетели. Примечательно, что контролирование своего внешнего вида, походки, манеры держаться, приводят к заметным улучшениям. Если вдруг заметили, что сгорбились, опустили взгляд под ноги, тут же разверните плечи, взгляните на мир открыто, улыбнитесь, вспомнив что-нибудь приятное, идите вперед, наслаждаясь каждым шагом, вдохом.

Для борьбы с низкой самооценкой следует научиться себя ценить, может помочь интенсивное чтение или занятие тем, что вызывает подлинное удовольствие, что действительно интересно. Возможно, необходима смена места работы, а если возможность такая отсутствует, то неплохо найти для себя увлекательное хобби.

Чтобы побороть заниженную самооценку, необходим самоконтроль и воспитание в себе целеустремленности, чему способствует каждодневная физическая активность, укрепляющая не только тело, но и дух. Благоприятное отношение к окружающим, любовь к ближнему, стремление не только получать от окружающих, но помогать им. Все это существенно влияет на улучшение самооценки и придает каждому человеку вес в собственных глазах. Чтобы измениться, стоит начать верить в себя, в свой собственный потенциал и возможности, избавиться от тягостных мыслей о своих недостатках.

psytheater.com

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Заниженная самооценка

Самооценка — это представление человека о различных аспектах своей личности в соотношении с аналогичными качествами других людей. Она затрагивает многие стороны психики и существенным образом определяет место, поведение и деятельность индивида в повседневности. Заниженный уровень самооценки — достаточно распространенная проблема, значительно ухудшающая качество жизни человека.

Несмотря на то, что самооценка — это комплекс личных представлений индивида о различных качествах его личности, она напрямую связана с поведением окружающих. В подавляющем большинстве случаев такие установки формируются на этапе первичной социализации, иными словами, в процессе взаимоотношения ребенка с момента своего рождения с родителями, другими близкими людьми, сверстниками, воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями в школе и т. п.

Различные составляющие самооценки формируются в результате систематических или однократных замечаний окружающих людей. При этом такие высказывания по тем или иным причинам должны иметь значение для индивида. Последнее связано с тем, что неактуальные сообщения в большинстве своем игнорируются. Актуализация актов коммуникации в данном случае может быть достигнуто двумя способами, применяемыми как одновременно, так и по отдельности:

  • критическое замечание получено от человека (людей), имеющего высокий авторитет у индивида — кто-то из близких родственников, друзей, одноклассников, учителей и пр.;
  • замечание по содержанию и (или) форме пересеклось с определенными личными переживаниями индивида.
  • Следует помнить, что критические замечания — это в некоторой степени условная формулировка, поскольку в реальности на самооценку могут повлиять как непосредственно вербальные высказывания, так и сообщения, передаваемые мимикой, жестами, или полное игнорирование окружающими определенных сторон личности или деятельности индивида.

    Существуют три состояния самооценки:

    Приемлемое состояние возникает, когда оценки окружающих в целом соответствуют реальным качествам индивида, его способностям и достижениям.

    Заниженная самооценка у ребенка может сформироваться, когда:

  • ребенка значительную часть времени игнорируют. Как результат, он сам перестает воспринимать себя как равноправного субъекта коммуникаций и как человека, чьи личные качества соответствуют минимально допустимому уровню. Возможны другие несколько отличающиеся по своей форме сценарии. К примеру, родители не учитывают мнение ребенка при выборе способа проведения его досуга, хобби, спортивной секции и пр.;
  • ребенку предоставляют явно неадекватные критерии «хороший-плохой». Оценка любому действию или качеству всегда дается в определенных условных границах, где обозначается идеал, к которому нужно стремиться, и крайне негативная модель, которой нужно всеми силами избегать. Проблемы с самооценкой могут возникнуть тогда, когда позитивный (негативный) образ таковым по своей сути не является, обладает качествами, соответствовать (избегать) которым в детском возрасте невозможно. Например, в качестве идеала может преподноситься выдуманный персонаж или сильно искаженный массовой культурой образ реального выдающегося человека;
  • личным качествам или поступкам ребенка дается неадекватная оценка. Идеальных людей не существует. Детям в силу почти полного отсутствия жизненного опыта, только начавшим свое формирование интеллектуальным, творческим, физическим способностям, свойственно ошибаться, не всегда правильно понимать и выполнять задания. Часто родители занижают самооценку ребенку, когда требуют от него труднодостижимых спортивных или творческих результатов, особенно если такого рода деятельность не интересна малышу. Затем в случае неудачи неоправданно жестко его наказывают.
  • Заниженная самооценка может сформироваться как в отношении всех, так и отдельных личных качеств, как то:

  • физиологических — голоса, состояния внешности, например, ребенка могут критиковать за ожирение или, наоборот, худобу;
  • интеллектуальные, творческие, спортивные способности.
  • На практике проблема заниженной самооценки очень часто возникает из-за:

  • систематического абьюза (сексуального, эмоционального или психического насилия, отсутствия заботы со стороны взрослых в отношении ребенка). В этом случае может наблюдаться как преступное поведение — побои, изнасилования, оскорбления, так и менее интенсивная агрессия. К примеру, ребенка наказывают или сильно ругают за малейшие провинности. В большинстве случаев абьюз проявляется со стороны родителей, но аналогичное поведение могут демонстрировать любые взрослые, с которыми контактирует ребенок — кто-то из дальних родственников или из числа соседей, преподаватель детского сада или творческого кружка, учитель в школе, тренер в детской спортивной секции и пр.;
  • игнорирования достижений ребенка взрослыми, при этом ему регулярно приводятся в качестве положительных примеров образцы поведения другого человека. Фактически подобные сообщения звучат (воспринимаются) как: «Жаль, что ты не добился(-ась, никогда не сможешь добиться) подобного». Крайне важно здесь то, что реальные качества (достижения) самого ребенка могут быть ничуть не менее значимыми или даже превосходить предъявляемый идеал. Как вариант, взрослые не предпринимают никаких усилий, чтобы помочь малышу развиваться в перспективных направлениях, например, не дают ему заниматься спортом при наличии подходящих физических данных;
  • конфликтов со сверстниками. Дети только начинают усваивать нормы жизни в обществе и учиться контролировать собственное поведение, поэтому они нередко проявляют к окружающим крайние формы агрессии, особенно если аналогичные действия или эмоции проявляет кто-то еще из числа сверстников. Объектом нападок, как правило, становится ребенок, отличающийся от них своей внешностью или поведением — имеющий физический или психический дефект, материальное положение семьи которого противоположно окружающему большинству (малыш из полной материально обеспеченной семьи в окружении социально неблагополучных детей и, наоборот, — крайне бедный в окружении богатых) и др. Поскольку ребенок примерно половину всего своего времени проводит в школе, одноклассники имеют на него не меньшее (или даже большее) влияние, чем родители. Отчасти это связано и с тем, что для детей крайне важно положительное отношение сверстников.
  • У детей заниженная самооценка формируется легче, чем у взрослых. Это связано с тем, что в зрелом возрасте представления человека о самом себе, своих достижениях и качествах прочно закреплены и усвоены, а их слом и замена другими подчас возможны только в результате психотравмирущей ситуации или продолжительного психического насилия.

    Чем опасна заниженная самооценка?

    Заниженная самооценка, как и любое другое состояние психики, отличающееся от нормы, ухудшает качество жизни пациента. Необоснованно негативное восприятие личных качеств и достижений становится причиной следующих форм поведения или психоэмоциональных реакций:

  • сознательный отказ от определенного рода занятий. Человек с заниженной самооценкой ошибочно полагает, что никогда не сможет добиться положительных результатов. При этом теряется взаимосвязь, присущая подавляющему большинству видов деятельности, — «упорный труд-достижение успеха». На практике человек может отказаться от поступления в учебное заведение, трудоустройства, начала творческой или спортивной карьеры и др.;
  • отказ от коммуникации с другими людьми. Человек убежден, что не достоин общения с окружающими (в особенности с представителями противоположного пола) и любая попытка коммуникации заранее обречена на провал;
  • постоянная чрезмерная самокритика и неудовлетворение собой. Удовлетворения от позитивных результатов не возникает из-за предубеждения, что с задачей можно было справиться еще лучше;
  • повышенная чувствительность к критическим замечаниям со стороны других людей. При этом не имеет значения, насколько обоснованы подобные действия или высказывания. Сторонняя критика может спровоцировать неадекватную реакцию, в том числе явную физическую или вербальную агрессию;
  • негативное восприятие окружающей действительности. Ни одно происходящее событие или явление не вызывает у человека позитивных эмоций;
  • отказ от равноправия в отношениях с другими людьми. Из-за боязни потерять партнера или друзей человек полностью отказывается от личных интересов в пользу интересов других, к примеру, не высказывает недовольство по поводу определенных форм досуга или обращения с ним;
  • враждебное отношение к окружающим, которое играет роль защиты от подчас мнимой агрессии;
  • пристрастное отношение к качествам или достижениям других людей;
  • постоянное чувство вины даже неудачи, случившиеся в далеком детстве, в том числе мнимые;
  • временные трудности или неудачи воспринимаются как постоянные;
  • перфекционизм, единственным приемлемым результатом становится полный идеал и совершенство.
  • Перечисленные реакции и формы поведения имеют крайнюю степень. В реальности они зачастую проявляются не столь ярко и редко когда у одного человека наблюдаются каждая из них.

    Приведенные реакции и поведение имеют явно деструктивный характер, поэтому могут привести к разрушению социальных связей, личностной или профессиональной деградации. Характерно, что такие результаты еще сильнее занижают самооценку, поэтому при негативном сценарии возможно разрушение многих устойчивых свойств личности.

    Помимо этого заниженная самооценка нередко приводит к:

  • сильному психоэмоциональному истощению, поскольку выполнение обычных повседневных действий требует чрезмерных усилий, которые возрастают еще и по причине крайне острых реакций на критику, неудачи и временные трудности;
  • развитию психических или невротических расстройств;
  • развитию заболеваний самой разной природы;
  • частому недомоганию, бессонницы, приступам мигрени, головокружения.
  • Заниженная самооценка: признаки

    В ряде случаев для индивида не очевидна его заниженная самооценка. Окружающие также не всегда способны понять, в чем именно кроется причина того или иного поведения человека, поскольку он может вести себя агрессивно и высокомерно. Таким образом, единственным достоверным способом определения самооценки является комплексное психологическое обследование, которое включает в себя:

  • исследование образа жизни пациента, беседу с его близкими. Эти методы имеют большое значение в тех случаях, когда заниженная самооценка является симптомом психического или невротического расстройства;
  • применение опросников самоотношения. Часть из них имеет комплексный характер, другие исследуют только определенные аспекты восприятия индивидом собственного Я;
  • свободную беседу с пациентом, в ходе которой он должен дать ряд четких ответов на вопросы, характеризующие различные аспекты восприятия собственного Я. Например, насколько счастливым человеком он себя считает, какие люди по его мнению счастливы и почему и пр. Набор вопросов и последующая интерпретация полученных на них ответов имеет возрастную корреляцию.
  • В целом заниженную самооценку можно распознать по следующим признакам и критериям:

  • отношение к индивиду окружающих его людей. Уровень самооценки задает соответствующую модель поведения, которая, в свою очередь, определяет характер взаимоотношений с другими людьми;
  • неопрятный внешний вид;
  • человек часто испытывает жалость к самому себе. Такая оценка объясняется тем, что индивид воспринимает себя лишь как объект событий и явлений. Его состояние не определяется собственными поступками;
  • человек регулярно жалуется на происходящие события. В связи с чем его жизнь воспринимается как череда неудач;
  • человек обвиняет других в своих неудачах и его текущем состоянии;
  • фиксация на прошлых неудачах;
  • неадекватная реакция на критику. Критические замечания провоцируют агрессию или, наоборот, полную апатию;
  • отказ от самостоятельного принятия решений или попытки полного доминирования над окружающими.
  • Как повысить заниженную самооценку?

    Постоянное чувство страха, вины, обиды, неспособность адекватно выстроить собственное поведение крайне осложняют жизнь людям, у которых занижена самооценка. Что делать в этом случае, не всегда очевидно, а универсальных решений проблемы не существует.

    Как правило, только психолог или психиатр может помочь исправить нарушения самоотношения. Предварительно проводится обследование, позволяющее определить текущее состояние пациента, в частности, является ли заниженная самооценка симптомом психического или невротического расстройства. По возможности устанавливаются примерные причины проблемы. Дальнейшие действия может быть разным:

  • устраняются внешние факторы, ставшие причиной заниженной самооценки. В подавляющем большинстве случаев это относится к пациентам-детям. Если проблема обусловлена абьюзом, требуется вмешательство контролирующих и правоохранительных органов. При конфликтах со сверстниками, хорошие результаты часто показывает смена учебного заведения на такое, в котором состав учащихся будет близок к личности ребенка;
  • назначается курс приема препаратов. Во многих случаях показаны седативные средства. При невротических и психических расстройствах препараты подбираются в зависимости от текущей клинической картины;
  • назначается физиотерапия, в частности, лечебная гимнастика. Метод помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Выполнение упражнений постепенно повышает самооценку, а групповые занятия формируют навыки коммуникации;
  • проводятся сеансы когнитивно-поведенческой терапии. Существует огромное число прикладных методик, основанных на этом направлении психиатрии. Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении о высочайшей эффективности такого подхода при устранении психологических проблем, а также лечении психических и невротических расстройств.
  • nevroz-psixoz.com

    Заниженная самооценка лечение

    Заниженная самооценка может проявиться в любом возрасте, но задатки ее формируются родителями в детстве. В современном социуме она является часто встречаемой проблемой и характеризуется неадекватным видением личностью самой себя. Данная проблема может серьезно подпортить жизнь индивиду. К основным «спутникам» заниженной самооценки относят конфузливость, боязнь быть непринятым или получить отказ, нерешительность, неуверенность в личном потенциале и собственной привлекательности, ревность, трусость, застенчивость, чрезмерную обидчивость, зависть, опасение показаться смешным. Люди с заниженной самооценкой могут так никогда и не стать победителями. Они заведомо в социуме занимают невыгодное положение.

    К основным причинам возникновения заниженной самооценки относят оценку и влияние родителей в детском возрасте, принятие оценочных мнений окружающих людей как объективную реальность, придание значимости какому-нибудь делу, в котором вы одержали поражение, завышенный уровень притязаний.

    Самооценка личности, как многое другое, начинает свое формирование с раннего детства. В данном периоде малыш пока не может самостоятельно оценивать свои поступки и действия, поэтому мнение о себе он составляет посредством внушения ближайшего окружения, в основном при помощи родительских реакций на все его действия и поступки. Не уделяя детям любви, внимания и ласки родители в них зарождают заниженную самооценку. Постоянная критика в адрес малышей, чрезмерная требовательность к ним обязательно отражается на всей их дальнейшей жизни. Беспрерывная критика от значимых для детей фигур приводит к весьма низкой степени самоуважения. Ребенок привыкает к постоянной критике и воспринимает ее как норму. Поэтому подрастая, он уже не будет требовать к себе лучшего отношения.

    Еще одной причиной заниженной самооценки, которая берет свое начало из детства, является использование в воспитании родителями «тарани долженствований». Чрезмерное использование данного метода воспитания может вызывать у детей чувство огромной ответственности, впоследствии которое приводит к эмоциональной скованности. Часто взрослые говорят: «Твой отец уважаемый человек, поэтому ты должен себя вести как он». В подсознании малыша формируется эталонная модель, воплощая которую, он станет хорошим и идеальным, однако т.к. она не осуществляется, появляется несоответствие между идеалом и имеющейся реальностью.

    Детские заболевания или внешние дефекты также могут внести негативный вклад в развитие самооценки. Больной ребенок или ребенок с недостатками внешности ощущает себя не таким как окружающие. Если в детском возрасте над его дефектами насмехались сверстники, непрестанно напоминая ему об их существовании, то у такого ребенка обязательно будет низкая самооценка.

    Вне зависимости хорошего или плохого выполнения задания всегда находятся люди, которые будут критиковать. Если человек будет принимать все без исключения высказывания окружающих на веру, то обязательно это отразится на его самооценке.

    Люди с заниженной самооценкой личности характеризуются устойчивым приданием большой значимости некоторым событиям или считают себя заведомо проигравшими в сравнении с другими. Это рушит их уверенность в себе и личном потенциале, ведет к утрате чувства личного достоинства, что, в конечном итоге, приводит к заниженной самооценке.

    Часто индивиды по незнанию определяют для себя с целью достижения, настолько завышенные цели и очень короткий период времени для осуществления, что их реализация является практически нереальной. После того, как они не достигают этих целей, у них значительно ухудшается самооценка. Индивид перестает верить в личный потенциал, разочаровывается в собственных силах и прекращает совершать любые попытки для воплощения в жизнь своей мечты.

    Признаки заниженной самооценки

    Основным признаком, по которому можно сделать вывод о наличии у индивида низкого уровня самооценки является отношение к его личности окружающих. Ведь окружающие интуитивно воспринимают личность в соответствии с ее самооценкой. Поэтому, если человек относится к себе с уважением и принимает свою личность, то его обязательно будут принимать и уважать окружающий социум. Если же человек не любит себя, то и не следует ждать любви от окружающих людей. Ведь когда индивид сам принижает себя в собственных глазах, тогда и другим довольно трудно относиться к нему и думать о нем по-другому.

    Кроме этого, индивидуум с низким самооцениванием будет неосознанно выбирать для себя таких же партнеров по взаимодействию, которые лишний раз будут только такую самооценку подтверждать. Такое поведение идет от того, что каждая личность стремится непроизвольно удостоверить свою самооценку. Такая тенденция для личностей с внутренней неуверенностью, нерешительностью и заниженным самооцениванием является естественной.

    Проблема заниженной самооценки часто сопровождается привычкой постоянно жаловаться на жизнь, обстоятельства, свою беспомощность, невозможность ничего изменить в сложившихся условиях, влечением мысленно называть себя невезучим, плохим, несовершенным и т.д.

    Ощущение чувства жалости к себе происходит от неспособности управлять собственной жизнью. Люди осознанно отдаются на милость окружающих или обстоятельств. Их то и дело толкают в ту или другую сторону. Они позволяют другим расстраивать себя, ранить, ругать, критиковать и злить, поскольку имеют зависимый характер и любят внимание, хотят всем быть хорошими. Часто многие индивиды радуются тому, что они болеют. Ведь в слабости заключается сила – окружающие начинают уделять им до такой степени желанное внимание и всегда готовы услужить.

    Люди склонны обвинять окружающих и жаловаться на них, потому что отказываются взять ответственность за все происходящее с ними на себя. Ведь намного проще переложить вину на окружающих людей или неудачные обстоятельства, чем осознать, что проблема заключается в нем самом. Индивид, который имеет привычку жаловаться окружающим и винить их в собственных неудачах, ощущает себя неполноценной личностью и старается закрепить свое положение, унижая других. Довольно часто индивиды вменяют в вину другим то, что не любят в себе или в чем обвиняют себя. Они рвутся осуждать в окружающих индивидах именно те недостатки и слабости, которые есть в них самих.

    Проблема заниженной самооценки также заключается в акцентировании своего внимания на собственных недостатках. Люди с заниженной самооценкой обычно выглядят следующим образом: понуренная голова, грустная мимика, уголки рта опущены книзу, скованность движений и т.д. Человек с адекватной самооценкой выглядит более расслабленным физически.

    Манера одеваться также свидетельствует об адекватности самооценки. Прическа, одежда, макияж и ухоженность является своеобразной самопрезентацией личности.

    Индивиды с низким уровнем самооценки характеризуются неадекватными реакциями на критику. Любые замечания и высказывания они принимают на свой счет. Нужно понимать, что абсолютно все люди могут совершать ошибки. Обсуждение и разбор ошибок будет конструктивным, если разговор ведется с адекватной личностью. Индивид с низким уровнем самооценки воспринимает разбор ошибок как личное оскорбление, своеобразное свидетельство собственной неполноценности, душевную травму.

    Заниженная самооценка мешает такому человеку отделить свою личность от проблемы, себя от ситуации. Личности, надевающие фальшивые маски, думают, что они хуже окружающих. Стремясь противостоять этому ощущению, они часто бывают фамильярными, хвастливыми, они излишне громко говорят, показательно смеются или пытаются сразить своим материальным благополучием. Такие люди не хотят демонстрировать окружающему обществу подлинное отношение к себе. Искусственные маски предназначаются для прикрытия собственной неуверенности, являются попыткой компенсировать дефицит собственного достоинства.

    Люди с заниженной самооценкой, как правило, характеризуются отсутствием близких друзей. Ощущая неприязнь к собственной личности, они делаются или «одиночками», которые живут отдельно от социума, или придерживаются противоположной манеры поведения и превращаются в агрессивных, напористых, излишне критичных, требовательных людей. Ни одна из перечисленных моделей поведения не содействует дружеским отношениям.

    Заниженная самооценка довольно часто может сопровождаться боязнью совершить ошибку. Постоянно сомневаясь в возможности осуществить то, что от него ждут другие, индивид обычно не делает вообще ничего или может отложить выполнение действий на более длительный срок. Человек отказывается принимать решение, так как считает, что не сможет сделать верный выбор. Результатом заниженной самооценки одного партнера или обоих супругов одновременно может быть развод. В основном распадаются такие союзы, в которых один из партнеров испытывает устойчивую потребность доминировать над супругом, контролировать его или безраздельно им владеть.

    Возникновение неадекватного оценивания самого себя является, на самом деле симбиозом из страхов, чувства вины, обид, стыда, которые чаще всего людьми не осознается.

    Завышенная и заниженная самооценка считаются двумя сторонами одной медали непринятия своей личности. Ведь в случае малейшего неуспеха завышенный уровень самооценки мгновенно трансформируется в заниженный, а в случае успешности – заниженная степень самооценки стремительно переходит в завышенную, таким образом она никогда не бывает адекватной. Поэтому завышенная и заниженная самооценка могут сосуществовать в одной личности.

    Как бороться с заниженной самооценкой? Изначально следует обнаружить причины ее возникновения и переосмыслить их.

    Работа с заниженной самооценкой начинается с осознания собственных преимуществ и изъянов, удостоверения в том, что вы обладаете замечательными качествами и сильными сторонами, которые достойны уважения и высокой оценки. Можно сыграть с самим собой в довольно простую игру, которая заключается в ежедневном свершении трех вещей, которые доставляют вам радость. Нужно начать жить для себя, поэтому следует строить простейшие планы и выполнять их, жить с хорошим настроением, позитивным настроем, чаще улыбаться и регулярно хвалить себя.

    Занижена самооценка, что делать? Для начала нужно полюбить себя со всеми изъянами, ошибками, дефектами и недостатками. Следует постараться понять, что вы, как и любой другой человек, сотканы не только из недостатков, но еще имеете массу достоинств и преимуществ.

    Нужно научиться следить за собой, за своей походкой, манерой поведения и др. Если вы заметили, что шагаете по улице, смотря себе под ноги, то переведите взгляд вперед, нацепите на лицо улыбку, вспомните приятные моменты жизни и смело идите навстречу мечте.

    Как бороться с заниженной самооценкой? Очень просто! Нужно всего лишь начать ценить себя. А для этого дайте себе возможность заниматься тем, к чему у вас лежит душа, начните больше читать. Может нужно сменить работу? Если нет такой возможности, то найдите себе любимое хобби.

    Работа с заниженной самооценкой заключается в самоконтроле и тренировки силы воли. Активный отдых, физические упражнения, ежедневные тренировки, контрастный душ – идеально укрепляют тело и дух.

    Как избавиться от заниженной самооценки? Ответ на этот вопрос лежит в хорошем отношении к окружающим и любви к ближнему. Старайтесь помогать людям, не избегайте просьб о помощи, если можете помочь. Это придаст вам значимости в собственных глазах.

    Измените свои взгляды на окружающий мир и социум. Избавляйтесь от постоянных удручающих мыслей о надобности повышения уровня самооценки. Такие мысли не приведут к хорошему результату. Самое главное правило на пути к адекватному самооцениванию – это вера в самого себя, личный потенциал и собственные силы.

    psihomed.com

    Низкая самооценка у женщин

    Низкая самооценка у женщин

    В современных реалиях женщина давно перестала играть роль покорной хранительницы очага. Все чаще на улицах можно встретить уверенную в себе бизнес-леди, а в каждом выставочном центре проходят личностные тренинги для дам любого возраста. И все же, эволюционно сложилось, что женщина по природе довольно нежное и эмоциональное существо. Любое слово, взгляд или жест могут сильно повлиять на ее самооценку, как в хорошую, так и в плохую сторону.

    Женщины с мужчинами постоянно ведут незримую игру. Обе стороны одновременно пытаются показать свое превосходство, но при этом не могут друг без друга. Извечная борьба привела к тому, что любой представительнице прекрасного пола крайне важно быть привлекательной для мужчин, но в то же время иметь права, мнение и свободу действий. Повышение самооценки у женщины волшебным образом ведет к улучшению качества жизни по всем фронтам.

    Уверенная в себе леди автоматически становиться предметом вожделения у каждого нормального мужчины. Ведь природой заложено, что не только сильный мужчина, но и женщина с внутренним стержнем – эталон сексуальности. В древности вторая половинка с характером была гарантией здорового потомства, сейчас – гарантией счастливой семейной жизни, супружеской верности и активной жизненной позиции. Благодаря консультации в нашем центре психологической помощи, вы узнаете, как полюбить себя и повысить самооценку женщине любого социального статуса, возраста и профессии!

    Наши курсы терапии и практические советы помогли сотням жительниц Тольятти повысить уровень самооценки и уверенности. . Многие клиентки признаются, что уже после первого приема у психолога, их успехи на работе, в личной жизни, в вопросах воспитания детей значительно улучшились. Если вы чувствуете, что ваши неудачи как-то связаны с собственной оценкой, спешите оформить заявку на консультацию. Наши компетентные специалисты точно знают, как повысить самооценку даже в самом запущенном случае!

    Большинство женщин догадываются, что стало триггерным фактором развития их неуверенности в себе, но боятся в этом признаться даже дипломированному специалисту, даже при гарантии конфиденциальности. Между тем, существует огромное количество причин неверия в собственные силы, падения самооценки и уверенности. Даже самый талантливый и опытный психолог не сможет искоренить проблему, если не будет знать ее причин. Ведь от характера раздражителя напрямую зависит методика психотерапии.

    Самооценка женщины может падать по любому поводу, но вот самые распространенные причины неуверенности:

    • Унизительное отношение со стороны второй половинки;
    • Детская травма, связанная с издевательствами сверстников;
    • Постоянные упреки от родителей или других родственников;
    • Наличие большого количества фобий;
    • Пережитый сильный стресс;
    • Серьезная неудача в прошлом, или попытка сделать что-то, не увенчавшаяся успехом;
    • «Падение с Олимпа» — потеря всего после головокружительного успеха;
    • Несчастливые эпизоды отношений с противоположным полом;
    • Пережитое сексуальное насилие;
    • Замечания мужчин, подруг или тренера по поводу проблем фигуры.

    После любой из неприятных жизненных ситуаций, психическое здоровье женщины может пошатнуться и привести к серьезным последствиям. Анорексия, булимия, избыток пластических операций – прямое тому подтверждение. Задача нашего центра – повысить самооценку и уверенность в себе женщине, а не научить ее вредить своему здоровью во благо иллюзорных представлений о себе будущей!

    Мы понимаем, что повышение самооценки у женщины путем отказа от общепринятых стандартов – лишь временная, далеко не всегда правильная и результативная мера. Наоборот, — мы учим женщин жить в любви к самой себе и в радости! Полюбить свою жизнь, здоровье, любовь, благополучие, фигуру, место в обществе, семейное счастье и естественную красоту!

    xn--c1ajbkbpbbduqca7a9h1b.xn--p1ai

    Самооценка человека влияет на его жизнь. Кажется, что от оценки самого себя можно не отталкиваться. Однако именно то, как человек себя воспринимает и во что верит, будет зависеть его благосостояние и счастье. Заниженная самооценка со всеми своими признаками никогда не дает счастья. Причины ее возникновения самые разнообразные. Однако именно их устранение позволяет избавиться от низкой самооценки.

    По-другому заниженную самооценку можно назвать так: «чувство собственного ничтожества» и «комплекс жертвы». Человек по каким-то объективным или необъективным причинам отрицательно себя воспринимает. Он себя не любит, не уважает, не ценит. Что касается личного потенциала, то человеку кажется, что он у него вовсе отсутствует.

    Может ли человек с низкой самооценкой достичь каких-то высот? Нет. Даже имея какие-то цели, он скорее будет превращать их в мечты и желания, нежели прилагать усилия, чтобы их реализовать. Человек, который относится к себе как к ничтожеству, ничего не способному достичь и сделать, не сможет прыгнуть выше головы. Он будет думать, что другие люди более счастливые и удачливые, нежели он. Хотя разница будет заключаться лишь в том, что окружающие пытаются прыгнуть выше проявленных возможностей, а человек с низкой самооценкой будет делать выводы, ничего не предприняв и не сделав.

    Заниженная самооценка находится на первом месте по распространенности. Вокруг каждого живет множество «жертв» и «ничтожеств». Нередко эти люди лишь притворяются таковыми, а на самом деле обладают завышенной самооценкой. Однако позиция жертвы помогает им достигать желаемого. Если есть достижения, значит, речь не идет о низкой самооценке. В этом и заключается разница:

  • При завышенной самооценке человек достигает желаемого, даже если проявляет качества личности с низким самомнением.
  • При заниженной самооценке человек никогда не достигает целей, постоянно страдает и ничему не радуется.
  • Что такое заниженная самооценка?

    Что же такое заниженная самооценка? Это оценивание человеком самого себя с позиции «я ничтожество», «я ничего не могу», «у меня ничего не получится» и т. д. Это отрицательное отношение к самому себе по сравнению с другими людьми, что выражается в формуле «Я-, Другие+».

    Окружающие кажутся более успешными, умными, красивыми и достойными, нежели человек думает сам о себе. Заниженная самооценка берет свое начало с детства, когда воспитанием человека занимаются родители, а проявиться она может в любом возрасте. Сопутствующими качествами, которые развиваются в человеке с заниженной самооценкой, являются:

    1. Неуверенность в себе и личном потенциале.
    2. Конфузливость.
    3. Боязнь получения отказа.
    4. Трусость.
    5. Боязнь не быть принятым в обществе.
    6. Нерешительность.
    7. Отсутствие веры в собственную привлекательность.
    8. Застенчивость.
    9. Зависть.
    10. Чрезмерная обидчивость.
    11. Боязнь показаться смешным.
    12. Неумение защитить себя и свою честь.
    13. Неуважение и нелюбовь к себе.

    Говорить о том, что человек с низкой самооценкой будет достигать успехов, не приходится. Вот почему люди с данным качеством мечтают о том, чтобы повысить самооценку. Говорят, что лучше обладать завышенной самооценкой, нежели заниженной. Конечно, ни одна из крайностей не дает счастья человеку, однако в завышенной самооценке есть одно преимущество перед заниженной – высокомерный человек достигает успехов хоть в чем-то, в то время как человек, считающий себя ничтожеством, никакого счастья не достигает.

    Заниженная самооценка является наиболее распространенной. Это кроется в тех причинах, которые ее формируют, а также в моральных устоях общества, которые пропагандируются.

    Общей чертой завышенной и заниженной самооценок является то, что человек не смотрит на себя реально. Особенностью заниженной самооценки является то, что человек отмечает в себе преимущественно недостатки, в то время как за другими людьми видит исключительно достоинства.

    Человек не оценивается себя адекватно, когда он видит свои достоинства и недостатки. При низкой самооценке он замечает лишь свои недостатки, зачастую их преувеличивая и акцентируя на них внимание. Что же касается достоинств, то они, по мнению человека, возможно, имеются, однако настолько незначительные, что на них не следует обращать внимание.

    Успехов невозможно достичь, отмечая за собой лишь недостатки. Вот почему человек с заниженной самооценкой ничего не достигает. Более того, он настолько зациклен на собственных изъянах и слабых сторонах, что культивирует в себе. Он делает все, чтобы они еще больше проявились.

    Причины заниженной самооценки

    Главными причинами заниженной самооценки являются:

  • Родительское оценивание человека в возрасте, когда он был маленьким.
  • Согласие с мнением окружающих людей как единственной истиной.
  • Заострение внимания на собственных неудачах.
  • Высокий уровень притязаний.
  • Свое зарождение низкая самооценка берет еще с детства, когда ребенок не способен оценивать себя адекватно, поэтому опирается на мнение своих родителей. Значимые для него люди являются Богами, чьему мнению он полностью доверяет. Если родители постоянно критикуют, сравнивают ребенка с другими детьми, указывают на его недостатки, не проявляют любви, говорят о том, в чем он плох, то непременно развивается низкая самооценка. Ребенок начинает считать, что постоянная критика в его адрес и нахождение в нем недостатков – это норма.

    Заниженную самооценку нередко родители формируют, когда возводят других людей в идеал, которому нужно соответствовать ребенку. Малыш должен вести себя так или быть таким, как некие люди, на которых указывают родители. Поскольку даже взрослому человеку трудно быть не собой, другой личностью, возникает конфликт между желаемым и действительным. Ребенок начинает себя критиковать за собственную неспособность быть другим, не собой.

    Заострение внимания на внешних дефектах или болезненности ребенка также может привести к понижению самооценки. Если родители приучают ребенка оценивать себя с позиции того, насколько он красив, имеет много игрушек, здоров, силен и т. д., то любое несоответствие идеалам будет понижать самооценку ребенка.

    Все люди сталкиваются в любом возрасте с критикой окружающих. Если воспринимать ее на веру, как истину и неопровержимую аксиому, то непременно самооценка будет низкой. Окружающим людям привычнее критиковать, нежели восхищаться друг другом. Поэтому нередко самооценка человека будет зависеть от мнения окружающих и чаще всего быть заниженной.

    В развитии заниженной самооценки немалую роль играет то, на чем акцентирует внимание человек. У всех случаются неудачи и проблемы. Однако у тех, кто заостряет на этом внимание, погружается в пучину отчаянья и депрессии из-за возникшей неудачи, формируется заниженная самооценка.

    Более того, к ней приводит еще завышенность требований по отношению к себе. Когда человек хочет достичь высоких результатов за кратчайшие сроки, он непременно сталкивается с трудностями и сложностями, которые в итоге он не способен решить и устранить. Очередная неудача приводит к разочарованию в самом себе, потому что были поставлены слишком высокие требования, непосильные обычному человеку.

    Людей с низкой самооценкой достаточно легко выявить. Они проявляют определенные признаки заниженной самооценки, которыми являются:

  • Негативное отношение к себе: отсутствие любви, уважения, самоценности и пр.
  • Выбор, окружение себя и установление отношений с людьми, которые будут относиться к человеку соответственно его личной самооценки: не любить его, критиковать, унижать и пр.
  • Постоянные жалобы на обстоятельства, жизнь, невозможность что-либо изменить.
  • Обзывание себя слабаком, невезучим и т. д.
  • Вызывание жалости у окружающих.
  • Зависимое поведение от отношения окружающих людей. Его можно ранить, обидеть, испортить настроение и пр.
  • Замечание в других недостатков, которыми сам обладает.
  • Обвинение окружающих в собственных бедах с целью переложить на них ответственность.
  • Стремление быть слабым и больным, чтобы получать от людей то внимание и заботу, которую он не получает, будучи здоровым.
  • Неухоженный внешний вид. Поза и жесты являются нерешительными, замкнутыми, закрытыми.
  • Постоянное нахождение в себе недостатков.
  • Отношение к посторонней критике как к доказательству собственной неполноценности, оскорблению, душевной ране.
  • Отсутствие друзей.
  • Фамильярное, хвастливое, показательное поведение с целью скрыть негативное отношение к себе.
  • Неспособность принять решение.
  • Неспособность выполнить новое действие, поскольку возникает страх перед совершением ошибки.
  • Как избавиться от заниженной самооценки?

    Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, в которые люди впадают. При столкновении с неудачей завышенная самооценка мгновенно падает, а при достижении успеха человек вдруг начинает чувствовать себя всемогущим. Это указывает на нестабильность самооценки, которая не позволит полноценно жить человеку. Как избавиться от заниженной самооценки?

    Можно обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru, а можно самостоятельно справиться с рассматриваемой проблемой. Психологи дают такие советы:

  • Начните отмечать свои достоинства. Побольше акцентируйте внимание на них. Чтобы не перейти к завышенной самооценке, следует видеть свои достоинства и недостатки, нормально относясь к обеим сторонам своей личности.
  • Радовать себя. Начните наконец-то жить в свое удовольствие. Не следует отказываться от своих обязанностей и работы, однако и не нужно отказываться от тех увлечений, которые вам приносят счастье.
  • Полюбите себя. Любовь заключается в принятии себя со всеми сильными и слабыми сторонами. Вы – обычный человек, который может обладать изъянами наряду с достоинствами.
  • Следить за своей внешностью. Не обязательно делать из себя топ-модель или ложиться под скальпель хирурга. Достаточно просто оценить свою естественную, природную внешность и сделать ее привлекательной.
  • Тренируйте силу воли, что можно сделать через занятие спортом, самоконтроль и пр.
  • Смените мышление на позитивный лад. Поменьше погружайтесь в плохие мысли. Они могут у вас возникать, но позвольте и хорошим думам заполонять вашу голову.
  • перейти наверх

    Заниженная самооценка не намного лучше завышенной. Человек постоянно живет в собственных иллюзиях, которые мешают ему адекватно видеть себя и оценивать поведение окружающих. Нередко другие люди этим пользуются, что приводит к печальному итогу, когда человек вновь сталкивается с разочарованиями. Чтобы этого не случилось, необходимо видеть себя в реальном свете и оценивать свой потенциал объективно, принимая все свои достоинства и недостатки наравне.

    psymedcare.ru

    В психологии самооценка ребенка – это возможность малыша самостоятельно дать объективную оценку своим способностям, навыкам, уровню поведения, потенциалу и возможностям. Конечно, оценка малышом себя самого базируется на его реальном положении в социуме и достижениях, однако и от адекватности самооценки напрямую зависит то, настолько успешным будет ребенок.

    Такая особенность характера индивида закладывается в нем еще в младенчестве, приобретает определенные черты в детстве и в дальнейшем влияет на образование единой личности, его притязания, успешность в той или иной сфере, социальную адаптацию. Поэтому задача родителей не просто обеспечить малыша всем необходимым, дать ему воспитание и образование, но также и повлиять на адекватное формирование самооценки будущей личности.

    Самооценка у дошкольников

    Собственно, формирование личности происходит лишь при условии наличия массы разных факторов, которые способствуют ее целостности. Именно к таким факторам относится и самооценка. При этом, она побуждает как взрослого человека, так и малыша соответствовать не только требуемому уровню со стороны социума, но также соответствовать своим личным субъективным представлениям об идеале. Так что адекватная самооценка у дошкольников – это не просто способ увидеть себя со стороны, как можно представить, это более глубокая детерминации и определения места своей личности как целостного субъекта.

    Самооценка также играет роль центрального связывающего звена в системе осознанной саморегуляции любого индивида. Она определяет уровень активности, а также мотивационную направленность особи, ее взаимоотношения с другими индивидами, условиям, социумом в целом. Самооценка важна в образовании сложных психологических внутренних связей. Именно ее адекватный уровень позволяет любому индивиду сохранять свою неизменность вне зависимости от перемен в окружающей среде, условиях обитания и социума.

    В дошкольном старшем возрасте происходит самая основная часть формирования самооценки – ребенок уже осознает себя как единственную личность, задумывается о своем положении, мотивации, месте в обществе подобных себе. Именно поэтому данный возраст больше других нуждается во внимании со стороны воспитателей и родителей, задача которых заключается в возможном оказании помощи ребенку, чтобы он мог сформировать адекватную самооценку.

    Ребенок в этот период. По сути, уже учиться принимать факт собственного существования и всех условий, которые с ним сопряжены. Разумеется, образование полноценной самооценки начинается тогда, когда малыш осознает свои поступки, возможности и поведение наиболее реалистично. В дошкольном же возрасте детям очень свойственно завышать мнение о себе и буквально переоценивать себя. Это связано с тем, что они очень серьезно воспринимают позитивные оценки себя со стороны взрослых, которые являются для них наибольшим авторитетом. Из этого следует, что самооценка ребенка во многом опирается на оценку его личности со стороны взрослого окружения.

    Разумеется, позитивные оценки способностей малыша и его успехов оказывают необходимое стимулирование для создания адекватной самооценки, в то время как негативные отзывы и порицание приведут к ее занижености. Вместе с тем, когда самооценка малыша в процессе формируется и приобретает более стойкие формы, она влияет также на критичность его суждений о мнении со стороны, в том числе и взрослых.

    Разумеется, большое влияние на создание самооценки ребенка также играют и отношение малыша со сверстниками. Фактически ребенок учиться видеть себя самого со стороны, что достигается посредством обмена между ними своими оценочными действиями. Иными словами, развитие возможности оценки себя и личности, поступков и нормы поведения достигается благодаря тому, что малыш учится оценивать критично окружающих, а затем примерять данную оценку на себе. Разумеется, процесс оценки самого себя в значительной мере тяжелее для дошкольника, нежели критичное отношение к сверстникам. К другим детям малыш более строг и объективен, в то время как самооценка в данном возрасте не совсем адекватна и нередко склонна к завышенному уровню.

    Конечно, со временем самооценка устремляется к более адекватному состоянию, ребенок учить быть более реалистом в отношении себя. Но из всего следует вывод, что для формирования нормальной самооценки ребенка очень важна его вовлеченность в то или иное занятие, а также грамотная позитивная оценка со стороны взрослого окружения.

    Самооценка младшего школьника

    Как уже говорилось, функция самооценки является важнейшей частью, влияющей на формирование личности в целом. Она находит свое отражение в любой области деятельности индивида, влияет на его дальнейшее развитие, уровень притязаний, мотивацию, успешность. Для того чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от жизни, то есть ощущение счастья, а также имел приспосабливаемость к преодолению трудностей, он должен обладать положительным мышлением касательно своего потенциала и своих возможностей.

    Разумеется, задача родителей состоит в том, чтобы не просто дать малышу воспитание, но также и помочь ему сформировать такой тип мышления, который положительно скажется на его дальнейших успехах. Самооценка формируется в детстве и в ближайшие годы обладает своеобразной «пластичностью», в связи с этим самооценка младшего школьника наиболее существенно поддается корректировке и это тот самый период жизни, когда имеется возможность исправить возможные погрешности в этом механизме психики.

    Большую часть развития ребенка занимает именно его общение со сверстниками, на что нужно обратить большое внимание. В процессе контакта с подобными себе, ребенок не только формирует стержневые навыки коммуникации, но также формируется первое понимание межличностных взаимоотношений в целом, нравственности и морали в манере поведения. Более того, стоит отметить, что своим местом в коллективе среди сверстников малыши очень дорожат. И это на самом деле не просто так, ведь психологи отмечают, что именно от успешности взаимодействия с другими детьми, во многом зависит и адекватность последующего формирования самооценки ребенка. Тем не менее. важность этого фактора не исключает необходимости участия родителей и воспитателей в правильном «взрослении» будущей личности.

    Интересно также то, что формирование адекватной оценки собственной личности у каждого ребенка развивается индивидуально, однако выделить общие черты можно. В большинстве случаев такие особи обладают определенным авторитетом своих сверстников, при этом им присущ уравновешенный тип характера, наибольшая инициатива в коллективе, общительность, а также богата фантазия. Также они чаще всего обладают тягой к учебе и преуспевают в ней.

    Основное направление развития самооценки в этом возрасте сводится к разделению качеств и их восприятии как отдельных элементов собственной личности. В частности, по мере учебы у детей постепенно меняется отношение к оценкам их успеваемости. С возрастом они все больше связывают их с потребностью ощущения справедливого отношения к своей личности.

    Самооценка у детей и подростков

    Разумеется, самооценка важна в любом возрасте, но, когда ребенок активно взрослеет, ее важность лишь возрастает. Речь идет о том, что самооценка у детей и подростков в большей степени подвержена влиянию из внешней среды, ее так же легко повредить, как и направить в положительное русло. Существуют ли в данном случае какие-то определенные признаки. Критерии, которые позволят определить степень нормы самооценки подростка? Прежде всего вы должны обратить внимание на то, способен ли ваш ребенок объективно оценить свои собственные возможности в той или иной сфере. Адекватная самооценка означает ограниченную критичность оценки, реализм в подходе. К сожалению, далеко не все родители задумываются над вопросом самооценки вообще, так что часто упускают проблемы в данной области из виду, пока не становится слишком поздно.

    Как уже говорилось, в раннем возрасте на ребенка активно воздействует оценка со стороны взрослых. То же самое касается отметок их успеваемости в школе. В более старших классах, на этапе подросткового возраста, приоритет принимают на себя совершенно иные качества: ребенка интересует внешний вид, сила и ловкость, успешность среди сверстников, умение отстоять свои интересы и позиции.

    В этом возрасте весьма важна поддержка со стороны взрослых. Но она должна быть не односторонней и не являться попыткой навязать ребенку правильное мнение. Это должна быть доверительные отношения, во время которых он будет ощущать внимание и уважение к его личному мнению. Не забывайте, что, оказывая какое-либо корректирующее воздействие на самооценку ребенка, стоит быть предельно осторожным. В их возрасте она обладает выраженной полярностью, то есть ребенок нередко ударяется в крайности. Так, например, у подростка-лидера зачастую наблюдается слишком высокое самомнение, а во ту менее популярных ребят – самооценка падает.

    Диагностика самооценки у ребенка

    Методы, с помощью которых современными специалистами осуществляется диагностика самооценки ребенка, условно делаться на малоформализованные, а также формализованные. Это деление следует одному и достаточно простому критерию – уровню изучения состояния самооценки. Так малоформализованными методами являются различные тесты, предложенные варианты опросников, психофизические техники в работе с ребенком.

    Формализованные методы более объективны. Это уже конкретные выполняемые действия, точно следование инструкциям во время изучения самооценки ребенка, и все это может проходить как формально, так и в виде игры, что во многом зависит от возраста ребенка. Такие методики обладают строго заданными шаблонами анализа результатов, наиболее точными показателями, и позволяют сформировать психологический портрет пациента в наиболее сжатые сроки.

    Заниженная самооценка у ребенка

    Конечно, методы исследования самооценки позволяют изучить ее состояние наиболее глубоко, однако в большинстве случаев тот или иной уровень обладает своими критериями, которые заметны внешне и выражаются в поведении ребенка. К тому же, предположить определенное нарушение самооценки может ряд признаков, ставших причиной его развития.

    Например, заниженная самооценка у ребенка может развиться в результате непривлекательной внешности или физических дефектов, задержки в умственном развитии, неуважительного отношения к ребенку со стороны взрослых и более старших детей, агрессия в семье или вообще неблагоприятная, неполноценная семья. Причиной также могут стать регулярные промахи и неудачи на жизненном пути.

    Как повысить самооценку ребенку

    Если вас беспокоит вопрос как повысить самооценку ребенку, то нужно посмотреть сначала на себя. Как уже говорилось, отношение к малышу или подростку со стороны взрослых влияет на образование его дальнейшего самоуважения.

    Научитесь хвалить или порицать свое чадо за какие-то конкретные поступки, а не за те вещи, на которые он повлиять не может, вроде его внешности или каких-то других недостатков, преимуществ. Старайтесь всегда и во всем поддерживать ребенка, относится к нему с уважением. Во время каких-либо неудач обязательно помогайте, но никогда не выполняйте всю работу за него, ведь это сказывается на умении и дисциплинированности ребенка. Всегда помните, что каждое ваше слово и какой-либо момент воспитания влияет на будущее становление личности ребенка.

    psytheater.com