Татары по отношению к женщинам

Что такое сексизм, кто такой сексист

Люди придерживаются самых разных взглядов и мнений. Некоторые идеи являются отражением особенностей исторического периода, другие являются реакцией на определённые события и явления. Люди следуют тем движениям, которые им ближе всего.

Довольно часто можно услышать такой термин, как «сексизм». Он употребляется по телевидению, его используют журналисты и политические деятели. Истинная природа появления и истинное значение этого термина известны далеко не всем. Большинство людей знают лишь поверхностное и чаще всего используемое значение сексизма.

В данной статье будет рассказано о том, что из себя представляет сексизм, в чём выражается позиция сексистов, чем обусловлено появление таких взглядов, а также в чём проявляется сексизм.

Сразу следует привести определение этого понятия для того, чтобы обозначить значение этого термина:

Сексизм — это дискриминация или предвзятое отношение к индивиду по признаку пола или его гендера. В то же время сексизмом называют систему социальных практик, идеологию, основой которой выступает поддержка патриархата, угнетение женщин.

Некоторые авторы и учёные применяют понятие «сексизм» только применительно к женщинам, то есть определённое дискриминационное отношение к представителям этого пола, но следует отметить тот факт, что сексизм может наблюдаться как в отношении женщин, так и в отношении мужчин. Идеи матриархата также существуют и имеют место в определённых обществах по всему миру.

Где распространён сексизм?

При рассмотрении самого определения сексизма, некоторые читатели могут сразу подумать, что такая форма дискриминации по половому признаку могла наблюдаться разве что в Средневековье, или же в современных государствах, где основной религией является ислам. На самом деле ситуация с сексизмом в мире намного хуже, чем может показаться на первый взгляд.

Сексизм может проявляться в самых разных сферах общественной жизни. Проявления этой идеологии могут наблюдаться в самых различных социальных институтах:

  • в семье,
  • здравоохранении,
  • образовании,
  • религии,
  • а также в самых различных областях — экономике, искусстве, медиа и политике.
  • В чём суть сексистской идеологии?

    Для лучшего понимания того, что из себя представляет сексизм, и на чём он основывается, следует более подробно разобраться в его идеологических положениях. Именно они обозначают позиции и принципы существования сексизма и его последующих проявлений.

    Идеология сексизма подразумевает не только разделение людей на мужчин и женщин, но и противопоставление представителей двух противоположных полов друг другу. Сексизм поддерживает господство мужчин над женщинами, оправдывая это тем, что на протяжении многих лет патриархат являлся стандартной нормой семейных отношений. Такой традиционализм, а также просто привычка и остатки консервативного воспитания в патриархальных семьях создают фундамент для существования сексизма и на современном этапе развития человеческого общества.

    Современное общество, конечно, уже не демонстрирует тот уровень сексизма, который наблюдался раньше в другие исторические периоды, когда патриархат был нормой практически повсюду, но в то же время генерирует новые типы и проявления сексизма, которые становятся характерной чертой нашего времени. Речь идёт о скрытом сексизме. Он выражается во мнении, что сексизма просто не существует, и что он — просто пережиток. Скрытый сексизм также может представлять собой резкую негативную реакцию на заявления о том, что сексизм существует в принципе.

    Какие виды сексизма существуют?

    Мало кто знает, но сексизм существует не в одной-единственной форме, как можно было подумать. Большинство людей, конечно, считает, что сексистская идеология подразумевает именно резкую и жёсткую позицию по отношению к представителям определённого пола, но не всё так просто и однозначно.

    Существуют следующие виды сексизма:

    Первый вид, конечно, знаком практически каждому. Именно он всегда на слуху, когда речь заходит о сексистских проявлениях. Враждебный вид именно поэтому так и называется из-за того, что сексистские проявления выражаются в агрессивном поведении, высказываниях, поведении в отношении к представителям другого пола. Если рассматривать сексизм по отношению к женщинам, то в этом случае, враждебный сексизм будет проявляться в различного рода высказываниях, гласящих о неполноценности женщин и превосходстве над ними мужчин.

    Второй вид может ввергнуть в некоторое замешательство людей, которые в этом не сильно разбираются и раньше о чём-то таком вообще не слышали. Также это может удивить, так как с таким видом сексизма можно столкнуться практически везде и всюду. Дело в том, что доброжелательный сексизм предусматривает идеализацию женщин, их возвеличивание. Это может показаться странным, но заявления такого рода имеют под собой определённую цель, которая заключается в создании женщинам хрупкого и беспомощного образа, требующего постоянной заботы со стороны мужчин.

    Такой имидж просто не позволяет женщине думать о том, чтобы, например, добраться до руководящего поста, так как в своём сознании она будет ощущать себя слабой и нуждаться в мужской помощи.

    Как появился сексизм?

    Сексизм как сама идеология существовал очень и очень давно. Причиной его существования принято считать патриархальность того общества, в котором наблюдалось угнетение женщин и отношение к ним как к рабам. Позиция мужчины-добытчика была неоспоримой, поэтому женщины всегда рассматривались лишь как помощницы, хранительницы семейного очага. Также не стоит забывать и о религии. В авраамических религиях позиция женщины не является ведущей. Особенно это заметно в исламе, где женщины практически лишены каких-либо прав. В некоторых арабских странах женщины до сих пор являются частью кухни или прибором домашней утвари.

    Но, если само явление патриархата и доминирования мужчины над женщиной являлось нормой на протяжении довольно продолжительного исторического отрезка, то термин «сексизм», который обозначает это явление, появился сравнительно недавно. Связано его появление с активностью американских феминисток, представительниц так называемой второй волны. Они ввели этот термин, изменив известное понятие «расизм».

    Явление сексизма и его идеология рассматривались в рамках существовавшей феминистской теории, а затем исследовались уже представителями социальных и гуманитарных наук. Исследование этих явлений в таком масштабе создало вокруг термина определённую среду, обеспечившую ему популярность. Социальные науки предлагают такое обозначение сексизма: комплексная система практик и идеологий, которая поддерживает патриархат и идею о мужском господстве.

    Следует отметить, что нет однозначного мнения о том, является ли сексизм только дискриминацией по отношению к женщинам, или же мужчины тоже могут стать его жертвами. Некоторые учёные придерживаются того мнения, что жертвой сексистского воздействия может стать любой человек, который подвергся дискриминации по половому признаку со стороны представителя противоположного пола. В то же время другие учёные категорически не поддерживают идею о двустороннем действии сексисткой дискриминации и выступают за то, что сексизм может быть только мужской и только по отношению к женщинам. В основном адептами таких мнений являются феминистки.

    Сексизм и патриархат — одно и то же?

    Довольно часто люди по незнанию могут случайно употребить один термин вместо другого, наивно полагая, что если они похожи по своей сути, то являются синонимами. На самом деле патриархат и сексизм — понятия совершенно разные, так как различаются по своей природе.

    Патриархат является средой, социальным строем, жизненным устоем. Это как непрописанная истина, которой следовали наши предки, и следуют по сей день представители различных обществ по всему миру. По сути, патриархат является способом организации общества, где каждый знал своё место и выполняемые функции. Его возникновение и существование было обусловлено следующими предпосылками: роль мужчины-добытчика и война и роль женщины-хранительницы очага и матери его детей, более стойкий характер самца и мягкость женщины, а также другие.

    Сексизм является детищем патриархата, его следствием. То есть, по сути, его проявлением. Дискриминация по отношению к женщинам была взращена в патриархатной среде, в условиях существования общества, где мужчины были доминантными. Возникновение такого явления, как сексизм, было закономерно, но уже давно изжило себя.

    Распространение сексизма по всему миру имеет своё объяснение. Дело в том, что патриархатность общества была повсеместной. Новые социальные нормы формировались на истинах, оставшихся от древнего социума. Именно поэтому сексизм не стал деградировать, он лишь слегка поменял форму своего выражения.

    Есть ли сексизм в современном обществе?

    К сожалению, сексистская идеология не изжила себя со временем. Проявления сексизма можно встретить повсеместно. Международные организации, занимающиеся этими вопросами, государственные кампании, деятельность умеренных феминисток — все эти факторы влияют на послабление позиций сексизма и установления всеобщего равенства в современном обществе.

    psiho.guru

    Татары по отношению к женщинам

    3 негативных последствия неуважения к женщине

    С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

    Есть такое высказывание: « Думай так, будто твои мысли высечены на небе. Так оно и есть ». Многие люди не осознают последствий своих мыслей, хотя даже их самые глубокие тайны «просвечиваются» через выражение их лиц, характер поступков, судьбы. Негативное отношение мужчины к женщине так же «просвечивается» в виде определенных негативных последствий…

    С психологической точки зрения неуважение к женщине имеет для мужчины чуть ли не роковое значение. В результате исследований было выяснено, что мужчина, который не питает безусловного уважения к женщинам и считает их не заслуживающими доверия, выбирает в супруги женщину, которая действительно является таковой. Не то чтобы из многих он специально ищет самую худшую, просто его отношение настроено таким образом, что он либо не заметит ее явных недостатков, либо выберет такую, чей нрав «предрасположен к дурному». То есть мужчина, не уважающий женщин, бессознательно берет в жены такую партнершу, которая не станет хорошим примером для их детей . Таким образом, он как бы подтверждает свое нелестное мнение о женщинах.

    Эта закономерность часто является ответом на вопрос, почему некоторые успешные, статные, образованные мужчины находят себе пару или «непару», каковыми их считают окружающие, в дурнушках. Потому что Всевышний Аллах, знающий наши намерения, не ошибается в выборе наших супругов и выбирает их соответственно нашим намерениям, а не внешней оболочке.

    Однако на этом негативные последствия не исчерпываются. Девочки, рожденные в семье, где отец не уважает женщин, склонны вести себя по-мальчишески: играть с мальчиками, лазить по деревьям, встревать в драки, носить брюки и т.п. Психология детей такова, что они подражают родителю своего пола и при этом стараются угодить родителю противоположного пола. То есть мальчик подражает отцу и стремится угодить матери. И девочка – подражает матери и стремится угодить отцу. Одним из пунктов угождения отцу является бессознательный отказ от женской роли – подражание мальчикам в случае, когда девочка понимает, что отец не любит женщин в целом. Таким образом, отец толкает свою дочь на одно из проклятых Всевышним дел – подражание противоположному полу , «бросая» свою женскую суть. Так как в одном из хадисов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах проклял женщину, уподобляющуюся мужчине» (Абу Дауд, 4099)

    Третье негативное последствие – это перенимание сыном убеждений отца . В число которых также входит отношение к женщинам. Как мы сказали выше, дети подражают родителям своего пола. И если отец проявляет неуважение к женщине, будь то словом, поступком или даже убежденностью в их неполноценности, то мальчик перенимает их как правильные. Ведь у него нет других таких авторитетных образцов для подражания, как пример отца. Следовательно, если в будущем мальчик сознательно не изменит своих взглядов и пойдет с этим «отеческим багажом» строить свою личную жизнь, то велики шансы, что он повторит историю отца – выберет партнершу под стать своему невеликому мнению о них. Даже если он хорош собой, образован и пользуется успехом.

    Таким образом, неуважение к женщине «карается» тремя негативными последствиями для мужчины:

    • выбор партнерши, соответствующей невысокому мнению о женщинах;
    • бессознательная трансляция нелюбви к женщинам, подталкивающая дочь к подражанию мальчикам;
    • передаваемое сыну негативное отношение к женщинам, по причине которого тот «повторяет» те же ошибки отца.
    • Женщина во многом зависит от отношения мужчины к ней . Достойное отношение может сделать даже из «ведьмы» добрую королеву, а плохое, подавляющее или слишком «подчиняющееся» — наоборот. Не обязательно обладать знаниями психологии для избегания подобных последствий. Достаточно следовать примеру Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который завещал хорошее отношение к женщинам и сказал: «Лучший из вас – тот, кто лучше всех относится к своим женам, а я лучше всех вас отношусь к своим женам».

      Анас, да будет доволен им Аллах, также сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым добрым из людей по отношению к женщинам и детям. Быть добрым не значит потакать во всем, подчиняться ей или быть ее рабом, а значит соблюдать ее права, уважать ее достоинство и принимать ее значимость. И подобная доброта и любовь к женщине лишь проявляется в поступках и словах, начало же она берет с непорочных мыслей о ней и терпеливого, снисходительного, сердечного отношения.

      Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост!

      islam-today.ru

      Женский вопрос по-казачьи.Или отношение к женщинам в казачьем обществе.

      Важней казаку верный конь

      Чтоб степь под копытами пела.

      Надежный клинок, да гармонь,

      А бабы — последнее дело!

      Слова этой казачьей песни как-то звучали в фильме «Когда казаки плачут» по рассказу Шолохова. Они вроде бы отражают отношение казаков к женскому полу. Так ли?

      Рассматривая историю казачества и его культуру, мы видим довольно оригинальное отношение к женскому полу в казачьем народе. С одной стороны присутствуют военно-общественные образования (а точнее православные рыцарские ордена) такие как Запорожская Сечь, Главное Войско Донское, где вступающие давали обет безбрачия, несколько пренебрежительное отношение казаков к семейной жизни, с другой весьма уважительное отношение казаков к женщинам. Женщины в казачьем обществе имели весьма широкие права и в обиду себя не давали. Казачка умела все, что умел казак: скакать верхом, стрелять из лука или ружья, при случае и пику взять в руки и шашкой махать, землю пахать, охотиться, рыбу ловить.

      В отличие от своих соседей, как западных, так и восточных, казачки не были собственностью мужчины и для казаков женщина — лицо, имеющее бессмертную душу (в то время как Западной Европе в Средние Века всерьез считали, что женщина не имела души (читай животное)). И кроме того у казаков всегда существовал развод. Столь уникальное отношение к женщинам обуславливается многими факторами.

      Начнем сначала. С возникновения самого народа казаков. Вот как об этом говорит Древнее Азовское предание о крещении казаков:

      «Задолго до явления

      Христа, Спасителя нашего,

      Поселились на островах

      Таманских три брата:

      Ахват, Венет и Деньдар-

      Дети Всадника Небесного

      И жили они рядом с

      Прозванным так, потому

      что тама Тарха Тархович –

      Предок словен, народился.

      Греки же Таматарху в

      Да Бог потом всё поправил

      И имя исконное вернул.

      Итак, жили три брата.

      Говорили они на языке

      А женились на дочерях

      Заметьте, три прародителя казаков женились на сарматских царевнах.

      Именно от этого союза, по Преданию появился казачий народ. Это говорит о том, что с самого начала казаки были тесно связаны с сарматами, в том числе и родственными связями. Естественно, что с древнейших времен казаки восприняли часть обычаев этого могучего народа. Обычаи сарматов по отношению к женщинам хорошо известны из трудов античных историков. Геродот считал их потомками амазонок и поэтому приписывал их обществу матриархальные отношения (и не без основания, там действительно сохранились пережитки матриархата). В самом деле, роль женщин в сарматском обществе была огромна. Они имели большие права и личную свободу чем, например, у греков, римлян, или даже у скифов. Влияние женщин в сарматском обществе было столь велико, что для них было вполне нормальным такое явление как женщина-воин, что само по себе уникально, даже для времен более поздних, нежели античность. Например,еще в XIX веке имя Надежды Дуровой знаменитой кавалергард-девицы воспринималось всем миром как нечто не ординарное и не нормальное, хотя она была достойным воином и боевым офицером. Для сармат это было рядовым явлением, а значит, сарматки были не просто существом нужным, чтобы рожать детей и работать по хозяйству, но полноправными членами общества способными и могущими влиять на его жизнь, возможно имевшие голос на свете. Этот обычай сохранился у казаков во многом до сегодняшних дней с некоторыми коррективами, которые связаны с обычаями других народов связанных в той или иной степени с казаками и своими представлениями. У казаков изначально было патриархальное общество.

      Огромное влияние на обычаи и мировоззрение казаков оказало их крещение в 34 г. от РХ Апостолом Андреем Первозданным, и принятие Христианского вероучения.

      В том числе и на отношении в женщине. Хотя, судя по всему, верования и мировоззрение древних казаков мало отличалось от проповедей Св. Апостола, поэтому казаки приняли крещение и христианское мировоззрение без болезненно и с радостью, став одним из первых Христианских народов, более того, казачество стало Воинством Христовым,защитником Христианской Веры и распространителем ее на землях Северного Причерноморья. Отношение Христианства к женщине тоже довольно уникально для того мира. В Православном Христианстве,отношение к женщине, как к равному с мужчиной существу по призванию к спасению, то есть женщина и мужчина равны в духовном плане, но имеет другое призвание и путь в земной жизни. Сказано: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11,8-9). То есть в Священном писании ясно говориться о подчиненности женщины мужчине. И в физиологическом плане это правильно.

      Так устроена природа женщины, что ей надо кто-то, кто защищал бы ее, оберегал, заботился, выполнял тяжелую работу (добывал пищу, пас скот и т.д.), что важно для продолжения рода. По-другому получить и воспитать здоровое и жизнеспособное потомство, а равно и продолжить род свой, весьма проблематично. С другой стороны тоже Священное Писание указывает на то, что женщины не только равны с мужчиной в духовном плане, но иногда более сильны и стойки в Вере. И пример этому, прежде всего сама Святая Дева Мария, Принепорочная Мать Иисуса Христа, которой явился Архангел Гавриил и возвестил о Непрочном Зачатии, от Нее и Духа Святого воплотился Сын Божий Господь Иисус Христос и ее почитали и почитают не только на Земле но и Ангелы небесные.

      Сказано: «Ангел, войдя к Ней, сказал; радуйся, Благодатная, Господь с Тобой; благословенна Ты между женами» (Лук. 1, 28). Далее идут Жены Мироносицы, вспомните – когда Иисуса арестовали и повели на суд и казнь все ученики Его разбежались и предали его. Сам Симон-Петр трижды в течение ночи отрекся от Него, испугавшись за свою жизнь. Все кроме Фомы и жен Мироносиц. Они вместе прошли Ним путь до Голгофы и были свидетелями Его страданий и смерти, не убоявшись толпы и властей. Но и Фома потом усомнился в Воскрешении Христа: «Другие ученики сказали ему (Фоме): мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). И только Пресвятая Мать Его и Жены Мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сыновЗеведевых Иакова и Иоанна), Иоанна (жена Хузы), не увидев Его Тела во гробе, увидав только Ангела Господня и услышав от него Благую Весть о Воскрешении ни на йоту не усомнились и упорно проповедовали об этом, пока сам Господь не убедил своих учеников в Своем Воскрешении. Далее история дает нам яркие примеры стойкости женщин в Христовой Вере.

      Это Вера, Надежда, Любовь и Матерь их София, целый сонм великомучениц,равноапостольные Царица Елена ( мать Константина Великого), Нина Грузинская, Княгиня Ольга Киевская, Ефросинья Полоцкая, София Слуцкая список можно и продолжать и продолжать. Именно на фоне этого почитания святых женщин и утвердилось отношение казаков к женщинам как равным существам ибо сказано: «Нет уже иудея, ни язычника, нет мужеского пола,ни женского ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 28) .

      Отношение было же такое: казаку обычаем предписывалось относиться к любой женщине как к свей сестре, а если женщина пожилая, то как к матери. Разговаривая с женщиной казак должен стоять, а если женщина пожилая – при разговоре должен снять шапку. Девушки сироты находились под покровительством Атамана, и он отвечал за них перед Богом и людьми, как будто был их отец. Принуждать девушку или женщину к замужеству или близости силой считалось позором, виновного казака строго наказывали, могли и убить. Все это касалось и не только казачек, но и иногородних женщин и ясырок. Кстати к жене из иногородних и ясырок казаку предписывалось относиться как можно предупредительней и с возможно большим тактом, ибо они не знали уклада жизни казаков.

      Здесь уместно рассказать о казачьих обычаях по отношению к браку. В плоть до XVIII века в казачьих землях существовал интересный брачный обычай. Казаки не венчались, а заключали брак на майдане на Кругу. Казак на кругу выводил на майдан полюбившуюся девушку (незамужнюю женщину) и объявлял всем, что она ему люба, после чего старики проводили с ними беседу, расспрашивали, особливо избранницу и оценивали, достойный ли выбор одобряли или нет. Нет, значит, нет, если старики соглашались, Круг говорил «Любо», главный старейшина вел молодых к ракитовому кусту, почитаемому казаками, обводил их три раза вокруг него под обрядовые песни и после этого считали казака мужем, его избранницу женой и играли свадьбу.

      Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось, согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью.Из колонны выехал казак и срубил его.Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.

      Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

      В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

      Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

      Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

      Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности. Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной — «сестра», к младшей — «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

      Казаки всегда жили в состоянии войны или в скором ожидании ее. Так уж распорядился Господь, но соседи казаков всегда были весьма воинственны, да и сами казаки не миролюбивый народ, на обиду всегда могли (и могут) достойно ответить – казаки народ воинский. Как следствие частые походы и весьма далекие. Казачьи ватаги ходили на татар, турок, ляхов, нанимались на службу купцам, монархам. Часто приходя в родные места, они находили лишь пепелище. Городки, станицы разграблены, жители убиты или уведены в рабство. И приходилось начинать все заново. В этих условиях женщина приобретала большую ценность и из походов молодые казаки часто приводили живую добычу – ясырь, в основном женщин. Их брали в жены. Причем законы казаков предписывали к ним относиться с возможно большим тактом, ибо они не знали уклада жизни казаков. И женщина приобретала поистине великую ценность. Но в свете, выше сказанного, отношение было всегда подчеркнуто уважительное.

      Именно по причине столь не спокойного уклада своей жизни, и даже некоторой неопределенности в своей судьбе, у казаков всегда издревле существовал развод. Развод в допетровское время на Дону производился так же просто, как и женитьба. Если казак, по каким-то причинам уже не нуждался больше в супруге, он вел ее на войсковой Круг, где в присутствии своих сотоварищей говорил:

      — Друзья! Верные товарищи мои казаки! Я некоторое время имел жену Катерину, она была мне услужливой и верной женой, но теперь она мне больше не жена, а я ей не муж! Кто из вас ее желает, пусть возьмет ее в жены. Мне ноне все едино…

      После таких слов казак снимал свою руку, и недавняя супруга становилась чужой женщиной, разведенкой. Любой из присутствующих на Кругу казаков, что часто и случалось, мог тут же взять ее в жены. Для этого было достаточно только прикрыть ее полой своего кафтана, снимая позор развода, и произнести полагающиеся в подобном случае слова.

      Делалось это по разным причинам. Одна из таких причин та, что казак уходил на войну и не мог рассчитывать на возвращение. Он мог быть убитым или плененным, а сведений точных возможно ни кто не даст, и не хотел обременять женщину многолетним, а может и вечным, ожиданием, возможно жизнь не складывалась, а еще одна из причин – это вступление казака в такие общества, как Запорожская Сечь или Главное Войско Донское, которое давало казаку большие возможности и повышало его авторитет и положение, с другой стороны ставило перед казаком условия, а именно отказ от своего родового имени и обет безбрачия, кроме того казак при вступлении должен быть не женат. Напомню, что Запорожская Сечь была создана Байдой князем Дмитрием Вишневецким и в основу устава лег устав Афонского монастыря, потому и не допускались туда женщины.

      Положение изменилось после Петра Первого, когда казаки стали заниматься хлебопашеством, а соседние народы ногаи, татары и др. стали замиряться. Прекратились набеги на станицы и хутора, было введено церковное венчание. Жизнь, в общем, стала более спокойная. Правда казаки несли службу в казачьих и др. частях Российской армии и в случае войны должны в любое время выйти в поход всем способным на это мужским населением. Некоторые казачьи семьи переселялись на оборонительные линии на границу Империи, где до спокойствия было очень далеко. Здесь стала, провялятся и другая черта казака верность своей семье и дому, но не в ущерб службе, которая почиталась превыше всего. Казак не принадлежал себе, а принадлежал Господу Богу и Отечеству и им служил с самого рождения, до последнего вздоха. Так считали казаки. И понятно, что эту мысль эти понятия вкладывались в голову казака, прежде всего матерью, женщиной, которая родила, вскормила и воспитала казака. По-прежнему в казачьем обществе было много вдов, ибо воинское дело такое. И казаки, воспитанные в таких семьях тем ни менее не становились «маменькиными сынками». Конечно, весь уклад жизни в казачьем обществе воспитывал казака и в этом принимали участие и старики и все общество и родня казака (дед, дядья т.д.), но именно мать с самого рождения вкладывала в сознание будущего воина фундамент для дальнейшего воспитания. А ведь бывало, что и приходилось, как встарь отбиваться от врагов и брать в руки оружие. Один из примеров это оборона Моздокской крепости в 1774 г., когда маленькому гарнизону пришлось отбиваться от турецкого корпуса, который поддерживали многочисленные горские отряды. Вот как описывается это событие. 11 июня был Духов день. Оставшиеся в Науре казаки со своими семьями и не занятые на службе солдаты во главе с полковником Савельевым находились в церкви. Вдруг со стороны пикетов прогремели выстрелы. Уже спустя полчаса станица была окружена восьмитысячным войском. Полковник Савельев, опытный, закаленный в военных походах офицер, еще за несколько дней до нападения приказал обнести поселение большим валом с колючим терновником, разместить на нем редут и четыре орудия, а также укрепить ров рогатинами. Когда началась атака, Савельев лично руководил обороной. На подмогу небольшому числу солдат и казаков, не успев переодеть праздничные сарафаны и платья, на вал,вооружившись серпами, вилами и косами, высыпали казачки. Крупная, седовласая, с морщинистым, перепачканным углем и сажею лицом, Федотья напоминала былинную ведьму. Пока полковник Савельев руководил казаками и солдатами, Федотья повела «бабью рать» с косами и серпами на вал, другим приказала перетаскивать на место, где усиливался натиск врага, чугунные пушки. Не боясь свиста пуль и гиканья нападавших, рядом со старыми, закаленными воинами сражались женщины, нередко вступая даже в рукопашную схватку. В один момент враг почти прорвал оборону. Через ров полезли горцы. Положение спасла молодая казачка. Кинувшись на врага с косой, она перерезала одному из нападавших горло, отобрала ружье и немедля открыла огонь по узкому проходу, куда рвался неприятель. Двенадцать часов шел бой.

      Во время Гражданской войны казачки тоже брали в руки оружие и сражались, защищая свои семьи.

      И наконец, пример не столь далекий. В 1942 г. был сформирован Добровольческий казачий кавалерийский корпус, который стал известен, потом как 4 КККК им командовали сначала Кириченко, а потом Плиев. В бою под станицей Кущевской этот корпус полностью разгромил два горнострелковых полка Вермахта, а один, «Зеленая роза», был вырезан полностью. Корпус был сформирован из казаков добровольцев, но в большинстве это были казаки нестроевых возрастов (к тому времени почти все казаки строевых возрастов были уже призваны в РККА), а именно мальчишки от 13 до 17 лет, старики от 60 до 80 лет и женщины казачки в возрасте от 14 до 50 лет. И поверьте, что женщины там были не только санинструкторами и связистками, но на равных с мужчинами воевали бойцами сабельных эскадронов, артиллеристами, разведчиками, пулеметчиками, снайперами, саперами, даже танкистами. И 4 Кубанский казачий кав. корпус был не единственным.

      Вот получается такой женский вопрос по-казачьи. И для казака бабы, простите, женщины, получается далеко не последнее дело. Просто у каждого, и у мужчины-казака, и у женщины-казачки, свое предназначение и свое служение.

      makarenko.by

      Кры?мские тата?ры (крым. q?r?mtatarlar , ед. ч. q?r?mtatar ) или кры?мцы (крым. q?r?mlar , ед. ч. q?r?m ) — тюркский народ, сформировавшийся в Крыму и Северном Причерноморье; наряду с малочисленными караимами и крымчаками. Говорят на крымскотатарском языке, который входит в тюркскую группу алтайской семьи языков. Родственные народы: карачаевцы, ногайцы. Места проживания: Россия (Крым, около 260 тыс.), Турция, Украина, Болгария, Румыния, Узбекистан. Подавляющее большинство крымских татар — мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

      Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII—XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму. Особое место в этногенезе крымских татар принадлежит половцам, которые, смешавшись с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма, составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков. Антропологически 80% крымских татар относятся к европеоидной расе, кроме степных крымских татар (ногаев), которые имеют европеоидно-монголоидные черты лица [1] .

      Крымское ханство [ править ]

      В составе Российской империи [ править ]

      В 1736 российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым.

      В 1783 в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией. Это ознаменовало начало эпохи в истории крымских татар, которую сами они называют «Чёрным столетием».

      Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По некоторым данным, [Источник?] число эмигрантов к 1790 достигло 4/5 крымскотатарского населения Крыма. Предположительная численность крымских татар на полуострове до эмиграции оценивается в 600—700 тысяч человек. Население же ханства до 1783 составляло около 1,5 млн человек.

      По указу императора Александра I было принято решение о создании 4-х конно-татарских полков из числа крымских татар. Полки формировались по казачьему образцу, названия полкам дали по уездам Крымского полуострова, первоначально полки, формировались из добровольцев (впоследствии, в 1812-13 годах комплектование полков стало производиться по системе близкой к рекрутской, что привело к волнениям в некоторых местностях Крыма).

      В состав Перекопского полка включались также «киргизы» (как тогда в русской речи называли казахов, небольшое количество казахов жило за Перекопом, в Днепровском уезде Таврической губернии), кроме того в ходе войны на пополнение конно-татарских полков поступали ногайцы жившие в Северном Приазовье (в Мелитопольском уезде Таврической губернии, по реке Молочной), хотя с ними возникли проблемы — они выражали желание создать свой отдельный полк и упорно не хотели вступать в существующие полки, сформированные крымскими татарами.

      Созданы были полки [2] :

    • Симферопольский (командир — майор Кая бей князь Балатуков, впоследствии за боевые заслуги при осаде Данцига в Заграничном походе ему 7 декабря 1813 присвоено звание генерал-майора),
    • Перекопский (командир — майор Ахмед бей князь Хункалов, впоследствии, 10 апреля 1832 года ему также было присвоено звание генерал-майора), Евпаторийский (командир — капитан Абдулла ага Мамайский),
    • Феодосийский (командир — поручик Али мурза Ширинский). Тут следует отметить, что данные офицеры на момент сформирования конно-татарских полков уже имели свои офицерские звания, которые они получили за время прохождения службы в регулярных и иррегулярных частях российской армии. Например, Кая бей князь Балатуков в звании майора вышел в отставку из Севастопольского мушкетерского полка ещё в 29 декабря 1801 года, а Ахмед бей князь Хункалов начинал свою военную карьеру сержантом в Тамбовском мушкетёрском полку по одним данным с 1784 года, по другим данным — с 1787 года. То есть это были люди с опытом военной службы и знающие российскую армию изнутри. В июне 1807 года все четыре полка выдвинулись из Крыма на службу — им было поручено через Кременчуг прибыть в Вильно, но в связи с прекращением боевых действий 9 июля им было приказано остановиться, а 9 августа вернуться в Крым.
    • 21 мая 1808 Симферопольский конно-татарский полк выдвинулся из Симферополя и прибыл в Вильно 13 сентября, после чего был размещен на границе с Пруссией, штаб-квартира полка располагалась в г.Юрбург.

      31 мая из Перекопа выдвинулся Перекопский полк, 22 августа он прибыл в Гродно и расположился кордонами в Белостокской области, штаб-квартира полка в местечке Гониондзы. В Крыму оставались два полка — Евпаторийский и Феодосийский (они распускались по домам), в конце мая-начале июня 1809 они выдвинулись из Крыма и прибыли 16 июля в г.Махновку Киевской губернии.

      На момент вторжения Наполеона летом 1812 года Симферопольский и Перекопский полки располагались на прусской границе, потом, находясь в составе корпуса Платова, они принимали активное участие в боях с наполеоновскими войсками, прикрывая отступление российской армии (собственно вместе с донскими казачьими полками они так и дошли до Бородина).

      Евпаторийский полк занимал кордоны по реке Неман, потом вошёл в состав Третьей армии Тормасова (потом — армии адмирала Чичагова), он также принимал участие в боях с неприятельскими войсками. Евпаторийский полк отличался большим количеством личного состава — на 10 октября 1812 года в нём было 801 нижних чинов и 43 офицера и делился он на 8 сотен, на данную дату организационно он входил в состав авангарда армии адмирала Чичагова под командованием генерал-адъютанта графа Ламберта. Евпаторийский полк, как правило, действовал совместно с Татарским уланским полком, под началом шефа этого полка полковника К. фон-Кнорринга.

      Феодосийский полк на начало войны располагался на берегу Днестра, штаб-квартира располагалась в г. Дубоссары. С началом войны полк был отправлен по данным А.И. Маркевича в г.Дубно Волынской губернии, а по данным Масаева М.В. — в г. Луцк, а впоследствии — в Подольскую губернию. По данным Муфтийзаде И.М. полк нёс кордонную службу в Гродненской губернии по берегу р.Буг. В боях ему так и не довелось принять участия. В августе 1812 года Феодосийский полк находился в составе 3-й казачьей бригады 2-й армии, командир бригады полковник Сысоев 3-й, входившие в бригаду части располагались так: полк Сысоева 3-го располагался в местечке Устилуг, Донской полк Якова и конная артиллерийская рота Тацина — в г.Владимире (видимо во Владимире-Волынском), Феодосийский татарский полк — в с. Свинарин. Вообще с местонахождением Феодосийского полка не очень ясно, возможно полк одновременно осуществлял службу разрозненными частями в разных местах. По мнению Муфтийзаде И.М. (первым для широкой общественности описавшем участие крымских татар в наполеоновских войнах) Феодосийский полк не привлекали для боевых действий по причине плохой его вооруженности, это мнение устоялось в литературе и в качестве объяснения приводится обычно именно оно. Однако Масаев М.В. со ссылкой на архивные документы опровергает данную точку зрению и сообщает о том, что Феодосийский полк имел полный комплект исправного вооружения. Сам Масаев М.В. делает предположение, что «русское командование просто не хотело бросать в мясорубку войны еще один татарский полк, поручив ему пограничную службу». Но неучастие Феодосийского полка в боевых действиях может объясняться довольно прозаически — известно что в октябре месяце 1812 года полк был направлен в г. Дубно для решения хоть и не героической, но весьма важной задачи — для назначения в конвои провиантских и артиллерийских транспортов. Следует отметить важную деталь — несмотря на отсутствие боевых столкновений с неприятелем Феодосийский полк, как и остальные конно-татарские полки, присылал заявки на доукомплектование очень значительного числа людей, причём объяснялось это не только дезертирством бойцов, но и по причине большой смертности среди личного состава и по причине не способности к службе из-за болезней и старости (например, при штатной численности полка около 550 человек командир полка Ширинский 7 мая 1811 просил прислать недостающих 229 человек, из которых бежало 9, возвращено за неспособностью к службе 39, а умерло — 79 человек, в мирное время). На 10 октября 1812 в полку состояло 402 нижних чина и 14 офицеров, организационно он входил в состав 3-го корпуса генерала Репнинского армии адмирала Чичагова.

      По данным Маркевича А.И. среди личного состава конно-татарских полков были представители и других национальностей, населявших Таврическую губернию, в частности, цыгане и черкесы. Лошадей, оружие, снаряжение должно должны были обеспечить себе сами добровольцы и татарские общества, обеспечение провиантом и фуражом в походе брала на себя казна, но пока полки оставались на месте — казённого довольствия им не полагалось.

      Согласно переписи населения—1897 численность крымских татар составляла 35,5% от общей численности населения полуострова или 194 тысяч чел. [3] .

      Гражданская война и Крымская АССР [ править ]

      Оценки численности крымскотатарского населения в Крыму перед началом Гражданской войны противоречивы. По данным переписи 1917 крымские татары составляли 200 тыс. человек (26,8 % населения полуострова). Другие подсчеты указывают на то, что число крымских татар достигало 450 тыс. человек (42 % населения полуострова): в Ялтинском уезде — 150 тыс. человек, в Симферопольском — 100 тыс., в Феодосийском — 80 тыс., Евпаторийском — 60 тыс., в Перекопском — 60 тыс.

      Февральская революция активизировала попытки крымскотатарского народа подключиться к управлению государством, однако это не встретило поддержки со стороны местных советов. Исполком Симферопольского совета 17 марта 1917 отклонил ходатайство крымских татар о предоставлении им представительства в нем, на основании того, что «национальные организации представительства в Совете не имеют». Это привело к тому, что представители крымскотатарского народа решили действовать самостоятельно. 25 марта 1917 в Симферополе был проведен крымскотатарский курултай на который съехались свыше 2000 делегатов. Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК), главой которого был избран Ч.Челебиев. Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. С этого началось претворение в жизнь культурно-национальной автономии крымских татар.

      Тяжёлым испытанием для крымских татар стала Гражданская война в России.

      В 1917 году после Февральской революции был созван первый Курултай (съезд) крымскотатарского народа, провозгласивший курс на создание независимого многонационального Крыма. Известен лозунг председателя первого Курултая, одного из наиболее чтимых крымскими татарми лидеров, Номана Челебиджихана — «Крым — для крымчан» (подразумевалось всё население полуострова независимо от национальности). «Наша задача, — говорил он, — создание такого государства, как Швейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку». Однако Челебиджихан был пленён и расстрелян большевиками в 1918 году, а интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми, так и красными. В результате голода 1921—1922 годов погибло около 15 % крымских татар.

      В 1921 создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский, высшее руководство состояло в основном из крымских татар. Но вслед за коротким подъёмом национальной жизни после создания республики (открытие национальных школ, театра, выпуск газет) последовали сталинские репрессии 1937 года. Репрессии подверглись и представители крымскотатарской интеллигенции, в том числе известный государственный деятель Вели Ибраимов и учёный Бекир Чобанзаде.

      Перед началом ВОВ согласно данным переписи—1939 крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек (19,4 % от всего населения полуострова).

      Оккупация Крыма [ править ]

      С середины ноября 1941 по 12 мая 1944 года Крым был оккупирован гитлеровцами.

      Участие крымских татар в коллаборационистких формированиях [ править ]

      С октября 1941 начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар: рот самообороны с основной задачей борьба с партизанами. До января 1942 этот процесс шел стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатцгруппы «D». В течение января 1942 завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны. Cформировано 14 рот.

      В декабре 1941 в Крыму созданы мусульманские татарские комитеты, поддерживающие немецкую оккупационную администрацию. В Симферополе начал свою работу центральный «Крымский мусульманский комитет».

      В сентябре 1942 немецкая оккупационная администрация запретила использовать в названии слово «крымский» и комитет начал называться «Симферопольский мусульманский комитет», который в 1943 в очередной раз переименован в «Симферопольский татарский комитет». Комитет состоял из 6 отделов: по борьбе с советскими партизанами; по комплектованию добровольческих формирований; по предоставлению помощи семьям добровольцев; по культуре и пропаганде; по религии; административно-хозяйственный отдел и канцелярия. Местные комитеты по своей структуре дублировали центральный. Деятельность комитетов прекращена в конце 1943.

      Первоначальная программа комитета предусматривала создание в Крыму государства крымских татар под протекторатом Германии, создание собственного парламента и армии, возобновление деятельности запрещённой в 1920 году большевиками партии «Милли Фирка» (крым. Milliy F?rqa — национальная партия). Однако уже зимой 1941-42 годов немецкое командование дало понять, что не намерено допускать создания какого бы то ни было государственного образования в Крыму.

      В декабре 1941 года представители крымскотатарской общины Турции Эдиге Кырымал и Мюстеджип Улькюсал посетили Берлин в надежде убедить Гитлера в необходимости создания крымско-татарского государства, но им было отказано. Долгосрочные планы нацистов предусматривали присоединение Крыма непосредственно к Рейху в качестве имперской земли Готенланд и заселение территории немецкими колонистами.

      В марте 1942 в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а еще 5 тыс. человек находились в составе резерва. В дальнейшем на основе созданных рот были развернуты батальоны вспомогательной полиции, число которых к ноябрю 1942 года достигло восьми (номера с 147 по 154).

      В 1943 создано еще два батальона. Крымскотатарские формирования использовались при охране военных и гражданских объектов, принимали активное участие в борьбе с партизанами, в 1944 оказали активное сопротивление освобождавшим Крым соединениям Красной Армии. Остатки крымскотатарских частей вместе с германскими и румынскими войсками были эвакуированы из Крыма морем.

      Летом 1944 из остатков крымскотатарских частей в Венгрии был сформирован Татарский горно-егерский полк СС, который вскоре был переформирован в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС, которая была расформирована 31 декабря 1944 и преобразована в боевую группу «Крым» влившуюся в Восточно-тюркское соединение СС.

      Крымскотатарские добровольцы, не вошедшие в состав Татарского горно-егерского полка СС, переброшены во Францию и включены в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона или (в основном необученная молодёжь) были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны.

      Участие крымских татар в борьбе с немецкими оккупантами [ править ]

      Деятельность партизан в оккупированном Крыму принято делить на три этапа:

    • ноябрь 1941 — октябрь 1942;
    • ноябрь 1942 — октябрь 1943;
    • октябрь 1943 — апрель 1944.
    • На каждом из трёх этапов крымские татары принимали активное участие в партизанском движении. На 20 ноября в Крыму насчитывалось 3734 партизана, среди них 2419 гражданских (в основном жители Крыма) и 1315 военных (главным образом уроженцы других регионов). Крымские татары составляли примерно 1/6 часть гражданских партизан. В основном из крымских татар состоял Судакский партизанский отряд. В связи с плохой организацией партизанской борьбы и постоянной нехваткой продовольствия, медикаментов и оружия, командование приняло решении об эвакуации большей части партизан из Крыма осенью 1942. Во время второго периода партизанской войны в лесах Крыма оставалось всего около 400 партизан.

      Во второй половине 1943 началась активная переброска в Крым новых кадров для активизации подпольной борьбы. Значительную их часть составляли уроженцы Крыма, в том числе немало крымских татар.

      В 1943-44 годах командный состав партизанских отрядов Крыма почти наполовину состоял из крымских татар (Аблязиз Османов, Сеит-Али Аметов, Джеббар Колесников, Мемет Молочников, Рамазан Куртумеров, Сейдамет Ислямов, Осман Аширов, Мустафа Мамутов, Талят Тынчеров, Серанеджин Менаджиев, Рефат Мустафаев, Мустафа Селимов, Измаил Хайруллаев и другие). Из 3472 партизан, находившихся в Крыму к 15 января 1944 598 человек (17 %) составляли крымские татары. Доля крымских татар среди партизан-крымчан была больше, так как часть партизан была родом из других регионов страны. Среди партизан, боровшихся с немецкими войсками с первого до последнего дня оккупации (всего их около 20 человек) трое крымских татар: Мемет Молочников, Сеитхалил Кадыев и Куртсеит Муратов. Как писала газета «Красный Крым» в сентябре 1943 «…в партизанских отрядах сыны и дочери татарского народа вместе с русскими беспощадно уничтожали фашистов…»

      В рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 25 тысяч крымских татар. Пятеро крымских татар (Петай Абилов, Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдуреим Решидов, Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза, а один (Аметхан Султан) стал Дважды Героем [4] . Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерами Ордена Славы.

      В 1949 в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

      Несмотря на то, что представители крымскотатарского народа достойно сражались в рядах Красной Армии и активно участвовали в партизанском движении, факт участия крымских татар в военных действиях на стороне оккупантов явился основным поводом, что в 1944 произошла главная трагедия в истории крымских татар. 18 мая 1944 по приказу Сталина началась операция по депортации крымских татар, обвинённых в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана, небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область).

      Официально основанием для высылки считались массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей [3]. При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымскотатарских коллаборационистов. Большая часть тех из них, кто не погиб в боях за освобождение Крыма в апреле 1944, были эвакуированы немцами в Германию и в 1945 году сдались в плен западным союзникам. Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было выявлено около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации. В 1949 в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

      Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е годы.

      Возвращение из районов депортации [ править ]

      В отличие от других депортированных в 1944 народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956, крымские татары были лишены этого права до 1989, несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС, ЦК КПУ и непосредственно к лидерам советского государства. С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым.

      Массовое возвращение началось в 1989 году, и согласно переписи населения 2014 на территории Крыма проживает около 232 тысячи крымских татар. Справочно: В 1989 крымских татар насчитывалось около 38 тысяч. По всеукраинской переписи-2001 крымских татар находилось на территории Крыма — 243 433 чел. [5] ]), из них в Симферополе 25 005 человек, в Симферопольском р-не Крыма — 33 161 чел. или 22,2 % населения р-на. При этом в местах депортации ещё остаётся около 150 тыс. человек.

      Основные проблемы предъявляемая крымскими татарами — это массовая безработица (её уровень среди крымских татар в несколько раз выше, чем в среднем по Крыму), проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлках. По данным Ремзи Хаваджи бесплатно выделено 70,5 тысяч земельных участков. Жилье имеют 143 тысяч человек, из них: 110 тысяч человек сами построили себе дома и 33 тысяч обеспечены квартирами и домами за счет капитальных государственных вложений. Фактически не имеют своего жилья 100 тысяч крымских татар, из них 6 тыс. семей состоят на квартирном учете, 16 тыс. семей проживают в недостроенных домах и времянках. [6]

      В 1991 созван второй Курултай и создана система национального самоуправления крымских татар. Каждые пять лет происходят выборы Курултая (национального парламента), в которых участвует всё взрослое крымскотатарское население, Курултай формирует исполнительный орган — Меджлис Крымскотатарского Народа (подобие национального правительства). С 1991 года бессменным председателем Меджлиса является Мустафа Джемилев.

      В августе 2006, Комитет по ликвидации рассовой дискриминации ООН выразил обеспокоенность по поводу сообщений об актах вандализма по отношению к религиозным объектам, включая повреждение синагог в различных областях Украины, а также антимусульманскими и антитатарскими высказываниями со стороны православных священников в Крыму.[4]

    • Из описания английского историка П. Рикоута (1628-1700), 6 лет являлся секретарём английского посольства в Константинополе (Стамбул). Выпускник Тринити-колледжа (Кембриджский университет) в работе «Крымское ханство во второй половине XVII столетия»: Крымские и ногайские татары в период существования Оттоманской империи представляли собой профессиональных разбойников, ибо не способны были прокормиться иными средствами. Не случайно префект главного невольничьего рынка в Причерноморье, городаКафа, Дортелли в 1634 году сообщал, что татары предпринимали свои походы дважды в год, «выступали приблизительно до 100 тысяч человек, направляясь либо в Польшу, либо в Московию, или же Черкесию. Идя на войну. каждый всадник берет с собой, по крайней мере , двух коней, одного ведет в поводу для поклажи и пленных, на другом едет сам»[7] .
    • Из описания английской ученой и писательницы Мери Холдернесс «Крым начала XIX столетия»[8]
      • Полуостров Крым населен прожорливой и непроизводительной расой татар, изделия которых на рынке занимают ничтожное место.
      • за 300 лет до Рождества Христова сбыт феодосийской пшеницы в Афины и другие порты на берегах Средиземноморского моря был более основателен, нежели ныне. Вероятно, ее поставляли туда в 20 раз более. При этом вся пшеница росла на полуострове, однако тогда на нём обитала раса людей, которые весьма отличались от бедных и ленивых татар.
    • Из описания миледи Элизабет Кравен[9] . Дневник в форме писем сестре увидел свет в 1789 сразу в нескольких городах. Перевод на русский язык (1795) выполнен с французского издания.
      • Татарские жилища навеяли мне неприятные мысли о неопрятности татар, поскольку я не встречала ничего более отталкивающего, нежели этот посёлок.
      • Каймакам, бывший первый ханский министр, не имеет никого понятия о географии: он думает, что Англия и Петербург — одно и то же.
      • Рассматривая эти помещения, я очень удивилась, почему дом зажиточного татарина такой неубранный и грязный.
      • Я решила, что платье понравилось татарке, но ошиблась, поскольку здесь не ценят ничего, коме золота, серебра, жемчужин и драгоценных камней.
      • Из описания Марии Александровны Сосногоровой[10] . Сравнительный анализ степных и горских татар:
        • Тип алуштинских татар, как и всех почти татар южно-бережских в окрестных горских деревнях, совершенно греческий, а не монгольский. Это обстоятельство и показывает, что здешние татары потомки живших здесь в древности греков. Они стройны, легки и свободны в своих движениях, лица их продолговаты, довольно правильны, и есть между ними вообще много красивых лиц. Язык горских татар резко отличается от языка татар степных, отличается до того, что они часто не понимают друг друга. Вообще же наречие татар всего ялтинского уезда, к которому принадлежит и Алушта с окрестными деревнями, много отличается даже от наречий других горских татар, поселенных к стороне Феодосии и Судака.
        • Многие слова у тех и других имеют совсем другое значение. Различие это легко объясняется тем, что в прибрежных местах Крыма, живут остатки разнородных племен, некогда здесь обитавших. Большая часть их — греки, сплошною массою населявшие в старину нынешний ялтинский уезд. Далее к Феодосии хотя также жили греки, но между ними жили и другие племена, например, генуэзцы, которые в последствии слились с греками. Превратившись в татар, все эти народности не могли не оставить хотя небольшого оттенка в наречии нынешних горских татар.
        • Постройка домов, жизнь, обычаи, привычки южно-бережских и вообще горских татар также резко отличают их от татар степных, или собственно татар монгольской расы. Хотя степные татары, в последнее время, и не вели кочующей жизни, но были все таки не домовиты. В их домах, построенных небрежно, всегда было неопрятно и неудобно.
        • Степные татары одевались неряшливо, были дики, неуклюжи, неловки в движениях.
        • Занятие степных татар состояло исключительно в скотоводстве и хлебопашестве. Вокруг их домов никогда не было видно ни одного дерева, никакой зелени. Их с трудом можно было приучить даже строить дома, сеять картофель, и т. п. Они были угрюмы на вид и страшные враги всяких нововведений.
        • Южнобережские же татары, напротив, очень предприимчивы, подвижны. Дома их строятся довольно тщательно, с своего рода комфортом, и содержатся с необыкновенною чистотою. Они любят окружать себя садами, в своих двориках часто расположен маленький цветник или огород, где растёт кое-какой овощ и несколько пестрых цветов. Главное занятие южнобережских татар заключается в садоводстве и в табаководстве. Правда, на своих не больших полях они сеют так-же лен и хлеб, но в очень не большом количестве, и весь почти потребный для своего сдержания хлеб покупают на базарах в Симферополе, Карасу-Базаре и Бахчисарае. Они имеют и овец, но это не составляет их исключительного занятия. Вообще каждая южнобережская деревня, со своими жителями, много напоминает жизнь греков и греков времен Гомера и Навсикая[11] полоскавшая в речке белье, вместе со своими подругами, точь в точь походит на наших татарок. Разница только в том, что Навсикая и вся её обстановка слишком опоэтизированы певцом древней Греции.
        • Характер горских татар отличается веселостью, приветливостью. Нравы их патриальхальны. Они миролюбивы, но если кто их обидит, то они бывают мстительны и злопамятны. Они, пожалуй, не прочь и обмануть, но умеют сдержать данное слово. Они очень обидчивы и имеют своего рода гордость и сознание собственного достоинства.
        • Отношение к женщине у степных татар женщина находилась в совершенном рабстве. У южнобережских же она хотя и подчинена мужчине, как и везде; но тем не менее она имеет голос в семье и пользуется своего рода уважением. Вообще будет, кажется, верно, если мы заметим, что нравы татар южного берега мало чем отличаются от нравов народов Греции, от которых они происходят. От мусульманских же победителей своих они заимствовали, главным образом религию и язык. И влияние магометанства, конечно, не могло не отразиться, с течением веков, в их жизни и нравах.
        • Идолопоклонство [ править ]

          До принятия народом ислама татары прислонялись идолам, так татары отводили место в шатре (шалаше) для хозяина по северной стороне жилища. В районе головы хозяина и его жены ставились войлочные куклы, которая именовались братом хозяина (хозяйки). Слева от хозяина — место его жены.

        • Исторически исламизация крымских татар происходила параллельно с формированием самого этноса и была очень длительной. Первым шагом на этом пути был захват Судака и окрестностей сельджуками в XIII веке и начало распространения в регионе суфийских братств, а последним — массовое принятие ислама значительным количеством крымских христиан, желавших избежать выселения из Крыма в 1778 году. Основная же часть населения Крыма приняла ислам в эпоху крымского ханства и предшествовавший ему золотоордынский период.
          • Подавляющее большинство крымских татар — мусульмане-сунниты, или по крайней мере называют себя таковыми.
          • В настоящее время в Крыму насчитывается около 300 мусульманских общин, большая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Крыма (придерживается ханафитского мазхаба).
          • Богомольцы отбивали земные поклоны, то поднимались. Поклоны были затяжными, и некоторые люди теряли сознание (доказательство верности учению пророка), после чего их относили по углам мечети. В одном из углов мечети мне показали мужчину, который там находился там без еды и питья уже сорок часов. Мусульмане уважают тех, кого вера вдохновляет на длительное воздействие от пищи и воды. Эти верующие иногда оставляют тёмные углы, выходят в центр мечети начинают отбивать поклоны, после чего теряют создание. Их относят домой. Религиозный фанатизм вызывает уважение мусульман [12] .
          • Крымскотатарский народ состоит из трёх субэтнических групп: степняков или ногаев (не путать с народом ногайцы) (colluler, nogaylar), горцев или татов (не путать с кавказскими татами) (tatlar) и южнобережцев или ялыбойских (yal?boylular).

            Южнобережцы — Ялыбойлу [ править ]

            До депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крым. Yal?boyu ) — узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, малоазийские турки и черкесы, а в жителях восточной части Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев). У жителей многих деревень Южного берега вплоть до депортации сохранялись элементы христианских обрядов, унаследованных ими от греческих предков. В расовом отношении южнобережцы принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе и внешне похожи на турок, греков, итальянцев. Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами североевропейской расы (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (ныне Кипарисное) относились именно к этому типу. Диалект южнобережцев относится к огузской группе тюркских языков, очень близок к турецкому. В этом диалекте также велика доля греческих и итальянских заимствований. Старый крымскотатарский литературный язык, созданный Исмаилом Гаспринским, был основан именно на этом диалекте.

            Степняки — Ногаи [ править ]

            Ногаи проживали в степи (крым. col ) к северу от условной линии Николаевка-Гвардейское-Феодосия. Основное участие в этногенезе этой группы приняли западные кыпчаки (половцы), восточные кыпчаки и ногайцы (от этого и пошло название ногаи). В расовом отношении ногаи европеоиды с элементами монголоидности (

            10 %). Диалект ногаев принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, сочетая в себе черты кыпчакско-огузских языков (карачаево-балкарский, кумыкский) и кыпчакско-ногайских (ногайский, казахский).

            Каждая орда имеет своего бея, которому подчиняются, как монарху.

            В XVII веке ногайский татарин в степях носил на спине шкуру черной овцы, завязав две лапы на шеи, а две другие — на поясе. Второй овцой ногайцы прикрывают грудь. Еще из двух шкур ногаец шьет штаны. На голове у него шапочка из черного войлока, из которого делают ковры, постельные принадлежности и накидки для сокрытия идолов. Татарки одеваются намного беднее наших ирландок, ибо в глубине их страны нет нечего, кроме телег и шатров для кочевок. Когда отары черных овец, верблюды и другой скот съедают всю траву на ближайших участках земли, татары перегоняют их на новые пастбища [13] .

            Ногайцы не имеют ни городов, ни домов, ни зерна, на напитков. Они питаются сырым мясом и молоком. Последнее хранят в больших махах-бурдюках, и это не вредит их здоровым желудкам.

            Жили ордами в 400 или 500 душ, а жильем служили огромные, шириной в 14-15 футов, шалаши, сплетенные из лозы наподобие птичьего гнезда, поставленного вверх дном и накрытого войлоком. Чтобы в ненастье потолок не промокал, его покрывают слоем глины, смешанной с костяным пеплом, маслом и верблюжьей шестью. В таком шалаше много света.

            Шалаши окружены телегами, стадами двухгорбых и одногорбых верблюдов и другого скота. В центре этого круга — жилье бея и его васалов.

            Каждая орда поклоняется своему богу.

            Горцы — Таты [ править ]

            Таты жили до депортации в горах (крым. daglar ) и предгорьях или средней полосе (крым. orta yolaq ), то есть к северу от южнобережцев и к югу от степняков.

            Этногенез татов — очень сложный и не до конца изученный процесс. В формировании этого субэтноса приняли участие практически все народы и племена, когда-либо жившие в Крыму. Это тавры, скифы, сарматы и аланы, готы, греки, черкесы, булгары, хазары, печенеги и западные кыпчаки (известные в европейских источниках как куманы или команы, а в русских как половцы). Особо важной в этом процессе считается роль готов, греков и кыпчаков. От кыпчаков таты унаследовали язык, от греков и готов — материально-бытовую культуру. Готы в основном приняли участие в этногенезе населения западной части горного Крыма (Бахчисарайский район). Тип домов, которые строили крымские татары в горных деревнях этого региона до депортации, считается готским. Известно также, что крымские готы сохраняли свой язык, по крайней мере, до XVI века. Нужно заметить, что приведённые данные об этногенезе татов до некоторой степени являются обобщением, так как население практически каждой деревни горного Крыма до депортации имело свои особенности, в которых угадывалось влияние того или иного народа. В расовом отношении таты относятся к среднеевропейской расе, то есть внешне похожи на представителей народов центральной и восточной Европы (русских, украинцев, поляков, немцев и т. д.). Диалект татов имеет как кыпчакские, так и огузские черты и является до некоторой степени промежуточным между диалектами южнобережцев и степняков. На этом диалекте основан современный крымскотатарский литературный язык.

            Современная ситуация [ править ]

            До 1944 перечисленные субэтнические группы крымских татар практически не смешивались между собой, но депортация разрушила традиционные ареалы расселения, и за прошедшие 60 лет набрал силу процесс слияния этих групп в единую общность. Границы между ними заметно размыты уже сегодня, поскольку существенно число семей, где супруги принадлежат к разным субэтносам. Из-за того, что после возвращения в Крым крымские татары в силу ряда причин не могут поселиться в местах своего прежнего традиционного проживания, процесс смешения продолжается. По очень приблизительным оценкам на сегодняшний день среди крымских татар, живущих в Крыму, около 30 % составляют южнобережцы, около 20 % — ногаи и около 50 % — таты.

            Тот факт, что в общепринятом названии крымских татар присутствует слово «татары», часто вызывает недоразумения и вопросы о том, не являются ли крымские татары субэтнической группой татар а крымскотатарский язык диалектом татарского. Ответ на оба вопроса однозначно отрицательный: крымские татары не являются частью татарского народа, а крымскотатарский язык является отдельным языком. Более того, татарский язык не входит даже в число «ближайших родственников» крымскотатарского (наиболее близкими крымскотатарскому являются турецкий, карачаево-балкарский и кумыкский языки).

            Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времён, когда почти все тюркоязычные народы Российской Империи именовались татарами: карачаевцы (горские татары), азербайджанцы (закавказские или азербайджанские татары), хакасы (абаканские татары) и т. д. Сами крымские татары на сегодняшний день используют два самоназвания: q?r?mtatarlar (дословно «крымтатары») и q?r?mlar (дословно «крымцы»).

            Крымскотатарский язык относится к тюркской группе языков. Выделяются 3 диалекта: северный (степной), средний и южный (в соответствии с прошлым расселением крымских татар); последний испытал сильное влияние турецкого языка.

          • До 1928 крымскотатарский язык пользовался арабским алфавитом.
          • С 1928 по 1939 латинским (так называемый «новый тюркский алфавит» (НТА), известный также как Яналиф).
          • C 1939 — кириллицей.
          • С 1990-х годов осуществляется постепенный переход на латинизированный алфавит, утверждённый постановлением Верховного Совета Крыма в 1997 году. Этот алфавит отличен от использовавшегося в 1930-е годы и представляет собой турецкий алфавит с добавлением двух дополнительных букв Q и N. В настоящий момент используются как кириллический, так и латинский алфавиты.
          • Написание прилагательного «крымскотатарский» является дискуссионным. Широко распространены два варианта: слитный — крымскотатарский и дефисный — крымско-татарский. Несмотря на то, что официально действующие «Правила русской орфографии и пунктуации» от 1956 года требуют слитного написания слова, существует ряд изданий и словарей, рекомендующих дефисное написание. При этом на практике в Крыму и на Украине в целом используется почти исключительно слитное написание, в России — оба варианта, но дефисный чаще. В частности действующий в России, Казахстане, Белоруссии и Киргизии стандарт ГОСТ 7.75-97 «Коды наименований языков» называет язык крымских татар «крымско-татарским», в то время как литература, издаваемая в Крыму, «крымскотатарским» [14]

            traditio.wiki