Самооценка учебник психологии

Неадекватная самооценка

Как мы с вами уже установили, неадекватная самооценка может быть как заниженной, так и завышенной. Некоторые психологи (Л. Н. Корнеева, 1984) описывают не две разновидности нереалистичной самооценки, а несколько больше. Давайте познакомимся с ними.

1. Заниженная самооценка: постоянное использование механизмов психологической защиты, неуверенность в себе. Человек с заниженной самооценкой предпочитает вести себя в соответствии со стратегией «гарантированного успеха», т. е. выбирает лишь такие цели, которых заведомо может достичь, без риска неудачи – и очень часто эти цели оказываются ниже его настоящих возможностей. И в учебе, и в работе такие люди ведут себя пассивно, держатся в тени – не потому, что и в самом деле ни на что не способны, а потому, что слишком боятся допустить какой-нибудь промах. Уровень успешности обычно ниже среднего, но в целом стабилен: вполне постоянное «посредственно».

2. Неустойчивая, преимущественно заниженная самооценка: активизированные механизмы психологической защиты. Предпочтение отдается таким способам поведения, которые поддерживают стратегию «обесценивания неудачи», вроде как «не удалось достичь желаемого – ну и ладно, не больно-то и хотелось». Люди с таким типом самооценки обладают завышенным уровнем притязаний и, поставив перед собой слишком сложную задачу, не прикладывают целенаправленных усилий к тому, чтобы ее решить.

Впрочем, встречаются и упрямцы, которые пытаются допрыгнуть до установленной слишком высоко планки; но делают они это без всякой предварительной подготовки, без опоры на свои возможности и способности – в этом и проявляется заниженность самооценки: эти люди не видят и не ценят своих сильных сторон и выбирают цели более или менее наугад. Успехи, которых удается достичь в учебе или в профессиональной деятельности, незначительны и нестабильны. При этом свои неудачи человек с неустойчиво-заниженной самооценкой объясняет сторонними причинами, несправедливостью начальства и т. п.

3. Завышенная самооценка: основное стремление – любой ценой уберечься от неудачи, и потому люди с такой самооценкой, подобно первому типу, всеми силами стремятся избегать целей, достижение которых не гарантировано на 100%. Это уже знакомая нам стратегия «гарантированного успеха». Такие люди стремятся скрыть даже от самих себя тот факт, что их возможности ниже притязаний, и потому уклоняются от любых ситуаций, в которых могло бы выявиться это несоответствие. В результате – деятельность этих людей может быть даже и довольно успешной (причем стабильно), но все же ниже их реальных возможностей.

4. Устойчивая завышенная самооценка: необоснованная уверенность в собственных способностях, возможностях, дарованиях. Часто такая самооценка формируется у людей, действительно обладающих значительными способностями в каком-то одном виде деятельности: например, успехи в спорте человек может «автоматически» переносить и на сферу бизнеса, полагая, что в предпринимательстве он непременно добьется таких же успехов, как на беговой дорожке. При этом он не отдает себе отчета в том, что качествами, необходимыми для эффективной предпринимательской деятельности, он вовсе не обладает, а его победы в беге на короткую дистанцию – отнюдь не гарантия больших достижений в неизвестной ему сфере.

Человек с устойчиво завышенной самооценкой «с разгона» ставит перед собой сложные, труднодостижимые цели в плохо знакомых областях деятельности, первые неудачи игнорирует и приписывает их случайности. Но повторение неудач приводит к очень сильным переживаниям, к настоящей эмоциональной буре.

Изначально самооценка формируется у ребенка при получении опыта достижений и неудач: совершая первые шаги (как в прямом, так и в переносном смысле), взаимодействуя с окружающим миром, он начинает осознавать свои возможности, выяснять, что он может сделать, а что – нет, к каким результатам приводят те или иные его действия. И конечно, очень мощным источником для формирования самооценки является отношение к ребенку взрослых – прежде всего родителей, затем воспитателей, учителей, а с наступлением подросткового возраста огромное значение приобретает и мнение сверстников.

Да и в зрелом возрасте наше отношение к себе, безусловно, в изрядной степени зависит от мнения других людей – но, конечно, уже совсем не так сильно, как в детстве. Но если самооценка у человека отклоняется от адекватной, это всегда проявляется и в том, что он чрезмерно полагается на отношение к нему окружающих: знание самого себя развито недостаточно, и постоянно требуется «зеркало».

Проблема заключается в том, что если в определении своей значимости человек целиком полагается на одобрение окружающих, он обречен на весьма неприятные переживания, когда его перестанут хвалить или даже начнут критиковать (пусть даже эта критика будет вполне конструктивной). Если другие люди не будут поддерживать самооценку такого человека на высоте, он неминуемо начнет ощущать себя безнадежным неудачником.

psy.wikireading.ru

С момента вступления в контакт с обществом у человека начинает формироваться самооценка личности. Как известно, каждый человек наделен определенными характеристиками, что говорят о его мировоззрении, убеждениях, психологии в целом. Главной стороной человеческого самосознания является самооценка. Благодаря ей происходит регулирование поведенческой модели человека, удовлетворение личностных потребностей, поиск своего места в жизни и пр.

Самооценка личности в психологии

В психологии самооценка каждого индивида включает в себя способность более-менее объективно давать оценку собственным возможностям и силам, критически относиться к самому себе.

Личностная самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной. Все это зависит от характера человека, который, в свою очередь, влияет на формирование определенных качеств.

Изучение самооценки личности показало, что правильная самооценка в основном присуща взрослым людям. Умение гибко оценивать свои способности, корректировать, если это необходимо, стиль поведения под влиянием опыта, является необходимым качеством, помогающим в быстрой адаптации к жизненным условиям.

Оценка и самооценка личности зависит также от одобрения, уважительного отношения со стороны окружающих человека людей. На этом основании возникает уважение к самому себе, что является одной из важнейших личностных потребностей.

Самооценка и самосознание личности

В психической деятельности человека самосознание есть не что иное, как сложный процесс познания самого себя. В результате активного взаимодействия с окружающим миром, каждый познает себя. Данный процесс никогда не завершается. Самопознание развивается параллельно с развитием самооценки.

Благодаря познанию собственного «Я», индивид способен сохранять постоянство личностного поведения, при этом испытывая ответственность за сохранение социальных ценностей, что были им усвоены. Самооценка – это главный стержень самопознания на всех этапах его существования.

Для определения уровня самооценки индивида существует специально разработанная, диагностика самооценки личности осуществляемая при помощи тестовых заданий, размещенных в различных психологических справочниках.

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Методика самооценки личности С.А. Будасси – один из самых распространенных методов, с помощью которого, можно провести количественное исследование личностной самооценки, то есть измерить ее.

Данная методика основана, в первую очередь на способе ранжирования. Вам будет предложен список, состоящий из 48 слов, что обозначают личностные свойства. Нужно выбрать только двадцать таких качеств, что с наибольшей степенью характеризуют ваше представление об идеальной личности («эталонная личность»). В списке будут как положительные, так и отрицательные качества.

Далее, методика самооценки личности предлагает вам «Протокол исследования» в первой колонке, которого на первых позициях необходимо расположить наиболее важные для вас свойства, а в последней, следовательно, ? отрицательные, менее желательные. Из отобранных качеств построить ряд d1. На первых позициях расположить самые важные, по вашему мнению, положительные качества личности. А отрицательные – в конце. Из этих качеств построить ряд d2 , в котором расположить качества по мере уменьшения их выраженности.

Главной целью обработки результатов есть определение наличия связи между ранговыми оценками личностных свойств, что входят в представления «Я реальное» и «Я идеальное». Интерпретация результатов представляет собой отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Процесс самооценки осуществляется двумя путями:

  • Сравнением самого себя с другими людьми.
  • Или же сопоставлением степени своих притязаний с более объективными показателями личностной деятельности.
  • При помощи специальной таблицы человек может интерпретировать собственные полученные результаты. И напоследок хотелось бы добавить, что всегда стоит помнить о том, что работать над собой и своей самооценкой нужно постоянно не покладая рук.

    womanadvice.ru

    / учебник по психологии

    Ответьте на вопросы:

    1. В чем амбивалентность (двойственность) в определении понятия «методология»?

    2. Чем обусловлено появление новой методологической системы в психологической науке?

    3. Развитие каких наук обусловило появление научной психоло-

    4. Каким аспектам психофизиологических актов посвящены первые эксперименты Густава Теодора Фехнера?

    5. На основании чего физиологическая психология стала краеугольным камнем материалистически ориентированной советской психологии?

    6. Раскройте суть трансформации понятия «психоанализ» от психотерапевтического метода до научной парадигмы.

    7. В чем «пионерская» новизна Зигмунда Фрейда в процессе развития психоанализа?

    8. Каким «социальным заказом» инициировалось новое направление в психологической науке – бихевиоризм?

    9. Почему, по мнению Джона Уотсона, психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях?

    10. Определите сферу расширения предмета психологии в континууме бихевиоризма.

    11. В чем единство экзистенциально-гуманистического направления психологии с ценностями мировых религий и духовных традиций Востока, мистическими учениями философии и эзотерики Европы?

    12. В чем принципиальная новизна в экзистенционально-гуманисти- ческой психологии, которая противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму?

    13. Как вы понимаете предмет пятой волны психологии — трансперсональный опыт?

    14. Каким образом, по мнению профессора Владимира Васильевича Козлова, происходит «преобразование психологии, ее теоретические инновации»?

    15. Каким образом определяет коммуникативная психология формирование универсальной языковой среды психологической науки?

    16. Определите основную цель интегративной психологии.

    17. Что, согласно интегративному подходу, является высшей конкретной формой органической целостности?

    18. Охарактеризуйте сознание как базовый предмет интегративной психологии.

    19. Определить отличия интегративной психологии от других направлений психологии.

    20. Раскройте содержание принципов интегративной психологии:

    Принцип многомерности истины.

    Понятие личности в психологии. Картография личности. (2 часа)

    1. Определение личности как системы уникальных внутренних идентичностей.

    2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

    3. Я-концепция как система представлений о себе.

    1. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Ж. Годфруа

    [Текст]. – М.: Мир, 1992.

    2. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед.

    учеб.заведений: в 3-х кн. / Р.С. Немов [Текст]. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.

    Литке, С. Г. Я себя для себя открываю: курс развития психологической компетентности / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2010. – с. 32-36.

    Литке, С. Г., ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Компьютерная презентация. – Челябинск, 2008.- Модуль 2, презентация 4.

    http://литке.рф Лекции по общей психологии.

    Краткое содержание лекции

    Проблему личности, ее изучение и формирование относят к числу фундаментальных понятий психологии. Слово «личность» от русск. личина (личина соответствует термину persona) — исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра. Существует огромное количество определений понятия «личность». Так, например, только американский психолог Гордон Уиллард Олпорт (рис.23), дал более пятидесяти определений этому понятию. Самым передовым и современным определением понятия «личность» является позиция представителей интегративной психологии ( Владимир Владимирович Козлов ), которую более подробно мы рассмотрим в Лекции 6. В контексте этой лекции проведем ретроспективный анализ понятия «личность», сопоставив его с понятиями «индивид», «индиви-

    Обобщенно понятие «личность» представляет относительно устойчивую систему поведения индивида, построенную, прежде всего, на основе включен-

    ности в социальный контекст.

    Уже в 1734 г. немецкий философ Христиан Вольф (рис.24), дал дефиницию личности следу-

    ющим образом: «То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и

    теперь» . Эту традицию понимания личности продолжил американский психолог и философ Уильям Джемс (рис.25), который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосо-

    знания. Более обосновано определение личности представлено через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности.

    Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе ( Зигмунд Фрейд (рис. 6), Карел Хорни (рис.29) ,

    ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики «внутреннего конфликта».

    наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации (ситуационизм, интеракционизм). В современном бихевиоризме личность понимается как система генерированных форм поведения, которые обра-

    Рисунок 30. Д.Роттер

    зуются на основе ситуационно-специфического поведения (теория социального научения Джулиана Роттера (рис.30)).

    В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего, как принимающая ответственные решения (имплицитная теория личности, теория самоактуализирующейся личности).

    В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой де-

    ятельности ( Анри Валлон, Эмиль

    Мейерсон, Жорж Политцер, Сергей Леонидович Рубинштейн, Алексей Николаевич Леонтьев ).

    В частности, у Алексея Николаевича Леонтьева (рис. 31) лич-

    ность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов.

    В концепции Артура Владимировича Петровского

    (рис.32) тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она

    интегрирована; собственно, личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей.

    Сергей Леонидович Рубинштейн (рис.33) (1946) выделял следую-

    щие составляющие личности:

    1. Направленность (установки, интересы, потребности).

    В классификации свойств личности Вольфа Соломоновича Мерлина (1967), основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представлены следующие уровни:

    1. Свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов).

    2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения,

    В исследованиях структуры личности

    конца ХХ в. — наряду с проверкой экспериментальных

    гипотез, в которых определяется роль конкретных факто-

    ров, влияющих на личностные переменные, — большая

    роль отводится факторно-аналитическим стратегиям

    (трехфакторная теория личности, модель большой пя-

    терки). Проблемой личности в

    психологии занимались многие другие ученые. Кратко

    обозначим их вклад в решение проблем

    психологии личности. Эрнст Кречмер (рис. 34) создал

    типологию темпераментов на основе особенностей те-

    лосложения . Идеи Курта Левина (рис.35) оказали

    большое влияние на американскую социальную психо-

    логию , в том числе им определены области психологии

    личности, объясняющие те или иные проблемы: уро-

    вень притязаний , групповая динамика , социальная пер-

    цепция, игровые ситуации , стремление к успеху и из-

    бегание неудач, теория поля, временная перспектива.

    Эрик Эриксон (рис.36) известен, прежде всего,

    своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности .

    Ганс Айзенк (рис.37) один из лидеров

    биологического направления в психоло- Рисунок 37 гии, создатель факторной теории лично-

    сти. Роберто Ассаджиоли

    (рис.38) — основатель психосинтеза — теоретикометодологической концепции психотерапии и саморазвития человека . Абрахам Маслоу одним из первых, кто стал

    Рисунок 38 Р. Ассаджиоли

    изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу.

    Станислав Гроф – основатель

    трансперсональной психологии , один

    из пионеров в изучении изменённых состояний сознания .

    Кен Уилбер последовательно интегрирует в единую

    систему различные точки зрения на Вселенную . В

    модели Бориса Герасимовича Ананьева

    (рис.39) науки о человеке группируются в четыре

    раздела: 1) человек как биологи-

    ческий вид; 2) онтогенез и жиз-

    ненный путь человека как инди-

    вида; 3) изучение человека как

    личности; 4) проблема челове-

    чества. Он выделял иерархиче-

    ски соподчинённые уровни ор-

    ганизации человека: индивид,

    личность, индивидуальность. Он считал, что инди-

    видуальность складывается на основе взаимосвязи

    особенностей человека как личности и как субъекта

    деятельности, которые обусловлены природными

    свойствами человека как

    проблем человеческих способностей и отношений. Андрей Алексеевич Драгомирецкий (рис.41) — автор

    глубинной абреактивной психологии, главной мыслью которой явля-

    ется допущение о наличии энграммы (запись травмати-

    ческого события в памяти человека), которое, остав-

    шись однажды непроработанным может повторяться

    вновь и вновь, наслаивая на себя похожие симптомы.

    Виктор Федорович Петренко (рис.42), — лидер но-

    вого направления в российской психологии — «экспе-

    Важно заметить, что в процессе развития психологи-

    ческой науки понятие «личность» постоянно трансформируется, уточняется.

    В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

    Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. По мнению Владимира Николаевича Мясищева , человек рождается на свет в качестве индивида как единичное природное существо, представитель рода – «homo sapiens» — отдельный представитель человеческой общности (лат. Individumнеделимый). В структуре личности человек как индивид предстает в своих природных биологических особенностях как человеческий организм – это телесное бытие человека.

    Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под

    влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

    По мнению Александра Борисовича Орлова (рис.43)

    личность является: во-первых , атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом; во-вторых , такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной деятельностью. Обладая сознанием, личность осознает и саму себя.

    В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура — связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир — других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и

    мотивация — это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

    Обладая сознанием, человек способен осознавать, рефлексировать происходящее в себе сомом, создавать некую модель, образ собствен-

    ного «Я». Система представлений о самом себе, рефлексивная, осознаваемая часть личности получила название «Я – концепция» (Об-

    раз-Я», «Я-образ») . Исследованием «Я-концепции» и ее влиянием на поведение человека занимались такие известные психологи как: Уи-

    льям Джеймс, Карл Роджерс, Джорж Мидт, Роберт Бернс и др.

    В работа Роберта Бернса «Развитие Я-концепции на воспитание человека» представлена структура «Я-концепции».

    Первая подструктура: образ «Я» – это представление человека о самом себе, эти представления, образ «Я» — описательная или когнитивное составляющее. Описание может проводиться в разных аспектах, исходя из которых, выделяют следующие компоненты образа «Я»: «я-реальное» — представление личности о себе, о том, какой я есть; «я-идеальное» — представление личности о себе, исходя из того, каким бы я хотел быть в соответствии со своими желаниями;

    «я-в глазах других» — представление личности о том, как Рисунок 45

    studfiles.net

    Уровень притязаний и самооценка

    Уровень притязаний и самооценка

    Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Чем труднее цель, которую вы перед собой ставите, тем выше ваш уровень притязаний.

    Уровень притязаний, свойственный человеку, и его самооценка взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, выбор более или менее трудной цели мы делаем на основе самооценки своих ресурсов. С другой стороны, успех и неуспех в достижении цели (выбранной в соответствии с уровнем притязаний) оказывают влияние на самооценку.

    Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).

    Каждый из нас ставит перед собой множество целей различного масштаба: найти лекарство от рака, совершить полет на Луну, стать лучшим студентом на курсе, не опоздать завтра на работу, заработать денег на летний отдых, преодолеть боязнь высоты, бросить курить и т. д. Соответственно разнообразию целей и уровень притязаний любого человека можно рассматривать в нескольких планах.

    – Уровень трудности, который планируется достигнуть в будущем в результате целой серии последовательных действий – идеальная цель (например, совершить крупное открытие в науке и получить Нобелевскую премию).

    – Уровень трудности очередного действия; выбор таких ближайших целей мы делаем на основе переживания успеха или неуспеха наших действий в прошлом. Это уровень притязаний в данный момент (например, оказаться достаточно пунктуальным, чтобы прийти сегодня на работу вовремя).

    – Желаемый уровень самооценки личности – уровень «Я».

    Представим себе, что мы находимся в ситуации выбора очередной цели, у нас нет в данный момент никаких обязательств перед окружающими, на нас ничто и никто не оказывает давления и мы вольны совершенно свободно установить себе «планку» – выбрать действие любого уровня трудности.

    В принципе, в каждом человеке живет стремление повысить свою самооценку, и это стремление в ситуации выбора порождает внутренний конфликт (который, правда, может быть как очевидным для самого человека, так и почти незаметным, неосознанным и малоинтенсивным).

    Этот конфликт заключается вот в чем: с одной стороны, нам хочется как можно более полно насладиться ощущением успеха, сделать этот успех максимальным, а это порождает тенденцию повысить уровень притязаний, поднять планку повыше. (Вспомните «механизм» возникновения радости: это переживание возникает при достижении цели, и чем труднее был путь к успеху, тем более сильной является эмоция радости.)

    Но с другой стороны, очень хочется избежать неудачи, а это, как вы понимаете, подталкивает нас к тому чтобы планку понизить, т. е. снизить уровень притязаний.

    Конечно, в реальной жизни наша свобода выбора той или иной цели может быть довольно сильно ограничена внешними условиями. Но все же уровень притязаний определяется не только и не столько объективной ситуацией, сколько более или менее постоянной склонностью человека ставить перед собой реалистичные цели, либо же чрезмерно высокие или, напротив, заниженные (по отношению к собственным возможностям).

    Люди с реалистичным уровнем притязаний способны критично оценить свои достижения, трезво оценить свои успехи и неудачи, сделать выводы о своих сильных и слабых сторонах. Как правило, переживание успеха, вызванное достижением цели, влечет за собой повышение уровня притязаний. И напротив, переживание неуспеха, если желаемой цели достичь не удалось, заставляет несколько понизить уровень притязаний.

    – А вот люди с неадекватной самооценкой и нереалистичным уровнем притязаний поступают иначе: снижают трудность новой цели после того, как успешно достигли предыдущей (заниженная самооценка) или повышают уровень сложности вопреки тому, что и в достижении более простой цели потерпели фиаско (завышенная самооценка).

    psy.wikireading.ru

    Понятие и виды самооценки личности

    Статья посвящена самооценке как комплексному понятию психологии личности. Характеризуются виды самооценки человека и их особенности, приводятся общие подходы к формированию адекватного восприятия самого себя.

    Понятие в психологии ^

    Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще.

    Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека.

    Через самооценку индивид имеет возможность:

    • реализовать функцию собственной защиты;
    • осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе;
    • проникнуться чувством уважения к себе;
    • прочувствовать собственную автономность и относительную независимость.
    • Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Тогда она является противоположностью экспертным (объективным) суждениям и оценкам.

      Неоценима помощь самооценки в составлении прогнозов по поводу индивидуальных успехов, что проявляется как притязания человека, имеющих определенный уровень (высокий или низкий).

      Источники формирования ^

      Самосознание и самооценка возникают, формируются и развиваются еще в детском возрасте, в ходе становления личности (активно это проявляется приблизительно после 3 лет).

      Ребенок потихоньку начинает разбираться в своих способностях (умственных и прочих), мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими.

      Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себя. Отношение к собственному «Я» создается не сразу, а постепенно: шаг за шагом каждый индивид приобретает привычный взгляд на себя, одобряя или не одобряя те или иные проявления, поступки, мысли, отношения, результаты и прочее. Ценность и значимость собственной личности перерастает в стойкое убеждение.

      Источниками самооценки, через которые она непосредственно формируется, являются:

    • Образ себя. Создается путем сравнения составляющих «Я» индивида – реального и идеального (сопоставление между тем, каким человек есть теперь в своем восприятии и каким хотел бы стать, чтобы измениться к лучшему).
    • Математически это определяется через величину разницы притязаний человека к его реальным результатам и достижениям. Чем этот разрыв больше, тем ниже уровень самооценки у человека, и наоборот.
    • Переход внешних оценок индивида (со стороны социальной окружающей среды) во внутреннюю оценку самого себя – интериоризация. Каждой личности свойственно отталкиваться в оценке себя от того, как, в ее восприятии, оценивается она другими людьми.
    • Оценка успешности собственных результатов. Здесь самооценка проявляется в сознании человека через уровень достижений и их оценивание: индивид удовлетворен/неудовлетворен достигнутым, качеством результатов – это и является меркой величины выставляемого бала в шкале оценивания позитив-негатив.
    • Сравнение со значимыми окружающими. Ориентир оценке задают авторитетные и важные для индивида люди. Подобные оценки окружающих могут быть субъективными, но служат основой для создания идеалов и стандартов, к которым стремиться человек.
    • Как стать хорошей женой и мамой? Читай в статье.

      В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:

    • близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
    • величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
    • устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
    • широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.
    • Адекватная/неадекватная

      Этот вид самооценки – результат склонности к объективному или субъективному взгляду на самого себя и собственные проявления.

      Адекватная – характеризуется как оптимальное соотношение между уровнем притязаний и достижениями индивида. Обладая ею, личности удается наилучшим образом соотнести собственные силы с возможностями решить проблемы разной сложности и с запросами окружающих.

      Показателями адекватности самооценки служит:

    • постановка целей, которые обязательно достигаются;
    • реалистичность в оценке определенной ситуации и своих потенциалов в ней.

    Неадекватная самооценка – вне зависимости, завышенная или заниженная, – деформирует внутренние свойства психики индивида, создает препятствия личностному развитию, делает невозможным гармонизировать мотивационную и эмоционально-волевую сферу человека.

    Показателями неадекватно завышенной самооценки являются:

    • переоценка собственных сил;
    • чрезмерная идеализация личного образа «Я»;
    • игнорирование неудачных действий и результатов;
    • необоснованные претензии и высокомерие;
    • безоговорочная правота и безгрешность.
    • Свидетельством неадекватно заниженной самооценки является:

    • отсутствие веры в свои силы;
    • робость во всем;
    • нерешительность в проявлении собственных способностей и возможностей.
    • Высокая/средняя/низкая

      Уровень самооценки отображается величиной ее проявления в самосознании индивида:

      1. Высокая. Успешных людей, достигающих благополучия в жизни сопровождает высокая самооценка. Она служит мотивирующим и мобилизационным фактором для индивида.
      2. Средняя. Личности со средним уровнем самооценки больше, с чем смогут справиться в той или иной деятельности на себя не берут, но и планку достижений снижать не будут.
      3. Низкий уровень самооценки – результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.
      4. На чем базируется повышение самооценки у женщины? Читай здесь.

        Как повысить самооценку и уверенность в себе? Ответы здесь.

        Данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности:

      5. Стабильная самооценка присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.
      6. Плавающая самооценка отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля.
      7. Общая/частная/конкретно-ситуативная

        1. Общая (глобальная) самооценка охватывает целостную личность и ее значение, касается эмоционально-ценностного уровня.
        2. Частная. Отдельные стороны индивида призвана давать частная самооценка.
        3. Оперативные самооценки (конкретно-ситуативные) проявляются при оценивании личностью обстоятельств, которые меняются в зависимости от конкретной ситуации.
        4. Как воспитать в человеке адекватное восприятие себя ^

          Формирующаяся с детского возраста самооценка индивида должна иметь определенное направление, чтобы создать условия для оптимального ее развития. Все начинается с семейных отношений: от адекватного восприятия своего ребенка родителями и до удачных сценариев семейного взаимодействия.

        5. взаимное уважение (как родителей к детям и между собой, так и наоборот);
        6. доверительные отношения – их нужно сознательно и последовательно формировать;
        7. требовательность в разумных и оптимальных пределах;
        8. любовь как безусловное и внеоценочное чувство.
        9. Самооценка – одна из центральных категорий психологии личности отдельного индивида. Она хоть и является по сущности своей субъективным явлением, но имеет прямое воздействие на психику человека и закономерности ее функционирования: взаимоотношения с окружающими, успешность деятельности, ориентиры в жизни и пр.

          Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

          Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

          gopsy.ru

          Самооценка – очень интересная штука. Как правило, мы присваиваем себе, а затем воспроизводим те оценки, которые родители давали нам в детстве.

          Метафора такая: как человек научился ходить, ездить на велосипеде, держать ракетку при игре в теннис, так он автоматически и продолжает это делать. Не зря говорят: «Привычка – вторая натура». Любой педагог скажет вам: гораздо труднее переучить, чем научить правильно с начала. Гораздо проще продолжать делать по-старому! Что мы и делаем, автоматически продолжая относиться к себе так, как родители относились к нам в детстве.

          В нашей жизни очень и ОЧЕНЬ много автоматизма! И это, с одной стороны, хорошо! Представьте, если КАЖДОЕ действие, например, чистку зубов, нужно ежедневно осваивать заново! Кошмар!

          Однако, автоматизм – это и плохо, так как многие действия мы «заучили» неправильно, дисфункционально, не лучшим образом. И часто, просто по привычке, продолжаем АВТОМАТИЧЕСКИ негативно думать о себе, автоматически совершать действия и иметь установки, которые ДЕЛАЮТ НАС НЕСЧАСТНЫМИ!

          При этом ритмы жизни у нас высокие, времени заметить это не хватает, нужно все время куда-то бежать, чего-то достигать, куда-то успевать. Все это мы делаем по большей части автоматически, способами, которые были освоены в детском возрасте до 3-5 лет! И способы эти далеко не всегда эффективны.

          Чаще всего происходит так: человек таким вот автоматическим образом живет лет эдак до 30-40. Дойдя буквально до точки, пройдя много-много раз одни и те же «круги ада», то бишь, повторяющиеся ситуации и однотипные отношения, человек оказывается разочарован, душевно поранен, измучен. «Пройдя земной свой путь до половины, я оказался в сумрачном лесу» – Данте, «Божественная комедия». Вот тогда человек приостанавливает свое автоматическое движение и творчески пересматривает свою жизнь. Ну, или плохой вариант – алкоголь, наркотики, депрессия, разрушение отношений и т.п.

          Ах, если бы мы раньше могли остановиться, задуматься, и осознать свои автоматизмы, те, что делают нас несчастными, то осознав, наверняка гораздо больше сил вкладывали бы в их изменение! И жизнь стала-бы счастливее, и многих проблем можно было-бы избежать! Такие задачи решает психотерапия. Однако, к сожалению, в большинстве случаев люди обращаются к психологу, лишь оказавшись «в сумрачном лесу», буквально «на обломках старой жизни».

          Возвращаясь к самооценке, обобщу, что она «работает» в автоматическом режиме.

          Пример: родители не особо хвалили, поддерживали вас в вашем увлечении рисованием (или чем угодно). Они были, в целом, не против, но смотрели на ваши художественные творения как на милую мазню. Вы выросли, вполне осознаете, что родители ваши те ещё знатоки искусства, им и великие художники, так сказать, по барабану. Однако вы, упорно продолжая рисовать, периодически смутно ловите себя на мыслях, что вряд ли ваша «мазня» кому-либо кроме вас будет интересна, а тем более, будет продаваться. Поэтому ВАША АКТИВНОСТЬ, как в самом рисовании, так и в демонстрации своих работ окружающим, и в продвижении их на выставки и рынки, будет НИЗКА.

          При этом вы можете на сознательном уровне верить в себя, считать нужным продвигать свои работы. Только вот ЭНЕРГИИ на это у вас будет маловато. Это может ощущаться вами как «банальная» лень, или как общий сниженный тонус, вы даже можете сделать вывод, что у вас «просто» таланта не хватает. Вот такой самообман.

          Зачем нам так нужна высокая самооценка?

          Задумывались ли вы, зачем мы гонимся за высокой самооценкой?

          Да чтобы сохранять высокий уровень энергии и активности в любой (а особенно, в плохой и трудной) ситуации! Энергичность — это способность совершать ВКЛАДЫ, инвестировать свою энергию в успешную деятельность. А чтобы вкладывать энергию, её надо ИМЕТЬ! Вот она – основная проблема! Низкая самооценка отнимает энергию.

          Тот, кто говорит, что у него нет энергии, заблуждается. Энергия ЕСТЬ у всех! Однако кто-то тратит её по большей части на самореализацию и достижения, а кто-то обращает против самих себя, расходуя её на создание телесных болезней и организацию собственных душевных страданий (естественно, все это неосознанно).

          Вся соль в том, КАК человек обращается со своей энергией.

          Я, как практикующий гештальт-терапевт, утверждаю, что ответ на этот вопрос – первая задача ЛЮБОГО человека на пути к лучшей жизни: «Как вы обращаетесь со своей энергией? На что вы её тратите? Во что вкладываете?». Чтобы ответить на эти вопросы верно, необходимо осознавать себя!

          это противоположность автоматизму, выход из него. Осознавание того, как вы распоряжаетесь своей энергией здесь и сейчас, приводит к новому, творческому, лучшему приспособлению к текущей ситуации.

          Как правило, нам не до осознавания, а потому у большинства людей энергия связана автоматизмами. Вот откуда появляется ощущение, что «я не тяну свои мечты», «у меня нет сил реализовывать и доводить до конца свои проекты, и так уж я живу на грани своих возможностей».

          Решить, что «все плохо» или искать выход?

          Немалый процент энергии губят переживания именно по поводу своей самооценки, когда внешние события воспринимаются «слишком» лично. Все эти события непременно что-то негативное должны ОЗНАЧАТЬ персонально о вас. Например, что вы не достойны, или что вы плохой человек, что с вами что-то не так, или что жизнь подает вам знак отмены. Результат – вы погрязаете в болезненных переживаниях вины, стыда, злости, грусти и разочарования. И это вместо того, чтобы искать поддержку внутри себя и снаружи, разрешать ситуацию, а не запутывать её ещё больше.

          Хорошая самооценка поддерживается из двух точек – изнутри и снаружи.

          Хорошая самооценка изнутри –

          это наше позитивное отношение к себе: принятие своих слабостей и несовершенств, а также признание своих сильных сторон, способностей и желаний. Но, это в общем!

          Если КОНКРЕТНО, то чтобы вообще ИМЕТЬ самооценку, вам надо кем-то БЫТЬ САМОМУ, надо почувствовать себя, встретиться с СОБОЙ. Да ещё плюс надо этого себя изучить и полюбить! А это РАБОТА, друзья! Многие из нас делают заключение о себе, НЕ проделав эту работу. Такое заключение ЛОЖНО! Это не САМОоценка. На такое заключение опереться невозможно, и энергии там нет!

        10. СОБСТВЕННАЯ оценка себя. Это когда ВЫ САМИ себя оцениваете, причем на основе СВОИХ переживаний себя, СВОИХ представлений и ценностей (НЕ на основе мыслей, и тем более чужих). И
        11. когда вы способны УДЕРЖИВАТЬ эту свою САМОоценку не смотря на оценки других людей, не важно, выше эти оценки других людей или ниже вашей!
        12. Пример хорошей самооценки изнутри.

          Допустим, вы чувствуете, что не полностью раскрываете свой потенциал эмоциональности в отношениях с людьми, чувствуете, что есть зоны, где вы открыты, а есть зоны, где вы скованны и заморожены. Если такая оценка себя у вас есть (это и есть ваша самооценка), то вы её и удерживаете, даже если кто-то вам говорит, что вы «супер эмоциональны», а кто-то, что «совершенно зажаты».

          Это легко сделать, если ваша самооценка базируется на вашем реальном ПЕРЕЖИВАНИИ СЕБЯ, в данном конкретном случае на переживании и знании своих эмоциональных зон (с Васей я эмоционально открыта, а с Олей зажата). На такую самооценку можно опираться, в ней есть реальное ЗНАНИЕ, дающее энергию.

          Хорошая самооценка снаружи.

          Звучит немного бредово, особенно после всего вышесказанного. Однако хорошая самооценка должна быть РЕАЛИСТИЧНОЙ, то есть подтверждаться снаружи реальностью и другими людьми!

          А реальность – это скользкая тема.

          Вот вы хороший писатель? Или как в анекдоте: «не знаю, не пробовал»?

          Ведь с одной стороны, вы бесспорно не можете быть хорошим писателем, если вы ничего не написали! С другой стороны, сколько людей, столько мнений. Допустим, вы все же написали пару эссе. Кто-то оценит эти ваши сочинения как гениальные, кто-то останется равнодушен, а кто-то оценит как «фигню».

          НЕТ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ! Однако есть множество субъективных мнений – реальностей, и есть негласные договоренности между людьми!

          Пример: роман «Анна Каренина». Каждый читает свою собственную «Анну Каренину», СВОЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ её. Однако и книга такая тоже СУЩЕСТВУЕТ, и есть договоренность, что это шедевр мировой литературы!

          Поддержка самооценки извне.

          Но я сейчас даже не об этом. А о том, что каждому из нас совершенно необходима ПОДДЕРЖКА нашей самооценки другими людьми. Без такой поддержки сохранять хороший, высокий уровень жизненной энергии в общении, написании эссе и прочих достижениях просто НЕВОЗМОЖНО! Так как много сил будет затрачиваться на невидимую борьбу с непризнанностью.

          Вы должны быть признаны людьми!

          Внешняя поддержка совершенно необходима, без неё самооценка будет периодически рушиться! Пусть это будет поддержка хотя-бы одного человека! Если поддержки людей в важном для вас вопросе у вас нет, то нужно её завоевать! Если не умеете завоевывать, то НАУЧИТЕСЬ!

          Если вы один стоите против группы людей, то, скорее всего, группа вас проигнорирует или вытеснит, и вашей самооценке не на что будет опереться во внешней реальности. А потому она будет периодически рушиться. Вы будете встречаться с РЕАЛЬНОСТЬЮ того, что никто из людей особо не признал вашу ценность в том, другом, третьем вопросе.

          Отсутствие поддержки вашей самооценки снаружи, или попросту, непризнанность, это тяжелая и очень энерго – затратная ситуация.

          Пример: вопрос нескольких моих клиенток из психотерапевтической практики: как поддержать высокое мнение о себе как о женщине, если к 30-40 годам ни одни отношения с мужчиной толком не сложились? Эти женщины, конечно, могут опираться на внутреннюю самооценку, научиться ценить и любить себя. И конечно так гораздо лучше, чем ещё и самой о себе плохо думать. Это ценное достижение и очень важный ресурс! Без этого дальнейшее укрепление самооценки невозможно.

          Но этого не достаточно, так как с хорошим или с плохим мнением о себе они все равно попадают в изоляцию, остаются одинокими женщинами. Чтобы этого не случилось, необходимо заручиться поддержкой группы людей, в данном случае, мужчин!

          А для этого надо действовать, завоевывать их! Подвергаясь при этом риску отвержения, критики и равнодушия этих самых мужчин.

          И вот, в этой точке мы приходим к отношениям, к миру людей.

          Нужно вступать и быть в отношениях, находить ценность в самых разных отношениях! Завоевывать признание вашей ценности у других людей! Жизнь — это отношения. Мы все взаимозависимы.

          psycop.ru

          Уроки психологии в школе

          Цель: исследование самооценки, ее влияния на личность и деятельность.

          — сформировать понятие о самооценке и ее видах;

          — показать влияние самооценки на процесс общения;

          — определить самооценку учащихся;

          — способствовать формированию адекватной самооценки;

          — снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

          Сегодня мы поговорим о нашем отношении к себе — самооценке.

          Обсуждение. Как нужно относиться к себе? Как связано отношение к себе с отношением к другим людям?

          Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.

          Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: самооценка — отношение к другим — самооценка. Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее в других людях, хорошо к ним относится и в ответ получает такое же отношение, что повышает его мнение о себе и уверенность в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением о себе не видит ничего достойного в других людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, очередной раз убеждая его в своей никчемности и неумелости.

          Упражнение «Шкала самооценки». Давайте определим свою самооценку. В тетради начертите 7 одинаковых горизонтальных отрезков длиной 12-15 см, один под другим на расстоянии 2 см. Отметьте у отрезков начало, конец и середину. Подпишите название каждого отрезка: «здоровье», «счастье», «привлекательность», «удача», «возможности», «ум», «уважение людей». Представьте, что на первом отрезке — «здоровье» — выстроились все живущие на Земле люди: начиная от самых нездоровых (начало отрезка слева) и до самых здоровых (конец отрезка справа). Отметь черточкой, где находишься ты. Затем отметь свое местоположение на других отрезках:

          — от самых несчастных до самых счастливых,

          — от непривлекательных до самых привлекательных,

          — от неудачников до самых удачливых,

          — от тех, кто мало что может сделать в силу недостатка сил и возможностей до тех, кто может добиться своей цели,

          — от глупых до самых умных,

          — от тех, кто ничего не значит в глазах окружающих людей до уважаемых всеми личностей.

          Потом другим цветом на каждой шкале отметь, где бы ты хотел быть. Таким образом, мы получили свою реальную и идеальную (желаемую) самооценку.

          Известно, что самооценка может быть:

          заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);

          завышенной (из-за надуманной переоценки себя);

          адекватной (нормальной), соответствующей реальному представлению о себе.

          Большинство людей с адекватной самооценкой располагают себя во второй половине отрезка. Люди с заниженной самооценкой «не дотягивают» до половины. Завышенная самооценка проявляется в расположении себя близко к концу или на конце отрезка. Если черточки разных цветов находятся далеко друг от друга — значит разница между реальным и желаемым представлением о себе велика. По-видимому, ты недостаточно знаешь себя и свои возможности, предъявляешь к себе завышенные требования или не нравишься сам себе. Следует постараться лучше узнать, какой ты на самом деле и принять себя со всеми своими достоинствами и недостатками, возможностями и ограничениями, желаниями и стремлениями. Другого такого как ты — не было и не будет. Поэтому люби и цени себя. Как и каждый человек, ты можешь ошибаться — это свойственно человеческой природе. Но осуждать можно только поступки человека, личность же его всегда и безусловно ценна и хороша (хотя бы для него самого).

          У каждого человека должно быть свое устойчивое мнение о себе — базовая самооценка. Это отношение к себе, источником которого является сам человек. Оно не меняется сиюминутно под влиянием оценок окружающих людей. Желательно, чтобы базовая самооценка была позитивной: «Я — хороший». Тогда и на других людей у человека будет установка: «Вы — хорошие». Бывают случаи искаженной самооценки, влияющей на оценку окружающих:

          Обсуждение. Представьте, как будет общаться человек в каждом из вариантов искаженной самооценки. С какими трудностями в общении он столкнется? Разыграйте примеры таких ситуаций перед классом.

          Чаще всего самооценка человека оказывается заниженной или завышенной (неадекватной). Следующее упражнение поможет нам сделать свою самооценку более адекватной: заниженную — повысить, а завышенную — «подправить» в соответствии с реальными достижениями.

          Упражнение «Мои сильные стороны». У каждого из нас есть достоинства, то что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Другое название этого упражнения — «Точка опоры»: в трудной жизненной ситуации нам помогает выстоять наша внутренняя опора: наши сильные стороны, привычки, интересные дела. Такая опора есть у каждого из нас! В течение 5 минут составьте такой список. Не умаляйте своих хороших качеств.

          А теперь объединитесь в группы по 3-4 чел. и обсудите свои записи. Каждый прочитает свой список и прокомментирует его. Слушатели могут задавать вопросы или просить разъяснения, а также дополнять ваш список другими замеченными ими достоинствами. Запрещается критиковать! Вы не обязаны объяснять, почему считаете что-либо своим достоинством, точкой опоры — достаточно того, что вы сами в этом уверены.

          Обсуждение. Как повлияло данное упражнение на вашу самооценку? Какие чувства вы испытывали, когда рассказывали и выслушивали обратную связь?

          psylesson.ru