Методика на самооценку уровня тревожности

Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру – 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру –4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Методика включает ситуации трёх типов:

    Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

    Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе – общего уровня тревожности.

  1. Отвечать у доски 01234
  2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234
  4. Разговаривать с директором школы 01234
  5. Думать о своем будущем 01234
  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234
  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234
  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234
  9. Пишешь контрольную работу 01234
  10. После контрольной учитель называет отметки 01234
  11. На тебя не обращают внимания 01234
  12. У тебя что-то не получается 01234
  13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234
  14. Тебе грозит неудача, провал 01234
  15. Слышишь за своей спиной смех 01234
  16. Сдаешь экзамены в школе 01234
  17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234
  18. Выступать перед большой аудиторией 01234
  19. Предстоит важное, решающее дело 01234
  20. Не понимаешь объяснений учителя 01234
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234
  22. Сравниваешь себя с другими 01234
  23. Проверяются твои способности 01234
  24. На тебя смотрят как на маленького 01234
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234
  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234
  27. Оценивается твоя работа 01234
  28. Думаешь о своих делах 01234
  29. Тебе надо принять для себя решение 01234
  30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234
  31. Методика включает ситуации трех типов:

    1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
    2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
    3. ситуации общения.
    4. Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

      www.psyoffice.ru

      Ваш психолог. Работа психолога в школе.

      Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным (Россия).

      Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

      Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

      Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

      Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 21-4) тревожность.

      Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

      где Z — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

      G — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

      где Z — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

      G — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

      • до 30 — низкая тревожность,
      • 31–45 — умеренная тревожность,
      • 46 и более — высокая тревожность.

      Значительные отклонения от умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

      Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете».

      Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности. Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.

      Для оценки динамики состояния тревожности (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половинку шкалы (высказывания 1-20) и сокращенный вариант шкалы, на заполнение которого уходит 10-15 сек.

      Показатель РТ высчитывается по формуле:

      где Z — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5;

      G — сумма по пунктам 1, 3, 4.

      Величина показателя меняется от 5 до 20.

      Возраст_______ кл. ____СШ _____Дата____________________

      Инструкция. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

      www.vashpsixolog.ru

      Методика «Шкала самооценки тревожности» [20]

      Методика «Шкала самооценки тревожности» [20]

      Данный тест – надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Применяется для обследования подростков и взрослых.

      Цель: определение уровня тревожности.

      Описание. Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

      Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на них состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

      Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

      Бланк для ответов (лицевая сторона)

      Интерпретация данных. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

      где ?1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

      ?2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20);

      где ?1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

      ?2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

      При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31–45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.

      Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

      Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционнои деятельности и для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания № 1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит 10–15 с.

      Бланк для ответов (оборотная сторона)

      Интерпретация данных. Показатель РТ высчитывается по формуле:

      где ?1 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5;

      psy.wikireading.ru

      Влияние уровня тревожности на самооценку старших подростков

      Аннотация. В статье показано, что тревожность является индивидуальной психологической особенностью, проявляющаяся в склонности индивида к интенсивным и частым проявлениям тревожных состояний, главной составляющей, является личностный или ситуативный страх; представлены результаты исследования влияния уровня тревожности на самооценку старших подростков.

      Ключевые слова: тревожность, тревога, самооценка, подростковый возраст.

      Модернизация в системе образования, постоянно заставляет детей адаптироваться к новым условиям обучения, а так как не все школы способны организовать полное и квалифицированное психолого–педагогическое сопровождение образовательного процесса не все дети могут адаптироваться и выпадают из общеобразовательного процесса, а вследствие этого становятся более тревожными. Вопрос о психолого–педагогическом сопровождении образовательного процесса, сейчас регулярно поднимается в общеобразовательных учреждениях. Главной проблемой является не столько отсутствие квалифицированных специалистов, сколько отсутствие целостности и системности психолого–педагогического сопровождения.

      Тревожность оказывает весьма серьезное влияние на самооценку старшего подростка. Высокий уровень тревожности старшего подростка может так же свидетельствовать и о недостаточной эмоциональной приспособленности личности к разным социальным ситуациям. Это и порождает неуверенность в себе [1].

      Инновационная деятельность, которую должны осуществлять обучающиеся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта, требует у обучающихся высокий уровень саморегуляции, адекватные эмоциональные реакции [2].

      Таким образом, вопрос изучения влияния подростковой тревожности на самооценку занимает значительное место в педагогике и психологии.

      Объект исследования: тревожность и самооценка старших подростков.

      Предмет исследования: влияние ситуативной тревожности на самооценку старших подростков.

      Цель исследования: изучение влияния ситуативной тревожности на самооценку старших подростков.

      Гипотеза: высокий уровень ситуативной тревожности негативно влияет на самооценку старших подростков.

      В научной литературе изучением тревожности занимались такие авторы, как В.И, Долгова, [3], Я. В. Латюшин [4]). С. Ю. Головин определил тревожность, как состояние необходимого увеличение сенсорного внимания, а так же моторного напряжения в тех ситуациях возможной опасности, обеспечивающих соответственную реакцию человека на страх. Такая личностная черта, которая проявляется в частом и легком выражении состояний тревоги. Так же это склонность личности к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом выражения тревоги и один из основных параметров индивидуальных различий [5].

      Тревожность – это устойчивое образование личности, которое сохраняется на протяжении долгого времени. Тревожность имеет своеобразную побудительную силу, считает А. М. Прихожан, и постоянные формы реализации поведения с преобладанием в них защитных и компенсаторных проявлений [6].

      Уильям Джеймс был первым, кто ввел понятия самооценки в структуру личности индивида [7]. Его начинания были развиты многими известными психологами, такими как А. Адлер [8], Э. Эриксон [9], среди отечественных исследователей можно выделить: И.С.Кон [10], А.И.Липкина [11].

      Внимание исследователей привлекает не только самооценка, но так же причины, влияющие на ее формирование. (К. Хорни [12], Исследования, проведенные учеными, выявили факторы, оказывающие существенное влияние на самооценку индивида. С помощью этих исследований причины формирования неадекватной самооценки широко изучены, а это способствует наиболее эффективному поиску способов ее преодоления (В.И. Долгова, Н.В. Цветкова [13]).

      Участники группы выбранной для исследования являются одноклассниками и учениками 10 «а» класса. Возраст респондентов от 15 до 16 лет. Выбор подросткового возраста обусловлен тем, что в подростковом возрасте наиболее актуальна проблема тревожности и самооценки. Общее количество человек в классе 21, но так как в классе много спортсменов и во время проведения исследования 6 человек отсутствовали в свези с соревнованиями, в исследовании принимало участие пятнадцать учеников подросткового возраста. Выбор подросткового возраста обусловлен тем, что в подростковом возрасте наиболее актуальна проблема тревожности и самооценки.

      В исследовании принимали участие только девушки–15 человек. После того как выборка была сформировании, мы провели исследование. Диагностика производилась на уроке психологии, с помощью двух методик.

      Из выбранных нами учеников трое воспитываются в неполной семье, в одной из которых ребенка воспитывает отец. У одного испытуемого воспитательную функцию осуществляют бабушка и дедушка. Социальный статус респондентов находиться примерно на одном уровне. Успеваемость данных подростков средняя, а это значит, что средний балл их оценок равен четырем.

      По методике Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина мы получили такие результаты по шкале ситуативная тревожность: У 12 подростков (80%) наблюдается высокая тревожность, на высоком уровне, характеризуется чрезмерной, преувеличенной тревогой и волнением в случае простых жизненных ситуаций. Подростки с высоким уровнем общей тревожности имеют склонность к постоянному ожиданию неприятностей и не могут прекратить волноваться о жизни, деньгах, семье и учебе. У подростков с высоким уровнем общей тревожности, тревога часто беспочвенна или выходит за рамки ситуации, т.е. неадекватна событиям. При высоком уровне общей тревожности возникают неудобства в повседневной жизни, постоянно присутствует тревога, страх и боязнь. В конечном случае беспокойство возобладает в личном представлении настолько, что это будет мешать повседневным обязанностям, включая школу, социальную активность и взаимодействия.

      У 20% средний уровень ситуативной тревожности. Это значит что уровень ситуативной тревожности у подростков в норме. Такие подростки не испытывают трудностей в общении и обучении, по–видимому, коммуникативные трудности у подростков возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми.

      У большинства подростков (66,7%) высокий уровень самооценки удовлетворяет реалистичную («адекватную») самооценку. Высокий уровень самооценки личности отличается от реалистичной самооценки, преимущественной ориентацией старших подростков при переносе самооценки на знание своих особенностей, не глубокими и не разносторонними самооценочными суждениями.

      13,2% подростков очень высокий уровень самооценки. Высокий уровень самооценки может характеризовать незрелую личность, немеющую правильно оценить результаты собственной работы, сопоставлять себя другим; данный уровень самооценки может отражать на существенное искажение в формировании личности индивида – «замкнутости» для получения опыта, нечувствительность к собственным ошибкам, неудачам, оценкам и замечаниям окружающим. Очень высокий уровень самооценки у старших подростков определяет о неумение правильно и адекватно оценить себя в сравнении с окружающими людьми, нечувствительность к своим неудачам, замечаниям других, неблагополучии в развитии индивида.

      У 20% подростков средний уровень самооценки, реалистическое представление о своих возможностях. Средний уровень характеризуется адекватной самооценкой индивидом своих особенностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

      Результаты исследования по методике исследования самооценки Т.В.Дембо – С.В. Рубинштейна показали по уровню притязаний–представления о своих возможностях, что у большинства подростков (66,7%) очень высокий уровень притязаний нереалистичное, некритическое отношение подростков к собственным возможностям. Высокий уровень притязаний (27,8%) характеризует адекватное представление о собственных возможностях, что является необходимых фактором развития личности индивида. У 5,6% подростков средний уровень – реалистическое представление о своих возможностях.

      Уровень ситуативной тревожности высокий, а именно по методике Спилбергера-Ханина у 20% средний уровень тревожности, высокий уровень у 80% учеников. По уровню самооценки, методика Дембо-Рубинштейна, результаты примерно такие же.

      Проверим гипотезу исследования с помощью метода ранговой корреляции зависимость данных факторов [14]. Для этого было выполнено:

      Н0: Ранговая корреляционная связь между уровнем тревожности и самооценки старших подростков, незначима.

      Н1: Между уровнем тревожности и самооценки старших подростков существует значимая ранговая корреляционная связь.

      Вывод: врезультате анализа научной литературы мы выяснили, что тревожность является индивидуальной психологической особенностью, проявляющаяся в склонности индивида к интенсивным и частым проявлениям тревожных состояний, главной составляющей, является личностный или ситуативный страх. Рассмотренные нами теории позволили сделать такой вывод: что подходы в изучении феномена тревожности различны. Но, в своей основе, тревожность рассматривают как эмоциональное состояние индивида, которое негативно влияет на психическое здоровье личности. Тревожность исследует большинство авторов в весьма плотной взаимосвязи со страхом, ведь страх есть объективное выражение тревоги. Но некоторые исследователи определяют тревогу как первичную реакцию, некоторые на страх как фактор, призывающий состояние тревожности. Тревога нами была охарактеризована как – неадекватная реакция на ситуации внешних угроз; реакцию аналогичную страху, но проявляющуюся в отсутствии ситуации явной внешней опасности; реакцию, определенную как состояние бездействия и беспомощности во время угрозы личности.

      Самооценка в свою очередь относится к центральным личностным образованиям, к ее ядру. Самооценка в большей степени определяет личностную социальную адаптацию. Самооценка есть регулятор деятельности и поведения. Но следует отметить, что самооценка это то, что изначально присущее индивиду. Формирование же самой самооценки проходит как в процессе деятельности, так и в процессе взаимодействия между личностями.

      Общественное мнение весьма значительно влияет на формирование самооценки индивида. Так как отношение личности к самой себе образуется позже. Однако, благодаря такому свойству личности в структуре отношений человека самооценке принадлежит весьма важное место. Ярко отражается прямая связь с процессами социальной дезадаптации и адаптации индивидуума в обществе.

      С помощью ранговой корреляции было доказано влияние уровня тревожности на самооценку старших подростков.

      1. Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч .-практ. конф. Екатеринбург, 23 — 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. — 254 с.
      2. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2013. — №12. — С. 17-24.
      3. Долгова В. И., Кормушина Н. Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография /В.И. Долгова, Н.Г. Кормушина. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 324 с.
      4. Долгова В.И., Латюшин Я. В. Страх как причина развития аддиктивного поведения // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. — Серия 3. — 2002 — 70-77с.
      5. Словарь психолога-практика. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест., 2009.- 976 с.
      6. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. / А. М. Прихожан. // Психологическая наука и образования, 1998г.№2.-С.18-26.
      7. Джеймс У. Психология/ У. Джеймс — М., Педагогика. 1991.- 368 с.
      8. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. — М., 1995.
      9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.- 344 с.
      10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: «Политиздат», 1984. — 151 с.
      11. Липкина А.И. Самооценка школьника, — М.: Знание, 1976. — 64 с.
      12. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / перевод с английского /В.В. Старовойтова. Общ. ред. Г.В. Бурменской — М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.- 193 с.
      13. Долгова В.И., Цветкова Н.В.. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте / Вестник ЧГПУ. — №7. – 2014. – C. 89-98.
      14. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии — СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.

      e-koncept.ru

      Методика измерения уровня тревожности Тейлора

      адаптация Т. А. Немчинова

      Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.

      1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

      2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

      3. У меня редко бывают запоры.

      4. У меня редко бывают головные боли.

      5. Я редко устаю.

      6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

      7. Я уверен в себе.

      8. Практически я никогда не краснею.

      9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

      10. Я краснею не чаще, чем другие.

      11. У меня редко бывает сердцебиение.

      12. Обычно мои руки достаточно теплые.

      13. Я застенчив не более чем другие.

      14. Мне не хватает уверенности в себе.

      15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

      16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

      17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

      18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

      19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

      20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

      21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

      22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда питаюсь что-либо сделать.

      23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

      24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

      25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

      26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

      27. Я работаю с большим напряжением.

      28. Я легко прихожу в замешательство.

      29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

      30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

      31. Я часто плачу.

      32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

      33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

      34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

      35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

      36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

      37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

      38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

      39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

      40. Даже в холодные дни я легко потею.

      41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что ме трудно заснуть.

      42. Я — человек легко возбудимый.

      43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

      44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расщатаны, и я вот-вот выйду из себя.

      45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

      46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

      47. Я почти все время испытываю чувство голода.

      48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.

      49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

      50. Ожидание всегда нервирует меня.

      Оценка результатов исследования по опроснику произ водится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

      Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

      Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5—15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов — о низком уровне тревоги.

      В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.

      Вариант этого опросника приведен ниже.

      1. Я могу долго работать не уставая.

      2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

      3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

      4. У меня редко болит голова.

      5. Я уверен в своих силах.

      6. Ожидание меня нервирует.

      7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

      8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

      9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.

      10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.

      11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

      12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

      13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.

      14. Я не слишком застенчив.

      15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

      16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

      17. Я краснею не чаще, чем другие.

      18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

      19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

      20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

      21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

      22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.

      23. Меня часто мучают ночные кошмары.

      24. Я склонен все принимать слишком всерьез.

      25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

      26. У меня беспокойный и прерывистый сон.

      27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

      28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.

      29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывает у меня смех.

      30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.

      31. Мой желудок сильно беспокоит меня.

      32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

      33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

      34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

      35. Я легко прихожу в замешательство.

      36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.

      37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

      38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

      39. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.

      40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

      41. Иногда мне хочется выругаться.

      42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чемлибо или с кем-либо.

      43. Меня беспокоят возможные неудачи.

      44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

      45. Меня нередко охватывает отчаяние.

      46. Я — человек нервный и легко возбудимый.

      47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

      48. Я почти всегда испытываю чувство голода.

      49. Мне не хватает уверенности в себе.

      50. Я легко потею даже в прохладные дни.

      51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

      52. У меня очень редко болит живот.

      53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

      54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

      55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

      56. Я легко расстраиваюсь.

      57. Практически я никогда не краснею.

      58. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.

      59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

      60. Обычно я работаю с большим напряжением.

      В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям б 7 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. 37, 38, 40, 42. 44. 45, 46, 47, 48, 49, 50 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

      Оба варианта опросника используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи.

      psylist.net

      Диаграмма 1. Уровни школьной тревожности по методике Филлипса;

      Результаты эмпирического исследования особенностей

      эмоциональной сферы младших школьников,

      обучающихся в классах коррекции

      На первом этапе эмпирического исследования в обоих классах были проведены психодиагностические исследования по трем методикам, позволяющим оценить эмоциональную сферу личности детей младшего школьного возраста.

      По методики тревожности «Опросник школьной тревожности» Филлипса были получены следующие результаты, представленные в таблице 1и 2 (Приложение 1). В таблице 2 показано количественное и процентное соотношение общего уровня тревожности, выявленное в обоих классах.

      Таблица 2. Уровни школьной тревожности по методике Филлипса

      Данные, представленные на Диаграмме 1, ярко указывают на различие в процентном распределении испытуемых в классах по уровням тревожности. Так в группе детей, обучающихся в классе выравнивания, преобладает нормальный (50%) и повышенный (40%) уровни тревожности.

      В группе учащихся общеобразовательного класса, который выступает в качестве контрольной группы, более половины испытуемых (60%) имеют повышенный уровень тревожности, а у 40% учащихся нормальный уровень тревожности.

      Указанные процентные отношения по количеству учащихся позволяют определить общую тенденцию при сравнении учащихся из класса выравнивания и общеобразовательного класса. Детальный анализ по шкалам методики Филлипса, позволяющий оценить выраженность отдельных показателей школьной тревожности в исследуемых классах, представлен в таблице 3 (Приложение 2) и на Рис.1

      Рис. 1. Показатели уровня тревожности в 4 «А» и 4 «Б» классах

      Результаты, представленные по шкалам методики школьной тревожности Филлипса позволяют сделать следующие выводы.

      1. В общеобразовательном классе у учащихся показатель « Общая тревожность в школе» превышает в 1,4 раза аналогичный показатель в классе коррекции, что предполагает достаточно низкий уровень общего эмоционального состояния детей, связанного с различными формами включения их в жизнь школы. Таким образом, снижение общего эмоционального фона предполагает большую представленность негативных эмоций и более высокий уровень внутреннего напряжения.

      2. Учащиеся класса выравнивания испытывают не сильные эмоциональные нагрузки при взаимодействии со сверстниками, что затрудняет развитие детей.

      3. Высокий уровень по шкале «Страх самовыражения» учеников класса выравнивания предполагает негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей.

      4. Дети, обучающиеся в классе выравнивания, не испытывают негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, особенно если они проводятся публично при всем классе.

      5. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, менее выражен у учеников класса выравнивания, что предполагает их ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, у них нет тревоги по поводу оценок, даваемых окружающим.

      С помощью методики «Психические состояния школьников» А.О. Прохорова были изучены психологические особенности психических состояний учащихся класса выравнивания и общеобразовательного класса, а именно психологические особенности деятельностных состояний, состояния общения и взаимоотношений с окружающими, психофизиологических состояний, а также эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояний.

      Были получены следующие результаты в общеобразовательном классе и классе выравнивания, представленные в таблице 6и 7 (Приложение1) и отображенные в нижеследующих диаграммах. На диаграмме 3 видно преобладание положительных состояний по всем шкалам, что может говорить о комфортности обучения для школьников общеобразовательного класса.

      Диаграмма 3. Психические состояния учащихся общеобразоватльного класса (4»Б»)

      Проективная рисуночная методика «Несуществующее животное»использовалась для диагностики уровня агрессивности у учащихся обоих классов. Для анализа результатов была использована шкала Симптом-Балл Фурманова И.А. Получены следующие результаты, представленные в таблице 3 и таблицы 4 (Приложение 1). В таблице 5 показано распределение уровня агрессивности по классам.

      Таблица 5. Уровень агрессивности по методике «Несуществующее животное»

      На диаграмме 2 видно преобладание в классе выравнивания показателей средневысокого уровня агрессивности (60% испытуемых), также высок показатель высокого уровня (30 %). В классе, обучающемся по общеобразовательной программе, 50 % детей имеют средний уровень агрессивности, что вполне нормально для данной возрастной группы. Также чуть меньше половины учеников общеобразовательного класса имеют низкий уровень тревожности. Это позволяет выдвинуть предположение, что ученики класса выравнивания больше склонны к проявлению агрессии в повседневной жизни и в школьных отношениях.

      Диаграмма 2. Уровень агрессивности учащихся 4 «А» и 4»Б» классов по методике «Несуществующее животное»

      Таким образом, представленные результаты по трем психодиагностическим методикам позволяют отметить, что учащиеся коррекционного класса склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, они имеют повышенный уровень агрессии и высокий уровень школьной тревожности. Следует также отметить, что различия в эмоциональной сфере отмечены в учебной деятельности и родительско-детских отношениях.

      На втором этапе эмпирического исследования для определения особенностей эмоциональной сферы учащихся, обучающихся в коррекционном классе, проведен сравнительный анализ результатов всех методик по U -критерию Манна-Уитни с целью доказательства значимых различий между группами учащихся (см. таблицы 5, 6 )

      Сравнительный анализ по шкалам методики Филлипса

      1. Учащиеся коррекционного класса имеют выраженные негативные показатели эмоциональной сферы личности, которые проявляются в учебной деятельности, а также в отношениях с одноклассниками, сверстниками и родителями.

      2. В эмоциональных отношениях с одноклассниками учащихся коррекционного класса характеризует высокий уровень тревожности, проявляющийся в негативных эмоциональных переживаниях в ситуациях взаимодействия, неуверенности и подозрительности в социальных контактах со сверстниками, а также внутренняя готовность к проявлению негативизма против авторитета или руководства со стороны учителей.

      3. Школьники, обучающиеся в коррекционных классах более склонны к проявлению вербальной и физической агрессии, что сопровождается, как правило, криком, руганью, оскорблениями и унижениями оппонента, чем дети, обучающиеся по стандартной программе начального образования.

      В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

      Суммируя рассмотренные в теоретической части работы представления об эмоциях, можно сказать, что если эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания, то эмоциональная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Наиболее существенной чертой эмоциональной сферы является ее субъективность.

      Особенности эмоциональной сферы личности ребенка младшего школьного возраста напрямую связаны с переменой его образа жизни (он начинает учиться в школе) и расширением круга общения. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых. Эмоциогенными факторами для школьников этого возраста являются не только игры и общение, но и успех или неудачи в учёбе, оценки за учебную деятельность (учителем, сверстниками, родителями).

      Эмоциональные нарушения — одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей младшего школьного возраста. Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения, создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения впоследствии ведут к дезадаптации личности.

      Критериями эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста являются трудности общения со взрослыми и сверстниками, агрессивность, негативизм, тревожность, эмоциональная лабильность, страхи, упрямство повышенная эмоциональная истощаемость и пресыщаемость и другие нарушения поведения. Эти дети более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными.

      Эмоциональные нарушение у детей школьного возраста могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающем заболевании, а могут иметь непатологические формы, тем не менее, представляя серьёзные затруднения для воспитания. Точная и глубокая диагностика этих симптомов, коррекция и прогноз развития детей с такими симптомами имеют огромное значение для здоровья ребенка и его жизни, а также для жизни всей семьи.

      Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет утверждать, что младшие школьники, обучающиеся в коррекционных классах по сравнению с младшими школьниками, обучающихся по стандартной программе начального образования более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, более агрессивны и не проявляют высокий уровень школьной тревожности. Данное утверждение частично подтверждает гипотезу исследования.

      При всем этом, личность ребенка младшего школьного возраста развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере.

      Сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы и любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекциионно — развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных методических формах деятельности. Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в учении и в адаптации к школе, в том числе с нарушениями в эмоциональной сфере. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения. Последние позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

      Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации младшего школьного возраста, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории. Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствий отрицательных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.

      studopedia.su

      Курсовая работа: Взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности у продавцов-консультантов:

      В данной курсовой работе дано общее понятие о самооценке, представлены её виды. Также раскрыто понятие тревожность, ее виды и формы. Представлена взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности у продавцов консультантов.

      Как в зарубежной, так и в отечественной психологической литературе информации о самооценке и ее связи с различными свойствами личности (в нашем случае тревожности) очень мало. Поэтому мы считаем, что исследование связи самооценки и уровня личностной тревожности актуально.

      В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования.

      Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.И. Липкина и др., А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Бернс, К. Роджерс, Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова и многие другие.

      Наиболее перспективной представляется модель самооценки, предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру самосознания и определяется как оценка человеком себя по определенному свойству или оценки собственного потенциала в целом.

      Изучение проблемы самооценки, является очень важной с точки зрения практической психологии – как в области психотерапии, так и в области психологического консультирования.

      Что касается проблемы тревожности, то ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Если в 1927г. по данной проблеме приводилось всего 3 статьи, то в 1960-м — уже 222, а в 1995-м — более 600.В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е начало 1990-х годов. Несмотря на большое количество исследований, мы сталкиваемся с большим разбросом мнений в определении тревожности. Неопределенность термина «тревожность» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; и фрустрация социальных потребностей; и свойство личности, и мотивационный конфликт.

      Наиболее приемлемой является точка зрения предлагаемой Спилбергером различать тревогу как состояние и как свойство. Его разделение тревоги на ситуативную и личностную тревогу, повторенную и дополненную Н.Д. Левитовым о тревоге как о хронической черте характера, стало удобным в теории, а также в экспериментальной и диагностической практике.

      Очень важен вопрос этиологии тревожности. В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги (Ханин, Спилбергер), и внутренние–психологические и (или) психофизиологические причины.

      Проблема тревожности широко рассматривается в работах как зарубежных: Ч.Д. Спилбергер, А. Адлер, О. Ранк, З. Фрейд и др., так и отечественных авторов: Н.Д. Левитов, Ф.Б. Березин, Л.В. Бороздина, В.М. Астапов, А.М. Прихожан, К.Р. Сидоров, и др.

      Проблема тревожности касается возрастной, педагогической, медицинской, клинической, социальной психологии.

      Изучение самооценки, как и поиск путей возникновения и преодоления тревожности является одной из важнейших задач практической и научной психологии и психиатрии.

      Одним из направлений исследования самооценки является ее связь с различными личностными свойствами, в частности, с личностной тревожностью.

      Цель — изучить взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности у продавцов-консультантов.

      Предмет -взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности.

      Объект – самооценка как свойства личности.

      1) Теоретический анализ понятий самооценки и личностной тревожности в психологии.

      2) Изучение уровня самооценки и его взаимосвязи с личностной тревожностью.

      3) Обработка и интерпретация результатов исследования.

      Гипотеза: чем выше самооценка, тем ниже уровень личностной тревожности и чем выше уровень личностной тревожности тем ниже самооценка.

      Методы: анализ литературы, тестирование, метод математической обработки.

      База исследования: ОАО «Амурская ярмарка».

      Выборка: 10 человек.

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООЦЕНКА И ТРЕВОЖНОСТЬ

      1.1 Понятие самооценки и ее виды

      Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность.

      Вид самооценки – это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.

      Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его уровня самооценки. Те, кто сам не считает себя очень талантливым, не стремится к очень высоким целям и не проявляет огорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.

      Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное.

      Психиатры часто говорят о том, адекватна или неадекватна самооценка человека, но всегда возникает вопрос о границах этой адекватности. Считается, что самооценка измеряется по континууму, по одномерной шкале от высокой к низкой. В действительности, вопрос этот гораздо сложнее, так как самооценка человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация, возможная в отношении других людей, может быть обращена на самого себя. Точно так же, как другой человек может быть объектом бескорыстной любви, человек может подходить к себе как к объекту безусловно ценному. Точно так же, как на других можно обижаться или ненавидеть, человек может относиться к себе, как к опасному объекту. Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания, когда сам субъект выступает в качестве героя. Точно так же как к другим людям можно относиться с презрением, человек может унижать самого себя.

      Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими.

      В результате проведенного исследования Бороздиной был выявлен элемент неадекватности завышенной самооценки у мужчин и неадекватности заниженной самооценки у женщин. Как пишет И.С.Кон, мужчины и в старости остаются менее самокритичными, чем женщины. Однако по комплексу полученных результатов не только не исключена, но и вполне вероятна в каждой из субвыборок частичная неадекватность обратного знака — завышение самооценки у женщин и занижение у мужчин. Эти данные указывают на выраженную индивидуальную дифференциацию самооценки, что может означать ее зависимость от многих факторов — личностных особенностей человека, общего стиля его жизни, воспитания и др.

      «Установлено, что субъекты с промежуточными показателями оценки себя характеризуются более оптимальными, устойчивыми психическими состояниями, чем лица с высокими и низкими ее значениями».

      Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.Высота считается очень важным параметром для самооценки.Существуют различные варианты ее измерения.

      Наиболее распространенной в отечественной психологии является техника Дембо-Рубинштейн. В методике Дембо-Рубинштейн обследуемые проставляют три отметки на графических шкалах, соответствующие реальной, идеальной и достижимойсамооценки.

      Анализ полученных данных выявляет совершенно очевидное отличие позиций реальной самооценки в разных возрастных группах. Реальная самооценка с возрастом имеет очевидную тенденцию к снижению. Что же касается идеальной самооценки по параметру высоты, то она также характеризуется падением с увеличением возраста испытуемых. Достижимая самооценка тоже имеет возрастную динамику. В пожилом и старческом возрасте достижимая самооценка почти не различается с реальной, иногда полностью сливаясь с ней. Отставание реальной самооценки от достижимой и идеальной имеет линейную зависимость: оно уменьшается с возрастом. Это означает, что отдельные элементы общей структуры самооценки с ранней молодости до поздней старости постепенно сближаются. В результате вся самооценочная конструкция снижается по мере увеличения возраста, нередко до полного слияния образующих ее элементов: реальной, достижимой и идеальной. В результате исследования самооценки, проведенного Бороздиной в разных возрастных группах была выявлена следующая закономерность: обследуемые первой зрелости ориентированы, главным образом, на идеальную самооценку; лица второй зрелости – на достижимую; пожилые определенно начинают склоняться к реальной самооценке; у престарелых она становится ведущим элементом. Интересен специфический механизм самооценивания в разных возрастных группах. У лиц первой зрелости базовым механизмом служит «социальное сравнение», то есть сопоставление себя с другими; у испытуемых второй зрелости — установка на личные представления и свои реальные достижения; пожилые, сохраняя подобную установку, обращаются к социальному сравнению и вводят «временное», к чему преимущественно тяготеют и престарелые, ориентируюсь на собственное «Я» в цикле жизни и выполняя это сравнение в диаде «Я есть — Я был».

      Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. С другой стороны, в традициях воспитания стран постсоветского пространства уже с самого детства внушали человеку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.

      Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви.

      1.2 Тревожность — ее виды и формы

      Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашего времени, с другой — это психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.

      Поэтому не удивительно, что этой проблеме посвящено большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии.

      В «Психологическом словаре» под тревожностью понимается «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения».

      Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением.

      Спилбергер считает что, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями:

      1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности;

      2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги;

      3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;

      4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

      Сидоров отмечает, что деление тревожности на ситуативную и личностную тревожность прочно вошло в психологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностической и экспериментальной практике.

      Относительно соотношения двух названных форм тревожности, генетически первичной следует считать ситуативную тревожность, вторичной – личностную тревожность. Жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование тревожности как черты личности; личностная тревожность же определяет особенности функционирования ситуативной тревожности при ее актуализации и, значит, выступает базовой в подобном случае.

      Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, что она может превратиться в «ничто». Человек испытывает тревогу, когда осознает, что его существование или какие – то ценности, отождествляемые с ним, могут быть уничтожены. Позднее Мэй выдвинул другое определение тревоги – как ощущение угрозы, направленной на важные для человека ценности. Значит, тревога может происходить как из осознания возможности нашего небытия, так и из угрозы жизненно важным для человека ценностям и стать причиной застоя и упадка. Тревога может возникнуть при встрече с препятствиями. Свобода не может существовать без тревоги, становясь более свободным, человек неизбежно испытывает тревогу.

      Важным результатом исследований Кэттела и его коллег явилось выделение собственно феномена тревожности, в отличие от сходных явлений депрессии, склонности пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей.

      Я. Рейковский рассматривая влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение или завышение), концептуирует тревогу и тревожность как проявление дефектов в структуре личности и, прежде всего, в нарушении механизмов саморегуляции, проявляющихся в переживании незащищенности, в снижении чувства безопасности.

      В работах Березина, оценивается роль тревоги в процессе психической адаптации человека. Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и поведения.

      Березин основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда: 1. Ощущение внутренней напряженности (включает механизмы адаптации). 2. Гиперестезические реакции (множество событий внешней среды становятся значимыми для субъекта, что способствует появлению ощущения неопределенной угрозы). 3. Собственно тревога характеризуется чувством неясной опасности (признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и неосознаваемость причин. 4.Страх. Неосознаваемость причин тревоги, делают невозможным организацию деятельности по устранению или предотвращению угрозы. 5.Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревоги приводит субъекта к представлению о невозможности избегания угрозы. 6.Тревожно-боязливое возбуждение (дезорганизация поведения достигает максимума, возможность целенаправленной деятельности исчезает).

      Все эти феномены проявляются по-разному, в зависимости от стабильности психического состояния.

      Таким образом, на современном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.

      Астапов говорит о необходимости функционального подхода к изучению тревоги, на основании которого можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасная. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для её преодоления.

      Он рассматривает следующие психические функции тревоги:

      1. Функция сигнала – имеет приспособительное значение – сигнализирует о неопределенной опасности и побуждает к ее поиску.

      2. Функция поиска – человек пытается найти источник угрозы, так как соприкосновение с опасностью разряжает беспокойство (нормальная тревожность), при постоянном поиске источника угрозы можно говорить о патопсихологических нарушениях личности.

      3. Функция оценки – анализ сложившейся ситуации. Имеет сложный характер, включающий не только перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, актуализации прошлого опыта и умений человека и т. д. Особенность этой функции заключается в том, что она включает защитные и приспособительные функции, помогающие организму адаптироваться.

      На основании функционального подхода можно определить тревогу как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления.

      Прихожан выделяет такие разновидности тревожности, как:

      — устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.) — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную;

      — общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей.

      Различают также нормальную и невротическую тревожность. Нормальная тревожность — это реакция человека на угрозу его ценностям, которые он считает для себя единственно важными и возможными для существования себя как личности. Нормальная тревожность адекватна реальной угрозе, она не таит в себе депрессию или меланхолию. Ранк подчеркивал, что нормальная тревожность сопровождает переживания индивида на протяжении всей его жизни и если потенциально формирующие тревожность переживания преодолены успешно, то это ведет к большей независимости и к восстановлению новых уровней отношений с другими людьми.

      Мэй отмечал, что нормальная тревожность, как и любая тревожность, есть реакция индивида на угрозу ценностям, которые он считает единственно возможными для его существования как личности. Но нормальной тревожностью может быть призвана реакция, которая:

      — адекватна реальной угрозе;

      — не включает подавление или другие механизмы разрешения внутреннего психического конфликта, а в результате этого — и внешнего;

      — не требует невротических защитных механизмов для управления собою, но может быть изменена конструктивно на уровне произвольного осознания или ослаблена при объективном изменении ситуации.

      Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности, например, школьной тревожности у детей (Костина, 2004; Дмитриева, 2005; Никитина, 2006; Сушков, 2006 и др. авторы).

      Прихожан изучала формы тревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.

      Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности: 1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая — в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.

      Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделены три формы открытой тревожности. 1.Острая, нерегулируемая — самостоятельно справиться с ней индивид не может. 2.Регулируемая и компенсируемая тревожность. Внутри этой формы выделились две субформы: а) снижение уровня тревожности; б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. 3.Культивируемая тревожность — в этом случае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

      Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм — «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации».

      Исследования тревожности у детей и подростков, проводимые Прихожан (1991, 1998, 2000, 2007), привели к предположению о том, что тревожность все же не является собственно личностным образованием. Она пока своего рода функция неблагоприятных особенностей общения. В тех случаях, когда удается изменить отношение родителей к ребенку (например, уговорить родителей снизить уровень требований, более выражено проявлять эмоциональную поддержку) тревожность исчезает.

      Таким образом, анализ видов и параметров самооценки показывает, что существует множество точек зрения на разделение самооценки на какие-либо определенные виды, а также на выделение конкретных параметров данного конструкта.

      Прихожан отмечает, что с подросткового возраста тревожность все более опосредуется самооценкой, приобретая черты собственно личностного образования. Изменяется ее мотивирующая функция – вместо функции «сигнала» об опасности, она приобретает функцию защиты привычного отношения к себе, привычной самооценки. В дальнейшем при осознании и обобщении индивидом опыта своей жизни тревожность может как бы «окрасить» систему ценностей, повлиять на мировоззрение. Тревожность, возникнув первоначально на базе одной потребности (потребности в межличностной надежности), затем как бы «укореняется» в личности и начинает обслуживать одну из ее центральных потребностей — потребность в удовлетворяющей, привычной самооценке, которая приобретает ненасыщаемый характер. В этих условиях тревожность может становиться переживанием, имеющим для человека самостоятельную ценность, и может стать предметом потребности.

      В работах, выполненных под руководством Бороздиной, при исследовании людей среднего возраста, было установлено, что особенности самооценки и уровня притязаний в отдельности не связаны с повышением тревожности. Тревожность вызывается конфликтом, выражающимся в рассогласовании уровней самооценки субъекта и его притязаний.

      В работе Сидорова подтверждается этот факт на материале юности, где экспериментально доказано, что «расхождение высоты самооценки и притязаний сопряжено с ростом личностной тревожности».

      Представление о том, что тревожность может быть вызвана любым внутренним конфликтом и основой является не содержание, а личностный смысл наиболее распространено».

      Существуют подходы к изучению тревожности в связи с другими личностными конструктами, например, самооценкой.

      По данным Прихожан, обследовавшей тревожных детей Москвы, выявилось, что характерной чертой таких детей является снижение самооценки. Они не способны уважать себя, ценить себя, что проявляется в неверии в свои способности, в свои силы.

      Спилберге были установлены устойчивые корреляции между подшкалой реактивной тревожности и показателями самооценки.

      Роджерс указывает на то, что конфликт личности между Я – идеальным и Я – реальным приводит к возникновению эмоционального напряжения и тревожности.

      По мнению Прихожан, современное состояние исследований проблемы тревожности характеризуется определенной двойственностью, сочетанием общепринятых положений и недостаточной экспериментальной и клинической доказанностью, что во многом обусловлено недостаточностью онтогенетического аспекта изучения проблемы.

      Причины, вызывающие тревожность и влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.

      Обнаруживается связь тревожности с характеристиками семьи и особенностями семейного воспитания; школьной успешностью; взаимоотношением с учителями и сверстниками; посттравматическим стрессом; экологией; природными предпосылками; социальными причинами – восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной.

      В качестве важнейшего источника тревожности выделяется внутриличностный источник тревожности — внутренний конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я – концепцией.

      В результате исследований Сафина и его сотрудников выявилась следующая закономерность. Устойчивая, неадекватно завышенная самооценка коррелирует с низкой тревожностью и экстраверсией, а устойчивая, неадекватно низкая самооценка – с высокой тревожностью и интроверсией.

      По данным Бороздиной была выявлена определенная зависимость: формирование личностной тревожности как следствия внутриличностного конфликта.

      В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги (Ханин, Спилбергер, 1983), и внутренние–психологические и /или/ психофизиологические причины.

      Вопрос о причинах устойчивой тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и наиболее спорных.

      2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

      2.1 Организация и методы исследования

      Цель данного исследования — выявить взаимосвязь самооценки и личностной тревожности у продавцов-консультантов.

      Объект исследования – продавцы-консультанты.

      Предметом исследования — является взаимосвязь самооценки и личностной тревожности у продавцов — консультантов.

      — выявить степень самооценки и уровень тревожности.

      — определить взаимосвязь самооценки и уровня личностной тревожности.

      — сделать выводы о результатах проведенного исследования.

      База исследования: исследование проводилось ОАО «Амурская ярмарка». В исследовании приняли участие 10 человек (мужчины и женщины в возрасте 20-50 лет, работающие продавцами-консультантами).

      Для проведения исследования были использованы:

      методика диагностики самооценки эмоциональных состояний Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (личностной тревожности), методика Т. Дембо – С. Рубенштейна в модификации Бороздиной, метод ранговой корреляции Спирмена.

      Методика диагностики самооценки эмоциональных состояний.

      Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

      Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

      Реактивная тревожность — характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации.

      Личностная тревожность — характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

      Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

      Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.(см. Приложение А).

      Показатели личностной тревожности (ЛТ) подсчитываются по формуле:

      где S1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

      S2 – сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

      При интерпретации результат можно оценивать так:

      до 30- низкая тревожность;

      31-45 – умеренная тревожность;

      46 и более – высокая тревожность.

      Методика Дембо- Рубеншейн в модификации Бороздиной.

      Данная методика использовалась с целью определения уровня самооценки (см. Приложение Б).

      Обследуемому предъявляется набор шкал в виде буклета бланков, на каждом бланке обозначена вертикальная линия длиной 120 мм. Участнику обследования говорят, что она обозначает почерк (пилотажная шкала), причем верхний полюс шкалы соответствует идеальному почерку, а нижний полюс занимают люди с самым плохим почерком (на середине отмечается середин в для глазомер). Обследуемого просят обозначить на этой линии чертой своё место. Затем на этой шкале его просят обозначить свои идеальные и достижимые позиции. Всего 10 шкал: здоровье, ум, характер, счастье, профессиональное мастерство, социальные контакты, внешность, общая оценка себя, будущее (определяется по одному параметру). По данной процедуре определяется реальная и достижимая самооценка, затем составляется график

      Метод коэффициента рангов Спирмена.

      Коэффициент корреляции рангов Спирмена (rs) — это непараметрический показатель, с помощью которого пытаются выявить связь между рангами соответственных величин в двух рядах измерений.

      Этот коэффициент рассчитывать проще, однако результаты получаются менее точными, чем при использовании r. Это связано с тем, что при вычислении коэффициента Спирмена используют порядок следования данных, а не их количественные характеристики и интервалы между классами.

      Дело в том, что при использовании коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs) проверяют только, будет ли ранжирование данных для какой-либо выборки таким же, как и в ряду других данных для этой выборки, попарно связанных с первыми. Если коэффициент близок к +1, то это означает, что оба ряда практически совпадают, а если этот коэффициент близок к -1, можно говорить о полной обратной зависимости.

      Коэффициент rsвычисляют по формуле

      где d — разность между рангами сопряженных значений признаков (независимо от ее знака), а — число пар.

      Корреляционный анализ

      При изучении корреляцийстараются установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке либо между двумя различными выборками и если эта связь существует, то сопровождается ли увеличение одного показателя или уменьшением другого.

      2.2 Анализ результатов исследования

      В результате проведенного исследования по методике самооценки эмоциональных состояний Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина мы получили следующие результаты, таблица 1.

      Таблица 1 — Результаты изучения уровня личностной тревожности

      domashke.net