Что делать если ребенок не хочет спать

Что делать, если ребенок отказывается спать днем

Увы, далеко не все дети засыпают к обеду мертвым сном. И все бы ничего, но родители таких малышей наблюдают в их поведении некоторые изменения. Например, к вечеру ребенок может стать очень капризным и раздражительным, либо из-за перевозбуждения они никак не может уснуть ночью. Еще одним очевидным минусом становится перекраивание распорядка дня взрослых: если ребенок отказывается спать днем, значит, у мамы и папы тоже исчезает свободное окошко для своих дел. Добавьте к этому волну психологических установок из серии «спит – значит, растет», и в итоге получается проблема, которую действительно нужно как-то решать.

Дневной сон – это физиологическая потребность ребенка дошкольного возраста. С помощью такого отдыха нервная система ребенка способна справиться с обилием впечатлений и эмоций, накопившихся к этому времени. Обычно дети в годовалом возрасте отдыхают днем не менее 2 раз. Затем с возрастом ребенок плавно переходит в график с одним продолжительным дневным сном, и к 6-7 годам потребность в таком отдыхе исчезает.

Однако иногда уже в более раннем возрасте дети отказываются засыпать днем. Если это происходит в возрасте 4-6 лет, то тут, придется смириться с особенностями темперамента и развития нервной системы ребенка. Однако если спать отказывается трехлетний малыш, то родителям стоит постараться и перебороть эту привычку. Нервная система в этом возрасте еще находится в стадии развития, поэтому ребенку 3-4 лет чрезвычайно необходимо отдохнуть 1,5-2 часа.

Вместо дневного сна – тихий час

Для начала отследите, возникают ли какие-то реальные проблемы с поведением ребенка из-за отсутствия дневного сна. Если это не доставляет ему никаких не удобств, и вечером все обходится без капризов, то насильственно настаивать на сне бессмысленно. Просто организуйте для малыша «тихий час», когда он может просто полежать в тишине, восстанавливаясь и отдыхая эмоционально. Почитайте ему книги, поиграйте в спокойные игры, либо просто оставьте ребенка наедине с собой.

Связь сна дневного и ночного

Принято считать, что если ребенок не поспит днем, то ночью он либо спит меньше, либо вовсе не уснет. Из той же серии утверждение, что ребенок после активно проведенного дня быстрее и крепче уснет ночью. Итак, момент истины: и первое, и второе предположение не отображают действительности. Дело в том, что слишком уставший, равно как и слишком возбужденный ребенок из-за перегруженной нервной системы, будет засыпать с большими усилиями. Именно по этой причине родителям советуют обходиться перед сном без шумных игр и киносеансов, замещая их вечерней ванной и чтением сказок. Еще один сценарий, с которым приходится сталкиваться с родителями: ребенок хоть и отказывается от сна днем, зато к 6 часам вечера готов заснуть буквально на любой горизонтальной поверхности. Проспав час-другой, просыпается свежим и вновь бодрствует, и засыпает лишь поздно ночью. Считается, что такой график хоть и доставляет некоторое неудобство родителям, но не представляет особой угрозы для ребенка. Чаще всего, в течение нескольких месяцев такой вечерний сон постепенно переползает по времени и переходит в полноценный ночной.

Заставлять или смирится

Тут можно сказать довольно однозначно: заставлять спать ребенка в возрасте 4-6 лет абсолютно бессмысленно, поскольку сон на этот момент просто не является его физиологической потребностью. Это равносильно попытке заставить не голодного малыша что-то съесть. Еще одной типичной ошибкой в воспитании считается прием: «ты наказан – марш спать», прививающее ребенку лишь сопротивление и негатив с самой идее идти в кровать. Вместо этого лучше оставить его в комнате на некоторое время одного.

Жесткий режим или свободный график?

Конечно, сама идея распорядка дня подразумевает фанатичное следование жесткому графику, однако когда речь заходит о дневном сне, лучше проявить некоторую лояльность. Если вы видите, что ребенок сильно утомился, просто уложите его спать раньше положенного времени. Если же нужно вставать, а малыш все еще крепко спит, разбудите чуть позже. Во всех случаях целесообразно отталкиваться не от цифр и графика, а от реального самочувствия ребенка на настоящий момент времени.

mamo4ki.su

Что делать если ребенок не хочет спать в своей кроватке

Как приучить ребенка спать одного

Малыш, привыкший засыпать с мамой, с большим трудом соглашается изменять своим привычкам.Что же делать если ребенок не хочет спать в своей кроватке? Вам следует свыкнутся с мыслью, что процесс переучивания длительный и требует много терпения.

Для начала подготовьте ребёнка к переезду. Поговорите с ним, о том, как здорово спать в своей кроватке и какие волшебные сны снятся в ней. Подготовьте и саму кроватку, купите красивое постельное бельё, пижаму, разрешайте брать с собой в кровать мягкие игрушки.

Укладывайте ребёнка спать вместе с ней, читайте им сказку, пробуйте объяснить, что пока мама будет заниматься своими делами они полежат вместе и подождут её.

В первые дни не гасите в спальне свет. Уложив ребёнка спать, оставляйте включенным ночник. Его мягкий свет может создать атмосферу спокойствия и умиротворения. Ставьте на ночь колыбельные. Ещё можно приобрести детские ночники-проекторы, с помощью которых можно создать на потолке звёздное небо или эпизод из мультфильма.

Если в период привыкания ребёнок так и не засыпает самостоятельно, не стоит огорчаться и расстраиваться. Для начала важно выработать у ребёнка позитивное отношение к своей кровати, к ритуалу отхода ко сну без мамы. Стоит хвалить его просто за то, что он оставался в кровати один, что не бросил кроватку одну.

Часто малыш привыкший засыпать самостоятельно, по ночам проснувшись, может испугаться и прийти досыпать к маме. Нужно не блокировать это желание, а, наоборот, позволить, т.е. ребёнок должен свободно выбираться из кровати без посторонней помощи.

В спальню к ребёнку можно установить светильник с датчиком движения, чтобы проснувшийся малыш мог включить свет простым движением руки и тем самым снизить свой страх, что в комнате нет ничего опасного.

Таким образом, шаг за шагом ребёнок будет приучаться спать без родителей. Главное делать этот процесс максимально безболезненным для психики.

bebi-blog.ru

Мамочка, уложи меня спать! Что делать если ребенок не хочет спать?

После дневной суматохи стрелки часов медленно движутся к 21.00. Наш малыш, наигравшись, начинает зевать, тереть руками глаза, его активность ослабевает, он становится вялым: все говорит о том, что он хочет спать. А что, если наше чадо не хочет спать, проявляя большую активность даже глубоким вечером? Есть дети, которые боятся ложиться спать потому, что им снятся страшные сны. Что тогда делать родителям? И сколько часов должен спать наш ребенок в разные возрастные промежутки? Попытаемся ответить на эти и другие вопросы.

Что же такое сон? Может быть, это попытка заглянуть в будущее, а может — таинственное послание свыше или пугающие страхи? А может, это и вовсе фантазии и надежды, скрытые в нашем подсознании? Или лучше просто сказать, что сон — это физиологическая потребность человека в отдыхе? Загадка сна волновала людей всегда. Казалось очень странным то, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, ложился и словно «умирал» до восхода солнца. В это время он ничего не видел, не чувствовал опасности и не способен был защищать себя. Поэтому в древности так и считали, что сон — подобие смерти: каждый вечер человек умирает и каждое утро рождается вновь. Недаром саму смерть называют вечным сном.

Не так давно ученые считали, что сон — это полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать затраченные во время бодрствования силы. Так, в «Толковом словаре» В. Даля сон определяется как «отдых тела в забытьи чувств». Современные открытия ученых доказали обратное. Оказывается, в течение ночи организм спящего вовсе не отдыхает, а «выбрасывает» из памяти ненужный мусор случайных впечатлений, очищается от шлаков, накапливает энергию для следующего дня. Во время сна мышцы то напрягаются, то расслабляются, пульс меняет свою частоту, температура и давление «скачут». Именно в период сна органы тела неустанно трудятся, иначе днем все будет валиться из рук и путаться в голове. Вот почему не жалко тратить на сон треть жизни.

Сон необходим для восстановления тканей тела и регенерации клеток как взрослым, так и детям. Новорожденный ребенок, только что проснувшийся от девятимесячной спячки в теплой, немного тесноватой маминой утробе, начинает учиться спать и бодрствовать. При этом некоторые младенцы путают день с ночью. Любящие мамочка и папочка могут помочь малышу выработать правильный физиологический распорядок дня и ночи. Днем новорожденный малыш может спать при свете. Родителям не следует уделять особое значение устранению всех шумов и звуков. Ведь день наполнен разными звуками и энергией. Ночью наоборот — ребеночка нужно положить спать в темноте, оставив при необходимости включенный ночник. Ночное место для сна должно быть в тихом, спокойном месте. Желательно всем родственникам разговаривать в это время шепотом. Так, постепенно, новорожденный учится на уровне ощущений отличать день от ночи и тем самым перераспределять часы сна, концентрируя их на темном, ночном времени суток. Детям в зависимости от возраста необходимо разное количество времени на сон (см. Таблица 1).

Таблица 1. Средняя продолжительность сна в различном возрасте.

Сейчас идет немало споров среди педиатров о продолжительности дневного сна у маленьких детей. В первые полтора года жизни детям необходимо немного поспать в первой половине дня и после главного приема пищи. Желательно, чтобы в сумме количество такого сна составляло 4 часа в день в течение первых шести месяцев, а затем постепенно снижалось. Многие педиатры советуют сохранять привычку дневного сна продолжительностью один час до тех пор, пока малыш чувствует в этом потребность.

Таким образом, младенцы могут спать до восемнадцати часов в сутки, дети — от десяти до двенадцати часов, подростки нуждаются в десяти часах ночного отдыха (а довольствуются в среднем шестью). Людям активного возраста нужно семь-девять часов покоя (а спят меньше семи). Пожилым нужно столько же (а они спят всего пять-семь часов из-за того, что их «биологические часы» слишком рано дают команду на пробуждение).

Многочисленные исследования, посвященные сну, доказали, что наиболее благоприятное время для укладывания малыша спать — с 19.00 до 21.30 часов. Желательно не упускать этот момент, иначе можно столкнуться с большими трудностями. Наигравшись за день, малыш физически устает к вечеру. Если ребенок привык ложиться вовремя и родители помогают ему в этом, то он быстро уснет, а утром проснется полный сил и энергии.

Бывает, что физиологически организм малыша настроился на сон, а психологических условий для этого нет. Например, малыш не хочет расставаться с игрушками; или в гости кто-то пришел; или родителям некогда его уложить. В этих случаях ребенок оказывается обманут: если малыш вынужден бодрствовать, в то время когда ему необходимо спать, его организм начинает вырабатывать избыточный адреналин. Адреналин — это гормон, который необходим при столкновении с чрезвычайной ситуацией. У ребенка повышается артериальное давление, удары сердца ускоряются, малыш чувствует себя полным энергии, и сонливость исчезает. В таком состоянии ребенку очень сложно уснуть. Прежде чем он снова успокоится и заснет, пройдет примерно один час. Это время необходимо для сокращения адреналина в крови. Нарушая режим сна малыша, родители рискуют испортить механизмы регулирования, от которых зависит общее состояние малыша на следующий день. Вот почему так необходимо вечером предлагать более спокойные игры, которые постепенно переходят на детскую кроватку, и ребенок без проблем засыпает.

Итак, что же нужно для того, чтобы наш малыш хотел спать и засыпал с удовольствием?

Подготовка ко сну

Установите время укладывания спать: с 19.00 до 21.30 часов, в зависимости от возраста ребенка и семейных условий. Но это не должно быть чисто механическим действием. Желательно создать для малыша такие условия, чтобы он сам учился контролировать, когда он ложится спать. Например, можно сказать ребенку, что наступает вечер. Вечер — факт объективный, который не подлежит обсуждению. Родители могут купить специальный будильник, по которому малыш будет отсчитывать время для спокойных игр и время для засыпания. Например, можно сказать: «Дружок, видишь на часах уже восемь часов: что пора делать?»

Ритуал для засыпания

Это переходный момент от игры к вечерним процедурам. Главная задача этого момента — сделать укладывание спать долгожданным и любимым ритуалом для родителей и детей. Эти моменты очень сплачивают и укрепляют семью. Они запоминаются на всю жизнь. Когда ребенок в определенное время засыпает и спокойно спит, у родителей высвобождается время на то, чтобы побыть наедине друг с другом. Общее время на ритуал 30-40 минут.

— Укладывание игрушек спать.

Каждая семья выбирает содержание ритуала в зависимости от особенностей ребенка и общей семейной культуры или традиций. Например, родители могут обратиться к малышу со следующими словами: «Дорогой,

уже вечер, пора готовиться ко сну. Все игрушки ждут, когда ты им пожелаешь «спокойной ночи». Ты можешь кого-то уложить, кому-то сказать «пока, до завтра». Это начальный этап, он очень полезен, поскольку, укладывая спать игрушки, ребенок сам начинает готовиться ко сну.

Вода очень расслабляет малыша. Вместе с водой уходят все дневные переживания. Пусть некоторое время (10-15 минут) он проведет в теплой ванне. Для большей релаксации добавьте в воду специальные масла (если нет противопоказаний). Ребенок испытывает большое удовольствие от переливания воды из одной емкости в другую. Хорошо, когда в ванной плавают какие-то игрушки. Умывание и чистка зубов также входит в этот этап.

После водных процедур, которые уже оказали расслабляющее действие на малыша, одеваем его в теплую, мягкую пижаму. Такая, казалось бы, простая вещь, как пижама, может оказать очень сильное содействие общему настрою на сон. Пижама должна быть из удобной, комфортной ткани. Желательно, чтобы она была мягкой, приятной, возможно с какими-то детскими рисунками или вышивкой. Главное, пижама должна доставлять удовольствие малышу — тогда он с радостью в нее облачится. Надевая пижаму, можно массировать тело малыша легкими спокойными движениями с каким-нибудь кремом или маслом.

Хочется обратить внимание на то, что легкий массаж и одевание пижамы должны происходить на кровати, в которой ребенок будет спать.

— Укладывание в постель с музыкой.

Когда родители готовят малыша ко сну (а именно — надевают пижаму), можно включить негромкую музыку. Лучше всего для этого момента подойдет классическая музыка, например колыбельные, которые вошли в золотой фонд классики. Музыка со звуками живой природы также будет уместна.

— Рассказывание истории (сказки).

Звучит негромкая музыка, свет приглушен, ребенок лежит в кровати, а родители рассказывают ему какую-то небольшую историю или сказку. Можно придумывать истории самим или рассказывать случаи из жизни самих родителей, бабушек или дедушек. Но ни в коем случае история не должна быть поучительной, например: «Когда я была маленькой, я . » Ее лучше рассказывать от третьего лица. Например: «Жила-была девочка, которая любила сама укладывать игрушки спать. И вот один раз. » Хорошо, когда из таких маленьких историй дети узнают о прошлом бабушек и дедушек. У них появляется любовь к своим близким, возможно уже стареньким. Любят дети и истории про животных. Предлагаем несколько медитативных сказок для детей. Используя наши сказки, родители смогут на их основе придумать свои истории.

Сказки для хорошего сна

«Путешествие на облачке» (для детей 3-4 лет)

«Милый мой! Давай мы с тобой немножко пофантазируем. Закрой глазки. Представь, что мы лежим на пушистом, белом облачке. Оно очень мягкое и нежное. Облачко слегка нас покачивает. На небе много разных ярких звездочек. Они напевают нам свои песенки и освещают голубую прозрачную речку. В речке днем плескались рыбки, а сейчас они устали и плывут к себе в домики, в ракушки — спать.

Над речкой летит красивая голубая птица. Она делает широкие и спокойные взмахи крыльями, смотрит вниз на речку и замечает, что в реке уже царит сонное царство. «Что-то залеталась я» — думает большая птица зевая. «Полечу-ка и я к себе в теплое, уютное гнездышко и тоже буду спать».

Стихает шум ветра, перестает журчать ручеек. На речке нет волн. Вода стала тихой и спокойной. Вместе с речкой уснул и лес. Все его обитатели-зверюшки попрятались в свои норки, потому что им, как и рыбкам, и птичкам, за ночь нужно набраться свежих сил. А эти силы дает только сон. Во время сна можно увидеть прекрасные, добрые сны. Поэтому все-все звери и птицы уже улеглись спать — смотреть нежные сновидения.

Когда засыпают все люди: и большие и маленькие, им тоже снится что-нибудь интересное и волшебное. Во сне раскрываются многие секреты и тайны. И чем быстрее ты заснешь, тем больше интересного увидишь во сне.

Облачко медленно опускает тебя в постельку, желает спокойной ночи и тоже засыпает. Спит наше любимое солнышко. Оно проснется только утром и разбудит тебя своим теплым лучиком. Не спит сейчас только луна. Она рассказывает сказки всем спящим, и им снятся сказочные, интересные сны. Как только ты уснешь, расскажет сказку и тебе. Я сейчас тоже пойду спать, чтобы увидеть сны. Завтра мы расскажем друг другу то, что нам приснилось. Спокойной ночи. Сладких тебе снов, мой малыш».

«Прогулка по лесу» (для детей 5-6 лет)

«Дорогой мой! Представь, как будто на рассвете, пока все еще спят, ты заходишь в пробудившийся ото сна лес. На листьях деревьев, под солнечными лучами, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают капельки прошедшего ночью дождя. Ты вдыхаешь свежий утренний воздух, шелковая трава нежно щекочет ноги, ветви деревьев приветствуют тебя своим тихим шелестом. Птицы поют твои любимые мотивы. На залитой солнцем поляне краснеет земляника. Ты срываешь сочные, сочные, спелые ягоды и ощущаешь во рту их сладость. Из-под куста выглядывает ежик. Он касается своим влажным носом протянутой к нему руки и убегает. Ты улыбаешься и идешь дальше.

Выйдя из леса, ты видишь огромное праздничное озеро. Ложишься на песчаный берег и смотришь в чистое небо. Шум волн действует на тебя успокаивающе. На голубом небе — пушистые облачка, похожие на барашков. Тебе легко и спокойно так лежать. А вот пролетает стая птиц. Наблюдая за их полетом, ты мечтаешь хотя бы на мгновенье оказаться на их месте и ощутить воздушную свободу. И твоя мечта осуществляется.

Медленно и плавно ты отрываешься от земли, поднимаешься над озером и летишь, словно птица, переставая ощущать свое тело. Оно такое же легкое, как облака, которыми ты только что любовался. Движенья твои легки и свободны. Ты паришь над землей и наблюдаешь необычайную красоту, которую невозможно увидеть с земли. Сквозь кристально чистую гладь озера виден волнистый песок с гладкими камешками и ракушками. Из-под них высовывается маленький рачок, держа что-то в клешне. Он торопится на свое первое свидание. Ты спускаешься ниже и крыльями почти касаешься воды и видишь у рачка в клешне букет из водорослей, который он приготовил своей любимой. А вот и она появляется. На дне озера идет своя привычная жизнь. Ты улыбаешься и чувствуешь, как внутри тебя нарастает что-то большое и сильное. Это необъяснимое чувство делает тебя богаче, начинают открываться новые ощущения, от которых становится легко и хорошо.

Все, что тревожило тебя раньше, все страхи и неприятности, уходят, уступая место теплу и доброте этого солнечного утра. Ты опускаешься на волну, и она покачивает тебя, будто бумажный кораблик. Облака, птицы, солнечные лучи — все улыбаются вокруг, даря эти улыбки тебе. Ты плывешь к берегу, поднимаешь со дна камешек на память о том мире, в котором сейчас находишься. Это мир тепла, доброты и любви. Возьми его с собой и вместе с этим камешком с тобой всегда будет то, что ты увидел и прочувствовал».

«Гномик» (для детей 5-6 лет)

«Медленно уходит свет. На темном небе зажигаются звезды. Их много-много. Но только одна так ярко и нежно светит тебе. Ведь у каждого человека есть своя звезда. Она есть и у тебя. На ней живет маленький гномик. Это твой гномик. У него добрые глаза и нежные маленькие ручки, белая бородка, а на голове колпачок. Синий, розовый, желтый. Сколько звезд на небе, столько и цветов. На конце колпачка — крохотный серебряный колокольчик. Кофточка подпоясана ремешком, и пряжка переливается таинственным лунным светом. А на ногах — башмачки с золотыми бантами.

Ты ложишься спать. Голова касается подушки, и твоя звезда протягивает к тебе свои лучики. Это звездная лесенка, по которой к тебе спешит твой гномик. Слышишь? Топ-топ-топ. Это гномик спешит к тебе по звездной лесенке. И его башмачки несут тебе сон, превращая твою подушку в белое мягкое облачко. Оно нежно качает тебя на лучах твоей звезды. Маленькие ручки гномика нежно гладят твою головку, глазки, веки. Он любит тебя, всю ночь тихо шепчет тебе на ушко добрые сказки. Тихо-тихо. Только тебе. Ведь это — твой гномик. Он рассказывает, как днем твоя звездочка купается в золотых лучах доброго солнца. Какие волшебные цветы растут в его звездном саду, сколько солнечных зайчиков пробегают по их лепесткам. Какие сказочные песни поют его друзья — птицы. С какой любовью и заботой он смотрит за тобой весь день! И как терпеливо ждет наступления вечера, чтобы спуститься к тебе со звезды, услышать твое дыхание, ощутить теплоту твоей кожи. И говорить, говорить, говорить с тобой. А утром, когда звездочка спрячется в волшебных нитях солнца, только тихий звон серебряного колокольчика будет тебе говорить: «Я здесь, я жду тебя, я храню тебя, я люблю тебя»».

Важно рассказывать сказку спокойным, негромким голосом.

Хочется отметить то, что предложенный ритуал для засыпания является ориентировочным. Каждая семья может продумать свой ритуал, в зависимости от особенностей ребенка и общих традиций семьи. Но каким бы ни был ритуал, главное, чтобы он совершался регулярно. Уделяя каждый день, примерно, 30-40 минут ритуалу для засыпания, родители в скором времени заметят, что дети все меньше и меньше сопротивляются этому. Даже наоборот, малыш с нетерпением будет ждать этого момента, когда все внимание будет посвящено ему.

Несколько добрых рекомендаций:

— Заключительная фаза ритуала, а именно рассказывание истории, должна проходить в комнате, где спит ребенок.

— Дети очень любят спать с каким-нибудь мягким дружком (игрушкой). Выберите с ним в магазине ту игрушку, с которой он с удовольствием уснет.

— Музыкальные терапевты вычислили, что звуки, вызванные дождем, шелестом листьев или хлопаньем волн

(которые называются «белыми звуками») вызывают у человека максимальное расслабление. Сегодня в продаже можно найти кассеты и компакт-диски с музыкой и «белыми звуками», предназначенными для засыпания.

— Ритуалы укладывания спать должны прекращаться раньше, чем малыш уснет, иначе они создадут зависимость, от которой будет трудно избавиться.

— Следует варьировать ритуалы укладывания спать, чтобы у ребенка не было привычки к кому-то одному или к чему-то одному. Например, один день папа укладывает, другой день — мама; один день малыш спит с плюшевым мишкой, другой — с зайчиком, и т. д.

— Несколько раз после того, как ребенок был уложен в постель, родители могуг вернуться, чтобы приласкать малыша без его просьбы. Так малыш убедится в том, что родители не исчезнут в то время, когда он спит.

www.adalin.mospsy.ru

Зачем ребенку дневной сон, всем ли деткам он нужен, и что делать, если ребенок не спит днем?

  1. Главная /
  2. Домашний очаг, дети /
  3. Детский мир /
  4. Зачем ребенку дневной сон, всем ли деткам он нужен, и что делать, если ребенок не спит днем?

Дневной сон ребенка просто необходим для нормального, полноценного развития. Это положительно отражается и на физиологии и на психическом состоянии малыша. Но что делать, если ребенок не спит днем? Почему это происходит, как влияет на здоровье и развитие крохи? И вообще, сколько должен спать ребенок и как длительность сна зависит от возраста? Ответы на эти вопросы и предлагаем сегодня обсудить.

Зачем ребенку дневной сон?

Результаты различных наблюдений и исследований педиатров и родителей однозначно указывают на то, что хороший дневной сон ребенка способствует более эффективной и длительной концентрации внимания, благотворно воздействует на психическое состояние малыша. Выспавшийся ребенок спокоен, склонен развлекаться самостоятельно, нуждается в минимуме постороннего внимания. Столь благотворным воздействием отмечается не только лишь дневной сон в младенчестве, но также и дневной сон ребенка после года. Помимо прочего дневной сон ребенка заслуженно считается основным средством профилактики поведенческих и неврологических проблем деток постарше.

Бессмысленно надеяться, что ребенок, не спавший днем, легче заснет вечером или дольше проспит ночью. Скорее произойдет совершенно обратное: перевозбудившийся ребенок долго не может вечером уснуть, а ночью спит беспокойно, что объясняется результатом переутомления нервных клеток.

На самом деле, только в младенческом возрасте можно быть уверенными, что малыш спит столько времени, сколько он хочет. Буквально к 2 годам психика ребенка серьезно усложняется, и длительность и качество сна может сокращаться из-за беспокойства, возбуждения, страхов и других причин. В случае постоянного недосыпания, вне зависимости от его причин, существенно снижается способность ребенка обучению, отрицательно сказывается на работе иммунной системы, а также на поведении – малыш становится раздражительным и капризным.

Все это ставит перед родителями важную задачу – организовать правильно дневной сон ребенка, что позволит обеспечить его нормальное интеллектуальное и физическое развитие, а кроме того, нормальную жизнь всем членам семьи, что немаловажно.

Сколько должен спать ребенок?

Правильный ответ на вопрос «сколько должен спать ребенок» может дать только сам малыш, потому как все это строго индивидуально. Нормальным явлением может являться и длительный сон ребенка, и совсем не продолжительный. Если вы уверены, что ваша кроха не голодна, не мокрая, на свежем воздухе бывает достаточно, а в комнате, в которой спит, прохладно и свежо, тогда не беспокойтесь на этот счет и позвольте спать ребенку столько, сколько ему хочется.

Согласно исследованиям доктора Е.Комаровского, современная педиатрия принимает за норму, следующую среднесуточную потребность деток во сне, согласно их возрасту. И так, сколько должен спать ребенок:

  • 1. до 3-х месяцев ребенок должен спать 16–20 часов в сутки;
  • 2. 6 месяцев – порядка 14,5 часов сна в сутки;
  • 3. после года – 13,5 часов в сутки;
  • 4. в 2 года – примерно 13 часов в среднем;
  • 5. в 4 года – около 11,5 часов;
  • 6. в 6 лет – суточная потребность ребенка во сне снижается до 9,5 часов;
  • 7. к 12 годам достаточно и 8,5 часов сна в сутки.
  • Детки младше 3-х лет, которые спят в сутки меньше 12 часов – достаточно редкое явление. Такой ребенок обычно компенсирует недостаточность дневного сна ночным или наоборот. Когда продолжительность сна вашей крохи до рекомендованных норм явно не дотягивает, а малыш в то же время остается веселым, бодрым и любознательным, — это означает, у него несколько иные нормы.

    Здоровенькие и сытые новорожденные спят, как правило, от кормления до кормления. Чем взрослее малыш, тем все меньше он спит. Обычно, младенец начинает сначала бодрствовать более длительное время во второй половине дня, примерно с 16-17 часов. Затем количество подобных периодов растет, а его дневной сон становится двухразовым, дневной сон ребенка после года, как правило, одноразовый и длится порядка 2,5 — 3 часов. Годам к 3-4 некоторые детки спать днем отказываются вообще, но большинство все-таки сохраняет привычку дневного сна до 6-7 лет включительно. Сколько должен спать ребенок днем в этом возрасте? Дневной сон в данном случае длится примерно один час.

    Что делать, если ребенок не спит днем?

    Качество сна вашего ребенка зависит напрямую от того образа жизни, который он ведет – как питается, сколько и где гуляет, как одет, где спит и т.д. Отсюда и ответ на вопрос «что делать, если ребенок не спит днем», а именно: уделяйте внимание правильному питанию, не жалейте времени на игры и прогулки на свежем воздухе, регулярно проводите в помещении влажную уборку, следите, чтобы постель малыша была мягкой, сухой и чистой.

    Дневной сон ребенка очень помогает организовать соблюдение режима дня. Организм малыша привыкает к графику, есть, гулять, играть, спать в определенное время, отведенное для этого. В процессе выработки привычки, срабатывают внутренние часы организма, и ребенок в привычное время легче воспринимает отход ко сну.

    Не нужно со скрупулезной точностью соблюдать режим дня, мало того нельзя этого делать. Если малыш выглядит усталым, стоит положить его спать слегка раньше обычного, если вы видите, что он серьезно увлечен игрой, например, или «мультик» досматривает, позвольте ему немного задержаться, чтобы он пошел в постель без истерики и слез. Не удерживайте ребенка в постели, если сегодня он проснулся раньше, чем обычно, и не будите настойчиво, если видите, что дневной сон ребенка очень крепок. Рекомендуем вам больше ориентироваться на поведение малыша, а не на часы.

    Категоричный отказ ребенка спать днем вообще значит, что малыш недостаточно устает физически в течение дня, или напротив, чрезмерно возбужден. Что делать, если ребенок не спит днем в данном случае: во-первых, увеличьте продолжительность и интенсивность прогулок, которые происходят в первой половине дня, старайтесь в это время больше заниматься спортом, активными играми, позаботьтесь, чтобы перед сном его времяпрепровождение было более спокойным (займитесь рисованием, почитайте ему книжку).

    Не у всех деток старше двух лет имеется потребность спать днем. Многое зависит от темперамента ребенка, типа нервной системы, от того, насколько он устает, как много гуляет и двигается. Если спать днем малыш не хочет, но при этом отлично спит ночью, не настаивайте на своем и не пытайтесь его уложить. Лучше взамен почитайте ему интересную книгу, или поиграйте во что-либо спокойное.

    Никогда не используйте детскую кроватку или сон в виде наказания за какой-то проступок, чтобы сформировать негативного отношения ребенка ко сну. Выберите малышу мягкую игрушку, которая вместе с ним будет «спать». Ее присутствие станет со временем помогать ребенку, заснуть. Вообще постарайтесь в отход ко сну внести некие традиции, выполнение определенных действий перед сном: покушать, помыть ручки, улечься в кроватку и послушать сказку. Именно так вырабатывается привычка, и впоследствии выполнение традиционных действий само будет влиять на малыша, побуждая его к дневному сну.

    Оптимальная температура воздуха для крепкого сна малыша в его спальне – это 18-20°. Перегрев провоцирует частые просыпания, жажду. Если этот негативный фактор не устранить, подобные пробуждения закрепятся как рефлекс, и отдых станет менее полноценным. В связи с этим, не следует использовать в спальне отопительных приборов, лучше одеть малыша потеплее.

    Важно помнить, что ваш малыш – это не заводная игрушка, которую можно выключить, положив в кровать. Даже при наличии привычки спать в дневное время, в разном возрасте на то, чтобы заснуть, требуется разное время. Дошколятам в возрасте 3-4 года требуется около получаса, чтобы заснуть, а 3-летним деткам для этого временами нужен целый час. Поэтому не стоит раздражаться и переживать, что ваш малыш долго ворочается и не засыпает. Все что от вас требуется в этом случае – это спокойная, уверенная настойчивость, терпение и любовь.

    Всегда ли необходим дневной сон ребенка после года?

    С одного до двух лет лучше все-таки сохранять наличие дневного сна в режиме малыша. После двухлетнего возраста, многие детки от дневного сна отказываются, а мамы зачастую видят в этом настоящую проблему. Ведь тогда родители лишаются пары-тройки свободных часов в дневное время суток, позволяющих отдохнуть или заняться своими делами. Кроме того, беспокойство родителей вызвано капризностью и раздражительностью ребенка к вечеру, если он не поспал днем.

    В дополнение ко всему этому, у многих из родителей имеется набор «правильных» установок, которых необходимо придерживаться в обязательном порядке. К примеру: «детки во сне растут» «сон — это здоровье», «маленькие детки должны днем спать».

    Порой диву даешься, к каким только хитростям и приемам не прибегают мамочки, чтобы заставить своих шустрых двухлеток улечься днем в кроватку! И «зубы заговаривают», и торгуются с малышом, суля всевозможные блага, и на домашних качелях качают и на детской машинке «укатывают»! Некоторые, настолько успешно притворяются спящими, чтобы убедить поспать и ребенка, что сами засыпают, а малыш тем временем поднимается и тихонько играет, под мирный мамин сап.

    Чего не следует делать, если ребенок не спит днем?

    В качестве примера, можно привести пару ситуаций из жизни, которые покажут наглядно, чего не стоит делать, если ребенок отказывается от дневного сна, и что нужно делать, если ребенок не спит днем.

    Случай первый: Будучи уверенной в том, что если малыш в 2,5 года днем не спит, это скажется плохо на его здоровье, мама терпеливо укачивала его днем в кроватке-маятнике часа по два, разрешала брать в постель с собой что-то «вкусненькое», не разрешала вставать, угрожала наказанием и лишением прогулок и игрушек.

    Мальчику доводилось-таки спать днем, но засыпал он часа через два «истязательств» — уговоров и укачиваний, примерно в четыре часа дня, а примерно через час, а то и меньше, просыпался.

    На ночной сон при этом также стал мукой, отправлялся в кровать ребенок в двенадцать, а то и в час ночи, как правило, со скандалом, частыми походами «попить», «пописать» и прочее, и не мог уснуть долгое время. То есть дневные «баталии» за сон привели к тому, что мальчик стал воспринимать и вечерние укладывания безрадостно.

    Случай второй: Буквально к 3 годам ребенок отказался спать днем, но зато часов в 5-6 вечера стал буквально засыпать на ходу, где попало. Спал пару часов, а затем опять бодрствовал. Родители поначалу не стали вмешиваться в процесс, о чем впоследствии пожалели, ведь теперь малыша было сложно уложить в кровать вечером. И ранее стабильный, привычный отход ко сну в 21.00 упорно сдвинулся на 23.00. Обеспокоившись таким неправильным режимом дня, родители попытались вернуть дневной сон ребенка на «круги своя», как говорится, что только усугубило проблему.

    Случай первый: В первом случае решением проблемы стала отмена дневного сна. Отход ко сну в ночное время сместился для ребенка на девять вечера, более спокойно стали проходить укладывания, в особенности после того как укачивания, которые напоминали мальчику о недавних «сражениях» с мамой, заменили другими ритуалами. Во время тихого часа, мама стала читать малышу книги, заниматься с ним спокойными играми.

    Безусловно, решение об отмене сна днем, далось маме непросто, поскольку она теряла несколько часов «свободы» днем. Однако, данная проблема, с легкостью разрешилась за счет того времени, которое освободилось вечером. Теперь малыш спокойно спит с вечера до утра, засыпая без проблем, а главное быстро и крепко, а мамочка планирует домашние хлопоты, уход за собой и прочие личные занятия, на вечернее время.

    Случай второй: Беспокойство родителей, в отношении сдвига дневного и ночного сна, в данной ситуации беспочвенно, ведь малыш спокойно засыпает ночью, хоть и позже обычного, и столько сколько требует его организм, спит днем. Безусловно, это несколько неудобно, однако, неудобства эти временны. Обычно через два-три месяца такой «вечерний» сон постепенно сдвигается на еще более позднее время, переходя, в конце концов, в ночной сон. То есть происходит постепенный отказ от дневного сна вообще в пользу нормального, своевременного, полноценного ночного сна.

    • • Не все малыши старше двухлетнего возраста нуждаются в дневном сне. Очень многое зависит от темперамента ребенка, типа нервной системы, от того, насколько сильно он устает, насколько много гуляет и двигается в течение первой половины дня.
    • • Если малыш спать днем не хочет, но при этом отлично спит ночью, родителям лучше не отстаивать дневной сон в режиме дня и не пытаться уложить ребенка насильно. Почитайте лучше взамен интересные книжки вместе с ребенком, или поиграйте во что-то более или менее спокойное. Малыш старше 2,5 лет может вполне и самостоятельно занимать себя чем-то некоторое время, лучше приучайте его к этому. Например, пусть рисует вместо тихого часа.
    • • К вечеру лучше не устраивать никаких шумных игр, не проводить телевизионных сеансов, чего-то будоражащего эмоции, чтобы ребенок не перевозбудился, чтобы лишние мысли не мешали ему заснуть. Ближе ко времени отхода ко сну, лучше устраивать вечерние ванны, почитать сказку на ночь, обсудить то, что интересного случилось за день.
    • • И последнее. Режим дня вашего ребенка неизбежно будет изменяться по мере его роста. Родителям просто необходимо внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять, когда пришло время отказаться от чего-то, и что можно предложить малышу взамен.

    Еще немного о дневном сне ребенка:

    ladyvenus.ru

    Причины, из-за которых малыш не хочет спать днем

    Результатом сна ребенка всегда должно быть его отличное настроение, активное поведение и хорошее самочувствие!

    Для деток очень важен дневной сон. Малыши черпают свои силы именно во сне, они нужны им для роста и полноценного развития. Если ребенок выспится – он будет всегда веселый, бодрый и активный. Он хорошо кушает, играет и с удовольствием идет на контакт. Считается, что ребенок должен спать днем примерно до 6-7 лет. Кроме того, существуют некие нормы сна. Например, для новорожденных нормой считается сон, продолжительность которого составляет 16-20 часов, из которых на дневной сон приходится 6-8 часов (минимум 4 раза); для годовалых детей эта дневная норма снижается до 4-6 часов (2 раза); а для детей от полутора до 7 лет – до 2-х часов (1 раз). Однако мы должны понимать, что эти данные имеют усредненные значения и носят лишь рекомендательный характер. Все дети разные и потребность в дневном сне у каждого малыша индивидуальна. Некоторые дети крепко спят днем даже в подростковом возрасте, некоторые отказываются от дневного сна после 2-х лет, а некоторые не спят и в год.

    В двухлетнем возрасте малыши часто отказываются от дневного сна, этот возраст является переломным. При этом беспокойство мамочек чаще связано не с тем, что дети отходят от принятых норм сна и у них исчезает всякая возможность заняться личными делами, а скорее с тем, что, дети,отказавшиеся от обеденного сна, становятся непослушными и капризными. При этом к вечеру они начинают хныкать и засыпать, а, когда приходит время укладываться на ночь, они вновь становятся неугомонными и активными. Поэтому сегодня мы поговорим о том, почему ребенок не спит днем,и как научить его отдыхать в дневное время?

    Основные причины, почему ребенок не спит днем:

    1. МАЛЫШУ НЕ НУЖЕН ДНЕВНОЙ СОН.

    Крепкий здоровый сон – это естественная потребность человеческогоорганизма, однако показателем нормальной и полноценной жизнедеятельности ребенка считается не дневной сон, а ночной! В том случае, если малыш крепко и сладко спит всю ночь, спокойно и быстро засыпает вечером, а утром без проблем просыпается, – нет нужды беспокоиться о том, что он отказывается от дневного сна. Почему ребенок не спит днем? Потому что ему это не нужно.Но речь идет здесь только о тех детях, которым не присущи такие вещи, как: нервные срывы, плохое самочувствие, неадекватное поведение, беспочвенные капризы, повышенная возбудимость или попытки уснуть раньше обычного времени. Если вы периодически сталкиваетесь с подобными проблемами, – то, скорее всего, причина, почему ребенок не спит днем, совершенно иная.

    Нужно не паниковать, а успокоиться и постараться понять специфику организма вашего ребенка и смириться с тем, что ваш малыш не нуждается в дневном сне. Однако в этом случае вам все-таки необходимо научить малыша расслабляться в течение нескольких минут в середине дня. Нужно, чтобы ребенок мог спокойно полежать, пусть даже не засыпая, некоторое время. Это особенно важно для тех детей, которые ходят в детский сад.

    Заинтересуйте ребенка сказкой и разговором, чтобы уложить в кроватку. И, возможно, на радость вам, он все-таки уснет.

    2. ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА.

    В детской педиатрии существует такое понятие, как «дети с повышенными потребностями», или проще говоря, дети, имеющие неврологические особенности. Это не заболевание, но диагноз, от которого вам навряд ли удастся избавиться, но к которому можно приспособиться. По сути это гиперактивные дети. Они очень эмоциональны, впечатлительны, импульсивны и чересчур активны. При этом они быстро устают, не умеют расслабляться и плохо засыпают. Как правило, именно у таких детей бывают проблемы со сном. Их может мучить бессонница, лунатизм, ночные кошмары, патологическая сонливость, энурез и прочие заболевания, связанные с расстройством сна, даже во взрослой жизни.

    Необходима консультация, наблюдение и, скорее всего, лечение у невролога. Таким детям показан строгий режим дня, эмоциональное спокойствие, любовь и терпение родителей, а также отсутствие всяких нервных потрясений. Им противопоказаны компьютерные игры, просмотр телевизора в течение длительного времени и слишком активные игры.

    3. МАОЫШ ПЕРЕВОЗБУДИЛСЯ.

    Тут мы имеем в виду разовые события: поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, длительное путешествие или какое-то сильное потрясение, как положительное, так и негативное. Сюда же можно отнести и накопленную усталость – гиперусталость. Например, если в течение какого-то длительного времени ребенку приходилось рано вставать или поздно ложиться, а также, если в течение нескольких дней его жизнь была слишком насыщенна, активна и эмоциональна, то нежелание спать – это ответная реакция детского организма на переутомление.

    Очень постарайтесь уложить ребенка в постель чуть раньше, чем он захочет спать. Старайтесь делать перерывы между активными действиями ребенка, играйте в пассивные игры и дайте малышу возможность больше отдыхать.

    4. РЕБЕНОК, НАОБОРОТ, НЕ УСТАЛ И НЕ ИСТРАТИЛ СВОЮ ЭНЕРГИЮ.

    Данная причина тоже, как правило, носит кратковременный характер. Дети в возрасте от года до 7 лет имеют столько энергии, что любому взрослому остается только завидовать. Возможно, ваш ребенок в течение какого-то времени вследствие каких-то причин, меньше обычного гулял, играл и, соответственно, не истратил запас своей дневной энергии.

    Увеличьте время пребывания на свежем воздухе, отправьте ребенка в кружок танцев, займитесь спортом или поиграйте в подвижные игры.

    5. МАЛЫШ НЕ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ РЕЖИМА ДНЯ

    Если вчера вы проснулись в 9 утра, пропустили обеденный сон, легли в 10 вечера, а сегодня встали в 7, вместо дневного сна пошли гулять, а в 8 вечера уже уснули на ночь – не удивительно, что ваш малыш не хочет спать в обед, а также плохо спит ночью.

    В этом случае необходимо составить ребенку режим дня и непременно придерживаться его!

    Почему ребенок не спит днем? Вспомните, возможно, сегодня он вздремнул в автобусе или на пару минут закрыл глаза в автомобиле. Возможно, вчера он поздно уснул из-за гостей или утром встал очень рано для того, чтобы пойти в поликлинику.

    Что делать в этом случае?

    Старайтесь всячески отвлекать ребенка во время поездок и не давайте ему дремать вне кровати. Соблюдайте время и место его ночного сна и дневного отдыха, несмотря ни на какие обстоятельства в вашей жизни. Соблюдайте ритуалы отхода ребенка ко сну. Одинокого повторяющиеся действия перед сном: чтение книги, пение колыбельной, массаж, поцелуй, и подобные вещи привычно расслабляют ребенка и настраивают его организм на сон. Старайтесь, чтобы ребенок всегда спал в одной и той же комнате и в одной и той же кровати.

    7. МАЛЫШ ИСПЫТЫВАЕТ ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ.

    Плохая погода,ветер, жара, холод или духота в комнате, слишком тугая или теплая одежда, некомфортное постельное белье – все это может негативно повлиять на сон ребенка. Причиной нежелания ребенка засыпать, может стать перестановка мебели в комнате, ремонт или переезд в новую квартиру.Также плохо на сон малыша влияют компьютерные игры и длительный просмотр телевизора. Возможно, он насмотрелся ужастиков, ему непривычна новая обстановка или он просто боится один оставаться в кровати.

    Сделайте момент засыпания ребенка комфортным, а при смене обстановки – побудьте вместе с ним. Поговорите с ребенком о том, что может его пугать, а для спокойствия дайте ему что-то знакомое, например, любимую игрушку.

    8. У НЕГО ПЛОХОЕ САМОЧУВСТВИЕ ИЛИ ОН БОЛЕН.

    Болит животик, ушко, режутся зубки – да мало ли что может беспокоить ребенка. Подобные проблемы со сном начинаются внезапно: малыш засыпает, но резко просыпается, кричит и плачет.

    Найдите и устраните причину недомогания ребенка.

    9. В ЖИЗНИ РЕБЕНКА ПРОИЗОШЛИ СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

    Почему ребенок не спит днем? Возможно, это реакция на значимые изменения и события: вы переехали или развелись с мужем, у вас родился второй ребенок или малыш пошел в детский садик – в вашей жизни произошло что-то неординарное, к чему ребенок пока не привык и из-за чего может сильно переживать.

    Если в вашей жизни что-то сильно поменялось, будьте терпеливы к ребенку, проявите к нему больше заботы, ласки и любви. Покажите малышу, что несмотря ни на что, в ваших с ним отношениях ничего не изменилось и что вы по-прежнему его любите.

    Результатом сна ребенка всегда должно быть его отличное настроение, активное поведение и хорошее самочувствие. Если ваш малыш, несмотря на отсутствие дневного сна, бодр, активен и весел, не стоит лишний раз беспокоиться и размышлять о том, почему ребенок не спит днем. Однако если малыш плохо спит ночью, тяжело просыпается утром, капризничает днем, засыпает к вечеру, а чуть позже никак не может уснуть – постарайтесь найти причину подобного поведения и научите его днем, если не спать, то хотя бы отдыхать.

    www.vospitaj.com

    Что делать, если ребенок не хочет идти спать

    1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает.)

    2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

    3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

    4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

    5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

    6. Спойте ребенку песенку.

    7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

    Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

    1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

    2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

    3. Убирайте игрушки вместе.

    4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

    5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

    6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

    7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.

    29. Сформулируйте причин возникновения и классификацию болезней органов слуха и зрения. Составьте план мероприятий их профилактики. Проведите индивидуальную консультацию с родителями «Профилактика болезней органа слуха».

    Классификация причин нарушения зрения. Виды нарушения зрения.

    Заболевания структур глаза или глубокие нарушения работы органов зрения (катаракта – изображение становится мутным, глаукома и пигментная ретинопатия – сужаются поля зрения, дегенерация желтого пятна – темное пятно перед глазами, дегенерация стекловидного тела – паутинка перед глазами и т.д.)

    Заболевания нервной системы (могут выпадать поля зрения, искривляться изображение, двоиться предметы при инсультах, опухолях нервной системы, после травм)

    Гормональные заболевания (при диабетической ретинопатии перед глазами появляются пятна)

    Заболевания сосудов (при гипертонии поражаются сосуды глаза)

    Психические заболевания (например, истерия)

    Отравления (неожиданно возникшее двоение предметов может быть первым признаком ботулизма (!), часто сопровождается нарушением речи, отклонением языка, тошнотой и рвотой; особенно, если такая симптоматика развилась у нескольких людей, принимавших пищу вместе)

    Наследственные нарушения слуха.

    Врожденные нарушения слуха.

    Приобретенные нарушения слуха.

    Причинами снижения слуха у детей могут оказаться и различные травмы: механические, акустические, ожоги и т.д. Степень и форма снижения слуха зави-сят от локализации травмы, ее силы и последствий. Если действию травмы под-вергается звукопроводящий аппарат органа слуха, то развивается кондуктивная форма, если же травмируется слуховой рецептор или проводящие пути с корко-выми зонами, то возникает нейросенсорная тугоухость или глухота. При одновре-менном поражении этих отделов возможна и сочетанная форма нарушения слуха.

    На состояние слуха ребенка влияют различные инфекционные забо-левания. Среди них особое место занимают вирусные инфекции — грипп, эпидемический паротит, таксоплазмоз, клещевой энцефалит, скарлатина, корь, дифтерия, менингит и др. Нарушения слуха в результате вирусной инфекции определяются как нейросенсорная тугоухость или глухота.

    Кроме перечисленных выше причин снижения слуха у детей в последнее время все чаще обнаруживается отрицательное воздействие различных аллергических заболеваний и состояний. Нарушение слуха аллергического генеза может иметь внезапный характер, проходить и вновь возникать одновременно с аллергическими приступами.

    Изменения слуха происходят и на фоне различных общесоматических заболеваний. К ним, прежде всего, относятся сахарный диабет, заболевания почек и крови. Аудиологические исследования у детей при сахарном диабете указывают на понижение слуха на оба уха по всему диапазону частот с максимальным поражением высоких частот. Многие исследователи отмечали, что у 38-40 % больных с хронической почечной недостаточностью наблюдается снижение слуха, которое может иметь кондуктивную, нейросенсорную или смешанную форму. Отрицательное влияние на функцию слуха при хронической почечной недостаточности может оказать и длительное применение антибиотиков. Аудиологическая характеристика больных хроническими заболеваниями почек и дефектом слуха указывает на преимущественное поражение в диапазоне высоких частот как при воздушной, так и при костной проводимости. Аудиометрическая кривая имеет нисходящий или круто нисходящий вид, иногда с наличием обрыва.

    Особо необходимо остановиться на снижении слуха в результате различных интоксикаций, развивающихся при воздействии ототоксических антибиотиков, к которым относятся стрептомиции, мономицин, неомицин, лицерин, гентамицин и др. Несмотря на профилактику, поражения слуха такого происхождения составляют около 50 % приобретенной тугоухости детского возраста

    Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздейст-вия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание.

    Важнейшим показателем качества зрения является острота зрения (способность глаза воспринимать предметы окружающего мира, их размеры, форму, положение в пространстве)

    Первое углубленное исследование зрения врач проводит в возрасте6 мес., второе — в 3 года, третье-перед поступлением в школу…

    Нормальная острота зрения (равна 1,0). Исследование остроты зрения – обязательная и важная задача в оценке общего состояния здоровья детей и проводится при углублённом осмотре ребёнка.

    Первые месяцы и годы жизни–острота зрения у детей низкая, поэтому они видят всё расплывчато. С возрастом острота зрения повышается и достигает единицы в 5–7 лет.

    Основными причинами понижения зрения у детей являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и травмы. Дети с указанными заболеваниями и аномалиями рефракции подлежат диспансерному наблюдению.

    У детей глазное яблоко сплющено в переднем заднем направлении и лучи собираются за сетчаткой. По мере роста и развития форма глазного яблока меняется и дальнозоркая рефракция уменьшается, а к 5 – 7 годам исчезает.

    2. Близорукость (миопия) во многом является следствием недостаточного, внимания к санитарно-гигиеническим требованиям (освещенность, правильная посадка за партой, чередование зрительной работы с отдыхом) в школах и дома.

    -раннее обучение детей чтению, большая зрительная нагрузка, которая не соответствует глазу ребёнка (телевизор, компьютер),

    -наследственность – передаются особенности строения склеры (может быстрее портиться зрение). Способствует развитию близорукости

    — малоподвижность (ресничная мышца плохо развивается)

    — часто болеющие и с хроническими заболеваниями дети.

    При близорукости глазное яблоко растягивается в переднем заднем направлении и лучи не доходят до сетчатки.

    — низко наклоняется, когда рисует,

    — близко подносит предметы к глазам,

    — жалуется на частую головную боль

    -очки – снимают утомление

    — использование тренажёров, тренировочные упражнения улучшают аккомодационную способность глаз, что является профилактикой прогрессирования близорукости.

    — линзы (для взрослых)

    Когда вы выполняете работу, требующую внимания (чтение, письмо, работа за компьютером) — не забывайте делать короткий перерыв, то есть перевести взгляд на удаленный предмет, меняя тем самым фокусировку глаз. Затем несколько мгновений потрите ладони друг о друга и легко, без усилий, на минуту приложите их к закрытым глазам, дабы полностью загородить их от света.

    Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей раннего дошкольного возраста. Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — своевременность начала лечебных мероприятий. Своевременный и правильный диагноз делает возможной более успешную интеграцию ребенка в речевую среду.

    Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности. Созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5–6 лет жизни ребенка.

    Человеческое ухо является сложным и чувствительным органом, который состоит из трех главных частей:

    1. Внешнее ухо-состоит из ушной раковины (внешняя хрящевая часть уха), ушного канала, барабанной перепонки, отделяющая внешнее ухо от среднего. Внешнее ухо работает подобно спутниковой антенне — оно улавливает звуковые волны и проводит их в ушной канал.

    2. Среднее ухо-представляет собой заполненное воздухом пространство, воздушное давление в котором регулируется Евстахиевой трубой, соединяющей глотку с барабанной полостью среднего уха. В нём находятся три крошечные косточки — молоточек, наковальня и стремечко. Эти косточки проводят колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо (в улитку). С этими косточками связаны две мышцы, которые сокращаются при поступлении в ухо очень громких звуков. Эти мышцы уменьшают эффект чрезмерного звукового давления во внутреннем ухе.

    3. Внутреннее ухо (улитка), имеет форму раковины улитки и заполнено жидкостью. С ней связан вестибулярный аппарат, который состоит из трех полукружных каналов, заполненных жидкостью. Среднее ухо и внутреннее ухо соединены посредством овального окна. С овальным окном связано основание стремечка, которое работает как поршень, давящий на жидкость в среднем ухе.

    -Постоянное шумовое воздействие приводит к значительному ухудшению слуха.

    -Влияют на слух и некоторые лекарственные средства, поэтому перед применением противовоспалительных средств и антибиотиков НУЖНО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ВРАЧЕМ.

    -Тугоухость может передаваться по наследству. Чаще всего генетически детерминированным является недоразвитие или аномалии развития анатомических частей среднего уха.

    -Чаще всего приобретенная тугоухость является следствием перенесенного отита. Причиной отита является попадание бактерий или вирусов в ухо (95% случаев отит возникает вследствие попадания бактерий из евстахиевой трубы). Однако причиной могут стать острые и хронические заболевания носа и носоглотки, а также менингиты и энцефалиты.

    -Травмировать орган слуха можно разными способами. Лидером является травма, нанесенная ватной палочкой во время гигиены уха. Также иногда тугоухость или глухота возникает после черепно-мозговых травм.

    -Врожденное нарушение слуха может быть вызвано инфекциями, перенесенными мамой во время беременности. Глухие дети могут родиться у курящих и злоупотребляющих алкогольными напитками родителей.

    -Непроходимость слухового прохода (возникает чаще всего вследствие образования серных пробок). Склонность к частому образованию серных пробок передается по наследству.

    — громкий шум — может привести к нарушению слуха.

    — чистить уши регулярно и аккуратно (предназначенными для этого предметами)

    -Помимо применения высокоэффективных лекарственных препаратов, которые улучшают питание нервных структур уха, при лечении острой и хронической тугоухости используются физиотерапевтические процедуры.

    -Закаливать детей, укреплять им иммунитет.

    30. Сформулируйте причин возникновения и классификацию заболеваний органов дыхания. Составьте план мероприятий их профилактики. Проведите индивидуальную консультацию с родителями «Профилактика заболеваний органов дыхания».

    В дошкольном возрасте у детей слизистые оболочки верхних дыхательных путей и голосовые связки очень нежны и легкоранимы, поэтому в этом возрасте они часто страдают от насморка, воспаления гортани, бронхов и легких. Органы дыхания обеспечивают обмен газов между организмом человека и окружающей его средой. Без дыхания нет жизни!

    По своему строению и по функциям органы дыхания у детей и подростков имеют ряд своеобразных особенностей. К основным особенностям органов дыхания у детей относятся:

    — нежность их тканей, лёгкая ранимость слизистых оболочек, выстилающих дыхательные пути, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Верхние дыхательные пути, начинающиеся с полостей носа и носоглотки, у детей значительно уже, и покрыты изнутри весьма нежной слизистой оболочкой, полости носа у маленьких детей малы и недоразвиты, надпереносья совсем нет, оно развивается только к 15 годам.

    Эти особенности в значительной мере обусловливают у детей более лёгкое проникновение инфекции в дыхательные пути (по статистике дети в два раза чаще взрослых заболевают гриппом), а также нарушения дыхания при различных воспалительных процессах в носу. Так, при насморке у детей раннего возраста появляется затруднённое дыхание, вызывающее необходимость участия в акте дыхания вспомогательных мышц, выражающегося в раздувании крыльев носа, а у детей более старшего возраста — в дыхании через рот. Последнее обстоятельство создаёт особо благоприятные условия для занесения в организм детей и подростков инфекции и проникновения в органы дыхания пылевых частиц. Дыхание через рот у детей чаще всего возникает при:

    -появлении в носоглотке аденоидов -разрастание носоглоточной миндалины, находящейся на задней-верхней стенке носоглотки.

    Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание — через нос. Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка: он бледнеет, становится вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями, физическое и психическое развитие его замедляется. Такого ребенка надо срочно показать врачу.

    -Ларингит сопровождается кашлем, першением в горле, болями при глотании, разговоре, хрипотой, иногда даже потерей голоса (афонией), что влияет на потерю голоса. Сильное напряжение голосового аппарата также может привести к воспалению гортани.

    — Надо следить за тем, чтобы дети продолжительное время громко не разговаривали, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в сырую, холодную погоду.

    Одной из задач личной гигиены детей и подростков является забота об охранении и нормальном развитии у них голоса:

    — развитие органов дыхания при посредстве дыхательной гимнастики и других упражнений, постановка голоса при обучении речи и пению, борьба с пылью и содержание слизистых оболочек в чистоте, предупреждение простуды;

    — Чтобы голосовые связки не перенапрягались, декламировать стихи надо спокойным, негромким голосом, петь без напряжения; непрерывность звучания не должна превышать 4—5 мин.

    — Для лучшей подвижности грудной клетки и диафрагмы желательно, чтобы дети пели стоя.

    — Полезно для развития голосового аппарата у детей и подростков рациональное обучение их пению, а также громкое декламирование с правильными ударениями и модуляцией (такая гимнастика голосового аппарата содействует также развитию грудной клетки и лёгких).

    — Антигигиенические условия в этом возрасте представляют угрозу в смысле заболеваний лёгких, в частности туберкулёзом.

    — Отсутствие упражнений дыхательных мышц неблагоприятно отражается на развитии грудной клетки и лёгких.

    Болезни органов дыхания включают:

    пневмонию и грипп,

    острые респираторные инфекции и другие болезни верхних дыхательных путей,

    острые респираторные инфекции и хронические болезни нижних дыхательных путей,

    болезни легкого, которые вызваны внешними агентами,

    респираторные болезни, которые поражают интерстициальную ткань,

    некротические и гнойные состояния нижних дыхательных путей,

    другие болезни плевры и органов дыхания.

    Основной причиной возникновения болезней органов дыхания являются микроорганизмы: грибы, вирусы, бактерии, паразиты. Главенствующую роль отводят респираторным вирусным инфекциям, вирусам гриппа типа А и В, микобактериям туберкулеза, легионеллам, хламидиям, микоплазмам, гемофильной палочке, пневмококкам.

    Причиной поражения органов дыхания в большинстве случаев являются также внешние аллергены:

    пищевые аллергены (молоко коровы);

    факторы профессиональной деятельности (испарения стали, соли никеля при работе электросваркой);

    пыльца растений (тополь, береза, шиповник, мак, одуванчик, лютик, полынь, подорожник, крапива), а также аллергены насекомых и споры грибов;

    споры дрожжевых и плесневых грибов;

    моча, перхоть и слюна животных;

    бытовые аллергены – домашняя пыль, содержащая аллергены домашних животных, насекомых, грибов, частицы кожи человека и пр.;

    лекарственные препараты (ферменты, антибиотики).

    Также к факторам, которые провоцируют заболевания органов дыхательной системы, относят переохлаждение, злоупотребление алкоголем, генетические и наследственные аномалии, наличие очагов хронической инфекции, наличие заболеваний других систем и органов (заболевание сердца, сахарный диабет).

    Чтобы избежать простудных заболеваний и связанных с ними осложнений, необходимо задолго задуматься о профилактических мерах. Лечения простудных заболеваний не существует, вернее, лечим мы симптомы. Поэтому основной задачей каждого родителя должна стать профилактика заболевания.

    уменьшить число простудных заболеваний или их продолжительность вполне реально.

    Для этого, может быть, даже придется изменить образ жизни ребенка. В целом, совокупность профилактических мероприятий можно сформулировать следующим образом:

    1. Ограничьте пребывание ребенка в местах массового скопления людей;

    2. Мойте руки с мылом;

    3. Проветривайте помещение не менее 3-4 раз в день;

    4. Ежедневно проводите влажную уборку;

    5. Соблюдайте режим дня:

    — ночной и дневной сон по возрасту,

    — не переутомляйте вашего малыша,

    — сон на свежем воздухе,

    — постарайтесь не перегревать малыша,

    — одежда должна быть по погоде.

    1. Правильное питание по возрасту с включением натуральных соков, фруктов, овощей, природных фитонцидов (лук, чеснок). Дополнительно принимайте витамин С. Большое его количество, содержится в шиповнике, смородине, квашеной капусте, киви, цитрусовых. Ешьте пищу, богатую фитохимическими веществами. «Фито» означает «растительный». Естественные химические вещества в растениях насыщают пищу витаминами и ускоряют обмен веществ. Ешьте темно-зеленые, красные, желтые овощи и фрукты

    2. А еще надо навестить педиатра и ЛОР-врача, чтобы они сообща оценили состояние органов дыхания ребенка. Если у него окажутся очаги хронической инфекции (в миндалинах, носоглотке, гайморовых пазухах), то врачи проведут соответствующее лечение и расскажут о профилактических мерах, в том числе о лекарственных препаратах, которые помогут предотвратить обострения этих инфекционных процессов. Может потребоваться и консультация аллерголога, так как дети-аллергики существенно больше подвержены частым простудным заболеваниям.

    А самое главное состоит в том, чтобы и ребенок, и все члены его семьи знали: частые простуды — это повод не для переживаний, а для активных действий.

    3. Пейте больше жидкости.Вода вымывает из организма вредные вещества и наполняет его необходимой влагой. Вкусным и полезным является напиток, приготовленный из ягод шиповника. Детям можно давать по половине стакана несколько раз в день. Можно даже заменить у детей в меню этим напитком обычный чай и компот. В шиповнике содержится очень большое количество витамина С, а это, как известно, одно из самых мощных оружий в борьбе против вирусов и бактерий, вызывающих грипп.

    4. Регулярно выполняйте физические упражнения. Физические упражнения усиливают работу сердца, заставляя его перегонять большее количество крови и переносить больше кислорода из легких. Разгоряченное тело потеет. Активируется выработка естественных иммунных клеток организма, убивающих вирусы.

    5. Мощным фактором профилактики детских простудных заболеваний является закаливание. Средствами закаливания являются солнце, воздух и вода. Каждый вид закаливания должен проходить под строгим наблюдением врача.

    Существуют общие правила для всех видов закаливания.

    1. Закаливание осуществляется только полностью здоровыми людьми.

    2. Дозы закаливающих воздействий следует увеличивать постепенно. Резкие непривычные охлаждения могут стать причиной заболевания.

    3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма. При нарушениях деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглотки перед закаливанием необходимо проконсультироваться с врачом.

    4. Закаливающие процедуры проводят систематично и последовательно. Закаливаться надо на протяжении всей жизни. Даже двухнедельный перерыв может свести на нет эффект от закаливающих процедур, проводимых в течение длительного времени.

    5. Недопустимо проведение отрицательных эмоциональных реакций на самого малыша.

    6. Необходимо приучать организм к самым различным видам охлаждения: сильным, средним, слабым, быстрым.

    7. Проводить воздушные и солнечные ванны следует во время бега, ходьбы, выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр. Это повышает эффективность закаливания.

    8. Рекомендуется чередовать местные закаливающие процедуры (ходьбу босиком, полоскание горла прохладной водой и т.п.) с общими, так как закаливание отдельных участков тела не повышает общей устойчивости организма.

    9. Следует помнить: какими бы совершенными методами ни проводилось закаливание в дошкольном образовательном учреждении, оно не достигнет желаемого результата, если не найдет поддержки в семье.

    В заключении уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье не только детей, но и взрослых. Оказывается, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% — от экологии, на 50% (!) от образа жизни и лишь на 10% — от медицинского обслуживания. Поэтому наше здоровье и здоровье наших детей в наших руках.

    31. Сформулируйте причин возникновения и классификацию кожных болезней. Составьте план мероприятий их профилактики. Проведите индивидуальную консультацию с родителями «Профилактика кожных болезней.

    Причины заболеваний кожи

    Внешние причины заболеваний кожи:

    — Воздействие химических веществ (щелочи, кислоты, краски, соли и пр.)

    — Животные паразиты (вши, блохи, комары, клопы, чесоточный клещ и пр.)

    — Источники лучистой энергии (Рентген лучи, солнце, УФ-лучи) — Патогенные грибки ( при внедрении их в кожу возникает парша, трихофития и пр.)

    — Температурные воздействия (ожоги разной степени тяжести)

    — Патогенные микробы. Внедряются из внешней среды (проказа, сибирская язва, сап, туберкулез и пр.)

    — Механические воздействия (отеки, потертости и пр.)

    Внутренние причины заболеваний кожи:

    — Заболевания внутренних органов (болезни печени, желудка, глистные заболевания и пр.)

    — Нарушение обмена веществ

    — Нарушенное функционирование желез внутренней секреции (диабет, себорея, угри и пр.)

    — Аллергические реакции на некоторые продукты (такие как земляника, яйца и пр.)

    Наиболее распространенные симптомы кожных заболеваний:

    studopedia.ru