Как учить детей общаться

Практикум для родителей «Учим детей общаться»

Практикум для родителей «Учим детей общаться»

Цель: Возбуждение интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком.

Материалы: карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, маски, атрибуты для игр.

I. Сообщение педагога-психолога.

«Как понять своего ребёнка? Как научиться быть терпимее к его шалостям?» — многие родители задают эти вопросы педагогу-психологу. В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом – тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений?

В этом мире у него сначала есть только вы – близкие люди: мама и папа. Постепенно в его такой большой, но знакомый и понятный мир начинает входить чужое: чужие дяди и тети, с которыми нужно разговаривать, другие дети, с которыми можно играть и дружить. Чтобы понять этот мир и удержаться в нем, ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом. Не всегда это получается, и многим знакомы такие ситуации, когда на детской площадке мама пытается буквально оторвать от себя упирающегося малыша, подталкивая его к играющим детям. Или ребенок не может ни с кем подружиться, его не принимают в игру, или постоянно ссорится с детьми. А другой стесняется подойти к взрослому и спросить его о чем-то.

Как показывают наши наблюдения, а также современные исследования, нынешнее поколение детей менее коммуникабельно, чем их сверстники десять лет тому назад. Почему это происходит? Как научить ребёнка общаться со сверстниками и повлиять на развитие коммуникативных умений ребенка? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

Многие родители сетуют, что их малыши очень поздно начинают говорить, не умеют играть с другими детьми, боятся общаться со взрослыми. Иногда мамы и папы винят в этом всех, но только не себя. Однако, они совершенно не правы. Давайте вспомним, как часто вы проводите вечера с ребенком за рассматриванием иллюстраций или чтением книг? А когда вы последний раз посещали все вместе музей или библиотеку? Некоторые родители и не смогут точно вспомнить, когда активно включались в развитие своего ребенка. В этом-то и состоит проблема. Интернет и работа полностью поглотили современных родителей, которым не до детей. Но такого не должно быть.

Что нужно знать о ребенке, чтобы выработать по отношению к нему правильную стратегию обучения коммуникабельности?

Для того чтобы облегчить вхождение ребенка в новый коллектив или вступление в контакт с окружающими людьми, следует найти ответы на три вопроса.

Во-первых, хочет ли малыш общаться?

Во-вторых, умеет ли он начинать, вести и поддерживать диалог?

И, в-третьих, знает ли он нормы поведения в разных условиях и ситуациях?

Именно от того, хочет ли ребенок общаться, умеет ли и знает, как это нужно делать, зависит его комфортное и эмоционально-положительное состояние в кругу людей.

Для того чтобы помочь малышу в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины.

К ним психологи относят:

неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания;

второй причиной могут стать соматические и наследственные заболевания, психофизиологические нарушения. При выявлении таких особенностей желательно провести более глубокое обследование у невропатолога, детского психотерапевта и психолога;

на особенности общения влияет темперамент ребенка.

В семье закладываются основы общения. Именно родители должны сформировать у ребенка представление о том, как нужно вести себя с разными людьми. И лучше всего это делать своим собственным примером. Так, общение родителей со знакомыми прохожими, соседями и друзьями, продавцом в магазине, кондуктором в автобусе, воспитателем в детском саду является примером для подражания, становится образцом поведения для ребенка. В то же время основные навыки общения формируются в процессе наблюдения ребенка за мамой и папой. Ели родители умеют договариваться, выслушивают друг друга, правильно задают вопросы и на них отвечают, помогают советом, то и ребенок научится естественному стилю общения. Однако малыш не должен быть только простым наблюдателем. Он имеет право высказывать свои желания и идеи, но только в корректной форме. Если ребенок перебивает родителей, кричит и впадает в истерику, это может привести к вседозволенности, неуважению к взрослым, что, конечно же, является недопустимым. Поэтому нужно с самого раннего детства пресекать такие проявления неуважения со стороны детей.

Учим ребенка общаться со сверстниками и взрослы ми.

Умение общаться и быстро адаптироваться в новом коллективе сверстников и среди незнакомых людей зависит не только от качества воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, но и от психологических особенностей личности ребенка. Дети бывают лидерами и заводилами, тихонями и пассивными исполнителями. В зависимости от этих индивидуальных личностных качеств малыша и будет зависеть стиль формирования у него коммуникативных умений. Если малыш активно включается в общение с окружающими людьми, не стоит его останавливать и делать замечания. Поверьте, он никому не мешает. Правда, если его поведение не соответствует правилам, следует остаться с ним наедине и объяснить, что он делает не так. Если же ребенок боится идти на контакт, не надо его заставлять, а лучше показать на собственном примере, как нужно общаться.

Детские психологи советуют взрослым:

1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям.

2. Не стоит постоянно беспокоится за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей (в основном придуманных самими родителями).

3. Не старайтесь предупредить любые затруднения, самим сделать все за ребенка, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

4. Создавайте ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступать в контакт с другими детьми. Например: «Надо узнать, что это за замечательная игрушка с огоньками. Давай спросим мальчика и попросим дать нам ее посмотреть».

5. Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с другими людьми.

6. Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.

Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:

пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;

чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;

использование игр с целью повышения коммуникативности детей.

Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм.

«Сегодня речь пойдёт об играх, помогающих детям общаться. Общение как фундаментальное понятие в психологии понимается как взаимодействие между людьми, характеризующее одну из основных потребностей человека – быть включённым в социум, в общество. И если мы имеем в виду, что общение – это диалог, то мы имеем в виду не только его словесную форму, но и то, что человек в обществе равен другим. Принципиальное равенство в общении состоит в том, что участники диалога имеют право высказывать свои мысли, воспринимать информацию, излагаемую собеседником, проявлять к нему внимание и уважение, а так же ожидать ответа.

Мы будем учить детей взаимодействию со сверстниками и взрослыми».

Далее родители делятся на подгруппы, каждой из которых раздаются листочки с правилами игры. Они знакомятся с целью, правилами, ходом игры. Участникам предлагается провести игру с другими взрослыми по желанию.

Игры на развитие у детей умения слуша ть.

развивать вербальную и невербальную коммуникацию;

учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;

развивать слуховое восприятие и память; учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;

учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;

учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;

учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Игры, направленные на развитие умения сотруднича ть.

учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;

развивать контроль над движениями и умение работать по инструкции;

воспитывать доверительное отношение друг к другу;

развивать чувство ответственности за другого человека.

Игры, направленные на развитие умения перерабатывать информац ию.

развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно-следственных связей, а также умозаключений;

развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

Игры, направленные на развитие умения говорить само му.

учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;

развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывать личностные особенности слушателя;

научить детей устанавливать «обратную связь» при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми.

Педагог-психолог, завершая встречу говорит: «Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь. Желаем успеха!»

1. Дубина Л. А. «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений», серия «Психологическая служба», М., 2005г.

2. Панфилова М. А. «Игротерапия общения», серия «В помощь психологу», М., 2005г.

3. Хромова С., «Игровые уроки общения для детей», М, 2007г.

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

www.maam.ru

Конспект урока для 1 класса «Учим детей общаться»

Конспект урока для 1 класса «Учим детей общаться»

Байназарова Минзифа Камиловна

Программное содержание НОД:

Coвeршенствовать навыки общения с людьми.

Поощрять желания общаться с взрослыми и ровесниками, эмоционально вы­ражая свои чувства.

Тренировать умение детей определять эмоциональное состояние по мимике, через музыку.

Развивать коммуникативные качества детей, образную речь.

Воспитывать в детях отзывчивость, культуру общения, умение понимать другого.

Словарь: комплименты, пиктограммы, пантомима, благородство.

Предварительная работа: чтение художественных произведений

В. Осеевой «Три товарища», «Волшебное слово»,

F. Пермяка «Самое страшное»

К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», «Синие листья», «Шарик в окошке» Проигрывание педситуаций, изучал и этикет поведения и речи,

Слушали музыкальные произведения. Учили песни «Почему», «Улыбка», «Голубой вагон», «Чебурашка».

Просмотр детских передач: «Устами младенца», «Спокойной ночи, малыши», «Детские анекдоты».

Диалог с гостями. Песня «Почему»

Проигрывание ситуации «Грустная девочка?

Разговор по телефону.

Волшебник, комплименты, подарки, фокус, игры» Закончи предложение » «Сочиняем стихи»

игра. «Наоборот «, «Кто я?»

игра «Устами младенца».

0бобщение занятия. Песня «Улыбка»

Обращаю внимание детей на гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Всегда приятно принимать гостей, в гости ходить, наверное, приятнее: в гостях знакомишься с новыми людьми, заводишь новых друзей.

Наши гости вам не знакомы. А вы хотите с ними познакомиться, побеседовать?

Воспитатель: Проходите, пожалуйста, к гостям. Знакомьтесь. Гости помогут вам и

поддержат в беседе. А чтобы у гостей поднялось настроение, не за­будьте сказать им

комплименты. Ведь получать комплименты так при­ятно.

Дети:- Доброе утро! Меня зовут Максим. А как зовут Вас. Очень приятно! У Вас

сегодня красивая причёска. И глаза у Вас добрые, как у моей мамы.

Хотите, я Вам о своей маме расскажу? (рассказывает)

Вы такая красивая! Можно я Вам расскажу, о нашем садике, о нашей группе?

Вы хорошо выглядите. А платье как у мамы. Вы читали А. С.Пушкина?

Нам то­же читали его сказки. Мне понравилась «Сказка о царе Султане «. А Вам какая

После беседы-диалога дети постепенно подходят к воспитателю, тихонько беседуют.

Воспитатель: А сейчас, дорогие гости, ребята для вас исполнят песню «Почему «муз А.

За­харовой, сл Л. Рыжова

— Ребята, смотрю я на вас и вижу, что вы все радостные, улыбаетесь. А у Маши почему-то

грустное лицо. Что случилось? Почему ты грустишь?

Маша: менЯ сегоднЯ обидел один мальчик в трамвае. Он меня толкнул, и я упала, ногу

ушибла. А он даже не извинился, убежал.

Воспитатель: А нога сейчас болит?

Маша. Нет, нога не болит, но мне обидно и плохо.

Воспитатель: Ребята, давайте развеселим Машу, скажем, ей что-то доброе. Утешим Машу. Маша выше нос! Не огорчайся, Маша, всё пройдет! Всё будет хорошо. В жизни всё бывает.

Маша не улыбается.

Воспитатель: Ребята, надо, наверное, пригласить волшебника. Как вы думаете,

Волшебник всё умеет. А вот какой нам нужен волшебник добрый или злой. Ведь в

сказочной стране они бывают разные.

Воспитатель: Саша, позвони, пожалуйста, по телефону в Сказочную страну и пригласи доброго волшебника.

Воспитатель: Алло! Доброе утро! Это сказочная страна? Пригласите, пожалуйста, Рахима Лукумыча.

Доброе утро! Извините за беспокойство. Помогите нам, пожалуйста, развеселить нашу Машу, eё обидели.

Спасибо! Наш адрес: Страна Детства, город Счастья, самый лучший детский сад «Дюймовочка»!

Где мы живем? Да, да, страна Детства! До свидания!

Дети: Здравствуйте! Мы рады вас видеть. Проходите, пожалуйста. Садитесь! Волшебник: Спасибо. Приветствую вас, дорогие ребята! Приветствую и вас, уважаемые гости! Где ваша девочка? Да какая хорошенькая, постараюсь ей помочь. (Достает волшебную палочку, делает ею жесты, говоря вол­шебные слова: «Син сила бим рахам луку). Но маша не улыбается.

Воспитатель: Что такое? Волшебство не помогает. Ребята, помогите вы мне. Давай­те все вместе постараемся развеселить нашу Машу.

Дети: Маша, возьми мою куклу, поиграй с ней.

Посмотри картинку. Возьми конфетку.

Маша, у тебя такие красивые волосы.

Мне нравится твоё платье.

Маша, послушай, пожалуйста, забавные и веселые истории.

— муха, ты почему такая гордая?

— Да там слона повалили!

— Да его тоже — ногой пнула!

Бабушка, а правда, что на каждое зло надо отвечать добром? спрашивает внук.

Правда, внучёк, правда.

Тогда дай мне, пожалуйста, 5 рублей, я сломал твои очки.

Мама дала серебряную ложку сыну и сказала:

Размешай сахар в чашечке и все микробы от серебра погибнут

Ты что?! Хочешь, чтобы я пил чай с мёртвыми микробами?!

Петя, почему на твоем рисунке яблоко синее?

Так синяк же получился!

Волшебник: Ребята, вот Маша и улыбнулась. Забыла свои обиды.

Маша: Спасибо вам, ребята! Спасибо, уважаемый волшебник.

Волшебник: Ребята, не забывайте делать добро, помогать — кому нужна помощь. Ведь

недаром русская народная пословица говорит: добро творить — себя ве­селить

мне тоже однажды испортил настроение. Один невоспитанный мальчик.

Он совсем не умел себя вести. А вы умеете?

Волшебник: Сейчас я проверю. Поиграем в игру «Закончи предложение. Я начинаю, а вы говорите конец предложения. Согласны?

Волшебник: Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то

Дети: Это будет мешать другим пассажирам.

Волшебник: Если ты залезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то.

Дети: В автобусе будет грязно и другим пассажирам будет в нём неприятно и неудобно.

ВОлшебник: Шла девочка, споткнулась о камень, упала, уронила книгу, то.

Дети: Надо помочь ей. Почистить одежду, поднять упавшую книгу.

Волшебник: Хорошо помогите мне, пожалуйста, еще сочинить стихи. Вы скоро пой­дете в школу?

Волшебник: Возможно, они и вам пригодятся. Знаете у меня последние слова что — то никак не сочиняются.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и. (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай. (не перебивая.)

Говорите только внятно

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать

Надо руку (поднимать)

Запомни, что поют на пении,

читают на уроке (чтения)

На математике считают,

На перемене (отдыхают)

Будь прилежным на уроке,

не болтай: ты (как сорока)

Если друг стал отвечать,

Не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно (руку)

Знай, закончился урок

Коль услышал ты, (звонок)

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда (готовым)

Чтоб не тревожились врачи, на перемене . (не кричи)

Волшебник: Спасибо Вы мне хорошо помогли. Я вам сейчас фокус покажу. Хотите?

Волшебник: Наталья Михайловна, одолжите мне, пожалуйста, ваш носовой платок на

Волшебник: Извините, но у меня сейчас нет с собой платка

Волшебник: Как это нет? А это что вытаскивает носовые платочки.

Ребят а, ну мое время заканчивается. Я вам дарю свою волшебную палочку

Она поможет вам в добрых делах. Меня ждут другие ребята.

Воспитатель: Спасибо Вам за помощь, дорогой волшебник, спасибо за фокус.

Ребята для Вас тоже приготовили подарок.

Дети: Это наш детский сад, чтобы Вы не забывали нас

Волшебник: До свидания! Всего доброго!

Дети: До свидания! Приходите к нам ещё.

Воспитатель: Ребята, теперь у нас у всех хорошее настроение. Давайте поиграем в игру

Воспитатель: Ребята, а общаться с людьми можно и без слов, только с помощью

мимики и жестов. И сейчас мы покажем гостям пантомиму, а они пусть догадаются, о

Договариваемся с детьми и молча, показываем движения в сопровождении музыки: «Злой волк», «На базаре «/Насос и мяч», «Олени», «Цветок»

Воспитатель: Настроение, чувства свои можно передать ещё и через музыку. Подойдем к Александре Михайловне и послушаем музыку.

Звучит грустная мелодия.

Воспитатель: Какая это музыка? Что вы чувствуете? Что вам вспоминается?

(Грустная, ничего не хочется делать, как будто обидели).

Звучит весёлая, радостная, быстрая, зажигательная мелодия.

Дети: Хочется танцевать, улыбаться, как будто получила пода­рок.

Воспитатель: Ребята, вот то, что вы чувствовали, свое настроение, пожалуйста, пе­редайте

на бумаге. Это вы нарисуете пиктограммы. И под каждой пикто­граммой напишите своё

имя, пожалуйста. Проходите к столам и работай­те.

Дети рисуют, пишут, звучит лёгкая, спокойная музыка.

Воспитатель проходит, спрашивает, о чём рисуют, какое настроение, почему?

Дети: Я нарисовал радость — мне мама купила новую машину.

— А мне грустно — мама болеет.

— А я нарисовал себя, когда мы ходили в гости, там было очень весело.

— А у меня обида. Брат не взял, меня на каток.

Воспитатель: А гости наши совсем загрустили. Ребята, давайте их развеселим, поиг­раем

в игру «Устами младенца». Мы вам расскажем загадки, вы отгадайте, пожалуйста.

Её имеет дверь, её имеет ребенок, корзина и сумка, чайник и чашка чай­ная. Что это? Ручка

Это самое забавное и смешное животное: голова-коровы, хвост-лошади, скелет-бизона, шерсть-козла, рога-быка, а хрюкает, как свинья. Кто это? (овцебык)

3.Оно бывает разной величины: от размера дыни до горошины. Цвет у него самый

разнообразный. Это дом, это еда. Это игрушка и угощение. А для ро­дителей самое

самое дорогое. Что это? (яйцо)

4.Разве он виноват, что мать природа сотворила его серым, что в сказках ею всегда обманывают, что он там злющий. А на самом деле он самый умный зверь, осторожный и находчивый, отличный семьянин. Кто этот Зверь? (Волк)

А теперь наши «рассуждалки».

Было очень холодно. Шёл снег. У забора сидел маленький мокрый котёнок и жалобно

мяукал. Но на него никто не обращал внимания. Что это? (Равнодушие)

2. У входа в детский сад Алёша пропустил, вперёд маму Кати, вежливо поздо­ровался с ней и тихонько закрыл за собой дверь. Что это? (воспитанность)

3. Витя купил, мороженое себе и двум маленьким сестрёнкам. Присели на лавоч­ку и начали кушать. Маленькая Оля нечаянно уронила своё, мороженое. На­чала плакать, Витя вытер ей слёзы и протянул своё, мороженое: На, ешь, толь­ко не плачь’ Что это? (забота о младших)

У Тани было две куклы, а у Оли ни одной. Дай мне, пожалуйста, одну куклу поиграть, Я буду аккуратно с ней играть”- попросила Оля. Нет не дам. Это мои куклы”, — ответила. Тяня. Что это? (Жадность)

Воспитатель: Вот и заканчивается наше занятие. Ребята, Вам было сегодня интересно? Вы не скучали? А что хорошего, благородного сделали сегодня?

Дети: Помогали Маше, развеселили её, гостей.

Воспитатель: Значит, ребята, волшебником может быть каждый, если будет делать

добро, будет, воспитан и, конечно, дарить будет свою улыбку. Давайте все вместе и

ребята, и гости споём песню «Улыбка». (Авторы: слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского). А ребята подарят вам сейчас подарки — закладки для книг (пиктограммы).

Список использованной литературы

Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению, Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения»: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001.

Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Конспект урока для 1 класса «Учим детей общаться» уже в твоих закладках.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТКонспект НОД в старшей группе по теме «Школа вежливых наук» Автор: Субботина Светлана Ивановна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №135» г. Перми. Описание материала. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Школа вежливых наук» с использованием ИКТ. Этот материал будет полезен для воспитателей старших групп. Конспект занятия, направлен на воспитание культуры речевого общения и поведения, формирование

  • Конспект урока на тему «Одежда»

    Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат « Южное Бутово» Конспект урока на тему «Одежда» Подготовил воспитатель Иванов Александр Владимирович Москва 2012 Цель занятия: формирование необходимых для жизни социально значимых навыков Задачи: Образовательные: Закрепить умение воспитанников раскладывать одежду на полке; Закрепить умение воспитанников работать с технологическими картами; Закрепить умение воспитанников складывать рубашки и футболки; Закрепить умение воспитанников работать на тренажерах Уточнить представления воспитанников о сезонной одежде Коррекционно-развивающие: Развитие крупной и мелкой моторики; Корегирование эмоционально-волевой сферы, восприятия, внимания, памяти Воспитательные: Воспитание бережного отношения

  • Конспект урока ОБЖ «Маленькие дети, ни за что на свете, не ходите с чужими тетями и дядями гулять»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН Конспект урока ОБЖ «Маленькие дети, ни за что на свете, Не ходите с чужими тетями и дядями Гулять» Прокопенко Надежда Ивановна Воспитатель МДОУ детский сад Комбинированного вида №1 станица Ленинградская Тема «Маленькие дети, ни за что на свете, Не ходите с чужими тетями и дядями Гулять» Программные задачи: учить детей быть осторожными в быту, не разговаривать с чужими людьми. Дать детям понять, что таблетки нельзя пить

  • Беседа в старшей группе на тему “Вежливые слова”

    Беседа в старшей группе на тему: «Вежливые слова «Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация» Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию. Задачи: Образовательные: Сформировать представление о воспитанном человеке. Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь. Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми. Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик. Методические приемы: беседа – диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, физкультминутка, подведение итогов. Ход беседыВоспитатель. Ребята, сегодня

  • Конспект урока на тему «Зимующие птицы»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16» комбинированного вида г. Новокузнецк Кемеровской обл. Конспект урока на тему «Зимующие птицы» подготовила воспитатель Погребняк Наталья Васильевна г. Новокузнецк Цель: Систематизация знаний детей о зимующих птицах, об их приспособлении к условиям жизни в зимний период. Задачи: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему виду. Расширять представления детей о приспособлении птиц к жизни в зимний период, о роли человека. Расширять представление детей о многообразии корма для птиц. Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать

  • Конспект урока для 1 класса «Кукла Катя в гостях у ребят»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 55 «Золотой ключик» Конспект урока для 1 класса «Кукла Катя в гостях у ребят» Подготовил воспитатель Бавеян Ирина Львовна Озерск, 2015 Программные задачи: Закреплять умение детей сравнивать матрешек по величине (большая — маленькая), закрепить знания о величине применительно к другим предметам: деревья, домик. Закрепить основные цвета (красный, зеленый, белый, желтый). Обобщать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек, прилагательными, обозначающими величину, цвет. Правильно называть предметы, действия, используя при этом

  • Конспект урока по окружающему миру «В мире пластмассы»

    Конспект урока По окружающему миру «В мире пластмассы» (средняя группа) Разработал: Воспитатель Шайдуллина Розалия Нургалиевна МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька» города Набережные Челны Республики Татарстан Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Задачи: — развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры-эксперименты, а также развивать любознательность. — совершенствовать зрительно-моторную координацию. — воспитывать бережное отношение к вещам. Словарная работа: пластмасса. Оборудование: чашки, блюдца, машинка, стакан, мячик, тазик с водой. Предварительная работа: беседа о пластмассе, рассматривание

  • www.sochuroki.com

    Учите детей общаться

    Рубрика: Воспитание и развитие

    Дата публикации: 18.02.2015

    Статья просмотрена: 397 раз

    Библиографическое описание:

    Югова М. Р., Лихаузова Е. В. Учите детей общаться // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 30-34. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/52/ (дата обращения: 23.04.2018).

    Проблема формирования речи детей является одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения между людьми и орудием мышления человека. Диалог — это основная форма общения дошкольников. Формирование коммуникативных навыков — одна из важнейших задач развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого — эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте.

    Диалог — разговор, беседа — основная форма речевого общения ребенка с взрослым и сверстниками.

    Есть определенные требования к формированию диалогической речи по возрастным группам.

    С самыми маленькими детьми ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Нужно учить детей обращаться к взрослым в случае затруднения с вопросом.

    Постарше дети должны вступать в общение со взрослыми; отвечать на вопросы и рассказывать о своих впечатлениях.

    Перед поступлением в школу дети должны отстаивать свою точку зрения и учиться слушать собеседника.

    Чтение стихов по ролям — один из методов подобного плана. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации и самое главное научиться слушать собеседника и вступать в диалог.

    По мнению Г. М. Ляминой, литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке учат детей правильно общаться. Дети дошкольного возраста, поступающие в наш реабилитационный центр педагогические запущенны. У них маленький словарный запас, речь не развита, состоит из простых предложений. Затрудняются строить монологи и вести диалоги. Общение между такими детьми сильно затрудненно. Дети предпочитают играть в одиночестве и не вступать в общении с другими детьми.

    Мы поставили цель научить детей пользоваться диалогом как формой общения через заучивания стихотворений с диалогами. Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Повысить уровень словарного запаса. Активизировать речевую деятельность. Сформировать у детей умение пользоваться различными средствами выражения в процессе рассказывания стихотворений. Совершенствовать эмоциональную, выразительную речь. Сформировать интерес детей к художественным произведениям. Сформировать интерес к окружающему миру. Развить зрительную, слуховую и ассоциативную память. Развить внимание и воображение.

    В этой работе мы учитывали индивидуальность ребенка, его развитие и возраст.

    Разработали план работы по данной теме.

    1. Изучить методическую литературу по данной теме.

    2. Подобрать стихотворения для заучивания.

    3. Разработать последовательность работы над стихотворением.

    Мы прочитали, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1,5 лет.

    Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов.

    По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст 4–5 лет. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До четырех лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

    Существуют основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками.

    1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Стихотворение должно нравится детям.

    2. Сначала необходимо с детьми разобрать содержание стихотворения. Можно нарисовать рисунки к стихотворению или сделать аппликацию.

    3. Нужно учитывать особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы(те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

    Некоторые особенности заучивания стихов в разные дошкольные периоды.

    В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения, которые содержат предметность. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные.

    Задача выучить стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многоразового повторения.

    Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность и его инсценировка (разыгрывание по ролям).

    В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка. Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия.

    В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства.

    В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

    По истечении года работы над данной темой можно сделать следующие выводы:

    1. Дети с удовольствием учат стихи и инсценируют произведения.

    2. Повысился уровень словарного запаса; повысился уровень речевой активности детей.

    3. Дети активнее стали общаться друг с другом.

    4. Повысился уровень творческих навыков.

    5. Дети стали занимать призовые места в онлайн конкурсах актерского мастерства.

    6. Необходимо продолжать работу по данной теме.

    moluch.ru

    Новости о беременности и детях

    Статьи о беременности, воспитании, развитии и здоровье детей

    Как научить ребенка общаться?

    Мы живем в обществе, поэтому нам необходимо общаться. Общение помогает решать разные вопросы, учиться, работать, заводить друзей. Поэтому этому навыку следует учить ребенка с малых лет. Важно не упустить момент, когда малыш готов к первому общению и постепенно надо учить его умению контактировать с людьми.

    Коммуникативное развитие детей зависит от семьи, дошкольного и школьного учреждения. И, хотя в саду и в школе целенаправленно развивают речь ребенка, учат вежливо разговаривать и слушать друг друга, семья – важнее всего. Если ребенок не видит примера для подражания ежедневно в кругу своей семьи, ему будет очень тяжело привыкнуть к правилам общения.

    Если родители уделяют ребенку время для игр с ним, интересуются его мнением, выслушивают его проблемы, то ребенок будет приобретать именно такие навыки общения, которые необходимы. Если же в семье мало общаются друг с другом, не выслушивают ребенка и друг друга, у малыша закрепятся искаженные коммуникативные навыки.

    Что включает в себя это понятие?

    Коммуникативное развитие детей заключается в умении налаживать контакт с окружающими, правильно с ними общаться, слушать и выслушивать собеседника, стараться понять его чувства, находить выход из конфликтных ситуаций с помощью общения.

    То есть, ребенка надо научить быть вежливым (здороваться, прощаться, благодарить и извиняться), слушать, не перебивая, и слышать то, что хочет донести собеседник. Малыш с детства должен понять, что общаться с людьми надо аккуратно, стараться не обидеть другого человека во время разговора. Нельзя унижать или оскорблять людей, даже если они не согласны с мнением ребенка.

    Всему этому должны научить, прежде всего, родители. Когда начинать обучение? С самого рождения.

    Как учить общаться ребенка в разном возрасте

    В первые дни жизни кроха учится общаться с мамой. Поэтому в этот период малышу важен тесный контакт с мамой. Необходимо разговаривать с ребенком, чаще брать его на руки.

    Когда малыш немного подрастет, научиться произносить первые слова, можно начинать развитие общения со взрослыми. Этот период длится от года до трех лет. Общаться с ребенком нужно на равных, не отталкивать его, это необходимо для формирования правильного навыка общения.

    С трех до семи лет малыш уже ходит в детский сад, общается со своими сверстниками. Тут важно не запрещать играть и дружить ребенку с другими детьми. Именно в этот период надо научить малыша:

    • играть и дружить;

    • идти на контакт;

    • понимать, чего хочет другой человек.

    В школьном возрасте ребенок уже умеет общаться, устанавливать контакт. Но необходимо продолжать учить уже подросшее чадо, как правильно общаться с другими людьми.

    В любом возрасте развивать коммуникативные навыки помогут игры.

    Все игры, которые помогают научиться общаться, нужно проводить с группой детей. В этом и заключается основная особенность занятий. Вот несколько вариантов.

    Волшебный лес. Необходимо поделится на две команды: лес и путники. Путники должны пройти через лес, а ребята, изображающие деревья, должны не пропускать их. Если путник вежлив, пропустить можно, если груб – нет.

    За стеклом. Дети садятся друг напротив друга. Ведущий объясняет, что между ними стекло, они не слышат друг друга. Поэтому одна группа должна объяснить другой с помощью жестов свои потребности и эмоции: жажду, голод, холод, а также радость, печаль и т.д.

    Вежливые слова. Сначала ведущий бросает ребенку мяч, он должен поймать его и сказать что-то вежливое. А затем дети по очереди кидают мяч друг другу. Чем больше вежливых слов ребята вспомнят, тем лучше.

    Коробка с секретом. В любой коробке прорезать отверстия, число отверстий должно быть равным количеству игроков. А затем все одновременно просовывают руки в отверстие, руки встречаются и игроки должны найти руку, «познакомиться» с этой рукой, угадать чья она.

    Зеркало. Необходимо разделиться на пары. Один игрок – это зеркало, он должен синхронно повторять все движения второго игрока. Потом дети должны поменяться местами.

    Комплименты. Это очень простая и приятная игра. Нужно просто говорить друг другу комплименты, чем больше, тем лучше. Но комплименты должны быть искренними.

    Все эти игры можно проводить в большом коллективе: в саду и школе. А дома просто учить ребенка, как нужно себя вести и показывать личный пример. А также приглашать домой друзей ребенка, организовывать вечеринки и, таким образом, учить детей общаться.

    Коммуникативное развитие детей очень важно в настоящее время, когда дети много времени проводят у компьютера, значит, преобладает общение виртуальное, а не реальное. Поэтому старайтесь чаще общаться со своим ребенком, интересуйтесь, как прошел его день, какие впечатления он получил. И не забывайте рассказывать о себе. Ведь вы общаетесь, ребенок должен понимать, что важны не только его мысли и чувства, но и чувства другого человека. Ребенок должен научиться не только говорить, но и слушать.

    npkid.com

    Консультация и памятка для родителей по теме «Как научить детей общаться»

    Как научить ребенка общаться

    Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые, заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде бы слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.

    Памятка для родителей:

    Учите своего ребёнка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.

    Любой ребёнок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – может быть другом вашему ребёнку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

    Цените друзей своего ребёнка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребёнку. Всякая ценность человека в нём самом.

    Собственным отношением к друзьям учите своего ребёнка ценить друзей.

    Старайтесь показать своему ребёнку достоинства его друзей, а не недостатки.

    Приглашайте друзей своего ребёнка в дом, общайтесь с ними.

    Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребёнка во взрослой жизни.

    Учите своего ребёнка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.

    Учитесь быть своему ребёнку другом.

    Если ваш ребёнок доверяет вам свои тайны, как друзьям, не шантажируйте его ими.

    Критикуйте, не унижая, а поддерживая.

    Поддержите в своём ребёнке желание делать друзьям приятное.

    Не допускайте предательства ребёнка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

    infourok.ru

    Учим ребёнка правильно произносить слова

    На протяжении своей жизни люди обучаются, познают новые сферы совершенствования. В отличие от маленьких детей, мы воспринимаем информацию легко, ведь сознание наше развито и подготовлено. Мы умеем говорить, читать, думать, правильно оценивать ситуацию и формулировать предложения.

    Если вы хотите, чтобы ваш малыш тоже стал образованным, займитесь его развитием с рождения. Учите тому, что умеете вы сами. В статье мы рассмотрим тему, с которой встречается каждый родитель – как самостоятельно учить ребёнка разговаривать.

    Причины нарушения речи

    Родовая травма наносится плоду при родах. Неправильное внутриутробное развитие ребёнка происходит от генетических мутаций или фатального кислородного голодания, либо отравления (яды, лекарства, алкоголь, строительные материалы, инфекция).

    Всё это способно вызвать нарушения в мозге младенца, в той части, которая отвечает за речевые способности. При поражении слуха – это когда младенец слышит слабо либо не слышит вовсе – возникают проблемы с речью.

    Убедитесь, что малыш реагирует на сказанные слова и выполняет действия по запросу.

    Не всегда дети рождаются здоровыми. Частые заболевания в детстве в некоторых случаях могут послужить причиной задержки в развитии. Например, пришлось перенести операцию под наркозом в раннем возрасте. Наркоз – это медицинский препарат, перенести его воздействие на организм в годовалом возрасте сложно. Нагрузка, подобная этой, к сожалению, повышает риск проблем с работой мозга.

    Отсутствие способности разговаривать иногда обусловлено социально, если малыша никто не учит. Например, его родители глухонемые, они не в состоянии дать ему полноценное внимание и учить произносить слова.

    Кроме того, тяжёлые хромосомные нарушения иногда вполне совместимы с жизнью, но есть вероятность, что умственно отсталого никогда не получится научить разговаривать правильно.

    Если отклонения очевидны

    Срочно обратитесь за помощью к логопеду, педиатру, лору, психотерапевту. По правилам, педиатр наблюдает младенца до 3 месяцев. Он навещает его на дому, или вы посещаете больницу. Обследование начинается с осмотра, дальше врач принимает решение о комплексе диагностики. Это выслушивание, анализы и процедуры, тесты.

    Лор нужен для осмотра ушных раковин. Его цель – определить качество восприятия на слух.

    Психолог и невропатолог осматривают детей для определения состояния нервной системы.

    Приведём пример: родители, будучи занятыми, отправляют ребёнка к бабушке или родственникам. Атмосфера непривычная, отношение другое, есть некий дискомфорт. Малыш замыкается в себе, считает, что родители его не любят или он им не нужен. Так может появиться слабость речи на нервной почве. Это один из симптомов позднего развития. Чтобы малыш был уверенным в себе, уделяйте ему больше времени, дайте почувствовать любовь и заботу, не оставляйте без внимания.

    К логопеду обращаются после 2 лет, когда видят, что улучшения не происходит. Специалист работает с маленьким клиентом отточенными практиками, диагностирует, ищет подход и исправляет дефект.

    Как учить ребёнка в 5 месяцев разговаривать

    От 2 до 5 месяцев малыш не разговаривает. Его общение подаётся в виде набора неясных звуков и интонаций. Даже если мы будем повторять одно и то же слово по 100 раз – он его не произнесёт. Но ограничивать контакт нельзя.

    В этом возрасте важна поддержка родителей. Читайте сказки, показывайте предметы, называя их. Малыш не понимает слов и не знает их значения, но он слышит звуки, которые однажды повторит. Звук – начало слова, поэтому общайтесь чаще.

    Как учить ребёнка в 1 год разговаривать

    Методика развития на этом этапе неизменна. Жизнь маленького человечка – игра. Все познания он извлекает играя. Слова ещё неточные, они лишь похожи на оригиналы. Например, муха – муля, шоколадка – шкака, упасть – бух.

    Но с каждым днём дети учат фразы, которые совершенствуются и становятся выразительнее. Важно создать контакт, добиться диалога, хоть он ещё и на непонятном языке. Чаще общайтесь, играя с мячом, описывайте его – мяч большой, круглый, красный.

    Вытягивайте слова из чада. Тянется за игрушкой – не давайте, повторяйте название этой игрушки, пока не услышите похожее произношение из детских уст. Контакт с телевизором сократите на минимум. Да, маме удобно включить мультики и заняться делами по дому, но телевизор не задаёт вопросов и не требует ответа. Так, вы развития речи не получите.

    Добивайтесь произношения лёгких слов: дай, на, там, он, опа. Заведите блокнот, чтобы записывать новые слова, произнесённые малышом. В 1 год норма равна 10 словам.

    В интернете есть игры, помогающие в развитии. Также используйте говорящие игрушки – мяукающие кошки, например.

    Развивайте моторику пальцев и общее мышление конструкторами, кубиками. Переберите вместе бусины разных цветов, сложив их кучками. Так, малыш научится отличать цвета, формы и размеры.

    Играя, комментируйте действия, при этом задавая вопросы:

    • «Куда мы поставим этот кубик, сюда? Здесь он должен стоять?» ;
    • «Этот кубик жёлтый, да?» ;
    • «А это что? Кубик?» .

    Учим ребёнка в 2 года разговаривать

    У маленьких людей в 2 года уже сформирован некий словарный запас. И большинство из них способны конкретно выразить свои желания и эмоции, но не все. Что могут сделать родители, чтобы понять, как правильно учить разговаривать ребёнка?

    Мероприятия для первичного толчка к развитию речи:

    1. отучить от соски;
    2. играть пальчиками;
    3. играть в развивающие игры;
    4. предоставить общение со сверстниками;
    5. меньше проводить время у телевизора;
    6. разговаривать с ребёнком чаще и задавать вопросы;
    7. добиться диалога;
    8. называть вещи правильным языком, не коверкая его;
    9. общаться на одном языке;
    10. читать сказки;
    11. петь песни;
    12. учим повторять мимику;
    13. водить на проверку к логопеду.

    Общение двойняшек или близнецов обязательно разбавляйте. Нельзя им давать много уделять внимание друг другу. Близнецы способны выработать свой язык и общаться только на нём, не стремясь познать окружение.

    Как логопеды учат маленьких детей разговаривать

    Специалист выявляет конкретный дефект и сосредоточивается на нём. Например, если буквы «Р» и «Л» произносятся хорошо, а шипящие плохо, логопеды добиваются максимально выраженного произношения шипящих букв. Добившись успеха, переходят к другому дефекту, если он есть.

    Чтобы к школе речь была в порядке, надо вовремя её исправить. В старшем возрасте этого добиться сложнее. В любом случае домашнее обучение тоже эффективно, главное, подобрать стиль общения и использовать действенные практики.

    Не ленитесь, научите своих детей разговаривать, и в скором времени из маленьких уст посыплются первые словечки.

    mjusli.ru

    как научить детей общаться

    Воспитатель — Гусева Людмила Евгеньевна

    Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

    Способность к общению включает в себя:

    1.Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

    2.Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

    3.Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

    От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

    На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех-четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

    На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.

    Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

    От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

    Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

    — создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

    — признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

    — сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

    В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

    Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

    Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

    Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

    Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

    — не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

    — не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

    — поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

    — не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

    — показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

    — не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

    Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

    «ИМЯ» — предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

    Принципы общения с агрессивным ребенком:

    — для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

    — помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

    — дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

    — показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

    — пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

    Игры на выплеск агрессивности

    «Брыкание» — ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

    «Кукла Бобо» — кукла для выплеска агрессии.

    Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

    — сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

    — не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

    — после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

    — не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

    — не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

    Игры: «На кого я похож» — сравнение себя с животным, цветком, деревом

    «Спина к спине» — игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

    — препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

    — удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

    — не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

    — усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

    — мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

    — сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

    Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

    Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

    Советы родителям замкнутых детей:

    Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

    — расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

    — подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

    — стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

    — если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

    Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

    1.Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

    — проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

    — контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

    — не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

    — стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

    — реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );

    — повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

    — не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

    — выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

    1.Изменение психологического микроклимата в семье:

    — уделяйте ребенку достаточно внимания;

    — проводите досуг всей семьей;

    — не допускайте ссор в присутствии ребенка.

    1.Организация режима дня и места для занятий:

    — установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

    — чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

    — снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

    — избегайте по возможности больших скоплений людей;

    — помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

    1.Специальная поведенческая программа:

    — придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

    — не прибегайте к физическому наказанию

    — чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

    — составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

    — воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

    — не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

    — не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

    Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

    Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

    — лишение удовольствия, лакомства, привилегий

    — запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

    — внеочередное дежурство на кухне и т. д.

    Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

    svetlyachek.okis.ru