Критерии самооценки организации

1 Общие положения по самооценке организации. Понятие, цели,

Современные воззрения на менеджмент качества, в концентрированном виде, выраженные в TQM и отраженные в стандартах ИСО серии 9000, определяют самооценку как важнейший инструмент непрерывного улучшения деятельности организации. Самооценку начали применять уже после выхода в 1987 г. первой версии стандартов ИСО 9000. Масштабы деятельности по самооценке увеличились в связи с массовым внедрением систем менеджмента качества по стандартам ИСО 9000 версии 2000 г. и проведением различных конкурсов на соискание премий по качеству. Согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Система Менеджмента Качества. Рекомендации по улучшению деятельности»:

Самооценка — это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Из ГОСТ Р ИСО 9000-2001 СМК «Система Менеджмента Качества. Основные положения и словарь»:

Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности.

Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям. В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций.

2 Преимущества проведения самооценки организации

Международная практика показала, что проведение самооценки дает организации такие преимущества, как:

• использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев, который нашел широкое применение во многих странах;

• систематический подход к совершенствованию деятельности;

• получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;

• обучение персонала применению принципов всеобщего (тотального) управления качеством;

• внедрение различных инициатив и передовых методов управления качеством в повседневную деятельность организации;

• выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;

• определение глубины изменений, происшедших с момента проведения предыдущей самооценки;

• возможность распространения передового опыта лучших подразделений организации или других организаций;

• возможность признания и стимулирования посредством премирования достижений подразделений и работников:

• возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других.

Самооценка может использоваться избирательно, исходя из потребностей организации. Один подход годен для осуществления самооценки на индивидуальной основе для всей или части системы менеджмента качества и затем для реализации улучшения, другой подход — для многопрофильной группы работников, осуществляющей самооценку всей или части системы менеджмента качества, за которой последовало бы рассмотрение и анализ со стороны группы, затем достижение консенсуса по установке приоритетов улучшения и планам действий.

3 Модели самооценки

3.1 Модель самооценки в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2001

Особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:

— быть быстро осуществлен внутренними средствами;

— сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;

— определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;

— способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.

• уровень 1 — нет формализованного подхода (систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов или они слабые),

• уровень 2 — подход, основанный на реакции на проблемы (наличие минимальных данных о результатах улучшения),

• уровень 3 — устоявшийся формализованный системный подход (системный процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии),

• уровень 4 — акцент на постоянное улучшение (хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения),

• уровень 5 — лучшие показатели в классе деятельности (сильно интегрированный процесс улучшения).

3.2 Самооценка на основе премий по качеству

Премии по качеству призваны, в первую очередь, стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM. Кроме того, они предоставляют возможность проведения самооценки для определения целей по совершенствованию деятельности предприятия.

• Японская премия им. Э. Деминга — 1951 г., которой в 1984 г. был придан статус международной премии;

• Национальная премия США им. М. Болдриджа — 1987 г.;

• Европейская премия по качеству — 1991 г.;

• Премия Правительства РФ по качеству — 1996 г., которая по своему содержанию ориентируется на Европейскую премию.

Каждая из моделей имеет свои особенности, критерии оценки и значимость.

3.2.1 Модель «Делового совершенства»

Европейский фонд менеджмента качества (EFQM) был создан с целью пропаганды передовых технологий менеджмента в Европе. Эта организация ежегодно

«Модель совершенства» близка к ISO 9004:2000, но менее детальна.

В основе этой методологии лежит совокупность следующих принципов:

• ориентация на результат,

• ориентация на потребителя,

• лидерство и постоянство целей,

• управление процессами и данными,

• развитие и вовлечение персонала,

• постоянное изучение передового опыта, нововведения и улучшения,

Премия Российского правительства по качеству также основана на этой модели. EFQM предлагает простой способ самооценки, позволяющий определить, в какой точке на пути к совершенству находится организация.

Модель Делового Совершенства – ключевая структура для помощи организациям в движении к повышению конкурентоспособности и стабильному успеху.

Модель является ключом в четырех направлениях:

1.Как структура, которую организации могут использовать в помощь для развития их видения и целей на будущее материальным и измеримым способами.

2.Как структура, которую организации могут использовать в помощь для идентификации и понимания системного характера их бизнеса, его ключевых связей, причин и влияния его отношений с заинтересованными сторонами на ключевой результат.

4.Как диагностический инструмент оценки текущего состояния здоровья организации. С помощью этого процесса организация значительно лучше способна сбалансировать свои приоритеты, распределить ресурсы и разработать реалистичные бизнес-планы. Это четвертое, диагностическое использование, известно как Самооценка.

Процесс Самооценки позволяет организации четко определить ее сильные стороны и области, в которых могут быть произведены улучшения, и достичь высоких результатов в организованных действиях по совершенствованию.

Введение процесса Самооценки показало, что она предоставляет много выгод,

• Определяет прогресс, связанный с Моделью Делового Совершенства.

• Создает прочную основу для решений стратегического характера и выделяет приоритеты будущей деятельности по улучшениям.

• Дает сотрудникам и группам в организации энергию быть лучшими.

• Упрочняет четкие связи между усилиями и результатами бизнеса.

• Составляет основу для успешного бенчмаркинга.

При этом Модель может использоваться в трех связанных по возрастанию аспектах:

• как инструмент анализа — «контроль состояния здоровья» организации на базе самооценки;

• как инструмент планирования — включение модели в процесс бизнес-планирования;

• как стратегический инструмент — принятие стратегических решений на базе модели.

Рис. 1. Критерии модели Делового совершенства

3.2.2 Логика RADAR

В основе Модели лежит логика RADAR.

• Результаты (Results): тенденции, цели, сравнения, причины, охват.

• Подход (Approach): рациональный, интегрированный.

• Развертывание (Deployment): осуществленность, систематичность.

• Оценка и Обзор (Assessment and Review): измерение, изучение, улучшение.

RADAR – это оценочный инструмент. Для него характерно:

• Оценка организации в соответствии с Моделью.

• Базируется на самооценке организации.

• Оценка осуществляется распределением очков.

• Шкала оценки берется из карты RADAR.

Логика RADAR подразумевает, что организации необходимо следующее:

• Определение Результатов, к которым она стремится, как части процесса создания ее политики и стратегии. Эти результаты охватывают работу организации, материально и оперативно, а также с точки зрения восприятия ее заинтересованными сторонами.

• Планирование и развитие набора рациональных и интегрированных Подходов, которыми достигаются требуемые результаты в настоящем и в будущем.

• Систематическое Развертывание подходов, гарантирующее полное выполнение.

• Оценка и Обзор подходов, основанных на контроле и анализе достигнутых результатов и текущих действиях по изучению ситуации. Основываясь на этом, определяют, расставляют приоритеты, планируют и осуществляют усовершенствования, где необходимо.

Результаты. Определяют достижения организации.

Подход. Определяет, что организация планирует делать, и по каким причинам.

Развертывание. Определяет степень, в которой организация использует подход, и что это дает.

Оценка и Обзор. Определяет, что организация делает для оценки и обзора подхода и его развертывания.

3.2.3 Модель премии правительства Российской Федерации в

Российская Модель премий по аналогии с Европейской также включает две группы критериев:

2. Вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).

Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества изображена на рисунке 2. Цифры у каждого критерия показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов. Рассмотрим подробнее содержание составляющих каждого критерия модели.

Рис.2 Модель премии правительства Российской Федерации в области качества

КРИТЕРИЙ 1: ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА

вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; на сколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.

КРИТЕРИЙ 3: ПЕРСОНАЛ

Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

Как организация проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон.

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения своего персонала.

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях.

Результаты, которых добилась организация в отношении запланированных целей в работе.

3.2.4 Японская премия по качеству им. Э. Деминга

Премия им. Э. Деминга является одной из самых престижных в мире, она сыграла выдающуюся роль в развитии качества в Японии, способствующая активизации работ в области качества во многих компаниях. Причем огромную пользу принесли оценка и рекомендации конкурсного жюри премии и самооценка деятельности компаний. Оценка деятельности компаний — участников конкурса премии им. Э. Деминга проводится по 100-балльной шкале, при этом рассматривается 48 показателей, объединенных по 6 критериям. Структура модели премии им. Э. Деминга представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Структура модели премии им. Э. Деминга

3.2.5 Национальная премия США по качеству им. М. Болдриджа

Премия им. М. Болдриджа должна содействовать повышению значимости качества в деятельности американских предприятий. С 1988 г эта награда присуждается тем предприятиям, которые могут подтвердить значительное повышение качества.

Рис. 4. Структура модели премии им. М. Болдриджа

Критерий «Лидерство» в рамках модели рассматривается как движущая сила, направленная на достижение успеха предприятия в развитии значения качества и его внедрения.

Критерий «Информация и анализ» связан с эффективностью организации сбора и анализа данных как основы для улучшения качества рамках всей компании.

Критерий «Стратегическое планирование» связан с деятельностью компании по преобразованию требований потребителя к качеству в краткосрочное и долговременное планирование целей предприятия.

Критерий «Управление и развитие персонала» отражает работу высшего руководства, результаты этой работы оцениваются по таким показателям, как планирование развития сотрудника, инновации в деятельность, переподготовка, тренинг и развитие сотрудников, а также забота о благосостоянии сотрудников.

В рамках критерия «Управление процессом» рассматривается активизация деятельности по менеджменту процессов проектирования услуг или продукции, производственных процессов, процессов послепродажного обслуживания и т. д.

Критерий «Деловые результаты» подтверждает прогресс предприятия, основанный на активном внедрении принципов менеджмента качества.

Критерии «Ориентация на рынок и удовлетворенность потребителей» рассматриваются как основополагающая цель предприятия.

3.3 Бизнес-модель для проведения самооценки Тито Конти

Тито Конти — консультант по менеджменту, организационным структурам и качеству, член Международной академии качества, бывший президент Европейской организации по качеству. Он также является одним из организаторов Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) и главным идеологом разработки концепции модели Европейской премии по качеству. В своей книге «Самооценка в организациях» Тито Конти предложил модифицировать имеющуюся Европейскую модель с учетом современных требований и потребностей. Автор утверждает, что Европейская модель нуждается в изменении, чтобы соответствовать новейшим разработкам. Предлагаемая модель представляет собой концептуальное развитие Европейской модели — она базируется на том же подходе и не является критической альтернативой Европейской модели.

Разработанный Тито Конти подход самооценки организации предназначен для:

• выявления слабых и сильных сторон деятельности компании относительно поставленных задач;

• планирования необходимых улучшений и нововведений в соответствии с возможностями компании;

• использования полученных оценок в процессах стратегического и оперативного планирования.

Безусловно, выбор подхода и метода зависит от цели. Если цель — получение премии и сравнение с другими компаниями, выбор метода и результаты оценки неизбежно будут связаны с подсчетом баллов, а не с диагностикой. Представленный метод самооценки разработан как диагностическое средство и тесно увязан с планированием.

4 Общая схема процедуры самооценки

Самооценка — это исчерпывающий и систематический пересмотр принципов деятельности компании и достигаемых ею результатов с учетом модели развития бизнеса, которую реализует данная компания. Процесс самооценки позволяет компании лучше осознать свои сильные стороны и определить те их области своей деятельности, совершенствование которых может привести к продвижению в бизнесе.

Результатом самооценки является целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального прогресса.

Объекты самооценки: самооценка может осуществляться для всей компании, для некоторого направления деятельности компании, для одного из подразделений компании.

В конечном счете, непосредственная реализация процедуры самооценки будет зависеть от общей культуры компании и от ее организационной структуры. В настоящее время в Европе широко применяются несколько различных методов самооценки.

По итогам самооценки осуществляется планирование необходимых мероприятий и их последующее выполнение. Сразу же после проведения самооценки могут возникнуть следующие вопросы:

2. Какие из установленных сильных сторон компании необходимо развивать дополнительно?

5. Как мы собираемся контролировать прогресс, достигаемый в результате осуществляемых мероприятий?

Ниже представлена блок-схема процедуры самооценки, демонстрирующая основные этапы процедуры и некоторые проблемы, на которые следует обратить внимание (рис. 6).

5 Методы проведения самооценки в организации

Существуют следующие методы проведения самооценки:

2. Метод формуляров

Сократить общий объем работ, связанных с самооценкой, можно посредством использования типовых формуляров. Например, если для каждой из составляющих частей критерия отвести отдельную страницу-формуляр, то всего получится 32 формуляра (столько подкритериев содержится в Европейской модели премии по качеству). В верхней части формуляра приводится описание составляющей критерия, немного ниже — области деятельности, к которым обращен данный критерий. Остальная часть страницы разбивается на разделы, в которых указываются сильные стороны, области деятельности, требующие совершенствования, и факты, на основании которых были сделаны выводы.

3. Метод матричных диаграмм

Использование опросных листов или анкет является еще одним способом самооценки. Метод анкетирования является одним из наименее ресурсоемких, и при наличии разработанного и проверенного опросника самооценка может быть осуществлена довольно быстро. Этот метод очень удобен для определения мнений сотрудников компании.

6. Метод равного участия

xreferat.com

Критерии к анализу организации досуга, развлечения и праздника для дошкольников

Адекватность поставленных задач и содержания развлечения, праздника уровню развития детей.

Влияние развлечения, праздника на развитие дошкольников.

Наличие интегративного подхода к решению поставленных задач (использование разных видов искусств, средств в решение одной задачи).

Заинтересованность и эмоционально положительные проявления детей в ходе праздника, развлечения.

Активность и творческое самовыражение детей в ходе праздника, развлечения.

Результативность поставленных задач.

Продуманная организация развлечения, праздника.

Буренина И.А. От игры до спектакля. – СПб., 1995.

Дюнн М. Все о детской вечеринке. — М., 1996.

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. — М., 1982.

Князева О.Л., Маханаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1997.

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию дошкольников. – М.,1999.

Макшанцева Е.Д. Детские забавы. — М., 1991.

Методические советы к программе «Детство». – СПб., 2001.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М., 1999.

Праздники в детском саду. — М., 1992.

Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. – М., 2001.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. – М.,2001.

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – Спб., 2003.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002.

Рекомендации к организации занятия в детском саду

Занятие — основная форма организации обучения детей в дошкольных учреждениях. Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми.

В любом занятии можно выделить 3 основные части:

1 часть — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части ребенок настраивается на выполнение определенной работы.

Введение детей в процесс обучения на занятии осуществляется по-разному, в соответствии со спецификой занятия, возрастом детей, условиями проведения.

2 часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

3 часть — заключительная — анализ выполнения задания, его оценка (оценивается результат, работа подгруппы и каждого ребенка). Активное участие в оценке принимают дети.

План-конспект занятия оформляется следующим образом:

Определить направленность занятия.

Указать тему занятия.

Программное содержание занятия, включающее 3 блока задач: образовательные, развивающие (в соответствии с видом занятия), воспитательные задачи.

Материал для занятия.

Ход занятия (подробное планирование вопросов, указаний, заданий детям в соответствии с тремя основными частями занятия).

Разработки планов-конспектов смотри в книгах:

Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб., 1997.

Михайлова З.А. Математика от 3 до 7. – СПб., 1997.

studfiles.net

В помощь студентам БНТУ — курсовые, рефераты, лабораторные !

Самооценка – это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Самооценку обычно проводит руководство организации.

Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям.

Самооценка проводится с целью (в порядке убывания важности):

— выявить области улучшения;

— расширить участие линейных руководителей в TQM;

— расширить участие сотрудников в TQM;

— провести оценку базового состояния организации;

— выявить сильные стороны;

— улучшить взаимоотношения и взаимопонимание между высшим руководством и рядовыми сотрудниками;

— получить обратную связь от внешней проверки;

— сравнить характеристики разных подразделений;

— оценить значимость самооценки для организации;

— получить данные для проведения бенчмаркетинга;

— выиграть национальную/международную премию качества.

При проведении самооценки важным представляется четкое понимание структуры факторов, подлежащих самооценке. Этот вопрос подробно рассматривается на рис.1 (дерево самооценки).

При проведении самооценки для любой фирмы важно выбрать ту модель, с которой будет проводиться сравнение. Многие фирмы используют для этого модели своих национальных или известных международных премий качества – премию США М. Болдриджа, японскую премию Деминга или Европейскую премию качества.

Применение критериев премий по качеству для проведения самооценки фирм

Разработанные критерии Европейской премии по качеству (как и других подобных премий) могут быть использованы для проведения самооценки фирмы. Такой метод все шире используется в раз­ных странах на фирмах любой сферы деятельности. Может показаться, что такая система оценки является субъективной, но это не так. Критерии оценки отражают те факторы, которые действи­тельно позволяют объективно оценить возможности фирмы и ее успехи в бизнесе. Проведение са­мооценки дает хорошую основу для совершенствования деятельности фирмы по всем направлени­ям и подразделениям.

Критерии национальных премий по качеству позволяют практически любой фирме наметить на­правления своего развития для достижения все более эффективного производства все более каче­ственной и конкурентоспособной продукции. Таким образом, премия по качеству выполняет не столько функцию стимулирования и поощрения, сколько функцию ориентации в поиске возмож­ностей для совершенствования. Не случайно, в ежегодном конкурсе на премию имени Малколь­ма Болдриджа в США принимают участие около 100 фирм-претендентов по трем номинациям:

1) среди крупных производителей;

2) среди средних и малых промышленных предприятий;

3) среди фирм, работающих в сфере услуг;

а самооценку по тем же критериям проводят ежегодно более 200 тысяч фирм.

Озабоченные усиливающейся из года в год конкуренцией, фирмы стремятся использовать метод самооценки, как наиболее эффективный, по следующим причинам:

• поиск новых возможностей совершенствования управления качеством внутри фирмы;

• переход к освоению принципов всеобщего управления качеством;

• определение направлений дальнейшего совершенствования как в целом по фирме, так и по отдельным показателям;

• стимулирование совершенствования работы фирмы;

• новые приемы и методы управления предпринимательской деятельности. Фирмы, освоившие требования международных стандартов ИСО серии 9000 и имеющие зарегистрированные системы качества, используют самооценку для дальнейшего развития работ по управлению качеством.

Сопоставление своих достижений с критериями премий по качеству (национальной или евро­пейской) дает следующие преимущества:

• появляется мощный катализатор совершенствования качества;

• формулируется единая цель для фирмы;

• происходит ускоренное обучение и профессиональное развитие персонала;

• выявляются приоритеты для совершенствования;

• фирма получает обоснованные аргументы для представления своих возможностей во внешнем мире (реклама, работа с клиентами, заявка на признание официальными органами). Активное использование метода самооценки началось в Европе в 1992 году.

Проблемы, возникающие при проведении самооценки, приведены в таблице 1.

Проблемы при проведении самооценки

Неудовлетворительное представление руководителей о целях и масштабах самооценки

Не видят связи самооценки с бизнес — планированием

Неудовлетворительное представление сотрудников о целях и масштабах самооценки

Неудовлетворительная подготовка проверяющих

Неудача в реализации планов, основанных на итогах самооценки

Неудовлетворительная подготовка сборщиков данных

Трудности в ранжировании возможностей

Плохо проведена подготовка

Не подключено высшее руководство

Вместе с тем всё более широкую практику находят упрощённые модели, разрабатываемые фирмами самостоятельно. Рассмотрим разработанную и внедрённую на одной из английских фирм методику проведения самооценки, в основе которой лежит модель Британской премии качества. Речь идёт о кампании «British Nuclear Fuels, Ltd.» (BNFL), занимающей одно из ведущих мест среди производителей ядерного топлива для атомных станций и других ядерных установок.

Эта методика интересна двумя особенностями. Во-первых, она является образцом того, как на основе достаточно сложной и объёмной модели национальной премии можно разработать довольно простую и понятную модель для проведения самооценки на своём предприятии. Это обстоятельство становится особенно впечатляющим, если обратить внимание на исключительно чёткое и ясное содержание показателей, применяемых при проведении самооценки. Во-вторых, вызывает искреннее восхищение организационная и методическая проработка всех вопросов, связанных с проведением самооценки – наличие чётких руководств по проведению, разработанных форм и т. д.

Опыт BNFL по организации и проведению самооценки может послужить хорошим примером для всех тех руководителей, которые твёрдо решили освоить и применять на практике современные методы менеджмента качества.

Метод самооценки, разработанный в BNFL, получил название метода матрицы улучшений дел (Business Improvement Matrix – BIM). Это название отражает не только «технику» проведения самооценки, но и ключевой аспект этого мероприятия в целом – применение самооценки для улучшения деятельности. В соответствии с этим на BNFL были сформулированы следующие основные цели:

  • разработать для практического применения сравнительно простой инструмент, позволяющий регулярно оценивать деятельность какой-либо производственной структуры (кампании в целом или её отделения) по решению задач её непрерывного совершенствования;
  • использовались процедуры, позволяющие сравнивать и оцени-вать деятельность на основе национально-признанных критериев;
  • предоставить руководителям возможность получать простую, но вместе с тем достаточно полную картину, на основании которой они могли бы разрабатывать планы дальнейшего улучшения деятельности;
  • обеспечивать выявление наибольших провалов и расхождений в планах или процессах внедрения улучшений;
  • способствовать выявлению и пониманию провалов в деятельности и разработке соответствующих планов, гаранти-рующих продвижение вперёд.

Суть метода. В основу метода BIM положена модель оценки, применяемая для определения лауреатов национальной премии Великобритании в области качества. Эта модель в точности совпадает с моделью Европейской премии качества.

В соответствии с положением о Британской премии качества оценка соискателей осуществляется по совокупности следующих девяти критериев, каждый из которых имеет собственный «вес».

1. РУКОВОДСТВО. Как высшее звено все руководители участвуют и управляют процессом изменений в фирме в целях достижения признания её организацией высокого качества?

2. ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ. Как политика и стратегия фирмы отражают обязательства и направляют движение в сторону непрерывного совершенствования?

3. УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДЬМИ. Насколько фирма реализует потенциал своих работников для непрерывного улучшения деятельности фирмы?

4. РЕСУРСЫ. Насколько эффективно используются ресурсы для поддержки политики и стратегии фирмы?

5. ПРОЦЕССЫ. Как выявляются, анализируются и пересматриваются ключевые производственные процессы с целью обеспечения непрерывного улучшения?

6. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЗАКАЗЧИКОВ. Какова оценка заказчиков предоставляемой им продукции или оказанных им услуг?

7. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПЕРСОНАЛА. Какова оценка деятельности фирмы самими сотрудниками?

8. ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО. Каково мнение о фирме в обществе с точки зрения её влияния на качество жизни, окружающую среду, сохранения глобальных ресурсов?

9. РЕЗУЛЬТАТЫ БИЗНЕСА. Как соотносятся результаты деятельности фирмы с планами?

Первые пять критериев составляют группу, характеризующую возможности фирмы, а последние четыре помогают оценить результаты её деятельности. Сумма «весов» всех критериев составляет 100.

Общая оценка по этой модели получается как сумма произведений каждого критерия в баллах на «вес» этого критерия. Таким образом, если соискатель, например, по каждому из критериев по 10 баллов, то сумма всех «взвешенных» критериев будет составлять максимальное число, равное 1000.

Для получения конкретной оценки каждого из девяти критериев используется ряд соответствующих показателей и специальная система их оценки.

Отличие метода BIM от приведённой методики заключается в следующем:

  • во-первых, для получения оценочного балла для каждого из девяти критериев применяется упрощённая схема, а именно: для оценки любого критерия используются ровно десять показателей – для каждого, естественно, свои.
  • во-вторых, изменена схема расчёта оценок. Оценку каждого критерия получают как сумму баллов, выставленных по каждому из десяти показателей, характеризующих данный критерий, на основании следующих принципов:
    1. Не предпринято никаких действий по разработке или внедрению плана мероприятий, связанных с реализацией данного показателя – 0,00.
    2. Разработан метод решения задачи и начата его реализация. Метод документально оформлен, проверен и утверждён, а доказательства внедрения доступны. Метод также должен быть проверенным и утверждённым. Имеются определённые доказательства, что благодаря методу достигнут желаемый эффект – 0,25.
    3. Метод внедрён приблизительно в половине подразделений. Метод должен внедрятся на системной основе, улучшения наблюдаются по итогам периодического анализа. Для критериев, относящихся к «результатам», это означает состояние, при котором применение метода принесло успех. Негативные тенденции при этом выявлены и поняты – 0,50.
    4. Существуют доказательства, что метод полностью внедрён во всех подразделениях. Метод утверждён, постоянно анализируется его применение, он стал составной частью регулярной деятельности. Для критериев группы «результаты» это отвечает состоянию, когда внедрённый метод принёс успех и сравним с подходами первоклассных организаций – 1,00.

    Результаты оценки всех показателей заносятся в матрицу, собственно и давшую название методу. Для самооценки экспертным путём оценивается каждый из девяноста показателей, при этом их оценки могут принимать четыре значения: 0,00; 0,25; 0,50; 1,00. Сумма оценок десяти показателей, относящихся к одному критерию, даёт оценку этого критерия. Затем числовое значение оценки каждого критерия умножают на его «вес» и суммируют. Полученное значение и является искомой совокупной оценкой.

    Пример применения метода BIM.

    Как отмечалось, максимальное значение оценки соискателя Британской или Европейской премии качества может быть равно 1000. Для внутреннего применения на фирме BNFL в качестве верхнего предела принят уровень, равный 750. Поэтому при расчётах в модели BNFL полученную оценку критерия перед тем, как умножить на его «вес», предварительно умножают на 0,75.

    Итак, пусть группа экспертов какого-то подразделения провела оценку всех девяноста показателей и заполнила соответствующую матрицу. Далее в каждой строке подсчитывают количество одинаковых оценок, умножают их на соответствующее значение оценки (0,25; 0,5; 0,75; 1,00), складывают и полученную сумму умножают на 0,75. Причём делают это в специальных формах (таблицах).

    Затем подсчитывают итоговый результат. Для этого полученные оценки по каждому критерию умножают на «вес» критерия по британско-европейской модели и суммируют. Например, по критерию «Руководство» получена итоговая оценка 2,25. Умножим её на 0,75, получим 1,69, и – на «вес» критерия: получим 16,9.

    В конце выводится общая оценка деятельности данного подразделения в области качества.

    На этом расчётная часть анализа считается законченной. Далее полученное значение может быть сопоставлено с предыдущей оценкой или сравнено с оценкой деятельности другого подразделения на фирме.

    Кроме того, анализ матрицы позволяет руководству подразделения выделить направления деятельности, которые нуждаются в улучшении. К ним относятся те виды деятельности, которые получили самые низкие оценки, как по отдельному критерию, так и по отдельным показателям.

    Особенно хотелось бы обратить внимание на то, что в BNFL не ограничились просто разработкой метода, а предприняли необходимые меры по его широкому распространению и практическому использованию на разных уровнях. Для проведения самооценки без каких-либо технических и методических проблем, BNFL издала массовым тиражом отдельную брошюру «Business Improvement Matrix», в которую вложены чистые формы матрицы и таблиц для расчёта показателей. Приведённый пример (табл. 2) взят из этой брошюры.

    www.support17.com

    Самооценка организации

    Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Самооценка организации (предмет: Менеджмент и трудовые отношения) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

    Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.

    Кстати! В нашей группе ВКонтакте мы бесплатно помогаем с поиском рефератов, курсовых и информации для их написания. Не спешите выходить из группы после загрузки работы, мы ещё можем Вам пригодиться 😉

    Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

    реферат по дисциплине Менеджмент и трудовые отношения на тему: Самооценка организации; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

    1 Общие положения по самооценке организации. Понятие, цели,

    Самооценка — это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Из ГОСТ Р ИСО 9000-2001 СМК «Система Менеджмента Качества. Основные положения и словарь»:

    Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству).

    Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.

    Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности.

    Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям. В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций.

    Модели премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют широкий диапазон детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмента. Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения.

    2 Преимущества проведения самооценки организации

    * систематический подход к совершенствованию деятельности;

    * получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;

    * обучение персонала применению принципов всеобщего (тотального) управления качеством;

    * внедрение различных инициатив и передовых методов управления качеством в повседневную деятельность организации;

    * выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;

    * определение глубины изменений, происшедших с момента проведения предыдущей самооценки;

    * возможность распространения передового опыта лучших подразделений организации или других организаций;

    * возможность признания и стимулирования посредством премирования достижений подразделений и работников:

    * возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в этой организации, так и в других.

    Самооценка может использоваться избирательно, исходя из потребностей организации. Один подход годен для осуществления самооценки на индивидуальной основе для всей или части системы менеджмента качества и затем для реализации улучшения, другой подход — для многопрофильной группы работников, осуществляющей самооценку всей или части системы менеджмента качества, за которой последовало бы рассмотрение и анализ со стороны группы, затем достижение консенсуса по установке приоритетов улучшения и планам действий.

    — применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;

    — применяться к организации в целом или ее части;

    — быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;

    Метод оценки, изложенный в стандарте ИСО 9004:2000, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу стандарта (посредством балльной шкалы от 1 до 5):

    * уровень 1 — нет формализованного подхода (систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов или они слабые),

    * уровень 2 — подход, основанный на реакции на проблемы (наличие минимальных данных о результатах улучшения),

    * уровень 3 — устоявшийся формализованный системный подход (системный процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии),

    * уровень 4 — акцент на постоянное улучшение (хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения),

    * уровень 5 — лучшие показатели в классе деятельности (сильно интегрированный процесс улучшения).

    В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004 приведены типичные вопросы для самооценки в соответствии с разделами стандарта. Каждой организации предлагается разработать свой список вопросов, которые соответствуют ее потребностям.

    3.2 Самооценка на основе премий по качеству

    Наиболее известные и авторитетные модели наград за качество:

    * Японская премия им. Э. Деминга — 1951 г., которой в 1984 г. был придан статус международной премии;

    * Национальная премия США им. М. Болдриджа — 1987 г.;

    * Европейская премия по качеству — 1991 г.;

    * Премия Правительства РФ по качеству — 1996 г., которая по своему содержанию ориентируется на Европейскую премию.

    присуждает премии по качеству на основе соответствия системы менеджмента

    «Модели Совершенства», разработанной ведущими специалистами стран Европы.

    В основе этой методологии лежит совокупность следующих принципов:

    * ориентация на потребителя,

    * лидерство и постоянство целей,

    * управление процессами и данными,

    * развитие и вовлечение персонала,

    * постоянное изучение передового опыта, нововведения и улучшения,

    При разработке критериев модели рассмотрен опыт всех ранее созданных премий по качеству и проанализированы их сильные и слабые стороны. В результате были сформированы 9 критериев, которые сгруппированы в два класса: критерии возможностей и критерии результатов. В свою очередь каждый из критериев разделяется на несколько субкритериев (показателей). Структура первого варианта модели Европейской премии по качеству показана на рисунке 1. Здесь представлены также весовые коэффициенты каждого критерия и их краткое содержание.

    Модель Делового Совершенства — ключевая структура для помощи организациям в движении к повышению конкурентоспособности и стабильному успеху.

    Модель является ключом в четырех направлениях:

    3.Как основа Европейской Премии Качества, процесса, который позволяет Европе признавать ее самые успешные организации, продвигать их как образцы Совершенства для других и учиться у них.

    4.Как диагностический инструмент оценки текущего состояния здоровья организации. С помощью этого процесса организация значительно лучше способна сбалансировать свои приоритеты, распределить ресурсы и разработать реалистичные бизнес-планы. Это четвертое, диагностическое использование, известно как Самооценка.

    Процесс Самооценки позволяет организации четко определить ее сильные стороны и области, в которых могут быть произведены улучшения, и достичь высоких результатов в организованных действиях по совершенствованию.

    * Определяет прогресс, связанный с Моделью Делового Совершенства.

    * Создает прочную основу для решений стратегического характера и выделяет приоритеты будущей деятельности по улучшениям.

    * Дает сотрудникам и группам в организации энергию быть лучшими.

    * Упрочняет четкие связи между усилиями и результатами бизнеса.

    * Составляет основу для успешного бенчмаркинга.

    При этом Модель может использоваться в трех связанных по возрастанию аспектах:

    * как инструмент планирования — включение модели в процесс бизнес-планирования;

    * как стратегический инструмент — принятие стратегических решений на базе модели.

    RADAR состоит из четырех элементов и их критериев:

    * Результаты (Results): тенденции, цели, сравнения, причины, охват.

    * Развертывание (Deployment): осуществленность, систематичность.

    * Оценка организации в соответствии с Моделью.

    * Базируется на самооценке организации.

    * Оценка осуществляется распределением очков.

    * Шкала оценки берется из карты RADAR.

    * Определение Результатов, к которым она стремится, как части процесса создания ее политики и стратегии. Эти результаты охватывают работу организации, материально и оперативно, а также с точки зрения восприятия ее заинтересованными сторонами.

    * Планирование и развитие набора рациональных и интегрированных Подходов, которыми достигаются требуемые результаты в настоящем и в будущем.

    * Оценка и Обзор подходов, основанных на контроле и анализе достигнутых результатов и текущих действиях по изучению ситуации. Основываясь на этом, определяют, расставляют приоритеты, планируют и осуществляют усовершенствования, где необходимо.

    Результаты. Определяют достижения организации.

    Подход. Определяет, что организация планирует делать, и по каким причинам.

    Развертывание. Определяет степень, в которой организация использует подход, и что это дает.

    Оценка и Обзор. Определяет, что организация делает для оценки и обзора подхода и его развертывания.

    3.2.3 Модель премии правительства Российской Федерации в

    1. Первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»).

    Далее приведен пример квалиметрической шкалы «уровней совершенства» составляющих модели совершенства деятельности (образовательное учреждение).

    Как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение,

    КРИТЕРИЙ 2: ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

    Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.

    КРИТЕРИЙ 4: ПАРТНЕРСТВО И РЕСУРСЫ

    Как организация планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами и как управляет ими в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

    КРИТЕРИЙ 5: ПРОЦЕССЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

    Как организация проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон.

    КРИТЕРИЙ 6: УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

    Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей.

    КРИТЕРИЙ 7: УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА

    КРИТЕРИЙ 8: ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОБЩЕСТВО

    КРИТЕРИЙ 9: РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    3.2.4 Японская премия по качеству им. Э. Деминга

    3.2.5 Национальная премия США по качеству им. М. Болдриджа

    Критерий «Лидерство» в рамках модели рассматривается как движущая сила, направленная на достижение успеха предприятия в развитии значения качества и его внедрения.

    Критерий «Информация и анализ» связан с эффективностью организации сбора и анализа данных как основы для улучшения качества рамках всей компании.

    Критерий «Стратегическое планирование» связан с деятельностью компании по преобразованию требований потребителя к качеству в краткосрочное и долговременное планирование целей предприятия.

    Критерий «Управление и развитие персонала» отражает работу высшего руководства, результаты этой работы оцениваются по таким показателям, как планирование развития сотрудника, инновации в деятельность, переподготовка, тренинг и развитие сотрудников, а также забота о благосостоянии сотрудников.

    В рамках критерия «Управление процессом» рассматривается активизация деятельности по менеджменту процессов проектирования услуг или продукции, производственных процессов, процессов послепродажного обслуживания и т. д.

    Критерий «Деловые результаты» подтверждает прогресс предприятия, основанный на активном внедрении принципов менеджмента качества.

    Критерии «Ориентация на рынок и удовлетворенность потребителей» рассматриваются как основополагающая цель предприятия.

    3.3 Бизнес-модель для проведения самооценки Тито Конти

    Рис. 5. Общий вид модели Тито Конти

    * выявления слабых и сильных сторон деятельности компании относительно поставленных задач;

    * планирования необходимых улучшений и нововведений в соответствии с возможностями компании;

    * использования полученных оценок в процессах стратегического и оперативного планирования.

    Безусловно, выбор подхода и метода зависит от цели. Если цель — получение премии и сравнение с другими компаниями, выбор метода и результаты оценки неизбежно будут связаны с подсчетом баллов, а не с диагностикой. Представленный метод самооценки разработан как диагностическое средство и тесно увязан с планированием.

    4 Общая схема процедуры самооценки

    Результатом самооценки является целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального прогресса.

    Объекты самооценки: самооценка может осуществляться для всей компании, для некоторого направления деятельности компании, для одного из подразделений компании.

    1. Какие из установленных сильных сторон компании необходимо поддерживать в дальнейшем для достижения максимального эффекта?

    3. Какие из областей деятельности, требующих дальнейшего развития, мы не станем развивать дальше, так как они не являются важнейшими с точки зрения нашего бизнеса?

    4. Какие из областей деятельности, требующих дальнейшего развития, мы действительно намерены развивать, как задачи первостепенной важности?

    Рис. 6. Основные этапы самооценки

    5 Методы проведения самооценки в организации

    1. Метод моделирования конкурса

    Метод моделирования конкурса предполагает подготовку полномасштабного текстового документа объемом до 75 страниц на основании выбранной модели управления качеством. Использование данного метода требует наличия команды опытных экспертов.

    Сократить общий объем работ, связанных с самооценкой, можно посредством использования типовых формуляров. Например, если для каждой из составляющих частей критерия отвести отдельную страницу-формуляр, то всего получится 32 формуляра (столько подкритериев содержится в Европейской модели премии по качеству). В верхней части формуляра приводится описание составляющей критерия, немного ниже — области деятельности, к которым обращен данный критерий. Остальная часть страницы разбивается на разделы, в которых указываются сильные стороны, области деятельности, требующие совершенствования, и факты, на основании которых были сделаны выводы.

    Метод матричных диаграмм предполагает заполнение специальной матрицы, в которой приводятся результаты, достигнутые компанией с точки зрения критериев выбранной модели управления качеством. За каждый результат начисляется определенное количество баллов, обычно по шкале от 0 до 10.

    4. Метод рабочей встречи

    Основное преимущество метода рабочей встречи заключается в том, что он требует активного участия руководителей подразделения, осуществляющего самооценку. Руководители отвечают за сбор и предоставление данных. Собранная информация является отправной точкой для принятия согласованного решения.

    5. Метод анкетирования

    Этот метод сравним с методом моделирования конкурса с точки зрения полноты предоставляемой информации, затрат времени и ресурсов. Его отличительной особенностью является то обстоятельство, что он обеспечивает подразделению, осуществляющему самооценку, абсолютную свободу в подготовке документов, на основании которых осуществляется анализ. В одном из крайних случаев это может быть просто пакет документов, отчетов, графиков и т. д., а в другом нечто напоминающее заявку на участие в конкурсе на присуждение Европейской Премии Качества.

    Основные цели формальной оценки совершенной деятельности. Пути преодоления «уравниловки». Технология проведения формальной оценки совершенной деятельности. Поведение человека в организации. Определение коэффициентов сменяемости, стабильности рабочей силы.

    referatwork.ru