Если муж разлюбил православие

Если бы у меня был такой муж…

Сегодня мы все изнурены и не выдерживаем трудностей в отношениях друг с другом. При первой же возникшей проблеме готовы всё бросить. Раньше у людей было больше отваги, у них имелась сильная душа и терпение. Человек тогда замолкал и слезы свои обращал в молитву к Богу. Не знаю, читали ли вы «Свадьбу Караахмеда», рассказ Пападиамантиса [1] , где говорится об одной женщине, которой впору было сойти с ума, покончить с собой, убить мужа, поскольку он обошелся с ней просто ужасно: надумал жениться на другой, помоложе, потому что первая не могла родить ему детей. Но вместо того чтобы негодовать, она, когда он вернулся, сказала ему в день свадьбы:

– Я уйду жить к маме, только позволь мне сначала вырастить твоих детей, когда жена твоя родит, не выгоняй меня!

Где же она набралась такой силы? Сегодня исключено, чтобы человек мог сделать такой шаг. Вот чем отличается наша эпоха. У нас нет этой отваги, мы бываем изнурены, еще не успев жениться. Чувствуем себя разочарованными и бессильными еще до того, как свяжем себя с каким-нибудь человеком. Как же нам потом нести свое бремя и психологические проблемы, которые у нас уже есть, да еще и взвалить на свои плечи проблемы другого, наших детей, расходы, кризис? Чтобы таким образом сойти с ума?

Когда пройдет немного времени в браке, то начинаешь понимать, что что-то идет не так. Некоторых тогда охватывает безумие, и они говорят: «Во что же я тут впутался? Разведусь, уйду, иначе сойду с ума!»

Всё у нас проходит через ум: помыслы, мысли, и важно, чтобы мы могли где-нибудь высказать всё это. Обсудить и без конца не разыгрывать этот спектакль, который играем, когда через силу бросаем соседу доброжелательные слова:

– Как вы? Добрый день!

А он нас спрашивает:

– Ну как вы провели минувшую ночь?

Мы улыбаемся, а в душе рыдаем и терзаемся

А ночью соседи слышали из наших окон крики, ругательства, мордобой, грохот бьющейся посуды. Ну, этого ты, конечно, не говоришь, да и как об этом сказать? Ты говоришь: «Хорошо провели», – но душа-то твоя знает, что у тебя не всё хорошо, что ты просто скрепя сердце разыгрываешь спектакль, который в обществе играют все. Мы улыбаемся, а в душе рыдаем и терзаемся.

Мы и счастливы, и в то же время испытываем трудности в браке и во всем, что делаем вообще. Я читал об одной монахине, что после своего пострига она вдруг проснулась на следующее утро и сказала себе: «Я проснулась неверующей!» Вера исчезла в ее душе, и она пожалела о сделанном.

Знаю и одного священника, который вскоре после рукоположения сидел в гостиной, как вдруг его осенило, что он теперь всегда будет священником! И он спросил себя: «Куда же я влез, как изменилась моя жизнь!» Он отправился на Святую Гору Афонскую, и там его увидел старый монах, который, с помощью Божией, сказал ему:

– На том пути, которым ты пошел, возврата назад нет! Ты будешь смотреть только вперед!

Пусть ты и раскаялся, но выход не в том, чтобы возвращаться назад, а в том, чтобы подвизаться и перебороть это. Не прятать свою проблему, не говорить без конца: «Всё еще впереди!» Нет, ты поищешь причину того, почему твой брак не ладится, и не только брак, но и твои отношения с этим человеком, и жизнь, которую ты избрал, какой бы она ни была: в чем же тут причина? А что ты станешь делать? Бросить семью? Но у тебя же дети.

Ты говоришь: «Я больше не могу, я умру!». Это твой ум запутался, это паника, давление на нашу душу, когда мы чувствуем, словно что-то нас душит. А когда тебя что-то душит, не принимай решений. Задыхаясь, ты ничего хорошего не сделаешь. Всё будет делаться под влиянием этих обстоятельств.

Когда меня рукоположили, через несколько дней в нашем дворе меня увидела одна женщина и сказала:

– Потому что ты сделал это! Не женился! Счастливчик!

Она была замужем, и нее было три ребенка. Я сказал ей:

– Но почему ты так говоришь? Если отмотать время назад, чтобы ты могла заново сделать выбор в жизни, разве ты не сделала бы опять то же самое, что и тогда?

– Это исключено! Я бы сделала то, что сделал ты! Посвятила бы себя Богу, чтобы на душе у меня был мир!

– Если я сделал то, что сделал, для того, чтобы на душе у меня был мир, тогда мое побуждение было неправильным.

Не будет у тебя мира на душе. То, чему ты завидуешь, – не самое лучшее. Просто ты смотришь на это через витрину и говоришь: «Ах, если бы у меня было вот это! Если бы я был как другие!»

– Если бы у меня был вот этот муж, – говорила одна женщина, – то я, конечно же, была бы счастлива! Посмотри, как он хорошо говорит! Если бы у меня был такой муж…

Это не так, потому что он может говорить с тобой очень сладко, но что-то другое будет раздражать тебя в его поведении. Где-то в другом месте может возникнуть проблема, и не забывай, что то, что другой провоцирует в тебе, – это твое личное. Он тебя провоцирует, и ты гневаешься, нервничаешь, негодуешь, но всё это имеется в тебе. Другой служит раздражителем, вызовом, поводом, но не он виноват в том, что ты нервничаешь. Нервы – в тебе.

Выход в том, чтобы ты подвизался там, куда тебя Бог поставил

Естественно, муж тебя вывел из себя, но проблема в тебе, в твоей нервной системе. Сегодня муж, завтра это будет ребенок, потом – сосед с мусором, человек в очереди, вставший впереди тебя. Значит, выход в том, чтобы ты подвизался там, куда тебя Бог поставил, в том месте, какое ты сам выбрал и куда сам пошел. И это не случайно. То, что я сегодня священник, а вы женаты, не случайно. Бог попустил, и вы пришли к этому. С конкретной целью.

Я заметил, что значительная часть жалеющих о том, что вступили в брак, потом, когда развелись, не нашли счастья. У некоторых действительно следующие попытки бывают лучше. Но другие… И здесь я скажу слова, сказанные мне одним человеком: «Хоть я и ушел, но потом всё равно харкал кровью! Думал: вот начну новую жизнь, создам новую семью, когда разведусь и попытаю счастья с другой женщиной, и мне будет лучше. Но лучше не стало!»

Наверно, могло быть и лучше. Действительно. Потому что некоторые супруги действительно не подходят друг другу. Поэтому я и говорю многим матерям, которые давят на своих детей, вмешиваются, а о таких нюансах и думать не хотят. Смотрят только на дипломы, деньги и хотят женить их, рассуждая в таком духе: «Я пристрою тебя туда, куда я хочу и как я хочу!»

Мне приходилось видеть много супружеских пар, у которых еще до того, как заключить брак, имелись признаки того, что их брак не будет удачным. Однако его или ее мать – обычно это матери, но может быть и отец – говорят нам, священникам:

– Нет, отче! Вы вмешиваться во всё не будете!

Пока не доведут дело до желанной свадьбы, мы, священники, не должны вмешиваться. А когда говорим им правду, они отвечают:

– Отче, вы только молитесь! Остальное я знаю получше вас! Никаких проблем!

А через три года начинаются драмы. Однокурсники предчувствовали это, и многие им говорили:

– Да вы же не подходите друг другу! Куда ты лезешь?

Разве внезапно, на пятом году брака, возникли эти проблемы? Это же всё было видно. Характер у людей не меняется, и белое не может стать черным, а черное белым. Немного он, конечно, изменится, но сильных перемен ждать не приходится. Однако ты, невзирая на это, продолжаешь идти к свадьбе. Зачем ты это делаешь? Куда идешь? Тебя что, интересуют деньги? Мать говорит:

– Да этот парень работает в банке. Ты знаешь, что такое иметь стабильную работу?

Хорошо, я знаю, что это, но только знаю и то, что такое поднимать скандал, не спать по ночам, плакать и, вставляя ключ в замок, с колотящимся сердцем думать: «Чего мне еще ждать от него? Я не могу, я не хочу его видеть!»

Надо быть очень осторожными, прежде чем сделать выбор

«Посмотри, у него же есть работа!» – говорит тебе мать, и ты вступаешь в брак. Поэтому надо быть очень осторожными, прежде чем сделать выбор. И те из вас, у кого есть дети: уважайте их путь развития и характер. Не давите на них. А если видишь что-нибудь не так, то скажи свое слово, заставь ребенка задуматься, но только пусть он примет решение осознанно. С максимально возможной прозрачностью и ясностью ситуации.

У меня есть знакомый, у которого отношения с избранницей не ахти какие. Несмотря на это, он настаивает на их продолжении, и однажды я сказал ему:

– Я больше не буду вмешиваться в твою жизнь, но только если через три года что-нибудь случится, не говори мне, почему и как, и: «Отче, помогите!» Потому что всё это видно уже сейчас. Ты ей делаешь подарки, а она тебя оскорбляет, говоришь с ней любезно, а она вешает трубку со словами: «Оставь меня, не сейчас!»

– И после всего этого ты еще настаиваешь на своем?

То есть – какое еще чудо совершить для тебя Богу? Не чудо ли, что Он уже сейчас показывает тебе, что вы не подходите друг другу? Не чудо ли это? Зачем же ты настаиваешь на своем?

Сходство в браке – великое дело. Поэтому потом мы и говорим: «Я жалею, что женился! Я тогда не думал, что делаю!»

Кто-нибудь скажет сейчас:

– А мне, уже зашедшему далеко, что мне теперь делать?

Те, которые зашли далеко, пускай теперь спасают то, что еще можно спасти. Исправить то, что можно. Если чашка треснула, но не разбилась, ее еще можно склеить. Продолжай и дальше жить, найди повод для радости и счастья в человеке, который с тобой, постарайся полюбить его. Помоги себе таким образом.

Одна женщина говорила мне:

– Я не могу его полюбить! Он мне неприятен! Не могу!

– Поищи в нем что-нибудь хорошее, в его характере, поведении. Вы ведь вместе заводили детей, это ни о чем тебе не говорит? Помоги себе немножко.

Другой женщине, у которой тоже была проблема, я сказал:

– Ты что, ждешь от кого-то помощи?

– Но я не всё могу.

– Что вы имеете в виду?

Есть проблема, которая не решается молитвой, как сломанная нога не лечится молитвой

– Чтобы ты пошла к какому-нибудь специалисту. К психотерапевту. Почему? Если ты сломаешь ногу, разве я не пошлю тебя к ортопеду? Я вижу, что в твоей нервной системе и душе царит большое смятение, и есть проблема, которая не решается молитвой, как сломанная нога не лечится молитвой. И я не буду плохим священником, если, когда сломаешь ногу, скажу тебе, чтобы ты пошла к врачу. Также не буду плохим, если, видя душевную проблему, скажу тебе: иди к такому-то специалисту!

Из того малого опыта, полученного за долгие годы исповедей и бесед с людьми, я пришел к выводу (и вы это знаете: если мы искренни, то признаем это), что у многих из нас есть серьезные душевные проблемы. У нас есть душевные и психологические проблемы. Это, однако, не значит, что все мы непременно нуждаемся в таблетках (может, кто-то и нуждается), – но это значит, что почти все мы – неуравновешенные, негармоничные, неспокойные, нездоровые люди. Ты не можешь утром видеть всё в розовом цвете, чтобы к обеду все перед тобой были виноваты, в три часа пополудни раскаиваться в утренней встрече и не желать видеть близкого тебе человека, в восемь его же обнимать и в десять ругать. Это не нормальное поведение. Здесь явна проблема. Если ты не посмотришь проблеме прямо в глаза и будешь постоянно ее скрывать, убегать от нее, то никогда ее не решишь.

– Отче, прочтите надо мной молитву!

Но только я бы не сказал, что депрессия проходит от одного чтения молитв, потому что если проблема более серьезная, то надо пойти и обсудить ее. И сказать тебе, что ты должна обратиться за помощью, – это свидетельство большого смирения, мудрости и зрелости. Это вообще не стыдно.

Самый хороший человек тот, кто в минуту искушения и проблемы знает, куда ему пойти. Те из вас, кто обращался за помощью к специалистам, любым специалистам, – я вас поздравляю. Почему? Потому что гораздо лучше пойти и сказать:

– Врач! Господин психолог! Отче, сочетающий и то, и другое! Мне нужна твоя помощь! У меня дома что-то идет не так. Кто виноват? Кто виноват, я об этом постоянно спрашиваю мужа: кто виноват?

– Доктор, в чем я неправ, если жена, в которую я когда-то был влюблен, сейчас ничего для меня не значит? Где я неправ в наших отношениях?

– Я заказала просфору о разрешении проблемы, имеющейся у меня! – говорит женщина.

Ну, смотри, просфоры и пятихлебие [2] – это хорошее дело, но только если ты не войдешь в соприкосновение со своим подлинным я и не обсудишь эту проблему, она не решится. Вопрос так не решается. Не молитвами, если они не проникнут и не покопаются в ране, там, где у тебя засела проблема. Излечение женщины, у которой комплекс неполноценности, неуверенность, панические настроения и кризисы, – вопрос не одних молитв, ей нужно и самой посмотреть, что с ней происходит: как она росла, какими были ее родители, хотя бы теперь и не происходило ничего страшного. Так она может помочь себе и сохранить брак.

В любом случае, если мы поймем одно, то будем очень счастливы, а именно: что жизнь сама по себе трудна, жизнь трагична. Да, она радостна и благословлена от Бога, но содержит в себе также противоречивость и трагизм.

Как-то один священник в алтаре рассказал мне об одних супругах, и я спросил его:

– Ну и что же они, отче, так и не найдут общий язык?

И он повернулся ко мне и сказал просто:

– Отче, мы со своими кишками и то не разберемся! А разве могут два человека найти общий язык?

Мы в самих себе не можем установить равновесия, свою плоть не можем успокоить. Так разве успокоятся два человека, если у каждого из них свой отец, мать, свои гены, поведение, свои обычаи? Это трудное дело – совместимость людей. Очень трудное. Это как некто, сказавший на молитве: «Я плохой человек, Господи, но в то же время люблю Тебя!»

Зло и добро в ужасном сожительстве пребывают в нас

Зло и добро в ужасном сожительстве пребывают в нас. Ты женился на женщине, а ты вышла замуж за мужчину, которые очень хорошие, но в то же время и очень плохие. В какие-то моменты у вас бывает большая любовь, а в другие – большая ненависть. К одному и тому же человеку. Ты и восхищаешься им, и отвращаешься от него – странное соединение, ну как так можно? Можно!

Когда видишь человека в первый раз, то говоришь:

Когда познакомитесь и женитесь:

– Я нашла свою половинку! Всё просто замечательно!

А немного спустя начинаешь говорить:

– Да что я, слепая была, что ли, что пошла за него? Слепая была, что напоролась на него? Зачем мне надо было с тобой знакомиться? Пригласил в кафе-кондитерскую, и я пошла!

Это бывает с каждым. У всех нас бывают трудности, и если мы будем жить с кем-нибудь, то будем ссориться. Мы будем ссориться, потому что обрести равновесие трудно. Это тяжело.

www.pravoslavie.ru

Семья на грани гибели

В своей новой книге священник, известный публицист, преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии иеромонах Макарий (Маркиш) отвечает на вопросы, которые никого не оставят равнодушными. Что в отношениях между мужчиной и женщиной свято, а что, напротив, греховно? Как обрести любовь? Как создать счастливую семью? Как сохранить супружеский союз? На эти и многие другие важные вопросы отец Макарий отвечает, опираясь не только на житейский опыт и научные данные, но и на непреложные христианские истины.

Предлагаем Вашему вниманию главу:

Семья на грани гибели

Почему мужчина и женщина, которые разлюбили друг друга, должны по-прежнему делить хозяйство, крышу, стол и постель? Почему столько проблем с разводом?

Развод и в самом деле признается Православной Церковью. Но как люди забыли о смысле брака, так же в точности утратили они и понятие о разводе. Потому и удивляются, откуда столько «проблем»…

Не надо думать, что развод — это «отмена» брака, словно расторжение контракта. Нет, брак — это живой организм, и чтобы он перестал существовать, он должен быть убит.

Убить брак могут оба супруга совместно, но чаще это делает один из них, своей злой волей. Ведь настоящая любовь, как сказано, — это подвиг свободной воли.

Разлюбить жену (мужа) — в принципе совсем не то, что разлюбить макароны или картины Рембрандта. Разлюбить — значит направить свою волю от созидания к уничтожению, от добра ко злу, от жизни к смерти. И развод в таком случае — не что иное, как свидетельство о смерти или похороны брака.

Если брак убит, то нельзя делать вид (как это принято в Римско-католической церкви, которая не признает развода), что он еще жив. В этом, и только в этом случае Церковь в лице епископа удостоверяет гибель брака разводом. Конечно, нельзя видеть в любом конфликте между супругами смертный приговор браку. Но надо признать, что духовное невежество супругов, и особенно молодых, вносит огромный вклад в бескрайнюю трагедию развода.

— Реальный случай. Женщина, прожив пятнадцать лет в браке и имея двоих детей, изменила мужу и в первый раз испытала физическое наслаждение. Именно это стало поводом для развода и ухода к любовнику. Я думаю, такого результата было никак не избежать!

— Напрасно вы так думаете. Хотя подобный взгляд и характерен для современности, он свидетельствует все о том же: о незнании, непонимании основ брака, о невежестве, о преступной халатности. Чтобы избежать такого результата, надо было только вовремя позаботиться о своем браке, о своей интимной жизни.

Измена в самом деле была лишь поводом для развода.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Брак умирает не вдруг; если нас волнует здоровье пациента, начинать надо несколько раньше дня похорон… Чем занимались супруги пятнадцать лет? Судя по вашему лаконичному свидетельству, чем угодно, только не делом.

Не надо 15 лет подряд убивать свой брак; надо трудиться, работать — и мужу, и жене совместно — над благополучием своего интимного союза, своего домашнего очага, и тогда острота эмоций, вместе с любовью, которая на них опирается, будет расти и углубляться день ото дня, год от года.

Но… как пел некогда Буба Касторский, «имею я иные интересы». Посеешь в юности цинизм, грязь, равнодушие, пожнешь в браке отчуждение, измену и развод.

Конечно, будут возражения: раздадутся голоса про «сексуальную несовместимость», «пробный брак» и т. п. Характерно, что принадлежат эти голоса людям, ничего в любви не смыслящим: в лучшем случае они приводят «медицинские» данные столетней давности, когда соответствующая область науки была в зачаточном состоянии.

Ну а сегодня любой врач подтвердит: плодотворность интимных отношений мужа и жены определяется их поведением, которое, в свою очередь, зависит от множества факторов, простирающихся далеко за пределы анатомии и физиологии.

— Мой муж неверующий, но неприязни к православию и вере не имеет. Все у нас хорошо, слава Богу. Однако он рок-музыкант, любит тяжелую музыку, рок-металл. Честно признаться, я лично не могу назвать это музыкой, какое-то бесноватое бряканье, но мужу эта музыка действительно нравится, он слушает ее с 9-го класса… Что делать в такой ситуации, пожалуйста, подскажите?

— Для начала признать, что не все так уж хорошо у вас, коль скоро жена со спокойной душой соглашается, что муж у нее неверующий. Сегодня ваш семейный дом стоит на песке: пока с виду все в порядке, но «процесс идет», и в любую минуту по стенам побегут беспощадные трещины… Надо взяться за дело налаживания вашей семейной жизни, подведения под нее христианского фундамента. Исправив свою жизнь в целом, вы добьетесь исправления и отдельных частностей, в том числе и дурных музыкальных вкусов.

Но если ваш муж любит музыку, может статься, именно музыка станет той дверью — или одной из дверей, — через которую к нему в душу войдет Христос. Значит, надо быть к этому готовой, надо уметь открыть для него эту дверь. Значит, не надо в ужасе затыкать уши, как бы критически вы ни относились к музыкальным вкусам мужа. Надо быть рядом с ним, надо знать и понимать ту эстетическую, идеологическую и нравственную среду, в которой он вращается. Надо помочь мужу — участием, вниманием, заинтересованностью — в его музыкальных поисках, отвести его от губительного, сатанинского «тяжелого металла» к другим, противоположным эстетическим и мировоззренческим ценностям.

— Что делать, если супруги не могут найти общий язык?

— Общий язык — это язык Христа, язык Евангелия. Его и надо вспомнить. А забыть надо язык гордости, язык сведeния счетов, «выяснения отношений», придирок, упреков и дрязг. Забыть язык упрямства и споров. «Дорогой (дорогая), не надо со мной спорить, не надо меня ни в чем убеждать. Ты хочешь того-то и того-то? Я сделаю по-твоему, потому что я твоя жена (твой муж) и я люблю тебя».

— Как узнать, все ли благополучно у нас в семейной жизни. Не ждут ли нас какие-то скрытые тревоги и опасности?

— Узнать несложно. У вас дома должен быть особый барометр, индикатор вашего семейного благополучия: барометр любви. Если показания его день за днем растут, если налицо прирост любви в вашей семье — между мужем и женой, между детьми и родителями, — значит, все в порядке. Если же они не меняются или начали падать — это сигнал тревоги. Надо срочно искать причину, каяться, исповедоваться, исправлять жизнь, чтобы показания барометра любви вновь начали расти. Тогда никакие тревоги и опасности вам не страшны: если они и возникнут, вы перенесете их вместе со Христом и со своими близкими спокойно, при взаимной помощи, участии и сострадании.

Источник: photosight.ru Автор: krecty

— Когда мой муж в чем-то явно неправ, я всегда стараюсь указать ему на его ошибки. Он слушает, даже не возражает, но почему-то у меня остается ощущение, что у нас что-то не так…

— Верное ощущение. В любых делах, а в семейных особенно, надо очень внимательно следить за «побочными эффектами»: делая вроде бы доброе дело, не причиняю ли я при этом зло? Преподобный Авва Дорофей пишет: «Сделать дело — это только 1/8 часть дела. А 7/8 — не причинить при этом огорчения братьям…»

Не буду ручаться за арифметику, но по существу это крайне важно. Такое знание и умение дается жизненным и духовным опытом, вниманием к ближнему и памятью о Господе.

— Когда меня огорчает жена, я говорю несдержанно, грубо и только потом понимаю, что сам виноват в ссоре. Но тогда уже поздно что-то исправить, слово не воробей, вылетит — не поймаешь…

— Правильно. Поэтому воробья этого неразумного надо посадить под замок, пока не научится христианскому поведению…

Покупаете маленький замочек (мысленно, конечно) и вешаете его себе на язык, а ключик отдаете на хранение разуму. В случае конфликта захотите что-то сказать, а язык заперт.

Идете к разуму за ключом, а он и не дает. Скажет: «Пока молчи». Пока будете молчать, хватит времени на краткую молитву, хоть на секунду-две: «Господи, подскажи. » И Господь непременно даст вам совсем другие слова, другое отношение к происходящему. Приобретете навык сдержанности, тогда уж и замок не понадобится.

— Как бороться со злобой против ближнего, с раздражением и гневом? Я очень страдаю от этого, никак не могу справиться со своим раздражением и злостью, особенно в отношении жены. Сам осознаю свою душевную болезнь, но ничего с ней поделать не могу. Существует ли универсальное духовное оружие для борьбы с раздражением и гневом на ближнего?

— При всем разнообразии темпераментов, характеров и условий, думаю, для каждого можно найти такое универсальное оружие. И оно, заметьте, хорошо известно каждому — это смирение. Если гордость — мать всех пороков, а смирение противоположно гордости, то у нас есть все шансы победить этим же оружием наше раздражение.

Еду на машине, кто-то «наглеет», нарушает правила, но я в этот момент подумаю: «А я сам всегда безгрешен, всегда езжу строго по правилам? Может быть, у этого человека случилась беда, или он плохо соображает, или у него просто болит живот? Помоги ему Господь. »

Дети расшалились, не слушают меня — я подумаю: «Они живут в своем мире, мире игры и фантазий, мои указания сейчас не воспринимают, да и нужно ли мне сейчас пытаться исправить их поведение? Ведь они не делают ничего смертельно опасного или злого… Пускай поиграют, не буду на них давить».

Мама говорит нечто странное, явно ошибочное — я подумаю: «Она — пожилой человек, много в жизни переживший и страдавший, навряд ли полезно читать ей лекции. Лучше сделаю ей что-то доброе».

Ссора, конфликт, несогласие с женой — тут уж совсем просто: «Это моя жена, ее мне дал Господь для любви и добра. Сделаю все как она просит, не потому, что это истинно и справедливо, а потому, что я ее люблю». И ей об этом скажу в таких же словах.

Средства эти, как видите, весьма просты, но принять их трудновато… Мешает все тот же наш грех. Недостаточно ведь хромому сказать: «Не хромай!», или простуженному: «Не кашляй!». Всякий грех — это болезнь души, и всем нам необходимо лечиться (т. е. каяться, исправляться, совершенствоваться).

Успех лечения гарантирован, если мы будем верны Христу, нашему Небесному Врачу, если ответим любовью на Его любовь. Он исцеляет меня через мое личное отношение к Нему Самому и к ближнему как к Его дару и образу.

— Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, о христианском взгляде на ревность. Говорят ли что-нибудь святые отцы об этом грехе, откуда он происходит и как его победить?

— Самый простой взгляд на ревность — это уподобление ее горчице. Будете ею злоупотреблять, наживете язву желудка, но немного горчицы к мясу и рыбе очень уместно. Как найти нужную меру? Посредством здравого смысла и вкуса.

Так же и с ревностью. Она может отравить жизнь одному или обоим супругам, но — при соблюдении меры — становится важным фактором супружеских отношений. Муж и жена должны воспитывать друг в друге взаимное внимание, взаимный интерес, естественно распространяющийся на отношения с лицами противоположного пола. Но если ревность становится мучением и мучительством, ее в самом деле надо побеждать. Чем? Любовью.

«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные» (Песнь песней, 8:6).

— По работе мне приходится общаться с девушкой. Я чувствую родственность наших душ, общность интересов. Конечно, я не представляю для себя возможности изменить жене. С этой девушкой нас связывают только дружеские и деловые отношения. Но на ее фоне разговоры с женой выглядят скучными. Как мне вести себя в сложившейся ситуации?

— «Дружеские и деловые отношения» подвергают ваш брак значительному риску. Необходимо принять срочные меры, причем не столько негативные (ограничение контакта с посторонними женщинами), сколько позитивные: улучшение, углубление, упрочнение контакта с женой, как на духовном, интеллектуальном уровне, так и на бытовом, и на интимном. Если вы этого не сделаете, если понадеетесь на авось или просто пустите все на самотек, вас ждут колоссальные несчастья.

— Последние годы муж ведет себя так, будто семья ему мешает работать, я ему неинтересна, весь интерес в работе. Ведь мы же знаем, что, к сожалению, сейчас это типично для многих… Может быть, и в самом деле семья ему больше не нужна, он хочет остаться один?

— Допустим для начала, что вы правы. Какой отсюда вывод? Вывод в принципе будет зависеть от того, в каких отношениях вы находитесь с данной личностью. Это чужой вам человек? Родственник? Сосед? Сын. Во всех этих случаях вы оцениваете его желания и намерения и со смирением признаете, что они (допустим) объективно греховны или субъективно не совпадают с вашими, и в результате отказываетесь от своих попыток протянуть ему руку любви, участия и доверия… Но ведь это ваш муж.

Христианское понимание природы брака не оставляет нам места для таких выводов в отношении супруга. Да, его намерения и желания могут быть такими-то или такими-то, но в браке личность теряет часть своего «я», становясь неотъемлемой частью нового целого — семьи. Тем самым подобные намерения и желания просто подлежат исправлению. И ваша задача — исправить их наилучшим для вас обоих способом.

— День за днем я все более склоняюсь к тому, что не люблю свою жену. Мы женаты давно, и у нас ребенок — мальчик, четыре года. Что мне делать?

— У кого четырехлетний ребенок, тот, стало быть, сам уже не мальчик. И настало время разобраться, что значит эта столь популярная фраза: люблю — не люблю…

«Я люблю Бога… жену… дочь… Родину… музыку Чайковского… холодное пиво… поспать после обеда…» — слово одно, смысл разный. Русский язык достаточно богат, однако, слово «любовь» обладает несказанно широким диапазоном значений. И не надо думать, кстати, что другие языки свободны от этого свойства. Иные авторы приводят в пример греческий язык Священного Писания: там якобы никаких двусмысленностей… Неправда. Достаточно раскрыть Ветхий Завет (2 Цар. 13) с изложением раздирающей душу истории насилия Амнона над Фамарью, чтобы в этом убедиться: глагол агапо, которым описано его чувство, тот же самый, что у апостола Иоанна.

Однако именно по его свидетельству, Бог есть любовь. Бог один — следовательно, и любовь, в каком-то главном своем смысле и проявлении, тоже одна. Что же это такое?

Ответ дает тот же апостол Иоанн: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою». Стало быть, любовь — это крест, жертва собой ради ближнего. Любовь, которая заслуживает этого названия, всегда деятельная и жертвенная.

А дальше — неожиданность для кое-кого из молодых супругов: им-то кажется, что супружеская любовь не имеет с крестом ничего общего! Напротив, думают они, супружеская любовь — это источник приятных ощущений, чувственных удовольствий, услаждения… А между тем — и это известно всем, кто всерьез знаком с браком, с его проблемами и путями их решения, — супружеская любовь только тогда и бывает полноценной и плодотворной, только тогда и становится источником радости и счастья, когда она не для себя, а для нее (для него), когда она прежде всего не берет, а отдает, когда она не эгоистичная, а жертвенная.

С этой точки зрения полезно бросить прощальный взгляд на «любовь» (читай: половую связь) вне брака. Муж и жена потому и способны на всеобъемлющую любовь, что они отдали себя друг другу в полную, нераздельную и вечную общность: здесь любовь становится щедрой и жертвенной по самой природе брака. Если же, просыпаясь поутру, «партнеры» смотрят друг на друга с мыслью: «А не пора ли подыскать что-нибудь новенькое. » — что можно от этого ждать, кроме скотства?

И что особенно интересно и парадоксально для наших незадачливых современников и современниц, именно в интимной жизни супругов — о которой слышим сейчас столько самодовольной трескотни и пошлого трепа, — щедрость, самоотдача и жертвенность дают ключи к успеху. С ними у мужа и жены, как было сказано, настроение не меняется от венца до золотой свадьбы, а без них острые ощущения первых дней брака (или добрачной связи) быстро сменяются охлаждением, апатией и половой дисфункцией.

Настоящая любовь, по слову Апостола, «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». И когда любви не хватает — а кто из нас может похвастать, что ему всегда хватает любви? — надо последовать простому отеческому совету: «Если имеешь мало любви, делай дело любви, и любовь придет».

…Такое длинное предисловие к короткому и ясному ответу на ваш вопрос. «Что мне делать?» — спрашиваете вы. Отбросить чуждые, вредоносные помыслы, покаяться в вашем грехе, подумать, что доброго вы можете сделать для своей жены, и немедленно приступить к делу.

— Мы с мужем живем без любви, в постоянном раздражении и злобе, у нас нет в семье смеха, нет общих друзей, тем для разговора и обсуждения… Мы чужие люди. Вопрос о том, что нам нужно разойтись, стоял уже давно, а сейчас мы уже в преддверии этого события…

— Попытаться исправить ваши беды можно было бы одним советом: «Станьте православной не на словах, а на деле — и все встанет на свои места». Но одной фразы на практике не хватает. Для начала проясните свое понимание брака как вечного, нераздельного союза двоих, союза духовного и телесного, устроенного Господом для возрастания любви среди людей… И если брак дает трещину, то православный ответ на это — начать исправление с себя самой.

На ближайшей исповеди будьте особенно внимательны к прошлым и нынешним грехам, которые вы совершили против мужа, против вашей семьи: исповедуйте их тщательно.

Прекрасно, если и ваш муж пойдет на исповедь с тем же чувством, к тому же самому священнику, что и вы: тогда можно быть уверенным, что Господь поможет вам и священник с Его помощью даст вам благотворные советы.

Но даже если ваш муж и не исповедуется, не отчаивайтесь. Главное, что есть ваше покаяние, ваша решимость исправить жизнь. Можно прибегнуть к иному виду пастырской помощи — к беседе втроем. Священник, направляя разговор, поможет вам и вашему мужу услышать друг друга, понять, что произошло с вами, что вам мешает. Он, безусловно, сумеет положить между вами доброе начало новой жизни — способности к самоотдаче, согласию и любви.

— Муж постоянно изменяет мне и не раскаивается. Как быть? Разводиться? Ведь если продолжать жить вместе, то будешь разделять смертный грех прелюбодеяния.

— Вопрос сложный, однозначно не ответить, тем более на расстоянии, не зная ни вас, ни вашего мужа. Надо, наверное, начать с того, что такое развод.

Развод — это свидетельство о смерти брака, а точнее — о его убийстве. Убить брак могут оба супруга, а может и один из них. Если брак убит, то Церковь, в лице епископа, удостоверяет это разводом и дает возможность невиновной стороне вступить во второй брак.

Отсюда видно, как вам надо действовать. Спросите себя (и мужа, может быть): жив ваш брак или нет? Если жив, просите у Господа помощи и поддержки для спасения брака своей любовью, участием, молитвой, трудом… Как и во всяком серьезном деле, главное — духовная сторона: церковное покаяние, восстановление православного образа жизни и мысли, обещание Господу сохранять и приумножать Его благодатные дары, полученные в браке. Но вместе с тем не забывайте и о материальной стороне, о поддержке супружеской любви во всем многообразии повседневной жизни — в домашнем хозяйстве, распорядке дня, общих заботах, поведении, внешнем виде и особенно в интимной сфере.

Ну а если эти меры невозможны или не приносят результата, если брак уже умер, тогда ничего не поделаешь. Тогда, и только тогда следует получить развод.

— От меня ушел муж, вот уже почти год, как мы развелись, а я до сих пор не могу его забыть. Каждый день прошу об этом Господа, душа мечется, разрывается на части. Чувства такие разные: и злость, и ревность, и любовь, и жалость… Я понимаю что все это не от Бога, что мы разные люди, а все равно душа-то с ним.

— Как вам помочь? Наверное, напомнив, что подобное случается с кем угодно, в том числе и с теми, у кого брак не разрушен, кто долго и счастливо жил с женой (мужем), и вдруг его (ее) сердце зажглось, запылало совершенно чуждой, враждебной, губительной страстью… Если мы не готовы к такому пожару, если не знаем, как погасить его, то и брак наш всегда в опасности и безбрачная жизнь становится невыносимой.

Уверяю вас, вы ошибаетесь: душа ваша не с ним. Если он оставил вас и погубил ваш брак, Господь ему судья, а вы свободны, и душа ваша тоже свободна. Конечно, сатана пытается помешать, уничтожить вашу свободу, бьет в самое незащищенное место, в незажившую еще рану. А защита от него — сам Христос. Он отдал Себя за вас на Кресте и воскрес ради вашего спасения. Неужели этого недостаточно, чтобы отвернуться от прошлых скорбей? Отдав свою душу Ему, — что должен сделать каждый христианин — вы перестанете быть игрушкой страстей, своих и чужих, и обретете утраченное достоинство и свободу.

— Что лучше, повысить голос на жену, если она спорит, не слушает и разговаривает грубо и дерзко, или разок ударить рукой по попе?

— Ответ зависит от того, будет ли ваша жена носить вам в тюрьму передачи, когда вы угодите туда за нанесение побоев (чем дело, бесспорно, и кончится). Но я бы не советовал ей этого делать. Закон позволяет ей развестись с таким мужем — хулиганом и насильником — и начать новую счастливую жизнь подальше от него.

Читайте также другую главу из книги “Мужчина и женщина”:

www.pravmir.ru

Если муж разлюбил жену

Если муж разлюбил жену

Если жену разлюбил муж, то, чтобы вернуть его привязанность, нужно взять кусочек церковной свечи (не парафиновой), щепотку ладана и скатать из всего этого шарик. Прокатывая его на левой ладони, читайте три раза подряд следующий заговор:

«Как ярило любо-дорого всякому живому, как жалеет мать дитя, так пусть и раб Божий (имя) с рабой Божьей (имя) горя не знал, беды не видал и любил бы рабу Божью (имя) пуще прежнего, ярче солнышка красного, месяца ясного. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Похожие главы из других книг

Если муж бросил жену

Если муж бросил жену Из письма: «Уважаемая Наталья Ивановна! Я Вас убедительно прошу больше публиковать заговоров для наказания за обиды. У меня много Ваших книг, и я кладу к своему письму талон на обращение к Вам. Я решила его использовать. Поймите, может не быть толку от

Если жену не влечет к мужу (от женской нестоячки)

Если жену не влечет к мужу (от женской нестоячки) Из

Если муж на жену покрикивает

Если муж на жену покрикивает Солят мужу еду и говорят:Соль исчезает и твоя злость тает. Соль на меня не кричит, И ты (имя) на меня, рабу (имя), не кричи. Во имя Отца и Сына и Святого Дyxa. Аминь.

Чтобы мужчина разлюбил женщину

Чтобы мужчина разлюбил женщину Из письма:

Как отвернуть его жену от него

Как отвернуть его жену от него Прежде всего нужно сделать отворот жены от мужа, чтоб ей было не больно, когда семья распадется. Нужно с вечера взять немного земли с чистого места, где машины не ездят. Эту землю разложить на бумажном листочке тонким слоем и на ночь оставить

Если муж изводит жену любовной постелью

Если муж изводит жену любовной постелью Бывает и такое. Вот одно письмо на эту

Заговор на ворчливую жену

Заговор на ворчливую жену Бывают ворчливые жены, которые едят мужей поедом. В этом случае мужу нужно купить новое зеркало, выбрать момент, когда жены не будет дома, и три раза подряд прочитать над зеркалом особый заговор. Потом это заговоренное зеркало необходимо подарить

Заговор на жадную жену

Заговор на жадную жену Если ваша жена скупа, прячет от вас каждую копейку, ругает вас, превращая вашу жизнь в ад, вам поможет следующий заговор. Разменяйте деньги так, чтобы у вас было много мелочи. Прочитайте над ней заговор и, вернувшись домой, отдайте жене, сказав, что

Что делать, если жена ушла к другому (как вернуть жену)

Что делать, если жена ушла к другому (как вернуть жену) В этом случае следует прочитать в открытую форточку такой заговор: Курица в курятнике на насесте сидит, На петуха своего глядит. Так бы раба Божья (имя) В свой дом возвратилась, Перед мужем своим покорилась. Куда голова,

Сильный приворот на жену

Сильный приворот на жену Стану я, раб Божий, на престол, а это не престол, а стол. Стол не дубовый, не сосновый, не липовый, не кленовый. За столом сидит раба Божия (имя). Она ест, и пьет, и вздыхает обо мне, рабе Божием (имя), страдает. Болят ее кости, ломит ее тело, ноет ее сердце,

Сильный приворот на жену Из письма:«Мне пятьдесят шесть лет, у нас с женой трое детей и четверо внуков. Если бы мне кто-нибудь сказал, что наступит такой момент, что моя Люся будет бежать за каждым встречным мужчиной, я бы никогда в это не поверил. Всю жизнь, почти сорок лет,

Если муж стал водку больше любить, чем жену

Если муж стал водку больше любить, чем жену Пишет Юля из Пятигорска: «Наталья Ивановна, если бы вы знали, по какой любви мы женились. Не представляли свою жизнь друг без друга. У нас уже двое детей, правда, они еще маленькие. Но вот неожиданно пришла беда. Мужа назначили на

Чтоб муж хотел жену Если ваш муж остыл к вам, спит, повернувшись спиной, или вообще в другой комнате, беритесь за дело.Купите ниток белых в среду на прибыльный месяц, а иголки в четверг. В пятницу вденьте нитку в иголку и в одном из углов простыни сделайте стежки. Пока шьете,

Что делать, если муж любит и жену, и любовницу

Что делать, если муж любит и жену, и любовницу Из письма: «После двенадцати лет супружеской жизни я вдруг поняла, что совершенно не знаю своего мужа. Я всегда думала, что он лентяй и недотепа, простофиля, мямля и… Да что там говорить, я всегда считала его своим вторым

Как я разлюбил борынгы

Как я разлюбил борынгы — Тахави абый, а вот смерть, она что вообще такое? — как-то раз спрашиваю старика, совершенно без связи с предыдущей темой разговора. — Ну, что она значит, в смысле? Только, пожалуйста, не начинай снова, что, мол, каждому свое и все такое, я хочу знать,

esoterics.wikireading.ru

Почему жены плачут от православных мужей?

Публицист Андрей Сигутин беседует с киноведом, преподавателем ВГИКа Татьяной Москвиной-Ященко и психологом Оксаной Степаненко о том, почему православный брак может быть несчастным, и православный муж – источником ежедневных слез.

Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, оказывая им честь,

как сонаследницам благодатной жизни” (1 Пет. 3,7).

– Почему жены плачут от православных мужей?

Оксана Степаненко: Я думаю, по причине негибкости мужа. Православные традиции невозможно навязать, если супруга к ним не готова. Однако плодами христианской веры, например, радостью, муж может увлечь свою супругу, давая ей повод для восхищения и являя собой пример для подражания.

Приведу слова святой императрицы Александры Фёдоровны: «Радость – это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние. Никогда не следует сомневаться, что добро победит зло. Жалующийся и напуганный христианин предает своего Бога. Неисчислимыми путями проявляется в жизни слово Христа, запавшее в сердце. В беде оно приносит нам утешение, а в минуты слабости – силу. Оно заставляет лица сиять, делает мужчин патриотами, а женщин терпеливыми и добрыми. Оно приносит в дома благословление, а в жизнь – красоту…».

Татьяна Москвина-Ященко: Думаю, потому жены плачут от православных мужей, что мужья вовсе не православные. Хотя и крещены, ходят к исповеди и причастию, пары могут быть венчаны. Но посудите сами, будут ли плакать жены, если муж, являясь главой православной семьи, где несут тяготы друг друга, трудится сам, проявляет заботу о жене, детях, немощных сродниках, имеет любовь и терпение? Это идеальная ситуация. В реальности – все иначе.

Наше поколение, воспитанное при советской власти, или захватившее ее на излете, в годы перестройки, не имеет элементарных навыков семейной жизни, не говорю уже о православной семейной жизни, где коэффициент ответственности и жертвенности по определению должен быть выше.

В наших семьях часто не умеют слушать и слышать другого, не откликаются на просьбы, не понимают, сколь глубоко сидят в человеке самость, непримиримость, эгоизм, как трудно себя перестроить, а уж тем более другого. Это касается и мужа, и жены. В многопоколенной семье, что сегодня редкость, вышесказанное касается и старших, и младших.

– От многих женщин слышал о пресловутом мужском эгоизме, насколько сильно, по-вашему, мужчина подвержен эгоизму?

Оксана Степаненко: Не знаю такого явления. Если мужчина любит, то он готов отдавать. Истинная любовь всегда отдает самое лучшее любимому человеку. В ней нет места эгоизму. Если же любовь женщины сильнее, то она, даже осознавая это, дарит свою любовь, и плоды ее радости от счастливых минут с любимым учат ее вести себя по-женски правильно. В таком состоянии любящей души она интуитивно найдет способ вызвать у любимого естественную благодарность и его ответное чувство. Любовь подобна доброте, ибо счастливому свойственна живая потребность осчастливить всех вокруг и наслаждаться чужим счастьем, как отражением собственного.

Ответную дружбу и любовь можно взрастить, тогда эгоизму просто не останется места. «…Истинная дружба начинается там, где излетевшая искра духа касается чужой огненной купины и воспринимается ею. За восприятием следует ответная искра, которая воспринимается первопославшим и вызывает в нем ответ на ответ. Тогда начинается сетевой обмен. Искры отнюдь не исчезают в окружающем мраке, а каждая достигает цели и зажигает другого человека. Вспыхивают целые снопы света, пламя разгорается, пожар растет. Свободные дары, творческое восприятие и светлая благодарность… Дух наслаждается своей беззаветной откровенностью…», – так здорово описывает известный русский философ Иван Ильин механизм возникновения дружбы. Думаю, эти слова можно отнести и к зарождению любви между мужчиной и женщиной.

Татьяна Москвина-Ященко: Я не задумывалась о том, что есть какой-то особый – мужской – эгоизм, и особый – женский. Эгоизм он и есть эгоизм. Для неверующего, или маловерующего человека эгоизм отчасти становится способом самосохранения и защиты от мира, который, как пиранья, растаскивает его по кусочкам. Человек может чувствовать это интуитивно.

В советском кино, начиная с 60-х годов, появился герой, который был добрым, светлым, талантливым по натуре, но ему не хватало внутреннего стержня. Он хотел все успеть, всем помочь, ответить на любовь, а в результате терял самого себя.

Так погиб под колесами случайной машины, заглядевшись на очаровательную прохожую, Гия, одаренный композитор, из фильма «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани. Умирал по замыслу сценариста Виктора Мережко Сергей Макаров, которого сыграл Олег Янковский в культовом фильме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Герой к сорока годам растратил всего себя в случайных отношениях с людьми, обожавшими его. Под стать ему герой Олега Басилашвили из «Осеннего марафона» Георгия Данелия. Самой трагической была смерть Зилова в пьесе Вампилова «Утиная охота», по которой Виталий Мельников снял «Отпуск в сентябре», где главного героя сыграл Олег Даль. Его персонаж кончал жизнь самоубийством. Незачем было ему жить. Нечем. Ничто не грело душу – ни дружба, ни любовь, ни работа. Все было искажено. Не за что было зацепиться.

Мужчина такие вещи чувствует, пожалуй, острее, чем женщина. Ведь женщина, как жена, сестра, мать, всегда находит смыслы в жизни. Ей хватает быть верной любимому человеку, воспитывать сына или дочь, надеяться на то, что ее любят, прощать, принимать всё, как есть…

Более полувека безбожной жизни в стране, где координатой официальной культуры был атеизм, просто так из исторической памяти общества и отдельного человека не выкинешь. Это время непременно аукнется в семье памятью деда-нквдешника, партийным билетом дядюшки, годами комсомольской юности еще молодой мамочки. Все они могли быть хорошими, добрыми людьми. Но в головах хаос, и в душах опустошенность.

– Многие воцерковленные мужья, в основном, душевные, а не духовные люди. В этой связи, может, им стоит изучать психологию для повышения их уровня культуры общения в семье?

Оксана Степаненко: Не думаю, что знание инструментов психодрамы поможет мужчине стать тоньше в отношениях с близкими. Простые истины помогут больше – это любовь к ближнему. Если мужчина настроит себя на доброе и возвышенное отношение к жене, то он захочет делать для нее все самое лучшее. Сменит акцент с «Я» на «МЫ». Просто сможет перенаправить фокус своего внимания на нужды любимого человека, а также будет помнить, что семья – это всегда нераздельное «мы», а не «Я», которое разделяет целостность союза.

Татьяна Москвина-Ященко: Во-первых, думаю, что жены, под стать мужьям, в большинстве своем тоже душевные, а не духовные люди. Это вообще характерно для мирских людей, выбравших весьма тернистый и не такой уж прямой путь к Богу, а значит – и к духовности, благодати Божьей. Будь каждый мирянин по-настоящему человечным, приблизилось бы к нам Царствие Небесное. Но, увы, князей Мышкиных на горизонте не видать. А страсти человеческие – не что иное, как искаженная душевность (духовность).

Второе – про изучение психологии. Искажения души, конечно, можно подправить, изучая психологию, посещая групповые или индивидуальные занятия с психотерапевтами или семейные клубы трезвости, повышая уровень культуры общения в семье. При этом, по опыту могу сказать, следует понимать, что предстоит долгий путь изменения, в первую очередь, себя, путь, требующий огромной самоотдачи, времени и сил. Занятия с психологами, как и самостоятельное чтение специальной литературы, может увести человека в сторону от духовного пути.

Сегодня существует множество разных психологических направлений, школ, методик. И арт-терапия, и психодрама, и психоанализ, и экологический подход и т.д. Тут необходимы православные врачи-профессионалы и мудрые пастыри, их тесное взаимодействие.

В жизни я встречала таких примеров немного.

Огромная ответственность лежит на самих страждущих, и женах, и мужьях, в чьих семьях нет гармонии, а таких семей большинство. Любые нарушения общения в семье являются общесемейной проблемой. Потому требуются совместные усилия для нормализации отношений.

– Если бы православные мужья стали еще и хорошими психологами, то их жены меньше бы плакали от семейных разногласий?

Оксана Степаненко: Любовь – самый лучший «семейный психолог», и надо просто не бояться и захотеть любить. Не бояться этого делать потому, что любовь всегда в выигрыше, так как подобна радости, которая светит любящему, как солнечный луч, сквозь мрак страданий и неудач. В этом случае будут сглаживаться углы семейных разногласий, а значит, и не будет женских слез.

К сожалению, традиция создания и сохранения семьи за годы советской власти в России была утеряна. Поэтому для желающих разобраться в этом непростом вопросе рекомендую почитать книги философа Ивана Ильина и святой императрицы Александры Федоровны Романовой, авторов, которых интересовал практический аспект сохранения здорового климата в русской семье.

Татьяна Москвина-Ященко: Если бы православные мужья стали людьми духовными, хорошими психологами, как и их жены, которые тоже стали бы прекрасными психологами и людьми духовными, то проблем бы в семье, наверно, не было. Повторю: так в идеале.

В действительности каждому нужно пройти свой путь, падать и подниматься, протягивать руку помощи и самому просить помощь, не отказываться от нее по гордости, трезветь во что бы то ни стало.

– Как вы думаете, если муж начнет больше себя ценить, то он лучше станет относиться к жене?

Оксана Степаненко: Конечно. Если мужчина ведет себя достойно и ощущает себя героем в поступках, как же он не будет себя больше ценить и соответственно лучше относиться к жене? Не важно, как кардинально изменились традиции в современном обществе, а уважение мужчины к себе растет от череды дел, достойных настоящего мужчины.

Татьяна Москвина-Ященко: Вопрос предполагает ситуацию, что у мужа заведомо занижена самооценка. А она может быть завышена у жены, что тоже проблемно для общения в семье.

С этими вопросами следует, на мой взгляд, разбираться с профессионалом. Вы же не будете вскрывать опасный гнойник сами, пойдете к хирургу, правда? Иной раз и боль нужно потерпеть, чтобы поправиться. Так и в делах душевных, и духовных. Кстати, пастыри говорят, что бывает трудно отделить одно от другого: больна душа или дух.

Выравнивать самооценку – длительное душевно-духовное упражнение, научающее навыку видения самого себя, что в свою очередь является условием видения своих грехов. Это, по сути, воплощение в собственной жизни важнейших заповедей Божьих. Чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, следует возлюбить Господа пуще всех, далее – самого себя как образ и подобие Господа. И только потом, возможно, получится возлюбить ближнего и даже врага.

Слова можно заучить наизусть, внутренне с ними соглашаться. Трудно следовать живому слову в повседневности, трудно удерживать себя на уровне духовности каждый день и час. Достижению такой цели приходится подчинить весь образ жизни. Такой подвиг можно требовать только от себя.

– Как вы считаете, изменится ли психологический климат в семье, если православный муж совсем откажется от употребления спиртного?

Татьяна Москвина-Ященко: Это принципиально: климат в семье непременно улучшится, если муж откажется от употребления спиртного. А заодно с ним и жена, родные и близкие, чтобы поддержать человека. Злоупотребление алкоголем, тем более наркотиками, как и психотропными лекарствами, что бывает свойственно нервным женам, есть не что иное, как расстройство поведения, напрямую искажающее образ жизни православной семьи.

Это и перепады настроения, и материальные проблемы, и отсутствие дисциплины в семье, отказ от ответственности за себя и других. Такая ситуация в семье разрушает понимание, делает невыносимым общение.

Нормализация ситуации требует, повторю, обращения к Богу, к самому себе, к духовнику, к профессионалу-специалисту, и много-много терпения при твердом намерении идти в эту сторону.

Оксана Степаненко: Я не вижу связи между хорошими отношениями в семье и употреблением спиртного. Если имеется в виду алкоголизм, который уподобляет человека животному, то надо искать причины того, почему произошло «убегание» супруга в нереальный мир пьющего человека. Нужно признать вину обоих и начинать согревать родного человека в семье, а именно вместе вспомнить, как любить и отдавать.

– Должна ли жена указывать мужу на его ошибки и пытаться «перевоспитывать» главу семьи?

Оксана Степаненко: Глава в семье одна, но сотрудничать нужно обоим. Мое глубокое убеждение, что когда Бог создавал мужчине помощника и друга, Он не вкладывал в женщину желание изменять мужа. Мужчина в семье – законодатель, иначе будет ломаться его природа, а женщине необходимо подстраивается под него. И этот важный момент жена должна понимать. Соответственно и семейному мужчине нужно помнить: “Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее” (Ефес. 5,23)

Татьяна Москвина-Ященко: Думаю, жена обязана учиться этому труднейшему делу: ненавязчиво подсказывать мужу о его промахах, понуждать его к действию, если в семье творится что-то несусветное, например, пьянство. Иначе жена будет вольно или невольно соучаствовать во зле, потакать не просто слабостям, а мерзостям – агрессии, безответственности, распущенности. Тут не пилить нужно, не есть поедом, не угрожать, мол, пойду, пожалуюсь батюшке… Если нужно и милицию вызвать, и на развод подать. Кстати, развод допускается в случае измены одного из супругов и в случае алкоголизма мужа, так как алкоголизм приравнивается к сумасшествию.

В заключение хочу сказать, что нет готовых рецептов, что делать, как быть, чтобы жены не плакали от православных мужей. Каждый раз это особая, индивидуальная ситуация, требующая ежедневного, ежечасного труда, максимального напряжения в ее решении. Прежде всего, конечно, укрепления в Православии, остальное – приложится.

www.pravmir.ru