Диагностика эмоциональности русалова

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Методика «Определение эмоциональности» (В.В.Суворова)

Шкалы: интегральный показатель эмоциональности

Тест предназначен для диагностики интегрального показателя эмоциональности.

Инструкция к тесту

1. Можете ли вы сильно покраснеть от смущения или стыда так, что сами ощущаете, что щеки пылают и слезы навертываются на глаза?

2. Приходилось ли вам бледнеть от страха или огорчения?

3. Часто ли вы смущаетесь, свойственна ли вам застенчивость?

4. Легко ли вы плачете от обиды, несчастья, сопереживания или даже от радости? Могут ли у вас появиться слезы от эстетического удовольствия, когда слушаете музыку, читаете стихи?

5. Прошибал ли вас пот в неприятной или трудной обстановке?

6. Наблюдается ли у вас сухость во рту при сильном волнении? Садится ли у вас при этом голос?

7. В моменты сильного волнения или смущения не ощущаете ли вы скованности конечностей, когда ноги становятся негнущимися, «ходульными» или «ватными» и подкашиваются?

8. Не замечали ли вы дрожание пальцев рук при сильном волнении или смущении, не бывает ли у вас внутренней дрожи и ознобоподобного состояния («мороз по коже»)?

9. Вы действительно перед каждым выступлением так волнуетесь, что вам кажется, что вы все забыли?

10. Можете ли вы во время ответа на экзамене, публичного выступления потерять мысль, растеряться и замолчать?

11. Часто ли вы раздражаетесь и возмущаетесь? Можете ли, рассердившись на ребенка, сгоряча наказать его?

12. Свойственно ли вам ссориться с близкими, если вы видите несправедливость их поступков? Часто ли при этом дело кончается вашими слезами, унынием и раскаянием?

13. Вы действительно не можете отключиться от неприятностей и огорчений, не думать о них и плохое настроение всецело владеет вами длительное время?

14. В моменты волнения или смущения вы становитесь излишне суетливы?

15. При волнении у вас возникают боли в области солнечного сплетения?

Обработка и интерпретация результатов теста

• от 6 до 10 баллов – средняя,

• от 11 баллов и выше – высокая.

www.gurutestov.ru

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова. (Методика ОФДСИ / Тест структуры темперамента Русалова)

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (Методика ОФДСИ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств двигательной (психомоторной) и интеллектуальной (мышление) сферы и коммуникативного (общение) аспектов темперамента.

По С.Л.Рубинштейнау “темперамент” — это динамическая сторона личности, выражающаяся в импульсивности, темпах психической деятельности”. Среди индивидуальных особенностей человека, которые ярко характеризуют его поведение, заметное место принадлежит темпераменту. Это наиболее устойчивое образование, так как он имеет генетическую основу, то есть индивидуальные особенности темперамента являются врожденными.

Исследователи выделяют в структуре темперамента три сферы: эмоциональная сфера, моторная сфера и общая активность. Эмоциональная сфера — это чувствительность, импульсивность и другие качества, характеризующие силу и динамизм проявления эмоций. Моторная (двигательная) сфера — частное выражение общей активности. Сюда относятся такие проявления темперамента, как темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой.

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова. (Методика ОФДСИ / Тест структуры темперамента Русалова):

Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:

  • 1 — не характерно
  • 2 — мало характерно
  • 3 — довольно характерно
  • 4 — характерно
  • 1. Я часто испытываю потребность в движении. 2. Я не ищу новых решений известных проблем. 3. Я постоянно хочу приобретать новые знания.

    6. Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал (а).

    8. Мне легко одновременно выполнять несколько дел, например, смотреть телевизор и читать.

    9. Мне легко выполнять умственную работу, требующую длительного внимания.

    13. Я легко переключаюсь с одного дела на другое, занимаясь ручной работой.

    16. Я – подвижный человек.

    18. Я легко переключаюсь с решения одной проблемы на другую.

    19. Я предпочитаю быструю ходьбу.

    20. Моя речь медленна и нетороплива.

    23. Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое принятие решения.

    26. Я – ранимый человек.

    27. Я неохотно выполняю срочную умственную работу.

    32. Мне легко заниматься физическим трудом длительное время.

    33. Я чувствовал(а) бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был(а) бы лишен(а) возможности общения с людьми.

    34. Я никогда не опаздывал(а) на свидание или на работу.

    36. Я регулярно читаю о новых достижениях науки и техники.

    37. Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.

    41. Мне легко готовиться к нескольким экзаменам одновременно.

    42. Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

    43. Моя речь часто опережает мои мысли.

    46. Во время беседы мои мысли часто перескакивают с одной темы на другую.

    48. Я чувствую в себе избыток интеллектуальной энергии.

    49. Мне нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений.

    50. Мне трудно говорить быстро.

    52. Я испытываю досаду, когда у меня не хватает ловкости для участия в спортивных играх на отдыхе.

    53. Я быстро думаю, находясь в любой ситуации.

    54. Работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает меня.

    55. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.

    56. Я переживаю, когда меня не понимают в разговоре.

    57. Я говорю свободно, без запинок.

    58. Я охотно выполняю физическую работу.

    60. Я предпочитаю заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки.

    63. Как правило, я не вступаю в общение с малознакомыми людьми.

    68. Я предпочитаю постоянно находиться среди людей.

    71. Я – разговорчивый человек.

    72. Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких.

    74. Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостатки.

    76. Мне нравится разнообразный ручной труд.

    77. Мне легко внести оживление в компанию.

    78. Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.

    79. Мне легко провести прямую линию от руки (без линейки).

    80. Я могу, не раздумывая, задать вопрос незнакомому человеку.

    83. Я считаю свои движения медленными и неторопливыми.

    85. Когда я оживленно рассказываю о чем-то, я прибегаю к мимике и жестам.

    86. У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.

    87. Для подготовки к экзаменам я трачу времени меньше, чем другие.

    88. В моей речи много длительных пауз.

    90. Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.

    92. Я чувствую в себе избыток физических сил.

    93. Движения моих рук быстры и стремительны.

    95. Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.

    96. Я предпочитаю задания, не связанные с большой умственной нагрузкой.

    97. Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.

    102. Я довольно быстро выполняю физическую работу.

    103. Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.

    104. Я быстро читаю вслух.

    106. Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.

    108. Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).

    109. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.

    115. Я без особого труда смог(ла) бы начертить сложную геометрическую фигуру.

    116. В компании я обычно начинаю разговор первым.

    117. Я легко воспринимаю быструю речь.

    118. У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.

    119. Я быстро решаю головоломки.

    120. Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.

    122. Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.

    123. Мне нравится быстро говорить.

    125. Я люблю бывать в больших компаниях.

    129. Я люблю уединение.

    130. Мне легко настроиться на выполнение нового задания.

    131. Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими руками.

    139. Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.

    141. В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.

    142. Я обычно медленно выполняю интеллектуальные задания.

    147. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.

    148. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.

    149. Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.

    150. Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.

    Ключ к Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова. (Методика ОФДСИ / Тест Русалова)

    На основе этих 150 вопросов разработано 13 шкал (показателей), которые совместно дают целостную картину выраженности формально-динамических свойств индивидуальности. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.

    Эргичность психомоторная (ЭРМ)

    1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132.

    Эргичность интеллектуальная (ЭРИ)

    3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143.

    Эргичность коммуникативная (ЭРК)

    7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129*.

    Пластичность психомоторная (ПМ)

    11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131*.

    Пластичность интеллектуальная (ПИ)

    2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149.

    Пластичность коммуникативная (ПК)

    15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135.

    Скорость психомоторная (СМ)

    16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136*.

    Скорость интеллектуальная (СИ)

    5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145.

    Скорость коммуникативная (СК)

    20*, 50*, 57, 71, 81*, 85, 88*, 91*, 104, 117, 123, 137*.

    Эмоциональность психомоторная (ЭМ)

    22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144.

    Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ)

    6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147.

    Эмоциональность коммуникативная (ЭК)

    26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148.

    Контрольная шкала (КШ)

    29, 34, 42*, 86*, 121*, 150*

    Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (1 = 4)(2 = 3)(3 = 2)(4 = 1).

    Интерпретация результатов Опросника формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова. (Методика ОФДСИ / Тест Русалова)

    Средние значения (26-34 балла)

    Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность.

    Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.

    Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность.

    Повышенная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений.

    Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда.

    Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.

    Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.

    Средняя скорость моторно-двигательных операций.

    Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.

    Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.

    Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.

    Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.

    Высокие значения (35-48 баллов)

    Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов.

    Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.

    Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения.

    Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач.

    Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности.

    Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем.

    Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллек­туальной деятельности.

    Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.

    Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.

    Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спо-койствие, уверенность в себе.

    Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения.

    Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реаль-ным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением.

    Низкие значения (12-25 баллов)

    Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий замкнутость.

    Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности.

    Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству.

    Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ.

    Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам.

    Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ.

    Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность.

    Обычная скорость речевой активности и вербализации.

    Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности.

    Низкая чувствительность к, неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.

    Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.

    Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.

    Контрольная шкала варьируется от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испытуемые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испытуемые с высокими значениями по данной шкале (18-24 балла) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

    Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, предложены следующие 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.

    1. Индекс психомоторной активности (ИПА) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.

    ИПА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.

    2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.

    ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102. 3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.

    ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.

    4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.

    ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/- 36, т.е. от 234 до 306.

    Индекс общей эмоциональности

    5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.

    Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.

    Индекс общей адаптивности

    6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности.

    На основании вышеприведенных индексов, можно выделить довольно большое количество вариантов темперамента, в настоящее время можно говорить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.

    Для вычисления дифференциального типа темпераментального типа в определенной сфере поведения необходимо на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей эмоциональной шкалы.

  • Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т.е. активность выше 102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствующей сфере.
  • Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т.е. активность меньше 70, а эмоциональность — меньше 26, то данный испытуемый — «флегматик».
  • Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т.е. выше 102), а эмоциональность — ниже нормы (т.е. ниже 26), то этот испытуемый — «сангвиник».
  • Тип 4. Если активность меньше нормы (т.е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы, т.е. (больше 34), то испытуемый — «меланхолик» в соответствующей сфере.
  • Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т.е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоэмоциональному» типу.
  • Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т.е. больше 34), данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоэмоциональному» типу.
  • Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т.е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоактивному» типу.
  • Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоактивному» типу.
  • Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к «неопределенному» типу.

Вычисления общего типа проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат отложить значения ИОА (индекса общей активности), а на оси абсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). Названия типов те же, что и в случае дифференциальных типов.

Если оба значения выше нормы — «холерик», если оба значения меньше нормы — «флегматик». Если по шкале обшей активности значение выше нормы, а по шкале общей эмоциональности ниже нормы — «сангвиник». Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы — «меланхолик». Если оба значения в пределах нормы — «неопределенный» тип.

Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности выше нормы, то — «смешанный высокоэмоциональный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то — «смешанный низкоэмоциональный» тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то — «смешанный высокоактивный» тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то — «смешанный низкоактивный» тип.

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова. (Методика ОФДСИ / Тест структуры темперамента Русалова)

psycabi.net

Тест на чувствительность. Диагностика эмоциональности, методика В.В. Суворова.

Данная методика диагностики эмоциональности была предложена В.В. Суворовым в 1976 г. и определяет общую эмоциональность человека.

Эмоциональность — один из основных компонентов темперамента, который как известно не меняется на протяжении всей жизни, в отличии от характера. Эмоциональность включает в себя впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.д.

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — психические состояния как человека, так и животных, связанные с инстинктами, потребностями, мотивами и выражающие в форме переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на человека ситуаций. Эмоции участвуют в регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояний организма, всех его систем.

Методика Суворова включает 15 вопросов (утверждений), время тестирования — 5-10 минут.

Тест на «чувствительность». Диагностика эмоциональности, методика В.В. Суворова:

Вам предлагается ряд утверждений. Если Вы согласны с высказыванием, то рядом с его номером напишите «да» или поставьте знак «+», если не согласны — «нет» («-«).

  1. Можете ли вы сильно покраснеть от смущения или стыда так, что сами ощущаете, что щеки пылают и слезы навертываются на глаза?
  2. Приходилось ли вам бледнеть от страха или огорчения?
  3. Часто ли вы смущаетесь, свойственна ли вам застенчивость?
  4. Легко ли вы плачете от обиды, несчастья, сопереживания или даже от радости? Могут ли у вас появиться слезы от эстетического удовольствия, когда слушаете музыку, читаете стихи?
  5. Прошибал ли вас пот в неприятной или трудной обстановке?
  6. Наблюдается ли у вас сухость во рту при сильном волнении? Садится ли у вас при этом голос?
  7. В моменты сильного волнения или смущения не ощущаете ли вы скованности конечностей, когда ноги становятся негнущимися, «ходульными» или «ватными» и подкашиваются?
  8. Не замечали ли вы дрожание пальцев рук при сильном волнении или смущении, не бывает ли у вас внутренней дрожи и ознобоподобного состояния («мороз по коже»)?
  9. Вы действительно перед каждым выступлением так волнуетесь, что вам кажется, что вы все забыли?
  10. Можете ли вы во время ответа на экзамене, публичного выступления потерять мысль, растеряться и замолчать?
  11. Часто ли вы раздражаетесь и возмущаетесь? Можете ли, рассердившись на ребенка, сгоряча наказать его?
  12. Свойственно ли вам ссориться с близкими, если вы видите несправедливость их поступков? Часто ли при этом дело кончается вашими слезами, унынием и раскаянием?
  13. Вы действительно не можете отключиться от неприятностей и огорчений, не думать о них и плохое настроение всецело владеет вами длительное время?
  14. В моменты волнения или смущения вы становитесь излишне суетливы?
  15. При волнении у вас возникают боли в области солнечного сплетения?

За каждый утвердительный ответ («Да») начисляется 1 балл.

Чем большее число баллов набирает тестируемый, тем выше eгo эмоциональность.

0 — 3 баллов — низкая эмоциональность.

4 — 6 баллов — пониженная эмоциональность.

7 — 9 баллов — средняя эмоциональность.

10 — 12 баллов — повышенная эмоциональность.

psychok.net

/ Психодиагностика-3 / 009 Методы исследования темперамента / Опросник В.М. Русалова

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова

Шкалы:эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность — в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:

• 1 – не характерно,

• 2 – мало характерно,

• 3 – довольно характерно,

Обработка и интерпретация результатов теста

Эргичность психомоторная (ЭРМ) 1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132.

Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) 3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143.

Эргичность коммуникативная (ЭРК) 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129*.

Пластичность психомоторная (ПМ) 11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131*.

Пластичность интеллектуальная (ПИ) 2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149.

Пластичность коммуникативная (ПК) 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135.

Скорость психомоторная (СМ) 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136*.

Скорость интеллектуальная (СИ) 5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145.

Скорость коммуникативная (СК) 20*, 50*, 57, 71, 81*, 85, 88*, 91*, 104, 117, 123, 137*.

Эмоциональность психомоторная (ЭМ) 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144.

Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147.

Эмоциональность коммуникативная (ЭК) 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148.

Контрольная шкала (КШ) 29, 34, 42*, 86*, 121*, 150*

Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (1 = 4) (2 = 3) (3 = 2) (4 = 1).

Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы, а также дата проведения обследования. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.

Интерпретация результатов теста

Контрольная шкала (Кш)

Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, нами предложены следующие 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.

1. Индекс психомоторной активности (ИПА) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.

ИПА = ЭРМ + ПМ + СМ.

ИПА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102

2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.

ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ.

ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.

3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.

ИКА = ЭРК + ПК + СК.

ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. От 78 до 102.

4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.

ИОА = ИПА + ИИА + ИКА.

ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 270 +/- 36, т.е. От 234 до 306.

Индекс общей эмоциональности

5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.

ИОЭ = ЭМ + ЭИ + ЭК.

Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. От 78 до 102.

Индекс общей адаптивности

6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности.

Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/- 48.

На основании вышеприведенных индексов, в принципе, можно выделить довольно большое количество вариантов темперамента. Классификация этих типов – дело будущих научных исследований, однако уже сейчас ориентировочно можно говорить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.

• Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т.е. активность выше 102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствующей сфере.

• Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т.е. активность меньше 70, а эмоциональность – меньше 26, то данный испытуемый – «флегматик».

• Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т.е. выше 102), а эмоциональность – ниже нормы (т.е. ниже 26), то этот испытуемый – «сангвиник».

• Тип 4. Если активность меньше нормы (т.е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы, т.е. (больше 34), то испытуемый – «меланхолик» в соответствующей сфере.

• Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т.е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоэмоциональному» типу.

• Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т.е. больше 34), данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоэмоциональному» типу.

• Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т.е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоактивному» типу.

• Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоактивному» типу.

• Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к «неопределенному» типу.

Вычисления общего типа проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат отложить значения ИОА (индекса общей активности), а на оси абсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). Названия типов те же, что и в случае дифференциальных типов.

Если оба значения выше нормы – «холерик», если оба значения меньше нормы – «флегматик». Если по шкале обшей активности значение выше нормы, а по шкале общей эмоциональности ниже нормы – «сангвиник». Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы – «меланхолик». Если оба значения в пределах нормы – «неопределенный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности выше нормы, то – «смешанный высокоэмоциональный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то – «смешанный низкоэмоциональный» тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то – «смешанный высокоактивный» тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то – «смешанный низкоактивный» тип.

1. Я часто испытываю потребность в движении.

2. Я не ищу новых решений известных проблем.

3. Я постоянно хочу приобретать новые знания.

4. В свободное время я с удовольствием занимаюсь физическим трудом.

5. Я быстро считаю «в уме».

7. Я предпочитаю уединение большой компании.

10. Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.

11. Я – легок(ка) на подъем.

12. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.

14. Я быстро решаю арифметические задачи.

15. Я без труда включаюсь в разговор.

17. Я устаю от длительной умственной работы.

21. Я часто высказываю свое мнение, не подумав.

22. Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому(ой).

24. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.

25. Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой, требующей умственного напряжения.

28. Я часто не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.

29. Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.

30. Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.

31. У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.

35. У меня много друзей и знакомых.

38. Обычно мои мысли текут неторопливо.

39. Мне нравится мастерить вещи своими руками.

40. Я успешно выполняю работу, требующую тонких и скоординированных движений.

44. Я склонен(на) преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной деятельностью.

45. Я люблю участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений.

47. Мне легко было бы сдать два экзамена в один день.

51. Мне легко завязывать знакомства первым.

59. Мне легко выполнять одновременно несколько заданий, требующих умственного напряжения.

61. Я сильно волнуюсь во время экзамена.

62. Мне требуется много времени, чтобы разобраться в той или иной проблеме.

64. Я легко обучаюсь ремеслу (рукоделию).

65. Мне нравятся задачи на «смекалку».

66. Я предпочитаю однообразную физическую работу.

67. Нередко я конфликтую с друзьями из-за того, что говорю, не подумав.

69. Я пишу быстро.

70. Я быстро устаю от физической работы.

73. У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.

75. Во время физической работы я часто делаю перерывы для отдыха.

81. Меня раздражает быстрая речь собеседника.

82. Я с удовольствием выполняю умственную работу.

84. Многие считают меня физически сильным.

89. Меня огорчает то, что я физически менее развит(а), чем хотелось бы.

91. Я устаю, когда приходится долго говорить.

94. Я свободно чувствую себя в большой компании.

98. Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.

99. В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.

100. Я считаю себя мастером на все руки.

101. Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.

105. Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.

107. Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.

110. Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.

111. Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.

112. В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.

113. Я предпочитаю подумать, взвесить, и лишь потом высказаться.

114. На вечеринках и в компаниях» держусь обособленно.

121. Я иногда сплетничаю.

124. Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.

126. Я не стараюсь избегать конфликтов.

127. Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления.

128. Мне приятны быстрые движения.

132. Я считаю себя физически сильным человеком.

133. Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллектуальных сил.

134. Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи.

135. Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому человеку.

136. Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.

137. Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.

138. Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.

140. Обычно я дочитываю книгу до конца, прежде чем взяться за новую.

143. Я люблю много читать.

144. Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.

145. Многие считают, что я – довольно сообразительный человек.

146. В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.

Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:

studfiles.net