Факторы влияющие на самооценку человека

Факторы, влияющие на здоровье человека

Человек, на протяжении своей жизни, испытывает на себе целый ряд факторов, которые как положительно, так и негативно влияют на его здоровье. Факторы, влияющие на здоровье человека, исчисляются не одним десятком. Помимо генетических и биологических особенностей человека, также непосредственное влияние на него оказывают экологические, социальные и физические факторы. Это сказывается не только непосредственно на здоровье человека, но и на продолжительность его жизни.

Влияние на человека, как правило, оказывают следующие факторы:

Факторы воздействия на здоровье человека данного вида воздействия, как правило, имеют сильное влияние на дальнейшее существование человека. Загрязнение нашей атмосферы напрямую взаимосвязано с ухудшением состояния здоровья, а, следовательно, и продолжительности жизни. Это всегда оставалось, и будет оставаться актуальным вопросом.

Наиболее вероятными факторами, которые сопутствуют химическому отравлению или заражению являются производственные предприятия, которые выбрасывают отходы в атмосферу, грунт и воду. В атмосферу, как правило, попадают вредные вещества – газы, которые могут оказывать как прямое воздействие на человека, то есть человек вдыхает вредные испарения вместе с воздухом, как и двоякое, то есть через воду или сушу. Так, при попадании в почву, вредные вещества могут впитываться растениями, которые затем человек употребляет в пищу. То же касается и воды. Человек использует воду в личных целях, даже не зная того, какие вредные вещества содержатся в ней, и чем они грозят. Так как большинство выбрасываемых в атмосферу газов, легко могут соединяться с водой, то районы с активной промышленностью имеют не только загрязненную атмосферу, но и загрязненную воду и грунт.

Так, факторы, формирующие здоровье человека, в данном случае не могут превосходить факторы загрязнения, и поэтому в промышленных районах чаще болеют дети и жители чаще страдают от онкологических заболеваний, что существенно сокращает их жизнь.

Стоит отметить, что воздействие загрязненного атмосферного воздуха на население, обусловлено такими объективными принципами:

Разнообразие загрязнения – полагается, что на человека, который обитает в промышленном районе, может воздействовать примерно несколько сотен тысяч химических и отравляющих веществ. В определенном районе, может присутствовать ограниченное количество вредных веществ, но в большей концентрации, притом, что комбинация неких веществ, может вызвать усиление негативного их влияния на человека.

Массированное воздействие – человек вдыхает примерно 20000 литров воздуха в день, и даже незначительные концентрации отравляющего вещества, которые содержаться в воздухе, сравнимо таким вдыхаемым объемам могут вызвать значительное поступление токсинов в организм.

Доступ токсинов во внутреннюю среду организма. Как известно, легкие имеют поверхность примерно 100 м квадратных, что позволяет им впитать вредные вещества и рассеять их по большой поверхности органа. Токсины имеют прямой контакт с кровью, поскольку из легких, они сразу попадают в большой круг кровообращения, миновав на своем пути токсикологический барьер – печень.

Трудность защиты. Отказавшись принимать в пищу загрязненные продукты или воду, человек все равно продолжает впитывать в себя токсины через атмосферу и воздух.

Загрязнение атмосферы, как правило, негативно сказывается на сопротивляемости организма, последствием которой становится повышенная заболеваемость и ряд физиологических изменений организма. Факторы, влияющие на здоровье человека в данном случае, снижают среднюю продолжительность жизни.

Если сравнивать атмосферное загрязнение, то оно в десятки раз опаснее загрязнения воды или грунта, поскольку через легкие токсины напрямую попадают в кровь.

Основными загрязнителями почвы служат утечки химических отходов, неправильно захороненных или неправильно сохраняемых, оседание на почву вредных веществ с атмосферы, а также обильное применение химикатов в сельском хозяйстве.

По России, почва загрязнена пестицидами практически на 8 %. В данный момент, наиболее вероятно, что почти все водные объекты поддаются антропогенному загрязнению.

Факторы влияния на здоровье человека в химическом плане настолько разнообразны, что справиться с ними всеми невозможно. Поскольку масштабы производства с каждым днем растут в геометрической последовательности, а для восстановления ресурсов природы требуются целые десятки, а то и сотни лет.

Основные физические факторы, негативно сказывающиеся на человеке, это – шум, электромагнитные излучения, вибрации, электрический ток.

Разберем каждый из видов негативного влияния отдельно.

Шум – комплекс звучаний и звуков, которые могут вызвать нарушения или неприятные ощущения в организме, а в некоторых случаях даже разрушение органов слуха. Так шум в 35 дБ может вызвать бессонницу, шум в 60 дБ может раздражать нервную систему, шум в 90 дБ вызывает ослабевание слуха, угнетенность состояния, или, напротив, приводит к возбуждению нервной системы. Шум больше чем 110 дБ может приводить к шумовому опьянению, которое выражается, как и алкогольное опьянение, а также к возбуждению и неврастении. Основные источники шума — это транспорт, как автомобильный, так и железнодорожный, и авиационный, а также предприятия.

Вибрация – это колебательные процессы, которые могут иметь широкий диапазон частот, получаемых в результате действия, какого-либо механизма, передаваемого колебательную энергию. Это может быть как транспорт, так и предприятия.

Электромагнитное излучение, как правило, передают радио или телевизионные станции, радиолокационные установки, разного рода промышленные приборы. Постоянное воздействие электромагнитного поля или радиоволн могут привести к изменениям в нервной или эндокринной системе.

Как правило, обусловлен предшествующим влиянием на предыдущие поколения населения токсических или загрязняющих веществ, которые в итоге могут вылиться в наследственные заболевания потомков, и как следствие — низкая продолжительность жизни определенных частей населения. Также следующие поколения могут быть предрасположены к определенным заболеваниям.

Во многом все зависит от развитости инфраструктуры здравоохранения в определенной стране. Поскольку от этого напрямую зависит состояние здоровья населения и продолжительность его жизни. Факторы, определяющие здоровье человека, в данном случае существенны. Берется во внимание общая осведомленность населения, финансирование структур медицины, развитие инновационных технологий и методов лечения, а также своевременная диагностика, которая может быть успешной только при наличии дорогостоящего оборудования для проведения манипуляций.

Старайтесь правильно питаться, вести здоровый образ жизни и не нервничать. От этого, ваша продолжительность жизни возрастет на много лет. Будьте здоровы!

elhow.ru

Факторы, влияющие на самооценку дошкольников

Уровни самооценки. Влияние окружающей среды на самооценку и особенности её формирования у детей дошкольного возраста. Продуктивные методы формирования адекватной самооценки, диагностические методики и игры. Рекомендации для родителей дошкольников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Самооценка детей дошкольного возраста

1.1 Уровни самооценки

1.2 Влияние окружающей среды на самооценку детей дошкольного возраста

2. Изучение особенностей формирования самооценки дошкольников

2.1 Изучение факторов влияющих на самооценку детей дошкольного возраста

2.2 Продуктивные методы на формирование адекватной самооценки

Список использованных источников

Воспитание подрастающего поколения в обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемого в государственных воспитательных учреждениях, семьи и общественности. Основа этого единства — полное совпадение интересов государства и семьи в воспитании нового поколения, заключающихся в формировании всесторонне и гармонично развитых, полезных обществу, преданных Родине граждан. Родители должны понять мысль А.С. Макаренко о том, что «воспитание детей — самая важная область нашей жизни… Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребёнка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом. Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и средства их осуществления.

Ребёнок начинает отдавать себе всё более ясный отчёт в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольников развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребёнок осознаёт только сам факт того, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть как взрослый, ребёнок в раннем возрасте не учитывает своих возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в период кризиса трёх лет.

Нет ещё достаточно обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чём они заключаются. На пороге школы у ребёнка возникает новый уровень самосознания. Он характеризуется оформлением у ребёнка его «внутренней позиции» — довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребёнка становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности, волевых качеств личности, у которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность, целеустремлённость.

Способность к самосознанию у ребёнка старшего дошкольного возраста, в отличие от детей более раннего возраста, выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прежних, так и будущих деяний. Ребёнок воспринимает и оценивает то, что с ним было в прошлом, пытается размышлять о том, что случится в будущем. Об этом свидетельствуют детские вопросы, такие как: «Каким я был, когда я был маленьким?», «Каким я буду, когда вырасту?». Размышляя о будущем, дети дошкольного возраста стремятся стать людьми, наделёнными определёнными ценными качествами: сильный, добрый, смелый, умный и т.п.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребёнок не ждёт такой оценки, а активно сам добивается её, стремится получить похвалу, очень старается её заслужить. Также, в дошкольном возрасте дети дают собственным качествам положительную или отрицательную самооценку.

Самооценка имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других или же с идеалом. В результате выносится суждение о том, что у субъекта лучше или хуже, чем у других или у идеала. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация своих особенностей, достигнутых результатов или имеющихся возможностей. Поэтому самооценка несводима к самопознанию. Последнее — необходимая предпосылка самооценки, но не более. В самооценке проявляется отношение к себе как к личности, уважение себя или недовольство собой, т.е. мнение о себе как о личности. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие.

Самооценка выполняет ряд функций:

1. Сравнительное познание себя (чего я стою, в том числе для общества);

2. Прогностическую (что я могу);

3. Регулятивную (что я должен делать, как себя вести, чтобы не потерять к себе самоуважение, иметь душевный комфорт).

Следовательно, самооценка объединяет как представления об уже достигнутом, так и «проект будущего» (чего я смогу достичь при моих способностях, личностных качествах).

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Вообще самооценка играет большую роль в жизни каждого человека, особенно это важно, когда характер только — только воспитывается, то есть — у детей, потому что они интенсивно развиваются каждый день и приобретают новые личностные качества.

Влияние самооценки происходит не только на отношение человека к жизни, но и на его сферу интересов и будущие перспективы, а также на отношение к нему окружающих. Проявляясь в манере поведения, разговоре, самооценка часто затмевает реальные достоинства и недостатки человека.

Самооценка человека — это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Человек, чья самооценка высока, создаёт вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нём существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Ощущения самоценности может сформироваться только в атмосфере такой семьи (страны, общества, рабочего коллектива, школы), где принимаются любые индивидуальные различия, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого это неотъемлемая часть взаимоотношений.

Воспитание самооценки в ребёнке одна из самых важных задач для успешного развития его будущей жизни.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, то его представления о чём-либо, в том числе и о себе, окажутся искаженными.

Психологи проследили развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Цель: изучение фактов влияния на самооценку детей дошкольного возраста.

Объект: уровень развития самооценки.

Предмет: факты, влияющие на формирование адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

Гипотеза: если создать ребёнку благоприятную атмосферу в саду и дома, тщательно подобрать методы воспитания и использовать предложенные мною тренинги, упражнения и игры на поднятие уровня самооценки детей, то мы придём к формированию у детей нормального уровня самооценки.

самооценка дошкольник методика

1. Самооценка детей дошкольного возраста

1.1 Уровни самооценки.

К оптимальной относятся самооценки «высокого уровня» и .2выше среднего уровня» (человек заслужено ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). [2]

В случае неоптимальной самооценки может быть она может быть чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идёт на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстаёт как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. [3]

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что всё это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжёлое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел, то есть увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. [4]

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей и ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. [1]

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, нарушают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. [4]

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из — за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и ещё более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчёркивать недостатки других. И, хотя это делается из лучших побуждений, всё же это становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий. [2]

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить её, т.е. вплотную заняться самоуправлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, её способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности — это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. [5]

1.2 Влияние окружающей среды на самооценку детей дошкольного возраста

Позже, примерно с двух лет, самооценка начинает дифференцироваться: «Когда я голодный — я злой, а сытый — добрый!» или «Да, я медленно бегаю, зато здорово рисую и умею мыть посуду!» Здесь силу набирает стиль воспитания, принятый в семье. Поощрения в виде подарков или слов ободрения, поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работают на формирование позитивной оценки себя, а наказания и игнорирование — на попытку найти поощряемый вариант и негативную оценку себя в настоящем. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения (ребёнок получает только похвалы или только наказания, что бы ни сделал), то эта неадекватность переходит в неадекватную самооценку. [7]

Помимо действий важны и слова. То, что говорят родители, проецируя свои ожидания или надежды на ребёнка, также сохраняется в детской памяти. Слова взрослых могут стать «путеводителем по жизни» в одном случае или «вредными советами», где всё нужно делать строго наоборот, в другом: «Ты такой славный, такой же неудачник как и я»; «Ты обязательно станешь зубным врачом, воплотишь мою мечту, ведь самому мне не удалось»; «Главное, рассчитывать только на себя и никогда не расслабляться, тогда добьёшься всего, чего захочешь!»… На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики. [6]

Но не все педагогические ухищрения заканчиваются ожидаемо. И у родителей, и у детей есть природой данные характеристики, которые нельзя изменить. У некоторых людей изначально несколько занижена самооценка, и это их естественное состояние (П. Волков описывает людей, как «всегда живущих в норках», хотя изредка они выбираются во дворец). У других обладателей сильной нервной системы и избыточной активности самооценка, наоборот, завышена, а критика не оказывает на них никакого действия.

Часто бывает, что эти черты «передаются по наследству», тогда, сколько родители не бьются, вырастает кто-то удивительно на них похожий. А бывает, что у сильных, энергичных родителей рождается нежный, чувствительный ребёнок, который совсем не похож на них: ждут, что он будет кричать, драться, непрерывно что-то делать, а ребёнок читает себе в углу книжку и читает. Или, наоборот, у астеничных, хрупких родителей дитя оказывается крупным, громким и активным, подавляет их каждым своим шагом. Важно учитывать и сходства, и различия «отцов и детей», что-то станет понятнее, с чем-то придётся смириться, но многие конфликты удастся предотвратить. [9]

Часто родители придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы у ребёнка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребёнке ему присущие черты.

Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение. Нельзя всё то, что делает ребёнок, безоговорочно хвалить, но и ругать за всё подряд — тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребёнок начнёт избегать общения с родителями. И, критикуя ребёнка (если есть в этом необходимость), нужно найти за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно выразить искреннюю надежду, что ребёнок понял критику и быстро всё исправит.

Особенно аккуратно нужно вести себя с детьми, если их двое и больше. Есть родители, которые откровенно сравнивают детей, ставят одного другим в пример. Конечно, это отражается на самооценке детей, вызывает у них чувство зависти, сомнение в родительской любви и откровенную неприязнь к тому, кого постоянно превозносят.

Фактически, самооценка — это разница между собой реальным и собой идеальным, а дети, особенно подростки, любят создавать себе идеалы. Порой они хотят быть похожими на героев книг или нашумевших фильмов, но проблемы в том, что это недостижимо. В результате разрыв между идеалом и подростком настолько велик, что самооценка падает чуть ли не до нуля.

Самое обидное, что это касается, в большей степени, самых умных, интеллигентных, знающих и любознательных подростков. Именно они больше всего и чаще всего недовольны собой и имеют низкую самооценку. У легкомысленных подростков, которые живут сегодняшним днём, не думают о будущем и не забивают себе головы идеалами, как раз с самооценкой всё в порядке.

Принято считать, что высокая самооценка — это всегда хорошо, а низкая — плохо. Но говорят также, что наши недостатки — продолжение наших достоинств. Оптимизм, уверенность, активность и инициативность человека с высокой самооценкой могут обернуться низкой самокритичностью, агрессивностью, высокомерием. А пессимизм и неуверенность в своих силах низко оценивающего себя человека нередко способствуют большей реалистичности в постановке задач, вниманию к ошибкам, чуткости в отношении других людей. Сложно с неуверенностью утверждать, что какой-то из видов самоощущения лучше. Нужно всегда уточнять, в какой ситуации и, исходя из каких ценностей? [10]

Самооценку с раннего детства формирует воспитание. Низкая самооценка не даёт способностям ребёнка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным, т.е. ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт расставлять всё на свои места. [17]

Конечно, нужно приветствовать стремление ребёнка к идеалу, иначе он вырастет самодовольной и не слишком образованной личностью. Но, в первую очередь, нужно суметь объяснить ему, что к идеальному приблизиться можно только постепенно, путём кропотливого труда. Объяснить ребёнку, что, если идеалы кажутся недостижимыми, если не можешь изменить себя реального, то нужно уметь менять представления о себе — идеальном. И, самое главное, нужно полюбить себя таким, какой ты есть на самом деле. [14]

Воспитание самооценки в ребёнке одна из самых важных задач для его будущей жизни. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Существуют три стиля семейного воспитания:

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребёнка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается своё мнение ребёнку. Стиль «подавления».

При попустическом стиле ребёнок предоставляется сам себе. [8]

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, его представление о себе кажутся искажёнными. [7]

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. [13]

Адекватное представление — здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нём. Редко дарятся подарки за поступки. [11] В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. [7]

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей — поддержание престижа, послушание и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?” , “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует — школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”. [15] Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. [5]

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. [8]

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. [12]

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. [11]

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. [15]

Второй вариант — демонстративность — особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых — обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — недостаток похвалы.

Третий вариант — “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.[11]

2. Изучение особенностей формирования самооценки дошкольников

2.1 Изучение факторов, влияющих на самооценку детей дошкольного возраста

Для того, чтобы получше узнать детей, я провела с ними методику «Дом — Дерево — Человек». Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тестирование на основе рисунка предназначено как для взрослых, так и для детей. Возможно групповое обследование и тестирование.

Суть методики теста по рисунку заключается в следующем:

— обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека.

— проводится опрос по разработанному плану.

Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. (Приложение А)

После проведения этой методики и наблюдения за детьми, я узнала их психологические особенности. Затем я провела диагностику под названием «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. (Приложение Б).

Также для подтверждения результатов я провела ещё одну диагностику — «Смешные человечки». Цель этой методики — выяснить уровень самооценки ребёнка. По итогам двух методик получились следующие результаты:

20% — завышенная самооценка

30% — средняя самооценка

50% — низкая самооценка

Проведя и проанализировав все методики и наблюдения, я пришла к такому выводу, что особо важную, главную роль в формировании адекватной самооценки детей, занимают родители. Также, для того чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

* Принимать активное участие в жизни семьи;

* Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

* Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

* Не оказывать на ребёнка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

* Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

* Уважать право ребёнка на его собственное мнение;

* Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

* С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Помимо семейных отношений на самооценку ребёнка влияет и детский сад. Отношение воспитателя к ребёнку, которое, конечно, и формирует отношение детей в группе к этому ребёнку, так как воспитатель является примером и имеет авторитет.

Ещё в детских садах, школах и других образовательных учреждениях Казахстана вот уже несколько лет успешно реализуется образовательная программа «Самопознание». Проводятся занятия, на которых дети лучше узнают себя, других людей и окружающий мир через постижение общественных ценностей. И эти занятия для детей не проходят даром. Занятия по «Самопознанию» очень благотворно сказывается на формировании адекватной самооценки детей.

2.2 Продуктивные методы, влияющие на формирование адекватной самооценки

Цель этой беседы заключалась в том, чтобы объяснить родителям, что такое адекватная самооценка и научить их созданию благоприятных условий дома для успешного развития этой самооценки у ребёнка.

После беседы я раздала всем родителям памятки «10 важных правил для родителей», в которых написаны полезные советы по теме нашей беседы. (Приложение В)

После проведённой беседы с родителями я начала работать с детьми. Мною были разработаны коррекционные работы для детей с низким уровнем самооценки и отдельно коррекционные работы для детей с завышенным уровнем самооценки. С детьми, у которых низкая и средняя самооценка мы начали играть в игры.

Игра «Сделай комплимент соседу». Цель этой игры повысить уровень самооценки ребёнка. Это будет происходить за счёт того, что ребёнок, слыша приятные о себе вещи, которые ему говорят, и сам будет верить в это, постепенно забывая про свои недостатки.

Игра «Похвали себя». Цель этой игры заключается в том, что ребёнок хвалит себя и понимает какой он хороший, какие у него достоинства, самостоятельно поднимая себе самооценку.

Игра «Как поступить?». Цель игры — поднять самооценку ребёнка, научить его не падать духом, не расстраиваться по пустякам, верить в лучшее и радоваться хорошим моментам. (Приложение Г). Играя с детьми с заниженной самооценкой в подвижные и речевые игры, я старалась их задействовать, давая им главные роли в том или ином сюжете игры.

Следующим этапом работы по становлению у детей положительной самооценки было проведение тренинга под названием «Я молодец!».

Это были индивидуальные работы, в ходе которых ребёнку давались посильные задания. После их выполнения ребёнок получал карточку со словами «Ты молодец!», «Ты умница!», «Отлично справился!» и т.д., от своего любимого героя из сказки или из мультика.

С детьми с завышенной самооценкой я так же проводила занятия в виде игр и индивидуальных тренингов, но уже отличные от тех, что были приготовлены для детей с заниженной самооценкой.

Начали мы с игры под названием «Зеркало». Цель этой игры — научить детей разглядеть особенности других людей, их индивидуальность и неповторимость.

Игра «Сделай комплимент соседу». В этом случае главной целью игры является найти настоящие положительные качества своего соседа.

Игра «Как поступить?». Цель этой игры научить ребёнка солидарности, сопереживанию товарища, друга, который нуждается в помощи или поддержке.

После всей проделанной работы, я повторно провела диагностики «Лесенка» и «Смешные человечки», чтобы проверить окончательные результаты. В итоге, как и ожидалось, результаты стали намного лучше, дети с заниженной самооценкой стали увереннее в себе, а дети с завышенной самооценкой стали видеть хорошие качества не только в себе, но и в окружающих:

50% — средняя самооценка

50% — высокая самооценка.

Нам удалось провести наблюдение за уровнем развития самооценки и понять, каким образом она меняется, в зависимости от поставленных условий.

Все факторы, влияющие на самооценку детей, были подробно нами изучены.

Выдвинутая гипотеза была успешно подтверждена. Создав благоприятные условия в саду и дома, мы в сотрудничестве с родителями смогли поднять и привести в норму уровень самооценки у детей, которые оценивали себя менее положительно. Всё получилось, благодаря беседе с родителями, проведению игр, тренинга и индивидуальным работам с детьми.

Если бы мы работали с детьми над формированием адекватной самооценки только в садике, не привлекая к этому родителей, то у нас явно не получилось бы создать все благоприятные условия для детей, не получилось бы полноценное формирование самооценки. Родители играют главную роль в становлении самооценки у своих детей, они должны уделять им время тогда, когда ребёнок их об этом просит. Поскольку ребёнок нуждается в моральной поддержке, в первую очередь, со стороны родителей, совершенно бесполезным было бы проведение работы без их присутствия и участия как такового.

Также и воспитатель в саду играет немаловажную роль. Потому что большую часть дня ребёнок проводит в детском саду. И поэтому именно воспитатель должен контролировать адекватность самооценки детей. Он должен следить, чтобы все условия были в норме, ведь улучшить самооценку ребёнка очень просто, воспитателю достаточно всего лишь уделить немного времени каждому ребёнку.

Благодаря проделанной мною работе, родители и дети стали ближе друг к другу, стали больше общаться, интересоваться жизнью друг друга.

Дети же стали любить себя, уважать других детей и прислушиваться к их мнению, а также дети стали добрее и справедливее по отношению друг к другу.

Тест «Дом — Дерево — Человек»

Методика состоит из двух этапов: на первом — ребенок создает рисунки, на втором — проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им. Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше». Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.

Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

Это твой дом? (Если нет, то чей он?)

Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?

Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?

Если бы этот дом был твоим: какую комнату ты бы себе выбрал? С кем бы ты хотел жить в этом доме?

Этот дом находится где-то далеко или близко?

О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?

О чем он тебе напоминает?

Этот дом приветливый, дружелюбный?

Он похож на другие дома или отличается чем-то?

Какая погода на этом рисунке?

Чего не хватает в этом доме?

Куда ведет дорожка от дома?

Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?

Где в действительности находится это дерево?

Каков приблизительный возраст этого дерева?

Это дерево живое?

Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

Отчего погибло дерево (если мертвое)?

Это дерево одинокое или рядом есть другие?

Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?

Есть ли на рисунке ветер?

Покажи, в какую сторону дует ветер?

О чем заставляет тебя думать это дерево?

О чем оно тебе напоминает?

Это дерево здоровое?

Это дерево сильное?

Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?

Кого тебе напоминает это дерево? Почему?

В чем больше всего нуждается это дерево?

Сколько ему (ей) лет?

Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?

О ком ты думал, когда рисовал?

Что он делает? Где находится?

О чем он думает?

Что он чувствует?

Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?

Кого тебе напоминает этот человек?

Этот человек здоров?

Почему ты так думаешь?

Этот человек счастлив?

Почему тебе так кажется?

Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

Какая погода на рисунке?

Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что ребенок в целом склонен к замкнутости или выражает свое несогласие с традиционными ценностями.

Если использование малого количества деталей сопровождается низким качеством рисунка с точки зрения пропорций и пространства, можно предположить, что у ребенка слабый контакт с реальностью, снижены интеллектуальные способности.

Чрезмерное количество деталей — признак того, что ребенок испытывает сильное чувство тревоги, что-то в его окружении заставляет его сильно беспокоиться и он пытается заглушить это чувство.

Ветхий, старый дом, неустойчивая постройка — критичное отношение к самому себе. Дом состоит из нескольких разных строений — чувство враждебности к кому-то их близких ему людей.

Крыша, обозначенная горизонтальной линией, соединяющей стены, — заторможенность мышления, отсутствие эмоций, острых переживаний. Высокая, крупная крыша — ребенок склонен к фантазиям, даже зациклен на них.

Труба символизирует теплоту отношений, ее отсутствие — недостаток тепла, заботы, опеки или наличие конфликта во взаимоотношениях с близким человеком. Непропорционально большая труба в рисунке подростка — сексуальный конфликт. Из трубы выходит много дыма — ребенка что-то тревожит, внутреннее напряжение.

Дверь — возможность доступа или отступления. Фронтальная дверь — представляет собой и вход, и выход, символизирует доступность. Задняя или боковая дверь — бегство от действительности. Дверь отсутствует — ребенок недоступен, замкнут, не желает контактировать с другими. Открытая дверь — потребность ребенка в теплых, близких взаимоотношениях, его открытость, прямодушие, общительность. Очень большая дверь — ребенок тяжело переносит одиночество, требует внимания, любит быть в центре внимания. Слишком маленькая дверь — крайняя замкнутость, отрицание любых контактов, нежелание подпускать к себе окружающих. На дверях замок — скрытность, враждебность, потребность в защите. Забор возле дома — необходимость в защите.

Окно — образ визуального контакта. Окна без рам, отсутствие окон, нет окон на первом этаже, ставни, штриховка, занавески, шторки — замкнутость, ушедший в себя ребенок. Окна нарисованы высоко от земли — некоторый отрыв ребенка от жизненных реалий и предпочтение воображаемых миров. Окна рисует в последнюю очередь — стремление к уединению, нежелание контактировать с окружающими. Раскрытые окна — прямолинейность, чувство уверенности, некоторое самолюбие.

Ветер символизирует чувства подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются контролю. Направление ветра умеренной силы слева направо по горизонтали считается общепринятым и не интерпретируется. Если ветер сильный, а направление отличается от обычного, то это имеет особое значение. Ветер, который дует снизу вверх (вертикально или по диагонали) — сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазий. Ветер, дующий по диагонали, от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значение (при этом направление трактуется с точки зрения времени: левый угол это прошлое, правый — будущее).

Заходящее солнце — депрессивное состояние, подавленность. Солнце, нарисованное за облаком, — между ребенком и тем человеком, которого он считает «дающим тепло», имеют место тревожные, напряженные, не приносящие удовлетворения отношения.

Глаза, нос, рот, уши представляют собой рецепторы воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (выслушивание обвинений, критики), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека имеющего только глаза, — подозрительность, излишняя осторожность. Отсутствие носа, ушей и рта — указывает на отсутствие желания общаться.

Другие особенности рисунка.

Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, — не является уместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности (линия земли являет элементом, укрепляющим реальность рисунка). Линия основания дает необходимую точку отсчета; обеспечивает стабильность рисунка в целом.

К неуместным деталям можно отнести облака в небе (для любого из трех рисунков), которые могут указывать на общее чувство тревожности, связанное с взаимоотношениями с окружающими.

Акцентирование ребенка на той или иной детали обязательно учитывается при интерпретации. Акцентирование может выражаться в чрезмерном внимании к деталям, (например, окно расчерчивается на множество клеток, и становится похожим на сетку), в навязчивом возвращении к детали после ее завершения. Такое подкрепление может означать смутную тревогу.

Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: сначала ствол, затем ветви и крона и/или листва или сначала макушка дерева, затем ветви, ствол и основание ствола. Ветви дерева символизируют сферу контактов и взаимоотношений ребенка с окружающим миром, и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует его чувства, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.

Человек изображается в следующей последовательности: сначала голова, затем лицо, потом шея, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д. Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: 1) о тенденции отвергать воспринимаемые внешние стимулы; 2) о желании оттянуть, на сколько возможно идентификацию нарисованного человека.

Любое отклонение от нормальной последовательности, включая:

— необычный порядок изображения;

— произвольный возврат к чему-то ранее нарисованному;

— подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся), следует расценивать как требующие особого внимания.

Следует обратить внимание на согласованность рисунков. Все три рисунка должны быть выполнены в примерно одинаковой манере, с одинаковой силой нажима, одинаковой прорисованностью деталей и их количеством.

Рисунок занимает очень маленькую площадь пространства — проявление чувства неполноценности, склонность избегать реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение. Рисунок занимает почти все отведенное место, или даже не умещается на странице — проявление чувства сильной фрустрации, вызванной отношением окружающих в сочетании с чувством враждебности: проявление напряженности и раздражительности или отражение чувства беспомощности (если ступни или части ног человека «срезаны» нижним краем листа).

Если дерево имеет большие размеры — ребенок остро ощущает свою зависимость от окружающей реальности, проявляет агрессивность или склонность к ней. Дерево крошечных размеров — чувство неполноценности, неадекватности и потребность замкнуться в себе.

revolution.allbest.ru