План по теме самооценка и её виды

Технологическая карта урока по теме "Линейная функция"; 7 класс

  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу
  • — подписать опорный лист

    (см. далее приложение)

    Настраиваются на учебную деятельность (на столе ученика учебник, рабочая тетрадь, пенал, опорный лист, цветные карандаши)

    Обучающиеся подписывают опорный лист

    -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

    -формулирование собственных ожиданий

    Разминка. Игра «Верю или не верю»

    — что объединяет эти вопросы?

    — чем мы будем заниматься на уроке?

    Обучающиеся отвечают самостоятельно на вопросы в опорных листах

    В конце игры отмечают в своей работе те вопросы, на которые они не смогли ответить или сомневаются.

    Обучающиеся формулируют тему урока и ставят цель урока. Записывают тему урока в опорный лист

    -слушать и понимать речь других;

    уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    — владеть диалогической формой речи.

    -давайте совместно составим план работы на уроке для достижения поставленной цели :

    1. Повторить теоретический материал

    2. Решение практических задач

    3. Создаём страничку учебника

    Обучающиеся совместно с учителем выстраивают этапы урока.

    На доске появляются листы с названиями этапов урока

    — активизация имевшихся ранее знаний

  • умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу
  • дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания
  • — формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

    — формирование умения обобщать

    • формирование умения находить ответы на вопросы
    • — формирование компетенции в общении

      — формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

      — первый этап нашего плана – это ответы на теоретические вопросы

      Обучающиеся работают с опорными листами.

      Отвечают на вопросы, договариваются друг с другом: кто задает вопрос, а кто отвечает (работают в парах)

      Отвечают по парам

      -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

      формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

      -формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

      V Применение знаний и умений в новой ситуации

      Организует работу по закреплению полученных знаний к выполнению заданий.

      — вам сейчас предстоит выполнить практическую работу на опорных листах;

      — работаете совместно с соседом по парте; можно проконсультироваться у консультантов класса.

      Правильность выполнения задания осуществляется путем рассказа одного учащегося у доски. Через документ-камеру проецируется его работа. Остальные учащиеся проверяют и себя и его.

      Обучающиеся работают на опорных листах.

      Один учащийся выходит к доске, через документ-камеру проецируется его работа; обучающийся рассказывает ход решения задачи.

      Анализируют и сравнивают свою работу. Исправляют ошибки.

      Проверяют ответы с эталоном.

      применение на практике полученных знаний и последующее повторение

      умение отличать верно выполненное задание от неверного;

      — осуществлять контроль и самоконтроль, коррекцию

      — умение структурировать знания

    • выбор наиболее эффективных способов решения задач
    • построение логической цепи рассуждений
    • VI. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

      инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

      Из учебника № 1164 (построить графики линейных функций, образующие четырёхугольник),

      № 1091(задать формулой линейную функцию),

      № 1112 (а) (выяснить, пересекаются ли графики линейных функций) или

      Приготовить карточку однокласснику по теме «Линейная функция» (включить два теоретических вопроса и четыре практических задания)

      Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник и слушают комментарии учителя.

      — развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

      VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

      — Ребята, вот теперь вы сможете ответить на те вопросы, которые возникли у вас в начале урока в ходе игры «Верю или не верю»?

      Посмотрите, можете уже некоторые вопросы зачеркнуть.

      — Давайте вместе проверим вашу работу и оценим её.

      Оцените свою работу. Критерии :

      Верно ответили на 8 вопросов – «5»

      Учащиеся работают со своей карточкой, сверяют свои ответы с эталоном.

      Исправляют и оценивают свою работу.

      • умение отличать верно выполненное задание от неверного;
      • осуществлять контроль и самоконтроль, коррекцию, оценку.
      • уметь осуществлять анализ учебного материала
      • — умение слушать и понимать речь других

        рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока

      • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
      • фиксация оценки
      • Учащимся предлагается выбрать свой девиз урока из предложенного списка или придумать свой девиз

      • Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.
      • Вместе возьмемся, всего добьемся.
      • Знания только тогда улучшаются, когда проявляешь терпение.
      • Лучшее образование – самообразование.
      • Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща.
      • Не надо бояться задач, пусть лучше они боятся вас.
      • Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся.
      • Умеешь сам – научи другого.
      • Хочешь альпинистом стать – иди в гору. Хочешь грамотным быть – учись думать и мыслить.

      — ученики называют «ключевые» слова урока

      Обучающиеся предлагают свои варианты девиза урока

    • оценка и самооценка учебной деятельности
    • обобщение и систематизация знаний
    • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
    • Формируемые способы деятельности:

    • формирование умений полно и точно выражать свои мысли
    • Полный текст материала Технологическая карта урока по теме "Линейная функция"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.

      pedsovet.su

      План урока по экономике на тему «Безработица и её виды. Последствия безработицы.» (7 класс)

      Урок экономики с использованием ИКТ:

      «Безработица и её виды». 7 класс.

      Гарина Анфиса Викторовна. Учитель экономики.

      Тип урока: комбинированный.

      Форма проведения: урок – практикум.

      Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа;

      Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации;

      Практические – решение упражнений, выполнение заданий.

      Цель урока: повторить структуру населения в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве ; познакомить учащихся с видами безработицы и её причинами; развивать умение определять статус лица в составе населения, вид безработицы, умение решать задачи по безработице; воспитывать социальную адаптацию учащихся к жизни в современном обществе.

      Приложение 1. Безработица. Виды безработицы.

      Приложение 2 . Карточки для учащихся.

      Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы с заданием 2 и 3 ( Приложение 3и4 );

      «Безработица и её виды».

      “ Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не нашлось работы. ”

      «Истинное сокровище людей – умение трудиться». Эзоп.

      Необходимое оборудование и материалы:

      учебник «Экономика» И. В. Липсиц

      I .Организационный момент.

      Объявление темы урока и цели урока.

      Учитель: Здравствуйте!

      Тема нашего сегодня урока – «Безработица и её виды». Слайд 1.

      Сегодня мы с вами повторим структуру населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве, познакомимся с видами безработицы и её причинами и выполним задания по этой теме.

      Запишите тему урока в тетрадях.

      II . Повторение изученного материала.

      Учитель: В Конституции РФ в статье 37 говорится: «1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

      2.Принудительный труд запрещён». Слайд 2.

      Учитель: в командной экономической системе безработица отсутствует, но может наблюдаться Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает часть своей нормальной оплаты, так как трудится неполный рабочий день.

      В рыночной экономической системе безработица всегда присутствует.

      Учитель: Давайте повторим понятия, которые мы изучили на том уроке. Дать понятию определение: Население страны, Рабочая сила, Занятые, Безработные, Выбывшие. Слайд 4.

      Безработица положение в экономике, когда часть трудоспособного населения не может найти себе работу. Слайд 5.

      Учитель: А сейчас выполним задание. Слайд 6.

      Кто из перечисленных граждан является безработным?

      а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности; (безработный)

      б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза; (выбывший)

      в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости; (безработный)

      г)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности (безработный).

      III . Работа над новым материалом.

      1.Объяснение нового материала.

      Рассказ учителя с показом слайдов.

      Учитель: безработица бывает четырех видов – фрикционная, структурная, циклическая и сезонная. Слайд 7.

      Каждый вид безработицы имеет свои особенности и причины.

      Особенность: работу ищут уже готовые специалисты с определённым уровнем профессиональной готовности и квалификации.

      Причины: 1. Неосведомлённость людей, несовершенство информации.

      2. Факторы, снижающие мобильность рабочей силы.

      3. Особенности национального характера и образа жизни.

      Особенность: связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу.

      Причины: НТП ( научно – технический прогресс).

      Структурная безработица – явление естественное и неизбежное.

      Особенность: общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.

      Причина: низкий спрос на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах.

      Связана с сезонными работами.

      Например: кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.

      1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.

      Учитель: чтобы решать задачи по этой теме мы познакомимся с формулами

      Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила ) х 100%

      Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила ) х 100%

      ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.

      Полная занятость = рабочая сила х ( 1 — ЕНБ ) Слайд 12.

      IV . Закрепление материала.

      1.Задание: стр. 35 -36 (устно) рабочая тетрадь 7 класс.

      2.Задание. Определить тип безработицы. Приложение № 3.

      3.Задание: Нужно определить статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве. ( Индивидуальные карточки. Приложение 4).

      V . Подведение итогов урока. Выставление отметок.

      Домашнее задание: Учить виды безработицы (карточка), стр.36-37 текущий счет в тетради письменно.

      Приложение № 1. Безработица. Виды безработицы .

      1. Трудоспособный возраст. 2. Отсутствие у человека постоянного заработка. 3. Доказанное стремление человека найти работу.

      Выбывшие из состава рабочей силы – лица трудоспособного возраста; потенциально имеющие возможность работать, но по каким – либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, инвалиды, студенты дневных отделений.

      Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила) ? 100%

      Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила) ? 100%

      ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.

      Полная занятость = рабочая сила ? (1 — ЕНБ)

      Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно — технический прогресс).

      Вызывается спадом деловой активности в экономике страны.

      Закон Артура Оукена: если фактическая безработица превышает естественный её уровень на 1%, то производство сокращается на 2,5%.

      Приложение № 2. Виды безработицы.

      Связана с поисками и ожиданием работы.

      Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.

      Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.

      Приложение№3. Задания по безработице. (Савицкая Е. В. Стр. 229).

      Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные.

      1. Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.

      2. В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.

      3. Медсестра Нина Касторкина, которая переехала из Рязани жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.

      4. В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9, 7%; в разгар « Великой депрессии» 1933 года безработица достигла 25%.

      5. Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из – за изобретения специальных станков для изготовления бутылок.

      Задача. (Савицкая Е. В. Стр. 225).

      В стране Синеглазии в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых. 1. Определите численность рабочей силы в Синеглазии, уровень безработицы и уровень занятости.

      2. В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0, 5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.

      3. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из – за того, что они имели карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в Синеглазии в сентябре. Задача. (Савицкая Е. В. Стр. 243).

      В стране Какофонии насчитывается 76 млн. человек в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. человек не работают и не ищут работу (это – домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и бездомные бродяги).В стране Какофонии 4 млн. 600 тысяч человек безработных и 1 млн. человек работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день. Определите уровень безработицы в стране Какофонии

      Приложение №4. Задание (Е. В. Савицкая, стр.221.)

      Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве.

      1. Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности (безработный).

      2. Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики (выбившая).

      3. Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня (занятый).

      4. Слесарь, уволенный с предприятия «Красный богатырь» из – за сокращения числа рабочих мест и отчаявшись найти работу, прекративший её поиски (безработный).

      5. Шахтёр, который по состоянию здоровья больше не может работать (выбивший).

      6.Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом вузе на вечернем отделении (занятая).

      7. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать (выбывшая).

      8. Женщина – домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье (выбывшая).

      9. Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск (занятая).

      10. Женщина, ожидающая ребёнка, которая уволилась с работы (выбывшая).

      11. Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет (не входит в состав рабочей силы).

      12. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в государственную службу занятости (безработный).

      13. Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии (занятый).

      14. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре (занятая).

      15.Медсестра Нина Касторкина, работавшая в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну московских поликлиник (безработная).

      Задача (Е. В. Савицкая, стр.223-224).

      Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 года составила 73 млн. человек, а к концу 1996 года – 72,7 млн. человек. Количество занятых в экономике на конец 1995 года составило 67 млн. человек, а на конец 1996 года – 65,9 млн. человек.

      1. Определите количество безработных в составе рабочей силы в России на конец 1995 и 1996 годов.

      2. Определите уровень занятости в России на конец 1995и 1996 годов.

      3.Определите уровень безработицы в России на конец 1995 и 1996 годов

      infourok.ru

      План занятия: «Конкуренция. Её виды»

      «КАНЕВСКОЙ аГРАРНО технологический КОЛЛЕДЖ»

      План урока по дисциплине

      План урока подготовил

      урока в перспективно-тематическом плане: № _______

      Тип урока: комбинированный

      Количество аудиторных часов, отведенных на изучение темы в соответствии с рабочей программой: 2 ауд.ч. (по 45 мин)

      План урока одного аудиторного часа:

      Орг. момент. (2 мин)

      Актуализация знаний. Проверка домашнего задания устный опрос по пройденным темам. (7 мин)

      Изучение нового материала. (27 мин.) через: лекцию преподавателя, выполнение студентами упражнений на определение видов денежных средств, функции денег.

      Закрепление изученного. Выявление степени усвоения материала. (3 мин.) через: формулирование тематических определений, вопросов по схеме студент-студент, выражение личного отношения к деньгам.

      Объяснение домашнего задания (3 мин)

      Итог урока. Комментарий по оценкам. (5 мин)

      *При изучение темы в соответствии с рабочей программой на 2 аудиторных часа (по 45 мин), д/з и итог урока в конце 2 аудиторного часа.

      Цели учебного занятия:

      — изучение и усвоение теоритического материала по теме

      — применение терминов при изучении материала. Применение педагогических технологий адаптивного обучения через разнообразные виды контроля (студент — студент, преподаватель – студент, группа – группа).

      — воспитание профессиональной этики;

      — воспитание профессионально важных качеств: профессионального долга, исполнительности и т.д.;

      1) специальное оборудование:

      1) информационно-развивающие: объяснение и самостоятельная работа с учебным материалом

      2) проблемно-поисковые: учебная дискуссия в работе с малыми группами

      3) репродуктивные методы: воспроизведение изученного материала, выполнение заданий

      4) творческо-репродуктивные: подготовить реферат по теме урока.

      В ходе урока применяются с овременные педагогические технологии в сочетании с использованием информационных и коммуникационных технологий:

      — Метод проектов – реализуется непосредственно в мультимедийной презентации.

      — Дифференцированный подход к обучению реализован с использованием опроса-тестирования в ходе презентации.

      — Здоровье сберегающие технологии — предполагается физ. пауза (тренинг глаз-смотрим далеко в окно, и смена мест студентами)

      Критерии к уровню освоения содержания занятия по теме:

      В результате изучения данного материала студент должен

      — о будущей сфере деятельности;

      — о нравственно-духовных аспектах деятельности.

      — основные понятия по данной теме

      — работать в группе;

      — формулировать и излагать свои мысли по теме занятия

      — анализировать и обобщать полученную информацию.

      — навыками совместной работы в команде;

      — навыками публичного выступления и отстаивания своей точки зрения

      Межпредметные связи: Финансы и валютно-обменные операции, экономика, культурология, социология, этикет.

      Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: _____________________________________________________________________

      Тема: «Конкуренция и монополия»

      Основные модели рынка

      Стратегии конкурентной борьбы

      Понятие рыночной конкуренции.

      1. Основные модели рынка

      Совершенная конкуренция. По числу продавцов и типу прода ваемого товара в экономике различают четыре модели рынка : совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию (табл. 6.1). Это избавляет от необходимости исследовать каждую конкретную отрасль, что невыполнимо из-за их большего числа.

      При совершенной конкуренции очень большое число (тысячи!) фирм производят стандартизированную, т.е. однородную продукцию (например, зерно, картошку). Из этого следует, что неценовая конкуренция на основе различий в качестве, рекламе отсутствует. Вследствие того, что фирм очень много, следует, что каждая производит незначительную часть от общего объема

      Табл ица 6.1 Характеристики основных моделей рынка

      Контроль над ценой

      Монополисти ческая конкуренция

      Некоторый в узких

      Сравнитель но легкие

      Стандартизи рованный или дифференцированный

      Значитель ный при тайном сговоре

      Есть сущест венные препятствия

      продукции. Даже сократив свой объем напо ловину, фирма никак не повлияет на цену. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции отдельная фирма вынуждена согласиться с ценой, приспосабливаться к ней, а не диктовать ее.Отраслевой спрос описывается ниспадающей кривой спроса . На практике совершенная конкуренция не существует, но есть отрасли, более всего похожие на эту модель рынка, например, фермерское сельское хозяйство или фондовая биржа. Изучают совершенную конкуренцию потому, что это простейшая модель рынка. И, что еще важнее, потому, что совершенная конкуренция — образец эффективности.

      Небольшой фирме, чтобы выжить, нужно уложиться со всеми своими затратами так, чтобы они не превысили цены (Р), которая от фирмы не зависит (см. рис. 6.1). Это обстоятельство экономисты называют производственной эффективностью.

      Еще одним важным свойством совершенной конкуренции является эффективность в использовании ресурсов. Предположим, что из-за повышения спроса на товар на отраслевом рынке повысилась его цена. Тогда у фирмы появляется дополнительная прибыль. Это позволяет «переманить» ресурсы из других отраслей и расширить производство. Расширение отрасли закончится, когда цена товара сравняется со стоимостью альтернативных товаров, от которых общество отказалось ради увеличения производства данного товара. Таким образом, высокоэффективное распределение ресурсов при совершенной конкуренции достигается потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. А «невидимая рука» рынка организует частные интересы продавцов по направлениям, которые соответствуют интересам общества в целом.

      Эти положительные свойства совершенной конкуренции сопровождаются и рядом недостатков. Так, совершенная конкуренция не занимается созданием общественных благ. При этой модели рынка сложно добиться концентрации ресурсов для реализации достижений научно-технического прогресса, так как научные исследования и новые технологии требуют вложений, непосильных для небольших компаний. Наконец, совершенная конкуренция не может учесть всего широкого диапазона потребительских вкусов, для нее характернее стандартизированный продукт.

      Монополистическая конкуренция. Большинство реально суще ствующих отраслей занимают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией. Часто имеет место монополистическая конкуренция, т.е. ситуация, когда в отрасли десятки фирм, производящих дифференцированный продукт. Примерами монополистической конкуренции являются легкая и пищевая промышленность, книгоиздание, парикмахерские, химчистки, бензозаправочные станции. Дифференциация продукта может выражаться в различных формах:

      продукты могут различаться качеством;

      продукт может продаваться в различных местах (в центральном магазине или в палатке на окраине);

      • наконец, могут быть разными торговые марки и реклама.

      Монополистической конкуренции свойственны недостатки. Поскольку эта модель рынка в состоянии обеспечить объем производства фирмы, меньший, чем могло быть при совершенной конкуренции, имеет место неполная загрузка производственных мощностей. Эти избыточные производственные мощности являются своего рода «платой» за дифференциацию продукта. Кроме того, цена за продукт фирмы, работающей в условиях монополи десятки фирм, производящих дифференцированный продукт. Примерами монополистической конкуренции являются легкая и пищевая промышленность, книгоиздание, парикмахерские, химчистки, бензозаправочные станции. Дифференциация продукта может выражаться в различных формах:

      могут отличаться услуги, связанные с продажей продукта;

      Все перечисленное — это неценовые факторы. Таким образом,

      при монополистической конкуренции конкурируют не только цены, но и такие неценовые факторы, как качество, условия продажи, марки, реклама.

      При монополистической конкуренции существуют десятки фирм, каждая из них обладает небольшой долей рынка и поэтому ее контроль над ценой ограничен. С другой стороны, так как фирм много, тайный сговор между ними, с целью завысить цены, практически маловероятен. Принимая решение об изменении цены, фирма может не принимать в расчет реакцию конкурентов. Вступление в отрасль, являющуюся монополистической конкуренцией, относительно легкое, так как требующийся капитал для начала дела невелик.

      Итак, монополистическая конкуренция — это отрасль, состоящая из относительно большого числа фирм, производящих дифференцированные продукты, не вступая между собой в тайные союзы.

      В условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта, чем произвела бы его конкурентная фирма (т.е. работающая в условиях совершенной конкуренции), а цена выше, чем при совершенной конкуренции. Фирма, работающая в такой отрасли в течение короткого периода времени, может иметь как прибыль, так и убыток. В первом случае в отрасль устремятся другие фирмы, желая также получать прибыль. В результате спрос на продукт данной фирмы снизится и прибыль из-за «набежавших» конкурентов будет сведена к нулю. А если фирма несет убыток, начинается отток из отрасли наиболее «нетерпеливых» компаний, спрос на товар данной фирмы повысится и убыток ликвидируется.

      Монополистической конкуренции свойственны недостатки. Поскольку эта модель рынка в состоянии обеспечить объем производства фирмы, меньший, чем могло быть при совершенной конкуренции, имеет место неполная загрузка производственных мощностей. Эти избыточные производственные мощности являются своего рода «платой» за дифференциацию продукта. Кроме того, цена за продукт фирмы, работающей в условиях монополи стической конкуренции, выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

      Оба эти недостатка перекрываются важнейшим достоинством монополистической конкуренции: именно этот тип рыночной структуры создает громадное разнообразие продуктов и услуг, удовлетворяющих самые разные потребительские вкусы.

      Олигополия. Если монополистическая конкуренция — ситуация, когда «много конкуренции и мало монополии», то олигополи я — противоположный случай. В этой структуре рынка небольшое число крупных фирм (как правило, менее 10) производят большую часть продукции отрасли. Причем продукт олигополии может быть и стандартизированным (сталь, алюминий, спирт), и дифференцированным (автомобили, сигареты).

      Еще одна характерная черта олигополии состоит в том, что в такую отрасль трудно вступить. Причинами являются: эффект от роста масштабов производства, в соответствии с которым издержки и цены гигантов ниже, чем у небольших фирм; владение патентом, собственность на источники сырья, громадные расходы на рекламу.

      Присущей только олигополии является всеобщая зависимость фирм друг от друга. Подобно тому, как шахматист должен учиты вать возможные ходы соперника, ол и го пол ист должен просчиты вать реакцию конкурентов на свои действия. На практике замечено, что олигополист редко меняет цены и объемы производства своего товара, чтобы не вызывать ценовой войны со стороны конкурентов.

      Под термином «ценовая война» понимают постепенное снижение уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополи-стического рынка. В результате ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. К несчастью для\ потребителей, ценовые войны в настоящее время бывают довольно редко. Чаще олигополисты пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно следят за каждым их шагом.

      В случае, если олигополисты заключают между собой негласное соглашение об одинаковых ценах с целью получения максимальной прибыли, имеет место так называемый «тайный сговор». В результате него олигополия превращается в монополию с ее монопольными ценами. Для общества это еще менее желательно, чем существование явной монополии, потому что монополия регулируется со стороны государства, а олигополия с «тайным сговором» не попадает под такое регулирование. Рано или поздно высокий уровень цен и прибылей привлекает внимание властей, занимающихся антимонопольным законодательством.

      В современном мире чаще всего наблюдается практика лидерства в ценах. Самая крупная или самая технически оснащенная компания отрасли (например выплавка стали, производство бен зина и др.) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, прибыльность хотя и не максимальна, но выше средней.

      В последние годы у экономистов получил признание новый подход к анализу конкурентной борьбы фирм, при этом используется терминология, с помощью которой описываются конкурентные отношения живых существ в биологии. Это позволяет точнее описать исключительно сложную картину взаимодействия фирм в реальной экономической жизни.

      Монополия. Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях других типов рыночных структур. Если не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции (см. табл. 6.1), имеет место несовершенная конкуренция. Крайним случаем несовершенной конкуренции является абсолютная монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, проще говоря понятия «фирма» и «отрасль» совпадают . Другая характерная черта монополии состоит в том, что покупатель должен либо покупать товар у монополиста, либо обходиться без него.

      В отличие от современной конкуренции, когда фирма соглашается с ценой, монополист диктует цену. Тот факт, что монополист не имеет конкурентов, объясняется существованием барьеров на пути вступления в отрасль. Оно заблокировано.

      Примерами монополий могут служить электрические и газовые компании, профессиональные спортивные лиги. Причем монополия — это не обязательно гигант, так, местный банк или кинотеатр в небольшом городке могут быть монополистами. Классическим примером монополии в мировом масштабе является алмазный синдикат «Де Бирс», контролирующий почти 85 % мирового предложения алмазов.

      Главный барьер на пути вступления в отрасль — эффект от роста масштабов производства. Суть его состоит в том, что при больших объемах производства затраты, приходящиеся на одно изделие, меньше, чем они были бы у небольшого предприятия. Следовательно, цены на продукцию крупных компаний ниже, чем у небольших предприятий. Это преимущество позволяет гигантам выигрывать в конкурентной борьбе с небольшими и малыми компаниями.

      Помимо эффекта от роста масштабов производства в роли барьеров на пути вступления в отрасль могут выступать патенты и лицензии. Патент может обеспечить изобретателю монопольное положение, а прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательские разработки для последующего патентования новинок. Вступление в отрасль может быть ограничено государством путем лицензий.

      В некоторых случаях государство может и себе выдать лицензию и создать государственную монополию (так, продажа алкогольных напитков в СССР была монополией государства; так обстоит дело с продажей алкоголя в некоторых штатах США сейчас). Монополия может опираться на исключительное право на какой-либо ресурс. Уже упоминавшаяся компания «Де Бирс» потому является монополистом, что ей принадлежат крупнейшие алмазные рудники по всему миру. Нечестная конкуренция, например, неоправданное издержками снижение цен, переманивание персонала, давление на поставщиков ресурсов и банки с целью заставить отказать конкурентам — это способ устранения конкурентов, хотя и.незаконный, но все еще используемый в мире.

      Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, а на цену повлиять не может, монополист может не только определять объем производства, но и назначить цену.

      Существуют некоторые устоявшиеся мнения по поводу поведения монополистов. Одно из них состоит в том, что будто бы монопольные цены — это самые высокие из всех возможных цен. Это заблуждение. На самом деле монополист стремится к наибольшей прибыли от всего объема производства, а не к завышению цен. Рост цен ограничен спросом на продукцию данной компании. Другое заблуждение состоит в том, что монополист будто бы стремится к максимизации прибыли, приходящейся на единицу продукции. И это не так. Монополист выбирает такой объем, при котором вся сумма прибыли максимальна. Экономисты используют термин «монопольная власть», понимая под этим отношение прибыли ко всей выручке компании. Таким образом, высокие прибыли — безусловный признак монополии.

      Для характеристики монопольной власти используют и показатель концентрации рынка. Он тем больше, чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, и значит, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.

      Главным экономическим последствием существования монополии является то, что объем производства, назначаемый монополистом, ниже, чем был бы при совершенной конкуренции, а монопольная цена выше, чем конкурентная. Из этого следует, что в случае монополии ресурсы распределяются неэффективно.

      Наихудшим для потребления случаем является монополия, использующая ценовую дискриминацию, которая состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам в зависимости от их платежеспособности.

      Для того, чтобы могла осуществляться ценовая дискриминация, необходимо выполнение ряда условий:

      продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, что обеспечивает ему контроль над производством и ценами;

      продавец способен сегментировать рынок, т.е. разбить покупателей на разные группы, различающиеся способностью платить за товар;

      первоначальный покупатель не может затем перепродать товар дороже.

      Цены, назначаемые монополистом, могут различаться в зависимости от качества товара, объема покупки (оптовым покупателям делаются скидки), дохода покупателя, времени покупки (день или ночь; конец сезона или его разгар). Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия в ценах никак не связаны с издержками по созданию товара. Ценовая дискриминация кажется на первый взгляд нетипичным явлением, но в реальной жизни она встречается очень часто: размерная стоимость билетов в кино на дневные и вечерние сеансы; разная плата за электроэнергию населения и промышленных предприятий; различная стоимость билетов в музей для студентов, взрослых, пенсионеров и иностранцев.

      Цель ценовой дискриминации — получение дополнительной прибыли монополистом. В целом ряде отраслей конкуренция не осуществима или затруднена (так, никому не придет в голову ввести в квартиру два газопровода от двух конкурирующих компа ний). Такие отрасли называются естественными монополиями. Что бы уменьшить негативные последствия для общества от их деятельности, государство ее регулирует: устанавливает стандарты качества товара (например, частоту тока 50 Гц), определяет сферу деятельности и назначает цену на продукт монополии на уровне средних издержек (такую цену называют ценой, обеспечивающей справедливую прибыль). Известны случаи в мировой практике, когда во главе комиссий, занимавшихся установлением цен для естественных монополий, становились представители компаний-монополистов; конечно, контролировать самих себя у них получалось наилучшим образом.

      В результате регулирования естественных монополий потребители получают большее количество продукта и по цене, меньшей, чем монопольная.

      Существует точка зрения, согласно которой монополия предпочтительнее конкурирующих фирм с точки зрения применения новинок научно-технического прогресса (НТП), так как финансовые возможности монополии выше. Но возникает сомнение: а есть ли желание у монополиста реализовывать достижения НТП? Ведь конкурентов нет, стремиться превзойти по техническому уровню некого. Это ослабляет стимулы к нововведениям.

      Безусловным является одно: более высокая цена позволяет монополии иметь значительные прибыли. А учитывая, что акционерный капитал монополии сконцентрирован у небольшой части общества, владельцы монополии обогащаются за счет остального общества.

      Борьба с монополизмом в нашей стране осложняется тем, что в отличие от стране устоявшейся рыночной историей, где монополии возникали в результате побед в конкурентной борьбе, отечественные монополии в СССР создавались сознательно. Принцип был простой: если вся страна — единый завод, то зачем иметь два одинаковых цеха?

      Для ослабления негативного влияния монополий на жизнь общества в странах с развитой рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Первые антимонопольные законы принимались более 100 лет назад. Так, закон Шермана (США, 1890) объявлял монополизацию рынка преступлением и вводил за это санкции. Но потребовалось более 20 лет, чтобы уточ нить основные понятия и создать орган, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства. Более поздние законы устанавливают границы (по величине индекса отраслевой концентрации), превышение которых грозит монополизацией.

      Российское антимонопольное законодательство начало создаваться с началом рыночных реформ и учитывает опыт других рыночных экономик.

      2. Стратегии конкурентной борьбы

      Типы стратегий. Существует, по меньшей мере, четыре основ ных типа стратегии конкурентной борьбы. Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, не так как другие, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка. Соответствующие этим стратегиям типы компаний получили названия: виоленты, пати-енты, коммутанты и эксплеренты.

      Виолентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства товаров или услуг. Три важнейшие разновидности фирм-виолентов получили запоминающиеся названия: «гордые львы», «могучие слоны», «неповоротливые бегемоты». Источник силы этих компаний в том, что такое производство можно наладить с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, виоленты используют преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сбытовой сетью и крупными рекламными компаниями.

      Стратегия виолентов проста: опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, вытесняя с него конкурентов. Товар этих фирм привлекает покупателя сравнительной дешевизной и добротностью. Настоящее время — не лучшее для наших отечественных виолентов, к числу которых относится большинство крупных российских промышленных предприятий. Мощное, производительное оборудование — их главный козырь, но только, если оборудование загружено. Крупные предприятия — костяк экономики России и от выработки ими эффективной рыночной стратегии во многом зависит будущее нашей

      Патиентная стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычайной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей. Сила компании-патиента в том, что ее изделия становятся незаменимыми для соответствующей группы клиентов, ценящих дорогие и высококачественные товары, а не стандартную продукцию. Компания-патиент сосредотачивает усилия на продукции, пользующейся узким спросом. Делает это она потому, что хочет уклониться от прямой конкуренции с гигантами. Не случайно компании-патиенты принято называть «хитрыми лисами» экономики; они приносят на рынок разнообразие, спасают экономику от обезличивающего гнета стандарта.

      Для нашей страны патиентная стратегия имеет особое значение. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для тех сферы деятельности. Многие наши бывшие оборонные производства, обладающие хорошим оборудованием, классными специалистами и опытом мелкосерийного производства, вполне могут превратиться в фирмы-патиенты и добиться успеха.

      Коммутантную стратегию выполняют бесчисленные мелкие предприятия, создаваемые каждый раз для конкретного случая. Эти фирмы получили название «серые мыши» экономики; им почти все равно, чем заниматься, лишь бы получать прибыль. Они выполняют роль соединительной ткани экономики. Именно ком- мутантная стратегия преобладает в деятельности новых отечествен ных фирм; многие из них начинали как производственные кооперативы, затем торговали компьютерами и т.д. До сих пор любое изменение таможенных пошлин порождает массовую смену рода деятельности таких фирм. С точки зрения экономики в целом роль фирм-коммутантов вполне положительна потому, что они выполняют работу там, где другие предприятия (более крупные, например) неэффективны.

      Эксплерентная стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых товаров и услуг. Главное преимущество фирм-эксплерентов связано с оперативным внедрением нововведений. Не случайно эти фирмы называют «первыми ласточками». Там, где компания-виолент не станет рисковать с непроверенными про жектами, «компания-ласточка» (больше похожая на группу энтузиастов нового направления) пойдет на риск. Интересно, что в 85 % случаях такие компании заканчивают банкротством, но если выпадает успех, то это громадная финансовая удача. Все крупнейшие научно-технические достижения в мире сделаны компания-ми-эксплерентами. Конечно, их мало и в мире, и у нас. Но перспективы развития этого типа фирм в России, славящейся своим научным потенциалом, огромны.

      В мире компаний маленькая фирма, верно избравшая свою линию поведения, может пробиться к вершинам пирамиды бизнеса. Отправной точкой развития только что организованной компании служит состояние — «серой мыши» экономики. Если компания окажется гибкой, то постепенно накопит капитал и станет увеличиваться в размерах. Здесь ее ждет первая опасность, так как механическое увеличение размеров без соответствующего изменения стратегии ведет к краху. Чтобы выжить, «мышь-переросток» должна вовремя превратиться в «хитрую лису», т.е. специализированную компанию-патиента. Если фирма научится делать что-либо лучше других, то ей будут не страшны конкуренты.

      «Компания-лиса» растет и занимает все большую часть своего рыночного сегмента. Вторая опасность для фирмы — это ограни ченность избранной рыночной ниши. Чтобы продолжить рост, надо вторгнуться в сферу массового производства. Такой переход может оказаться благополучным, если выбранная специализация оказалась очень перспективной (как у фирмы «Даймлер-Бенц», специализирующейся на выпуске автомобилей высокого качества). В этом случае «хитрая лиса» превращается в «гордого льва», т.е. в компанию-виолент, удовлетворяющую своей продукцией быстро растущий спрос на какую-то массовую разновидность товаров или услуг.

      Однако к состоянию «гордого льва» есть и другой путь: рискованный и мало кому покоряющийся путь прорывного научно-тех нического прогресса. В случае успеха компания оказывается на волне динамично растущего спроса (так произошло с компанией «Эппл» благодаря изобретению персонального компьютера).

      Динамичное состояние «гордого льва» постепенно сменяется ролью «могучего слона». Наступает насыщение рынка. Чтобы не стать заложником единственного товара, фирма старается проникнуть во все новые сферы. Положение могучего слона очень устойчиво, оно может длиться десятилетиями. Но возможно и неблагоприятное развитие событий: превращение в «неповоротливого бегемота». Это происходит, если сохранив гигантские размеры, фирма обрастает второстепенными производствами, становится малоуправляемой, утрачивает динамизм, а с ними прибыльность. Картина меняется еле заметно; это может длиться десятилетиями. Но принципиальных выходов из этой ситуации два:

      либо избавление от неэффективных производств путем их ликвидации или распродажи и возвращение к стадии «могучего слона», либо поглощение более удачливыми конкурентами, т.е. завершение истории фирмы.

      Современная российская рыночная экономика рождается из социалистического хозяйства СССР, для которого было характерно наличие всех рассмотренных типов фирм за исключением компаний-эксплерентов. Лидировали фирмы-гиганты.

      К достижениям советских фирм-виолентов можно отнести: индустриализацию в 30-е гг., формирование военной экономики в 1941 — 1945 гг., создание ракетной техники и ядерного оружия; создание в СССР общества массового потребления (так, в 1960 г. телевизоры имели 8 % семей, а в 1975 г. уже 74 %). Успехи можно объяснить тем, что приоритетные задачи и ставились, и поддерживались государством. Характерно, что все успехи достигнуты были в критические моменты истории, а вот в обычной, спокойной обстановке советские компании выпускали устаревшую, некачественную продукцию. Это была не вина фирм-виолентов, а беда всей экономики, не создавшей сообщества разных типов фирм, приспособленных к удовлетворению разных потребностей.

      Маленькие предприятия в СССР были, но они подчинялись общим правилам. Это были гиганты в миниатюре; они не были ориентированы на гибкое удовлетворение потребностей. Срывы поставки так называемой «мелочевки» объяснялись неэффективностью производства стандартной продукции на небольших предприятиях.

      Отсутствие в советской экономике компаний-эксплерентов сдерживало технический прогресс (хотя по целому ряду позиций мы лидировали в мире). Вот только два примера. В СССР была впервые разработана «сухая» технология производства цемента. По ней к 1987 г. у нас в стране производилось 18 % всего цемента, в Японии 78 %, США — 58 %. Очень похожая картина была в металлургии с непрерывной разливкой стали. Отставание объяснялось отсутствием в стране рискованного бизнеса по реализации нововведений. Крупным компаниям риск противопоказан, а фирм-«ла-сточек» не было.

      Похожая ситуация в СССР была с компаниями-патиентами. Специализированных предприятий, которые бы изготавливали продукт, отличающийся от аналогичных, не было. Специализация понималась как сосредоточение производства значительной части (или даже всего) объема выпуска на одном предприятии (так, Бакинский завод кондиционеров считался специализированным предприятием).

      Преобладание крупных предприятий над всеми другими типами фирм вело к объединению советского товарного рынка. Покупатель был вынужден покупать то немногое, что ему предлага лось. Предприятию нечего было бояться, незачем было бороться за потребителя.

      Реформирование отечественной экономики в направлении создания рыночных отношений привело к тому, что конкуренция стала одним из решающих факторов развития каждого предприятия. Устойчивым развитие нашей экономики станет тогда, когда в ней найдут свое место и свой стиль поведения фирмы всех известных стратегий поведения.

      Более подробное рассмотрение каждой стратегии начнем с гигантов.

      Преимущества и недостатки крупных фирм.

      Принято ругать крупные фирмы, но, составляя не более 1 — 2 % от общего числа фирм США, Западной Европы или Японии, они создают от ‘/ 3 Д° ‘/ 2 валового национального продукта (ВНП), производимого в этих центрах мировой экономики.

      Спрос на стандартные товары концентрируется вокруг некоторого типичного для данного момента времени и данного общества уровня качества и, соответственно, цены. Выпуская товары с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента товаров удовлетворить существенную часть всего платежеспособного спроса. Именно это и открывает объективную возможность массового выпуска стандартных продуктов. Ведь если бы пришлось в небольшом количестве изготавливать продукты с сильно отличающимися свойствами, смысла в организации крупного производства не было бы.

      Из истории рыночных экономик известно, что, как только отрасль превращалась в олигополию, т.е. сообщество нескольких крупных компаний, происходило резкое увеличение производительности, а следом за этим и снижение цен. Так было, когда Рокфеллер создал гигантский нефтяной трест в XIX в. и цена керосина снизилась в 6 раз всего за 6 лет. Или в начале XX в. лидер немецкой химической промышленности концерн «Байер» сумел снизить цену 1 кг анилиновых красителей с 200 до 9 марок. Как известно, в основе этого роста производительности лежит известная экономия на масштабах производства. Суть ее в том, что с ростом размеров предприятия издержки производства единицы продукции снижаются. Происходит это до некоторого оптимального размера предприятия.

      Одна из причин сокращения издержек состоит в том, что более производительное оборудование стоит недешево и купить его под силу только крупной фирме. Использование дорогого оборудования экономически эффективно только в том случае, если оно загружено полностью, а не простаивает. Другая причина снижения издержек — специализация персонала. У крупной фирмы есть возможность нанимать на работу специалистов в узких обла стях, а не поручать одному работнику несколько разных обязанностей.

      Наконец, еще одна причина снижения издержек — возможность совместного производства нескольких товаров. Часто побочное производство по своим масштабам столь велико, что позволяет создать новый продукт. Так, крупные скотобойни в Дании позволили создать производство инсулина потому, что это вещество получают из поджелудочной железы домашних животных. Дешевое сырье, да еще в больших количествах, дало толчок новому производству.

      Экономия на масштабах производства сменяется ростом издержек. Это явление получило название «отрицательного эффекта от роста объема производства». Происходит это из-за того, что на слишком больших предприятиях возникают так называемые «узкие места», когда основные операции начинают тормозиться вспомогательными, не поспевающими за ростом производства на главных технологических линиях. Производство становится неповоротливым, не способным реагировать на изменение рыночной

      Тем не менее, гигантские фирмы все же существуют. Это объясняется известным экономическим законом: разные виды издержек по-разному изменяются с ростом объема производства. Принято подразделять затраты на производство на переменные, связанные с производством данного экземпляра изделия и растущие с числом экземпляров, и постоянные, связанные с производством всех товаров данного вида (например, арендная плата за землю не меняется из-за того, увеличил ли завод объем производства или остановился совсем). Большинство постоянных издержек неизменны только в краткосрочном периоде. Если же меняются производственные мощности, то постоянные издержки растут, поэтому точнее их называют условно-постоянными.

      В отличие от условно-постоянных многие издержки по созданию и продвижению на рынок стандартных товаров не растут даже в долгосрочном периоде. Их называют безусловно-постоянными. Это, например, вознаграждение, которое получил изобретатель новой технологии или автор книги. Чем больше выпускается товаров, тем ниже может быть его цена, а, следовательно, сам товар конкурентоспособнее. При этом в отличие от классического механизма экономии на масштабах производства, экономия на снижении безусловно-постоянных издержек не имеет ограничения: чем больше фирма, тем эти издержки ниже.

      Итак, безусловно-постоянные издержки — это один из плюсов гигантизма.

      Другим преимуществом громадных компаний является их возможность финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Только огромные объемы производства могут окупить миллиардные вложения в разработку нового поколения техники.

      Крупным компаниям по силам значительные расходы на рекламу. Известно, что ее воздействие на человека во многом объясняется законами психологии, а не экономики. Чтобы рекламное объявление оказало воздействие на потенциального покупателя, оно должно «достать» его определенное число раз, значит, экономить на этом небольшой компании нельзя. И, следовательно, более крупной фирме реклама в расчете на одного покупателя обходится дешевле.

      Все сказанное о научно-исследовательских разработках и рекламе относится и к финансированию сбыта. Широкая сбытовая сеть не по силам небольшой фирме из-за громадных постоянных издержек.

      Все перечисленные составляющие издержек могут действовать не только порознь, но и вместе. Они являются основой могущества фирмы-виолента, но именно они же могут разорить фирму в случае снижения объемов производства: если эти затраты не будут распределяться на огромные объемы выпускаемой продукции, то груз постоянных издержек сделает продукцию компании-вио-лента неконкурентоспособной.

      Среди причин, по которым продукт компании-виолента может привлечь покупателя, выделяют целый ряд стимулов: опираясь на низкие издержки, крупная фирма может: устанавливать низкие цены; повышать качество товара (ведь такие же средства, которые тратятся на удешевление товара, компания может израсходовать на повышение качества, что повысит его конкурентоспособность). Например, малолитражный автомобиль «Фольксваген-гольф» — дорогой, но высокие надежность и удобство эксплуатации позволяют считать цену умеренной. Именно поэтому в Европе уже не первое десятилетие это самый продаваемый автомобиль.

      Компания-виолент, производящая стандартный товар, казалось бы из-за недостаточной широты ассортимента может потерять покупателей. Этого не происходит потому, что покупателю предлагается оптимальная пропорция ценовых, качественных и других характеристик наиболее популярных разновидностей това ра. В итоге потребитель покупает не совсем тот товар, который ему нужен, но делает это добровольно, привлеченный мощными стимулами, созданными для него крупным производителем.

      Итак, часть покупателей фирмы-виолента это неустойчивая масса потребителей, и если компания начнет подобно монополисту диктовать свою волю, эти покупатели будут потеряны для нее.

      В этом случае товары данной фирмы приобретут те, кого устраи вает их качество (зона А) и часть тех, кого оно не устраивает, зато привлекает цена (зона В).

      Если производитель повысит цену выше среднего уровня (рис. 6.3), то этого производителя покинут те, кому товар стал слишком дорог (зона А А), а также те, кто выбрал этот товар только из-за цены (зона АВ), т.е. предприятие потеряет непропорционально много покупателей. Примерно те же последствия ждут фирму, если она ухудшит сервис, сократит ассортимент. Поэтому фирма-виолент ведет себя не как монополист (изначально враждебный потребителям), а как компания, максимально учитывающая запросы массового потребителя. Этим и можно объяснить огромные вложения фирм-виолентов в производство, науку, рекламу.

      Пирамида компаний. Факты свидетельствуют о том, что на вер шине пирамиды компаний находится одна фирма. Фирма вторая по величине (объему производства или занимаемой доле рынка) уступает лидеру приблизительно в 2 раза. Точные соотношения, например в США, такие: в автомобилестроении лидер крупнее, чем фирма 2, в 1,5 раза; в нефтяной промышленности в 1,7 раза; в химической в 2 раза; в электронике в 4 раза; в производстве компьютеров в 5 раз. Еще сильнее отстают от лидера все последующие фирмы. Наоборот, чем дальше от вершины пирамиды, тем меньше разница в размерах ближайших по величине фирм. Из этого факта следует, что рейтинг фирм, которые «ютятся» у основания пирамиды компаний, очень подвижен, то одна, то другая вырываются вперед.

      У нас в стране действуют фирмы, чья мощь выдерживает самое жесткое интернациональное сравнение. Две наши компании РАО ЕЭС и РАО Газпром имеют больший оборот (почти по

      18 млрд долл.), чем такие гиганты, как «Кока-Кола», «Ксерокс», «Локхид». Если оценивать оборот продукции Газпрома в мировых ценах, то он превосходит все американские фирмы, кроме пяти самых крупных. (Конечно плохо, что из 20 крупнейших наших фирм 18 действуют в сырьевом секторе, так не может быть у индустриальной державы.)

      Итак, положение лидера устойчиво. Часто лидерство сохраняется в течение 100 лет («Дженерал Моторс», «Даймер-Бенц»). Эта 100-летняя устойчивость удивительна, ведь доля рынка, контролируемая фирмой, не является ее собственностью. Каждый раз, когда потребитель делает свой выбор, все начинается с нуля. Одним из объяснений стабильности ведущих корпораций является «преимущество первого хода». Оно состоит в следующем. Лидер выходит на рынок, который готов принять массовый товар, а все остальные имеют дело с рынком, уже заполненным продукцией лидера, т. е. на пути последователей создана преграда. Поэтому «ата ковать лидера в лоб», т.е. повторить его путь огромных капиталовложений нельзя, ведь лидер:

      накопил большой технологический опыт;

      завоевал репутацию у потребителей;

      аккумулировал финансовые ресурсы.

      Спрос на товар концентрируется вокруг среднего, типичного для данной страны и времени уровня. На самом популярном сегменте рынка действует лидер. Но он не полностью удовлетворяет всю зону массового спроса, ведь немыслимо до бесконечности расширять ассортимент.

      Наличие незанятых сегментов массового спроса ведет к тому, что фирма-лидер действует в окружении меньших по величине виолентов («вице-лидеров»). Положение последних противоречиво: с одной стороны, как любой массовый производитель он заинтересован в увеличении серийности своего производства; с другой — чем ближе он самому популярному сегменту рынка, тем чаще его товары вступают в прямую конкуренцию с товарами лидера. Это опасно, ведь лидер — мощная компания. Таким образом, позиция «вице-лидера» стратегически слаба. Единственный выход для него — использовать малейшие ошибки лидера, чтобы переиграть его хотя бы по каким-то товарным группам. И речь здесь идет не о престиже, а о выживании фирмы 2.

      Одним из возможных вариантов поведения для «вице-лидера» может стать уход от противоборства путем смены стратегии вио-лентной на патиентную. При этом вместо постоянной острой борьбы с лидером и другими «вице-лидерами» фирма может вовсе избежать конкуренции, если найдет свою нишу уникального производителя. Если у виолентных фирм не может быть совпадения размеров (одна, более крупная обязательно оттеснит других на вторые роли), то у патиентов это возможно, так как они занима ют разные ниши и не мешают друг другу. Благодаря своей силе крупнейшие корпорации выполняют роль своеобразного пресса, вытесняющего из сферы своей деятельности все другие фирмы. Поэтому-то их стратегия и называется виолентной, что в переводе означает — силовой.

      Тактика «ловкого второго». Устойчивость верхушки пирамиды компаний не означает полного отсутствия изменений. Как отмечалось, со временем «гордые львы» превращаются в «могучих слонов». Это утратившие динамизм, но очень устойчивые компании. Эта устойчивость обеспечивается тремя факторами: большими размерами, диверсификацией и наличием широкой международной сети филиалов.

      В условиях жесткой конкуренции трудно непрерывно быть первым в выпуске новинок, зато широкий охват рынка (и по ассортименту, и по географии) позволяет быстро догнать первопроходца.

      Часто «могучие слоны» сознательно избегают этой почетной чести — быть первыми. Причина в том, что риск первопроходца велик, а крупное производство не прощает ошибок (слишком большие затраты могут не окупиться). «Могучие слоны» вступают в соревнование только тогда, когда успех уже наметился и стараются оттеснить компанию-новатора. Появился даже специальный термин: тактика «ловкого второго».

      Суть этой тактики состоит в том, что фирме совсем не обязательно быть первой, чтобы получить от нововведений наибольшую выгоду. Ведь открытие само по себе имеет лишь научное значение. Коммерчески выгодным оно становится лишь при массовом тиражировании.

      Интересен пример превращения компании 1ВМ в «могучего слона». В конце 70-х гг. на рынке персональных компьютеров не существовало единого стандарта. Большинство производителей не только собирали компьютеры, но и самостоятельно разрабатывали их электронные «сердца» — микропроцессоры. Соответственно, ни компоненты компьютеров разных фирм, ни программы к ним не были взаимозаменяемы.

      В 1981 г. 1ВМ начала атаку на новый сегмент рынка. Причем ставка была сделана не на собственное производство процессоров, а на закупку у тогда еще неизвестной компании «Интел». Продукция этой фирмы была передовой (в техническом плане) и очень надежной. Кроме того, цены были приемлемыми, так как стать поставщиком для гиганта неизвестной компании было очень

      Сотрудничество двух фирм вызвало переворот на рынке. Возникли 1ВМ-совместимые компьютеры. Процессоры стали изготавливаться большими сериями и поэтому гораздо дешевле, чем раньше. Отпали расходы на полный комплект программного обеспече ния для каждого нового компьютера, так как для единого типа процессора стало возможным использование одинаковых программ.

      Для реализации тактики «ловкого второго» в компаниях должны быть созданы специальные структуры, следящие за чужими достижениями. Цель этой тактики — замена свободного поиска подражанием, или, как в случае с «Интел» использованием проверенных образцов.

      Как отмечалось, превращение «могучих слонов» в «неповоротливых бегемотов» связано с распылением активности по слишком большому кругу направлений (изменяя диверсификации) или с общим упадком отрасли. Так, голландский концерн «Филлипс» в конце 80-х гг. имел около 350 фабрик, разбросанных по всему миру и пытался все (до последнего гвоздя) производить своими силами. Слишком широкий ассортимент и неполная загрузка этих 350 предприятий потребовали избавления от убыточных производств (так называемых дезинвестиций) и снижения издержек на сохраненных предприятиях. Точно так же отказался от ненужного Московский шинный завод, менее, чем за год расплатился с долгами, вдвое увеличил заработную плату и, вложив миллион долларов в новое оборудование, разработал качественно новую модель шин. Уменьшились в размерах, корпорация здоровеет и может вновь вернуться к статусу «слона».

      Жизненный цикл виолента. Наблюдения за изменениями спис ков крупнейших корпораций позволяет обнаружить несколько закономерностей, характеризующих жизненный цикл виолента. Новые крупные фирмы чаще всего появляются в новых отраслях (подотраслях, а в международном масштабе — в новых, динамично развивающихся странах). Отсюда следует важный вывод: процесс обновления верхушки пирамиды компаний состоит не в том, что старые лидеры сталкиваются с новыми и вытесняются последними; в устоявшихся отраслях «могучие слоны» прочно удержи вают свои позиции. Пополнение элиты идет за счет «гордых львов», появляющихся в новых растущих сегментах рынка.

      Компании-неудачницы не деградируют, медленно смещаясь вниз к основанию пирамиды, а совсем исчезают в результате захвата мощным конкурентом. Молодые гиганты не занимают место старых, а становятся рядом с ними. Стабильность пирамиды компаний не мешает изменениям, изменения не разрушают пирамиду. Механизм рыночной экономики стихийно отработал ту форму обновления, которая приемлема для массового производства: обновление без потрясений.

      3. Функции рынка.

      Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего ее отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это все же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди подчас возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства.

      В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. (3,51) Очевидно, что возникновения такого феномена, как конкуренция, стало возможно лишь на основе определённого комплекса психологических и этических особенностей человеческого поведения.

      Например, если предположить, что основными доминантами человеческого поведения были бы пассивность, смирение с судьбой и готовность ограничиваться в жизни самым минимумом всех благ (аскетическое воздержание), то вряд ли в таком человеческом обществе возникли бы конкурентные схватки.

      Однако возникновение конкуренции имеет как социально — психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния. На основании этого можно раскрыть понятие о конкуренции.

      Конкуренция — это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды. (3,51)

      Как правило, конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов. Однако конкуренция может принимать и такие формы, которые нельзя отнести к числу продуктивных. Порою эти формы носят негативный и также разрушительный характер.

      Если распределение ограниченных ресурсов осуществляется не рынком, то это влечёт за собой ряд последствий, хорошо известных в нашей стране: очереди, ривелегии, блат, взяточничество (как способ обойти конкурентов за счёт подкупа чиновников) и другие уголовные методы распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а в конечном счете к разрушению человеческой личности и общества.

      Рыночная конкуренция, то есть наличие большого числа независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок, ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям — гражданам страны.

      Состязательность и конкуренция.

      Отношения состязательности в плановой экономике характеризуется двумя основными особенностями. Во-первых, поскольку главным субъектом, распределяющим ограниченные ресурсы, является здесь государство, оно становится непосредственным участником состязаний за них. Предприятия состязающиеся друг с другом через взаимодействие с государственными органами хозяйственного управления. В органах управления материально — техническим снабжения предприятия борются за прикрепление к надёжным поставщикам сырья, за высокие фонды и лимиты за поставку сырья, материалов и оборудования. В органах ценообразования они ведут борьбу за повышение цен на свою продукцию и снижения цен на потребляемые ими средства производства.

      Во-вторых, поскольку одним из основных признаков командной экономики является тотальный дефицит товаров и услуг, состязательность в сфере товарного обращения выступает здесь в форме соперничества между покупателями. Не продавцы товаров и услуг борются за покупателя, а покупатели борются друг с другом за обладание товарами. Формы этой борьбы многообразны, начиная с традиционного стояния в очередях и кончая противозаконными действиями, с целью добиться расположения производителя

      (или продавца) товаров.

      Для рыночного хозяйства хорош принципиально иной тип состязательности — конкуренция. Ареной состязания является здесь рынок. Соперничество между предприятиями в производстве, в сфере послепродажного обслуживания клиентов и т. п. имеет цель получения преимуществ на рынке. Государство также может принимать непосредственное участие в рыночной конкуренции, но не через органы хозяйственного управления, а как субъект рынка, в качестве покупателя или продавца товаров и услуг.

      Рыночная конкуренция есть система отношений между экономическими самостоятельными производителями товаров и услуг. Она имеет место только тогда, когда производители и продавцы способны реагировать на изменение коньюктуры рынка, на те или иные действия своих конкурентов, т.е. когда они свободны в определении и объема и ассортимента выпускаемой продукции, в выборе поставщиков и покупателей своих товаров, в определении цен. Важнейшим условием становлении конкуренции при переходе к рынку является отмена характерной для плановой экономики системы административных предписаний предприятиям относительно цен, производственной программы, взаимоотношений с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции. (1,367)

      В этом ряду следует особенно выделить либерализацию цен. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, уничтожают состояние дефицита и тем самым создают условия для перерастания состязательности покупателей за продавцов в конкурентную борьбу продавцов за покупателей, их товаров и услуг.

      Предприятия вступают в конкурентную борьбу в конечном счете, ради получения прибыли. Поэтому рыночная конкуренция эффективна только тогда, когда товаропроизводители и продавцы реально заинтересованы в росте прибыли.

      Для командной экономики характерна система индивидуальных нормативов отчислений от прибыли предприятий в госбюджет. Чем выше получается прибыль, тем, как правило, выше нормативы отчислений. Это подавляет заинтересованность предприятий в увеличении прибыли и, следовательно, препятствует становлению рыночной конкуренции при переходе к рынку является налоговая реформа, заменяющая систему нормативов единым налогом на прибыль.

      Развитие конкуренции при переходе к рынку во многом зависит от степени жесткости бюджетных ограничений предприятий. В общем виде бюджетные ограничение состоит в том, что денежные расходы предприятия ограничены принадлежащими им денежными фондами и текущими денежными расходами.

      Процесс развития конкуренции в переходной экономике зависит от темпов преобразования отношений собственности. Прибыль не является непосредственной целью экономической деятельности государства. Поэтому интерес госпредприятий к увеличению прибыли объективно ослаблен. (1,369)

      Не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка. Некоторые ее формы оказывают разрушающее воздействие на экономику. Речь идет о так называемой недобросовестной конкуренции, которая должна быть законодательно запрещена. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков, фирменных наименований, маркировки, внешнего оформления товаров других фирм.

      1. Почему точка пересечения кривых спроса и предложения опреде ляет равновесную цену?

      Каковы характерные признаки совершенной конкуренции?

      Чем объясняется тот факт, что монополист не имеет конкурентов?

      Каковы последствия для общества существования монополии?

      Что отличает монополистическую конкуренцию от олигополии?

      Почему олигополист редко меняет цены и объемы производства?

      В чем смысл виолентной стратегии конкурентной борьбы?

      Почему может стать успешной патиентная стратегия?

      infourok.ru