Исследование самооценки тестирование

Тест «Исследование самооценки личности»

Цель: изучение уровня самооценки личности.

Инструкция. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV с соответствующими заголовками, например, I. Межличностные отношения, общение. В каждом из четырех наборов положительных качеств нужно выделить идеальные качества, то есть те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими, а также записать их в соответствующей части. Какие это качества и сколько их каждый решает сам. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводятся толкования этих качеств. У вас должно получиться четыре набора идеальных качеств.

I. Межличностные отношения, общение

Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей, попечение, уход.

Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.

Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.

Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

Общительность – способность легко входить в общение.

Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

Откровенность – открытость, доступность для людей.

Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

Гордость – чувство собственного достоинства.

Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

Твёрдость – умение настоять на своём, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

Настойчивость – упорство в достижении целей.

Решительность – непреклонность, твёрдость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

Принципиальность – умение придерживаться твёрдых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

Самокритичность – стремление оценивать своё поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление её достичь.

studfiles.net

Исследование самооценки тестирование

Психологические тесты — бланковые. ТЕСТИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. Корректурная проба (тест Бурдона) концентрация и устойчивость внимания — скачать. Красно-черная таблица Платонова-Шульте — переключение и распределение внимание — скачать. Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера) — скачать. Числовой квадрат — распределения внимания — скачать.

Пробный вербальный ОНЛАЙН тест (5 вербальных и 5 числовых вербальных тестов, числовых тестов, shl тестов, talent- q тестов, ontarget тестов; Чтобы скачать материал — просто нажмите на изображение книги или на. Talent Q — Ваш партнер в сфере передовых технологий. и классических методов Кандидаты заполняют тесты способностей и личностные опросники. Для определения IQ как правило используется стандартный IQ тест, которой и Вы сможете пройти тест и получить результат абсолютно бесплатно! Как сдать тесты Talent- Q (General Skills)? Главная страница (Вы Пробный тест (демо-режим) Скоро тестирование SHL, Talent- q, Ontarget Genesys?

Тест Мюнстенберга на восприятие — скачать; Исследование восприятия Q — сортировка — скачать; УСК Уровень субъективного контроля — скачать. Но как этот уровень измерить? Для этого нужно пройти тест IQ. В результаты вы получите свой балл, который покажет ваш уровень интеллекта или.

Шульте — скачать. Поиск заданных чисел — скачать. Исследование избирательности внимания — скачать. Тест Мюнстенберга на восприятие — скачать.

Исследование восприятия времени — скачать. Исследование зрительных ощущений — скачать. Исследование роли ощущений в познавательной деятельности — скачать.

Исследование преобладающего типа памяти — скачать. Кратковременная память — скачать.

Непроизвольное запоминание — скачать. Образная память — скачать. Оперативная память — словесно-логическая — скачать. Исследование опосредованного запоминания — скачать.

Тест непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий — скачать. Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф–Харриса — скачать. Интеллектуальная лабильность — скачать. Задачи мудрого Саида — скачать.

Выбрать слова — скачать. Вписать недостающие буквы — скачать. Количественные отношения — скачать. Вербальный интеллект — скачать. Бланк ответов Логичность умозаключений — скачать. Ассоциативный эксперимент — скачать. Анагамма — Способность к анализу и синтезу — скачать.

Понимание — Тексты — скачать. Понимание — Китайская комната — скачать. Понимание – Выражения — скачать. ШТУР Диагностика уровня интеллекта — скачать. Аналитичность мышления (Числовые ряды) VI субтеста шкалы Р. Амтхауэра — скачать.

Сложные аналогии — скачать. Куб Линка — тест наблюдательности — скачать. Исследование наблюдательности — скачать. Перевод с русского на суахили — скачать.

Найти пропущенные слова — скачать. Методика Выделение существенных признаков — скачать. Исследование влияния установки на способ решения задач — скачать. Исследование познавательного контроля при восприятии — скачать. Исследование рефлективности мышления (анаграмма) — скачать. Исследование ригидности речи — скачать.

Краткий ориентировочный тест (КОТ) — скачать. Исследование индивидуальных особенностей воображения — скачать. Исследование продуктивности воображения — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Висбаденский опросник семейной психотерапии (WIPPF) — скачать. Диагностика межличностных отношений Т.

Лири — скачать. Методика PARI — скачать. Опросник межличностных отношений (ОМО) — скачать.

Оценка агрессивности в отношениях Ассингера — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИЧНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ. Кеттел – форма А и С — скачать. MMPI — вопросы — скачать. Диагностика удовлетворенности основных потребностей — скачать.

Вербальная фрустрированность — скачать. Q-сортировка — скачать. УСК Уровень субъективного контроля — скачать. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта — скачать. Незаконченные предложения Саксом и Леви — скачать. Опросник Лири — Бланк — скачать.

Опросник ОТКЛЭ Н. Рейнвальд — скачать. Смекал-Кучер Направленность личности — скачать. Келлерман-Плутчик (механизмы психологической защиты) — скачать.

Фидлер (методика оценочной биополяризации) — скачать. Исследование характерологических тенденций 128 черт Т. Лири — скачать. Шкала депрессии — скачать. ЭАТ Исследование эгоцентризма — скачать.

Шуберт RSK (склонность к риску) — скачать. Склонность к риску (опросник А.

Исследование волевой саморегуляции А.

Зверькова и Е. Эйдмана — скачать. Тест-опросник эмпатических тенденций А. Меграбиэн Н. Эпштейн — скачать. Исследование уровня притязаний — Шварцландера — скачать.

Исследование импульсивности — скачать. Исследование настойчивости — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ ПСИХОТИПОВ И ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ. Опросник Юнга выявления психотипов — скачать. Кейрси — психотип — скачать.

Опросник Стефансона — представления о себе — скачать. Аналитическая схема изучения темперамента методика 1 схема — скачать. Тип темперамента-опросник Г. Айзенка — скачать.

Тип темперамента Русалова — скачать. Формула темперамента — скачать. Я. Стреляу – диагностика темперамента — скачать. Опросник свойств темперамента В.

Русалова — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. КОС коммуникативные организаторские склонности — скачать. Оценка уровня общительности (тест Ряховского) — скачать. Общие управленческие способности — скачать.

Стиль руководства — скачать. Предпочтения — деловые и коммуникативные — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ. ТЕСТИРОВАНИЕ АДАПТИВНОСТИ.

Адаптация К. Роджерс и Р.

Даймонд — скачать. Айзенк — социально психологическая адаптация ЕРО — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ.

Опросник агрессивности Басса- Дарки — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ. Креативность — тест идей. DOC — скачать. Е.

Торренс – креативность — скачать. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника — скачать. Творческое воображение — скачать.

Проба Кулюткина – креативность — скачать. Исследование творческого воображения — скачать. Диагностика креативности ТЕСТ Е. ТОРРЕНСА — скачать. Бланк креативности — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ. Базовые стремления О.

Мотков — скачать. Мотивация достижения (ТМД) А. Мехрабиана — скачать. Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач (тест Элерса) — скачать. Мотивация творчества и роста В.

Мильман — скачать. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана) — скачать. Опросник ПД (потребности в достижениях) Орлова — скачать.

Тест Юмористических фраз (ТЮФ) — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ.

Самооценка — скачать. Самооценка Т. Дембо — лесенка — скачать. Тест самоактуализации (САТ) — скачать. Самооценка личности — О.

Мотков — скачать. Самооценка — ранжирование — скачать. Самооценка личности — (Будасси) — скачать. Тест-опросник самоотношения В. В. Столина — скачать.

Исследование самооценки личности — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ. Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) — скачать.

Методика М. Рокича — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ. Опросник Томаса — предрасположенность к конфликтному поведению — скачать. ТЕСТИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ. Измерение уровня тревожности Тейлора — скачать.

Методика Спилберга — Определение уровня тревожности — скачать. Исследование тревожности — скачать.

ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Методика НПУ Прогноз — скачать. Теппинг тест (сила нервной системы) — скачать. Тест на определение моторной лабильности — скачать. УНП — уровень невротизации и психопатизации — скачать.

Исследование настроений — скачать. ИССЛЕДОВАНИЕ СПК (СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА).

Экспресс-диагностика психологического климата Михалюк Шалыто. Социометрия — матрица. Цветовая социометрия. Методики исследования СПК. Климат и атмосфера в группе — анкеты. Исследование климата коллектива.

ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ. Умственная работоспособность для школьников — скачать. Шкала вербального интеллекта Векслера для детей — скачать. Кеттелл (детский вариант) — скачать.

Контурный САТ-Н — скачать. Детский тат САТ — скачать. Анкеты протоколы для младших школьников — скачать. Анкета на одарённость — скачать.

muslimvorkuta.weebly.com

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

  • Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  • Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  • Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  • У меня отсутствует уверенность в себе.
  • Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  • Временами я чувствую себя никому не нужным.
  • Я все делаю хорошо (любое дело).
  • Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  • В любом деле я считаю себя правым.
  • Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  • Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  • Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  • Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  • Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  • Я редко жалею о том, что уже сделал.
  • Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  • Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  • Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  • Мне чаще везет, чем не везет.
  • В жизни я всегда чего-то боюсь.
  • Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

    Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

    Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

    Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

    Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

    psylist.net

    Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР

    Проблема изучения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, во-первых, потому что в современном обществе, по данным Всемирной организации здоровья, каждый десятый человек имеет отклонения в развитии. А так же около 20% детей имеют непатологические нарушения и пограничные отклонения от нормы психического развития.

    Во-вторых, процесс формирования личности в данном случае осложняется различными факторами: биологическими, социальными, психологическим и педагогическими. Сила их воздействия определяет глубину социально-культурной дезадаптации ребенка. Поэтому ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходима своевременная комплексная помощь педагогов, психологов и врачей. Отсутствие такой помощи может привести к необратимым последствиям. Самой многочисленной группой детей с ограниченными возможностями здоровья является задержка психического развития. В современной литературе под задержкой психического развития (ЗПР) понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности [1, с. 38]. Социальную адаптацию ребенка с задержкой психического развития определяет его самооценка, являющаяся регулятором поведения и деятельности. Эмоциональная отчужденность ближайшего окружения ребенка, скупость выражения родительской любви, завышенная требовательность к нему способствуют искажению его самооценки, и, как следствие к отклоняющемуся поведению [2].

    Самооценка таких детей является способом определением успешности их интеграции в общество, поэтому сегодня специальная психология рассматривает, как одну из наиболее актуальных, проблему изучения особенностей формирования и коррекции самооценки у младших подростков с ЗПР.

    Самооценка является регулятором поведения ребенка. От нее в значительной мере зависит, как будут строиться взаимоотношения ребенка в коллективе. его внутреннее состояние, поведенческие реакции. Неверное оценивание себя может привести к личностным проблемам и нарушениям коммуникационной деятельности.

    Умение верно оценивать себя закладывается в раннем детстве. Развитие этого навыка и его совершенствование происходит в течение всей жизни.

    Своеобразие самооценки учащихся с ЗПР обусловлено нарушениями в познавательном и личностном развитии, а так же негативным влиянием социальных факторов. В отличии от обычных детей, их самооценка сильно зависит от мнения окружающих. Исследования показали, что формирование самооценки у детей с ЗПР сильно отстает от нормы и характеризуется нерасчлененностью, упрощенностью, часто бывает противоречива и неустойчива [3].

    И, наконец, исследование данной проблемы дает материал для понимания личности ребенка, что необходимо для последующего интегрирования его в общество.

    Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно говорить о самооценке, как о сложном личностном образовании, которое является одним из фундаментальных свойств личности. Теоретический анализ показал, что существует множество факторов, влияющих на своеобразие формирования самооценки у младших подростков с ЗПР.

    Самооценка, основываясь на осмыслении своих реакций на окружающее, может быть адекватной, то есть соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка, либо неадекватной – завышенной, когда особенности и достижения переоцениваются, или заниженной, когда они, напротив, недооценены [4, с. 110].

    Взгляд на себя со стороны, словно глазами окружающих – характерная особенность самооценки у младшего подростка. С возрастом у ребенка появляется более критичное отношение к оценкам взрослых, приоритет переходит к оценкам сверстников и к его собственным представлением об идеале. К тому же начинает иметь место тенденция к самостоятельному анализу и оценке собственной личности [5].

    Еще одной характерной особенностью самооценки в этом возрасте является ее нестабильность и недифференцированность. Самый конфликтный и противоречивый период в развитии и становлении самооценки приходиться как раз на подростковый возраст. В разном возрасте подростки склонны оценивать себя по-разному. Самооценка младших подростков отличается нецелостностью и противоречивостью. Своеобразие самооценки у детей и подростков с ЗПР обусловлено спецификой психического дефекта и микросоциальными факторами [6].

    Подростки с ЗПР не могут критично оценивать себя и осознают свое «Я» на недостаточном уровне. Их самооценка зачастую незрелая и неустойчивая. Отсюда возникает повышенная внушаемость этих детей, неустойчивое поведение и несамостоятельность [7].

    Исследования так же показали, что дети с ЗПР, обучающиеся до поступления в специальные школы в общеобразовательных учреждениях, имеют заниженную самооценку и намного менее уверены в себе, чем те, кто начинал обучение в специальной школе. Это объясняется длительными учебными неудачами в сравнении с нормально развивающимися учениками.

    Стремление переоценивать себя у детей с ЗПР часто спровоцировано получением «положительных оценок» в свой адрес. Данное явление является неосознанной попыткой такого ребенка скомпенсировать собственную малоценность посредством переоценки своей личности [8, 9].

    На детей с ЗПР факторы, влияющие на формирование самооценки, оказывают куда более сильное воздействие, чем на детей с нормальным развитием. Так, если ребенок находиться в благоприятных условиях семейного воспитания, у него будет сформирована завышенная самооценка и наоборот, при воспитании в неблагоприятных условиях ребенок будет обладателем низкого уровня самооценки [10].

    Для изучения уровня самооценки младших подростков мы провели тестирование по методикам: — методика Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М Прихожан, методика изучения общей самооценки Г.Н, Казанцевой, шкала самоуважения М. Розенцвейга.

    В ходе исследования по методике Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М Прихожан были получены следующие результаты:

    Рисунок 1 Распределение показателей уровня самооценки младших подростков с ЗПР по методике Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М. Прихожан

    Выполняя задания по данной методике, дети не испытывали затруднений. Многие из них были довольны своим уровнем выраженности качеств, некоторые очень уверенно ставили отметку о нынешнем состоянии выше отметки «уровня, достигнув который, ты будешь ощущать себя счастливым, будешь доволен собой». У 66,6% (8 человек) наблюдается тенденция к завышенной самооценке. Многие из них вслух проговорили, что, естественно, им нужны стопроцентные результаты, при этом отмечая свое актуальное состояние около 85-90%. Остальные 33,4% (4человека) показали адекватный уровень самооценки. Это дети дольше размышляли о том, как оценить себя. В двух работах есть исправления, что может свидетельствовать о неуверенности этих детей.

    Ученикам явно доставило удовольствие графически отметить свою позицию, утвердить таким образом мнение о себе. По данной методике не было получено данных о низком уровне самооценки.

    По методике изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой были получены следующие результаты:

    Рисунок 2. Распределение показателей уровня самооценки у младших подростков с ЗПР по методике Г. Н. Казанцевой

    При выполнении данной методики некоторым детям было сложно определить категорию высказывания («да» или «нет»). Однако других сложностей не возникло. С выполнением данной методики дети справились быстрее всего. 25% (4 человека) показали завышенный уровень самооценки. Они выбирали выражения, подходящие им легко и быстро, изредка уточняя. Что значит данное предложение. Многие из них утвердительно кивали или даже вслух выражали свое согласие с фразами из методики. Абсолютно другое, противоположное, поведение было у 8,4% (1 человек) ребенка, показавшего заниженный уровень самооценки. Он переспрашивал, что делать, если он не знает, как ответить, долго выбирал категорию. Сдал работу последним. У большинства детей, 66,7% (8 человек), был выявлен адекватный уровень самооценки. Эти ученики справились без особых затруднений, с редкими исправлениями на бланках.

    По шкале самоуважения М. Розенцвейга были получены следующие результаты:

    Рисунок 3. Распределение показателей уровня самооценки у младших подростков с ЗПР по шкале самоуважения М. Розенцвейга

    При выполнении заданий данной методик у многих детей возникло затруднение при определении выраженности качества. В целом, класс справился достаточно быстро.

    По данной методике очень высокий уровень был выявлен у 16,6% (2 человека) детей. Некоторые из них выражали удивление, по поводу возможности поставить себе низкую оценку. Дети, показавшие высокий уровень, 41,7 (5 человек), сомневались, поставить себе 4(высший балл) или 3. Выставление себе оценки ниже они даже не рассматривали. У 41,7% (5 человек) был выявлен низкий уровень самооценки. Стоить отметить, что эти дети практически не сомневались в том, что не заслуживают высокого балла. По данной методике у них наблюдалось более уверенное выполнение задания.

    Рисунок 4. Сводная таблица результатов диагностики самооценки у младших подростков с ЗПР

    По результатам всех методик можно сделать вывод, что в классе преобладает завышенный уровень самооценки (у 58, 3% учеников). Всего один ученик из класса (8, 3% учеников) показал низкий уровень самооценки. По словам учителя, он очень критично относиться к себе, ставит высокие результаты. Такое отношение к себе и могло привести к низкому оцениванию собственных качеств [11]. Однако, это не мешает данному ученику успешно общаться со сверстниками и являться одним из лидеров класса. У 33,4% (4 человека) Был диагностирован адекватный уровень самооценки. При этом несколько учеников показали разные уровни самооценки, то есть были получены сведения о высокой, средней и низкой самооценке у каждого из них. Такие результаты говорят о неустойчивой самооценке этих учеников.

    Выводы: Проанализировав и сопоставив результаты исследования, мы выявили, что процент младших подростков с завышенной самооценкой составляет 58,3 %. Способность давать адекватную оценку своим личностным качествам, анализировать свои поступки, поведение, отношения с окружающими необходима для развития творческой разносторонней личности. Многочисленные «образы Я» в различных проявлениях человека, воспринимаемые им и составляют самооценку, как результат познания своего «Я». Интеграция этих образов в целостное образование позволяет рассматривать самооценку, как важный механизм, поддерживающий положительный образ «Я». Так как процесс формирования самооценки определяет успешность социальной интеграции и адаптации к обществу лиц с особенностями в развитии, он приобретает особое значение для них. Переходный возраст не похож на детство и значительно отличается от взрослости, то есть отчетливо выделяются характерные особенности в развитии личности. При правильно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психологической помощи данной категории детей вероятность неадекватной самооценки значительно уменьшается. В этом случае перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, простроить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты.

    e-koncept.ru

    Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста

    С целью изучения уровня развития самооценки дошкольников в начале практического исследования в этой области мы организовали констатирующий этап. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения детского сада № 372 комбинированного вида г. Волгограда. В исследовании участвовали дети 5 – 6 лет (10 человек). Купить мебельные Щиты из древесины в Воскресенске.

    Наше исследование было направлено на решение следующих задач:

    1. выявление у детей уровней адекватности самооценки;

    2. разработку программы коррекции выявленных у детей негативных особенностей формирования самооценки;

    Для реализации поставленной цели нами были подобраны следующие методики:

    1. Методика Марцинковской Т.Д. «Лесенка» [3];

    2. Методика «Какой я?» [8];

    3. Методика Щур В.Г. по определению своего места среди всех детей [8].

    1. Процедура проведения методики Т.Д. Марцинковской «Лесенка».

    Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

    Задача: выявить уровень адекватности самооценки детей дошкольного возраста.

    Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине располагают фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

    Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

    Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

    Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

    В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты. (подробнее см. Приложение № 1

    Из 10 опрошенных детей семеро поставили себя сами на высшую ступеньку «лестницы», двое на пятую ступеньку и один на четвертую. При предположении, куда бы поставила мама – трое детей расположили себя на 7 ступени, один – на 6, четверо – на 5 двое – на 4; куда бы поставил папа: на 7 ступень – пять испытуемых, на 6 – двое и на 5, 4, 3 ступени – по одному ребенку. При ответе, куда бы поставил тебя воспитатель: по три человека оказались на 7, 6 и 4 ступени, один ребенок – на 5. Таким образом, мы наблюдаем завышенную самооценку у всех данной группы в позициях «Я (сам)», «Мама»; в позиции «Папа» завышенная самооценка наблюдается у 8 детей; в позиции «Воспитатель» — самооценка завышена в 7 случаях.

    2. процедура проведения методики «Какой Я?»

    Эта методика предназначается для определения самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств личности. Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом (см. Приложение № 2

    ), спрашивает у ребенка, как он себя сам воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В данной методике оцениваются следующие качества личности:

    8. Умелый (способный)

    Ответы оцениваются по вербальной шкале: да, нет, не знаю, иногда (не всегда). Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

    Выводы по уровню развития

    10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.

    Проведя исследование по данной методике, мы получили следующие результаты. У пятерых детей (Соня Л., Лера М., Леша Л., Рома Л.) очень высокий уровень самооценки. Все перечисленные выше набрали по 10 баллов, у пятерых – высокий уровень самооценки, причем, двое (Алиса Ю. и Костя К.) набрали по 8,5 баллов каждый, трое (Денис Х., Саша П., Стася И.) набрали по 9,5 баллов каждый. (подробнее см. Приложение № 2

    ). В процентном соотношении это выглядит следующим образом. (см. рис. 1)

    Под структурой понимается набор формальных характеристик, описывающих психотерапию: 1. Используемый подход (модальность): психодинамический, поведенческий, когнитивный, экзистенциально-гуманистический, системный. Внутри каждого из них есть множество разновидностей. Выделяют также подходы, ориентированные на целостный психотерапевтическ .

    В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три основных направления. Первое определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха». Здесь риск рассматрив .

    Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том .

    www.timepsyhology.ru

    Исследование самооценки

    Самооценка является одной из важных составляющих самосознания. Развитие самооценки и признание своей самоценности — движущая сила самовоспитания. "Новый человек может явиться лишь в том случае, если человека считают высшей ценностью. Если человека рассматривают исключительно как кирпич для строительства общества, если он лишь средство для экономического процесса, то приходится говорить нс столько о явлении нового человека, сколько об исчезновении человека, т.е. об углублении процесса дегуманизации. Человек оказывается лишенным измерения глубины, он превращается в двухмерное, плоскостное существо. Новый человек будет лишь в том случае, если человек имеет измерение глубины, если он есть духовное существо, иначе вообще человека пет, а есть лишь общественная функция".

    Экспериментальные приемы изучения самопознания и отношения человека к себе многообразны. Это обусловлено прежде всего многоплановостью представлений человека о себе.

    Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную. В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей отчего нередко уединяются, но затем страдают от одиночества. Недооценка собственной полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.

    При завышенной самооценке человек самонадеянно берется за что-либо, не проанализировав реальность условий, при наличии которых мог бы добиться успеха. Первые неудачи приводят к переживаниям, разочарованию и желанию считать ответственными за произошедшие события других людей, но только не себя. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Все это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности. Результат неадекватной самооценки наиболее очевидно проявляется в поведении, в частности в так называемом аффективном поведении. Такое поведение создает большие трудности для организации взаимодействия и сотрудничества.

    Чтобы иметь возможность получить не только данные для качественного анализа особенностей самооценки, но и количественные показатели, можно использовать вариант, описанный основоположником отечественной психологии спорта А. Ц. Пуни (1898-1985).

    Испытуемому предлагают познакомиться со списком разнообразных качеств, которыми личность может быть охарактеризована. Таких качеств 51. Предлагается выбрать любые 20 качеств, которые, по мнению испытуемого, он наиболее часто встречает в жизни и общении. Можно назвать и другие качества, которые не вошли в список. Слова, обозначающие выбранные 20 качеств, в любом порядке записываются в бланк (табл. 7).

    Испытуемому предлагаются две инструкции.

    1. "Прочтите внимательно еще раз вес слова. Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной полезности и приемлемости. Оцените каждое качество в пределах от 1 до 20 баллов. Баллы будете проставлять в левой колонке (#,). Балл "1" поставьте напротив того качества, которое менее всего желательно и приемлемо, либо выберите самое желательное качество и напротив поставьте балл "20". Оценки от 2 до 19 (либо от 19 до 2) расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повториться". Когда задание будет выполнено, левую часть бланка следует загнуть, чтобы цифры не были видны".

    2. "Справа от столбца качества в графе Ы2 отметьте оценкой "20" качество, которое присуще вам в наибольшей степени; оценкой "19" — качество, присущее вам несколько меньше, и т.д.; наконец, оценкой "1" — качество, характерное для вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться".

    1. Определить коэффициент ранговой корреляции между выбором социально значимых качеств и образом "Я". Степень согласованности обоих рядов устанавливается с помощью формулы Спирмена:

    где г — коэффициент ранговой корреляции; N — количество качества; й — разность между рангами.

    2. Простота метода позволяет подсчитать корреляционную связь "вручную". Для подсчета можно применить следующий алгоритм:

    — определить разность (с1) между рангами и записать в графе й

    — возвести значение й в квадрат и записать в графе сР

    — сложить все значения с12 и записать полученную сумму внизу;

    — умножить полученную сумму на 0,00075 (0,00075 — результат, получаемый при делении 6 на (202 —1) х х 20 — в соответствии с формулой ранговой корреляции Спирмена);

    — из единицы вычесть полученное произведение.

    Полученное число является коэффициентом ранговой корреляции г, который может иметь значение от +1 до -1.

    3. Вычисленное значение коэффициента корреляции необходимо проверить на статистическую значимость. Уровень значимости определяется по таблицам распределения критических значений. Если вычисленное значение коэффициента корреляции меньше или равно табличному для 5%-го уровня (р = 0,05), то корреляция не является значимой (существенной, реальной). Если вычисленное значение коэффициента корреляции больше табличного для 1%-го уровня (р = 0,01), то корреляция статистически значима (существенна, реальна).

    Одним из первых отечественных приемов исследования самооценки была методика С. Я. Рубинштейн, которая явилась определенной доработкой идеи американского психолога Т. В. Дембо(1962).

    Методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн (в данном случае как метод исследования самооценки инвалидов) основана на прямом оценивании (шкалировании) больными ряда личных качеств. Проводится в виде свободной беседы и позволяет получить данные для качественного анализа индивидуальных особенностей самосознания. На эффективность общения, поведения, деятельности особенно деструктивно влияет неадекватная самооценка, которая может быть либо пониженной, либо повышенной.

    Материал: карточка с семью начерченными вертикальными шкалами (длина 10 см), с указанием верхней и нижней точек и середины шкалы (при этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной точкой), авторучка.

    Инструкция: каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя -наивысшее.

    На карточке нарисованы семь таких линий. Они обозначают: 1 — здоровье, 2 — ум, способности, 3 — характер, 4 — отношение с окружающими, 5 — общение, 6 — семейные отношения, 7 — уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.

    На каждой линии черточкой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (+) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

    1. По каждой из семи шкал определяется:

    — уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "+";

    — высота самооценки от "О" до знака "-"; величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака "+" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

    2. Определяется средняя величина каждого показателя по всем семи шкалам.

    Оценка и интерпретация отдельных параметров. В табл. 8 приведены количественные характеристики уровня притязаний и уровня самооценки.

    Таблица 8. Уровень притязаний и уровень самооценки

    studme.org

    Исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности. Исследовательская работа

    В работе даны теоретические основы самооценки и понятие конфликта. раскрыты методики и тесты, определяющие самооценку учащихся и уровень конфликтности. Исследуя самооценку, автор доказала частично свою гипотезу о влиянии самооценки на конфликтность.

    Предварительный просмотр:

    НОУ Семеновская православная гимназия

    имени святого апостола и евангелиста Луки

    Исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.

    Исследовательская работа по психологии

    Удалова Елена учащаяся 10 класса

    Семеновской православной гимназии

    § 1. Понятие и определение самооценки…………………………………5-7 стр.

    1.1 Определение самооценки……………………………………………… 5 стр.

    Глава ІІ Эмпирические исследования взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.

    § 1 Организация и методики исследования…………………………… 9-17 стр.

    § 2 Анализ результатов исследования…………………………………17-24 стр..

    Человек.. Сколько ещё « непознанного есть об

    этом существе? Сколько людей в мире,

    столько и характеров, и личность,

    и закономерностей, в поведении одного

    конкретного человека и целого общества.

    Разве это всё » не является интересным для изучения

    и исследования? Разве такие явления

    нельзя назвать уникальными?

    Умение оценивать себя закладывается в раннем возрасте, а развитие и совершенствование его проходит в течение всей жизни человека. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие. Между тем в школе вопросам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание, ее роль недооценивается. Однако неадекватная самооценка может стать причиной различных отклонений в поведении человека. В наше время одна из основных проблем подросткового возраста заключается в повышенной конфликтности у детей. Повышенная агрессивность, неумение находить выход из конфликтных ситуаций часто становятся источниками нарушения межличностного общения подростка с родителями, педагогами, сверстниками. Изучение проблемы конфликта и конфликтной личности рассматривается в рамках науки конфликтологии такими исследователями как С.Г.Шуман, В.П. Шуман, М.Т.Авсиевичем, Л.И.Мельником, Т.А.Полозовой, Н.В. Гришиной, А.И. Сорокиной и др. Вопросы влияния самооценки на уровень конфликтности личности изучалась А.А.Реаном. Самооценка является своеобразным итогом развития самосознания, самоуважения, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру, умением владеть ситуацией и правильного поведения в ней.

    Цель исследования — исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности старшеклассника.

    Объект исследования — учащиеся 10 класса НОУРО «Семеновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»

    Предмет исследования – влияние самооценки на уровень конфликтности личности старшеклассников

    1)Самооценка безусловно влияет на конфликтность личности

  • старшеклассники с высокой самооценкой наиболее конфликтны, поэтому чаще вступают в конфликтные ситуации,
  • старшеклассники с низкой самооценкой менее конфликтны, и потому, как правило, уступают в конфликтных ситуациях,
  • старшеклассники, имеющие адекватную самооценку, реально могут оценить свои возможности и способности, значит, в конфликтных ситуациях способны себя рассудительно и разумно.
  • 1) Провести обзор психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.

    2) Выявить особенности самооценки и конфликтности личности старшеклассников на примере учащихся 10 класса Семеновской православной гимназии.

    3) Доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

  • Информационно-поисковый. Поиск необходимого теоретического материала в литературных источниках, в Интернете.
  • Эмпирический. Опыт, изучение фактов с опорой на непосредственное наблюдение.
  • Аналитический. Исследование материала через сопоставление, сравнение и анализ, синтезирование отобранного материала
    • Социологический опрос. Анкетирование уч-ся с целью выявления осведомленности по теме исследования.
    • Глава І Теоретические основы исследования взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности

      § 1. Понятие и определение самооценки

      1.1 Определение самооценки

      Что же представляет собой самооценка? Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации. Поэтому, оценивая себя как личность, человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.

      Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов человека. Главные функции самооценки – регуляторная , на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная , обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, профессионализм).

      Самооценка как правило, субъективна и представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу:"Я талантлив", "Я абсолютная бездарность" , «Я уважаем», «Я никому не интересен» и т.д.. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.

      1.2 Виды самооценки

      Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности — парциальной.

      Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

      Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную , т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям личности.

      Так же различается самооценка по уровню — высокому, среднему, низкому . Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по — разному.

      Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

      Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты не на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

      Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая сильную психотравму.

      § 2 Сущность конфликта

      2.1 Понятие конфликта

      Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях одного человека или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют, независимо от пола и возраста. Использование обыденных знаний порой недостаточно, чтобы разрешить возникший конфликт с минимальными потерями для конфликтующих сторон. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что каждое агрессивное действие в конфликте приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

      2.2 Виды конфликтов.

      По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.

      Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить :

      • межличностные;
      • между личностью и группой;
      • внутригрупповые;
      • между малыми и большими социальными общностями;
      • межэтнические;
      • межгосударственные.
      • Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д Например, ребята одноклассники предлагают сходить в кино, а человеку надо заняться домашними делами. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований родителей, конфликт между хочу и надо.

        Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы. Конфликт между личностями происходит в непонимании друг другу, в неумении выслушать или принять точку зрения собеседника.

        Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов класса нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в коллективе.

        Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит коллектив.

        Глава ІІ Эмпирические исследования взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности

        § 1 Организация и методики исследования

        В исследовании принимали участие

      • учащиеся – 10 класс 10 человек,
      • классный руководитель – Писарцева М.Г.
      • педагог – психолог – Баринова С.В.

      I этап исследования — подбор методик для диагностики уровня самооценки и конфликтности личности.

      Первая методика предполагала исследование самооценки личности с трех позиций: самого учащегося, его одноклассников и классного руководителя

      Тест «Изучение самооценка личности». (Приложение 1.)

    • Межличностные отношения, общение.
    • Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость.
    • Заботливость — мысли или действия, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
    • Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
    • Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
    • Отзывчивость — готовность отзываться на чужие нужды.
    • Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
    • Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
    • Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
    • Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
    • Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
    • Доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
    • Приветливость — способность выражать чувство личной приязни.
    • Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе.
    • Общительность — способность легко входить в общение.
    • Обязательность — верность слову, долгу, обещанию.
    • Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
    • Откровенность — открытость, доступность для людей.
    • Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной.
    • Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
    • Требовательность — строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
    • Поведение
    • Активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
    • Гордость — чувство собственного достоинства.
    • Добродушие — мягкость характера, расположение к людям.
    • Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
    • Смелость — способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
    • Твердость — умение настоять на своем , не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
    • Уверенность — вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
    • Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках.
    • Энергичность — решительность, активность поступков и действий.
    • Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем.
    • Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей.
    • Инициативность — стремление к новым формам деятельности.
    • Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция.
    • Настойчивость — упорство в достижении целей.
    • Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
    • Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
    • Самокритичность — стремление оценить свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
    • Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
    • Уравновешенность — ровный, спокойный характер, поведение. 20.Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь
    • Деятельность
    • Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела.
    • Деловитость — знание дела , предприимчивость, толковость.
    • Мастерство — высокое искусство в какой-либо области.
    • Понятливость — умение понять смысл, сообразительность.
    • Скорость — стремительность поступков и действий, быстрота.
    • Собранность — сосредоточенность, подтянутость.
    • Точность — умение действовать как задано, в соответствии с образцом.
    • Трудолюбие — любовь к труду, общественно-полезной деятельности, требующей напряжения.
    • Увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу.
    • Усидчивость — усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
    • Аккуратность — соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
    • Внимательность — сосредоточенность на выполняемой деятельности.
    • Дальновидность — прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
    • Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
    • Исполнительность — старательность, хорошее выполнение заданий.
    • Любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
    • Находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений.
    • Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически, стройно.
    • Работоспособность — способность много и продуктивно работать.
    • Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность
    • Переживания, чувства
      1. Бодрость — ощущение полноты силы, деятельности, энергии.
      2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.
      3. Веселость — беззаботно-радостное состояние.
      4. Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
      5. Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания,человеколюбия.
      6. Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости.
      7. Сердечность — задушевность, искренность в отношениях.
      8. Страстность — способность целиком отдаваться увлечению.
      9. Стыдливость — способность испытывать чувство стыда.
      10. Взволнованность — мера переживания, душевное беспокойство.
      11. Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение.
      12. Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию.
      13. Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
      14. Любвеобильность — способность сильно и многих любить.
      15. Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
      16. Сдержанность — способность удержать себя от проявления
      17. чувств.
      18. Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний.
      19. Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку.
      20. Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
      21. Следующая методика помогла определить эмоциональное состояние исследуемых объектов (учащиеся 10 класса), цель ее также в определении собственной оценки личности.

        Тест « Самооценка эмоциональных состояний» автор: А Уэссман и Д.Рикс. (Приложение 2.)

        Список утверждений по всем шкалам

        10. Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.

        9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.

        8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.

        7. В целом уверен и свободен от беспокойства.

        6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.

        5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.

        4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.

        3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.

        2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.

        1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.

        10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.

        9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.

        8. Много энергии, сильная потребность в действии.

        7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия.

        6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодрым.

        5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.

        4. Довольно усталый. Апатичный (сонный). В запасе не очень много энергии.

        3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.

        2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии.

        1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.

        10. Сильный подъем, восторженное веселье.

        9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность.

        8. Возбужден, в хорошем расположении духа.

        7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.

        6. Чувствую себя довольно хорошо, в порядке.

        5. Чувствую себя чуть чуть подавленно, так себе.

        4. Настроение подавленное и несколько унылое.

        3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно.

        Настроение определенно унылое.

        2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.

        1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо.

        10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.

        9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.

        8. Очень уверен в своих способностях.

        7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.

        6. Чувствую себя довольно компетентным.

        5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограниченны.

        4. Чувствую себя довольно неспособным.

        3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.

        2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.

        1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.

        Еще одной из методик определения уровня самооценки стал, предложенный педагогом – психологом рисуночный тест «Несуществующее животное» учащимся предлагалось нарисовать, результаты обрабатывала педагог – психолог. (Приложение 3.)

        К тесту дана была инструкция – нарисовать несуществующее животное на листе бумаги простым карандашом.

        Следующая группа тестов была дана на определение уровня конфликтности исследуемых объектов.

        В первом тесте оценка уровня конфликтности определялась с трех позиций: с позиции ученика; с позиции одноклассника – сверстника; с позиции классного руководителя.

        Тест «Оценка уровня конфликтности» автор В.И.Андреев. (Приложение 4.)

        1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

        2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

        б) ответить затрудняюсь

        3) Кто вы в большей степени?

        4)Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

        5)Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

        а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

        б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

        в) чаще советовался бы с людьми.

        6)В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

        б) плохое настроение

        в) обида на самого себя

        7)Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

        8)Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

        б) скорее всего да

        9)Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

        в) нетерпимость критики других

        10)Кто вы в большей степени?

        в) генератор идей

        11)Каким человеком считают вас ваши друзья?

        12)С чем вам чаще всего приходится бороться?

        а) с несправедливостью

        б) с бюрократизмом

        13)Что для вас наиболее характерно?

        а) недооцениваю свои способности

        б) оцениваю свои способности объективно

        в) переоцениваю свои способности

        14) Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

        а) излишняя инициатива

        б) излишняя критичность

        в) излишняя прямолинейность

        Затем учащимся была предложена анкета, задача которой – определение характера поведения личности в определенных ситуациях.

        Анкета «Конфликтная ли Вы личность?» (Приложение 5.)

        В классе начался спор на повышенных тонах.

        1) Не принимаю участия.

        2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую

        3) Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

        Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства ?

      22. Нет.
      23. Только если имею для этого веские основания.
      24. Критикую всегда и по любому поводу.
      25. Часто ли вы спорите с друзьями?

      26. Только в шутку, и то, если это люди не обидчивые.
      27. Лишь по принципиальным вопросам.
      28. Споры – моя стихия.
      29. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

        1. Возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже.
        2. Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону.
        3. Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
        4. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

        5. Не буду поднимать бучу из-за пустяка.
        6. Молча возьму солонку.
        7. Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
        8. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

        9. С возмущением посмотрю на обидчика.
        10. Сухо, без эмоций, сделаю замечание.
        11. Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

        Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

      30. Промолчу.
      31. Ограничусь коротким, но тактичным комментарием.
      32. Выскажу все, что об этом думаю.
      33. Не повезло. На улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

      34. Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово больше не участвовать в этом безобразии.
      35. Не скрою досаду, но отнесусь к произошедшему с юмором, пообещав взять реванш.
      36. Проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщикам.
      37. За каждый ответ под №1 поставьте себе 4 очка, №2 – 2 очка, №3 – 0 очков

        После подсчета баллов группа разбивается на три психологических типа.

        В заключение, учащимся был дан тест на определении самооценки конфликтности.

        Тест «Самооценка конфликтности» (Приложение 6.)

        Тест позволяет определить степень собственной конфликтности.

        Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице.

        Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.

        Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.

        nsportal.ru