Методика самооценки дошкольника

Методика определения самооценки дошкольника — раздел Педагогика, Педагогика и психология Процедура. Ребенку Предлагается Использовать Лесенку Из Пяти .

Процедура. Ребенку предлагается использовать лесенку из пяти ступенек (методика В.Г. Щур[21])„ где верхняя ступенька — позитивная оценка, а нижняя — негативная. Просят отметить крестиком на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считая, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность «счастья» и частные самооценки — «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый. ). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностых и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружком, звездочкой, крестиком другого цвета т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Активность, находчивость, доброта, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

Эта методика предназначена для самооценки ребенка дошкольника.

Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает ребенка , как он сам себя оценивает и воспринимает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенку самому себе, предоставляются эксперементатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» а также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 баллов. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний,

2-3 балла – низкий, 0-1 балл — очень низкий.

1. Методика определения самооценки дошкольника

allrefs.net

Исследование самооценки дошкольника. Лесенка с.Л. Рубинштейн.

Методика проведения. Ребёнку предъявляют рисунок лесенки из 7 ступеней, с3 ступенью более широкой, и просят определить своё место.

Инструкция: « Если всех детей расставить на ступенях этой лестницы, то на 3 верхних ступеньках окажутся самые хорошие дети: умные, добрые, послушные, сильные – чем выше, тем лучше (показывают «хорошие». «очень хорошие». «самые хорошие»), А на нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие» «очень плохие» «самые плохие»). На средней ступеньке стоят дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя, Объясни почему.?»

После того как ребёнок сделал выбор, его спрашивают: « Ты всегда такой или хотел бы быть таким?»

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватно и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументируя свой выбор,

ссылается на мнение взрослого: « Я хороший и больше никакой, так мама сказала.»

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки, промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него причинами, считает, что оценка взрослых может быть ниже в некоторых случаях по сравнению с его собственной: « Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

3. Обдумав задание , ставит себя на 2 или 3 ступеньку. Объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения; считает, что оценка взрослого такая же или несколько ниже.

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Принятие учебной задачи.

Этот показатель является важнейшим условием успешности усвоения общих способов учебных действий. Принятие учебной задачи (ПЗ) означает, что задача педагога приобрела для учащегося «личностный смысл», стала его собственной задачей. При этом учащийся определяет приемлемый для него уровень достижений в деятельности (будет ли он выполнять эту задачу наилучшим образом, либо ограничится средним уровнем, либо не будет выполнять его совсем) .формируется преимущественная ориентация на скорость (выполнить задание как можно быстрее) либо на качество ( выполнить его как можно точнее, без ошибок).

Тест «Раскрась картинку».

Цель: определяет степень принятия и понимания задания.

Методика проведения: может использоваться групповой метод. Для каждого ребёнка приготавливается два одинаковых контурных рисунка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево – красное, небо – чёрное, солнце – зелёное, облака – коричневые, земля – синяя. Детям предлагают раскрасить картинку по образцу: «Раскрась картинку так же как у меня». После завершения выполнения задания ребёнка спрашивают: «Правильно ты всё сделал? Твоя картинка похожа на мою?

Качество выполнения задания

Характер принятия задачи, балл

1 группа. Дети с заданием справляются полностью. В анализе не просто отвечают, что сделали всё правильно, но и пытаются аргументировать свои слова: «Здесь небо чёрное и у меня – тоже, значит, правильно»

Принимает и понимает задачу.

2 группа. Формально задание выполняется неправильно.

Дети используют цвета, несоответствующие эталону, но, когда взрослый начинает интересоваться каждым предметом отдельно, дети этой группы замечают свои ошибки: «Ой, здесь нужно было рисовать красным!»

Принимает, но не понимает

3 группа. Дети внимательно рассматривают образец, при выполнении задания частично или полностью раскрашивают предметы на картинке, но не в соответствии с эталоном. При оценке своих результатов часто рассуждают о целесообразности так: «Дерево не красное, а зелёное. Как у вас . так не бывает»

Не принимает, но понимает задачу.

4 группа. Дети выполняют задание неправильно, они раскрашивают картинку в те цвета, которые им нравятся, Когда их просят сравнить результат с образцом, они не замечают ошибок, даже, если их спрашивают о каждом предмете в отдельности (А дерево у тебя на рисунке такое же как у меня?) они отвечают утвердительно. иногда даже не взглянув на рисунок.

Не принимает и не понимает задание.

3 балла – высокий результат;

2 балла – средний результат;

1 балл – результат ниже среднего;

0 баллов – низкий результат.

Нежелание выполнять задание взрослого свидетельствует о социальной неготовности ребёнка к школьному обучению. Существует несколько причин этого нежелания:

острое протекание кризиса 7 лет;

отсутствие опыта общения с чужим взрослым, непонимание специфической роли учителя как « человека, который учит», негативный опыт общения со взрослым.

доминирование игровых мотивов, недостаточное развитие способности делать то, что надо, а не то, что хочется;

негативное отношение к школе и учению, высокий уровень школьной тревожности

По результатам исследований 55% детей испытывают эмоциональное неблагополучие.

У 22% детей выявлен устойчивый страх перед школой. Причины этого страха в том, что дошкольники плохо представляют себе. что их ожидает в школе, чем они там будут заниматься. Оказывает влияние и негативный опыт старших детей, обсуждение родителями трудностей обучения в начальной школе.

studfiles.net

Методика определения самооценки дошкольника

Теоретическая и практическая значимость изучении самосознания , включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использовании этой методики для диагностики самооценки ребенка.

Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из 5 ступеней (методика В.Г. Щур), где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Просят отметить крестиком на каждой ступеньке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «Здоровья», «ума», «характера» «счастья», «красоты», «доброты», Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта». (здоровый- больной, умный – глупый, хороший (характер) – плохой, красивый – некрасивый, добрый – злой, счастливый – несчастный).

Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый…) Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначение (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же как он оценил себя или дают более высокую оценку – ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Можно добавлять или изменять названия уровне (например, большой – маленький)

Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.

Методика родительских оценок и притязаний

Анкета позволяет использовать ее для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка.

Специальная таблица отражает результаты оценок и самооценки ребенка.

Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям предлагается оценить по пятибальной системе выраженность у ребенка определенных способностей и психических процессов:

5 баллов – очень высокая

4 балла – высокая

3 балла – средняя

2 балла – низкая

1 балл – очень низкая

0 баллов – отсутствие выраженности.

В конце анкеты оценочные баллы суммируются, анализ суммы и оценок по каждому пункту дает необходимую информацию.

Дошкольное учреждение (номер)______________________

Фамилия, имя ребенка

Названия психических процессов и способностей ребенка

studfiles.net

Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.

Название Вас напрягло?

Их в психологию личности ввел знаменитый психолог Эрик Берн.Он занимался исследованием развития личности человека, изучал причины, которые влияют на формирование того или иного типа личности, той или иной стратегии поведения и того или иного жизненного сценария человека. Э.Берн придумал с одной стороны достаточно простую, а с другой стороны очень точную классификацию типов личности.

«Принцами» он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать, строить планы, ставить цели и успешно их достигать.

« Лягушками» — людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и неспособных достигать успеха.

Причем, по мнению Э.Берна, все люди рождаются « принцами», и лишь потом в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращается в «лягушек».

Достаточно примитивная и не очень оптимистичная теория. Не правда ли?

Но доля истины в ней есть.

Ребенок приходит в мир чистым и свободным. А затем…

Затем в его жизни появляются условия, правила, стереотипы, нормы, законы, носителями которых являются…? Кто?

И из ребенка формируется ЛИЧНОСТЬ!

Так какую все-таки личность формируете ВЫ?

Тогда предлагаю Вам для начала определить уровень развития самооценки Вашего ребенка.

Для изучения самооценки детей используют так называемыепроективные методики, которые не требуют от ребенка высокой концентрации внимания и каких-либо особых усилий, но дают достаточно достоверные результаты.

Проективные тесты — это несложные задания, которые вызывают у ребенка интерес и любопытство.

Для изучения самооценки ребенка профессиональные психологи используют разные психодиагностические методы.

Я Вам предлагаю 3, наиболее популярные методики,которые Вы в состоянии применить самостоятельно.

Каждая из этих методик имеет автора, апробирована и рекомендована для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Вы, кстати, тоже можете пройти эти тесты.

Уверяю, результат может быть любопытным!

Эти методики желательно использовать вместе, тогда можно будет сравнить результаты и сделать соответствующие выводы.

Предлагаю Вам действовать по следующему ПЛАНУ:

1. Познакомьтесь с каждой методикой. Прочитайте инструкцию.

2. Распечатайте изображение, чтобы ребенок мог делать пометки.

3. Приготовьте карандаши или фломастеры.

4. Объясните своими словами задание (но желательно близко к тексту инструкции) и попросите его выполнить.

5. Подбадривайте ребенка во время выполнения заданий, стимулируйте его к работе, но не переусердствуйте, и не сделайте случайно все за него. Если ребенку что-то не понятно, просто повторите ему инструкцию (профессиональные психологи делают только так).

6. Используя ключ каждой методики, проанализируйте результаты.

8. Сделайте выводы.

Ключи к методикам скрыты, чтобы их увидеть просто выделите их курсивом.

РЕЗУЛЬТАТЫ тестирования, и Вы хотите получить мой профессиональный комментарий, то можете оставить свой комментарий по поводу этой статьи здесь >>>

Тема САМООЦЕНКИ, то приглашаю Вас на свой вебинар

P.S. Уважаемые родители! Разрешите украсть еще минутку Вашего внимания и предостеречь!

Сегодня в популярной литературе, периодической и интернет печати можно встретить огромное количество тестов, опросников, диагностик, претендующих на звание психологических.

Использовать их, конечно можно, но исключительно в целях развлечения и удовлетворения любопытства, но ни как не в целях серьезного исследования того или иного качества или свойства личности.

Принимать результат таких тестов за «чистую монету» не стоит.

Знайте, что за каждой серьезной психодиагностической методикой стоит автор – квалифицированный, опытный профессионал, серьезная научная теоретическая база, большое количество времени экспериментальных исследований и несколько десятков, а то и сотен людей на которых эти исследования проводились.

Психодиагностиканаука, как это не странно прозвучит,точная.

Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В.Захаров)

Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)

Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение.

Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешьраскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.

А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твоенастроение и твое положение.

Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться.

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

www.b17.ru

Методика самооценки дошкольника

Ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения со взрослым, а также интенсивное развитие общения с. Однолит ткамы. Общение становится той сферой действительности, которая аккумулирует все психические функции ребенка: его внимание, восприятие, память, мышление, эмоции. Психика и личность ребенка приобретает именно тех качеств, которые необх и дни ей для обеспечения общения со взрослыми и ровесниками. В самосознания появляются те свойства, отражающие роль и место ребенка в общении и позволяют регулировать его. Как подчеркну вал. С. Л. Рубинштейн,»не существует»я»вне отношением к»ты», и не существует самосознания без осознания другого человека как самостоятельного субъекта»[129, с 636]. Дошкольник в процессе общения получает от и. Других значительное количество регулирующих воздействий: оценок, замечаний, одобрений. Впоследствии сама начинает выражать их партнерам. Так у ребенка накапливается информация о том, что ей удалось лучше, что вызвало сх свержению, что — наоборот — делать не стоит. Все более четкими и объемными становятся представления о себе, в частности о своих возможностях. Если в раннем возрасте самоотношение ребенка было преимущественно положительным и. Негно чким в различных ситуациях деятельности, то у дошкольника оно все больше зависит от конкретных успехов в деятельности и меняется чаще. В 3-4 г ребенок только начинает выделять некоторые умения, лич тесные и познавательные черты, так завышает свои возможности в достижении результата, почти не умеет находить ошибки по сравнению с образцом. Стремление взрослого привлечь внимание малыша к его недостаткам с принимается последнее негативно как обобщенная личностная оценка со значением»плохой»При развитого опыта общения ребенок в 5 г знает о своих умениях, имеет некоторое представление о познавательных м ожливости, личностные черты, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 р дошкольник осознает свои физические, личностные и умственные возможности, оценивает их правильнні, особистісні та розумові можливості, оцінює їх правильно.

На основе знаний и мыслей о себе у дошкольника развивается сложный компонент самосознания — самооценка. Она во многом зависит от того, как ребенка оценивает взрослый. Чем точнее и аргументированней оценочная действие взрослого, тем благоприятнее условия формирования самооценки. Оценка взрослого ребенка должна иг. Ават стимулирующую роль, мобилизовать усилия ребенка на получение результата. Заниженные оценки взрослых имеют самые негативные последствия, снижают самостоятельность и инициативность ребенка. Впоследствии сформировано представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в определенной степени противостоять им в случае тормозного их влияния на развитие личности. Старшие дошкольники самостоятельно вм иють анализировать результаты своих действий, отделяют себя от оценки другогоншого.

. Общение со сверстниками начинает играть все более весомую роль в процессе развития самосознания дошкольника. В раннем возрасте ребенок видел во взрослом, прежде всего, партнера, теперь — ребенок ориентируется на взрослого как на образец, которого трудно достичь. Позиция взрослым лого не позволяет ребенку применять для его деятельности оценочных действий время партнера дети начинают видеть в своих ровесниках, между ними возникает обмен оценками, а на их основе развивается способность ь видеть себя со стороны, с позиции другого. Растет значимость оценок сверстников. Формирование способности к оценке товарищей опережает и стимулирует формирование самооценки. К ровесника ребенок требовательна и в ценю его объективно, чем себя. Она находит ошибки и недочеты в работе товарища в то время как аналогичные ошибки у себя не замечает. К концу дошкольного возраста умения оценивать работу ровесника переносятся на собственную деятельностьяльність.

Растет ориентация ребенка на анализ деятельности и ее результатов как основу оценки ровесника. В младших дошкольников взаемооцин-ки более субъективные, определяются эмоциональным отношением друг к другу. Ди идти почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не умеют различать их личностные качества (Т. О. Репина). Положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. В старших дошкольников преобладают позитивные. Наиболее чувствительны к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет, богатый опыт индивидуальной деятельности помогает им критически оценивать действия сверстников [153, с 217, с. 217].

Оценке ровесников подлежат прежде всего те сферы деятельности детей, которые выполняются ими совместно. Первыми дети учатся отличать те свойства товарищей, от которых зависит успешность их спилкув ния и сотрудничества: игровые умения, умения продуктивных видов деятельности, изобретательность, выдумка, способность учитывать предложения товарищей. В оценках сверстников дети учитывают, как они выполняют в имогы взрослых: не бить никого, слушаться воспитательницу, мамму.

На формирование самооценки влияет отношение дошкольника к ровесникам. Выделяют три позиции дошкольника в отношении сверстников

1. Эгоистичный позиция которая заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а ее интересы сосредоточены на предметах, в частности игрушках, из-за которых возникают споры и конфликты

2. Конкурентное позиция проявляется, когда сверстники интересуют ребенка только как средство самоутверждения ради одобрение и поощрение взрослого дошкольник пытается быть послушным, хорошим, никого не кри ивдиты. Оценка других детей неадекватна, потому играет роль своеобразного фона, на котором ребенок стремится показать свои преимуществаги.

3 ребенка с гуманной позицией положительно относится к товарищам, хорошо знает их интересы, настроения и желания, охотно, по собственной инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвал лу, а потому что получает от этого радость и удовлетворение. Гуманная позиция в отношении сверстников наиболее благоприятна для формирования адекватной самооценкики.

На основе опыта оценки товарищей у ребенка формируется самооценка. Характерной для дошкольника является завышенная самооценка, сопровождаемая положительными эмоциями. Преобладание положительных самооценок в дошкиль ьникив играет защитную функцию, предохраняя незрелую личность ребенка от разрушительного воздействия отрицательных эмоцийій.

Стремление к одобрению со стороны взрослых порождает у ребенка хвастовство, желание подчеркнуть наиболее выигрышные свои свойства, привлечь внимание к ним. Младшие дошкольники оценивают себя в абсолютных величинах:»ловкий,»лучше играю в разные игры»Средние дошкольники приписывают высокие оценки наиболее популярным ровесникам, или тем, к кому они относятся лучше. При этом такие оценки даются с учетом ситуации: «сегодня я добрый, потому добрые не пришли в детский сад»У старших дошкольников представления о себе более точное и дифференцированное:»я старательный, но не очень»»я стараюсь, когда составляю домик из кубиков, леплю грибочек»В самооценках возникают ссылки на примеры из поведения:»Я, наверное, не очень умная, умный. Женя — он всегда первый на занят тях соответствуетзумніший. Женя — він завжди перший на заняттях відповідає»

Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижения. Это происходит по нескольким причинам (Р. Х. Шакуров). Приписывая себе определенную черту, ребенок ориентируется, насампере ед, на ее обобщенное положительное оценочное значение»хороший», а не на содержание этого качества. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своем психической жизни и осознать свои свойства. Бывает есть, что потребность в эмоциональной поддержке и одобрении со стороны взрослого настолько обострена, что ребенок приписывает себе те черты, за которые ее похвалятякі її похвалять.

Постепенно у детей возрастает способность мотивировать самооценку, изменяется содержание аргументов. В 4-5 г аргументом самооценки выступает оценка окружающих, прежде всего, взрослых:»я хороший, потому что меня вы ихователька хвалит»В 5-7 г положительную самооценку дети объясняют с точки зрения наличия у себя нравственных качеств:»я хороший, потому делюсь игрушками с другими»Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы с воих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на свои знания и опыт время даже в 6-7 р не все дети могут мотивировать самооценку (Т. О. Репина). Заключение о развитии самооценки у дошкольникавиток самооцінки у дошкільника:

— ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет общение со взрослым, а также интенсивное развитие общения со сверстниками;

— предпосылкой возникновения самооценки является формирование у ребенка представлений о себе на основе информации, поступающей от партнеров по общению;

— ведущую роль в возникновении самооценки играет совместная деятельность и общение с ровесниками;

— самооценка тесно связана с оценкой ребенка взрослым, оценками ребенка по ровесника и ровесника отношении ребенка;

— содержанием взаимооценок и самооценок выступают умения, возможности, свойства детей;

— на протяжении дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, которая служит защитным фактором для незрелой личности ребенка;

— растет объективность, аргументированность, дифференцированность, мотивированность оценок и самооценок

uchebnikionline.com

Методический кабинет

«Изучение самооценки и оценки личностных качеств дошкольников».

«Изучение самооценки и оценки личностных качеств дошкольников».

Исследования самооценки или как узнать, кого Вы воспитываете «Принца» или «Лягушку»?

«Принц» и «лягушка» — всего лишь психологические понятия, которые в психологии личности ввел знаменитый психолог Эрик Берн. Он занимался исследованием личности человека, изучал причины, которые влияют на формирование того или иного типа личности и делил всех людей на «принцев» и «лягушек».

«Принцами»он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать строить планы, ставить цели и успешно достигать.

«Лягушками»— людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и не способных достигать успеха. По мнению Берна, все люди рождаются «принцами» и лишь потом, в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращаются в «лягушек».

Ребёнок приходит в мир чистым и свободным. А затем. В его жизни появляются условия, правила, стереотипы, нормы, законы, носителями которых являются, кто? Правильно – родители. И тогда из ребёнка формируется личность.

Изучение самооценки дошкольников в условиях депривации детско-родительских отношений.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражения им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности общения с взрослыми и сверстниками. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Занижение оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в тоже время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизации семьи ребёнка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представления ребёнка о результатах своих действий. Независимость отношений между матерью и ребёнком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение собственной личности и является основной причиной развития у ребёнка низкой самооценки.

Дети, посещающие детский сад, как правило, активно обращаются к сверстникам по самым разным поводам. При сильном эмоциональном возбуждении они всегда устремляются именно к другому ребёнку, а не к взрослому, взаимодействие детей очень свободное и раскованное.

Методики изучения самооценки дошкольников.

Исследование самооценки – это оценка личностных качеств, возможностей человека.

Методика определения эмоциональной самооценки (автор Захаров).

Представьте, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

Норма для ребёнка 3-4 круга, первый круг завышенная самооценка, далее пятого-заниженная.

www.berezka-rudnogorsk.nilimsk.ru

Особенности самосознания и самооценки дошкольников

Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке , то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация :

• ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

• происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

Начинается осознание себя во времени.

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка

• Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

• Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

• Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

• Происходит обобщение переживаний.

• Возникает внутренняя жизнь ребенка.

• Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.

5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.

6. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.

В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих умений является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение, как фактор формирования лучших качеств личности.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать».вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности. Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление сравнивать себя с другими, оценивать. Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов – оценку ребенка его родными, а также сверстниками.

Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как и понятиями « плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».

Однако большинство детей пяти-семи лет правильно пользуются этими сравнениями, и там, где в своей оценке они могут опереться на конкретный наглядный материал, дети употребляют эти понятия адекватно.

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать эти особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать своих недостатков, отрицательных качеств. Большинство детей оценивает себя с положительной стороны косвенным путем. На прямо поставленные вопросы: «а ты какой? Хороший, умный, плохой? Почему ты так считаешь?» — дети обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». «Я не всегда балуюсь…». «А я могу считать до 10». «Может быть, хороший, не знаю…»

Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся. Если умение более или менее сформировано, то и оценка его будет более правильной, более адекватной. Это относится к умению бегать, прыгать, выполнять обязанности дежурных, рисовать и т.д.

Оставаясь маленьким ребенком, он не утрачивает своей эмоциональности в оценке, которая, как уже говорилось, проявляется в преувеличенной положительной оценке самого себя. Отсюда не делание оказаться последним. В тоже время старший дошкольник довольно объективно знает свои возможности, умения, у него есть известная самокритичность. Такова общая характеристика нормального развития самооценки. Но к сожалению она распространяется не на всех детей. Широко известно что существуют различные индивидуальные варианты в развитии самооценки. Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе. Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе. В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему.

Таким образом, для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.

doshkolnuk.com