Программа коррекции самооценки

2.3. Программа психологической коррекции и оценка ее эффективности

Учитывая полученные в исследовании результаты, мы разработали психокоррекционную программу для женщин, страдающих бесплодием, целью которой является снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи психокоррекционной работы:

снижение уровня тревожности;

проработка проблем самооценки;

проработка отношений с матерью;

Программа предполагает групповые занятия, длительность каждого составляет от 60 до 90 минут. Условно курс из 10 занятий поделен на основные смысловые блоки, а для каждой встречи необходим набор инструментария и оборудования, которые используются в ходе занятия для повышения эффективности работы.

Кратко разработанная программа представлена в Таблице 5, а более подробно в Приложении 4.

План программы коррекционной работы

Упражнения и техники

Снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя в группе

Правила работы в группе

Упражнение «Знакомство с группой»

Создание доверительной атмосферы

Упражнение «Ритуал приветствия»

Упражнение «Ведущий и ведомые»

Снижение повышенной тревоги и преодоление страхов

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Медитация «Возвращение к гармонии»

Проработка отношений с матерью

Упражнение «Проработка отношений с матерью»

Упражнение «Работа с генограммой»

Техника получения ресурса ч/з благословение

Медитация «Сад моей души»

Упражнение для рефлексии «Дерево цели»

Проработка проблем самооценки

Медитация «Встреча с ребенком внутри себя»

Медитация «Создаем новый образ своего Я»

Обучение чувствовать и понимать своего партнера

Упражнение давайте жить дружно»

Упражнение «Пойми меня»

Упражнение «Три положительных ответа»

Мотивация к рождению ребенка

«Письмо будущему ребенку»

Упражнение «Коллаж мечты»

Медитация «Остров моей мечты»

Техника «Формирование уверенности»

Техника повышения уверенности «Я не люблю»

Для оценки эффективности коррекционной работы было проведено повторное тестирование в экспериментальной группе.

Показатели ретеста имеют существенные отличия от показателей теста респонденток экспериментальной группы.

Результаты повторного тестирования по опроснику личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина отображены на Рис.5

Рис.5 Показатели по опроснику личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина

Из гистограммы, представленной выше, видно, что показатели личностной и ситуативной тревожности после проведения психокоррекционной программы значительно снизились, что подтверждается математически при применении t-критерия Стьюдента.(см.Табл.5)

studfiles.net

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ САМООЦЕНКИ.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ САМООЦЕНКИ.

Учитель начальных классов Солдатова Е.А.

Одной из актуальных проблем современной начальной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Анализ детских проблем показал, что преобладающая часть из них (более 80%) это проблемы не органического, а социального, педагогического, психологического свойства.

Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Можно сказать, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.

Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова — самооценки), как считают психологи, являются одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации.

Для работы с детьми, имеющими заниженную самооценку и как следствие, повышенную тревожность и социальную дезадаптацию, была разработана и экспериментально апробирована программа коррекционно — развивающих занятий для детей младшего школьного возраста.

Повышение самооценки учащихся, снятие внутренних конфликтов, тревожности.

Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

способствовать психическому и личностному росту детей;

помогать в раскрытии интеллектуального, творческого потенциала;

развивать способность к эмпатии, сопереживанию;

повышать самооценку детей, их уверенность в себе;

способствовать сплочению детского коллектива;

обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения. В содержание программы входят 5 блоков:

БЛОК 1. Снятие неуверенности в себе.

БЛОК 2. Притязание на социальное признание.

БЛОК 3. Коррекция неприятия ребенком самого себя. БЛОК 4. Снятие конфликтности.

БЛОК 5. Коррекция депривации притязания на признание.

Цели: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт.

Содержание: упражнения на гармонизацию взаимоотношений. Часть 2. Основная

Цели: — снятие неуверенности в себе;

коррекция неприятия ребенком самого себя;

формирование адекватных форм поведения;

развитие творческих способностей, навыков общения.

Содержание: этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Включены элементы арттерапии, сказко-терапии, анималотерапии.

Цели: создание у детей положительных эмоций от работы на занятии, психомышечная тренировка.

Содержание: релаксационные упражнения. Принципы организации занятий .

Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. Содержание занятий можно менять, дополнять в соответствии с потребностями группы. Важно отметить, что на данных занятиях заметно отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного воздействия.

Учитель здесь равноправный партнер.

В терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения.

Ребенок вправе выбирать меру участия в игре. Он может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вебрализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т.п.

На данных занятиях принят запрет на критику, наказания.

Таким образом, коррекционно-развивающие занятия позволяют каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

Данная программа реализована с группой учащихся начальной школы ФЭЛ №29, имеющих заниженную самооценку. Эффективность программы экспериментально доказана путем проведения предварительной и повторной психодиагностики. Результаты показали, что коррекционно-развивающие занятия способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воспитанию основ нравственности.

Повышение уверенности в себе.

а) позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

б) умения выделять свои достоинства.

Развитие ориентации на позитивную оценку сверстников.

Обучение приемам ауторелаксации.

Твое имя (метод идентификации со своим именем).

infourok.ru

Программа коррекции самооценки

Методические рекомендации. Когда нарушено душевное равновесие. Подготовлено Департаментом здравоохранения. Ханты- Мансийского автономного округа — Югры.

Правительстве Ханты- Мансийского автономного округа — Югры. Упражнения коррекции самооценки. Для коррекции заниженной и завышенной самооценки у со- зависимых личностей нами были разработаны специальные рекомендации и упражнения, применение которых возможно в процессе индивидуального консультирования с использованием полученных результатов психодиагностики при помощи МЦМ И. Л. Соломина. Самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние человека и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Однако, как показали исследования, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно – в сторону их понижения.

Для необходимой коррекции самоуважения следует в первую очередь изменять именно систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами. Как слишком высокая, так и слишком низкая самооценка чреваты нарушениями душевного равновесия. Крайние случаи квалифицируются как патологические отклонения – психостения и паранойя. Психостения возникает на фоне крайне заниженной самооценки и характеризуется хроническим безволием, проявляющимся в безынициативности, постоянной нерешительности, боязливости, повышенной впечатлительности, мнительности.

Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Исследования; 6) составить и реализовать программу коррекции самооценки детей 15-. 17 лет с интеллектуальной недостаточностью, оставшихся без попечения. Самооценка и коррекция: устранение ограничивающих блоков и освобождение тела для Если Вы — атлет, которые обращает внимание на мелочи, которые имеют большое значение, то эта программа для Вас.

Такие люди вечно боятся не успеть, опоздать, избегают любой возможности проявить инициативу, постоянно сомневаются во всем (Р. М. Грановская, 1. Другая крайность приводит к такому состоянию психики, когда человек постоянно ощущает свое мнимое превосходство над окружающими, якобы особое значение своей личности.

Мелкие обиды воспринимаются им очень остро. Обычно такие люди преувеличивают недостатки других, повышенно критичны, недоверчивы и подозрительны к окружающим. Все это часто толкает их к ссорам по пустякам, они докучают всем жалобами и заявлениями, обнаруживая при этом неуемную энергию (Р.

М. Грановская, 1. Рекомендации и упражнения по коррекции заниженной самооценки. Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

В наше время, коррекция самооценки является одной из наиболее востребованных потребностей личности..

Рекомендации: Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают.

Цель этапа: коррекция тревожности и агрессивности у подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки.. Эта цель реализовалась с помощью специальной программы педагогических мероприятий, причем Дальнейшее исследование методов коррекции неадекватной самооценки должно.

Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях.

Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог их добиться. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему- либо, невезучесть, неисправимость. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу.

Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей. Не сравнивай себя с «идеалом». Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

Не бойся попробовать что- либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности; Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая. Упражнения: Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность.

Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой. Каждый из нас умеет что- то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других. Представь себе того человека, которым ты восхищаешься.

Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу. Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.

Рекомендации и упражнения по коррекции завышенной самооценки. Завышенная самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет.

Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее возможности, душевное равновесие не возможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Рекомендации: Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя». Получив отказ в просьбе о чем — либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей? Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей. Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое- нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные. Упражнения: Напиши 1. Оцени их выраженность по пяти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках?

Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях. Напиши 1. 0 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься?

Подумай над этим. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

Казенное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа – Югры. Ханты- Мансийский клинический психоневрологический диспансер». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ. ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СО- ЗАВИСИМЫМИ ЛИЧНОСТЯМИАвтор: медицинский психолог С.

keenmark.weebly.com

Коррекция Самооценки Программа

. Программа «Согласие» предназначена для работы с детьми 5-7летнего возраста, которые посещают группу коррекции речевого&nbsp. Предмет — психолого-педагогическая коррекция низкой самооценки подростков. *К ВКР приложена Программа психолого-педагогической коррекции&nbsp. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей младшего школьного возраста. Программа коррекции застенчивости и самооценки в младшем школьном возрасте. Программа «Согласие» предназначена для работы с детьми 5-7летнего возраста, которые посещают группу коррекции речевого.

Психолого- педагогическая коррекция самооценки женщин средствами физической культуры (На примере занятий шейпингом)Содержание к диссертации. ВВЕДЕНИЕ 4. ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НАСАМООЦЕНКУ ЖЕНЩИНЫ 8. Концепции самооценки в отечественной и зарубежной литературе 8. Факторы, определяющие самооценку личности..

. 2. Диагностика и коррекция самооценки у подростков. Гипотеза. Мы предполагаем, что с помощью коррекционной программы можно&nbsp.

Средства коррекции самооценки 4. Психологические особенности женщин 3. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГОИССЛЕДОВАНИЯ 6. Цели, задачи, гипотеза экспериментальногоисследования 6. Методика психолого- педагогической коррекции самооценки женщин среднего возраста с использованием средств физической культуры 7.

Организация экспериментального исследования . Методы экспериментального исследования 8.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГОИССЛЕДОВАНИЯ 8. Результаты коррекции самооценки женщин 8.

Cтатиcтичеcкий анализ результатов опытно-экcпериментальной работы подтвердил эффективноcть программы пcихолого-педагогичеcкой коррекции cамооценки младших. Предмет — психолого-педагогическая коррекция низкой самооценки подростков. *К ВКР приложена Программа психолого-педагогической коррекции. 2) коррекционная программа по коррекции заниженной самооценки у подростка посредством арт-терапии позволит нивелировать заниженную&nbsp. Читать работу online по теме: Программа по снижению тревожности у подростков. Цель игры: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими.. Цель этапа: коррекция тревожности и агрессивности у подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки..

Изменение показателей, характеризующих атмосферу и межличностные отношения в семьях испытуемых экспериментальной и контрольной групп . Влияние занятий шейпингом на телосложение и личностные характеристики женщин экспериментальной группы 1.

З . 4. Изменение системы отношения испытуемых в рамках восприятия себя и значимого другого иотношение к занятиям шейпингом 1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. 31. ВЫВОДЫ 1. 32. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. ЛИТЕРАТУРА 1. 35ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методика Дембо- Рубинштейн в- модификации A. M. Прихожан 1. 48. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опросник Томаса 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методика «Сенсорные предпочтения всемье 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методика «Семейно- обусловленноесостояние 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Тест «Незаконченные предложения». ПРИЛОЖЕНИЕ б. Комплекс упражнений, использованныйпри работе с экспериментальной группой 1. АКТЫ результатов внедрения научных исследований впрактику 1. Введение к работе. Проблема сохранения и нормального функционирования семьи достаточно остро стоит в современном обществе . В психологической науке такие темы, связанные с исследованием семьи и коррекцией внутрисемейных отношений становятся все более актуальными. На базе этих исследований предпринимаются попытки создать эффективную систему психологической помощи семье.

Актуальность темы определяется дефицитом знаний, как у психологов, так и педагогов о важности физического «Я» в жизни человека. Это вызвано малым количеством информации о целостности и неразрывности естественных биологических и психических процессов, ее искажением в настоящее время в обществе и отсутствием в профессиональной подготовке специалистов в области физической культуры. Знание о единстве сознания и тела, владение основами формирования положительного образа собственного «Я» в сознании замужних женщин, помогут специалистам в области физической культуры скорректировать восприятие женщиной своей внешности, воздействуя на ее самооценку. Особое значение приобретает правильно сформированное представление о себе после пятилетнего стажа замужества (семейный кризис), когда неадекватное представление о своем физическом облике может привести к расстройствам здоровья, неадекватному поведению, стать причиной комплекса неполноценности или привести к разводу. Настоящая работа посвящена исследованию самооценки женщин и ее коррекции, как способа помощи женщине в установлении нормальных отношений с мужем и детьми, так как самооценка является важной составляющей структуры самосознания личности и влияет на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на семейные отношения. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что групповые занятия шейпингом совместно с применением методов психологического консультирования дадут более быстрый и значительный эффект для коррекции самооценки женщины и ее фигуры посредством формирования в сознании адекватного образа собственного «Я» и образа тела. Объект исследования — самооценка женщины и факторы, влияющие на нее.

Предмет исследования — степень адекватности самооценки женщин в связи с их семейными проблемами. Цель исследования — разработать комплексную методику, включающую занятия шейпингом и работу с психологом, направленную на формирование адекватной самооценки женщин в связи с коррекцией их поведения в семье. Научная новизна исследования заключаются в том, что в работе впервые изучается влияние шейпинга не только как средства коррекции фигуры, но и как средства коррекции самооценки личности женщины. В исследовании впервые соединены воедино работа с образом и телом в физкультурно- оздоровительном направлении — шейпинг. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы комплексной психологической коррекции, включающей в себя как занятия с психологом- консультантом, так и занятия физическими упражнениями, через которые происходит смена образа, меняется самоотношение и самооценка, что воздействует на психическую сферу личности.

Результаты исследования имеют практическое значение для целенаправленных действий по формированию положительного, адекватного образа тела в сознании женщины . Разработана программа коррекции образа тела и самооценки, которая рекомендована к использованию в работе тренеров по шейпингу. Положения, выносимые на защиту: Неадекватность образа своего «Я» в самосознании влияет на отношение личности к себе и своему телу. Неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка семейных женщин связана с социальной ролью, которую она занимает в семье, наличием у нее семейной тревожности, что влияет на тип межличностных отношений женщины с членами семьи. Эффективным средством коррекции самооценки женщин 3. При этом эффект влияния шейпинга заключается как в том, что он является сильным средством коррекции недостатков фигуры, так и в том, что он предполагает работу женщины с «образом» перед зеркалом, что позво- ляет женщине выработать положительное отношение к себе и изменить свои установки на семейные отношения в целом.

Уровень самооценки женщины зависит от многих факторов — внешности, характера межличностных отношений в семье, материального положения, достигнутого ею. В исследовании были использованы: метод изучения литературных источников, анкетный опрос и педагогический эксперимент.

Методики подробно описаны в разделе 2. Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивается репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении валидностью и надежностью применяемых в исследовании методик и обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями. Структура и объем диссертации. Основной текст изложен на 1.

Имеется б приложений и список литературы из 1. ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НАСАМООЦЕНКУ ЖЕНЩИНЫ1. Концепции самооценки в отечественной и зарубежной литературе. Говоря о самооценке, на наш взгляд следует в первую очередь остановиться на логическом анализе структуры оценочного акта. Н. А. Батурин предпринял попытку ^ сделать такой анализ и пришел к следующему выводу: «Всякая оценка (оценивание) — это психический процесс jv отражения объект- объектных, субъект- объектных и !

I произвольного сравнения (сличения, сопоставления)і предмета оценки и оценочного основания, представляю- I щего собой упорядоченную по принципу превосходства или предпочтения совокупность представлений о соот- ветствующем классе однородных объектов или разнород- I ных предметов одной потребности» (Н. А. Батурин, 1. 98. Итак, с позиции этой концепции оценки, определяю- %щей ее, как результат сравнения предмета оценки иоценочного основания, самооценку можно определить, ! I ществующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффектного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов (Ю. Б. Валицкас, Э. Г.

Гиппенрейтер, 1. 98. В связи с положением о том, что самооценка основывается на сравнении, следует остановиться на различии самооценки и самопринятия. Р. Уайли отмечает, что механизм формирования самооценки и самопринятия различен.

Самооценка основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза (R.

C. Wylie, 1. 97. 9, р. Иными словами, возьмем для примера следующее самооценочное суждение: «Я- хороший». В случае самооценки оценочным основанием данного суждения являются другие люди, то есть развернутое суждение отношения имеет следующий вид: «Я лучше, чем другие». В случае же самоотношения, суждение «Я хороший» имеет смысл: «Я хорошо к себе отношусь» (С. Р. Пантелеев, 1. 99. Приведенное выше определение самооценки, принятое в психологии, в целом отражает ее сущность, однако, для того, чтобы выяснить строение самооценки, следует учитывать и другие определения, даваемые ей в литературе. Так, поскольку формирование самооценки определяет, среди прочих факторов, которые будут рассмотрены нами ниже, взаимоотношения человека с окружающим миром и его собственная практическая деятельность, в рассмотрении природы самооценки следует учитывать ее определение с позиции теории деятельности.

Тогда самооценку можно определить как оценивание человеком* своих особенностей (качеств личности, способностей, возможностей) по отношению к определенному предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть, по существу, определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности — общение, игру, учение, труд (А. В. Захарова, 1. 98. Природу самооценки с позиции теории деятельности рассматривал У.

Джемс. Изучая самооценку в рамках са- моуважения, которое он определил как отношение успеха к уровню притязаний, У. Джемс в качестве критерия са- * мооценки выделил результат сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности (У. Джемс, 1. 98. 2). Деятельностный подход к изучению самооценки дает возможность вычленить те основания, на которые субъект опирается, оценивая свои возможности или результаты работы.

Если структура деятельности включает в себя мотивы, цели, условия, действия, операции, то опора при самооценке на каждый из них с разной степенью вероятности может обеспечить становление ее подлинно регулятивных функций.

btline.weebly.com

Программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников

Программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников включает цели и задачи, структуру занятий, план работы, конспекты занятий.

Содержимое разработки

психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников

Цель программы: психолого-педагогическая коррекция самооценки участников, за счёт изменения поведения с помощью анализа и рефлексии.

формирование осознанного восприятия своего «я», своих недостатков и достоинств;

развитие умения адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния;

формирование интереса к саморазвитию;

развитие произвольной регуляции поведения;

повышение групповой сплоченности;

воспитание позитивного отношения к людям;

обучение приёмам самопомощи.

1. Приветствие (3-4 минуты).

2. Разминка (5 минут).

3. Основная часть (20 минут).

4. Релаксация, рефлексия (7-9 минут).

5. Ритуал прощания (3-4 минуты).

План проведения коррекционно-развивающей программы.

Знакомство с группой, расширение представлений участников о самих себе.

Создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.

«Как расселить людей в доме»

Чем я отличаюсь от других

Осознание ценности и уникальности личности каждого.

«Корабль и ветер»

«Свет мой, зеркальце, скажи…»

«Похожие и разные»

Темные и светлые качества

Формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков.

«Темные и светлые мешочки»

«Мои плюсы и минусы»

Этюды на отображение положительных и отрицательных качеств человека

Гармонизация притязаний на признание.

Формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании.

«На лесной поляне»

Развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки.

«Все равно ты молодец, потому что…»

Как добиться удачи

Развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка.

«Я сильный» «Я слабый»

«Как мы боремся с трудностями»

Подведение итогов проделанной работы.

«Чемодан в дорогу»

Вся коррекционно-развивающая работа построена на основе работ следующих авторов:

— Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников.

— Парфенова А. Н. Коррекционно — развивающая программа «Развитие социальной уверенности».

— О. Хухлаева, О.Хухлаев, И.Первушина «Маленькие игры в большое счастье».

— Чистякова М.И. Психогимнастика.

— Клаус В. Фопель Энергия Паузы. Психологические игры и упражнения.

Тема: Я слушаю себя.

Цель: Знакомство с группой, расширение представлений участников о самих себе.

1) Слово ведущего.

Цель: знакомство ведущего с участниками, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

2) Принятие правил группы.

Цель: фиксация правил группы как основы работы на коррекционных занятиях.

Не существуют правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

Искренность в общении. Во время работы в группе мы говорим только то, что чествуем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь.

Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

Уважение говорящего. Когда кто-либо из участников высказывается, нельзя перебивать его, обращаясь к кому-либо из участников нужно смотреть на него.

Активное участие в происходящем, это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуты мы реально включение в работу группу. мы активно смотрим, чувствуем, слушаем себя, партнера и группу в целом. мы не замыкаемся в себе что-то неприятное. Мы не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим.

Постоянный состав группы. Никто не должен опаздывать на занятие.

Ритуал принятия правил. Ведущий «торжественно обещает» следовать этим правилам и предлагает участникам сделать тоже самое.

Предлагается принять ритуал приветствия и ритуал прощания

3) Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

4) Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

Педагог начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

1) Упражнение : «Слушай себя ».

Цель: развитие навыка обращения внимания на себя, на свои чувства, переживаемые эмоции.

Педагог: "Давайте сядем по удобнее, расслабимся и закроем глаза. Послушаем, что происходит внутри себя и вокруг. Внимательно прислушайтесь к своим ощущениям. Что вы сейчас чувствуете, что хотите?"

2) Упражнение «Ладошки».

Цель: определение своих лучших качеств.

Каждый ребенок обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони), то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде.

3) Упражнение : «Рисуем себя».

Цель: рефлексия занятия.

Детям предлагается нарисовать себя. Обсуждение: спросить, что ребёнку нравится и не нравится в себе?

1) Релаксация. Упражнение "Зарядись солнышком".

Цель: развитие желания делиться своими эмоциями, чувствами, настроением с другими детьми.

Дети встали в круг, расслабились, глаза закрыли. Потом медленно подняли обе руки вверх. Представили, что достали ими солнышко. Бережно "перенесли" солнечные лучики в своё сердце (руки прижать к груди). В сердце появилась "звёздочка". Сказали: "Любовь!" — звёздочка увеличилась, — "Добро!" — стала ещё больше — "Радость!" — ещё больше — "Здоровье!" — стала, как солнышко большое. Оно несёт тепло всем, кто рядом с нами.

— Поделитесь друг с другом солнышком. (Открыли глаза, развели руки в стороны).

2) Рефлексия. Упражнение «Сказочные дома». Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось — улыбающееся личико, не понравилось — грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

3) Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты».

Цель: развитие самоуважения.

Педагог: "Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой вы подарите друг другу аплодисменты в знак благодарности." Педагог начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и медленно приближаясь к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодируют уже вся группа.

Тема: Я и другие.

Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.

1) Ритуал приветствия.

2) Разминка. Упражнение «Ревущий мотор»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы.

Педагог: "Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?"

II. Основная часть

1) Упражнение «Как расселить людей в доме».

Цель: обучение детей видеть хорошее в себе и в окружающих.

Каждому ребенку даётся лист с нарисованным пятиэтажным домом. Нужно расселить в этом доме разных людей: родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, друзей, одноклассников, учителей и себя. Расселением людей в этих домах ведает Волшебник. Он заселяет дома по следующему правилу: на самых верхних этажах живут самые добрые, самые умные, самые щедрые. Нижние этажи Волшебник предоставляет тем, у кого доброты, ума и щедрости меньше всех, то есть злым, глупым и жадным. Дети записывают в окнах имена жителей.

2) Упражнение «Превращения».

Цель: развитие умения поставить себя на место другого человека.

Группа садится в круг. Психолог: Сейчас каждому из вас будет представлена возможность вжиться в другого человека, чтобы постараться лучше его почувствовать и понять. Вы получите листы бумаги с указанием имени того человека, в которого вы должны будете превратиться. Через пару минут каждый из вас будет уже кем-то другим. И вы должны будете изобразить этого человека, а группа должна угадать кто это. Другие участники могут задавать вопросы, а вы должны ответить так, как бы ответил изображаемый человек.

3) Упражнение «Поймай мяч».

Участники стоят в кругу и по очереди бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом какое-либо достоинство того человека, кому этот мяч бросается. Важно чтобы в процессе игры каждому частнику удалось услышать о себе что-то хорошее и поймать мяч.

1) Релаксация "У костра".

Педагог: « А теперь сядьте по удобнее, закройте глаза, постарайтесь расслабиться. Представьте, что вы сидите в нашем кругу на полянке, у костра. Мы вместе смотрим на языки пламени, слушаем, как хрустят дрова, смотрим, друг на друга, улыбаемся, говорим о приятном. Мы держимся за руки, играем, поём песни. А теперь каждый из нас мысленно произнесёт про себя: мне хорошо в кругу своих друзей, у меня хорошие отношения с ними, я умею общаться с ребятами, потому что я общительный человек и им со мною интересно, также как и мне с ними. Я рад, что мы вместе, я чувствую себя комфортно и уверенно. А теперь потянитесь вверх, разведите руки в стороны и откройте глаза».

Тема: Чем я отличаюсь от других

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

2) Разминка: упражнение «Корабль и ветер».

Цель: помочь детям включиться в работу.

Педагог: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.

II. Основная часть.

1) Игра «Ласковое имя».

Цель: помочь детям осмыслить ценность каждого из членов коллектива.

Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

2) Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Цель: научить правильному оцениванию своего партнера, выделению в нем главных индивидуальных качеств, высказыванию своего мнения о партнере, а также правильному оцениванию мнения о себе.

Участникам игры предлагается вспомнить сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Поупражняться в мимических движениях: поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться. Представить мимический образ партнеру (каждый свой).

Педагог: «В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. ». Мы сегодня попросим «зеркальце» рассказать, какие мы. Роль «зеркальца» выполнит кто-нибудь из вас. Посмотрите друг на друга, подумайте и решите, кто из вас будет «зеркальцем», а кто будет его спрашивать (участники разбиваются на пары). «Зеркальце» внимательно посмотрит на партнера и вспомнит все о нем, подумает, как и что о нем можно рассказать. По порядковым номерам и сигналу ведущего пара занимает почетное место. Один спрашивает: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду расскажи обо мне. ». А зеркальце в ответ: «Ты прекрасна (прекрасен) спору нет. И красива (красив) ты и умна (умён), и щедра (щедр), и добра (добр) ..» и т.п.

3) Игра «Похожие и разные».

Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.

Доска делится на 2 части, мелом или маркером записываются результаты.

Педагог: "Сейчас мы проведем небольшую игру, которая позволит нам понять наши сходства и различия. Для этого делимся на 2 команды, и по 1 представителю выходим к доске. В течение одной минуты находим сходства и различия между двумя участниками. Одна команда находит сходства, другая различия. За каждый верный ответ я буду ставить плюсы. Затем мы посмотрим, чего больше в людях, сходства или различия."

Игра повторяется с другими участниками.

1) Релаксация "Бабочка". Педагог: "Ребята, а сейчас представьте, что вы находитесь на поляне в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пеструю поляну, над которой вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую ароматную серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат и. Откройте глаза. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день."

Тема: Темные и светлые качества.

Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков.

I. Вводная часть.

1) Ритуал приветствия

2) Разминка. Игра «Гусеница».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива.

Педагог: "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по классу между рядами."

1) Упражнение «Темные и светлые мешочки».

Цель: закрепление знаний о положительных и отрицательных качествах.

На доске нарисованы два больших мешка, педагог достает заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагает ученикам коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под темными качествами будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.

2) Упражнение «Мои плюсы и минусы»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа, воспитание умения более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.

Педагог: "Каждый человек (взрослый или ребенок) знает о своих приятных (хороших) и неприятных (плохих) качествах. Сейчас каждый из вас должен написать на листке бумаги, что он знает о себе (написать свои хорошие и плохие качества характера)."

Обсуждение. Педагог: "Ребята, легко или трудно было найти в себе хорошее и плохое? А что сделать было легче? Ребята, подумайте и скажите, какое качество в наибольшей степени мешает нам быть хорошими и замечательными, без всяких недостатков."

3) Этюды на отображение положительных и отрицательных качеств человека

Цель: формирование у детей моральных представлений, коррекция поведения и нежелательных черт характера.

Этюды на отображение положительных черт характера.

«Посещение больного». Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливо поправляет одеяло.

«Любящий сын». Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.

По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Девочка, увидев это, подбежала, подняла сверток и подала женщине. Женщина поблагодарила девочку.

Этюды на отображение отрицательных черт характера.

«Наглецы». Три мальчика сидели на скамейке под окнами. Громко включили музыку на телефоне. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчиков перейти на другое место: "Вы слушаете музыку как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка!" — "А нам-то что!" — сказали сквозь зубы мальчики и включили еще громче. Во время этюда звучит музыка.

«Эгоистка». В автобус заходили девочка и старушка. Было свободно одно место у окна. Девочка опередив старушку быстро заняла это место. Мужчина сделал замечание девочке:" Уступи место пожилому человеку." Девочка ответила:" Я первая села, я устала, пусть другие уступают."

«Застенчивый мальчик».Однажды в школу приехал писатель, ветеран Великой Отечественной войны, и стал рассказывать о подвигах разведчиков. Он обратил внимание на одного мальчика, который слушал его особенно внимательно. Когда писатель кончил свой рассказ, ребята поблагодарили его и разошлись, а этот мальчик остался. Мальчик стоял и пристально смотрел на писателя, не решаясь, казалось, с ним заговорить. Писатель подошел к нему:

— Ты хочешь о чем-нибудь спросить? Мальчик опустил голову.

— Что же ты. Спрашивай.

Он потупился еще больше. Потом неожиданно повернулся и медленно пошел прочь.

Дети вместе с ведущим делают предположения, что хотел, но не решился сказать писателю мальчик.

Затем ведущий берет на себя роль писателя, а дети по очереди изображают застенчивого мальчика.

Ведущий сообщает, что писатель — это Альберт Вениаминович Цессарский. Во время Великой Отечественной войны он был врачом в партизанском отряде.

1) Релаксация. Упражнение «На берегу моря».

Включаются звуки шума моря. Педагог: "Представьте, что вы на берегу моря. Вы сидите на песке. Наберите в руки воображаемый песок. Сильно, сжав пальцы в кулак, удерживайте песок в руках. Посыпайте колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивайте песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните руки бессильно вдоль тела (лень двигать тяжелым руками!)." Повторить 2 — 3 раза.

Тема: Гармонизация притязаний на признание.

Цель: формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании.

2) Игра «Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Педагог (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного».

1) Упражнение «Гадкий утенок» (предварительно детям дается задание прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».)

Цель: формирование моральных представлений, коррекция самооценки.

Давайте вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Каким показан утенок в сказке? Что он испытывал на птичьем дворе, какие чувства? Какие чувства к гадкому утенку испытывали вы? Как к утенку относились взрослые утки, куры и даже его утка-мать? Почему? (Все гнали бедного утенка, щипали его, клевали) Знаете ли вы, как назвать то, что демонстрировали утенку птицы с птичьего двора? (Высокомерие и презрение). Высокомерие – это враждебное, пренебрежительное, неодобрительное отношение к другому. Утенка щипали, клевали, толкали, говорили «Глаза бы на тебя не смотрели». Почему они так делали и говорили? Какое чувство они испытывали к утенку? Да, птицы считали его безобразным, гадким, говорили, что он урод, потому что утенок был…(непохож на остальных). И такое отношение называли «презрительным». Трудно ли было утенку жить на птичьем дворе, или ему было все равно, как к нему относились? Если бы вы оказались на птичьем дворе, как бы вы помогли утенку? Это грустная сказка? Чем она закончилась? Какие чувства испытал «гадкий утенок», когда прекрасные птицы-лебеди приняли его в свою стаю? (Радость, восторг, ликование). Ребята, а в жизни вы встречались с людьми, которые проявляют такие качества, как «высокомерие», «презрение»? А саамы вы когда-нибудь выражали такие чувства по отношению к окружающим? (рассказы детей, обсуждение).

2) Упражнение «Я умею…».

Цель: расширение представлений о себе, укрепление уверенности в своих возможностях, осознавание и выражение своих мыслей и желаний.

Дети должны назвать умение, которое они могут делать лучше других. Спросить у ребят, давно ли они этому научились и трудно ли им было учиться.

3) Упражнение «Цыганка».

Цель: акцентирование внимания на положительных сторонах «Я» участника.

Ведущий надевает платок и превращается в цыганку, которая предлагает ребятам погадать. Ребята по очереди обращаются к ней со словами: «Цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи, какой я». Ведущий держит за спиной стопку карточек с написанными на них «светлыми» качествами людей, вытаскивает одну карточку и предъявляет её ребёнку со словами: «Правильно я нагадала?» Ребёнок может начать сомневаться, отказываться от качества. Ведущему важно с одной стороны, поддержать размышления ребёнка о том, какой он на самом деле, с другой – убедить в том, что это качество у него присутствует. Можно привлечь к обсуждению ребят.

1) Релаксация "На лесной поляне". Дети садятся поудобнее, закрывают глаза, слушают аудиозапись пения птиц. Педагог: "Представьте, что вы летом присели отдохнуть на лесной полянке. Вокруг вас деревья, трава, цветы. Солнышко светит, но вам не жарко. Легкий ветерок ласково дует вам на лицо. Вам хорошо под тенью деревьев. У вас легко на душе и радостно от пения птиц. Вы чувствуете себя частью природы, частью этого большого и прекрасного мира."

2) Рефлексия. Упражнение «Сказочные дома».

Тема: Могу и хочу.

Цель: развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки.

2) Разминка. Игра "Тропинка".

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности детей.

Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Задания чередуются. Слова-задания:

"Тропинка" — все дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего;

"Копна" — дети направляются к центру круга, вытянув руки вперед;

“Кочки" — дети приседают, положив руки на голову.

1) Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик».

Цель: определение направленности потребностей, устремление детей по их заветным желаниям.

2) Игра «Цветик-семицветик».

Цель: анализ участниками собственных желаний.

Для этой игры понадобится цветик-семицветик, у которого лепестки отрываются (вынимаются), а также красные и желтые фишки.

Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными и повторяют слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они "совершают полет", обдумывая и согласуя друг с другом общее желание. В конце игры дети обсуждают, какие желания им понравились и почему.

Собрав в конце игры все фишки, педагог определяет уровень нравственного развития группы. Но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых.

3) Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

Цель: формирование адекватной самооценки.

Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем-нибудь неприятном, либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что. ». Потом дети меняются ролями. Необходимо дать участникам возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение партнера не снижается и в затруднительном для него положении.

1) Релаксация "Цветок". Педагог: «Сядьте удобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что мы все лепестки прекрасного, цветущего цветка. Мы вместе, солнышко согревает нас, его тепло достаётся каждому поровну, мы тянемся к нему и становимся ещё ближе друг к другу. Каждый из нас красив по-своему, а вместе мы составляем цветок. А теперь каждый из нас проговорит про себя: мне хорошо, кругом мои друзья, мне приятно видеть их, говорить с ними, мы вместе, дружны и приветливы. Сейчас раскиньте руки в стороны, подтянитесь и откройте глаза».

Тема: Как добиться удачи.

Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка.

2) Разминка. Упражнение «Путаница».

Цель: настроить детей на преодоление препятствий.

Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются, не расцепляя рук. Водящий должен распутать клубок.

1) Чтение сказки "Маленькая рыбка".

Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах.

На дне чудесного синего моря живет маленькая симпатичная рыбка. И вы легко можете представить себе эту маленькую, веселую, хорошую рыбку. Целыми днями рыбка играла и резвилась со своими друзьями. Она плавала среди разноцветных водорослей. Играла с воздушными пузырьками и гонялась за проворными морскими коньками. Родители очень любили свою маленькую рыбку. Так проходил день за днем. Друзья рыбки за это время немного подрастали, а рыбка почему-то нет. Ни рыбка, ни родители не знали в чем дело, и как случилось так. А ей очень хотелось хоть немного подрасти, стать большой и сильной.

Однажды, играя, рыбка заплыла в густые водоросли, заблудилась и встретила там страшного осьминога. Как только осьминог увидел рыбку, он сразу захотел ее поймать, такая она была красивая и привлекательная. Но рыбка умела быстро плавать. Она легко скользила среди зарослей, а большой и неуклюжий осьминог запутался в них. Ему так и не удалось догнать рыбку. Когда рыбка вернулась к родителям и рассказала, что с ней приключилось, то они ответили: "Какая ты у нас стала уже большая, ты даже справилась со страшным осьминогом!" Когда рыбка легла спать в этот вечер, ей приятно было думать о том, что, несмотря на то, что она маленького размера, но действительно уже стала большой и быстрой. Теперь она точно знала, что растет и может справиться сама с любыми неприятностями.

С этого момента рыбка на самом деле стала немного подрастать, и уже скоро все заметили, какая она необыкновенная и неповторимая. Прошло время, наша милая рыбка выросла. Сейчас на дне чудесного синего моря плавает большая красивая рыбка. И вы легко можете представить себе это синее плещущее море, разноцветные водоросли, почувствовать нежное прикосновение волн, и красивую необыкновенную рыбку.

Вопросы для обсуждения: Что помогло рыбке справиться с осьминогом? Что почувствовала рыбка после этого происшествия?

2) Упражнение «Я сильный», «Я слабый».

Цель: способствовать развитию «позитивных мыслей».

Ведущий подходит по очереди к каждому ребенку и просит его вытянуть вперед руку. Затем он старается опустить руку ребенка вниз, нажимая на нее сверху. Ребенок должен удержать руку, говоря при этом вслух: "Я сильный!" На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами "Я слабый".

Нужно попросить детей о том, чтобы они произносили слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудить, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Необходимо постараться подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справляться с трудностями и побеждать.

3) Упражнение «Препятствие».

Цель: развитие умения преодолевать трудности.

Участников просят образовать «живое препятствие» — встав в плотную группу, принять такие позы, чтобы затруднить проход через нее. Но при этом препятствие должно быть принципиально преодолимым, а не представлять собой сплошную непроницаемую «живую стену», которую можно преодолеть только таранным ударом. Доброволец с завязанными глазами преодолевает это «живое препятствие». Ему не следует применять физическую силу (расталкивать, растаскивать других участников и т.п.), а нужно найти возможности протиснуться между ними без таких действий. Перед прохождением каждого следующего добровольца форма «живого препятствия» меняется.

Вопросы для обсуждения: Какие варианты действий использовали участники для преодоления «живых препятствий» и что оказалось более результативным? Что было сложного в выполнение задания?

1) Упражнение «Как мы боремся с трудностями».

Цель: проработка личностных трудностей.

Предварительная беседа. Педагог:" Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми необходимо научиться справляться. Не стоит бояться ошибок и неудач. Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Если что-то не получается, не расстраивайтесь, нельзя опускать руки; не обвиняйте окружающих. Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить по-другому, так, чтобы добиться цели. Если трудно и непонятно, попросите о помощи." Включается спокойная музыка. Педагог:"Сядьте поудобнее. Представьте белый экран. Нарисуйте на нем свое желание. Это то, о чем вы мечтаете. А теперь рисуйте то, что вы делаете, чтобы достигнуть цели. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что вам удалось то, к чему стремились. Мысленно порадуйтесь : «Я сделал это!» Откройте глаза и скажите уверенно вслух «Я смогу сделать то, что мне надо сделать!»

Тема: Сказочное превращение

Цель: подведение итогов проделанной работы.

2) Разминка. Упражнение «Счет».

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Инструкция: ведущий называет числа. Сразу после того, как число будет названо, должно встать столько человек, какое число прозвучало. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

1) Чтение сказки о воробье с завышенной самооценкой.

Цель: коррекция завышенной самооценки.

Жил был воробей. Серенький, ничем не примечательный. ну, разве что хохолок у него был на серой же макушке. Летал он, чирикал с такими же, как и он воробушками. А потом надоела ему компания, он подумал: "Зачем мне эта серая толпа, я лучше заведу знакомство с кем-нибудь из высшего света".

— Эй, серый, полетели с нами зернышки клевать! — звали его друзья воробьи.

— Не чета вы мне, я теперь с вами общаться не буду, вы для меня слишком серые, — отвечал им бывший товарищ.

— Мы такие же серые, как и ты, — говорили ему собратья, но он не слушал.

Увидел он однажды на пороге дома, под кровлей которого свил гнездо, красивую рыжую кошку. "О, — подумал воробей, — какая важная, какая гордая. Надо познакомиться". Подлетел он к кошке поближе, а она каааак цапнет его когтистой лапой!

— Помогите! — кричит воробей своим бывшим друзьям. — Спасите, съедят же!

— Мы для тебя слишком серые, — ответили ему воробьи и улетели.

Кошка съела воробья вместе с хохолком.

Вопросы для обсуждения: Какие качества мешали воробью общению с другими воробьями?

Цель: развивать умение видеть в других положительные качества.

Дети встают в круг, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, участник говорит: «Мне нравится в тебе….» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно! Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаются чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

3) Упражнение «Чемодан в дорогу».

Цель: создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

1) Упражнение «Я в будущем».

Цель: формирование позитивных жизненных целей.

Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он хочет быть в будущем. Обсуждая с ребенком рисунок, педагог спрашивает, как он будет выглядеть, что будет чувствовать, какими будут его отношения с родителями, другими взрослыми, сверстниками, братом или сестрой.

Клаус В. Фопель. Энергия Паузы. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем./ Клаус В. Фопель. — М.: Генезис, 2011 г. — 240 стр. ISBN 978-5098563-245-3, 3-89403-156-5.

Парфенова А. Н. Коррекционно — развивающая программа «Развитие социальной уверенности» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/10/19/korrektsionno-razvivayushchaya-programma.

Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. «Маленькие игры в большое счастье»/ О. Хухлаева, О.Хухлаев, И.Первушина.- М: Апрель-Пресс, 2001г.

Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова.-2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.

videouroki.net