Определение что такое самооценка

Самооценка – что это такое и зачем она нужна?

Казалось бы, самооценка – это заезженное общеупотребительное слово. Однако попробуйте дать ему определение. Самооценка – это та оценка, которую мы себе ставим, правильно? А за что оценка и на основании каких критериев? Гуру личной эффективности всячески призывают нас поднимать и воспитывать ее, эту самооценку. Осталось только разобраться, кого надо воспитывать… В этой статье я постаралась ответить на три вопроса:

Прежде всего, самооценка – это не наполеоновский комплекс, не уверенность в том, что вы – главный во вселенной. Здоровая самооценка означает лишь то, что вы себе нравитесь, что вы себя устраиваете. Более того, у вас может быть нормальная самооценка и в то же время периодические приступы неуверенности в себе. Нормальная самооценка – это золотая середина между избыточной самоуверенностью и самоуничижением.

Согласно исследованиям психологов, самооценка зависит от семи параметров, каждый из которых в равной степени влияет на уровень вашей самооценки. Вот эти параметры:

  • Компетентность – насколько вы уверены, что можете достигать намеченные цели.
  • Принятие себя – насколько вы принимаете себя таким, как вы есть.
  • Реакция на обратную связь – насколько легко вы воспринимаете критику.
  • Чувство вины – насколько вы себя чувствуете виноватым, когда говорите «нет» или подводите кого-либо.
  • Оптимизм – насколько вы надеетесь на лучшее.
  • Внутренний диалог – что превалирует, позитивные или негативные высказывания самому себе.
  • Самодостаточность – насколько важно для вас мнение других.
  • Я думаю, в том, что заниженная самооценка – это плохо, убеждать никого не надо. Но что плохого в завышенной самооценке? Это же полезно для карьеры, если человек абсолютно уверен в своих силах! Однако давайте посмотрим на составляющие самооценки, чтобы понять, откуда может взяться завышенная самооценка и чем она может повредить человеку в достижении успеха.

    Во-первых, человек с завышенной самооценкой может переоценивать свою компетентность. Если он уверен, что он и так все знает, зачем ему учиться и повышать свой профессионализм. Будет нарастать пропасть между его реальными профессиональными качествами и его оценкой оных. Сами понимаете, к чему это может привести.

    Во-вторых, если человек безусловно принимает себя таким, как он есть, у него нет стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Кто-то из великих сказал, что если вы не движетесь вперед, значит, вы движетесь назад.

    В-третьих, если человек вообще не реагирует на критику, если ему все – как с гуся вода, что будет его мотивировать исправлять ошибки, не делать их в будущем?

    В-четвертых, полное отсутствие чувства вины – это социопатия. Такой человек может оказаться в вакууме, другие люди будут его сторониться.

    В-пятых, оптимизм хорош в ограниченных дозах. Избыточный оптимизм ведет к отрыву от реальности.

    В-шестых, внутренний диалог в стиле «я самая обаятельная и привлекательная» работает только в комедийных фильмах.

    В-седьмых, самодостаточность важна для здоровой психики, но полное игнорирование мнения окружающих приведет к неадекватной оценке своего места и своих качеств. А, не зная реального состояния вещей, невозможно составить реалистичный план достижения успеха.

    Хотите узнать, как у вас обстоят дела с самооценкой, какой из семи факторов самооценки у вас хромает более всего?

    Как же отрегулировать свою самооценку, привести ее к золотой середине?

    Вот несколько советов на эту тему:

  • Постоянно совершенствуйте свои профессиональные навыки, читайте специальную литературу, посещайте профессиональные интернет-форумы. Знание последних тенденций в своей области деятельности вселит в вас обоснованную уверенность в вашей компетентности. И, в то же время, покажет вам, что есть люди, которые лучше вас разбираются в этой области.
  • Ставьте себе реалистичные задачи (Прочитайте статью про модель SMART).
  • Мы получаем негативную обратную связь чаще, чем позитивную. Поэтому больше сосредотачиваем внимание на своих слабостях, а не на сильных сторонах. Старайтесь, не забывая о своих слабостях, всегда помнить о своих сильных сторонах и использовать их.
  • Регулярно получайте обратную связь от начальства, сослуживцев и членов семьи. Это научит вас относиться к ней спокойнее и сделает вашу самооценку более объективной.
  • Читайте истории успеха других людей, общайтесь с успешными людьми. Это поможет вам вспомнить свои истории успеха и более оптимистично смотреть на вещи.
  • Работайте над своим внутренним диалогом – не ругайте, не унижайте себя. Но и не хвалите себя необоснованно. Всегда проверяйте объективность критериев оценки своих действий, когда вы обсуждаете их с самим собой.
  • «Не сотвори себе кумира», это цитата из Библии. Чрезмерное обожание и восхищение кем-либо ведет к снижению самооценки. Самодостаточность – это вера в то, что каждый человек является ценностью, равной другим и не требующей доказательства.
  • uspeh-success.ru

    Найдено 12 определений термина САМООЦЕНКА

    оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    оценка военнослужащим своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места в обществе.

    элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков.

    оценка личностью самой себя, своих возможностей, преимуществ и недостатков. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную, не соответствующую реальности (заниженная и завышенная).

    элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения.

    оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

    оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

    оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей; может быть: 1) актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время); 2) ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапом жизни); 3) идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе); 4) рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди) [26, c. 286; 66, c. 332; 67, c. 352; 82, c. 683].

    мнения и суждения человека о себе, своих качествах, достоинствах, недостатках, способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей и о социальной значимости деятельности, которой он занимается, и ее эффективности. Является одним из важных регуляторов поведения и оказывает существенное влияние на отношение к учебной деятельности. Адекватность самооценки во многом зависит от уровня социальной зрелости субъекта, его жизненного опыта, полученного образования.

    оценивание человеком своих собственных достоинств и недостатков, понимание своих особенностей и поступков. Самооценка есть степень развития самосознания, когда возникает определенное отношение к себе, своим способностям, продуктам деятельности. Она выражается в способности отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с результатами деятельности. Это мнение лично о себе в сравнении с другими, это одна из форм рейтинга, проведенного человеком для «внутреннего пользования». Регулятивная функция самооценки проявляется в своеобразном творческом отношении к собственной личности, т.е. в стремлении изменить, улучшить себя. Самооценка развивается в процессе самоанализа, в процессе овладения рефлексией. На самооценку не редко влияет настроение, переживание, хотя в целом это явление устойчивое. Низкая самооценка порождает комплекс неполноценности, завышенная – самомнение, самолюбование, самодостаточность и т.д.

    элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. С. определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная С. позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) С. деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. С. складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит себя) с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности.

    элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравств. качеств и поступков; важный регулятор поведения. С. определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний, целей, к-рые человек перед собой ставит. Адекватная С. позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная). С. деформирует внутр. мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармонич. ному развитию.

    С. складывается, во-первых, под влиянием тех оценок, к-рые дают человеку др. люди. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Пренебрежение к такого рода «внешней» оценке редко бывает искренним, человек так или иначе ее учитывает. Во-вторых, С. формируется в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит сам себя). с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармонич. ному душевному складу личности. С. зависит также от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе.

    В формировании С. на ранних ступенях развития ребенка большую роль играют оценки окружающих, поскольку на анализ собств. деятельности он еще не способен. Положит, оценки со стороны взрослых являются важным условием сохранения ребенком эмоционального благополучия. В дальнейшем, по мере накопления опыта все большее значение в поведении начинает приобретать оценка результатов собств. деятельности. Постоянно формирующаяся устойчивая С. в известной мере освобождается от оценок окружающих, становится самостоятельным регулятором поведения ребенка. Иногда возникает расхождение между С. и оценками со стороны окружающих. Если эти оценки выше С., то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности, когда человек стремится достигнуть уровня оценки окружающих. Если же С. превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к острому внутриличностному конфликту.

    Успешность пед. воздействия на ребенка в значит. степени определяется тем, какую С. удается сформировать в процессе обучения и воспитания. Достаточно высокая адекватная С. позволяет ребенку легче усваивать новый материал в учении, уверенно браться за новое дело, высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других.

    Доброжелательность к ребенку со стороны родителей, заинтересованность в его делах, разумная требовательность и демократизм в семейных отношениях — необходимые условия развития адекватной С. ребенка. Излишняя авторитарность родителей, тенденция к оценке не усилий, а успешности результата в любой деятельности приводят к развитию заниженной С.

    Лит. Божович Л. И., Личность и ее формирование в дет. возрасте, М., 1968; Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Л и п-кина А. И., Самооценка школьника, М., 1976; Кон И. С, Открытие «Я», М., 1978; Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание, М., 1986. А. С. Спиваковская.

    didacts.ru

    Что такое самооценка?

    В данной статье я хотела бы поднять вопрос самооценки, которому уделяют так мало внимания. Начнем с того, что самооценка является частью всеми известного стандарта ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт). Он был введен с 1 сентября 2011 года, его полноценное и обязательное действие продлится до 2020 года.

    Это инновационный проект, который был внедрен всего несколько лет назад, как я уже упомянула, согласно всем психологическим исследованиям, в том числе российских психологов Д.Д. Данилова и С. Рубинштейна. Отличие ФГОСа от предыдущих стандартов образования в том, что он направлен не только на отработку теории, но и на развитие личностных и метапредметных знаний.

    Под личностными результатами образовательной деятельности по ФГОС подразумевается развитие:

  • Самоопределения
  • Мотивации к учебной деятельности
  • Чувства патриотизма
  • Любви к семье
  • Нравственного эстетического оценивания и т.д.
  • Под метапредметными знаниями подразумевается так называемые УУД (универсальные учебные действия), в которые входит:

    • Умение поставить учебную задачу, найти проблему и выбрать способы для их решения
    • Умение анализировать и синтезировать новые знания
    • Умение доказывать свои суждения
    • Умение вступать в диалог
    • Умение ставить цель, планировать и корректировать план
    • Оценивать свою деятельность (что было сделано хорошо, а что — плохо?)
    • Благодаря ФГОСу, в образовательной среде создаются условия для формирования творческой личности, способной ценить и уважать себя и других.

      Как мы знаем, все это богатство еще не используется в школах и университетах в полной мере. Именно поэтому наш центр «Райская птица» (г. Дубна) направлен на осуществление всех образовательных стандартов ФГОС не только по школьным предметам, но и на таких курсах как робототехника, кембриджские курсы, электроника и многих других.

      Самооценку, согласно психологическим данным, можно определить как оценивание человеком важности своей личности и деятельности, своих качеств и чувств, достоинств и недостатков.

      Понятие самооценки было придумано известным ученым психологом Уильямом Джеймсом, который объяснял ее так: «Самооценка — это соотношение реальных достижений и поставленных целей».

      Т.е. школы и любые другие образовательные учреждения должны научить детей оценивать себя и соотносить поставленные цели с результатом, т.к. это универсальная компетенция и она пригодится не только в обучении, но и на протяжении всей жизни.

      С какого возраста можно проводить самооценку?

      Психологи, руководствуясь стандартами ФГОС, советуют вводить самооценку в младшем школьном возрасте, т.е. с 6-7 лет. Проведение самооценки продолжается и в начальной школе, но вопросы, на которые отвечают дети, усложняются.

      Какую пользу приносит самооценка ребенку?

      С первого класса дети учатся отвечать на вопросы после выполнения заданий, например: Какое было задание? Удалось ли выполнить его? Тяжело или легко было его выполнять?. Такие вопросы помогают ребенку отличить легкое/трудное от хочу/не хочу/нравится/не нравится. Также ребенок понимает, что трудные задания со временем становятся легкими. Дети учатся правильно реагировать на неудачи в процессе обучения: спокойно и рассудительно.

      Самооценка способствует развитию социально активной, реализующей свои способности личности, помогает детям стать самостоятельными, дает представление о свободе выбора и учит принимать решения и нести за это ответственность.

      Можно ли проводить самооценку самостоятельно, т.е. родителю?

      Сложность процесса самооценки детей заключается не в его подготовке, а в дальнейшей интерпретации. Любительский подход далеко не всегда является полезным для ребенка, поэтому более эффективным решением станет проведение самооценки компетентными педагогами из образовательных центров.

      В заключение хотелось бы еще раз отметить важность самооценки для детей. Образовательный процесс в нашем центре «Райская птица» (г. Дубна) соответствует всем стандартам ФГОС, предусмотренным Министерством образования.

      Отдавая своих детей в центр «Райская птица», Вы обеспечиваете Вашим детям будущее!

      rptica.ru

      Самооценка — Что это такое?

      У многих людей понятие «самооценка» непосредственно ассоциируется с успехом: низкая ассоциируется с образом неудачника, а высокая — с образом успешного во всех отношениях человека. Многие думают, что мужчины с высокой самооценкой самые успешные и счастливые, им покоряются любые вершины и за ними бегают самые красивые девушки и сами предлагают познакомиться. Отсюда делается вывод – чтобы добиться успеха, нужно как можно выше задрать свою самооценку. И чем выше, тем успешнее ты станешь!

      Однако, это большое заблуждение. Люди с неадекватно завышенными представлениями о себе также несчастны, как и люди с заниженными.

      Что такое Самооценка?

      Это проще всего объяснить с точки зрения экономики. Любой человек с его уникальными возможностями, способностями, навыками и так далее представляет из себя товар с определенными характеристиками. Такой товар востребован и у него есть его адекватная реальная стоимость. Каждый человек в обычной жизни излучает в окружающий мир сигнал относительно своей реальной стоимости.

      Излучается такой сигнал через поведение, речь, вербальные и невербальные каналы. Этот совокупный сигнал считывают и воспринимают другие люди. Но прежде чем сигнал излучается, он проходит через фильтр самооценки и искажается: усиливается или наоборот угнетается.

      Если представления человека о себе занижены, то сигнал о реальной стоимости будет очень слабый несмотря на реальные способности и характеристики человека. Такой сигнал сможет заинтересовать немногих. Вас будут оценивать низко, с вами не будут хотеть взаимодействовать, девушки будут избегать общения с вами и так далее.

      Если представления завышены – сигнал будет сильный и привлечет больше внимания. Вы будете нравиться девушкам, и вас с большей вероятностью возьмут на работу.

      Какие выводы можно сделать?

      • Во-первых, самооценка действительно важна для достижения успеха, так как от нее зависит, в каком свете окружающие увидят ваши таланты и способности. Вы можете быть талантливым, обладать навыками и знаниями, но излучать слабый сигнал из-за заниженных представлений о себе. Это может стать основной преградой для полной самореализации и для достижения успеха и счастья в жизни.
      • Во-вторых, напрашивается очевидное решение: чтобы быть успешным надо любыми способами поднимать эту самую самооценку. На это направлены многие тренинги и курсы. Но не все так просто…
      • Вы, как товар, обладаете набором реальных характеристик. То, в каком свете увидят эти характеристики другие люди, определяется самооценкой. Представьте ситуацию: обычный человек, с ничем не примечательными способностями, «прокачал» свою самооценку до небес на специальных тренингах. Изначально его сигнал не представлял ничего особенного и не привлекал много внимания, но после прохождения тренингов неадекватно усилился. При этом способности, умения, навыки и таланты остались прежние…

        Допустим, что этот неадекватно раздутый сигнал привлек девушек, работодателя или других потенциальных «покупателей». Покупатели судят о характеристиках по упаковке, то есть по тому сигналу, который излучается. Товар купили, развернули, начали использовать… Но оказывается, что на упаковке было написано одно, а в реальности оказалось совсем другое. Упаковка красивая и привлекательная, а внутри то ерунда… Реальные способности, умения, навыки и таланты не соответствуют тому, что было заявлено «рекламой». Покупатель чувствует, что его развели, разочаровывается и выбрасывает товар, либо использует его по минимуму.

        Такого человека бросает девушка, увольняют с работы или держат на низкой должности. Вроде бы должно быть по-другому: самооценку то прокачал! Но на практике что низкие, что неадекватно завышенные представления о себе приносят примерно одинаковый результат – не востребованность, неудовлетворенность и так далее.

        Неверная самооценка ведет не только к искаженному восприятию вас другими людьми. Сам человек тоже не может воспринимать свои способности адекватно. В жизни это чаще всего ведет к тому, что человек ставит для себя неадекватную планку. Он задает себе цели, которые неадекватны его реальным возможностям: либо гораздо выше, либо ниже. Происходит полное дезориентирование по жизни. Человек тратит энергию не эффективно, а порой вообще не на то, на что нужно.

        Ответ очень простой: для достижения максимального результата самооценка должна быть адекватна способностям, умениям, навыкам и талантам человека. Она не должна их занижать, но и не должна значительно завышать. По сути, такой фильтр не должен искажать сигнал. Только тогда будут оправдываться ожидания «покупателей». И только тогда появится шанс стать более успешным во всех отношениях человеком.

        Вся проблема в том, что добиться адекватности очень сложно. Человек изначально воспринимает себя и свое место в мире очень субъективно. Воспитание, окружение, комплексы и многое другое искажают адекватность представления человека о самом себе. Следовательно, нужно найти способ посмотреть на себя со стороны, увидеть себя реального.

        Наш сайт известен тем, что не только описывает проблему, но и предлагает реальные способы ее решить. Мы рекомендуем пройти специальный вебинар по Самооценке. Весь материал по этой теме невозможно уместить в статью или в серию статей.

        Просмотрев вебинар, вы узнаете:

      • о мифах вокруг самооценки;
      • о том, как узнать свои реальные способности;
      • о том, как избавиться от заблуждений;
      • как настроить свой фильтр, избавившись от излишней скромности или завышенных представлений о себе.
      • На вебинаре будут даны как теоретические основы, так и практические приемы. Результатом проработки практических заданий станет приведение представлений о себе в адекватное состояние.

        alfach.ru

        Заниженная самооценка

        … от недостатка самооценки гибнет больше людей, чем от чахотки.

        … большинство из нас столь мало себя уважает, что мы считаем

        мнение о нас других более важным, чем своё собственное.

        Если вы сами цените себя невысоко, мир не предложит вам ни на грош больше.

        Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения.

        Заниженная самооценка как качество личности – склонность негативно оценивать себя и свои способности, иметь заниженные представления о важности своей личной деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках.

        Нет, всё-таки у наших женщин низкая самооценка! Не верите? А вот попробуйте подойти к малознакомой даме и поцеловать, сразу услышите в ответ: «Вы что, пьяный?!» или «Вы что, с ума сошли?!» Они на полном серьёзе думают, что могут понравиться либо по пьянке, либо психически ненормальному!

        Если компетентные, авторитетные люди, либо объективные показатели свидетельствуют о том, что самооценка ниже адекватной – значит на лицо заниженная самооценка. Заниженец склонен думать о себе гадко, даже в обычных ситуациях проявляет нерешительность и трусость. Свои достижения объясняет удачно сложившимися обстоятельствами, словом, не хочет брать «вину» за успех на себя. Это не имеет ничего общего с отсутствием гордыни или с проявлением скромности. Заниженец искренне верит, что он и успех – понятия несовместимые. Он не умеет принимать комплименты, стесняется, краснеет, оправдывается, пытается убедить окружающих, что он ничтожество, «червь смердящий», «маленький человек», что сказанное о его добродетелях крайне преувеличено. Окружающие заблуждаются, видя в нем хорошее. Заниженец крайне критично относится к себе, всецело зависит от мнения, признания и поощрения других. Он подсознательно считает, что его не за что уважать или любить, поэтому не может поверить в искренние чувства друзей или партнера. Заниженец вообще удивляется, как такое чмо смело появиться на свет Божий, и никак не может понять, почему окружающие терпят сам факт его существования.

        Борис Акунин в «Черном городе» пишет: «Человек никогда не должен говорить о себе: «Я — дерьмо». Если ты оказался никчемен или совершил что-то гадкое, говори: «Я в дерьме». Потому что, если ты угодил в дерьмо даже по собственной вине, еще можно выкарабкаться и отчиститься. Но если ты признал себя дерьмом, ты соглашаешься на вечное существование в выгребной яме».

        Заниженец привык постоянно сравнивать себя с другими. При этом в сравнении всегда проигрывает тому, с кем сравнивается. Ему не нравится быть самим собой, поэтому он склонен прятаться под какой-либо маской, которая, с одной стороны, помогает заниженцу выглядеть более уверенным в себе, а с другой – создает дополнительное внутреннее напряжение. Заниженец в общении внутренне зажат, не умеет быть откровенным. Он проявляет либо излишнее желание понравиться, угодить и оказать услугу либо демонстративное равнодушие и пренебрежение. Низкая самооценка проявляется и внешне. Это может быть сутулость, небрежность в прическе и одежде, печальная мимика, скованность в движениях и т.д.

        В фильме «На обочине» есть такой характерный диалог: «— Полжизни прошло, а мне нечем похвастаться. Нечем. Я словно отпечаток большого пальца на окне небоскреба. Я — пятно дерьма на куске туалетной бумаги, которую вынесло в море вместе с миллионами тонн сточных вод. — Видишь? Послушай, как ты выразил свою мысль. Как красиво и образно. «Пятно дерьма, которое вынесло в море». Я бы никогда так не написал. — Да, я бы тоже. Кажется, это Буковски.

        У заниженной самооценки масса причин. Это и негативные внушения окружающих, и негативные самовнушения, и генетические факторы, и психическое здоровье, и социально-экономический статус, и давление со стороны окружающих, и внешность, и лишний вес.

        Психологические исследования показали, что заниженная самооценка зависит как от пола, так и от возраста, уровня образования, характера… и даже таланта. У женщин самооценка неадекватно занижена, а у мужчин, наоборот, относительно или слишком завышена. По данным исследований человек в возрасте – 20-29 лет – имеет самый низкий индекс самоприятия и самый высокий индекс самонеприятия. Характерно, что после 50 лет показатель самоприятия начинает расти, а индекс самонепрятия снижается.

        По мнению психологов, человек с заниженной самооценкой может проявлять такие характеристики как:

      • Чрезмерная самокритика и неудовлетворение;
      • Сверхчувствительность к критике, сопровождаемая возмущением и обидой на критику и чувством, что на него нападают;
      • Хроническая нерешительность и чрезмерная боязнь допустить ошибку;
      • Страстное желание угодить и нежелание расстроить каждого, кто его о чем-либо попросит;
      • Идеализм, который может привести к досаде, когда идеал не достигнут;
      • Невротическое чувство вины, возникшее из-за неправильного восприятия прошлых ошибок;
      • Постоянная враждебность, всеобщая защитная позиция и раздражительность без каких-либо на то причин;
      • Пессимизм и всеобщее негативное мировоззрение;
      • Зависть, пристрастность или всеобщее возмущение;
      • Относится к временным неудачам как к постоянным и недопустимым.
      • «Женщина, которая ценит себя слишком низко, сбивает цену всех женщин», — утверждает Нелли Маккланг. Типичная проблема женщины с заниженной самооценкой — неспособность отказать мужчине. Возникает феномен, мягко говоря, безотказной женщины. Заниженке стыдно отказать мужчине в сексе. Она просто не умеет говорить: — Нет! Ей проще ответить согласием, чем отказом, она очень боится обидеть мужчину отказом, боится нелестного мнения о себе, пассивно уступает, а в результате становится очень удобным объектом манипуляции — ей на шею садятся все желающие. Потом она сама терзается, корит себя за слабохарактерность, но увы…

        podskazki.info

        Роль самооценки. Что такое адекватная самооценка.

        Роль самооценки в нашей жизни огромна. Но не всегда она правдива. Давайте уточним, что же такое адекватная самооценка на самом деле. Простой пример. Часто мы встречаем людей, которые наслаждаются жизненным успехом, пользуются, казалось бы, непререкаемым уважением или имеют имидже уверенного в себе человека и все же в душе чувствуют дискомфорт, тревогу и подавленность. Внешне они демонстрируют нам атрибуты уверенности и самоуважения, изображая из себя персону с высокой самооценкой — но на самом деле не обладают ею. Я не говорю об откровенных мошенниках, фотографирующихся во взятых напрокат костюмах на фоне чужих автомобилей или коттеджей и потом предлагающих нам купить у них что-то или пройти обучение. Сейчас я имею в виду людей, живущих самообманом, иллюзиями, комплексами и блоками.

        Как мы можем их понять?

        Когда у нас не получается развивать подлинную самооценку, следствием является доминирование отрицательных эмоций. В первую очередь — страха, тревоги (неопредмеченного страха направленного в будущеее) и депрессии (тоски). Это, естественно, формирует неуверенность в себе. Это ощущение себя, по сути, неподходящим для этой жизни. Конечно, мало кто прямо думает о себе в таких терминах. Чаще просто приходят мысли о том, что со мной что-то не так, мне не хватает чего-то значимого(материально, психологически, социально). Это состояние регулярно повторяется и ставит человека на грань болезни. И поскольку это болезненно, мы часто стараемся избегать, отрицать наши страхи, рационализировать наше поведение и создавать видимость самооценки, которой мы не обладаем. Мы можем развить то, что по сути является псевдо-самооценкой, в отличие от настоящей трансформации личности .

        Я могу демонстрировать образ уверенности и равновесия, который дурачит почти всех, и все же втайне дрожать от чувства неполноценности.

        Псевдо-самооценка — это иллюзия уверенности и самоуважения без наличия их в реальности. Это иррациональный защитный механизм, созданный, чтобы уменьшить беспокойство и обеспечить ложное чувство безопасности, чтобы утолить нашу потребность в подлинной самооценке, одновременно позволяя реальным причинам ее отсутствия оставаться неисследованными. Он основан на ценностях, не связанных с теми, что требуют подлинная уверенность в себе и самоуважение, хотя иногда эти ценности не лишены положительных качеств в их собственном контексте.

        Например, большой дом, безусловно, может представлять законную ценность, но он не является подходящей мерой или доказательством личной эффективности или добродетели. С другой стороны, принятие в банду преступников обычно не является рациональной ценностью; и не укрепляет аутентичную самооценку (но это не означает, что это не может обеспечить временную иллюзию безопасности или чувство наличия «дома» или «принадлежности»).

        Ничто не является более распространенным, чем стремление к высокой самооценке способами, которые не будут и не могут работать. Вместо того, чтобы искать укрепления самооценки через осознанность, ответственность и целостность, мы можем стремиться к этому через популярность, материальные приобретения или сексуальные подвиги.

        Вместо того чтобы ценить личную подлинность, мы можем ценить принадлежность к правильным сообществам, правильной церкви или правильной политической партии. Вместо того чтобы практиковать необходимую самостоятельность, мы можем практиковать некритическое следование требованиям нашей конкретной социальной группы.

        Вместо того чтобы искать самоуважение через честность, мы можем искать ее через филантропию — я должен быть хорошим человеком, я делаю «хорошие дела». Вместо того чтобы стремиться к компетентности (способность достичь подлинных ценностей), мы можем гнаться за «властью», чтобы манипулировать или контролировать других людей. Возможности для самообмана почти бесконечны — все те тупики, в которых мы можем потерять себя, не понимая, что желаемое нельзя купить с помощью фальшивой валюты (здесь — о том, как же научиться управлять собой ).

        Только я могу сделать это.

        Самооценка — это глубокий опыт; он находится в ядре всего существа. Это то, что я думаю и чувствую о себе, а не то, что кто-то другой думает или чувствует обо мне. Этот простой факт трудно переоценить. Меня могут любить моя семья, моя подруга и мои друзья, но я все равно могу не любить себя.

        Мной могут восхищаться мои коллеги, и все же я могу считать себя бесполезным. Я могу демонстрировать образ уверенности и равновесия, который дурачит почти всех, и все же втайне дрожать от чувства неполноценности. Я могу оправдать ожидания других и все же не оправдать своих; я могу завоевать все награды, но буду чувствовать, что ничего не добился; меня могут обожать миллионы, и все же я буду просыпаться каждое утро с тошнотворным чувством обмана и пустоты. Достичь «успеха», не достигнув положительной самооценки, значит обречь себя на то, чтобы чувствовать себя самозванцем, с тревогой ожидающим разоблачения.

        Признание других не создает нашей самооценки. Также этого не делает эрудиция, материальные ценности, брак, родительство, филантропические начинания, сексуальные завоевания или подтяжки лица. Эти вещи иногда временно могут заставить нас думать о себе лучше или более комфортно чувствовать себя в конкретных ситуациях. Но сколько стоит ваше реальное время , ведь это — невосполнимый ресурс!

        Но комфорт — это не чувство собственного достоинства.

        Трагедия жизни многих людей заключается в том, что они ищут чувство собственного достоинства во всех направлениях, кроме как внутри, и поэтому они терпят неудачу в своих поисках. В этой книге мы увидим, что позитивная самооценка лучше всего понимается как духовное достижение, то есть как победа в эволюции сознания. Когда мы начинаем понимать самооценку таким образом, мы можем оценить глупость полагающих, что мы будем наслаждаться хорошей самооценкой, если мы только сможем произвести положительное впечатление на других.

        Мы перестанем говорить себе: вот бы только я получил еще одно повышение, вот бы только я стала женой и матерью, вот бы только меня считали надежным поставщиком, вот если бы только я смог позволить себе еще большую машину – вот если бы я смог написать еще одну книгу — охватить еще одну компанию — еще одного любовника — еще одну награду — еще одно признание моей «самоотверженности» — тогда я действительно буду в мире с собой.

        Если самооценка — это вывод о том, что я уверенно соответствую жизни, а также опыт успешности и ценности — если самооценка – это самоутверждающееся сознание, разум, который верит себе — никто не может создавать и подтверждать этот опыт, кроме меня самого.

        К сожалению, тренеры самооценки не менее невосприимчивы к поклонению ложным богам, чем кто-либо другой. Я помню, как слушал лекцию человека, который предлагает семинары по самооценке для широкой публики и корпораций. Он объявил, что один из лучших способов поднять нашу самооценку — это окружить себя людьми, которые высоко ценят нас. Я подумал о кошмаре людей с низкой самооценкой, окруженных похвалой и лестью, как рок-звезды, которые понятия не имеют, как они попали туда, где они есть, и которые не могут выжить и одного дня без наркотиков. Я подумал о тщетности советовать человеку с низкой самооценкой, который чувствует себя счастливым, если его принимает хоть кто-то, что способ повысить самооценку — искать компании только с теми, кому нравишься.

        Конечным источником самооценки является и может быть только внутренний источник — то, что делаем мы, а не то, что делают другие. Когда мы ищем его во внешнем, в действиях и ответах других, мы навлекаем на себя беду.

        Конечно, разумнее искать товарищей, которые являются друзьями нашей самооценки, а не ее врагов. Отношения питающие, очевидно, предпочтительнее токсичных. Но смотреть на других как на первичный источник нашей самоценности опасно: во-первых, потому что это не работает; и, во-вторых, потому, что он подвергает нас опасности стать зависимыми от одобрения.

        Я не утверждаю, что психологически здоровый человек не подвержен влиянию обратной связи, которую он или она получает от других. Мы — социальные существа, и, безусловно, другие способствуют нашему самовосприятию, что мы обсудим далее. Но среди людей есть огромные различия в относительной важности полученной ими обратной связи для их самооценки – есть люди, для которых это почти единственный важный фактор, и люди, для которых такая важность намного меньше. Это просто еще один способ сказать, что между людьми существуют огромные различия в степени их автономности.

        А сейчас я хочу презентовать вам один интереснейший тренинг, способный здорово поднять вашу самооценку, не вставая из-за стола перед монитором. Его авторы достаточно известны и в сети, и в мире живых мероприятий. Посмотрите видео и примите важное для себя решение. Кнопка доступа к курсу — под видео. Кстати, у меня тоже вышло несколько новых видеороликов, поэтому советую прямо сейчас подписаться на мой Ю-Туб канал . Желаю вам только адекватной и здоровой самооценки!

        Если Вам понравился этот материал — поделитесь им с друзьями!

        С уважением, Сергей Зиновьев. Врач высшей категории, кандидат медицинских наук. Старший научный сотрудник отдела неотложной психиатрии, наркологии и психореабилитации СпбНИИСП им. И.И. Джанелидзе, врач психотерапевтического центра «Карповка-25».

        psymiracle.ru

        Что такое самооценка и от чего она зависит?

        Что такое самооценка? Если выражаться кратко, то это представление человека о самом себе. Заглянув в психологические словари, удастся понять, что под данным термином подразумевается еще и определенная ценность, которой индивид наделяет как себя, так и стороны своей личности. В общем, в самом определении ничего сложного. А вот в явлении, которое под ним подразумевается, кроется немало интересного.

        Что такое самооценка простыми словами? То, что свойственно каждому человеку без исключения. Личностная характеристика, качество, можно сказать. И у самооценки есть определенные функции. Их три:

      • Регуляторная. Привычка и умение человека оценивать себя дает возможность что-то изменить в своем характере или образе жизни, улучшить, преобразить.
      • Защитная. Человек, знающий, что он собой представляет, является, как правило, относительно стабильной и автономной личностью.
      • Развивающая. Обычно люди, имеющие здоровую самооценку, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.
      • Стоит отметить, что обсуждаемое явление очень динамично. Самооценка появляется на основе процессов, осуществляемых сознанием. Они проходят различные этапы. Как следствие, самооценка формируется по ходу становления личности. Значит, в случае с данным явлением отсутствует конечная стадия. Личность развивается постоянно – самооценка, соответственно, тоже. Почему? Потому что представления человека о себе чаще всего с течением жизни меняются. Как и отношение к своей личности. Вслед за этим меняются и оценочные представления.

        Процесс формирования

        Он довольно-таки сложный. Важнейшую роль в формировании самооценки психологи отводят сопоставлению образа реального «Я» с идеальным. То есть с представлением человека о том, каким он хотел бы быть. Считается, что самооценка выше тогда, когда разрыв между этими двумя образами минимальный.

        Еще один важный фактор связан с таким понятием, как интериоризация. Под ним подразумевается формирование внутренних структур психики, происходящее вследствие обретения человеком опыта, осуществления социальной деятельности, становления его развития в целом. Говоря простыми словами, благодаря интериоризации каждый из нас имеет возможность оценивать себя так, как по отношению к нему это делают другие.

        Третий важнейший фактор, играющий роль в формировании самооценки личности – это реальные достижения человека. Как правило, чем у него их больше, тем и мнение о себе выше. Хотя есть исключения, но о них будет рассказано в подробностях.

        Рассказывая о том, что такое самооценка, важно оговориться – данное явление всегда субъективно. Это очень личностное образование. На самооценке отражаются особенности психического мира ее обладателя. Она не всегда объективна, но она и не должна быть таковой.

        Пониженная самооценка: истоки из детства

        Наверняка каждому знакомо данное явление. Низкая самооценка, как и причины ее возникновения, либо идет родом из детства, либо появляется вследствие определенных событий, повлиявших на утрату веры в себя.

        Стоит рассмотреть первый случай. Итак, ребенок появляется на свет, и с этого момента практически все внимание родителей достается ему.

        Но большинство взрослых, к сожалению, воздействуют на детей, руководствуясь стереотипными или ложными воззрениями, ценностями и убеждениями. У них отсутствуют собственные принципы и системы воспитания, они просто не готовы к этому. Как следствие, в родителях начинает появляться неуверенность, ощущение неполноценности, зависимости от чужих мнений и советов. Все это передается ребенку посредством их реакций и поведения. И он тоже в итоге начинает чувствовать себя недостойным, неполноценным и даже бракованным.

        Проблемы в воспитании

        Нередко родители не гнушаются назвать лишний раз ребенка плохим в воспитательных целях, сравнить его с кем-то, сопоставить. Естественно, он начинает верить в то, что он действительно не такой, каким стоило бы быть. Низкая самооценка крепнет. Ребенок и сам начинает сравнивать себя с другими, замечая, что остальные более талантливые, уверенные, умные, сильные, популярные и т. д. В итоге формируется чувство собственной неполноценности и воображаемые дефекты.

        Хорошие родители никогда этого не допустят. Они смягчат критику и направят ее не на малыша, а на его ошибочные действия или поступки, грамотно все разъяснив ему.

        Надо ли говорить о том, что низкая самооценка ребенка формируется еще и из-за игнорирования его потенциала родителями. Многие мамы и папы мечтают, дабы их чадо добилось того, что у них не получилось. И напрочь забывают о том, что это – отдельная личность со своими желаниями. Естественно, ребенку не хочется заниматься тем, чем его заставляют, или он делает это, но плохо, и в итоге вновь становится плохим для родителей.

        Также к низкой самооценке школьника приводят характеры его мамы и папы. Дети, родители которых были слишком властными, заботливыми или потакающими, чаще других вырастают эмоциональными инвалидами без побуждений с уверенностью, твердостью и достоинством принимать жизненные обстоятельства. Они просто плывут по течению.

        Признаки низкой самооценки

        Их можно заметить в процессе общения. Как правило, заниженная самооценка подростка наделяет его следующими качествами, которые «перекочевывают» и во взрослую жизнь:

      • Нерешительность.
      • Неумение реагировать на комплимент и увиливание от похвалы.
      • Притворство.
      • Постоянное чувство жалости к себе, ощущение бессилия.
      • Озабоченность мнением окружающих.
      • Повышенная, даже параноидальная бдительность.
      • Нежелание/неумение стоять на своем, зачастую отсутствие личного мнения. Такие люди, как правило, не способны отказывать.
      • Привычка униженно просить даже чего-то совершенно обычного.
      • Повышенная ранимость.
      • Отсутствие высоких целей или каких-либо стремлений в принципе.
      • Постоянное сравнивание себя с кем-то другим.
      • Отказ самому себе в радостях и удовольствиях.
      • Даже по внешним признакам можно определить, что у человека заниженная самооценка. Как правило, таким людям свойственна скованность движений, сутулость, «закрытые» позы, отведение взгляда, тихая и неуверенная манера речи.

        Его тоже стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что такое самооценка. Внешность играет важнейшую роль в ее формировании. И идет это, опять-таки, из детства. Потому что дети в школах дразнят всех и каждого, придумывая обидные клички и задевая недостатки того, кого хочется обидеть. Одни за себя постоять могут, а другие начинают ненавидеть свои внешние данные. И медленно, но верно эта нелюбовь перекочевывает в более старший возраст.

        Говорят, что надо любить себя таким, каким ты являешься, и принимать себя со всеми достоинствами и недостатками. Да, все верно. Но есть то, что исправить нельзя. И остается лишь смириться, назвав это своей изюминкой (что чаще всего, кстати, так и есть). А есть недостатки, от которых себя можно избавить. И делать это стоит исключительно с любовью к себе.

        Например, одна из частых проблем – лишний вес. С ним можно справиться! Наладить режим, заняться спортом. Будет тяжело, но итоговый результат окажется стоящим всех трудов. К тому же самооценка повысится не только за счет приобретенной привлекательности. Ведь человек осознает, что результата он добился сам, своими силами, упорно идя к цели – а значит, он способен на многое.

        Завышенная самооценка: причины

        Полностью противоположна описанному ранее явлению. Под данным термином подразумевается переоценка человеком собственного потенциала.

        Безусловно, тут больше плюсов, чем в предыдущем случае. Высокая самооценка наделяет человека уверенностью в себе. Но если вдруг он терпит неудачу или неуспех, то его поглощает депрессивное состояние. Ведь человек считал себя лучшим – а такие, как он, побеждают всегда.

        Откуда же берется «корона на голове»? Опять-таки из детства. Чаще всего непомерное ЧСВ свойственно людям, которые были либо первенцами, либо единственными детьми в семье. С детства они чувствуют себя в центре внимания и понимают, что им подвластно подчинить интересы каждого члена семьи.

        Завышенная самооценка женщины обычно связана с ее внешней привлекательностью или же с нуждой существовать в мужском мире и добиваться в нем своего «места под солнцем».

        У мужчин ЧСВ, как правило, проявляется в неадекватной форме. Те, у кого самооценка сильно завышена, по жизни и беспричинно уверены в своей субъективной правоте, чего бы ни касалась тема.

        Признаки завышенной самооценки

        Они исчисляются десятками. Но вот какие из них относятся к основным:

      • Убежденность в собственной правоте, категоричность к противоположным мнениям. Такой человек даже не то что слушать их не будет, он не примет самого факта их существования.
      • Оставление последнего слова за собой. По его мнению, именно он должен делать выводы и решать, как действовать дальше.
      • Неумение просить прощения. Более того, люди с завышенной самооценкой и уверенностью в себе считают, что им не за что извиняться, даже когда они действительно виноваты.
      • Привычка винить в своих бедах других людей или обстоятельства. За успехи же, напротив, он благодарит только себя.
      • Постоянное соревнование с другими за право называться лучшим. Иногда даже доходит до абсурда.
      • Стремление быть совершенным и не допускать ошибок.
      • Привычка высказывать свое мнение, даже если им никто не интересовался. Он уверен, что его мысли и точку зрения хотят знать все.
      • Пренебрежительное отношение к критике. Он воспринимает ее как проявление неуважения.
      • Неадекватное расценивание собственных сил. Такой человек не просчитывает риски – он всегда берется за трудные дела.
      • Постоянное употребление местоимения «я», а также производных – «мне», «у меня», «себя» и т. д.
      • Эгоцентризм.
      • Склонность перебивать и прерывать собеседника, так как такой человек предпочитает не слушать, а говорить.
      • Высокомерный, нередко раздражительный тон. Этот человек не просит – он приказывает. А такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста», ему и вовсе незнакомы.

      В общем, ключевая особенность завышенной самооценки личности – это надменное и высокомерное поведение. Оно бросается в глаза сразу, его ни с чем не спутать.

      Адекватная самооценка

      Это золотая середина между двумя перечисленными явлениями. Она не завышена и не занижена – адекватная самооценка просто объективна.

      Люди, которым она свойственна, реально оценивают свои возможности и силы по отношению к делу, стоящему перед ними. Они не ставят недостижимых целей, не рассчитывают на что-то несбыточное и нереальное. Эти люди – реалисты, трезво смотрящие на вещи. И данное умение говорит об их зрелости.

      Вообще, о том, что такое самооценка адекватного человека, можно рассказать и другими словами. Это умение объективно осознавать свое место в мире и себя самого. Способность найти некий баланс. Такие люди знают о своих достоинствах, но себя не обманывают – им известны и их недостатки. Они знают, когда совершают хорошие и плохие поступки, когда могут рассчитывать на одобрение или заслуживать наказания.

      Эти люди не ругают и не порицают себя. Они лишь исправляют свои недостатки и пытаются стать лучше. Им не свойственна зависть – таким людям легко порадоваться за других и почерпнуть из их успеха что-то полезное лично для себя.

      От чего зависит самооценка

      Факторов множество, и среди них – не только воспитание и родители, занимавшиеся им. Считается, что формирование самооценки также напрямую зависит от:

    • Статуса. Если в иерархии окружающих людей человек находится высоко, то и оценивать он себя будет соответствующе. С этим сложно поспорить – очень редко у детей из влиятельных семей наблюдаются проблемы в данном смысле.
    • Внушения. Если человеку постоянно говорят, что он какой-то не такой, то он и сам в это начинает верить.
    • Успешность. Нередко она определяет самооценку. И это логично. Как у человека с собственным бизнесом, любящей второй половинкой и всевозможными благами, которых он добился сам, может быть заниженная самооценка?
    • Привычки и стереотипы. Если человек привык воспринимать себя как неудачника, которым он когда-то был, то есть вероятность, что его мнение не изменится даже в случае успеха. Перестроиться удается не у каждого, да и то не сразу.
    • Телесный корсет уверенности. Говорят: «Хочешь быть успешным? Веди себя как успешный». Гордая осанка, уверенный тон, властная походка, твердый взгляд – создав себе хотя бы образ человека с хорошей жизнью и самооценкой, таковым в итоге можно стать и на самом деле.
    • Физическое состояние. У кого самооценка будет лучше – у позитивного, бодрого, крепкого и привлекательного человека или у уставшей, вялой и неухоженной особы?
    • Отношение к самому себе. Самокопания – непростое явление. Если человек сам себя за что-то не любит и проклинает каждый день, то и самооценка у него будет соответствующая.
    • Вера в себя. На самом деле немаловажную роль играет убежденность в успехе. Это отличное подспорье для хорошей самооценки.
    • Последний фактор можно отметить отдельно. Это личный выбор. Самооценка человека зависит от массы факторов, но в итоге именно он решает, нужно с ней что-то делать или нет.

      www.syl.ru