Дифференциальная психология мужчины и женщины

Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины — Ильин Е. П.

Проблема различий между людьми меня интересовала давно. Но, как говорится, «всякому овощу свое время». Усилило мое желание заняться подробным рассмотрением этой проблемы появление в последнее десятилетие многих публикаций, особенно зарубежных, в которых наблюдается явно односторонний подход в ее рассмотрении, объясняющий имеющиеся различия в способностях и поведении мужчин и женщин только воспитанием и социализацией. Вследствие этого различия между полами в настоящее время в основном изучаются гендерной психологией и социологией, делающих главный упор на обсуждении социального неравенства женщин по сравнению с мужчинами. При этом в большинстве работ роль биологических различий хотя и не отрицается, но оттесняется на второй план.

1.1. Биологические механизмы половой дифференциации

1.2. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов

1.4. Физиологические половые различия

1.6. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента

1.7. Пол и функциональная асимметрия

Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества

2.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознании

2.2. Негативная роль гендерных стереотипов

2.3. Представления о социальном статусе и правах мужчин и женщин

2.4. Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов

2.5. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе

2.6. Феминизм как движение женщин за свои права

Глава 3. Половая идентификация, или Как становятся мужчинами и женщинами

3.3. Теории половой идентификации

3.4. Нормативное давление как механизм половой идентификации

3.7. Нарушения половой идентичности

Глава 4. Половые различия в эмоциональной сфере

4.1. Половые различия в доминировании базовых эмоций

4.2. Половые различия в выраженности эмоциональных свойств личности

4.3. Экспрессивность мужчин и женщин

4.5. Половые различия в проявлении эмоциональных типов

Глава 5. Способности мужчин и женщин

5.1. Внимание и пол

5.2. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин

5.4. Память и пол

5.6. Объяснения различий между мужчинами и женщинами в познавательных способностях

5.7. Половые различия в проявлении психомоторных качеств

Глава 6. Личностные особенности мужчин и женщин

6.3. Половые особенности мотивационной сферы

6.4. Различия мужчин и женщин в проявлении волевых качеств

Глава 7. Особенности общения, связанные с полом

7.1. Значимость общения для мужчин и женщин

7.2. Половые особенности социальной перцепции

7.3. Отношение к противоположному полу

7.4. Половые различия в отношении к другим объектам общения

7.5. Половые особенности выбора партнера общения детьми

7.6. Круг общения у женщин и мужчин

7.7. Теснота общения и пол

7.8. Мужской и женский стили общения

Глава 8. Особенности поведения мужчин и женщин

8.1. Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях

8.2. Альтруистическое поведение и пол

8.5. Половые различия в пагубных пристрастиях

8.6. Агрессивное поведение и пол

8.7. Антиобщественное поведение и пол

Глава 9. Пол и сексуальное поведение

9.1. Особенности полового созревания лиц мужского и женского пола

9.2. Половое влечение у мужчин и женщин

9.6. Особенности женской сексуальности

Глава 10. Мужчины и женщины в семье

10.1. Представления о будущем супруге лиц разного пола

10.2. Вступление в брак мужчин и женщин

10.3. Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами в браке

10.6. Планирование численности семьи мужем и женой

10.7. Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек родителями разного пола

10.8. Отношение детей к матери и отцу

10.9. Семья и работа в жизни женщины

10.10. Супружеская неверность (измена)

10.11. Развод и повторный брак

10.12. Взаимоотношения невестки и свекрови

10.13. Вдовство и пол

Глава 11. Пол и различные виды деятельности

11.1. Пол и учебно-воспитательная деятельность

11.2. Пол и профессиональная деятельность

11.3. Пол и профессиональная карьера

11.4. Пол и бизнес

11.5. Лидерство, руководящие должности и пол

11.6. Пол и общественная деятельность

11.7. Пол и служба в армии и МВД

Глава 12. Пол и физическая культура

12.1. Физическое воспитание детей разного пола

12.2. Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола

12.3. Спортивная деятельность мужчин и женщин

12.4. Занятия женщин спортом и репродуктивная система женского организма

12.5. Проблема определения половой принадлежности спортсменов

12.6. Пол и тренерская работа

12.7. Специфика руководства женскими спортивными командами

Глава 13. Сравнительное изучение мужчин и женщин с учетом психологического пола

13.1. Представления о маскулинности и фемининности

13.2. Теория андрогинности

13.3. Маскулинность-фемининность и особенности личности

13.4. Маскулинность-фемининность и выбор рода занятий

Приложение 1. Научный словарь терминов

Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин

Методики выявления маскулинности-фемининности

Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI)

Методика «Маскулинность-фемининность» С. Бем

Методики выявления психологической совместимости мужчин и женщин как партнеров общения

Тест «Подходите ли вы друг к другу?»

Тест «Совпадает ли ваше отношение к любви?»

Тест «Любите ли вы доминировать?»

Тест «Властный ли у вас характер?»

Методики выявления супружеских отношений и оценки брака

www.booksmed.com

Дифференциальная психология

Сейчас принято считать, что женщины и мужчины равны. Равны, но не одинаковы, скажет вам любой психолог. Для определения этой степени разности существует даже специальная отрасль в психологии – дифференциальная психология. Главные задачи этой отрасли – выявление и изучение различий между индивидами и группами индивидов, определение предпосылок к различиям, а также прогнозирование и анализ последствий. Благодаря дифференциальной психологии и психодиагностике все более совершенными становятся психологические тесты на определение психотипа личности, расовых, национальных, культурных различий. А все это, в свою очередь, помогает совершенствовать распределение масс на рабочих местах, сферах деятельности, специализированных учебных заведениях.

Различия полов не в психологии

Прежде чем мы приступим к обзору характерных различий мужчин и женщин в психологии, разберемся, есть ли физиологические предпосылки к тому, чтобы говорить о равенстве и отсутствии различия.

Во-первых, физиологическими различиями являются внешние факторы строения тела. Во-вторых, у мужчин и женщин различается состав крови, частота пульса, объем и частота дыхания.

В истории были периоды, когда мужчины правили над женщинами, и времена, когда все кардинально менялось, и формировался матриархат. Что лучше, что хуже – неизвестно, но даже само знание истории о различии этих двух строев говорит в пользу того, что мы разные.

Дифференциальная психология полов

Итак, приступим к самому спорному моменту в психологии – дифференциальной психологии мужчины и женщины. Кстати, в детских садах Швеции нельзя произносить слово «он» и «она» по отношению мальчиков и девочек, чтобы никто не ощутил полового ущемления.

Начнем с простого.

У мужчин развиты:

  • логика;
  • абстрактное виденье;
  • стремление к власти;
  • ориентировка во времени и пространстве;
  • направленность на результат;
  • мужчины обращают внимание на то, что они видят.
  • У женщин развиты:

  • интуиция;
  • осторожность;
  • выделение конкретных моментов;
  • внимательность и скрупулезность (именно поэтому большинство бухгалтеров — женщины);
  • общение;
  • женщины обращают внимание на то, что они слышат.

Что касается предрасположенности женщин к работе бухгалтерами, в их личности согласно дифференциальной психологии есть множество предпосылок.

Во-первых, женщины быстрее читают и считают. Во-вторых, они запоминают лучше, и более точно воспроизводят прочитанное. К тому же, эмоциональный характер женщин более переменчив, а значит, они лучше адаптируются к изменившимся обстоятельствам.

Любовь и психология

Дифференциальная психология, как наука, или правильней сказать, на правах науки, влезла даже в изучение любви с первого взгляда. Доказано, что только мужчины способны к любви с первого взгляда. Причем, и это обусловлено эволюцией. У сильного пола выработалась способность выбирать лучшую для продолжения рода спутницу за считанные секунды.

У женщин же возможность любви с первого взгляда отсутствует и тоже по причинам эволюционного развития. Это связано с тем, что женщине нужно время, чтобы определить, не бросит ли ее партнер при первой же трудности, сможет ли он обеспечить потомство едой, защитой и т.п.

Более того, даже любовь мужчин к красивым женщинам поддается объяснению. Красивая – значит здоровая, полноценная, без изъянов и деформаций. Значит, только красивая самка может дать здоровое потомство.

А женщины наоборот, эволюционно, смотрят не только на внешние показатели, но и на целый ряд доказательств приверженности самца себе и будущим отпрыскам.

womanadvice.ru

Евгений Павлович Ильин дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

В данной книге рассмотрены физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин с учетом многочисленных отечественных и зарубежных исследований.

Глава 1. Биологические аспекты половой дифференциации

1.3. Морфологические различия между лицами мужского и женского пола

1.5. Половые различия в темпах моторного развития

1.8. Менструальные фазы как специфика женского организма

1.9. Кого больше — мужчин или женщин, или Некоторые демографические данные

1.10. Жизнестойкость, аномалии развития и заболеваемость мужчин и женщин

Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества

Глава 3. Половая идентификация, или Как становятся мужчинами и женщинами

3.1. Половая идентификация как социальный феномен

3.2. Стадии половой идентификации

3.5. Информационное влияние на половую идентификацию

3.6. Хотят ли женщины быть мужчинами

Глава 4. Половые различия в эмоциональной сфере

4.4. Эмоциональная память и пол

4.6. Распознавание мужчинами и женщинами эмоций другого человека

4.7. Эмоциональные нарушения и пол

Глава 5. Способности мужчин и женщин

5.3. Кто умнее — мужчины или женщины?

5.5. Языковые и художественные способности мужчин и женщин

Доказательства влияния социальных факторов на различия в способностях мужчин и женщин

Доказательства генетической обусловленности различий в способностях мужчин и женщин

Глава 6. Личностные особенности мужчин и женщин

6.1. Половые различия в свойствах личности

6.2. Самооценки лиц мужского и женского пола

Глава 7. Особенности общения, связанные с полом

Глава 8. Особенности поведения мужчин и женщин

8.3. Пол и бюджет времени

8.4. Мода как специфическая форма поведения и пол

Глава 9. Пол и сексуальное поведение

9.3. Возраст и мотивы вступления в половую жизнь

9.4. Отношение мужчин и женщин к сексу

9.5. Особенности мужской сексуальности

9.7. Сексуальная привлекательность (сексапильность)

9.8. Сексуальные домогательства: взгляд на него мужчин и женщин

9.9. Нарушение сексуального развития мужчин и женщин

Глава 10. Мужчины и женщины в семье

10.4. Совместимость и удовлетворенность супругов браком

10.5. Распределение ролей в семье между мужем и женой

studfiles.net

Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

Субмодальные различенияОценочные мета-ощущения ПО ПОВОДУ других восприятий или представлений, также называемые эмоциями, чувствами или висцеральной кинестетикой, которые обычно представлены в области груди и/или живота или по средней линии торса. Эти чувства не являются непосредственными ощущениями восприятий, но.

Глава 1. Отречемся от старого мира.Да, они смогли преградить путь русской экспансии. Но и расплата за глобализацию рынка оказалась тяжелой. Появились электронные сети — и теперь не надо везти деньги через границы вагонами. Ни Форд, ни Крупп, ни Путилов или какие-нибудь другие «полубоги» эпохи легендарного капитализма.

Научитесь мечтатьПоверьте в мечту. Мы живем в мире, где сирота может стать миллиардером и обездоленная девочка – всемирно известной Луизой Хей! Верьте, что мы все способны достичь своих высоких целей. Все зависит только от нас.

Часть вторая. Цели актуализации.Тем не менее любопытно, что эти два чувства весьма близки. Как часто мы обнаруживаем, что прежде чем стать ласковым и добродушным, нам нужно выпустить пар в гневе. Чтобы выразить любовь, необходимо сперва пойти на риск проявления четырех других основных чувств, что, несомненно, чрезвычайно важно.

Введение в психологию.И вот одна из коренных проблем психологической науки, обычно говорят — одна из фундаментальных проблем — есть проблема необходимости, с которой эти явления возникают. Это, иначе говоря, проблема первоначального порождения психики — с нее я хотел бы начать.

ГЛАВА 3. ПРОБУЖДАЮЩЕЕ ПЕРЕЖИВАНИЕУбеждения Леса о том, что жизнь — вечно восходящая спираль, в психотерапии встречается нередко. Однажды я работал с 50-летней женщиной, чей 70-летний муж, известный ученый, в результате удара стал слабоумным. Ее очень тревожил нездоровый вид мужа. Целыми днями он только и делал, что сидел перед.

VII. Coito ergo sumНо в результате внимательного исследования их работ, без сомнений, можно обнаружить тот спермицид, который стерилизует их пневму. Однако этот анализ увел бы нас от нашей темы, то есть от Канта.

Глава третьяСоответственно меняется и общественная психология. Обязанности индивида по отношению к собственной семье расширяются до долга по отношению к отечеству, а чувство любви к конкретному отцу – до идеи патриотизма.

Отзывы о книгеПодробное описание феномена «ручного взора» смотрите у Вейскранца, 1986, и Сгоэриг, Каувей, 1989 (Weiskrantz, 1986; Stoerig, Cowey, 1989). Некоторые исследователи, особенно Семир Зеки, не считают «ручной взор» реальным феноменом.

bookap.info

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

Различия в поведении мужчин и женщин следует искать не только во влиянии психологических и социальных установок общества, но и в биологических различиях, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических. Как бы ни влияло общество на формирование поведения людей разного пола, первоистоки этих различий надо искать в биологической предназначенности мужчин и женщин.

Биологические аспекты половой дифференциации.

Биологические механизмы половой дифференциации.

Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов.

Морфологические различия между лицами мужского и женского пола.

Физиологические половые различия.

Половые различия в темпах моторного развития.

Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента.

Пол и функциональная асимметрия.

Менструальные фазы как специфика женского организма.

Кого больше — мужчин или женщин, или Некоторые демографические данные.

Жизнестойкость, аномалии развития и заболеваемость мужчин и женщин.

Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества.

Образы мужчин и женщин в массовом сознании.

Негативная роль гендерных стереотипов.

Представления о социальном статусе и правах мужчин и женщин.

Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов.

Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе.

Феминизм как движение женщин за свои права.

Половая идентификация, или Как становятся мужчинами и женщинами.

Половая идентификация как социальный феномен.

Стадии половой идентификации.

Теории половой идентификации.

Нормативное давление как механизм половой идентификации.

Информационное влияние на половую идентификацию.

Хотят ли женщины быть мужчинами.

Нарушения половой идентичности.

Половые различия в эмоциональной сфере.

Половые различия в доминировании базовых эмоций.

Половые различия в выраженности эмоциональных свойств личности.

Экспрессивность мужчин и женщин.

Эмоциональная память и пол.

Половые различия в проявлении эмоциональных типов.

Распознавание мужчинами и женщинами эмоций другого человека.

Эмоциональные нарушения и пол.

Способности мужчин и женщин.

Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин.

Кто умнее — мужчины или женщины?

Языковые и художественные способности мужчин и женщин.

Объяснения различий между мужчинами и женщинами в познавательных способностях.

Доказательства влияния социальных факторов на различия в способностях мужчин и женщин.

Доказательства генетической обусловленности различий в способностях мужчин и женщин.

Половые различия в проявлении психомоторных качеств.

Личностные особенности мужчин и женщин.

Половые различия в свойствах личности.

Самооценки лиц мужского и женского пола.

Половые особенности мотивационной сферы.

Различия мужчин и женщин в проявлении волевых качеств.

Особенности общения, связанные с полом.

Значимость общения для мужчин и женщин.

Половые особенности социальной перцепции.

Отношение к противоположному полу.

Половые различия в отношении к другим объектам общения.

Половые особенности выбора партнера общения детьми.

Круг общения у женщин и мужчин.

Теснота общения и пол.

Мужской и женский стили общения.

Особенности поведения мужчин и женщин.

Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях.

Альтруистическое поведение и пол.

Пол и бюджет времени.

Мода как специфическая форма поведения и пол.

Половые различия в пагубных пристрастиях.

Агрессивное поведение и пол.

Антиобщественное поведение и пол.

Пол и сексуальное поведение.

Особенности полового созревания лиц мужского и женского пола.

Половое влечение у мужчин и женщин.

Возраст и мотивы вступления в половую жизнь.

Отношение мужчин и женщин к сексу.

Особенности мужской сексуальности.

Особенности женской сексуальности.

Сексуальная привлекательность (сексапильность).

Сексуальные домогательства: взгляд на него мужчин и женщин.

Нарушение сексуального развития мужчин и женщин.

Мужчины и женщины в семье.

Представления о будущем супруге лиц разного пола.

Вступление в брак мужчин и женщин.

Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами в браке.

Совместимость и удовлетворенность супругов браком.

Распределение ролей в семье между мужем и женой.

Планирование численности семьи мужем и женой.

Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек родителями разного пола.

Отношение детей к матери и отцу.

Семья и работа в жизни женщины.

Супружеская неверность (измена).

Развод и повторный брак.

Взаимоотношения невестки и свекрови.

Пол и различные виды деятельности.

Пол и учебно-воспитательная деятельность.

Пол и профессиональная деятельность.

Пол и профессиональная карьера.

Лидерство, руководящие должности и пол.

Пол и общественная деятельность.

Пол и служба в армии и МВД.

Пол и физическая культура.

Физическое воспитание детей разного пола.

Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола.

Спортивная деятельность мужчин и женщин.

Занятия женщин спортом и репродуктивная система женского организма.

Проблема определения половой принадлежности спортсменов.

Пол и тренерская работа.

Специфика руководства женскими спортивными командами.

Сравнительное изучение мужчин и женщин с учетом психологического пола.

Представления о маскулинности и фемининности.

Маскулинность-фемининность и особенности личности.

Маскулинность-фемининность и выбор рода занятий.

1. Научный словарь терминов.

2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин.

Методики выявления маскулинности-фемининности.

Методики выявления психологической совместимости мужчин и женщин как партнеров общения.

Методики выявления супружеских отношений и оценки брака.

Тесты для выявления взаимоотношений отца и матери с детьми.

www.twirpx.com

Дифференциальная психология мужчины и женщины

Моральные ценности полностью обусловлены социумом, в котором живет человек: мораль древних. Рима и. Греции была совсем не такой, как в христианскую сутки, понимание добра и зла в современных племенах. Африки и высо окорозвинутих странах. Европы кардинально отличается. Поэтому результаты исследований, полученные в разных странах, могут отличаться. .

Моральные соображения изучал американский психолог. Лоуренс. Кольберг (1927-1987), последователь. Ж. Пиаже, который использовал метод моральных дилемм (незавершенных историй). Испытуемым он предлагал висло овиты свое отношение к выдуманных историй, подобных следующей:»В. Хайнца тяжело больна жена. Не имея достаточно денег, он просит аптекаря дать ему необходимые лекарства, однако аптекарь не соглашается. Чтобы у спасать жену,. Хайнц вынужден украсть лекарства»Участникам исследования, большинство которых составляли учащиеся и выпускники мужского колледжа, ставили стандартные вопросы: правильно ли поступил. Хайнц: почему; как бы и вы действовали на его месте на його місці?

Шесть эмпирически выделенных стадий. Кольберг объединил в уровне:»конвенциональный»(лат сопуешло — договор) (стадии 3 и 4) — на основании договоренности людей, как следует себя вести,»доконвенциональний»(ста адии 1 и 2) — такой, игнорирует традиции и социальные требования,»постконвенциональний»(стадии 5 и 6) — ориентирован на высокие нравственные принципы (табл. 27исокі етичні принципи (табл. 2.7).

Уровни развития морального мнения по. Л. Кольбергом

Л. Кольберг установил, что большинство людей находится на конвенциональном уровне нравственного развития, дети и правонарушители — на доконвенциональному и лишь некоторые нравственно развитые лица, имеющие альтруис соприкасающихся профессию, могут достигать постконвенционального ровнойя.

Позже некоторые исследования показали, что ориентиром для мужчин является справедливость — традиционно мужская ценность, а женщинам более свойственно объяснять добрые поступки ценностью»забота», ориентированной на п потребности других и требованием отказаться от собственных притязаний, жертвенностью. По мнению. К. Джиллиган, женщины ориентируются в моральном поведении не на объективные права, а на субъективное эмоциональное восприятие потребностей и другого человека. Они помогают не тому, кто заслужил, а тому, кто вызывает больше сочувствияьше співчуття.

Отличие в отношении моральных ценностей между мужчинами и женщинами изучало многие исследователи. Так, рангуючы по значимости 15 терминальных (значимых) ценностей (М. Рокич), украинские женщины отвели»честности»7 место, а»правдивости»- 11. Мужчины»честность»поставили на 6 место, а»правдивость»- на 9 (в. США и мужчины, и женщины отводят этим ценностям 1 или 2 местаінки відводять цим цінностям 1 або 2 місця).

Альтруистическое (для спасения) ложь больше свойственна женщинам и феминные мужчинам, эгоцентрическая (ради своих целей) — мужчинам и маскулинным женщинам. Объясняя необходимость лжи, женщины чаще обра ртаються к ее причинам («Потому что боялась»), мужчины — до целей («Для того чтобы победить»). Это означает, что женщины в своих моральных суждениях скорее процессуальные, а мужчины — результативный, а чоловіки — результативні.

Особенности нравственного сознания и нравственного поведения, связанные с половым диморфизмом, проявляются уже в подростковом возрасте. Современный российский психолог. Светлана. Нартова-Бочавер, исследуя соотношение ношения мотивов и ценностей альтруизма и достижений в сознании и поведении старших школьников (учеников 10 класса), выяснила, что мальчики, обладают выраженными качествами альтруизма, учатся, как правило, стран еще других. Зато девочки, готовы всегда оказать помощь, учились средне. В субъективном семантическом пространстве девочек образы»филантропа»и»успешного»резко разведены, у мальчиков — интегр. Ован. Достигнув желаемого, мальчики демонстрируют повышенную готовность помогать другим, у девочек — этот мотив становится слабее. Следовательно, и на ментальном, и на повединновому уровнях мальчики воспринимают (переживают) альтруистическое и эгоистическое как взаемопосилювальне, т.е. они кооперативные, а девочки — нет. Ставя перед собой определенную прагматическую цель, девочка будто отказывается от альтруистического ли нии поведения, а ориентируясь на любовь к людям»готовит себя жертвовать тем, что ей дорого. Эта особенность, вероятно, объясняет многие качества русского и украинского менталитетького і українського менталітету.

Все это свидетельствует, что особенности нравственного сознания мужчин и женщин влияют не только социокультурная ситуация, а и межполовых различий в поведенческих стратегиях

uchebnikionline.com

Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества.

В этой главе речь идет о том, как общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин, исходя из сложившихся веками стереотипов, т. е. убеждений. Вы узнаете, что эти стереотипы распространяются и на младенцев, хотя они не успели еще обзавестись мужскими и женскими чертами характера. Говорится также о неравенстве мужчин и женщин в социальном и правовом статусе и причинах этого. В заключение обсуждается вопрос о взглядах общества на социальное предназначение мужчин и женщин.

2.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознании.

Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

И. Броверман с соавторами (I. Browerman et al., 1972) попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств (табл. 2.1).

Любит математику и науку

Обладает деловыми навыками

Знает, как осваивать мир

Легко принимает решения

Свободно говорит о сексе с другими мужчинами

Не использует грубых выражений

Понимает чувства других

Интересуется собственной внешностью

Ценит искусство и литературу

Сильно нуждается в защите

Аккуратная в привычках

Полоролевые стереотипы в неменьшей степени присущи и профессионалам, близко знакомым с психологией И. Броверман с коллегами изучил описания мужчин и женщин, данные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины же характеризовались как более послушные, менее объективные и подверженные внешнему влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам. Ф. Гейс (F. Geis, 1993) показано, что во многих случаях психологи игнорировали или преуменьшали проявление агрессии женщинами и заботливости мужчинами.

Дж. Мак-Ки и А. Шериффс (J. McKee, A. Sheriffs, 1957) пришли к выводу, что типично мужской образ — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т. п., женщин — формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т. п.

Обнаружено также, что мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины — женских.

Дж. Уильямс и Д. Бест (J. Williams, D. Best, 1990) предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. Они выявили, что мужчинам приписывались 48 слов, а женщинам — 25 (табл. 2.2).

Общая закономерность состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных. При этом в ряде стран при описании мужчин и женщин была своя специфика. Например, в Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины. В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия) — слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным.

Интересно, что при составлении своего индивидуального самопортрета 25 % женщин употребили прилагательные, более характерные для описания типичных мужчин, а такое же количество мужчин описали себя как типичных женщин. В описаниях лучшего друга мужчины и женщины одинаково хотели видеть мужчину-друга, соответствующего описанию типичного мужчины, а женщину-подругу — соответствующей описанию типичной женщины.

Сходные данные получены и другими психологами (S. Street et al., 1995).

Ряд подобных исследований выполнен и отечественными учеными. Как и в зарубежных работах, одни авторы основное внимание при изучении образа мужчин и женщин уделили их личностным особенностям, другие — поведенческим характеристикам, в частности формирующимся в процессе общения. К последнему направлению можно отнести работу Т. И. Юферевой (1982). Она полагает, что основной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Отсюда представления об образе мужчин и женщин в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: в 6-7 классах — семейно-бытовые взаимоотношения (девочки и мальчики, характеризуя образ женщины, перечисляют ее обязанности как хозяйки, а характеризуя образ мужчины как мужа, отца, подчеркивают в основном его роль как помощника жены по хозяйству). У подростков, отмечает Т. И. Юферева, представления о мужественности-женственности, очевидно, являются просто усвоенными соответствующими взглядами взрослых и не играют существенной роли в регуляции их поведения.

У старших школьников представления о мужественности-женственности базируются на взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя как представителя определенного пола, своих потребностей, связанных с сексуальным развитием. Эти представления проверяются на практике, в непосредственном общении с противоположным полом. Однако это лишь начало формирования представления о понятии «психологический пол», касающегося только сферы взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

По мнению восьмиклассниц и девятиклассниц, мужчина должен быть смелым, сильным, настойчивым, гордым, рыцарем (должен ухаживать за девушкой и защищать ее, уважать женский пол, быть снисходительным, внимательным, благородным по отношению к женщине). Женщина, по мнению девочек, должна быть ласковой, нежной, мягкой, но, давая эти характеристики, девочки, как правило, не трансформируют их в эталон поведения по отношению к мужчине.

Мальчики всех возрастов не отметили в большинстве случаев особых качеств, выражающих отношение мужчины к женщине и, наоборот, женщины к мужчине. Однако для них было характерно то, что значительное место при описании образа женщин они отводили их внешнему облику (красоте, элегантности, аккуратности). Сходные характеристики мужчин и женщин, данные подростками, выявлены в исследовании Т. А. Арканцевой и Е. М. Дубовской (1999). Идеальный мужчина в представлении подростков — это маскулинный тип с присущими ему смелостью, силой, выносливостью, уверенностью, ответственностью, а женщина — андрогинный тип: нежная, ласковая, заботливая, мягкая, но в то же время активная, ответственная, уверенная.

Однако эти данные не во всем соотносятся с теми данными, которые получила Т. И. Юферева. Вместо семейно-бытовой сферы при описании мужчины на первое место вышли его личностные характеристики, а семейно-ролевые характеристики отошли на последнее место. То же наблюдается и при описании женщины, но в меньшей степени. Повысилась роль универсальных признаков при описании идеальной женщины.

Е. В. Каган (1989) опрашивал школьников 7-10 классов трех регионов страны на предмет того, какими они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности, описываемые девочками, и женственности, описываемые мальчиками, во многом оказались сходными. Для того и другого стереотипа были характерны доброта, отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, обаятельность. Сходство по ряду признаков обнаружилось и при описании мальчиками мужественности и девочками — женственности; это решительность, энергичность, уверенность. Различия же состояли в следующем (табл. 2.3)

bookap.info