Этапы формирования самоконтроля и самооценки

Процесс формирования самоконтроля учащихся

Развитие самооценки и ответственности личности, влияние познавательной мотивации на успешность учебной деятельности. Определение сущности самоконтроля учащихся в психолого-педагогической литературе, основные этапы его формирования в условиях обучения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

— приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных работ с указанием полученных результатов. Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

а) прийти на групповое занятие-консультацию по теме (указывает преподаватель);

б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;

в) взять у преподавателя дополнительное задание для отработки неустойчивого навыка;

г) использовать имеющиеся у преподавателя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);

Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, ученику дается две недели на устранение обнаруженного пробела и проведение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задолженности и учится спрашивать себя: «Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?»

д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя конспекты, учебник. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?»;

— формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предлагать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать индивидуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий.

При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вносить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность.

Преподавателям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования ученика и требует внимания со стороны преподавателя, как и любая другая учебная деятельность.

Анализ состояния теории вопроса и опыта передовых учителей позволил выяснить основные тенденции в решении данной проблемы.

Для успешного формирования способов самоконтроля важно создать у учащихся внутренний мотив его осуществления, отделить способ действия от исполнителя, обеспечить психологический механизм «запуска» самоконтроля. Поэтому первостепенным явилось выявление совокупности способов самоконтроля, которые учащиеся могут использовать и разработка поэтапного формирования у учащихся способов осуществления контроля своих учебных достижений.

Многочисленные факты наблюдения педагогов и психологов свидетельствуют о том, что в педагогической практике выработке у каждого ученика необходимых навыков самоконтроля уделяется крайне недостаточно внимания, а нередко оно просто отсутствует.

В то время как и при отличных знаниях теории и умении применять ее нельзя полностью гарантировать себя от ошибок, и младшие школьники, даже зная как следует контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому они нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю. Без него невозможна как учебная деятельность, так и даже творческая деятельность. Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение.

Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений. Широко начинают использоваться системы развивающего обучения. Например, в рамках системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова формируется теоретическое мышление детей. Но, развивая мышление, нельзя оставить без внимания формирование компонентов учебной деятельности и в частности — самоконтроля. Ребенок не сможет строить логические цепочки и делать правильные выводы, если у него отсутствует контроль своих действий и действий товарищей. Таким образом, целью нашей работы было рассмотреть особенности формирования самоконтроля у учащихся и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.

Кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый учащимися в процессе обучения, впоследствии безусловно пригодится им в их трудовой деятельности, в научном творчестве и в самостоятельной взрослой жизни.

Список использованной литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 2000. — 272 с.

2. Баранников А.В. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования — на основную школу // Начальная школа. — №8. — 2004. — с. 13-15.

3. Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики // Начальная школа. — №9. — 2005. — с. 34-35.

4. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. — СПб.: Союз, 2000. — 159 с.

5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск: Пеленг, 1999. — 114 с.

6. Лукьянова М. Ориентир самостоятельной деятельности // Учитель. — №2. — 2003 март — апрель. — с. 12-14.

7. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. — №11. — 2004. — с. 31-37.

8. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 176 с.

9. Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности // Начальная школа. — №9. — 2005. — с. 10-13.

10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. ? М., 1986.

11. Бодалеа А.А. Психология о личности. ? М., 1988.

12. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.В. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей. // Вопросы психологии. ? 1989. ? №5. ? С. 45-55.

13. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Р-н/Д., 1997.

14. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. ? М., 1995.

15. Петровский В. А. Личность в психологии. — Р-н/Д., 1996.

16. Социальная психология. / Под ред. А. В. Петровского. ? М., 1987

17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ? М., 1996.

18. Юнг К. Конфликты детской души. ? М., 1995.

knowledge.allbest.ru

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Выступление на МО

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальных классов Дубовик Е.В.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Контроль и оценка составляют

основу успешности обучения.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые учитель может использовать на уроках.

— На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

— При изучении букв, в конце урока предлагать детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

— Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах . Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения . Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс — I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.

Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

+ — ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации %

— ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

— ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

— — ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:

— не скупиться на похвалу

— хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

— «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

— ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

— «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

— формула «опять ты НЕ…» — верный способ выращивания неудачника.

— учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки .

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса.

— За безотметочным обучением будущее

— Происходит реальное развитие оценочных умений

— Снижается уровень общей и учебной тревожности

— Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения

— Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

nsportal.ru

Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся 5-6 классов при изучении начального курса географии и биологии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Синицын Игорь Сергеевич, Власова Елена Александровна, Дмитриева Елена Александровна

Ориентация на результаты образования это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Среди метапредметных результатов обучения особое место занимают умения самоконтроля и самооценки , направленные на организацию и становление обучающегося в роли субъекта учебной деятельности. Представленные в статье упражнения , классифицируемые по этапам формирования контрольно-оценочной деятельности ( упражнения для формирования действий самоконтроля и самооценки по результатам работы; упражнения для формирования умения осуществлять планирующий и пооперационный самоконтроль и самооценку ; упражнения умений сопоставлять прогнозируемый и полученный результат) и объекту действия ( упражнения на сопоставление работы с образцом; упражнения на выполнение действий по образцу, по развернутой инструкции; упражнения на осуществление самоконтроля по алгоритму; упражнения на изменение действий с учетом изменившихся условий), разработаны на географическом и биологическом содержании и призваны содействовать стремлению к самоконтролю и самооценке , овладению учащимися приемами самоконтроля и самооценки , принятию и сохранению учебной задачи по самооценке и самоконтролю и самостоятельности в их осуществлении.

Formation of Self-Control and Self-Esteem Skills of 5-6 Form Pupils at Study the Initial Course in Geography and Biology

Results orientation education is a critical component of the structure of the Federal state educational standards of the second generation. In the Federal state educational standard of basic General education there are requirements for the results of mastering basic educational programmes, which are structured according to the key objectives of General education and include subject, metasubject and personal results of training. Among the interdisciplinary learning outcome skills of self-control and self-assessment have a special role aimed at organization and development of the student in the role of the subject of the educational activity. Presented in the paper exercises, classified according to the stages of formation of monitoring and evaluation activities (exercises for shaping the actions of self-monitoring and assessment of the work results; exercises for forming skills to carry out planning and operational self-monitoring and self-evaluation ; exercises of skills to compare the predicted and obtained result) and the object of the action (exercises on matching the sample; exercises to perform actions on the model; detailed instructions; exercises on the implementation of a self-checking algorithm; exercises on the change of the action, given the changed conditions), are developed on a geographical content and promote the desire for self-control and self-assessment, students master the techniques of self-control and self-esteem, acceptance and preservation learning objectives for self-evaluation and self-control and autonomy in their implementation.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Синицын Игорь Сергеевич, Власова Елена Александровна, Дмитриева Елена Александровна,

Текст научной работы на тему «Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся 5-6 классов при изучении начального курса географии и биологии»

И. С. Синицын, Е. А. Власова, Е. А. Дмитриева

Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся 5-6 классов при изучении начального курса географии и биологии

Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Среди метапредметных результатов обучения особое место занимают умения самоконтроля и самооценки, направленные на организацию и становление обучающегося в роли субъекта учебной деятельности. Представленные в статье упражнения, классифицируемые по этапам формирования контрольно-оценочной деятельности (упражнения для формирования действий самоконтроля и самооценки по результатам работы; упражнения для формирования умения осуществлять планирующий и пооперационный самоконтроль и самооценку; упражнения умений сопоставлять прогнозируемый и полученный результат) и объекту действия (упражнения на сопоставление работы с образцом; упражнения на выполнение действий по образцу, по развернутой инструкции; упражнения на осуществление самоконтроля по алгоритму; упражнения на изменение действий с учетом изменившихся условий), разработаны на географическом и биологическом содержании и призваны содействовать стремлению к самоконтролю и самооценке, овладению учащимися приемами самоконтроля и самооценки, принятию и сохранению учебной задачи по самооценке и самоконтролю и самостоятельности в их осуществлении.

Ключевые слова: ФГОС ООО, универсальные учебные действия, упражнение, самоконтроль, самооценка.

I. S. Sinitsyn, E. A. Vlasova, E. A. Dmitrieva

Formation of Self-Control and Self-Esteem Skills of 5-6 Form Pupils at Study the Initial Course in Geography and Biology

Results orientation education is a critical component of the structure of the Federal state educational standards of the second generation. In the Federal state educational standard of basic General education there are requirements for the results of mastering basic educational programmes, which are structured according to the key objectives of General education and include subject, metasubject and personal results of training. Among the interdisciplinary learning outcome skills of self-control and self-assessment have a special role aimed at organization and development of the student in the role of the subject of the educational activity. Presented in the paper exercises, classified according to the stages of formation of monitoring and evaluation activities (exercises for shaping the actions of self-monitoring and assessment of the work results; exercises for forming skills to carry out planning and operational self-monitoring and self-evaluation; exercises of skills to compare the predicted and obtained result) and the object of the action (exercises on matching the sample; exercises to perform actions on the model; detailed instructions; exercises on the implementation of a self-checking algorithm; exercises on the change of the action, given the changed conditions), are developed on a geographical content and promote the desire for self-control and self-assessment, students master the techniques of self-control and self-esteem, acceptance and preservation learning objectives for self-evaluation and self-control and autonomy in their implementation.

Keywords: FGOS OOO, universal learning activities, exercise, self-monitoring, self-evaluation, the initial course in Geography.

Постановка проблемы. Важнейшим образовательным результатом обучения, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО), являются универсальные учебные действия (УУД), под которыми общепринято понимать совокупность обобщенных действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [6]. В составе УУД особое место занимают учебные

действия самоконтроля и самооценки, способствующие организации и становлению обучающегося в роли субъекта учебной деятельности, что, в свою очередь, обусловлено тем, что все учебные действия становятся произвольными и регулируемыми только при наличии самоконтроля и самооценки в структуре учебной деятельности. Вопросы формирования у школьников учебного действия самоконтроля в процессе учебной деятельности рассмотрены в научных исследованиях отечественных педагогов и психологов, а также в работах, посвященных математическому и филоло-

© Синицын И. С., Власова Е. А., Дмитриева Е. А., 2016

гическому образованию, прежде всего, в начальной школе. Вместе с тем приходится констатировать, что недостаточно накоплен опыт в решении данного вопроса применительно к предметным областям «география» и «биология».

Цель исследования — разработка системы упражнений, направленных на формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся 5-6 классов в процессе изучения начального географии и биологии.

Материалы и методы исследования. В настоящем исследовании использовались анализ психологической, педагогической, методической литературы, нормативной документации в области образования, опыта практики по исследуемой проблеме, наблюдение учебного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что под самоконтролем традиционно понимают действия обучающихся, проявляющиеся в осуществлении контроля за результатами собственной деятельности и коррекции ее в процессе выполнения учебных заданий [2, 4, 5]. Также было установлено, что существует множество классификаций действий самоконтроля. Для нашего исследования интерес представляет классификация Л. В. Берцфаи, наиболее соответствующая современным требованиям, предъявляемым к уровню овладения школьниками учебной деятельностью. Согласно этой классификации выделяются три вида самоконтроля: контроль в форме произвольного внимания, используемый при сопоставлении действия с заданным образцом; упреждающий контроль, используемый при отсутствии образца и заключающийся

в соотнесении действия с условиями его выполнения и ожидаемыми результатами; рефлексивный самоконтроль, используемый в случае перестройки способа действия или его создания и представляющий собой систему проб, состоящих в приме-ривании изменяющегося способа действия к новым условиям его выполнения [1].

Самооценка учащегося рассматривается как учебное действие, заключающееся в определении степени усвоения способа решения учебной задачи и умения соотнести полученный результат с целью [2, 3, 5].

Структуру контрольно-оценочной деятельности можно представить следующим образом: выяснение цели деятельности, первоначальное ознакомление с конечным результатом ^ сличение хода работы и достигнутого результата с образцом ^ оценка состояния выполненной работы, установление и анализ допущенных ошибок ^ коррекция работы на основе данных самооценки, внесение усовершенствований [3, 5].

Основой формирования у учащихся учебных действий самоконтроля и самооценки служит система упражнений, под которыми необходимо понимать метод обучения, предполагающий многократное сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых умений [5]. При планировании системы упражнений за основу была взята классификация, предложенная Л. В. Ижойкиной, согласно которой выделяют следующие виды упражнений [5] (см. табл 1):

Виды упражнений на формирование умений самоконтроля и самооценки

Этапы формирования умений самоконтроля и самооценки Объект действия

— упражнения для формирования действий самоконтроля и самооценки по результатам работы; — упражнения для формирования умения осуществлять планирующий и пооперационный самоконтроль и самооценку; — упражнения для формирования умений сопоставлять прогнозируемый и полученный результат; — упражнения для формирования умений сопоставлять прогнозируемый и полученный результат — упражнения на сопоставление работы с образцом; — упражнения на выполнение действий по образцу, по развернутой инструкции; — упражнения на осуществление самоконтроля по алгоритму; — упражнения на изменение действий с учетом изменившихся условия

Рассмотрим примеры упражнений по формированию у учащихся учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении географии и биологии.

Упражнение на сопоставление работы с образцом, на формирование итогового самоконтроля и самооценки

Пример 1. Определи внутренние оболочки Земли и подпиши цифру напротив названия оболочки. _

3 — внешнее ядро,

4 — внутренне ядро

Оцени себя, закрась кружок одним из цветов: красным цветом, если выполнил сам, верно; зеленым цветом, если выполнил сам, но есть ошибки; желтым цветом, если не смог выполнить, но теперь знаешь, как.

Пример 2. Определи компоненты строения клетки растений и подпиши их названия.

Проверь себя: 1 — ядерная оболочка, 2 — ядро, 3 — клеточная стенка, 4 — пора, 5 — клеточная мембрана, 6 — хло-ропласты, 7 — вакуоль, 8 — цитоплазма, 9 — ядрышко_

Упражнение на составление образца действий, на выполнение действий по образцу

Пример 3. Обозначь на схеме части речной системы. Схему № 1 заполни с помощью учебника, закрой ее листом бумаги. Схему № 2 заполни самостоятельно, проверь себя по схеме № 1.

возникли трудности, но теперь я знаю, как

Пример 4. Рисунок № 1 заполни, используя текст учебника, закрой его листом бумаги. Рисунок № 2 заполни самостоятельно и проверь себя.

Оцени себя, закрась кружок с тем результатом, который получен:

Упражнение на сопоставление работы с образцом, на формирование итогового самоконтроля и самооценки, на осуществление парного контроля

Пример 5. Определи, какой объект в какой впадает: Волга, Кама, Каспийское море, Вятка.

Проверь себя: Вятка — Кама — Волга —Кас-пийское море.

Оцени себя — закрась кружок в таблице оценивания одним из цветов: красным, если выполнил правильно; зеленым, если допустил 1-2 ошибки; синим, если допустил более 2 ошибок.

Пусть сосед по парте проверит и оценит твою работу. Проверь и оцени работу товарища, используя образец.

Самооценка Оценка товарища Оценка учителя

Пример 6. Определи уровни организации организма по соподчиненности: ткань, орган, система органов, клетка, организм.

Проверь себя: клетка ^ ткань ^ орган ^ система органов ^ организм.

Оцени себя — закрась кружок в таблице оценивания (см. табл. из примера 5) одним из цветов: красным, если выполнил правильно; зеленым, если допустил 1-2 ошибки; синим, если допустил более 2 ошибок. Пусть сосед по парте проверит и оценит твою работу. Проверь и оцени работу товарища, используя образец.

Упражнения на осуществление самоконтроля по алгоритму

Пример 7. Среди перечисленных горных пород выбери те, которые имеют осадочное происхождение:

1) каменный уголь,

Как ты думаешь, правильно ли выполнил упражнение?

— думаю, что есть ошибки.

Проверь себя: 1, 3, 5.

Оцени себя: выполнил упражнение без ошибок — 5 баллов; допустил 1 ошибку — 4 балла; допустил 2 ошибки — 3 балла; допустил 3-4 ошибки — 2 балла.

Пример 8. Из перечисленных типов тканей выбери ткани животных:

Проверь себя: 2, 4, 6. Для оценки своих знаний используй алгоритм примера 7.

Упражнение на выполнение действий по развернутой инструкции, на формирование пооперационного самоконтроля

Пример 9. Узнай горную породу по описанию. Глубинная порода зернистого строения. Бывает разного цвета, что зависит от окраски его «составных» частей: кварца (белый, бесцветный, ко-

ричневатый), полевого шпата (белый, желтый, розовый) и слюды (белая и черная). Различна и величина зерна. Незаменимый строительный материал.

Проверь себя: гранит.

Опиши горную породу, которую ты встречал в природе или которая тебе хорошо знакома. Опиши так, чтобы ее можно было узнать. Воспользуйся образцом и планом: 1. Какое происхождение она имеет? 2. Какой внешний вид (цвет, форма и т. д.) она имеет? 3. Где используется человеком?

Расскажи соседу по парте, попроси оценить твою работу и оцени его. Оцени по алгоритму: 1. Последовательность описания. 2. Полнота описания. 3. Достоинства, недостатки.

Пример 10. Прочитай текст и определи, о какой жизненной форме растений идет речь. В тропическом лесу повсюду видны лазающие растения. Они обвиваются вокруг стволов, свешиваются с ветвей, перекидываются с дерева на дерево, ползут по земле или лежат на ней спутанными клубками.

Проверь себя: лиана.

Опиши другую жизненную форму растений так, чтобы ее узнали твои одноклассники.

Упражнение на выполнение действий по развернутой инструкции, на формирование прогностической самооценки, на формирование планирующего самоконтроля

Пример 11. С помощью линейки измерь в сантиметрах на карте атласа расстояние между Москвой и Ярославлем -_км; между Москвой и Тверью -_км. Ближе друг к другу города_и_.

Выполняя упражнение, действуй по алгоритму:

1. Прочитай внимательно задания упражнения.

2. Представь результат.

3. Составь план действий: вспомни, как определить по карте расстояние от одного объекта до другого, выполни задание; запиши ответ.

4. Проверь себя: а) уверен, что выполнил задания правильно; б) сомневаюсь, думаю, что есть ошибки.

Упражнение на формирование прогностической самооценки, планирующего контроля, сверку с образцом

Пример 12. Начерти схему мирового круговорота воды в природе. Подпиши основные элементы:

Оцени свои возможности перед выполнением задания, выбрав нужное утверждение: а) я знаю результат, могу выполнить задание; б) я сомневаюсь в выполнении задания, постараюсь выполнить; в) мне нужна помощь в выполнении задания.

Оцени себя: а) задание выполнил верно — 5 баллов; б) задание выполнил верно, воспользовался помощью — 4 балла; в) задание выполнил, есть ошибки — 3 балла; г) задание не выполнил, над темой нужно еще поработать.

Начерти или изобрази схему передвижения веществ по растению. Оцени свои возможности перед выполнением задания, выбрав нужное утверждение: а) я знаю результат, могу выполнить задание; б) я сомневаюсь в выполнении задания, постараюсь выполнить; в) мне нужна помощь в выполнении задания.

Проверь себя: линиями со стрелками вниз изображено движение органических веществ из листьев по всему растению в корень; линиями со стрелками вверх — движение минеральных веществ и воды из корня по всему растению к листьям для испарения влаги.

Пример 14. Расскажи соседу по парте о приборе, который изображен на рисунке, придерживаясь следующего плана: а) Как называется данный прибор? б) Для чего он используется? в) Как устроен этот прибор? г) Как им пользоваться? Если затрудняешься, прочитай еще раз материал учебника. Попроси товарища оценить тебя.

Пример 15. Расскажи соседу по парте о приборе, который изображен на рисунке, придерживаясь следующего плана: а) Как называется данный прибор? б) Для чего он используется? в) Как устроен этот прибор? г) Как им пользоваться?

Если затрудняешься, прочитай еще раз материал учебника. Попроси товарища оценить тебя.

Пример 16. Вставь пропущенные слова: Дневной бриз образуется потому, что суша_Над сушей возникает_Над водоемом давление_Дневной бриз дует с_на_

Оцени себя: а) уверен, что выполнил задания правильно; б) сомневаюсь; в) думаю, что есть ошибки.

Проведи самоконтроль, сравнив свои ответы с ответами на листе контроля. Лист самоконтроля: нагревается быстрее, низкое давление, высокое, с водоема на сушу.

Составь самостоятельно текст про муссон и его возникновение и обменяйся с соседом по парте. Проверь и оцени его.

Пример 17. Вставьте в текст пропущенные слова. Хламидомонада — подвижная одноклеточная_ На переднем конце ее тела расположены

два_ с помощью которых она передвигается.

Снаружи покрыта плотной_, под которой находится бесцветная_ и_. Значительную часть

клетки занимает_, содержащий хлорофилл.

Проведи самоконтроль, сравнив свои ответы с ответами на листе контроля. Лист самоконтроля: водоросль, жгутика, клеточной стенкой, цитоплазма, ядро, хроматофор.

В заключение следует подчеркнуть, что применение подобных упражнений усиливает ответственность учащихся, приучает работать без ошибок, при выявлении — исправлять их; активизирует процесс обучения, пробуждает интерес к занятиям, то есть способствует формированию контрольно-оценочной деятельности.

1. Берцфаи, Л. В. Специфика учебного действия контроля [Текст] / Л. В. Берцфаи // Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 55-61.

2. Большой психологический словарь [Текст] / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М. : Прайм -Еврознак, 2003. — 672 с.

3. Воронцов, А. Б. Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] / А. Б. Воронцов // Первое сентября. — 2011. — № 13. -С. 16-19.

4. Дергунова, Н. М. Методика самоконтроля учебных действий учащихся при изучении химии в основной школе [Текст] : дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. М. Дергунова. — СПб., 2009. — 200 с.

5. Ижойкина, Л. В. Самоконтроль и самооценка учебных действий школьников при организации урока окружающего мира [Текст] / Л. В. Ижойкина // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 24-27.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / под ред.

A. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.

1. Bercfai, L. V. Specifika uchebnogo dejstvija kontrolja [Tekst] / L. V. Bercfai // Voprosy psihologii. -1979. — № 4. — S. 55-61.

2. Bol'shoj psihologicheskij slovar' [Tekst] / pod. red.

B. G. Meshheijakova, V. P. Zinchenko. — M. : Prajm-Evroznak, 2003. — 672 s.

3. Voroncov, A. B. Podhody k organizacii kontrol'no-ocenochnoj dejatel'nosti shkoly v uslovijah perehoda na Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart ob-shhego obrazovanija [Tekst] / A. B. Voroncov // Pervoe sentjabrja. — 2011. — № 13. — S. 16-19.

4. Dergunova, N. M. Metodika samokontrolja uchebnyh dejstvij uchashhihsja pri izuchenii himii v os-novnoj shkole [Tekst] : dis. . kand. ped. nauk: 13.00.02 / N. M. Dergunova. — SPb., 2009. — 200 s.

5. Izhojkina, L. V. Samokontrol' i samoocenka uchebnyh dejstvij shkol'nikov pri organizacii uroka okru-zhajushhego mira [Tekst] / L. V. Izhojkina // Nachal'naja shkola. — 2013. — № 10. — S. 24-27.

6. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v os-novnoj shkole: ot dejstvija k mysli. Sistema zadanij [Tekst] : posobie dlja uchitelja / pod red. A. G. Asmolova. — M. : Prosveshhenie, 2010. — 159 s.

cyberleninka.ru

Этапы формирования самоконтроля и самооценки

Контроль и оценка составляют

основу успешности обучения.

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. Особое внимание этим навыкам уделено в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. «Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, — что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения

В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые я использую на уроках.

— При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

— Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

— Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали — прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано кнга, а ребёнок читает книга).

— Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу.

— Игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

— «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

Математика. Работа с таблицами устного счёта. Детям раздают таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10. Примеры могут повторяться). Учитель даёт 2 минуты для решения. Дети в тетрадь записывают только ответы. По истечение времени учитель диктует ответы, дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков. Во -первых ребёнок отрабатывает скорость счёта, во-вторых контролирует изменения, в –третьих автоматически заучивает таблицу.

— Решение задач разным способом.

— Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют.

— Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

Обучение грамоте. Главным критерием обученности в 1 классе является навык чтения. Начиная с 1 класса учитель регулярно проверяет технику чтения, в частности темп за 1 минуту. Я детям называю норму чтения к концу определённого этапа и предлагаю 1 раз в неделю проводить самоконтроль чтения. (Привлекаем родителей для помощи в контроле времени) Предварительно мы выполняем такую работу в классе, чтобы научиться. Дети записывают свои результаты и сравнивают каждый последующий раз с предыдущим. Контрольная проверка учителем покажет насколько правильно и правдиво ребёнок записывал результаты. «Словомер»

— Повторное чтение. Учитель даёт детям определённое время, например 2 мин. В течение которого они будут читать текст. Когда учитель говорит «стоп», дети карандашом отмечают, до какого слова дочитали. На следующем уроке читают тот же текст сначала, за тот же промежуток времени. Сравнивают больше или меньше успели прочитать. Так несколько уроков. (Известно, что знакомый текст читать легче, следовательно, даже слабочитающие дети будут видеть собственный рост).

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к с учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Я предпочитаю словесную самооценку. –Как ты работал на уроке? –За что ты можешь себя похвалить? – Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

Метод самоконтроля основан на способности человека к самонаблюдению, самооценке и самоконтролю. Чаще всего проблемное поведение, при котором применяется самоконтроль, возникает в результате противоречия кратковременных и долговременных последствий. Например, кратковременные последствия приема алкоголя преимущественно положительные, долговременные же — отрицательны. Методика самоконтроля позволяет (хотя бы частично) выровнять силу кратковременных и долговременных последствий и избавиться от вредных привычек или приобрести привычки полезные (в долговременном их измерении).

Использование самоконтроля в поведенческой психокоррекции предполагает, что сама коррекция становится процессом, выходящим за рамки учебных занятий. Эта особенность метода самоконтроля еще раз подчеркивает необходимость активного участия подростка в процессе психологической коррекции.

Методика самоконтроля последовательно включает несколько этапов.

(1) Анализ проблемы и определение целевого поведения

На этом этапе в процессе тщательного поведенческого анализа определяется конкретное ошибочное поведение, которое должно быть устранено, и поведение, при выполнении которого цель самоконтроля будет считаться достигнутой. Если при некоторых нарушениях (например, привычке грызть ногти или курении) определить целевое и ошибочное поведение — дело простое, то в иных случаях первый этап самоконтроля может потребовать значительных усилий и времени. Скажем, за фразой «Я излишне агрессивна с мужчинами и отпугиваю их своей активностью» может скрываться целый ряд особенностей поведения, связанных с очень трудно конкретизируемыми стимулами. К примеру, привычка подшучивать над внешним видом тех мужчин, которые нравятся, и прилюдно давать самой себе негативные оценки — эти привычки уже в большей степени позволили бы выстроить программу самоконтроля.

(2) Анализ стимулов

На этом этапе детально анализируется ситуация, в которой срабатывает ошибочное поведение, или ситуация, препятствующая целевому поведению. От точности такого рода анализа в существенной мере зависит успех всей программы самоконтроля. Ключевое значение в этом анализе имеют стимулы, предшествующие появлению (или непоявлению) поведения. Если употреблению алкоголя всегда предшествует получение наличных денег, а в компании близкой подружки трудно удержаться от агрессии и драки, то это — те стимулы, которые должны контролироваться и анализироваться на следующем этапе — этапе разработки программы самоконтроля.

(3) Разработка программы самоконтроля.

К этому этапу мы должны иметь четкое описание целевого (или ошибочного) поведения и знать стимулы, которые тормозят целевое и запускают ошибочное поведение. Это знание поможет составить план самоконтроля, включающий в той или иной комбинации три важнейших его механизма: самоподкрепление, самонаказание и контроль стимулов.

Контроль стимулов представляет собой третий компонент программ самоконтроля. Предшествующий анализ часто позволяет обнаружить вполне конкретные материальные или нематериальные стимулы, «запускающие» ошибочное поведение или препятствующие целевому. Часто эти стимулы вполне может контролировать сам клиент, например, реже встречаясь с друзьями, любящими выпить, или курящими подружками. Четкое определение стимулов, которых следует избегать или которые нужно переструктурировать — это тоже одна из частей программы самоконтроля.

Сфера применения программ самоконтроля довольно широка. В первую очередь здесь нужно назвать переедание, курение, алкоголизм и иные формы зависимостей, вспыльчивость и, наоборот — тревожность, проблемы с концентрацией на работе или учебе, специфические симптоматические нарушения типа тиков, навязчивых действий.

psihologn.org

Из опыта работы: «Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках истории и обществознания».

МБОУ «Средняя школа № 68» г. Дзержинск

Подготовила: Артюшина Л. В.

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках истории и обществознания.

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр . А.де Сент-Экзюпер

Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его «хозяином” своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

С введением ФГОС , введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить.

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль). Приемы взаимоконтроля.

3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

Контроль уровня владения знаниями, умениями, способами действий определяется как процедура получения информации об учебной деятельности и ее результатах. Оценка уровня владения знаниями, умениями, способами действий понимается как процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Отметка – результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение.

В школе принята следующая система оценивания знаний, умений и навыков обучающихся: бальная 5(отлично), 4(хорошо), 3(удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), качественная «зачтено», «не зачтено».

Самооценка – компонент деятельности, не связанный с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, т.е. самостоятельное соотношение достигнутых результатов с планируемыми целями.

Начиная с первой четверти этого учебного года в своей деятельности я использую индивидуально-ориентированную систему обучения (ИОСО) , пока только с учащимися с индивидуальной формой обучения. Главным результатом своей деятельности я считаю развитие у учащегося самостоятельности, рефлексии, способности оценивать по критериям, формирование набора ключевых компетенций. При этом качество образования (оценки “хорошо” и “отлично”) при этой технологии будут возрастать. Каждый ученик получает индивидуально ориентированный учебный план (ИОУП), в котором отражены его письменные и устные задания. В этом случае, даже если ученик болеет, либо пропускает школу по другим причинам, он в любом случае не выпадает из процесса обучения, а возвращается и сдаёт темы, точно знает домашнее задание. А самое главное, он определяет уровень, ведь обязательными являются задания на “3”, а дальше на выбор ученика. Уровень психологического комфорта на таких занятиях повышается за счёт того, что ученик не боится получить отрицательную оценку. ведь он всегда может вернуться и переделать задания прошлых уроков во время работы по индивидуально ориентированным учебным планам ( ИОУПам).

ИОУП по Истории Отечества ученика (цы) 8 класса ________________________________________

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг.

Заполнить таблицу “Дней Александровых прекрасное начало”

infourok.ru