Коррекция самооценки дошкольника

2. Диагностика и коррекция развития личности дошкольника

2.1. Программа изучения личности дошкольника

Дошкольное детство — период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального фор­мирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют об­щий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окру­жающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.

Разрабатывая программу диагностики личностного развития, > мы исходили из того, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позво­ляющие ему быть неповторимой личностью с собственными ин­тересами, стремлениями, способностями.

Предлагаемая программа нацелена на оказание помощи вос­питателю в становлении личности ребенка, развитии его индиви­дуальности.

Задача педагога не подгонять развитие каждого ребенка к ус­редненным нормам, а предупреждать возникновение возможных тупиков его личностного развития, создавать условия для полно­ценного проявления творческого потенциала каждого воспитанника.

Разработка программы включает несколько этапов.

? этап. Осуществляется изучение основных особенностей развития ребенка, вы явление ведущих новообразований личност­ного развития в разные периоды детства (от 1 года до 7 лет).

В программу входят: характеристика основных линий лично­стного развития ребенка, ведущих новообразовании в структуре его сознания (развитие самосознания и самооценки, формирова­ние психического образа «Я», развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы, детского творчества, индивидуально-ти­пологических особенностей, половой идентификации, формиро­вание полоролевой структуры личности, складывание внутренней позиции и социально-психологической готовности к новым видам деятельности и общения).

II этап. Исследуются особенности развития личности в группе сверстников и в разновозрастной группе (изучение статусной струк­туры группы, полоролевой дифференциации; изучение ребенка как субъекта общения, динамики и роли различных видов общения со взрослыми и сверстниками). Выявляются особенности взаимоот­ношения ребенка с воспитателями, другими сотрудниками детского сада, их влияние на развитие личности ребенка.

III этап. Изучается семейная микросреда ребенка: исследуется влияние социальных ролей в семье на личностное развитие ребенка, особенности отношения ребенка к разным членам семьи, осознание полоролевых функций членов семьи, влияние взаимо­отношений в семье на положение ребенка в группе сверстников.

IV этап. Составляется обобщенная, развернутая характерис­тика ребенка. Определяются «сильные» и «слабые» стороны, детерминанты возможных отклонений в развитии личности. На этом же этапе определяются и пути, средства коррекционной работы.

Если последовательность первых этапов изучения может изме­няться, быть отличной от предложенной (например, воспитатель может счесть необходимым вначале изучить индивидуально-психо­логические качества, а не самооценку), то общую характеристику ребенку, конечно же, нельзя давать, не изучив предварительно от­меченные выше стороны его личности и межличностные отноше­ния с окружающими. Кроме того, такая стратегия изучения помо­жет выбрать и наиболее верные пути коррекционной работы.

studfiles.net

Выявляем и корректируем самооценку младшего школьника

Самооценка младших школьников: как ее распознать, как она влияет на успеваемость, и какими методами можно ее подкорректировать?

Процесс формирования ^

На развитие и формирование самооценки школьников младших классов влияет множество факторов:

  • семейная обстановка (полноценность семьи, ценности, мировоззрение, культура, отношения и пр.);
  • общение (с взрослыми, знакомыми, друзьями, сверстниками и т.д.);
  • возможности (материальные, духовные, умения, таланты);
  • воспитание (методы, средства, уклон) и многое другое.
  • Необходимо понимать, что самооценка младшего школьника очень хрупка. Так, буквально за несколько дней и даже из-за одного человека она может либо сильно опуститься, либо подняться.

    Очень важно тщательно следить за тем, чтобы ребенок попал в подходящее окружение, находился под адекватным влиянием.

    С другой стороны – это очень хорошо: самооценку можно легко корректировать, пока человек не полностью сформировался как личность. Чтобы понять, стоит ли вам проводить работу над своим ребенком, рекомендуем ознакомиться с материалом, написанным ниже.

    Как помочь ребенку повысить самооценку? Читай здесь.

    Диагностика самооценки младших школьников ^

    Всем видам самооценки свойственны свои особенности, поэтому очень легко распознать ее по характерным признакам поведения. Рассмотрим каждую из них:

  • Низкая самооценка. Такой ребенок часто замкнут, предпочитает одиночество, много времени проводит у себя в комнате отдельно от всех, он не блещет высокой успеваемостью, достижениями в спорте или в других занятиях. Однако у него может быть хобби, в котором у него действительно есть успехи, но он не принимает похвалу (стесняется, отнекивается, молчит, опустив глаза). Он часто хвалит сверстников, пытается подражать кому-то из них. Этот ребенок считает себя некрасивым. Часто у представителей такой самооценки развита сутулость (съежившись, школьник пытается замкнуться еще больше, стать менее заметным)
  • Средняя. У ребенка много интересов, он ищет себя во многих сферах деятельности. У него адекватные взгляды на жизнь, соответствующие его возрасту. Он не стремится к «заоблачным далям», но и не останавливается на одном уровне. Успеваемость часто хорошая. С таким школьником легко разговаривать на разные темы, у них проявляется уважительное отношение к взрослым и большинству сверстников.
  • Завышенная. Ребенок часто заявляет о своих желаниях, настаивая на их выполнении, считает, что все его достижения – это гениально. От него нечасто можно услышать слова благодарности, так как он считает, что все это – его заслуги и обязанности окружающих. Школьник стремится быть лучше остальных, быстрее повзрослеть. Даже желания у него порой слишком «взрослые». Почти всегда такие дети – лидеры. Они остро реагируют на критику, им свойственно сверстников или даже взрослых.
  • Влияние уверенности в себе на успеваемость ^

    Школьники с разной успеваемостью обладают своей характерной самооценкой. Опираясь на исследования, специалисты склонны доверять следующей тенденции:

    • Низкая самооценка. Ребенок делает задание, а ему говорят, что итог неправильный. Он еще больше разочаровывается в своих способностях, с чем и смиряется. Постепенно начинается его отставание на фоне развития остальных детей.
    • Средняя. В этом случае ребенок адекватно реагирует на критику, старается делать правильно не потому, что от него этого хотят взрослые, а опираясь на то, что «так надо, чтобы было верно».
    • Завышенная. Школьник пытается быть всегда и во всем лучше остальных. Это касается и успеваемости. Да, для него это действует как определенный стимул, но такой ребенок не всегда готов учиться на ошибках, объясняя это тем, что к нему излишне придираются и очень многого хотят.
    • О том, как повысить самооценку и уверенность в себе мужчине, читай далее.

      Как обеспечить развитие адекватной самооценки ребенку? Читай статью.

      Методика коррекции самооценки у детей ^

      Чтобы помочь ребенку приобрести адекватную самооценку, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

    • Не сравнивайте. Очень неправильно поступают взрослые, когда указывают на успеваемость другого ребенка, ставя его в пример, говоря, что он лучше в чем-то. Таким образом легко не только существенно снизить самооценку школьника, но и посеять в нем обиду (в том числе и на того ребенка).
    • Не переоценивайте. Выставляйте ребенку те требования, которые соответствуют его возрасту и способностям. Когда вы ожидаете слишком многого, школьник расстраивается, что он не может этого сделать. Он не понимает, что это пока еще не в его силах (а способности у каждого ребенка – свои), поэтому усердно начинает самобичевать самого себя. Уровень самооценки падает.
    • Не забывайте о методе «кнута и пряника». Школьник сделал хорошо – похвалите (не «Ты самый хороший, самый умный», а «Молодец! У тебя хорошо получилось!»). Если же он поступает неправильно, нужно сначала объяснить это, по возможности привести примеры из жизни, сказать о последствиях таких действий, а в конце – как нужно сделать правильно.
    • Больше разговаривайте. Именно общаясь с взрослым, ребенок может начать понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Из этого он станет делать выводы, которые будут корректировать его мировоззрение и, как следствие, – самооценку себя и окружающих людей.
    • Поддерживайте. Если ребенок не уверен в себе, необходимо начинать адекватно выделять его достоинства, говорить о том, что иметь все и сразу – это невозможно. Главная задача – дать понять школьнику, что он не плох, а индивидуален, в принципе, как и каждый другой ребенок. Нет ни плохих, ни хороших.
    • Пресекайте. Когда ребенок явно выраженно возвышает себя перед другими, необходимо сообщить, что такое поведение неверно. Также нужно корректно рассказать ему, что нет лучших: одни преуспевают в каком-то определенном деле, другие – в ином. У кого-то достоинства такие, у кого-то другие. Каждому в жизни пригодятся свои способности, поэтому можно говорить о том, что не кто-то лучше/хуже, а что все очень и очень разные. Возможно, что с первого раза ребенок не услышит ваши слова, поэтому время от времени нужно возвращаться к подобным разговорам.
    • Приобретите детскую энциклопедию. Пока младший школьник не способен самостоятельно заниматься изучением информации и перерабатывать ее, вы можете использовать ее для себя, чтобы давать более грамотные советы своему ребенку. Это обычная книжка-пособие, в которой раскрываются множество вопросов детского поведения. В ней затрагиваются различные важные моменты: взаимоотношения с родителями, со сверстниками, с представителями противоположного пола, секреты успеха учебы, советы о том, как все успевать, как делать правильно те или иные вещи и многое другое. Вся информация здесь составлена специалистами. Они дают адекватную оценку каждому явлению. С помощью этого легко подкорректировать самооценку школьника. Преимущество такой книги заключается также в том, что ребенок потом сможет возвратиться к отдельным вопросам в любой момент.
    • gopsy.ru

      Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста

      Комплекс занятий по формированию самооценки у детей дошкольного возраста

      Кира Валерьевна Афоничкина

      Комплекс занятий по формированию самооценки у детей дошкольного возраста

      Цели программы -формирование самооценки дошкольников.

      Цель: коррекция высокого уровня тревожности.

      Упражнения: «Доброе утро», чтение обсуждение сказки «Котенок», упражнение «Слепой танец».

      ‘Завершение занятия «Аплодисменты по кругу».

      Упражнения: «Приключения медвежонка», «Сердце группы».

      Завершение занятия «Аплодисменты по кругу».

      Цель: коррекция внутриличностных конфликтов, мотивация успешно-

      сти, коррекция застенчивости.

      Упражнения: «Значимый человек», «Паутинка». Дети: рисунок «Это я когда мне хорошо». Завершение занятия «Аплодисменты по кругу».

      Цель: развитие уверенности, снятие психоэмоционального напряжения, мотивация успешности.

      Упражнения: «Дотянись до звезды», «Браво», задание для родителей «Нужная вещь».

      Завершение занятия «Подарки».

      Цель: коррекция неуспешность, застенчивости. Упражнения: «Тренировка на успех».

      Дети: рисунок «Это я когда был ребенком и стану взрослым». Завершение занятия «Спасибо за занятие».

      Цель: коррекция негативных чувств по отношению к родителям. Упражнения: «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму». Дети: рисунок «Моя семья».

      Цель: коррекция низкой статусной позиции ребенка. Упражнения: «Победи одиночество», «Роза и ромашка». Упражнение «Гусеница».

      Цель: коррекция неуверенности в себе, чувства неполноценности.

      Упражнения: сказка для родителей «Костерчик», упражнение Танцы

      Совместное рисование «Раскрась рукавички вместе с другом». Завершение занятия «Спасибо за занятие».

      Цель: коррекция неуверенности в себе, чувства неполноценности. Упражнения: «Прошепчи другому на ушко самое прекрасное, что пережил вчера», «Цветок по имени Незабудка».

      Дети заполняют рабочую тетрадь: рисунок «Это я — когда плачу», «Это я — когда переживаю».

      Цель: коррекция низкого уровня самооценки.

      Упражнения: «Играем вместе», игра «Про обезьянку Чики». Завершение занятия «Спасибо за занятие».

      Цель: коррекция низкого уровня самооценки родителей.

      Упражнения: «Я — уникальный», «Зайки и Слоники», релаксационные упражнения. Обсуждение.

      Цель: коррекция умения управлять своими эмоциями.

      Упражнения: «Путешествие по волшебным странам», «Тренируем эмоции», «Встреча эмоций». Релаксационные упражнения.

      Завершение занятия «Спасибо за занятие».

      Цель: коррекция умения воспитателя управлять своими эмоциями. Упражнения: «Передай маску», «Настроение», «В стране поступков и проступков».

      Цель:[/b] коррекция восприятия других людей, развитие уверенности в себе. Упражнения: «Думай, решай, действуй», «Мы разные, мы похожие». Дети заполняют рабочую тетрадь: рисунок «Это я когда сержусь». Завершение занятия «Подарки».

      Цель: коррекция самооценки дошкольников, завершение цикла занятий Упражнения: по желанию детей.

      Дети заполняют рабочую тетрадь: «Продолжаем узнавать самого себя, «Объяснимся с самим собой», «Скоро в школу»(выполняется дома вместе с родителями).

      Таким образом, психологические игры учат детей и взрослых тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Это позволяет при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами. Обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки предполагает также обучение нормам и правилам общения. Ряд тем знакомит с качествами, помогающими и мешающими дружбе и т. д. В целом преимущество психологических игр в том, что ребенок приобретает свободу действий, уверенность в себе и обучается этическим правилам поведения и стремиться к саморегуляции.

      Публикации по теме:

      Программа по оказанию психологической помощи детям дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности «Смелые ребята» Цель: коррекция высокого уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения. Задачи.

      Главная Библиотека Ваш малыш Психология Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста

      Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста

      Тема самооценки из области психологии является одной из самых актуальных. В процессе становления личности самооценка имеет очень важную роль, ведь именно она указывает на индивидуальный уровень развития человека. Именно самооценка регулирует поведение человека и его поступки, отражает внутренний мир индивидуальности.

      Самооценка ребенка в дошкольном возрасте

      Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать себя и окружающих, особенности человеческих отношений. В этом возрасте очень важно заложить основы правильной самооценки, умение адекватно рассматривать собственные силы и возможности. Только тот ребенок, который обладает нормальной самооценкой, сможет наладить контакт со сверстниками, ставить перед собою разумные цели и достигать их. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться личностные качества человека, ребенок начинает усваивать всеобщие человеческие нормы и правила.

      Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте

      Психологи утверждают, что очень важную роль имеет старший дошкольный возраст (дети, возраст которых от 5,5 до 7 лет). Именно в этот период у малышей формируются основные поведенческие механизмы, закладывается основа будущего индивидуума. Ребенок начинает понимать мотивы своих действий, у него зарождается ряд новых социальных потребностей:

      1. уважение и признание со стороны взрослых;
      2. признание одногодок;
      3. коллективные занятия;
      4. принятие другими личного мнения.
      5. Ребенок старшего дошкольного возраста начинает формировать личную систему ценностей, всеобщих норм и правил.

        В этом возрасте малыш формирует свой личный образ. В его основу входит индивидуальный опыт ребенка и информация, которую он получает от окружающих. Дошкольники учатся налаживать контакт с другими детьми, сравнивают себя с ними, сравнивают личный результат деятельности с результатами окружающих. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста познает, в первую очередь, самого себя, а уже потом – окружающих.

        Именно в этот период развития у малышей появляется самосознание. Задание взрослых – правильно организовать деятельность своего ребенка. Это поможет ему правильно оценить себя и свои возможности. Именно то, чем ребенок занимается чаще всего, является источником развития его самосознания.

        Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что основной фактор, который существенно влияет на формирование индивидуальности ребенка в период старшего дошкольного возраста является именно игровая деятельность. Именно этим занятием ребенок увлечен больше всего. Игра являет собою особую форму деятельности, которая направлена на воссоздание и дальнейшее усвоение общественного поведения.

        В этом возрасте малыш четко понимает мотив своих действий и результат, который может за ними следовать. Это связано с развитием самосознания. Он начинает понимать и анализировать собственное поведение, ребенок хорошо замечает отношение к себе окружающих, его причину. Более всего самосознание проявляется с помощью самооценки.

        К окончанию старшего дошкольного возраста малыш в полной степени осознает собственную индивидуальность, у него формируется личное самосознание, он может реально себя оценивать и анализировать собственные действия, поступки и переживания.

        Каждые родители должны помнить, что самооценка их ребенка зависит во многом именно от их оценки. Если вы постоянно унижаете малыша оскорбительными фразами, то не ждите, что с возрастом он сможет реально себя оценивать. Плохие высказывания со стороны родителей хуже всего влияют на малыша. При этом ни в коем случаи нельзя и перехваливать свое чадо. Это может привести к самовлюбленности. Родители должны создавать оптимальные условия для деятельности малыша, при необходимости нужно его хвалить, а при нехороших поступках можно и поругать. Помните, все должно быть в меру.

        Если у ребенка сформируется правильная самооценка, в будущем он запросто сможет критически относиться к высказываниям окружающих. Он будет различать, где правда, где лесть, а где элементарное зазнайство.

        Важную роль при формировании самооценки и ее формировании имеет общение с детьми такого же возраста. Так ребенок учится анализировать поведение других. Это помогает ему видеть реальный результат собственной деятельности. Другими словами, общение со сверстниками помогает формировать умение анализировать других, что в дальнейшем стимулирует развитие адекватной самооценки.

        Очень часто встречаются дети старшего дошкольного возраста, самооценка которых завышена. Чаще всего, это связано с тем, что ребенку сложно выделить реальный результат собственной деятельности. Малышам нереально сложно признаться, что он сделал что-то хуже других.

        Постепенно самооценка приближается к реальности. Ее формированию способствуют игры, у которых есть ряд правил, нарушение которых может стать причиной наказания. В таких условиях ребенку проще сравнить себя с другими малышами.

        Основа адекватной самооценки – умение замечать собственные ошибки, исправлять их и контролировать свое поведение. Это имеет очень важную роль для дальнейшего развития индивидуальности.

        Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

        Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

        Психологичский анализ самооценки личности в спортивной деятельности: особенности, взаимосвязь и роль самооценки. Программа исследования самооценки спортсменов: цели, задачи и методики. Результаты экспериментального изучения самооценки спортсменов.

        автореферат [198.7 K], добавлена 07.11

        Формирование личности подростка в семье. Особенности семейных отношений, необходимых для нормального развития ребенка. Анализ влияния семейного неблагополучия на формирование самооценки подростков. Методы и методики исследования самооценки школьников.

        курсовая работа [304.5 K], добавлена 28.07

        Проблема самооценивания в подростковом возрасте и способы коррекции низкой самооценки. Содержание и основные виды коррекционной работы. Принципы психолого-педагогической коррекции. Опытно-экспериментальная работа по повышению самооценки подростков.

        дипломная работа [120.5 K], добавлена 10.08

        Анализ подходов к структуре, функции и динамике самооценки. Цели и методы фототерапии как средства для коррекции самосознания. Установление связи между повышением уровня самооценки и самопринятием своего телесного Я-образа посредством фототерапии.

        дипломная работа [162.6 K], добавлена 15.01

        Понятие и виды самооценки, этапы ее развития. Психологическая характеристика подросткового возраста. Общая характеристика методик изучения адекватной самооценки личности и рекомендации для педагогов. Влияние самооценки на формирование личности подростка.

        курсовая работа [41.8 K], добавлена 14.01

        Чувство взрослости подростков, их целостные ориентации. Формирование самооценки личности в пубертатный период, влияние родителей. Результаты методики определения самооценки у мальчиков и девочек по Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейну, ее адекватность.

        контрольная работа [150.6 K], добавлена 13.04

        Формирование самооценки младших школьников посредством учебной деятельности. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста. Методики исследования самооценки у младших школьников. Анализ результатов наблюдения за детьми в процессе задания.

        курсовая работа [34.9 K], добавлена 13.01

        Сущность, содержание понятия и особенности самооценки детей в дошкольном возрасте. Методы изучения самооценки и анализ результатов исследования. Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

        дипломная работа [161.1 K], добавлена 15.09

        Функции, виды самооценки. Эрик Эриксон и восемь стадий развития человеческой жизни. Основные этапы формирования самооценки в онтогенезе индивида. Формирования самооценки у детей школьного возраста. Социостатусные характеристики и особенности стиля жизни.

        курсовая работа [38.8 K], добавлена 18.09

        Психологические особенности развития личности. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование. Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте. Основные психологические новообразования переходного периода.

        дипломная работа [159.8 K], добавлена 07.08

        Характеристика возрастного периода. Исследование взаимозависимости неадекватной самооценки и застенчивости у детей подросткового возраста. Реализация психокоррекционной программы, направленной на сплочение коллектива и выработку навыков сотрудничества.

        курсовая работа [168.9 K], добавлена 30.01

        Психолого-педагогический подход к сущности самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста. Формирование адекватной самооценки дошкольников в процессе игры. Оценка эффективности ее развития на основе проведения сравнительного анализа.

        курсовая работа [10.0 M], добавлена 02.03

        Понятие самооценки. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Характеристика методик определения самооценки личности. Тест Нахождение количественного выражения уровня самооценки по Будасси.

        курсовая работа [239.1 K], добавлена 21.01.2004

        Раскрытие понятия самооценка и ее влияния на социализацию личности ребенка. Научные подходы к формированию самооценки у младших школьников. Работа по диагностике самооценки и социализации младших школьников, методы коррекции уровня самооценки.

        курсовая работа [79.2 K], добавлена 20.06

        Понятие, функции и параметры самооценки. Характеристика возрастных особенностей детского и подросткового периода. Пути формирования и способы коррекции самооценки дошкольников, младших школьников и подростков. Программа тренинга личностного роста.

        курсовая работа [134.9 K], добавлена 21.03

        Теоретический анализ самооценки дошкольника как предмета самосознания в психологии. Исследование и определение уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста. Содержание психологической методики по выявлению особенностей самооценки дошкольников.

        курсовая работа [63.8 K], добавлена 18.03

        Функции самооценки личности, ее виды и уровни. Диагностика и коррекция самооценки личности, проблема ее адекватности, формирования и развития. Становление регулятивных функций, помогающих индивиду выступать субъектом личностного поведения и деятельности.

        курсовая работа [165.2 K], добавлена 04.03

        Сущностные характеристики успешности обучения младших школьников. Факторы формирования их адекватной самооценки. Экспериментальная работа по реализации условий успешности обучения детей в младшем школьном возрасте через формирование адекватной самооценки.

        дипломная работа [1.0 M], добавлена 16.03

        Формирование в психологии понятия самооценки человека: общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Источники и значение самооценки в развитии личности, ее влияние на особенности поведения школьника в различных ситуациях.

        курсовая работа [156.4 K], добавлена 06.12

        Самооценка человека и его потребность в самоутверждении, в стремлении найти свое место в жизни. Виды самооценки и характеристика уровня притязаний. Самооценка младших школьников как структурный компонент самосознания. Формирование адекватной самооценки.

        vospityvaem-detej.ru

        3.2.Диагностика и коррекция памяти дошкольника

        Особенности и основные линии развития памяти у детей.

        Память, как и все познавательные процессы, представляет со­бой отражение реальной действительности. Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

        Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и меняется по мере развития его мозга, в ходе психического развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

        Память — основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности. Овладение языком, усвоение знаний об окружающем мире, приобщение к миру человеческой культуры, овладение нормами поведения, приобретение опреде­ленных навыков и умений — псе это связано с работой памяти. Непрерывное расширение кругозора, усложнение деятельности и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками приводят как к количественным, так и к глубоким качественным преобразованиям памяти ребенка.

        До 3-4 лет память ребенка носит преимущественно непроизвольный характер. На ранних этапах развития память слита с ощущением и восприятием, с деятельностью ребенка. Ребенок легко запечатлевает яркие, красочные, необычные, движущиеся предметы, привлекающие внимание своей новизной и динамичностью, качество непроизвольного запоминания зависит от содержания материала (легче запоминается то, что представлено наглядно и близко к жизненному опыту), а также от того, насколько активно ребенок действует с ним (легко запоминается тот материал, с которым ребенок что-то делал — ощупывал, вырезал, строил, перекладывал и т. п.). Лучше запоминаются предметы, если ребенок называет их. Включение слова в деятельность существенно изменяет восприятие и запоминание не только различных предметов, но и их цвета, величины, формы, пространственного расположения, а также выполняемых ребенком действий.

        Задача развития памяти ребенка на этом этапе реализуется через интересную для него деятельность, в процессе непосредственного обогащения сенсорного опыта, через эмоциональное воздействие.

        Для развития памяти малыша необходимо поддерживать его интерес к окружающему миру, обращать внимание на новые объекты, привлекать к наблюдению за перемещением машин, жи­рных, людей. Полезно называть то, что ребенок в данный момент воспринимает, а в дальнейшем побуждать его пользоваться наименованиями предметов и их свойств. Важно обогащать чувственный опыт ребенка, удовлетворять потребность во впечатлениях, формировать наглядные представления о явлениях природы, жизни животных и растений, труде взрослых, о временных и пространственных отношениях, назначении предметов и т. п., то есть выполнять непроизвольную память ребенка социально значимым содержанием.

        Особое значение имеет развитие обратной памяти. Именно конкретные, наглядные, детальные образы предметов, их свойств, действий, т. е представления, составляют основное содержание детской памяти. Они являются тем строительным материалом, которым пользуется ребенок в своих играх, рисунках, рассказах’

        Ведущим новообразованием мнемической деятельности детей дошкольного возраста является переход от ее непроизвольных форм к произвольным. Постепенно непосредственное, непроиз­вольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регу­лируемую деятельность, опирающуюся на специальные способы переработки запоминаемого материала. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. При­чем осознание этой цели значительно легче происходит в игре. Игровая мотивация помогает удержать мнемическую задачу, под­чинить ей свою деятельность. Цель запомнить и припомнить для ребенка, участвующего в игре, имеет совершенно конкретный смысл.

        Следует выделить еще одно достижение в развитии памяти детей дошкольного возраста. Осознание цели запомнить стиму­лирует осознанный поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Первоначально способы запоминания и припоминания очень примитивны: это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепо­том, прикосновение к картинкам, их пространственное перемеще­ние и т. п. В дальнейшем появляются и более сложные приемы запоминания: применение вспомогательных средств, требующих умения создавать новые связи, новую структуру, искать опору на уже известное (в качестве вспомогательных средств могут высту­пать картинки, слова, графические символы, наглядные модели). Начинается развитие произвольной логической памяти.

        Воспитание памяти ребенка старшего дошкольного возраста предполагает целенаправленное обучение его тому, как нужно запоминать и припоминать, как использовать разнообразные спо­собы смысловой обработки материала (смысловую группировку и смысловое соотнесение), а также как контролировать процесс запоминания (как осуществлять самоконтроль).

        Методы изучения памяти дошкольников

        Для изучения памяти ребенка могут быть использованы различные методы, в том числе беседа, естественный и лабора­торный эксперимент. Все имеющиеся методы экспериментально­го исследования памяти ребенка можно разделить на следующие группы.

        1. Методы изучения непосредственного объема памяти. С их помощью устанавливается, сколько единиц информации ребенок способен запомнить за один раз. С этой целью ребенку предъявляют для запоминания такое количество информации, которое заведомо превышает объем его кратковременной памяти. Это классический «метод удержания членов ряда».

        Методы изучения долговременной памяти. Перед ребенком ставится задача запомнить определенный объем материала, и далее определяется количество повторений (опытов), которое ему по­требуется для того, чтобы в полном объеме запомнить материал, изучаемый материал повторяется до тех пор, пока он не будет безошибочно воспроизведен. На основе опытов строится кривая заучивания.

        Методы изучения опосредованной памяти. Методика парных ассоциаций. В данном случае элементы заучиваемой информации предъявляются ребенку парами. Затем, спустя некоторое время, ему показывают один из элементов пары и просят воспроизвести другой. По заданию экспериментатора ребенок и сам может устанавливать ассоциации, т.е. выбирать опоры для опосредованного запоминания. В качестве таких вспомогательных стимулов-средств могут использоваться картинки, слова, графические символы, наглядные модели.

        С помощью метода узнавания устанавливается точность узнавания через различные промежутки времени того материала, который предъявлялся ранее для определения непосредственного объема памяти.

        4. Методы изучения логической памяти. Предъявляемый для запоминания материал подвергается смысловой обработке. В ходе эксперимента устанавливается, владеет ли ребенок приемами осмысливания материала (смысловым соотнесением или смысловой группировкой), влияет ли смысловая обработка материала на продуктивность запоминания, способен ли ребенок подчинить названные приемы целям запоминания.

        Воспитатель в своей ежедневной работе с детьми постоянно сталкивается с индивидуальными проявлениями детской памяти. Одни дети запоминают все быстро и легко, другие постоянно испытывают затруднения. Кто-то легко запоминает стихи, считалки, но с трудом усваивает правила поведения, забывает поручения, постоянно все перепутывает. Почему? Что-то несущественное ребенок может помнить долго, в то время как необходимое для успешной деятельности и общения просто забывает. Почему? При подготовке к утреннику легко и артистично играл свою роль, а на празднике все забыл. Почему?

        Подобные проблемы возникают часто. Для их разрешения воспитатель должен научиться изучать память ребенка.

        Детская психология располагает достаточно обширным фондом методик изучения памяти детей. Предлагаем вниманию некоторые из них.

        Прежде всего, следует выяснить, как сам ребенок оценивает свою память. Беседа может быть построена следующим образом. Спросите ребенка, нравится ли ему в детском саду, чем он любит заниматься, много ли знает стихов, сказок, легко ли запоминает поручения и просьбы взрослых и, наконец, как он думает, какая у него память. Ход беседы может быть и иным. Важно, чтобы воспитатель чутко реагировал на ответы ребенка и его отношение к предмету беседы, каковым является самооценка памяти. Можно спросить, почему ребенок считает, что у него хорошая или плохая память, откуда он об этом знает.

        Ответы детей покажут, насколько осознанно и адекватно они оценивают свою память. Обсуждение особенностей памяти ребенка поможет пробудить у него желание улучшить ее.

        А теперь проверим, какая у ребенка память. Начнем с класси­ческой методики изучения непроизвольной и произвольной па­мяти.

        Методика 1. Непроизвольное запоминание.

        Приготовьте набор из 16 картинок, изображающих знакомые предметы (гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг).

        Предложите ребенку познакомиться с интересными картинка­ми: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». Перед ребенком не ставится задача запомнить. Кар­тинки предъявляются последовательно одна за другой, время по­каза — 5 секунд. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвес­ти по памяти названия всех изображенных на картинках предме­тов: «Назови картинки, которые ты запомнил». Помогать ребен­ку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимули­ровать процесс припоминания: «А какие ты еще помнишь картин­ки. Постарайся еще вспомнить». Зафиксируйте порядок воспро­изведения картинок.

        После того, как убедитесь, что ребенок больше ничего не по­мнит, смешайте картинки с другими и предложите отобрать те, которые он рассматривал (всего картинок должно быть не бо­лее 22). Зафиксируйте, какие картинки ребенок узнал.

        Методика 2. Произвольное запоминание.

        Приготовьте набор из 16 картинок, аналогичный первому по содержанию и трудности (часы, лейка, муха, очки, дом, мяч, кран, утка, стол, арбуз, окно, лодка, зонт, чашка, санки, ведро). Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: «Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил». Время показа каждой картинки -5 секунд. После показа сделайте паузу, можно поговорить с ребен­ком на отвлеченные темы, потом предложите вспомнить картин­ки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.

        Повторите процедуру узнавания, как в первом эксперименте. Сравните результаты. Выясните, в каком эксперименте ребенок запомнил больше картинок, какой вид памяти — произвольный или непроизвольный — оказался более продуктивным. Посмотрите, какие картинки запоминаются детьми чаще, одинаковые ли кар­тинки запоминают мальчики и девочки. Проанализируйте поведе­ние детей в опытах (отношение к задаче запомнить или узнать, умение удерживать мнемическую задачу, отношение к материа­лу, речевые реакции и т. п.).

        Методика 3. Произвольное запоминание в игре.

        Дети играют в «детский сад». Поставьте «повара» в ситуацию дефицита продуктов и разной утвари. Предложите ему сходить в «магазин» и купить. (далее идет перечень предметов, которые ребенок должен запомнить). В «магазине» он должен обратиться к продавцу и повторить названия всех предметов, которые ему велели купить.

        При анализе выявите, как ребенок принимает задачу пойти с поручением в «магазин», запоминает ли, что он должен купить, каков объем удержанного материала, вычленяет ли действие за­поминания и припоминания.

        Сравните результаты 2-го и 3-го опытов. Показатели продук­тивности запоминания занесите в таблицу (табл. 5).

        Развитие произвольной памяти ребенка предполагает не толь­ко выделение им мнемической задачи, но и применение специальных приемов запоминания, повышающих эффективность мнемической деятельности. Чтобы убедиться в этом, проведите следующую группу опытов.

        Методика 4. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти.

        Подберите 2 разных комплекта из 16 картинок, которые мож­но разбить по тематике на четыре группы (например, одежда, ово­щи, посуда, животные — в первом комплекте; обувь, фрукты птицы, цветы — во втором).

        Задание 1. Предъявите один комплект картинок, предложите ребенку рассмотреть все рисунки, затем закройте их и после не­большой паузы попросите назвать те, которые он запомнил. Ма­териал в этом опыте не классифицируется, т. е. идея классифика­ции ребенку не подается. Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок и установите, не пытался ли ребенок классифицировать их по собственной инициативе. Сравните результаты запоминания у тех детей, которые не применяли принцип группирования при запоминании, с теми, кто пытался его применять.

        Задание 2. Предъявите второй комплект картинок, предложи­те разложить его на четыре группы. Попросите ребенка назвать картинки каждого ряда и уберите комплект. Ребенок должен вспомнить и перечислить все картинки по рядам (в данном случае при воспроизведении используется прием классификации матери­ала — методика Л.М. Житниковой).

        Задание 3. Предъявите ребенку третий комплект картинок, аналогичный предыдущим, предложите разложить картинки на четыре группы («про одно и то же»). Выделите цель — запомнить, подчеркните, что нужно назвать сформированные группы так, как он их раскладывал.

        Проанализируйте, приняли ли дети задачу группировать картин­ки в целях запоминания, помогла ли им группировка материала.

        Индивидуальную работу продолжайте с теми детьми, которые не справились с группировкой как умственным действием, не смог­ли выполнить задание на классификацию картинок или не смогли подчинить группировку целям запоминания. Сначала добейтесь, чтобы дети усвоили приемы группировки. Основанием для объединения картинок могут быть любые сходные свойства (цвет, форма, назначение, функциональные возможности, иногда слу­чайные ассоциации). Важно, чтобы ребенок сам обнаружил эти свойства и осознанно объединил предметы по выделенному при­знаку. Только после того, как ребенок усвоит прием группировки и научится выполнять его на разном материале, можно соединить его с мнемической задачей, т. е. предложить использовать груп­пировку как прием произвольного логического запоминания (ме­тодика П. И Зинченко).

        Методика 4 рекомендуется для изучения особенностей памяти детей 5-6 лет.

        Следующий комплекс заданий поможет выявить индивидуаль­ное особенности образной памяти детей и установить, как влияет „писание картинок или предметов при запоминании на продуктив­ность воспроизведения, т. е. как влияет рассматривание и описа­ние на формирование образа.

        Методика 5. Особенности наглядно-образной памяти детей.

        Подберите для занятий с детьми разнообразный наглядный материал: игрушки, предметы, картинки с изображением хорошо знакомых предметов, а также малознакомые предметы или их изображения (по 10 в каждом наборе).

        Задание 1. Предложите ребенку рассмотреть предъявленные игрушки и запомнить их. Через некоторое время предложите вспомнить и описать каждую. Зафиксируйте, какие игрушки ребе­нок запомнил, и какие признаки смог выделить и описать (цвет, форму, детали и т. п.).

        Задание 2. Предъявите другой набор игрушек или картинок, предложите каждую описать и запомнить. Проанализируйте, как влияет описание игрушек на запоминание и воспроизведение. Срав­ните полученные данные.

        В дальнейшем задания 1 и 2 можно варьировать, используя различный материал. Главная задача — научить каждого ребен­ка внимательно рассматривать запоминаемый объект, состав­лять о нем точное детальное представление, описывать его как можно более полно и при запоминании, и при воспроизведе­нии. Овладение приемами запечатления образа является од­ним из главных условий успешности мнемической деятельнос­ти детей 4-5 лет.

        Воспитание логической памяти предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности детей — развитие уме­ния анализировать, выделять в предметах определенные свой­ства, признаки, сравнивать предметы и явления между со­бой, осуществлять обобщение, объединяя различные объек­ты по каким-либо признакам, классифицировать предметы на основе произведенного обобщения, устанавливать смысловые связи.

        Для освоения приемов смыслового соотнесения и смысло­вой группировки рекомендуем использовать следующие мето­дики.

        Методика 6. Парные картинки.

        Из различных настольно-печатных игр типа «Лото» подберите парные картинки, желательно по сериям, например: предметы одежды, игрушки, растения, животные, инструменты и т. п. Игру лучше проводить с подгруппой детей по 3-5 человек за общим столом.

        Задание 1. Подбор парных картинок с одинаковым содержанием.

        Откройте коробку с картинками, покажите малышам выборочно несколько картинок, постарайтесь пробудить интерес к изображенному на картинках. Поощряйте желание назвать их. Каждый ребенок получает по четыре картинки, на которых изображены разные предметы. Предложите детям разложить свои картинки на столе, внимательно рассмотреть их, затем перевернуть изображением вниз. «Разноцветные картинки показали свои спинки и спрятались от нас. Мы поищем их сейчас», — говорит воспитатель и открывает одну из своих картинок (пара от которой есть у кого-то из детей) Назовите предмет, кратко опишите его отдельные признаки, попросите детей поискать, у кого есть такая же. Положите картинку на середину стола, чтобы всем было видно. Тот, кто найдет у себя такую, же картинку, кладет ее рядом для сравнения.

        Отвечая па вопросы воспитателя, дети называют отличительные признаки предмета, нарисованного на картинке, сравнивают картинки друг с другом отмечают тождество. Таким же образом дети обнаруживают тождество еще нескольких пар картинок.

        Задание 2. Подбор сходных парных картинок. Для игры подбираются одинаковые предметы, но с разными отличительными признаками (куклы в разной одежде, ведерки с разными узорами, машинки разных моделей и т. п.). Игра стро­ится аналогичным образом. Для сравнения одинаковых и похо­жих картинок используется прием прикладывания картинок друг к другу. При повторении игры используются другие картинки.

        Таким образом, в ходе игры «Парные картинки» дети перечис­ляют признаки изображенных предметов, т. е. производят элемен­тарный анализ и синтез, учатся соотносить предметы по одинако­вым и сходным признакам. Рассуждая и обмениваясь впечатлени­ями, дети устанавливают тождество и различие предметов. Игра учит их рассуждать и делать выводы.

        Методика 7. Кто здесь прячется?

        Игра учит детей пользоваться простым приемом смыслового запоминания и припоминания, который заключается в установле­нии смысловых связей между объектами, изображенными на кар­тинках.

        Для игры подберите предметные картинки, изображающие игрушки, животных, одежду, фрукты. а также людей. Каждый набор картинок должен включать несколько конкретных предметов, относящихся к одной группе, и их хозяина (человека), например, кукла, коляска, мячик и девочка (хозяйка игрушек); каст­рюля, сковорода, плита и женщина (повар). Можно использовать также предметы, которые служат вместилищем для того, что изображено на картинках, например, яблоко, апельсин, груша и ваза для фруктов. Для игры нужна тонкая палочка и коробка с несколькими отделениями для разных картинок.

        Задание 1. Воспитатель раскладывает на столе набор из 4 картинок, устанавливает в процессе раскладывания смысло­вые и пространственные связи между ними. «Вот девочка Лена (кладет картинку в центр), у нее есть кукла Маша (кладет с одной стороны), коляска, чтобы ее катать (кладет с другой стороны), домните, где лежат картинки, пока они не спрятались». Картинки «прячутся» (переворачиваются изображением вниз). Воспитатель обращается к одному ребенку: «Ты поможешь мне оты­скать картинки. Я постучу палочкой и спрошу: тук-тук, кто здесь спрятался? А ты вспомни и подскажи мне, какая картинка здесь лежит, назови ее». Воспитатель стучит палочкой возле других картинок, привлекая к ответам других детей. Можно несколько раз поменять материал, дать палочку кому-то из детей, пусть он выполнит те действия, которые выполнял воспитатель. Если ребенок правильно назвал картинку, он получает приз и ему передается палочка.

        Задание 2. Каждый ребенок получает набор картинок и сам устанавливает смысловые связи между ними (содержательные и пространственные). Процесс выкладывания картинок, который сопровождается речью, способствует осмысленному запоминанию, как их содержания, так и расположения. Дальше игра строится по уже описанной схеме.

        Если ребенок плохо справляется с запоминанием и припоминанием картинок, ни в коем случае нельзя говорить ему, что у него плохая память. Это причинит большой вред: ребенок может утратить уверенность в себе, и больше не будет ста­раться запоминать что-либо. К тому же ошибки в припоминании могут возникнуть не из-за слабой памяти, а потому, что ребенку неинтересно или он стесняется, не привык к самостоятельности. С ним нужно поиграть отдельно, уделяя особое внимание установлению смысловых связей между картинками подчеркивая цель запомнить.

        Детей 5-6 лет следует целенаправленно обучать применению таких приемов логического запоминания, как смысловая группировка и смысловое соотнесение.

        Обучение приемам логического запоминания — сложный процесс. К нему готовы те дети, которые уже овладели элементарными средствами осмысливания того материала, который предстоит запомнить. Для развития логической памяти необходимо умение сравнивать, обобщать, выделять сходные «»знаки, устанавливать связи запоминаемого материала с уже известным.

        После того, как дети научатся видеть в предъявленном для запоминания материале определенные группы картинок, например, мебель, растения, игрушки, овощи и т, п., научатся относить каждую картинку к определенной группе, подбирать отдельные элементы к родовому понятию второй или третьей степени обобщенности, можно переходить к формирование умения применять группировку или смысловое соотнесение в целях запоминания.

        Методика 8. Формирование приемов логического запоминания

        Цель методики: обучить детей умению подчинить группировку и смысловое соотнесение целям запоминания (методика А. Н. Белоус).

        Задание 1. Предъявите для запоминания набор картинок, подоб­ранных так, чтобы их можно было разложить на четыре группы на одну и ту же тему. Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки. В процессе ознакомления он должен каждую назвать и отнести к определенной группе (шкаф — мебель, платье — одежда и т. д.), установить, что в предъявленной совокупности есть, напри­мер, овощи, одежда, мебель и т. п. Теперь можно разложить кар­тинки на группы (для ориентировки на этом этапе полезно использовать обобщающие картинки — огород, комната, ферма. ).

        Ребенку нужно напомнить, что он должен стараться запомнить картинки так, как раскладывает их. Важно, чтобы он сопровож­дал свою деятельность речевыми комментариями, например: ‘Тут есть мебель. Я ее поставлю в комнату. Вот диван, стол, буфет, шкаф. Теперь положу картинки про овощи: морковка, свекла, перец, лук; их можно сложить в корзинку. Есть еще картинки про одежду: платы, кофта, брюки. «

        После того как ребенок разложит все картинки, предло­жите ему проверить себя, хорошо ли он все запомнил. После этого маленькие картинки уберите, а обобщающие оставьте. После небольшой паузы предложите ребенку вспомнить, ка­кие картинки он раскладывал. Подскажите, что вспомнить все картинки будет легче, если смотреть на большие обобщающие картинки.

        Задание можно выполнить несколько раз на разном материа­ле. Можно также постепенно увеличивать количество запоминае­мого материала (12, 16, 20 картинок). После того, как ребенок научится ориентироваться в материале, обобщающие картинки можно убрать. При воспроизведении ребенок может опираться на обобщающие слова. Важно, чтобы он запоминал и воспроизводил группами. Можно предложить ребенку не раскладывать картин­ки на группы, а только назвать их по группам и так их запомнить, а потом так же группами воспроизвести. Если подобное задание окажется для ребенка слишком трудным, можно предложить ему пользоваться для самоконтроля фишками. Для этого в процессе запоминания каждую картинку он должен обозначать фишкой. Таким образом, после того как картинки будут убраны, на столе останутся фишки. Они и будут служить опорой при воспроизве­дении рядов картинок.

        Дети, освоившие описанные приемы, могут легко запоминать до 20 картинок разного содержания.

        Задание 2. Предложите для запоминания набор картинок с изображением знакомых детям предметов. В качестве опоры запо­минания будем использовать другие картинки, которые ребенок будет сам подбирать по смыслу к первым (прием смыслового соотнесения).

        При овладении приемом смыслового соотнесения сначала нужно научить ребенка находить к предъявленной картинке сходную с ней по содержанию, близкую по смыслу (т. е. подбирать, что к нему подходит). Например, предъявляется картинка с изображением яблока. По смыслу подходит груша или любой другой фрукт, может подойти корзина или ваза. Ребенок может подобрать к яблоку мяч, шар и другие круглые предметы. Таким образом, будут установлены не только смысловые, но и связи на основе внешнего сходства объектов или случайных ассоциаций (например, яблоко — бабушка).

        Важно, чтобы ребенок осознавал эти связи, чтобы они помог­ли ему запомнить нужные картинки. Анализируйте неправильные ответы, учите находить различные смысловые связи и давать им логическое обоснование. Занятия могут повторяться столько раз, сколько потребуется для того, чтобы дети научились правильно соотносить картинку с картинкой, слово с картинкой, картинку со словом (в последнем случае ребенок к предъявленной картинке сам придумывает подходящее по смыслу слово). Такие занятия можно проводить с небольшими подгруппами детей, чередуя их с индивидуальными.

        После того, как прием установления смысловых связей будет освоен детьми, можно ввести мнемическую задачу. Для запоми­нания последовательно, одна за другой предъявляются картинки, ребенок подбирает к каждой другую, подходящую по смыслу, и старается их парами запомнить. При воспроизведении называет картинки тоже парами. На столе перед ребенком остаются картинки, которые он подбирал по смыслу и которые при воспроизведении служат опорой. Если это задание выполняется успешно, можно убрать и опорные картинки.

        На следующем этапе обучения ребенку предлагается запомнить и воспроизвести вслух только предъявленный для запоминания ряд, а процесс установления смысловых связей переводится во внутренний план. Занятия проводятся индивидуально.

        Дети, освоившие прием смыслового соотнесения и научивши­еся применять его в целях запоминания, легко запоминают и вос­производят до 20 картинок или слов.

        Важно формировать некоторые приемы логического запоми­нания у старших дошкольников в целях лучшей их подготовки к школьному обучению.

        Основные направления коррекционной работы

        Предлагаемая программа диагностики развития памяти детей поможет воспитателю не только выявить возрастные и индивиду­альные особенности памяти, но и проследить появление ведущих новообразований в мнемической деятельности, обнаружить откло­нения в развитии памяти детей и выбрать правильное направление коррекционной работы с каждым ребенком.

        Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Главными принципами коррекционной работы должны быть:

        — ориентация на основные возрастные новообразования в мне­мической деятельности детей;

        опора на «зону ближайшего развития» и ведущий вид деятельности;

        принцип единства диагностики и коррекции.

        Успех коррекционной работы зависит, прежде всего, от правиль­ной и объективной оценки результатов диагностического обсле­дования. Следует предостеречь воспитателей и родителей от наи­более распространенной ошибки в оценке детской памяти. Часто взрослые принимают за высокий уровень развития памяти спо­собность ребенка к быстрому и точному запечатлению информации (преимущественно словесной — ребенок быстро запоминает читалки, каламбуры, сложные фразы, длинные стихи. ). Чаще всего этот мнимый успех обеспечивается механическим запоми­нанием, является результатом многократного повторения мате­риала. Ошибочным является и аналогичный подход к развитию детской памяти — через заучивание стихов, считалок и т. п.

        Коррекционная работа должна быть направлена на качествен­ные преобразования мнемической функции детей, а также на разви­тие способности использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности.

        Основные направления коррекционной работы можно охарактеризовать следующим образом.

        1-й этап. Для развития памяти ребенка необходимо, прежде всего, постоянно поддерживать его интерес к окружающему миру, обращать внимание на новые объекты, привлекать к наблюдению за перемещением людей, машин, животных, постоянно называть то, что ребенок в данный момент воспринимает, а в дальнейшем побуждать малыша к использованию наименовании предметов и их свойств.

        Важно постоянно обогащать чувственный опыт ребенка, фор­мировать наглядные представления о различных вещах, наполнять непроизвольную память ребенка новым содержанием, учить свя­зывать непосредственно воспринимаемое с прошлым опытом, учи­тывать интересы ребенка, разнообразить его деятельность, актив­но использовать игру для ознакомления с окружающим.

        2-й этап. Коррекционная работа должна быть направлена на обогащение непроизвольной памяти ребенка новым социально ценным содержанием, на создание условий для развития образ­ной памяти и обогащения наглядных представлений, на формиро­вание способности к точному, детальному, конкретному и яркому запечатлению (через специальные дидактические игры). Важно подвести ребенка к осознанию необходимости преднамеренного за­поминания и припоминания, помочь выделить и осознать цель — запомнить, учить применять вспомогательные средства запоми­нания, обучать детей простым приемам запоминания и осознан­ного самоконтроля, повышающим эффективность мнемической деятельности.

        3-й этап. Формирование предпосылок развития высших форм запоминания — опосредованного и осмысленного. Для развития новых форм мнемической деятельности необходимо постоянно поощрять стремление ребенка быстрее и лучше запомнить, помо­гать выделить и осознать мнемическую задачу — задачу запом­нить, продолжать работу по обогащению памяти детей наглядны­ми, конкретными, детальными представлениями. Важным направ­лением является целенаправленное формирование приемов ос­мысленного запоминания. Необходимо не только показать ребен­ку положительный эффект от применения простых приемов за­поминания, таких, как повторение, проговаривание вслух, опора на уже знакомое, но и учить специальным приемам осмысленной обработки материала — смысловой группировке и осмысленной опоре на внешние вспомогательные средства (картинки, слова, графические символы, наглядные модели).

        Показателем успешности коррекционной работы может слу­жить переход от непроизвольных форм запоминания к произволь­ным, усвоение приемов самоконтроля и осмысленного опо­средованного запоминания, формирование способности использовать продукты памяти в практической и умственной деятель­ности.

        studfiles.net