Эмоциональность человека и их виды

Эмоциональность — это что такое?

Человек имеет в своем арсенале множество качеств, которые выгодно отличают его от представителей животного мира. Одно из таких свойств — эмоциональность. Это способность отражать содержание настроения, переживаний, характера. Не все люди одинаковы в плане эмоциональности. Одни чересчур щедро делятся с миром своим настроением, не скрывая ничего. Хорошо ли это, легко ли живется таким людям? Другие кажутся закрытыми, холодными, безэмоциональными. Холодность также не нравится обществу, ее приравнивают к закрытости. А людей неэмоциональных сторонятся. В этой статье мы поговорим об эмоциональности, ее разновидностях, о том, как ее развить тем, кому не хватает.

Вы наверняка могли слышать такую фразу: «Дай выход эмоциям!» Это не случайное выражение, оно устойчиво закреплено в нашем языке. Мы не пассивные щепки в реке жизни, а постоянно омываемся ее волнами, иногда вольно или невольно участвуем в настоящих штормах. Каждый день мы переживаем массу эмоций, и настроение меняется от мажорного до полностью минорного. Чтобы не сойти с ума от всех этих переживаний, человек имеет возможность делиться ими с миром — это и есть его эмоциональность. Отсюда возникает вопрос: почему не все люди одинаково эмоциональны? Попробуем разобраться в этом ниже.

Что мешает выходу эмоций

Даже застенчивые дети ведут себя естественно и не стесняются демонстрировать то, что чувствуют. Согласитесь, что ни один малыш не будет сдерживать слезы, если больно, или смех, когда весело. Отсюда следует, что закрываться мы начинаем с осознанием себя как личности, то есть с возрастом. Чаще всего это ответ на жизненные обстоятельства. Ребенок не стесняется выражать свои эмоции, пока его не пристыдит родитель или воспитатель: «Не смейся так громко, это неприлично!» Или: «Да что ты нюни распустил, ну прямо как девчонка!» Несколько таких замечаний от человека, который считается авторитетным, и впрямь влияют на эмоциональность. Ребенок начинает себя вести сдержаннее и понимает, что спокойное поведение не вызывает никаких нареканий со стороны взрослых. «Тише едешь — дальше будешь», и малыш привыкает к тому, чтобы утаивать свое настроение от мира.

Холодность как результат обид в прошлом

Иногда эмоциональность (экспрессивность, другими словами) может скрываться и по другой причине. Например, жесткая реакция на открытость вызовет желание больше не проявлять эмоций. Представьте себе молодого человека, который переступил через застенчивость и пылко признается в любви девушке. Вместо принятия и взаимности он отвергается прекрасной дамой, еще и подвергается насмешке. Будет ли у него желание в дальнейшем быть искренним? Скорее всего, он наденет маску циника и будет вести себя холодно с противоположным полом раз и навсегда. Все мы сталкивались с негативной реакцией конкретного человека или общества на открытость, и приводит это всегда к одинаковому результату. Мы становимся более сдержанными, понимаем, когда уместно быть естественным и открытым, а когда стоит изображать «покер фейс», даже если хочется кричать.

Человек не пассивен, и реакции его на мир не являются чем-то стабильным. Поэтому прятать свои эмоции — это скорее защитная реакция, чем отличительная особенность характера.

Неэмоциональность как маска

Не стоит делить людей на «эмоциональных» и «неэмоциональных». Нужно принять как факт, что за маской холодного человека может скрываться пылкость и открытость, но именно из-за этих своих черт, возможно, и пострадала когда-то личность. Можно ли как-то эту маску убрать?

Насильно повлиять на темперамент и эмоциональность человека сложно. У личности должно быть собственное желание стать более открытой миру, не бояться показывать свои эмоции и переживания. После этого проявление экспрессивности — всего лишь вопрос времени.

Развиваем эмоциональность

Высокая эмоциональность имеет все же больше преимуществ, чем низкая. Именно по этой причине, если вы чувствуете, что недостаточно темпераментны, можете развить в себе такое качество. Ниже мы приведем три действительно эффективных и несложных способа развития такого важного качества, как эмоциональность. Уровни пассионарности, безусловно, бывают разные, и из тихони вы не превратитесь в одночасье в душу компании. Но стать открытее и более эмоциональным получится достаточно быстро, если тренироваться и не пренебрегать несложными упражнениями.

Полезные упражнения для развития открытости

  1. Общайтесь. «Холодные» люди чаще всего не очень общительны, им не по душе шумные компании, случайные знакомства. Но именно здесь нужно себя переселить. Нет необходимости лезть знакомиться к прохожим на улице и посетителям увеселительных заведений, начните с того, что не отталкивайте тех, кто хочет с вами познакомиться. Люди не будут даже пытаться познакомиться, если у вас будет на лице «кислая мина», а вот легкая улыбка однозначно располагает к общению.
  2. Еще раз улыбайтесь. Если вы чувствуете, что необщительны, что вам тяжело дается простой разговор с другими людьми, то возьмите себе за правило просто улыбаться. «Надевайте» на лицо улыбку с утра, когда лежите еще в постели. Пусть у вас нет повода для искренней улыбки, едва вы открыли глаза, но растягивание губ как просто механическое действие позволит мышцам лица привыкнуть к этому состоянию. Привычка вырабатывается 30 дней, и 90 должно пройти, чтобы она закрепилась. Вначале придется улыбаться через силу, но с каждым днем непринужденная улыбка будет даваться вам все проще и проще. И пусть вы не будете гиперактивным в общении, приветливое выражение лица будет притягивать к вам людей как магнитом.
  3. Динамическая медитация. Этот способ раскрепоститься и раскрыться может показаться странным, но он не просто действенен — вы поймете его эффективность сразу по окончании медитации. Эмоциональность — это как раз таки открытость миру. А динамическая медитация позволит вам раскрыть внутренние резервы чувственности и дать выход накопившемуся. В чем суть такого способа, который усилит развитие эмоциональности? Вам не нужно записываться на специальные курсы, можете провести сеанс динамической медитации самостоятельно и не менее результативно. Для этого необходимо уединиться в каком-нибудь безлюдном месте на природе. Вы должны быть уверены, что вас никто не слышит и не видит, что за вами никто не наблюдает, — это непременное условие. После чего начните вести себя безумно — кричите, танцуйте в диком стиле, делайте в физическом смысле все, что вам придет в голову. Вначале будет сложно, но как только вы начнете, вы осознаете, что вам нравится, а такой выход эмоций дается все проще и проще.

Полезно ли чрезмерное проявление эмоций?

Повышенная эмоциональность является другой стороной чрезмерности в вопросе о проявлении чувств и степени открытости. Наверняка вы знаете таких людей — рубаха-парень в коллективе, свой в доску человек, не имеющий тайн и секретов ни от кого. Хорошо ли быть таким, или такой темперамент — это скорее недостаток?

Прежде всего, поговорим о преимуществе, которым обладает человек, чье свойство характера — большая эмоциональность. Это наличие обширного круга знакомых, легкость в знакомстве с новыми людьми, возможность не скучать в одиночестве. На первый взгляд может показаться, что и впрямь лучше быть открытым человеком, чем эмоционально ограниченным.

Но есть и свои минусы в жизни таких людей. Вследствие такой открытости общественность знает о жизни этого человека в буквальном смысле все. Высокая эмоциональность — это именно тот фактор, который не оставляет места для тайн, секретов. Кроме того, такой человек может считаться психически неустойчивым, ведь он не будет скрывать своей радости или плохого настроения.

Как стать более спокойным?

Большая эмоциональность может принести личности не меньше трудностей, чем холодность и отстраненность. Нет никаких упражнений для того, чтобы стать менее пассионарным, здесь вам поможет обычный здравый смысл. Чрезмерная экспрессивность уместна на театральных подмостках или в домашней среде с людьми, которые хорошо вас знают. Но сильное проявление вашего настроения и внутренних переживаний не одобрят коллеги или шеф. «Фильтруйте», что и как вы говорите, как себя ведете.

Станьте наблюдателем самого себя, так как превратиться из очень открытого человека в рассудительного даже более сложно, чем наоборот.

fb.ru

Эмоциональность человека и их виды

У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными. Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональность личности».

Определение. Эмоциональность личности — качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и мировоззренческими ориентациями.

Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям, оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.

К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие черты:

1. Впечатлительность — способность человека воспринимать различные ситуации как эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.

2. Эмоциональная устойчивость — качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными особенностями личности.

3. Эмотивность — черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих человеку.

Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.

1. Согласно первой точке зрения, эмоции — это врожденные характеристики организма, поскольку они связаны с его функционированием, нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.

2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается.

3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения совместимы друг с другом. Элементарные эмоции как субъективные проявления органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это утверждение неверно.

Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и становления личности в нескольких направлениях:

Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.

Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля чувств со стороны личности.

В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. д.

cito-web.yspu.org

Схема строения и виды мышц человека

Мускулы нужны не только для того, чтобы гордиться своим рельефом, но и для осуществления движений. Они представляют основу двигательного аппарата и служат мышцы человека для выполнения любых произвольных и непроизвольных действий. Знать анатомию мышечных тканей и их виды должен любой профессиональный спортсмен, желающий быстро и эффективно прокачаться. Ведь от этого зависит составление тренировочного комплекса и распределение нагрузки.

Анатомические особенности мышечных тканей

У человека есть такие основные виды мышц:

  • Не исчерченные. Они представляет собой непроизвольную мускулатуру и их также называют гладкими. Не исчерченные мускулы сокращаются довольно медленно и в этом положении они способны пребывать длительный промежуток времени, не затрачивая много усилий. Такой вид мышечной деятельности называется тоническим. Подчиняются непроизвольные мышцы лишь вегетативному отделу нервной системы, поэтому сознание человека на них никак не влияет. Находится такая мышечная ткань в органах коже, сосудах и т. д.;
  • Исчерченные (скелетные). Такая группа мышц человека является произвольной и представляет собой образования в виде цилиндра. Их волокна переплетаются между собой и соединяются сухожилиями. Размер скелетных мускулов обычно варьируется от 5-6 мм до 15 см и больше, а их средний диаметр составляет 40-60 мкм. Содержится исчерченная мышечная ткань в скелетных мышцах, а также в пищеводе, глотке и т. д. Сокращаются такие мускулы преимущественно интенсивно и произвольно, но при этом они быстро устают. Называется этот процесс тетаническим. Непроизвольные действия свойственны лишь мышцам глотки гортани и т. д.
  • Взглянуть на строение мышц человека можно на этой схеме:

    Движения мышц обычно бывает следующих видов:

    • Динамика. Она представляет собой перемещение тела или отдельных конечностей для выполнения определенных действий;
    • Статика. Такая разновидность движения предназначена для фиксации тела в одном положении, например, сидя за компьютером.
    • Спортсмен должен знать свое тело, поэтому название мышц человека и все их анатомические особенности, в том числе расположение, должны быть ему известны, а понять это можно с помощью этой картинки:

      Ориентируясь на эту схему-картинку мышц человека с названиями можно понять, как они называются и какими бывают, например, на ногах и руках. Такое знание не помешает не только медицинским сотрудникам, но и простым людям и профессиональным спортсменам.

      Опора мышечных тканей

      Опорно-двигательный аппарат включает в себя не только мышцы человеческого тела, но и кости, так как именно на скелете держатся все ткани. Увидеть его строение можно на этом изображении:

      Подвижной составляющей скелета являются суставы. Их концы плотно соединены в суставных сумках. За счет работы суставов в сочетании с мышечным сокращением происходят все движения.

      Дельтовидная мышечная ткань

      Дельты представляют собой одну из самых заметных мышечных групп человека. Ведь на объемные плечи фактически всегда смотрят при зрительном контакте с человеком. Для спортсменов, занимающихся культуризмом, дельты считаются крайне важной составляющей идеальной фигуры. Прокачать их можно с помощью махов гантелями, жима и тяги штанги. Изучить строение этой мышечной группы и ее функции можно на этом изображении:

      Добиться роста грудных мышц непросто, ведь для этого нужно много стараться и правильно построить тренировочный процесс. Такая группа мускулов подчеркивает выразительность рельефа атлета и его мужественность. По своему размеру грудные мышцы уступают многим другим, например, мышечной ткани спины и ног. Однако они представляют собой фактически половину передней части торса, поэтому сразу бросаются в глаза. Для прокачки используются преимущественно отжимания и упражнения на жим. Делится эта мышечная группа на большую и малую грудную мышцу. Посмотреть на функции и строение их можно на этой картинке:

      Спинная мышечная группа

      Спина считается определенным стабилизатором всего тела человека и самой обширной мышечной группой. В нее входит трапеция, а также ромбовидная, широчайшая и многие другие мышцы. Прокачать их можно за счет использования определенных упражнений, способных нагрузить те или иные мышечные группы. Хорошо помогает подтягивание с широким хватом, а также жим и тяга в наклоне. Увидеть строение мышечных тканей спины человека можно на этом изображении:

      Прокаченный пресс хорошо смотрится как у женщин, так и у мужчин. На выпуклые кубики фактически сразу обращают внимание. Однако добиться их крайне сложно, ведь эта зона является проблемной у многих людей. Если мышцы живота подтянуты, то это хорошо не только, с эстетической точки зрения, но и для здоровья, так как человек сможет выносить больше нагрузок и не возникнуть различные болезни. Основу прокачки этой мышечной группы представляют собой пресс на полу и перекладине, а также различные виды скручивания. Посмотреть на анатомические особенности мышц живота у человека можно на этом изображении:

      Мышцы руки преимущественно представлены бицепсами и трицепсами, но также к ним относится брахиалис и плечелучевая мышечная ткань. Они служат для сгибания и вращения руки, поэтому для их прокачки идеально подойдут упражнения с гантелями и штангой. Подтягивания и отжимания подойдут не хуже при отсутствии инвентаря. Посмотреть на их строение можно на этом изображении:

      Ноги представляют собой большую мышечную группу, основу которой представляют мышцы голени, бедра и ягодицы. За счет них, человек может выполнять определенные движения ногами и ходить. Каждая из перечисленных мышечных тканей имеет свои особенности прокачки и нужно изучить их анатомические особенности перед тренировкой. Увидеть строение ягодиц человека можно на этом изображении:

      Строение бедра также имеет свои анатомические особенности, которые можно увидеть ниже:

      Мышцы голени человека хорошо видны на этой картинке:

      Ориентируясь на анатомию мышц ног в картинке, любой человек может подобрать для себя комплекс упражнений, который нагрузит проблемную мышечную группу. Наиболее популярными упражнениями являются приседания и махи ногами. Работа в тренажерном зале также не будет лишней.

      Мышцы у человека расположены таким образом, чтобы правильно и гармонично передвигаться и выполнять определенные движения. Зная их строение и функции, можно сделать упор на определённую мышечную группу, чтобы ее подкачать. В таком случае можно будет добиться впечатляющего рельефа и не оставить ни одной проблемной зоны.

      nashimyshcy.ru

      Вам знакомы основные эмоции человека?

      Вряд ли найдутся классификации эмоций, удовлетворяющие всех исследователей. Одни считают их проявлением перцептивно-когнитивных процессов. Другие уверены, что есть некие базовые эмоции, такие как радость и печаль, гнев, удивление и прочие.

      В статье рассмотрим, какие бывают основные из них: классификацию, виды, характер проявления и роль в развитии личности. Подробно остановимся на предложенной шкале эмоций по Изарду.

      Фундаментальные эмоции: признаки

      Критериями, включающими это свойство, являются:

    • отчетливые нервные составляющие;
    • осознанные переживания;
    • выразительная мимика;
    • появление вследствие эволюционно-биологических процессов;
    • наличие мотивирующего, организационного и адаптирующего начала.
    • Итак, эмоцией может быть переживание подчас руководящее восприятием, действием и мышлением. Базовые эмоции проявляются в результате нейронных программ, какие есть у личности с рождения. Так, при ощущении гнева, у людей на лице появляется характерный оскал, показывающий инстинкт готовности броситься на противника. Некоторые при возникновении этой эмоции, поджимают губы, пряча таким образом, свой гнев.

      С возрастом люди учатся управлять эмоциями. Это касается только внешних проявлений. Тем, кому присуща чрезмерная восприимчивость и излишняя возбудимость, характерно очень динамичное видение действительности. Оно приобретает свойство омраченности, когда одолевает печаль. Бывает и наоборот, когда все вокруг, словно расцветает и окрашивается цветами радуги. Каждое переживание по-разному действует на личность.

      К. Изардом предлагается следующая классификация эмоций, где он различает основные из них:

      Эмоциональные проявления со знаком «плюс»

      Базовые эмоции могут переходить в иные состояния комплексного характера. Так, тревожность появляется из вины, страха, интереса и даже гнева. Каждая из них создает чувства в зависимости от того, какие выражаются те или иные основные свойства. К примеру, с радостью у человека могут ощущаться восторг, экстаз, удовлетворение, ликование. Рассмотрим базовые эмоции подробнее.

    • Через интерес легче осваивается новое, развиваются умения и навыки, мотивируется обучение.
    • Появление радости связывают с возможностью удовлетворения какой-то потребности, наступление которой не было гарантировано.
    • Отдельная классификация эмоции принадлежит удивлению. Его относят к нейтральным проявлениям. Удивление подчас становится реакцией на появившиеся неожиданно обстоятельства.
    • Эмоциональные проявления со знаком «минус»

      Классификация эмоций, относящаяся к базовым со знаком минус, следующая.

    • Гнев — отрицательное проявление. Он появляется неожиданно, как результат препятствия к удовлетворению важной для субъекта составляющей.
    • Страдание тоже имеет отрицательную природу. У личности она возникает тогда, когда невозможно удовлетворить свои потребности. В основном проходит в виде эмоционального стресса.
    • Отвращение вызывается предметами, столкновение с которыми противоречит нравственно-идеологическим или эстетическим критериям.
    • Если это чувствуется вместе с гневом, то поведению присуща сильная агрессивность.
    • Страх появляется тогда, когда есть информация об угрозе благополучия, запрете реализации необходимых потребностей. При этом переживании человек настроен на неблагополучный исход, и на данном основании действует.
    • Презрение появляется между субъектами вследствие существования разных позиций, поведения и жизненных ориентиров. Другие личности воспринимаются, как не соответствующие собственным нормам.
    • Стыд выражается в осознании несоответствия поступков, мыслей и внешности ожиданиям других людей, так и своим представлениям о нормальном поведении или внешнем виде.
    • Печаль нередко связана с завершением чего-либо вместе с утратой и потерей. Из-за этого организм теряет внутреннюю и внешнюю поддержку. Печаль сопровождается болью и пустотой, что иногда приводит к чувству вины.
    • К какой категории не относилась бы классификация эмоции, замечено, что всегда изменяется электрическая лицевая активность. Перемены есть и в мозгу, дыхании, кровоснабжении. Сердцебиение у человека, испытывающего гнев или испуг, бывает чаще на сорок — шестьдесят ударов.

      Такие резкие нарушения свидетельствует, что в данном процессе участвуют разные системы организма. Это влияет на:

    • мышление;
    • восприятие;
    • поведение;
    • а в крайних негативных случаях появляются изменения психосоматического характера.
    • Эмоции вызывают настолько серьезные физиологические перемены, что обойти их вниманием нельзя. Невыраженный эмоциональный процесс, который не осознается, нередко даже не замечается. Но это не значит, что он не влияет на организм. Пусть они не столь бурные, как интенсивные эмоции. Зато по продолжительности могут быть гораздо дольше.

      Это и создает настроение. А если оно продиктовано негативными эмоциями, то становится опасным для здоровья и приводит к таким печальным последствиям, как душевные и физические расстройства.

      Исследования показали, что повышенная эмоциональность влияет даже на иммунитет, понижая порог сопротивляемости к болезням. Так, если печаль или тревога чувствуются на протяжении длительного времени, то вероятность заразиться ОРЗ может быть в разы больше. В организме всегда присутствуют возбудители — вирусы. Но при нормальном самочувствии, они не развиваются. Однако печаль, стресс и прочее становится благоприятной средой для развития болезней.

      Роль эмоций и чувств в жизни человека в связи с развитием личности определяется двумя моментами. Огромное влияние оказывает свойство наследственного характера. Генетические предпосылки в большей степени формируют порог переживания.

      Важен и приобретенный опыт, а также знание человека соответствующей сферы. Проведенные наблюдения в дошкольных учреждениях детей в возрасте от полугода до двух лет, пребывающих в сходных условиях, показали, что эмоциональный диапазон у них отличается.

      Вспыльчивые, улыбчивые и пугливые малыши по-разному воспринимаются. От того, какие эмоции превалируют у ребенка, зависит его социализация и успех. Установлено, что это влияет даже на развитие интеллекта. Неэмоциональный ребенок или тот, у которого часто наблюдается уныние или печаль, исследует мир и интересуется им меньше, чем веселый и наполненный положительными эмоциями, сверстник.

      Перцептивно-когнитивные процессы

      Принцип эмоциональности выражается в зарядке энергией, организации мышления и деятельности. Так, интенсивно переживаемое чувство способствует приливу энергии. Однако, этим влияние не ограничивается. Эмоции побуждают индивида к активности. От этого зависит его мышление и действия.

      Фундаментальные эмоции влияют на восприятие. У радостного человека все переживается, словно в розовом свете. А у того, который постоянно чувствует печаль или страх, восприятие сильно сужается. Для испытывающего гнев, окружающая действительность видится в черном свете.

      Более полувека назад К.Изардом и другими исследователями был поставлен эксперимент, где исследовался принцип эмоциональности личности, с точки зрения того, какие перцептивно-когнитивные признаки выявлялись.

    • Испытуемым, которых разделили на группы, раздали стереоскопы с фотографиями людей в разных эмоциональных состояниях.
    • В одной группе экспериментатору следовало быть уважительным и любезным. В результате испытуемые оценивали изображения чаще как удовлетворенные и радостные.
    • В другой — он проявлял открытую враждебность, и участникам больше виделись люди в стереоскопе, у которых на лицах отражалась печаль, злоба и сердитость.

    Виды и роль эмоций в жизни человека важны, с точки зрения науки. Но, главное, это то, как они влияют на здоровье. Если эмоциональный диапазон долгое время смещен в сторону негативных переживаний, то результатом могут быть изменения в гипоталамусе, гиппокампе, миндалине, перегородке и иных структурах. Поэтому остановить застойные отрицательные базовые эмоции за один миг, увы, не получится. Для этого организму должны быть созданы такие условия, при которых возможна полная замена афферентации.

    Примечательно, что положительные эмоции не могут быть суммированы так же, как отрицательные. Они очень приятны для личности, но проходят, не накладывая отпечаток одного на другое, как негативные.

    Отрицательные виды и роль эмоций в жизни человека опасны, в первую очередь, своей способностью умножаться. Тем самым они могут наносить значительный вред здоровью человека.

    По мнению российского психолога Нины Рубштейн, в свойство эмоции входит сила, необходимая для воплощения действий. Иногда люди, которым присуща повышенная эмоциональность, действуют в автоматическом и даже бессознательном режиме без понимания побуждающей причины. Только спустя какой-то промежуток времени приходит ясность того, что руководило поступком. Способность же личности распознавать признаки и понимать эмоции — уже половина пройденного пути к обретению внутренней свободы.

    yourspeech.ru

    1.3 Деятельность — определение, типы, виды

    Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя [4]. Деятельность является формой реализации отношения субъекта к миру объектов, можно выделить разные типы таких отношений, реализуемые в разных формах деятельности: практической, познавательной, эстетической и т.д. Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями. Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач. Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида. Все это — типы человеческой деятельности.

    Внутри каждого типа деятельности можно выделить отдельные виды деятельности по различию их предметов — мотивов: общение, игра, учение и труд.

    Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребёнка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

    Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом.

    Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряжённостей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путём.

    Игры бывают: индивидуальные (игрой занят один человек), групповые (с несколькими людьми), предметные (связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов), сюжетные (разворачиваются по сценарию, в основных деталях), ролевые (в игре человек ведёт себя согласно роли, которую берёт на себя) и игры с правилами (регулируются системой правил). Игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют развивающее значение, для взрослых же — разряжающее.

    Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (в специальных образовательных учреждениях) и неорганизованным (в других видах деятельности как побочный, дополнительный результат). Учебная деятельность служит средством психологического развития индивида.

    Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Это основные характеристики видов деятельности.

    В школе А.Н. Леонтьева выделяют две формы деятельности субъекта (по характеру ее открытости для наблюдения): внешнюю и внутреннюю. Под внешней деятельностью обычно имеются в виду различные формы предметно-практической деятельности (например, забивание молотком гвоздя, работа на станке, манипуляции игрушками у маленьких детей и т. п.), где происходит взаимодействие субъекта с четко представленным для внешнего наблюдения объектом. Внутренняя деятельность — это скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов (например, теоретическая деятельность ученого по решению какой-либо математической задачи, работа актера над ролью, протекающая в форме внутренних обдумываний и переживаний, и т.п.). Соотношение внешних и внутренних компонентов не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход от внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при её восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращённый, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми [4, 5].

    Деятельность отличается от поведения (поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определённого продукта, зачастую носит пассивный характер) и имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру, средства. О мотивах и целях мы говорили в параграфе 1.1., поэтому сразу перейдём к третьей характеристике — предмет деятельности. Предметом деятельности называется всё то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является информация, учебной — знания, умения и навыки, трудовой — создаваемый материальный продукт.

    Деятельность имеет сложную иерархическую структуру. Она срстоит из нескольких «слоев», или уровней. Это особенные деятельности (или особые виды деятельности); затем уровень действий ; следующий — уровень операций; наконец, самый низкий — уровень психофизиологических функций. Особенные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая деятельности.

    Действие — это основная единица анализа деятельности. Действие — одна из основных «образующих» деятельности. В этом понятии, как в капле воды, отражены основные исходные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями.

    1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания).

    2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

    3.Деятельность — это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

    4.Действия человека предметны; они реализуют социальные — производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

    Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные «этажи» иерархической системы действий. Это можно продемонстрировать на любом примере.

    Предположим, человек хочет позвонить в другой город. Чтобы осуществить это действие (I порядка), ему нужно совершить ряд частных действий (II порядка): отправиться на переговорный пункт, найти подходящий автомат, занять очередь, приобрести телефонные жетоны и т. п. Попадая в кабину, он должен осуществить следующее действие в этом ряду: соединиться с абонентом. Но для этого ему придется выполнить ряд еще более мелких действий (III порядка): опустить монету, нажать кнопку, дождаться гудка, набрать определенную цифру и т. д.

    Теперь мы обращаемся к операциям, которые образуют по отношению к действиям следующий, нижележащий уровень.

    Операцией называется способ выполнения действия. Перемножить два двузначных числа вы можете в уме и письменно, решая пример «в столбик». Это будут два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия, или две разные операции. Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций. Характер операций зависит от условий совершаемого действия. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

    Наиболее точный психологический признак, различающий действия и операции — осознаваемость/неосознаваемость, в принципе может быть использован, однако, далеко не всегда. Он перестает работать как раз в пограничной зоне, вблизи границы, которая разделяет слой действий и операций. Чем дальше от этой границы, тем достовернее данные самонаблюдения: относительно представленности (или непредставленности) в сознании очень крупных или очень мелких актов субъект обычно не сомневается. Но в пограничной зоне становится существенной ситуативная динамика деятельностного процесса. И здесь уже сама попытка определить осознаваемость какого-либо акта может привести к его осознаванию, т. е. нарушить естественную структуру деятельности.

    Единственный путь, который сейчас видится,- это использование объективных индикаторов, т. е. поведенческих и физиологических признаков, деятельного уровня текущего процесса.

    Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности — психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

    Вернёмся к характеристикам деятельности, и последняя характеристика — средства осуществления деятельности. Это те инструменты, которыми пользуется человек, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведёт к её совершенствованию, в результате чего она становится более продуктивной и качественной.

    И в заключение параграфа подчеркнём главные отличия деятельности человека от деятельности животных:

    1.Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создаёт.

    2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

    3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

    4. Человеческая деятельность в её разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

    5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма [4].

    Сущность мотивации. Мотив и стимул. Основные теории мотивации.

    Мотивация — это некий процесс побуждения себя или других к деятельности и достижения определённых целей. Стимул, стимулирование включает в себя ещё и материальную сторону, это своего рода обещание вознаграждения, вознаграждение, которое так же служит побуждением к деятельности, достижению целей. Мотивация — это внутренний процесс. Стимулирование — внешний. Мотив подразумевает внутреннее побуждение или устремление индивида вести себя определенным образом для удовлетворения потребностей. А стимул захватывает ещё и материальный аспект. Теории мотивации: Содержательные: модель мотивации А. Маслоу на основе иерархии потребностей: первичных, социальных, уважения и самовыражения, самореализации через последовательную их реализацию; модель мотивации Д. Мак-Клелланда с использованием потребностей власти, успеха и признания в группе, причастности к ней; модель мотивации Ф. Херцберга с использованием гигиенических факторов (условия труда, межличностные отношения и др.) в сочетании с «обогащением» самого процесса труда: ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей; Процессуальные: модель мотивации на основе теории ожидания В.Врама: человек направляет свои усилия на достижение цели тогда, когда будет уверен в удовлетворении своих потребностей. Мотивация является функцией фактора ожидания по схеме: «затраты труда —> результаты —» вознаграждение»; модель мотивации на основе теории справедливости: личные затраченные усилия люди сравнивают с вознаграждением, сопоставляя его с вознаграждением других за аналогичную работу. Если труд недооценивается, усилия уменьшаются.

    Понятия «руководства» и «лидерства», особенности этих форм воздействия.

    Руководство – это целенаправленно воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. Лидера характеризует: способность воспринимать общие нужды и проблемы коллектива и принимать на себя определенную долю в решении этих проблем; способность быть организатором совместной деятельности: он формулирует задачу, волнующую большинство членов коллектива, планирует совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива; чуткость и проницательность, доверие к людям, он – выразитель общих для коллектива позиций его членов. Основные различия между руководством и лидерством: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе «по вертикали», т.е с точки зрения отношений доминирования и подчинения; руководство есть закономерный и необходимый элемент процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; руководство выступает как процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов организаций, а лидерство – процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью; руководитель есть посредник социального контроля и власти, а лидер – субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в личностных отношениях. Руководитель-лидер не командует, не призывает и «не давит» на работников, а ведут людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем.

    Общие и специальные функции управленческой деятельности.

    Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами. Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. Общие функции управления: осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления; присущи управлению любой организации; разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени; относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.К таким функциям, в частности, в менеджменте относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Конкретные (специфические) функции представляют собой результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части.Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Специальные функции — являются подфункциями конкретной функции (например, специальной функцией управление основным производством является оперативно-календарное планирование основного производства).

    Деятельность как психологическая категория.

    Основные категории ПУ — деятельность и труд. Деятельность — активность, реализующая потребности человека, её характеристика — внешняя сторона (используемые орудия труда, технологии, соц.роли, языки, нормы и ценности), внутренняя сторона(выражается в обусловленности психики прошлым опытом, потребностями, мотивами и целями).Деятельность человека имеет сложный генетический, функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины» и более или менее определенную структурную и функциональную организацию. Ее состав многокомпонентен. В ее осуществление вовлекаются психические процессы, состояния и свойства личности разного уровня сложности. В зависимости от целей эта деятельность может длиться годами или даже всю жизнь. Однако какой бы сложной она ни была, как бы долго она ни длилась, ее можно описать, используя универсальные единицы, в которых отражается не содержательный, а именно структурно-уровневый подход к ее описанию. Единицами деятельности, представляющими собой ее более мелкие фрагменты, но в то же время сохраняющими специфику ее психологического содержания, являются те ее элементы, которые закреплены в понятиях действие и операция. Целенаправленную активность, связанную с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, принято в психологии называть действиями. Операция – та конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий (например, физическими свойствами объекта, местоположением, ориентацией в пространстве, доступностью и т. д.). Проще выражаясь – операция является способом выполнения действия. Операции формируются через подражание (копирование) и путем автоматизации действий. В отличие от действий, операции малоосознаваемы.

    Принцип единства психики и деятельности; двухэтапность исследования психологии деятельности.

    Принцип единства сознания и деятельности — основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в т.ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Психика, сознание «живет» в деятельности, которая составляет их «субстанцию», образ является «накопленным движением», т.е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними», т.е. сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней.Принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа — анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй — с анализом субъективного, собственно психологического содержания.

    Основные функции управления: планирование, мотивирование и др.

    В настоящее время широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс^ Основные виды управленияПланирование — процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функция планирования отвечает на три вопроса: · где организация находится в настоящее время; · куда она хочет двигаться; · как организация собирается сделать это. ^ Организация. Этапы: 1. структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций; 2. организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве). Мотивация — максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу. Этапы: 1. определение потребности работников; 2. предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через хорошую работу. Контроль — процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели. Этапы: 1. установление стандартов; 2. измерение того, что было фактически достигнуто и сравнение достигнутого с намеченными стандартами; 3. определение источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.

    Основные психологические требования к эффектному менеджеру.

    Множество существующих подходов к определению нормативной модели эффективного руководителя можно объединить в 3 основные группы:

    1. Функциональный подход. Основным моментом для выработки требований к

    эффективному менеджеру является определение его функций. При этом основной для выделения функций выступает саруктура деятельности менеджера.

    В большинстве случаев функциональные характеристики деятельности менеджеров связаны с осознанием и формулированием миссии организации, постановки цели, управлением ресурсами, контролем процессов во внешней и внутренней среде организации.

    Можно назвать 12 отражающих структуру и специфику профессиональной деятельности менеджера функций:

    1. Познания — познание человека, группы, организации, ее среды, актуальной ситуации управления;

    2. Прогноза — определение основных направлений и динамики развития управляемых переменных;

    3. Проектирования — определение миссии, целей и задач организации, программирования и планирование деятельности;

    4. Коммуникативно-информационную — формирование, структурирование, сохранение коммуникационных сетей, сбор, преобразование и направление в коммуникационные сети необходимые для управления информации;

    5. Мотивация — рациональное воздействие на совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности субъекта и объекта управления;

    6. Руководства — принятие ответственности за предлагаемые решения и их последствия на основе нормативных актов или соглашений внутри организаций;

    7. Организации — реализация целей и задач управления;

    8. Обучения — передача необходимых знаний, навыков, умений персоналу;

    9. Развития — целесообразное изменение психологических переменных личности и группы;

    10. Оценки — формирование и применение норм и стандартов деятельности;

    11. Контроля — отражение соответствия актуального состояния организаций целям управления;

    12. Коррекции — внесение необходимых изменений в цели и программы управления.

    При проведении процедур профессионального отбора руководителей с позиций функционального подхода оценивается готовность претендентов эффективно выполнить именно те функции, которые являются характерными для предполагаемой должности.

    2. Личностный подход. Основывается на допущении, что эффективная управленческая деятельность связано с обладанием менеджером некоторых множеством личностных черт.

    Профиль эффективного менеджера, согласно которому успешного руководителя характеризуют следующие особенности:

    — поиск возможностей и инициативность; упорство и настойчивость;

    — ориентация на эффективность и качество; вовлеченность в рабочие контакты;

    — способность убеждать и устанавливать связи; независимость и уверенность в себе.

    3. Ситуационный (поведенческий) подход. Успешное руководство зависит от:

    1. ожиданий и потребностей руководимых лиц;

    2. структуры группы и специфики ситуации;

    3. Культурной среды, в которую включена группа;

    4. истории организации, в которой осуществляется руководящая деятельность;

    5. возраста и опыта руководителя, его стажа;

    6. Психологического климата в группе;

    7. личностных особенностей подчиненных.

    Ситуационный подход позволяет выделить ряд особенностей личности менеджера, которые свидетельствуют о готовности менеджера к продуктивной активности в широком диапазоне ситуаций. К ним можно отнести, в частности, способность к гибкому изменению стиля руководства, устойчивость к неопределенности, отсутствие жестких стереотипов.

    Таким образом, можно заключить, что сверх задачей профессионального отбора менеджеров является установления соответствия личностных особенностей претендента особенностям организации, структуре и функциям деятельности, актуальным и прогнозируемым состоянием профессиональной среды.

    Сущность управленческой деятельности, два основных плана ее характеристики.

    Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).Деятельность предполагает два основных плана характеристики — внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нею. Условия труда — система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.

    Механизм исполнения решений и его роль в управленческой деятельности. Модель принятия решений как круговой процесс, его этапы.

    Этапы процесса принятия решений:1) Выявление проблемы – первичное различение в той или иной противоречивой ситуации проблемы, требующей разрешения. Обнаружившееся расхождение между реальным и желаемым состоянием организации.2) Анализ, диагностика проблемы на основе сбора фактического материала, относящегося к возникшей проблеме. Обнаружив проблему нужно ее правильно квалифицировать, что является второй задачей процесса разработки управленческого решения. Диагностика призвана установить характер проблемы, ее связь с другими проблемами, степень ее опасности, сбор и анализ фактов.3) Определение сущности проблемы, ее главного содержания. На этом этапе результаты проведенного анализа используются для выработки вариантов решений. Таких вариантов должно быть много, чтобы путем их сопоставления можно было выбрать наилучший, наиболее обоснованный.4) Выбор оптимального варианта решения и доведение его содержания до исполнителей. Такой выбор предполагает рассмотрение всех вариантов предполагаемого решения и исключение субъективных моментов в его содержании. Оптимальным будет тот вариант, который наилучшим образом учитывает сущность возникших проблем, приемлем по объему необходимых для его осуществления расходов и наиболее надежен с точки зрения возможности его осуществления.5) Практическое осуществление под контролем руководителя путем использования механизма обратной связи. Выполнение принятого решения включает в себя все основные фазы управленческого цикла – планирование, организацию, мотивацию и контроль.

    Единоличные и согласованные решения, условия для их принятия.Необходимость принятия решения возникает в том случае, когда невозможна привычная, стереотипная реакция на полученную информацию. Руководитель может принимать решения как единолично, так и согласовано с трудовым коллективом.Единоличные решения принимаются руководителем в основном при минимальном коммуникативном пространстве – например, решения, принимаемые в чрезвычайных условиях, или решения значение которых не велико.Но есть и такие решения, которые лучше принимать согласованно, с учетом мнения коллектива, либо с учетом мнения фирм, с которыми сотрудничает данное предприятие например, об изменении сроков поставки продукции.

    Роль обратной связи в системе управленческой коммуникации.

    Обратная связь — оперативная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; это информация (в вербальном и невербальном оформлении), которая отсылается назад к отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоении и согласии с ним. Обратная связь позволяет отправителю не только узнать результат акта коммуникации, но и скорректировать следующее сообщение для достижения большего эффекта. Если результат передачи сообщения достигнут, говорят, что действует положительная обратная связь; в противном случае действует отрицательная обратная связь. Налаживание обратной связи в организации — достаточно сложная задача. Особенно это касается вертикальных, властных коммуникаций при контроле через принуждение, когда получатель информации испытывает страх перед возможными санкциями и специально искажает сообщение, поступающее через каналы обратной связи.

    Методы психологических исследований: общенаучные и специальные; неэкспериментальные и экспериментальные.

    Не экспериментальные методы: наблюдение; анкетирование; беседа; архивный метод» или изучение продуктов деят-ти (В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деят-ти могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деят-ти). Экспериментальные методы: естественный (условия организует не экпериментатор, а сама жизнь, оценивается естественное поведение человека); моделирующий (испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого); лабораторный (проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных усл, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбор). Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа. Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

    studfiles.net