Как общаться с детьми с овз

Материал (5 класс) на тему:

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье — когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении и с собой, и с людьми. В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативному общению, которое помогает вступлению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественной жизни.

Предварительный просмотр:

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ, как средство дальнейшей социализации.

МОУ коррекционная школа – интнрнат№8 г. Саяногорска

Учитель начальных классов

Белова Алёна Николаевна

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье — когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям, что называется. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, — зависит очень многое.

В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно полезной жизни.

Речевое развитие детей с нарушениями интеллекта характеризуется нарушением всех компонентов языковой базы, что создает значительные трудности для полноценного общения воспитанников и говорит о недостаточном уровне социальной зрелости.

Давайте перечислим коммуникативные умения, которыми должен владеть каждый ребенок.

Для приветствия существуют специальные слова и жесты, которые используются при встрече, они подразумевают: я тебя увидел, я тебя узнал, я готов к контакту и хорошо к тебе отношусь – неслучайно же формулы приветствия обычно подразумевают пожелания добра и здоровья. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», « Доброе утро/день/вечер», «Привет!» — и важно, чтобы ребенок с ОВЗ делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно. Дети с ОВЗ редко осваивают приветственные жесты ( легкий поклон, кивок головы, улыбка), сопутствующие словесному «здравствуйте», но хорошо, если они могут распознать эти жесты в чужом исполнении: вот тетя развела в сторону руки, чуть отвела и развернула голову и обрадованно-удивленно смотрит на детку – это она так здоровается. Поздороваемся с нею тоже.

Это слова и жесты, которые мы используем, расставаясь, закрывая состоявшийся кусочек общения и выражая добрые пожелания человеку и часто – надежду на новую встречу. Точно так же нужно научить ребёнка с нарушением интеллекта, что «пока!» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться построже: «до свидания». В ответ на прощание точно также принято прощаться. Из необязательных жестов – помахать рукой, улыбнуться, наклонить голову.

“До свидания – здравствуй”

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

Ребенок должен знать, что когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, — необходимо к этому человеку обратиться. Обратиться – значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Самое простое – позвать: «мама», «папа», «дядя», «девочка». Если ребенок знает имя человека, то нужно обратиться по имени: «Сережа!», «Мариванна». Если имя неизвестно, есть варианты посложнее: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать/спросить», «Могу я к вам обратиться?» Иногда обращение организуется одними жестами: подойти близко к человеку, войдя в его личную зону, посмотреть подольше прямо на него (да, при обращении лучше смотреть на человека, хотя бы часть времени), подергать за рукав, похлопать по руке. Еще детке нужно знать, что к друзьям и близким мы обращаемся на «ты», а к остальным взрослым – на «вы». Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются: «Вова!» — «Да?/Чё?/Отстаньте».

Дети с ведущим становятся в круг, ведущий держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, и обратиться к тому, кому мяч собирается кинуть. Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Игра «Слева друг и справа друг»

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждый назовет нам свое имя, а мы все будем внимательны и постараемся запомнить имя своего товарища справа и слева».

Учитель начинает игру сам, называя свое имя, и предлагает ребятам продолжить представление по кругу. После того как все ребята назвали свои имена, ведущий дает следующую инструкцию:

«А теперь посмотрите на своих соседей, вспомните их имена, и мы продолжим игру. Сейчас я положу правую руку на плечо своего соседа (обнимает за плечи ребенка, стоящего справа) и скажу так: «Моего друга справа зовут. (называет имя), а моего друга слева (обнимает за плечи соседа слева) зовут. » Запомнили?

Игра продолжается по кругу. В конце игры группа детей стоит, обняв друг друга за плечи.

Просьба о помощи, поддержке, услуге

Это важный момент. Когда у ребенка с нарушением интеллекта что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде (или даже уверенности), что после этого рядом с ним материализуются люди, которые помогут ему решить проблему. «Помогите мне, пожалуйста, привязать веревку к санкам», «Пожалуйста, подержите дверь в подъезд, я не могу завезти велосипед». Ребенка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь – нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного. Другой момент: просьбы типа: «разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь», — тоже срабатывают гораздо лучше, чем толкотня или натужное ожидание, что все само устроится.

Игра «В школе и дома»

Используется для формирования у детей понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях.

Детям предлагается типичная ситуация, например: «Тебе попалась трудная задача, и тебе никак не удается ее решить. Как ты поступишь, если рядом с тобою мама? А если ты в классе и рядом одноклассники и учительница, как надо поступить?» Ситуации проигрываются детьми и обсуждаются. В процессе обсуждения особое внимание уделяется чувствам и переживаниям героев.

Можно составить вместе с ребёнком целый список вежливых вопросов , типа «скажите, пожалуйста, как пройти?» и «не подскажете ли Вы, сколько времени?»

Оказание помощи, поддержки, услуги

Если ребенка просят о помощи, и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то прежде чем кидаться ему помогать, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Эта игра учит эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

«Волшебному слову» ребятишек учат, чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным «Спасибо!» трудностей обычно не возникает. Благодарностью мы отвечаем за те же помощь, поддержку и услугу, за подарок, за новый опыт, за заботу. Ребенку можно рассказать, что если он испытывает к кому-то теплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах, ведь говоря «Спасибо», ребенок показывает эти свои теплые чувства благодетелю и делает ему приятное. Иногда благодарность выказывают улыбкой, добрым взглядом, кивком головы или поклоном, — хорошо, если ребенок может распознавать эти жесты как благодарственные.

Можно поиграть в игру «Слова вежливости открывают все двери». Для этого спрячьте в комнатах разные маленькие подарки-сюрпризы (сокровища), а все двери заприте на ключ. Предупредите ребёнка, что дверь в сокровищницу откроется, если он вспомнит «волшебные» слова и уговорит «сим-сим открыться». Только, чур, все уговоры и аргументы должны быть обличены в максимально вежливую форму.

Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный), — ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности точно так же может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.

Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Тимоша, что я сломал твой домик»), – то это замечательно. Если ребенок просит прощения «смеющимся ртом», то извинением это не назовешь.

Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раааз…» Если ребенок не чувствует, что готов простить обидчика, он может сказать об этом: «Я очень обижен, это слишком серьезно».

Это важное умение, оно порой трудно дается некоторым детям, но освоить вежливый отказ необходимо. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым, — и никто не в силах заставить его это сделать. Ребенок может объяснить свой отказ: «Мне не разрешают родители», «Мне это не нравится», но вообще, он не обязан этого делать.

« Прошу – не надо” Взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым “не надо” – кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”).

Требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. Ребенок точно должен знать, что если он чувствует себя в опасности, если над ним (или другом) производится что-то неприятное-нехорошее, он имеет полное право требовать и угрожать – и при этом расчитывать на поддержку (хотя бы родителей).

Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль. Именно слушая, ребенок может потом честно сказать: а я не понял это и вот это, а еще расскажите, почему так и что потом? – или выдвинуть собственное адекватное предложение, связанное с тем, что он услышал. Слушание – это база для взаимодействия.

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Важно! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.

Это умение ребенка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. Не просто: «Мы бежали. Там была лужа. Я упал. Папа ругался», — этого мало. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, а уж если он использует сложноподчиненные предложения и деепричастные обороты – то честь ему и хвала. При этом ребенок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развернутые высказывания, а в каких можно отделаться краткими. Умение строить развернутые предложения помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.

Наибольшее внимание уделяется этому на уроках развития речи, в задачи которого входит процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов: помочь осмыслить и обобщить речевой опыт, улучшить качественные характеристики устной речи, повысить культуру речевой коммуникации и общения.

Пальчиковый театр (это не куклы-перчатки, это игрушки, которые надеваются на каждый пальчик. Чаще всего это сразу все герои какой-нибудь сказки, которые помещаются на одной руке. Лучшая игрушка для развития мелкой моторики, чувства юмора и терпения: пока их наденешь на пальчики, пока вспомнишь, как кого зовут, кто что говорит, очень забавно попробовать двигать одновременно двумя или даже тремя пальцами (верх совершенства!) – взрослые увлекаются игрой не меньше детей! Но главное в пальчиковом театре – сказка, последовательность повествования, монологи и диалоги героев. Сама речь и ее эмоциональная окраска).

nsportal.ru

10 общих правил этикета при общении с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

10 общих правил этикета при общении с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю.

2. Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.

3. При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

4.Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом. » тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

Инвалиды — это те же люди, только самые, самые.

Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным — и мне, и другим.

(Елена Дунаева, инвалид I группы)

Информация подготовлена педагогом-психологом МБОУ «СОШ №1» г. Мегиона

Особенности взаимоедйствия с

Тактика взаимодействия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Дети, скрывающие проблемы в состоянии своего здоровья: у детей явно сформировано негативное самоотношение и неприятие факта своей физической ограниченности или инвалидности.

ü Снять чувство страха в общении, вызванное чувством своего несоответствия окружющему миру;

ü Подготовить к возможности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватному восприятию данного поведения;

ü Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности, преодоление трудностей и фиксация на успехах и т. п.);

ü Поддержать ребенка в стремлении к обретению смысла своей жизни, достижению конкретных и реальных жзненных перспектив.

Дети, не скрывающие проблемы в состоянии своего здоровья:

1.Манипулирование окружающими посредством своего состояния здоровья: Позиция: «Мне обязаны все!»

ü Воспитывать самостоятельность и персональную ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку;

ü Научить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы;

ü Создавать ситуации успеха;

ü Развить потребность к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.

2. Поведение по типу «Я – сам!»

Позиция: во что бы то ни стало самостоятельно преодолеть свои трудности; раздражение, когда к ним относятся как к немощным.

ü Сформировать реальное отношение к своему состоянию здоровья;

ü Помочь ребенку установить предел допустимых психофизиологических затрат;

ü Научить обращаться за помощью в случае необходимости, при этом не чувствовать ложного стыда.

Дети, не знающие о состоянии своего здоровья

ü Подготовить к восприятию реальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми он встретится;

ü «Не привязывать» его к факту состояния здоровья в процессе дальнейшей с ним деятельности;

ü Определив «точки роста», перспективы его развития с учетом состояния здоровья, целенаправленно создавать ситуации успеха;

ü Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации – «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (по ).

www.pandia.ru

Инклюзивное образование: взаимодействие педагогов с обучающимися с ОВЗ (вводные навыки)

кандидат психологических наук, профессиональный преподаватель, практикующий логопед-дефектолог высшей категории, автор и ведущий очных и дистанционных курсов повышения квалификации, автор коллективных монографий «Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья» и «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования», пособия для дошкольников с нарушениями речи и трудностями освоения русского языка «Учимся общаться», учебно-методического комплекта «Математика 1 класс», статей «Особенности взаимодействие детей в группе детского сада, реализующего инклюзивную практику», «Поддерживаем самостоятельность ребенка: как развивать элементарные математические представления при реализации инклюзивной практики», «Методическое сопровождение развития элементарных математических представлений дошкольников в условиях инклюзивной практики», «Формирование целостной картины мира у ребенка с особенностями восприятия окружающего пространства» в журнале «Современный детский сад».

Одной из прогрессивных тенденций российского образования является включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью, в обучение вместе с детьми, не имеющими таких ограничений. Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Но не у всех учителей есть опыт работы с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми с инвалидностью.

Образовательная программа курса направлена на оказание помощи педагогам в организации взаимодействия детей с разными возможностями с целью их полноценного включения в образовательный процесс. Учебные материалы курса доступны для освоения педагогами, не имеющими специального дефектологического или психологического образования. Курс адресован как педагогам разных предметов, так и методистам, организаторам детского отдыха, социальным педагогам и педагогам дополнительного образования, тьюторам и др.

Основная цель курса: развитие профессиональной компетенции слушателей в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

  • познакомить слушателей с основными особенностями детей с ОВЗ;
  • расширить спектр педагогических приемов эффективного взаимодействия с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
  • закрепить полученные знания в решении практических задач.
  • Сведения, представленные в данном курсе, помогут педагогу понять ребенка с особенностями развития слуха и зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и с расстройствами аутистического спектра.

    В задачи данного курса не входит обучение педагогов разработке адаптированных образовательных программ и составление индивидуального учебного плана.

    xn--j1amdg6b.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai

    Социально-методический проект "Разноцветное детство"

    Не случайно в законе о государственной молодежной политике в Волгоградской области в статье 2 ставится задача о поддержке и социальной адаптации молодых граждан, испытывающих проблемы с интеграцией в обществе. Согласно статистике, в среднем 8 % жителей нашей планеты имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25 % всего населения страдают расстройствами здоровья.

    Учеными-психологами доказано, что общение с детьми, нуждающимися в помощи, благоприятно сказывается на снижении агрессивности и развитии толерантности у здоровых детей. В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ в условиях неспециализированного образовательного учреждения.

    • Развитие коммуникативной компетенции обучающихся школы, толерантности в процессе работы в проекте.
    • Организация среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
    • Обобщение и распространение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ среди других образовательных учреждений города.
    • В перспективе нам хотелось бы создать традиции взаимодействия детей с ОВЗ и их родителей с коллективом МБОУ СОШ 1 и в дальнейшем на базе образовательного учреждения консультативного центра для родителей и детей с ОВЗ.

      1. Собрать информацию о детях с ограниченными возможностями и познакомить с этой информацией обучающихся;
      2. Определить степень осведомленности о проблемах таких детей обучающихся 7-9 классов.
      3. Инициирование проблемы: Дети заинтересовались ситуацией в семье одноклассницы, у которой сестра является инвалидом детства.

      4. Познакомить обучающихся с проблемами детей с ОВЗ;
      5. Создать инициативную группу детей-волонтеров, готовых оказать поддержку детям с ОВЗ.
      6. В анкетировании приняли участие 124 человека. Анкетирование показало, что 74% обучающихся имеют очень смутное представление о жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. А 57% признались, что никогда не задумывались о том, что рядом живут такие люди.

      7. Знакомство с опытом оказания помощи детям с ОВЗ.
      8. Связаться с организациями, работающими в нашем городе с детьми с ОВЗ.
      9. Мы сформировали группу волонтеров из учеников, отозвавшихся на чужую беду и желающих поддержать детей с ОВЗ (около 50 человек).

      10. Выявить потребности и возможности детей, состоящих на учете в Волжском отделении Волгоградского областного общественного благотворительного фонда «Дети в беде». Чтобы спланировать работу, мы решили изучить потребности этих детей. Обратились к председателю Совета Волжского отделения ВООБФ «Дети в беде» Николаевой Валентине Васильевне для консультации. В ходе беседы выяснили, что дети в первую очередь нуждаются в общении со здоровыми сверстниками. Из-за слабой моторики им требуются упражнения и занятия, способствующие ее развитию.
      11. Так из беседы с председателем фонда мы узнали о том, что родители детей так же нуждаются в консультациях специалистов (детского психолога, представителя пенсионного фонда, социального страхования)

      12. Расширение круга общения детей-инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.
      13. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).
      14. Вовлечение в занятия, способствующие развитию моторики через активную деятельность.
      15. Организация для родителей консультаций специалистов.
      16. Музыкальная шкатулка (знакомство детей с различными музыкальными инструментами, возможность взять их в руки и «создать» оркестр, просмотр презентации о звучании инструментов).
      17. Город мастеров (изготовление тряпичных кукол-оберегов).
      18. Виртуальный город (создание блогов с целью общения через Интернет).
      19. Игры и игрушки (тестопластика).
      20. Встреча знатоков (отгадывание загадок, знание сказок, пословиц, поговорок).
      21. Весёлые старты (спортивные состязания).
      22. Каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сопровождал ученик-волонтёр, чтобы помогать переходить по секциям, работать в секциях. Пока дети были заняты, родителям, сопровождающим их, была предложена консультационная помощь главного специалиста отдела социальных выплат территориального Управления по г. Волжскому социальной защиты населения администрации Волгоградской области – Власовой Татьяны Вячеславовны, педагога-психолога Бурейниковой Полины Викторовны, МОУ ВИЭПП.

      23. Организация среды, способствующей социализации через общение со здоровыми сверстниками;
      24. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия)
      25. Акция «Новогоднее поздравление»

        Проводилась для тяжелобольных детей, не имеющих возможности выйти из дома. Группа волонтеров-детей в новогодних костюмах под руководством педагога представляла мини-спектакль.

      26. Создание ситуации успеха для детей с ОВЗ.
      27. Акция «Международный день защиты детей»

      28. концертные номера
      29. спортивные состязания «Веселые старты»
      30. инсценировка сказки.
      31. Во время инсценировки сказки «Репка» были привлечены к исполнению ролей дети с ОВЗ.

      32. Организация среды, способствующей социализации через общение со здоровыми сверстниками.
      33. Включение детей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей.
      34. Расширение круга общения детей – инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.
      35. Совместная деятельность в виде «вертушки».

      36. Музыкальная шкатулка.
      37. Веселые художники.
      38. Мир оригами.
      39. Виртуальный город.
    • Создание для детей-инвалидов благоприятной психологической среды, преодоление психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.
    • Акция "Новогодние поздравления"

      впервые задумались о необходимости оказания помощи и поддержки – 63%

      испытали сочувствие и сострадание – 84%

      выразили желание продолжать общение с целью поддержки – 46%

      впервые задумались о необходимости беречь свое здоровье – 56%.

      Царькова Татьяна Сергеевна,

      Кирсанова Людмила Борисовна,

      Чикризова Елена Владимировна,

      учителя МБОУ СОШ № 1 им. Ф. Г. Логинова

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      pedsovet.su

      Обучение детей с ОВЗ

      [dropcap type=»1″]Д[/dropcap]ети – это долгожданное чудо! Для каждого родителя его ребенок особенный, самый лучший, самый умный, самый красивый и замечательный! Мамы и папы делают все, что в их силах, чтобы вырастить из своих любимых малышей самодостаточных и успешных людей. Конечно, на пути развития и обучения все дети сталкиваются с трудностями, которые им приходится преодолевать для достижения желаемых результатов. Однако есть дети, которые начинают эту борьбу с самого рождения. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые с момента появления на свет вынуждены по тем или иным причинам бороться за право нормального существования ввиду своих особенностей развития. К сожалению, в современном обществе до сих пор сохраняется мнение о том, что люди с нарушениями в развитии не могут рассчитывать на полноценное образование, престижную профессию и достойную жизнь. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что при правильном обучении и должном внимании дети с ОВЗ способны адаптироваться и стать гармоничной частью общества. Данная статья посвящена тому, как правильно организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в семье и школе.

      Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

      Для начала предлагаем Вам разобраться в том, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь такие детки отличаются не только по физическим или умственным критериям. Они и мыслят, и чувствуют иначе, чем здоровые дети. Поэтому родителям и педагогам следует учитывать эти особенности в построении воспитательного процесса.

      Детьми с ОВЗ называют тех детей, которые по состоянию своего здоровья не могут усваивать нужные знания наравне с нормальными детьми. Таким детям необходимы особые условия для учебы, жизни и воспитания. Следует сказать, что работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья всегда осложняется тем, что группа таких учащихся очень неоднородна, поскольку в нее входят дети с разноплановыми нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии. Естественно, в такой ситуации первостепенное значение приобретает правильное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и индивидуальный подход во время обучения. Самое важное – не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком.

      Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна исповедовать принципы спокойствия, взаимопонимания и взаимопомощи. Задача родителей – содействовать малышу в попытках стать самостоятельным, помочь чаду принять себя таким, каков он есть, и научиться получать от жизни удовольствие. От членов семьи требуется не гиперопека и принятие на себя функций ребенка, а обучение его основам самостоятельности и умению общаться. Не стоит ограничивать физическую активность малыша во избежание травм, лучше объяснить чаду, что нужно быть просто осторожным, как делают родители обыкновенных детей. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками, стараясь избежать насмешек или присущей детям жестокости, чтобы не нанести крохе психологическую травму. Лучше помогите сыну или дочери осознать свои особенности, принять их и компенсировать какими-то другими умениями и талантам (например, писать стихи, рисовать, музицировать), чтобы он мог спокойно согласиться с тем, что у него не все так, как у всех, но при этом он что-то умеет делать чрезвычайно хорошо.

      Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

      Каждый ребенок должен ходить в школу и изучать основные дисциплины. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья ни в коем случае не исключает нормального обучения и общения со сверстниками. Малыши с ОВЗ посещают детские сады, школы, изучают литературу, музыку, математику, языки и прочие школьные предметы. Словом, делают все, что необходимо сделать каждому ребенку на пути своего становления. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как в одном классе с обыкновенными детьми в обыкновенной школе, так и в специализированных классах, группах и даже учреждениях, которые занимаются детским образованием. Все зависит от конкретного случая.

      Как правило, в специальных учреждениях для обучения детей с ОВЗ созданы особые условия, которые призваны облегчить процесс обучения, как с интеллектуальной, так и с чисто технической точки зрения. Сюда относится адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ, а также применение особых методов обучения и воспитания, использование специального дидактического материала, учебников, предоставление помощи ученикам ассистентом, проведение коррекционных занятий, обеспечение комфортного доступа в помещение школы и т.п.

      Нужно сказать, что адаптированная программа для детей с ОВЗ – это вовсе не программа-минимум, по которой дети заведомо будут интеллектуально отставать от своих сверстников. Чаще всего ее отличие от стандартной школьной программы выражается в том, что она не предполагает системы оценивания, как в обычной школе. Дети не гонятся за оценками, а педагоги своей целью ставят не выполнить план по успеваемости, а донести максимум информации до каждого ученика. Занятия в специализированных школах проходят в дружеской обстановке, в которой учитель терпеливо объясняет своим подопечным задание, снабжает их подробными аудио-визуальными инструкциями, чередует разнообразные задания, и при этом в любой момент готов прийти на помощь, если что-то не выходит. В зависимости различных дефектов, которые присущи ученикам, педагоги использую разнообразные методы обучения. В конечном счете, при обучении детей с ОВЗ большее значение имеет не то, какую оценку получит ребенок на зачете, а то, что ученик после занятий захочет двигаться дальше, готовясь к полноценной жизни. Вот что самое важное!

      bambinostory.com

      Особенности работы с детьми с ОВЗ

      Речь идет об осебенностях работы с такими детьми, о методах и приемах работы.

      Просмотр содержимого документа

      «Особенности работы с детьми с ОВЗ»

      Особенности работы с детьми с ОВЗ

      Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

      — дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

      — интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

      — инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

      Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.

      Общими правилами коррекционной работы являются:

      — Индивидуальный подход к каждому ученику.

      -Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

      -Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

      -Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

      Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:

      игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

      психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

      следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;

      поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно .

      Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, — то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

      Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

      эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

      Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

      — Поэтапное разъяснение заданий.

      — Последовательное выполнение заданий.

      — Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

      — Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

      — Близость к учащимся во время объяснения задания.

      — Перемена видов деятельности

      — Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

      — Чередование занятий и физкультурных пауз.

      — Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

      — Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

      — Работа на компьютерном тренажере.

      — Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

      — Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

      — Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

      — Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

      — Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

      — Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

      — Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

      — Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

      — Оценка переделанных работ.

      — Использование системы оценок достижений учащихся.

      multiurok.ru

      Работа педагога с ребенком с ОВЗ в общеразвивающей группе

      Работа педагога с ребенком с ОВЗ в общеразвивающей группе

      Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

      В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ, имеют равные со всеми права на образование.

      Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ОВЗ должен иметь право воспитываться и развиваться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного воспитанника с ОВЗ. В первую очередь требуется создание специальных условий развития и воспитания в рамках образовательной среды детского сада.

      В последнее время все чаще в дошкольных учреждениях встречаются дети с нарушением эмоционально-волевой сферы, в том числе с ранним детским аутизмом. Вот и наше дошкольное учреждение имело такой опыт.

      Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка-инвалида должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, выбор формы получения детьми образования, образовательного учреждения, защита законных прав и интересов детей.

      Одной из форм получения ребенка с ОВЗ дошкольного образования в ДОУ №27 является общеобразовательная группа. Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида призвана улучшить психическое и физическое здоровья ребенка с ОВЗ, направлена на создание благоприятных условий пребывания в группе сверстников, способствует развитию способностей ребенка и помогает выбрать у каждого ребенка с ОВЗ адаптационные механизмы к социуму.

      Многие семьи узнают о том, что у их ребенка аутизм, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим.

      Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с аутизмом. И если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.

      А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работа с родителями этой категории детей, выходит на первый план.

      Необходимо познакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы.

      Каковы симптомы раннего детского аутизма?

      В основном их три — нарушения в общении, в поведении и эмоциональной сфере. Проявляется это во всем, вплоть до двигательной активности. С одной стороны, ауты медлительны, неуклюжи, движения их дисгармоничны, а с другой — они бывают невероятно подвижны, могут мгновенно забраться на шкаф, «взлететь» на подоконник.

      В эмоциональном плане ауты, как правило, холодны и равнодушны, порой производят впечатление жестоких, бездушно обращаются с близкими, сверстниками, животными, игрушками. При этом они крайне ранимы, обидчивы. Для них типична повышенная чувствительность ко всему — к свету, звукам, физическим контактам, к любому взаимодействию с окружающим миром. Эта гиперчувствительность в определенной степени и определяет их аутичное поведение.

      Серьезной проблемой воспитания и обучения аута является нестабильность его эмоционального состояния, непредсказуемость, неадекватные невротические реакции. Его психоэмоциональное состояние зависит от перепадов атмосферного давления, посторонних раздражителей, от эмоционального состояния и настроения взрослых.

      От ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы невозможно ожидать быстрого результата, у него нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию. Иногда результат работы может проявиться через несколько месяцев, а может через год-два. Эта особенность восприятия ребенка с ранним детским аутизмом не должна настораживать или пугать педагогов.

      Изучив рекомендации специалистов: психиатра, невропатолога, психолога, логопеда, мы разработали индивидуальный маршрут с целью помочь ребенку адаптироваться в условиях детского сада. Главная наша задача — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью мы применили в работе с ним разнообразные формы взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

      Мы помогали ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, комментировали для него и для всех все происходящее и намечаемые действия в группе («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь с нами; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).

      В группе мы разместили пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, мы разместили непосредственно на шкафчике ребенка.

      В течение дня мы предлагали ребенку мозаики и головоломки. Они доступны и понятны ребенку-ауту. Работая по схеме, он видит конечный результат, которого надо достичь.

      Совместно с родителями мы создали «Сокровищницу» узнав о том, что ауты любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Ребенок был неоценимым помощником, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, бумагу по цвету.

      В группе мы разместили несколько зеркал на уровне глаз детей. Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Время от времени мы привлекали внимание ребенка к его отражению.

      Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия мы использовали такие игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». Это интересно не только ребенку-ауту, но и детям из группы.

      На первых этапах работы мы играли в игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима была диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру проигрывали не один раз, они стали своего рода ритуалом (пальчиковые игры, подвижные игры и т. д.). Во время игры постоянно проговариваются действия воспитателя и действия ребенка, четко обозначая словами все то, что происходит с ними. При этом нас не смущало то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Но мы не отчаивались: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды — ребенок сможет включиться в общую деятельность.

      Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, мы сделали разметку на столе: нарисовали контур листа, карандаша, красок, баночки, для того чтобы ему было легче привыкнуть к своему столу и осмыслить, что от него требуется.

      Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: мы в буквальном смысле «работали» руками ребенка, писали и рисовали вместе с ним, держа один карандаш. Зная при этом, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка.

      Аутичному ребенку трудно осваивать любой новый вид деятельности, но он всегда стремится выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы мы подбирали такие задания, с которыми он обязательно справится. Наша помощь и похвала помогли закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на наши слова не проявлялась внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создали положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем помогла сделать наше взаимодействие с ребенком более эффективным.

      Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой, что и обеспечивает среда нашей группы.

      Ребенку с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения отвлекали от стереотипного ритма.

      Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые мы ему предлагали, то мы не навязывали их насильно. Присматривались к тому, что и как хочет делать он сам, подыгрывали ему, занимались тем, что ему интересно.

      Люди, работающие с такими детьми, должны обладать «особыми» качествами. Конечно, это колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, психологическая гибкость, выдумка – черты, которые способствуют успеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой такой ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем его мире.

      Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТ В марте 2013 года ВИПКРО выпустил сборник «Инновации в дошкольном образовании», в котором опубликована статья Антоновой Н. Г. и Горенец Н. С.

      «Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

      www.maam.ru